11.07.2019

Кризис 3 х лет у ребенка яо. Кризис трех лет — как преодолеть


Еще вчера добрый и покладистый ребенок вдруг превращается в вечно ноющее или вопящее чудовище, у которого на все один ответ - нет! Постоянные истерики, катания по полу, отказ выполнять простейшие требования, попытки все делать самостоятельно, и тут же снова крик - не получается! Такое поведение сводит родителей с ума и вызывает только один вопрос: что делать? Кризис 3 лет - явление временное и проходящее. Разобравшись, как проявляется кризис 3 лет и какие причины его вызывают, родители смогут пережить этот период с наименьшими потерями для своей психики, а заодно и помочь ребенку преодолеть кризис 3 лет. Негативизм и упрямство со стороны ребенка - это не желание позлить родителей, а непонимание, что происходит и как себя вести на новом жизненном этапе.

Кризис 3 лет: симптомы

В поведении детей дошкольного возраста часто можно увидеть признаки кризиса 3 лет. Если ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в его третий день рождения. Период отрицания и упрямства может начаться за полгода до трехлетия или на полгода позже.

Вы столкнулись с кризисом 3 лет, если ребенок:

  • постоянно проверяет границы дозволенного;
  • устраивает истерики по любому поводу и без;
  • требует купить нужную ему игрушку, рыдая и катаясь по полу в магазине;
  • на прогулке убегает в противоположную от вас сторону;
  • не реагирует на просьбы и слово «нельзя»;
  • негативно воспринимает любые ваши предложения;
  • на все отвечает «нет», «не хочу», «не буду»;
  • пытается все делать самостоятельно и по-своему: сам натягивает куртку, сам садится есть, если что-то не получается - закатывает истерику;
  • не поддается переубеждению.

Причины кризиса 3 лет

В возрасте трех лет ребенок пытается отделять свое «я» от родительского. Он начинает осознавать себя отдельной самостоятельной личностью со своими желаниями, которые нужно отстаивать. Детский кризис 3 лет часто проявляется в демонстративном и даже тираническом поведении ребенка: он устраивает истерики на пустом месте и не соглашается буквально ни с чем. Ребенок как будто специально хочет сделать назло, наоборот, вопреки желаниям родителей. Конечно, такое поведение вызывает у родителей недоумение и раздражение, но следует помнить, что ребенок упрямится и говорит «нет» не для того, чтобы вам досадить. Он просто не знает других способов утвердиться как личность. Как пережить кризис 3 лет, ребенку должны показать родители.

  • Не пытайтесь переделывать ребенка, воспитывать его и ломать» под себя

Если у ребенка кризис 3 лет, советы родителям сводятся, по большому счету, к рекомендации соблюдать баланс. Не стоит как наказывать ребенка, так и поощрять его поведение. Во время истерики попытайтесь переключить внимание упрямца на что-то другое, а если не получается - просто переждите. Но когда ребенок успокоится, обязательно проговорите с ним случившееся, объясните, что любите его по-прежнему, но такое поведение вас очень расстроило и в обществе оно недопустимо.

  • Предоставьте ребенку возможность выбора

Ребенок хочет быть самостоятельным? Разрешите ему самому принимать решения. Не принуждайте съесть кашу и бутерброд, спросите: «Ты будешь кашу или бутерброд?» Если вы идете по делам, оставьте ребенку возможность поучаствовать в определении маршрута: «Мы сначала зайдем в магазин или в аптеку?»

Иногда можно сыграть и на противоречии: если вам срочно нужно собрать ребенка в детский сад, а он отказывается одеваться, скажите, что в сад вы сегодня не пойдете. Ребенок из упрямства начнет кричать: «Нет, пойдем!» Воспользуйтесь этим, но подчеркните, что сегодня вы выполняете его просьбу, а завтра он будет выполнять вашу.

  • Помогите ребенку принять себя

Ребенок должен поверить, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Хвалите ребенка, если он выполнил ваши поручения, подчеркивайте, что он послушный и у него все отлично получается.

  • Обратитесь к специалистам

Если вы не справляетесь с ситуацией, становитесь раздражительным, агрессивным или, наоборот, у вас опускаются руки, вам поможет наука психология. Кризис 3 лет - тема, на которой специализируются многие детские психологи, которые подскажут, как правильно себя вести, откуда черпать спокойствие и силы, а также поработают с самим ребенком.

Кризис 3 лет: когда заканчивается?

Как долго ваш ребенок будет упрямцем - месяц или год - предсказать невозможно. Одни дети «проскакивают» кризисный возраст, даже не заметив, другие задерживаются в нем надолго. Сколько длится кризис 3 лет, будет зависеть и от отношения родителей к происходящему.

На протяжении жизни взрослеющий ребенок еще не раз столкнется с кризисами определенного возраста, ведь кризис 3 лет возрастная психология считает начальной точкой на пути становления личности.

Кризис 3 лет у ребенка надо просто переждать и пережить, как пережидают грозу или ураган. Используя нашу памятку по кризису 3 лет, вы поможете ребенку быстрее преодолеть этот сложный для него и окружающих период.

Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев. Я отвечаю: «Нет». Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым (Масару Ибука).

Мы, как родители ответственные и осознанные, не хотим что-либо упустить в развитии своего малыша, и поэтому интересуемся тем, . Эта статья поможет вам разобраться в этом вопросе. Тема развития трехлетнего ребенка достаточно обширная, и можно писать по ней отдельную книгу. Поэтому мы остановимся с вами на основных важных моментах и определим основные направления, в которых стоит двигаться, развивая вашего ребенка.

Давайте обратимся за помощью к известному педагогу Марии Монтессори, которая уже давно определила и структурировала зоны развития ребенка:

  • практическое развитие,
  • сенсорное развитие,
  • математическое развитие,
  • развитие речи (в т.ч. развитие мелкой моторики),
  • естественнонаучное развитие (в т.ч. физическое развитие, музыкальное развитие, творческое развитие, духовное развитие).

Эта классификация поможет нам разобраться в вопросе, как развивать ребенка в 3 года . Эти зоны развития переплетаются между собой и влияют друг на друга.

Также, задумываясь о развитии вашего ребенка, задавайтесь следующими вопросами:

Кем я хочу видеть своего ребенка в будущем?

Какие качества необходимы моему ребенку, чтобы быть полноценной личностью в обществе?

Какие важные события ожидают моего ребенка в ближайшем будущем, и какой подготовки они требуют? и т.д.

Задаваясь такими типами вопросов, вы будете определять для себя направления движения в развитии ребенка: определяем цель, подбираем методы, планируем, готовимся и действуем.

Практическое развитие трехлетнего ребенка

Цель развития нашего трехлетнего ребенка в этой зоне – научить его быть более приспособленным к практической жизни.

Трехлетний ребенок должен научиться ухаживать за собой. Особенно это становится очевидным и актуальным, когда ребенок начинает ходить в детский сад, а здесь необходимо хорошо и аккуратно самостоятельно кушать ложкой, мыть руки, застегивать пуговицы, убирать за собой, быть дружелюбным и щедрым, ответственным, чувствовать время и т.д. Поэтому мы должны прививать ребенку эти навыки, как в специальных развивающих занятиях, так и в повседневных делах.

Очень хорошо как можно чаще вовлекать ребенка в домашние дела — это и развитие, и посильная помощь маме. Тем более, что дети очень любят работать руками и способны быть неплохими помощниками уже в достаточно раннем возрасте.

Развивающие занятия для трехлетнего ребенка будут включать в себя различные пересыпания, переливания, шнуровку, сортировку, ролевые игры, задания на изучение и , творчество и т.д. Очень важно все, что развивает движение, ловкость и . Но помните, что пособия для игр должны быть удобными для ребенка и подходить ему как по возрасту, так и по уровню сложности.

Мы и раньше учили нашего ребенка общаться со сверстниками, прививали ему навыки культурного поведения и принципы морали, но в этом возрасте это становиться еще более актуальным, так как с трех лет у ребенка особенно возрастает потребность в общении со сверстниками. Дети лучше сопереживают и понимают друг друга, вместе играют в ролевые игры. Но сильно шумная компания может переутомить ребенка.

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне практического развития:

  1. Свой огород. Заведите с ребенком на окне небольшой огород, например, посадите в горшочки лук. Поливайте его, ухаживайте за ним, следите за ростом. Даты и время полива, степень роста отмечайте в специальной таблице, которую повесьте рядом с огородом. Пусть ребенок каждый раз вытирает воду тряпочкой, когда он ее пролил.
  2. Моем посуду. Научите ребенка мыть посуду. Если боитесь, используйте пластиковую посуду. Для начала покажите ребенку, как вы сами это делаете, начиная от процесса мойки тарелок до уборки. Затем пусть ребенок попробует сам. А вы его хвалите и корректно направляйте, если у него не очень хорошо получается.
  3. Рисование нетрадиционными материалами. Разнообразьте ваше рисование использованием различных техник, например, рисование пипеткой и «снежком» из бумаги. Пусть ребенок набирает пипеткой краску, и на его полянке неожиданно закапает дождик, который затем перерастет в настоящий ливень (сминаем бумагу в виде снежка, затем макаем его в краску и «топаем» по бумаге, проговаривая «вот какой сильный дождик полил»).

Сенсорное развитие

В этой зоне мы занимаемся развитием и совершенствованием у нашего трехлетнего ребенка всех 5 чувств: зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха ребенка – и его способности владеть собой.

По статике, в среднем, в три года ребенок способен запоминать 2 слова из 10, названных нами и около 4 предметов или их изображений из 10-15. Помните, что ребенок лучше запоминает то, что вызвало у него хорошие, яркие и положительные эмоции. Называет правильно 4 основных цвета, знает некоторые оттенки. Собирает хорошо последовательность из 4-6 предметов, например матрешки и вкладыши, а также пирамидку. Может называть большой, средний и маленький, мягкий, твердый и т.д.

В развивающих занятиях и в бытовой жизни ребенку трех лет полезно пробовать различную еду, трогать предметы разной температуры, нюхать запахи, взвешивать руками и на весах различные предметы, выполнять задания с закрытыми глазами, выполнять различные , слушать живую музыку, играть с различными сортерами, ощущать , играть в игры на определение цветов и т.д.

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне сенсорного развития:


Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Математическое развитие

Сенсорное развитие является важной основой математической развития, так как благодаря ему мы формируем у ребенка пространственное, логическое, абстрактное мышление, представление о множестве и свойствах объектов, учим его мыслить, развиваем воображение и фантазию.

В зоне математического развития ребенка 3 лет необходимо сконцентрироваться на развитии навыков счета и понятии о цифре. В изучении математики для ребенка очень важным является иметь образ количества, которому соответствует та или иная цифра. До того как начать активно считать и пользоваться цифрами, ребенок должен насытиться образами того или иного числа, например, что 3 – это может быть три коровы и 3 булочки, 5 – это 5 машинок и 5 бегемотов и т.д. Затем переходим к запоминанию названий цифр. Помните, дети мыслят совсем иначе, то, что для нас кажется проще простого, для них – сложно. Не спешите в математике, хвалите ребенка за его достижения.

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне математического развития:

  1. Играем со счетными палочками. Подготовьте счетные палочки и небольшие карточки с написанными на них цифрами от 1 до 10. Положите на стол первую палочку и скажите «один», затем положите вторую и скажите «два», затем пересчитайте палочки «один, два». И так до 10. После того, как все палочки будут выложены, положите возле каждой палочки карточку с написанной на ней цифрой. Называйте цифры и пересчитывайте. Можете пригласить любимую игрушку, пусть мишка считает вместе с вами и спрашивает у ребенка, все ли он понял, сколько палочек на столе и т.д. Можно раздавать любимым игрушкам определенное количество палочек (две зайке, две мишке, две кукле).
  2. Печем цифры. Испеките с ребенком обычное печенье и печенье в виде цифр. Пусть ребенок помогает вам лепить колбаски и складывать из них печенье — цифру. А после выпечки изучайте цифры и сортируйте печенье соответственно цифре, а также угощайте ими всех членов семье и друзей. Изучайте понятие много, мало, больше, меньше. Также из печенья можно складывать длинные и узкие дорожки, высокие и низкие башни.
  3. Математические сказки. Запланируйте на вечер математическую сказку. Сделайте ледяную лампу (заморозьте воду в шарике на несколько часов, достаньте шар из морозилки и струей горячей воды проделайте в нем достаточное отверстие для свечки, так, чтобы хватало воздуха для ее горения). Выберите любую понравившуюся вам сказку в интернете (или из книги) или сочините сами, и пусть математика станет для вашего ребенка волшебством.

Развитие речи

Характерным для развития ребенка 3 лет , является особый интерес к языку и словам. Активный словарь ребенка может насчитывать до 1500 слов.

Очень важным для развития речи является оттачивание движений рук и пальцев, координации между зрением и руками, а также развитие осязания и слуха. Развивающие занятия могут быть направлены на развитие , включать пальчиковую гимнастику, чтение книг, пение песенок и заучивание стишков, театр теней и кукольный театр, творчество и т.д.

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне развития речи:

  1. Команды на карточках. Сделайте карточки с командами достаточного размера, чтобы ребенку было видно с расстояния 1,5 метра (где-то 8*22 см). Напишите на карточках команды: Встань, Присядь, Прыгай, Танцуй, Подними руки, Подними ногу, Пой и т.д, около 20 слов. Покажите ребенку карточку, назовите команду, и пусть он ее выполняет. Начинайте с команд, состоящих из одного слова. Когда ребенок научиться распознавать команды, пусть он сам читает и выполняет действия.
  2. Подписывайте творческие работы. Подписывайте с ребенком все его творческие работы. Можно приемом «рука в руке» (мама пишет ручкой ребенка) или пишет сама мама. Например, нарисуйте фломастерами папе машину, а отдельные ее элементы, например колеса, окна и двери залепите пластилином. Напишите на рисунке: «Машина», «Рисовал Даня». И вручите папе, когда он придет с работы.
  3. Пальчиковая гимнастика. Пальчиковую гимнастику можно делать как под специально подобранные стишки, так и под любые, которые нравятся вашему малышу.

Естественнонаучное развитие

Трехлетний ребенок – это, с одной стороны, маленький, а с другой – уже такой взрослый человечек, который жаждет познания мира, хочет быть самостоятельным, много и разнообразно играет. Он стал уже более терпеливым и дольше может быть вовлечен в одно занятие. А мы, родители, находимся рядом и помогаем ему расти.

Следует стараться обогатить мир трехлетнего ребенка знаниями, образами, показать ему окружающий мир, его красоту и многогранность, объяснить происходящие в нем процессы, научить жить в нем и жить среди людей, привить ему эстетический вкус и т.д. И все это в интересной, понятной для детей форме – в виде игры.

Естественнонаучное развитие – одна из самых широких областей развития ребенка, которая включает в себя физическое развитие, музыкальное развитие, творческое развитие, духовное развитие и т.д.

Физическое развитие. Желательно, чтобы у трехлетнего ребенка был свой и различный спортивный инвентарь (велосипед, самокат, ролики, коньки, лыжи, мячи, кегли и т.д.). Можно водить его в бассейн и на другие секции. Ребенок должен иметь возможность бегать, прыгать, спрыгивать, перепрыгивать, залезать, слезать, качаться и т.д.

Творчество. Также у ребенка должен быть уголок для творчества и место, где он может быть наедине сам с собой, различные игрушки для сюжетно-ролевых игр (фигурки животных и людей, наборы врача, парикмахера, мастера, кухонная техника и т.д.), конструкторы, кубики, глобус и др.

Духовный мир. С детства приобщайте своего ребенка к духовным вещам: знание и понимание традиций своего народа, моральных ценностей, чтение детских духовных книг. Помните вопрос: «Кем я хочу, чтобы вырос мой ребенок?». А он должен иметь не только академические знания и здоровое тело, а и «полный внутренний сосуд».

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне естественнонаучного развития:

  1. Северный полюс . Познакомьте ребенка с Северным полюсом, его обитателями и особенностями окружающей природы. Постройте Северный полюс в пустой коробке или миске, снег подготовьте из крахмала и пены для бритья (500 г крахмала на 300 г пены, пену добавляем постепенно и вымешиваем, пока снег не начнет лепиться). Лепите ледники, играйте с фигурками животных, фантазируйте и изучайте Северный полюс.
  2. Поиск сокровищ. Спрячьте в темной комнате различные светящиеся предметы (светящиеся палочки, браслеты, специальные наклейки для декора (звездное небо, например)), и пусть ребенок отправляется на их поиски. Заранее скажите, сколько нужно найти предметов. Можете играть с ним наперегонки.
  3. Рисование шариками. Возьмите стеклянные шарики (около 6 штук), противень, гуашь разных цветов и плотную бумагу. Накапайте краску в середину листа и положите туда несколько шариков. Пусть ребенок наклоняет противень в разные стороны. Получаются очень интересные картины. Не забудьте подстелить что-то на пол.

Нужно заканчивать. Вы, наверное, уже чуть-чуть устали? Конечно же, можно было бы и дальше много говорить о развитии ребенка в 3 года , но это получилась бы очень и очень большая статья. Поэтому почаще заходите на наш сайт, и вы найдете много с трехлеткой.

Главное, любите ребенка безусловной любовью. А это пригодится, ведь кризис трех лет никто не отменял!

О том, что происходит с ребенком в возрасте 3 лет, вы можете посмотреть в этом видео:

Вам также может быть интересно:

Как вы занимаетесь развитием своего ребенка в 3 года? Как кризис 3 лет повлиял на ваши занятия? Поделитесь в комментариях!

Возрастные кризисы [греч. krisis - решение, поворотный пункт] - особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды развития, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Они относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного развития личности.

Осознание себя как постоянного источника разных желаний и действий, отделённого от других людей, происходит к концу 3 года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребёнка. Ребёнок овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого разные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате этого он начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Он начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице.

Отделение себя от других людей и осознание своих возросших возможностей приводит к появлению нового отношения ребёнка ко взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, хочет быть таким как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Это желание «быть большим» дети хотят реализовать немедленно. Это ярко выражается в форме стремления к самостоятельности, противопоставления своих желаний желаниям взрослых.

Так возникает кризис трех лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности проявления кризиса трех лет у детей

Возрастные кризисы [греч. krisis - решение, поворотный пункт] - особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды развития, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Они относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного развития личности.

Почти у всех родителей наступает такой момент, когда их ребенок начинает делать все наоборот: игнорирует просьбы, разбрасывает только что собранные игрушки, кричит или даже пытается ударить.

Это свидетельствует о том, что у ребенка наступил кризисный возраст.

В детском возрасте обычно выделяют кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 6-7 лет, подростковый кризис(10-11 лет). Хронологические границы кризисов достаточно условны. Форма, длительность, острота протекания зависят от индивидуальности, социальных условий, особенностей воспитания в семье.

Осознание себя как постоянного источника разных желаний и действий, отделённого от других людей, происходит к концу 3 года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребёнка. Ребёнок овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого разные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате этого он начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Он начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице.

Отделение себя от других людей и осознание своих возросших возможностей приводит к появлению нового отношения ребёнка ко взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, хочет быть таким как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Это желание «быть большим» дети хотят реализовать немедленно. Это ярко выражается в форме стремления к самостоятельности, противопоставления своих желаний желаниям взрослых.

Так возникает кризис трех лет.

Продолжительность протекания кризиса зависит от выбранной модели воспитания родителей, особенностей психического развития ребенка и его личности. Поэтому, если взрослые сможете достойным образом вести себя с капризным малышом, то кризисный период будет протекать менее болезненно.

Как проявляется кризис 3-х лет, основные симптомы:

  1. «негативизм» – Ребёнок отказывается делать то, что мы его просим не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Е сли взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз. Когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро»…

2) «упрямство» – это «такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал».

Например, ребёнок просит в магазине купить очередную машинку, принёс домой, поиграл 10 минут и больше к ней не возвращается.

  1. «строптивость» отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против образа жизни, против тех правил, которые были раньше.

Например, «ребенок не дает маме помочь надеть колготки, построить дом из кубиков, на прогулке тянет ее именно туда, куда хочется именно ему. На любое возражение может реагировать криком, слезами, нередко переходящими в настоящую истерику». Он часто отказывается от любого предложения взрослого: «не хочу, не буду, не надо». Такая капризность ребенка – пока единственная для него возможность потребовать признания своей значимости, уважения от других.

4) «своеволие» проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам, даже если ничего не умеет. «Я сам».

5) «протест – бунт» - поведение ребёнка носит протестующий характер. «Как - будто ребёнок находится в состоянии войны с окружающими».

6) «обесценивание» - в данном случае у ребенка обесцениваются старые привязанности к вещам, людям. Например, ребёнок может начать употреблять бранные слова, которые не принято говорить в доме, рвёт книжки, ломает игрушки, хотя раньше этого не делал.

7) «деспотизм» - редко наблюдается, и чаще проявляется в семье с одним ребёнком.

Таким образом, «кризис трёх лет» - это протест ребёнка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опёки, которые сложились в раннем возрасте.

Все эти особенности появления в поведении ребенка объясняется тем, что ребенок начинает осознавать себя как личность .

Типичные ошибки родителей, которые могут наблюдаются в этот кризисный период у ребенка:

  • Типичная ошибка родителей заключается в отсутствии у них твердой позиции, они не определили, чего именно требовать от ребенка. Часто разные члены семьи не могут договориться друг с другом, что создает дополнительные трудности в решении ситуации. Нехорош также подход, требующий от ребенка полного повиновения родителям и ломающий при этом его волю. Т.е. должны быть четкие требования и правила к ребенку у всех членов семьи.
  • Вторая ошибка – неготовность к изменениям в поведении ребенка, отсутствие знаний об особенностях этого возраста, стремление сохранить свой родительский авторитет любой ценой или, наоборот излишняя мягкость и уступчивость.
  • Также плохими советчиками родителям становятся те родственники или специалисты, которые дают общие советы, не разбираясь в деталях ситуации, у каждого ребенка свои индивидуальные особенности, при этом советы могут быть противоположны – от «не обращай внимания» до «ломай и заставляй делать всегда по-своему».
  • Неуверенность мамы в своих силах, её желание соответствовать всем противоречивым советам, метание из крайности в крайность создают неблагоприятные внешние условия и привносят еще больше путаницы.
  • Также к совершаемым родителями ошибочным действиям относятся напрасные наказания, обвинения и «срывы» на ребенка, непоследовательность в действиях: то родители настаивают на чем упорно, то уступают во всем.
  • Не применяйте авторитарный стиль воспитания, откажитесь от гиперопеки.
  • Придерживайтесь единой тактики воспитания. Детям следует предъявлять единые требования.
  • При возникновении у ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте спокойствие и терпение. Не позволяйте себе кричать и срываться в ответ, если ребенок будет видеть ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ. Ребенок должен усвоить, что криком, слезами и истерикой нельзя манипулировать родителями.
  • Старайтесь не спорить с ребёнком. Не пытайтесь силой переломить его упрямство. Помните, что ребенок проверяет вас. Раньше ребёнку было позволено практически всё, теперь же многое находится под запретом, в следствие чего ребенок пытается выстроить новую систему взаимоотношений со взрослыми и окружающим миром.
  • Не командуйте своим ребенком! Он этого не потерпит. Это лишь приведет к нервному напряжению.
  • Постарайтесь давать возможность ребенку быть самостоятельным (например, самому одеваться и раздеваться).
  • Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность. Поручите ему несложные задания: полить цветы, накрыть на стол, подмести пол, вытереть пыль и т.д.
  • Позвольте ребенку делать самостоятельный выбор: спрашивайте, какую игрушку он бы хотел взять с собой в садик или на прогулку. Какую футболку хотел бы одеть из предложенных вами нескольких вариантов. Ребёнок должен учиться принимать несложные самостоятельные решения.
  • Ищите вместе с ребёнком компромиссные решения в сложившейся конфликтной ситуации. Бывают ситуации, когда ребенок взял какую-то вещь и ни в какую не хочет отдавать или хочет надеть определенную одежду и никакую другую. Попробуйте найти с ребенком компромисс. Например, если он взял на детской площадке чужую игрушку, а потом не хочет отдавать, предложите ему его же игрушку, только со словами: «А твоя машинка быстрее ездит и колеса у нее больше!». Тоже касается и одежды. Старайтесь проговаривать с ребенком каждую ситуацию, мотивируя, почему сегодня лучше надеть вот это, а не это.
  • Чаще показывайте ребенку свою любовь, хвалите, обнимайте его. И, когда ругаете, объясняйте ребенку, что его самого вы очень любите, вам не нравится, то что он сделал .
  • Важно знать, что в возрасте 3 лет игра становится для ребенка ведущей деятельностью, поэтому используйте игровые приемы в общении с ребенком. Например, если ребенок отказывается кушать кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с ним.
  • Не следует ставить ребёнку общих оценок, обзывать ребенка. Ваши невзначай брошенные слова могут больно ранить ребенка и послужить основой для дальнейших психологических проблем.

Если у ребенка началась истерика:

Общая позиция – как можно меньше обращать внимания. Не потакать капризам. Никто не устраивает истерику, если нет свидетелей, потому что пропадает смысл. Поэтому, если истерика началась в людном месте и нет возможности отвлечь внимание ребёнка, то следует просто взять и унести его. Наказание, как и объяснение, не подействуют, ребёнок просто не услышит вас. Он будет продолжать плакать. Приемы, которые можно использовать в данном случае:

1) задайте неожиданный вопрос;

2) не пытайтесь что-либо внушать ребёнку – он сильно возбуждён и не может вас услышать;

3) достаньте из кармана интересный предмет, чтобы его заитересовать.

5) предложите другую деятельность (попытайтесь переключить внимание);

6) если ребёнок требует что-либо надрывно, спокойно скажите: «Я дам тебе конфету, (сок и т.д.), как только ты успокоишься и попросишь красиво. Ты умеешь это делать».

Кризис 3 лет – явление проходящее. Но связанные с ним новообразования – отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми – важный шаг в психическом развитии, создающий предпосылки для дальнейшего формирования личности ребёнка.

Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет // Мама и малыш. - 2005. - № 10.
Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет // Психолог в детском саду. - 2004. - № 4. - С. 52 - 63.
Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Виноград. - 2010. - № 37. www.materinstvo.ru/ art/5746
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997.
Корнеева Е. Н. Детские капризы. - Ярославль: Академия развития, 2002.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: РОУ, 1996.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком в период раннего детства. - СПб.: Речь, 2003.
Мухина В. С. Психология детства и отрочества. - М., 1998.
Образцова Л. Н. Я сам! Упрямый ребёнок: маленькие подсказки для родителей. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
Обухова Л. В. Возрастная психология. - М., 1996.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.
Психология развития. Словарь / Под ред. А. Л. Венгера. - М.: ПЕРСЭ, 2006. - (Психологич. лексикон. Энциклопед. словарь в 6-ти томах / Ред-сост. А. Л. Карпенко, под общ. ред. А. В. Петровского).
Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Уайт Б. Первые три года жизни. - М., 1982.
Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - М., 1996.


Кризис трех лет

Основные феномены кризиса трех лет

К трем годам у ребенка появляются и свои собственные же­лания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрос­лых. В раннем возрасте между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недо­зволенного, взрослые быстро переключали его внимание на дру­гой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждает­ся настойчивыми словами «Я хочу».

Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к са­ мостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложне­ниям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психоло­гии получил название кризиса трех лет . Критическим этот воз­раст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отно­шения с окружающими людьми.

Л. С. Выготский описал следующие симптомы кризиса трех лет. Первый из них - негативизм . Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто нано­сит ущерб собственным интересам ребенка.

Например, ребенок, который очень любит гулять, отка­зывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять! Гулять!»

При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что го­ворит ему взрослый. Он может настаивать, что сыр - это масло, синее - это зеленое, а лев - собака и пр. Но как только взрос­лый соглашается с ним, его «мнение» резко меняется на проти­воположное. Ребенок, действующий и говорящий вопреки взрослому, действует и говорит вопреки своим собственным ощу­щениям. Здесь поведение ребенка не только не зависит от вос­принимаемых обстоятельств, но и противоречит очевидности. Это поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку. Ребенок действует наперекор своим желаниям и очевидности, чтобы выразить свое отношение к другому.

Второй симптом кризиса трех лет - упрямство , которое сле­дует отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не уп­рямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него. Здесь снова можно наблюдать прямо противоположную картину ситуативности поведения и желаний ребенка 1-2 лет.

Третий симптом этого возраста - строптивость . Этот симптом является центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал ранше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и пр. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.

Четвертый симптом - своеволие . Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоя­тельности там, где еще мало что умеет.

Остальные три симптома встречаются реже и имеют второ­степенное значение, хотя родители иногда отмечают их наличие у детей. Первый из них - бунт против окружающих . Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающи­ми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрес­сивно. Другой симптом - обесценивание ребенком личности близ­ ких . Так, малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахива­ется на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. И наконец, в семьях с единственным ребенком встречается стремление к деспотическому подавлению окружающих ; вся се­мья должна удовлетворять любое желание ребенка, в против­ном случае взрослых ждут истерические приступы с битьем го­ловой об пол, слезы, крики и пр. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессивности к млад­шему ребенку, в требованиях постоянного внимания к себе.

Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всегда 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально. В этой связи М. И. Лисина предложила различать объективный и субъек­тивный кризис. Субъективный кризис - это конкретная картина поведения ребенка и его отношений с близкими взрослыми, ко­торая зависит от частных субъективных факторов. Объективный кризис - обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективной картине, он далеко не всегда со­провождается негативным поведением.

Личностные новообразования в период кризиса трех лет

Нетрудно видеть, что все описанные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребенка к близким взрослым и самому себе. Ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно свя­зан, противопоставляется им во всем. Собственное Я ребенка эмансипируется от взрослых и становится предметом его пе­реживаний. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю». Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «я» (до этого они говорили о себе в третьем лице: «Саша играет», «Катя хочет»). Д. Б. Эльконин определяет новообразование кризиса трех лет как личное действие и сознание «Я сам». Но собственное Я ребенка может выделяться и осознаваться, только отталкиваясь и противопо­ставляясь другому Я, отличному от его собственного. Отделе­ние (и отдаление) себя от взрослого приводит к тому, что ребе­нок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого. Раньше ребенка интересовали прежде всего предметы, он сам был непосредственно поглощен своими предметными действи­ями и как бы совпадал с ними. Все его аффекты и желания лежали именно в этой сфере. Предметные действия закрывали фигуру взрослого и собственное Я ребенка. В кризисе трех лет, с отделением себя от своего действия и от взрослого, происходит новое открытие себя и взрослого. Взрослые с их отношением к ребенку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит в мир взрослых людей, где его Я занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения. Л.И.Божович связывает новообразования кризиса 3 лет с появлением «системы Я», в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного Я. Как следствие возникновения «системы Я» появляются другие новообразования, самым значительным из которых является самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим». Появление этого стремления к концу третьего года жизни приводит к существенному усложнению внутренней жизни ребенка: с одной стороны, он хочет действовать по своему усмотрению, с другой – соответствовать требованиям значимых взрослых. Это усиливает амбивалентные тенденции в поведении, формируются новые отношения со взрослым.

В чем же заключается положительное значение новых отношений со взрослым? Этот вопрос был исследован в работе Т.В.Гуськовой (Ермоловой).

В ходе наблюдения за детьми 3-летнего возраста отчетливо проявился весьма своеобразный комплекс поведения. Во-первых, стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного – дети не меняют своих намерений и конечной цели.

Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания.

В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышек по пустякам, бахвальстве и преувеличении собственных успехов.

Описанный поведенческий комплекс был назван «гордостью за достижения». Этот комплекс охватывает одновременно три главных сферы отношений ребенка – к предметному миру, другим людям и самому себе. В работе Т.В.Ермоловой было выдвинуто предположение, что «гордость за достижения» является поведенческим коррелятом главного личностного новообразования кризиса трех лет. Суть этого новообразования состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.

Для проверки этого предположения был проведен эксперимент, в котором детям предлагались разнообразные задачи (собрать сложную пирамидку-собачку, построить грузовичок или домик из деталей конструктора и пр.), а взрослый оценивал достигнутые ими результаты. В экспериментах принимали участие дети трех возрастных групп: от 2 лет 6 месяцев до 2 лет 10 месяцев; от 2 л. 10 мес. До 3 лет 2 мес. И от 3 л. 2 мес. До 3 л. 6 мес. При проведении экспериментов фиксировались показатели предметной деятельности детей (принятие и понимание задачи, настойчивость, включенность, самостоятельность) и показатели отношения к взрослому (поиск оценки взрослого, отношение к этой оценке, оценка своего результата).

Результаты эксперимента показали, что несмотря на небольшой возрастной интервал (всего 4-5 месяцев), между младшей и средней возрастными группами наблюдаются статистически значимые различия. Показатели настойчивости, самостоятельности и реакции на оценку взрослого увеличиваются примерно вдвое. При переходе от средней к старшей группе темпы изменений снижаются (все эти показатели возрастают всего в 1,2 раза).

Материалы данного исследования показали, что в 3-летнем возрасте для детей становится значимой результативная сторона деятельности, а фиксация их успехов взрослым – необходимым моментом ее исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффективные формы поведения, преувеличение своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи. Возрастает и активность детей в поиске оценки взрослого.

Итак, данные, полученные в этом исследовании, показывают, что в период кризиса 3 лет возникает личностное новообразование, проявляющее себя в форме гордости за достижения .

Оно интегрирует сложившееся у детей на протяжении раннего детства предметное отношение к действительности, взрослому как к образцу и отношение к себе, опосредованное своим дости­жением. У ребенка появляется новое видение мира и себя в нем. Новое видение себя состоит в том, что ребенок впервые от­крывает материальную проекцию своего Я, которое теперь мо­жет быть воплощено вовне, а его мерой могут служить собствен­ные конкретные возможности и достижения. Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия и познания, но сферой, где он пробует свои возможности , реа­ лизует и утверждает себя . Поэтому каждый результат деятель­ности является и утверждением своего Я, которое должно быть оценено не вообще, а через его конкретное, материальное во­площение, т. е. через его достижения в предметной деятельности. Главный источник такой оценки - взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого, искать и требовать признания своих достижений и тем самым утверждать себя. Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства . Призна­ние окружающих перестраивает чувства ребенка, испытываемые при достижении результата: из радости или огорчения оттого, что что-то получилось или не получилось, эти чувства превращаются в переживания успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого - взрослого. Ведь успех (или неуспех) - это всегда результат, замеченный и оцененный кем-то, это при­знание или непризнание в чьих-то глазах, перед лицом кого-то другого. Когда ребенок переживает успех, он представляет, как его достижения будут оценены другими. Переживание таких чувств, как гордость, стыд, уверенность или неуверенность в себе, свидетельствует о том, что ребенок присвоил (интериоризировал) отношение других людей к себе . Это «чужое» отношение стало его собственным достоянием и собственным отношением к себе.

Новое видение Я через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. Я ребенка, «опредмечиваясь» в результате деятельности, предстает перед ним как объект, не совпадающий с ним. А это значит, что ре­бенок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем, идеальном плане как акт самоанализа, но имеет развернутый вовне характер оценки своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой ок­ружающих, а тем самым себя с другими людьми.

Становление такой «системы Я», где точкой отсчета являет­ся достижение, оцененное окружающими, знаменует собой пе­реход к дошкольному детству.

ИТОГИ

Главной возрастной особенностью раннего возраста явля­ется ситуативность, которая заключается в зависимости пове­дения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Ситу­ативность связана с аффективным характером восприятия детей раннего возраста.

К трем годам резко возрастает стремление к самостоятель­ности и независимости от взрослого, что находит свое выраже­ние в кризисе трех лет. Основными симптомами этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие ребенка, бунт против окружающих. За этими негативными сим­птомами стоят личностные новообразования: «система Я», лич­ное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои достижения.

Новое видение себя через призму своих достижений кладет начало бурному росту самосознания: Я ребенка, «опредмечиваясь» в результатах своей деятельности, предстает как объект, не совпадающий с ним. Ребенок становится способным осуще­ствить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем плане, а имеет развернутый вовне характер оценки своего достижения, т. е. элементарной самооценки.

Становление «системы Я» и самооценки знаменует пере­ход к новому этапу развития - дошкольному детству.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди