19.10.2019

Конспект родительского собрания на тему: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста» материал (старшая группа) на тему. Родительское собрание на тему: «Роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей Родительское собрание нравственное воспитан


Родительское собрание

Зайцева О.В.

2015г.

«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, -

значит вырастить угрозу для общества.»

Теодор Рузвельт

«Характер и нравственное поведение ребенка –

это слепок с характера родителей,

он развивается в ответ на их характер и их поведение.»

Эрих Фромм

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнения этих правил поведения.

Нравственные потребности начинаются:

1.С отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивость – сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребенке нужно еще до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и др. понятиях.

2.Нравственная установка: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Ее нужно формировать в сознании ребенка с того времени, когда он начинает говорить. Это любовь к людям, к природе, к Родине, своему народу.

3.Со способности к деятельной доброте и непримиримости ко всем проявлениям зла.

4.С совести – это потребность к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребенка чувства стыда.

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании ребенка основную, долговременную и важную роль.

Почему же семья является таким мощным фактором воздействия на человека?

Если родители знают, чем живет их ребенок, что любит и кого ненавидит, кому подчиняется и кого боится, кто для него авторитетен и кто не имеет на него влияния – все это ляжет в основу воспитательной системы семьи и позволит родителям ненавязчиво и уверенно выводить своего ребенка на дорогу нравственного созревания.

Нравственность ребенка возможна там, где нет лжи, где существует вера в друг друга, тепло и добро дома, где в случившемся с тобой несчастье тебя не обвиняют, а поддерживают, и поддержка эта правдивая, честная, справедливая и оптимистичная. Это отсутствие у ребенка боязни за то, что он сделал что-то не так. Ребенок должен не бояться, но он должен стыдиться за свой поступок, переживать из-за него.

Очень часто можно столкнуться с такой ситуацией: ребенок совершил безнравственный поступок. Мама стоит рядом и говорит ему: «Скажи, что ты так больше не будешь». Ребенок или подросток, повторяет сказанное матерью, мать еще сама при этом извиняется и с чувством исполненного долга семья отправляется восвояси. Проходит совсем немного времени, ситуация повторяется вновь. Почему так происходит? Потому что сама просьба о прощении была безнравственна, т.к. она шла не от души и сердца ребенка, она была им не прочувствована, поэтому позволила ему еще раз войти в одну и ту же воду.

Сила влияния семьи и в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Здесь он проводит большую часть своего времени. Дома он отдыхает и трудится, учится, занимается любимым делом, заботится о своих близких и пользуется их заботой и вниманием. Сюда он идет и в радости и в горе. Все это происходит постоянно, многие годы и постепенно создает правила, которые, становясь традициями, составляют основу жизни человека. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе, на их основе формируется характер.

Постепенно, в процессе общения с близкими, ребенок начинает понимать, какой поступок можно считать хорошим, а какой плохим, что такое деятельное добро, уважение к людям, ответственность.

Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободится. Он может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки.

По определению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: ее материальной и жилищно – бытовой обеспеченностью, культурно – образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально – психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием к родителям, единством требований в семье.

В связи с этим педагогические огрехи родителей могут быть вызваны следующими причинами:

1) неполная семья;

2) конфликтная атмосфера в семье;

3) наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитания ребенка. Например: «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы»;

4) при полном внешнем благополучии – авторитарные методы воспитания;

5) излишняя порочная родительская любовь и т.п.

Ребенок, даже не умеющий говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по- своему реагирует на него.

Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребенке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Ничто не приносит столько вреда воспитанию, как расхождения образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведет к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.

Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости и заботливости членов семьи друг о друге, оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления чувств ребенка, формирования и реализации его нравственных потребностей. Живя в семье, ребенок, должен быть уверен, что его кто – то очень, очень любит, и он тоже кого – то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок активно постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Родители не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, обман ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой. Чаще мы говорим: «Это тебе рано знать». Или «Это ты все равно не поймешь». Такие ответы только раздражают в душе ребенка любопытство и самолюбие.

Как правильно говорить с ребенком? Все дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребенку или подростку то, что он очень хорошо знает и без вас. Это бессмысленно.

Во- вторых, надо задумываться над тоном, манерой вашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребенка.

В- третьих, надо продумывать, как связать вашу беседу с жизнью, какого практического результата вы хотите добиться.

Детей разного возраста нужно убеждать по- разному. Младшие требуют убедительных примеров из жизни, книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых.

Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. В чем же вред упреков? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

Очень важным методом в воспитании В.А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.

Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включаются в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

Имитация является важнейшим методом овладения знаниями и опытом. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих людей. Воспроизвел, значит освоил. Только к 7 годам ребенок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей, но в большинстве случаев не могут противостоять силе дурных примеров, особенно если они происходят от близких.

Поэтому взрослые, которые любят ребенка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить примером безнравственного поведения.

Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений.

Ребенок должен прежде всего видеть в людях хорошее. Именно на этой основе и должно строиться его отношение к людям. Если родители забывают об этой истине, часто обсуждают при ребенке недостатки людей, критикуют знакомых, друзей, ребенок не будет уважать не только чужих людей, но и собственных родителей.

Советы для родителей:

1.Вы являетесь для своего ребенка носителями образцов поведения, общения с окружающими. Развивайте сами в себе нравственные потребности. Начинайте анализ воспитания своего ребенка с самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

2. Не смотрите на ребенка как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, как на обузу или игрушку, а как на человека, пусть еще слабого, нуждающегося в защите, но все же человека, при том человека будущего.

3. Уделяйте ребенку хотя бы небольшую часть своего свободного времени. Ходите с ним в кино, театр, музей, в поход. Совместный отдых укрепляет добрые отношения в семье и поднимают авторитет родителей в глазах детей.

4. Согласованно и последовательно предъявляйте детям должные требования, добивайтесь желаемого.

5. Не забывайте, что разногласия между взрослыми, их несдержанность, открытые ссоры наносят непоправимый вред психике ребенка и негативно отражаются на его отношениях в дальнейшей жизни.

6. Цените в детях их самостоятельность, привлекайте к посильным для них практическим делам, делайте это систематически, а не от случая к случаю. Хвалите его за старание. Постоянные обязанности вырабатывают ответственность, дисциплинируют его.

7.Не забывайте, что у ребят есть свои интересы, своя жизнь, и ее нужно уважать. Надо знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит ребенок, с кем он дружит, с кем играет. Дети ценят такое отношение и внимание к себе и уважают за это своих родителей.

Ребенка можно сравнить с зеркалом.

Он отражает любовь, но не начинает первым.

Если детей одаривают любовью, они возвращают её.

Если им ничего не дается, им нечего возвращать.

Росс Кэмпбэлл

Спасибо за внимание!

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 ГО Староуткинск»

родительское собрание

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

р. п.Староуткинск

Проблемы духовно-нравственного воспитания детей в семье и в детском саду в условиях современного общества".

Доклад: , заведующая детским садом

В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Они ежедневно обрушиваются на интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и , все же социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как детский сад, школа, средства массовой информации, улица.

Однако важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем родители.

Семья и детский сад должны объединиться в противостоянии всем негативным факторам.

Еще в 1928 году Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «Вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье... Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья...».


Другой вопрос, что на сегодняшний день ни семья, ни образовательное учреждение в полной мере (а часто даже и фрагментарно) не в состоянии целенаправленно решать задачу своего духовного возрастания, духовно-нравственного воспитания своих детей и взаимодействия в этом процессе.

В обществе, идеалом которого являются успех и процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте, становиться носителями духовной культуры, осваивать свое родительство, как терпеливое и милосердное служение детям, близким; учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться сегодня нам всем.

В связи с этим перед учреждением стоят следующие задачи:

 просветительская (научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми);

 консультативная (совместные психолого-педагогические поиски методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков);

 коммуникативная (обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры).

Порой родители легкомысленно надеются, что педагоги успешно справятся с поставленными задачами, что цели будут достигнуты, что дети их станут хорошими без их вмешательства, и самоустраняются от непосредственного воспитания собственных чад. Такие родители и не подозревают, что их поступки являются примером для детей, которые есть подобие отца и матери — подобие не только потому, что рождены от них, а потому, что бессознательно впитывают в себя настроения и мысли тех, кто около них.

"Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" ().

Выстраивая взаимоотношения семьи и учреждением, педагоги понимают, что на каком-то этапе мы теряем тесную связь с родителями. Возможно, устарели наши формы работы с родителями, а может быть, это и занятость родителей, неустроенный быт семьи, социальная незащищенность, рост количества асоциальных семей?

Что же нужно делать?

Приобщать семью к социокультурным категориям и ценностям на основе использования активных форм воспитания и взаимодействия семьи и дошкольного отделения, а именно: вовлечь родителей в совместную с детьми и педагогами учебно-познавательную, культурно-досуговую, общественно-полезную и спортивно - оздоровительную деятельность.

Одной из таких форм являются совместные занятия родителей и детей.

Ежегодно в дошкольном отделении проводятся такие совместные мероприятия, как конкурсы, утренники и выставки (например, осенняя выставка) и др.

Невозможно вырастить духовно-богатую личность, не воспитывая духа настоящих патриотов, не воспитывая уважения к своим корням, традициям. Этому посвящены занятия на тему «Наш родной город».

Развитие активных форм сотрудничества семьи и дошкольного отделения в общем практическом деле воспитания и духовно-нравственного развития личности ребенка в единой воспитательной среде помогает положительно разрешить многие проблемы.

Родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от воспитания детей. И на родительских собраниях мы должны делиться опытом семейного воспитания, говорить о семейных традициях. О том, что семейные традиции — это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе.


Закончить своё выступление хочется словами «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей? Давайте каждый из нас, взрослых задумается над этим.

«Семейные традиции»

Доклад:, старший воспитатель

"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”

Семья для ребенка – это место его рождения и становления, это определенный психологический климат, это школа отношений с людьми. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Так, что же такое семья в понимании детей:

Семья - это, где тебя любят.

Семья – это близкие люди.

Семья – это любящие люди, поддерживающие друг друга в трудную минуту.

Семья – это те люди, которые поддержат и помогут, те, кто дарит тепло и заботу и ничего не требуют взамен.

Семья – это источник доброты и тепла, это место, куда хочется приходить, где тебя всегда поймут.

Да, совершенно правильно дети понимают значение слова «семья».

Семья – источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе.

Сегодня, мне бы хотелось, более подробно остановиться на семейных традициях.

Традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семье каждый человек связан со всеми членами, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг, есть семейные ритуалы и правила, они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях. Из семьи складываются представления ребенка о справедливости, вежливости, внимательности, доброте, о честности, о сострадании, о правилах поведения в обществе.

У каждой семьи есть свои семейные традиции: семейные праздники, походы, совместный отдых, семейные концерты, интересное совместное проведение вечера всей семьей и т. д. Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. Загадки, викторины, познавательные игры – развивают ум ребёнка. В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, вычистить – так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически? Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а на столе стоит праздничный сервиз – тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

Главные ценности жизни под угрозой исчезновения. Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания детей имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных. И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности


Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как детский сад или школа, средства массовой информации, улица. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать.

Отметим, что под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие - в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Поэтому семья и детский сад должны объединиться в противостоянии всем негативным факторам.
Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют человека о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.

Пусть семья несет лишь счастье

Ни капли грусти, ни одной слезы

Душевного богатства и здоровья

Желаем мы от всей души.

Желаем вам взаимопонимания, взаимоуважения, будьте терпимее друг к другу и трепетно храните чудо человеческих отношений – семью!

МДОУ «Детский сад» №9 « Радуга»

Родительское собрание в старшей группе

На тему: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста».

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас сегодня! И так, начнём наше собрание.

Придумано кем – то просто и мудро –
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам
И каждый становится добрым,
доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
Н. Красильников.
Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Сегодня наша встреча и посвящена тому, как сделать ребенка добрее, как научить его делать добро другим.
Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути. Эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.

Многие родители как гром среди ясного неба поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребёнок и вдруг грубит, хлопает дверью...

Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет.

Родители для ребёнка - камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.

Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать от своих детей. В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях (внешнее проявление культуры - вежливость, и культуры внутренней).

Много лет создавались людьми правила поведения, этикета - цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. В одежде, разговоре, приёме гостей и сервировке стола - словом во всём, с чем мы входим в общество.

Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200-300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали.


Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом и пойдёт сегодня разговор. И надеемся, что вместе мы найдём ответы на многие вопросы.

Обратимся к анкетам. Педагог делает анализ 1-го вопроса анкеты: Какие привычки культурного поведения имеет Ваш ребёнок?

Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.

Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.

Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Правило: «Каждой вещи - своё место».

С чего начинать воспитание культуры?

Конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой сказки. Пусть иногда в комнате ребёнка появится фея, в волшебном фартуке которой секрет. Пусть от неё появится записка с шуточным замечанием, указанием на правила, в которых он допускал оплошности. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку-маску: если малыш вёл себя прекрасно во всех отношениях -появится улыбающаяся маска феи, если слегка провинился - маска одного из гномов, если ведёт себя совсем плохо - маска дракона.

Анализ 3-го вопроса анкеты: Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?

Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём.

Представьте такую ситуацию:

Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой.

Как вы думаете, всё ли правильно было с делано со стороны привития ребёнку правил культуры поведения? (Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми).

Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

А часто ли вы обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости?

Задумайтесь над этим.

Известная поэтесса Агния Барто в одном из своих стихотворений писала:

«Когда не ладятся дела

Мне помогает похвала»

Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребёнка надо тогда, когда не всё получается, авансом или же следует хвалить только за результат?

Как часто и за что вы хвалите своего ребёнка: за самостоятельность, проявление внимания, вежливости? Есть ли успехи?

Игра: «Кто дольше может похвалить ребёнка за проявление вежливости?»

(Родители встают в круг передают игрушку по кругу и хвалят её)

Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. У нас в группе существует традиция «Поговорим о хорошем», где каждый ребёнок получает похвалу в присутствии всех детей. Продолжайте и дома хвалить ребёнка, и вы увидите, насколько быстрее ребёнок будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей - хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.

5. Игра: «Что умеет ваш ребёнок?»

А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих
детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на
подносах.

Не говорит матерных слов.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.

Советы: «Ты и Вы»

Следует ли говорить «Будь здоров», если кто-то чихнул? (Оказывается: если кто-то чихнул или с ним произошла другая подобная неловкость, лучше всего не обратить на это внимание).

В каких случаях нужно говорить «вы», в каких «ты»? (Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах звучит это даже мило, то с четырёх лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству, кроме близких родных).

Как нужно принимать подарки? (Завёрнутый подарок нужно развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принёс: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок).

Короткие новости на тему «Вежливость и культура»

  1. В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»? Оказывается, если провинность незначительная, нужно говорить «извините», если же очень виновны - то «простите».
  2. Нельзя показывать пальцем на какой-нибудь предмет и уж тем более на человека. Если вы хотите обратить внимание на какой-нибудь предмет, то показывать нужно всей ладонью. Что касается различных жестов, это вообще очень серьёзная тема. Например, в Болгарии, кивок головой означает, что человек не согласен с чем-то, то есть он говорит «Нет», а покачивание головой подтверждает согласие. Ещё один пример неуместного употребления жестов. Например, однажды президент Америки Буш произвёл на Австралийцев шокирующее впечатление. Он воспользовался знаком победы - «V». В Австралии этот знак считается неприличным.

Воспользуйтесь советами, которые вы сегодня услышали, и вы увидите, как измениться мир вокруг. И это не из области фантастики, потому что всё в наших руках.

Воспитан ли мой ребёнок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность? На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от нашего желания и умения.

Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы понять наших детей к высотам культуры поведения.

Основные правила культурного поведения, которые

должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.

Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.

Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.

У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.

Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.

Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Правило: «Каждой вещи - своё место».

Если ребёнок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно - жёлтого цвета; если не выполняет совсем - синего цвета.

Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.

Аккуратно складывает одежду.

Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и высмаркивается бесшумно.

Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь.

Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.

Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.

Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.

При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».

Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т.д.

Не говорит матерных слов.

Художественная литература-её роль в воспитании детей дошкольного возраста

Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его нравственные чувства.
Книга расширяет кругозор ребенка, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активнее отношение к жизни, прививает любовь к искусству, развивает вкус. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Возникающие в их представлении при слушании живые образы помогают им понять идейный смысл произведения. Слушая, ребенок ориентируется в доступных его пониманию явлениях действительности, вводит в них новые, раньше не замечаемые качества, приобретает новые знания об окружающем мире. В процессе мыслительной и эмоциональной деятельности у детей формируется способность правильно оценивать все то, о чем они узнали из рассказа, сказки или стихотворения. Так, через художественное слово осуществляется нравственное воспитание детей. В процессе слушания литературных произведений у детей развивается интерес и любовь искусству слова, способность испытывать большое удовлетворение от общения с ним. Это свидетельствует о зарождении у дошкольников начальных форм эстетического восприятия, открывает путь для плодотворного решения задач художественного воспитания. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,- писал В. Г. Белинский.
Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
Народ - непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху». А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок - эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.
И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.

Итог собрания


Родительское собрание

Тема: «Духовно-нравственное воспитание в семье»

Цель: выявление особенностей духовно-нравственного воспитания в семье

Задачи:

1. Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка;

2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.

3. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.

Эпиграф: «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке»

(В.А. Сухомлинский).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Духовно-нравственное воспитание в семье»

Цель: выявление особенностей духовно-нравственного воспитания в семье

Задачи:

1. Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка;

2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.

3. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.

Эпиграф: «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке»

(В.А. Сухомлинский).

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент
  1. Приветственное слово
  1. Доклад учителя по теме «Духовно-нравственное воспитание в семье»

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Одно из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.

Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу объективных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшего школьного возраста, но и младших подростков. Сегодня многие учителя говорят о том, что трудно работать не в 10-11 классах, а в 5-6 классах, так именно переход во взрослость зачастую сопровождается изменением в глазах ребенка ценности собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребёнка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.

Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для родителей?

В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.

Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют своего ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», - говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к краху детско-родительских отношений.

Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.

Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родители, забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток - слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слишком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи и школы - воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам. В связи с этим одной из стратегических линий развития и успешного функционирования школы является серьезное и целенаправленное просвещение семьи по вопросам взросления ребёнка. Задача школы - сделать семью помощником и другом, как для самого ребенка, так и для школы.

Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями учеников. Однако пути решения этой проблемы в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Задача школы - заложить в ребенке понимание того, что школа - это определенная социальная ступень, которую совершенно не нужно отождествлять с отчим домом. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка.

Одна из важнейших особенностей школьного возраста - развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми ребенок в школе начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.

В подростковом возрасте родители приходят в школу к учителям и говорят о том, что ребе-нок, с которым еще совсем недавно были теплые и откровенные отношения, совершенно изменил свое отношение к семье.

В первую очередь родители обвиняют самого ребенка, не понимая того, что он «сменил очки»: то, что раньше ему казалось смешным, понятным, повернулось совершенно иной стороной. Родительская любовь становится незначимой, «незаметной», повседневной, из общения между членами семьи исчезают доверие и искренность. Данная сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что не подозревая того сами, отец и мать «проглядели» душевное становление своего ребенка. Поэтому, чтобы этого не произошло, никогда нельзя терять из поля зрения психическое состояние своего дитя. Почувствовали какие-либо «нелады» у ребенка – вмешайтесь, т. к. без помощи взрослых ребенку, не имеющему жизненного опыта, очень трудно найти ответы на вопросы «отчего?» и «почему?». Вмешательство взрослых как со стороны семьи, так и со стороны школы, не должно быть вероломным, оно должно быть осторожным, чтобы не навредить. Не навредить – один из главных принципов в формировании и воспитании личности ребенка.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной.

Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Конец 2 тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимая наркомания. Следствием (или причиной?) этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

Следует отметить следующие методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье:

1) Атмосфера любви . Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».

При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие.

Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»

3) Разъяснение. Воздействие словом .

Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.

В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.

переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает

взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни

упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители. Которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха, В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

5) Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считал наказание.

Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

6) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании

строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

7) Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает

запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая работа воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно,

надо, нельзя.

Таким образом потворство родителей действует очень вредно. «…искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».

8) Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

9) Регулярный труд в присутствии ребёнка . Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей

из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми . Важнейшим

методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация.Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные

нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

12) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных

отношений и в связи этим:

а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребёнку,которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками;

б) контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей.«Супружеское ложе родителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимой естественно и неподчеркнуто», - писал И. А. Ильин.

III. Работа в группах

Прошу вас порассуждать над вопросами

1 группа работает над вопросом

- Какие семейные ценности вашего воспитания вы хотели бы перенести на своих детей?

2 группа работает над вопросом

Все мы стремимся наделить детей нравственными качествами? Что, по-вашему, нам мешает и как семья может это преодолеть?

3 группа работает над вопросом

Какова роль семьи в формировании безопасной среды ребёнка?

  1. Решение ситуаций

СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт

СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра - в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

Нашу встречу хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:

  1. Итог урока

Выводы:

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная,творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности,духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности ребёнка; найти пути и условия формирования нравственности ребёнка.

Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.

  1. Чтение стихотворения

Чем Проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь привел.

Добро увидеть в действии -

Вот лучшая из Школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

  1. Притча

Нашу встречу хочется закончить притчей.

Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.

А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.

Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!»

Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».

Свет в окне дома... Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»: раздражение - ну, что им надо, чего им не спится: боязнь - как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?

Уходя с собрания, очень хочется, чтобы вы задумались, а какие чувства свет в вашем окне вызывает у ваших детей, которые сами через очень небольшой промежуток времени станут папами и мамами, и сами будут зажигать свет в своих окнах.


Цель:

Материалы: плоскостные изображения (дерево, трава, листочки) пословицы, поговорки, лист А3 с изображением ребенка

Ход мероприятия психолога для родителей

Добрый день уважаемые родители! Приятно видеть вас! Нас объединяет важное общее дело - воспитание детей. Именно это является главным вопросом нашего мероприятия. Уверена, что наша встреча состоится в атмосфере хорошего настроения и взаимопонимания.

Сообщить тему и цель встречи и предложить присутствующим записать на стикерах в форме веточек (до дерева) свои надежды и ожидания от встречи и прикрепить к дереву,

Упражнение «Ожидание»

Упражнение «Трава»

Записать мысли и ассоциации, возникающие, когда слышим слова «Родительская любовь».

Информационное сообщение

Детская душа - это не сумерки, а свет - яркий, чистый и очень красивый. Взрослые должны делать все для того, чтобы оно наполняло счастьем всю нашу жизнь.

Корни каждой личности лежит в детстве, и в первую очередь в семье. Именно в семье устанавливают первые связи человека с миром, утверждается доверие к нему, создается лучшая возможность обеспечить гармонию в системе «ребенок - окружающий мир - ребенок», раскрыть способности личности. Малыш развивается по законам природы, которые сказываются на его поведении и разнообразной деятельности. Семья формирует определенный образ жизни. Один из важных факторов, мотивирующих развитие ребенка в дошкольные годы, - желание подражать старшим, стремление повзрослеть. Поэтому подражание, прежде всего близким людям, и является основным механизмом учения в этот период. К сожалению, взрослые забывают уроки собственного детства.

Ребенок рождается потенциально хорошим, требует защищенности, тепла, любви. Эти потребности пробуждаются и раскрываются в общении в условиях безграничной родительской любви.

Родители вводят сына или дочь в мир своей любовью. Именно из-за отношения с ними, проникнутыми лаской и нежностью, ребенок осознает свою защищенность, убеждается, что его любят, заботятся о нем.

К сожалению, мы уделяем недостаточное внимание этому этапу созревания личности, недооцениваем его значение для создания почвы, в которую нужно засевать зерна духовного роста.

Не стоит надеяться, что ребенок сам поймет основы добра, если живет в культурной семье. Этой способностью от природы наделены лишь единицы, а большинству детей нужна эмоциональная наука. Это и есть семейная школа воспитания, где детей учат уважать, любить не только на словах, но и осуществляя конкретные поступки.

Воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве, что и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста .

Нравственные качества важны для формирования пространства внешней жизни дошкольника, для полноценной реализации себя как индивидуальности и социального существа. Это самостоятельность, трудолюбие, ответственность, честность, правдивость, искренность, отзывчивость, общительность, самообладание, смелость, справедливость, толерантность, гражданственность, патриотизм...

Так что совет первый. Дорогие родители! Любите детей не слепой, а мудрой любовью. Никогда не говорите, что вам некогда воспитывать ребенка. Это значит сказать: «Мне некогда любить».

Теперь найдем похожие идеи в русских народных пословицах и поговорках.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Выкормил змейку на свою шейку.

Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

Как постелешь - так и поспишь.

Что посеешь - то и пожнешь.

Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.

class="eliadunit">

Мозговой штурм

Продолжите фразу «Мой ребенок....»

Родители связывают эту фразу с чертами характера своего ребенка и письменно продолжают ее в различных вариантах (например «Мой ребенок опрятный», «Мой ребенок невнимательный»)

Черты, которые Вас устраивают

Черты, которые Вы хотели бы изменить.

Мы всегда хотим, чтобы наши дети были умными, добрыми, в будущем состоялись как личности. Каждый ребенок уникален, в нем есть то, что нам нравится и что бы мы хотели изменить.

Проблемная ситуация «Супермаркет»

Представьте, что вы находитесь в современном супермаркете. В нем три этажа. На первом - товары с браком, на втором - среднего качества и цены, на третьем - лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

На какой этаж вы пойдете покупать вещи? (Ответы родителей)

Когда у нас рождаются дети, мы всегда хотим, чтобы они соответствовали товарам «третьего класса» - были умными, добрыми, и т.д.

Возможно мы мечтаем, чтобы дети воплотили в жизнь наши несбывшиеся мечты. Но в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. У него есть что-то от первого, второго и третьего этажей. И ваш ребенок - не исключение. Вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что бы вы хотели изменить.

Совет второй: любите своего ребенка таким какой он есть, с его положительными чертами и недостатками.

Упражнение «Семейный устав»

Как часто во время общения с ребенком мы употребляем такие выражения: «Отстань», «Не мешай». Мы это можем говорить настолько автоматически, что даже не замечаем, а между тем отталкиваем от себя ребенка. Я предлагаю вам написать правила поведения детей и родителей в семье, не предпринимая слова «не». Например, вместо «Не кричи громко» скажем «Будем разговаривать тише».

Отстань, не мешай!

Не будь похож на папу!

Не надоедай мне!

Не мешай, я занята!

Упражнение: «Корзина добрых дел»

Составить перечень посильных обязанностей в семье для ребенка и заполнить корзину добрых дел.

Совет третий: позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок накапливал опыт и знания в спокойном темпе, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Упражнение «Распустилось дерево ожидания»

Мы с вами хорошо поработали, поэтому предлагаю определить оправдались ли ваши ожидания

Закончить нашу встречу мне хочется таким стихотворением.

Скачать приложение.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди