14.08.2019

Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе


Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 1 «Звездочка»
Месторасположение: Кемеровская область, город Берёзовский, улица Кирова 7а

Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе»

Программные задачи:

1.Расширить, уточнить, пополнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы и человеком на основе конкретных правил поведения в лесу.

2.Формировать желание отвечать полными, распространёнными предложениями.

3.Прививать любовь и бережное отношение к природе.

Ход занятия: Воспитатель сообщает о том, что нас к себе в гости пригласил старичок-лесовичок.

Воспитатель: — Ребята, а вы знаете как надо вести себя в лес? Сейчас мы это проверим. (д.и. «Угадай правило». Отправляемся. Перед нами три тропинки (с паутиной, с муравейником, с гнездом). Дети выбирают нужную тропинку, обоснуют свой выбор.

— Вот мы и в лесу. Почему нас не встречает старичок — лесовичок? Позовём. Не откликается, наверное, что-то случилось. Посмотрите, я нашла мешочек и записку. «Дорогие ребята, ждал я вас в гости, хотел с вами погулять по лесу, послушать пение птиц. Но в лес пришли браконьеры, посадили меня в мешок, завязали тугими узлами и каждый узел заколдовали. Расколдовать их и освободить меня можно только с помощью добрых дел. Освободите меня, пожалуйста»

— Ребята, а кто такие браконьеры? (ответы детей). Посмотрите, сколько мусора в лесу. Откуда он взялся? Как можно помочь лесу? (п.и. «Раз-два-три, мусор собери»). За доброе дело надо развязать первый узелок. Какой вред природе причинили вредители (разожгли костёр на траве, сломали ветку у дерева). Практические действия детей с объяснением своих поступков(за каждое доброе дело развязывают узелки).

Ребята находят рыбок в ведре без воды, рядом протекают две речки (одна чистая, в другой отбросы с завода). Каждый отпускает в чистую речку по рыбке, объясняя свои действия.

— Присядем на полянку, послушаем пение птиц. Почему птицы не поют? Потому что их поймали и посадили в клетку браконьеры. При помощи загадок расколдовываем птиц.(п.и. «Птицы на кормушках»).

— Молодцы, сколько добрых дел сделали. Послушайте, кто-то пищит. Да это маленькие скворушки, мама ждёт их возле скворечника, поможем долететь? (аппликация «Птицы на дереве»). Развяжем последний узелок.

Появляется старичок-лесовичок, благодарит детей за оказанную помощь. В благодарность раздаёт эмблемки «Береги природу» и приглашает за свой «лесной стол» отведать чай из лесных ягод.

Экологическая тропа "Природа-наш зеленый друг" для средней группы.

ХОД занятия:

Воспитатель проводит вводную беседу. Коротко рассказывает о том, что такое «экологическая тропа» , о чём дети узнают, пройдя по ней.

Воспитатель: Ребята, сейчас вы пройдёте по необычной тропе. Её для вас проложили воспитатели нашего детского сада. Пройдя по ней, вы узнаете много нового и интересного о природе нашего края: о деревьях, о кустарниках, травах, птицах и насекомых. Узнаете что природа дарит человеку и как человек должен заботится о природе, охранять всё живое.

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце. (Н. Рыленков)

(Детям показывается план тропы, отмечаются все остановки маршрута)

1 остановка: «Природа- наш общий друг»

Воспитатель: Ребята, тропа наша необычная. У неё есть хозяин. Посмотрите внимательно, вот на пеньке сидит старичок. Это хозяин тропы, Старичок-лесовичок. Он приготовил для вас разные задания.

Старичок-лесовичок: Ребята, ответьте на 1-й вопрос: Что такое Природа?

(дети отвечают на вопрос)

2-й вопрос: Вспомните правила поведения в природе.

(называют правила поведения)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно сказали, что природа-это

наш дом. Природа-это то, что нас окружает: лес, небо, река, деревья, кусты...

Природа даёт человеку всё необходимое для его жизни-пищу, жильё, одежду.

За эти бесценные дары мы тоже отдаём природе свою любовь и защиту.

Но каждый человек должен уметь вести себя в природе правильно, помнить о правилах поведения, чтобы не нанести природе вред. И эти правила вы все назвали, и теперь я уверена, что вы не навредите ни насекомым, ни деревьям, ни птицам, ни животным.

2 остановка: «Все такие разные, но все такие нужные»

Воспитатель: Ребята, в природе все растения, животные и даже люди связаны между собой. Если не будет кого-то одного, не будет жизни для другого (пример: животные-растения) . Человек тоже использует растения для своей жизни-они дают ему пищу, кров, обогащают кислородом воздух, летом укрывают от жары, зимой спасают от холода. Но и человек старается правильно использовать дары природы: охраняет леса и парки, восстанавливает растительные ресурсы.

Вот и рядом с нашим детским садом растут разные растения. Посмотрите и назовите знакомое дерево, кустарник.

(Воспитатель дополняет ответы детей: Сирень, клён, акация, тополь, рябина)

Воспитатель: А чтобы выросло такое огромное дерево или куст, нужно всего одно такое маленькое семечко (показыват разные виды семян) .

Ещё семена являются кормом для птиц, особенно в холодное время года.

Для нормального роста растений нужны свет, тепло, вода. И птицы, которые живут в парке, в лесу тоже помогают растениям.

Старичок-лесовичок: Ребята, а вы знаете как птицы помогают растениям? (ответы детей)

Воспитатель: Птицы- главные помощники леса. Они уничтожают вредных насекомых, других вредителей, спасая деревья, кустарники, травы от гибели. Писатель Б.Заходер написал стихотворение «Про всех на свете» , послушайте:

Все-все-все на свете,
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!

Нужны все на свете,
Нужны все подряд-
Кто делает мёд,
Кто делает яд.

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.

3 остановка: «Какое большое дерево!»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какое дерево! Как можно ещё про него

сказать? (огромное, большое, раскидистое, живое, зелёное...) . Это дерево растёт на нашем участке уже много лет, поэтому оно такое огромное. Ведь с каждым годом оно набирает силу. Значит, дерево живое, здоровое. Но и дерево, как и человек, тоже может заболеть. Причиной болезни могут стать маленькие насекомые-тля, жуки-короеды, прожорливые гусеницы. Если летом засуха не хватает воды, если оголились и засохли корни... Само дерево не может справиться с такими болезнями, поэтому деревьям нужно помогать, защищать их: спиливают больные, засохшие ветки, окрашивают стволы весной, прикармливают птиц.

(Вместе с Лесовичком рассматривают дерево, обходят по кругу)

Воспитатель: А какие птицы прилетают на наше дерево? Я загадаю загадки, а вы отгадаете.

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)

Озорной мальчишка
Сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (воробей)

Чёрный, проворный,
Кричит «крак» ,
Всем гусеницам враг. (грач)

Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона-это... (ворона)

Всё вертится, суетится,
Ей на месте не сидится,
Это бойкая... (синица)

Старичок-лесовичок: А теперь послушайте как поют птицы на нашем

4 остановка: «Разноцветные краски лета»

Воспитатель: Дети, как вы думаете, какую пользу приносят в природе цветы? (пчёлы собирают нектар, люди любуются цветками...) . Посмотрите на нашу клумбу. Какие яркие, красивые цветы растут здесь. Назовите знакомые вам растения. (флоксы, ромашки, ноготки, бархотцы, георгины) Цветы, которые вы видите на клумбе посадили наши воспитатели. Они ухаживают за ними:

поливают, рыхлят землю, убирают сорняки. Поэтому на нашей клумбе можно увидеть и любоваться разными цветами.

Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.

Такие веселые
Эти ромашки -
Вот-вот заиграют
Как дети, в пятнашки.

Как прекрасны все цветы!
А со мной согласен ты?
Вся природа дивным цветом
Расцвела. Спасибо, лето!

Старичок-лесовичок: Ребята, а где ещё можно в природе встретить цветы? (в лесу, в поле, на лугу, даже в горах)

Воспитатель: Верно. цветы можно встретить в природе почти везде.

Они отличаются от цветов, которые посадили люди тем, что не такие яркие и не сильно привлекают внимание. Но без цветов жизнь вокруг была бы неинтересной и скучной.

Старичок-лесовичок: Сейчас вы сами польёте нашу клумбу и тогда цветы долго будут радовать нас. (поливают заранее приготовленными лейками) 5 остановка: «Яблоневый сад» (место для отдыха и аналитической беседы по тропе)

Воспитатель: Вот и закончилась наша необычная тропа! Мы с вами находимся в яблоневом саду! Сколько здесь много деревьев! Как называются все эти деревья? (яблони) Яблоня-это плодовое дерево. Весной яблоневые деревья зацветают нежными белыми или розовыми цветками, а в конце лета на них появляются сочные, сладкие и полезные для здоровья плоды яблоки. Кто из вас любит яблоки? В яблоках очень много витаминов и других полезных веществ, поэтому и детям и взрослым нужно чаще кушать яблоки.

Послушайте стихотворение о яблоне.

Зимою спит устало
Под снежным одеялом.
Весною белым цветом,
Как девица одета.

А с наступлением лета
Подарки дарит детям.
Её плоды сочны, вкусны,
Едят до самой до зимы.

Один бочок -зелёный,
Под солнышком взращённый.
Другой бочок горит огнём
И солнца луч играет в нём. (С. Суворова)

Воспитатель: В природе все растения, животные, насекомые, птицы и даже человек связаны между собой. А что ещё необходимо животным, расте

ниям, людям для жизни? (воздух, солнце, вода, почва) Чтобы наша земля радовала нас, чтоб не исчезали, не вымирали растения, животные, птицы нам с вами нужно беречь, любить и охранять природу. Писатель Б.Заходер написал вот такое стихотворение:

* Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы всё -таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой кажется...

Все-все-все на свете,
На свете нужны
И это все запомнить должны!

Старичок-лесовичок: Хочу на прощанье свами поиграть. Как вы думаете

трудно быть деревьями? Хотите попробовать? Сейчас я превращу вас в деревья (делает волшебный знак рукой) . Ваша кожа превратилась в кору, а руки-в ветки. Поднимите руки-ветки, пошелестите пальчиками-листчками.

Расставьте ноги шире-это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают воду, пищу. Какие замечательные деревья выросли в моём саду! Жалко вас расколдовывать. Но пора стать снова маленькими человечками (расколдовывает) .

Старичок-лесовичок: Вот и кончилось наше путешествие. Понравилось вам? А теперь мой сюрприз! Кто знает на каких деревьях растут конфеты и баранки? В моём саду есть такие деревья, и на них недавно выросли такие волшебные плоды. Найдите такие деревья. А я пойду отдохну. До свидания!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 11 «Малышок»

Экологическая тропа «Природа-наш зелёный друг»

(средняя группа)

Воспитатель: Гребенева Е.Л. МБДОУ д/с №11 «Малышок» г. Луховицы

Паспорт экологической тропы:

Экологическая тропа - одна из современных форм воспитания и образования детей - работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании. Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени.

Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю.

При организации работы на экологической тропе можно использовать различные формы: экскурсии, занятия – опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Задачи:

  • Расширять представления о растениях.
  • Развивать познавательный интерес.
  • - Определять стадии роста садовых, лесных и полевых культур и роли человека в их выращивании.
  • Дать представление о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие.
  • Сформировать познавательный интерес к миру растений.

Планируемые результаты.

  • Расширение кругозора.
  • Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности.
  • Ощущение удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.
  • В ходе коллективной деятельности продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать своё отношение к предложениям

Предварительная работа:

  • Подобрать методическую, научно- популярную литературу, иллюстративный материал по данной теме
  • Информационные: детская художественная литература, ресурсы Интернета, стендовый материал, взаимодействие участников данного проекта.
  • Материально-техническое обеспечение: видео, аудио, фотоаппаратура, компьютер, технический инвентарь.

Ольга Саяпина

Экологическая тропа

Цель :

Учить называть некоторые деревья (берёзу, рябину, ель, клён)

Сформировать у детей обобщённое представление об осени, как о

времени года : насекомые прячутся и замирают, перелётные птицы

улетают в тёплые края.

Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное

отношение к природе,

Научить детей любить красоту окружающего растительного

Упражнять детей в соблюдении правил поведения на природе.

Прививать любовь к природе.

Подготовительная работа .

Заранее осмотреть место, где будет проводиться экологическая

тропа .

Разучить с детьми несколько небольших стихотворений о

деревьях, песенку о берёзе.

Оформить письма с заданиями от деревьев (берёзы, клёна

на листе дерева и заранее вывешиваются на указанных деревьях).

На последнем этапе экологической тропы приготовить детям

сюрприз - волшебное дерево.

Изготовить с детьми подарок берёзе.

Материалы к экскурсии.

Подарки дереву (лента для берёзы) .

Карта маршрута

Письма (берёзе, клёну) .

Сюрприз (волшебное дерево, конфеты, баранки

Гортензия - 2 кустика.

Ведёрка с водой, лопата.

Костюм старичка-лесовика.

Листья для игры «Такой листок лети ко мне…»

Ход ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:

ЛЕСОВИЧОК - СТАРИЧОК.

Здравствуйте, дорогие мои друзья! Вы меня узнали, старого

старичка-лесовичка? А я пришёл за вами! Давайте, быстренько

одевайтесь! Подойдите ко мне все поближе и послушайте меня

внимательно!

«. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и в золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье

И мглой, волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы.

И отдалённые седой зимы угрозы».

О каком времени года идёт речь?

Дети :

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК.

Осень - это красивое время года. Поэтому я вам помогу

узнать всё про осень и увидеть всю её красоту. Я знаю, что недавно вы были посвящены в юные экологи , а я приглашаю вас пойти со мной по экологической тропе в гости к моим верным друзьям - деревьям.

Ребята, а какое природное явление мы можем наблюдать осенью?

Дети : листопад

Верно листопад, с началом листопада, не все деревья одновременно начинают сбрасывать листву. Кто знает, какие деревья первыми остаются без листьев? (берёза и липа)

А на каких листья остаются дольше всего (сирень, дуб)

Листопад усиливается после заморозков и при сильном ветре.

А сейчас, ребята, вдохните осенний бодрящий воздух, чем он

Дети :

Он пахнет прелыми листьями, травой, грибами, корой

деревьев.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК.

А какие цвета использовала осень, чтобы раскрасить листья

деревьев?

Дети :

Жёлтые, красные, багряные, оранжевые, бурые.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК.

Я знаю, что все вы учили стихи об осени кто мне может рассказать?

(ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ ПРО ОСЕНЬ) .

Осень наступила

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

Бродит в роще листопад.

По кустам и клёнам.

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

Соберём из листьев веер,

Яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер,

Лёгкий и игривый.

И послушно ветру вслед

Листья улетают.

Значит, лета больше нет,

Осень наступает.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК.

А что делают осенью насекомые?

Дети :

Они прячутся в трещины, под кору деревьев на

Закопались глубоко под листьями.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК.

С исчезновением насекомых происходит постепенное

исчезновение птиц. Птицы исчезли с участка, их нет в парке

лесу. Где же они?

Дети :

Они улетают в тёплые края.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК.

Правильно первыми улетают стрижи и ласточки, (наглядные картинки) несколько позднее скворцы, зяблики, грачи, (наглядные картинки) .

Птицы испытывают недостаток в пище, поэтому их над подкармливать.

Письмо клёна

Здравствуйте ребята, я очень рад вас видеть, я очень люблю, когда ко мне приходят дети играют, поют и весело смеются, а вы хотите со мной поиграть?

Дети : Да!

Физ. Минутка

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(потягивание руки в сторону)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

(Потягивания-руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки,

(Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

(Наклоны вперёд.)

Вправо-влево. Взад-вперёд-

Так деревья ветер гнёт.

(Наклоны вправо-влево, взад-вперёд.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

(Вращение туловищем.)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

Из письма клёна

Молодцы ребята, здорово размялись.

А кто из вас, знает стихотворение про меня?

Дети, читают стихи :

Осень в город к нам пришла,

Листопад к нам принесла

Лист похожий на корону

У раскидистого клёна.

Клён под солнышком купался

И ладошкой умывался

Осень красная пришла

Все ладошки обожгла

Дождик пламя потушил

Ветер ветки подсушил

Желтые ладошки

К нам летят в окошки.

Клён благодарит детей.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК

ДЕТИ НАХОДЯТ ЕЛЬ.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК,

Какое это дерево? Кто знает загадку?

Дети :

Зимой и летом одним цветом.

(Ель.)

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК.

Да, только ёлочка, ель и сосна - остаются зелёными, а потом

самыми красивыми. Потрогайте иглы ели - они твёрдые,

покрытые плотной кожицей, поэтому им не страшен мороз. Ель

очень полезное дерево, так как издаёт хороший запах и очищает

воздух от бактерий. Ель помогает нам быть здоровыми. Ель предлагает вам поиграть и показать какие вы умные. Игра называется «Когда это бывает»

Молодцы дети.

Я знаю, что у вас в детском саду растёт рябина, только что-то не могу её найти, кто мне может помочь, где она?

ОТВЕТЫ детей :

Вот она! Вот она! Какая она красивая! (подходим к рябине)

старичок-лесовичок.

А как вы узнали, что это рябина?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Да она очень красивая! Посмотрите, какие на ней ярко-

красные ягоды! А кто из вас знает стихотворение о рябине?

Стих про рябину

Красную ягодку

Дала мне рябина.

Думал я, что сладкая,

А она, как хина.

То ли эта ягодка

Просто не дозрела,

То ли рябинка хитрая,

Подшутить хотела?

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК.

Молодец! А сладкой рябина бывает после первых

заморозков, но нам мало что достанется, потому что к этой рябин

каждый день будут прилетать снегири, которые очень любят рябину и с удовольствием ею питаются.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК

А кто из вас мне скажет, чем лист рябины отличается от листа клёна?

Ответы детей. Молодцы ребята, а давайте с этими листочками поиграем. Игра называется «Такой листок беги ко мне….»

А теперь давайте по нашей карте найдём берёзу (дети находят берёзу)

Вот берёза на ней письмо!

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК ЧИТАЕТ ПИСЬМО БЕРЁЗЫ.

Милые мои славные детки, наконец, вы ко мне пришли. Уж

как я вас ждала. Давайте здороваться (дети трогают ствол дерева рукой) .

Посмотрите, какая я красивая, стройная, белый ствол. А какого

цвета у меня листья?

ИЗ ПИСЬМА БЕРЁЗЫ.

А где больше листьев на дереве или на земле?

Дети :

Больше листьев на земле.

ИЗ ПИСЬМА БЕРЁЗЫ,

Какие вы молодцы! Всё знаете. Но у меня к вам есть одна просьба, очень мы берёзы, любим песни, стихи, игры нам посвящённые.

Давайте поводим вокруг берёзы хоровод

ХОРОВОД : «ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА» .

мы приготовили подарок для берёзы (дети украшают берёзку заранее приготовленной лентой) . Берёза благодарит детей.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК

Я предлагаю вам сделать доброе дело и посадить в вашем саду дерево.

посадка саженца гортензии

Вот и закончилось наше увлекательное путешествие по

экологической тропе . Понравилось оно вам?

Ответы детей

А что особенно вам понравилось?

Ответы детей

(Подведение итогов)

Как вы думаете, ребята, есть деревья, на которых растут конфеты и другие приятные сюрпризы?

Дети :

Конечно, нет. Это может быть только в сказке, но у нас

волшебных деревьев не бывает.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК.

Не знаю как где, а в моём волшебном царстве такое дерево есть! Давайте его, найдём (дети находят дерево с конфетами) .

А сейчас мне пора уходить в своё лесное царство. А вы когда вернётесь в группу , нарисуете своих новых друзей : берёзу, ель, рябину, клён. До свидания! До новых встреч!












Конспект внеклассного занятия для 4 класса

Тема: «Экологическая тропинка».

Цель: формирование у детей экологической культуры.

Задачи:

Расширить знания об экологически грамотном взаимодействии человека с природой, формировать представление и элементарные знания об экологии;

Расширить опыт общения с природой через практическое выполнение заданий, формировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;

Развивать коммуникативные умения и навыки, познавательный интерес;

Способствовать межличностному взаимодействию, воспитывать толерантное отношение друг к другу, активную жизненную позицию ребенка, любовь к окружающему миру и бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма «Звуки леса», маршрутные листы (по количеству групп), экологические знаки, карточки с экологическими ситуациями, карточки с приметами, мозаика (пейзаж).

Форма: игра – соревнование.

Ожидаемые результаты: повышение уровня экологической культуры, а именно, готовности действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия, а также повышение уровня культуры межличностного общения обучающихся и уровня эмпатии друг к другу.

УУД, формирующиеся в ходе занятия:

Личностные УУД:

- смыслообразование, т. е. установление обучающимися свя зи между целью деятельности и её мотивом;

Умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно;

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временн ы ´х характеристик);

Самоконтроль, взаимоконтроль;

Коррекция (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами);

Оценка

(выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы);

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия :

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оцен ка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения ; извлечение необходимой информации из текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации.

Группа общеучебных универсальных действий - знаково­символические действия :

Моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно­графическая или знаково­символическая));

Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия :

Анализ объектов с целью выделения признаков (суще ственных, несущественных);

Синтез (составление целого из частей);

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно­следственных связей ;

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы :

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем твор ческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

Учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;

Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и со трудничество со сверстниками и взрослыми;

планирование учебного сотрудничества с учителем и свер стниками;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической форма ми речи в соответствии с грамматическими и синтаксиче скими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Приветствует обучающихся, организует на работу, создает положительный эмоциональный настрой.

Приветствуют педагога, настраиваются на хорошую работу.

Мотивационный этап

Сегодня у нас не совсем обычный классный час.

Внимание! Внимание! В нашу школу пришло SMS – сообщение. Послушайте его внимательно и приготовьтесь ответить на вопросы (чтение сопровождается показом иллюстративного ряда).

Подготовленные обучающиеся читают стихотворение:

1 ребенок:

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

2 ребенок:

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь!

Сообщение темы

О чем это говорится? О каком таком храме?

Молодцы! Храм природы… Какие красивые слова. Чтобы жить в этом храме, быть в нем желанным гостем, человек должен знать и выполнять правила. А вам знакомы некоторые из них?

Тогда я приглашаю вас совершить прогулку по лесным тропинкам и проверить, а может, и расширить свои знания. А какой будет эта прогулка, зависит от вас, вашего настроения и готовности помочь друг другу.

Принимаете приглашение?

Ребята отвечают на поставленный вопрос. Предполагаемый ответ: о природе.

Предполагаемый ответ: да.

Предполагаемый ответ: да.

Формирование новых знаний

На прогулку мы отправимся группами. Разбиться на группы поможет нам игра «Атомы и молекулы»

Прежде чем отправиться по экологической тропинке, вспомните правила взаимодействия в группах.

- «Кузовок дружбы и понимания» полон, можно отправляться в путь.

Первое, что мы с вами сделаем – это вспомним правила поведения на природе. Каждая группа получает для обсуждения экологические знаки.

Даю вам 2 минуты на обсуждение, после чего вы выбираете человека, который будет отвечать, вы сможете дополнить его ответ, после того как он закончит. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Молодцы!

Отправляясь в поход, хорошо было бы вспомнить и народные приметы. Предлагаю провести викторину «Прогноз погоды по приметам». Прошу подойти по одному представителю от группы и вытянуть карточку с приметами (приложение 2), затем вы обсудите данную примету, примите общее решение и представьте нам свой ответ. За правильный ответ – 1 балл.

Итак, в путь! И вот мы с Вами попадаем на поляну загадок.

Послушайте загадку скажите, о чем в ней говорится?

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Ваню – хворостинкой!

Правильно, лес. А знаете ли вы, что человеку лес - самый щедрый друг. Что дает нам лес?

Правильно. Если перечислить, что делается из древесины, и напечатать перечень, то получился бы толстый том: сейчас из древесины изготовляют около 30 тысяч различных предметов, вещей. Ученые подсчитали, что одному человеку требуется 400 деревьев, чтобы быть обеспеченным в течение жизни нужными изделиями.

А сейчас, я предлагаю вам проверить свои знания и ответить на вопросы, за каждый правильный ответ вы получите 1 балл. Итак, начнём?

Каждая группа получает вопросы:

1. Из какого дерева делают спички? (из осины)

2. Какое дерево применяется для изготовления лыж? (береза)

3. Какое дерево «поет», из него изготавливают пианино? (из ели)

4. Какие дрова самые жаркие? (из дуба и березы)

5. Из чего в лесу можно сделать постель, одеяло, подушку? (Ответ на этот вопрос можно найти в книге Н.Верзилина "По следам Робинзона": постель можно сделать из веток сосны и ели; подушку - пух семян иван-чая или пух соцветий рогоза, или пух пушницы.)

6. О каком дереве сказано: «Стоит дерево кудряво. В этом дереве пять угодьев: первое угодье – хворому здоровье, другое угодье – разбитому крепость, третье угодье – людям колодец, четвертое угодье – малому угроза, пятое угодье – ночной свет»?

Предполагаемый ответ: о березе. Хворому здоровье – банный веник, разбитому крепость – береста для связывания горшка, людям колодец – сок березовый, посуда из бересты, малому угроза – в старину прут для наказания, ночной свет – лучина.

7. Доскажите словечко и найдите пару (лист – дерево):

Клейкие раскрылись почки,

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь.

Догадались? Это... (тополь)

Ветви в воду опустила

И о чем-то загрустила.

Посмотрите, как красиво

Над рекой склонилась... (ива)

Над ее густой листвой

В зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа

Вкусным медом лечит... (липа)

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это... (клен)

- Предлагаю отправляться дальше.

Следующая полянка, на которой мы остановимся, имеет романтическое название «Ах, этот мир!»

Собрать разрезанный рисунок с пейзажем.

Только на нашей планете можно встретить такие красивые места. А вокруг нас столько предметов, которые не нужно спешить выбрасывать.

Задание:

Придумать несколько способов использования пустой консервной банки; лампочки, одноразового стаканчика (на выбор). За каждую идею вы получаете 1 балл.

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Подсказка». Я называю слова, а вы должны отгадать, о чём идёт речь.

Вода, рыба, течёт, берега. (Река)

Кислород, деревья, птицы, грибы. (Лес)

Дождь, молния, ветер, гром. (Гроза)

Горы, пепел, землетрясение, лава. (Вулкан)

Северный, холодный, бриз, облака. (Ветер)

Вода, впадины, течения, киты. (Океан)

Костёр, рюкзак, карта, котелок. (Поход)

А вы любите ходить в поход?

Я предлагаю вам ребята обсудить «Экологические ситуации в туристическом походе» (приложение 1). Выбирайте карточку, прочитайте текст, дайте ответ: «Правильно ли поступили ребята и почему?».

Вот мы с Вами оказались на берегу красивейшего озера. Посмотрите, к нам плывет кораблик. Он доставил телеграмму, которая адресована Вам, ребята.

Расшифруйте послание и поясните, что это значит.

Молодцы!

Обучающиеся играя, разбиваются на группы:

Все беспорядочно двигаются (в этот момент все являются атомами). Атомы могу превращаться в молекулу. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов (в зависимости от количества необходимых групп). По команде ведущего играющие создают молекулы (несколько игроков хватаются за руки). Если ведущий говорит, что молекула состоит из трех атомов, то это значит, что три игрока берутся за руки. Самым последним называется число – количество игроков в группе.

Разбившись на группы, обучающиеся занимают места за столами.

Заполнение «Кузовка дружбы и понимания» - называют по одному правилу, выходят к интерактивной доске и перетягивают «ладошку» в кузовок.

В течение двух минут обучающиеся рассматривают рисунки и обсуждают их, после чего выбирают человека, который будет отвечать. После того как отвечающий закончит, члены группы дополняют его ответ.

Предполагаемый ответ: Не трогай, не убивай зверей. Не трогай гнезда птиц.

Не кричи в лесу. Ходи в лесу по тропинкам. Правильно собирай грибы, не пинай ногами несъедобные грибы. Не разводи костров в лесу. Не рви цветы, не ломай ветки деревьев, не разрушай муравейники и жилища зверей.

Обучающиеся дослушивают загадку до конца и высказывают свое мнение.

Предполагаемый ответ: лес.

Высказывают свое мнение.

Предполагаемый ответ: древесину, топливо, пищу, лекарственные растения, меха, кислород и т.д.

Работа в группах: читают вопрос, высказывают мнения, принимают решение о правильном ответе, записывают ответ. По окончании группы обмениваются работами, фронтально проводится обсуждение ответов и взаимопроверка, затем представитель ото каждой группы сообщает результат.

Обучающиеся встают, шагают под музыку «Топ, топ, топает турист».

Работа в группах: складывают из частей пейзаж и представляют продукт деятельности.

Работа в группах: выдвигают идеи и представляют их.

Фронтальная работа.

Работа в группах.

Работа в группах: Каждая группа получает часть послания, в которой буквы нужно расположить в соответствии с порядковым номером. Затем из частей нужно составить текст, прочитать его и объяснить.

Предполагаемый ответ: Следы человека не должны превращаться в шрамы на теле земли. Берегите ее.

Рефлексия. Подведение итогов

Настало время подвести итог путешествия по экологической тропинке. Я думаю, что путешествие было полезно для вас. Помните, что природа – это наш дом. От вас зависит, каким он будет. Ваша обязанность сделать так, чтобы вашим детям не пришлось сидеть на синтетической траве и любоваться искусственными птицами. Уважайте, оберегайте и сохраняйте природу всегда и везде. Помните, что в природе нет ничего случайного, помните о важности сохранения экологического равновесия в природе.

А сейчас давайте подсчитаем количество баллов, которые набрали группы, путешествуя по лесным тропинкам.

Громкие аплодисменты всем участникам сегодняшней игры.

Понравился ли вам классный час? Если «да» - хлопаем, «нет» - топаем (на раз, два, три).

А что же нового узнали вы сегодня? Закончите одну из предложенных фраз.

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

Мне захотелось…

У меня получилось…

Спасибо всем! Помогайте друг другу в трудную минуту, будьте добры и внимательны друг к другу, любите друг друга и окружающий мир.

Хором подсчитываются баллы, определяется команда - победитель, дарятся всем участникам игры громкие аплодисменты.

На раз, два, три обучающиеся «да» - хлопают или «нет» - топают.

Ответы детей.

Приложение 1

Экологические ситуации

Ситуация 1 . Ребята пошли в поход. Вечером они решили разбить лагерь в молодом сосняке. Мы знали, что рубить деревья нельзя, поэтому растянули палатку между стволами сосен, стойки для палатки сделали из веток, которые лежали на земле.

Предполагаемый ответ: дети сделали правильно.

Ситуация 2 . Перекладины, для приготовления еды мы не нашли, поэтому подвесили котелок на ветку сосны, которая низко свисала, а потом развели костёр.

Предполагаемый ответ: разжигать костёр можно на открытой местности, далеко от деревьев.

Ситуация 3 . По дороге мы насобирали полное ведро грибов.

«Кто знает, что это за грибы?» - спросила Таня.

«Я знаю – ответил Витя - у меня есть книга о грибах, я её перед походом прочитал. Этот гриб, наверное - сыроежка».

«Если это сыроежка, наверно его можно есть сырым» - сказал Коля, слегка поджарил гриб на костре и съел.

Предполагаемый ответ: никакие грибы есть сырыми нельзя, и точно знать, что это за гриб.

Ситуация 4 . Утром мы собрали вещи, тщательно убрали место ночёвки. Огонь затушили, а пластиковые бутылки и стаканчики закопали в землю.

Предполагаемый ответ: Дети сделали неправильно. Ведь пластиковые бутылки, пакеты в земле перегнивают тысячи лет. Нужно было сжечь их или забрать с собой.

Приложение 2

Карточка 1

Если вечером на растениях роса, то погода утром …(ясная).

Если лес шумит без ветра, то будет …(дождь).

Цветки кувшинки не поднимаются из воды, то будет …(холодно, ливень).

Карточка 2

Если всю ночь поют соловьи, то утро будет …(ясным, тёплым).

Чайка ходит по берегу и кричит, то скоро будет…(буря, шторм, дождь).

Поздно вечером громко поют сверчки и цикады, день будет…(солнечным).

Карточка 3

Воробьи купаются в пыли и песке, то будет…(дождь).

На прудах и реках раскрытые белые лилии и желтые кубышки, то погода будет…(хорошая).

Если кошки долго умывается, погода…(ухудшится).

Карточка 4

Ласточки и стрижи низко летают, то будет…(дождь).

Раки и жабы выходят на берег перед …(непогодой, дождём).

Муравьи прячутся в муравейник и закупоривают вход перед…(дождём).

Карточка 5

Усиливается запахи цветов и трав, то будет…(дождь).

Если закат красный, то день будет …(ветреным).

Если поздно вечером долго слышна звонкая песня зеленого кузнечика, утро будет ….(тихим, солнечным).

Конспект обзорной экскурсии разработан и проведён с детьми средней группы (4-5 лет)

Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии «Осеннее путешествие по экологической тропе»

Пояснительная записка . На территории детского сада создана экологическая тропа. Это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания. В качестве объектов экологической тропинки нами были выбраны: различные виды пород деревьев и кустарников, уголок нетронутой природы, берёзовая роща, огород, отдельно растущие лекарственные растения. Выбирая маршрут путешествия по тропе, я использую карту-схему (на которой изображены объекты экологической тропы), Экологический паспорт ДОУ (в котором содержится много познавательной информации) и помогает мне в путешествии Хозяин экологической тропы «Старичок-Боровичок» (сказочный лесной персонаж). Представляю вашему вниманию конспект обзорной экскурсии, где роли сказочных персонажей «играют» родители воспитанников.

Задачи:

1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к северному краю.

2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.

3. Развивать любознательность детей, кругозор, уметь делать выводы.

4. Систематизировать знания об объектах экологической тропы.

Ход.

(Дети стоят на улице возле центрального входа)

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами и нашими гостями совершим путешествие по нашей «зелёной, волшебной тропинке». Мы часто по ней путешествуем. Для чего, как вы думаете?

Дети : Смотрим, что изменилось, может помочь нужно нашим зелёным друзьям.

Воспитатель : Территория детского сада - это заповедное место. Что такое заповедник?

Дети : Это место где нельзя убивать зверей, птиц, рубить деревья, рвать цветы.

Воспитатель: Но мы, же не можем всё время стоять и охранять территорию детского сада, смотреть, чтобы не рвали цветы и не ломали саженцы?! Что делать?

Дети: Забор крепкий сделать, верёвку натянуть, хорошего сторожа пригласить на работу.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто с нами отправляется в путешествие по нашей тропинке?

Дети: Старичок-Боровичок - хозяин экологической тропинки.

Воспитатель : Поздоровайтесь с ним. Ой, ребята он что-то на ушко хочет мне сказать. Можно я послушаю? (слушает) Старичок-Боровичок говорит, ребята, что для вас кто-то бросил письмо в почтовый ящик детского сада. Давайте посмотрим. Вот оно! Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло письмо? (читает) «Дорогие ребята средней группы отгадайте, пожалуйста, загадку и узнаете от кого это письмо:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Я не касаюсь сосен

И Ёлочек. Я … (Осень)

Правильно! Милые ребята приходите в гости ко мне и моим деревьям. Ведь деревья осенью особенные, волшебные. Вы узнаете их по специальным табличкам. В конце вашего путешествия вас ждёт сюрприз!»

Воспитатель: Ну что ребята пойдём по тропинке искать осенние деревья?

Посмотрите внимательно, возле какого дерева вы видите табличку? (Дети осматриваются и замечают табличку у тополя. Все вместе подходят).

Воспитатель : Кто знает, как называется это дерево?

Хором : Тополь.

Сова:

Кто опять пришёл сюда?

Нет покоя никогда!

Воспитатель : Лесу низкий наш поклон! Здравствуй Совушка-сова.

Сова: А знаю, знаю. Вы отправляетесь в гости к Осени. Я укажу вам дорогу дальше, если вы ответите на мои вопросы и поиграете со мной.

Итак! Какое сейчас время года? (осень)

А какая осень - ранняя, золотая или поздняя? (поздняя)

А какой сейчас осенний месяц? (октябрь)

А что вы о нём знаете?

Воспитатель : На Руси октябрь называли грязник, месяц осеннего бездорожья: дожди вперемешку с мокрым снегом превращают почву в грязное месиво. Октябрь самая середина осени. Он самый хмурый месяц осени, порог зимы, месяц ледяных дождей и мокрого снега.

Сова: Правильно. А что вы знаете о тополе?

1 ребёнок: Тополь - это высокое стройное дерево. Оно прекрасно очищает воздух от пыли.

2 ребёнок: Тополиный листик очень гладкий и с него легко смывается дождём городская пыль.

3 ребёнок: Весной на тополях набухают крупные почки. Потом они раскрываются и появляются пахучие блестящие листочки.

Сова : Молодцы! А поиграть со мной вы можете?

Воспитатель: Конечно! Мы предлагаем тебе выполнить с нами физ. минутку «Осень»

«Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап.

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

Кто нашёл его друзья?

Это я, это я, это я!

Сова: Спасибо вам ребята отправляйтесь дальше в путь по волшебной тропинке. (Дети прощаются с совой)

Здравушка: Здравствуйте ребята я Здравушка.

Скажите, пожалуйста, это дерево или куст? (куст)

А почему? (у дерева один большой ствол, а у куста много небольших)

Как называется этот большой куст? (сирень)

А что вы о нём знаете?

1 ребёнок: Весной сирень зацветает и радует нас своими сиреневыми, пахучими цветами.

2 ребёнок : Из цветков сирени делают лекарство.

3 ребёнок : Возле сирени мы можем гулять сколько угодно - это большой куст, который приносит человеку бодрость и свежесть.

Здравушка: Предлагаю взбодриться возле сирени - подышать.

Дыхательная гимнастика (по выбору)

Здравушка: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.

(по выбору инструктора по ФИЗО подвижная игра)

Здравушка: Спасибо вам ребята порадовали вы меня. А сейчас вам пора отправляться в путь, ведь Осень ждёт вас. Счастливого пути!

(Дети прощаются с Здравушкой и отправляются дальше в путь. Следующая табличка у берёзы. Где детей встречают Петрушка и русская Хозяйка)

Петрушка:

Здравствуйте гости дорогие,

Девки красные и парни удалые!

Хозяйка : Добрый день гости желанные! Милости просим!

Петрушка : А ну-ка скажите ребятки краснощёкие, что это за дерево?

Дети : Берёза!

Хозяйка: А что вы можете о нём рассказать?

1 ребёнок : Берёза - это самое красивое наше дерево! Русский народ его очень любит!

2 ребёнок: У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком.

3 ребёнок: Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу.

Хозяйка: А почему дерево не падает?

Дети : Корни держат.

Петрушка : Верно. Давайте проверим. Посмотрим, как это происходит. А ну-ка богатыри померяемся силушкой русскою!

(Проводится опыт «Корень устойчивости». Дети обхватывают рядом растущие берёзки и проверяют, устойчив ли корень)

Петрушка: Молодцы ребята! Ну так что, корень у деревьев устойчивый, крепко держит дерево?

Дети : Да!

Хозяйка : Расскажу-ка я вам сегодня ребятки, как в старину на Руси народ собирался да друг другу помогал. Так, вот есть в церковном календаре такой праздник - Воздвиженье. В народе говорили: «Сдвиженье тепло сдвигает, а холод подвигает» А кто-нибудь из вас знает другие поговорки об этом празднике?

Воспитатель : Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.

Ребёнок: На Воздвиженье первая барыня - капуста.

Петрушка : На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить её на долгую зиму. А вы умеете солить капусту.

Дети: Да!

(Проводится физ. минутка «Мы капусту солим»)

«Мы капусту рубим, рубим!

Мы капусту солим, солим!

Мы капусту трём, трём!

Мы капусту жмём, жмём!

А потом мы капустку в рот кладём! Ам!»

Хозяйка: Молодцы, ребята! А сейчас мы вас проводим в гости к самой Осени.

(Хозяйка и Петрушка ведут детей на участок, где их встречает Осень)

Осень: Здравствуйте ребята! Наконец - то вы ко мне пришли. Я очень рада вас видеть. Сразу ребята хочу попросить вас о помощи. В огороде поспели овощи, а в саду фрукты. Но я к вам так торопилась, что все их растеряла по участку. Соберите их пожалуйста в корзину.

Игра «Собери овощи и фрукты»

(Дети расходятся по участку и собирают урожай)

Осень : Молодцы ребята! А хотите со мной поиграть? Порадовать меня русской народной игрой «Карусели».

«Еле - еле, еле - еле закружились карусели, а потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише не спешите. Карусель остановите. Стоп»


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди