26.09.2019

Консультация возрастные особенности детей 3 4 лет. Подавление естественной активности


Добрый день, дорогие читатели! Когда ребёнок появился на свет, мы самостоятельно ухаживаем за ним. Нравится ему или нет, мы одеваем ту одежду, которая подходит по нашему мнению, сами выбираем игрушки. И даже не задумываемся, что скоро настанет тот момент, когда кроха будет хотеть решать сам. До совершеннолетия не нужно ждать. Всего пара лет нас отделяет от этого момента.

Да, мои дорогие, в 3 года у дитя случается первый ! Вы заметили изменения в поведении малыша? И перемена, скорее всего, не в лучшую сторону. Да? Тогда давайте поговорим сегодня о том, какое оно воспитание детей 3 4 лет.

А чтобы лучше разобраться, я расскажу об особенностях развития крохи в этом возрасте, советах специалистов и роли семьи и общества.

М-да… в один прекрасный момент малявочка начинает понимать, что он отдельная личность. В нём просыпается желание решать самостоятельно какие-то вопросы. Просто не всегда дитя попадает в точку.

Например, одеваясь на улицу, Вы не можете его убедить надеть шапку потеплее, потому что на другой карапузу понравилась аппликация. Некоторые родители не выдерживают такого поведения и срываются. Но, поймите, малышу тоже нелегко в этой ситуации! Он всеми своими попытками показывает, что с ним тоже надо считаться! Не иначе. И здесь очень много зависит от нас с Вами. Как мы отнесёмся к маленькой личности, такое развитие и будет в дальнейшем.

Попробуйте предоставить варианты выбора, покажите 2 шапки, которые устроят Вас по практичности, с предложением сделать крохе самостоятельный выбор между ними. Вы ничего не потеряете, а малышок останется доволен, что это он решил, какой гардероб одеть.

И ещё, в этом нежном возрасте, карапузу трудно быстро переключаться с одной деятельности на другую. Поэтому, когда игра в разгаре, а Вы настаиваете срочно идти чистить зубки и спать, ничего, кроме бури протеста, не ожидайте. Торопить и шуметь бесполезно.

Читала где-то, что если в этот период негодовать и требовать у крохотули побыстрее сделать что-то, он вырастет медлительным. Так что одно неосторожное действие и малышку будет сложно приспособиться к этой жизни в дальнейшем.

У непоседы в 3 4 года развивается самостоятельность. И это лучшее время для воспитания навыков уборки за собой, складывания аккуратно одежды в ящик. Если Вы не будете терпеливы и станете делать это за своего наследника, рискуете получить в итоге нерешительное существо.

Причины плохого поведения

Хотелось бы начать этот подзаголовок цитатой известного педиатра Е. Комаровского: «100% взрослых знают, как делать детей, но 99,9% не знают, что потом с ними делать». Если задуматься, это действительно так. Мало показать карапузу, как обращаться с ложкой, важно помочь выработать характер. И все проходят через это.

Так в чём же кроются причины проблемы? Может всё дело в психологии?

  1. Банально, но малышу недостаёт внимания. Взрослые часто увлечены своими важными делами. А поиграть с любимым крохой времени не остаётся. Ведь он уже может сам взять конструктор и собрать, чего ещё нужно? Человек по натуре своей хочет понимания родных и внимания. Вот взрослым разве не хочется порой с кем-то поговорить, да просто помолчать, но вместе с кем-то! Так и детишки. Предлагайте почитать вместе , когда он этого не ждёт. Не отпихивайте человечка с его желаниями. Если родители переносят строительство игрушечного домика на потом, это и может стать причиной гнева крохотули.
  2. Месть. Да, от такого крохотного существа. Неосознанно, конечно. Например, после долгого пребывания с матерью кроху отдали в детский сад. А там другие люди и график тоже не устраивает. И малышок просто срывает плохое настроение на других.
  3. Личностное самоутверждение. Так знаменуется сей этап. Дитя личность, а если кто-то против, тот и по чайнику получит!
  4. Формирование низкой самооценки. И это с нашей, мои дорогие, подачи. К этому приводит слишком сильная или, наоборот, недостаточная опека. Карапуз становится в себе неуверен, пока он не понимает, что его ломают. Вот и выражает негативизм. В дальнейшем это станет неуверенный в себе человек, ищущий совета мамы.

Воспитание в семье

Мало кто не согласится, но основа характера закаляется в семье. Так как правильно относиться к капризам, и какие задачи нам нужно решить?

Основной целью становиться ― направление малыша в нужное русло, без наказаний. Ведь на почве истерики ничего не добьёшься. Комаровский по этой теме говорит, что когда наступает период истерично-плаксивого поведения, лучше дитя бойкотировать. Капризы не выполнять. Договариваться с ним нужно после наступления успокоения. Спокойное поведение родителя в этой ситуации заставит скорее побороть приступ гнева у деточки.

Нам подчас бывает тоже непросто уговорить сыночка позаниматься. Ведь даёт задания на дом. Хоть я стараюсь делать это в игровой форме, но у Доминика порой терпения не хватает. Тогда находим компромисс: сначала мы подуем пузыри, потом позанимаемся и уберём за собой игрушки. Когда есть возможность, предлагаю варианты выбора. С Ивоной проще, маленькая пока ещё.

Используйте желание карапуза делать всё самостоятельно в нужное себе русло. Попросите полить цветочки, так разовьёте бережное отношение к природе. Можно и кровать заправить, коряво, конечно, но ведь это период обучения! Со временем научится. Если трудовое воспитание начинать лет в 5, ещё дольше получится приучать к порядку.

В 3 года дитя любит повторять за взрослыми. Купите набор для уборки, миниатюрную гладильную доску. Не заставляйте, а начав уборку, услышите требовательное: «И я хочу тоже!». Мальчикам подойдут муляжные папины инструменты.

Гуляя, на улице решайте задачу экологического воспитания. Рассказывайте о растениях, как о живых персонажах. Одна моя подруга сравнивала веточки дерева с пальчиками, и говорила, что рвать их плохо.

Но этот период совпадает с вождениями малышка в детский сад. Как там решается проблема развития у крохи верного отношения к происходящему?

Роль детского сада

Во-первых, это уже коллектив подобных малышу созданий. И эту толпу детишек воспитатели условно делят по половым принадлежностям. Обучение происходит играми, девочек привлекают хозяйственной частью, посудка и т. д., Мальчиков машинками и тому подобным. Но есть и совместные занятия. Это обязательно. А решаются тут задачи такого плана.

  1. Большую роль отдают патриотическим аспектам. Словарный запас крохотули уже больше 1,5 тыс. слов. Он способен запоминать и логически рассуждать. Любовь к Родине зарождается с любви к семье и близким людям.
  2. Нравственность. Привить маленькому существу сострадание к другим, прощание обид, доброту очень важно на раннем этапе.
  3. Сенсорика. Дошколёнок должен знать значения предметов на ощупь: твёрдое ― мягкое, горячее ― холодное. Интересным упражнением является смешивание красок между собой. Кроме того, что это изучение цветов, дитя поражается, узнав, что так можно получить совершенно новый цвет. Такое ориентирование в пространстве помогает тренировать логику и мышление.
  4. Развитие физической активности учит правильному поведению в коллективе. Да и здоровье укрепляет! В каждом саду перед завтраком обязательна зарядка. Все детишки любят помахать ручками и ножками. Это вызовет только положительные эмоции.
  5. Бережное отношение к природе. Об этом я уже говорила. В дошкольных учреждениях этому тоже уделяется внимание и большое. Обучение бережливости и аккуратности неотрывно связано и с патриотизмом, добром, любви к близким.

Вообще, воспитатели должны проводить собрания по этому поводу. Доносить до родителей, как правильно направить малыша в нужное русло. Но к сожалению, в большинстве садов собрания проходят только по причине «собрать деньги»! Но, конечно, это не значит, что с Вашим чадом там не занимаются. Четырёхлетний карапуз, если что, сам доложит, что там делают они в своей группе и во что играют. Благо, сообразительности и набора слов уже хватает!

Литература

А вот вашему вниманию несколько популярных изданий, которые пригодятся в общении с чадами.

  1. Марта и Уильямс Сирс «Ваш ребёнок от рождения и до 10 лет» . Популярное пособие пригодится не только для дошколят, но и для тех, кто уже переступил порог школы.
  2. Наталья Ильина, Диана Хорсанд «Растить ребёнка… Как? ». Книга основана на личном опыте. Авторы повествуют о сыновьях и дочках от младенчества.
  3. К. Кволс «Как воспитывать детей без наказания ». Описываются способы выхода из конфликтных ситуаций. Полезно будет вооружиться такой информацией!

Конечно, это советы общего плана. Каждое чадо индивидуально. Темперамент дан природой, а характер вырабатывается в семье и коллективе. Помогайте не навредив.

Книга-сборник волшебных и полезных сказок « » для вас в подарок!!!

Всего доброго, уважаемые читатели! Не забывайте использовать возможность подписаться на обновления блога, и оставить комментарий по теме. Быть может, Ваш опыт поможет ещё кому-то.

Чуть не забыла, дополните, пожалуйста, список литературы, которая на ваш взгляд может помочь в воспитании наших деток. Огромное спасибо всем откликнувшимся!

О кризисе трех лет написано и сказано много, тем не менее многих родителей он застает врасплох. Психологи заслуженно называют его важнейшим этапом становления личности, наряду с подростковым возрастом. При воспитании ребенка 3-4 года психология дает советы, призванные помочь членам семьи в преодолении этого сложного периода, они и изложены в этой статье.

Развитие нервной системы и моторики

К трем годам головной мозг ребенка уже достаточно развит, чтобы совершать несколько движений одновременно и координировать работу тела. Это самое большое достижение трехлетнего ребенка. Он начинает овладевать навыками различной деятельности, и то, чему он научится сейчас, останется с ним на всю жизнь. Активно развивается как крупная, так и мелкая моторика. Можно и нужно постепенно привлекать его к домашним делам, отдать в малышковую развивающую группу или детский сад.

Осознание своего «Я» и начало становления личности

Организм и психика в этот период активно развиваются: формируются речь, навыки игры, общения с другими людьми. Важнейший психический процесс этого периода - формирование собственного «Я». Основная причина кризиса состоит в том, что происходит качественный скачок в развитии, становление самостоятельной личности.

Прежняя модель поведения матери и отца перестает удовлетворять маленького человека, теперь он хочет, чтобы к нему относились по-новому, и отстаивает свое «Я» перед другими. От того, насколько близкие проявят в этот период мудрость и терпение, зависит, каким их воспитанник станет в будущем.

Изменения в поведении

Обычно этот этап жизни длится от нескольких месяцев до двух лет. Признаком приближающегося кризиса является узнавание себя в зеркале: если раньше карапуз говорил о себе в третьем лице, называя по имени - например, «Это Саша», то теперь говорит: «Это Я!» Основные симптомы того, что кризис уже начался:

  • негативизм;
  • упрямство и строптивость;
  • своеволие;
  • деспотичное поведение;
  • обесценивание взрослых;
  • истерики.

Главная фраза в это время — «Я сам».

Трудности в воспитании

Резкие перемены в характере

Родители часто бывают в шоке от того, что их кроха, до сего момента такой послушный, вдруг начинает вести себя резко негативным образом. Меняются вкусы, а те игрушки и занятия, что раньше нравились, становятся нелюбимыми, маленький бунтарь перечит старшим, иногда будто специально делает назло, или все наоборот. Например, не идет гулять, даже если хочет этого. Злится, капризничает, порой плохо ведет себя напоказ.

Истерики, манипуляции

Наверное, все видели подобную сцену: карапуз падает на пол в торговом центре и начинает громко кричать, требовать купить что-то, бьется в истерике. Родители зачастую теряются, а если еще окружающие вставляют осуждающие реплики, то невыносимое чувство стыда заставляет их пойти на поводу у ребенка. Такое поведение может закрепиться: 3-4-летний кроха становится манипулятором, который крутит родными, как хочет, чувствуя свою безнаказанность и власть.

Подавление естественной активности

Но есть другая крайность: когда отец и мать «победили» своего отпрыска, он становится тихим, послушным, боязливым и совершенно безынициативным. На любое естественное проявление следует гневный окрик: «Куда пошел?» «Не беги!» «Не трогай!» В конце концов малыш перестает пытаться что-то делать и решает, что лучше тихо сидеть и не высовываться. Ведь ему очень нужна материнская и отцовская любовь, а будучи плохим в глазах родных, он не сможет ее получить. Так формируется выученная беспомощность.

Негативно влияет на формирование личности противоречивое воспитание в этот период, например, сочетание контролирующей мамы и все позволяющего папы. Маленький человек начинает понимать, что взрослые сами не знают, как с ним справиться, а правила поведения неодинаковы у разных людей. Поэтому он приспосабливается искать защиты у одного из родных от другого. Часто бывает так: кроха съездил к бабушке с дедушкой, там «разбаловался», потом родители никак не могут снова приучить его к послушанию, и такие воспитательные «качели» повторяются из раза в раз.

Страх потери близких

Бывает, что отец и мать втягивают сына или дочку в свой супружеский конфликт и вынуждают принять чью-либо сторону, что для ребенка крайне болезненно, ведь приходится взять на себя непосильную для маленького человека ответственность. Такой малыш из страха потерять маму или папу старается быть хорошим, выполнять все требования, но на самом деле пребывает в постоянной тревоге или же, наоборот, своими капризами, нарочито плохим поведением неосознанно вынуждает родных сплотиться вокруг него.

Необходимо знать, что развод родителей в этом возрасте является крайне разрушительным для детской психики. Если кроха чувствует, что мать и отец не любят друг друга, но остаются вместе ради него, он испытывает неосознанное, но глубокое чувство вины. Дети понимают в этом возрасте гораздо больше, чем принято думать, и любой дисбаланс в семейной системе отражается на поведении малыша.

Пути благополучного выхода из кризиса

Время внутренних перемен

Прежде всего, матери и отцу нужно понять, что происходящее сейчас с их чадом - совершенно нормальная часть его естественного развития. Это не зависит от того, правильно или неправильно малыша воспитывают, какие у него мама и папа. Кроме того, иногда кризис проходит совсем быстро и незаметно, это тоже вариант нормы. Но обычно все же этот этап проходит бурно, и в это время в детской психике происходят очень важные вещи:

  • развитие речи;
  • социализация;
  • развитие воли и самостоятельности;
  • формирование базового чувства безопасности;
  • творческое развитие;
  • подражание старшим.

Развитие речи: маленький почемучка

Трехлетка уже знает до 1500 слов и каждый день узнает что-то новое, в его сознании активно формируется описание окружающей картины мира. Именно поэтому он задает столько вопросов и тренирует речевые навыки в общении с родными. «Почему птица летит и не падает?» «Откуда идет дождь?» – подобные вопросы часто ставят взрослых в тупик. Необходимо отвечать максимально правдиво, не отшучиваться, ведь кроха воспринимает все буквально. Если ответ неизвестен, то надо честно сказать об этом, но пообещать разузнать.

В этом возрасте открывается так называемое «языковое окно»: если ребенок растет в межнациональной семье, он легко усваивает несколько языков. Но не стоит слишком увлекаться ранним развитием, все должно происходить естественно. Основная деятельность в этом возрасте - игровая, а переутомление ведет к потере интереса.

Социализация: что такое хорошо и что такое плохо

В три года маленький человек находит и проверяет на прочность границы между собой и окружающими, учится понимать, что можно, а что нельзя. Это тонкий момент, который нельзя упускать: ребенок должен усвоить, что в мире взрослых существуют определенные правила, что у других тоже есть потребности, научиться сочувствовать. Постепенно должно прийти понимание, что он не центр вселенной, но занимает в ней определенное место, наряду с другими.

Проявление воли: первые самостоятельные победы

В этот период малыш часто говорит: «Я сам!», пытается что-то сделать, пока еще неумело, медлительно. Взрослым бывает невыносимо наблюдать за этими неловкими движениями, так хочется быстро сделать все самим, чтобы скорее заняться своими делами. Но нужно дать крохе шанс проявить себя, испытать гордость за свою маленькую победу. Таким образом формируется самооценка, и происходит понимание своих возможностей, вырабатывается самостоятельность, что немаловажно для дальнейшей жизни.

Самообслуживание: чистота и опрятность

Трехлетний ребенок уже должен овладеть навыками гигиены: мыть руки, опрятно есть, самому садиться на горшок, чистить зубы, одеваться с небольшой помощью взрослого. Он исследует окружающий мир, приобретая навыки, и может случайно или намеренно ломать вещи. За это не следует ругать — ведь он поступает так не со зла, а лишь хочет понять, как все устроено.

Базовое чувство безопасности: безусловная любовь

Трехлетке очень важен контакт с мамой и папой, он должен знать, что его любят не за что-то, а просто так, и не перестанут любить, если вдруг ошибется. Ему необходимо чувствовать себя нужным и важным. Если не обращать внимания на малыша в этот период, он может начать капризничать и таким образом получить недостающее.

Важно быть последовательным в воспитании, не наказывать чадо просто так, из-за своего дурного настроения, обязательно поощрять за успехи и терпеливо объяснять, что можно, а что — нельзя, и почему. Слишком большое количество запретов формирует у ребенка тревожность и сопротивление, однако те запреты, нарушение которых связано с опасностью для жизни и здоровья, он должен четко усвоить.

Важно: ни в коем случае нельзя наказывать перед едой или сном, когда малышу больно или физически плохо, - базовые потребности должны четко соблюдаться.

Творчество: время смешных рисунков

Ребенок-трехлетка рисует «головоногов» — странных существ с большой головой и ниточками-ногами, может увлеченно изображать «каляки-маляки» или цветные разводы на бумаге. Так развивается мелкая моторика, и происходит знакомство с разными средствами творческого самовыражения, при этом происходит активное развитие мозга, установление новых нейронных связей, что будет весьма актуально, когда ребенок пойдет в школу. Главное — не загубить на корню эти ростки творчества, детские работы нужно хвалить, но в меру, поощрять старания сделать лучше.

Важно: нельзя смеяться или осуждать то, что малыш сделал своими руками. В раннем детстве все охотно рисуют, но впоследствии многие прекращают это делать именно из-за страха критики.

Подражание: игра во взрослую жизнь

В этом возрасте еще не осознаются гендерные различия, и рано прививать крохе мысли о женской или мужской роли в обществе. Мальчик или девочка стремятся подражать родителям и брать с них во всем пример — могут играть во взрослую жизнь и в профессии, подражать действиям значимых старших. Например, нагружать самосвал кубиками и строить дом, возить кукол на игрушечной машине на дачу, лечить, кормить и так далее.

Игрушки в этот период должны быть максимально приближены к реальной действительности. Ребенок, конечно, понимает, что все это понарошку, так он отыгрывает ролевые сюжеты из жизни, создавая свой маленький мир - подобие взрослого. Родители могут направлять и подсказывать сюжеты игр, таким образом участвуя в жизни своего чада.

Памятка для трудных ситуаций

Чтобы не теряться в критической ситуации, надо держать в памяти такие полезные советы: чего точно не стоит делать, а что, наоборот, поможет добиться успеха.

Неэффективно: Эффективно:
Не кричите на ребенка.
Крик пугает малыша и дезориентирует. Основатель семейной терапии Вирджиния Сатир предлагала такое упражнение: сядьте на корточки, поднимите голову и смотрите вверх, затем пусть кто-то, стоящий рядом в полный рост, будет громко кричать на вас. Так вы поймете, что испытывает ваш сын или дочь в подобной ситуации.
Присядьте рядом на корточки, установите контакт глазами. Скажите маленькому, что у него есть время покричать, если хочется, и что для вас главное, чтобы он стал чувствовать себя лучше.
Не отменяйте запрет.
Если идете на поводу у ребенка или боитесь истерики, вы делаете ему хуже, закрепляя манипулятивное поведение.
Обеспечьте безопасность места, где находится ребенок. Уберите то, обо что он может ушибиться или пораниться. Посидите рядом, покажите, что расстроены таким поведением, но все равно любите его.
Не применяйте к ребенку грубую силу и не шлепайте его. Телесный контакт, близость очень важны. Обнимите, погладьте по голове, начните тихим голосом рассказывать любимую сказку или шептать что-то приятное.
Не стесняйтесь своего ребенка перед другими людьми. Никогда не показывайте, что мнение посторонних людей о нем важнее, чем ваше собственное. Ваша задача — помочь малышу пройти кризис, а не взрастить в нем чувства вины и стыда. Также нельзя сравнивать его с другими, ставить других детей ему в пример. Постарайтесь выяснить, что вызвало истерику, и договориться, что причина будет устранена. Когда ребенок успокоится, расскажите ему о плохих последствиях такого поведения: разбросанные игрушки, расстроенные родители. Если дело происходит дома, можно выйти на время из комнаты - отсутствие зрителей зачастую помогает успокоиться.

Выход из кризиса

Воспитание своим положительным примером

Таким образом, пройдя кризис, все члены семьи должны вынести из него главное: ребенок - ощущение себя отдельной, индивидуальной личностью и самоуважение, интерес к познанию мира и самостоятельность, взрослые - умение договариваться и сохранять доверие малыша, адекватные границы дозволенного и эмоциональный контакт.

И главное - всегда помнить, что дети во многом копируют родителей. Поэтому воспитывать нужно себя и подавать им хороший пример. Тогда можно не зацикливаться на воспитании, а просто любить своих детей.

Психолог поможет справиться

Но если при всех приложенных усилиях не удается справиться с проблемами, или же вы интуитивно чувствуете, будто что-то идет не так - не нужно откладывать визит к детскому или семейному психологу. Второе предпочтительнее, ведь проблемы детей обычно лишь отражают трудности всей семьи как системы. Опытный специалист поможет выявить причины и преодолеть разногласия. Возможно, не сразу, но через несколько сеансов плодотворной работы будут выработаны навыки нового, более эффективного поведения.

Который можно назвать - «Я сам». Малыш уже полностью осознает себя личностью и испытывает настоятельную потребность - во что бы то ни стало заявить о своей индивидуальности, проявить свое «Я». Но как это делается - он ещё не знает, поэтому идёт самым «простым» путём - противопоставляет себя взрослым и действует вопреки воле родителей.

Родителям нужно понимать, что кризис - это временное явление, и малышу в этот период самому не сладко! Помогите ему! Для очень важно, чтобы он чувствовал себя значимым, любимым и нужным. Относитесь к нему как к равному, предоставьте больше свободы и постарайтесь быть гибкими.

Чем больше понимания, юмора и отвлекающих моментов будет в вашем , тем доброжелательнее и приятнее будет , а ребенок - более отзывчивым и гибким.

Старайтесь избегать конфликтных ситуаций (уберите всё, что действительно «нельзя», не проходите мимо аттракционов, если у вас мало денег и т.п.), старайтесь сглаживать разногласия и учите этому вашего кроху. Но не бойтесь ввести пару - тройку ограничений, при этом будьте последовательны и не отступайте от введенных вами правил, строго следуйте им, не поддавайтесь на провокации (топанье ногами, громкий плач и т.д.). , желания и чувства словами, а не .

Плохое поведение

Многие родители жалуются, что в период трехлетия ребенок становится упрямым, дерзким, враждебным, непослушным и неуправляемым. По мнению детского психиатра Рудольфа Дрейкурса и известного психолога Юлии Гиппенрейтер существует четыре основные причины плохого поведения ребенка:

  • Нехватка внимания - это наиболее распространенная причина . В большинстве случаев, с трех лет дети начинают ходить в детский сад, а мамы выходят на работу. И естественно, что теперь малыш не получает от своих родителей столько же внимания, как прежде.

В такой ситуации родители должны уделять своему ребенку как можно больше внимания по вечерам и в выходные дни. Ребенок, конечно, и так будет его требовать: «Мама, почитай мне. Мама, поиграй со мной. Мама, у меня не получается». И если мама отмахивается от ребенка, ссылаясь на усталость или домашние дела, он начнет искать другие способы привлечь её внимание - и они не всегда будут «адекватными».

Ведь ребенок очень быстро начинает понимать, что если он спокойненько сидит один в комнате и играет в « », никто на него и внимания не обратит. Зато когда он что-то бросил, разбил, взял опасную или недозволенную вещь - вот тогда и появляется внимание, пусть и негативное, но внимание.

Поэтому старайтесь игнорировать , хвалите его позитивные действия, отзывайтесь на призывы ребенка поиграть вместе, и уделяйте ему внимание тогда, когда малыш, казалось бы, его не ждёт.

  • Самоутверждение . Малышу очень важно чувствовать себя значимым и уважаемым человеком в семье. Как это сделать? При принятии решений, касающихся ребенка, или при решении простых бытовых вопросов, советуйтесь с ним и учитывайте его интересы и мнения. Ребенок должен знать, что он может убедить вас в своей правоте, так же, как и вы его. Именно вы должны преподать ребенку урок гибкости и компромиссов, при которых должны учитываться позиции обеих сторон.

Просите его о помощи, привлекайте к сотрудничеству, организуйте такие ситуации и дела, где ребенок мог бы почувствовать свою значимость и свой авторитет.

Трёхлетний ребенок обычно уже хорошо понимает свою половую принадлежность. , девочки - на матерей. Они стремятся во всем подражать им и с удовольствием выполняют «мужские» или наоборот «женские» обязанности.

В этот период закладывается образец будущих взаимоотношений с противоположным полом. Поэтому родителям следует внимательно следить за своим поведением и речью.

В этой статье:

Годы бегут так быстро. Сейчас вы перебираете крошечные распашонки и не верите, что когда-то у вас был такой малюсенький ребенок. Теперь же ему 3-4 года , и это уже не малыш. Он говорит, ходит, у него есть друзья в детском садике и на площадке. Каждый день он исследует мир, себя, задает вопросы. Сейчас проявляются некоторые возрастные особенности.

Например, ему все хочется делать самому.
Чаще всего это только добавляет вам работы, хотя он отчаянно хочет быть самостоятельным. Сам кушать, завязывать шнурки, выбирать одежду и организовывать игры.

Теперь вы должны четко выработать систему запретов и похвалы. Хоть он и может «все сам», но родители пока что должны контролировать его бурную деятельность. Поощряйте малыша к самостоятельности - так он убедится, что все делает правильно. Конечно, это еще не все особенности детей 3 4 лет, так что родителям нужно быть готовыми к большим переменам. Особенно к вопросам о том, как утроен наш мир .

Еще не взрослый, но уже не малыш

Дети растут, меняются и преподносят вам сюрпризы. Кто-то раньше, кто-то чуть позже, но все они ужасно хотят скорее стать взрослыми. Задача родителей -помочь, но не спешить. Конечно же, в 4 годика он еще полностью зависит от вас. Поощряйте его, учитывая возрастные особенности.

Дети в 3 года

Малыш очень активный, но ему все еще нужно отдыхать днем хотя бы 2-2,5 часа. Он переходит на новый уровень отношений с родителями, ведь теперь активизировалась речь. Игры становятся разнообразнее и эмоциональнее. Девочки чаще выбирают игру в «семью» с куклами, игрушками или другими детьми.

Мальчиков в 3 годика тоже может заинтересовать игра в куклы, имитация общения. Сейчас девочки и мальчики свободно общаются и участвуют в общих играх – еще нет деления по признаку «не буду играть с девчонками».

Детишки начинают активно осваивать язык и речь , так что вам необходимо разучивать с ними стишки, короткие песенки. Слова запоминаются быстро. В этом возрасте можно выявить дефекты речи, если они есть.

Одна из особенностей возраста - плохая концентрация внимания
. Необходимо часто менять игры или занятия, чтобы ребенку не было скучно. Ребенок в 3 года еще не может заниматься одним видом деятельности более 10-15 минут. Сейчас создается первое представление о мире - все быстро запоминается, и ребенку необходимо как можно больше новой информации .

Из-за высокой активности он сильно устает. Под вечер может стать плаксивым, раздражительным или даже проявлять агрессию. Важно, чтобы родители соблюдали режим сна. Лучше всего укладывать спать малыша между 21 и 22 часами.

Дети в 4 года

В 4 года продолжается активное развитие речи и сферы эмоций . Ваш малыш может серьезно рассказывать о влюбленности в девочку или мальчика в детском садике. Сейчас им очень важно делать все, как взрослые. Они пробуют разные отношения: дружба, обида, детская влюбленность (не волнуйтесь, мамы и папы, это быстро проходит).

Сейчас детям интересно осознать и ощутить некоторые понятия, например ложь. Они могут совершенно осознанно лгать вам только для того, чтобы испытать это состояние . Не стоит здесь ругать, объясните, что говорить неправду - плохо, и вас расстраивает, когда ребенок так поступает.

Сейчас ваша задача меньше ругать, а больше объяснять все на простых примерах. Особенно хорошо дети запоминают, как ведут себя родители или любые другие взрослые.

Одна из возрастных особенностей - быстрая смена привязанностей, настроения. Некая эмоциональная нестабильность заставляет вашего ребенка сейчас часто менять свои привязанности. Лучший друг может очень скоро стать не так уж и хорошим . Разочарование и обожание - две противоположности. Это не страшно, а лишь говорит о психическом развитии. Психические процессы усложняются , меняется восприятие вещей, слов, действий. Обиды в 4 года - очень распространенное явление.

«Я все умею сам»

Это любимая «фишка» детей в 3-4 года. Увидев один-два раза, ребенок думает, что может сам повторить любые действия:

  • завязывать шнурки;
  • застилать кроватку;
  • мыть и вытирать посуду;
  • обращаться с расческой, туалетными принадлежностями.

Многие взрослые
проблемы начинают интересовать его, например выбор одежды . Очень часто дети отказываются одевать то, что мама приготовила для них, и выбирают сами. Получаются довольно эпатажные костюмы , но дети готовы выйти из дома только так.

Сейчас поощряйте все его действия, направленные на самостоятельность. Хочет есть сам? Отлично, дайте ему безопасную ложечку, будьте готовы потом отмывать ковер от супа и каши. Решил выбирать сам, в чем идти в садик - обсудите, предлагайте варианты, но в конце согласитесь с его выбором.

Это время, когда ни в коем случае нельзя спугнуть эту самую «самостоятельность». Слушаться маму - отличное качество, но у маленького человека должно быть право на собственное мнение и выбор. Хочет вытирать с вами посуду - дайте ему пару чашек. Ему скоро надоест, так что не надейтесь на особую помощь, но тут важно, что он сам захотел помочь вам . Благодарите и хвалите.

Как правильно вести себя с ребенком

Дети копируют
поведение взрослых - это совершенно нормально. Сейчас следите за своими словами и действиями. Он еще не понимает, какие слова «хорошие», а какие «плохие» . Так, ругая ребенка, вы можете дать ему «отличную» идею, как похвастаться перед своими друзьями новыми словами. Часто после этого родителей вызывают в детский садик с вопросами.

Вообще же это забавное время. Логическое мышление просыпается , но выводы, которые малыш делает, часто ошибочно-смешные. Это время для фраз, которые запоминаются родителями на всю жизнь. Корней Чуковский написал книгу «От двух до пяти» . Почитайте на досуге: там вы найдете примеры того, какие замечательные фразы и выводы делают дети этого возраста.

Иногда вам придется
краснеть в транспорте от их вопросов и откровений, но любознательность - важная характеристика ребенка в этом возрасте. Так и должно быть. От кого еще он получит правильные ответы на важные вопросы? Будьте терпеливы, ведь малыш не хочет ставить вас в неловкое положение своими вопросами – он лишь хочет найти ответы.

Здесь необходимо объяснить, что существуют темы, на которые мы не разговаривает на улице, в транспорте, в очереди. Все остальное - пожалуйста, спрашивай. Не стесняйтесь отвечать на вопросы. Интерес к своему телу, различиям между мальчиком и девочкой - это совершенно нормально . Главное не делать из этого тайну, ведь любознательный мозг малыша сейчас будет искать ответы где угодно. Лучше получить их от вас, чем от малознакомых людей.

Похвала и запрет

Теперь любая инициатива ребенка заведомо положительная для вас . Поддерживайте, помогайте, показывайте. Как только он научится сам застегивать кофточку или одеваться, ребенку очень захочется получить от вас похвалу. Не переборщите с
восхищением. Первые несколько раз бурно хвалите его, рассказывайте всем, какой он молодец, просите продемонстрировать.

Позже – отмечайте заслуги, но предлагайте научиться еще чему-нибудь. В погоне за всеобщим одобрением малыш будет мотивирован делать что-то новое , учиться. Так, очень скоро он сможет сам собираться в садик, убирать игрушки, заправлять кроватку. Ваша задача показать, что вы довольны, восхищены его успехами.

Тем не менее, это будничные дела, поэтому в дальнейшем отмечайте просто, что его кроватка выглядит опрятно, а игрушки аккуратно сложены. Пусть эти дела станут для него будничными, повседневными.

Не менее важно сейчас устанавливать рамки и границы . Это делается с помощью запретов.

Возрастные изменения проходят быстро, вам нужно успеть научить ребенка, как правильно жить всем вместе. Нужно уважать чужие границы . Если вы уже перевели его в отдельную комнату, то всегда стучите, прежде чем войти. Тогда и ребенок научится стучаться, входя к вам.

Прежде чем взять какую-то его вещь при ребенке, спросите его разрешения. Это станет нормой и для него - спрашивать, прежде чем взять. Дети подражают родителям, так что их поведение будет определять поведение детей.

Правильно наказывайте ребенка

В 3-4 года с ребенком уже можно вести диалог. На простых примерах из сказок и историй вы объясняете ему, что такое добро и зло. Многие ситуация становятся понятнее, если их разъяснять в такой легкой сказочной форме. Сейчас серьезный разговор с ребенком - очень важная составляющая развития .

Если приходится наказывать ребенка за что-то, то
обязательно объясните ему:

  • что произошло;
  • почему так нельзя делать;
  • какое наказание последует (тут нельзя пугать малыша – достаточно сказать, что ему придется постоять в углу или посидеть в комнате одному и без игрушек 15 минут);
  • если он повторит данное действие еще раз - вам придётся снова его наказать.

Не говорите фразу «я тебе говорила так не делать». Она не информативная. Да, придется несколько раз объяснять, почему именно так делать нельзя. Важно, чтобы он понял, что именно сделал не так сейчас.

Наказание не должно быть унижением для ребенка . Это время, когда он лишен чего-то, но зато может обдумать сделанное. Конечно, начинать такую практику нужно тогда, когда вы уверены, что он действительно понимает, почему и за что наказан . В ваших действия не должно быть агрессии во время наказания.

Дети в этом возрасте хорошо запоминают такие ситуации – возможно, с помощью разговора и нормального отношения к происходящему вы сумеете свести количество наказаний к минимуму.

Младший дошкольный возраст - важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходят серьезные изменения в отношении между малышом и взрослыми, другими детьми, и даже окружающими предметами.

Специалисты уделяют особое внимание возрасту 3-4 года, так как этот период связан еще и с определенными психологическими кризисами, которые помогают ребенку формировать себя как личность, а также осознавать себя как отдельного человека. Важно, чтобы родители знали о некоторых особенностях, которые проявляются в поведении детей в этом возрасте, чтобы помочь ребенку развиваться в правильном направлении. Характеристика возрастных особенностей детей 3-4 лет будет приведена в статье.

Особенности детей в возрасте 3-4 года

Основная особенность, которая проявляется в возрасте 3-4 года, связана с так называемым кризисом трех лет. В этот период ребенок стремится к самостоятельности, начинает во всем противоречить взрослым, очень четко отстаивать свои позиции. Причем касается это даже очень покладистых детей, которые раньше во всем слушались родителей. Для взрослых важно в это время не пытаться усмирить ребенка, а дать ему больше самостоятельности.

Также в этот период у малыша появляется множество вопросов относительно окружающего его мира. Ребенок начинает интересоваться абсолютно всем, что происходит вокруг, задавать родителям кучу вопросов. Память детей в этот период образная, запоминаются в основном только яркие моменты, эмоционально окрашенные и связанные с какой-то деятельностью малыша. При этом эпизоды, в которых ребенок непосредственно участвовал, запоминаются ему на довольно длительное время.

Внимание ребенка не концентрируется подолгу на одном предмете или человеке, а довольно рассеянным образом перемещается с одного на другое. Также в это время малыш начинает наблюдать, понимать и принимать некоторые правила общения с другими детьми.

Музыка для детей

Многие родители начинают водить своих детей на занятия по музыке и танцам в дошкольном возрасте, желая с ранних лет развивать у ребенка творческие способности. Важно учитывать, что в таком возрасте дети непосредственны и очень эмоциональны. Как правило, малышам нравится двигаться под музыку, но движения несколько несуразны, неточны. Любые занятия, связанные с танцами, обязательно должны проводиться в игровой форме, так как в возрасте трех лет это наиболее приемлемый вариант.

На занятиях танцами дети учатся передавать музыкальное настроение, двигаться под музыку, соблюдая ритм, при этом они достаточно внимательно относятся к ритму. В этот период у детей развивается ориентация в пространстве, а также появляется необходимость в самовыражении. Малыши часто реализуют эту необходимость в виде движений под музыку. У детей развивается воображение, которое позволяет создавать свои движения и даже небольшие композиции.

Музыка для детей 3-4 лет очень актуальна, так как именно это время считается наиболее благоприятным для закладывания этих способностей. Если упустить этот период, то в дальнейшем привить ребенку такие наклонности будет довольно сложно. Желательно, чтобы музыка для детей 3-4 лет была классической. От популярной ребенка лучше оградить, так как она оказывает негативное воздействие на нервную систему и эмоциональное состояние детей.

Как происходит развитие ребенка в этом возрасте?

3-4 года - это возраст, когда ребенок довольно быстро всё схватывает и как губка начинает впитывать знания об окружающем мире. Дети начинают повторять абсолютно всё, что слышат в течение нескольких раз. К примеру, если родители произносят часто какие-либо фразы, малыш, вероятнее всего, будет также произносить их, пытаясь скопировать манеры и эмоции взрослых, кроме того, он может повторять движения, которые демонстрируют родители.

В таком возрасте наилучшей формой обучения для детей является игровая, так как лучше всего дети запоминают и усваивают то, что как-то связано с их собственными действиями и эмоциями. Поэтому большинство занятий, связанных с математикой, речью или любой другой темой, преподаются детям в виде игр.

Какие занятия можно проводить детям в возрасте 3-4 лет?

Детей в возрасте 3-4 лет обязательно нужно развивать. Для этого необходимо проводить с ребенком определенные занятия, учить его. Конечно, не стоит перегибать палку и давать малышу тот материал, который он не сможет освоить в столь раннем возрасте, однако определенный набор знаний доступен ребенку даже в это время.

В трехлетнем возрасте у ребенка можно развивать математические способности. В это время можно научить его считать до трех, а также показывать на пальцах называемые цифры. Можно объяснить малышу основные противоположные по смыслу понятия: много - мало, широкий - узкий, длинный - короткий. Именно в этом возрасте важно заложить ребенку понимание основных цветов, форм и фигур. Кроме того, можно научить малыша сочетать предметы, подбирая их по парам, а также сравнивать различные объекты по основным признакам.

  1. При наличии детей такого возраста родители не должны постоянно настаивать на своём. В этом случае дети, как правило, растут безынициативными.
  2. Не нужно пытаться перебороть упрямство ребенка, это может занизить его самооценку и в будущем отразиться на его уверенности в собственных силах.
  3. Не нужно пытаться сделать всё за ребенка, наоборот, следует прививать ему самостоятельность, например, давать возможность самому убирать игрушки.
  4. Нужно научиться пользоваться негативизмом ребенка. Действовать следует от обратного, например, если желаете погулять с малышом, предложите ему, наоборот, никуда не ходить. Он начнет возражать в силу особенностей этого возраста.
  5. Не стоит обращать особого внимания на истерики ребенка, удовлетворять его требования или ругать его. В дальнейшем это приведет к тому, что он будет использовать крик и слезы по любому поводу.
  6. Основное правило для родителей - следите за собой. В таком возрасте ребенок повторяет почти все, что говорят и делают родители, так что в первую очередь нужно заниматься собственным воспитанием.

3-4 года - очень важный период в формировании детской психики. Для родителей крайне важно не упустить это время, поскольку именно в этот период закладываются основные качества будущей личности. Важно всесторонне развивать ребенка и также приучать его к самостоятельности.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди