06.05.2019

Кто такие чистые животные и птицы. Существуют ли в православии нечистые животные


Так уж заведено, что мы, не успев ничего толком узнать о вере, слишком быстро становимся знатоками многих околоцерковных вещей, которые, прямо скажем, если и имеют какое-то значение, то отнюдь не главное. Так, например, первая встреченная в храме бабушка без труда вас убедит, что держать дома собак никак нельзя, а кошек можно. И что посмей какая-нибудь дворняга сунуть в храм нос, дом Божий тут же нужно заново освящать. Потому что собака, мол, «нечистое» животное. Такие знания церковных правил не только заставляют искренне удивляться, но и зачастую являются ничем не обоснованными. Попробуем с этим разобраться.

Зачем понадобилось деление?

Традиционно начать, конечно, нужно с Ветхого Завета. И здесь мы увидим, что деление животных на чистых и нечистых было совершено пророком Моисеем. Как известно, после Всемирного потопа людям теперь уже разрешалось употреблять животную пищу. Однако по закону, данному Богом через Моисея, целый ряд зверей стал отсеиваться, не подходить по ряду критериев. Почему?

Объяснить это можно желанием оградить свой народ от влияния языческого культа. Как известно, закон был дан Моисеем во время бегства израильского народа от египтян, у которых он находился долгое время в рабстве. К сожалению, многие традиции поработителей продолжали иметь влияние и на культуру, мировоззрение народа Моисеева. Например, у египтян принято было обожествлять некоторых зверей, воздавать им почести, как божеству, и приносить жертвы.

Чтобы избежать подобного отношения к животному миру, и было сделано для израильтян деление на чистых и нечистых животных. Причем нечистота подразумевала под собой непригодность для употребления в пищу. С другой стороны, чистота иных животных (известная еще во времена Ноя) подразумевала возможность приношения их в жертву Богу.

Таким образом, одни звери не могли теперь наделяться божественными качествами по причине своей нечистоты. Другие же, наоборот, по причине чистоты, поскольку как может быть божеством тот, кто сам пригоден для жертвоприношения? Причина, таким образом, кроется не в самих животных, поскольку это творение Божье, но в таком ошибочном отношении к ним. Вот что говорил об этом Фотий, патриарх Константинополя:

Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Миротворение Божие произвело все создания весьма хорошими, и природа всего — самая наилучшая. Неразумное же и беззаконное людское употребление, осквернив многое из созданного, заставило что-то считаться и называться нечистым, а что-то, хотя и избежало наименования нечистого, дало повод боговидцу предусмотреть другой способ пресечь их осквернение, чтобы тем и другим образом изъять из мыслей израильтян многобожие и добиться безупречности.

Какие животные считались нечистыми?

По какому же принципу осуществлялось деление? Какие критерии «возвысили» одних зверей, а других — «унизили»? В «Левите» сказано, что в пищу человеку подходит всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле.

Из рыб — у которых есть перья и чешуя в воде. Из птиц перечисляются только «скверные». Нечистыми животными оказались все четвероногие, «которые ходят на лапах». Как видим, в эту категорию попадают не только собаки, но и кошки.

С чем же связано такое интересное разделение Божьего творения? Помимо уже приведенного аргумента касательно египетского культа, существует еще аллегорическое понимание данных критериев. По нему, например, раздвоенные копыта «должны напоминать ο добрых и злых последствиях, могущих проистекать из всякого действия» и так далее. Все ползающие по земле и питающиеся падалью, очевидно, тоже не могут быть чисты.

Интересно, что последние научные исследования подтверждают мудрость ветхозаветного деления существ на пригодные и непригодные для пищи. Большинство из тех, кого в Библии назвали нечистыми животными, являются разносчиками многих болезней и инфекций.

«Что Бог очистил…»

С пришествием в мир Спасителя ситуация изменилась, подтверждение чему мы находим в Книге Деяний апостольских. На возражение апостола Петра есть «скверную» пищу Господь отвечает ему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян.10: 15). Это значит, что деление животных было упразднено.

Однако же, могут нам возразить, и в Новом Завете неоднократно слово «пес» употребляется с негативным смыслом. Спаситель говорит: не давайте святыни псам, в разговоре с хананеянкой язычники также сравниваются с собаками. Тот же апостол Петр , предостерегая христиан от возвращения к языческим представлениям, употребляет резкое выражение, сравнивая это с тем, как «пес возвращается на свою блевотину».

В большинстве этих примеров слово «пес» употребляется для сравнения с язычниками. Но оно скорее указывает на иерархию, служебное положение твари по отношению к Творцу, чем возводит собаку в разряд нечистых животных.

В то же время в христианстве есть святой мученик Христофор, которого по византийской традиции изображали на иконах с головой собаки. По одной из версий, он имел красивую внешность, но чтобы избежать женского внимания, попросил у Бога обезобразить себя. Впрочем, в нашей современной традиции его не принято изображать с собачьей головой, очевидно, чтобы не было ассоциаций с египетским Анубисом. Подобные образы святого даже официально запретил Синод в 1722 году как таковые, что противоречат естеству и замыслу Бога о человеке.

Почему собаки не ходят в церковь?

И наконец, мы подходим к самой животрепещущей для собаководов теме: так все же, почему нельзя допускать собаку в храм? И кем это установлено? Начать нужно с того, что вообще никаким зверушкам заходить в храм не положено. Об этом говорится в 88 правиле Шестого Вселенского собора :

Никто внутрь священнаго храма не вводит никакого животнаго… Если же кто усмотрен будет, по вышереченному, без нужды вводящий животное в храм: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.

Крайним случаем может быть только опасность для жизни человека. Кроме того, в Русской православной церкви есть постановление, которое запрещает допускать конкретно собак в храм. Мотивируется это разными причинами: шумное поведение, нечистоплотность, возможность осквернения престола. Ничего личного здесь нет.

Почему же кошкам тогда разрешается иногда находиться в храме? Чем они лучше собак? Во-первых, делается это только в очень редких случаях, например, когда храм кишит мышами. Мыши являются угрозой для храма, для алтаря, и в данном случае кошка незаменима в сельском храме, например.

Во-вторых, собаки изначально считаются дворовыми зверушками, а кошки — домашними. Одним словом, вопрос ухоженности, чистоплотности зверя здесь имеет ведущее значение. Да и ведут коты себя потише. Впрочем, в уставе Церкви нет никакого специального последования, никаких молитв на повторное освящение храма в случае, если туда случайно зашла какая-то собачка.

Можно ли держать дома пса?

Если с нахождением собаки в храме мы определились, то что же можно сказать о содержании животного в квартире или доме? Никаких запретов на то, чтобы иметь собаку у себя в доме, Церковь не знает. И освящать квартиру/дом, если там, помимо вас, живет песик, тоже можно.

Все версии о том, что через собаку легче действует нечистая сила и прочее — все это суеверия и «бабьи басни». На них не стоит обращать внимания, никаких подтверждений ни в Священном Писании , ни в двухтысячелетней истории Церкви они не находят.

Сравнивая с другими религиями

Нужно сказать, что в разных религиях к твореньям Божьим, в частности к собакам, относятся и относились по-разному. Например, в древнем зороастризме она почиталась сразу на втором месте после человека. Животным даже приносили пищу, которая предназначалась для душ умерших.

А вот в исламе собака — это, напротив, нечистое животное, которое так и называют «наджаса», то есть «грязное», поскольку она чистит себя языком. Прикоснувшись к ней, мусульманин должен обязательно совершить полное омовение. Иудеи так и не жалуют этих животных, хотя и могут держать их дома в качестве охранников.

У буддистов , которые свято верят в переселение душ, пес чтится выше котов по рангу перерождений. Впрочем, касается это только породистых особей. И наконец, католики, в отличие от нас, разрешают заходить своим четвероногим в храм (непонятно, правда, для чего). У них даже есть свой святой — Франциск Ассизский.

О том, почему зверей не пускают в храм, рассказывает священник Николай Каров:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

) термин, обозначающий животных, которых не использовали при жертвоприношениях и не употребляли в пищу.

Нечистые животные в более общем смысле - животные, не употребляемые в пищу или нелюбимые конкретным народом в силу традиций, предубеждений и медицинских показаний.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    Животные в Библии.

    Нечистая пища мерзость перед Богом

    Библейский ликбез #14: Строительство ковчега и начало потопа

    Семинар "Первая Ступень" ч.15. Чистые и Нечистые силы, хозяин внутри Вас.

    Субтитры

Иудаизм

В Талмуде

Различие между чистыми и нечистыми четвероногими животными, указанное в Библии, полнее разбирается в галахе. К двум отличительным признакам чистого животного - отрыганию жвачки и раздвоению копыт (Лев., 11, 3) - Талмуд присоединяет третье - отсутствие верхних зубов, признак, всегда сопутствующий первым двум . Отличительным признаком является также строение поясничной мышцы (Musculus Psoas) у той и другой категории: у чистых животных под крыловидным отростком крестца мышечные волокна имеют двоякое направление: продольное и поперечное, свободно разрываются вдоль и поперек; нечистые животные имеют лишь продольные мышечные волокна ).

Дикие животные разделяются на обе категории по тем же признакам, но необходимо различать между дикими и домашними на том основании, что жир первых годен к употреблению, а домашних нет; у первых надо дать вытечь крови и покрыть её землей, у домашних нет. Чтобы отличить чистых домашних животных от чистых диких, надо обратить внимание на рога: у диких рога вилообразны или, по крайней мере, без трещин, имеют зазубрины и округлены ). Законоучители Талмуда испытывали некоторое затруднение при определении отличительных признаков чистой и нечистой птицы, ибо в Библии (Лев., 11, 13-19) дается лишь перечисление нечистых птиц, без всякого указания на их признаки; к названиям видов добавляются слова «лемино» и «лиминегу», то есть «с породой их», что заставляет искать характерные черты обеих категорий. Талмуд установил следующие правила для отличия чистых от нечистых птиц. Чистая птица не должна быть хищной, один палец у неё сзади других (если только таково значение слова ענצא). Три передние пальца у чистых птиц находятся на одной стороне, а задний на другой; у нечистых на каждой стороне по два пальца . Далее, чистые птицы имеют зоб, желудки с легко отделяемой слизистой оболочкой; брошенную им пищу они хватают на лету, выбрасывают наземь и раздирают клювом прежде, чем проглотить; напротив того, нечистые птицы сразу проглатывают пойманную на лету пищу или же, поддерживая её одной ногой, отрывают от неё куски клювом (Хул., 59а, 61а, 63а). Так как это различие не имеется в Библии, то мнения законоучителей по этому вопросу расходились. Следуя Библии, Талмуд запрещает 24 вида птиц; если какие-нибудь птицы не подходят по своим признакам под эти виды, то их можно есть; если относительно какой-нибудь птицы возникает сомнение, то нужно анализировать второстепенные признаки. Раввины позднейших времен, например германские, полагали, что чисты только те породы, которые издревле традицией допущены к употреблению в пищу (תרומה). В казуистической литературе по этому предмету существуют разные мнения: так, Менахем-Мендель Крохмаль (Zemach Zedek, № 29) считает дикого гуся нечистой птицей, а Эйбеншютц - чистой .

По отношению к рыбе Мишна (Нидда, 51б), толкуя определение Библии в Лев., 11, 9, говорит, что все рыбы, имеющие чешую, имеют также и плавники. Согласно этому определению, если в редких случаях чешуйчатые рыбы не имеют плавников, то принимается, что последние очень малы или рудиментарны, так что не могут быть замечены. С другой стороны, рыба с плавниками, если не имеет чешуи, признается безусловно нечистой. Дополнительные признаки дает устройство спинного хребта или головы: чистые рыбы имеют вполне развитый спинной хребет и более или менее плоскую голову, нечистые не имеют спинной кости, а голова у них заострена . Резко различаются между собой у обеих категорий рыб икра и пузырь: у чистых рыб пузырь имеет один конец заостренный, а другой тупой, у нечистых края или оба заостренные или оба тупые. Авторитеты прежнего времени много спорили по вопросу ο том, имеют ли эти второстепенные признаки значение в рыбах без чешуи и плавников, или же только в тех случаях, когда по внешнему виду рыбы нельзя судить, имела ли она чешую и плавники . Интересен спор между Аароном Хорином и ортодоксами по вопросу об осетрине, которую первый, вопреки общераспространённому мнению, отнес к категории чистых рыб.

Моисеев закон допустил к употреблению четыре вида саранчи (Лев., 11, 21-22); Мишна дает следующие признаки чистой саранчи: четыре ноги, из них две для прыгания, и четыре крыла, достаточно широкие для покрытия всего тела . Дальнейшие законы ο саранче признали годным только один вид её, известный под именем נגח, и кроме того, требовали авторитетного признания древних раввинов, чтобы допустить её к пище. Впоследствии саранча была запрещена . Особенной строгостью отличались постановления законоучителей относительно червей (Лев., 11, 41): они не считали грехом съесть червяка, который находится в мясе, плодах, рыбе, питьевой воде и т. п.; но и в этих случаях они запрещали его, если он был удален с того места, где он находился первоначально, или если он сам ушёл от того места и потом вернулся назад ; на практике это повело к полному запрещению всякой пищи, содержащей червяков. Позднейшие законы ο червяках отличаются своею крайней запутанностью. Плоды и овощи должны быть тщательно осмотрены, не содержат ли они червяков, и если после варки в них обнаружатся червоточины, то такая пища должна быть признана негодной ).

Толкование разделения животных на чистых и нечистых

В послании Аристея (144-154) говорится, что «эти законы даны в интересах справедливости, чтобы вызвать чистые мысли и воспитать характер»; подчеркивается, что хищные животные запрещены с той целью, чтобы люди научились быть справедливыми и помнили, что не следует прибегать к насилиям в расчете на свои собственные силы. Отличительные черты чистых животных получают аллегорическое объяснение: разделенные копыта должны напоминать ο добрых и злых последствиях, могущих проистекать из всякого действия: мученик Элеазар в IV Мак., 5, 25, в ответ на насмешки царя над еврейскими законами ο пище, говорит: «Бог позволил нам есть, что подходит к нашей душе, и запретил вредное мясо». Здесь выражена та же мысль, которая содержится в словах испанского талмудиста Самуила Царцы: «Все эти вещи портят кровь и делают её легко восприимчивой ко всяким болезням; они оскверняют тело и душу» (Мекор Хаим, Тазриа). Филон дал пространные аллегорические толкования этих законов (ср. De Agricultura Noe ХXV-XXXI), такого же рода толкования их держались и отцы церкви (Иреней , Климент Александрийский , Ориген).

Ортодоксальное еврейство неблагосклонно относилось ко всяким таким объяснениям: ортодоксы говорили, что они не потому не кушают свинины, что она вредная пища, а потому, что Бог её запретил . Талмудическо-мидрашитская литература вообще отказывается мотивировать эти законы: опасались, что толкования их вызовут сомнения в их целесообразности, и решили довольствоваться тем, что они обязательны, как данные в Торе . Со времени Саадии-гаона еврейские комментаторы пытались найти для этих законов рационалистическую или мистическую основу. Замечательно, что теория Саадии почти аналогична с современной тотемистической теорией: он говорит, что некоторые животные, почитавшиеся божественными, разрешены были в пищу в целях противодействия обожествлению животных, и по той же причине другие животные были объявлены нечистыми .

Христианство

Текст раздела пока написан только на основе Библии.

Допотопная эпоха

От сотворения мира Господь дал человеку в пищу растения: Быт.1:29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу. До Потопа существовало деление животных на чистых и нечистых, но не по пищевым критериям (ибо животных в пищу не употребляли), а по пригодности к жертвоприношению Господу: Быт.8:20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.

Времена язычников

После Потопа Бог также разрешил помимо растений употребление в пищу животных: Быт.9:3 Все движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё.

Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Тит.

Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие. Кол.

Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его… Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Рим.

Из Книги Деяний святых Апостолов

начал речь Иаков и сказал: …

19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,

20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:

29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы ". Деян.

Ислам

Буддизм

В буддизме животных не разделяют на чистых и нечистых. Наоборот, все животные считаются священными. Однако это приводит к тому же результату - ограничению в употреблении в пищу.

Индуизм

В индуизме нечистых животных нет. Корова считается священным животным, потому что считается созданной Богом для человека, чтобы давать каждый день ему пищу в виде молока (самой корове и телятам столько молока не надо). Поэтому убивать коров и есть их мясо запрещено. Ограничение в употреблении в пищу мяса других животных связано с возможностью выхода из-под влияния гун материальной природы (главным образом, невежества и страсти), то есть возможностью духовного совершенствования человека и его приближения к святости, к Богу.


Чистые и нечистые животные

המהנ, האמט המהנ הרוהט - так различаются животные в законе Моисеевом в отношении допустимости к употреблению в пищу. Из четвероногих животных чистыми считаются те, которые имеют раздвоенные, т. е. совершенно расщепленные, копыта и отрыгают жвачку; все остальные, у которых нет ни одного или имеется только один из этих признаков, считаются нечистыми и не должны употребляться в пищу. Дозволены в пищу десять видов четвероногих: рогатый скот, мелкий скот, олень (ליא см.), антилопы или собственно газели (ינצ), каменный баран (רומחי) и еще четыре вида газели: акко, дишон, тео и земер (Второз., 14, 5), которых нельзя определить с точностью. Нечистыми являются осел, верблюд, заяц, даман или тушканчик (ןפש также хищныe и дикиe животныe. Заяц (תננרא) и даман (Hyrax syriacus - ןפש) не отрыгают жвачки, как это можно было бы вывести из Лев., 11, 5 и Втор., 14, 7, но они зубами производят такие движения, по которым наблюдателю кажется, что они пережевывают жвачку. Свинья (вепрь) нечиста: хотя она имеет раздвоенные копыта, но не жует жвачки. Пресмыкающиеся животные считаются нечистыми, как то: лисица (דלח), мышь, многие ящеровидные, лягушки и кроты. Из водных животных чистыми признаются имеющие плавательные перья и чешую. Из птиц нечистыми считаются многие хищные птицы, как то: вороны, орлы, коршуны, соколы, ястребы, аисты, страусы, летучие мыши и др. Голуби, как и куры, гуси и утки (не упоминающиеся в Библии) дозволены в пищу, так же крылатые пресмыкающиеся, имеющие длинные голени. Гады (змеи, черви), "ползающие на брюхе", - запрещены в пищу. Подробно перечислены Ч. и нечистые животные в Лев., 11, 1-30 и во Второз., 14, 4-20 (пропущено перечисление дозволенных в пищу 4 видов саранчи). Трупы нечистых животных делают того, кто к ним прикасается, ритуально нечистым, даже если их зарезали. Прикосновение к ним прямо воспрещено (см. соотв. статью). Все животные, допускаемые к жертвоприношению, должны быть чистыми, но из Ч. животных некоторые не допускаются к жертвоприношению, напр.: олень, газель, курица. Рыба, даже чистая, не годна для жертвоприношения. См. соотв. статью. См. также Зоология.

Ср.: Dillmann-Ryssel, Exodus und Leviticus, 1897; В. Baentsch, Exodus-Leviticus, 1900; C. Steuernagel, Deuteronomium, 1898; Alf. Bertholet, Deuteronomium, 1899; H. Schurtz, Die Speiseverbote, ein Problem der Völkerkunde, Гамбург, 1893.

В Талмуде. - Различие между Ч. и нечистыми четвероногими животными, указанное в Библии, полнее разбирается в галахе. К двум отличительным признакам чистого животного - отрыганию жвачки и раздвоению копыт (Лев., 11, 3) - Талмуд присоединяет третье - отсутствие верхних зубов, признак, всегда сопутствующий первым двум (ср. Аристотель, Hist. Naturalis). Отличительным признаком является также строение поясничной мышцы (Musculus Psoas) у той и другой категории: у Ч. животных под крыловидным отростком крестца мышечные волокна имеют двоякое направление: продольное и поперечное, свободно разрываются вдоль и поперек; нечистые животные имеют лишь продольные мышечные волокна (ср. Л. Каценельсон, "Анатомия в древнееврейской письменности", СПб., 1889, стр. 58). Дикие животные разделяются на обе категории по тем же признакам, но необходимо различать между дикими и домашними на том основании, что жир первых годен к употреблению, а домашних нет; у первых надо дать вытечь крови и покрыть ее землей, у домашних нет. Чтобы отличить чистых домашних животных от чистых диких, надо обратить внимание на рога: у диких рога вилообразны или, по крайней мере, без трещин, имеют зазубрины и округлены (תורודכ; по мнению других, надо читать תודודח - заострены. См. Хул. Мишна, III, 59а, б). Законоучители испытывали некоторое затруднение при определении отличительных признаков Ч. и нечистой птицы, ибо в Библии (Лев., 11, 13-19) дается лишь перечисление нечистых птиц, без всякого указания на их признаки; к названиям видов добавляются слова "лемино" и "лиминегу", т. е. "с породой их", что заставляет искать характерные черты обеих категорий. Талмуд установил следующие правила для отличия Ч. от нечистых птиц. Чистая птица не должна быть хищной, один палец у нее сзади других (если только таково значение слова ענצא). Три передние пальца у чистых птиц находятся на одной стороне, а задний на другой; у нечистых на каждой стороне по два пальца (Toc. Хул., III, 22, Раши к Хул., 59а и Ниссим бен-Реубен к соответственной Мишне). Далее, чистые птицы имеют зоб, желудки с легко отделяемой слизистой оболочкой; брошенную им пищу они хватают на лету, выбрасывают наземь и раздирают клювом прежде, чем проглотить; напротив того, нечистые птицы сразу проглатывают пойманную на лету пищу или же, поддерживая ее одной ногой, отрывают от нее куски клювом (Хул., 59а, 61а, 63а). Так как это различие не имеется в Библии, то мнения законоучителей по этому вопросу расходились. Следуя Библии, Талмуд запрещает 24 вида птиц; если какие-нибудь птицы не подходят по своим признакам под эти виды, то их можно есть; если относительно какой-нибудь птицы возникает сомнение, то нужно анализировать второстепенные признаки. Раввины позднейших времен, например германские, полагали, что чисты только те породы, которые издревле традицией допущены к употреблению в пищу (תרוםמ). В казуистической литературе по этому предмету существуют разные мнения: так, Менахем-Мендель Крохмаль (Zemach Zedek, № 29) считает дикого гуся нечистой птицей, а Эйбеншютц - чистой (Kereti u-Peleti, § 82). По отношению к рыбе Мишна (Нидда, 51б), толкуя определение Библии в Лев., 11, 9, говорит, что все рыбы, имеющие чешую, имеют также и плавники. Согласно этому определению, если в редких случаях чешуйчатые рыбы не имеют плавников, то принимается, что последние очень малы или рудиментарны, так что не могут быть замечены. С другой стороны, рыба с плавниками, если не имеет чешуи, признается безусловно нечистой. Дополнительные признаки дает устройство спинного хребта или головы: чистые рыбы имеют вполне развитый спинной хребет и более или менее плоскую голову, нечистые не имеют спинной кости, а голова у них заострена (Аб. Зара, 39б, 40а). Резко различаются между собой у обеих категорий рыб икра и пузырь: у чистых рыб пузырь имеет один конец заостренный, а другой тупой, у нечистых края или оба заостренные или оба тупые. Авторитеты прежнего времени много спорили по вопросу ο том, имеют ли эти второстепенные признаки значение в рыбах без чешуи и плавников, или же только в тех случаях, когда по внешнему виду рыбы нельзя судить, имела ли она чешую и плавники (ср. Яков бен-Ашер, Tur Jore Deah, 83). Интересен спор между Аароном Хорином и ортодоксами по вопросу об осетрине, которую первый, вопреки общераспространенному мнению, отнес к категории Ч. рыб. Моисеев закон допустил к употреблению четыре вида саранчи (Лев., 11, 21-22); Мишна дает следующие признаки чистой саранчи: четыре ноги, из них две для прыгания, и четыре крыла, достаточно широкие для покрытия всего тела (Хул., III, 8). Дальнейшие законы ο саранче признали годным только один вид ее, известный под именем נגח, и кроме того, требовали авторитетного признания древних раввинов, чтобы допустить ее к пище. Впоследствии саранча была запрещена (ср. Самуил бен-Давид га-Леви, комментарий к Иоре Деа, 85). Особенной строгостью отличались постановления законоучителей относительно червей (Лев., 11, 41): они не считали грехом съесть червяка, который находится в мясе, плодах, рыбе, питьевой воде и т. п.; но и в этих случаях они запрещали его, если он был удален с того места, где он находился первоначально, или если он сам ушел от того места и потом вернулся назад (Хул., 67а, б); на практике это повело к полному запрещению всякой пищи, содержащей червяков. Позднейшие законы ο червяках отличаются своею крайней запутанностью (ср. Иоре Деа, 84). Плоды и овощи должны быть тщательно осмотрены, не содержат ли они червяков, и если после варки в них обнаружатся червоточины, то такая пища должна быть признана негодной (ср. Данциг, Хохмат Адам, 22, 35).

Толкования подразделения животных на Ч. u нечистых. В послании Аристея (144-154) говорится, что "эти законы даны в интересах справедливости, чтобы вызвать чистые мысли и воспитать характер"; подчеркивается, что хищные животные запрещены с той целью, чтобы люди научились быть справедливыми и помнили, что не следует прибегать к насилиям в расчете на свои собственные силы. Отличительные черты чистых животных получают аллегорическое объяснение: разделенные копыта должны напоминать ο добрых и злых последствиях, могущих проистекать из всякого действия: мученик Элеазар в IV Мак., 5, 25, в ответ на насмешки царя над еврейскими законами ο пище, говорит: "Бог позволил нам есть, что подходит к нашей душе, и запретил вредное мясо". Здесь выражена та же мысль, которая содержится в словах испанского талмудиста Самуила Царцы: "Все эти вещи портят кровь и делают ее легко восприимчивой ко всяким болезням; они оскверняют тело и душу" (Мекор Хаим, Тазриа). Филон дал пространные аллегорические толкования этих законов (ср. De Agricultura Noe ХXV-XXXI), такого же рода толкования их держались и отцы церкви (Иреней, Клеменс Александрийский, Ориген). Ортодоксальное еврейство неблагосклонно относилось ко всяким таким объяснениям: ортодоксы говорили, что они не потому не кушают свинины, что она вредная пища, а потому, что Бог ее запретил (ср. Сифра, Кедошим, конец). Талмудическо-мидрашитская литература вообще отказывается мотивировать эти законы: опасались, что толкования их вызовут сомнения в их целесообразности, и решили довольствоваться тем, что они обязательны, как данные в Торе (Танхума, Лев., изд. Бубера, Шемини, III, 29). Со времени Саадии-гаона еврейские комментаторы пытались найти для этих законов рационалистическую или мистическую основу. Замечательно, что теория Саадии (см.) почти аналогична с современной тотемистической теорией: он говорит, что некоторые животные, почитавшиеся божественными, разрешены были в пищу в целях противодействия обожествлению животных, и по той же причине другие животные были объявлены нечистыми (Китаб аль-Аманат 117; евр. перевод, III, 2, изд. Слуцкого, стр. 61). Ибн-Эзра полагает, что мясо нечистых животных запрещено потому, что оно нечисто и вредно, и что вместе с мясом переходят в плоть и кровь человека хищные черты животного (ком. к Лев., 11, 93; ср. Царца, l. с.). Маймонид (Море Небухим, III, 48) видит в основе этих законов причины гигиенического и отчасти эстетического характера. Таковы же взгляды великого экзегета Самуила бен-Меира в его комментарии к Левиту. Нахманид лишь отчасти соглашается с этими теориями и приводит один гигиенический мотив по отношению к рыбам. Ч. рыба держится ближе к поверхности, и поэтому она содержит некоторую теплоту, которая отнимает у нее влажность, тогда как нечистые живут глубоко в воде и особенно в стоячей и болотистой воде, они содержат много холода и влажности, что делает их вредными для употребления в пищу. По отношению к четвероногим Нахманид колеблется между этическими и гигиеническими мотивами и ссылается на христианских врачей для доказательства непригодности свинины (ком. к Лев., 9, 13; ср. его Дераша, изд. Иеллинека, стр. 29). Объяснения Бахии бен-Ашера ο нечистых животных взяты преимущественно у Нахманида. Он добавляет, что эти законы представляют дальнейшее развитие законов ο жертвенном культе, ибо все, что не допущено в качестве жертвоприношения, не должно употребляться в пищу (ком. к Лев., 11, 163d). Исаак Арама признает только этические мотивы и отвергает гигиенические (Акедат Ицхак, III, 33б, изд. Поллака). Прοтив рационалистических толкований Маймонида выступает также и Витербо (Таам Зекеним, изд. Ашкенази, стр. 42-43). По каббалистической теории, нечистые животные происходят от отрицательных сефирот, создавших зло в мире (Зогар, Шемини, III, 41б); с пришествием Мессии, когда все очистится, и эти животные будут допущены в пищу (Ялк. Хадаш, Ликкутим, 36, 79). Таким путем мистика объясняет мысль, выраженную в Мидраше Тегилим к Пс., 146, что в будущем Бог провозгласит нечистых животных чистыми. Этот Мидраш смущал Абрабанеля и других талмудистов, которые полагали, что эта фраза представляет позднейшую вставку христиан. О взглядах реформистских раввинов и современных библейских экзегетов см. также ст. Пища, Реформа, Ритуальная чистота, Тотемизм.

Ср.: Torat Kohanim, Schemini, Сифре ко Второз. 100-104; Шулхан-Арух, Иоре Деа, 79-86; Lewysohn, Zoologie des Talmuds, 14-18; Wiener, Speisegesetze, 298-328; Л. Каценельсон, "Институт рит. чистоты", книжки "Восхода", 1897. .

Ученые решили разобраться в причинах того, почему Бог разделил животных на чистых и нечистых?

Так какая разница между чистыми и нечистыми животными?

(Втор. 14:9 Лев. 11:9) — чистыми в воде являются те животные и рыбы, у которых есть перья или плавники. Сюда входят такие животные и рыбы, как лосось, окунь, форель, мерланг, карп и многие другие.

В море лосось питается главным образом сельдью и песчанкой. Лосось относится к плотоядным видам рыбы и питается мелкими беспозвоночными и зоопланктоном в раннем возрасте.

Карп кормится в местах богатых растительной и животной пищей, водной растительностью, моллюсками, рачками, червячками и другими мелкими организмами.

Нечистые

А все тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас (Втор. 14:10). Большая категория, включающая в себя значительное количество разнообразных рыб, ракообразных и других морских обитателей, таких как акулы, рыба-меч, зубатка, киты, дельфины,…

Нечистые животные и учение Христа

Хочу рассмотреть начиная с Бытие и кончая Новым заветом о нечистых животных.
И потом сравнить как АСД учат об этом. Пусть Господь Бог поможет нам видеть истинно Его Слово.

Начнём с периода который был до потопа. Книга Бытия

1 И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем;
2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;
3 также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли,
4 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.
5 Ной сделал все, что Господь повелел ему.
6 Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.
7 И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.
8 И из скотов…

Так уж заведено, что мы, не успев ничего толком узнать о вере, слишком быстро становимся знатоками многих околоцерковных вещей, которые, прямо скажем, если и имеют какое-то значение, то отнюдь не главное. Так, например, первая встреченная в храме бабушка без труда вас убедит, что держать дома собак никак нельзя, а кошек можно. И что посмей какая-нибудь дворняга сунуть в храм нос, дом Божий тут же нужно заново освящать. Потому что собака, мол, «нечистое» животное. Такие знания церковных правил не только заставляют искренне удивляться, но и зачастую являются ничем не обоснованными. Попробуем с этим разобраться.

Зачем понадобилось деление?

Традиционно начать, конечно, нужно с Ветхого Завета. И здесь мы увидим, что деление животных на чистых и нечистых было совершено пророком Моисеем. Как известно, после Всемирного потопа людям теперь уже разрешалось употреблять животную пищу. Однако по закону, данному Богом через Моисея, целый ряд зверей стал…

Многим народам, которые жили по соседству с идеями 2000 лет назад, было странно не работать в субботу, иметь Бога, которого не видно и не есть свинину.

Нечистое - так называли свинью.


(Лев.11:7)

Она также считалась символом грязи, греха и отсутствия угрызений совести.

22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи.
(2Пет.2:22)

Сегодня можно по прежнему встретить людей, которые соблюдают подобные ограничения.

Например, не едят мяса любого животного, не едят его по определенным дням или не едят по религиозным причинам.

Что говорит Библия о еде?

До всемирного потопа человеку была дана в пишу только растительность.

После потопа животные вошли в рацион питания человека и по этой причине стали бояться нас.

Давайте сначала рассмотрим те стихи Библии, где Бог явно разрешает есть мясо. И заметьте Он не говорит, чтоб его варили или жарили — это и так понятно.

«Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в ПИЩУ» (кроме нечистых животных, запрещенных отдельно) (Быт. 9.2,3).

«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот ЖИВОТНЫЕ, которые МОЖНО вам есть из всего скота на земле: …» (Лев. 11:1,2) далее перечисляются чистые и нечистые животные.

Бог говорит нам о том, что мы должны и чего не должны употреблять в пищу.

В главе 11 Левита и в главе 14 Второзакония даются четкие правила относительно того, что можно есть, а что нельзя. Это своего рода рецепт здоровой диеты и образа жизни. Та пища, которая разрешена Богом, помогает нам расти здоровыми. Та же, которая запрещается, может нанести значительный урон нашему здоровью.

Законы Бога, касающиеся животных

Чистые животные

Левит 11:1-3 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: Скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всякого скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта, и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте.

Второзаконие 14:3-6 Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы. Олень и серна, и буйвол и лань, и зубр, и орикс, …

Начнем с истории: каково было отношение к «четвероногому другу» в античную эпоху?

Греки собак любили и окружали заботой. Достаточно почитать Гомера. Римляне одевали на боевых собак даже броню.

Но вот у народов, чтивших Библию как священную Книгу, отношение было прямо противоположным. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки, лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея, эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом – верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию – «в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23: 18). Но коль собаку продавали, значит, при себе ее все-таки держали.

Скотоводу овчарка совершенно…

Лариса Анастасия Искусственный Интеллект (102583) 6 лет назад

1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им:
2 скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле:
3 всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте;
4 только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
5 и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас,
6 и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
7 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;
8 мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.
9 Из всех [животных] , которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в…

Почему христиане едят свинину? Ахмед, г. Москва Ахмед написал нам следующее: «Здравствуйте, я мусульманин, я с уважением отношусь к христианам, как и все мусульмане. Мой вопрос заключается в следующем: почему христиане едят свинину, когда запрещенно её вам тоже есть. Ведь в библии в ветхом завете запрещается употреблять в пищу свинину. Но в новом завете, который был переписан с арамейского на греческий, об этом ничего не сказано. Объясните мне почему христиане едят свинину? С уважением. Надеюсь получить хоть маломальский ответ».
Прежде чем ответить на этот вопрос, хотим заметить, что Новый Завет не переписывался с арамейского, а был написан на греческом языке за исключением Евангелия от Матфея.

Теперь обратимся к заданному нам вопросу: Почему христиане едят свинину?

I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

1. До потопа люди ели растительную пищу.
Бытие 1:29-30 «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у…

хра’>

Чистые и нечистые животные: кошке можно в храм, а собаке нельзя?

Отклик на статью «Есть ли у животных права», «НС» № 2 за 2008 год:

Тема животных очень интересная, но вот меня давно интересует один вопрос: я слышала, что собаку называют нечистым животным, и есть даже такое мнение, что, если собака забежала в храм, его нужно переосвящать, а кошка — животное чистое, и ей в храм можно. Откуда такое разделение? Марина

Отвечает преподаватель кафедры библеистики ПСТГУ иерей Александр Прокопчук:
— Понятие чистых и нечистых животных идет из Ветхого Завета. После Потопа людям было разрешено есть мясо животных. В 11-й главе библейской книги Левит есть подробные указания для сынов Израилевых, каких животных можно употреблять в пищу, и они названы «чистыми», а каких нельзя — они названы «нечистыми». Из зверей, которых мы сейчас называем млекопитающими, разрешено было есть животных, у которых раздвоены копыта и которые жуют жвачку. (Поэтому у иудеев…

Меню раздела

Алкоголь, водка, пиво АСД Библия, авторы и персонажи Библия. О Книге книг Бог есть любовь! Вечеря Воскресение мертвых Второе Пришествие Десятина и пожертвования Дом и семья, брак Духовные дары Закон, грех Здоровье и красота, спорт Иисус Христос, Его жизнь Ислам и Коран Крест Крещение Личное служение Молитва Музыка и христианство Небо, ангелы и небожители Непознанное Ной, ковчег и потоп Нравственность выбора, этика Об авторах и сайте Освящение Пасха, праздники Пост Прощение и исповедь Религия, обряды и церковь Сатана и демоны Секс, эротика и интим Слова и выражения из Библии Смерть, рай и ад, душа и дух Спасение Суббота Творение Толкование Писания Троица в христианстве Разное

Поиск по этому разделу

Обновления сайта

Так всё таки можно или нельзя питаться мясом по Библии? Спрашивает Михаил
Отвечает Василий Юнак, 21.03.2010

Михаил пишет: Так всё таки можно или…

Чистая и нечиста еда. Когда мы применяем библейские советы и понимаем, насколько они полезны, мы осознаём, что в этих советах заключена поистине Божья мудрость
Библейские советы, помогающие в жизни. (Христианская еда)

1- Чистая и нечистая еда.

2-Библия и ученые (Пища).

Вот скот,который вам можно есть: волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард.

Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте. (Втор. 14)

Свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас.

толькосих не ешьте верблюда, зайца и тушканчика,Свиньи, не ешьте мясаих, и к трупам их не прикасайтесь.(Втор.14:7)

Из всех [животных], которые в воде, ешьте всех,у которых есть перья и чешуя;

а всех тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас. (Лев.11:9,10)

ВОПРОС ОТ АЛЕКСЕЯ

Хотелось бы задать один вопрос по отношению Библии к мясу. Посмотрите какие есть тексты Библии:

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, - вам сие будет в пищу» (Быт. 1:29, 31).

«Режущий вола - то же, что убивающий человека» (Исайя 66:3).

«Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом». (Притчи 23:20).

Получается, вегетарианцы правы, что не едят мяса?

Действительно, в Библии есть тексты, которые, как с первого взгляда кажется, запрещают кушать мясо. Однако, в той же Библии есть стихи, которые прямо разрешают и даже предписывают есть мясо (ниже мы их рассмотрим). Получается, либо Библия себе противоречит (чего быть не может), либо какие-то тексты Библии говорят об ином.

Давайте сначала рассмотрим те стихи Библии, где Бог явно разрешает есть мясо. И заметьте Он не говорит, чтоб его варили…

«Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор.10:31)

Разбирая данную тему нужно помнить о любви друг ко другу и о взаимном терпении… Рассуждение о пище не должно нас поссорить или нанести обиду. Пусть то, что Библия не ставит во главу спасения, никогда не станет разделяющей стеной в нашем братском общении.

Зачем человеку питание? Зачем человеку есть?
Наличие такого элемента в жизни, как пища, производит осознание зависимости человека от внешних материй и факторов. Даже в совершенном мире, созданный по подобию Божию, человек иногда должен был ощущать себя нуждающимся.
При таком положении вещей, когда продолжение жизни зависит от еды, человек никогда не может сказать – «я ни в чем не нуждаюсь», «я сам по себе», «проживу без этого».
Взаимосвязь всего в сотворенном мироздании создает ощущение созависимости друг от друга.
Давать и принимать – идеальный принцип жизни во вселенной. Нельзя только брать или только…

Животные в Библии - Животные в Эдеме, Лукас Кранах Старший В Библии упоминается множество животных существ. Идентифика … Википедия

Животные - Библии разделялись на четыре класса: на животных, живущих на суше, четвероногих больших и малых, (Лев.11:2), на рыб морских (ст. 9, 10), птиц небесных (ст. 13) и пресмыкающихся (ст. 20, 29, 41). В этих классах различались опять: чистые,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Животные - в Библии это живые существа, надел., как и человек, способностью самостоят. совершать произвольные движения, а также способностью к восприятию. От сотворения мира Ж. делятся на четыре группы: Ж., сотвор. в пятый день, обитающие в воде и в… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Животные библейские - в Библии животный мир разделяется на 4 разряда, причем каждый разряд содержит в себе животных, которых можно вкушать человеку, или чистых, и животных, запрещенных для пищи, или…


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди