13.07.2019

Конспект занятия на тему «Осень» в старшей группе. Конспект игрового занятия на тему: Осень для детей старшей группы


Конспект игрового занятия «Унылая пора очей очарованье» с детьми старшего дошкольного возраста


Автор: Шатова Марина Валентиновна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52» г. Новомосковск, Тульская обл.
Описание материала : данный конспект может быть полезен, и использован педагогами дошкольных учреждений с целью систематизировать и углублять представления детей, о сезонных изменениях происходящие осенью.
Цель: Формирование представлений о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений.
Задачи:
Образовательная: Систематизировать и углублять представления детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе. Учить наблюдать явление природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
Развивающая: Развивать память, мышление, монологическую и связную речь. Развивать память, слуховое внимание, воображение, опираясь на представление об окружающем мире.
Воспитательная: Воспитывать любовь к природе в любое время года, видеть её красоту. Воспитывать интерес к поэзии, живописи и музыке.
Материал:
Демонстрационный: картина «Осень», ; картинки с изображением сада и огорода; 2 корзинки; мяч; записи со звуками;
Раздаточный: картинки с овощами и фруктами или муляжи; природный материал (веточки, листья, каштаны, жёлуди и т.п)
Ход игрового занятия:
1.Педагог читает стихотворение А.С Пушкина «Унылая пора очей очарованье!»
«Унылая пора очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса»

Вопросы: Какую пору описывает в своём стихотворение А.С Пушкин (иллюстрация осеннего пейзажа)


Почему осенью листву называют золотой?
Листву, каких деревьев действительно можно назвать золотой? (берёзы, клёна)
А какую багряной? (осины)
Почему осенью листья на деревьях желтеют и падают?
Рассказ педагога: В листьях осенью происходят удивительные превращения. Дни всё короче, света всё меньше, значит, деревьям пора спать. Сначала листья начинают желтеть, хотя никто не добавляет в соки жёлтой краски. Жёлтая краска находится в листьях всегда. Только летом жёлтый цвет незаметен, он забивается более сильным – зелёным.
Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество – хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но это только на свету. Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и снова восстанавливается, разрушается и тут же восстанавливается и т. д. Лист всё время зелёный. Наступает осень, удлиняются ночи. Света получают меньше. Хлорофилл днём разрушается, и не успевает восстанавливаться. Зелёный цвет в листве убывает, и заметным становится жёлтый: лист желтеет.
Но осенью листья становятся не только жёлтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущей листве.
Осенний лист богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая – окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде – сочными, яркими.

Музыкальная пауза Вивальди «Времена года. Осень»

Приход Осени.


Вопросы Осени: Какое сейчас время года? Что случилось с природой? Почему она не такая как летом? Что собирают люди осенью в огородах, садах? Где растут овощи? На чём? Где растут фрукты? На чём? Какие овощи растут в нашем родном городе? Почему?
Задание: Собрать в корзину, которая справа – фрукты, которая слева – овощи(картинки или муляжи)



Вопросы: Что ты положил? В какую корзину? Почему?

Психогимнастика «Сладкий – кислый»

2.Чтение произведения В. Бианки «Сентябрь»
Вопросы: Как определяют начало осени? Какой ветер? Почему опадают листья? Что происходит с солнцем? Может ли листик опасть с дерева, если нет ветра? Почему? А что же будет дальше? Кто придумает продолжение рассказа?
Рассказы детей. Анализ детской речи.

Логоритмика «Улетает лето»
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах...
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят! Должно быть, это
Улетает наше лето.
/Е. Трутнева/

Словесная игра « Раздели слова на слоги»
Дети встают в круг, Осень бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребёнок ловит мяч и бросая его Осени, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов.


Слова: Я-СЕНЬ, СОС-НА, ЕЛЬ, ДУБ, О-СИ-НА, РЯ-БИ-НА, БЕ-РЁ-ЗА.

Физкультминутка « Листья»
Знают взрослые и дети,
ветер кружит листья эти,
как пастух незримый вроде
ветер листья хороводит.
Те же весело кружатся
и нам под ноги ложатся.
Если бегать не спеша,
слышно как они шуршат
под ногами там и тут -
детям песенку поют
./Г. Ключникова/

Задание: Выложить из природного материала сказочного героя и описать его.
Вопросы: Кого ты выложил? Как зовут героя? Из какой сказки? Из чего? Как называется материал, из которого вы строили? Почему?

Пальчиковая гимнастика «Птицы к югу улетают»
Птицы в небе тают, тают –
Птицы к югу улетают.
(Машем руками, постепенно поднимая их вверх)
Все, растаяли вдали
(ладонь «козырьком» ко лбу )
Аист, цапли, журавли.
(Загибаем по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы.)
Если вместе мы встречаемся (Соединить ладони).
Мы друг другу улыбаемся (Раскрыть ладони.)
Добрый, добрый, добрый день, нам здороваться… – (Ритмично большим пальчиком поочередно дотрагиваться до подушечки остальных пальцев руки (или пальцы правой руки поочередно здороваются с пальцами левой руки).
Не лень (Кисти раскрываются ладонями вверх.)
Осень угощает детей яблоками и прощается!!!

Анна Жук
Конспект открытого занятия в старшей группе «Осенняя прогулка»

Цель : Обобщить и закрепить знания детей об основных признаках осени .

Задачи :

Образовательные :

уточнить и расширить знания детей об осеннем времени года ;

продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;

совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период .

Развивающие :

развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

развивать интерес к выполнению заданий.

Воспитательные :

воспитывать у детей бережное отношение к природе;

развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;

воспитывать интерес к сотворчеству.

Предварительная работа : Чтение стихов об осени , рассматривание картин с изображением деревьев осенью , проведение бесед на тему «Осень , признаки осени » , прогулка по экологической тропе, заучивание стихов, отгадывание загадок, наблюдения на прогулке .

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Оборудование и материалы : музыкальные произведения П. И. Чайковского, Антонио Вивальди, Й. Гайдна, Ф. Шопена, «Звуки леса» , иллюстрации по теме «Осень » , осенние листья , грибы.

Для детей : сигнальные карточки – листочки (красные и зеленые) для игры «Да» , «Нет» ; мяч для игры «Погода осенью » ; клейстер, кисти, салфетки, клеенка, ватман с изображением Осени , пластилин, стеки, доска для пластилина, салфетки для облаков, осенние листья для аппликации.

1. Организационный момент. Приветствие детей.

Воспитатель : посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте мы с вами подарим им улыбки и наше приветствие.

Дети :

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться :- Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

2. Воспитатель. Ребята, а вы любите, когда к вам приходят в гости?

Дети : Да.

Воспитатель. Замечательно, сегодня к нам тоже придет гостья. А кто,вы догадайтесь сами.

Она пришла и лес затих,

Снимает зелени наряд,

Теперь все листья, как один,

Красивым золотом горят. (Осень )

Появляется Осень . Здоровается с детьми и гостями.

Воспитатель предлагает Осени послушать , как много дети о ней знают.

Чтение стихотворения (читает воспитатель) Н. Найденовой «Как хорошо в гостях у осени… »

Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых…

Подольше б золота не сбросили,

Стоял бы лес, багрян и тих.

Почаще б солнышко усталое

Гостило в золотом лесу,

Чтоб защитить от ветра шалого

Лесную позднюю красу.

Воспитатель. Есть две осени . Одна – радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень . И к каждой осени у нас особая любовь .

3. Беседа (вопрос – ответ) ; чтение стихотворений детьми :

Воспитатель : Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?

Дети : К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь.

Чем интересен сентябрь? (Урожаем овощей и фруктов, уже в середине сентября некоторые птицы : это ласточки, черные стрижи, соловей, горихвостка, иволга начинают сбиваться в стаи и стремятся к югу).

В сентябре еще не грустно :

Теплый полдень, все в цветах.

Помидоры и капуста

Поспевают на полях.

По утрам, конечно, зябко,

Но пока морозов нет.

И еще зеленой шапкой

Лес усталый приодет…

Закончился сентябрь и приходит какой месяц? (Октябрь)

Что происходит в природе? (Птицы : дикие гуси, дикие утки, серый журавль, лебеди сбиваются в крупные стаи и стремятся на юг к теплу. Звери готовятся к зиме. Белки делают запасы на зиму. Строят и утепляют гнезда и норы сухими листьями, как ежи. Меняют летние шубки на зимние - более пушистые и теплые). Осень предлагает детям отгадать загадки, которые она для них приготовила.

Загадки о грибах :

С толстой ножкой, невелик,

В мох укрылся (боровик) .

Если заберусь в корзину –

Будет вам запас на зиму.

Очень я хорош на вкус!

Догадались? Это … (груздь) .

Водят дружный хоровод

Рыжие сестрички.

Каждый сразу тут поймет :

Перед ним … (лисички) .

На пеньке сидит отважно

Кучка храбрецов-ребят.

Их легко узнает каждый :

Кто ж не знает про ….(опят?

Всех оттенков и цветов

Шапочки у тех грибов.

Собирайте их без спешки,

Очень хрупки (сыроежки) .

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке.

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нём - его трогать не станет.

Всем людям известно уже с давних пор

Что ядом наполнен гриб. (мухомор) .

Чтение стихотворения ребенком :

М. Сухорукова

Октябрь-грязник

На водах золотая рябь,

Летит, летит листва.

Ветрами зябким октябрь

Все лезет в рукава.

Он сам себе и царь, и князь,

Но весь дождем пропах,

И месит грязь, и месит грязь,

И ходит в сапогах…

На смену октябрю приходит какой месяц? (Ноябрь)

Что происходит в природе? (В лесу и в городе, то в одном, то в другом месте можно встретить зимнюю гостью синицу, чечетку. Лесные звери уже полностью готовы к зиме).

А. Фукалов (Даша)

В ноябре и дождь и снег,

Лес стоит весь мрачный.

Знает каждый человек,

Что ноябрь - невзрачный.

Вместе с детьми Осень рассматривает плакат «Правила поведения в лесу» , дает нам корзину с мячом и знаками.

Осень : «В лесу вас, ребята, вас и ваших гостей ждет сюрприз. А мне пора, у меня еще много дел, мне надо подготовиться к встрече со своей сестрой Зимой. До свидания, ребята».

Дети прощаются с Осенью . Осень уходит .

4. Воспитатель : Дорога в лес нелегка : далека, трудна, идти по тропе придется. Внимательно смотрите на меня и повторяйте за мной.

Игра с движением «Прогулка в лес » (под музыку) :

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать. Дети маршируют

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом. Ходят «змейкой» между «кочками»

На носочки встали и к лесу побежали Бегут на носках

Ноги выше поднимаем,

На кочки мы не наступаем. Ходят высоким шагом, перешагивая через «кочки» .

И снова по дорожке

Мы весело шагаем Маршируют

Вот мы и пришли в осенний лес . Как здесь красиво, как много в лесу опавших листьев. Давайте присядем на пенечки (дети садятся на стульчики) .

Ребята, прислушайтесь к звукам леса. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать, вдохнем аромат леса. (Дети слушают звуки леса)

Ребята, кто что услышал?

А сейчас давайте поиграем.

Игра «Подбери действие и покажи» .

Листья осенью (что делают) - желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью - моросит , идет и т. д.

Урожай осенью - убирают , собирают.

Птицы осенью - улетают .

Деревья осенью - роняют листья , засыпают.

Звери осенью - готовят припасы к зиме, меняют шубки.

Молодцы! Следующая игра.

Игра «Погода осенью » (с мячом) :

У меня разноцветный мяч : мяч осенний и волшебный ,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Листья осенью (какие) - желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой) - холодный, моросящий.

Погода ранней осенью (какая) - пасмурная, дождливая.

А погода поздней осенью (какая) - хмурая, морозная.

Деревья ранней осенью (какие) - с разноцветными листьями,

Деревья поздней осенью (какие) - голые.

Игра «Да» , «Нет» . Сейчас я буду читать вопросы, если ответ «да» ,то вы показываете зеленый листочек, а если ответ «нет» - то показываете красный листочек.

Осенью цветут цветы ?

Осенью растут грибы ?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают ?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Как хорошо в лесу! Давайте немного отдохнем и представим, что мы листики.

Физкультминутка :

Листья осенние тихо кружатся . Кружатся на цыпочках, руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают

И под ногами шуршат, шелестят. Движение руками вправо, влево.

Будто опять закружиться хотят. Поднимаются, кружатся.

Вот мы и отдохнули. Я вам предлагаю поиграть еще в одну игру.

Игра «Лесное эхо»

Эхо лесное, спросить я могу?

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали :

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели :

Белки и зайцы, про вас мы узнаем?

Линяем, линяем, линяем :

Так что же творится в лесу? - спросим.

Осень , осень , осень .

Молодцы, а сейчас пора возвращаться в детский сад.

Мы шагаем, мы шагаем,

Выше ножки поднимаем.

Через камушки и кочки,

Через ямки и пенечки.

Раз, два, три, четыре, пять.

В садик мы пришли опять.

Вот мы и вернулись. Ребята, чем мы занимались в осеннем лесу ? Что вам понравилось?

Я предлагаю вам стать художниками и сделать подарок для Осени : ковер из листьев, ветку рябины из пластилина, облака из салфеток. Вспомнить с детьми как правильно работать с пластилином и стекой, как правильно наносить клей на листочки.

6. Пальчиковая гимнастика «Осень » :

Солнышко греет уже еле-еле растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем ладошки вместе, затем соединяем пальчики

Перелётные птицы на юг улетели машем ручками, как крылышками

Голы деревья, пустынны поля, разводим ручками

Первым снежком принакрылась земля. плавно опускаем ручки вниз

Река покрывается льдом в ноябре- сжимаем ручки в замок

Поздняя осень стоит на дворе . разводим руками перед собой

7. Самостоятельная работа детей

На столах разложены предварительно заготовленный силуэт девушки; клейстер в баночках, кисточки для клея, подставки для кисточек, клеенки, салфетки, сухие осенние листья , пластилин, доска для пластилина, стеки, салфетки для облаков.

Россия,Республика Татарстан,Азнакаевский район,пгт. Актюбинский
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №1 "Огонёк"
Воспитатель

Вишневская Л.В.

Тип занятия: комплексное

Вид занятия: познавательное

Программное содержание:

  1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
  2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
  3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.
  5. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
  6. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде.

Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.

Материал:

  • фланелеграф
  • картинки с признаками осени
  • сюжетные картинки для составления рассказов
  • осенние листья

Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

Предварительная работа : чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Ход занятия

Ребята,послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)

Ребята,о каком времени года здесь говорится? (об осени)

А как вы догадались? (трава пожелтела, птицы стали улетать)

А кто еще знает признаки наступления осени? (ответы детей)

А еще,ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.

«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.» Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Листья осенью (что делают?) –листья осенью желтеют и опадают

Дождь осенью (что делает?) –дождь осенью моросит,идет.

Урожай осенью (что делают?) –урожай осенью уберают.

Птицы осенью(что делают?) - Птицы осенью улетают.

Деревья осенью(что делают?) - Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью (что делают?)- Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Физминутка(Пальчиковая гимнастика) “Осенний букет”.

Ребята, давайте соберём осенний букет.
Хором.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

Молодцы ребята!

Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам.

Звучит музыка ветра. Забегает мальчик в костюме осеннего ветра и разбрасывает разноцветные листья возле доски. Мальчик убегает.

Ребята, это ветер к нам забегал, и разбросал листочки, посмотрите какие они красивые, надо их собрать. Поднимите по одному листочку. (На листьях приклеены сюжетные картинки об осенних признаках.)

Ребята, придумайте к своей картинке короткий рассказ, а мы все листики соединим, и у нас получится большая осенняя книга.

(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

Итог занятия.

Посмотрите, какая красивая, большая книга получилась у нас. Мы положим её в уголок природы и в дальнейшем сделаем другие книги о зиме, весне и лете.

Вот наше занятие подошло к концу, скажите, ребята:
О каком времени года мы говорили на занятии?
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

Итоговое занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Осень». Конспект

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи :
1 Учить детей называть приметы осени, изменения в природе.
2 Закрепить навык образования прилагательного от существительного и наречия.
3 Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
4 Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук
Материалы : картины с изображением осени, мягкая игрушка-зайчик, шапочка- лисичка, шкатулка, краски, лист бумаги А3, губки, листочки пластиковые.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, скажите, с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад?
Дети: С весёлым, хорошим.
Воспитатель : Я очень рада. Послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
Отрывок из рассказа О.Иваненко «Спокойной ночи»
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»
- Ребята, о каком времени года здесь говорится? (об осени) (открываю картины)
- А как вы догадались? (трава пожелтела, птицы стали улетать)
Правильно, Мы сегодня поговорим об осени. Вот и кончается осень! Много радостных, ярких красок принесла она нам. Давайте еще раз вспомним замечательные стихи про осень.
«Игра с листочком» Вы знаете стихотворения об осени и сейчас их расскажете, рассказывать будете тогда, когда остановится музыка и у кого листочек окажется в руках.
Воспитатель: Молодцы, дети.
Вдруг раздается стук в двери.
Воспитатель: Кто-то к нам пришел. Заходит зайчик с письмом.
Воспитатель: Посмотрим кому и от кого же это письмо?(читает)
Детский сад « Солнышко»
Письмо детям старшей группы « Радуга» .
Ребята, это письмо нам.
От кого же? Заячья поляна леса, от зайчиков.
Что же они пишут? Что случилось?
«Здравствуйте, дети! На нашей заячьей полянке состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора-ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одни считают, что пора, а другая говорит, что рано. Мы не знаем, что нам делать. Посоветуйте! Ведь менять шубки дело для зайцев не простое ».
Вопрос даже очень интересный. Ты зайчик пришел вовремя. Мы с ребятами как раз говорим об осени. Дети, поможем зайчикам? Мы постараемся ответить и помочь зайчикам принять правильное решение.
Прежде всего давайте вспомним какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей)
Что происходит с природой осенью?
Как называется явление, когда опадают листья?
Какого цвета листья бывают осенью?
Как готовятся к зиме звери? (Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски.)
Как готовятся к зиме птицы? (Птицы начинают улетать в теплые края.)
Все птицы улетают? Как мы называем птиц которые остаются?
Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды вы знаете?(ранняя, середина, поздняя)
Чем отличается середина осени от ранней осени? поздней?
Осень бывает разная, говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна - осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая - грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут поздней осенью.
Какая погода бывает осенью?
Дидактическая игра « Скажи какая»
- Когда светит солнце- солнечная
- Когда идет дождь- дождливая,
-Когда дует ветер – ветренная,
- Когда холодно – холодная,
- Когда пасмурно – пасмурная,
- Когда сыро – сырая,
- Когда хмуро – хмурая,
-Когда ясно – ясная.
Молодцы!
Музыкальная физминутка: « Зайчики и лисичка»
Дидактическая игра: « Соберем приметы»
Издревне люди копили народные мудрости: пословицы и приметы всех времен года. Мы с вами тоже знакомились и знаем приметы и пословицы об осени.
В круг ребята становитесь,
Крепко за руки держитесь,
Мы шкатулочку возьмем,
И приметы соберем.
Дети берут копилочку и называют приметы:
« Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет и дождь за собой ведет.
Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
Гром в сентябре- теплая осень.
Большие муравьиные кучи к мягкой зиме.
Когда гусь улетает – снег выпадает.
Дети вы все очень хорошо говорили, наша шкатулочка пополнилась народными пословицами и наблюдениями. Мне очень понравились ваши ответы. Вы много знаете об осени. Присаживайтесь.
Итерактивная игра: « Что лишнее»
Игра « Да или нет» , объясним зайчику, что бывает осенью
Осенью растут грибы? (да)
Тучки солнце закрывают? (да)
Колючий ветер прилетает? (да)
Туманы осенью плывут? (да)
Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
А букашки прилетают? (нет)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)
Часто-часто льют дожди? (да)
Достаем ли сапоги? (да)
Можно детям загорать? (нет)
Ну, а что же надо делать?
Куртки, шапки одевать? (да)
Очень хорошо, молодцы!
Ну что ж ребята, теперь подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
«Заканчивается последний осенний месяц. Наступают холода. Опали листья с деревьев. Перелетные птицы улетели в теплые края. Насекомые спрятались. Пора и вам зайцы менять шубки серые на белые.»
Я рада. Что мы с вами нашли убедительные доказательства.
Давайте. Еще раз вспомним и полюбуемся красотой осенней природы
(показ слайдов, звучит музыка Пьеса «Октябрь. Осенняя песнь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года»)
Дидактическая игра: «Осенние слова»
Многие поэты, композиторы, художники любили это прекрасное время года, они писали стихи музыкальные произведения и картины об осени. Мы с вами тоже нарисуем вальс осенних листьев, порадуем себя и зайчиков, отправив им нашу картину. Много радостных, ярких красок принесла нам осень. Давайте, придумаем для осени такие же яркие и радостные слова. Осень, какая? Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени и нарисовать листочек в осеннем вальсе. (Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая - творческая работа детей в коллективном выполнении картины « Вальс осенних листьев» в нетрадиционной технике рисования штампом под музыку пьеса «Октябрь. Осенняя песнь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года»)
Итог занятия
- Ребята, Вы сегодня молодцы! Отлично показали свои знания, помогли зайчатам. Давайте проводим зайчика с вашим ответом зайчишкам и подарками. А я хочу угостить вас и остей дарами осени с моего сада – грушами. Спасибо!

Тема занятия: «И осень не кончается!»

Скороговорка дня: «Варит Варя щи, Варю не ищи».

Цель занятия : систематизировать и дополнить знания об осенних дарах природы.

Оборудование и материалы : свежие овощи и фрукты, муляжи грибов; карточки с изображениями даров осени; акварель, кисти.

Предварительная работа

Во время обеда, ужина обратим внимание детей на то, из чего приготовлены различные блюда. Отметим, какие продукты являются дарами осени, в чем польза каждого из них.

Выясним значение русских народных поговорок «Лето да осень весь год кормят», «Кто осенью трудился, тот весь год сыт», «Осень — запасиха, зима — подбериха».

Чтение.

Последнее яблоко

Ветрами наземь сбитая,

Листва в саду шуршит.

А яблоко забытое

На яблоне висит.

Скрипят деревья черные

«Да падай же, пора!»

Но яблоко упорное

Опять висит с утра...

Висит оно, качается,

И осень не кончается!

Ю. Коринец

Обсудим с ребятами, почему автор пишет: «Осень не кончается». Результатом всей работы по этой теме должны стать прощальные слова, которые дети скажут уходящей Осени. Им предстоит поблагодарить Осень за все, чему они научились вместе с ней, за те дары, которые она принесла.

Часть I. Дары осени

Цели: развитие сенсорных возможностей; развитие речи; формирование навыка классификации (выбор основания классификации).

Учебная задача. Детям нужно постараться вспомнить все дары осени и выбрать самый любимый из них. Задача «спрятана» в письме, которое прислала детям Осень. Она готовит к празднику угощение и хочет знать, все ли дары осени известны ребятам и что они любят больше всего.

Беседа на тему «Полезные подарки» . Рассмотрим изображения различных овощей, фруктов, грибов и ягод, созревающих осенью, вспомним, как они называются, чем полезны.

Расскажем детям о происхождении названий некоторых овощей и фруктов (по книге 3. Клепининой «Тайны окружающего мира»).

Помидор — это слово пришло к нам из Италии: «помидоро» — «золотое яблоко». Удивительно, но в одних странах помидор считают овощем, а в других — фруктом.

Обсудим, почему итальянцы так называют помидор. Чем он похож на яблоко?

Свекла и баклажан почти сохранили названия, которое им дали в тех странах, где научились их выращивать. Слово «сфеклэ» пришло из Древней Греции, а «паглыджан» — из Турции.

Картофель долгое время называли «картуфоль» от итальянского слова «тартуфоль». Это слово родилось из немецкого «эрдапфель» — земляное яблоко.

Смородина получила название за резкий запах (по-древнерусски «смород»), идущий от ее плодов и листьев.

Вишня получила свое название от слова «висьна» или «висна». Этим словом в древнерусском языке обозначали провисание длинных тонких ветвей дерева под тяжестью плодов в урожайные годы.

Черника и голубика получили названия по цвету своих плодов. Такое же происхождение имеет слово брусника — в старославянском языке красный цвет называли «бруснъ». Дети, глядя на рисунки, скорее всего, сами догадаются, как возникли названия ягод.

Дидактическая игра «Раздели на группы» . Предложим детям разделить все карточки на группы. Работая в парах, нужно постараться выделить как можно больше различных групп. Помимо очевидных категорий (овощи, фрукты, ягоды, грибы), можно разделить дары осени по цвету, по форме, по месту произрастании; на те, которые ребенок пробовал, и те, что никогда не ел. Также можно выделить любимые детьми фрукты, овощи и ягоды.

Дидактическая игра «Загадки для носа» . Педагог сообщает детям, что Осень решила угостить их. Но сначала нужно угадать, что она приготовила.

Обсудим с детьми, как должны загадываться и отгадываться «загадки для носа», что умеет распознавать наш нос? Скорее всего, дети догадаются, что им нужно закрыть глаза и не рассматривать, а обнюхивать предлагаемые им яства.

Для игры нужно выбирать не более 3—4 овощей или фруктов, обладающих легко уловимым и хорошо различимым запахом: свежеразрезанные яблоки, ароматные груши, морковь, капусту. Выбор «вкусных» загадок ограничен, так как приходится выбирать из того, что растет в наших краях.

Правильность отгадки можно проверить на вкус.

Игра-разминка «Овощи, в корзину!» При помощи считалки (стихотворения Ю. Тувима «Овощи» в переводе С. Михалкова) выбираются водящие для каждого тура игры. Все игроки получают карточки с изображениями даров осени. Дети свободно двигаются в игровой зоне. Педагог командует: «Овощи, в корзину!», «Фрукты, в вазу!», «Грибы, в лукошко!», «Ягоды, в лукошко!» Игрокам с соответствующими картинками нужно забежать в круг, обозначающий корзину (вазу, лукошко), минуя водящего. Водящий проверяет правильность выполнения задания. Дети, допустившие более двух ошибок, выбывают из игры.

Сначала водящего выбирают из всех игроков, затем — только из детей, которых поймали. Общую часть всех строф стихотворения дети могут произносить по памяти.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Морковку,

Петрушку и свеклу.

Вот овощи спор завели на столе —

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Морковка?

Петрушка иль свекла?

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Морковку,

Петрушку и свеклу.

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка,

Морковка,

Петрушка и свекла.

И суп овощной оказался неплох!

Часть II. И осень не кончается!

Цели: развитие памяти; знакомство с приемами запоминания, формирование умения передавать последовательность событий, выделять результаты работы.

Проверим, удалось ли детям запомнить основные дары осени.

Игра на развитие кратковременной слуховой памяти «Я положу в корзину». В корзину можно мысленно положить любые фрукты, овощи, грибы и ягоды. Для знакомства с игрой сначала будем не только «наполнять» воображаемую корзину, но и выставлять названные предметы в ряд. Поясним детям: для того чтобы запомнить последовательность предметов, можно представлять их себе в виде подобного ряда.

Педагог . Я положу в корзину яблоко.

Каждый последующий участник добавляет по одному предмету, называя все, что уже «лежит в корзине».

Тот, кто затрудняется продолжить, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока есть участники. Отмечается число предметов, которые дети сумели положить в корзину.

При большом числе детей в группе удобно делить всех игроков на небольшие команды (по 5—7 человек).

Итог занятия. В гости к детям приходит Осень. Дети рассказывают ей о том, как они старались вспомнить, назвать и запомнить дары осени, называют свои любимые овощи и фрукты, ягоды и грибы.

Осень напоминает о предстоящем празднике, обсуждает с детьми различные идеи по его подготовке и проведению.

Последующая работа

Овощи и фрукты, послужившие в качестве подсказок в игре «Я положу в корзину», можно использовать еще несколько раз.

Дидактическая игра «Загадки для пальчиков». Нужно постараться отличить на ощупь овощи и фрукты. Доставая из «волшебного мешочка» каждый из даров Осени, постараемся описать его, сказать, к какой группе (овощи, фрукты) он относится. Для усложнения задачи в мешочек можно положить знакомые детям овощи и фрукты, которые не растут в наших краях.

Можно сделать все загадки двойными. Первая часть загадки адресована водящему — он пытается отгадать продукт на ощупь. Вторая часть загадки — для других игроков: водящий описывает вслух обследуемый им предмет.

Рисуем натюрморт. Дети выбирают из всех даров Осени 2—3, которые им хочется нарисовать. Расположим фрукты в вазе, овощи — на тарелке, грибы — в лукошке. Вспомним, как называются картины, на которых изображены подобные композиции (натюрморты). Предложим детям рассказать, как Осень научила их получать необходимые цвета, смешивая краски. Какие краски нам понадобятся? Поможем ребятам сделать наброски и раскрасить рисунки.

Готовые натюрморты станут прекрасным дополнением к выставке детских работ.

Приготовим фруктовые и овощные салаты из даров осени.

Дидактическая игра «Что лишнее?» Основой для составления задания послужат знания детей о фруктах, ягодах, овощах, об их свойствах, местах произрастания, о способах классификации даров осени. По мере освоения правил игры должна расти сложность заданий: увеличиваться число предметов, из которых нужно выбрать лишний, количество правильных ответов, расширяться выбор признаков классификации.

Игра малой подвижности «Здравствуй, золотая Осень!» может проводиться на материале данной темы во время прогулки. Она поможет не только организовать детей, но и актуализировать знания детей о дарах осени, активизировать соответствующий словарь.

Педагог. Осень принесла нам такое множество подарков, что их хватит на целый год. Давайте их назовем.

Дети держатся за руки, идут по кругу и приговаривают:

Здравствуй, золотая Осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим:

«Что в подарок принесла?»

С последними словами дети останавливаются. Тот, кто остановится напротив водящего, играющего роль Осени, должен назвать что-либо из ее даров. Также нужно поблагодарить Осень за этот подарок, указав его полезные свойства.

Ответ игрока может звучать так: «Свекла. Спасибо тебе, Осень, ведь без свеклы не сваришь борщ». Осень отвечает: «На здоровье!» «Пожалуйста», «Люблю дарить подарки» и т.д.

Правильно ответивший игрок становится водящим. Игрокам дается установка: нужно постараться не допускать повторений, называя дары осени.

Продолжаем готовиться к празднику. Объявим семейный конкурс на лучший рецепт осеннего салата. Дома родители вместе с детьми попробуют приготовить салаты по рецептам, предложенным разными семьями. Победитель выбирается самими участниками конкурса.

Детям и взрослым предлагается выбрать, кем они будут на празднике из тех зверей и птиц, которым ребята разослали приглашения. Нужно найти или придумать стихотворение, загадку (описание или пантомиму) о своем животном, подобрать соответствующий костюм. Также нужно подобрать загадки о различных дарах осени.

Экскурсию по выставке «Наша осень» для родителей, воспитателей, младших детей и гостей сада проводят сами дети.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди