01.07.2019

Конспект по экологическому занятию старшей группе. Конспект занятия в старшей группе по экологии «Путешествие в мир насекомых


Конспект занятия по экологии в старшей группе «Воздух – невидимка»
Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; имеет вес, легче воды). Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Материал : Стакан, бумага, воздушные шары и резиновые игрушки разной формы, веер, кусочек апельсина, ванилин, чашечные весы, миска, бутылка пластиковая. Ход занятия:Воспитатель: «Ребята, отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем (Воздух)

Воспитатель: Как вы догадались?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду-на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух! Воздух есть в шинах велосипеда, автомобиля, в надувной игрушке.

Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

Воспитатель: Давайте, проверим, правда, это или нет.

(Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой: что произойдет, если стакан перевернуть?)

Дети: Вода вытечет, выльется.

Воспитатель: Давайте проверим! (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает). Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?

Дети: На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться.

Воспитатель: А что такое воздух?

Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?

Дети: Нет, не видим, он невидимый.

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями!

Дети: Как это сделать? Он везде невидим… Поймать его нельзя!

Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение»

Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать тоже самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (подул ветерок). Какой воздух? (прохладный, холодный воздух).

Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Делают вывод: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.

Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен?

Дети: Да, нужен.

Воспитатель: Зачем?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).

Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.

Воспитатель: Кому еще нужен воздух?

Дети называют объекты живой природы.

Воспитатель: Кому не нужен воздух?

Дети называют объекты неживой природы.

Наблюдение «Воздух легче воды»

Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица и пр.). Спрашивает, есть ли в этих предметах воздух? (Выслушивает ответы детей). Потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой. Воспитатель бросает в воду один ; дети наблюдают пока он опускается на дно. Затем бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать.

Воспитатель: Что вы видели?

Дети: Предмет тонет (падает на дно), при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх.

Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды?

Дети: Пузыри – это воздух.

Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?

Дети: Камень падал вниз, потому-что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому-что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.

Делают вывод: третий секрет воздуха – воздух легче воды.

Воспитатель: А давайте подумаем, имеет ли воздух форму?

Дети: Нет.

Воспитатель раздает детям воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы.

Воспитатель: Что находится внутри игрушек?

Дети: (воздух).

Воспитатель: Какую форму воздух имеет в ваших игрушках?

Вывод: воздух принимает форму предмета, в котором находится. Воспитатель надевает на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставит ее в миску с горячей водой.

Дети: Он надувается.

В: Воздух при нагревании расширяется.

(Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом и снегом.)

Воспитатель: Что происходит с шаром?

Дети: Шар не надувается.

Делают вывод: четвертый секрет воздуха – При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Игра: Воспитатель предлагает детям изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре. (Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз.) Что произойдет с воздухом, если его нагреть? (Дети, держась за руки, расширяют круг. Что произойдет с воздухом, если его охладить? (Дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положении приседа).

Упражнения повторяют 4-5 раз

Наблюдение «Чем пахнет воздух»

Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха).

Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их в разные баночки.

Игра « Узнай по запаху» (с закрытыми глазами).

Воспитатель: У меня в руках два шарика-надутый и не надутый. Как вы думаете, какой из них тяжелее? Как это проверить? Да, можно взвесить. Дети взвешивают эти шары на чашечных весах.

В: Какой шарик тяжелее?

Вывод: Воздух имеет вес.

В: Как вы думаете, что такое ветер?

В: Возьмем пальцами лист бумаги и подуем на него. Что происходит с ним? Почему бумага движется, наклоняется?

Д: Бумага изгибается под струей воздуха.

В: Ветер –это и есть движение воздуха. Оказывается, невидимый воздух настолько ощутим, что может двигать по морю большие корабли, надувая паруса

А теперь давайте с вами вспомним, что мы узнали сегодня про воздух?

Данный тематический раздел обобщает опыт дошкольных педагогов в области экологического воспитания детей. Здесь Вы найдёте большое количество опробованных на практике конспектов и сценариев занятий, развлечений, игр, виртуальных путешествий экологической направленности. Они помогут закрепить и уточнить знания детей об окружающей среде, внушить им осознанное, бережное отношение к природным богатствам. В наших силах воспитать новое поколение, культурное и высоконравственное по отношению к родной природе. Поколение людей, которые будут жить в согласии с окружающим миром.

"Азбука экологии для детей" - в этом разделе есть всё для её изучения.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Море, океан, подводный мир. Морские глубины и его обитатели

Показаны публикации 1-10 из 7009 .
Все разделы | Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию

Конспект занятия в подготовительной группе «Планета Земля» Пр. задачи : 1.Познакомить с глобусом и физической картой Земли. Обогатить словарь (планета, земная ось, Северный и Южный полюса, экватор. Объяснить на основе экспериментальной деятельности, что такое земное притяжение. 2.Развивать поисково-познавательные способности....

Конспект занятия по экологии «Волшебница - вода» во второй младшей группе Цель : Продолжать выявлять свойства воды – она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус) Задачи : Образовательные : Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в...

Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию - Конспект НОД в первой младшей группе по экологическому воспитанию «Берегите природу»

Публикация «Конспект НОД в первой младшей группе по экологическому воспитанию...» Цель: дать детям первоначальное понятие по экологии Задачи: Образовательная: -учить детей четко, ясно, громко отвечать на вопросы; -при помощи картинок произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение; -обобщать знания детей о диких животных, птицах; - закрепить...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

«Дикие животные». Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные» Конспект составлен воспитателем Бреховой Е.С. Цель: расширять представления детей о диких животных. Задачи: закреплять названия диких животных и их детенышей, продолжать формировать...


"Эти удивительные и загадочные кристаллы" (занятие из кружковой деятельности: "Лаборатория неживой природы") Программное содержание: - уточнить представления детей о свойствах воды, вспомнить вещества которые растворяются в воде, закрепить умение детей фильтровать воду при...

Конспект НОД по экологическому и художественно-эстетическому развитию «Птичка прилетела» Цель: Формировать элементарные представления о птицах. Воспитывать доброжелательное отношение к ним. Закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать его между ладонями круговыми движениями. Задачи: Продолжать развивать интерес к природе;...

Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию - Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Вода - чудесный дар природы»

«Вода – чудесный дар природы» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значение в жизни человека растений и животных. Задачи: Образовательные: Учить детей проводить несложные опыты с водой. Расширить знания детей о...

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

Конспект занятия в старшей группе по экологии с использованием здоровьесберегающих технологий.

Тема: «Путешествие в мир насекомых».

Білім беру салалары /Образовательная область/Educational area: «Социум».

Бөлік/Раздел/ Section: Экология.

Тақырып /Тема/Subject: «Путешествие в мир насекомых».

Мақсатты/Цель/ Target: Уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки.

Міндеттер/Задачи/ Tasks:

Образовательные: Формировать у детей представление о насекомых, их строении, пользе для людей и растений, о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Ввести в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать связную речь, словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, обосновывать свой ответ. Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, продолжать развивать двигательные навыки, общую моторику, координацию.

Воспитательная: Воспитывать доброе отношение к насекомым.

Сөздік жұмыс/Словарная работа/ Dictionary work: насекомые, насечки, нектар, пыльца.

Екі тілдік компонент (Билингвальный компонент): весна-көктем-spring , март-наурыз--мarch, апрель-сәуір-аpril, май- мамыр-may , насекомые- жәндіктер, муха-fly-муха

Құралдар/Оборудование и материалы/Equipment and materials: картинки с изображением насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза), д/и «Что сначала, что потом», д/и «Кто, как устроен», звуки насекомых, волшебный цветок, д/и «Кто как двигается».

Ход занятия

I. Мотивациялық -қозғаушы / Мотивационно побудительный.

1. Круг радости:

Всё проснулось ото сна-это к нам пришла весна.
Солнце греет всё теплее, на прогулку все скорее.
Справа-первые цветочки появились на лужочке.
Слева-быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
Мы кораблик смастерили, в ручеёк его пустили.
Уплывай кораблик мой-прямо к речке голубой.
Вот как весело играть и на улице гулять.
Дышит свежестью земля. Подышу весной и я!

2. Дыхательное упражнение «Весна». Делаем глубокий вдох. На выдохе произносим слово «Вес-на».

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (весна-көктем-spring). Назовите весенние месяца? март-наурыз--мarch, апрель-сәуір-аpril, май- мамыр-may).

Весна нам дарит красивые, яркие краски. Одевает природу, всё живое в разноцветные наряды. Весной просыпается всё живое. Давай послушаем и угадаем, кто уже проснулся.

Воспитатель включает звуки насекомых. (Дети слушают звуки, угадывают и называют насекомых: комар, кузнечик, майский жук, муха, сверчок, оса, пчела). Воспитатель выставляет изображения насекомых на мольберте.

Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках? Насекомые- жәндіктер

II . Іздену -ұйымдастырушы / Организационно - поисковый.

1. Введение в тему.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Интересно от кого оно, давайте прочитаем!

Воспитатель читает текст:

«Дорогие ребята, мы попали в беду.
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим насекомым
Малышам ты помоги!

Воспитатель: Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы им помочь? (Ответы детей). Тогда нам нужно тоже превратиться в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.

Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:

Закройте все глаза и повторяйте за мной:
Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!

Вот мы с вами превратились в насекомых.

2. Игра на звукоподражание.

Воспитатель предлагает воспроизвести звуки:

Жужжим как жук - Ж - Ж - Ж.
Звеним как комар - З - З - З.
Трещим как кузнечик - ТРР - ТРР - ТРР.
Проходите насекомые, садитесь.

3. Дидактическая игра «Кто, как устроен».

Воспитатель: Ребята, чтобы спасти муху, нам нужно выполнить первое задание от паука. Возьмите конверт. Достаньте карточки.

Одна группа детей выкладывают части тела мухи, а другие-птицы.




Предлагает сравнить: что общего, чем отличаются муха и птица, и назвать части тела.


Обобщают: у птиц и насекомых есть голова, туловище, глаза, крылья. Отличаются тем, что у птиц есть клюв, перья, хвост. У насекомых есть усики, брюшко, грудь, по 6 лапок, тело любого насекомого как бы поделено на членики.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, паук - это насекомое? (демонстрирует изображение паука-нет, у него 8 лапо к). Молодцы. Мы спасли муху!

4. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Воспитатель: А теперь нам, ребята, нужно спасти гусеницу. Для этого мы поможем ей превратится в бабочку. У вас в тарелочке лежат картинки, в которых изображены этапы превращения гусеницы в бабочку. Подумайте и разложите их по порядку.

Затем воспитатель демонстрирует схему «Размножение и развитие бабочек», дети проверяют.

Воспитатель: Скажите, что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца)

  • Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница)
  • Что делает гусеница? (Она питается листьями и растет)
  • В кого она превращается? (Гусеница превращается в куколку)
  • Кто выходит из куколки? (Из куколки появляется бабочка)

Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли гусеницу. Давайте мы тоже попробуем превратиться в бабочек и спасём бабочку.

5. Физкультминутка - координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (Ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (Хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня - сонюшка! (Потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (Грозят пальцем)
Стала бабочкой она!(Бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Вы спасли бабочку.

6. Дидактическая игра «Кто, как передвигается».

Воспитатель: Насекомые обитают не только на земле, но и в воздушном, и водном пространстве.

Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать. Вот сейчас вы должны правильно угадать, как двигаются насекомые.

Возьмите конверт. В нём лежат сигнальные карточки: мячик-насекомое прыгает, самолёт-насекомое летает, шнурок- насекомое ползает.

Демонстрирует картинки с изображением насекомых, дети поднимают соответствующую карточку. (Ребёнок помогает заполнять таблицу, вставляет картинки).

Воспитатель: Молодцы. Вы помогли мне спасти кузнечика.

7. Пальчиковая игра «Пчела».

Прилетела к нам вчера.
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И веселый мотылек (загибаем пальцы).
Два жука и стрекоза (делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали (машем ладошками),
От усталости упали (роняем ладони на стол).

8. Беседа:

Воспитатель: Ребята, чтобы нам спасти стрекозу и пчелу, нам нужно узнать, какие насекомые полезные, а какие вредные. Как вы думаете, бабочка, пчела и муравей-это полезные насекомые? (да). Как вы думаете, какую пользу они приносят?

Воспитатель: Пчелы опыляют цветы, собирают пыльцу и нектар с цветов, а затем переносят нектар в ячейки сот, где он превращается в мед. А все знают, что мед не только вкусен, но и очень полезен. Зимой они и питаются этим медом.

Бабочки опыляют растения.

Муравьев называют «санитарами леса». Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Рыжие лесные муравьи из одного большого муравейника могут уничтожить за лето около 10 миллионов погибших насекомых. Муравьи разносят по лесу семена многих растений.

Воспитатель предлагает рассмотреть следующих насекомых: муха, гусеница, комар.

Воспитатель: Это вредные насекомые или полезные? (вредные). А какой вред они причиняют: муха разносит микробы, гусеница ест листья растений, комар пьет кровь. Есть насекомые - хищники. (Воспитатель демонстрирует изображение насекомых).

Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка). А почему их называют хищниками? (Ответы детей: их называют так потому, что они питаются, охотясь на других насекомых).

Многие насекомые нужны животным и птицам, они являются для них пищей. Молодцы, мы спасли стрекозу и пчелу.

III . Рефлексивті -коррекциялаушы/Рефлексивно - корригирующий

Итог занятия. Появляется картинка с насекомыми на цветущей полянке. «Спасибо вам, ребята, что спасли нас от злого паука!»

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Посмотрите, какая полянка красивая стала. А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Давайте возьмём наш волшебный цветок, закроем глаза и произнесем волшебные слова:

Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

Вот мы снова и в детском саду! Дети, а кому мы сегодня помогли? А чтобы мне узнать насколько вы хорошо познакомились с насекомыми, мы поиграем в игру «Вопрос-ответ». Если высказанное мной утверждение верно и вы согласны с ним, вы хлопайте в ладоши, если это утверждение ложное, неправильное, вы топайте.

  • У насекомых 6 ног.
  • У насекомых не бывает усиков.
  • Тело насекомого имеет три части: голову, грудь и брюшко.
  • Муравьи живут в ульях.
  • Пчелы дают людям воск и мёд.
  • Мухи дают мед.
  • Нельзя разорять муравейники.
  • Бабочки и пчелы опыляют растения.
  • Стрекоза это птица.
  • Насекомые являются пищей для других животных.

Воспитатель: Иногда людей сравнивают с насекомыми. Узнайте, про кого так говорят: трудолюбивый как…(пчела, муравей), назойливый как…(муха).

Не забывайте насекомые -это часть живой природы. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! Берегите природу!

Күтілетін нәтижесі (Ожидаемые результаты): у детей развивается познавательный интерес к многообразию насекомых и их особенностям, умение замечать красоту окружающего мира, развивается активная речь. Формируется эмоциональное включение в образовательную деятельность, умение сотрудничать, договариваться между собой, конструктивно взаимодействовать в группе, развивать внимание, зрительную память.

Программное содержание:

1. Формировать представления о круговороте воды в природе.

2. Учить умению устанавливать причинно-следственные связи.

3. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: игровой персонаж – Капитошка; таз с водой; прозрачные стаканчики для воды; «маленькие человечки» (ТРИЗ); стекло; картина круговорота воды в природе.

Модели: «маленькие человечки» (ТРИЗ); правила бережного отношения к воде.

Предварительная работа:

Наблюдение за облаками, снегом, льдом. Чтение художественных произведений о воде. Дидактическая игра «Путешествие капельки».

Ход занятия

1. Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, искать капельку. Как вы думаете, где она может прятаться? (Выслушиваются предположения детей).

2. Давайте, ребята поищем капельку. Только договоримся, что вы идете за мной. Договорились?

Дети: Да!

3. Подходим к большому цветку. На листке лежит вырезанная из бумаги капелька воды. Педагог подходит к растению и говорит детям: « Ребята, посмотрите, что это такое на листике?». Осторожно встряхиваю лист, и мне на руку падает капелька.

Дети: Капелька.

Педагог: Ребята, а у капельки, наверное, тоже есть имя. Как тебя зовут, капелька? (Подношу капельку к уху и говорю за нее)

Педагог: Дети капельку зовут Капитошка.

Педагог: Что ты здесь делаешь, Капитошка?

Капитошка пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в детском саду.

Педагог: Дети, покажем Капитошке, где живут ее сестрички-капельки.

(Дети водят Капитошку и показывают те места в группе, где есть вода.)

Капитошка, говорит вам, ребята, спасибо. Она порадовалась за своих сестричек, что им у вас живется хорошо. Теперь я приглашаю вас всех в путешествие. Но посмотрите на капельку, она маленькая, а мы – большие. Что же делать?

Дет:. Нужно стать такими же, как капелька, - маленькими.

Педагог: А как нам это сделать?

Дети: Вспомнить волшебную считалочку - превращение.

Педагог (вместе с детьми произносит считалку-превращение):

Без меня не будет моря, океана и реки,
Даже лужицы, в которой бултыхаются Щенки.
Раз, два, три…Стали капельками мы.

Педагог: Ребята, Капитошка приглашает нас в путешествие. Она даже приготовила для нас карту. Подводит детей к картине.

Путешествие капельки (круговорот воды в природе). Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и дружно прыгнули в воду. А вода у нас состоит из множества таких капелек - сестричек Капитошки. Подойдите, пожалуйста, к столу по 4 человека к каждому. У нас на столах маленькие водоемы. Давайте окунем наши ручки в воду. Посмотрим, как вода у нас переливается.

Ребята, а у воды есть цвет? (нет, вода бесцветная, прозрачная) .

Давайте понюхаем, есть ли у воды запах? (полным ответом «У воды нет запаха»)

У воды есть вкус? (у воды нет вкуса)

(Дети вместе с Капитошкой рассматривают, как вода переливается, какая она прозрачная, взяв в ладони, смотрят, как протекает между пальцами.)

Вытираем салфеточками ручки. Наше путешествие продолжается. Присаживайтесь на стульчики

Педагог: Дети, сейчас мы с вами изобразим капельку с подружками. Хотите помочь? Ко мне выйдут дети (3 человека). Они покажут нам капельку и ее подружек. Дети самостоятельно моделируют воду на столе. Ребята, вы согласны с предложенной моделью. А теперь представьте, что вы маленькие человечки. Покажите нам капельку с подружками.

Капитошка: Вот так и Капитошка с сетричками-капельками играл, резвился, но солнце светит ярко, пригревает, и сестрички–капельки по одной начинают отделяться и поднимаются в воздух. Теперь капельки легки, они летят все выше, выше (показывает на картине).

Педагог: Дети, давайте посмотрим, как это происходит на самом деле – проведем опыт. А вместо солнышка у нас будет чайник. Наливаю холодную воду в чайник. Что-нибудь произошло? (нет) . А вы приготовили ушки и глазки. Мы должны не только видеть, но и слышать, что будет происходить. Я включаю чайник, сидим тихо, слушаем и наблюдаем. Чайник закипает, открываю крышку.

Дети, что вы слышите? (Бульканье, вода кипит) .

Дети, а вы что нибудь увидели – из чайника идет дымок, пар. Это одно из состояний воды (жидкая, твердая, пар)

Антон, как называется дымок из чайника? (пар) , Эля назови, что из чайника выходит? (пар).

Где образуется пар? в чайнике, при нагревании вода превратилась в пар.

У пара есть цвет? (нет, пар бесцветный).

У пара есть запах? (нет, у пара нет запаха)

Ребята, а как можно назвать легкую капельку, которая поднялась в небо (капелька – паринка). Какие человечки помогут нам изобразить капельку – паринку, подскажите мне.

Педагог: Давайте покажем Капитошке, как можно смоделировать пар с помощью «маленьких человечков».

Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что, когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются…. Капитошка хочет, чтобы мы сами догадались, и приготовил нам загадку.

Педагог:

1. Белая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако.)

Облака соединяются вместе, и образуется то, что в загадке спрятано.

2. Кто плывет по небосводу
В черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажите, поскорей! (Туча)

Капитошка:

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать – на землю падает опять (капелька)

А кто знает, о чем эта загадка?

Дети: О воде.

Педагог: Давайте проведем опыт, чтобы подтвердить, что загадка составлена правильно.

Дети вновь рассаживаются вокруг стола, где проводили опыт по превращению воды в пар. Повторяется первая часть опыта: нагревается в колбе вода, доводится до кипения, Дети наблюдают пар, затем в небольшом отдалении от горлышка колбы подносится прозрачное стекло. Наблюдается запотевание стекла (облако) , затем стекло убирается от горлышка колбы, и дети наблюдают, как стекло остывает, и капают капли (дождь).

Капитошка: Посмотрите на картину. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми, из них пошел дождь – это маленькие капельки воды. Упали капельки воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички. Это летняя картина, а как же зимой? Только вместо капелек – дождинок, капельки – снежинки. Дети, а вы любите моих сестричек – снежинок?

Дети: Да. Мы знаем много стихотворений про снег и снежинки.

(Дети рассказывают стихотворения)

Педагог: Ребята, а как можно с помощью «маленьких человечков» показать снежинку. Дети становятся плотно друг к другу и берутся за руки. Потом показывают на модели.

Капитошка: Молодцы, ребята. Вы очень порадовали Капитошку. Ему грустно с вами расставаться, но его ждут сестрички - капельки. До свидания.

Педагог: Дети, вспомните игру «Путешествие капельки», в которую мы с вами играли недавно. Наша капелька побывала кем? 1 ребенок у доски показывает маршрут путешествия, рассказывая кем, побывала капелька

Дети: Капелькой, паринкой, дождинкой, снежинкой.

Педагог: Мы путешествовали с капелькой по кругу. В природе это путешествие так и называется круговорот воды. Поэтому в наших реках, озерах и морях вода не исчезает. Она проходит по кругу превращений и снова попадает на Землю.

Давайте вместе назовем наше путешествие: «Круговорот воды». Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если пропадет вода? Как нужно беречь воду? Педагог раздает детям модели охраны воды, обсуждает вместе с детьми.

Дети, Капитошка оставил нам капельки из бумаги. Давайте мы их прикрепим в тех местах группы, где мы встречаем воду (кран, аквариум, чайник с водой, леечки для поливки цветов) . Педагог обращает внимание детей на то, что вокруг стало много синего цвета.

Дети, а давайте посмотрим, что наши гости знают о воде. Загадаем им несколько загадок. Уважаемые гости, дети приготовили загадки и предлагают вам найти отгадки.

Где самая вкусная вода? (В роднике). Дети угощают родниковой водой гостей и пьют сами.

Загадки для гостей занятия

1. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог.
Нас он летом в самый зной, ледяной поит водой. (Родник)

2. Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост, как синее стекло! Скользко, весело, светло! (Лед)

3. Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня,
Издалека по песенке узнаете меня. (Ручеек)

4. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)

5. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике, а широкий – в море. (Река)

Литература

Рыжова Н.А. Волшебная вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997. (Серия «Наш дом – природа»)

Открытое занятие в старшей группе по экологии.

Тема: «Планета в опасности!»

Цель : формирование системы экологических знаний и представлений о правилах поведения в природной среде.

Задачи :

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Учить детей излагать собственные рассуждения, умозаключения, полагаясь на свой личный опыт и переживания.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.

Развивать связную речь;

Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;

Предварительная работа :

Наблюдения в природе.

Создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников.

Заучивание стихотворений.

Подбор игр, загадок.

Выполнение физкультурных разминок;

Чтение произведений художественной литературы с описанием.

Тип занятия : комбинированный

Основной метод проведения занятия : словесный, наглядный, практический.

Ход ООД:

Ребята, сегодня утром я пришла на работу, у меня на столе стоит предмет, а какой предмет вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Со стула не встану,

Его крутану.

В любой точке мира,

На нем окажусь! (Глобус)

А что такое глобус (Модель нашей планеты )

Как называется планета, на которой мы живем?

А рядом с глобусом лежал вот этот диск, давайте посмотрим, что на нем.

(Отрывок из мультфильма «Я - Земля»)

Как вы думаете, возможна ли жизнь на Земле, если не стало бы воды или почвы или воздуха? Почему?

Действительно, без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна.

Наша планета в опасности, на ней много больных мест и в этом виноваты люди, потому что построили много фабрик и заводов. От этих предприятий загрязняется воздух - его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, выхлопные газы от машин.

Отходы заводов сливаются в реки и озера, нефть из танкеров проливается в воду морей и океанов.

От этого загрязнения гибнут животные, растения, люди. Гибнет природа, планета требует помощи.

А как мы с вами можем помочь планете? Надо научиться любить природу, любить ее с детства, научиться понимать, как живут все живые существа.

Вот сейчас мы проверим. Хорошо ли вы знаете правила поведения в природе.

Поиграем в игру . Вставайте в круг. Я буду называть действие, а вы будете хлопать в ладоши, если я буду поступать хорошо, и будете топать ногами, если плохо.

Если разведу костер, а тушить не буду?

Если сильно насорю и убирать не буду?

Если мусор уберу, банки закопаю?

Я люблю свою природу, я ей помогаю?

Если я приду в лесок и сорву ромашку?

Если съем я пирожок, выброшу бумажку?

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?

Если ветку подвяжу, колышек подставлю?

Молодцы какие, знаете как надо вести себя лесу.

Ребята, есть люди, которые изучают состояние природы и помогает ей. Кто-нибудь знает, как зовут людей этой профессии? Действительно, этим занимаются экологи, они работают в научных институтах в специальных лабораториях. А что такое лаборатория? Есть правила поведения в лесу и в детском саду, вот в лаборатории есть свои правила. Кто-нибудь расскажем, какие это правила? (работать тихо, не мешать друг другу, быть очень внимательными и аккуратными.)

А хотите побывать в роли экологов-исследователей?

Тогда лаборатория №1 ждет вас.

Мы с вами начали опыт измерения загрязнения воздуха. Что мы с вами сделали? Давайте через лупу рассмотрим наши карточки, что можете сказать? На некоторых карточках с участка можно увидеть частички, которые налипли на наши карточки. А одну карточку я увезла на СТО, там ремонтируют машины, посмотрите, что получилось и лупа не нужна. Как вы думаете, частицы в воздухе влияют на качество воздуха и нашу способность дышать?

Проходим в лабораторию №2.

Посмотрите у нас ящики с землей и вода чистая и грязная. Давайте проверим легко ли загрязнить почву?

Если полить чистой водой, земля стала влажной, но чистой. Она сможет напоить растение.

А после полива грязной водой, земля в ящике тоже стала влажной, но еще и грязной, появились потеки и пузыри, как вы думаете, хорошо ли будет растению в животным в такой почве?

Приглашаю вас в лабораторию №3

Обратите внимание на пробирки, посмотрите что там. Какого цвета жидкость? Да, жидкая и маслянистая жидкость. Имеет неприятный запах. Давайте выльем содержимое пробирки в воду. Возьмите по перышку, подбросьте вверх. Какое перышко (легкое, воздушное). А сейчас обмакните его в нашу водичку. Избыток можно снять, обмакнув об край тарелки. Попробуйте еще подбросить перышко, оно «камнем» падает вниз. Вот и у птиц перья слипаются, они не могут взлететь и становятся легкой добычей для хищников, да и рыбам нечем дышать под такой пленкой на воде.

Человек является частью природы и несет за нее ответственность. От каждого из нас зависит, насколько чистым будет наш поселок и его улицы.

Наше занятие подошло к концу , вы все были активными и внимательными. Я думаю, что мы немного помогли нашей планете, тем, что мы знаем, как нужно беречь природу.

И напоследок, хочу предложить вам записать видео сообщение – обращение ко всем ребятам нашего детского сада, чтобы они все любили и берегли нашу планету.

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе-

Нам ещё здесь жить как вроде!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди