28.07.2019

Логопедические занятия и упражнения: развиваем правильную речь ребенка. Логопедические упражнения


Когда четырехлетний карапуз не выговаривает отдельные буквы, шепелявит или коверкает слова, это вызывает беспокойство у родителей, особенно если в ближайшем окружении есть примеры сверстников с почти безукоризненной речью. О том, какие дефекты речи для детей 4 лет считаются нормой, а когда нужно говорить об , и что делать, чтобы ликвидировать это отставание - и пойдет речь в данной статье.

Особенности речевого аппарата в 4 года

Ребенок в возрасте четырех лет уже в достаточной мере владеет таким инструментом, как речь, и умеет им пользоваться для коммуникации с внешним миром. Маленький человек уже не просто произносит слова и складывает их в предложения, но при помощи слов излагает собственные мысли и делает самостоятельные выводы из полученной извне информации.

Круг общения детей данной возрастной группы также значительно расширяется. Ребенку уже мало общения с родителями и близкими, ему хочется контакта с миром в лице различных незнакомых людей, причем ребенок не просто охотно идет на такой контакт, но и сам выступает его инициатором.
Слово «почемучка» чаще всего слетает с языка родителей применительно к ребенку именно в этот период его жизни. Специалисты считают, что чем больше вопросов задает «почемучка», тем лучшее умственное развитие он демонстрирует. Тот факт, что задав вопрос, ваше чадо часто теряет интерес к ответу, не дослушав его до конца, тоже является нормой, концентрировать внимание человечек еще не научился, а родителям нужно стараться формулировать ответы просто и понятно.

Знаете ли вы? Если вам кажется, что ваша кроха замолкает только когда засыпает, не удивляйтесь: так и должно быть. В этом возрасте нормой для ребенка является практически непрерывный речевой поток на протяжении всего времени бодрствования.

Словарный запас малыша четырех лет достаточно богат, чтобы общаться, но еще слишком беден, чтобы, например, пересказать бабушке сказку, рассказанную накануне мамой или подробно изложить события прошедшего дня. С другой стороны, благодаря отличной памяти, стишок или ту же сказку, если она короткая, малыш может дословно повторить, даже не до конца понимая значения отдельных слов и фраз.

Уже понимая, что все предметы и действия вокруг имеют свои названия, кроха может самостоятельно заменять неизвестное ему название собирательным, например, называть фиалку цветком, а селедку рыбкой.
Помимо существительных и глаголов, маленький человечек уже использует в разговоре более сложные части речи - местоимения, наречия, междометия, союзы и предлоги. Несогласованность падежей и ошибки в использовании таких служебных частей речи в этом возрасте совершенно нормальны.

На простые вопросы малыш уже дает не односложные, а довольно развернутые ответы.

Словарный запас ребенка к четырем годам в среднем достигает двух тысяч слов.

Далее, для этого возраста характерно очень быстрое совершенствование речи, она улучшается прямо на глазах, малыш начинает стараться говорить грамотно, подражая взрослым (получается, конечно, не сразу, но попытки очевидны).

Нормально, если интуитивно ощущая наличие в языке сложных слов (самолет, пароход и т.п.), малыш начинает изобретать собственные новые слова таким же способом.

В отдельных случаях карапуз даже пытается исследовать рифмы и сочинять простенькие стишки.
Тем не менее, речевой аппарат в этом возрасте еще далек от совершенства. Не является отклонением от нормы, если малыш:

  • путает падежи, согласование рода и числа (открыл «дверю», кошка «пробежал» и т.п.);
  • переставляет местами либо пропускает слоги или звуки в сложных словах;
  • не выговаривает свистящие, шипящие и сонорные звуки: шипящие заменяются свистящими («език» вместо «ежик», «сюм» вместо «шум») и наоборот («жаяц» вместо «заяц», «шеледка» вместо «селедка»), а сонорные «л» и «р» заменяются соответственно «ль» и «й» («йиба» вместо «рыба», «лясточка» вместо «ласточка»).
Вместе с тем, к четырем годам подрастающий человек обычно обретает навык слитного произношения слов с двумя согласными подряд (слива, бомба, яблоко). Этому способствует укрепление мышечного аппарата языка и губ, а также координации их движений. Непонятные поначалу звуки «ы», «х», «э» на этом этапе обычно уже не вызывают трудностей.

Кроме того, ребенок уже умеет регулировать громкость речи в зависимости от конкретных обстоятельств (дома говорить тише, а на шумной улице - громче). Речь начинает обретать интонации.

Еще одна особенность данного возраста состоит в том, что малыш начинает замечать речевые ошибки у других детей.

Основные характеристики речи ребенка в 4 года

Все сказанное выше считается нормой достаточно условно. Все дети индивидуальны как по умственным способностям, так и по темпераменту, одни развиваются быстрее, другие медленнее, и говорить о том, что Оля знает две тысячи слов и пишет стихи, а Вася всего тысячу и путается в простых предложениях, следовательно, является умственно отсталым, совершенно неправильно.

Знаете ли вы? Понятие нормы у мальчиков и девочек тоже сильно отличается: по речевому четырехлетние девочки опережают своих сверстников мужского пола в среднем на 4 месяца, для такого возраста это очень много!

Кроме того, постоянное общение с близкими для детей 4 лет являются лучшими занятиями по развитию речи, поэтому у ребенка, растущего в любящей и внимательной семье речевой аппарат и словарный запас объективно развиты лучше, чем у малыша, который никому не нужен.

Тем не менее, есть объективные показатели, свидетельствующие о том, что с речью ребенка что-то не так.

Тесты на определение патологий

Проведите самостоятельное тестирование своего ребенка, предложив ему выполнить следующие задания (не обязательно сразу, иначе малыш потеряет интерес к «игре» и перестанет стараться, а результат проверки окажется недостоверным):

  • произнести без подсказок свою фамилию, имя и отчество;
  • перечислить имена родителей, членов семьи, близких друзей и других людей, входящих в непосредственный круг постоянного общения;
  • описать какую-нибудь интересную ситуацию или приключение (подождите подходящего случая и выберите момент, когда с малышом произошло что-то, что должно было произвести на него впечатление);
  • узнать близкого человека на групповой фотографии либо на фотографии, где он изображен в молодости (тест на распознавание образов);
  • разделить по группам определенный набор предметов съедобное-несъедобное, одежда, посуда и т.п.), а по выполнении задания - обосновать свой выбор;
  • описать признаки того или иного предмета (иголка острая, яблоко кислое, клубника сладкая, ночь темная, зима холодная);
  • назвать совершаемое на картинке или в предложенной ситуации действие (девочка плачет, мальчик балуется, кошка убегает);
  • дословно повторить услышанное;
  • пересказать увиденное или услышанное (сказку, мультфильм);
  • говорить сначала громко, потом тихо.

Оцените результаты. Но будьте снисходительны к своему чаду!

Важно! Наличие ошибок при выполнении задания не свидетельствуют о речевых нарушениях. Если огрехи незначительные, и ребенок способен их исправить после того, как ему объяснят, в чем была ошибка, нет никаких причин для беспокойства.

Поводом задуматься и обратиться к специалисту является наличие следующих признаков (не одного, а целого ряда из нижеперечисленного):
  • речь малыша очевидно слишком быстрая или слишком медленная, настолько, что создается впечатление, что ребенок делает это нарочно;
  • «оратор» говорит так, словно набрал в рот каши, его невозможно понять даже близким людям;
  • ребенок общается отдельными словами, не складывая их в предложения в соответствии с правилами грамматики;
  • малыш не воспринимает то, что ему говорят (не путайте с капризами и нежеланием выполнять требования);
  • «глотание» окончаний слов присутствует постоянно;
  • в речи не просматривается «собственное мнение», она сплошь состоит из услышанных где-то фраз;
  • у ребенка постоянно приоткрыт рот, даже если он молчит, а слюны настолько много, что она брызжет во время разговора или свисает с губ в состоянии покоя.

Причины нарушений речи

Причин нарушений речевого может быть множество. Некоторые из них являются признаками серьезного заболевания, другие же просто свидетельствуют о недостатке внимания к малышу. В частности, выделяют такие факторы, которые могут повлиять на детскую речь:

  1. Наследственный фактор (генетические аномалии).
  2. Внутриутробные либо родовые .
  3. Последствия перенесенного заболевания.
  4. Неблагоприятная обстановка в семье.
К первой группе указанных причин относится не только то, в каком возрасте начали говорить родители малыша, но и вполне конкретные врожденные дефекты - неправильный прикус, заикание, нарушения строения неба или языка, патологии в определенных зонах коры головного мозга, проблемы со .

Вторая группа причин - это целый ряд заболеваний и других вредных факторов, с которыми могла столкнуться женщина во время и (стресс, инфекционные заболевания, принятие , попытка , травмы, алкоголь, внутриутробная гипоксия плода, вредное производство, родовая асфиксия и т.п.).

К проблемам с речью могут также привести , постигшие самого малыша в первые годы его жизни. Особенно это касается инфекционных болезней, травм головы и неба.
О неблагоприятной обстановке в семье отдельно говорить не будем, здесь все понятно.

Как определить нарушение речи

Нарушения речи у ребенка могут проявлять себя по-разному. В интересующей нас возрастной группе их принято классифицировать следующим образом:

  • фонационные (отсутствует интонация, не получается регулировать громкость речи и т.п.);
  • структурно-семантические (общие проблемы с речью вплоть до полного ее отсутствия);
  • фонетические (дефекты произношения и восприятия) и т.п.

Знаете ли вы? О речевых проблемах человечеству известно давно. Как следует из Ветхого Завета, они были даже у пророка Моисея. Согласно легенде, маленького Моисея хотел умертвить фараон за то, что младенец позволил себе играть с короной, в чем жрецы увидели плохое предзнаменование. По совету другого жреца, заступившегося за будущего пророка, малышу нужно было показать золото и горящие угли: если младенец выберет золото, то умрет, если угли - останется жить. Движимый рукой ангела-хранителя, ребенок потянулся к угольку и поднес его к губам. Из-за этого речь пророка в последующем так и осталась невнятной.


На первом этапе родители, заметив у своего чада 4 лет те или иные признаки речевых нарушений, должны указать на эту проблему педиатру, последний, в свою очередь, признав опасения обоснованными, направляет малыша к логопеду. В большинстве случаев уже на этом этапе дети и их родители получают необходимые рекомендации и комплекс логопедических упражнений для самостоятельных занятий в домашних условиях.

Но иногда для того, чтобы понять, что именно вызывает речевые проблемы, ребенка иногда нужно комплексно обследовать. С этой целью педиатр и логопед могут привлекать узких специалистов, в частности:

  • невролога;
  • отоларинголога;
  • психиатра;
  • психолога;
  • сурдолога.
Для получения полной картины, малыша могут подвергнуть целому ряду лабораторных и других процедур, в частности:
  • магнитно-резонансной томографии;
  • энцефалограмме;
  • УЗИ головного мозга (эхоэнцефалография).
Такое позволит исключить патологии головного .
Помимо того, доктора обязательно проведут собственное тестирование малыша, изучат моторику мышц лица, проанализируют информацию о социально-бытовых условиях, в которых растет ребенок.

Если в целом с малышом все в порядке, его лечение будет состоять всего лишь в выполнении специальных упражнений для языка, предназначенных для детей 4 лет с учетом индивидуальных особенностей конкретного маленького пациента.

Структура логопедического занятия дома

Направленная на устранение дефектов речи, должна проводиться методически, системно, только в этом случае можно рассчитывать на высокий результат.

Психологический аспект работы с ребенком

Прежде всего родителям нельзя забывать о возрасте ребенка. Нужно сделать все, чтобы занятия превратились в веселую игру. Также это время следует использовать для общения с малышом, таким образом вы «убьете двух зайцев» и получите синергический эффект (правильно выполненные упражнения и внимание родителей в совокупности усилят действие друг друга).

Гимнастика для пальчиков

Казалось бы, какая связь между пальцами и языком? Оказывается, самая непосредственная. Весь многовековой опыт логопедии (а эта наука своими корнями уходит в античность) свидетельствует о том, что развитие мелкой моторики и речь находятся в прямой зависимости. Именно поэтому логопедические занятия для детей 4 лет всегда включают в себя упражнения для пальчиков, и, развивая речь ребенка дома, об этом блоке нельзя забывать.

Гимнастика для пальчиков у таких маленьких детей проводится не в виде физкультуры, а в виде игры. Ребенку предлагают «сделать» ручками ежика, кошечку, цветочек, шарик или флажок, показать, как птичка пьет водичку или машет крылышками и т.п.

Конкретный комплекс пальчиковых игр разработает логопед, задача родителей - строго выполнять их, уделяя игровому развитию мелкой моторики как минимум пять минут в день.

Артикуляционная гимнастика с картинками

Следующий вид упражнений - артикуляционная гимнастика . Ее задача состоит в развитии и укреплении мышц языка и губ, чтобы они стали сильными, гибкими и хорошо «слушались» своего хозяина.

Особенность этих занятий по логопедии для детей 4 лет состоит в том, что они проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как работают его лицевые мышцы, в каком положении находится язык и т.п. В первый раз логопед покажет родителям малыша, как правильно выполнять упражнения, в дальнейшем эта работа будет проводиться дома самостоятельно.

Регулярность гимнастики - ежедневно. Лучше уделить этому занятию два раза в день по 5-7 минут, чем мучить ребенка четверть часа подряд и потом оставить в покое до завтра. Под контролем родителей малыш облизывает губки язычком, как будто только что полакомился сладким вареньем, «чистит» зубки, но не щеткой, а языком, изображает с его помощью качели и т.п.

Развитие фонематического слуха

Очень важной частью занятия является развитие речевого (или фонематического) слуха. Наша задача - научить малыша слышать и распознавать звуки.

Заниматься подобными упражнениями с детьми в возрасте 4 лет - сплошное удовольствие. Можно придумать массу логопедических игр, можно своими руками сконструировать необходимые для этого атрибуты, а можно привлечь к такому изготовлению малыша, тогда у него заодно будет развиваться мелкая моторика, приобретаться полезные навыки и расширяться кругозор.

  1. Предложите ребенку послушать, как «звучат» те или иные предметы (шуршит бумага, стучат деревянные ложки, звенит стекло о стекло). Затем малыш должен распознать те же звуки, но уже с закрытыми глазами.
  2. Подберите в интернете видео, где звучат голоса различных животных или птиц. Покажите их ребенку и снова предложите распознать «зверя» по голосу с закрытыми глазами.
  3. Таким же образом отыщите видео или звукозапись с различными шумами - моря, леса, городской улицы. Дайте их послушать малышу и попросите его распознать источник каждого звука (автомобиль, мотоцикл, поезд, волна и т.п.).
  4. Завяжите ребенку глаза и двигайтесь по комнате с колокольчиком, стараясь не шуметь. Задача малыша - безошибочно показать пальчиком, откуда конкретно доносится звон.
  5. Предложите малышу сымитировать звуки, которые издают различные звери. Обращайте внимание ребенка не только на вид, но и на возраст животного (возможно, маленький котенок еще не умеет говорить «мяу», он только жалобно и тоненько пищит, причем не может делать это очень громко, ведь он совсем кроха). Для такого занятия по развитию речи хорошо использовать специальные логопедические картинки или игрушки в виде животных - ребенку в 4 года это будет намного легче и интереснее.
Одним из упражнений по развитию фонематического слуха является так называемая логопедическая ритмика . Придумайте интересную песенку, исполнение которой сопровождается определенными движениями (вспомните или пересмотрите фильм «Лысый нянь» с Вином Дизелем, там есть очень яркий пример такой логоритмики).

Фантазируйте, не ограничивайтесь упражнениями, которые для вашего ребенка придумал логопед, и тогда ваш малыш будет воспринимать занятия как интересную игру и с нетерпением ждать ее!

Развитие речи

Речь, как и мускулатуру, нужно развивать. Словарный запас ребенка должен пополняться постоянно, но как это сделать, если малыш целыми днями выполняет одни и те же рутинные действия? Постарайтесь наполнить жизнь своей крохи новыми впечатлениями, и тогда его речь будет обогащаться сама собой, без дополнительных усилий с вашей стороны.

Предложите ребенку составить интересный и увлекательный рассказ на тему: как я провел лето (разумеется, это сработает только в том случае, если малышу действительно есть что вспомнить). Подобные логопедические задачки для детей 4 лет намного интереснее и, что немаловажно, эффективнее, чем методичные занятия перед зеркалом.
Учите с ребенком стихи и скороговорки, читайте ему сказки, рассказывайте увлекательные истории и просто общайтесь. Не забывайте, что в этом возрасте словарный запас малыша делится на две части: слова, которые малыш использует во время речи, и слова, которые он пока не повторяет, но уже понимает. Старайтесь использовать в своих рассказах как можно больше новых слов и не ленитесь объяснять их значение. Развивая пассивный словарный запас малыша, вы тем самым, хотя и более медленно, расширите и активный.

Упражнения для постановки звука «р»

Для детей 4 лет, которые не выговаривают отдельные буквы, используются специальные упражнения. Например, в этом возрасте малыши очень часто не справляются , просто пропуская ее либо заменяя на «л», также трудности возникают с шипящими «ш», «щ». С этим очень хорошо помогают справиться логопедические стишки. Их существует огромное множество, они классифицированы по конкретным проблемным звукам, наиболее удачные можно подобрать по своему вкусу в Сети, даже не прибегая к помощи логопеда.

Важно! Проблема со звуком «р» часто имеет физиологический характер (недостаточное развитие так называемой «уздечки», в связи с чем язык не достает до неба, и малыш объективно не может «рычать»). Именно по этой причине не выговаривающих «р» детей обычно советуют все же показать специалисту. Для самоконтроля прислушайтесь, возможно, ваш малыш «глотает» букву «р» не всегда, а только в отдельных звуках, тогда, вероятнее всего, нужно просто потренировать навык.

Упражнений на «р» разработано множество. Вот несколько из них:
  1. Ребенок должен открыть рот и прижать язык к основанию верхних зубов. В таком положении несколько раз подряд нужно произнести звук «д». Далее задача усложняется. Все то же самое сопровождается выдыханием воздуха с направлением его на кончик языка. Смысл в том, чтобы малыш запомнил вибрацию, которая возникает при выполнении упражнения. Именно она присутствует при произношении звука «р».
  2. Произносим «ж» с широко открытым ртом, постепенно поднимая язык к верхним зубам. Взрослый в это время аккуратно помещает под язык ребенка специальный шпатель и делает им движения в стороны, чтобы создать вибрацию. Задача ребенка - подуть на язык.
  3. Малыш затягивает язык назад и произносит «за», а взрослый вводит под язык шпатель так же, как в прошлом упражнении. Если выполнить прием правильно, звучать будет именно «р», и ребенок должен запомнить это ощущение.

Упражнения для постановки шипящих

Из всех шипящих легче всего «договориться» со звуком «ш», с него обычно и начинают постановку. Малышу предлагается сказать «са», медленно поднимая язык к основанию верхних зубов, пока не раздастся шипение. Теперь с выпусканием воздуха из легких ребенок добавляет «а», чтобы произнести «ша». Помочь преобразовать «са» в «ша» должен взрослый, используя все тот же шпатель. Запоминаем ощущения и оттачиваем навык.

«Щ» также начинаем с простого «с». В постановке участвует шпатель, с помощью которого взрослый помещает язычок в правильное положение.

Для постановки «ч» произносим «т» с выдохом, а взрослый шпателем отодвигает язычок назад.

Не забываем о зеркале, а также не устаем показывать ребенку правильную технику произношения.

Ваш малыш очень хочет справиться с поставленной задачей, чтобы вы могли им гордиться! А еще дети - это природные подражатели. Поэтому если у четырехлетнего ребенка имеются речевые нарушения, но при этом никаких других патологий не выявлено, проблема решится очень быстро, если вы проявите терпение и уделите своему чаду немного внимания и любви.

Речь дошкольников часто нуждается в коррекции, в помощи логопеда в связи с неправильным произношением или отсутствием определенных звуков. Задача родителей - не запускать проблему и прислушиваться к советам специалистов по поводу постановки звуков, выполнения специальных упражнений со своими чадами. Узнаем об этом подробно.

Логопедические упражнения для детей: 2-3 года

В этом возрасте рано говорить о неправильном произношении. Но, тем не менее, не лишними будут занятия, целью которых является развитие артикуляционного аппарата. Папа или мама должны показать, как правильно их выполнять, объяснить все ребенку и делать их вместе с ним. В этом возрастном периоде наследование (копирование) является основой занятий. Итак, выполняйте с малышом такие действия:

  1. Массаж щек. Ладошками растирайте щечки сверху, похлопывайте их. Затем язычком поочередно массажируйте каждую щечку движениями вверх-вниз.
  2. Сытый кот. Губы должны быть сомкнутыми. Носом надо набрать воздух и надуть щеки, как будто бы кот наелся. Удерживать воздух нужно вначале 3-5 секунд, затем дольше. Выпустив воздух, помяукайте весело.
  3. Голодный котик. Действия выполняются наоборот. Воздух изо рта выпускается, и губы вытягиваются вперед, в трубочку. Вначале нужно помогать себе руками, прогибая щечки вовнутрь. Возвращая губы в исходное положение, помяукайте жалобно, как будто котик просит есть.
  4. Лопнувший шарик. Надуйте щечки, затем легонечко хлопните ладошками по ним - шарик лопнул. Воздух будет выходить с шумом.
  5. Улыбочка. Во рту зубы должны быть сомкнутыми и губы тоже. Максимально растягивайте губы и удерживайте их в таком положении.
  6. Хобот. При сомкнутых зубах нужно максимально вытягивать губки вперед, изображая хобот слона. Ребенок должен быть знаком с этим животным, видеть его на картинках, чтобы понимать, кого он изображает.
  7. Улыбка-хобот. Цель упражнения - развитие подвижности губ. Нужно сначала медленно изобразить улыбку сомкнутыми губами, а затем вытянуть их вперед трубочкой, изображая хобот. С каждым днем нужно выполнять это упражнение быстрее.
  8. Кролик. Приоткройте рот. Приподнимайте вверх только верхнюю губу, обнажая верхние зубы. При этом должно морщиться личико малыша, появляться носогубные складки. Это подготовка к формированию звуков В и Ф.
  9. Разговор рыбок. Суть упражнения состоит в похлопывании губок одна о другую на одном дыхании. При этом произвольно произносится глухой звук П.
  10. Прячем губки. При широко открытом рту губы втягиваются вовнутрь, прижимаются к зубам. То же самое выполняется при закрытом рту.
  11. Художник. Нужно взять губами кончик карандаша и рисовать в воздухе ним кружочек.
  12. Ветерок. Нарежьте кусочки бумаги, положите их на стол и предлагайте малышу сдувать их с силой одним резким выдохом.

Логопедические упражнения для детей: 4-5 лет

В этом возрасте дети могут выполнять предыдущие упражнения без наглядного примера взрослого, делать их чаще и быстрее. К ним добавляются и другие, для развития нижней челюсти:

  1. Птенчик боится. Язык - это птенчик. Он свободно лежит на своем месте, а рот малыша открывается широко и закрывается, как будто птенчик прячется в клетке. При этом активно двигается нижняя челюсть.
  2. Акула. Упражнение выполняется медленно, без резких движений при сомкнутых губах. Вначале челюсть двигается вправо, потом влево, вперед и на свое место.
  3. Птенчик ест. Это имитация жевания пищи сначала с открытым, затем с закрытым ртом.
  4. Обезьянки. Нужно максимально опускать вниз челюсть, вытягивая язычок до конца подбородка.

Фонетическая гимнастика - это ответы малыша на вопросы родителей, повторяющиеся периодично:

  1. Как зовут цыпляток? Цып-цып.
  2. Как часки тикают? Тик-так.
  3. Как делают ножнички? Чик-чик.
  4. Как жучок жужжит? Ж-ж-ж-ж.
  5. А волк как воет? У-у-у-у.
  6. Как пищат комарики? З-з-з-з.
  7. Как змея шипит? Ш-ш-ш-ш.

Фонетическую гимнастику можно чередовать с играми на произношение звуков. Например, „Заводные игрушки”. По очереди взрослый ключиком заводит жучка, который произносит звук ж-ж-ж-ж-ж и летит по комнате; затем мотоцикл, который двигается быстро, и его мотор говорит р-р-р-р-р. Далее прыгает ежик и говорит ф-ф-ф-ф-ф, поет цыпленок ц-ц-ц-ц-ц.

Логопедические упражнения для детей: 6-7 лет

В этом возрасте артикуляционная гимнастика детьми выполняется с первичной демонстрацией взрослого и далее по его словесным указаниям:

  1. Улыбочка. Вначале губы растягиваются в улыбке, зубы прикрыты, затем они обнажаются и снова прячутся под губками.
  2. Наказание непослушного язычка. Язык ложится на нижнюю губку и верхней его надо пошлепывать. При этом произносится звук ”пя-пя”.
  3. Лопатка. Рот немного приоткрыт. Язык из своего обычного положения ложится на нижнюю губу, а затем прячется обратно.
  4. Трубочка. Рот открывается, язык максимально выдвигается вперед, его края загибаются трубочкой и так удерживаются несколько секунд.
  5. Облизывание губ. Рот полуоткрыт. Круговым движением языка облизываются губы сначала по часовой стрелке, затем обратно.
  6. Чистка зубов. Зубной щеточкой служит язык ребенка, который делает ”чистку” вначале краев верхних зубов, потом их внутренней поверхности, внешней. То же самое выполняется и с нижними зубами.
  7. Часы. Губки ребенка растянуты в улыбке при открытом рту. Кончик языка ритмично двигается вправо-влево, дотрагиваясь до его уголков.
  8. Змея. При открытом рту согнутый трубочкой язычок быстро выдвигается вперед и задвигается обратно. При этом прикасаться к зубам и губам нельзя.

Логопедические упражнения для детей: постановка звука „р”

Если ваш малыш не выговаривает звук „р” , то вам просто необходима консультация логопеда. Возможно, причина проблемы состоит в слишком короткой уздечке - перепоночке, которая держит язык. Ее еще называют подъязычной связкой. Диагностировать это сможет только логопед. И если он подтвердит, что уздечка действительно короткая, то стоит ее подрезать.

Тогда языку обеспечится необходимая амплитуда движений - и все упражнения для постановки звука ”р” будут эффективными.

Другими причинами неправильного произношения могут быть низкая подвижность артикуляционного аппарата (что исправляется упражнениями), нарушение фонематического слуха. Последнее порой зависит от генетики. Если же физиологических основ нарушения дикции у малыша нет, то самое время проводить ежедневные упражнения. Не стоит беспокоиться по поводу непроизношения или неправильного выговаривания звука ”р” ребенком в 2-4 года. Если же он до 5 лет не выговорился, то тогда действительно следует начать занятия:

  1. Кисточка маляра. Это разминочное упражнение. Язык - кисточка, которой нужно погладить верхнее нёбо, начиная от зубов и далее в сторону горла.
  2. Гармошка. Рот немного приоткрыт, язык плотно прижимается сначала к верхнему нёбу, затем к нижнему с одновременным опусканием челюсти вниз.
  3. Чистка зубов. Рот приоткрыт немного. Язык-щетка двигается между зубами, достигая самых крайних уголков.
  4. Комарик. Нужно приоткрыть рот, кончик языка продвинуть между зубами и так попробовать произнести звук «з-з-з», изображая комара. Затем кончик языка перемещается вверх, упираясь в верхние зубы, а комарик при этом продолжает издавать свой писк.
  5. Рот открыт, конец язычка прижимается к верхним зубам. Ребенок должен быстро произносить звук «д-д». В это время взрослый шпателем или просто чайной ложечкой, ее ручкой ритмично, но без нажима должен колебать уздечку влево и вправо. Вибрация воздуха будет постепенно превращать произносимый звук „д” в „р”. Это основное упражнение для его постановки.

Логопедические упражнения для детей: ставим звук „л”

Недостатки произношения этого звука называют специальным термином ламбдацизм. Он имеет несколько видов. Это общее пропускание звука («имон» вместо «лимон»), замена его другими, носовое произношение.

При всех видах ламбдацизма нужно выполнять такие артикуляционные упражнения:

  1. Разговор индючка. В быстром темпе при открытом рту язык двигается в стороны. При этом произносится звук, характерный рассерженному животному: „бл-бл”.
  2. Гамак. Это растяжка языка. Его кончик должен упираться в верхние зубки, а затем в нижние. Нужно, чтобы период упора был как можно более долгим. Язычок при этом напоминает гамак.
  3. Лошадка. Пощёлкивание широким языком верхнего неба дети выполняют с удовольствием.
  4. Грибок. Язычок малыша всей поверхностью упирается в верхнее небо, а нижняя челюсть при этом опускается вниз до максимума. Уздечка натягивается сильно.
  5. Самолет гудит. Нужно длительно изображать гудение самолета низким тоном. При этом надо следить, чтобы кончик языка упирался именно в верхние зубы, а не находился между нижними и верхними зубчиками.
  6. Пароход. Взрослый произносит звук «ыы», имитирующий гудение парохода, затем перемещает язык межу зубами - и получается межзубный звук „л”. Два положения языка нужно чередовать.

Логопедические упражнения для детей: шипящие

Дети лучше всего упражняются в постановке звуков, изображая животных, насекомых. Ведь игровая форма обучения для них самая приемлемая. Итак, можно играть в комара и осу, летая по комнате, махая ручками, и произносить при этом «з-з-з», затем «с-с-с».

Звук «ч-ч-ч» - это движение поезда. Предложите малышу стать паровозом, а вы будете вагончиком, и вместе произносите звук.

Постановка звука «ш» - это распиливание дров. Опять же, упражнение нужно выполнять вместе. Этот звук также можно изображать в игре «Море», двигаясь подобно волнам.

Рекомендуется для упражнений на коррекцию этих звуков использовать картинки. Так, взрослый демонстрирует, например, фото комара, пчелы, изображение ветра, волн, а ребенок артикуляцией отображает соответствующие звуки.

Упражнения для детей с задержкой речевого развития

Для этой категории детей логопеды советуют проводить упражнения-игры на подражание. При этом важно совмещать наглядность (картинки), пример взрослого и совместное проговаривание звуков. Для этого педагог или родитель многократно должен повторять определенные звуки, а затем просить сделать малыша это вместе. Начинать нужно с повторения звуков, потом слогов, позже слов, затем уже фраз.

Например, показывая картинку с изображением жучка, взрослый 3-4 раза повторяет звук „ж”, протягивая его и показывая ребенку, как при этом складываются его губы. Потом просит ребенка вместе побыть жучками и погудеть. Аналогично с изображением комарика и произношением звука „з”, с самолетом и звуком „у”. Взрослый терпеливо повторяет звуки вместе с ребенком, а в конце таких упражнений он еще раз называет изображение на картинке полным словом (жучок, комарик, самолет).

Повторение слогов - это озвучивание голосов животных. Котик говорит „мяу”, собачка „ав”, курочка „ко- ко”, коза „ме”. Слова-звукоподражания при этом являются и инструментом общего развития ребенка. Дополнить упражнения на произношение слогов можно показом картинок с музыкальными инструментами и демонстрацией игры на дудочке (ду-ду), барабане (бом-бом), колокольчике (динь-динь).

На стартовом этапе логопедических упражнений с неговорящими детками нужно быть готовыми к тому, что они просто не будут повторять примеры взрослого с первого раза либо будут повторять их неверно. Допускаются любые ответы ребенка, а от взрослого необходимо терпение и спокойствие.

Специально для - Диана Руденко

Как известно, человек постоянно общается в обществе других людей. И как следствие, правильная и красивая речь крайне необходима, чтобы достичь успеха в любых начинаниях. Это утверждение вряд ли кто-то оспорит. Поэтому логопедическая гимнастика для развития речи ребенка приобретает смысл с еще дошкольного возраста чада!

Попробуйте прислушаться то, как разговаривает ваш малыш. А теперь задумайтесь – какие звуки звучат неправильно? Если вы заметили какие-либо отклонения от нормальной речи, тогда следует записаться на прием к логопеду. Хотя вы можете и самостоятельно отработать с «дитем» некоторые звуки. Для успешных занятий имеется масса полезных методик, которые просты к применению, в том числе и логопедические стишки для детей 4 5 лет. Важно соблюдать главное условие – если хотите добиться того, чтобы ваш ребенок говорил правильно, то заниматься нужно с ним регулярно.

Полезные советы, которые сделают логопедическую гимнастику для развития речи ребенка эффективной и простой. Итак, что же следует применять?

  • Начинать занятия нужно с простых звуков. А потом постепенно на более сложные (к, г, х, й, л, р);
  • Еще не забывайте вначале провести логопедическую гимнастику для языка и губ;
  • Занятия получат большую результативность, если будут нравиться ребенку;
  • Отличные упражнения есть в любом логопедическом пособии.

И как в поговорке – терпение и труд все перетрут! Выполнение методик, регулярные занятия, где будет логопедическая гимнастика для языка, губ вначале, последовательное освоение всех звуков сделают вашему ребенку правильную, поставленную речь.

Логопедические упражнения

Вначале каждого занятия нужно обязательно проводить логопедическую разминку – специальные упражнения, логопедические стишки для детей 3 4 лет, которые помогут увеличить гибкость и подвижность артикуляционного аппарата. Такая гимнастика уже на ранних этапах сделает речь чада четкой, и при этом малыш не должен ощущать, что родители его «принуждают». Повторяйте упражнения при любом случае. Кроме того, не забывайте о тренировке дыхания, что можно делать в игровом виде. А такую вещь, как артикуляционная гимнастика для малышей в картинках будет лучше всего. Так детки не «закрываются» и не «вредничают». Вот несколько популярных упражнений, которые понравятся малышу и будут чрезвычайно полезны:

  1. «Мыльный пузырь». Играть можно в ванной комнате, надувая мыльные пузыри между ладошками. Или на улице, предварительно разведя в баночке шампунь с водой. Подыщите тот, который не щиплет глаза.
  2. «Чей кораблик дальше уплывет». Сделайте кораблики из бумаги, поставьте в тазик с водой, и начинайте дуть, соревнуясь с малышом. Дуть нужно не более 10 секунд, чтобы у ребенка не началась кружиться голова.
  3. «Сдуй одуванчик». Дуем на цветок, чтобы его «парашютики» разлетелись во все стороны.
  4. «Озорная обезьянка». Надуй щеки, оттопырь уши, покажи и спрячь язычок. Вот так вы должны показать ребенку обезьянку, а потом попросить повторить его. А еще можно стать перед зеркалом, и покривляться вместе.
  5. «Как шипит змейка». Предложите малышу имитировать как шипит маленькая змея (тихо). А затем, чтобы чадо показало, как «шипит большая змея» (средний звук), и как шипит огромный питон (громкий звук).
  6. «Надуваем шары». Купите в магазине разноцветные шарики, и вместе с ребенком надуйте их. А потом сдувайте шарики со стола.

Отменный способ для «укрощения капризных и озорных» детей — применять артикуляционную гимнастику для малышей в картинках. А если картинки еще необычные с красочным узором/любимыми персонажами малыша, то ребенок охотнее стает участвовать в этой игре.

Артикуляционная гимнастика для малышей в картинках

Логопедические упражнения на звук «Р»

После того, как вы вместе размяли речевой аппарат, то можно приступать к тренировке произношения звуков. Практика многих логопедов показывает, что одни из самых проблемных звуков является произношение буквы «Р». Так, что делать, если ребенок не выговаривает букву р, упражнения или логопедические стишки для детей 5 лет?

  1. Чьи зубки лучше блестят? Попросите малыша раскрыть рот и с внутренней стороны подвигать кончиком языка по зубам. Это напоминает «чистку зубов». Далее, ребенок улыбается и показывает чистые зубки.

Важный момент! На губах – улыбка, зубы видны, а челюсть остается в неподвижном состоянии.

  1. «Красим домик».

Ребенок растягивает губы в широкой улыбке, раскрывает рот и лижет тонким кончиком языка небо. Кстати, если ребенок не выговаривает букву р, то этого упражнение одно из самых эффективных. Малыш проводит языком по небу назад – вперед. Важное условие, за которым следует наблюдать: губы не двигаются, язычок соприкасается к внешней стороне зубов.

  1. «Кто дальше бросит мячик?». Ребенок улыбается, высовывает язык и его широким краем ложит на нижнюю губу. На стол положить ватку, чтобы ребенок в таком положении «сдувал» её на противоположный край. При этом происходит произношение звука «ф».

Важно! Контролируйте, чтобы ребенок не делал щечки большими.

  1. «Вкусное повидло». Попросите свое чадо открыть рот и провести языком по губам, как-будто малыш слизывает повидло. Можно и вправду капнуть на губы капельку меда, варенья.

Важно! Придерживайте пальцем малышу его нижнюю челюсть, чтобы она оставалась неподвижной.

  1. «Птичка»

Малыш раскрывает рот, кладет язычок на верхнюю губу. А широким краем языка проводит по верхней губе назад – вперед. Проследите, чтобы язычок не отрывался от губ. Начать выполнять упражнение нужно медленно, а затем попросите ускорить темп и произнести звуки «бл-бл-бл» как это делает голубь.

Важный момент! Язык не должен отрываться от губы, не «прятаться» полностью в рот.

  1. «Музыканты»

Ребенок открывает рот в широкой улыбке, барабанит краешком языка по верхним зубкам, пытаясь сказать звук, который похож по произношению на букву английского алфавита «D» (ди). Упражнение должно напоминать «барабанную дробь», где с каждым ударом увеличивается темп.

Важный момент – удар язычка должен быть четким, никаких посторонних звуков, кроме английской «ди», не должно быть слышно.

При выполнении упражнения рот не закрывается и чувствуется сильная воздушная струя. Чтобы убедиться в правильном выполнении упражнения, поднесите листок бумаги к губам малыша – он должен отклоняться.

Еще одно полезное упражнение — это выучить логопедические стишки для детей 4 лет, чтобы выговаривать букву р. Так вы будете играть, и развиваться вместе с чадом. И как пример это упражнения предлагаем вам популярный стишок, чтобы выговаривать букву р.

Детей, имеющих дефекты звукопроизношения, за последние годы значительно прибавилось. Еще десятилетие назад картина была другой. Самые распространенные проблемы - в картавости, искажении звуков, замене или пропуске тех из них, которые труднопроизносимы. Эти виды дефектов считаются легкими и обозначаются термином дислация. Они относительно легко поддаются корректировке на занятиях с логопедом.

Но существуют и более сложные варианты их кроются в поражении ЦНС, при котором имеются проблемы с нормальным функционированием языка или всей нижней челюсти. Такие дефекты исправляются очень и очень тяжело. При этом, произнося шипящие и свистящие звуки, ребенок высовывает язык между зубов, отчего вместо свистящего звука у него выходит звук "ф" ("мафына" - вместо "машина"). Очень распространено и неправильное произношение звука "р" (гортанное или полное его отсутствие). Как правило, начинают логопедические 3-4 лет, иногда раньше.

Природа логопедических нарушений

Сложные дефекты возникают по целому ряду причин - таких как перенесенные инфекционные заболевания мамой на протяжении беременности, родовые травмы или гипоксия плода. Если родившийся ребенок подвергся впоследствии серьезной болезни, результатом может оказаться нарушение кровообращения с поражением нервных окончаний и, как следствие, речевые дефекты.

К числу причин относится и неправильный прикус, а источником определенных нарушений (например, горлового "р") может стать даже подражание малыша кому-то из взрослых, кто так же коверкает речь. Кроме того, копировать ребенок может и героев современных мультиков, весьма вредных для развития.

Неграмотность напрямую зависит от неправильного произношения. Именно поэтому родители каждого дошкольника должны позаботиться о том, чтобы у малыша были вовремя исправлены. Проблема может заключаться в неспособности родителей обнаружить у детей речевой дефект. Считается, что любой малыш картавит, и это пройдет само.

Когда начинать беспокоиться

Но чаще всего без регулярных занятий с логопедом не обойтись. Если полуторагодовалый малыш не умеет составлять фразы из отдельных слов, или речь у двухлетнего ребенка практически отсутствует, обращение к логопеду, скорее всего, потребуется. Планирование логопедических занятий предусмотрительными родителями ведется загодя, с учетом динамики детского развития.

С каждым из детей логопед работает в индивидуальном порядке. Постановка одного отдельного звука, как правило, происходит в течение нескольких занятий. Если же имеют место серьезные отклонения в развитии, посещать логопедические сеансы придется гораздо дольше.

Бывает, что причиной нарушений служит слишком плотная уздечка языка, при этом органических поражений нет. Тогда дома следует проделывать с малышом упражнения на ее растяжку. Уроки логопеда в этом вам помогут.

Родительская семья - основа всего

Зачастую в семье не принято много разговаривать с малышом. С ним могут общаться на сюсюкающем "детском" языке. Или же он становится свидетелем семейных скандалов. Во всех этих случаях, как правило, развитие речи бывает заторможено.

Для нормального становления языковых навыков чрезвычайно важна благоприятная домашняя обстановка. С малышом нужно беседовать всегда - во время игры или прогулки, за едой и перед сном. Обязательно нужно учить наизусть стихи и читать малышу вслух книги.

Если вами зафиксировано даже незначительное нарушение звукопроизношения у сына или дочки, не отгораживайтесь от проблемы. Вполне возможно организовать логопедические занятия дома, благо специализированной литературы сейчас пруд пруди. Например, можно устроить игру с напеванием специальных песенок. И лишь когда домашние занятия не дают желаемого эффекта, следует задуматься о посещении специалиста.

Нужен ли логопедический детсад?

Часто родители стремятся отдать своего малыша не в обычный детский сад, а в логопедический. Бытует мнение, что условия там предпочтительны для решения возникших проблем. Действительно ли настолько важно туда попасть? Если да, то с какого возраста? Принесут ли реальную пользу логопедические занятия в детском саду именно вашему ребенку?

Как правило, отдавать ребенка моложе 3-4 лет в руки специалистов не слишком эффективно. С самыми маленькими успешно могут заниматься родители, предварительно проконсультировавшись с логопедом. Тот подскажет комплекс мер и нужных занятия с ребенком 3-4 лет уже способны дать стойкий эффект.

Арсенал родительского общения с детьми огромен. Это постоянное правильное и активное речевое общение с малышом, пальчиковая гимнастика, множество речевых игр, кистевой массаж, специальные упражнения, призванные развивать мелкую моторику, рисование, лепка и так далее.

Когда туда отправляться

Чаще всего дефекты речи малыша, не достигшего 3-4 летнего возраста, относятся к разряду физиологических. Если к четырем годам самостоятельного исправления речи не произошло, можно обращаться к специалистам. К этому моменту первоначальные речевые навыки у ребенка должны быть уже сформированы. И именно тогда есть смысл отдать малыша в логопедический детсад.

Преимуществом последнего является экономия родительского времени и средств на занятиях со специалистом в частном порядке. В государственных детских садах существуют бесплатные логопедические занятия. Если же польза от посещения группы долгое время не обнаруживается, вероятнее всего, вам потребуются услуги логопеда-дефектолога с целью общего развития речи.

Постарайтесь в общении с малышом навсегда отказаться от забавного детского языка, чем нередко страдают мамы и, особенно, бабушки. Как было упомянуто выше, общение в такой "исковерканной" манере тормозит развитие нормальной детской речи.

Что должен уметь малыш к 4 годам

Но даже если в семье все говорят правильно, а проблемы, тем не менее, имеются, не спешите расстраиваться. Организовать логопедические занятия с ребенком 3-4 лет в домашних условиях не так уж сложно. А главное здесь - чуткое отношение к речи малыша и внимательное отслеживание любых изменений.

Как правило, словарный запас двух-трехлетнего ребенка составляет порядка тысячи слов. Четырехлетний малыш в норме должен уметь что-то рассказать или описать с использованием предлогов и различных частей речи, построить несложный диалог. Но речевой аппарат его может быть еще недостаточно натренирован, отчего чистого произношения сложных фонематических конструкций не получается.

Ну а если же и в 5-6 лет имеют место речевые нарушения, это серьезный повод задуматься. Приведенные ниже несложные упражнения, относящиеся к помогут родителям в домашних условиях получить результаты.

Занятия с ребенком на дому

Для растяжения короткой уздечки языка по 5 или 10 минут ежедневно следует выполнять следующие действия. Нужно попросить ребенка облизать верхнюю губу язычком, предложить ему постучать им по зубам, как лошадка копытами, пошире раскрыть рот и попробовать дотянуться языком до верхних зубов.

Все знают, что участки мозга, отвечающие за мелкую моторику и развитие речи, взаимосвязаны. То есть чем более ловко малыш орудует руками и пальцами, тем меньше проблем у него с речью.

Существуют несложные упражнения для логопедических занятий, обучающие выговариванию свистящих звуков ("с", "з"), а также шипящих ("ж", "ш", "ч" и "щ"). Кроме того, часты проблемы со звуками "р" и "л", но и это можно откорректировать самостоятельно в домашних условиях. Занимаясь, ребенка нужно посадить, поставив напротив него зеркало для самоконтроля. Домашние логопедические занятия "р" смогут "поставить" не всегда, этот звук считается одним из самых сложных и обычно требует вмешательства специалиста.

Примеры упражнений

  • Упражнение "Дудочка". Попросите малыша сомкнуть зубы, вытянуть губы дудочкой так далеко, как сможет. Проследите, чтобы при подъеме языка нижняя губа оставалась неподвижной. Упражнение следует повторять от 3 до 5 раз.
  • Упражнение "Чашечка". Открыть рот пошире, высунуть язык и попробовать придать ему форму чашечки, приподнимая кончик и края. Пока вы считаете до определенного числа, пусть ребенок пытается удержать язык в таком положении. Упражнение также повторяется от 3 до 5 раз.
  • Упражнение "Маляр". Улыбнуться, затем открыть рот. После этого кончиком языка, словно кисточкой, "покрасить" небо изнутри.
  • "Барабанщик". Быстро ударять кончиком языка за верхним рядом зубов, держа рот открытым. Еще одно - убирать кончик языка поочередно за верхние и нижние зубы. Делается упражнение под счет.
  • "Едим варенье". Улыбнуться, приоткрыв рот. Широко облизать верхнюю губу, следя за неподвижностью нижней челюсти.

Закончив выполнение упражнений, переходите к повторению слов, содержащих проблемные звуки. Можно заранее приготовить карточки с ними. Звук, над которым идет работа, следует повторить вначале отдельно несколько раз (от 7 до 10), затем в словах. Очень полезно подобрать с нужными словами скороговорки, их проговаривание значительно ускоряет коррекцию недостатков.

Откуда берутся нарушения речи

Дефекты речи могут появиться и у взрослого человека - из-за тяжелой операции, перенесенной травмы или серьезного эмоционального переживания. Таковым может стать потеря или смерть близкого, развод, серьезные финансовые неурядицы. Возникают речевые недостатки и тогда, когда травмированы основные органы, связанные со звукопроизношением - язык, зубы, губы, связки и мышцы гортани, а также нёба.

Происходит это в том случае, когда имеются повреждения центра, находящегося в коре головного мозга и отвечающего за нашу речь. Даже хроническое эмоциональное напряжение может послужить причиной речевых проблем.

Под нормальной речью подразумеваются произношение всех без исключения букв языка внятно и четко. Такая речь обязана быть ритмичной и плавной. Если же слова говорящего трудно разобрать, речь несомненно идет о нарушении. Взрослым и детям с нарушением речи присущи одни и те же виды речевых недостатков. К ним относятся немота, заикание, шепелявость, отсутствие правильного произношения отдельных звуков и многое другое.

Виды речевых патологий

Наиболее широко распространенными из них являются:

  • Афония . Под этим термином понимается нарушенная фонация (то есть неправильное звукопроизношение). Развивается афония (или дисфония) как результат изменений в речевом аппарате, носящих патологический характер.
  • Дислалией называют фонетические дефекты речи взрослого или ребенка при нарушенном слухе и грамматически правильной речи.
  • Заикание - вид расстройства, имеющий место в случае судорожного сведения мышц, относящихся к голосовому аппарату. Обнаруживается как нарушение темпа речи, ее ритма и размеренности.
  • Еще одно нарушение, проявляющее себя в ненормально медленном речевом темпе, именуется брадилалией .
  • Противоположное ему (когда человек говорит излишне быстро) - тахилалией .

  • Ринолалия - вид речевой патологии, связанный с нарушением анатомического характера органов, образующих речевой аппарат. Проявляется в искаженном звукопроизношении и голосовом тембре.
  • Дизартрия - вид нарушения, когда обеспечивающие связь коры мозга с речевым аппаратом нервные окончания функционируют недостаточно.
  • Афазией именуют полную или частичную потерю речи, возникающую как следствие поражения центральной нервной системы.
  • Если же речь ребёнка или взрослого недоразвита, что часто имеет место при поражениях коры головного мозга, речь идет об алалии .

Специалисты вам помогут

Причинами перечисленных аномалий могут служить различные факторы. Это врожденные дефекты типа незаращения неба или верхней губы, аномальный прикус, неправильно сформированные челюсти, дефекты губ, языка или зубов. Приобретенными нарушения оказываются в случаях заболеваний ЛОР-органов или ЦНС. Нарушения могут быть как постоянными, так и временного характера.

Особенность маленьких детей в том, что у каждого из них строго индивидуально протекает такое явление, как развитие речи. Логопедические занятия проводятся в каждом детском саду - не только в специализированном.

Если вашего ребенка направили на логопедические занятия, отказываться не следует - никакого вреда ребенку они не принесут, а польза будет несомненной.

Для детей 3-4 лет логопедические занятия существует в двух формах - индивидуальной или групповой. Занятия один на один со специалистом (индивидуальные) наиболее эффективны. В свою очередь, занимаясь в группе, малыш чувствует себя более комфортно и раскованно.

Индивидуальное логопедическое занятие

В чем же заключаются такие занятия по развитию речи? Обычно они проходят в виде простых игр и мероприятий. Малыши чаще всего не понимают, что с ними ведется какая-то целенаправленная работа. С логопедом они играют, веселятся и развлекаются.

На индивидуальное логопедическое занятие ребенок направляются обычно, когда нарушение заключается в неправильном произношении каких-либо отдельных звуков. С помощью специально подобранных игр и упражнений логопед корректирует дефект. Если малыш заикается, уже упомянутые упражнения для языка (а также другие) сочетаются с обучением навыку правильно распределять дыхание.

Напевая песенки, ребенок тренируется правильно дышать, и заикание самопроизвольно исчезает. Постепенно дети учатся контролировать собственное дыхание, и чем лучше усвоен данный навык, тем больше вероятность, что от заикания удастся избавиться раз и навсегда.

Фронтальные занятия

Групповые логопедические занятия (по другому их называют фронтальными) ведутся среди детей с разнообразными отклонениями в развитии речи. К таковым относятся не только нарушение звукопроизношения и проблемы со слухом. Например, малыш может не различать парные звуки. Другие проблемы этого же ряда - нарушение речевой грамматики, отсутствие связи между произносимые словами.

Группы для занятий подбираются в количестве 6-8 человек одинакового возраста, имеющих сходные речевые проблемы. Планы логопедических занятий содержат общую цель - расширить словарный запас и улучшить Дети целенаправленно обучаются устной речи, занимаются практической отработкой усвоенных на индивидуальных занятиях навыков. Чаще всего большинство детей занимаются как в группе, так и индивидуально.

Логопедическое занятие на тему "Осень"

Рассмотрим, как можно построить коррекционное занятие с детьми, используя определенную тематику, например времена года. Пусть у нас будет "осеннее" занятие. Его хорошо проводить в сентябре или октябре, украсив помещение желтыми листьями.

На занятии логопед, используя тематику осени и природных явлений, расширяет и активизирует лексику по теме, учит детей по картинкам составлять вначале отдельные предложения, а затем из них - связный рассказ. Попутно дети закрепляют навыки ответа полным предложением и согласования речи и движений.

Логопедическое занятие на тему "Осень" решает задачу коррекционно-развивающего плана - улучшение мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики, развитие памяти, мышления путем упражнений и игр. Дети разучивают стихи русских поэтов об осени, слушают музыку «Звуки осеннего леса», перечисляют признаки осенней погоды, отгадывают загадки на "осеннюю" тему.

Малыши собирают букеты из листьев, сжимая пальчики в кулачки дуют на листочки, изображая осенний ветер (дыхательная гимнастика).

Продолжаем дома

Те навыки, что дают уроки логопеда, должны быть обязательно отработаны и закреплены в семье, в домашних условиях. Для этого специалисты ведут разъяснительную работу с родителями, дают самые подробные рекомендации по построению домашних занятий.

Очень многое здесь зависит от ответственного подхода родителей к решению проблемы. Если мама или папа не ленятся регулярно выделять несколько минут в день на развитие речи ребенка, то успех не заставит себя ждать. Важнейшая задача родителей при этом - помощь ребенку в обретении чувства уверенности в борьбе со страхом общения и выступлений на публике.

Будущим мамам и папам следует поощрять ребенка. Даже самый маленький успех должен быть оценен по достоинству. В результате самооценка малыша растет, появляется стимул к дальнейшим достижениям.

Будьте тактичны

В то же время не следует слишком усердствовать и принципиально заставлять ребенка постоянно употреблять лишь правильно выстроенные слова и фразы. Это приведет к лишнему напряжению, может отбить у малыша желание заниматься. Позвольте ему остаться ребенком. Напоминаем еще раз - логопедические занятия с ребенком 3-4 лет должны строиться исключительно в форме игры!

С малышом упражнения следует выполнять ненавязчиво, не заостряя внимание на имеющихся проблемах. Если в результате малыш будет в расстроенном или подавленном состоянии, успехов такое обучение не принесет. Вы ничего не добьетесь, кроме замкнутости и агрессивной реакции.

В промежутках между занятиями позвольте ему говорить по-прежнему с ошибками, которые могут исчезнуть самопроизвольно. В один прекрасный момент родители с удивлением и радостью обнаружат, что малыш сам пытается контролировать правильность речи.

Для развития мелкой моторики полезно массировать ребенку каждый пальчик, сгибать и разгибать их, играть в настольные игры. Почаще давайте малышу перебирать крупу или возиться в песке. Дома вместо него годится любой сыпучий материал. Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Как можно больше внимания уделяйте чтению, разучивайте с малышом несложные песенки и стишки.

Конспект занятия в логопедической группе «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)

Дунаева Лилия Григорьевна, учитель – логопед ДОУ №287 г. Донецка
Описание работы: Данное занятие рекомендовано логопедам, воспитателям логопедических групп. Проводимое в конце учебного года, занятие может стать показателем результативности речевой коррекции. Данное занятие можно показать на родительском собрании с целью повышения компетентности родителей в вопросе преодоления речевых нарушений у дошкольников.
Возраст: 5-6 лет.
Цели: Формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью, закрепление произношения звука Ш в словах, предложениях, чистоговорках, развитие фонематического слуха, тонкой моторики рук, артикуляционного аппарата, логического мышления, внимания, воображения, воспитание интереса к сказкам.
Материал: магнитная доска, картинки к сказке «Маша и медведь», предметные картинки.
Предварительная работа: отработка звукопроизношения на специальном речевом материале, разучивание артикуляционной, пальчиковой гимнастики, чистоговорок.

Ход занятия

Логопед:
Ребята, мы с вами долго трудились, учились правильно произносить звуки, строить красивые предложения, составлять интересные рассказы. Надеюсь, вы запомнили много интересного и полезного для себя. Вспомним наше правило.
Дети:
Говорим всегда красиво, правильно, неторопливо.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб всем было понятно.
Логопед:
Ребята, вы любите сказки? Давайте вспомним, какие сказки вы знаете. (Ответы детей) Посмотрите на нашу доску. Догадайтесь, какая сказка сегодня у нас в гостях.
(На магнитной доске картинки: медведь, Машенька)
Дети:
Сказка «Маша и медведь».
Логопед:
Послушайте внимательно и скажите, какие звуки я выделяю: Маш-ш-ша, миш-ш-шка.
Дети:
Звук Ш.
Логопед:
Вспомните, какой звук Ш, дайте ему характеристику.
Дети:
Всегда согласный, твёрдый, глухой.
Логопед:
Что нужно делать, чтобы звук Ш получился красивый?
Дети:
При произнесении звука Ш губы немного округлены и выдвинуты вперёд, язык «чашечкой», выдыхаемая струя тёплая.
Логопед:
Ш-всегда шипящий звук:
Шар воздушный сдулся вдруг.
Дети:
Ш-ш-ш-ш.

Логопед:
Постараемся красиво рассказать чистоговорки.
Дети (по очереди):

Раз - шептались две подружки.
Два - кукушка на опушке.
Три - ношу в шалаш игрушки.
На четыре - мою ушки.
Пять - купили Даше шашки.
Шесть - покушай пшённой кашки.
Семь - в лукошке две картошки.
Восемь - крошки на ладошке.
Девять - штопаем башмак.
Десять - шире держим шаг.

Логопед:
Молодцы. Садитесь поудобнее, будем вместе рассказывать сказку «Маша и медведь». В одной деревушке, в бревенчатой избушке у дедушки и у бабушки жила-была внучка …
Дети: Машенька.
(На магнитной доске картинки: избушка, Машенька)

Артикуляционная гимнастика

Утром Машенька проснулась и улыбнулась («улыбка»).
Поиграла на дудочке, потом опять улыбнулась («улыбка» - «трубочка»).
Пошла Маша завтракать, взяла ложку («ложечка»).
Взяла чашку («чашечка»).
Достала вкусное варенье («вкусное варенье»).
Позавтракала Машенька и пошла качаться на качелях («качели»).
А потом Машенька играла в мяч («катание шарика»).


Логопед:
Продолжаем сказку. Как-то раз Машенька пошла в лес за ягодами.
(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка)
Логопед:
В лесу поднялся сильный ветер. Как шумят деревья в лесу?
Дети:
Ш-ш-ш-ш.
Логопед:
Испугалась Машенька, но выглянуло солнышко и послало ей свой лучик.
(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, солнышко)

Пальчиковая гимнастика

Солнце с неба посылает (ритмично скрещивать руки над головой)
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет (плавно покачивать руками)
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает (ритмично потирать щёки)
Щёчки, щёчки, щёчки.
А весной на носик ставит (ритмично постукивать по носу)
Точки, точки, точки.
Золотят веснушки деток,
Очень нравится им это (указательные пальцы поставить в уголки губ).


(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, избушка).
Логопед:
Долго ли, коротко ли шла Машенька. Вдруг видит, стоит избушка. Кто же в ней живёт?
Отгадайте загадку и узнаете.
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка уронила шишку,
Угодила прямо в ….
Дети:
В мишку.
(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, избушка, мишка).
Логопед:
Видит Маша, в доме у мишки беспорядок. Решила Машенька навести порядок и принялась за дело. Тем временем пришёл мишка домой, смотрит, в избушке всё аккуратно сложено, расставлено по местам. Только не поймёт мишка, где его игрушки, а где Машенькины. Давайте поможем мишке найти его игрушки. В названии мишкиных игрушек слышим звук Ш. Выберите картинки со звуком Ш.
(На магнитной доске предметные картинки)
Дети самостоятельно выбирают нужные картинки.


Логопед:
Решили Машенька и мишка поиграть и стали придумывать предложения. Послушайте, что у них получилось. Правильно ли это?
Кошка убегает от мышки. Каша готовит Машу. Лошадка едет на Мише. Ландыш нашёл Наташу. Мышка ловит кошку. Шишка нашла мишку.
Логопед:
Нашей Маше пора возвращаться домой. Мишка очень подружился с Машенькой, он проводил её до самого дома.
Логопед:
Вы мне очень помогли рассказать сказку. Какой звук вы старались правильно произносить в словах, предложениях, чистоговорках? Что нужно делать, чтобы звук получился красивый?

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди