29.05.2019

Консультация для воспитателей оздоровление детей летом. Консультация для воспитателей «Физическое воспитание дошкольников в летний оздоровительный период»


Подготовила учитель-логопед Пергунова М.Ю.

Впереди лето - пора отпусков, детского отдыха. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться».

Если ребенок лето проводит, посещая дошкольное учреждение, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо предупредить родителей о необходимости автоматизации поставленных звуков, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи - это задача, которую педагоги и родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с детьми. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором - пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Важно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

Для развития слухового внимания полезно вслушиваться в звуки окружающего нас мира. Это шум ветра, дождя, грома, града, шагов, шелест листьев деревьев, гудение машин, голоса птиц и людей.

Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.

В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Летом перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Растения», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Летние работы в саду» и др.

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные летом необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других.

Даже если названия цветов, кустарников, овощей сложные для ребёнка, всё равно, чаще называйте их вслух. На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.

Обязательно играйте! Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как:

- «Четвёртый лишний»;

- «Чего не стало?»;

- «Что поменялось местами?»;

- «Что изменилось?»;

- «Подбери пару»;

- «Кому что подходит?»;

- «Назови ласково»;

- «Преврати в огромное»;

- «Подбери пять признаков»;

- «Угадай, о чём я говорю» и т.д.

Играем в речевые игры, совершенствуя грамматический строй речи:

- «Скажи наоборот» (большой - маленький);

- «Посчитаем» (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб);

- «Действие» (что делает?);

- «Признаки» (какой, какая, какое, какие?) - рассматривание картин или окружающего;

- «Птицы и животные (дикие и домашние) и их детеныши»: мама - лошадь, папа - конь, детеныш - жеребенок;

- «Один - много» (цветок - цветы, дождь - дожди);

- «Назови ласково» (птица - птичка, дерево - деревце);

- «Кто где спрятался» (употребление предлогов: в, на, над, под, между, около, из, с, из-за, из-под);

- «Словообразование» (например, стол из стекла - какой? - стеклянный).

Играем, развивая фонематические процессы:

- «Повтори за мной» (слоговые дорожки - па - ба - па, та-да-та и т.д.);

- «Где спрятался звук» (какой захотите) - в начале? В середине? В конце?

- «Назови первый (последний) звук в слове»;

- «Ищем звук [Л]» в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ;

- «Какой первый звук? Гласный или согласный?»;

- «Какой ты слышишь звук ТВЕРДЫЙ или МЯГКИЙ?» (В слове МИСКА, какой слышится звук [М] твердый или мягкий?);

-«Какой звук ты слышишь: ЗВОНКИЙ или ГЛУХОЙ?».

Артикуляционная гимнастика для мышц щек, губ, и языка - ежедневная игровая тренировка даже летом. Для большинства детей крепкие артикуляционные мышцы - залог красивого звукопроизношения.

Закрепление звуков в речи - это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

Закрепляем звуки в играх - подбирайте слова, фразы и стихи со звуком, который автоматизируется:

- «Цап-царап» - твоя ладонь в моей руке. Повторяй за мной слова, как только услышишь кодовое слово - быстро убирай свою руку. Если успеешь - ты выиграл;

- «Шаг вперед» - делай шаг вперед только тогда, когда верно повторишь за мной;

- «Барабанщик» - повторяй за мной слоги и отстукивай ритм;

- «Язык» - повторяй за мной, как только услышишь слово «язык» - высовывай язычок и ты победил;

- «Произнеси столько раз, сколько цветов на кусте»;

- «Наоборот» - повторяй за мной. Когда я хлопну, ты топни и наоборот;

- «Наоборот 2» - я бросаю тебе мяч и говорю пару слогов/слов, ты бросаешь мне мяч и произносишь слоги/слова наоборот. Например: ТА-ДА - ДА-ТА;

- «Ставим в вазу» - повторяй только то, что можно поставить в вазу;

- «Зеркало» - встань напротив меня и повторяй за мной слоги/слова/фразы и движения зеркально (хлопки, поднимание рук);

- «Я знаю пять слов…» Отбивай мяч об пол и называй 5 слов чем-то объединённых (со звуком «л», овощи, из трех слогов и др.);

- «Если это бывает летом» (в лесу, на море, синего цвета, летает и др.), то хлопни. Слова повторяй;

- «Отбери конфетку» - педагог кладет на стол правую руку, в которой зажата конфета и дает указание ребенку: «Ты произноси слог/слово и ударяй кулаком по столу (легонько). Внимательно смотри на руку, она разожмет кулак, а ты должен быстро схватить конфетку». Можно меняться местами;

- «Мода» - повторяй только то, что можно надеть;

- «Представь что ты…» (кошка - шипи, синичка - свисти, тигр - рычи и т.п.);

- «Съедобное-несъедобное» - играем как обычно. Только все слова повторять;

- «Что у меня в кармане» - повторяй только то, что может поместиться в кармане;

- «Зевака» - педагог читает фразы, а ребенок повторяет, как только услышит кодовое слово, должен поднять палец вверх и ничего не говорить;

- «Почини строчки» - педагог перепутывает слова в словосочетании, а ребенок должен исправить. Например: Посолили папин костюм - выгладили суп;

- «Что бывает, а чего нет» - не повторяй всякие небылицы.

Развиваем речевое дыхание:

Упражнения «Кораблик». Кораблики могут быть самодельными.

Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой;

- «Игрушки». Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха;

- «Султанчик», «Сдуй ватку», «Забей гол». Эти упражнения могут выполняться с высунутым и сложенным в трубочку языком, чтобы воздух проходил посередине язычка. Дыхание остается прежним: вдыхаем через нос - выдох делаем через рот, не поднимая плеч;

- «Чайник закипел», «Шторм в стакане». В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения. В стакан с водой налейте 150 граммов воды и вставьте в воду трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох - вода бурлит. Не забываем - плечи не поднимать!

Давно доказано, что развитие речи и руки взаимосвязаны . Уделите внимание мелкой ручной моторике. Предлагайте ребенку раскраски, обводки, штриховки (следите, чтобы карандаш лежал в руке правильно), вырезайте фигуры и картинки, играйте в песочнице, развивайте тактильное восприятие. Придумайте увлекательную игру с бельевыми прищепками. Прищепка может превратиться и в динозавра, и в поезд, во все, что захотите.

Обязательно помните, что контролировать правильность речи ребенка нужно, но очень важно делать это корректно, учитывая эмоциональное состояние ребенка. Излишняя настойчивость или неоправданная требовательность со стороны взрослого может вызвать речевой негативизм, нежелание исправлять речевые затруднения. Помните, что похвала для ребенка важнее тысячи замечаний.

Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели за учебный год.

«Организация активного отдыха в летний период»

В летний период в детском саду особое место отводится физкультурно-оздоровительной работе. Это обусловлено, прежде всего, тем, что летом уменьшается количество занятий в помещении, режим дня насыщается активной двигательной деятельностью, проводимой на открытом воздухе, появляется возможность более эффективно использовать в системе физического воспитания оздоровительную силу природы. Кроме, того, следует отметить, что в настоящее время в силу ряда причин, в том числе экономического характера, многие родители не могут организовать детям полноценный летний отдых, в связи, с чем эта проблема должна решаться с активным участием дошкольных учреждений.

Мероприятия активного отдыха (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья) в дошкольных учреждениях должны проводится еженедельно. Активная и многообразная двигательная деятельность детей длительное пребывание на открытом воздухе способствует укреплению здоровья, повышению функциональных и адаптационных возможностей организма, совершенствованию двигательных умений и навыков, развитию двигательных и психических особенностей, функционированию положительных эмоциональных состояний, воспитанию потребности в реализации двигательных возможностей.

На лето оставляется план оздоровительной компании. Затем приступают к планированию отдельных мероприятий - разработке сценариев физкультурных досугов, дней здоровья, содержание которых строится на основе программно- методических требований, предъявляемых к физическому, гигиеническому, нравственному, эстетическому воспитанию детей и зависит от времени года, условий проведения, а также от возраста и уровня подготовленности детей.

В содержание физических досугов, продолжительность которых, в зависимости от возраста детей, составляет от 20 до 50 минут, рекомендует включать в себя упражнения, освоенные детьми на физических занятиях, в которых можно состязаться в ловкости, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности (в том числе подвижные игры, эстафеты, аттракционы).

Физкультурные праздники являются своеобразной формой демонстрации движений детей в различных видах физических упражнений и проявление двигательных и психологических качеств. На праздниках используются не только разнообразные двигательные задания, но и танцы, песни, стихи, загадки и т.п. продолжительность праздника составляет от 60 до 90 мин., поэтому при планировании следует предусматривать такое чередование материал, которое позволяет обеспечить оптимальную физическую и эмоциональную нагрузку исходя из подготовленности детей. Рекомендуется заранее продумать формы поощрения детей, при этом наиболее целесообразными в воспитательном отношении считаются коллективные награды.

День здоровья характеризуется тем, что отменяются все занятия, режим дня насыщается активной двигательной и творческой деятельностью. Целесообразно организовать и провести несложные спортивные соревнования, туристические походы, прогулки за пределы детского сада, физкультурный праздник или досуг. Нередко в этот день детям в театрализованной форме сообщаются те или иные гигиенические знания, в форме игры закрепляются гигиенические навыки. Деятельность дошкольников не ограничивается участием в различных физкультурно - оздоровительных мероприятиях: имеют место различные формы трудовой (коллективная уборка территории детского сада, работа по уходу за растениями на участке и др.), а также творческой (конкурсы танцоров, художников, певцов, музыкантов, чтецов и др) деятельности.

При организации физкультурного досуга или праздника, для повышения эмоционального фона рекомендуется красочное оформление мест их проведения (спортивного зала или площадки) в соответствии с содержанием мероприятий активного отдыха, а также использование музыкального сопровождения и соблюдение определенных ритуалов (например, торжественных церемоний открытия и закрытия с выносом вымпелов соревнующихся команд, парада и представления участников, приветствия команд и зрителей, показательных выступлений юных спортсменов и т.п.).

Подготовка к участию в мероприятиях активного отдыха проводится в процессе всей работы с детьми и заключается в разучивании упражнений, подвижных игр, эстафет на физкультурных занятиях и их закреплении во время прогулок и утренней гимнастики. Однако некоторые игры, эстафеты и аттракционы, а также несложные по структуре упражнения могут применяться без предварительного ознакомления с ними, как сюрпризный момент.

Консультация для воспитателей по теме:

«Использование здоровьесберегающих технологий в летний оздоровительный период»

Воспитатель по физической культуре МКДОУ детский сад 51 «Золотой орешек» - Селиванова О.И.

Лето – это самое благодатное время года. На улице тепло и есть возможность гулять, играть столько, сколько пожелаешь. Разумеется, для ребенка это счастливое время активности и движения. Простор и свежий воздух необходимы для здоровья и гармоничного развития ребенка.

В летний оздоровительный период основное внимание должно быть отведено физкультурно-оздоровительной работе, в которую вовлекаются все воспитанники детского сада.

Утренняя гимнастика и прием детей летом, проводится на участке, так как именно в теплое время года значительно улучшаются условия для развития движений детей. Кроме этого физкультурные занятия также проводятся на свежем воздухе, на спортивной площадке. Спортивная площадка должна быть оборудована необходимыми пособиями для развития основных движений: яма с песком для прыжков в длину; гимнастическое бревно; полоса препятствий; сенсорная дорожка. Что позволяет детям охотно пользоваться ими как на занятиях, так и в самостоятельной двигательной деятельности с целью закрепления навыков в основных видах движений и развития ловкости.

Чтобы общеразвивающая физическая подготовка носила системный характер, можно разработать план, ориентируясь по дням недели:

– понедельник – различные виды метания, прыжки, ползание, лазание, упражнения на равновесие;

– вторник – занятие на развитие двигательных физических качеств;

– среда – игры с мячами, «Школа мяча», элементы спортивных игр;

– четверг – летние забавы (игры со скалками, игра в «классики»);

– пятница – различные развлечения.

Этот план корректируeтся, учитывая двигательный опыт детей, их интересы, материальную базу; включают спортивные упражнения на велосипедах, самокатах, народные игры и др.

Оснащение участков выносным нетрадиционным спортивным оборудованием и спортивным инвентарем увеличивает интерес детей к самостоятельной двигательной деятельности.

Спортивные упражнения: упражнения в метании, бросании и ловле мяча, способствуют подготовке детей к спортивным играм (баскетбол, волейбол). Имея на территории детского сада футбольное поле, площадку для волейбола и баскетбола в летний период можно обучать детей этим спортивным играм. Конечным результатом чего может стать проведение матчей по футболу.

Хорошо, если на участке детского сада оборудованы специальные дорожки для езды на велосипедах и самокатах и имеется необходимое оборудование. Детям можно предлагать задания с постепенным усложнением: езда по прямой, по кругу, друг за другом, по извилистой дорожке, по дорожке с различным грунтом и т.д. Значительный интерес у них вызывают игры-забавы: «Не задень», «Змейка», »Восьмерка», «Заезд парами медленным ходом», эстафеты и велопробеги.

Особое место в физкультурно-оздоровительной работе должно быть отведено таким формам активного отдыха, как физкультурные праздники и досуги. Такие мероприятия всегда наполнены веселыми занимательными упражнениями, встречей с любимыми героями, неожиданными сюрпризами. Пребывание на свежем воздухе, игры с водой, разнообразная двигательная деятельность способствует укреплению здоровья, закаливанию организма, обогащению двигательного опыта детей, что позволяет повысить интерес детей к движениям. При организации летних праздников необходимо знакомить детей с русскими народными праздниками с особенностями их проведения. Ну и конечно без внимания не должны остаться и родители, которые могут принять активное участие в «Веселых стартах» и «Летних олимпийских играх»

Игры-забав ы – это по существу физические упражнения в игровой форме с музыкальным сопровождением или без.

Предлагаем перечень некоторых летних игр-забав:

Игры с мячом (эстафеты с мячом, свободные игры с мячом, «козёл», элементы игрового баскетбола, волейбол).

Соревнования – поединки (эстафеты разного вида, захваты крепости, выталкивание из круга).

Игры с вертушкой (игры забавы).

Игры на асфальте (классики, пятнашки).

Игры с песком и водой (с колокольчиками, с бумажным змеем, с мыльными пузырями.).

Игры с музыкальным сопровождением (хороводы, пение, танцы.).

усские народные игры (палочка выручалочка, лапта, ловушки, бабки, жмурки и т.д.).

Метание стрелки (попади в кольцо, метание дисков, набрасывание колец, кто дальше, летающие тарелки и др.).

«Школа мяча» (игра с малым мячом, футбол у стены, целься вернее и т.д.).

10.Занятная верёвочка (прыгалки-скакалки, неуловимый шнур, прыжки со шнуром и т.д.).

11.Прыжки (прыгалка-резинка, попрыгунчики, чехарда, прыжки в длину с разбега, с высоты, из обруча в обруч и т.д.).

12.Игры и упражнения на равновесие (упрямый козлик, ходьба по скамейке, бревну, ножная качалка, кто дольше простоит на одной ноге.).

13.Спортивные упражнения (катание на велосипеде, на самокате, купание, плавание.).

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ

В летний период в течение дня необходимо использовать сбалансированное чередование всех видов детской деятельности, среди которой преобладающей выступает игра. В теплое время года может быть проведено множество подвижных игр и различных вариантов. Особенно детям интересны игры с более длительным бегом, с бегом наперегонки, с элементами соревнований, игры-эстафеты.

Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире

В.А. Сухомлинский

Во время прогулки на участке ДОУ воспитатель может организовать различные подвижные игры. Подвижную игру воспитатель проводит со всей группой детей и повторить ее можно 3-5 раз. При организации известных игр, воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила. При разучивании новой подвижной игры необходимо четкое объяснение ее содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточнить то, что недостаточно хорошо запомнили дети. В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности. К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать свое поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности.

В течение месяца может быть разучено 3-4 новые игры, в том числе несколько народных. Значительная роль в организации воспитательно-образовательного процесса отводится народной культуре. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. Познание дошкольниками этнических особенностей через ведущую деятельность – игру – позволяет надеяться, что молодое поколение будет знать свои корни, а не вырастет «Иванами, родства не помнящими».

ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО СПОРТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ДОУ

Для занятий физической культурой и личного самосовершенствования дошкольников необходимо специальное спортивное оборудование, но оно, как правило, стоит дорого и не каждому доступно. Поэтому возникает необходимость использовать для спортивно - оздоровительных занятий оборудование, изготовленное самостоятельно из подручных средств. Материалами для его изготовления служат старые резиновые мячи различных размеров, пластиковые бутылки, разноцветные пробки. Изготовление подобного оборудования вполне под силу каждому. Предлагаем несколько подвижных игр, которые можно организовать с его помощью в спортивном уголке группы, на физкультурном занятии, во время прогулки в летний оздоровительный период.

Игры с использованием спортивного инвентаря, изготовленного из мячей.

Подвижная игра «Весёлые мячики»

Цели: развивать внимание, память детей, координацию движений; формировать интерес к занятиям физкультурой.

Для игры используются разрезанные пополам резиновые мячики средней величины.

1 .Дети идут по гимнастической скамейке, перешагивая через разложенные на ней полусферы.

2. Дети с закрытыми глазами перешагивают через полусферы, лежащие на полу.

3. Педагог раскладывает на полу полусферы, которых в 1,5-2 раза больше, чем детей. Под одну из полусфер спрятан «сюрприз». Каждому ребёнку поочерёдно даётся попытка отыскать спрятанный «клад», при этом ему необходимо помнить, какие полусферы уже открывались до него.

4. Для метания можно подвесить их на дерево. Вариант «Баскетбол».

Подвижная игра «Мячи»

Цель: развивать ловкость, интуицию, координацию движений.

В прорезь резинового мяча вставляют и закрепляют один конец верёвки (подобие ёлочного шара), другой надевают петлей на карабин и прикрепляют к рукоходу. Количество мячей произвольное.

1 . Дети сначала бегут змейкой под рукоходом с подвешенными неподвижными мячами, а затем - под раскачивающимися, стараясь не дотронуться до них.

2. Дети идут по гимнастической скамейке, стоящей над рукоходом. Необходимо пройти так, чтобы не задеть подвешенные раскачивающиеся мячи.

3. Дети стараются попасть подвешенными мячами в установленный перед ними предмет.

Игры с использованием инвентаря, изготовленного из пластиковых бутылок

Подвижная игра «Цветик - семицветик»

Цель: развить глазомер и меткость.

Оборудование: восемь стаканчиков, вырезанных из пластиковых бутылок, скреплены в форме цветка канцелярскими скрепками (один стаканчик в центре, семь – вокруг него), восемь теннисных шариков или пластмассовых футляров от «киндер - сюрпризов».

Дети бросают шарики в цель (цветик – семицветик) и набирают баллы: попадая в центр цветка - 5 баллов, в лепестки - 2 балла. Также можно мишени придать форму треугольника, квадрата, линии и т.д.

Подвижная игра «Бутылочный канат»

Цель : развивать ловкость, координацию движений, выносливость

Оборудование: канат, сделанный из 15 бутылок, надетых на верёвку длиной 5 метров.

1. Дети прыгают через лежащий на полу канат.

2. Участники игры перепрыгивают через раскачивающийся канат, как через скакалку.

Возможно, выполнение этого упражнения одновременно несколькими детьми.

3. Дети перебрасывают мяч через подвешенный канат (как через сетку). Они участвуют в игре парами или командами.

4. Канат используется в весёлой эстафете. Играющие пролезают под канатом или перепрыгивают через него (в зависимости от высоты расположения).

5. Дети идут в колонне, держа рукой канат, и выполняют задания: ходьба змейкой, приседания и т.д. Канат используется в качестве связки.

Бутылки можно использовать, как кегли (утяжелить, насыпав в них песок, пшено, мелкие камни, фасоль). Использовать их в метании, как цель и игр в эстафеты.

Подвижная игра « Воронки»

Цель: развивать ловкость, глазомер, координацию движений, наблюдательность.

Оборудование: воронки - верхушки, отрезанные от пластиковых бутылок (по количеству детей).

1. В ходе эстафеты дети перекладывают теннисный шарик из воронки в воронку, стоя в шеренге.

2. В ходе беговой эстафеты каждый ребёнок в обозначенном месте ставит свою воронку на другую (строим башню).

3. В парах дети перекидывают друг другу из воронки в воронку теннисные шарики или футляры от «киндер - сюрприза»

4. «Самый ловкий». К воронкам прикрепить шнуры, на концах которых футляр от «киндер - сюрприза». Постараться поймать воронкой «киндер-сюрприз».

Игры с разноцветными крышками от пластиковых бутылок

Игра «Сухой аквариум»

Цель: Снять напряжение, усталость, расслабить мышцы спины, плечевого пояса. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику рук.

Вариант 1.

Купание рук - кисти, руки по локоть шуршание крышками.

Вариант 2.

Выполнить задания:

какого цвета крышки?

крышек какого цвета больше?

разложи крышки по цвету.

кто быстрее соберет в тазик крышки того или иного цвета?

Вариант 3.

«Чьи бусы длиннее», «Паровозик с вагончиками», «Дорожки», «Мостики», «Змейки».

Вариант 4.

Строим пирамиды, башни.

Вариант 5.

«Изучаем временные промежутки».

Утро - желтая крышка,

День - красная,

Вечер - синяя

Ночь - черная

«Неделя» - семь дней - семь разных цветов крышек.

Игра «Найди свой домик»

Детям раздаются разноцветные крышки от бутылок, а на полу также крышки разного цвета.

Дети по сигналу должны найти аналогичного цвета крышку (свой домик) и подбежать к ней.

Игра «Найди пару»

Раздаются разного цвета крышки. Дети бегают, а по сигналу находят себе пару по цвету крышки.

Мягкие квадраты из поролона 20х20 см.

Цель: формирование правильной осанки, развитие ловкости, глазомера.

1.Кто быстрее дойдет, не уронив квадрат с головы.

2.«Кенгуру» - прыжки с зажатым квадратом между колен.

3.«Метко в цель» - подвесить на веревку или дерево.

4.Эстафеты с разными заданиями:

Прыжки на одной ноге через квадраты;

На двух ногах;

Правым и левым боком;

Змейкой между ними;

Бегом перешагивая через квадраты.

Массажеры

сделаны из капсул от «киндер-сюрпризов» и крышек от бутылок, нанизанные

поочередно на леску, а по бокам крепления-ручки - колпачки от фломастеров

(используются для массажа ног, рук, спины, шеи, груди и для ОРУ).

Игрушки от «киндер - сюрпризов» используются для профилактики плоскостопия (собираем игрушки пальчиками ног)

Пушинки на веревочке (пушинки можно сделать из синтепона)

Цель: Развитие органов дыхания.

Игра «Сосчитай»

Круги из фанеры или крышки из под майонезных ведер с цифровыми обозначениями раскладываются по кругу. Дети бегают по кругу и слушают задания- 1+2=. Они должны сосчитать и подбежать к кружку с цифрой 3.

Теннисные ракетки (вырезанные из фанеры)

Цель: Служат для координации движения.

Игры:

1.Кто больше набьет теннисный мячик и не уронит

2.Для обучения элементам игры в теннис. Для этого используются подвесные шары на веревочке. Выполняются удары справа, слева.

3.Для метания в цель, подвешиваются на разной высоте и крепятся жестко или на веревке.

Обще развивающие упражнения.

Для выполнения ОРУ также можно использовать предметы, изготовленные из бросового материала:

Бутылки-погремушки послужат гантелями;

Вееры из картонных цветных обложек альбомов для рисования;

Ведерки из под майонеза, украшенные мишурой или цветной пленкой;

Самодельные эспандеры, сделанные из широкой резинки и маленьких кусочков обруча используются в ОРУ, для развития мышц рук и ног.

Основную часть времени дети проводят на свежем воздухе. Воспитатели групп могут организовывать индивидуальную работу по ФИЗО. С детьми можно прорабатывать основные движения: метание, лазание, подлезание, прыжки, упражнения на профилактику плоскостопия и коррекцию осанки и др. Все оздоровительные мероприятия должны быть организованы с учетом состояния здоровья воспитанников и их индивидуальных особенностей.

Одним из важных элементов в режиме дня является самостоятельная двигательная деятельность детей, которая в основном реализуется во вторую половину дня. Для обеспечения достаточной двигательной активности детей следует более широко использовать оборудование спортивных площадок, физкультурные пособия на участках групп, велосипеды, самокаты, роликовые коньки и др.; иметь пособия, которые выносятся на площадку в зависимости от содержания деятельности детей; в распоряжении их должны быть предоставлены игрушки-двигатели, такие игры, как серсо, кегли, кольцеброс, бильбоке, городки, мячи, скакалки, обручи и т.д.

Следует учитывать, что при самостоятельной двигательной деятельности дети в значительной степени сами регулируют свою физическую нагрузку, сменяя более интенсивные движения менее интенсивными и делая паузы. Однако воспитатель должен внимательно следить за состоянием детей, осуществляя индивидуальное руководство их деятельностью. Некоторым детям он предлагает отдохнуть, предупреждая чрезмерное их перегревание, усталость; малоподвижных побуждает к движениям. Детям с низким уровнем физической подготовленности воспитатель помогает в освоении более сложных движений, вселяет в них уверенность в своих делах, радуется успехам каждого ребенка, если надо, помогает в трудный для него момент.

Закаливание

Естественные силы природы (солнце, воздух, вола) являются важным средством укрепления здоровья, а также повышения работоспособности: вода очищает кожу от загрязнения; солнечные лучи убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина D и охраняют человека от заболеваний; воздух под тенью деревьев, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом.

Использование естественных сил природы в сочетании с физическими упражнениями наиболее благоприятно для детского организма.

Солнце, воздух, вода используются и как самостоятельные средства закаливания организма человека. Они вырабатывают приспособляемость организма к повышенной и пониженной температуре воздуха, воды, к резким и быстрым изменениям метеорологических факторов. Для разностороннего закаливания следует применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.

Закаливание имеет и другое значение: оно способствует воспитанию волевых качеств (смелости, выдержки и др.).

Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.

Эффективным средством закаливания является хождение босиком в летнее время по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения с 2–3 минут до 10–12 минут и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, – 20–22 Сº.

Затем детей приучали ходить босиком и в помещении: так, перед дневным сном разрешали босиком дойти до кроватки по ковровой дорожке. С детьми 5–7 лет проводим утреннюю гимнастику и физкультурные занятия в носках, а потом и без них. Оздоровляющее воздействие воздуха используем при организации дневного сна и прогулок.

Воздух - самый доступный закаливающий фактор.

Правильный воздушный режим в помещении должен соблюдаться путем регулярных проветриваний. Наиболее эффективно сквозное проветривание, которое проводится в отсутствии детей. В присутствии детей рекомендуется аэрация помещений за счет одностороннего открытия окон. При солнечной погоде, несильном ветре и температуре наружного воздуха выше 18° С следует держать постоянно открытыми все окна; при температуре наружного воздуха ниже 18 °С или наличии сильного ветра - один оконный проем; при температуре наружного воздуха ниже 16 °С и дождливой погоде - должны быть постоянно открытыми все фрамуги.

Температура воздуха в помещении должна быть для детей старшего дошкольного возраста 18 - 21° и 19 - 22° для младших дошкольников, что обеспечивает состояние теплового комфорта. При этих температурах в помещении одежда детей должна состоять из двух слоев в области туловища (хлопчатобумажное белье и легкое хлопчатобумажное платье), носков и босоножек на ногах. При температуре воздуха в помещении ниже 18 °С для старших и ниже 19 °С для младших - одежда детей утепляется за счет замены легкой хлопчатобумажной одежды на более теплую, байковую или полушерстяную и носков на гольфы. При дальнейшем понижении температуры воздуха в помещении до 15 - 16 °С дополнительно одевается трикотажная шерстяная кофта и вместо гольф - колготы. При температуре воздуха в помещении выше 21 - 22 °С одежда детей облегчается до трусов и маек.

Одежда во время прогулки должна изменяться в зависимости от погодных условий (см. таблицу 1 - 2), а также времени дня, вида деятельности и индивидуальных особенностей детей. Первые две - три недели (период адаптации) в загородных условиях дети должны одеваться теплее. По мере привыкания к этим условиям для закрепления и поддержания эффекта от специальных закаливающих процедур одежда должна облегчаться.

Большую радость детям доставляет процедура закаливания солнцем, которая осуществляется на прогулке в летнее время. Воспитатели начинают процесс закаливания со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца (5–6 минут), а затем вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, т.е. детей раздевают до трусов и майки, а затем оставляют в одних трусах. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 минут, постепенно его доводят до 10 минут. В течение дня общая продолжительность солнечных ванн может достигать 40 -50 минут.

Инновационный проект

«Новое нестандартное оборудование

как средство повышения физической активности»

Актуальность темы

Суровые климатические условия Севера (короткий световой день, недостаточное кислородное обеспечение организма, негативное воздействие низких температур, частая резкая изменчивость метеофакторов, разница температур в течение суток может достигать 15 и более градусов), предъявляют высокие требования к функциональному состоянию организма, отрицательно сказываются на нервно-психическом и физическом развитии дошкольников, а также затрудняют выполнение детьми их социальных функций.

Новое нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации оздоровительной работы. Поэтому, оно, никогда не бывает лишним.

Специалисты и воспитатели ДОУ вкладывают много сил, педагогических умений, творческой фантазии, чтобы сделать эффективной оздоровительную работу.

Идея проекта

Главное отличие использования нестандартного оборудования от других форм физических упражнений в том, что игры и упражнения проводятся в непринужденной форме, широко учитываются интересы детей, обеспечивается разнообразие видов деятельности. У дошкольников повышается стремление к выполнению физических движений при использовании нестандартного оборудования, а ребенок может самостоятельно применить оборудование в групповой комнате, ведь красочное и оригинальное оборудование способствует повышению эмоционального тонуса.

Участники

Дети 5-7 лет (старшая и подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ОНР), воспитатели, инструктор по ФИЗО, родители воспитанников.

Цель данного проекта

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях Крайнего севера, их физическая подготовленность, привитие навыков здорового образа жизни с использованием нестандартного оборудования.

Задачи

- повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;

- активизировать их двигательную деятельность посредством использования; нестандартного оборудования;

- развивать творческие способности;

- использовать потенциал семьи в вопросах физического развития дошкольников.

Теоретические положения проекта

Использование нестандартного оборудования формирует такие ценные морально – волевые качества, как самостоятельность, сообразительность, ловкость. У ребенка складывается характер, повышается интерес к физкультурно - образовательной деятельности. Использование специальных упражнений с нестандартным оборудованием развивает у детей ориентировку в пространстве, привлекает детей к оценке действий, самооценке поведения, самостоятельности выбора детьми способа выполнения движений, использования сравнений, вопросов, создания поисковых ситуаций. Применяя в играх нестандартное оборудование, дети начинают контролировать и оценивать свои действия, у них возникает познавательный интерес, улучшается качество движений. Воспитатель может самостоятельно применять на практике весь имеющийся инвентарь (нестандартное оборудование), который изготовили в МБДОУ.

Этапы работы:

1-й этап: 2012 -2013 уч. г.

ü формирование проблемы;

ü определение целей и задач;

ü изучение методической литературы по данной теме;

ü создания проекта.

2-й этап: 2013 – 2014 уч. г.

ü изготовление совместно с воспитателями, родителями и детьми нестандартное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей;

ü организовать непосредственную образовательную деятельность с использованием нестандартного оборудования;

ü организовать выставку нестандартного оборудования.

3-й этап: 2014 -2015 уч. г.

ü апробация проекта в условиях детского сада;

ü разработка методических рекомендаций;

ü провести презентацию нестандартного оборудования;

ü подготовить консультации для воспитателей и родителей с целью пропаганды здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты:

- У детей повысился интерес к различным видам двигательной деятельности, дети быстро осваивают новые нестандартные оборудования, могут самостоятельно и творчески использовать в свободной игровой обстановке;

- Значительное повышение эмоционального тонуса дошкольников;

- Освоение основных видов движений: бега, лазания, упражнений в равновесии, бросании, ловле и метании мячей, прыжков;

- Сотрудничество родителей, воспитателей и детей в ходе изготовления нестандартного оборудования.

Представленный материал поможет воспитателям и специалистам дошкольных учреждений в организации эффективной работы по оздоровлению детей с применением в работе нестандартного физкультурного оборудования.

План работы 2 этапа работы 2013 – 2014 уч. г.

Наименование

Сроки

Ответственный

Оборудование для развития координации движений, ловкости, смелости, умение лазать.

Сентябрь

2013 г.

Оборудование с целью развития координации движений, физические качества.

Сентябрь

2013 г.

Родители группы, педагоги группы

Оборудование с целью закрепления ОВД: прыжки, ходьба, бег.

Октябрь

2013 г.

Оборудование с целью формирования заинтересованности к соревнованиям.

Октябрь

2013 г.

Родители группы, педагоги группы

Оборудование с целью профилактики при нарушении осанки.

Ноябрь

2013 г.

Родители группы, педагоги группы, инструктор ФК

Оборудование с целью развития физических качеств дошкольника

Ноябрь

2013 г.

Родители группы, педагоги группы, инструктор ФК

Непосредственная образовательная деятельность с использованием нестандартного оборудования в спортивном зале в актированные дни

Декабрь

2013 г. –

Март 2014 г.

Воспитатели группы

Выставка «Своими руками» нестандартного оборудования

Апрель 2014 г.

Воспитатели группы

Список литературы

  1. 1. Безруких М.М. «Здоровье формирующее физическое развитие» М. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2001 г.
  2. 2. Зарецкая Н.А. «Сценарии праздников для детского сада».
  3. 3. Изергина К.П. «Наш взрослый детский сад» М. «Просвещение» 1991 г.
  4. 4. Луури Ю.Ф. «Физическое воспитание детей» М. «Просвещение» 1991 г.
  5. 5. Литвинова О.М «Система физического воспитания в ДОУ» Волгоград «Учитель» 2007 г.
  6. 6. Литвинова О.М. «Система физического воспитания в ДОУ» Волгоград «Учитель» 2006 г.
  7. 7. Малярчук Н.Н. «Фитбол – гимнастика» Тюмень «Вектор Бук» 2003 г.
  8. 8. Моргунова О.Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ» ТЦ «Учитель» Воронеж 2005 г.
  9. 9. Маханева М.Д. «Фигурное плавание в детском саду» М. Творческий центр 2009 г.
  10. 10. Мартынова Л.В. «Игры и развлечения на воде» М. 2006 г.
  11. 11. Рунова М.А «Движение день за днем» М. «Линка – пресс» 2007 г.
  12. 12. Рыбак М.В. «Раз, два, три, плыви» М. 2010 г.
  13. 13. Сивачева Л.Н. «Физкультура – это радость СПб «Детство – пресс» 2001 г.
  14. 14. Халемский Г.А. «Коррекция нарушений осанки у школьников» СПб «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2001 г.

Игровые часы.

Игры – путешествия.

Музыкальные часы.

Кружки.

Выставки.

Летние праздники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Оздоровительная работа в летний период»

Прекрасная пора – лето! Оно даёт возможность наполнить детей яркими впечатлениями, открытиями, неожиданностями, удовольствием и красотой. Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Основная задача педагога при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении.

Летние деньки для педагогов – это обыкновенные рабочие будни, иногда требующие даже большего нервного и физического напряжения. Именно летом для них открывается возможность проявить свое творчество, артистизм, инициативу, раскрыть свои способности.

Организация деятельности детей в детском саду в летнее время имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении.

Центральное место занимает режим дня. Для достижения оздоровительного эффекта в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Вся деятельность детей в летний период переносится на улицу. Началом успешного дня является утро радостных встреч. Научите детей встречать грядущий день с улыбки и хорошими мыслями, ведь утренняя улыбка заряжает бодростью и хорошим настроением на весь день.

Одним из важнейших вопросов в работе в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом.

Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов.

Какие формы работы могут соответствовать этим условиям?

Игровые часы.

Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). Как показывает практика, современные малыши часто не знают таких игр, как «Бояре» и т.д. У старших дошкольников интерес вызывают лото, шашки, шахматы и т. д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащают детский досуг.

Игры и развлечения – непременные спутники жизни каждого ребёнка. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, музыкальные, игры – драматизации, игры - пантомимы. Именно летом предоставляются наиболее благоприятные возможности для разнообразной игровой деятельности детей, развития и расширения их творческих способностей.

Игры – путешествия.

Игра – путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания.

Музыкальные часы.

Это время самой разнообразной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальные игры и. д.

Кружки.

Наибольшей популярностью у детей пользуются кружки, где есть возможность освоить какие – то навыки практической деятельности и самостоятельно изготовить поделки.

Выставки.

К организации выставки можно привлечь как детей, так и родителей.

Летние праздники.

Настоящий клад для организации летнего досуга детей – народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам родной культуры.

В летнее время на улице с детьми можно организовать продуктивную образовательную деятельность (рисование, аппликация, оригами, лепка и т.д.) Для этого на участке должны быть созданы соответствующие условия (устойчивые столы, стулья, выносные мольберты). Тематика продуктивной деятельности может быть самой разнообразной.

Знакомство с окружающей действительностью, наблюдение за природой летом, организация совместной деятельности взрослых и детей создают благоприятные условия для развития коммуникативных качеств у дошкольников.

Большое внимание должно быть уделено чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр – драматизаций.

Нельзя забывать и о трудовой деятельности: закрепление навыков самообслуживания, организации трудовых поручений, дежурств. Старших детей можно привлекать к помощи младшим воспитанникам, хозяйственно – бытовому труду.

Лето – благоприятный период для реализации программных задач по ОБЖ и формированию у воспитанников культурно-гигиенических навыков.

Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно-исследовательской деятельности: наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы (состоянием почвы, температурой воздуха, осадками), построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию (с водой и песком), коллекционированию, моделированию, решению проблемных ситуаций.

Нужно так подготовить и организовать жизнедеятельность детей в летний период, чтобы они смогли увидеть необычное в обычном, возможное в невозможном, чувствовали любовь и заботу, жили в мире радости, красоты, интересных дел, игры и сказок.



© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди