25.06.2019

Консультация для родителей: «Патриотическое воспитание в ДОУ». Консультация для родителей. Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи


Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Россия — родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресование детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины — ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Галимова В.С.

Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни начинается в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу.

В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи.

Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколении семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.

Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.

Игра в «семью» — самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную».

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

Галимова В.С.

Цели и задачи: дать детям представление о защитниках отечества, закрепить и пополнить знания о Российской Армии, развивать познавательные интересы детей, воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов.

Материал: иллюстрации, картинки для игры, спортивные атрибуты

Ход занятия:

Воспитатель : Дети, сегодня 23 февраля – День защитника Отечества, день, который празднует вся наша армия, это праздник всех защитников нашего Отечества, защитников мира, свободы и счастья.

Воспитатель: Ребята, а кто такие защитники Отечества?

Дети : Офицеры, солдаты и командиры нашей армии, которые стоят на службе и днем и ночью, защищая нашу Родину.

Воспитатель:

Надо сильным быть, чтоб не устать.

Смелым, чтоб не испугаться,

И умелым нужно стать,

Чтоб с врагом с оружием сражаться!

Каждое утро солдат делает зарядку. Ну-ка, в отряды стройся! А теперь, как в армии, ребятки, начинаем физзарядку.

1.И.п. Руки вперед, вверх, в сторону, опускаем.(4раза)

2.И.п. Руки на пояс, наклонились, достаем до пяточек и встаем.(4р.)

3.И.п. Руки на пояс поставили, присели, встали (4р.)

Ребенок :

Мы ребята ловкие и смелые,

Каждый день зарядку делаем.

Воспитатель :

Со всеми заданиями

Солдат должен справляться,

Быстро и ловко

В свою форму одеваться!

Игра: кто быстрее наденет рубашку, тельняшку и фуражку.

(по одному человеку от команды)

Воспитатель :

А еще важно для солдата дружить

И солдатской дружбой дорожить.

Кто, ребята, о дружбе пословицы знает?

ПОСЛОВИЦЫ

Дети : 1. Нет друга – так ищи,

А нашел – так береги!

2. Старый друг лучше новых двух.

3. Доброе братство милее богатства.

4. Дружбу водить – так себя не щадить.

5. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Воспитатель .

А ну-ка, ребятки,

Теперь отгадайте загадку.

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет,

Что такое?…

Дети. Самолет!

Воспитатель .

Ну-ка, летчики-пилоты,

Садитесь в самолеты.

Эстафета «Мёртвая петля»

(бег змейкой через ориентиры, возвращаются назад руки в стороны, как на самолёте)

Воспитатель .

А вот, ребятки, другая загадка:

Он границу охраняет,

Все умеет он и знает.

Во всех делах солдат отличник

И зовется …

Дети . Пограничник.

Полоса препятствий.

(пролезть под дугой, пролезть в большое кольцо прокатить мяч между предметами следующему участнику).

Воспитатель: Ребята, во время военной операции были ранены солдаты, но у нас есть надёжные медицинские работники, которые смогут им помочь перебинтовать раны.

«Помоги раненому»

Воспитатель . В мирные игры играет детвора, и вот еще для вас интересная игра: «Кто кого перетянет» .Молодцы, ребята, все так дружно все играли.

Воспитатель . Поиграем в игру «Что кому нужно»

Детям раздаются карточки с изображением предметов, и показывает, задавая при этом вопрос:

Кому нужен самолет? Ребенок, у которого карточка с изображением летчика, поднимает руку и отвечает:

Самолет нужен летчику.

За правильный ответ воспитатель поощряет фишкой. Кто больше всех наберет фишек, считается победителем.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб весной ручьи звенели,

Чтобы солнце землю грело,

Чтоб березка зеленела!

Чтоб у всех мечты сбывались,

Чтобы все вокруг смеялись,

Чтобы детям снились сны,

Чтобы не было войны!

Воспитатель : Ребята, что нового вы узнали про Российскую Армию? Армия наша всем родная. Нас она в обиду не даст. Но, а сейчас мы с вами приготовим для своих пап рисунки.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Патриотическое воспитание дошкольников»

«Только тот, кто любит, ценит и

уважает накопленное и сохранённое

предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

С.Михалков

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».

Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное.

«Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.

При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика.

В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.

Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.

Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.

Консультация для родителей

К.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны .
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством - трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки - эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации - у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день - это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. - во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - все это очень важно для становления личности ребенка , для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна из граней патриотизма - отношение к трудящемуся человеку . Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека - труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.
Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз.
Одна из любимых книг детей - книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.
Любить Родину - это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.

Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться , на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

Составитель:
Ермилова Марина Константиновна,
воспитатель

Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных детей.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Побеседуйте с ребенком о вашей семье; дайте характеристику каждого члена семьи в отдельности, покажите заботливое уважительное отношение между всеми членами семьи. Рассмотрите семейные фотографии; вместе с ребенком составьте «Герб семьи», «Генеалогическое дерево». С самых ранних лет необходимо научить малыша уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. Ведь семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено соборного воспитания.

Знакомьте ребенка с «малой родиной» - близлежащей улицей, микрорайоном, родным городом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, символами. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему игру «Кто больше заметит интересного?», «Что нового появилось на нашей улице?», «Как горожане украшают свой район к празднику?». Помогите ребенку увидеть то, что в воспитательном отношении наиболее важно: труд людей, преобразование облика города, района. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось на прогулке.

В выходные дни организуйте с детьми целевые прогулки, экскурсии к памятным местам, мемориалам, Доске почета в честь героев Великой Отечественной войны, Отечественной войны 1812 года; обязательно посмотрите военный парад и праздничный салют. Ребенка к предстоящей экскурсии следует соответственно подготовить, продумать, что и как рассказать о том или ином объекте, напомнить и своим примером показать, что мальчикам необходимо снимать головные уборы у обелисков; дать возможность возложить к памятникам цветы.

Необходимо показать детям хранящиеся дома ордена, медали, фотографии военных лет. Ребенок должен гордиться тем, что в их семье близкий ему человек был участником Великой исторической битвы, благодаря которой страна отстояла свою независимость, дала ему, маленькому гражданину, право на счастливое детство. В День Победы желательно пойти с ребенком на площадь, где встречаются ветераны, понаблюдать за встречей. Обратить внимание на радостные лица ветеранов, их светлые слезы, послушать, как они вспоминают дни войны. Подарите кому-нибудь из ветеранов цветы, поговорите с ним, дайте возможность и ребенку задать вопрос. Хорошо, если ребенок в семье услышит песни военных лет.

Приобщайте ребенка к истокам русской народной культуры. Знакомьте с художественной литературой по фольклору – сказками, былинами, преданиями; посетите выставки народного декоративно-прикладного искусства. Вместе с ребенком попробуйте смастерить куклу или оберег, расписать матрешку. Изготовление подобных поделок воспитывает терпение, сообразительность, развивает творческое мышление, умение видеть возможности творческого преобразования предметов. Это превосходная школа как патриотического, так и эстетического воспитания.

Заботьтесь о духовно-нравственном воспитании малыша; посетите православный храм, побеседуйте о православии, об истоках русской святости. Рассмотрите подборку иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, русских икон; почитайте ребенку детскую Библию. Дайте первоначальные знания о важных православных праздниках: Рождество, Масленица, Пасха, Троица.

Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу стране, людям приносит ваш труд. Если это возможно, покажите конкретные результаты труда. Расскажите, что вам нравится в вашей работе, каких нравственных качеств она требует: ответственности, внимания, умения контактировать с другими людьми и др.; что было бы, если бы вы работали плохо.

Внимательно относитесь к вопросам детей, показывайте и объясняйте события и факты, поощряйте любознательность, развивайте способность наблюдать и анализировать явления. Читайте малышам хорошие умные книги, посещайте библиотеки, выставки, музеи, участвуйте в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах. Будьте сами активны и неравнодушны! И результаты не заставят себя долго ждать.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

С.Михалков

Литература:

2. Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.

3. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с.

4. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.

Консультация для родителей:

«Патриотическое воспитание в ДОУ».

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста?

«Все начинается с детства»

Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством - трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ.

Загадки, пословицы, поговорки - эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации - у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной.

Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день - это и есть его Родина. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень маленький жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и доверию к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. - во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.

Поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством. Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.

Является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин.. Одна из граней патриотизма - отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига.

Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно. При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека - труженика.

Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз. Одна из любимых книг детей - книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма. Любить Родину - это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: «Патриотическое воспитание в ДОУ».»

Консультация для родителей:

«Патриотическое воспитание».

К.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства». Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста?

Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства» - как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы. С младенчества ребенок слышит родную речь.

Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ.

«Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».

Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной.

Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень маленький жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и доверию к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством. Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин.. Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига.

Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно. При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика.

В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины . Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз. Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма. Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.

Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам.

Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого.

Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди