14.10.2019

Консультация для родителей Тема Народная игрушка и ее роль в развитии дошкольника. Консультация для родителей на тему « Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с дымковской игрушкой» Рекомендации родителям по теме недели народная иг


Шилова Светлана Анатольевна
Воспитатель Д/С №25 "Лесная сказка" п.г.т. Мирный р.м.Красноярский Самарской области.

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа.
Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.
Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное - просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями.
Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.
Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.
А во что же играли деревенские девочки? Конечно же, в тряпичных кукол.
Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.
Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и вепсские куклы, изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину. Это и "крупенички" - куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая.
Такие куклы делались и для женщин, которые хотели, чтобы у них поскорее появились дети.
Сюда же можно отнести и рождественского ангела-куклу, изготовленную из ткани, простую, но, в то же время, необычную. Такими куклами украшали елку в Рождество.
Были и куклы-"пеленашки".Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу.
Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка.
Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его.
Также были куклы - "московки"(кукла с привязанными к поясу 6 детками - как символ материнской любви и нежности), "столбушки"(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-"костромушки"(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).
Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.
Дымковская игрушка.
Это очень древний промысел. В старину праздновали "Свистопляску" - праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки.
Свистульке приписывали магические свойства. Считалось, что, посвистев, человек может снять с себя порчу и даже выздороветь, а все плохое от него перейдет к врагу, который пожелал недоброе и наслал болезнь. Такие игрушки традиционно хранили у окна.
В селе целые семейства изготавливали самые разнообразные игрушки из глины. Это барыни, фантастические животные и птицы, петушки-свистульки. Промысел сохранился и до наших дней. Конечно, способы изготовления игрушек немного изменились, но все равно до сих пор мастера изготавливают такую игрушку не заводским способом, а вручную.
Вручную же расписывают кукол, так что каждая кукла уникальна и неповторима.
Пластика этих игрушек проста, а роспись ее красочна и оригинальна. Такая игрушка пронизана теплом человеческих рук, близка детям своей простотой и тонким юмористическим стилем изображения персонажа. Именно этим дымковская игрушка и привлекает современных детей. Они с удовольствием слушают рассказы мастеров о способах ее изготовления и росписи.
Богородская игрушка.
Село Богородское стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты, слабая прокрашенность деталей; некоторые из них, по старой традиции, делают подвижными.
Вспомните, наверняка вы встречали такую игрушку! Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки - это шутейные, юмористические, динамичные забавы.
Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение, изучая природу механики, заложенную в основу богородской игрушки. К тому же дерево - теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка.
Видимо, игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

Шилова Светлана Анатольевна
Воспитатель Д/С №25 «Лесная сказка» п. г.т. Мирный р. м.Красноярский Самарской области.

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа.
Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или «потешка», как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или «шаркуны». Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.
Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное — просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями.
Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес — и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь — как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.
Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.
А во что же играли деревенские девочки? Конечно же, в тряпичных кукол.
Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.
Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и вепсские куклы, изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину. Это и «крупенички» — куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая.
Такие куклы делались и для женщин, которые хотели, чтобы у них поскорее появились дети.
Сюда же можно отнести и рождественского ангела-куклу, изготовленную из ткани, простую, но, в то же время, необычную. Такими куклами украшали елку в Рождество.
Были и куклы-«пеленашки».Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу.
Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка.
Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его.
Также были куклы — «московки»(кукла с привязанными к поясу 6 детками — как символ материнской любви и нежности), «столбушки»(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-«костромушки»(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).
Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.
Дымковская игрушка.
Это очень древний промысел. В старину праздновали «Свистопляску» — праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки.
Свистульке приписывали магические свойства. Считалось, что, посвистев, человек может снять с себя порчу и даже выздороветь, а все плохое от него перейдет к врагу, который пожелал недоброе и наслал болезнь. Такие игрушки традиционно хранили у окна.
В селе целые семейства изготавливали самые разнообразные игрушки из глины. Это барыни, фантастические животные и птицы, петушки-свистульки. Промысел сохранился и до наших дней. Конечно, способы изготовления игрушек немного изменились, но все равно до сих пор мастера изготавливают такую игрушку не заводским способом, а вручную.
Вручную же расписывают кукол, так что каждая кукла уникальна и неповторима.
Пластика этих игрушек проста, а роспись ее красочна и оригинальна. Такая игрушка пронизана теплом человеческих рук, близка детям своей простотой и тонким юмористическим стилем изображения персонажа. Именно этим дымковская игрушка и привлекает современных детей. Они с удовольствием слушают рассказы мастеров о способах ее изготовления и росписи.
Богородская игрушка.
Село Богородское стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты, слабая прокрашенность деталей; некоторые из них, по старой традиции, делают подвижными.
Вспомните, наверняка вы встречали такую игрушку! Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки — это шутейные, юмористические, динамичные забавы.
Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение, изучая природу механики, заложенную в основу богородской игрушки. К тому же дерево — теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка.
Видимо, игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая — она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

Скачать полный текст конспекта

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Подгоренский детский сад №1».

Консультация

для родителей

Тема: « Приобщение детей к русской

народной культуре через знакомство с

дымковской игрушкой».

Воспитатель: Ковалёва В.Н.

п.г.т. Подгоренский 2016год

Получить в детстве возможность приобщения к народной культуре – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, любить уважать и ценить культуру народа, труд мастеров.

Приобщение детей к культуре родного народа – это ежедневная работа во всех ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, который сможет видеть и чувствовать прекрасное, любить свою Родину.

Родителям необходимо учить детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством воображения.

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства.

Начиная приобщать детей нужно обратиться к народному промыслу. Начать нужно с дымковской игрушки , так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка .

Дымковская игрушка - это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.

Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками.

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества!

Для этого воспользуйтесь нашими советами:

Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.

Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

Детям нужно рассказать, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки – горошины, прямая и волнистая линия и так далее.

Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.

Особое внимание стоит уделить обучению детей вертикальному движению кисти.

Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки-горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего родного народа.

Ознакомление с декоративным народно-прикладным творчеством оказывает большое влияние на детей: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.

Помните, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Памятка для родителей

Уважаемые родители, помните:

1. Никогда не критикуйте работы ребенка, чтобы он не отказался от занятий рисования.

2. Старайтесь ничего не дорисовывать в детских рисунках, этим Вы даете понять, что он сам не может хорошо нарисовать.

3. Поощряйте.

4. Объясняйте, что главное – это не рисунок, а его фантазия.

5. Рисуйте вместе с ребенком.

Консультация для родителей и педагогов:

«Народная игрушка в жизни ребенка»

Уважаемые родители и педагоги, давайте вспомним наше детство. Что происходит сразу? Конечно, тёплые мамины руки, и любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т. д. - у каждого своё). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает общечеловеческой ценностью, так как представляет собой уникальное творение, созданное людьми. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и весёлого одновременно. В преддверии веселых и долгожданных народных праздников, например таких как Масленица, мы предлагаем вам и вашим деткам окунутся в увлекательный мир народного наследия и творчества.

Почему ребенку важно знать народную игрушку?

Народное творчество заключает в себе очень важное воспитательное значение. Оно аккумулирует культуру народа, начиная с ее истоков и перенося многовековое наследие сквозь вереницу поколений, поддерживая, таким образом неразрывную связь между старшими и младшими представителями нации. Отбирает лучшее, что накоплено в национальном опыте. Отражает мировоззрение людей, менталитет нации, ее фундаментальные ценности и традиции. Именно в народном творчестве следует искать духовные начала и семейные основы, многовековые знания и верования. Народное творчество показывает этапы становления нации, ее эволюцию.

Поэтому изучать историю своей страны и своего народа необходимо в тесной связи с сокровищницей народного искусства. Подлинно патриотические чувства человека всегда уходят своими корнями в истоки национальной культуры. Кроме того, народное творчество приоткрывает перед человеком, его изучающим, разнообразие уголков Родины: от крупных ремесленных центров до крошечных сел, славящихся мастерами и их уникальными изделиями, в которых отражен неповторимый облик народа. Широкие познавательные возможности, заключенные в народной культуре, способны расширять кругозор детей и взрослых. И наконец, видя перед собой лучшие образцы декоративно-прикладного искусства, возникает невольное желание подражать выдающимся мастерам, создавая подобные работы своими руками; стремление овладеть ремеслом и заниматься им как хобби или профессиональной деятельностью .

Изучение декоративно-прикладного творчества своего народа очень важно начинать в дошкольном детстве, когда ребенок как бы пропитывается духовной жизнью разных поколений, впитывает в сознание культурный опыт предшественников.

Из истории русской народной игрушки.

Из диалога мамы и сына. «Что же такое народная игрушка?» — спросила одна мама у своего сына. «Думаю, что это игрушка, в которую играл и играет мой народ», – не без гордости ответил ребенок.

Народная игрушка – особый вид русского народного творчества, сокровищница народной культуры.

Народное творчество любят и понимают все, потому что в нем живет душа народа. Речь идет, прежде всего, о народных ремеслах, которыми славятся городки и селения нашей необъятной страны и которые формируют национальный колорит России. Среди изделий декоративно-прикладного искусства, созданных поколениями российских мастеров из разных регионов, можно отметить разного рода игрушки из природных материалов (дерева, глины, соломы и пр.), посуду, ковры, кружева, чеканку, вышивку, ковку и т. д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая захватывает и детей и взрослых, увлекая их в мир человеческой фантазии и выдающегося тонкого мастерства.

Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям лаконичное содержание. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из местных природных материалов.

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на нее как на продукт народного творчества. Например, когда мы видим среди прочих сувениров, находящихся на стеллаже в гостиной или на полке в детской комнате, занимательных медведей-кузнецов или расписную свистульку, не сразу можем сказать, что та или иная поделка есть изделие народного промысла. Хотя нас привлекает особый дизайн игрушки, ее яркие цвета и чисто русское содержание.

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, которая сначала несла в себе ритуальную, обрядовую функцию, постепенно становясь декоративным элементом. Для каждой народности, для жителей определенного региона России испокон веков существовали уникальные традиции изготовления народной игрушки. С течением времени техника создания игрушки изменялась, сама игрушка приобретала более совершенные форму и цветовое сочетание элементов росписи, сочетая в себе богатую культуру нашего народа, национальные особенности и своеобразие уголков России.

История народной игрушки подтверждает, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, которая имеет свои традиции и техники исполнения.

Материалы для изготовления игрушки были разнообразны. Это и глина, и дерево, а начиная с первой половины 19 века — папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна.

Иными словами, игрушки изготавливали из всего, что давала человеку природа. Как было малышу, нашему далекому предку, не любить такую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, радовало детский глаз, окружало ребенка, было связано с бытом и трудовой деятельностью его родителей, Сама природа вдохновляла человека на создание творений декоративно-прикладного характера.

Чтобы достичь слияния в игрушке глубокого внутреннего содержания и выразительного образа необходимо длительное время и усилия многих людей, поэтому народная игрушка была плодом коллективного творчества нескольких поколений народных мастеров. На протяжении долгого времени совершенствовался пластический и колористический облик игрушки, присущий конкретной местности. Разные мастера вдыхали в него свою жизнь, вносили оригинальные приемы лепки, цветового оформления, характера игрушки; оставляли след своей, несравнимой ни с какой другой фантазии; оттачивали собственную технику и передавали ее ученикам. Так формировались целые династии мастеров, изготавливающих народную игрушку, живущую благодаря их художественному чутью и умению. Постепенно «отсекалось» все лишнее, ненужное, усложняющее выразительный облик, мешающее воспринимать игрушку как единое целое. Игрушка принимала идеальную форму, с которой живет по сей день.

Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла – закрутка»

Мастер класс рассчитан на детей подготовительной группы детского сада, воспитателей, родителей.

Мастер-класс для детей возможен после предварительного формирования трудовых навыков: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

Назначение: игровая кукла для ребенка; оберег; подарок своими руками; украшение любимого уголка в комнате.

Цель: Извлечение красоты из обычных, казалось бы бросовых обрезков, лоскутков кромок материи.

1. Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество.

2. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла.

3. Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

4. Заинтересовать родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия.

Материалы:

2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;

Один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

Прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

Белые нитки;

Вата для объема;

Тесьма для пояса.

Перед началом создания куклы, кратко ознакомьте ребенка с историей возникновения куклы, расскажите о ней, можно показать несколько иллюстраций с ее изображением.

Поговорка: «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает».

«О народной кукле сейчас Вам расскажу,

А если Вам понравиться,- как сделать покажу»;

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

«Моя куколка грустит: не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей, кукле будет веселей!»

Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы.

Народные тряпичные куклы-закрутки.

Технология изготовления народной тряпичной куклы-закрутки:



Материалы. Берем один квадрат белой ткани

подгибаем края внутрь, как показано на фото. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.


В середину кладем вату, чтобы наша Выполняем тугое закручивание.

куколка не была слишком худенькая

Получилась скрутка - рулик. Это На уровне шеи и пояса

«тулово» нашей куколки. перевязываем скрутку ниткой.


Берем второй квадрат белой ткани, в центр Завязываем ниткой на уровне шеи.

размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы

голова получилась более круглой.


Расправляем ткань. Постараемся убрать Формируем руки: определяем их длину,

лишние складки с лица куклы. лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь

Края рукава убираем в середину.

Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки

подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань

равномерно. Основа нашей куклы готова. А вот наряд – это ваша фантазия и творчество!


Сарафан. Берем две узкие цветные ткани и Квадрат цветной ткани сворачиваем

располагаем их крестообразно через плечи пополам, располагая нитку внутри.

на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.

Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, Повязываем куколке косыночку,

равномерно распределяя вокруг, и завязываем. Завязываем пояс и куколка готова.

Материал подготовила: воспитатель

Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям лаконичное содержание. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из местных природных материалов.

Среди изделий декоративно-прикладного искусства, созданных поколениями российских мастеров из разных регионов, можно отметить разного рода игрушки из природных материалов (дерева, глины, соломы и пр.), Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая захватывает и детей и взрослых, увлекая их в мир человеческой фантазии и выдающегося тонкого мастерства.

Для каждой народности, для жителей определенного региона России испокон веков существовали уникальные традиции изготовления народной игрушки. С течением времени техника создания игрушки изменялась, сама игрушка приобретала более совершенные форму и цветовое сочетание элементов росписи, сочетая в себе богатую культуру нашего народа, национальные особенности и своеобразие уголков России.

По народной игрушке зачастую можно узнать местность, которая славится ее изготовлением. Там, где добротная, уникальная по своим свойствам глина, мастера создают глиняные игрушки; в регионах, богатых древесными породами, обязательно находятся искусные резчики по дереву, которые создают удивительные деревянные фигурки.

Материалы для изготовления игрушки были разнообразны. Это и глина, и дерево, а начиная с первой половины 19 века — папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна.

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. В Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Именно здесь зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859—1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой русского мецената С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Получившаяся кукла представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой . Она явилась символом материнства и плодородия, так как кукла с многочисленным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры, в частности материнскую сущность русской женщины.

Таким же «городом мастеров» стало поволжское село Городец Нижегородской губернии . Здесь делали все – от кораблей до глиняных свистулек. Из тех промыслов, что «дожили» до сегодняшнего дня, стоит упомянуть следующие: городецкие расписные панно; игрушку-«топорщину» с прялочными сценками; городецких детских расписных коней-качалок и детскую мебель. Там же рядом существовала федосеевская «топорщина» с каталками и тележками; знаменитая жбанниковская игрушка, по росписи похожая на «золотую» Хохлому, которая тоже была родом из городецкого района. А еще там жили мастер саночники, дужники, сундучники, балалаечники, вышивальщицы, гончары, ложкари, бондари.

Другим центром игрушек, образовавшимся позже, в начале 18 века, была деревня Богородская , ставшая крупным промыслом деревянной игрушки.

Народная игрушка в жизни ребенка .

В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а также тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается человек (и в особенности ребенок) в повседневной жизни.

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или «потешка» (по наименованию предков). Для забавы ему вручали погремушки или «шаркуны». Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди.

Кроме забавы, эти игрушки были оберегами, выполняя защитную функцию и оберегая детей от воздействия злых духов или людей, от разного рода жизненных неприятностей. Они направляли к ребенку ангела-хранителя, который помогал ему в трудную минуту, отводил напасть. Погремушка или мяч, являющиеся символами небесного свода и мира, способствовали единению малыша с миром добра. Однако в народных игрушках славян не принято было изображать злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести детям зло.

Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его, выполняя функцию «развивающего помощника» . Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающую действительность. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке.

Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес — и малыш двигался вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой.

Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь, выступающий символом солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, исполняя волю хозяина. Таким образом, дитя впервые ощущало свою силу, ответственность, уверенность, желание быть смелым другом для своей любимой игрушки.

Наши предки были дальновидны и находчивы. Интуитивно осознавая природу ребенка и его психологию, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к новому этапу его жизни.

Разновидности русской народной игрушки

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка названа так по наименованию слободы Дымково, расположенной возле города Кирова.

Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами, уточки-свистульки, поросята, медведи и много других игрушек.



Промысел зародился в далеком прошлом. На гулянье, «Свистопляску», люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Свистульке приписывали магические свойства. Считалось, что, посвистев, человек может снять с себя порчу и даже выздороветь, а все плохое от него перейдет к врагу, который пожелал недоброе и наслал болезнь. Такие игрушки традиционно хранили у окна.

Мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.

Сейчас народные умельцы работают в мастерских, по-прежнему изготавливая и расписывая игрушку вручную, отчего она обладает неповторимыми формами и колоритом.

Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и его роспись. Способы лепки очень простые. Эскизов мастерицы не делают. Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. — лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами.

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе.

Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том, где и как их делают.

Филимоновская игрушка

Известным народным промыслом славится деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.

Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных — коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Забавны игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в характерных костюмах. Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

Все филимоновские игрушки-свистульки лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Расписывают анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп: 1) люди — солдаты, барыни 2) животные — олени, коровы, петухи и наседки 3) многофигурные композиции — любота, чаепитие, тройка. Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными.

Богородская игрушка


Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки (курочки, клюющие зернышки; медведи, бьющие по наковальне и др.).

Все богородские игрушки – шутейные, юмористические, подвижные забавы.

Вот уже более 300 лет в селе Богородское живут резчики по дереву. Работают тут семьями. Сейчас в деревне около сотни резчиков.

Игрушки режут из липы. Перед тем как пойти на изготовление игрушки, дерево должно сохнуть два года. Отходы липы — щепа тоже идет на игрушки, но более мелкие, а также на подставки к ним. Богородские игрушки чаще бывают некрашеные и редко расписные.

Богородская резьба и сейчас занимает значительное место в декоративном искусстве. Прекрасно используя художественную выразительность фактуры и цвета дерева, мастера умело сочетают в игрушке гладкую обработку поверхности с неглубокими порезками и выемками, которыми они передают различные детали. Для богородских игрушек характерны сюжетные, групповые композиции, жанровые сцены, мастера часто используют сказочные и исторические темы.

Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными. Достигается это различными способами. Одни игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется пружинка, она и приводит фигурку в действие. Другие игрушки выполняют на планках-разводах («Стадо», «Конница», «Солдаты»). Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок.

Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение, изучая природу механики, заложенную в основу богородской игрушки. К тому же дерево — теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка.

Городецкая деревянная игрушка


Городецкая игрушка – это особенное явление в русской культуре. Город Городец Нижегородской области поистине уникален, его еще называют Малым Китежем.

В 19 веке в деревнях вокруг Городца (Нижегородская область) мастера, занимавшиеся изготовлением прялок, делали и расписную деревянную игрушку.

Поначалу даже не Городец, а окружающие его деревни и села славились игрушечным товаром. Но впоследствии именно в Городце этот промысел закрепился и развился до большого искусства со значительным товарооборотом. Именно здесь окончательно стилистически оформилась оригинальная городецкая роспись, сформировались основные типы городецкой игрушки, которую мастерили почти в каждом населенном пункте городецкого куста.

Городецкая роспись возникла на базе старинного промысла, объединявшего жителей нижегородских деревень, расположенных на реке Узоле. Изготовляемые изделия мастера украшали скобчатой резьбой и инкрустацией. Роспись появилась здесь в 60-х годах XIX в. и положила начало новому Городецкому стилю — росписи яркими красками. Наивысшего расцвета промысел достигает в 80-х годах XIX в. Узольские народные мастера вырабатывали подставки для прядильного гребня и игрушки с росписью красным, желтым, зеленым и черным цветами и сюжетами из крестьянского, купеческого и городского быта, изображением сказочных птиц и коней. Нарядные изделия мастеров села Курце- во, деревни Косково и другие распространились по всей стране. Искусство городецкой росписи пользовалось большим успехом в XIX — начале XX в.

Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород. Техника изготовления изделий — токарная и столярная обработки. Роспись выполняют масляными красками по текстуре древесины и по цветному фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака.

Характерная особенность Городецкого промысла — исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом, синем, красном; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. Типичными сюжетами для городецких изделий. как и в старину, остаются изображения коней, птиц, цветов купавки, сцен из народной жизни.

Среди разнообразия городецких игрушек конь, в его самых разных композиционно-образных вариантах, занимает одно из ведущих положений. Вплоть до XX века лошади играли как в хозяйственном, так и в военном деле особую роль. Не случайно игрушечный конь был у детей и в крестьянской и в княжеской семье.

Интересна и расписная звуковая или музыкальная игрушка Городца: птички-свистульки, свистульки-матрешки, дудочки и сопелки, погремушки, трещотки, балалайки и колокольчики доставляют малышам радость не только производимыми с их помощью звуками и шумами, но и яркостью красок затейливого городецкого узора. Шарообразные погремушки наполняли горохом, маленькими камушками, пуговками – и звук получался разный. Играя на дудочках и свистульках, малыши развивали дыхательную систему, а погремушки и различные ударные инструменты, как уже говорилось, способствовали развитию чувства ритма, музыкального слуха.

Тряпичная кукла

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Своим рождением каждая кукла обязана трудовой деятельности человека, органично связанной с природой (возделыванием земли, ловлей рыбы, охотой и т.д.).

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба — женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага.

Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.

Славяне изготавливали кукол из подручных материалов – золы, соломы, глины, лоскутов тряпок. Считалось, что игрушка, сделанная из льна, отводит от малыша все болезни, поэтому они считались еще и оберегами. Изготавливали и так называемых десятиручек – символов благополучия и счастья, крупеничек – символ достатка. Крупеничку наполняли зерном, а потом его первым и сеяли – считалось, что тогда и урожай будет хорошим, и семья будет жить в достатке. У каждой крупы было свое значение: рис считался праздничным зерном, гречиха – символом богатства, перловка – сытости, овес – силы.

Другие распространенные куклы – стригушки, создавались на скорую руку из пучка стриженной травы, чтобы ребенку не было скучно, когда мама работает в поле. Лоскутные куклы тоже служили для игры, девочки постарше самостоятельно шили для них наряды, раскрашивали, заплетали волосы.

Деревенские девочки играли в тряпичных кукол. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у куклы не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

На необъятных просторах русской земли создавались куклы на разные случаи жизни. Это и вепсские куклы (традиционные обрядовые), изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину (женское плодородие и зрелость). Это и «крупенички» — куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая.

Были и куклы-«пеленашки».Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка. Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его.

Также были куклы — «московки»(кукла с привязанными к поясу 6 детками — как символ материнской любви и нежности), «столбушки»(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-«костромушки»(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа.

Видимо игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди