08.08.2019

Консультация на тему: Детские конфликты в детском саду. Причины конфликта воспитатель-родитель, пути решения


Марина Кобзарь
Причины конфликта воспитатель-родитель, пути решения.

Конфликт воспитатель-родитель . Причины возникновения и пути решения .

Мир постоянно информационно усложняется. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях : медицинских, педагогических, психологических, юридических. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач . Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель ", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками.

Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли мы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.

Воспитатель - это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно -образовательную работу в соответствии с программой детского сада.

Родитель - это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три) . У воспитателя - в среднем от 15 до 30. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности .

Упражнение «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит : «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Сегодня будем говорить с вами о конфликтах в системе «воспитатель - родитель » . Слово «конфликт » в переводе с латинского означает «столкновение» .

Конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций . Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» .

Старинная английская игра

Цель : внести оживление в работу группы, обсудить некоторые причины возникновения конфликтов .

Содержание : Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета , маленькая игрушка, сувенир и т. д.). Требование к призу одно : он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Тренер заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д.).

Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Тренер включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот - следующему и т. д. Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.

Обсуждение : После того как участники поделились своими впечатлениями об игре, тренер задает следующие вопросы : «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты ? Из-за чего могли бы возникнуть конфликты ? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему? (Например, конфликт мог бы возникнуть в мо-мент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом. Можно было бы обвинить тренера в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки и т. д.).

Далее тренер предлагает участникам ответить вопросы : «Как можно было бы изменить инструкции к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов (Сделать инструкцию более четкой, ввести некоторые ограничения и т. д.) В каком случае 6ыло бы интереснее играть : в первом (как мы играли) или во втором (смоделированном варианте?

Причины конфликтов между педагогом и родителями различны : родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя , организацией воспитательно -образовательного процесса в целом и т. д.

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это :

С ребенком мало занимаются в саду;

Не создают должных условий для укрепления его здоровья;

Не могут найти подход к ребенку;

Используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания) ;

Плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку) ;

Ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

Ограничивают свободу ребенка;

Часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей ;

Не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали.

У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям :

Неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;

Забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;

Забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

Приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);

Поздно забирают детей;

Плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);

Предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта :

Возникновение конфликта (появление противоречий)

Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной

Конфликтное поведение

Исход конфликта

Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями Устно

Группа делится на две команды : одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.

Положительные и отрицательные стороны конфликтов

Положительные Отрицательные

Получение социального опыта

Нормализация морального состояния

Получение новой информации

Разрядка напряжённости

Помогает прояснить отношения

Стимулирует позитивные изменения Настроение враждебности

Ухудшение социального самочувствия

Формализация общения

Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение

Эмоциональные затраты

Ухудшение здоровья

Снижение работоспособности

Вывод : Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно .

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций (раздать таблицы)

Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций .

(Н-р : «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).

Необходимо выработать у воспитателей умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные «воспитатель-родитель » ; способствовать осознанию воспитателем причин и последствий конфликта .

Конфликтные ситуации в процессе взаимодействия воспитателя с родителями воспитанника могут возникнуть по разным причинам . Перед воспитателем ДОУ стоит задача найти правильный выход из сложившейся ситуации.

Для формирования правильного умения вести себя с родителями и общаться без клнфликтов предлагаю ряд упражнений.

Упражнение «Ваши предложения»

Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить воспитателей и родителей .

Инструкция. Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы : каждая представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их реализации.

Упражнение «Предъявление конфликтной ситуации » .

Цель : игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями . Необходимо показать развязку данной ситуации, выбрав внутри группы роль воспитателя и роль родителя .

Упражнение «Список претензий к родителям» .

Цель : осознание воспитателем невозможности построения общения на взаимных претензиях.

Инструкция : наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, мы не всегда довольны друг другом, иногда наши самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, наши родители не устраивают нас. Давайте проанализируем наше недовольство родителями группы и назовем это списком претензий, претензии вносим напротив каждой фамилии, необходимо быть предельно откровенным, ведь претензии могут быть даже самыми незначительными, но обязательными конкретными.

Вывод : чтобы принять людей, нужно понять, чем они вас не устраивают.

Упражнение «Желаю Вам.» .

Цель : Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.

Инструкция : сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент - похвала успехов их ребенка.

Психологическая зарядка.

Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации .

Упражнение на стирание антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты .

Адекватно воспринимать , сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон. Чаще задавать вопрос : " Правильно ли я Вас понял (поняла?", это поможет избежать умственных барьеров.

Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.

Попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив себя на его место.

Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость.

Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.

В минуты торжества над другим давайте ему возможность» спасти себя", то есть выйти из ситуации с достоинством.

Искореняя недостатки других людей, сделайте так, чтобы эти недостатки выглядели легко поправимыми.

Краткий курс доброжелательных отношений

Шесть важных слов : «Я признаю, что допустил эту ошибку» .

Пять важных слов : «Ты сделал это просто чудесно» .

Четыре важных слова : «А как ты считаешь?»

Три важных слова : «Вы посоветуйте, пожалуйста» .

Два важных слова : «Искренне благодарю» .

Важнейшее слово : «Мы» .

И напоследок еще немного. Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями , подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок достоин только самого лучшего воспитателя . За царапину они, по крайней мере, на словах, грозятся "порвать" или "встретить в темном переулке" эту "воспиталку ", "чужую тетку", которая никогда не полюбит ребенка. Но ведь воспитатель в садике и не должен любить детей как родных. Для этого у ребенка есть родители. Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад - это не рай и не ад для ребенка, это такой же этап в его жизни, как школа, институт, и от умения выстраивать правильно отношения с людьми, работающими с нашими детьми, зависит во многом то, как будет складываться их жизнь в детском саду.

Список литературы

1. Р. С. Немов Психология, т -2. - М., 2003.

2. Г. В. Ложкин Практическая психология конфликта . - К., 2000.

3. Е. М. Семенова Тренинг эмоциональной устойчивости. - М., 2005.

При составлении презентации несколько слайдов взяты с презентации Сафиной Ольги Андреевны (педагога-психолога МБ ДОУ «Детский сад № 209» ) «Деловая игра»

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Елена. Я председатель родительских комитетов сада. У меня к Вам очень важный вопрос, который я не увидела на сайте.

В нашей группе 24 человека, и родители все адекватные, кроме одной бабули, которая не является официальным представителем ребенка.

Так вот она уже не однократно ведет себя неподобающим образом. В прошлом году в раздевалке нашей группы произошел такой инцидент: бабушка приведя внука в детский сад, в раздевалке находилось еще несколько родителей и дети. Она в повышенных тонах угрожала ребенку, что если он еще раз подойдет к её внуку и ударит, укусит, толкнет, то она ему переломает руки !

Таких слов от дамы почтенного возраста я терпеть не могла и спокойным тоном сказала ей, что выяснять отношения и возникшие конфликты в детском саду нужно, во-первых, за пределами детского сада; во-вторых, не с ребенком, а с его родителями. После был сделан звонок маме этого ребенка, и было предложено как-то сдерживать порывы её бабушки, чтобы конфликты в детском саду не повторялись. На что мама ответила, что она не отвечает за действия своей мамы! Через пять минут после разговора с мамой позвонила бабушка и оскорбляла меня и моего сына!

Остальное время эта бабушка вела себя более-менее прилично.

Моего ребенка забирает бабушка, тоже по доверенности. И произошел такой инцидент: 03.09.13 эта бабушка пришла забирать своего внука и увидела, что руки у него грязные. На вопрос «почему они грязные», он ответил, что его толкнул мой ребенок. Так бабушка начала кричать на моего ребенка, на воспитателя, нецензурно выражаться в присутствии детей, родителей и воспитателя.

Об этом инциденте мне рассказала воспитатель на следующий день утром, так как отвожу ребенка я. Я написала жалобу на имя заведующей. И в этот же день была проведена беседа с мамой этого мальчика. На что она ответила, что нужно разговаривать с бабушкой!

Бабушка в весенне-осенний период очень возбужденно себя ведет. Причем не только в детском саду, но и на детской площадке. И я так думаю, она просто нашла очередной объект для своих криков.

Вот у меня вопрос: как я могу оградить не только своего ребенка, но и других детей и родителей, и воспитателей от неадекватного поведения бабушки? Как прекратить конфликты в детском саду?

Могу ли я опираться на то, что она не является официальным представителем ребенка? Какие еще действия я могу предпринять? Думаю, собрать подписи родителей, которые наблюдали за инцидентами, не получится, так как в нашей группе каждый сам за себя. Заранее спасибо за ответ. Калинина Елена.

Отвечает Владимир Коржов, юрист:

Добрый день! Однозначный ответ на Ваш вопрос мне трудно представить, поскольку весной и осенью происходит обострение психических расстройств как у здоровых, так и у ненормальных лиц.

В рамках подобных споров Вы рискуете стать участником затяжного процесса, который может негативно повлиять на общую обстановку в ДОУ, включая Вашего ребенка. На моей практике подобные межличностные споры, бытовые склоки неоднократно приводили к тяжким последствиям.

Поэтому целесообразно проводить свою политику крайне взвешенно и осторожно.

К примеру, попытка привлечь неуравновешенную бабулю к административной ответственности за хулиганство (ст. 20.1. КоАП РФ) может привести только к излишним проявлениям у нее, которые в конце концов могут отразиться на Вашем ребенке.

Желательно посоветоваться по этому поводу с несколькими инстанциями (заведующая и воспитатели ДОУ, учредитель ДОУ, психоневролог, отдел дошкольного образования в соответствующем департаменте, прокуратура, участковый полиции, Роспотребнадзор и пр.).

  • На мой взгляд, конфликты в детском саду сперва можно уладить с помощью заведующей, которая может инициировать изменение договора с ДОУ (путем подписания дополнительного соглашения с родителями внука бабули о запрете посещения ДОУ их бабушкой, поскольку нарушается порядок, есть неоднократные жалобы).

Нарушение такого соглашения автоматически расторгает договор, и ребенок бабули больше не будет посещать ДОУ.

При этом можно «перевести рельсы» на воспитателя группы, поскольку он отвечает за порядок в группе и безопасность детей, и соответственно несет часть ответственности за конфликты в детском саду.

  • Потом, конечно, можно обратиться в полицию, прокуратуру, Минобр, к детскому омбудсмену и в суд с соответствующими заявлениями о защите прав Вашего ребенка (в том числе и с учетом ст. 150 ГК РФ), но опять же – это долго, а бабуля ежедневно будет ходить в ДОУ.

По крайней мере можно оснастить помещения ДОУ видеокамерами для подтверждения неправомерных действий кого-либо.

Наиболее подходящим может стать процесс налаживания отношений с бабулей (самой пытаться сгладить конфликт, поближе познакомиться, удобрить ее чем-либо и прочее), поскольку ваши дети все равно могут ссориться между собой, что практически невозможно предотвратить.

После летнего отпуска очень непросто влиться в рабочий процесс даже нам – взрослым людям, а детям тем более. Может быть, поэтому в нашей группе возникли проблемы в общении друг с другом? Мы перелопатили кучу советов педагогов и психологов для решения этой проблемы. Нашли много полезной для себя информации и для вас подобрали статью педагога – психолога Марии Митлиной. И может быть данная статья поможет нам наладить оптимально - гармоничное взаимодействие в нашем коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему возникают конфликты между родителями и воспитателем?

«Ребенок и детский сад - тема непростая. Достаточно просто послушать разговоры на детской площадке, чтоб понять это. И проблемы поднимаются самые разные - от того, в какой садик лучше пойти, до конфликтов родителей с воспитателями. Причем последняя тема вызывает огромное число откликов "с обеих сторон". А ведь для ребенка на 4-5 году его жизни детский сад становится вторым домом, в котором он проводит большую часть дня. И если мы, родители, хотим, чтобы ребенку в детском саду было хорошо и комфортно, необходимо учится разрешать разногласия и возможные конфликты, ведь на кону - душевное благополучие наших детей.

Воспитатель - это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада . Родитель - это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а зачастую и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя - в среднем 23 - 25. Комплектации групп, кстати, зависит от времени года, бывает, что и около 30. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности.

Так почему же возникают конфликты между родителями и воспитателем? Противостояние родителей и воспитателей, как и любой конфликт, возникает из-за того, что кто-то из сторон (чаще - воспитатель) не оправдывает ожиданий и представлений другой стороны о том "как должно быть". Вам нагрубила продавщица в магазине, вы можете просто перестать ходить в этот магазин. Поменять же садик, в которой ходит ваш ребенок и в котором вас что-то не устраивает, намного сложнее. Так же как и воспитатель не может прекратить общение с кем-то из родителей только потому, что тот ведет себя некорректно. Поэтому конфликты в садике разрешать необходимо, причем налаживать взаимодействие должны обе стороны, не вставая в позицию виновного и обвиняемого, ведь конечная цель и у сотрудников детского сада, и у родителей одна - здоровье и развитие ребенка.

Приходя в детский сад, не стесняйтесь рассказать воспитателю как можно больше о своем ребенке. Так ему с самого начала будет гораздо проще найти к малышу подход. Расскажите о том, чем ребенок увлекается, какие игры у него любимые, отметьте об особенности его темперамента, характера. Скажите о том, какие блюда он предпочитает и какие продукты есть категорически отказывается. Как проще засыпает. Обязательно скажите, на что следует обратить особое внимание. Возможно, у крохи есть какие-то проблемы со здоровьем (аллергия, какое-либо хроническое заболевание).

Вместо того, чтобы высказывать недовольство тем, что в 20 градусов тепла не надеты колготы, можно сказать о том, что у ребенка проблемы с почками, и требуется более теплая одежда.

Не стесняйтесь рассказать о том, что ваш ребенок еще не умеет делать (проситься на горшок, кушать самостоятельно, застегивать пуговицы, завязывать шнурки). А так же об особенностях развития и характера, которые вас волнуют: например, ребенок очень агрессивен или слишком замкнут и стеснителен. Лучше, чтобы воспитатель сразу знал, чему в процессе работы с ребенком надо будет уделить больше внимания. Запомните: чем больше воспитатель знает о вашем ребенке, тем с большим пониманием он будет к нему относиться.

Лучше будет, если вы расскажете о методах воспитания, принятых в вашей семье. Заставляете ли вы ребенка есть или демократично подходите к этому вопросу? Какие методы наказания допускаются в вашей семье? Хорошо, если воспитатель сам заговорит об этом, но ведь далеко не каждый воспитатель решится расспрашивать родителей, хотя такая информация зачастую необходима для того, чтобы лучше понимать ребенка.

Если в вашей семье приняты строгие методы воспитания, в том числе - физические наказания, будьте готовы к тому, что с вашим ребенком возникнут проблемы. В арсенале у педагогов нет ремней, а самая строгая мера педагогического воздействия, допустимая в детском саду - посадить ребенка на стульчик, отстранив от игр и занятий, и дети, привыкшие к физическим наказаниям, могут просто её не воспринимать. Следовательно, и работа с таким ребенком может стать настоящей проверкой на прочность для воспитателя.

Будьте приветливы и вежливы с воспитателем. К сожалению, некоторые родители даже не считают должным поздороваться или попрощаться с воспитателем, приводя ребенка в детский сад.

Не забывайте сами спрашивать о том, как провел ребенок время в детском саду, что ел, с кем играл, как засыпал во время тихого часа. Если вы будете говорить об этом с воспитателем, он обязательно станет внимательнее присматриваться к вашему ребенку в течение дня, чтобы потом иметь возможность более подробно ответить на ваши вопросы. Также воспитатель будет спокойнее относиться к вашим просьбам и замечаниям, ведь вы в его глазах будете восприниматься как заботливый и неравнодушный родитель. Гораздо труднее налаживать контакты с теми родителями, которые вспоминают о существовании воспитателя только тогда, когда их что-то не устроило.

И напоследок еще немного. Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, которая никогда не полюбит вашего ребенка. Но ведь воспитатель в садике и не должен любить детей как родных. Для этого у ребенка есть родители. Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад - это не рай и не ад для ребенка, это такой же этап в его жизни, как школа, институт, и от умения выстраивать правильно отношения с людьми, работающими с нашими детьми, зависит во многом то, как будет складываться их жизнь в детском саду ».


Ты отдала ребенка в детский сад. И вот, первое: «Он меня ударил!», «Она не хочет со мной дружить!» Чем старше ребенок, тем разнообразнее причины, вызывающие конфликты между детьми в детском саду. Что это за выяснения отношений? Можно ли их избежать?

Причины конфликтов в детском саду

2-3 года

2-3 летний ребенок с радостью начинает играть с другими детьми, но эти игры далеко не всегда проходят мирно. Чаще всего малыши этого возраста ссорятся из-за игрушек или из-за разрушения игровых построек, обстановки или воображаемой игровой ситуации.

Причина обид и ссор в том, что у детишек еще нет достаточного навыка общения.

4-5 лет

Конфликты в детском саду у детей этого возраста возникают чаще всего, если ребенок эмоционально не связан с партнером по игре. Так, желание командовать может побудить его оставить игру с лучшим другом и играть с тем, кто меньше нравится, но слушается.

Игры в этом возрасте усложняются: дети решают, во что играть, кого включить в игру, а кого исключить; распределяют роли: кому достанется более привлекательная, кому - менее.

На любом из этих этапов может возникнуть конфликт.

5-6 лет

Споры о том, во что играть, в этом возрасте возникают все реже. Больше дети конфликтуют по поводу сюжета игры: какие в ней будут ситуации, персонажи и действия этих персонажей.

Могут возникать конфликты по поводу правил игры: это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

Способы разрешения конфликтов в детском саду

2-3 года

У детей в возрасте 2-3 лет основным «аргументом» в спорах является применение физической силы: они толкаются, дерутся, отнимают игрушки. Дети могут кричать и плакать, стараясь привлечь внимание воспитателя, вовлекая в конфликт других детей.

4-5 лет

В 4-5 лет «игровые» конфликты в детском саду уже часто разрешаются без вмешательства взрослых.

Воспитатель приходит на помощь только при «психологических атаках», когда ребенок кричит, топает ногами, плачет и гримасничает, ничего не объясняя.

Но чаще идет атака словесная: указания сопернику, что ему делать или чего не делать: «Отдай», «Уйди». Обозначение собственной позиции: «Я буду врачом». Отказ выполнять требуемое действие.

5-6 лет

Для решения конфликтов в детском саду старшие дошкольники часто пользуются «угрозами» пожаловаться воспитателю, перестать играть, перестать дружить вообще и словами, произносимыми с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ясно?».

Начинают появляться и первые логические обоснования: «Я первый», «Я тоже хочу», «Это мое»; отсылки к своей роли в игре - «Я врач и знаю, как надо лечить», риторические вопросы: «Зачем ты все сломал?», «Чего ты сюда зашел?».

Все чаще дети пользуются общими правилами: «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым».

В этом же возрасте дети начинают дразниться и обзываться.

Профилактика конфликтов - задача родителей

Полностью предотвратить конфликты между детьми в детском саду нельзя, да и не нужно. Эти ситуации и выход из них - основа социализации ребенка в будущем. Помочь малышу правильно вести себя в ссорах и спорах - задача родителей в процессе . Способов такой помощи несколько.

Игры

Играй вместе с ребенком: когда есть общая цель, радости, переживания за общее дело, распределение обязанностей, согласованность действий, ребенок учится уступать желаниям других или убеждать их в своей правоте, действовать для достижения общего результата.

Очень важны сюжетно-ролевые игры. Пусть комната станет больницей, магазином, магистралью, а ребенок - врачом, продавцом, водителем. Ведь любая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель, а это способствует развитию у ребенка навыка общения.

Приемы неигрового типа

  • Приучай ребенка к приветствиям и прощаниям, обмену впечатлениями после игры.
  • Дай малышу самому решить, когда начать и закончить игру, самостоятельно распределить роли.
  • Выслушивай внимательно ребенка и учи его объяснять свои чувства.

Контроль над собственными эмоциями

Проявляя любовь к малышу, старайся не заронить в его сознание мысли о собственной исключительности. Ребенок должен знать, что ты выполняешь его желания, а иногда и капризы вовсе не потому, что обязана это делать, а потому что любишь его. Иногда проси и ребенка пойти на уступки.

Помни, маленькие эгоисты чаще попадают в конфликты в детском саду и им гораздо сложнее выходить из таких ситуаций, чем остальным детям.

Яницкая Оксана
Детские конфликты: причины возникновения, предотвращение и разрешение

Дошкольный период детства сенситивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, гуманного отношения к другим людям.

Ранняя диагностика и профилактика конфликтных отношений , неблагополучия, эмоционального дискомфорта ребенка среди сверстников имеет огромное значение. Незнание этого делает малоэффективными все попытки построения полноценных детских отношений , препятствует осуществлению индивидуального подхода к формированию личности ребенка.

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек , у детей среднего возраста - из-за ролей, а в более старшем возрасте - из-за правил игры.

В общении детей друг с другом возникают ситуации , требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить , что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого : толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д., но он не понимает, что каждый сверстник - личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.

У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях , когда имеется противоречие : между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры ) . В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию конфликта .

Причинами может являться недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, когда, например, желание командовать побуждает ребенка оставить игру с любимым товарищем и вступить в игру с менее приятным, но податливым сверстником; отсутствие навыков общения. В результате таких взаимодействий могут возникнуть два вида противоречий : рассогласование между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре и рассогласование в мотивах игры ребенка и сверстников.

Следует рассматривать два типа конфликтов у дошкольников , испытывающих трудности в общении со сверстниками : внутренние и внешние.

Внешние очевидные конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы , как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны , так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания.

Внутренний конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с ее сформированностью у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников.

Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В условиях этих противоречий ущемляется внутренний эмоциональный комфорт ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие, он не может удовлетворить своих существенных потребностей, искажаются не только деловые, но и личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. Функция внутренних конфликтов сугубо отрицательная, они тормозят становление полноценных, гармонических отношений и формирование личности.

Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт .

Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, беззастенчивость, лживость, слабоволие часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение.

Конфликты могут вызывать следующие особенности общения ребёнка со сверстниками :

большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор) ;

чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения;

нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения - принятие причудливых поз , кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок);

преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие - несогласованность порождает конфликт );

эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию (от агрессии до страха) .

В дошкольном возрасте у ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого (воспитателя и родителя) ему очень необходима.

Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.

Проводя работу по предотвращению и коррекции детских конфликтов , воспитатель ДОУ выступает в роли социального педагога.

Социально-педагогическая деятельность - это «социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе».

Формы и методы - это средства содействия социальному становлению личности в конкретных условиях её жизнедеятельности.

Выступая в роли социального педагога, воспитатель ДОУ использует :

Социологические методы, которые выполняют функцию сбора первичной социальной информации, без чего невозможна дальнейшая работа с детьми.

. Педагогические методы : методы формирования сознания, методы одобрения и осуждения, методы педагогической коррекции.

. Психологические методы : методы психодиагностики, метод психологической консультации, метод психологического отбора.

Данные методы воспитатель использует и в работе по разрешению и предупреждению детских конфликтов .

Разрешение конфликта - это :

минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия;

устранение полностью или частично причин , породивших конфликт ;

изменение целей участников конфликта ;

достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.

Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой , и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными, с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты .

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей (каждый - человек, со своими желаниями, переживаниями, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта )

Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).

Есть два способа разрешения конфликта :

деструктивный - «Уйду, и не буду с ним играть» , «Сам буду играть» ;

конструктивный : «Предложу другую игру » , «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть» .

В воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка» , который является результатом достижения понимания.

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов , воспитатель должен учитывать их характерные особенности :

При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта .

Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении .

Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.

Различное понимание событий и их причин участниками ; конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному.

Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.

Профессиональная позиция воспитателя - взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии :

. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации , ее причин (кто участвовал в конфликте и кто знает , что произошло) . Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта . Избавление от «зрителей» .

Оценка целей конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего): Целями могут быть : утверждение личных притязаний, навязывание своего стиля поведения, умаление достоинств другой стороны, корыстные устремления.

Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.

Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт , понять причины этого состояния , урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива (несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть) Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя :

описание произведенного действия

описание возможного или неизбежного результата этого действия

предложение альтернативного варианта поведения.

Схема позитивного сообщения может выглядеть так :

Когда ты…

Может случиться, что…

Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации

применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта , учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть;

вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску) Воспитатель должен владеть техникой активного слушания;

выдвинуть определенные жесткие требования

указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду , но и в повседневной жизни.

Оценка особенностей участников конфликта

. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации . Если проблему нельзя решить «сходу» , то определить время и присутствие посредника - родителя, психолога, воспитателя.

С детьми группы нужно постоянно проводить диагностические беседы по примерным вопросам :

Тебе хочется ходить в детский сад ? Почему?

С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад ?

Какие игры ты знаешь? В какие игры ты умеешь играть?

В какие игры ты любишь играть больше всего?

Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?

Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?

Можно ли нарушать эти правила?

Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?

Бывают ли у тебя конфликты с родителями ? Как часто?

Как ты думаешь, конфликт и ссора - это одно и то же?

Попробуй объяснить свое мнение.

Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?

Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть :

Авторитарным - этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств : настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!» , «Положите!» , «Не бегайте!» , «Не деритесь!» , «Надо делать так!» .

Демократическим - этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества : отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстникам, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы.

Анархически-попустительский - это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.

В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать - это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку) . Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т. е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу - это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться , что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка - может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.

Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду : если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т. к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.

Воспитателю иногда полезно повторить, как он понял, что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом

Выслушиваются обе стороны : если в данный момент слушается один из участников конфликта , и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов.

Обсуждать нужно следующее :

Что произошло? (сформулировать суть конфликта ) .

Что привело к конфликту ? Почему это произошло? (выяснить причины ) .

Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить , назвать чувства) .

Как быть в этой ситуации? (найти решение) .

Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта : ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.

Конфликты в детском коллективе легче предупредить , чем разрешать . Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях , на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть : стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта

Группу детей в определенное время нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Очень важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка (оценки должны касаться только поступков детей)

Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля - это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам , правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.

Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс :

Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку

Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.

Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.

Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жесткого авторитаризма, такие средства непродуктивны. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого используются :

сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации) ;

имитационные игры (имитирующие в чистом виде какой-либо человеческий процесс) ;

интерактивные игры (игры на взаимодействие) ;

социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации );

обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

психогимнастика;

чтение и обсуждение художественных произведений

просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

дискуссии.

Воспитатель предлагает детям игры и активно в них участвует.

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного воспитания. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей , согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат

Таким образом, конфликты детском саду , возникающие в игровой деятельности. возникновении конфликтов детской предотвращению конфликтов .

Основными особенностями общения дошкольников со сверстниками являются : разнообразие коммуникативных действий и широкий их диапазон; яркая эмоциональная насыщенность общения; нестандартность и нерегламентированность общения. В своём развитии общение дошкольников со сверстниками проходит следующие формы : эмоционально-практическое общение, ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое, внеситуативно-личностное.

Отношения со сверстниками по поводу игры и сюжетно-ролевые отношения оказывают существенное влияние на становление личности ребенка, способствуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость и т. п. Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников.

Конфликты у дошкольников связаны с нарушением ребенком правил поведения в детском саду , возникающие в процессе общения со сверстниками и проявляющиеся в форме столкновений, стычек, споров и ссор. Конфликты у дошкольников возникают в игровой деятельности. Причинами возникновения конфликтов могут быть недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, различные умения и возможности. В результате каждый по-своему отвечает требованиям педагога и сверстников и создает отношение к себе. Особую роль в возникновении конфликтов играют межличностные отношения, а именно умение общаться. Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для чего используются различные игры. В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного воспитания, которое способствует предотвращению конфликтов .


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди