19.10.2019

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему "Фрукты". Конспект нод по оо «речевое развитие» для детей старшего дошкольного тема: «овощи и фрукты Занятие по развитию речи тема фрукты


Склюева Наталья Сергеевна воспитатель МБДОУ детский сад № 38.

Цель: способствовать развитию связной речи.

Задачи:

1. Уточнить и закрепить слова по теме.

2. Закрепить навыки словообразования и словоизменения.

3. Помогать детям отвечать на вопросы.

Оборудование: игрушки: зайчик, ежик; картинки с изображениями: яблоко, капуста, картошка, лук, апельсин, арбуз; конверт, корзины (2 шт), карандаши.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Посмотрите кто сегодня пришел к нам в гости, давайте поздороваемся! (около доски на стульях сидят Зайка и Ежик, держат конверт).

Да это наши друзья.. Ребята посмотрите они сегодня необычные, Зайка что-то приготовил нам в конверте (записки из волшебного сундука). Давайте присядем на стульчики и откроем конверт.

Ребята, наши друзья предлагают нам поиграть, разгадать загадки (демонстрируя рисунки).

1. Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые,

Любят меня детки. (Яблоко)

2. Яркий, сладкий, налитой

Весь в обложке золотой!

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки! (Апельсин)

3. Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны

Так приятен он на вкус! Что это за шар? (Арбуз)

4. Сто одежек

И все без застежек. (Капуста)

5. И зелен, и густ

На грядке вырос куст

Покопай немножко

Под кустом ….. (Картошка)

6. Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает тот слезы проливает. (Лук)

Молодцы ребята. Все загадки разгадали.

Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, арбуз? Что это?

(Фрукты)

Ребята, а как одним словом назвать лук, картошку, капусту? Что это?

(Овощи)

Молодцы, а теперь поиграем в игру.

Пальчиковая игра:

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы ее посолим, а теперь пожмем.

Молодцы, ребята! Давайте пересядем на стульчики.

Ребята наши гости запутались, что такое Овощи и что такое Фрукты. Давайте им поможем. А для этого нам нужно поиграть в игру «Овощи и Фрукты»

Перед вами стоят две корзины. Вам нужно будет в корзину Зайке положить овощи, а в корзину Ежика фрукты.

Молодцы, ребята. Научили играть наших гостей.

Зайка и Ежик знают как вы красиво умеете рисовать. Давайте мы их тоже научим рисовать.

Ребята, у каждого на столе лежит лист бумаги с рисунком. Вам нужно вспомнить, что нарисовано на листе, и разукрасить его правильно. Если у вас нарисована капуста то нужно закрасить в зеленый цвет, если картошка то в коричневый, а если яблоко, то в красный.

Молодцы, ребята! Положим карандаши, а теперь сядем на стульчики, и вспомним чему мы научили гостей. Отгадывать загадки, играть в игры, рисовать. Занятие закончено, и мы теперь можем поиграть игрушками.

«Фрукты». Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Цели:

Закрепить и уточнить знания детей о фруктах;

Закрепить умения детей образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательной формы существительных;

Закрепить последовательность числового ряда от 1 до 5;

Развивать словарь по данной теме; развивать умение детей логически мыслить, зрительную и слуховую память, внимание.

Оборудование: конверт с письмом, муляжи фруктов: яблоко, апельсин, виноград, банан, груша, лимон; корзинка; проектор; карандаши, листы с задание «Обведи по контуру и закрась».

Ход занятия: Воспитатель сообщает детям, что сегодня они отправляются в путешествие , а вот куда они поедут, надо отгадать.

Загадывает загадку:

Сливы, яблони растут,

И крыжовник с вишней тут-

Осенью лишь успевай

Собирать здесь урожай. (сад)

Осенью собирают урожай. В огороде собирают урожай овощей, а в саду. (фруктов) .

Воспитатель берет корзинку и отправляет с детьми в путешествие, но тут приходит телеграмма от cадовника (он присматривает за садом)

Он пишет:

«Дорогие ребята! У нас в саду прошел сильный дождь с ветром и все фрукты упали с веток и рассыпались. Помогите пожалуйста их собрать »

Ребята с удовольствием соглашаются помочь садовнику и отправляются в путь.

1) Воспитатель: «Ребята, я нашла один из фруктов, но я вам его не покажу, сначала отгадайте загадку»:

*). Плод оранжевый и сочный

Разделю я по кусочкам.

Хватит долек этих всем,

Ну, и сам, конечно, съем. (апельсин)

Что это? Какой формы апельсин? (круглый). А цвет у него какой? (оранжевый) .

А какой апельсин на вкус? (сладкий). А как мы можем ласково назвать апельсин? (апельсинчик). А какой сок можно приготовить из апельсина (апельсиновый) . Деление слова на слоги, игра «Один – много

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька–для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – Беда!!!
Разбегайтесь, кто куда!

Загадки:

*). Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

Что это? Какой формы яблоко? (круглое). А цвет у него какой? (красный) .

А какое яблоко на вкус? (сладкое). А как мы можем ласково назвать яблоко? (яблочко). А какой сок можно приготовить из яблока? (яблочный) . Деление слова на слоги, игра «Один – много»

Далее воспитатель находит следующий фрукт, загадывает о нем загадку и следует описание этого фрукта по схеме: название фрукта-какой по форме- цвет- на вкус- как можно ласково назвать- какой сок приготовить.

*). Желтый фрукт висит на ветке,

Но не любят его детки,

Этот фрукт на вкус не сладкий,

Кислый он. На ощупь гладкий. (лимон)

*). Любят этот фрукт мартышки,

Взрослые и ребятишки,

Желтый, сладкий и полезный

Он из Африки приезжий. (банан)

*). Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож. . (груша)

2). Игра «Собери урожай»

3). Игровое упражнение «Чего не хватает? » (на развитие зрительного внимания)

Воспитатель выставляет перед детьми муляжи фруктов. Дети запоминают фрукты, считают их по порядку (от 1 до 5). Затем закрывают глаза, воспитатель убирает один из фруктов. Дети угадывают, какого фрукта не хватает.

Дидактическая игра «Четвертый лишний »

Физкультурная минутка

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок,

Варим, варим, мы компот.

Угостим честной народ.

Воспитатель благодарит детей за помощь, оказанную садовнику в поиске фруктов и предлагает им сделать для него подарки: обвести по контуру и закрасить яблоко. Воспитатель объясняет и показывает как правильно обводить и закрашивать, обсуждает с детьми их форму и цвет, расположение на листе. Воспитатель хвалит детей за хорошие рисунки, делают выставку детских работ. Проговаривает с детьми, что яблоко сладкое, ароматное. (активизация словаря) .

Ребята, за хорошую работу в сборе фруктов, садовник передал вам ручки. Спасибо.


Цель: способствовать развитию связной речи.

Задачи:

  1. уточнить и закрепить слова по теме;
  2. закрепить навыки словообразования и словоизменения;
  3. помогать детям отвечать на вопросы по алгоритму.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся.

Ребята, а кто еще к нам пришел? (около доски на стульях сидят Мишка и Зайка, держат конверт) .

Да, это наши постоянные друзья. Ребята, посмотрите, они сегодня необычные, Мишка что - то приготовил нам в конверте (записки из волшебного сундучка) . Давайте его откроем и прочитаем.

Ребята, наши друзья предлагают нам поиграть, отгадать загадки. (демонстрируем рисунки которые нарисовали ребята с родителями)

  1. Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

(Повесить на доску картинку яблока и рассказать, какое оно и так со всеми фруктами) .

  1. Яркий, сладкий, налитой

Весь в обложке налитой!

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки (апельсин)

  1. Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар? (арбуз)

  1. Синий мундир,

Желтая подкладка

А в середине сладко (слива)

Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, арбуз, сливу? Что это? (фрукты) .

Ребята, где растут фрукты? (на деревьях) .

Как называются деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые)

Где растут фруктовые деревья? (в саду)

Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад) .

Молодцы!

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в сказочный фруктовый сад. На улице у нас сейчас какое время года? (поздняя осень) . А мы побываем в саду, где всегда бывает лето.

Ребята, кого мы пригласим с собой в путешествие? (М. и З.)

Ребята, вот мы и пришли в сад. Давайте присядем на травку.

Ребята, какие деревья растут в саду? (яблони, сливы, вишни, груши, апельсиновое дерево)

Какие фрукты растут на яблони, груши, вишни, сливе и т. д. ?

Молодцы!

Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Угощения» (игра с мячом)

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и спрашивает: Сок из апельсина, какой? - апельсиновый», и так далее с каждым ребенком.

А теперь давайте потихоньку сядем на травку. Ребята, посмотрите внимательно, фрукты у нас все одинаковые? (нет)

Чем отличаются фрукты друг от друга? (форма, цвет, размер)

Какую форму имеют фрукты (круг, овал)

Ребята, какого цвета фрукты? (красные, желтые, синие, оранжевые и др.)

Как фрукты отличаются размером? (большие, маленькие) .

Ребята, наши друзья предлагают вам еще поиграть. Они хотят, чтобы вы сходили во фруктовый сад и рассказали, какие фрукты там растут, а поможет вам в этом волшебный домик (ответы на вопросы с использованием центрического алгоритма) .

А теперь давайте попробуем сварить сок из такого фрукта как алыча (дети повторяют за воспитателем чистоговорку) .

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Посадили алычу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

Вот поспела алыча.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Собираем алычу.

Чо-чо-чо, чо-чо-чо

Подставляй свое плечо.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи

Сварили сок из алычи.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

Всем полезна алыча.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Где мы путешествовали?

Почему сад называется фруктовый?

Ребята, а где продают фрукты? (в магазине)

Ребята, вот какие Вы молодцы рассказали мне про фрукты, отгадали все загадки и сварили вкусный сок!

А теперь пришло время подкрепиться и попробовать Ваши любимы фрукты на вкус (фруктовые угощения) .

Подготовила Ульрих О.А.

Захарченко О.В., учитель-дефектолог МДОУ ДСКВ №10 г. Ейск Краснодарский край.

Программное содержание:

1. Учить детей пересказывать текст, используя предложения с однородными определениями.

2. Упражнять детей в практическом умении образовывать относительные, качественные прилагательные.

3. Словарная работа: яблочный, сливовый, вишневый; вкусный, сочный, спелый, полезный, ароматный, сладкий.

4. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.

5. Воспитывать желание к коммуникативной деятельности.

Оборудование и материалы: муляжи фруктов, ягод, дидактическая игра магазин “Фрукты-ягоды”, картинки-символы к тексту “Спор фруктов и ягод”, текст SMS -сообщения.

Ход занятия:

1. Организационный момент: Логопед проводит словесную игру “ Назови сок”.

Я буду показывать изображение фрукта или ягоды, а вы правильно назовите сок, который из него готовят.

Сок из вишни …

Сок из сливы…

Сок из айвы…

2. Введение в тему. Логопед проводит игру магазин “ Фрукты-ягоды”.

Сейчас мы пойдем в магазин “ Фрукты-ягоды”. Я буду продавцом, а вы покупателями. Нужно правильно назвать сок, компот или варенье, чтобы его купить (предлагаются картинки, расположенные на доске-“прилавке”: сок-в бутылках, компот-в больших банках, варенье – в маленьких баночках, где на этикетке нарисован фрукт или ягода). Помните, что обращаться к продавцу нужно вежливо, четко произнося название.

Дайте мне, пожалуйста, малиновое варенье.

Мне хотелось-бы купить виноградный сок…

3. Изучение нового материала. Логопед читает текст и выставляет картинки-символы по ходу повествования:

“ У девочки Оли в саду росли фрукты и ягоды. Однажды они завели спор. Яблоко сказало: “Я самый вкусный, сочный, сладкий, красивый и полезный фрукт. Из меня варят яблочное варенье, яблочный компот, делают яблочный сок”. Груша перебила яблоко: “Нет я самая вкусная и полезная. Из меня можно приготовить грушевый джем, грушевое повидло и грушевый сироп”. В спор вступили другие фрукты и закричали: “И мы тоже вкусные, спелые, полезные”.

А Малина тихо добавила: “А из меня варят малиновое варенье, которым лечатся от простуды”. Девочка Оля прислушалась к спору фруктов и ягод и сказала: “Не спорьте, вы все очень вкусные, сочные, спелые и полезные, потому что содержите витамины, которые необходимы и взрослым, и детям”.

4. Беседа по содержанию текста по вопросам логопеда. Пересказ детьми текста с опорой на картинки-символы.

5. Динамическая пауза: “За малинкой в сад пойдем”

6. Пересказ детьми текста с опорой на картинки-символы.

7. Логопед читает SMS -сообщение от девочки Оли, в котором она просит детей помочь исправить ошибки в тексте сообщения, которое она написала, но еще не отправила бабушке:

“Сегодня я сварила из яблок гр ушевое варенье. А из груш я приготовила вишневый джем. Вчера в гостях меня угостили вкусным яблочным компотом, который был сварен из молодых персиков. А завтра я куплю в магазине апельсиновый сок из натуральных груш”.

Рыбалко Антонина Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32«Лесная сказка»

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области, Россия

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Фрукты. Овощи»

Цель:
Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности: выявить знания детей о значении овощей и фруктов в жизни человека; подводить детей к выводу о пользе овощей и фруктов
Задачи:

  1. Закреплять обобщающие понятия: овощи и фрукты.
  2. Совершенствовать диалогическую форму речи.
  3. Обучать детей составлять описательные рассказы с опорой на схемы.
  4. Развивать устную речь, активизировать словарь детей по теме овощи и фрукты.
  5. Учить образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных и множественное число существительных.
  6. Создать двигательную активность детей.
  7. Учить слушать стихотворения, отвечать на вопросы полными предложениями.

Предварительная работа.
Рассматривание альбомов «Овощи и фрукты»
Беседа «Что растет в огороде и саду»
Чтение стихотворения С.Михалкова. «Овощи»
Оборудование: муляжи, картинки овощей и фруктов, картинки с изображением сада, огорода, схемы, мандарин, банан, лимон, лакмусовые бумажки, пипетки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года? После, какого времени года наступает осень? Игра «Хорошо – плохо»

Что хорошего вы знаете об осени? (Можно любоваться красотой осеннего леса, увидеть, как меняют свою одежду деревья и кустарники и т. д.)

Что плохо осенью? (часто льют дожди, солнце светит меньше, на улице много луж и грязи и т. д.)

А ещё осенью созревают овощи и фрукты. Хотите поиграть? Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите в словах название какого-либо фрукта. Слушайте внимательно: репка, лук, груша, баклажан, апельсин; банан, варенье, персик, компот, слива, салат, сок.

2. Выявление знаний по теме, обогащение знаний детей.

Игра «отгадай-ка».

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай! Что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто, Летом выросла (капуста)

  1. Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку)
  1. От дождя земля намокла, Вылезай, толстушка – (свекла) .
  1. А теперь пойдем мы в сад. Там созрел уж (виноград).
  1. Очень сочны и красивы Выросли на ветках (сливы ).
  1. Из земли за чуб плутовку Тянем сочную (морковку).
  1. Помогает деду внук, Собирает с грядок (лук).
  1. Вот зеленый толстячок - Крупный, гладкий (кабачок) .
  1. Для Володи и Катюши соберем в корзину (груши) .
  1. Не забудем для Алены очень кислые (лимоны ).
  1. Для начинки в пироги набираем (яблоки) .

Сейчас я вам раздам картинки фруктов и овощи, и будем их описывать. Чтобы вам легче было это сделать, будем использовать схему. (на доске висит схема описания :

  1. Что это за предмет?
  2. Где растет (сад, лес, огород)?
  3. Какой на вкус? Какой на ощупь?
  4. Какой формы?
  5. Какого цвета?
  6. Что можно приготовить из него?)

Поместите картинку или на грядку, или на дерево.

Как вы думаете, какие фрукты полезнее для здоровья человека: сырые или консервированные? Почему? (Ответы детей.) Что можно приготовить из фруктов? (Ответы детей.) Правильно, из фруктов можно приготовить много разнообразных блюд.

3. Пальчиковая гимнастика. Приготовьте ваши ручки – мы будем «варить компот».

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать «ковшиком» указательным пальцем правой руки «мешают».)
Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Вот: будем яблоки крошить (Имитируют все движения: крошат.)
Грушу будем мы рубить (Рубят.)
Отожмем лимонный сок (Отжимают.)
Слив положим и песок (Имитируют движения.)
Варим, варим мы компот («Варят» и «мешают».)
Угостим честной народ. (Угощают).

Ребята, посмотрите на картинки и скажите, какой сок получится из этого фрукта или овоща?

Сок из моркови - морковный сок

Сок из свеклы - свекольный сок

Сок из яблока – яблочный сок

Сок из помидоров- томатный сок

подумайте, какой суп, если я его буду варить: Из свеклы - свекольный суп, Из картофеля – картофельный суп, Из капусты – капустный суп, Из гороха - гороховый суп.

4. Физминутка. «В ОГОРОДЕ»

Дети шли, шли, шли (дети шагают на месте)

В огород они зашли.

Капусту нашли (наклонились и собирают овощи)

Огурцы нашли, помидоры все собрали,

Кабачки нашли, Всё в корзинки положили

И домой пошли. (шагают на месте)

5. Исследовательская деятельность. (Цель – установить, почему одни фрукты портятся быстрее, а другие медленнее?)

Дети, есть фрукты, которые растут только в жарком климате, назовите их. (Ответы детей.)

Чем похожи лимон, банан и мандарин? (Ответы детей.) Что у них есть общего? (Ответы детей.) Правильно, мякоть и кожура. Как вы думаете, от чего защищает кожура эти фрукты? (Ответы детей.) Правильно, от того, чтобы не испортились.

Мы с вами рассматривали эти фрукты несколько дней назад: мандарин, банан и лимон. Все они были свежие и красивые на вид. Мы их оставили лежать на шкафу в группе. Давайте посмотрим на них сейчас. Они как-то изменились? (Ответы детей.)

Мы с вами знаем, что у них у всех есть кожура – она защищает фрукты от порчи.

И что мы видим? Лимон не испортился совсем, мандарин стал немного портиться, а банан почернел и совсем испортился. Почему же это произошло? (Воспитатель выслушивает все предположения детей.)

Хотите узнать, почему так получилось?

У меня есть специальная бумага, она меняет свой цвет, если на неё попала кислая вода или кислый сок. Давайте это проверим. (Дети из разных пипеток капают на бумагу воду и кислый сок.) Что стало с бумагой? (Ответы детей.) Верно, одна бумага осталась такая же, другая стала розового цвета.

Давайте капнем на такую специальную бумагу по капельке сока из мякоти каждого фрукта. (Дети выполняют действие – поочерёдно капая на разные лакмусовые бумажки сок лимона, мандарина и банана (в марле мякоть).)

Теперь сравните цвет бумаги. Что с ней произошло? (Ответы детей.) Где больше всего изменился цвет бумаги? (Ответы детей.)

Значит, кислого сока больше всего где? (В лимоне.) А меньше всего где? (В банане.)

Так, почему банан испортился быстрее всех? (ответы детей), правильно, потому, что он самый сладкий. Почему не испортился лимон? (Ответы детей.) Теперь мы все вместе можем ответить на трудный вопрос: почему одни фрукты портятся быстрее, а другие медленнее? (Воспитатель выслушивает ответы детей, затем помогает детям сделать общий вывод – сладкие фрукты портятся быстрее, чем кислые.)


После занятия коллективное собирание общего панно «Фрукты». Слушание песни «Урожайная» (диск)

6.Подведение итогов:

Послушайте стихотворение:
«Солнце, солнце веселей,
Посвети еще, погрей!
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях,
Не мешай пшеницу жать,
Не мешай ты нам копать
Свеклу, редьку и картошку
И, конечно же, морковку
И когда придет зима,
Были полны закрома.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят овощи и фрукты?
(Ответы детей - люди употребляют их в пищу. )
Воспитатель: А как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья?
(ответы детей)



© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди