28.06.2020

Конспекты тематических занятий в старшей группе. Конспект комплексного занятия для детей старшей группы. На макушке у цветочкаСемь волшебных лепесточков,Исполняющих мечты.Не спеши сорвать их ты –


План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «День знаний»

Составила: воспитатель высшей категории Алекинова О. В., Муниципальное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» городского округа Тольятти.

Интеграция образовательных областей:

1. Познание
2. Коммуникация
3. Социализация
4. Художественное творчество
5. Чтение художественной литературы
6. Физическая культура
7. Безопасность
8. Музыка
9. Физическая культура

Задачи:

Познание

1. Расширение представления детей о профессии учителя, воспитателя. Расширить представление об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, ВУЗ); сферах человеческой деятельности, науке. («Познание»)
2. Продолжать формировать представление в равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов.
3. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве; понимать смысл пространственных отношений;

Коммуникация

4. Поощрение попыток детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями; уточнять источник полученной информации (СМИ, рассказ взрослого и т.д.).

Социализация

5. Расширение представлений о правилах поведения в общественных местах, об обязанностях ребенка в группе детского сада. Формирование у ребенка потребности вести себя с общественными нормами. Совершенствование и расширение игровых замыслов и умений детей.

Художественное творчество

6. Подведение детей к созданию сюжетных композиций на тему жизни «Мой любимый детский сад».

Чтение художественной литературы

7. Формирование умения внимательно и заинтересованно слушать рассказы, стихи на школьную тематику.

Безопасность

8. Закреплять правила безопасности при работе с кистью и красками.

Музыка

9. Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.

Физическая культура

10. Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности.

Методы и приемы:

Практические;
- Наглядные;
- словесные: беседы, художественное слово;
- Проблемно-поисковые вопросы;
- Сюрпризный момент;
- Экскурсия по детскому саду.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации: школа, детский сад, колледж; серии сюжетных картинок о правилах поведения в общественных местах (урок и перемена в школе); атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Детский сад» (кухня, прачечная, медицинский кабинет). Материал для рисования красками. Раздаточный материал для счета (карандаши, мелки, ластики и прочее). Наглядный материал для закрепления ориентировки в пространстве (сюжетные иллюстрации для правильного использования предлогов «над», «в», «за», «перед», «между», «на»). Подборка стихотворений о школе (В.Берестов «Читалочка», З.Александрова «В школу», С.Маршак «1-ый день календаря», А.Барто «В школу»).

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Подвижная игра «Мы веселые ребята», физкультминутка «Зарядка»
Игровая С/р игра «Мой любимый детский сад», Дидактическая игра «Этикет в детском саду», Подбери» (для школы, для сада).
Продуктивная Рисование рисунков «Я в детском саду»
Познавательно - исследовательская Решение проблемных ситуаций «Как поступить?»
Коммуникативная Беседы «1 сентября - день Знаний», «Правила вежливости»
Музыкально - художественная Слушание музыки Шаинского «Дважды два четыре», «Учат в школе»
Чтение (восприятие) З.Александрова «Света», А.Алексин «Первый день»
Итоговое мероприятие Музыкальное развлечение «День знаний»

Логика образовательной деятельности (старшая группа). Тема: «Скоро в школу мы пойдем!»

Интеграция: Познание (Ребенок и окружающий мир), коммуникация, социализация, физическая культура.

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Сюрпризный момент: Стук в дверь входит почтальон, приносит письмо. Воспитатель спрашивает: -Как вы думаете, что нам прислали? Воспитатель читает письмо от Незнайки, который не знает, что за праздник 1-ое сентября. Дети наблюдают. Отвечают на вопросы. Заинтересованность детей.
2 Воспитатель просит детей подойти к доске, где расположены иллюстрации о празднике 1-ое сентября. Проводит беседу по данным иллюстрациям. Рассматривают иллюстрации, поддерживают беседу. Формирование знаний о празднике 1-ое сентября - День знаний!
3 Физкультминутка с мячом «Что нужно в школе?» Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч и называет предмет, если названный предмет нужен для ученика, ребенок ловит мяч, если нет - отбрасывает. Играют в игру. Умение называть школьные принадлежности, активизация словаря.
4 Рефлексия: Воспитатель предлагает для Незнайки нарисовать открытку «1-е сентября - День знаний!» Откликаются на просьбу. Рисуют открытку. Формирование познавательного интереса через творчество.

Логика образовательной деятельности (старшая группа). Тема: «Закладка для книги»

Интеграция: Художественное творчество (аппликация), коммуникация, музыка, физическая культура, безопасность.

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Организационный момент: Звучит музыка В. Шаинского «Чему учат в школе». Воспитатель показывает учебник одного мальчика с загнутыми страницами. Задает детям вопросы: - Можно ли так обращаться с книгой? - Что можно сделать, чтобы ученик не загибал страниц? Предлагают варианты ответом для решения проблемы. Ориентирование на продуктивную деятельность
2 Воспитатель уточняет у детей, какие могут быть закладки. Показывает различные виды закладок. Спрашивает у детей, из чего они смогут изготовить закладки. Что для этого понадобиться. Просит рассказать про правила обращения с ножницами, клеем. Отвечают. С помощью алгоритма рассказывают о правилах безопасного пользования ножницами, клеем. Формирование знаний о разновидностях материала изготовления; Закрепление умения пользоваться ножницами.
3 Воспитатель предлагает детям подумать какую они хотят сделать закладку. Показывает образцы узоров. Продумывают узор своей закладки. Делают закладку. Ориентирование на процесс работы; Воспитание аккуратности; Развитие творчества.
4. Рефлексия: Воспитатель предлагает детям на тематическом стенде сделать выставку закладок. Рассмотреть узоры у других детей, обосновать, чем он понравился. Устраивают выставку. Рассматривают узоры. Выбирают понравившуюся работу, обосновывают выбор. Ориентирование на значимость выполненной работы.

Логика образовательной деятельности (старшая группа). Тема: «Счет школьных принадлежностей»

Интеграция: Познание (ФЭМП), коммуникация, социализация, физическая культура.

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Организационный момент: Приход Буратино, который принес ребят в портфеле много школьных принадлежностей. Воспитатель раздает детям, то, что принес Буратино, предлагает, посчитать и сравнить чего больше. Дети наблюдают, рассматривают. Проявление интереса к математической деятельности
2 Буратино предлагает детям отсчитать 5 карандашей и 4 ластика. Разложить в 2 ряда. - Сколько карандашей? - Сколько ластиков? - Чего больше? - Чего меньше? - Как сделать так, чтобы было поровну? -отсчитывают предметы, сравнивают, уравнивают. Умение отсчитывать и сравнивать предметы.
3 Физкультминутка «Буратино»: Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два - нагнулся, Три - нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Выполняют движения согласно тексту Активизация двигательной активности.
4 Игровое задание «Расположи» На магнитной доске сюжетная картинка, надо разложить карточки правильно по заданию «Расположи ручку на столе, портфель около стула и т.д.» Раскладывают карточки по заданию. Формирование умения ориентироваться в пространстве.
5 Блоки Дьениша «Построй школу» на основе схемы-домика подобрать необходимые блоки (параметры: размер, цвет, форма, толщина) Выполняют задание. Характеризуют почему выбрали именно этот блок. Закрепление знаний о форме, цвете, размере.
6 Рефлексия: Педагог уточняет у детей: Какие предметы считали? Как одним словом можно назвать данные предметы? Отвечают на вопросы. Умение объединять предметы в общую группу.

Логика образовательной деятельной деятельности (старшая группа). Тема: Рассказывание по серии сюжетных картин «Мы веселые ребята»

Интеграция: коммуникация (развитие речи), познание, физическая культура, безопасность, социализация.

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1 Орг. момент: воспитатель предлагает послушать стихотворение о веселых играх и забавах детей (название стихотворения), просит назвать игры, в которые играли дети. Воспитатель спрашивает у детей: где и когда можно играть в такие игры (воспитатель подводит детей к выводу, что в них можно играть в детском саду, школе, на улице, дома). Внимательно слушают, отвечают на вопросы воспитателя, называют игры, делают выводы Формирование умения отвечать на вопросы взрослого и делать логические заключения (выводы)
2 Воспитатель вносит сюжетные картинки по теме (дети играют в различные игры) и предлагает детям их рассмотреть. В процессе рассматривания проводит с детьми беседу. Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, вступают в диалог Развитие связной речи, формирование диалогической речи
3 Предлагает поиграть в игру «Веселые ребята» уточняет правила игры и меры безопасности во время игры Участвуют в игре Формировать умение играть по правилам
4 Воспитатель интересуется: в какие игры нравится играть детям? Предлагает нескольким детям рассказать, во что они любят играть (2-3 предложения). Дети составляют рассказы и отвечают на уточняющие вопросы (дети в парах друг другу рассказывают о том, во что они любят играть) Формирование монологической речи
5 Рефлексия: воспитатель подводит итог, анализирует деятельность детей, благодарит за работу. Дети внимательно слушают и отвечают на вопросы. Формирование положительных эмоций в случае критических замечаний

Логика образовательной деятельной деятельности (старшая группа). Тема: Чтение рассказа А. Алексина «Первый день»

Интеграция: Чтение художественной литературы (ознакомление с литературой), коммуникация, познание, физическая культура, социализация.

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1 Орг. момент: беседа о проведенном лете Воспитатель вносит картину, о том, как дети идут 1 сентября в школу. Беседа по картине Рассматривают картину и отвечают на вопросы воспитателя. (сами придумывают вопросы и задают друг другу или воспитателю) Позитивный настрой на работу, развитие связной речи
2 Воспитатель читает рассказ А. Алексина «Первый день». Беседа по прочитанному тексту Дети внимательно слушают рассказ, отвечают на вопросы, вступают в диалог Формирование умения внимательно слушать текст, осмысленно отвечать на вопросы взрослого.
3 Физминутка: Воспитатель читает текст Дети выполняют движения по тексту Запоминание текста, придумывание движений
4 Педагог предлагает детям нарисовать словесный рисунок «1 сентября» (первоклассника) Дети предлагают свои варианты Развитие связной речи, составление описательного рассказа из 4-5 предложений
5 Рефлексия: воспитатель предлагает вспомнить название прочитанного рассказа, автора рассказа, просит назвать дату, когда дети идут в школу после лета. Дети отвечают на вопросы, правильно называют: «1 сентября», «День знаний»

Логика образовательной деятельной деятельности (старшая группа). Тема: «Моя будущая школа»

Интеграция: Художественное творчество (рисование), коммуникация, безопасность, музыка, физическая культура, социализация.

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1 Орг. момент: Воспитатель предлагает детям отгадать загадку (о школе). Вносит рисунки с различными зданиями (дом, замок, детский сад, школа, деревянный домик и т.д.) и просит детей выбрать то здание, которое больше похоже на школу. Просит объяснить свой выбор Дети рассматривают иллюстрации, отгадывают загадку, выбирают нужное здание, обосновывают свой выбор Формировать умение обосновывать свой выбор
2 Воспитатель напоминает о безопасности работы с кистью, красками Дети внимательно слушают и выполняют инструкцию воспитателя Формировать умение заботиться о своей безопасности во время работы
3 Воспитатель организует динамическую паузу: под ритмичную музыку предлагает потанцевать 1-2 мин Дети придумывают движения в соответствии с заданным темпом Развитие музыкального слуха, ритмических движений
4 Воспитатель предлагает нарисовать рисунок на тему «Моя будущая школа», напоминает, как нужно расположить сюжет (перспектива) Придумывают сюжет Формирование умения строить композицию рисунка, воплощать замысел в рисунке
5 Рефлексия: воспитатель предлагает выставить рисунки на выставку, проводит анализ, предлагает детям выбрать лучшие рисунки Выставляют работы, оценивают рисунки Формировать умение объективно оценивать работу товарища, выбирать лучший рисунок и уметь обосновать свой выбор

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы; закрепление навыков порядкового и количественного счета (в т. ч. предметов) в пределах числового ряда первого десятка.

Задачи

Обучающие

продолжать изучать с детьми свойства натурального ряда чисел

упражнять в установлении соответствия между цифрой и внешними свойствами объектов

совершенствовать умения составлять числовой ряд и находить место числа в ряду

закреплять умения считать в пределах семи, пользуясь различными приёмами

закреплять умения анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку

совершенствовать навыки счета, умения самостоятельно составлять и решать простейшие математические задачи

закреплять умения правильно называть порядковые числительные.

Развивающие

развивать в дидактических играх умения сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, количество)

развивать познавательные процессы (речь, внимание, логическое мышление, воображение, тактильное восприятие)

развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки

способствовать развитию образного и логического мышления, умению делать простейшие умозаключения.

Воспитательные

воспитывать интерес к математике

воспитывать наблюдательность при сравнении групп предметов

воспитывать навыки коллективной работы

воспитывать чувство взаимопомощи через сотрудничество во время образовательной деятельности, радоваться достигнутым успехам.

Демонстрационный материал: сердцевинка и лепестки семи цветов, рисунок с 5 цветами, 3 ряда последовательностей изображений, аппликация «волк, лиса и рыбы» , ножки мухоморов с цифрами.

Раздаточный материал: цветные карандаши, карточки с цифрами (для соединения по точкам) , карточки с домиками, шляпки мухоморов с точками.

Структура и ход занятия:

организационный этап (3-5 минут) – мотивирующее начало занятия;

основной этап (15-19 минут) – воспитатель поясняет суть упражнений, с которыми дети должны справиться, следит за ходом решения заданий и задач;

итоговый этап, рефлексия деятельности (3-5 минут) – воспитатель благодарит детей за активное участие, проводит вместе с ними анализ и оценку результатов проделанной работы, рефлексию деятельности и эмоционального состояния.

Ход НОД

Организационный этап

Воспитатель: Добрый день, дорогие дети! Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А путешествие будет не простое, а волшебное. Далеко-далеко есть волшебная страна, там растёт необыкновенный цветок, он может исполнить любое желание. Как вы думаете, что это за цветок?

Дети: Это Цветик-семицветик.

Воспитатель: Правильно.

На макушке у цветочка
Семь волшебных лепесточков,
Исполняющих мечты.
Не спеши сорвать их ты –

Много в мире роз, ромашек,
Незабудок, маков, кашек,
Но один на свете
Цветик-семицветик.

Ребята, а как звали девочку, у которой был такой цветок?

Дети: Девочку звали Женя.

Воспитатель: А где Женя взяла этот цветок?

Дети: Ей его подарила волшебница.

Воспитатель: Ребята, а сколько лепестков у «Цветика-семицветика» ?

Дети: У цветика-семицветика семь лепестков.

Воспитатель: Правильно. Однажды в ту страну ворвался озорной ветер и разбросал лепестки волшебного цветка. У девочки Жени осталась только сердцевинка, вот она на доске. А вы, хотели бы иметь такой цветок? (Ответы детей) . Давайте тогда мы с вами отправимся в путь и соберём все-все лепестки волшебного цветка. Вы готовы? (Ответы детей) Я вижу, что вы готовы к путешествию.

Нужно в путь нам отправляться.
Ума, разума набраться,
Лепестки все отыскать,
Чтоб желанье загадать.

Основной этап

Воспитатель: И для начала нам нужно расставить цифры от 1 (одного) до 5 (пяти) по порядку, начав с самого высоко цветка и закончив самым низким. (Упражнение 1 на соотнесение цифр от 1 до 5 и длины цветка; воспитатель вывешивает рисунок на доске, дети отвечают с места) .

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с заданием. Ой, посмотрите, а вот и первый лепесток. Какого он цвета?

Дети: Лепесток красного цвета. (Попросить ребёнка прикрепить лепесток к серединке) .

Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадку:

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

О ком речь? (О бабочке) . Чтобы проверить нашу отгадку, давайте соединим точки по порядку и посмотрим, кто получится. (Упражнение 2 на соединение «от точки к точке» под номера 1-10; воспитатель раздает карточки-заготовки, дети работают индивидуально) . Перед вами лист бумаги, а на нём точки, каждой соответствует цифра. Надо соединить цифры по порядку. Кто у вас получился?

Дети: Бабочка.

Воспитатель: А сколько кружочков на крыльях ваших бабочек?

Дети: Шесть кружочков.

Воспитатель: Молодцы! Задание выполнили и за это в награду вам второй лепесток! (Дети крепят к доске оранжевый лепесток)

Воспитатель: Сколько лепестков нам с вами уже удалось отыскать?

Дети: Два лепестка.

Воспитатель: Правильно, а сколько ещё нужно найти?

Дети: Пять лепестков.

Воспитатель: Отправляемся на поиски дальше. На пути нам встретились домики. (Упражнение 3 на закрепление представлений о числовом ряде, умение называть «соседей» числа: последующее и предыдущее число; воспитатель раздает «домики», дети вписывают недостающие числа) . Какие цифры здесь спрятались?

Воспитатель: Мы заполнили все домики и можем прикрепить к нашему цветку ещё один волшебный лепесток! На этот раз он желтого цвета.

Воспитатель: (Физминутка)

За тучку солнце спряталось –
Но это только в шутку!
А мы все дружно проведем
Спортивную минутку:

В ладошки мы похлопаем
И чуть-чуть потопаем.
Раз – присели, два – привстали,
Три – нагнулись и достали

Правой ручкой башмачок,
Левой ручкой – потолок.
И еще разок присядем!
А теперь на место сядем.

Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.

Ребята, посмотрите, пока мы играли, ветер принёс нам ещё один волшебный лепесток. Какого он цвета?

Дети: Лепесток зелёного цвета. (Дети крепят лепесток на доску)

Воспитатель: Ребята! Озорной ветер перемешал карточки, и в каждый ряд попало по одному лишнему изображению, давайте все вместе отыщем их? (Упражнение 5 – дидактическая игра «Что лишнее?» призвана исследовать процессы образного и логического мышления; воспитатель по очереди показывает карточки, дети отвечают с места) . Что лишнее в этом ряду? Почему? (Воспитатель по очереди показывает детям ряды, дети должны найти лишний объект и объяснить почему) .

Воспитатель: Молодцы, ребята! Держите ещё один лепесток и крепите его, скорее к волшебному цветику.

Воспитатель: Дети, сколько лепестков мы уже нашли?

Дети: Мы нашли пять лепестков.

Воспитатель: Сколько ещё нам надо найти лепестков?

Дети: Нам надо найти ещё два лепестка.

Воспитатель: А сейчас вместе с волком и лисичкой мы с вами отправимся на сказочную рыбалку. (Упражнение 6 на формирование и развитие умения самостоятельно составлять и решать простейшие математические задачи; воспитатель вывешивает на доске аппликацию, дети крепят к ней рыбок) . Посмотрите, волк поймал четыре рыбки, а лиса на одну меньше. Сколько рыбок у лисы? (Три) Поместим в ведерко лисы нужное количество рыбок. Кто из них поймал меньше, а кто больше? (Волк поймал на 1 рыбку больше лисы) Сколько рыбок волк и лиса поймали вместе? (Всего 7 рыбок на двоих)

Воспитатель: А вот и ещё один лепесток приплыл к нам. Какого он цвета?

Дети: Лепесток синего цвета.

Воспитатель: Правильно, как и цвет воды на рыбалке волка с лисой. Дети, сколько лепестков нам ещё не хватает?

Дети: Нам не хватает одного лепестка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, озорной ветер разбросал по полянке мухоморы: шляпки отдельно, а ножки отдельно. (Упражнение 7 «Затейливые мухоморы», дети должны посчитать количество точек и найти соответствующую «ножку» с цифрой; воспитатель раздает каждому ребенку шляпку мухомора, дети самостоятельно подбирают к нему нужную ножку с цифрой) . Нам нужно оживить мухоморы, возьмите каждый в руки одну красную шляпку, посчитайте количество точек на ней и подберите ножку с цифрой, соответствующей количеству точек на шляпке вашего мухомора.

Воспитатель: Молодцы! Вот и отыскали мы с вами все лепестки. (Дети крепят на доску последний лепесток) . Теперь какой цветок стал, кроме как волшебный?

Дети: Красивый, яркий, цветной, разноцветный… (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята сегодня вы мне сказали, что хотели бы иметь такой волшебный цветок! Давайте вместе попробуем вспомнить волшебные слова, чтобы желание исполнилось: «Лети, лети, лепесток через запад на восток, лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели» . (Звучит волшебная музыка, воспитатель в этот момент переворачивает лепестки, на обратной стороне которых написаны буквы «МОЛОДЦЫ!») . Ребята, ваше желание исполнилось, теперь у каждого из вас есть волшебный цветок «Цветик-семицветик» , вы сможете загадать свои заветные желания, которые будут приносить только добро, радость и счастье людям.

Итоговый этап, рефлексия деятельности

Воспитатель: (Рефлексия) Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) Какое задание вам интереснее всего было выполнять? (Ответы детей) Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей) Сколько разноцветных лепестков нам с вами удалось собрать? (Семь) Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому хорошо справились со всеми заданиями, которые встретились нам на пути. В награду за это я приготовила вам сладкое угощение и нам пора подкрепиться после нашего такого волшебного путешествия. Я уверена, что вы всегда будете стараться, как сегодня. Молодцы!

Всегда остро стоял и стоит такой вопрос, как Многие воспитатели и родители предпочитают просто-напросто «натаскивать» детей по программе, предназначенной для обучения в 1 классе. Кажется, что, считать и писать, можно значительно облегчить ему школьную жизнь. Но это совсем не так. Такой вариант совершенно неэффективен.

Вред от «натаскивания» дошкольника по школьной программе

Да, первое время малышу будет очень просто учиться, ведь то, что проходят сверстники, он уже знает. Поэтому у него будет постепенно пропадать интерес к занятиям. А после того как запас полученных в знаний иссякнет, он просто-напросто будет отставать от одноклассников.

Этот обратный эффект объясняется тем, что в начальной школе нужны не приобретённые заранее знания, а сформированные навыки к учебной деятельности. Сразу же встаёт вопрос о том, достаточно ли для подготовки к школе только последнего года дошкольного детства.

Для того чтобы просто «натаскать» ребёнка, этого времени может оказаться достаточно, а вот чтобы качественно подготовить к обучению, требуется начинать занятия в детском саду в старшей группе. Причём обучение детей должно проходить в форме игры, а не пародировать школьные уроки.

Какую цель преследуют занятия с дошкольниками?

Раз решение вопроса по качественной подготовке дошкольников к учёбе в 1 классе взял на себя детский сад, занятия старшая группа теперь проходит такие же, как и подготовительная, чтобы у детей успели сформироваться необходимые навыки, усидчивость, умение логически мыслить.

Задачей педагога при этом становится передача детям не только необходимых знаний, но и навыков, и умений. Это даёт возможность сформировать у ребёнка любознательность, способность к совместной деятельности, самостоятельность, а также обогащает духовную и физическую культуру.

Всеми педагогами дошкольных учреждений в обязательном порядке должны готовиться конспекты занятий в детском саду. ДОУ, которое начинает работать по системе ФОГС, основным требованием к обучению выставляет присутствие в любых из них различных игровых элементов. Через такую форму детьми намного лучше постигаются необходимые знания и умения.

В чём заключаются особенности и структура занятий в старшей группе?

Отводится основное место. Обучение у старших дошкольников осуществляется по большей части в форме работы в подгруппах. Сюда включены занятия из познавательного цикла: подготовка к освоению грамоты, математика, ознакомление с окружающим миром, развитие музыкально-ритмических способностей и художественно-продуктивной деятельности.

Особенностями их является как проведение всего занятия в форме игры, так и включение в его структуру различных игровых элементов. Этим облегчается не только получение ребёнком необходимых знаний, но и их закрепление. Через игру проще бывает и научиться применять их на практике, так как подобная деятельность является основной для детей этого возраста.

Структуру занятия в детском саду в старшей группе обуславливает его программное содержание. Оно обычно состоит из нескольких частей (от одной до пяти). Количество зависит от возраста детей и характера ставящихся перед ними задач.

Каждая часть занятия является его структурной единицей и включает в себя различные методы и приёмы, а также дидактические средства, которые направлены на реализацию определённой задачи.

Какие математические знания нужны старшим дошкольникам?

Программа старшей группы детского сада предусматривает значительное расширение и обобщение самых элементарных математических представлений, а также счёта. Дети
этого возраста должны научиться считать до 10 и воспринимать различные предметы, причём не только зрительно, но и на ощупь или по звукам.

В возрасте 5 лет можно начинать формировать понятие о том, что любой предмет делится на несколько одинаковых или разных по размеру частей, и можно сравнить их. Кроме того, дети убеждаются, что множества, которые содержат одинаковое число входящих в него элементов, соответствуют одному натуральному числу (у звёздочки 5 концов, 5 яблок, 5 зайчиков и др.).

Какие знания приобретаются дошкольниками на математических занятиях?

Занятие математики в старшей группе детского сада учит детей правильно различать такие которые близки по форме, например, квадрат и прямоугольник, а также анализировать предметы и описывать их форму, оценивать размеры по трём показателям: длине, ширине и высоте.

Закрепляется у старших дошкольников и умение определять словами то, как предметы расположены относительно друг дружки (справа, слева, впереди), свободно ориентироваться в пространстве (стою около шкафчика, перед столом, за стулом), изменять направление своего движения (направо, налево) и запоминать названия дней недели, а также их последовательность.

Организация работы дошкольников на занятиях познавательного цикла

Работа начинается с повторения того, что пройдено в средней группе, выявляется уровень математических представлений. Для этого отводится примерно 5 занятий, на которых закрепляется всё то, что дети узнали раньше, - представления о форме, количестве и величинах, счёте в пределах 10.

Продолжительность занятий в старшей группе практически не изменяется, однако увеличиваются объём передаваемых знаний и темп работы. Но деятельность детей облегчает то, что проводится она в форме игры, чем очень привлекательна для ребёнка.

Программа дошкольного образования предусматривает то, что старшая группа ДОУ занятия всегда начинает с повторения, которое даёт возможность ввести в систему усвоенных раньше знаний новые. Проводится оно в форме игровых упражнений, чем стимулирует интерес ребёнка. С них же начинаются и закрепляющие занятия.

Игровые упражнения в структуре занятия. В чём их смысл?

Можно предложить детям такое упражнение, как «Найдите ошибку Незнайки». Оно позволит не только создать подходящий настрой, но и будет стимулировать проявление сообразительности и смекалки, позволит сосредоточить внимание и активизировать мышление.

Такие упражнения хорошо стимулируют смекалку и развивают Также широкое применение нашли комбинированные упражнения, которые позволяют решать одновременно 2 или 3 задачи. Причём работа в это время может идти над материалом, который содержится в разных разделах программы.

Польза, которую приносит детям занятие ритмикой

Помимо занятий по подготовке к обучению грамоте, чтению и первоначальным математическим понятиям программой дошкольных учреждений предусмотрено развитие музыкально-ритмических способностей у детей. Для этого в неё многие ДОУ включили занятия ритмикой.

Как показывает опыт, такие занятия в детском саду в старшей группе не только приносят радость ребёнку и забавляют его, но и имеют множество других положительных факторов. Среди них выделяют следующие:

  • Они прививают любовь к танцам и музыке и воспитывают музыкальный вкус.
  • Застенчивые дети благодаря им могут раскрепоститься, а активные получают хорошую физическую разрядку.
  • Все детишки начинают разделять такие понятия, как стиль музыки, её ритм и темп.
  • Значительно улучшается как физическая форма ребёнка, так и координация движений.
  • У детишек появляется возможность научиться реагировать на любую ситуацию адекватно, контролировать своё душевное состояние и правильно выражать эмоции.

Всё это привело к тому, что занятиям ритмикой в дошкольной системе воспитания стали уделять большое внимание.

Так как мамам и папам всегда хочется знать, чем их чадо занимается в садике и чему там учится, особенно если в программе учреждения имеются занятия, не входящие в обязательную дошкольную программу, открытое занятие по ритмике в старшей группе детский сад чаще всего стремится проводить одновременно с родительским собранием.

Это делается для того, чтобы была возможность продемонстрировать родителям навыки и умения, полученные их детьми, а также стиль проведения уроков.

Инструкция для воспитателя по проведению занятий

Для того чтобы занятия в группе старших дошкольников были результативными и интересными для детей, педагогу следует соблюдать некоторые правила.

  • Занятия в детском саду в старшей группе предусматривают преподнесение нового, достаточно сложного материала в форме игры. Это хорошо развивает зрительную память и образное мышление. Кроме того, присутствующий в них соревновательный элемент подстёгивает ребятишек к лучшему усвоению знаний.
  • Стоит достаточное время отводить повторению. Но необязательно делать это во время занятия, можно провести несколько повторяющих занятий в начале месяца.
  • Чтобы не потерять внимание детей, нужно следить за сменой их деятельности. Различные виды песни, загадки и танцы должны перемежаться между собой.

И помните, что взрослые должны общаться с малышами только по-дружески. Ни в коем случае нельзя использовать на занятиях приказной тон, а тем более ругать ребёнка.

Старшая группа

План-конспект НОД по обучению грамоте для старшей группы д/с

(целесообразней проводить по подгруппам)

Тема. Знакомство детей со словом.

Цель: формирование представлений у детей о слове как интонационно – смысловой единице речи.
Программные задачи:
1. Ознакомление ребенка со словом.
2. Приобретение умения вслушиваться в звучащее слово .
3. Учить задавать и различать вопросы «Кто это?», «Что это?».
4. Закреплять в речи детей слово обозначающее «живой», «неживой» предмет.
5. Продолжать воспитывать детей говорить каждое слово отчетливо, ясно, внятно.

Материалы и оборудование: проигрыватель для аудиозаписей; красиво оформленная шкатулка, в ней картинки-загадки ; кукла; медвежонок; фотография медведя; набор картинок «Веселая зарядка», изображающие человеческую фигуру в движении; в конспекте использована дидактическая игра автора И. Токмаковой «Добавь словечко»; разминка Е. и С. Железновых «Мы ногами топ-топ-топ».

Ход НОД:

I часть.

Ребята, вокруг нас много разных предметов, и о каждом предмете мы можем сказать. Я вам сейчас буду показывать картинки и спрашивать «Что это?», а вы мне отвечайте одним словом (указываю на разные неодушевленные предметы). Дети отвечают, например, книга, стол, мяч и т.д.


- Как можно спросить про эти предметы? Что это?
- А сейчас я вас спрошу иначе «Кто это?» (показываю картинки, указываю на одушевленные предметы: птичка, рыбка, кошка, показываю рукой на няню, на детей, на себя). Как можно спросить? Кто это?
- Теперь я вам буду называть разные предметы, а вы задавайте мне вопрос «кто?», «что?» (Таким образом, подвожу постепенно детей к понятию «живой», «неживой»).
- Приглашаю девочку по желанию, рядом с ней ставлю куклу и обращаюсь к детям с вопросом.
- Чем отличается девочка от куклы? (дети называют отличия и вместе приходят к выводу, что девочка живая, а кукла неживая, игрушка). Затем показываю иллюстрацию с изображенным на ней медведем и медвежонка игрушку.
- Ребята, чем-нибудь они отличаются друг от друга? Выясняем, что игрушка медведь неживой, а картинка изображает живого медведя.
Подводим итог:
- Все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос «кто?».

II часть.

Физпауза «Веселая зарядка», на карточках схематично изображены человечки в разных позах . Детям нужно повторить такие же движения.

III часть.

Ребята, посмотрите, какая у меня есть необычная шкатулка, она непростая и очень загадочная, потому что там много загадок для вас, которые ждут, не дождутся, когда же им помогут, наконец-то, их разгадают.


- Интересно? Тогда слушайте внимательно до конца каждую загадку и ответьте на вопросы «кто это?», «что это?». Живой это предмет или неживой ?
Что всегда идет, а с места не сойдет? (часы)
Зимой и летом одним цветом? (ель)
Всех я во время бужу, хоть часов не завожу? (петушок)
Красные лапки щиплют за лапки? (гусь)
В воде она живет, нет клюва, а клюет? (рыба)
Без языка, а говорит, без ушей, а услышит? (телефон)
Далее предлагаю детям самостоятельно придумать или вспомнить загадку и задать ее всем детям. Дети загадывают и отгадывают. Называют живой это предмет или неживой.

IV часть.

Физпауза «Мы ногами топ-топ-топ», дети под музыку выполняют упражнения:
Мы ногами топ топ топ,
Мы руками хлоп хлоп хлоп,

Мы головками кивнем,
Дружно ручками махнем,
И туда и сюда повернемся без труда.
Мы подпрыгнем высоко
Прыгать вместе так легко
И туда и сюда повернемся без труда.

V часть.

Сейчас, я произнесу слово, а вы скажите, что оно значит, как вы его понимаете. Слушайте, книга! Что означает это слово? (Ответы детей).


- Правильно, вы хорошо понимаете, что значит слово книга , какое значение, смысл оно имеет.
- Теперь, я произнесу разные звукосочетания. Слушайте: на, му, рум, по, ба и т.п. Скажите, понятно ли, что они значат, какое имеют значение, смысл? (Ответы детей).
- Это не слова, это просто звукосочетания , слоги, которые сами по себе, отдельно друг от друга ничего не значат, не имеют смысла. А когда слоги вместе они составляют слова, а каждое слово имеет значение, смысл.
- А давай поиграем в игру "Добавь словечко".
Ложка - это ложка, ложкой суп…(едят)
Кошка - это кошка, у кошки семь…(котят).
Тряпка - это тряпка, тряпкой вытру…(стол).
Шапка - это шапка, оделся и пошел...
А я придумал слово, смешное слово - плим.
И повторяю снова - плим, плим, плим.
Не прыгает, не скачет плим, плим, плим,
И ничего не значит плим, плим, плим.
- Что такое "плим"? Правильно, это слово ничего не обозначает. (Детям предлагается сказать слово "плим" с разной интонацией).
-Теперь, давайте поиграем в игру «Назови словечко» (цель: учить различать слова, обозначающие предмет и слова, обозначающие действия). Перед детьми раскладываю на столе предметные картинки, изображающие стол, бабочку, кубик, сидящего человека, бегущего ребенка и т.п.
-Дети, посмотрите, на картинки и назовите по одному слову к которому можно задать вопросы: кто это? Что это? Что делает? (за каждый правильный ответ ребенок получает картинку).

VI часть.

Заключительная.
- Спасибо, мне понравилось, как мы сегодня играли. Сегодня мы узнали столько нового (здесь можно спросить нескольких детей, что нового они узнали). Подвести итог.
- Сегодня мы узнали, что все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а живые предметы отвечают на вопрос «кто?», также мы знаем что слова состоят из слогов, и каждое слово имеет смысл.


Цель: Создание условий для развития коммуникативных навыков у детей.
Задачи:
1. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.
2. Учить строить элементарные родственные связи (Игра «Кто кем приходится»).
3. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
4. Развивать усидчивость, внимание, мелкую моторику и ориентировку в пространстве.
5. Развивать коммуникативные навыки через игровую деятельность.
6. Воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.
7. Воспитывать навык взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых.

Оборудование:
1. Волшебные картинки: соединение по точкам (по количеству детей)
2. Карандаши простые ((по количеству детей)
3. Иллюстрация «Семья»
4. Письмо-приглашение
5. Руль
6. Карточки с загадками – сказками (10)
7. Паззл-иллюстрация «Кошка»
8. Схема- ориентир
9. Кукла
10. Шкатулка

Предварительная работа:
Беседы на темы: «Моя семья», «Наши имена и фамилии», «Моя мама», «Мы помощники», «Порядок или беспорядок?» «Для меня или для всех?» «Мы должны беречь друг друга».
Чтение художественной литературы: народная сказка «Советы отца», В. Сухомлинский «Семь дочек», Н. Григорьевой «Кому убирать?», Н. Григорьевой «Рядом с бабушкой».
Рассматривание семейных альбомов и иллюстраций «Моя семья».
Совместная работа с родителями: оформление фотоальбомов «Я и моя семья».
Ход занятия
Организационный момент: Ребята, сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо. Адресовано оно вам. Давайте его прочтем: «Приглашаю вас в гости поиграть, много интересного узнать». Как вы думаете, от кого это письмо? (Ответы детей) Сегодня мы с вами совершим путешествие, покажем свои знания, умения, сообразительность и узнаем, кто же нас пригласил в гости.
Итак, ребята, хотите отправиться в путешествие? (Ответы детей)
А на чём можно путешествовать? (Ответы детей: на самолёте, поезде, велосипеде).
Как можно назвать одним словом? (Ответы детей: транспорт)
Воспитатель. Пришло время узнать, на чём мы отправимся в путешествие.
Задание «Волшебные картинки» (соединение по точкам)
Дети соединяют точки от 1до 5, получается машина.
Воспитатель. Что у вас получилось? (Ответы детей)
Мы отправляемся в путешествие на … (машине).
Воспитатель. Вот теперь мы можем смело отправляться в путь-дорогу дальнюю. Встаньте, пожалуйста, парами друг за другом. Если вы разрешите, я буду вашим водителем.
1 ОСТАНОВКА
Воспитатель. Предлагает детям рассмотреть иллюстрацию с изображением семьи.
Воспитатель. Как можно назвать этих людей одним словом? (Семья.) Почему вы так решили? (Ответы детей)
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей.)
Воспитатель: Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Игра “Кто кем приходится?” (с куклой)
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто девочка для мальчика? (сестра)
Воспитатель. Нам пора ехать дальше.
2 ОСТАНОВКА
Воспитатель: Ребята, а отдыхать со своей семьей любите? (Ответы детей) Я предлагаю поиграть в игру «Семья». (Физкультминутка)
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (Повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать;(указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

Воспитатель. Вот мы с вами отдохнули и можем дальше отправляться в дорогу.

3 ОСТАНОВКА
Воспитатель. Мы поиграем в игру «Знаток своей семьи»
Встаньте, у кого маму зовут Лена.
Поднимите руки, у кого есть сестра.
Топните те, у кого мама работает в детском саду.
Хлопните в ладоши те, кто помогает маме.
Поднимите руку, кто живет с бабушкой.
Хлопните в ладоши те, у кого маму зовут Юля.
Встаньте те, у кого папу зовут Сережа.
Топните те, кому мамы читают сказки.
Воспитатель. Сейчас мы проверим, как вы знаете сказки. Я буду называть вам отдельные слова, а вы догадайтесь, какая это сказка. Готовы?
o Тыква, карета, туфелька, принц, бал («Золушка»);
o Дед, сани, рыба, лиса, волк, прорубь («Лисичка-сестричка и серый волк»);
o Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф, волк («Три поросенка»);
o Болото, стрела, царевич («Царевна-лягушка»);
o Избушка, коза, козлятки, волк («Волк и семеро козлят»);
o Зайчик, лиса, выгнала, петушок («Заюшкина избушка»).
o Печка, баба Яга, яблоня, пирожки («Гуси-лебеди»).
o Кокованя, Даренка, Муренка, зима («Серебряное копытце»)
o Ласточка, жаба, крот принц эльфов («Дюймочка»)
o Печка, Емеля,щука, ведра («По щучьему веленью»)
Оценка деятельности детей
- Смотрите, здесь сказочная шкатулка. Интересно, что в ней? (воспитатель с детьми открывают шкатулку и находят в ней части картинки).
Воспитатель. Ребята, давайте попробуем составить из этих частей картинку и узнаем, кто нас пригласил в гости. (Дети составляют картинку).


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди