Тема: «Число 3. Цифра 3»
Цель: формирование знаний о числе цифре 3.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить с числом и цифрой 3, с образованием числа 3; закрепить навыки соотнесения числа, количества и цифры в пр. 3; продолжать учить понимать закономерность цифрового ряда: 1,2,3
2. Коррекционно-развивающие: развивать произвольное внимание, память, мышление (аналитико-синтетическую деятельность), пространственную ориентировку, речевую функцию;
3. Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учебным занятиям.
Оборудование: геометрические фигуры, счётные палочки, предметные картинки, цифры кубики, раздаточный материал-индивидуальные карточки
Ход занятия:
1 .Огранизационный момент:
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
2. Коррекционная направленность занятия.
Упражнение: «Да-нет» (на вопросы отвечать только одним словом) - развитие слухового восприятия, произвольного внимания, мышления.
Упражнение «4-ый лишний» (работа с геометрическими фигурами)
3. Актуализация прежних знаний. Повторение изученного.
Игровое задание «Покажи соответствующую цифру»
Вечером встаёт луна, сколько в небе лун? (одна)
Ранним утром солнце всходит, сколько солнц на небе бродит? (одно)
Два щенка в футбол играли, одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает, сколько их теперь играет? (один)
Бежал зайчик вдоль равнин, значит зайчик был один.
К нему зайчиха прибежала, сколько зайцев теперь стало? (два)
4. Постановка цели занятия. Игровая мотивация: Кто герои этой сказки?
Возле леса на опушке трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
Сегодня познакомимся с числом 3 и цифрой, которое обозначает это число – цифрой 3.
5. Изучение нового материала.
Число 3. Три цвета есть у светофора, они понятны для шофёра:
Красный свет – проезда нет, жёлтый – будь готов к пути,
А зелёный свет – иди!
Треугольник – три угла, посмотри-ка, детвора.
Стороны в нём тоже три: раз, два, три – ты посмотри!
Образование числа 3. Ёжик по лесу шёл, на обед грибы нашёл:
Два под берёзой, один – у осины.
Сколько их будет в плетёной корзине?
Два мячика у Саши, один – у Наташи.
Вы мячики все эти скорей сосчитайте, дети!
Цифра 3 . А вот это – посмотри, выступает цифра три.
Тройка – третий из значков, состоит из двух крючков.
Встали вместе две подружки, две кудряшки-завитушки.
Встали вместе и смотри – получилась цифра три!
Это – месяц дугой, ниже месяц другой,
А теперь посмотри – получилась цифра три!
Закономерность цифрового ряда: 1,2,3
6. Физкультминутка
Один - подняться, потянуться; два - согнуться, разогнуться;
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка;
На четыре – руки шире, пять – руками помахать, шесть - на место тихо сесть,
Семь, восемь лень отбросим!
7. Закрепление изученного материала.
Игровые задания: «Живые цифры», «У кого сколько?», «Разноцветные шары» «Посчитай предметы, расставь соответствующие цифры» (работа с раздаточным материалом-индивидуальными карточками), «Покажи столько же пальчиков» (с опорой на слух (кол-во хлопков) и на цифру), «Как получилось число3?» (работа со счётными палочками)
8. Итог занятия.
Цель: закрепление цисла 3 и цифры 3.
Познакомить с образованием числа три на основе сравнения двух групп предметов, соотносить количество предметов с числом и цифрой;
Закрепить знания детей о геометрических фигурах;
Развивать память, внимание, мышление;
Воспитывать интерес к математике, желание заниматься.
Оборудование: узкая полоска бумаги - 2м, обруч, кубы- 3шт., кольца - 2шт, зайцы - 3шт, морковки в корзинке -3шт, числовые карточки, цифровые карточки, картина - фотография с изображением дома зайца, карточки с изображением корзин.
Вводная часть
Ребята, скажите какое сейчас время года?
Правильно, осень. Мы с вами уже говорили, о том, как тяжело лесным жителям перезимовать в лесу. Я предлагаю Вам, сегодня отправится в лес и отнести лесным зверькам гостинцы. Согласны?
Итак, мы отправляемся на прогулку в лес. Идём по тропинке, она узкая, идите аккуратно, не упадите. Впереди упало дерево, нужно наклониться и пролезть под ним (пролазят в обруч). Дальше на тропинке лежат большие камни, посчитайте, сколько их?
Дети: на тропинке три камня.
Дети: всего две ямки.
I часть. Новая тема.
Вот мы и пришли на полянку, посмотрите, какие зверьки здесь нас встретили? (тут сидят зайчики)
Посчитайте их. Сколько зайцев?
Дети: на поляне сидят два зайчика.
Мы угостим зайцев морковкой, дадим каждому зайцу по морковке. Сколько морковок мы дали, посчитайте.
Дети: мы дали зайцам две морковки.
Что можно сказать о морковках и зайчиках. Сколько морковок, сколько зайчиков?
Дети: зайчиков столько же, сколько морковок, их поровну.
Ой, смотрите, на полянку прискакал ещё один заяц. Посчитайте, сколько стало зайцев?
Дети: зайцев стало три.
А как получилось три зайца?
Дети: было два зайца, к ним прибежал ещё один заяц, и их стало три.
Чего больше зайцев или морковок?
Дети: зайцев больше, чем морковок.
Правильно, зайцев больше - их три, а морковок две, значит число три больше , чем число два . Насколько число три больше, числа два ?
Дети: число три больше , чем число два на один .
Правильно, одному зайчику не хватило морковки, он может обидеться. Что сделать, чтобы он не обиделся?
Дети: ему нужно дать морковку.
Сколько теперь стало морковок?
Дети: морковок стало три.
А сколько зайцев?
Дети: зайцев тоже три.
Что мы теперь можем сказать о зайцах и морковках?
Дети: зайцев и морковок поровну.
II часть. Самостоятельная деятельность детей
В лесу живет много белочек, и они очень любят орешки. Мы будем угощать бельчат орешками. На корзинке написана цифра 3 , значит, в каждую корзинку нужно положить 3 орешка.
Ребята, мы на полянке и нам здесь очень нравится. Давайте нашим лесным жителям покажем, как мы умеем делать гимнастику.
Физкультминутка.
Сколько елочек у нас
Столько мы подпрыгнем раз. (3)
Сколько морковок у нас
Столько мы присядем раз. (3)
Сколько орешков зеленых
Столько сделаем наклонов.(3)
-Число три обозначают цифрой три - вот она (показ цифры ). На что похожа цифра три ?
Дети: на два крючка, на червячка, на сломанное кольцо
Давайте, мы с вами попробуем написать цифру 3, а чтобы нам было легче, будем обводить цифру 3 по точкам.
Работа в тетрадях.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели-встали, сели-встали
И на полянку побежали.
III часть. Повторение из раздела форма.
На полянку для птичек я предлагаю повесить кормушки.
На какую геометрическую форму они похожи?
Дети: на треугольник
Сколько углов в треугольнике?
Дети: три угла.
А сколько сторон?
Дети: три стороны.
Посмотрите, сколько птичек прилетело к нам на кормушку?
Дети: три птички.
Воспитатель: Посмотрите, где на нашей полянке спрятались треугольники? Поищите их глазками.(на двери -зеленый, на окне- желтый, на столе- красный, на шкафу- синий).
Заключение
Где мы сегодня гуляли? (в лесу).
Кого мы встретили в лесу? (зайцев, белок, птичек).
Сколько зайцев видели? (трёх).
Чем угостили зайцев? (морковкой).
Сколько морковок нужно взять, чтоб угостить трёх зайцев? (три морковки).
А по сколько орешков давали белочкам? (по три орешка)
Сколько птичек прилетело к нашей кормушке? (три)
Какой цифрой обозначают число три (цифрой три ).
Итог
Молодцы дети, вы хорошо отвечали и работали. Скажем зайчикам, белочкам и птичкам до свидания и отправимся домой (по тропинке дети возвращаются обратно).
Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность), «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация».
Программное содержание:
- познакомить с цифрой и составом числа 3;
Закрепить геометрические фигуры;
Учить расчленять сложную геометрическую фигуру на простые;
Учить находить цифру 3 среди множества других цифр;
Развивать мелкую моторику рук путем лепки предметов из соленого теста.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: сказочный герой Жихарка, Картинка с изображением светофора. Картинки из геометрических фигур (елочка, домик, цыпленок), геометрические фигуры, цифры, соленое тесто, цветной картон.
Раздаточный: цифры, геометрические фигуры, соленое тесто, цветной картон.
1. Организационный момент . В гости приходит Жихарка.
2. Знакомство с цифрой и составом числа 3.
Жихарка предлагает детям назвать цифры стоящие на доске (дети называют).
Затем загадывается загадка:
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на тебя.
(Светофор.)
Выставляется картинка с изображением светофора.
Дети считают огни светофора. Сколько всего огней? На какую геометрическую фигуру они похожи? (Ответы детей).
Выставляется цифра 3.
Выгнув шею-
Гусь и только,-
Цифра три
Спешит за двойкой.
Дети пишут цифру три в воздухе. Затем находят ее у себя на столе и показывают ее Жихарке.
А как же мы получили число 3? (1 огонек +1 огонек +1 огонек).
3. Физкультминутка «Раз, два, три».
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
4. Учить расчленение сложную геометрическую фигуру на простую.
Выставляются геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Дети их называют.
Затем выставляются картинки с изображением предметов из геометрических фигур.
Из каких геометрических фигур состоит домик? Елочка? Цыпленок? (Ответы детей). Сколько всего картинок у нас? Сколько огней у светофора? (Ответы детей).
5. Развитие мелкой моторики рук путем лепки предметов из соленого теста.
По образцу детям предлагается вылепить цифру 3 из соленого теста.
6. Рефлексия.
Выставка готовых работ.
Познакомить детей с числом и цифрой 3, образованием числа 3, учить соотносить цифру с количеством предметов. Учить писать цифру 3. Упражнять детей в умении уменьшать и увеличивать на 1.Использовать соответствующие знаки при решении примеров и задач. Закреплять умение определять пространственное расположение и копировать его. Закрепить навыки счета. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Развивать логическое мышление и внимание. Воспитывать интерес к математике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Цифра 3 Составила: Лягушина Л.В.
Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек – копытца. Трое их – и до чего же Братья дружные похожи! Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? Загадка.
Найдите ошибку и восстановите порядок. 1 2 3 7 4 5 6 8 9 10 1 2 3 7 4 5 6 8 9 10
Сколько зайцев в корзине? Почему ты так решил? 3
Посмотрите! Птичья стая! Тройки по небу летают. Цифрой 3 сгибая сук, Смастерить несложно лук.
На плетень взлетел петух, Повстречал еще там двух. Сколько стало петухов? У кого ответ готов?
Сколько было яблок? Сколько осталось? 3 2 3 – 1 = 2
3 1 2 Образование числа 3
3 А вот это посмотри, Выступает цифра три. Тройка – третий из значков - Состоит из двух крючков. 2 1 0 3
Магия числа Ребята, многие из вас уже умеют считать, могут сосчитать и свои игрушки, и своих друзей, и деревья в саду, и многое другое. А в далекие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много – много лет начали продвигаться в счете. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. когда считали «один, два, много», то после двух было «все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало «все». Долгое время число 3 было для многих народов пределом счета, совершенством, символом полноты, счастливым числом. Число 3 стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Помните сказки о Трех поросятах, о Трёх медведях, о Трёх богатырях, о Трёх братьях, которые три раза пытались достичь какой-то цели? Стало традицией писать произведения в трёх частях (трилогии), картины (триптихи). У древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне поклонялись трём главным божествам: Солнцу, Луне и Венере. Число 3 считалось в древности магическим и потому, что оно складывалось из суммы предыдущих чисел (3=2+1); символизировались треугольником, который представляет прошлое, настоящее и будущее. Ну а что означает тройка как число имени? Это талант, разносторонность, веселость, указание на науку, мир искусства, на спорт, на все, что служит отдушиной человеку. Так что, Кати, Вити, Алёши, Димы и Феди, если вы учтёте это при выборе профессии, то обязательно придёте к успеху и славе.
Эльвира Усманова
«Число и цифра 3». Конспект занятия по математике в старшей группе
Цель : -Закреплять знания детей о цифре 3 , числе 3 , учить находить цифру 3 среди множества других цифр .
Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов.
Закреплять умение писать цифру 3 .
Совершенствовать знания геометрических фигур.
Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Воспитывать интерес к занятиям математикой
Ход занятия.
Ребята, садимся поудобнее и слушаем внимательно . Сегодня мы с вами отправляемся в сказку. А к кому, вы узнаете, когда отгадаете загадку :
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Жили-были на лесной опушке папа – медведь, как его звали? (Михайло Потапыч)
Мама-медведица. Как её звали? (Настасья Петровна)
Сколько медведей на опушке? Давайте сосчитаем (1,2) .
А вот к ним прибежал их сынишка. Как его зовут? (Мишутка)
Сколько стало медведей? (3)
Значит, два да ещё один получится 3.
Погуляли медведи и пошли домой – обедать. Настасья Петровна стала накрывать на стол.
Сначала поставила большую тарелку на стол.
Сколько тарелок на столе? (1)
Потом поставила тарелку поменьше. Сколько стало тарелок на столе? (1 да 1 получится 2 тарелки)
А затем поставила самую маленькую тарелочку. Сколько стало тарелочек на столе? (2 да 1 получится 3)
Что можно сказать о количестве медведей и тарелок? (их поровну)
А давайте, ребята, сходим в гости к Мишутке. Но мы не просто так пойдем, а будем собирать орешки.
Ребята, сколько орешков мы с вами собрали? (3)
А у меня в руке сколько орешков(3)
Мы эти грибы подарим Мишутке.
Мишутка, ты садись, а ребята тебе расскажут, что это за фигуры. (На столах у детей лежат геометрические фигуры)
2) Работа с геометрическими фигурами.
Возьмите столько кружочков сколько у меня красных шариков? 2
Сколько зеленых шариков(1)
Возьмите столько треугольников сколько у меня зеленых шариков?1
Сколько фигур всего стало? 3
А кружочков у вас сколько?
Как из числа 2 получили 3 ? (2 и 1)
Чтобы из числа 2 получить число 3 , надо к двум добавить один
Рассмотреть все варианты
Поднимите левую руку.
Сколько треугольников слева?
Сколько кружочков справа?
– Сколько всего фигур? 3
Как мы получили? (1 и 2)
Мишутка у нас очень любит собрать цветы. Давайте поможем ему считать цветы(1 красный, 1 желтый, 1 синий) . Сколько всего цветочков? 3
Положите 3 разных геометрических фигур, так чтобы стало 3. При этом ни одна фигура не должна повторяться дважды.
Как мы получили число 3 ?
Какие это будут числа ? (1,1,1)
Давайте попробуем написать цифру 3 из палочек .
Физминутка
Три медведя.
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой,
Мама с ним поменьше ростом
А сынок- малютка просто.
Очень маленький он был,
С погремушками ходил,
Дзинь- дзинь, Дзинь- дзинь.
3. Написание цифры 3
Чтобы записать число 3 , нужен знак – цифра 3
А вот это посмотри,
Выступает цифра 3 .
Тройка – третий из значков –
Состоит из двух крючков.
Показ написания образца.
Письма в воздухе У : А теперь давайте попробуем изобразить цифру 3 пальцами рук
Мы дугой согнули пальцы.
Надо очень постараться –
Руку ловко закрутить,
Цифру «3» изобразить.
4. Работа в тетрадях.
Раскрасить цифру 3 . Соединить цифры и точки с нежным количеством предметов.
5. Игра – «Не ошибись»
Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Не ошибись» .
Перед вами мешочек. Здесь спрятаны цифры . Вам нужно найти цифру и на ощупь , не доставая из мешочка сказать какая цифра , затем вытащить. Проверить правильно ли вы сказали, и закрепить на доске.
6. Практическое задание.
Пословицы. Объяснить их смысл.
Обещанного три года ждут. (Говорят шутливо, когда не верят в скорое выполнение данного обещания) .
7. Итог занятия .
Чему научились? Какое сегодня число получили ? Как ею можно получить?