23.04.2019

Лепка на тему масленица в детском саду. «Масленица» или блинный день: аппликация на тему. Русская народная песня


Место работы: ГБОУ «Лицей1561,к №5» г. Москвы

Образовательная область «Познание»

Интеграция с другими областями: «Развитие речи»,
«Художественно- эстетическое», «Музыкальное», «Коммуникация»

Цель: формировать представление детей традициях празднования русским народом Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы

Образовательная задача : Познакомиться с традициями праздника широкой Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы, развивать умение договариваться и сотрудничать в ходе совместной деятельности

Развивающая задача : Развивать речь (упражнять в словообразовании с помощью суффиксов, заучивать заклички. Активизировать словарь словами: чучело, артисты, зрители, бубен, балалайка, Кострома, зять,тёща, развивать координацию речи с движениями.

Воспитательная задача: Воспитывать интерес и уважение к традициям и праздникам русского народа

Предварительная работа: разучивание песни «Мы давно блинов не ели»

И игры «Гори, гори ясно», рассматривание книг с иллюстрациями русских народных гуляний

Материал: аудиозаписи русских народных мелодий, фонограмма песни «Мы давно блинов не ели», колокольчик, платок для завязывания глаз

Ход занятия:

Воспитатель в русском национальном костюме приглашает детей в группу

Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал? А я думаю не рано. Зима-царица ещё правит в наших краях, уступит ли она место весне -красне. Как вы думаете? (Ответы детей) Конечно, ребята, ступит. Всему приходит своё время, сколько зиме не лютовать, всё равно придет весенняя пора. Давайте с вами весну поакукаем, позовём. А я вас научу как. (Дети хором повторяют за воспитателем)

Приходи, весна, приходи, красна!

Давай, солнышко -колоколнышко,

Приноси урожай в наш любимый край!

Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель: чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей весёлые пышные проводы- Масленицу. Масленица-это праздник встречи весны и солнца.

Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели готовились к посту,тому времени, когда не едят мясной и молочной пищи), а молочные продукты и масло ещё можно было кушать. Масленица от слова масло. К празднику пекут блины. Они напоминают солнышки: такие же горячие, румяные и круглые. На улице устраивают гулянья.

Длится праздник всю неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день -особенный. А какой вы сейчас сами мне отгадаете.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

1.Веселись и радуйся

Утро, день и вечер!

Наступает первый день-

Понедельник- (встреча)

В этот день делают куклу-чучело Кострому (показ иллюстрации) и строят снежные горки. И, конечно же, начинают печь блины.

Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон» В эту игру с давних-предавних времен играли на Масленицу. Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных.

Живёт масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.

Все в круге поют:

Дили-динь,дили-дон!

Ах, откуда этот звон?

Били-бим, били-бом!

Мы его сейчас найдем.

Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как

участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником игры.

2.У меня ещё вопрос…..

Понедельник пролетел,

Вот и вторник зашумел.

Звучит веселый наигрыш

А вторник у нас (заигрыш)

В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. Начинаются веселые игры.

Давайте и мы с вами сейчас поиграем

Подвижная ига «Гори, гори ясно»

Играющие выстраиваются парами друг за другом- в колонку.Игроки берутся за руки поднимают их вверх, образуя «ворота».Последняя пара проходит»Под воротами» и становится впереди. За ней идет следующая пара.»Горящий встает впереди шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят.

Колокольчики звенят:

Дин -дон, дин -дон.

Выбегай скорее вон.

По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

«Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь»

«Горящий старается догнать бегущих. Если игрокам удаётся взять друг друга за руки прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е «горит». Если «горящий» поймает одного из бегающи, то он встанет с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

3.Разгулялись,господа,

А на дворе уже среда.

Сладкая маковка

Под названьем (лакомка)

В этот день приходят гости на блины

Пальчиковая гимнастика:

Мама нам печёт блины.

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной

(попеременно касаться стола ладонью и тыльной стороной ладони)

Стала маша гостей собирать(хлопать в ладоши)

И Иван приди(загибать поочередно пальчики левой и правой руки, начиная с большого)

И Степан приди,

Да и Андрей при,

Да и Матвей приди.

А Митрошечка,

Ну, пожалуйста (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой руки

Стала Маша гостей угощать(хлопать в ладоши)

И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого)

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке -мятный пряничек (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой руки)

Стала маша гостей провожать(хлопать в ладоши)

Прощай, Иван (поочереди машемпальчикаи обеих рук, начиная с больших)

Прощай Степан,

Прощай Андрей,

Прощай, Матвей,

Прощай, Митрошечка!

4.Он и чистый, и широкий

То четверг уж на пороге

В этот день ты не зевай,

Он зовётся (разгуляй)

Самый весёлый день. Возят чучело на колесе, катаются, поют песни

Рассматривание картины «Масленица- проводы зимы»

Посмотрите на картину. Это артисты. Они выступают перед зрителями (покажите зрителей). Артисты одеты в красивые костюмы. Посмотрите, какие музыкальные инструменты изображены на картинке. У молодого парня в руках гармошка (покажите гармошку). Эта девушка играет на балалайке. А другая бьет в бубен. Найдите бубен и балалайку (показывают). Кто на картинке танцует? (Дети-маленькие артисты) посмотрите, какие у них красивые костюмы.(описывают костюмы)Чей костюм вам больше понравился?(дети отвечают). Девочки машут платочками и кружатся в танце. Посмотрите, как мальчик топает ножкой. Как вы думаете,зрителям на этом празднике весело. А как вы догадались(зрители улыбаются)

Давайте с вами тоже поиграем и потанцуем как артисты на картинке.

Игра с бубном " Ты катись веселый бубен"

Д ети передают в кругу бубен со словами:

Ты катись, веселый бубен.

Быстро -быстро по рукам.

У кого остался бубен,

Тот сейчас станцует нам

Давайте ещё посмотрим на картинку.

Вот соломенное чучело зимы. Это чучело называется «кострома».На него надели сарафан и украсили лентами. Покажите чучело, сарафан, ленты. Какого цвета ленты у чучела? (розовые, голубые, оранжевые, зеленые).

Дети выходят по одному и составляют рассказ по картине.

5.Вот и пятница пришла

Гостей в дом привела

Есть блины, кататься с горки

Это тёщины (вечёрки) Тёща- мать жены или по-другому мама вашей мамы

Папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

Масленичные блины-просто объеденье!

Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем.

Почитает весь народ Масленицу нашу.

Веселее не найдешь праздника и краше!

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, отвечайте старательно:

На тарелке он один- называем просто….(блин)

Много испекли их мы-тогда назовём…..(блины)

Испекли для дочек-назовём……(блиночек)

Будет кушать их сынок-назовём тогда…..(блинок)

Огромный, как домище-назовём…..(блинище)

Дети поют песню «Мы давно блинов не ели»

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины. Блины, блины,

Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица

Печь блины- то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой,блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

На поднос она кладет

И сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины.

Вы блиночки мои!

Гости, будьте все здоровы,

Вот блины мои готовы

Ой, блины, блины, блины

Вы блиночки мои

6.А теперь пришла суббота,

Сидеть девчатам неохота,

И резвятся, словно белки,

Это -золовкины (посиделки) Золовка- это сестра мужа, или по-другому, сестра папы

В этот день ходят друг к другу в гости. Дарят подарки, сжигают чучело масленицы и окончательно прощаются с зимой.

7.День последний подошёл,

Великий пост с собой привел.

В последний день едим блины печёные

А зовётся воскресение (прощенное)

Прощенным называют потому, что в этот день все друг и друга прощения просят за то, что совершили ошибки, за всё то, что могло обидеть человека

Аппликация «Солнышко»

Блин похож по своей форме на солнышко. А если приделать к нему лучи, то будет походить ещё больше. Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне круга-«Солнце»

Рефлексия

Воспитатель:

Вам понравился мой рассказ про Масленицу. С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица началась. А теперь будем пить чай и лакомиться вкусными блинами

«Масленица»

(Старшая группа)

Задачи:

Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре.

Познакомить с календарно – обрядовым праздником «Масленица»,

восстановить связь времен.

Познакомить детей с народными обычаями и обрядами, связанными с этим праздником.

Ход занятия:

Беседа о Масленице с показом иллюстраций, репродукций картин художников по данной теме.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей).

Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.

Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.

На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Физкультминутка

«Малечена-калечина»

Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.

Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?

После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.

С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.

Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу: «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться...»

После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение:

Тин-тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масляный кусок!

Уж вы не скупитесь,

Подайте широкой Масленице!

Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:

Паршивые блины, по аршину длины! -

и убегали.

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.

Во вторник - заигрыши.

С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены - просим жаловать».

Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Среда - лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг назывался разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).

Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.

Пятница - тещины вечерки - была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.

Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.

Последний день Масленицы - Прощеное Воскресенье . В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты прощай, прощай,

Наша широкая.

Ты пришла с добром,

Со блинами, пирогами

Да со оладьями.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари,

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Игра «Гори, гори ясно»

Вопросы к детям.

Почему праздник назывался маслениц масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей).

Знакомство с весенними закличками.

Воспитатель: Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:

Красное, разожгись!

С весной красною вернись!

Красно-солнышко,

В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!

Солнышко-колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Обсудить смысл закличек..

Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.

символ масленицы

Блины - это главный символ Масленицы.

Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. У каждой хозяйки были свои рецепты приготовления блинов. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица».

Частушки на масленицу

Широкорожая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Ой, Масленица, протянися!

Ты за дуб, за колоду зацепися!

Ой, сказали – нашей Масленице

Семь годков,

А всего у Масленицы

Семь деньков.

Ой, Масленица-обманщица!

Обманула, провела,

Нагуляться не дала!

Ой, Масленица, протянись!

За белую березу зацепись!

Сказали: Масленице семь годков,

А нашей Масленице семь деньков!

Ой, Масленица, протянись!

Ты за дуб, за колоду зацепись!

Ой, сказали – нашей Масленице

Семь годков, А всего у Масленицы семь деньков.

Ой, Масленица-обманщица!

Обманула, провела,

Нагуляться не дала!

Игры на масленицу

«Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

«Малечена-калечина»

Играющие выбирают водящего.

Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова:

Малечена - калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До зимнего?

После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь или любой палец руки. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

«Почта»

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

Динь, динь, динь!

Кто там?

Из города …

А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

Забавы на Масленицу

Из истории: В день Масленицы делается "город". На реке Нице или на слободской площади, где больше простору, складывают по круговой линии из снега, иногда изо льда, стены, в которых проделываются два столба. Сверх столбов кладется также из снега или льда дугообразная перекладина. Куски снега тщательно заливаются водою для того, чтобы крепче стояли. Предварительно же рыхлые столбы и перекладину с лицевой стороны украшают различными узорами больше всего посредством прикрепления к белому снегу по разным направлениям кусочков угля". Вверху на воротах ставили вылепленные из снега фигуры людей, иногда птицы или зверя. Перед закатом солнца большое количество народа собиралось смотреть, кто и как будет "ломать город". Как и во многих других случаях, развлечения молодежи, связанные со снежным городком, проходили на виду у всей общины, поведение участников подлежало непосредственному обсуждению.

На верхней Оби молодежь делала городок иначе: несколько невысоких, со сводами наверху, толстых столбов снега, облитых водою, составляли лишь основание крепости. На своды настилали доски. На углах крепости ставили очень высокие столбы, обвитые соломой. По крепостному валу размещали снежные скульптуры. Игра и здесь проходила в "прощеный" день. К городку приходили все перед наступлением вечера.

Начиналась атака конников и пеших под предводительством "генерала". Самый эффектный момент наступал после взятия крепости: зажигали соломенные столбы, и высокие факелы пылали в наступивших сумерках, освещая причудливые очертания полуразрушенной крепости и отражаясь в ледяных поверхностях.

«Перетягивание каната»

Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным.Подготовка - как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.

«Снежный тир»

В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1x1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.

Игра «Блины»

Мы печем блины с утра,

Чтобы их была ГОРА!

Хватит всем друзьям, знакомым!

Первый блин, конечно, комом.

Будет пир у нас горой!

Подгорел слегка второй.

Тут за дело взялся папа –

Третий блин скатился на пол.

Брат решил испечь один –

Разорвал четвертый блин.

Бабушка взялась за пятый –

Получился он помятый!

А шестой пекла сестра –

Ужинать пришла пора!

Дедушка седьмой испёк –

Сразу блин стащил щенок!

Остальные делал я –

Тесто кончилось, друзья!

Ну, а мама прокричала:

«Завтра всё начнем сначала!»

Песня на проводы масленицы

Масленца – блиноеда,

Масленца – жироеда,

Масленца – обируха,

Масленца – обмануха.

Обманула, провела,

Нам блинов не дала.

Подайте оладушка

Нам подмасленного

Да поджаренного!

А мы Масленицу провожали,

Тяжко-важко по ней вздыхали:

Дорогая Масляна воротись,

До красного лета протянись!

Масляна, Масляна,

Куда ты идешь?

Потеряла лапочки –

Не найдешь!

Масленица-блиноеда

Всему миру надоела,

Обманула, провела,

Годика не дожила.

Стихи о Масленице

Масленица

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!

(В. Степанов)

Широкая масленица – сырная неделя!

Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер...

Накатавшись вволю, все блины едят.

"ЗАИГРЫШ" беспечный – ВТОРНИКА отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них – награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

Тут СРЕДА подходит – "ЛАКОМКОЙ" зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – всё им удаётся.

Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

А в ЧЕТВЕРГ – раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.

Ледяные крепости, снежные бои...

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек – суженых своих.

ПЯТНИЦА настала – "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Близится СУББОТА – "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".

Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!

Масленица

На столе калачи.

И блины горячи.

За окошком румяное солнышко.

Раскраснелось оно,

Словно выпить смогло

Чаю пять самоваров до донышка.

За окошком поёт о весне капель,

О зиме уходящей поёт.

Мне не хочется дома сидеть теперь:

По деревне весна идёт.

(О. Акулова)

Нынче Масленица с нами

Веет в воздухе ВЕСНОЙ,

В парк спешит народ честной,

Да с утра, да семьями,

В это воскресение!

Всяк идёт, кому не лень:

На Руси – особый день!

На плечах я! У отца!

Нынче – МАСЛЕНИЦА!

Видят всё глаза мои:

Вот концерт,

А там бои.

То летит, то стелется,

Про купца, про девицу!

Больше нравится мне пляска –

Это праздник, это сказка!

Встала мама в хоровод –

Лебедь белая плывёт…

С папой мы удивлены:

И ватрушки, и блины,

С пылу с жару – их съедают,

А они не исчезают!

Пахнет солнцем и блинами –

Нынче – МАСЛЕНИЦА С НАМИ!

Станем чучело сжигать,

Будем ЗИМУ провожать!

(Н. Капустюк)

Нынче проводы зимы

Нынче радуемся мы -

Нынче проводы зимы

С пирогами да блинами,

В шуме милой кутерьмы.

С горки саночки летят,

Очи девичьи горят,

Песни, пляски и гулянья

Уж который день подряд.

Молодым искать не лень

Нареченных целый день:

Женихов - девчатам

И невест - ребятам,

А у тещи на блинах

Зять довольно крякнул: - Ах!

Съел, наверно, штук под сорок -

То-то праздничный размах!

Это - Масленица,

Чудо - Масленица.

Пробуждение земли

Скоро крылья распахнёт

Сонная земля,

Пробуждение придёт

С криком журавля;

Признаёт и сам февраль

Перемену дней,

Сквозь небесную вуаль,

Солнечных коней

Шлёт, как вестников Весна

В серые дома:

– Пробуждайтесь ото сна! –

Говорит она.

И в застуженных сердцах

Тает мёртвый лёд.

Мчится тройка в бубенцах –

Масленицы ход…

Радость – в каждый дом!

Встанем утром рано,

Напечём блинов

С творогом, сметаной,

С мёдом. Будь здоров!

С маслом и вареньем,

Вот Вам угощенье!

Масленицу встретим.

Чучело сожжём.

Праздник мы отметим.

Радость – в каждый дом!

Яркий лучик солнца –

Каждому в оконце!

(Н. Губская)

Ожидание Масленицы

Кот ходил, сидел, лежал,

Долго масленицу ждал.

Песни пел, шипел, сопел:

«Не зима, а беспредел!»

Под окошком батарею

Он теплом кошачьим греет!

И надеется, что – вот!

Побыстрей весна придёт!

(А. Эйсмонт)

Широкая Масленица

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Масленица, Масленица,

Блинами попеканщица,

Приходи раненько,

Встретим хорошенько -

Сыром, маслом и блином

И румяным пирогом.

Масленица - блиноеда

Накормила до обеда.

И сама - за плетень,

На весь день, на весь день.

Полизала сыр и масло,

А сама потом погасла.

Проводы зимы

Нам везде надо успеть -

И сплясать, и песню спеть!

Съесть корзину пирогов!

Да с три короба блинов!

Мы в избу беленую

Чисто подметем,

Ой, тоску зеленую

Мы не пустим в дом!

Холод да метелицу

Прочь прогоним мы.

Эй, встречай с весельицем

Проводы зимы!

Широкая на двор въезжает!

А мы, девушки, ее встречаем,

А мы, красные, ее состречаем!

Ой да Масленица, погости недельку,

Широкая, погости другую!

Масленица

Масленица! Масленица,

Круглые бока!

В небе солнце ластится -

Знать весна близка.

На тарелке блинчики

Горкой у меня,

Круглые, румяные -

Солнышку родня!

Подходите, деточки,

Я вас накормлю,

Молодые "веточки",

Очень всех люблю.

Праздники славянские -

Радость в каждый дом!

С песнями и плясками

Мы в весну войдем. . .

(Н. Обинякина ■)

Масленичные задоринки

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай!

Чтобы блины горочкой,

И все с икорочкой!

Масленица – значит, живы,

Раз гуляем – будем жить,

И блинами объедаться,

Веселиться и любить.

С горочки пойдём кататься,

Грусть-тоску прогоним прочь,

Будем с зимушкой прощаться,

Ей уже нельзя помочь!

Пусть горит костром в полнеба

Из соломы голова,

Побросай в огонь скорее

От любви былой дрова.

Удалою пляской русской

Под гармошку закружись...

С Масленицей расстаёмся!

Где ты там весна? Проснись!

Детям нравятся блины...

Детям нравятся блины.

До чего блины вкусны!

Все на свете влюблены

В аппетитные блины!!

Со сметанкой и с икрой!

Поскорее – стол накрой!

С джемом, с медом и с вареньем,

Со "сгущенкой" – объеденье!!

С мясом, с маслицем, с грибами,

С фруктами и овощами...

С творожком или с капустой,

С пудрой сахарною, вкусно!..

Я зову к себе гостей,

Моих маленьких друзей,

Налетайте, на блины!..

Ой, штанишки нам тесны...

(Т. Юдина)

Ода блинам!

Масленица блинная,

Сытная, старинная,

С самоваром, с огоньком,

Солнцем, снегом, ветерком...

Сказано немало слов,

Напеку скорей блинов,

Чтобы под конец зимы

Всласть весну встречали мы!

Тесто быстро замешу,

Всё что надо положу,

Сковородку раскалю,

Блин половничком налью.

Зашипит на масле тесто,

В сковородке ему тесно,

Ловко блин переверну,

На рисунок посмотрю.

Первый блин похож на солнце,

В нём узор лучами рвётся...

Блин второй готов багряный,

Словно яблочко румяный!

Русская народная песня

«Блины»

Как на Масляной неделе

Мы блиночков захотели!

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

На поднос она кладёт

И сама на стол несёт.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

«Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы».

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

Загадки

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины.

(Масленица.)

Пред постом – народные гулянья,

Мясоед, веселье и блины.

И с зимою лютою прощанье

По заветам доброй старины.

(Масленица.)

Упало солнышко в снега,

Влилась молочная река,

Плывут в горячую страну

Там делать в дырочках луну.

(Блины.)

Для любимой бабушки

Испеку оладушки.

Так румяны и вкусны

Эти пышные...

(Блины.)

Ой, ты Лакомка-Среда!

Масляна сковорода!

Как повелось со старины –

Едем к… !

(Тёще на блины)

Масленица – объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И, конечно же, … !

(Икра)

И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки –…

(Блины)

В масленично воскресенье

Все старался старый Тит

Попросить у всех прощенья

И ответить: …

(«Бог простит!»)

Пословицы о Масленице

◘ Не житье-бытье, а Масленица.

◘ Масленица семь дней гуляет.

◘ Боится Масленица горькой редьки да пареной репы (т.е. поста).

◘ Масленица идет, блин да мед несет.

◘ Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

◘ Маслина не на век дается.

◘ Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают.

◘ Масленица объедуха, деньгам приберуха.

◘ Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков.

◘ Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло.

◘ Как на масляной неделе в потолок блины летели.

◘ Без блина не масляна.

◘ Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить.

◘ Блин не сноп – на вилы не наколешь.

◘ Ищет где сорок лет масленица и по три года мелкие праздники.

◘ Блин не клин, брюха не расколет.

◘ И самый хладнокровный человек любит горячие блины.

◘ Блины и поцелуи счета не любят.

Поговорки про Масленицу

Без блина не масляна

Блин не клин, брюха не расколет

Блин не сноп – на вилы не наколешь

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны

Блины и поцелуи счета не любят

Боится Масленица горькой редьки да пареной репы

Выпили пиво об Масленице, а похмелье ломало после Радуницы (Радуница или родительский день отмечается через 9 дней после Пасхи)

Душа моя масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело,

И самый хладнокровный человек любит горячие блины

Ищет где сорок лет масленица и по три года мелкие праздники

Как на масляной неделе в потолок блины летели

Маслена не на век дается

Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают

Масленица идет, блин да мед несет

Масленица объедуха, деньгам приберуха

Масленица семикова племянница

Масленница семь дней гуляет

Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков

На Масленой повеселись, да блинком угостись

На а горах покататься, в блинах поваляться.

Не все коту Масленица, бывает и Великий пост

Не житье - бытье, а Масленица

Отдадим почтенье на сырной в воскресенье

Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай без маслица

Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка Масляна

Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить

Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло

сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра,

сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты же моя перепелочка.

Масленица в картинах известных художников

Для того чтобы лучше представить как праздновалась Масленица я предлагаю посмотреть подборку картин известных картин на тему Масленичных гуляний.

В.И Суриков "Взятие снежного города"

Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Привет, друзья и случайные читатели моего блога! С вами Сухих Татьяна у меня сегодня блинный день. Представляю вам мои мысли на тему: «Аппликация. Масленица». Это традиционный сюжет для занятий по изобразительному искусству в детсаду. Масленицу мы рисуем, лепим, вырезаем, мастерим и, конечно, празднуем.

Интересно, как в ваших краях проходит этот веселый и длительный праздник? Печете блины? Возможно, в вашем городе или деревне организовывают народные гулянья? Расскажите, это безумно интересно!

Почему я заговорила о масленице летом??? Вопрос конечно интересный, да просто, купила молоко, а оно скисло. Напекла блинчиков и мысль пришла, а почему бы не написать статью на эту тему.

Итак, чтобы провести интересное и познавательное занятие по аппликации «Масленица», требуется подготовка. А для этого нам нужно иметь на вооружении тематические пособия.

«УчМаг» подготовил удобный электронный календарь, посвященный главным зимним праздникам: Рождеству, Новому году и Масленице. Здесь есть увлекательные сценарии и музыкальное сопровождение. Если хотите устроить для деток необычное зимнее развлечение, этот компакт-диск поможет вам.

Чтобы веселье принесло пользу, нужно подготовить немного познавательного материала, чтобы дети знали наши обычаи и понимали смысл праздников.

«OZON.RU»предлагает несколько отличных книжечек, например: «Детям о Масленице» – это сборник притч, рассказов, стихотворений об этом зимнем «вкусном» празднике.Тематическая аппликация в саду «Масленица» пройдет очень интересно, если развлечь деток какой-то занимательной историей.

Для семейного празднования пригодится книга «Широкая Масленица. Обычаи, православные традиции, рецепты» – это целое руководство о том, как правильно отмечать дни праздничной недели, подаются интересные сведения о верованиях, а также разнообразные рецепты вкуснейших блинов.

А какие могут быть праздники без музыки? Сборник веселой народной музыки «Русский фольклор для малышей. Праздники» сделает ваши мероприятия незабываемыми и поистине волшебными.

Как провести занятие по аппликации в разных возрастных группах?

Хотите, чтобы аппликация на тему: «Масленица» прошла весело и увлекательно, нужно учитывать возможности ребенка. Поскольку я вижу, что мой блог в основном читают родители, то советы я даю, прежде всего, исходя из своего опыта педагога.

Итак, младшая группа только-только знакомится с возможностями этого вида творчества, ножницы пока деткам не даем, они могут лишь приклеить одну-две детали на заготовку. Например, без чего не обходится Масленица? Без блинов! Берем шаблоны небольших сковородок, обводим по контуру, вырезаем из бумаги и предлагаем детям приклеить к сковороде «блинчики» тоже из бумаги. Аппликации можно дополнить, дорисовав на «блинах» смайлик.


Средняя группа осилит более тонкую работу, но пока еще тоже без ножниц: один из символов праздника – солнце, которое мы делаем с детьми. Берется желтый круг и к нему приклеиваются лучики – полоски бумаги. Если просто приклеить полоски сможет и младшая группа, то «среднячки» должны сделать так: сначала приклеиваем полоски по окружности с одной стороны, потом заготовку переворачиваем на обратную сторону и полоски другим концом приклеиваем к обратной стороне. Получаются петельки.

Можно еще приклеивать нитки, ленты. Будет очень красиво! В принципе, малыши этого возраста могут наклеить детали в любом количестве, если показать им образец. Так что, пусть дети сделают простую фигурку чучела масленицы из полосок бумаги – это платье, круг – лицо, треугольник – платок.

Аппликация на тему «Масленица» в старшей группе может быть сложнее. Так, дети уже умеют работать ножницами и способны вырезать детали самостоятельно. Для солнышка они нарезают полоски сами, чтобы сделать круг, можно использовать шаблон. Но наряду с простыми фигурками, детям под силу более сложная аппликация – кукла Масленица. Ребята этого возраста отлично знают все простые геометрические фигуры, но пока не умеют вырезать сложные детали. Поэтому можно сделать символичное чучело из треугольников, квадратов, круга, прямоугольников.

При этом дети могут сами выбирать цвет деталей, получается очень красочная и забавная кукла!

Старшая и подготовительная группы — усложняем задачу!

Старшая группа может использовать разные материалы для аппликации. Так, лучи солнышка можно сделать из зубочисток. Их приклеиваем на одну сторону бумажного круга по окружности, а сверху приклеиваем еще один круг.

Куклу можно частично сделать из ткани, гофрированной бумаги, ленточек. Для сюжетно-ролевой игры «Приглашаем гостей на блины» детки могут вырезать много-много блинчиков и раскрасить их под цвет «начинки».

Подготовительная группа – это дети вполне самостоятельные. Они мастерски владеют ножницами, кисточкой для клея и способны создавать сложные композиции. Для них воспитатели устраивают целые костюмированные представления с песнями, ритуалами и угощением. Воодушевленные таким образом ребята, с большим запалом делают интересные творческие поделки.


Конспект занятия по аппликации «Масленица» для старших детей должен включать обязательную предысторию о том, что это за праздник, каков его смысл. Не стоит, однако, углубляться в историю возникновения, тем более, что это очень древняя языческая традиция. Если почитать исторические сведения, то иногда волосы дыбом встают, что вытворяли наши предки, провожая зиму! Ребятам достаточно знать, что народные гулянья по поводу проводов зимы продолжались неделю, и каждый день что-то символизировал.

Подготовительная работа со стороны воспитателя заключается в том, что он должен так подать информацию, чтобы она уложилась у ребят в голове и закрепилась. Не стоит запутывать дошкольников ненужными подробностями, им достаточно общих сведений.

Конспект занятия

по адаптационной образовательной программе: « Живая глина»,

срок реализации программы – два года.

Объединение: «Калейдоскоп»

Возраст детей от 8 до 15 лет

Дата 27.02.2014г.

Раздел программы: «Декоративный рельеф» (14 часов)

Тема занятия: « Изготовление солнца – символа масленицы».(2часа)

Цели занятия: закрепление навыков лепки декоративного рельефа

Задачи занятия:

Обучающие:

Формировать правильные приёмы лепки;

Закрепить навыки и умения лепки декоративного рельефа при помощи стека и «налепа»;

Учить применять знания по декоративному творчеству при создании образа в лепке.

Развивающие:

Развивать интерес к лепке;

Развивать креативность мышления, мелкую моторику кистей рук;

Развивать умение создавать образ по указанной теме.

Воспитательные:

Приобщать детей к русским традициям через знакомство с праздником масленица;

Воспитывать аккуратность, трудолюбие;

Вырабатывать соблюдение правил безопасности при работе.

Методы обучения:

Словесный метод (беседа);

Наглядный метод (демонстрационный материал);

Практический метод (индивидуальная практическая работа)

Используемые технологии:

Элементы игровой технологии (дидактическая игра);

Личностно-ориентированные (индивидуальная работа);

Здоровьесберегающие технологии (физкультминутка, пальчиковая гимнастика).

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

Фронтальная;

Работа по подгруппам;

Индивидуальная практическая работа.

Реальный результат:

- научились выполнять декоративный рельеф при помощи налепного узора;

Познакомились с традициями празднования масленицы;

Проявят умение планировать совместную деятельность;

Смогут воплотить художественный замысел;

Оценить свою работу и работу других.

Материалы к занятию:

Предварительная работа:

Просмотр презентации о масленице;

Дидактическая игра;

Повторение правил техники безопасности;

Обсуждение этапов работы по технологической карте.

Демонстрационный материал:

Образец;

Презентация;

Символические изображения солнца.

Раздаточный материал:

Технологические карты;

Соленое тесто 3-ех цветов: красное, оранжевое, желтое;

Фольга;

Стеки, кисть;

Стаканчики с водой;

Штампы.

Ход занятия:

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация начала занятия – тема, цель занятия;

2. Подготовка к основному этапу занятия – объяснение, рассказ педагога;

3.Усвоение знаний и способов действий – показ приёмов

изображения.

4.Проверка домашнего задания.

5.Техника безопасности на занятии для обучающихся.

Динамическая пауза.

6. Первичная проверка знаний:

Опрос детей;

Закрепление знаний и способов действий;

7.Пальчиковая гимнастика.

8.Практическая деятельность обучающихся

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков; индивидуальный подход к каждому обучающимся на занятии.

9. Подведение итогов занятия-

Анализ деятельности детей педагогом, самими обучающимися; возможна выставка работ.

1 0. Рефлексия.

2мин.

8мин.

6мин.

4мин.

3 мин.

7мин.

3мин.

45мин.

8мин.

4мин.

1) Приветствует всех присутствующих. Для сообщения темы занятия, привлечения внимания детей загадывает загадку про масленицу.

-Как вы думаете, о каком празднике идет речь?

Всю неделю отдыхаем, Слайд №1
Всех блинами угощаем.
Холод зимний провожаем,
А весну с теплом встречаем

Правильно! Это Масленица.

2) Предлагаю вашему вниманию презентацию, из которой вы узнаете подробнее об этом народном празднике.

-Демонстрация презентации.

Масленица справляется за семь недель до Пасхи

Самым главным на Руси был Бог солнца – Ярило.

От света и тепла зависела жизнь людей на земле.

Всю длинную, холодную зиму люди мечтали о тёплом летнем солнышке, зелёной травке.

И вот к концу зимы они просили поскорее растопить снег и лёд, согреть землю Бога солнца- Ярило.

Сайт №3

В каждом доме пекли румяные блины, похожие на солнышко, ели их с маслом, угощали соседей.

Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, грибами, севрюжиной или осетриной - выбирай на любой вкус.

А, наевшись досыта – гуляй и развлекайся! Слайд№4

Вопросы для закрепления: Слайд№13

-Назовите традиционное угощение на праздничном столе?

-Почему выбрано это угощение?

-Каким ритуальным обрядом заканчивается празднование Масленицы?

Тема занятия: Изготовление солнца-символа Масленицы Слайд№14

Дидактическая игра «Солнечный наряд»Слайд№15

1. Обсуждение эскизов, символических изображений солнца . Конструирование модели солнышка. Сравнение двух моделей.

-Какая геометрическая фигура лежит в основе всех представленных изображений солнца?

- Какой формы можно изобразить лучики солнца?

-Какие дополнительными деталями украшены изображения солнца?

-Какие цвета были использованы при изображении солнца?

Повторение понятий: рельеф, барельеф, горельеф, декоративный рельеф.

Вопросы для проверки знаний по изученному материалу:

-Что такое рельеф?

-Что означает словосочетание « декоративный рельеф»?

Инструкция по техники безопасности с элементами игры . Слайд№18

Игра-разминка «Правда или нет?»

1.Правда или нет?

-что материалы и инструменты должны быть разбросаны на рабочем столе? (Нет!)

2. Правда или нет?

-при лепке из солёного теста надо надевать специальную одежду? (Да!)

3.Правда или нет?

-Что во время работы можно вертеться и мешать соседу по парте? (Нет!)

4. Правда или нет?

-Что нельзя допускать попадание солёного теста в глаза? (Да!)

5. Правда или нет?

-Что если у вас есть ранки на пальцах рук, то не надо их заклеивать их пластырем? (Нет!)

6. Правда или нет?

- Что нужно убирать свое рабочее место после окончания работы?

1. Анализ технологии выполнения декоративного рельефа: Анализ образца

-Какой способ выполнения рельефа использовался при выполнении представленного образца?

-Этапы выполнения декоративного рельефа:

(Презентация, технологическая карта.)

Необходимые материалы и инструменты: Слайд№19

1.Из кусочка теста формируем шарик. Слайд№20

2.Расплющиваем шарик так, чтобы получился круг толщиной 1 см. Слайд№21

3. Полученный круг приклеиваем на тестовую основу при помощи воды. Слайд№22

4. Возьмём тесто другого цвета и разделим его на равные части по количеству лучиков. Слайд№23

5. Из полученных заготовок формируем лучики и приклеиваем по контуру солнышка. Слайд№24

6.Используя технику «налепа» декорируем солнышко деталями: глазками, носиком, щечками, и ротиком. Слайд№25

7.Добавляем необходимые декоративные детали: украшаем лучики, добавляем челку, кудряшки, веснушки. Слайд№26

Пальчиковая гимнастика «Солнышко» . Слайд№27

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки
(Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
(Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
(Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем
(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернем.
(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

Выполнение декоративного рельефа

1. лепка рельефа, поэтапная работа;
2. деталировка;
3. завершающий этап

Текущий инструктаж
коррекция работ учащихся, демонстрация правильных вариантов выполнения операций, поощрение.

а) просмотр и анализ работ б) оценивание работы

Заключительный инструктаж. Слайд№28

-Какие чувства вы испытываете, глядя на свои солнышки?

-В чем были затруднения?

- Как их исправить?

- Предлагаю ребятам выбрать солнышко (весёлое, безразличное, грустное) и оценить своё впечатление от сегодняшнего занятия .

1) Разгадывают загадку.

Это Масленица

2) Чтение слайдов.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.Слайд№5
"ЗАИГРЫШ" беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!Слайд№6
Тут СРЕДА подходит – "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!Слайд№7
А в ЧЕТВЕРГ – раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.Слайд№8

ПЯТНИЦА настала – "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.Слайд№9
Близится СУББОТА – "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!Слайд№10
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...Слайд№11
Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!Слайд№12

Просматривают презентацию и отвечают на поставленные вопросы.

Блины.

Блин – символ солнца.

Сжиганием обрядовой куклы на костре.

Выполняют задание по группам. Собирают модель солнышка из предложенных деталей.

Анализируют получившиеся модели, отвечая на

вопросы.

Круг.

Завитки, жгутики, лепестки, кружки.

Чёлки различной формы, веснушки.

Желтый, оранжевый, красный.

1.Отвечают на поставленные вопросы.

Рельеф - это один из основных видов скульптуры, в котором объемное изображение располагается на плоскости и составляет с этой плоскостью единое целое. Слайд№16

Декоративный рельеф это выпуклое изображение на плоскости, служащее для украшения Слайд№17

Встают из-за парт, отвечают на поставленные вопросы. При положительном ответе машут руками, а при отрицательном – топают ногами.

Просмотр презентации.

Анализируют образец и технологическую карту.

При выполнении работы используется способ налепного узора – «налепа».

Выполняют разминку.

Поэтапное выполнение работы.

Самостоятельное творчество по отделке и украшению изделия.

Обмениваются работами и оценивают работы друг друга.

Отмечают положительные моменты в работе.

Высказываются по поводу допущенных ошибок.

Отвечают на поставленные вопросы, подводят итог занятия.

Выбирают солнышко соответственно своему настроению.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной группе

На тему: Масленица.

Образовательная область «Познание» и «Художественное творчество».

Цель : Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, - пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица». Развивать творческие способности детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора;

Задачи : 1. Обобщение и углубление знаний воспитанников о русском народном празднике «Масленица».

2. Развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям; обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников через поэтическое слово, музыку, живопись.

3. Воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям.

Интеграция образовательных областей:

«Социализация»

Расширение представлений детей об истории традиций русского народа.Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

«Музыка»

Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа. Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения. Развивать певческие навыки детей.

«Чтение художественной литературы»

Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений: эмоциональность исполнения, умение интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы.

Оборудование: магнитофон, минусовка «Петрушки», полка-подставка для выставки репродукций и рисунков.

Демонстрационный материал : иллюстрации и репродукции художников с изображением празднования масленицы, игрушка «Петрушка», костюмы «Петрушек», русские народные сарафаны.

Раздаточный материал : листы А4, простые карандаши, цветные карандаши, цветные мелки.

Предварительная работа : - Заучивание стихотворений, закличек и песен о масленице. Рассматривание репродукций художников: Куплина «Деревенская масленица», Б. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», Дмитрия Холина «Кулачный бой».

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I.Беседа .

Ребята, на этой неделе, мы с вами говорили о русском народном творчестве, праздниках, традициях. А сегодня на этом открытом занятии вы должны показать свои полученные знания и умения. Послушать вас пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Звучит минусовка «Петрушки».

Ребята, что за гость спешит к нам под такую музыку? Посмотрите, вы узнали кто это?

Да, это Петрушка. На каких праздниках выступали Петрушки? О каком приближающемся празднике пришел напомнить нам Петрушка? Правильно, о Масленице. Сегодня мы об этом празднике и поговорим, а Петрушка вас послушает.

1. Почему этот праздник так называется? (т.к. на этом празднике пекли блины и обильно поливали маслом).

2. А почему пекли именно блины? (Блины похожи на солнце, которого так не хватает зимой. Это символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровья людей).

II.Чтение стихотворений детьми о солнце и масленице:

Весеннее солнце

Круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети..

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте

3. - Масленницу называли широкой, почему? (Этот праздник праздновали весело, разгульно и целую неделю).

4. - А как начинали отмечать праздник? ( Начинали с понедельника, дети и взрослые наряжали чучело из соломы, одевали на нее красивое яркое платье, платок, привязывали лапти и везли ее на ледяную горку.)

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.

Масленица-девица

Масленица-девица, снежной зимы сестрица,
К нам на двор примчится блинами угоститься!
Встанут мастерицы у печи крутиться,
Будут думать, да гадать, как девицу ублажать.
Ароматными блинами,
Удалыми пирогами с красноперыми боками
Станем солнышко будить,
Будем весело кутить!

5. - Ребята, а как ласково зазывали Масленицу:...

«Уж ты моя Масленница, красная краса. Руская краса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!»

6. - Какие проводились развлечения на масленичной неделе?

Катались на санях, запряженных тройкой лошадей;

Играли в игру «Взятие снежного городка»;

Проводили кулачный бой;

Ходили в гости друг к другу, пекли блины,

Водили хороводы, пели песни и заклички, и т.д.

7. -Но вот подходит к концу масленичная неделя, как назывался последний день?

(Прощенное воскресенье. Все люди в этот день просили друг у друга прощение, мирились кто был в ссоре. Собирались все вместе, несли чучело через всю деревню на гору, где торжественно ее сжигали, а пепел рассыпали по полю, для хорошего урожая на следующий год).

III. Исполнение детьми песни о блинах.

В завершении нашей беседы о Масленице, споем одну из песен о блинах.

Песня «Мы давно блинов не ели....»

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

IV. Переход к художественному творчеству –рисованию.

Молодцы, как весело и задорно спели. И ваши ладошки разогрелись, можно приступить к художественному творчеству – рисованию. Вы нарисуете то, что вам больше всего понравилось в праздновании масленичной недели.

Присели за столы и приступили.

Звучит минусовка песни «Блины».

V. Рассматривание и обсуждение рисунков детей.

А, теперь, кто закончил, покажет нам свой рисунок и расскажет, что он нарисовал.

Молодцы, ребята! А наш Петрушка послушал вас, просмотрел ваши рисунки и остался очень доволен. А теперь он прощается с вами.

VI. Подведение итогов.

Итак, о чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии?

На этом наше занятие окончено, всем спасибо за работу!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди