02.08.2019

Консультация по развитию речи (группа) на тему: Деловая игра с родителями «Развитие речи дошкольников через творческие виды деятельности. Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра «Путешествие по стране – Развитие речи



Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.

Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.


Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой.

Попробуйте поиграть с ребёнком в предложенные ниже игры:


«Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.


«Бюро путешествий»

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь

впечатлениями.


«Всегда под рукой»

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.


«Лучший друг»

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?


«Рассказы по картинкам»

Хорошо, если вы сможете

подобрать несколько

картинок, связанных общим

сюжетом. Например,

из детского журнала

(вроде "Веселых картинок").

Сначала смешайте эти

картинки и предложите

малышу восстановить порядок,

чтобы можно было по ним составить рассказ.

Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.


«Семейное ток-шоу»

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.


«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится.

Не забудьте

поблагодарить

вашего рассказчика!


Развитие связной речи детей дошкольного возраста дома
Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития ребенка и получения им знаний в учебе в школе. Поскольку речь является средством общения, формирования мысли и, взаимодействия с окружающими.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос - ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление - связность, словарный запас, грамматические ошибки.
В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.
Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?
Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов "ширина", "высота", "длина", "высокий", "низкий". Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.
Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.
Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения по развитию связной речи, которые Вы можете использовать в домашних условиях.

Упражнение "Диалог"
Исследование коммуникативной функции, возможностей использовании речи, как средства общения.
Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что ребенок ответит. Например, возможен такой диалог:
Взрослый: Принеси, пожалуйста, кубик. Что ты принес?
Ребенок: Кубик.
Взрослый: Дай кубик. Что ты дал?
Ребенок: Кубик.
Взрослый: Лови кубик! Что ты поймал?
Ребенок: Кубик.
Взрослый: Молодец!
Игра "Что мы видим во дворе?"
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.
Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?
Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?
Игра "Профессии"
С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вырабатываться речевая активность.
Покажите ребенку, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр.
Пусть ребенок самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите его: "Кто ты?"
Ребенок назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: "Я врач". Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.
Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например такие как:
Как называется человек этой профессии на картинке?
Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму?
Чем занимается человек на этой работе?
Где он работает?
Какие инструменты ему необходимы в этой профессии?
Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям?
Например, можно рассказать о нужной профессии врач. Что врач одет в белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице и лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как шприц, градусник. Профессия врач нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различных болезней.
Игра "Коллекция"
Действенным способом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (конфигурацию, цвет величину), считаются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в согласовании с данным качеством.
Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно применять коллекции маленьких игрушек, к примеру:
- подбери все машины;
- подбери всех кукол.
Разрешено систематизировать геометрические тела:
- подбери все шарики;
- принеси все кружки.
Геометрические фигуры по цвету (принеси все синие фигуры) и по размеру (принеси все большие фигуры).
Упражнение "Давай поговорим"
Является обычной беседой на бытовые темы.
Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?
В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как ини¬циативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой.
Упражнение "Назови действие"
Ребёнок называет слова, обозначающие действия.
Вам понадобится картинный материал и вопросы.
Ребёнку задают вопросы:
- Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит).
Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает).
Что делает щенок?
Что делает птичка?

Упражнение "Повтори скороговорку"
Скороговорки являются эффективным средством раз¬вития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенство¬вать плавность и темп речи.

Упражнение " Выучи стихотворение"
Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.
Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.
Упражнение "Загадки"
Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.
Упражнение "Посмотри, что увидел, расскажи"
Упражнение направлено на развитие связной речи.
Ребенку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают. Затем ребенку предлагается ответить на вопросы: "Кто изображен на картинке?", "Во что одета, например, девочка?"
Затем ребенка следует попросить рассказать, что он понял по картинке. Конечно, сначала ребенок дает краткие ответы: "Видел девочку". Далее ребенку следует предложить описать увиденное более подробно. Если не удается получить более развернутого ответа, можно предложить ребенку снова посмотреть на картинку. Если и при непосредственном просматривании картинки ребенок затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании их следует раскрасить, что позволит ребенку отдельно воспринимать детали. Когда ребенок раскрасил картинку следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок.
Например, какого цвета у мальчика брюки? Во что еще он одет? Какого цвета платье, туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем ей мяч? Чем больше вопросов будет задано, тем лучше будет подготовлен следующий этап работы: формирование сюжетной целостности рисунка.

Игра "Угадай по описанию"
Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, на ощупь - шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее".
Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.

Упражнение "Рисуем словами"
Мы должны рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценку описываемого предмета.
Объясните ребенку, что таким образом, с помощью слов, мы словно "рисуем" этот предмет. И предложите "нарисовать" словесный портрет какого-нибудь предмета.

Игра "А что было дальше?"
В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:
- Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.
- Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.
- Вдруг слышит - за кустами что-то шуршит и топает!
- Маша спросила "Кто тут?" (Что было дальше?)
Ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, - и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

Домашняя игротека

Игры, игровые упражнения и задания по закреплению речевых навыков у детей

Игры на обогащение словаря ребенка :

«Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
«Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей …(чирикает). Сова летает, а заяц…(бегает). У коровы теленок, а у лошади…(жеребенок).
«Только веселые слова». Нужно называть по очереди только веселые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех». Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему только круглые, колючие слова.

Игры на развитие грамматического строя речи:

«Приготовим сок». «Из яблок сок….(яблочный); из груш….(грушевый); из вишни…(вишневый) и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.
«Сварим варенье». «Из черники... (черничное); из ежевики... (ежевичное) и т.д.» А теперь наоборот: малиновое варенье из чего?» и т.д.
«Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые слова», которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.
«Если бы, да кабы...» Взрослый предлагает ребенку закончить начатое им предложение. Оно строится по следующей схеме: «Если бы я был (а) кем-то (чем-то), то я бы..., потому что (чтобы)....
Например: «Если бы я был фруктом, то зеленым и невкусным Мандарином, чтобы меня никто не съел».
«Назови ласково и много». Лес – лесочек, много лесов; Лист – листочек, много листьев; Ветка – веточка, много веточек.
«Чье гнездо?». Гнездо воробья – воробьиное; гнездо (дупло) синицы – синичье; гнездо вороны – воронье.
«Чей след?». След лисы – лисий, след кабана – кабаний, след лося – лосиный, след белки – беличий, след мыши – мышиный, след человека – человечий.
«Скажи правильно». Если игрушка сделана из дерева, она какая? (деревянная); из пластмассы? (пластмассовая); из глины? (глиняная); из кожи?, из металла?, из резины?, из бумаги?, из картона?, из стекла?.

Игры на развитие связной речи:

«Отгадай, что за птица». Ведущий выбирает иллюстрацию с изображением птицы (голубь, снегирь, скворец, поползень...), не называя птицы рассказывает о ней (величина, окрас, среда обитания, чем питается). Отгадывающие должны назвать.


«По дороге из детского сада (в детский сад):
«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

Игровые упражнения на слоговую структуру слов:

«Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), посаги (сапоги).
«Восстанови сказку». Жи... – бы... де... и ба.... И бы... у ни... Ку... Ря.... Сне... Ку... яй... не... про..., а зо.... Де... би... би... – не ра.... Ба... би... би... – не ра.... Мы... бе..., хво... ма..., я... упа... и ра.... Де... пла..., ба... пла..., а Ку... ку.... Не пла..., де..., не пла..., ба.... Я сне... ва... я... не зо..., а про...».
«Восстанови стихотворение».
Иде... бы... ка...,
Взды... на хо....
Во... до... ко....
Се... я упа....

Игры на звуковую культуру речи:

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга...»
«Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

Традиционные игры

По рекомендации педагогов родители вводят в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель: расширить словарь ребенка; объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю, например, в выходной день, родители «дарят» ребенку новое слово: не просто называют его, но и обязательно объясняют значение. Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст..), «сладкие» (мармелад, щербет, джем…), «тяжелые» (штанга, гиря…), «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко…). Традиция «Я дарю тебе словечко» продолжается в детском саду. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Воспитатели на маленьких листочках бумаги записывают каждое слово, а на обратной стороне – имя и фамилию того, кто его принес. Все бумажки складываются в коробочку, которую по желанию детей называют либо копилкой, либо коллекцией слов. Периодически педагоги достают копилку и проводят разнообразные игры. Например. Бумажки со словами высыпают в шляпу. Дети по очереди достают бумажки, воспитатель зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. Если ребенок справился с заданием, он получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Можно организовать игру по-другому: воспитатель по очереди достает бумажки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя их. Ребенок, который правильно называет слово, получает фишку. Один раз в квартал в группе вывешивается благодарственное письмо, в котором указываются те семьи, чьи дети принесли в копилку много интересных слов. Подобная форма поощрения является хорошим стимулом как для детей, так и для родителей.

Конкурсанты:

Коллектив

МАДОУ детского сада №20

города Тюмени

Заведующий:

Шихалева Татьяна Федоровна

1. Пояснительная записка

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, коллектив МАДОУ детского сада №20 города Тюмени разработал День заботливых родителей по теме: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Основная цель которого – укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.

Данная форма позволяет провести сразу несколько форм работы: мастер-класс, тренинг, круглый стол, педагогическая площадка, выставка и др.

Был составлен план мероприятий Дня заботливых родителей, который предусматривает участие детей и родителей всех возрастных групп, а так же педагогический коллектив ДОУ. (Приложение №1).

Информацию о проведении Дня заботливых родителей заблаговременно сообщили родителям через красочные объявления в приемных, а так же индивидуальные приглашения.

В течение дня родители могут по своему желанию посетить предлагаемые детским садом мероприятия.

  1. 1. День заботливых родителей

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Краткое описание наглядной информации

1. В холлах детского сада плакаты с крылатыми выражениями:

  • Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. (Плутарх.);
  • Речь – показатель ума. (Сенека.);
  • Каков ум, такова и речь;
  • Коротка речь и ясна – оттого и прекрасна;
  • Одно дело говорить, другое – говорить дело;
  • Речь вести – не лапти плести;
  • Речь красна слушанием.

2. Памятки для родителей:«Заучиваем стихи с малышами», «Играем всей семьей»,«Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»,«Методические рекомендации логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями» и др.

3. Для мастер – класса: карточки со скороговорками.

4. В родительских уголках информация: «Фонематический слух – основа правильной речи»; «А ваши дети произносят «р»?». Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием, по проведению мимических упражнений с детьми, по словарной работе. Игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, пальчиковые игры и упражнения, игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи. Информация о способах игрового речевого общения с ребенком.

Предварительная работа КВН:

  • составление кроссвордов;
  • изготовление эмблем командам «Сказка», «Маска».

Предварительная работа круглого стола:

  • подобрать педагогическую литературу по проблемам воспитания ребёнка с нарушениями речи для родителей;
  • подготовить игры и пособия по развитию речи;
  • по числу родителей заготовить Памятки и раздать их в конце встречи.

Предварительная работа физкультурно-речевого досуга:

  • разучивание логоритмической гимнастики, игр и эстафет в совместной деятельности с дошкольниками;
  • разучивание стихов, закличек на спортивную тему;
  • рисование на тему "Моя семья", создание эмблем для команд во время образовательной деятельности «Художественное творчество»;
  • консультация для родителей "Движение – жизнь";
  • оформление стенда для родителей "Как организовать спортивный праздник с детьми дома";
  • беседы с детьми об Олимпиаде;
  • подготовка на роль Чебурашки ребенка.

Подготовка оборудования для физкультурно – речевого досуга: эмблемы для команд, скамьи гимнастические (2 шт.), баскетбольные корзины (2 шт.), мячи большие (2 шт.), обручи малые (14 шт.) и большие (4 шт.), скакалки (2 шт.), конусы (4 шт.), карточки с цифрами (от 1 до 10), медали, грамоты.

Подготовка материала к проведению КВНа:

  • кроссворды (по 2 для каждой команды) ;
  • цифры от 1-5 (для жюри) ;
  • эмблемы команд.

Оборудование и наглядность круглого стола:

  • методическая литература по теме круглого стола, детская художественная литература, иллюстрации художников - сказочников;
  • игры для развития звукопроизношения, развития словаря, грамматического строя речи, связной речи;
  • памятки для родителей.

Ход мероприятия

(Родители регистрируются около входа в зал и получают бейджики с именами, а так же программы – маршруты Дня заботливых родителей)

3. Мастер классы для родителей

3.1. Мастер – класс воспитателя Кляпышевой Т.В. «Играя, развиваем речь детей».

Воспитатель: Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.

Развитие речи дошкольников в игре - это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Сейчас мы с вами поиграем в эти игры:

"Цепочка слов"

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов - существительных и прилагательных - объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Воспитатель: Кошка, бывает какая?

Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная...

Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

Родитель: Радуга, платье, телевизор...

Воспитатель: Каким еще может быть платье?

Родитель: Шелковым, новым, прямым...

Воспитатель: Что еще может быть прямым?

Родитель: Линия, дорога, взгляд... и т.д.

"Семейная олимпиада"

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

"Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

"Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

В конце мастер – класса воспитатель вручает всем присутствующим родителям памятки «Играем всей семьей».

3.2. Мастер – класс воспитателя Зубовой Т.Н. «Мои пальчики расскажут»

Воспитатель: Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами.

Воспитатель предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребенком.

«Рисуем стихи»

Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Надо нарисовать зайца под дождем по стихотворению А.Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.

«Мой мишка»

Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Сначала текст читает воспитатель, а «играет» ребенок, потом наоборот.

Я рубашку сшила мишке.

(Показывает мишку и гладит его.)

Я сошью ему штанишки.

(Показывает штанишки.)

Надо к ним карман пришить

(Показывает карман.)

И платочек положить.

(Вкладывает в карман платочек.)

На плите сварилась каша.

(Берет кастрюлю с плиты.)

Где большая ложка наша?

(Ищет ложку.)

Я тебе перед едой

Руки вымою водой,

(«Моет» мишке лапки, вытирает и усаживает его за стол.)

Повяжу тебе салфетку,

(Завязывает салфетку.)

Ешь котлетку, ешь конфетку,

(Дает на тарелочке конфету.)

Молоко свое допей

(«Поит» молоком.)

И гулять пойдем скорей!

(Берет мишку за лапку и идет гулять.)

З. Александрова

«Пальцы – дружная семья»

Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.

Пальцы – дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)

Вот большой!

А это – средний.

Безымянный и последний –

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)

Будем их соединять

И движенья выполнять…

(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

Мы рога козы покажем

(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.)

И рога оленя даже…

(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.)

«Ай, лады, лады, лады»

Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.

Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши),

Не боимся мы воды (совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями),

Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши),

Маме (друг другу) улыбаемся (улыбаются).

Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки)

На лесной опушке (хлопают в ладошки).

Жили-были зайчики (показывают уши)

В беленькой избушке (показывают домик).

Мыли свои ушки (трут уши),

Мыли свои лапочки (моющие движения ладонями рук),

Наряжались зайчики (движения ладоней сверху вниз по туловищу),

Надевали тапочки (показывают).

В конце мастер – класса воспитатель вручает всем присутствующим родителям памятки «Заучиваем стихи с малышами». (Приложение №2).

3.3. Мастер – класс воспитателя Гасановой Н.Н. «Развиваем речь с помощью скороговорок».

Воспитатель: Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания.

Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.

Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

(Воспитатель раздает карточки со скороговорками. (Приложение №3).

Итак, проделывайте все пошагово:

  1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
  2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
  3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
  4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
  5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

(Родители выполняют задание)

Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие!

В конце мастер – класса воспитатель вручает всем присутствующим родителям памятки «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками». (Приложение №4).

4. Педагогическая площадка

4.1. Логопункт для родителей.

Практикум с элементами тренинга

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

(Проводится с родителями имеющими детей с речевыми нарушениями, предварительно записавшимися на участие в практикуме)

1. Вступительная часть

Логопед: Уважаемые мамы и папы, сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей.

Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

Логопед: Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.

Сегодня мы с вами научимся выполнять такие упражнения. Но для начала давайте познакомимся.

2. Игра на знакомство: ребенок представляет свою маму и на первую букву имени называет прилагательное - характеристику мамы (напр., Даша-добрая и т.п.)

3. Основная часть:

Логопед: Артикуляционные упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т.е. все то, что необходимо для правильного образования звука.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3 упражнений.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать надо ребенка так, чтобы он видел лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сейчас, мы с вами вместе выполним некоторые упражнения общей артикуляционной гимнастики.

(Логопед, показывает речевые упражнения, дети выполняют перед зеркалом, родители контролируют правильность выполнения.)

  • Упражнение «Лягушка». Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и . Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

  • Упражнение «Слон».

Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у .

  • Упражнение «Лягушка - слон». Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
  • Упражнение «Рыбка». Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
  • Упражнение «Качели». Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
  • Упражнение «Часики». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
  • Упражнение «Иголочка». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
  • Упражнение «Лопаточка-иголочка». Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.

Язык иголочкой потом и потянем остриём.

Упражнение «Горка». Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику. Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.

4. Заключение:

Логопед: Давайте подведём итог нашей встречи. Появилось ли у вас желание проводить дома с ребёнком артикуляционную гимнастику?

5. Упражнение «подарок».

Детям и взрослым раздаются сердечки, вырезанные из бумаги и цветные карандаши. Задание: напишите или нарисуйте что-либо приятное в память о сегодняшней встрече и подарите друг другу. (упражнение в паре «ребенок-мама»)

Логопед:
Мы благодарим вас за участие в практикуме, надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи .

  • Желаю удачи!

4.2. КВН для родителей старшей группы

«Речевое развитие средствами театрализованной деятельности»

Воспитатель представляет командам друг друга. Объявляет о том, что соревнуются команды «Сказка» и «Маска». Представляет членов жюри.

«Разминка»

Вопросы команде «Сказка»:

  1. Способность отчетливо произносить слова в речи (дикция)
  2. Перерыв, временная остановка в речи, музыке (пауза)
  3. Манера ходить, поступь (походка)
  4. С помощью чего обозначаются предметы, понятия в устной и письменной речи? (слова)
  5. Манера произношения, обозначающая различные чувства говорящего (интонация)
  6. Чувство, душевное переживание (эмоция)

Вопросы команде «Маска»:

  1. Движение рукой, что-то обозначающее (жест)
  2. Искусство, в котором чувства, настроение передаются с помощью звуков (музыка)
  3. Перемещение кого-нибудь в определенном направлении, иногда в определенном ритме (движение)
  4. Специальный прибор для извлечения определенных звуков (инструмент)
  5. Особенности окраски звука у голоса, инструмента (тембр)
  6. Мимика лица, губ, глаз, выражающее удовольствие (улыбка)

Слово жюри.

II этап

«Что мы знаем о сказках?»

  1. Назовите зачин и концовку сказок, наиболее часто встречающиеся при рассказывании, чтении (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; в старые -стародавние времена; было ли это, не было; как-то раз, решили и т. д. Стали они жить поживать, да добра наживать; тут и сказке конец, а кто слушал молодец; и я там был, мед – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; сказка туда, а я сюда; сказка на том берегу, а я – на этом; с неба три яблока упало: одно мне, другое тому, кого сказку рассказывал, а третье – тому, кто сказку слушал)
  2. Объясните значение слов:

Слово жюри

  1. 3. Конкурс капитанов: «Реши кроссворд» (Приложение №6).
  • Слова на звук «К» - кино, книга, концерт, композитор
  • Слова на звук «А» - афиша, артист, антракт, аплодисменты

Слово жюри

  1. Кроссворды для команд

Театральные жанры – балет, опера, клоунада, оперетта, драма

  • Театральные профессии – драматург, гример, композитор, режиссер, суфлер, осветитель

Слово жюри

  1. «Чьи это сказки?»
    Каждой команде предлагается вспомнить и назвать авторов сказок (5-6 сказок)

Слово жюри

  1. «Покажи сказку» - домашнее задание.

Участники команды мимикой и жестами показывают отрывок любой сказки, а другая команда должна угадать, какая это сказка.

Слово жюри

  1. «Сочини сказку»
    Участникам команд предлагается сочинить сказку

Слово жюри: подведение итогов.

5. Физкультурно-речевой досуг "Всей семьей на старт!" для детей и родителей подготовительной группы

(Под мелодию "Мария, Мирабела", муз. Е. Доги, дошкольники и родители входят в физкультурный зал, украшенный детскими рисунками, шариками, флажками.)

Воспитатель по физкультуре:

Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть вас в этом зале.

На спортивную площадку

Приглашаем всех сейчас!

Праздник спорта и здоровья

Начинается у нас!

Разрешите открыть наш праздник "Всей семьей на старт!".

(Звучит "Песня Чебурашки", муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского, в зал ходит ребенок в костюме Чебурашки, в руках у него воздушные шарики, наполненные гелием.)

Чебурашка: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, мамы и папы! Вы меня, конечно, узнали! Скажите мне, какое большое спортивное событие было в 2010 году в Ванкувере? Правильно, Олимпиада. А в 2014 году Олимпиада пройдет у нас, в России, в городе Сочи. Вы хотите стать такими же ловкими и сильными, как наши олимпийцы? Я приготовил вам задания, они в этом конверте.

(Чебурашка дает конверт с заданиями воспитателю по физкультуре.)

1-й ребенок:

Здоровье, сила, ловкость –
Вот спорта пламенный завет!
Покажем нашу дружбу, смелость.
Семейным стартам шлем привет!

2-й ребенок:

Чтобы в спорте первым быть,
Спорт надо полюбить.
Чтоб спортсменом мог каждый стать,
Надо день зарядкой начинать!

Чебурашка: Давайте начнем наши соревнования с веселой зарядки.

Комплекс общеразвивающих упражнений на стихи А. Барто "Зарядка"

Инструктор по физической культуре:

По порядку стройся в ряд.

На зарядку все подряд!

(Ходьба обычная, с высоким подниманием колена, приставным шагом,
с выполнением заданий. Перестроение для общеразвивающих упражнений.)

Левая, правая!

Бегая, плавая,

Мы растем смелыми,

На солнце загорелыми.

(И. п.: основная стойка руки на поясе. На раз – руки к плечам; на два –
руки вверх; на три – к плечам; на четыре – принять исходное положение,
повторить 5–6 раз.)

Ноги наши быстрые,

Метки наши выстрелы.

(И. п.: основная стойка руки на поясе. На раз – отставить ногу вперед
на носок; на два – поднять ее вверх; на три – на носок; на четыре – принять исходное положение. То же другой ногой. Повторить 3–4 раза каждой ногой.)

Крепки наши мускулы,

И глаза нетусклые.

(И. п.: ноги на ширине плеч. Руки вверх. На раз – наклон вперед, коснуться
руками пола – выдох; на два – исходное положение, вдох. Повторить 6–8 раз.)

По порядку стройся в ряд.

На зарядку все подряд!

(И. п.: основная стойка, прыжки на месте на двух ногах, чередуя с ходьбой
на месте. По 10 прыжков, повторить 3–4 раза.)

Воспитатель по физкультуре:

Молодцы, ребята! А сейчас я хочу вам представить наше жюри.

(Члены жюри (старший воспитатель, медсестра, педагог-психолог)

приветствуют участников праздника. Соревнование начинается.)

Эстафета "Будь ловким"

Участникам команд необходимо взять мяч, пройти по скамье, пропрыгать из обруча в обруч, бросить мяч в кольцо, забрать и бегом вернуться к своей команде. Выполняет ребенок, взрослый страхует. Жюри оценивает их броски, правильность выполнения и быстроту.

Конкурс для мам "Кто дольше"

Мамы под "Песенку Мамонтенка", муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящего, крутят обруч на талии. Оценивается продолжительность упражнения.

Чебурашка: Пока жюри подводит итоги, предлагаю поиграть.

Игра-аттракцион "Кто быстрее в обруч"

На полу лежат обручи (на один меньше числа детей). Пока звучит песня "Чунга-Чанга", муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина, все двигаются, как только она останавливается – дети занимают обручи. Игра проводится 2–3 раза.

Воспитатель по физкультуре:

Жюри объявляет итоги первых двух конкурсов, а у нас задание для пап.

Эстафета для пап "Пожарники"

(Проводится под мелодию песни "Папа может", муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.)

На некотором удалении от стартовой черты стоят два стула спинками друг к другу, под ними веревка. Выигрывает тот, кто первым добежит до стула, сядет на него и выдернет веревку.

Эстафета "Дружная семейка"

Первым бежит взрослый, добегает до ориентира, обегает его и возвращается к команде, где его за талию берет ребенок. Затем они бегут вдвоем и так до тех пор, пока вся команда не соберется в один "паровоз". Выигрывает команда, которая при выполнении задания сохранит целостность и придет к финишу первой.

Семейный аттракцион "Групповой прыжок"

Первым от отмеченной линии прыгает ребенок, затем от него прыгает мама, а от того места, до которого допрыгнула мама, совершает прыжок папа. Побеждает команда, чей общий прыжок длиннее.

Эстафета "Собери словечко"

Рядом со стартовой чертой приготовлены слоги: по-бе-да, ко-ман-да, за-ряд-ка. Первым бежит папа, берет первый слог, добегает до магнитной доски и прикрепляет его. Затем бежит ребенок, за ним – мама. Выигрывает команда, первой собравшая слово.

(Жюри объявляет итоги.)

Чебурашка: Молодцы! Очень хорошие результаты показали вы и ваши родители! Вижу, что вы уже научились читать, и наши соревнования получились не только спортивными, но и очень дружными! Хочу наградить всех участников соревнований!

(Чебурашка вручает всем участникам шоколадные медали.)

Воспитатель по физкультуре:

Вот и подошли к концу наши соревнования! Мы поздравляем победителей! Пусть в вашем доме всегда царят радость, веселье, бодрость и здоровый дух! Приглашаем вас в наш дружный хоровод!

(Под музыку Е. Жигалкина "Большой хоровод" дети и взрослые водят хоровод.)

6. Круглый стол

Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Звучит музыка

Ведущий: Добрый вечер!

Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор

(раздать каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком?

(Предложить высказаться родителям)

  1. Воспитание звуковой культуры речи.
  2. Словарная работа.
  3. Формирование грамматического строя речи.
  4. Обучение рассказыванию – связная речь.

«Острое блюдо» по Метеновой Н.М.

(Ведущий, передает родителям корзину с шарами, в шарах – вопросы «острого блюда»).

Я предлагаю под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.

1. С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью? Почему?

2. В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома? Как часто? Какие самые любимые?

3. Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?

Ведущий: Наша дискуссия о развитии речи дошкольников в семье.

Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?

(Высказывания родителей)

Специалист ДОУ: Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.

Ведущий: А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?

(Высказывания родителей)

Специалист ДОУ: Отсутствие необходимых знаний.
Нет устойчивого интереса к чему-либо.
Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

Ведущий: Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

(Высказывания родителей)

Специалист ДОУ: Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Ведущий: Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?

(Высказывания родителей)

Специалист ДОУ: Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т.д.

Проблемная ситуация.

В вестибюле детского сада, в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их покормить печеньем, хорошо рассмотреть, однако никто особенного интереса к ним не проявлял, кроме тех случаев, когда птицы начинали кричать.

Тогда воспитанники соседней, средней группы, по очереди выбегали к ним, грозили пальцем: «Кеша – хороший, а Маша – плохая! Она кричит все время!» Однако когда на занятиях по развитию речи в той же группе зашла речь о попугаях, дети не смогли рассказать о птицах: какие у них перья, клюв и т.д.

Вопросы:

Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны? Чем объяснялось неумение детей рассказать о попугае? Как следует организовать наблюдение детей в данном случае?

Ведущий: Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.

(Предложить родителям объединиться в небольшие группы).

Ведущий: Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?

Ведущий: А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

(Предложить родителям высказаться.)

Специалист ДОУ: Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Ведущий: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

Ведущий: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!

7. Библиографический список

1.Здериглазова Т. Театр скороговорок // журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2009г. с 46-48

2.Метенова Н.М. Родителям о детях. 2009.43с.

3.Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург.: Изд-во «ЛИТУР», 2001. – 208с.

4.Ронина О.Л., Миронова Е.А. Логопедические досуги в системе коррекционной деятельности ДОУ // журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №7, 2011г. с 20-29

5.Сидоренко Л. Мои пальчики расскажут // журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2008г. с 67-70

6.Справникова И.Н. Слово на ладошке // журнал «Ребенок в детском саду» №4, 2011г. с 82-85

7.Сухорукова С. Конспекты досугов по развитию речи // журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2006г. с 9-12

8.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память// журнал «Ребенок в детском саду» №2, 2004г. с 59-62

Для разработки Дня заботливых родителей были использованы статьи Интернет – ресурсов с неисключительным правом на использование информации.

Приложение №1

План проведения Дня заботливых родителей

Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Любое, даже незначительное нарушение отражается на поведении ребенка, на его деятельности. Необходимо работать над развитием всех сторон речи, решая задачи формирования правильного произношения, развития грамматически правильной, связной речи. Наибольшего успеха можно добиться через взаимодействие детского сада и семьи. Только в этом случае работа над развитием речи будет осуществляться практически в течение всего дня: во время проведения занятий в детском саду, режимных моментов, прогулки, по дороге в детский сад и из детского сада, в выходные дни. Для этого в семье ребенка должна быть создана благоприятная атмосфера для закрепления знаний, умений, полученных в детском саду. Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то и в домашней обстановке можно ориентировать ребенка на совместное выполнение игровых упражнений. В каждой семье на вооружении должна быть «Домашняя игротека», состоящая из игр на улице, на кухне и т.д.

Игры по дороге в детский сад (из детского сада).

«Кто самый внимательный». Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.

Игру «Весёлый счет» тоже можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

Игра»Рыба, птица, зверь« На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?» На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.

«Отгадай предмет по паре других» Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама -это семья, мясо, лук-это котлеты, торт, свечи- это праздник и т.д.

Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.

Можно организовать игру «Я дарю тебе словечко». Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый- незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.

В игру «Живое предложение» можно играть всей семьей. Совместно составляется предложение из трех, четырех слов, в зависимости от количества членов семьи. За каждым играющим закрепляется одно слово из предложения. По сигналу все должны стать в одну шеренгу и прочесть предложение, которое получилось. Игру можно проводить несколько раз, при этом важным условием является то, что каждый раз играющие должны становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать по разному. Например, задумано предложение Весной расцвели голубые подснежники. В ходе игры предложение может звучать так: Расцвели голубые подснежники весной или Голубые подснежники весной расцвели. Каждый раз, когда получается новое предложение, нужно дать возможность ребенку прочитать его. Такая игра способствует развитию интонационной выразительности речи, а также помогает сформировать у ребенка память, внимание.

«Задом наперед» Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.

«Лингвистическое домино». На карточках (10см х 10см) написать короткие слова (вол, приз, рак, рис, пост, газ, ель, лад и т.д.) Играть по правилам домино.

Игра «Угощение». Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз, ананас и т.д.; Б- банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».

Игра «Один-два»- предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот, например, большие глаза-большеглазый, длинный хвост- длиннохвостый и т.д.

С целью введения в речь ребенка антонимов можно поиграть в игру «Наоборот». Задается вопрос: «Лес какой?». Необходимо ответить парой слов-антонимов: лес большой- лес маленький, лес старый- лес молодой, лес зимний- лес весенний или взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним.

Большое влияние на речь детей оказывает развитие мелкой моторики рук, так как доказано, что если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Проводя дома упражнения на развитие моторики рук, можно использовать разнообразный подручный материал: бельевые прищепки, пробки от пластиковых бутылок, «сухие бассейны» с горохом, фасолью, рисом.

«Игры с бельевыми прищепками». Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т.д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи. Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки.

«Сухой бассейн». На дне миски с фасолью(рисом, пшеном и т.д.) спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Кто быстрее их достанет.

«Лепка из теста». При приготовлении выпечки дать ребенку кусочек теста и предложить ему слепить любую фигуру.

С помощью таких игр стимулируется действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей.

Развитие речи ребенка напрямую связано с развитием общей моторики у детей. Поэтому двигательной активности ребенка тоже нужно уделять большое внимание, играя с ним в игры на развитие координации движений, пространственной ориентации. Спектр игр и игровых упражнений, способствующих решению этих задач, очень велик.

Игра «Ловкий зайчик»: предложить ребенку попрыгать на двух ногах с продвижением вперед.

Игра «Сбей кеглю«(любой предмет- коробку, бутылку). Нужно сбить кеглю, прокатывая мяч вперед.

«Пройди, не задень». Ходьба на носочках между предметами, поставленными на расстоянии сорок сантиметров друг от друга. Расстояние можно уменьшать или увеличивать, в зависимости от возможностей ребенка.

Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди