19.10.2019

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» консультация на тему. Консультация для воспитателей «Дидактические игры по экологии Консультация для педагогов доу экологическое воспитание дошкольников


В современном мире взаимодействие человека с природой является актуальной проблемой. Загрязнение окружающей среды грозит уничтожением всего живого на земле. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка и нужно как можно раньше ребёнку открыть книгу природы. «Никакой сказ не заменит показ»,- так гласит народная поговорка.

Вот почему желательно постоянно искать встречи с природой. Для этого очень важно, чтобы была развивающая среда, в которой должен находиться ребёнок с раннего возраста. В этой среде он должен наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встают следующие задачи:

1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:

Знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д.) ;

Предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;

Формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:

Знакомить с представителями живой и неживой природы;

Рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;

Способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

Знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;

Способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

Создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

Экологическое воспитание в детском саду осуществляется через весь педагогический процесс – в совместной деятельности, в режимные моменты и безусловно во время проведения непосредственной образовательной деятельности. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленные и возделанные участки, которые дают возможность постоянного непосредственного общения с природой; организуются систематические наблюдения за природными явлениями и объектами, дети приобщаются к регулярному труду.

Галиева Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ №3 «Солнышко» п.г.т. Актюбинский.

Оптимальным этапом в развитии экологической культуры личности является дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок начинает соотносить себя в окружающей среде, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности. Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактическая игра экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры по экологии, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

В педагогике существует несколько видов дидактических игр.

Предметные игры по экологии — это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами.

В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Вершки – корешки.

Цель: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни — корешки и плоды — вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки.

Материал: два обруча, игрушки овощей.

Ход игры. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у которых используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Настольно-печатные игры разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению. Например:

«Собери букет».

Цель: развивать зрительное восприятие и внимание; совершенствовать навыки соотнесения и различения цветов; формировать умение называть цвета.

Материал: картинки вазы и цветов разные по цвету.

Ход игры: На столе лежат разноцветные вазы и цветы. Ребенок должен в каждую вазу поставить букет такого же цвета, что ваза.

«Чей домик?»

Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания, развивать мелкую моторику.

Материал: Карточки с изображением диких и домашних животных и карточки с изображением жилищ этих животных.

Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, соединив пазл.

«Кто самый быстрый»

Цель: Закреплять названия растений, птиц, активизировать речь.

Материал: большие и маленькие карточки с изображением растений.

Ход игры: Большие карточки раздаются детям. Маленькие карточки перемешиваются. После этого ведущий берет верхнюю карточку показывает детям. Играющие называют растение, которое нарисовано на карточке и разыскивают у себя на картинках это растение. Тот, кто нашел, говорит: «Мне нужна эта карточка». Ведущий отдает карточку тому, кто нашел на своей карте соответствующую картинку. Играющий накрывает ей картинку на своей карте. Выигрывает, тот у кого на большой карточке не остается закрытых растений.

«Собери картинку»

Цель: Развивать произвольное внимание у детей, мелкую моторику, наглядно-образное и логическое мышление, память, воображение, учить воспринимать и осмысливать целостный образ картинки.

Материал: Разрезанные картинки животных.

Ход игры: Перед ребенком разложены в беспорядке детали картинки. Перед ним рамка, в которую нужно собрать распавшуюся картинку.

«Домик для птички»

Цель: закреплять знания детей о птицах, закреплять геометрические формы и их названия, развивать память, мышление, мелкую моторику.

Материал: карточки с кармашками, где изображены птицы в геометрической фигуре, картонные – круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Ход игры: вместе с ребенком рассмотреть геометрические фигуры, закрепляя их названия. Дать ребенку карточки с кармашками, где изображены птицы в геометрической фигуре. Попросить назвать названия птиц. После этого предложить разложить по кармашкам все геометрические фигуры, так что бы они совпали с нарисованными на карточке геометрическими фигурами (наитии домики для птичек).

Словесные игры экологического содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Они проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.
Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т.д.

«Найди, о чем расскажу»

Цель: учить находить предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Угадывание растения по описанию признаков.
Правило. Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя.

Материал: Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.

Ход игры : Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок.

Подвижные игры экологического характера тоже имеют дидактическую направленность, они связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Дети, подражая действиям, имитируют звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

«Найди цветок для бабочки»

Цель: воспитывать у детей внимание; упражнять детей в умении различать и называть основные цвета; продолжать формировать у детей интерес к игре с цветом; развивать у детей сенсорные навыки; продолжать знакомить детей с

понятиями «один», «много».

Материал: бумажные бабочки и цветы разных цветов.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям помочь бабочкам найти свои цветы. Дети должны на каждый цветок посадить по одной бабочке. Если бабочка, например, красного цвета, то ее нужно посадить на цветок красного цвета. Когда все бабочки найдут свои места спросить у детей: «Чего больше цветов или бабочек?»

При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе.

На первом этапе нужно проигрывать игру вместе с детьми. По ходу игры сообщать одно правило и тут же его реализовать его.

На втором этапе выключаться из активного участия в игре, руководить со стороны, направляя игру.

На третьем этапе дети играют самостоятельно.

Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях:

  • подготовка к проведению дидактической игры,
  • её проведение
  • подведение итогов

ВЫВОДЫ:

Игры детей являются необходимым условием экологического воспитания. Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У дошкольников развивается интерес к игровой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.

Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности. Вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

Дидактические игры — наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Таким образом, роль дидактической игры в обучающем процессе дошкольного образовательного учреждения определяется тем, что игра позволяет ребенку получить собственный опыт.

В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия с ребенком. Таким образом, использование дидактических игр, способствуют умственному развитию детей.

Корнаухова Татьяна Анатольевна,
воспитатель МДОУ ЦРР-ДС
№ 53 "Ёлочка", г. Тамбов

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природополь­зования.

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреж­дении можно с момента прихода детей в ясельную или пер­вую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечива­ющим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными пред­метами. Они эмоционально реагируют на добрый, нетороп­ливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внима­ние легко сосредоточить любой новизной: неожиданным дей­ствием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в тече­ние продолжительного времени - им необходимы постоян­ная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый дол­жен понимать, что слова - это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и дей­ствия с ними - только в этом случае маленькие дети начи­нают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологи­ческого воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:

  • мягкое, доброжелательное общение, понимание состоя­ния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отры­вом от семьи;
  • медленная выразительная речь, многократные повторе­ния одного и того же;
  • подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
  • частое переключение внимания детей с одного предме­та на другой, с одного вида деятельности на другой;
  • использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;
  • осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
  • частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове) .

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, по этому воспитатель, прежде всего сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте двух - трех лет дети должны научиться различать и правиль­но называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сен­сорные свойства - форму, цвет, величину, степень твердос­ти или мягкости, характер поверхности, а также познать ви­димые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной дея­тельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания деть­ми специфики живого объекта, его принципиального отли­чия от предмета (неживого объекта) , формирования элемен­тарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке - зерна и вода, березе на уча­стке - вода, а воробьям зимой - крошки хлеба. Ознаком­ление с объектами природы, их частями, основными свой­ствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях - это и есть формиро­вание первоначальных экологических представлений, кото­рые являются основой правильного отношения к живым су­ществам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного ви­дения объектов природы и возможности действовать с ни­ми. Правильное отношение к живым существам, которое в соответствии с программой «Юный эколог» является конеч­ным результатом, показателем экологической воспитаннос­ти, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и ак­тивном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятель­ность должна быть окрашена положительными эмоциями ма­лышей, активным восприятием всего того, что говорит и де­лает воспитатель.

Важное место в технологии занимает игра - несложна сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им. Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.

Успех в экологическом воспитании 3-4-летних малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними - тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами
би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды) , знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.

Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам.

Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

  • разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами) . Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;
  • ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;
  • участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;
  • проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
  • совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
  • рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
  • проведение экологических занятий один раз в две недели;
  • проведение экологических досугов.

Консультация - беседа для воспитателей. Экосистема как элемент экологического воспитания дошкольников в ДОУ и в семье

Слово «экология» образовано из двух греческих слов: «oicos», что означает дом, жилище, и «logos»- наука и дословно переводится как наука о доме, местообитании. Впервые этот термин использовал немецкий зоолог Эрнест Геккель в 1886 году, определив экологию как область знаний, изучающую экономику природы, - исследование общих взаимоотношений животных, как с живой, так и с неживой природой, включающей все как дружественные, так и недружественные отношения, с которыми животные и растения прямо или косвенно входят в контакт..
Такое понимание экологии стало общепризнанным и сегодня классическая экология – это наука об изучении взаимоотношений живых организмов с окружающей их средой. Живое существо настолько многообразно, что его изучают на разных уровнях организации и под разным углом зрения.
Проблема человека, его отношения к природе, к другому человеку и самому себе во все времена являлась актуальной. Это объединяет философов мира разных поколений (Демокрит, Платон, Аристотель, И. Кант, В.С. Соловьев и др.).
Значение природы как воспитательного фактора раскрывали в своих трудах и педагоги – классики Я.А.Каменский, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский. Они подчеркивали возможность гармоничного развития личности дошкольника в условиях максимального приближения к природе..
В настоящее время исследования экологических проблем осуществляется в различных научных отраслях. Взаимодействие экологического, эстетического и нравственного воспитания в целостном учебно – воспитательном процессе рассматривают С.Н. Глазачев, И.Д.Зверев, Б.Т. Лихачев, Т.С. Комарова и др.
Особое внимание при этом необходимо уделять детям дошкольного возраста, так как именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования осознанного эмоционально – положительного отношения к окружающему миру. Дошкольный возраст период, по признанию педагогов и психологов – это важный этап в развитии психики ребенка, в котором закладываются основы для формирования новых психических образований. .
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера..
Экологические знания - это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают дошкольнику осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам. Человеку так же нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.
Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально – действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей – то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы. .
Немаловажную роль в экологическом воспитании играет знакомство дошкольников с экологической системой нашей планеты.
Многие ученые дают свое понятие экосистемам, но все эти понятия сводятся к тому, что экосистема – это совокупность живых организмов и неорганических компонентов, среды которых поддерживается устойчивый биологический круговорот, чем больше разнообразие экосистем, тем она устойчивее..
Экологические системы по таксономическим рангам подразделяются на: макросистемы (мировой океан, суша, материк, атмосферный воздух) и мезоэкосистемы (прибрежная зона океана глубиной до 200 метров).
Материки по рельефу, климату и растительности делятся на ландшафтно – климатические зоны: тундра, лесная, лесостепная, пустынная и т.д. .
Привычные всем экосистемы – это поле, луг, лес, болото, озеро, река, степь.
Одна из важных особенностей экосистем – способность самовосстанавливаться и развиваться. Они находятся в устойчивом равновесии с условиями внешней среды. Устойчивость экосистемы – это способность её к воспроизводству и процветанию видов. Поскольку экосистемы находятся в этом равновесии, глубокие изменения во внешней среде должны вызвать со стороны экосистемы ответную реакцию, направленную либо на ликвидацию этих изменений, либо на перестройку самой экосистемы..
В старшем дошкольном возрасте можно познакомить, например, с экологической системой, определяя отдельные темы: «Леса», «Воды» и т.п. Дети знакомятся с лесом, как с экосистемой, познают некоторые связи её обитателей, получают представление о значении леса в жизни человека: лес – это источник стройматериалов, сырья для изготовления бумаги; место отдыха и укрепления здоровья, получения эстетических впечатлений. Лес преподносит человеку свои дары (грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы), и поэтому человек должен знать, любить его, заботиться о нем..
В зимние месяцы и в мае можно рассказать дошкольникам о воде, где дети уточняют представление об её свойствах, значении в жизни всех живых существ, следовательно, получают знания о водных экосистемах.
Озера – естественные пресноводные водоемы, образовались геологически сравнительно недавно – за последние несколько десятков тысяч лет, и лишь возраст некоторых из них исчисляется миллионами лет, например, Байкал. Наличие у большинства озер профундальной зоны сказывается на температурном режиме водной толщи, на её «перемешивании» и распределении кислорода в ней. Эти процессы сезонны, как и стратификация озера по температурному режиму..
Предметом внимания дошкольников можно сделать тему сохранения здоровья, его поддерживания путем создания благоприятных условий жизни в детском саду и семье, здоровым образом жизни. Знакомство с экосистемой – одна из сторон экологического воспитания в целом. Оно обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность, дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы, развиваются разные формы речи..
Любая экосистема – это очень сложное образование, глубинное познание которого доступно лишь специалистам. Вниманию детей дошкольного возраста можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления. Взрослый может показать связь двух, трех, четырех звеньев в биогеоценозе, т.е. в экосистеме. Наблюдения на прогулках в лесу, возле озера Байкала, затем наглядное моделирование и обсуждение позволяют старшим дошкольникам понять идею «общего дома» - сообщества растений и животных, проживающих совместно на одной территории, в одних и тех же условиях и взаимосвязанных друг с другом..
Экологическое воспитание должно нести не только научные знания об окружающем мире, но и быть обязательно эстетически окрашено. Это способствует формированию у детей дошкольного возраста художественно – эстетического восприятия окружающего мира..
Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ и в семье может осуществляться в различных формах: экологических занятий, наблюдений за природными явлениями, в процессе ухода за растениями, праздников и др. Процесс эколого – эстетического воспитания направленного на познание свойств предметов и явлений действительности путем эстетического восприятия, образных представлений и воображения. В процессе дидактических экологических игр у детей развиваются свойства и качества личности (умение воспринимать и ценить прекрасное вокруг, умение обладать и оперировать знаниями об окружающем в повседневной жизни, а так же понимать значимость окружающего мира и уметь внимательно и бережно относиться к окружающим людям, растениям и животным и т.д.).
Литература.
1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно – экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997г., с. 212.
2. Балоценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей// Ребенок в детском саду.2002г., №5., с.80-82.
3. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников// Дошкольное воспитание.1998г., №7., с.45 - 49.
4. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию// Дошкольное воспитание.2012г., №7., с. 10 - 12.
5. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников/ Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. СПб.: детство – пресс, 2003г., с.319.
6. Петров В.В. Экологическое право России. – М.: Издательство БЕК. 1995г., с.231.

Татьяна Семина
Консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты - универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

Экологические проекты – универсальная форма

экологического воспитания дошкольни ков

I. Теоретическая часть

II. Практическая часть

I. Экологическое образование – важный элемент общего образования современного человека. Началом экологического воспитания является работа с детьми в дошкольном учреждении . В условиях пребывания ребенка в детском саду удобно организовывать процесс познания и исследования различных форм природы .

Цель экологического воспитания для дошкольников - оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его проявлениях, установка на сбережение природных богатств.

В ходе организации процесса экологического воспитания педагогами решаются как минимум 2 основных

задачи :

1. Формирование основ общей экологической культуры ребенка .

2. Создание базы знаний об окружающем мире, развитие которой продолжится в начальной школе.

Экологические проекты - одна из наиболее перспективных и актуальных форм работы современного педагога с детьми!

Экологический проект : во-первых, обязательно предполагает проведение исследования, во-вторых, требует активного вовлечения всех участников в его процесс.

При подготовке и реализации проекта экологической направленности необходимо принимать во внимание следующие условия : возраст детей, уровень их подготовленность к планируемой деятельности и общий план воспитательной работы дошкольного учреждения .

По продолжительности экологические проекты разделяются на :

Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.

Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.

Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один учебный год.

Более длительные проекты для детей дошкольного возраста планировать нецелесообразно!

С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты , которые решают задачу, доступную для их уровня понимания (1-3 недели) .

Наиболее эффективно работают проектные исследования с воспитанниками старших или смешанных групп.

Основные методы реализации экологического проекта в детском саду :

Наблюдение

Эксперимент

Способы обобщение и оформление результатов исследований :

Тематические рисунки.

Составление рассказов.

Подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике.

Составление мини-книжки.

Составление фото-отчета (с помощью родителей) .

Три этапа реализации экологического проекта :

1 этап - Подготовительный. В ходе подготовки проекта определяется его тема, оценивается доступность исследования этой темы, определяется так называемый полигон – территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта , выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования. Одновременно проводится разъяснительная и организаторская работа с воспитателями , родителями и самими детьми.

2 этап - Исследовательский. Процесс исследования производится согласно разработанному плану. В плане расписывается последовательность исследовательских событий и обсуждение их результатов на занятиях в группах. Все совершающиеся мероприятия проекта должны отражаться наглядно : в рисунках, поделках, чтении и обсуждении тематических рассказов, составлении рассказов и размещении их в стенгазете или иной форме .

3 этап - Завершающий. Весь комплекс действий завершается анализом результатов. Результаты в различных формах представляются на итоговом мероприятии, например, Празднике Лета, или Дне птиц.

II. Практическая часть.

Педагогам предлагается разделиться на группы по возрастам. 1) воспитатели младших групп ; 2) средних групп; 3) старших; 4) подготовительных групп. Каждая группа должна выполнить задание по следующему плану : придумать название проекта , определить сроки реализации, тип проекта , методы и формы работы по его реализации и форму презентации проекта . За тем, каждая группа представляет краткое описание своего экологического проекта с последующим совместным обсуждением.

Необходимо отметить, что в основе успеха всех проектов – хорошая подготовка педагогического состава детского сада!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди