13.10.2019

Конспект занятия про ежа. Конспект занятия "Ёжик". Игра «Позаботимся о ёжике»


Муниципальное образовательное учреждение

«Новоуральская СОШ»

Конспект урока по развитию речи 1,3 класс-комплект в специальном коррекционном классе VIII вида

Тема: Дикое животное: ёж.

Составитель: учитель

специального (коррекционного)

класса VIII вида

I квалификационной категории

Рахимжанова З.Б.

2014г.

Тема урока: "Дикие животные: еж"

Цель урока: уточнение и расширение представлений детей о еже как представителе диких животных.

Задачи:

    Формировать знания о диком животном – еже: его внешнем виде, повадках.

    Коррекция тактильных ощущений посредством проведения лабораторной работы; развитие словарного запаса через знакомство с многозначностью слова “иголка”.

    Привитие любви к животным.

Оборудование: картинки с изображением диких и домашних животных. Предметная наглядность: швейная игла, шприц с иглой, иголочки сосны. Карточки для закрепления, карточки для оценивания, шаблон ежа, картинка с изображением ежа, планы рассказов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель : создание положительного настроя на работу.

Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке – ручка, книжка и тетрадки.

(Дети проверяют готовность к уроку)

Какой будет сейчас урок?

Который урок по счету?

Чему мы учимся на уроках развития речи?

Ответы детей (“Мы учимся правильно и красиво говорить”, “Знакомимся с животными, с природой”).

Во время нашего урока вы будете выполнять различные задания. Некоторые задания мы будем выполнять вместе, не которые вы будите выполнять самостоятельно. За каждое выполненное задание вы будите получать фишки и прикреплять его к карточке со своей фотографией. Кто, верно, будет отвечать полным ответом на вопросы, правильно выполнять задание, будут получать красную фишку, если будет одна ошибка при ответе, то будите получать синюю фишку, а тот, кому понадобится моя помощь или товарища получит зеленую фишку. В конце урока мы посмотрим, какого цвета фишек больше. Сколько заданий из вас сделал сам, и сколько с моей помощью.

Я прошу вас быть внимательными, активными и стараться каждое задание выполнить как можно лучше. Я уверена, что у вас все получится и что все успешно справятся со всеми заданиями.

I I . актуализация знаний, полученных на прошлом уроке.

Кто изображен на картинках? (лось, заяц, медведь, волк, белка, ОВЦА)

Как их можно назвать одним словом? (животные)

Какое животное изучали на прошлом уроке? (ОВЦУ)

Чем оно отличается от других? (ОВЦА – домашнее животное)

Как выглядит овца?

Чем питается?.

Где живет?

Кто ухаживает за овцой?

Какую пользу приносит людям?

(Овца – это домашнее животное. Тело овцы покрыто густой шерстью. Она питается травой. Живет в овчарне. За овцой ухаживает человек, из шерсти овцы получают пряжу, ткани, валенки. Из шкурок – меха (каракуль, цигейка). В пищу употребляют мясо, жир, а из молока делают сыр.)

Каких животных мы называем домашними? (они живут рядом с человеком, человек заботиться о них, а они приносят человеку пользу)

Вывод: мы повторили сведения о домашнем животном – ОВЦА.

А медведь, заяц, волк, белка и лось какие животные? (дикие животные)

Каких животных называют дикими? (они живут в лесу, сами себе добывают пищу)

Какая картинка лишняя? Почему?

Промежуточное оценивание

Ш. Изучение нового материала

Сегодня мы познакомимся с лесным животным. Его название вы узнаете, отгадав загадку.

1.Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной! (Ёж)

2.Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками (Ёж)

3.Лежала между елками подушечка с иголками

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ёж)

(Рисунок ежа)

Как вы догадались, что это ёж? -Давайте правильно произнесём звук Ж.

Чистоговорка.
Жа- жа – жа - в лесу встрелили… Жи- жи- жи- у нас в лесу живут… Жу-жу-жу- молоко дадим…

Поднимите руку кто из вас видел ёжа? -Что вам хотелось сделать? Потрогать.(спрошу сама) -Что сделал ёж? (фырчал)

Давайте попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята маленькие ежики.

Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.
«ф – ф - ф».

Покажите, как ежик сердится, пыхтит.
«пых-пых-пых».

Когда ежик устанет...
«ха-а-а».

Стас как ты думаешь, какая тема сегодняшнего урока?

Давайте попробуем поставить цель урока.

Цель урока познакомится с диким животным еж.

Ребята какие вопросы вы хотели бы задать ежу?

как выглядит еж?

чем питается еж?

где живет еж?

Составление рассказа – описания с опорой на таблицу и слова для справок

Цель: открытие новых знаний

Стас внимательно рассмотрите ежа. Попробуй составить рассказ – описание внешнего вида ежа с помощью карточки.

Внешний вид

тело

Овальное

мордочка

треугольная, вытянутая, заостренная

уши

треугольные, небольшие

глаза

круглые, маленькие, черные

лапки

овальные, короткие

хвост

треугольный, короткий

иголки

Серые или коричневые, длинные, острые, тонкие, колючие

3 кл. - составляет рассказ

1 кл. – показывает части тела

А) ВНЕШНИЙ ВИД

Какой формы тело?

Какой формы мордочка, ушки?

Какого цвета глаза?

Чем покрыто тело ежа?

Для чего ему нужны иголки?

(Тело округлое, шея короткая, мордочка вытянутая, заостренная. Уши небольшие, стоячие, глаза маленькие, черные. Ноги короткие. Тело покрыто жесткими, торчащими иглами.)

Физкультминутка.

Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке. (Ходьба на месте.)
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Дети имитируют тихую ходьбу ежика.)
А навстречу серый волк,
Ежик наш скорей в клубок. (Дети приседают, как бы сворачиваясь клубком)

Получился шар колючий,
День у волка невезучий. (Дети встают.)

Б) ПИТАНИЕ ЕЖА

Как вы думаете, чем питается еж?

(Ёж питается личинками насекомых, жуками, червями, мышами, гадюками. К осени ежи отъедаются, жиреют)

Алина и Егор возьмите и откройте конверт с красным кружочком. Выберите из предложенных картинок, то чем питается еж.

В) ЖИЛИЩЕ ЕЖА

(На доске иллюстрация “Спячка ежа”)

Осенью ёж устраивает зимнее гнездо. В лесу, под поваленным пнем, ёж устроился на зимнюю спячку, свернувшись в клубок. Он прикрыт опавшими листьями, ветками, мхом. Выпавший снег закрывает его до весны.

Вывод: Мы составили рассказ про ежа по плану.

Г) Упражнение на внимание.

А сейчас у меня есть интересное задание. Внимательно слушайте и поднимайте руки, когда я произнесу фразу о еже.

Он живет в доме у человека. Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. Питается он медом, вареньем. Он любит молоко, грибы, желуди. У него есть два крыла. Если он свернется в клубок, нет ни головы, ни ног. Зимой спит.

Итог: Молодцы! Вы очень внимательные!

Промежуточное оценивание

IV . Закрепление.

Работа в тетрадях

- Прежде чем писать, давайте подготовим наши руки к письму, сделаем пальчиковую гимнастику.

Ежик, ежик колкий, (Пальцы двух рук сплетены в замок)

Покажи иголки. (Движения кистями вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они. (Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)

Ежик, ежик колкий, (Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)

Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок. (Пальцы складываются в замок)

Открываем тетрадь, Стас отступаешь 4 клеточки вниз пишем по середине число, месяц. Отступаешь одну клеточку вниз и записываешь по середине тему урока.

Алина я записала тебе в тетради число и месяц. Отступи одну клеточку вниз и запиши тему урока.

Егор я записала число, месяц у тебя в тетради, но не дописала тему урока, запиши слово еж.

Стас составь рассказ о еже, опираясь на предложенный текст, и запиши его в тетрадь.

Еж живет в __________. Тело ежа покрыто _____________. Еж питается насекомыми, ______, _________, _________.

Алина и Егор обведите по контору ежа и раскрасьте его.

Промежуточное оценивание

Для чего нужны иголки ежу? (для защиты от врагов)

Если еж чувствует опасность, то сворачивается в клубок. Но не всегда иголки помогают ежу защититься от врагов. Ежи очень боятся воды, поэтому некоторые животные (например, лиса) зная это, лапкой подталкивает его в воду, где он разворачивается и становится беззащитным

Какие иголки у ежа? (тонкие, серые, длинные, острые, колючие)

Послушайте внимательно еще одну загадку и подумайте, о чем в ней идет речь. Это сложная загадка – она совсем о другом предмете. Попробуйте отгадать.

Маленького роста я, тонкая и острая,

За собой я хвост тащу, носом путь себе ищу. (ИГОЛКА)

Это швейная игла, стальная, острая, тонкая, блестящая

Что можно делать этой иглой?

Следующая загадка.

Ну и платье, сплошь иголки! Его вечно носят … ! (ЕЛКИ)

Про какие иголки идет речь?

Что вы видите? Какие иголочки по форме, по цвету? Чем они пахнут?

(Зеленые, маленькие, острые, колючие, ароматные)

Возьмите конверты у вас на партах, достаньте содержимое. Чем делают уколы детям? (Шприцем)

Из каких частей состоит шприц? (корпус и игла)

Какая иголка у шприца? (Холодная, железная, острая).

Вывод: Вот видите, какое интересное слово “иголка”, как много предметов называют этим словом.

V . А) – С каким животным мы познакомились сегодня на уроке?

Домашнее или дикое животное еж?

Ребята давайте вернемся к нашим вопросам?

(как выглядит, чем питается, где живет)

На все вопросы мы ответели?

Б) Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок?

Что понравилось?

Кому было трудно выполнять задания?

Сейчас вы должны оценить свою работу на уроке. Посмотрим у кого сколь фишек и кого цвета.

V I. Итог урока + оценивание Домашнее задание

3 класс – написать рассказ про ежа.

1 класс – Нарисовать ежа в норке.

Открытое занятие Непосредственно Образовательной Деятельности по реализации образовательных областей «Художественное творчество» (лепка), «Познание» (Формирование целостности картины мира), «Коммуникация» (развитие речи) с использованием ИКТ в старшей группе на тему: «Здравствуй, ёжик!»

Цель: Активизация речи детей, развитие связной речи.

Задачи:

Обучающая:

Учить детей целенаправленно рассматривать картину, используя различные приемы: выделение объектов, «вхождение» в картину.

Продолжать учить детей описывать внешний вид и повадки животных, загадывая загадки. Уточнить представление детей о диких животных.

Учить выделять из предложений слова со звуком (ж) и (ш).Четко произносить чистоговорки; произносить фразы с различной громкостью.

Упражнять детей в лепке. Закреплять навыки работы с пластилином. Выявить творческие способности при использовании в комплексе природного материала и пластилина.

Развивающая:

Активизировать у детей воображение и речь.

Воспитывающая: Воспитывать у детей навыки культурного общения и гуманных чувств.

Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.

Материал: пластилин, семена подсолнуха, оборудование для лепки: доска, стека, влажные салфетки. компьютерная презентация о жизни ежей.

Предварительная работа: Беседа о диких животных, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок.

Ход занятия

Дети входят в зал под спокойную музыку, здороваются.

1.Игровой момент.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, здесь какое-то письмо, наверное, для нас. Давайте тихонько сядем и откроем конверт.

Читает письмо:

«Дорогие ребята! Пишут вам лесные жители. У нас случилось несчастье: потерялся наш любимый друг. Пожалуйста, помогите нам его найти»

Воспитатель: Ребята, а какие лесные жители могли написать нам это письмо? каких диких животных вы знаете? (Ответы детей).

Как вы думаете, кто же из них мог потеряться? Думаю, что нам не трудно будет догадаться,если вы отгадаете загадку:

Он живёт в лесу дремучем.
Сам он круглый и колючий.
Угадайте: это кто же?
Ну конечно, это …..(ёж

Почему вы думаете, что это ёж? Как вы догадались?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь найти ежика?

Воспитатель: Да, мы сможем помочь, найти ежа, но только если будем знать, где он живет, чем питается, как выглядит.

2.Рассказ и показ слайдов о жизни ежей.

Конечно, это ёжик. Разные звери живут в лесу. У каждого свой характер, свои повадки. Как вы, думаете, какой ёж? (Ответы детей).
Это маленький зверёк - маленькие лапки, чёрный нос, на мордочке, словно маленькие пуговки – глаза.

Ежата рождаются слепыми и без иголок.

А потом у них открываются глазки и станут вырастать маленькие мягкие иголочки. (3 слайд)

Иголочки подрастают и твердеют, пока не станут совсем твердыми.

Тогда мама-ежиха начнет их по лесу водить, учить, показывать, что к чему. А ежата за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускала ежат, пока не выросли иголки? (Ответы детей).

Без иголок они беззащитные, легкая добыча для зверей.

Скоро они начинают сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется. Змей, кузнечиков, яблок и груш, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек.

(5-6 слайд)

С наступлением темноты они выползают из норы и ищут себе пищу.

Всю ночь топают, под каждый листок заглядывают, переворачивают ветки. У них очень чуткий нос и очень хороший слух .

И зрение у них очень хорошее. Они, как и люди, различают многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

Воспитатель. Почему их называют ночными охотниками? (Ответы детей).

Потому что ежи охотятся и ищут пищу ночью.

Когда у ежей, вырастают твердые иголки, им уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя ежи все-таки боятся лисы.

Она их хитростью берет. Загонит в лужу, а ежи воду не любят и сразу разворачиваются. Тут лиса хватает ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же – лиса.

От врагов их только иголки и спасают. Ножки ведь у них коротенькие, быстро бегать не могут. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот они и защищаются, свернувшись в клубок. (8 слайд)

А в конце осени все ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке- норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму они спят, то и запасов им не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, им просто нужно много еды съесть. А просыпаются ежи только весной, когда станет совсем тепло.

Воспитатель. Как вы думаете, нужны ежам запасы на зиму, как белкам? Почему?

(Ответы детей).

Нет, не нужны, ведь они всю зиму спят.

Скажите, ребята, а какой ещё зверь спит зимой? (Ответы детей).

Правильно, медведь.

Ребята если встретите ежика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А еж отправится дальше по своим делам.

Послушайте стихотворение. В нем рассказывается про одного ежика, которого забрали из леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ежика, и его отнесли обратно в лес.

Если Ежик не пьет молоко,

Значит, где-то в лесу далеко

Под кустами, в гнезде из листочков,

Есть у ежика сын или дочка.

Значит, надо ежика взять

И в лес отнести опять.

(Ю.Щербаков)

Ну что, ребята, понравился вам мой рассказ? (Ответы детей).

Думаю, что теперь вы все знаете о ежах и сможете его найти.

3. Звуковая культура речи. (ЛОГОПЕД)

Какой знакомый звук есть в слове «Ежик» - ж или ш.

Какой знакомый звук есть в отгадке «Ежик» - [ж] или [ш]?

(Ответы детей)

В: Произнесите слово так, чтобы слышался звук [ж].

Произнесите слово громко – тихо.

А какое животное тоже живёт в норке и в его отгадке слышится звук [ш]?

Маленькие ножки, боится кошки,

Живёт в норке, любит корки.

Почему вы думаете, что это мышка?

(Ответы детей)

В: Какой знакомый звук есть в отгадке [ш] или [ж]?

Работа над чистоговоркой.

4.Физкультминутка:

Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи.)
Не умел он хлопать -Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши.)
Не умел он топать -Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки".)
Не умел он прыгать - Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах.)
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли, (Ходьба на месте.)
Научили хлопать - Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши.)
Научили топать - Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки".)
Научили прыгать - Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах.)
Научили бегать… (Бегают на месте.)

Молодцы, ребята! Вы теперь много знаете о ежах. И самое главное, я уверена, что никто из вас никогда не обидит ежика.

Давайте мы с вами для него слепим друзей, таких же ежиков, как и он сам, чтобы ему одному не было скучно в лесу.

5.Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»

Давайте разомнем пальчики, приготовим их к работе

Ежик, ежик колкий, Пальцы двух рук сплетены в замок.

Покажи иголки. Движения кистями вправо-влево.

Вот они. Вот они. Вот они. Пальцы выпрямляются, кисти

сложены в замок.

Ежик, ежик колкий, Движения кистями вправо-влево

Спрячь свои иголки. с выпрямленными пальцами.

Раз, и нет иголок. Пальцы складываются в замок.

6.Лепка из пластилина и природного материала.

А теперь принимаемся за дело!

Туловище у Ёжика, какой формы будем лепить? (Овальное) .

А каким способом можно сделать ему носик! (Вытягиванием) .

Иголки я предлагаю сделать из семечек подсолнуха

7.Рефлексия занятия.

Изготовление поделки и составление композиции.

Демонстрационный материал:

— игрушечный ежик в красивой сумке;

— красное и желтое ведро (или корзины);

— аудиозапись веселой музыки.

Раздаточный материал:

— вырезанные из цветного картона силуэты 5—6 ежей и по 5— 6 прищепок того же цвета к каждому ежику;

— осенние листья (из картона) желтого и красного цвета;

— альбомные листы, широкие мисочки с разведенной водой гуашью любого цвета.

Организационный момент

Радостно встретьте детей, назовите каждого по имени, сделайте комплимент.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик — мальчик»

Пальцы левой руки сжаты в кулачок. Рассказывайте детям стихотворение и показывайте, как нужно правой рукой на каждую строчку разгибать по одному пальчику.

Воспитатель

— Пальчик-мальчик,

Где ты был?

— С этим братцем — в лес ходил.

С этим братцем — щи варил,

С этим братцем — кашу ел.

С этим братцем — песни пел.

Пальчиковая игра «Ежик»

Предложите детям сделать из пальчиков ежика (сложить ладони, пальцы выпрямлены и переплетены). А теперь ежик свернулся клубочком (пальцы прижимаются, получается сцепленный «замочек»).

Сюрпризный момент

Воспитатель. Ребята, а вы догадались, кто к нам сегодня придет?

Дети. Ежик.

Воспитатель . Достаньте из сумки игрушечного ежика.

Дети здороваются с ним, пытаются его погладить.

Что ж ты, еж, такой колючий?

Ежик

Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Б. Заходер

Обучающая игра «Колючки для ежей»

Развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев, учит сравнивать и выбирать предметы по их окраске.

Ежик. Мне-то хорошо, у меня есть иголки, а у моих детенышей — маленьких ежат — иголки еще не выросли. Им нечем защищаться от волков и лис. Помогите ежатам.

Высыпьте из сумки разноцветные прищепки и раздайте каждому ребенку по картонному ежику. Покажите детям, как нужно раскрывать прищепку и прикреплять ее ему на спинку. К красному ежику надо подбирать красные прищепки, к синему — синие и т.д.

Подвижная игра «Собираем листья»

Учит устанавливать сходство и различие по цвету и в зависимости от этого действовать дальше.

Воспитатель . Ты откуда к нам пришел?

Ежик. Из леса.

Воспитатель . А красиво у вас в осеннем лесу?

Ежик. Очень красиво, вся земля покрыта разноцветным ковром из листьев.

Предложите детям отправиться в гости к ежику в лес и посмотреть на опавшие листья.

На полу раскладываются красные и желтые листья. Детям надо поднимать по одному листочку, приносить к вам и определять, в какое ведро его положить (в зависимости от цвета).

Музыкальная игра «Красные и желтые листья»

Учит двигаться под музыку, показывая простейшие плясовые движения, устанавливать сходство и различие по цвету и в зависимости от этого действовать дальше.

Воспитатель. Вот как много мы набрали листьев. Мальчики, подойдите ко мне, я вам раздам по одному красному листочку. Теперь девочки. Получите желтые листья.

Ведра из-под листьев поставьте в разных сторонах комнаты.

Звучит танцевальная музыка. Дети свободно двигаются по комнате, помахивают листьями и кружатся на месте. Когда музыка смолкает, мальчики бегут к красному ведру, девочки — к желтому.

Игра повторяется несколько раз.

Подвижная игра «Прятки с ежиком»

Развивает целенаправленное внимание, учит ориентироваться в пространстве.

Ежик предлагает детям поиграть с ним в прятки. Воспитатель с детьми выходит из комнаты и громко считает до пяти. В это время один из взрослых кладет ежика на видное место. Дети заходят в комнату и отыскивают ежика. Потом его можно положить на достаточно видное место.

Рисование ладошками «Ежик»

Задание знакомит с техникой печатания ладошкой.

Ежик предлагает детям нарисовать ежиков. Для этого детям надо опустить в гуашь всю ладошку и делать отпечаток внутренней сторо ной растопыренной ладони на бумаге. Можно сделать два отпечатка той же ладонью (чтобы не пачкать другую). Но сначала потренируйте детей делать отпечаток сухой ладонью.

Когда отпечатки ладоней на бумаге высохнут, вы можете сами дорисовать ежам глазки, носики, нацепить на колючки яблоки и грибы.

Программное содержание:

Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Учить детей понимать природные взаимосвязи.
Упражнять в звукоподражании.
Развивать артикуляционный аппарат, мышление.
Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.

Оборудование:

Картинки с изображением ежа, ежат. Яблоки настоящие и вырезанные из цветного картона с написанными на них вопросами.
Пластилин, кожура каштана конского, оборудование для лепки.

Ход занятия:

Ребята, у нас сегодня в гостях маленький лесной зверек.

Шубка – иголки,
Свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это?
(Еж)

Ежик хочет рассказать вам о своей лесной жизни. (Показ игрушки или вырезанной картинки «Ежик»).

Рассказ о жизни ежа.

Родился я, ребятки, весной. Было нас два брата и три сестры. А сколько всего, знаете? Пятеро ежат. Были мы малюсенькие и все время лежали под брюшком у мамы-ежихи. А брюшко у нее теплое, мягкое и молоком пахнет. Вот мы и сосали мамино молочко все впятером разом, причмокивая. Вот так. (Звукоподражание).
А вы можете повторить?

Артикуляционное упражнение «Причмокивание»

Сначала мы – ежата были совсем голенькие и слепые. А потом у нас открылись глазки и стали вырастать маленькие мягкие иголочки. Иголочки наши подрастали и твердели, пока не стали совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начала нас по лесу водить, учить, показывать что к чему. А мы за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.

Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускала нас, ежат, пока не выросли иголки? (Ответы детей). Без иголок мы беззащитные, легкая добыча.

Скоро мы начали сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек. С наступление темноты мы выползаем из норы и ищем себе пищу. Всю ночь топает, под каждый листок заглядываем, переворачиваем ветки. У нас чуткие нос и ушки.Мы, как и люди, различаем многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

Почему нас называют ночными охотниками? (Ответы детей). Потому что мы охотимся, ищем пищу ночью.

Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»

Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.
Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф-ф-ф».

Покажите, как ежик сердится, пыхтит.
Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».

Ежик надувает и сдувает щеки.
Дети надувают щеки, а затем делают выдох с призвуком «пу-у-у».

Когда ежик устанет...
Выдох горлышком с призвуком «ха-а-а».

Язычок высовывает...
Широкий язычок кладут на нижнюю губу и держат 5 секунд в таком положении.

Ежик вдруг начал зевать...
Имитируют зевание.

Не пора ли с ним играть?

Динамическая пауза «Путешествие в лес»

Здравствуй лес, прекрасный лес,
(Широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес!
(Повороты влево-вправо с вытянутыми руками)

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
(Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом влево и вправо)

Ветер дует нам в лицо -
(Руками махать себе на лицо)

Закачалось деревцо.
(Руки подняты вверх. Покачиваться вправо-влево)

Ветер тиши, тише, тише -
(Приседания, руки вперед)

Деревцо все выше, выше.
(Плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встав на носки)

Раз - присядка,
(Присесть)

Два - прыжок.
(Подпрыгнуть)

Это заячья зарядка.
(Ладони на голову - «ушки на макушке»)

А лисята, как проснутся,
(Кулаками протереть глаза)

Любят долго потянуться.
(Потягивание с отводом рук)

Обязательно зевнуть,
(Зевнуть, прикрыв рот ладонью)

Ну и хвостиком вильнуть.
(Покачивание бедрами из стороны в сторону)

А волчата - спинку выгнуть
(Прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть.
(Легкий прыжок вверх)

А кому зарядки мало -
(Развести руки в стороны ладонями вверх)

Начинаем все сначала!

Когда у нас выросли твердые иголки, нам уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя лисы мы, ежи, все-таки боимся. Она нас хитростью берет. Загонит в лужу, а мы воду не любим и сразу разворачиваемся. Тут лиса хвать ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Или возьмет и написает на ежа сверху, еж тоже раскроется и – пропал. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же – лиса.

От врагов нас только иголки и спасают. Ножки ведь у нас коротенькие, быстро бегать мы не умеем. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот мы их и защищаем, свернувшись в клубок. Чуть опасность почувствуем, сразу свернемся в клубок, зашипим и затукаем, как маленький мотоцикл. Вот так. А вы можете повторить?

Артикуляционное упражнение «Ежик»

(закрытым ртом издавать губами звуки, подобные «тук-тук-тук»)

А в конце осени ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке-норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму еж спит, то и запасов ему не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, нам нужно много еды съесть. Ведь если не зажиреешь к зиме, тощим ляжешь, так и помрешь, солнечных деньков не дождавшись. А просыпаемся мы только весной, когда станет совсем тепло.

Как вы думаете, нужны ежам запасы на зиму, как белкам?
Почему? (Ответы детей). Нет, не нужны, ведь мы всю зиму спим.

Ребята, если вам доведется повстречаться с ежиком, я вас очень прошу – не забирайте его к себе домой. Ежи не живут в домах, они заболевают и умирают. Мы любим жить у себя в лесу, а не у вас в домах. Если встретите ежика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А еж отправится дальше по своим лесным ежиным делам. Послушайте стихотворение. В нем рассказывается про одного ежика, которого забрали из леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ежика, и его отнесли обратно в лес.

Если Ежик не пьет молоко,
Значит, где-то в лесу далеко
Под кустами, в гнезде из листочков,
Есть у ежика сын или дочка.
Значит, надо ежика взять
И в лес отнести опять.
(Ю.Щербаков)

Ну что, ребята, понравился вам мой рассказ? (Ответы детей). Что нового вы узнали о ежах? (Ответы детей).

А сейчас конкурс! Я буду задавать вам вопросы о нас, ежах.
Вопросы написаны на бумажных яблочках. Кто на вопрос ответит, тому это яблочко подарю. А еще угощу настоящим яблочком.

Вопросы:

1. Какими рождаются ежи?
2. Расскажите о детстве ежей: как растут, учатся, кушают.
3. Когда ежиха начинает выводить ежат из норы? Почему? Зачем?
4. Чем питаются взрослые ежи?
5. Почему ежей называют лесными охотниками?
6. Как ежи зимуют?
7. Назовите ежиных врагов?
8. Какие звуки умеют издавать ежи?
9. Как вы поступите, повстречав живого ежика?

Молодцы, ребята! Кушайте яблочки на здоровье. Вы теперь много знаете о ежах. И самое главное, я уверен, что никто из вас никогда не обидит ежика. Вот вам книги о нас, ежах. Из них вы узнаете еще много интересного о нас, ежах. А сейчас пора прощаться. Спасибо за заботу и помощь. До свидания!

Наш ежик ушел. Но мы можем сделать себе ежиков из пластилина и кожуры каштана. Как, по-вашему, из чего лучше сделать голову и живот ежа? А колючки? (Ответы детей).

Давайте разомнем пальчики, приготовим их к работе.

Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»

Ежик, ежик колкий,
(Пальцы двух рук сплетены в замок)

Покажи иголки.
(Движения кистями вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они.
(Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)

Ежик, ежик колкий,
(Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)

Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок.
(Пальцы складываются в замок)

– это небольшой зверек, распространенный во многих областях Евразии. Длина тела ежа обычно не превышает 30 см, хвост короткий, уши небольшие, передние лапы короче задних, мордочка вытянутая, глазки маленькие. Главная особенность ежа – это иглы на спине, которые служат защитой от хищников. Иглы у ежа до 3 см в длину и полые внутри, окрашены неравномерно с чередующимися участками коричневого и бежевого цветов. Шерсть жесткая, буроватая, окраска может варьировать от бежевой до коричневой.

Распространение и места обитания

Ежи обыкновенные распространены в центральной и западной частях Европы, в Сибири, Малой Азии, на Британских островах и в некоторых других регионах.

Места обитания ежей довольно разнообразны. Они живут в негустых лесах, вдоль рек, среди зарослей кустарников, в полях и даже в городских парках. Возле болот и в густых хвойных лесах ежи обычно не селятся.

Питание ежей

Еж обыкновенный непривередлив. Этот зверек всеяден, питается и животной, и растительной пищей. Он охотно поедает различных беспозвоночных – жуков, кузнечиков, дождевых червей, слизней, улиток, гусениц, очень редко может съесть лягушку или ящерицу. Если еж найдет на земле птичье гнездо, то может полакомиться яйцами. Летом и осенью зверек дополняет свой рацион лесными фруктами и ягодами.

Образ жизни

Ежи активны в ночное время суток, а днем предпочитают спать в своей норе. Ежиная нора – это небольшое углубление в земле среди корней деревьев либо брошенная нора какого-нибудь грызуна. Чтобы было мягче и уютнее, ежи выстилают нору сухой травой, мхом или листьями.

С наступлением сумерек ежи выходят на прогулку и на поиски пропитания. В это время суток они довольно подвижны и активны. Ежи могут быстро бегать, прыгать и даже плавать. Иголки, полые внутри и заполненные воздухом, позволяют ежам хорошо держаться на воде.

С наступлением холодов эти животные впадают в спячку. В октябре они обычно забираются в свои норы, закрывают вход сухой травой и засыпают до середины весны. Когда становится достаточно тепло и воздух прогревается до 15 °С, ежи выходят из нор. Обычно это происходит в апреле.

Летом у ежихи рождаются ежата. Она забирается в свою нору и самостоятельно ухаживает за ними. Самец не помогает ей в воспитании малышей. Ежата рождаются слепыми, голыми и без иголок. Но уже спустя несколько часов иголки появляются на спинках ежат. Сначала они мягкие, но со временем затвердевают. Чаще всего у ежихи рождается четыре ежонка. Ежиха кормит их молоком примерно месяц, а потом они переходят на привычную для взрослых ежей пищу и становятся самостоятельными.

Живут ежи не очень долго. В природе – до 5 лет, а в условиях неволи – до 10 лет.

Ежи не делают запасов на зиму.

У взрослого ежа на теле насчитывается примерно 6000 иголок.

Еж может бегать со скоростью примерно 11 км/ч.

Ежи нечувствительны к некоторым ядам. Известны случаи, когда еж съедал ядовитую змею и оставался живым.

Краткая информация о ежике.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди