01.08.2019

Конспект занятия "я и моя семья". Конспект занятия «Моя семья


«Я и моя семья»

Цели и задачи программы:

Цели программы: : Ознакомление детей с окружающим миром.

Задачи программы:

1. Дать детям представление о семье ее составе, взаимоотношениях с родными людьми

2. сформировать представление о принципе родословной

3. воспитывать чувство привязанности к членам семьи, гордость за их достижения, чувство благодарности за заботу.

Ожидаемый результат:

1. Даны детям представления о семье ее составе, взаимоотношениях с родными людьми

2. сформированы представления о принципе родословной

3. сформировано чувство привязанности к членам семьи, гордость за их достижения, чувство благодарности за заботу.

Литература:

1. под редакцией Н. Ф Виноградовой - «Воспитателю о работе с семьей»

2.Киргизова Л.В – «Стать человеком»

    Данилова А.Г – «Этика и психология юношеских отношений»

    Орлова Л.П – «Ежели вы вежливы»

    Осталовская И - «Культура общения юношей и девушек».

    Т. М Афанасьева - «Семья»

    Журнал «Классный руководитель» №3 1999года

    Журнал «Ребенок в детском саду» №4 2001год

    Журнал «Дошкольное воспитание» № 11 2001год

«Я – семь «Я»»

задачи

мероприятия

результат

Сформировать представления о самых близких людях: у каждого человека свой круг близких людей; с близкими людьми нас связывают особые отношения.

1.Занятие – беседа

«самые любимые (члены семьи)»

2.Беседа «История моей семьи»

3.Занятие – беседа

«Роль современной семьи»

Сформировано представление о самых близких людях: у каждого человека свой круг близких людей; с близкими людьми нас связывают особые отношения.

Занятие – беседа

«самые любимые (члены семьи)»

Цель : закрепить представления о самых близких людях: у каждого человека свой круг близких людей; с близкими людьми нас связывают особые отношения.

Материал: альбом «Моя семья».

Ход занятия:

Кто такие «Близкие люди».

Воспитатель предлагает поговорить о самых любимых, самых дорогих людях. Близкие люди – это люди, которые всегда рядом: и в радости, и в печали; их мы любим, ими дорожим, их не хочется огорчать, а хочется только радовать.

Воспитатель говорит о том, что у каждого человека есть близкие, родные люди. Читает стихотворение А. Кондратьева «Рядом мама» (название стихотворения не произносит)

Кто с тобою рядом,

Рядышком с тобой?

В радости любой,

В горести любой

Кто с тобою рядом,

Рядышком с тобой?

На ночь и с утра,

Нынче, как вчера, –

Кто тебе желает

Всякого добра?

Кто с тобою рядом,

Рядышком с тобой?

Воспитатель предлагает сказать, кому посвящено стихотворение, кого еще дети могут назвать «близким и родным»; перечисляет своих близких (во время беседы используется материал альбома «Моя семья»).

Воспитатель подводит итог первой части беседы: у каждого человека есть близкие люди: мамы и папы, бабушки и дедушки, сестры и братья, тети и дяди и т.п.

«За что мы любим близких»

воспитатель предлагает продолжить беседу и подумать над тем, за что дети любят своих близких. Во время беседы воспитатель подчеркивает: близких людей связывают особые отношения.

Беседа «История моей семьи»

Цель: Установление взаимопонимания между родителями и детьми, для успешного решения ими общих задач в процессе совместной деятельности.

Ход занятия:

Для установления взаимопонимания между родителями и детьми. Для успешного решения ими общих задач в процессе совместной деятельности очень эффективны такие формы сотрудничества, как составление семейных историй и подготовка семейного праздника.

Для родителей и детей были проведены экскурсии по городу, состоялось знакомство с его символикой, историей возникновения микрорайона. Для многих детей было неожиданным услышать, что в некоторых семьях есть (или были) первостроители города. Появился интерес более подробно узнать о своих родных, которые приехали сюда совсем молодыми из разных регионов страны, о традициях тех мест, откуда они прибыли, о появлении семейных традиций, навеянных коренным населением.

Воспитатель:

    Что ты можешь рассказать о себе?

    Кто входит в твою семью?

    Что ты знаешь о своем брате, сестре?

    Какие праздники проводятся в твоей семье?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребенок мог не только пересказать все, что он узнал от взрослых, но и «прочувствовать» особенность того времени когда его бабушка была молодой, а мама – маленькой девочкой; познакомиться с играми в которые они играли, и самому поиграть в них, нарисовать одежду в которой они ходили.

Домашние истории.

Родители рассказывают о своем детстве. Рассматривается семейный альбом. Объясняется кто запечатлен на фотографиях (мама – бабушка ребенка, папа – дедушка ребенка и т.д)

Дом и комната моей мамы.

Рассказывается в какие игры родители играли в детстве. Показываются фотографии школы, классной комнаты, дома в котором жили родители.

Семейные реликвии.

Родители рассказывают о семейных реликвиях. Желательно чтобы отдать ребенку какую-нибудь безделушку – «весточку» из страны детства родителей.

Интересные истории.

Родители рассказывают как ждали появление ребенка, почему выбрали для него именно такое имя. Рассказывается смешной случай из его жизни.

Семейная история.

Родители вместе с ребенком рисуют генеалогическое древо, портреты прабабушек и прадедушек и т.д.

Под руководством взрослых дети собирали фотографии своих родных и близких, внимательно слушали и запоминали воспоминания мам и пап, даже составляли генеалогическое древо.

Мы продолжаем работать с семьей. Все это помогает нам добиться согласованности и единства в системе «воспитатель – ребенок - семья»

Занятие – беседа

«Роль современной семьи»

Цель: формирование личности ребенка в современной семье.

Ход занятия:

Многие молодые родители понимают необходимость формировать личность ребенка с малых лет. Для современной семьи актуальна проблема стиля отношений между членами семьи.

Существует два противоположных типа семейного воспитания – авторитарный и демократический.

При демократическом стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни и деятельности всего семейного коллектива. В семьях демократического типа деятельными участниками жизни семьи, ее труда, отдыха очень рано становятся и дети. У детей формируется инициатива, находчивость, начала творческого подхода при выполнении порученного дела, в игре. При это родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.

Ценным средством воспитания являются семейные традиции – передающиеся из поколения в поколение обычаи. Нормы поведения.

Важнейшую роль в воспитании детей педагоги раскрывают на примере опыта лучших семей, данных педагогической, психологической и социальной литературы, а также с помощью художественных средств. Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношений между взрослыми и детьми. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к матери, отцу, бабушке, дедушке, к своим братьям и сестрам помогает взрослым преодолевать ряд трудностей, создавать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые семейные качества. Совместное проживание, общие заботы по дому – все это способствует выполнению семей главной задачи – воспитанию детей.

«В кругу семьи»

Цель

мероприятия

результат

1. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге; Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

2.осознать свою установку на семейную жизнь.

1.«Я и моя семья»

2.Коллективный творческий праздник

«В кругу семьи»

5.ТЕСТ: « Готовы ли вы к семейной жизни?»

6. Занятие «Портрет семьи»

1.сформировано представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге; Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

2.осознана своя установка на семейную жизнь

Занятие: «Я и моя семья»

Цель: Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге; Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Ход занятия:

    Ребята. Сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье?

(Дети по желанию подходят к фото своей семьи, рассказывают. Кто изображен. По ходу рассказов воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, в каком месте фотографировалась семья).

    Ребята, а вы заметили, что все дети, когда рассказывали о своей семье, улыбались? Кто догадался, почему дети улыбались? (Потому что дети любят всех в своей семье: когда папа и мама радом, всегда хорошее настроение, радость, счастье: приятно вспоминать тот день, когда все вместе фотографировались).

    А вы всех любите одинаково или есть в семье кто-то, кого вы любите больше всех? Кто хочет рассказать нам о этом человеке? Какой он? (Рассказы по желанию детей).

Воспитатель предлагает детям иллюстрации из детских книг, где изображены семьи животных и птиц (петух, курица, цыплята; кошка с котятами; птица с птенцами в гнезде и т.д)

    Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья? Почему? Что чувствует кошка рядом с котятами? Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей?

    Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей, тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.

    Кто в вашей семье заботится о детях? Как заботятся? (ответы детей). А вы заботитесь о взрослых в своей семье? Что помогаете делать? (Помогаем мыть посуду, бабушке тапочки приносим, папе газету ищем и т.д.).

    Как хорошо, что у ас у всех есть семья. Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело живут все вместе.

    Кто в вашей семье старший?

    Кто самый младший?

    Кто кому мама?

    Кто кому сын (дочь)?

    Для мамы ты кто? Для бабушки? Для брата (сестры)?

Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Семью почитали еще с древних времен. Народ слагал много пословиц.

При солнышке – тепло, при матери – тепло.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Вся семья вместе – и душа на месте.

Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют.

    Что бы вы хотели пожелать своей семье? (пожелания детей своей семье)

После занятия дети рисуют свою семью.

Занятие: Коллективный творческий праздник

«В кругу семьи»

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители, бабушки, дедушки и дети. Хорошо, что сегодня мы собрались все вместе.

Дети – это чудо света,

Я видел это сам.

И причислил чудо это,

К самым чудным чудесам.

Мы пред будущем в ответе:

Наше радость, боль и грусть,

Наше будущее – дети.

Трудно сними, ну и пусть!

В наших детях – наша сила,

Внеземных миров огни,

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.

Ведущий: что такое семья? Это любовь и забота, труд и совместный отдых, радость и печаль, привычки и традиции. Я расскажу вам одну легенду о семье. В давние времена жила большая и дружная семья из ста человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него. Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга? Тат взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ удивил правителя: на листе бумаги было написано сто раз слово «понимание»!

Теперь давайте познакомимся. При знакомстве принято вручать свои визитки. Вот и мы хотели бы получить от вас нечто вроде визитки (словесной, музыкальной, танцевальной).

(Выступление родителей и детей).

Ведущий: с давних времен людей волновали вопросы семейных взаимоотношений. В 16 веке в России распространилась любопытная книга – «Домострой». В ней давались поучения и наставления мужу, жене и детям. Там шла речь о самом главном – об ответственности супругов друг за друга, за детей. За престарелых родителей, за духовное, нравственное и материальное благосостояние семьи. Давайте вспомним пословицы и поговорки о любви и о семье. Ван надо поправить то, что сказано не верно.

Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).

Любовь –кольцо, а у кольца нет проблем (начало нет, и нет конца).

Милые бранятся только по пятницам (тешатся).

Ведущий: Помните легенду о большой семье, где царило понимание? Было в старину еще одно правило. Все нити правления в семье сосредотачивались в руках одного человека – отца. Подчинение ему было беспрекословным и полным.

Конечно, от прошлого можно отмахнуться. Это ведь так просто! Но оно всегда рядом. Исследования ученых показывают, что наши предки непосредственно влияют на наше физическое развитие. К сожалению, теперь сведения о предках у нас скупы. А в старину было не так. Прежде чем женить сына или выдать замуж дочь, люди узнавали о будущих родственниках до пятого колена!

Фамильная честь, интерес к своему роду – все это ветви большого дерева. Имя, которому патриотизмом. Нельзя жить иванами, не помнящими родства. Давайте проверим до какого колена знают своих родственников в ваших семьях.

Предлагаем участникам нарисовать свое семейное дерево. (Дети вместе с родителями выполняют задание.)

Ведущий: Сейчас у нас появится настоящий бабушки сундук. В нем много интересных вещей. Выбирайте, что вам приглянется, и пусть каждая семья покажет свой парад мод. (показ моделей происходит под веселую музыку)

Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас – звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют детей и внуков, а плохие – ложатся на них тяжелым бременем. Ведь они наследуют не только цвет наших глаз и волос, но и историю нашей жизни.

Сейчас каждая семья продемонстрирует нам выставку семейных реликвий. Гидами на ней будут наши дети. (проводится экскурсия по необычной выставке).

Ведущий: Следующая часть нашего праздника – веселые конкурсы. На каждый конкурс отводится 3-5минут.

КОНКУРС №1 «Утро»

Дома всегда есть срочные дела, особенно утром: все куда-то торопятся, стараясь при этом помочь хозяйке дома. В конкурсе соревнуется мужская половина семьи. Дедушка чистит лук, сын – картошку, отец вытирает пыль.

КОНКУРС №2 «Сделай сам»

Бабушка пришивает пуговицы к рубашке отца, мама завязывает ему галстук, дочка складывает книги в его портфель.

КОНКУРС №3 «Твой школьный ранец»

Дети торопятся в школу. Мальчик и девочка из каждой команды складывают в свой ранец школьные принадлежности. Побеждает тот, кто складывает это быстрее.

КОНКУРС №4 «Деньги любят счет»

(Распределение денег на карманные расходы.) В каждой команде кто-то считает монеты, а в это время ведущий старается отвлечь всех разговорами.

КОНКУРС № 5 «Домашнее задание»

Кончился рабочий день, но не закончились семейные хлопоты. Дети сели за уроки. Родители им помогают.

Урок 1: Из набора букв нужно составить как можно больше слов, при этом одна и та же буква должна использоваться только один раз.

Урок музыки: Мамы называют песню, которую пели в молодости их родители, дети – песню своих матерей и отцов, бабушки и дедушки – любимую мелодию внуков.

Урок домоводства : Нужно за пять минут скроить и сшить детское платье и продемонстрировать его.

КОНКУРС № 6 «Букет цветов»

На столе разбросаны цветы, две девочки из каждой команды с завязанными глазами собирают их в букет и дарят своим родным.

КОНКУРС № 7 «Нежные слова»

Из каждой команды папа и мама соревнуются, кто скажет друг другу больше ласковых и нежных слов.

Блицтурнир для команд

Вопросы для первой команды:

    без чего хлеб не испечь? (без корочки)

    в каком году люди едят больше обыкновенного? (в високосном)

    на что похожа половина апельсина? (на вторую половину)

    на какое дерево ворона садится после дождя? (на мокрое)

    на каких полях не растет трава? (на полях школьной тетради)

    каким гребнем не расчешешь волосы? (петушиным)

    назовите пять дней недели не называя чисел и названий дней. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

    что делает сторож, если у него на шапке сидит воробей? (спит)

Вопросы для второй команды:

    какие часы показывают правильное время только два раза в сутки? (которые стоят)

    где вода стоит столбом? (в стакане)

    какой болезнью на суше никто не болеет? (морской)

    по чему ходят, но никогда не ездят? (по шахматной доске)

    что находится между городом и деревней? (союз «и»)

    что можно смотреть с закрытыми глазами? (сон)

    сын моего отца, но мне не брат. Кто он? (я сам)

в конце нашего праздника мы предлагаем каждой команде сказать, что для них значит семья. (ответы родителей и детей)

Ведущий: мне вспомнилась сказка. Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку место сахара положило соль. Добро попробовало соленый чай и сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так добро отплатило Злу добром.

Действительно, лучше всегда платить добром, оставляя после себя только хорошее, сердечные воспоминания, а чай пить с сахаром. (на стол подается самовар. Вручаются призы участникам и подводятся итоги праздника).

«Дружно – не грузно, а врозь хоть брось.»

Цель: Раскрыть понятие «Семья», дать представление о ее функциях и видах; формировать убеждение в важности семьи; воспитывать чувство привязанности к членам семьи, гордость за их достижения; развивать навыки терпимости к недостаткам членов семьи; прививать стремление активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, разрешать возникающие в семье проблемы, оказывать помощь старшим, заботиться о младших.

Оборудование: фрагменты видеофильмов «Москва слезам не верит», «Малыш и Карлсон», рисунки, фотографии, репродукции картин с изображением различных семей. Выставка книг о семье.

Плохо человеку, когда он один.

Горе одному, один не воин…

В. Маяковский

«Плохо человеку, когда он один, горе одному, один не воин…» Видимо, подавляющее большинство человек согласятся с В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди не в партии вступают, а создают семью. Испокон веков семь помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормально существовать, но даже физическое выживание.

Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему нужна была семья?

И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких зверей или вручную обрабатывать землю, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым. Что же такое семья? Семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.

Из кого состоит семья? Семья состоит из супругов и детей.

А бывают ли семьи организованные иначе?

Простые семьи

Усложненные семьи

Двое родителей и дети

Родители, дети и другие родственники

Один родитель и дети

Один муж, несколько жен и дети (аборигены Австралии)

Одна жена, несколько мужей и дети (эскимосы, тибетцы)

Таким образом, семья – это сложный организм, недаром же она называется «семь я».ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений: я- дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т.д.

    А в ваших семьях кто вы? (ответы детей)

Вот сколько ролей мы выполняем. В каждом из нас можно найти одновременно характерные черты всех наших предков: нос мамин, подбородок бабушкин, характер папин и т.д, а иногда это взрывчатая смесь. Чтобы лучше познать себя, мы должны изучить свою семью, ее родословную. Вы уже составляли на занятиях свое генеалогическое древо. Расскажите, что у вас в результате получилось? (ответы детей)

Зачем нужна семья? Каковы ее функции? У всех народов во всех религиях назначение семьи одно и то же. Семьи изменились, а их назначения нет. В качестве подсказки, наши дети приготовили стихи о семье. (выступление детей)

После выступления детей, воспитатель показывает фрагмент видеофильма: «Москва слезам не верит» и задает вопрос: «Какие функции выполняет семья?»

Функции семьи.

Хозяйственная

Воспитательная

Психологическая.

Хозяйственная: круг хозяйственных обязанностей по дому.

Воспитательная: воспитание детей, роль мамы в воспитании, дефицит мужского внимания.

Психологическая: создание уюта, комфорта, спокойной обстановки, в которой человек может отдохнуть.

При подготовке к занятию вы писали мини-сочинения: «Какой я хочу видеть свою семью.» (дети зачитывают свои сочинения)

Для закрепления знаний о функциях семьи заполним таблицу. (дети заполняют таблицу0

Название функции

Вид функции

Уборка квартиры

Проверка д\з у ребенка

Мытье посуды

Обсуждение с членами семьи событий дня

Приготовление обеда

Игры с ребенком

Сочувствие тому, у кого неприятности

Чтение книги (сыну, дочери)

Доставка продуктов

Разговор с сыном (дочерью0 о взаимоотношениях со сверстниками

Уход за цветами

Просмотр и обсуждение телефильма

Уход за домашними животными

Похвала за хорошо выполненное дело

Очень часто в семье бывают конфликты, их причины могут быть разные. Попробуйте разрешить некоторые из них.

(зачитывается письмо десятилетнего мальчика к своей бабушке. Е. Н Хорнива: «Если в семье конфликт»)

Прав ли мальчик? Что можно ему посоветовать?

Как можно разрешить конфликт?

Домашние обязанности должны быть у всех. Давайте проверим, готовы ли вы к семейной жизни? (проводится анкетирование «Готовы ли вы к семейной жизни?»)

Узнали? Вот теперь и сделайте вывод: может что-то надо изменить в своих взглядах, в своем поведении?

И наконец. Последнее задание6 как вы представляете себе идеальную счастливую семью?

Выполнить его нужно в виде рисунка. Может это будет рисунок семьи, родителей и детей, а может, в нем найдут отражения какие-то ваши представления об идеальной счастливой семье. (дети рисуют)

На этом наше занятие закончено. Огромное вам спасибо.

Развитие художественных умений.

Занятие «Портрет семьи»

Цель : Воспитывать у детей доброе отношение к папе, маме и себе: учить передать эти образы в рисунке доступными средствами выразительности, учить видеть эмоциональное состояние, передавать радость.

Оборудование : листы бумаги в виде рамок (для портрета), краски, кисти, салфетки, цветной экран и вкладыши с мимическими изображениями различных эмоциональных состояний.

Предварительная работа : рассматривание семейных фотографий, портретов. (объяснение того, что человек может быть изображен как в полный рост, так и до пояса)

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они своих родителей, фотографировались ли с ними в фотоателье? Есть ли у них фото бабушек, дедушек? Может быть, у кого-нибудь такая фотография (картина) в рамочке висит на стене?

Чтение стихотворения А. Кушнера

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька твой сосед,

Обязательно картина называется портрет.

Воспитатель предлагает нарисовать семейный портрет – папу, маму и себя, изобразить только головы. Уточняет черты лица, способ передачи волос. Побуждает вспомнить детей какое настроение чаще бывает у родителе. Радость? Грусть? Просит детей мимикой изобразить эти состояния. Показывает их на цветовом экране (вставляет в экран вкладыши с изображением родных эмоциональных состояний, обращает внимание, с помощью какого цвета лучше выразить состояние человека, как нарисовать рот). В случае затруднения при изображении черт лица, волос, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

В конце занятия подводит итог, сдаются рисунки детей.

Задачи занятий:

  • закреплять полученные первичные представления о семье, её составе (папа, мама, бабушка, дедушка, братья и сёстры, дядя, тётя и др.);
  • родственных отношениях (муж, жена, сын, дочь, брат, сестра, внучка, внук, дедушка, бабушка);
  • закреплять представления о составе своей семьи, именах её членов, семейных традициях, праздниках, увлечениях и отдыхе членов семьи, способах проявления заботы друг о друге в семье; о своей принадлежности к её членам;
  • формировать представления об обязанностях всех членов семьи и самого ребёнка (мама наводит порядок, готовит, стирает и т.д.; папа приносит продукты, ремонтирует бытовую технику, помогает маме убирать, выполняет всю тяжелую физическую работу; дети поливают цветы, вытирают пыль, поддерживают порядок в своей комнате, помогают накрыть на стол, убрать посуду со стола и т.д.);
  • развивать эмоциональную отзывчивость - проявление сочувствия к близким людям, сопереживания с ними, стремления позаботиться о маме и о других членах семьи;
  • воспитывать любовь к родителям, привязанность к семье, желание радовать близких;
  • стимулировать у детей желание к совместной деятельности с разными членами семьи; , благодарить за услугу и т.д.

Общение. Индивидуальные беседы с детьми на тему «Моя семья».

Цель: уточнение представлений детей о составе семьи.

Вопросы к беседе:

— С кем ты живёшь?

— Как зовут твою маму, твоего папу, твою бабушку, твоего дедушку?

— Есть ли у тебя брат, сестра? Они старше тебя или младше? Ты знаешь, сколько им лет?

— Давай посчитаем, сколько человек в твоей семье.

Индивидуальные беседы с детьми о членах семьи.

Цель: закрепление знаний детей об именах членов семьи, представлений об обязанностях всех членов семьи и самого ребёнка, увлечениях и отдыхе членов семьи.

Вопросы к беседе:

— Как зовут твою маму, твоего папу?

— Что мама (папа) делают по дому?

— Как ты помогаешь родителям?

— Чем любят заниматься в свободное время твои родители?

Интегрированное занятие «Моя семья»

Задачи: учить называть всех членов семьи; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким людям; развивать умение рассуждать, делать выводы.

Материал и оборудование: мультимедийный проектор с фотографиями семей детей, микрофон, корзинка, бумага, карандаши.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографию или картинку с изображением семьи.

— Кто здесь изображён?

— Как можно назвать одним словом тех, кто здесь изображён? (Семья, родные, родственники).

— У каждого из вас есть своя семья. Расскажите, с кем вы живёте?

На экране демонстрируются слайды с изображением семей воспитанников. Дети называют членов своей семьи (Это моя мама, её зовут… (полное имя), моего папу зовут… (полное имя) и т.д.)

— Ребята, вам нравится, когда рядом с вами родители? Почему?

— Как вы думаете, взрослым нравится, что рядом с ними дети? Почему?

Как хорошо, что у всех вас есть семья. Люди в семье любят друг друга. Когда все вместе, когда мама и папа рядом, всегда хорошее настроение, радость, счастье. Родителей радует то, что их дети подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. Дети радуются, что родители заботятся о них, защищают, играют с ними.

Свою любовь к близким людям мы можем выразить словами, ласковыми, нежными обращениями.

Рисование на тему «Я и моя семья»

Организация выставки детских работ.

Общение. Индивидуальные беседы с детьми на тему «Мой дом»

Цель: закрепление представлений детей о родном доме, формирование любви и бережного отношения к нему.

Вопросы к беседе:

— Зачем человеку нужен дом? (Место проживания семьи, укрытие от непогоды, защита от злых, нехороших людей, место отдыха, занятия любимыми делами.)

— Нравится ли вам быть дома? Почему?

Подытоживая ответы детей, воспитатель подчёркивает:

— У каждого человека есть родной дом, где он живёт, где его всегда ждут и любят. Где бы человек ни был, как бы хорошо не было в гостях, в других местах, он всегда стремится домой.

— Что нужно делать для того, чтобы в родном доме был порядок, уют?

Воспитатель предлагает послушать стихотворение А. Барто «Дома».

— Расскажите о своём доме (квартире), какой он: где расположен, сколько в нем комнат, какое ваше самое любимое место в доме?

— Почему вы любите свой дом?

— Почему говорят: в гостях хорошо, а дома лучше?

— Как вы понимаете выражение: дома и стены помогают?

Работа с родителями.

Индивидуальные беседы с родителями о том, чтобы они рассказали детям об истории своей семьи, знакомстве с супругом (супругой), показали свадебные фотографии, рассказали традициях своей семьи (семейные праздники, совместный отдых, посещение кафе, зоопарка, цирка, выезд на дачу и т.д.).

Занятие «Наша дружная семья»

Задачи: уточнять и обобщать знания о семье, её составе; формировать представление о родственных связях, семейном этикете, установку на создание семьи в будущем, воспитание детей; воспитывать привязанность к семье, любовь к родителям, желание помогать им.

Материал: геометрические фигуры (круги, треугольники) разных размеров, семейные фотографии детей.

Игра «Составь семью»

Детям предлагается с помощью геометрических фигур изобразить свою семью. Мальчиков и девочек изображают с помощью маленьких треугольников и кругов. Большими геометрическими фигурами изображают взрослых членов семьи. Детям предлагается подумать, как при этом можно изобразить бабушек и дедушек (с этой целью можно предложить дополнительные детали).

— Скоро вы подрастёте, пойдёте в школу, потом будете учиться в институте, выберете любимую профессию. У вас будет семья, дети. Давайте помечтаем. Какая у вас будет семья? Сколько в ней будет детей? Вы будете относиться к своим детям также, как относятся к вам родители, или по-другому?

Дети с помощью геометрических фигур изображают свою будущую семью. У детей на столах семейные фотографии. Воспитатель предлагает ответить на вопросы:

— Кто ты для своей мамы (папы, дедушки, бабушки)?

— У тебя есть брат (сестра)? А у него (неё) есть брат? Кем тебе приходится его (её) мама?

— Как зовут твою бабушку? Чья она мама? Ты ей кем приходишься? А кому ты ещё внук?

— Может ли быть в семье две мамы? Две дочки?

Игра-упражнение «Закончи предложение»

«Я люблю свою маму потому, что…»

«У меня есть бабушка. Я хочу ей пожелать…»

«Моя сестричка очень…»

«Мой папа самый…»

«Мама огорчается, когда…»

«Папа обрадовался из-за…»

Ребята, понравилось ли вам занятие? Чем?

Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Задачи: побуждать отображать в играх разнообразные действия взрослых, общение между членами семьи (мама ухаживает за маленькими детьми (куклами), кормит их, укладывает спать, готовит еду и т.д., папа приносит продукты, ремонтирует бытовую технику, помогает маме убирать, готовить, гуляет с детьми); обогащать игры новыми сюжетами, способствовать появлению интересных замыслов (предложить детям отметить день рождения мамы; поехать всей семьёй в зоопарк).

Общение. Анализ ситуаций по сюжетным картинкам.

Цель: обучение определению эмоциональных состояний изображённых на фотографиях людей, связыванию их настроения с определёнными событиями в жизни семьи.

Определить по картинкам:

— Почему радуется мама?

— Почему сердится дедушка, как и чем ему можно помочь?

— Почему плачет младшая сестрёнка?

Художественно-речевая деятельность. Разыгрывание ситуации «Звонок бабушке»

Цель: обучение детей проявлять заботу и внимание по отношению к родственникам, воспитывать культуру общения с близкими людьми.

В данной ситуации воспитатель берёт на себя роль бабушки и разговаривает по телефону с ребёнком. Обращает внимание детей на необходимость вежливо поздороваться, назвать себя, поинтересоваться самочувствием бабушки, её делами, рассказать о своих занятиях, играх, друзьях, вежливо попрощаться. Посоветовать детям звонить бабушке чаще, навещать, чтобы она чувствовала заботу о себе.

Работа с родителями.

Предложить родителям выучить с детьми стихи о маме, бабушке, папе и других членах семьи.

Общение. «Поговорим с близкими людьми»

Цель: формирование стремления заботиться о маме и о других членах семьи; воспитание любви к родителям, желания радовать близких.

Вопросы к детям:

— Кого мы называем родными, близкими людьми?

— Как вы заботитесь о своей маме? Папе?

— Как помогаете бабушке? Дедушке?

— Чем вы можете порадовать своих близких людей?

Воспитатель предлагает детям поздравить с днём рождения близкого человека, подарить рисунки, рассказать о любимых игрушках, о своих занятиях в детском саду, пригласить на детский концерт.

Общение. «Рассказы детей о том, как они с родными провели выходной день»

Цель: развитие у детей стремления к совместной деятельности с разными членами семьи.

Рассказы детей о том, где они с родными были в выходной день: «Мы в зоопарке», «Мы в театре», «Мы в парке», «Мы в цирке» и т.д. с просмотром семейных видеороликов.

Итоги проведения занятий по теме «Семья».

  • Дети узнают, что такое семья, знают членов своей семьи, их имена, занятия и взаимоотношения, семейные праздники и традиции (совместный отдых, походы в зоопарк, цирк, кафе). Имеют представление о родственных связях (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра).
  • Понимают, что у остальных детей тоже есть семья, что родители и дети любят и проявляют заботу друг о друге.
  • Проявляют любовь к родителям, интересуются событиями в семье.

«Я и моя семья»

воспитателя Переясловой Елены Михайловны

Участники проекта :

дети 2-3 лет, воспитатели групп, музыкальный руководитель Хальзова Е.Н., родители.

Срок реализации :

март - апрель 2014г.

Тип проекта:

краткосрочный

Первый этап.

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской деятельности.

Проблема:

1. Недостаток знаниймалышейо своей семье.

2. Недостаточная функция семьи в передачи детям значимых семейных и жизненных ценностей.

3. Недостаточное взаимодействиес семьей по вопросам воспитания у детей семейных ценностей.

Актуальность проблемы:

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он мальчик или девочка, а когда вырастет, будет женщиной или мужчиной, и эта принадлежность к полу, не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей.

Цель проекта:

Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Задачи проекта:

1.Формировать у детей представление о семье.

2.Формировать гендерную принадлежность воспитанника с учетом возрастных изменений.

3.Формировать представление о родственных отношениях между «близкими» ребенку членами семьи (мама, папа, родные брат и сестра, бабушка, дедушка).

4.Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Ожидаемый результат:

1.Владеть понятием «семья».

2.Иметь представление о родственных отношениях.

3.Знать информацию о своей семье, профессии родителей.

4.Составить портфолио детей.

5.Определять свою гендерную принадлежность.

Реализация проекта:

Вид проекта:

творческий, групповой, кратковременный.

Реализация проекта « Я и моя семья».

Подготовительный этап : (вхождение в тему).

Опрос детей на тему « Что я знаю о семье?».

Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья».

Подбор литературных произведений, пословиц, стихотворений, поговорок о семье.

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

Основной этап : (продуктивный, совместная деятельность с детьми).

Мероприятия

Участники

Ответственные

Анкетирование, «Что мы знаем о семье».

март-апрель

родители

Открытие проекта.

педагоги, дети, родители

Создание предметно-развивающей среды. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

март-апрель

родители, педагог

Создание библиотеки по теме «Моя семья» (стихи, пословицы, рассказы).

март-апрель

Создание фотоальбома «Моя семья».

март-апрель

педагог, родители

Беседа на тему: «Что такое семья?»

педагог, дети

Проведение праздника «Мамин день».

музыкальный руководитель

Изготовление подарков для членов семьи.

педагог, дети

Д/и. для девочки, для мальчика.

Дети, педагог

С/р. игра «Семья», «Мама заболела», «Приготовим обед», «Постираем платочки».

март-апрель

дети, педагог

Проведение праздника «Папа может».

март-апрель

дети, педагог, музыкаль-ный руководи-тель, родители

Составление коллажа «Я и моя семья»

дети, педагог

Презентация проекта

педагог, дети, родители

Познавательное развитие:

Дидактические игры «Кто у нас какой?» (рассматривание себя в зеркало), «Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений). «Собери портрет из деталей», «Составь семью из фигурок». «Радость - или огорчение?» (родителям, от поступков детей; с черными и белыми фишками) и другие.

Просмотр презентации на тему « Семья». Рассматривание фотографий членов семьи, альбома « Профессии наших родителей». Рассматривание репродукций картин по теме « Мать и дитя».

Речевое развитие детей

Чтение художественной литературы: р.н.с.«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Гуси –лебеди», Д. Габбе « Моя семья», Н. Артюхова « Трудный вечер", разъяснение пословиц. Рассказы детей о своей семье. Рассказ педагога из личного опыта на тему « Моя семья». Чтение стихотворений о семье.

Решение проблемной ситуации « Что я буду делать, если мама заболеет или папа уедет в командировку...?».

Познавательная НОД « Я и моя семья».

Художественно – эстетическое развитие:

Изготовление подарков для мам и пап.

Создание коллажа « Моя семья». Разучивание песен о маме.

Социально-личностное развитие детей.

Игровая деятельность:

Сюжетно – ролевые игры::»Поможем маме приготовить обед»,»Постираем платочки», «Магазин»,»Уложим дочку спать»,»Искупаем Катю.

Сотрудничество с семьей:

Создание портфолио о своём ребёнке, альбома» Я и моя семья»

Взаимодействие со специалистами:

Музыкальный праздник «Мамин день».

Анкета « Знакомство с семьей ребенка».

Заключительный этап:

« Я и моя семья».

Начали мы свою работу с опроса детей по теме « Что я знаю о своей семье?» и выяснили, что многие дети путают родных и двоюродных братьев и сестер; называют просто знакомых, приписывая их к членам своей семьи. Не видят себя с учетом возрастных изменений (младенец, ребенок, подросток, взрослый человек, пожилой человек). Результаты опроса помогли нам определить цели, задачи и содержание проекта, спрогнозировать результат.

Затем провели анкетирование среди родителей и составили социальный паспорт на каждого ребенка; обсудили с родителями проект и определили содержание деятельности и возможности родителей.

Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей о себе и о семье. Чтобы сформировать представление о гендерной принадлежности, в утренние часы, перед обедом проводили с детьми интересную игру « Кто у нас какой?». Дети рассматривали себя в зеркало и описывали свой внешний вид, это помогло им увидеть сходство и различие между собой. Играя в игру « Разложи по порядку», дети смогли понять и увидеть наглядно рост и развитие человека с учетом возрастных изменений. Для некоторых стало открытием, неожиданностью то, что они раньше были младенцами, а в будущем станут бабушками и дедушками. Очень понравилось детям составлять коллажи на тему:»Моя семья».Рассматривание фотоальбома помогает малышам легче справиться с адаптацией к условиям детского сада.

Когда дети получили больше знаний о своем внешнем виде и родителей, мы перешли к изучению ближайшего окружения воспитанников. После ряда бесед, рассказов детей и педагогов из личного опыта, у детей стала складываться правильная картина их ближайшего окружения, их семьи. Посторонние люди отсеялись. Помогла в этом и игра « Составь семью из фигурок», в ней наглядно сразу стало видно из скольких человек у кого состоит семья, у кого семья большая, у кого поменьше. Упорядочили полученные знания через просмотр презентации « Семь Я» и познавательного занятия «Наша дружная семья».

Так же отметили совместные увлечения членов семьи, рассмотрев совместно собранные коллекции, что помогло сблизить членов семьи, вызвать у детей гордость за своих близких.

Обсуждая с детьми проблемную ситуацию « Что я буду делать, если мама заболеет или папа уедет в командировку...?», играя в игру « Радость или огорчение?» мы старались подвести детей к тому, что нужно заботиться и помогать своим близким членам семьи, любить их. Помогло нам в этом и разъяснение пословицы детям « Когда семья вместе – сердце на месте» и беседа « Как мы помогаем своим близким?».

Давая детям новые знания о семье, об их ближайшем окружении, мы не могли не затронуть тему безопасности ребенка. Через игру « Свой, чужой, знакомый» мы постарались дать первоначальные знания детям о том, как нужно себя вести с незнакомыми людьми на улице, если ты находишься без присмотра взрослых. По этой теме еще предстоит работа в дальнейшем.

Получив новые знания о себе, о своем ближайшем окружении, о взаимоотношениях в семье, дети стали отражать это в своих сюжетно - ролевых, режиссерских, строительных играх. Сюжет игр заметно обогатился, расширился.

Все это время мы работали в тесном контакте с родителями. Большую помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей оказывает нам библиотека, собранная с помощью родителей. Мы разработали тематические консультации и памятки для родителей. Совместно с родителями реализовали конкурс – выставку фотографий «Я и моя семья».

На этом реализация нашего проекта закончилась. Нам удалось реализовать поставленные нами цели и задачи, решить проблему разобщенности между семьей и детским садом, наладить функцию передачи семьей детям значимых семейных и жизненных ценностей.

Итоги работы проекта для детей:

1. Рассказы о семье.

3. Изготовление подарков для членов семьи.

4. Создание портфолио.

5. Праздники: «Мамин день», «Папа может».

Итоги проекта для педагога:

1. Конспекты по теме проекта..

2. Создание библиотеки.

3. Музыкальный СД диск.

4. Планирование по данной теме.

Итоги работы проекта для родителей:

1. Анкетирование «Я и моя семья».

2. Фотоальбом «Я и моя семья».

3. Создание портфолио.

4. Праздники: «Мамин день», «Папа может».

5. Консультация для родителей «Ребенок и семья».

Конспект занятия в детском саду для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Моя семья. Родословная»

Цель: расширение представлений детей об истории семьи в контексте исто-рии родной страны.
Задачи:
- Закреплять представления о родственных отношениях и взаимосвязях.
- Знать понятия «родословная», «генеалогическое древо»
- Уметь составлять генеалогическое древо
- Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Предварительная работа
Ознакомление с окружающим:
а) «Я и моя семья» (о чём рассказал семейный альбом);
б) рассказы детей о членах их семей.
Беседы «Моя семья», «Мои братья и сёстры» (с использованием фотогра-фий), «Мне хорошо, когда…», «Выходной день в нашей семье», «О том, как нужно вести себя с мамой, с папой, с остальными членами своей семьи»
Составление рассказов «Мои родственники», «Наши семейные традиции»
Методическое обеспечение:
- фотографии членов семьи
- рисунок дерева (на каждого ребёнка)
- панно с изображением дерева.

Ход:
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада всех вас видеть. Да-вайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
«Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
- Ребята, приложите ладошки к груди, туда, где у вас находиться сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ла-дошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь давайте поделимся теплом наших сердец друг с другом и выпустим его в группу.
Посмотрите на картинку. Кто изображен на ней? Как вы думаете, этот малыш счастлив? Почему?
- Скажите, пожалуйста, а вы счастливые дети?
- Как вы думаете, почему вы счастливые или что нужно для счастья?
(ответы детей).

Разгадывание кроссворда о семье.
* Живет в твоей семье девчонка, ну а тебе она (сестренка) .
* Кто вылазит из пеленок, это маленький (ребёнок) .
* Кто вас дети, больше любит? Кто вас нежно так голубит? И заботится о вас не смыкая ночью глаз? (мама) .
* Пусть вашу семью обходят ненастья, желаю вам дети огромного (счастья) .
* Тебе дано, а другие пользуются (имя) .

Воспитатель:
Правильно Семья- это главное. Для счастья, каждому человеку нужно иметь семью.
Вот послушайте стихотворение Михаила Шварца «Семья»

На мольберте картинка 7 Я

Чтение стихотворения М. Шварца «Семья»
Семья-словечко странное,
Хотя не иностранное.
-Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я
Сложили? Получается семь человек
Семь «Я»
-А если есть собака?
Выходит восемь «Я»
-Нет, если есть собака,
Выходит. Во! семья!

Дети прослушивают стихотворение, обсуждают его содержание. Де-монстрируют чувственное восприятие к стихотворению.
Воспитатель акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит, семья?» Давайте про-верим. Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок).
Воспитатель:
– Давайте поговорим о семье. Что такое семья? Ответы детей.
– Семья – это мама, папа и дети. Семья – это любящие и заботливые роди-тели и их ребёнок. Членом семьи могут быть только родственники. – Но семья – это не просто родственники, это люди, которые любят друг друга, помогают, уважают, говорят друг с другом ласково. Как вы думаете, какое слово первое произносит ребенок?
Правильно, МАМА.
Игра «Мама какая?» .
(Единственная, ласковая, заботливая, родная, добрая.)
Ребята, подумайте и скажите чем вы похожи со своей семьей и какие есть различия.
Дети определяют характерное отличие каждой семьи - это схожесть членов семьи. Затем дети определяют второе характерное отличие семьи - общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родите-лей.
Проводится игра «Назови отчество». С мячом.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.
Педагог называет мужское имя, а дети говорят, какое от него полу-чится отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сы-ночков:
Александр - Александровна - Александрович;
Олег - Олеговна - Олегович;
Иван - Ивановна - Иванович;
Василий - Васильевна - Васильевич.
Семья бывает дружная, весёлая, танцевальная, красивая, спортив-ная. Все семьи разные – бывают маленькие и большие, если в семье много детей – это многодетная семья. Люди из разных семей различаются фамилиями, именами, внешностью. В каждой семье существуют свои традиции. Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые соблюдают в семье.

Физкультминутка
У меня есть семья
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)
С папой мы в футбол играем. (Имитация движений.)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками.)
Свою милую семью.

Семья – это родные люди, живущие вместе, ваши родственники. Скажите, кого называют родственниками? Близких по родству людей. Родственниками называют бабушек, дедушек, братьев, сестер. А что озна-чает слово «РОД»? РОД – все родственники, имеющие одну и ту же фами-лию. У нас на столе лежат колечки.
Любой род можно представить в виде этих колец. Первое кольцо - это (дедушка и бабушка). Следующее кольцо, как мы его назовем? (Мама и папа)
Это кольцо - дети, т.е. вы. Следующее - это ваши будущие дети. Что же у нас получилось?
Дети: пирамидка.
- По пирамидке можно рассказать о родословной любой семьи. Так что же такое родословная?
Родословная это история какого- либо рода или семьи. А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева.
(Показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи.)
А дерево это стали называть «Генеалогическим древом»

Мы ведь с вами не появились на свет сами по себе, все мы ветви и ли-стья огромного человеческого дерева.
Как растет дерево, так растет и каждая семья – от самых древних предков (корней) до юных представителей рода (зеленых листочков). Мам и пап в семейном древе можно сравнить с ветками, бабушек и дедушек – с крепким стволом. Именно благодаря такой ассоциации схематическое изображение родословных связей каждой семьи называют генеалогическим деревом (древом).
- Родословное дерево – это изображение истории рода в виде раз-ветвленного дерева. Родословное дерево помогает хранить память о пред-ках, благодаря ему мы лучше знаем историю своего рода. Как дерево сильно за счет своих корней, так и сила семьи держится на его корнях. С помощью семейного дерева можно узнать о жизни своих предков. Такое дерево есть у каждого из нас. У некоторых оно большое у некоторых ма-ленькое. Это поток наших предков. Дерево уходит своими корнями далеко в прошлые века. Таким образом, зная свои корни, мы иногда можем объ-яснить самим себе свой выбор, да и свое происхождение тоже.
Генеалогия или родословие - систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве семей и родов; в более широком смысле - наука о родственных связях.
Воспитатель: – А теперь давайте сядем за столы. Посмотрите, перед вами на тарелочках лежат фотографии, найдите пожалуйста свои.
– В самом верху на кроне дерева располагается ваша фотография (Колина, Танина и т. д.) Если у вас есть братик или сестрёнка, то вы при-клеиваете её рядом со своей фотографией, а ниже справа – папа, слева – мама. Еще ниже под родителями, их родители, то есть ваши бабушки и де-душки.

Заключение.
– Мы сегодня с вами говорили о родословном дереве
* Что вам больше всего запомнилось?
* Понравилось ваше дерево жизни, почему?
* Будете ли вы продолжать дома с родителями работу над вашим дере-вом?
* Что вы нового узнали из нашего занятия?
(Ответы ребят)

Цель:

    воспитывать любовь и уважение к семье;

    расширить представление детей о семье, об обязанностях членов семьи;

    развить слуховое и зрительное внимание, зрительную память, мышление, речь, воображение, общую и мелкую моторику; зрительно-двигательную координацию;

    развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам.

Материалы: Альбомы с семейными фотографиями; музыкальное сопровождение; картинка с изображением членов семьи; мяч; простые и цветные карандаши; рисунки с изображением заячьей семьи; заготовки бланком дли родителей, «строительный» материал (мозаика, кубики, конструктор).

Ход занятия

Приветствие

Психолог.

Просыпается природа,

(Руки вверх.)

Умывается росой,

(Умывающие движения.)

И ребята, и зверята

(Руки на пояс, поворот с приседом влево.)

Умываются водой.

(Руки на пояс, поворот с приседом вправо.)

Проснулся лес, проснулся луг,

(Руки вверх.)

Проснулись бабочки вокруг,

(Руки опустить.)

Проснулись травы и цветы,

Проснулись и с тобою мы!

(Взяться за руки, посмотреть друг на друга.)

Дети стоят по кругу, по цепочке здороваются с соседом и говорят, что рады его видеть.

Сообщение темы занятия

Психолог. Чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня будет говорить, надо отгадать ребус: 7Я.

Сегодня мы будем говорить о наших родных, дорогих людях, которые живут с нами рядом.

Игра «Семья»

Психолог. Давайте вспомним всех членов семьи. Называем по очереди и повторяем предыдущее название. (По принципу игры «Снежный ком».)

Фотовыставка, беседа

Все садятся на стульчики в круг.

Психолог. Сегодня вы все принесли общую фотографию своей семьи, Давайте их посмотрим вместе.

Вот наш волшебный мячик. Он нам поможет рассказать о своей семье. Кто с вами живет? Расскажите. (Дети рассказывают по очереди, передавая мяч, показывая фотографии.)

А может, у кого-то из вас еще и домашние животные есть? Давайте выберем из этого строительного материала детали, которые похожи на ваших любимцев, и скажем, какие это животные и как их зовут? (Дети по очереди (берут строительные детали, называя своего домашнего животного.) Вы помогаете ухаживать за ними?

Чтение сказки «Сон»

Психолог. А теперь сядьте поудобнее и послушайте сказку.

Жил-был непослушный зайчонок. Маму, папу, дедушку и бабушку он не слушал. Семья его любила, а он этого не замечал. Не помогал он своим родителям и своим братьям, и сестрам.

Однажды маленький зайчонок уснул. И видит он сон. Сидит он на нет-пенечке грустный, один. (Покажем, как сидит грустный зайчонок.) А рядом с ним нет ни мамы, ни папы. И бабушки нет, и дедушки. Страшно стало зайчонку - никто его не сможет защитить. Никто его не сможет покормить. (Покажем, как испугался зайчонок.) Позвал он своих родных, но никто ему не ответил... Тогда зайчонок вспомнил, что у него есть братишки и сестренки! Позвал он их. Но никто ему не ответил... Испугался зайчонок - и поиграть не с кем! Совсем один остался!

Тут проснулся зайчонок от маминого нежного прикосновения. Улыбнулась ему мама, поцеловала его. А зайчонок обрадовался! (Как зайчонок обрадовался?) Побежал он на кухню, а там за столом уже ждала вся его семья: папа, бабушка, дедушка, братишки и сестренки. Понял зайчонок, что никого у него нет ближе и любимее, чем его семья. Понял он, что нужно любить свою семью и помогать ей во всем!

Анализ сказки

Психолог. Понравилась сказка? Правильно ли понял зайчонок, что семью нужно любить и помогать ей? А зачем нужна семья? (Чтобы кто-то заботился о тебе, любил.)

Подвижная игра «Заячья семья»

Психолог. А сейчас мы немного поиграем. Представьте, что вы превратились в маленьких зайчат.

Изображения членов заячьей семьи прикреплены к стульям, у детей карточки с такими же изображениями. По сигналу дети занимают места у соответствующего стула.

Игра повторяется.

Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»

Этот пальчик большой -

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.)

Задание «Прятки»

Психолог. Найдите и раскрасьте всех членов семьи, которые спрятались на картинке.

Задание «Домик»

Психолог. А сейчас дорисуйте домик для своей семьи. Подумайте: какой он у вас будет? Кто в нем будет жить.

После того как дети нарисовали, все делятся своим мнением.

Игра «Верно - неверно»

Психолог. Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, топайте ногами.

Семья - это все мои друзья и знакомые.

Семья - это я.

Семья - это родные, которые живут рядом.

Мои родители могут быть младше меня.

Бабушка - это мама моей мамы.

Дедушка - это папа моего папы.

Семья - это люди, которые любят друг друга.

Бабушка и дедушка - это мои родители.

« Я - дочь мамы и папы.

Всем людям нужна семья.

Да, я хотела вас запутать, но не смогла! Умницы! Я вижу, что все вы знаете, зачем человеку нужна семья.

Игра «Ассоциации»

Психолог. Посмотрите, что я для вас приготовила. (Показывает рисунок семьи.) Я буду показывать членов семьи, а вы хором их называть.

Давайте попробуем сравнить каждого из них: маму сравним с цветком (ответы детей, психолог может фиксировать ответы детей на заранее заготовленных бланках для родителей). Папа будет похож на спортивный инвентарь, бабушка на посуду, дедушка на мебель, сестренка или братишка на игрушку.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

Психолог. Какие игры вам понравились больше всего? Давайте возьмемся за руки и попрощаемся.

Мама с папой - моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

«До свидания» вам говорю!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди