14.06.2019

Мероприятие нравственное воспитание учащихся. Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся начальной школы на тему «Добро и зло


Внеклассное мероприятие

по духовно-нравственному воспитанию

«Дорогой доброты»

3 класс

Аннотация

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране, делает процесс воспитания еще более трудным. В формировании и развитии личности обучающихся ведущую роль отвожу духовно – нравственному воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения.

Но духовность не бывает спонтанной, а значит, нужна планомерная работа, предполагающая не только личностный, но и системно – деятельностный подход, ориентированный на развитие этой личности. В связи с этим в программе «Духовно – нравственного воспитание младшего школьника» определено место мероприятию «Дорогою добра!», направленное на развитие личности ребенка, духовно и нравственно развивающегося, обладающего культурой мышления, нравственными ориентирами, способностью к саморазвитию.

1. Введение

2. Основная часть.

3. Заключение.

4. Список использованных источников.

Введение

Методическая разработка внеклассного мероприятия содержит как теоретические, так и практические материалы по организации воспитательного.

Совместная деятельность позволяет детям, стимулировать самую разнообразную их творческую деятельность, способствует развитию творческих способностей, воспитанию чувства уверенности в своих силах. А главное способствует формированию духовно-нравственных качеств ребенка.

Цель данной методической разработки – познакомить учащихся с понятиями «доброта», «добросердечность», «милосердие».

Главными задачами методической разработки являются:

    воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом, повседневном и обыденном, умение дарить тепло, любовь, заботу и доброту;

    учить вежливому общению в семье и в коллективе, различать добро и зло;

    продолжить знакомство с вежливыми словами;

    побуждать совершать добрые поступки, способствовать развитию у детей ответственности за свои поступки, воспитывать у детей стремление к самовоспитанию.

Проведение данного мероприятия предусматривает создание условий, обеспечивающих взаимодействие педагога, учащихся, родителей, педагогических работников школы, организацию интересного совместного досуга.

Данная разработка актуальна, потому что в настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения важна для современного общества.

Новизна методической разработки внеклассного мероприятия заключается в том, что она предлагает современные технологии, позволяющие развивать в детях творческую активность, духовно-нравственные качества, включает детей и родителей в совместную деятельность, доставляющую радость и удовольствие.

Возможные сферы применения: данная методическая разработка может быть использована при подготовке и проведении воспитательного мероприятия в учреждении дополнительного образования детей (детском саду), в общеобразовательном учреждении для организации досуговой и внеурочной деятельности по художественно–эстетическому и нравственному воспитанию и образованию детей.

Основная часть

Ход мероприятия

На фоне лирической музыки появляется главная героиня Доброта.

Доброта:

Добрый день,

а что это значит?

Значит день по-доброму начат,

значит день по-доброму прожит

и он умножит счастливые дни!

Настал новый час, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и нежны в обращении друг к другу.. А самое главное, что мы все – здоровы. Я пригласила вас сегодня в к себе в гости. А как вы, ребята, думаете, ЗАЧЕМ?

(ответы ребят)

Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на занятии, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:

    Жизнь дана на … дела.

    Мир не без … людей.

    … желаешь - … и делай.

    Истинное … всегда просто.

    … слово человеку - что дождь в засуху.

Правильно вы догадались.

-«Не ищи красоты, а ищи доброты» - это правило вывели наши предки. И при этом добавляли "Мир не без добрых людей". Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена всё живое, что окружает нас.

Работа над значением слова

Ребята, а что такое ДОБРО? ДОБРОТА? ДОБРЫЙ?

Добро –то, что хорошо, полезно, приятно.

Доброта – отзывчивость, дружеское расположение к людям.

Добрый – готовый помочь людям, отзывчивый.

«Добро - это всё положительное, хорошее, полезное» - так раскрывается значение этого слова в толковом словаре Ожегова.

А с чем можно сравнить доброту?

Когда у нас в классе, в семье, в мире все по-доброму, какое у всех настроение? (всем становится теплее)

Так на что же похожа доброта? (на солнышко)

Посмотрите на нашу доску. Вы обратили внимание на лучи у нашего солнышка.

Прочитайте пословицу: "Доброта, что солнце". Как вы ее понимаете? Что она означает?

(Когда солнышко светит - хорошо, а когда все кругом добрые - еще лучше)

И в нашем путешествии нам тоже поможет солнышко, покажет дорогу. Но главное сегодня в нашем путешествии это построить домик Доброты.

(ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ ПРО ДОБРОТУ)

1.Слово это серьезное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

2.В нем забота и ласка,

Теплота и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

3.Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

4.И оно поважней,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец доброта!

А что еще нужно обязательно взять в дорогу? Какое настроение? (улыбку)

Что посоветовал Крошка Енот своему другу?

Дети поют псенку «От улыбки»

Сегодня будем строить Дом Доброты, будем учиться отличать доброту истинную от доброты ложной.

Закладываем фундамент Дома Доброты - первый кирпичик доброта. Учитель просит ребёнка положить первый кирпичик.

В русском языке много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова добро.

Встречая гостей, мы говорим...; Провожая гостей…; Утром…; Вечером… и т.д.

Доброе слово надо уметь сказать вовремя. Зачем нужны добрые слова? Разве нельзя быть добрым без слов?

Следующий кирпичик Дома Доброты добрые слова.

Доброта и вежливость неразделимы. Я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко».

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого … (спасибо)

Зеленеет старый пень,
Когда услышит …. (добрый день)

Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь… (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (простите, пожалуйста)

Встретил Витю я – соседа…
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте! – зря от Вити
Ждал я слово … (извините)

И во Франции и в Дании
На прощание говорят … (до свидания)
Игру заканчивать пора.
И мы надеемся, что с ней
Вы стали и добрее и умей.

Посмотрим, насколько мы вежливы. А то, может так случиться, что нас мы не сможем попасть в страну Добра?

Если вежливо - хлопайте 2 раза. Если невежливо - топните.

Поздороваться при встрече?

Толкнуть, не извиниться?

Помочь подняться упавшему?

Поднять упавшую вещь?

Не встать, обращаясь к учителю?

Взять билет в автобусе?

Не уступить старшему место в транспорте?

Не заметить недовольство мамы?

Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени и добрый плод. Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только наши уста, но и наши помыслы и мысли.

Следующий кирпичик Дома Доброты добрые мысли.

А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?

Следующий кирпичик Дома Доброты добрые поступки.

Работа в паре.

Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию. Подчеркните единое решение. Выбери пять добрых дел

    Думать о родителях

    Утешить плачущего

    Радоваться неудаче ближнего

    Подать милостыню

    Стремиться быть богатым человеком

    Помогать ближним

    Завидовать

    Сделать кормушку для птиц

Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. Я предлагаю вам разыграть ситуации, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.

На столах конверты, в которых карточки для каждой команды (описание ситуации). Дети распределяют роли, разыгрывают ситуацию (звучит музыка, дети готовятся).

Разыгрывание ситуаций, обсуждение другими группами.

1 ситуация: “Задача не на сложение, а на уважение”.

По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому – 10 лет. У первого было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.

У Вас упала книжка! – закричал мальчик, догоняя прохожего.

Разве? – удивился тот.

Конечно, - объяснил мальчик. У Вас же было 3 книги, плюс один портфель, плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре.

Я вижу, ты хорошо знаешь сложение и вычитание, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книжку. – Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил.

(Обсуждение ситуации)

Доброта: Какие же правила не усвоил мальчик? Как он должен был поступить? (Ответы детей)

2 ситуация: “Горький апельсин”.

Маша сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.

– Что это у тебя? – спросил подбежавший Илья.

– Разве не видишь? – буркнула Маша.

– Мандарин! – обрадовался Илья. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал...

– А вот и не отгадал.

– А что же?

– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

– А мне дашь попробовать?

– Да он невкусный, горький и кислый.

– Да ничего, дай хоть долечку.

– Говорю тебе – он поганый, – и соскочила с лавочки.

И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.

– Что же ты плачешь? Он же поганый!

(Обсуждение ситуации)

Доброта: Права ли Маша? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? (Ответы детей)

3 ситуация: “День рождения”.

Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает их.

– Здравствуй, Яна, поздравляем тебя, желаем тебе...

– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?

Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.

– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.

Ребята оглянулись и пошли назад к двери.

– Подождите! Куда же вы?

Но ребята ушли, не дослушав ее.

(Обсуждение ситуации)

Плохие поступки всегда приводят к печальным последствиям. Сейчас в нашей стране Добра стоит засохшее дерево.

Будьте добры, напишите на листочке от Дерева доброты, какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня. Дети приклеивают листочки с записанными на них добрыми делами на Дерево доброты.

Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

Вывод : Будем делать хорошо и не будем плохо.

Работа в группах.

Какими качествами должен обладать добрый человек? Вам предлагаю карточки со словами, выберите те качества, которыми должен обладать друг.

- (Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту).

Какие качества вы выбрали? Почему?

Почему оставили карточки со словами: злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм?

Почему распадаются добрые отношения?

Добавляем в Дом Доброты следующие кирпичики: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие, доброжелательность.

Вот мы и построили Дом Доброты. Хотели бы вы в нём жить?

Давайте представим себя жителями Дома под названием «Доброта» и попробуем составить правила добрых отношений.

Правила добрых отношений:

    Уступать.

    Не бояться просить прощения, если обидел друга.

    Не грубить. Не злиться.

    Не жадничать.

    Помогать своему друг другу.

    Быть честным.

    Соблюдая эти правила добрых отношений, вы никогда не потеряете добрых друзей.

Задание : - Возьмите в руки пароходики и напишите свои имена. Я знаю, что вы все очень добрые (приклеим пароходики на речку)

Посмотрите, что у нас получилось в конце путешествия.

1 ученик:

Настанет друзья, счастливое время,
Настанут чудесные дни:
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить пристанут они.
Не будет детей нехороших,
Придут золотые года,
И в комнату в грязных ботинках
Не будут входить никогда.

2 ученик:

Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей,
И станут все на свете
Любить таких детей.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут,
Исчезнут все невежи
Навеки пропадут.

3 ученик:
Пусть грубость исчезнет навеки
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых детей.
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли –
Он принял – и вежливым стал.

Доброта:

Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

Да здравствует вежливость и доброта!

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот кто злится - стыдится!

Улыбнитесь друг другу, будьте всегда внимательны и вежливы.

Звучит песня «Всех добрее и дороже в этом мире доброта»

Я желаю вам всего самого доброго, чтобы к вам относились по- доброму, и чтобы вы всегда были открыты добру. Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.

Заключение

Совместная деятельность школьников имеет огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности. В этот период у детей формируются такие духовно-нравственные качества как: сотрудничество, взаимовыручка, отзывчивость.

Я убедилась на практике, что развитие духовно-нравственных качеств, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребёнка. Могу с уверенностью сказать, что ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

На основе полученных данных, я пришла к выводу о том, что совместная деятельность по воспитанию духовно-нравственных качеств развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы - различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, анализируя ситуации ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.

Список использованных источников

1. Гурьянова А. Воспитание толерантной личности. - Воспитание школьников, 2013,№2,с.25-29.

2. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт. состав. Е.М.Зуева-М.,2014 - 336 с./

3. Добру откроется сердце.- Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками начальных классов.- М.: Школа - Пресс.2012 - 96 с.

4. Лизинский В.М. Счастье, радость, добро. - Кл. руководитель, 2012, №2, с. 96-98.

5. Макарова Б. Уроки сострадания. - Воспитание школьников, 2013,№6,с.42-47.

6. Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам. - Кл. руководитель, 2013,№3,с.78-91.

Евгения Горбатенко
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся начальной школы на тему «Добро и зло»

Цель: формирование у обучающихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».

Задачи:

– воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

– формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

– совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

– развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Форма проведения внеклассного мероприятия: игровая.

Методы работы: словесный, беседа, дискуссия, устные упражнения, метод иллюстраций, эвристический метод.

Формируемые УУД:

личностные: самоопределение себя как личности, умеющей сопереживать и способной совершать добрые поступки ради других; осознание «добра» как одной из главных ценностей в жизни человека.

Метапредметные :

познавательные: умение классифицировать объекты; осуществление поиска информации из разных источников; установление причинно-следственной связи;

регулятивные: удерживание задачи; умение адекватно оценивать себя и других;

коммуникативные: умение выражать свои мысли; владение монологической формой речи; умение высказывать свое мнение и адекватно воспринимать чужое в групповой работе.

Оборудование: проектор, карточки с половицами, карточки – смайлы для рефлексии; таблица «Добро и зло».

Материал для практической части: цветная бумага, гофрированная бумага, диски, линейка, простой карандаш, фломастеры, клей «Титан», ПВА.

Ход мероприя

1. Организационный мом ент

Приветствие учащихся. Проверка готовности материала для практической части урока.

2. Актуализация знаний (информационно-коммуникативные технол оги и)

Учитель: на слайде находятся загадки. Давайте вместе их прочитаем и попробуем отгадать.

Какое слово согревает в самый лютый мороз? (доброе).

Не нужно хвалиться серебром, а чем нужно хвалиться… (добром).

Когда жалеешь добра, что нужно делать? (добро).

Какие слова дороже богатств? (добрые).

Какое дело скрытности не любит? (доброе).

Жизнь дана на какие дела? (добрые).

Учитель: как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить? (о добре). А как называют противоположность добра? (зло). Верно, сегодня мы будем беседовать о добре и зле.

3. Подготовка к изучению нового материала (информационно-коммуникативные технологии)

Учитель: добро и зло! Это важные слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди думают очень давно. Всегда считалось, что надо различать добро и зло. Зло всегда мешать добру. Понятны ли вам слова добро и зло?

Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми? (Ответы детей)

Добрые – это люди, которые всем помогают. Видите, как мы все по-разному думаем.

Так что же такое добро? Добро – это положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

А что такое зло? (ответы детей). Зло это– плохое, вредное, противоположное добру.

Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать. У зла мало друзей! Добро всегда побеждает зло.

4. Работа в микрогруппах (технология использования игровых методов, обучение в сотрудничестве; информационно-коммуникационные технологии)

Учитель: у разных народов существует много пословиц, поговорок и афоризмов о вечном противостоянии добра и зла. Вы все разделены на микрогруппы. Каждой микрогруппе достанется своя пословица, смысл которой вам нужно будет обсудить друг с другом и рассказать его другим ребятам. Но для начала я вам зачитаю небольшую памятку, как работать в микрогруппе:

Команда – это значит вместе,

Команда – все за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Команда нас объединяет

Не испугаемся преград,

Здесь каждый свое дело знает,

Работает на результат.

А если возникают споры,

Они решаются тотчас,

И никакие разговоры

Не отвлекут от дела нас.

В своей команде нам уютно

Мы оказались в ней не вдруг,

Когда кому-то станет трудно,

Свое плечо подставит друг.

Девиз сегодняшнего урока:

«Вместе не трудно,

вместе не тесно,

вместе легко

и всегда интересно!»

Учитель: как только ваша группа будет готова ответить, вы должны поднять руки, взявшись друг за друга. Итак, приступаем к работе (раздаются карточки с пословицами). (Прием установление причин и выяснение взаимосвязей)

Кто за худым пойдет, тот добра не найдет.

Лихо помнится, а добро век не забудется.

Час в добре побудешь - все горе позабудешь.

Добро помни, а зло забывай.

Доброго держись, а от худого удались.

Никакое худо до добра не доводит.

5. Игра «Добрый, злой» (информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, технология использования игровых методов)

Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые персонажи. Сейчас мы немного поиграем. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно встаёте и хлопаете в ладоши, если злой - садитесь и закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики.

Учитель: А на какого персонажа вы хотели бы быть похожими? Почему? (Ответы детей).

6. Работа в микрогруппах (обучение в сотрудничестве; информационно-коммуникационные технологии)

Распределите слова в таблицу. В первый столбик поместите слова, относящиеся к понятию «добро», во вторую - к понятию «зло"». (Прием установления причин и выяснение взаимосвязей; прием классификации)

Слова: обман, помощь, умение говорить правду, хвастовство, ложь, трудолюбие, хвастливость, жестокость, скромность, трусость, зависть, жадность, честность, болтливость, правдивость, хитрость. Также приведите свои примеры. По готовности поднимите руки.

Практическая раб ота

Учитель: представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко – доброта. Ведь доброта очень нужна вам и близким вам людям, друзьям и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Поэтому мы сейчас будем создавать именно такое солнышко. Для этого нам понадобится: цветная бумага, гофрированная бумага, диски, линейка, простой карандаш, фломастеры, клей «Титан», ПВА.

Правила безопасности:

1. К работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями допускаются подростки, изучившие правила по технике безопасности и правила пользования электроустановками.

2. На занятиях выполнять только порученную педагогом работу.

3. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности инструментов и приспособлений. Обо всех неисправностях необходимо сообщать педагогу и не приступать к работе до устранения этих нарушений.

4. Замену инструментов и приспособлений производит педагог.

5. Во время работы оборудования не допускается его чистка, смазка и ремонт.

6. Хранить ручной инструмент в сумках или специальных ящиках, где отведено место каждому инструменту.

Пошаговое выполнение:

– с помощью линейки делаем разметку на цветной бумаге. Нужно 20 полосок, по 5 разных цветов. Кладем её горизонтально. Ширина полоски 1см;

– разрезаем по линии разметки на полоски;

– смазываем край диска клеем и приклеиваем полоски по кругу;

– складываем полоски пополам и снова приклеиваем к диску. Сверху на полоски клеим второй диск;

– на жёлтой бумаге рисуем круг, используя диск; вырезаем его;

– рисуем лицо нашему солнышку и приклеиваем на диск.

Учитель: посмотрите, какие великолепные солнышки добра у нас получились. Каждый из вас может подарить его своему другу, родным, близким. Таким образом, вы поделитесь частичкой добра. А можете оставить солнце себе и хранить эту поделку, как напоминание о доброте.

5. Итог урока. Рефлексия (Прием обобщения)

Давайте вспомним, что же такое добро? Что вы узнали нового на нашем мероприятии? У каждого из вас на столах лежат карточки – смайлы. Вы должны поднять один из них. Каждый цвет обозначает ваше состояние: желтый, как наше солнце – все понравилось; зеленый – было интересно, но что тоне понравилось; красный – час общения совсем не понравился.

Вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро - это здорово!

Спасибо за активную работу.

Разные формы воспитательных мероприятий направлены на совместную деятельность между членами классного коллектива, родителями, воспитанниками. Рассмотрим особенности и классификацию воспитательной деятельности, а также приведем вариант программы, предназначенной для работы с классным коллективом.

Составные части

Воспитательное мероприятие предполагает несколько структурных единиц:

  • постановку целей, задач;
  • выбор участников;
  • подбор средств и методов;
  • непосредственную организацию;
  • результат.

Классификация

Мероприятия по воспитательной работе делят по следующим критериям:

  • числу участников;
  • содержанию;
  • степени универсальности.

При продумывании своей деятельности классный руководитель обязательно руководствуется подобным делением.

Воспитательные мероприятия в классе могут быть фронтальными, парными, групповыми, индивидуальными. По своему содержанию выделяют следующие виды классных часов:

  • трудовые;
  • валеологические;
  • художественные;
  • социальные;
  • фронтальные;
  • досуговые.

Воспитательные мероприятия в школе являются добровольными, необязательными, принимать в них участие могут все желающие школьники.

Среди групповых видов можно отметить конференции, собрания, линейки, дежурство по школе, смотры, общественно-полезный труд.

Индивидуальное воспитательное мероприятие требует от педагога тщательной подготовки. Ее примером может стать подготовка к олимпиаде, творческому или интеллектуальному конкурсу.

Этапы работы

Воспитательное мероприятие в начальной школе начинается с подбора формы работы, постановки цели, содержания. В процессе такой деятельности педагог учитывает индивидуальные особенности каждого школьника. Важно продумать также место для проведения задуманного праздника, выбрать число участников, подобрать разнообразные вспомогательные средства.

Программа работы с классным коллективом

Любое воспитательное мероприятие проводится в рамках специальной программы, разработанной классным руководителем.

Все попытки классного руководителя создать конкретную программу, позволяющую выявить талантливых и одаренных детей, должны начинаться с вопроса о том, что же представляет собой такой термин.

Для раннего выявления одаренности, своевременной помощи и поддержки таким детям может служить воспитательное мероприятие, организованное в классе, школе. Новые федеральные стандарты направлены именно на создание для каждого ученика.

Классный руководитель выступает в качестве наставника, который не навязывает своей точки зрения воспитаннику, а лишь направляет его на пути самопознания и саморазвития.

Любая разработка воспитательного мероприятия - ответственное занятие, требующее от педагога концентрации внимания, выбора специальных методик, подбора приемов и методов работы.

Для своевременного выявления индивидуальности ребят, учитель ведет серьезную и целенаправленную работу, используя специальную программу.

В ней четко указаны цели воспитательных мероприятий, сроки их проведения. Среди творческих мероприятий, которые уместны в работе с классным коллективом, можно выделить:

  • тематические вечера;
  • творческие викторины;
  • походы;
  • игры;
  • встречи с интересными людьми.

Формирование гражданственности

Основной акцент в своей деятельности классный руководитель уделяет патриотическому воспитанию. Для этого в план работы вносят мероприятия, связанные с формированием уважительного отношения к историческому и культурному наследию родного края.

Например, воспитательное мероприятие в начальной школе, касающееся формирования гражданственности, может быть связано с изготовлением поздравительных открыток ветеранам. Все дети талантливы, а задачей классного руководителя является их своевременная помощь и поддержка.

Основные аспекты воспитательной работы

Ведущей идеей в деятельности классного руководителя является работа «от сердца к сердцу». Проведение воспитательного мероприятия любой формы, вида, должно сопровождаться тщательной предварительной подготовкой. Воспитание является процессом целенаправленного управления развитием личности. Он базируется на эффективном взаимодействии воспитанников и педагога, направлен на самосовершенствование, саморазвитие. Воспитание по праву можно считать искусством прикосновения к ребенку. Его целью является создание оптимальных условий для всестороннего развития личности, формирование в нем видения своего будущего (социализацию).

Основные принципы воспитания:

  • природосообразность;
  • целостность педагогического процесса;
  • гуманизм;
  • взаимодействие семьи, школы, общества;
  • творчество;
  • культуросообразность;
  • сотрудничество;
  • индивидуализация;
  • ответственность, взаимовыручка, взаимопомощь.

Педагог должен принимать ребенка таким, какой он есть. Для успешного воспитания со стороны учителя не должно быть давления на личность школьника.

Мероприятие экологической направленности «Путешествие в Экогород»

Предлагаем план воспитательного мероприятия, направленного на формировании в подрастающем поколении бережного отношения к природе. Сначала ребятам предлагается игра по станциям «Путешествие в лесную сказку», затем кукольный спектакль «Колобок ищет Экогород». Далее подводятся итоги, награждаются победители и активные участники экологического праздника.

Для проведения игры потребуются:

  • по числу групп (классов), участвующих в игре;
  • наградные материалы;
  • таблички с наименованиями станций;
  • для спектакля нужны записи природных звуков, мусор;
  • костюмы: гусеницы-бабочки, колобка, зайца, волка, лисы, медведя;
  • два мяча;
  • компьютер.

Игра по станциям «Путешествие в лесную сказку»

Ребята, получив маршрутные листы, начинают передвижение по сказочному лесу. На каждой остановке им предлагаются интересные задания.

Станция «Загадки леса». Здесь команде предстоит отгадать разные звуки, которые можно услышать в лесу.

Видели ли вы, как плачут весной деревья? Как по стволам стекают прозрачные "слезы", а иногда бегут ручейки, если чья-то рука жестоко ранит ствол.

О каком дереве идет разговор? Почему они плачут? (движение сока у берез во время порезов их людьми).

Еще не успел растаять снег, а на солнечных лужайках уже появляются желтые цветы с необычными чешуйчатыми стебельками. Как только растение отцветет, ветерок уносит его легкие семена с пушистыми зонтиками. Что это за удивительное растение? (Мать-и-мачеха).

Ребята должны отгадать зверя, о котором рассказывает педагог.

Охотится этот зверь в основном на мышей. Часто из-за своего шикарного меха он становится добычей охотников. Он отлично знаком вам по русским народным сказкам. Кто этот хищник? (Лиса).

Учитель предлагает школьникам отгадать несколько загадок:

Это растение свое название получило за цвет ягод, которые очень полезны. Растет оно двести лет в еловых и сосновых лесах. (Черника).

Две сестрички летом зелены. Одна к осени краснеет, а другая чернеет. (Смородина).

С виду данные звери очень похожи. У них небольшая мордочка, длинные ушки и задние лапы, короткий хвостик. Тело покрыто пушистой шерстью. Своих детенышей они кормят молоком. Питаются эти пушистые зверьки травой, а также молодыми ве-тками. О каких зверях идет речь? К каким их можно отнести группам животных? (Заяц, кролик).

О какой птице идет речь? Небольшая, на голове у нее есть черная шапочка, а на грудке - черный галстук. Спинка серая, хвостик и крылышки коричневые, белое брюшко. Длинный темный хвост всегда покачивается, будто птица испугалась чего-то. О какой птице идет речь? (Трясогузка)

На станции «Почемучка» ребятам предлагаются интересные и необычные вопросы.

Почему крапива жжет? (В прожилках ее листьев есть муравьиная кислота. При прикосновении к листу, волосок ломается, он царапает кожу, туда попадает кислота.)

Почему у березы клейкие молодые листочки? (Смолистые соединения защищают листочки от заморозков).

Почему нельзя кричать в лесу, включать музыку, разжигать костры? (Сильный шум, запах дыма могут напугать лесных обитателей, поэтому птицы бросают свои гнезда, гибнет потомство).

Птенцов, вылетевших из гнезда, именуют слетками. Почему их нельзя уносить домой? (Птицы учат детенышей искать пищу, защи-щаться от потенциальных врагов, дома этому трудно научить птенцов, потом они будут беспомощными);

Почему лишайники растут не везде? (Лишайники растут только там, где есть чистый воздух).

Почему нельзя собирать чернику веточками? (Кустарники черники могут жить до 300 лет, поэтому их надо беречь).

Почему нельзя рвать большие букеты цветов? (Сорванные цветы никогда не дадут семян, и на следующий год станет меньше цветов).

Станция «Дупло совы». Вы знаете о том, что совы - это ночные птицы. Они в это время охотятся, а днем отсыпаются в дуплах. Дети рассаживаются на стульях парами, как только учитель говорит «ночь», все вылетают на охоту, а при слове «день» возвращаются обратно на свои места. Далее убирается один стул, так как человек «срубил» дерево, совам стало негде прятаться. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна пара «сов», которые и будут считаться победителями.

  • как называется лес, в котором есть только ели;
  • из какого дерева производят спички;
  • древесину какого дерева берут для создания бумаги;
  • вы увидели гнездо птицы, как его сохранить;
  • кому нужны дуплистые деревья;
  • какова польза от муравьев;
  • как нужно охранять муравейники;
  • какой зверь всегда строит себе дом с бассейном;
  • какой вид охоты всегда разрешен в лесу.

Станция «Знатоки леса». Педагог предлагает игру с мячом. Вся команда встает в круг. Учитель говорит: "Я предлагаю вам игру с мячиком. Встаньте в круг". Учитель бросает мяч, называет лесное растение либо животное. Потом мяч передается другому игроку. Тот, кто не дает ответа, выходит из игры.

Анализ воспитательного мероприятия предполагает самооценку действий учителем. Он анализирует, насколько полно ему удалось реализовать поставленные задачи, донести до каждого ребенка необходимость бережного отношения к природе, ее богатствам.

Также в анализ воспитательного мероприятия включают все педагогические методы и приемы, используемые учителем при подготовке мероприятия.

Спектакль «Колобок ищет Экогород»

Ведущий. Добрый день, дорогие любители природы! Сегодня я хочу рассказать сказку, но не простую, а экологическую. И на-зывается она «Колобок ищет Экогород». Слышите? Это герой нашей истории поет свою песенку.

Колобок. Километрами дорог я шел, не уставая,

Я веселый Колобок, песенку я напеваю.

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.

Ля, ля, ля.

Ведущий. Это Колобок катился и прикатился в лес, на полянку, наполненную солнечным светом. Вдруг на зеленом листе Колобок увидел небольшую Гусеницу.

Колобок. Ой, ты кто?

Гусеница. Я - Гусеница. А куда ты путь держишь, Колобок?

Колобок. Не знаю, качусь, куда глаза глядят.

Гусеница. Просто так двигаться, куда глаза глядят - ума не надо много. Вот бабушка моя говорила, что, когда она высоко летала над землей, она видела все то, что есть на планете. И она сказала, что на земле лучшим городом считают Экогород. Я с тех пор и мечтаю его увидеть. Может, ты сумеешь его отыскать?

Колобок. Я?! Ну, я попробую попасть этот удивительный город.

Ведущий. Колобок попрощался с Гусеницей и направился искать Экогород.

Катился Колобок по лесу, встретился ему Заяц. За бок держится, кряхтит, прихрамывает.

Колобок. Что с тобой, косой дружок?

Заяц. Это я косой? Косой тот, кто со мной вчера злую шутку сыграл. Отдыхаю я под кустом, вдруг меня кто-то по голове ударил. Вскочил, гляжу по сторо-нам, не понимаю ничего. Вижу, на поляне пустыми бутылками "стреляют" отдыхающие люди по кустам. Отдохнули, а после себя кучу мусора оставили. Любой зверь ими пораниться может. Кто нам теперь поможет?

Колобок. Я могу помочь! Вот найду Экогород и расскажу, как туда добраться. Ведущий. И покатился дальше Колобок. По дороге он встретил волка, который за живот держится.

Волк. Ох-ох-ох!

Колобок. Что с тобой, серый волк? Почему глаза у тебя грустные?

Волк. Съел я барашка, вот живот и болит. Видно, он «химией» питался.

Колобок. Как так?

Волк. Да растения, которые ел барашек, разными гербицидами обработали. Пойду искать лечебные травки.

Ведущий. Шел Колобок, шел, а вот никакого Экогорода так и не увидел. Кругом грязь и мусор, разруха и хаос. Ребята, давайте вместе уберем мусор, сделаем наш город лучше и чище.

В заключение

Воспитательная работа является важным аспектом в деятельности современного классного руководителя. Педагог составляет план мероприятий, учитывая индивидуальные и возрастные особенности школьников.

Вовлечение ребят во внеурочную деятельность позволяет педагогу формировать в подрастающем поколении стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.

Методическая разработка на тему «Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности»

Выполнили: Уразгильдина И.Н., Якимова О.П.- учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 36» г. Чебоксары

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Основная педагогическая цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

формирование основ российской гражданской идентичности;

воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

формирование патриотизма и гражданской солидарности;

укрепление доверия к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

формирование отношения к семье как основе российского общества;

формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Реализация работы по духовно-нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла. Занятия в начальной школе открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей ребёнка. Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности:
- чтение, рисование, художественный труд; - слушание музыки и размышления о ней, сольное и хоровое пение;

Комплекса занятий во внеурочное время.

В нашей школе во внеурочной деятельности используется программа по духовно- нравственному воспитанию «Час нравственности».

Цель программы «Час нравственности» : гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Задачи программы:

Помочь ребенку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти свое место в нём.

Подготовить младшего школьника к вхождению в социум.

Сформировать у младшего школьника осознанное волевое поведение.

Пробудить самостоятельное логическое мышление.

Развить общую культуру ребенка.

Основные способы и формы работы с детьми.

Среди форм, используемых в рамках курса используется доверительная беседа, обсуждение проблемы, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование отношений между детьми в деловой и сюжетно-ролевой играх, экскурсии, наблюдения, обмен впечатлениями, тестирование. Стержнем всех занятий является деятельность самих учащихся, самостоятельные умозаключения. Учитель только координирует поиск решения проблемы, следуя общепедагогическим принципам доступности, научности, связи с жизнью, сознательности.

Ожидаемые результаты.

На занятиях данной программы, которые тесно переплетаются с уроками литературы, русского языка, окружающего мира и даже математики, младшие школьники узнают такие нравственные понятия, как совесть, справедливость, добро и зло, честность, ответственность, порядочность, тактичность, жадность, щедрость и многие другие.

Младшие школьники учатся находить причины возникновения конфликтной ситуации и пути ее решения, начиная с самой мелкой ссоры в классе, семейной ссоры до разногласий между различными слоями общества и войн между государствами.

В ходе занятий дети учатся сопереживать, не быть равнодушными, они остро реагируют на возникшие в мире конфликтные ситуации

Регулятивные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные : Выпускник научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

К концу IV класса - это творческая личность, которой присуще стремление к постоянному обогащению внутреннего мира; умение проявлять терпимость, умение уживаться с другими людьми; с потребностью в охране и защите своего здоровья и всего живого; владеющей коммуникативными способностями и развитым чувством патриотизма.


Учебно-тематический план

1 класс

п/п


2 класс

п/п


3 класс

п/п

4 класс

п/п

Мы, учителя МБОУ «СОШ № 36» г. Чебоксары Уразгильдина И.Н. и Якимова О.П., работаем в 1-ых классах данной школы. В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать : 1. Отличие понятий «этика» и «этикет». 2. Правила вежливости и красивых манер. 3. Заповеди и соответствующие притчи. Уметь : 1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими. 2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах. 3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими. 4. Быть доброжелательными. 5. Соблюдать заповеди. 6. Сострадать животным, не обижать их. 7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома. 8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради. 9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию. Предлагаем вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия «Мир добрых дел».

Мир добрых дел.

Цели занятия : на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло», воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, воспитывать способность к совершению добрых дел во благо других людей, формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД, учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, способствовать эмоционально-эстетическому, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Регулятивные универсальные учебные действия направлены на

планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действия, операций, действий по плану; контролю процесса и результатов деятельности детей. К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся: вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение задавать вопросы, слушать и отвечать на них, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания. Оборудование: картинки к уроку, интерактивная доска, музыкальное сопровождение.

Ход урока: 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. - Дорогие ребята меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Звучит песня «Дорогою добра». Ребята встают около своих рабочих мест и подпевают. -О чем эта песня, ребята? 2.Актуализация знаний. -Доброта! Какое древнее слово! Уже много лет люди спорят о том, нужна она или нет? Полезна она или вредна? Люди спорят, люди страдают, от того, что доброты в их жизни не хватает! - Скажите, что по-вашему означает слово Доброта? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?
Выслушиваются ответы детей.
- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты. - Ребята, представим,что к нам на урок пришел ДОКТОР добрых наук. Он делает злых людей добрыми, а добрых еще добрее! Вот он хочет у вас узнать, где живет доброта? (ответы детей) Сейчас послушаем ученика, может он нам об этом расскажет? (Учение читает стихотворение наизусть) В доме добрыми делами занята Тихо ходит по квартире доброта. Утро доброе у нас, Добрый день и добрый час, Добрый вечер, ночь добра, Было доброе вчера. И откуда, спросишь ты, в доме столько доброты? -Так, где же мы найдем доброту? (ответы детей) - Прежде всего, в наших сердцах, делах, поступках и наших словах! Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому ДОКТОР добрых наук приглашает нас в город вежливости. Разминка
- Растает даже ледяная глыба.От слова теплого….(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый.Говорит, встречаясь…. (здравствуйте) Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании.На прощанье говорят …(до свидания)
- Давайте будем заботиться о своем мире, не позволять ему зарастать сорняками, а будем наполнять его солнечным светом, добрыми словами и делами. 3.Построение проекта

Давайте и мы вместе с нашим ДОКТОРОМ сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Составим картину.

На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленный из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая картина.

- Как назовем эту картину? (« Как прекрасен этот мир », « Добро победило зло »).

- А каких сказочных героев мы пригласим в наш добрый мир?

Игра: «Добрый - злой».

Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.

(Иван–царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси–Лебеди, Баба–Яга, Золушка, Морозко, Мальвина,)

4.Реализация построенного проекта.

- Как вы думаете, ребята, чего на земле все-таки больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать слова, которые на доске? В первый столбик будем класть слова «зло», а во второй «доброта».

(Зависть, жадность, вежливость, ласковый, война, ложь, мир, грубость, правда, красота, радость, счастье, взаимопонимание и т.д.)

- В каком столбике больше слов? Вот видите, ребята, как можно победить зло.

Так и в жизни: капелька добра, сливаясь, превращается в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек после себя оставляет добрый след.

Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.

5.Закрепление. - Определите, добро или зло произошло в одном из рассказов В. Сухомлинского. Чтение рассказа учителем: «Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации росли вот такие цветы и острые-острые колючки. А над акацией летает яркая бабочка. - Ой, как ей страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет? Зоя подошла к акации и сломала одну колючку, затем еще одну, и еще одну. Мама увидела и спрашивает: «Что же ты делаешь, Зоя? Зачем ты колючки ломаешь?» - А чтобы бабочка не укололась,- ответила Зоя.»
- Как вы оцениваете поступок Зои? - Подумайте, добро или зло принесла Зоя акации? Бабочке? - Как бы вы поступили в таком случае? - Какие добрые дела может сделать человек? Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. Научитесь от всего сердца дарить добро, не ожидая выгоды или ответа взамен. Если вы научитесь дарить добро - вы богатый человек! 6.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

-Что больше всего запомнилось вам сегодня на уроке? Чему вы научились сегодня? А где нам пригодятся эти знания? Как мы теперь будем поступать в подобных случаях? Я хочу вам подарить солнышко. Это солнышко – доброта. Она нужна и вам, и вашим мамам и папам, вашим бабушкам и дедушкам, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел, которые сделают нашу планету Земля еще прекрасней. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово! Давайте поблагодарим друг друга за прекрасный урок! Дети встают и говорят «БЛАГОДАРИМ!».


Список литературы

    «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя» (А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.): под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - М.: Просвещение, 2011. 25 с. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

Приложение

Задания к урокам доброты (1 класс)

1. Выбери нужные ответы и подчеркни его. Доброжелательность - это: доброе отношение к окружающим, желание им помочь; желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу; желание и стремление оказать помощь любому человеку; умение ничего не делать; нежелание быть добрым. 2. Закончи предложение. Доброжелательный человека всегда __ . Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________ . 3. Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим. Назови сказку. Назови добрых героев. Назови недобрых, Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми. Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка». Фея - добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал. Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение) _______________ Сделай рисунки к сказкам. 4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому. 5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев. 6. Вычеркни лишнее: желать добра сочувствовать сопереживать воровать 7. Вставь в клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный. 8. Придумай маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своѐ красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д. 9. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новодмитриевская начальная школа»

Сценарий внеклассного мероприятия

«День Доброты»

подготовила

учитель начальных классов

Сальникова Татьяна Николаевна

С. Новая Дмитриевка

Внеклассное мероприятие по духовно – нравственному воспитанию для учащихся начальной школы на тему «День Доброты»

Цели: воспитывать духовно - нравственные качества личности ребенка;

    расширение кругозора;

    способствовать формированию у детей доброты и милосердия, расширить знания о их роли в жизни каждого человека;

    воспитывать чувство доброты, чуткости, сострадания, доброжелательности; навыки культуры общения.

Оборудование : мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение, листочки со словами: цвет, слово, чувство, сказочный герой, поступок; памятка со словами Ш.А.Амонашвили.

Ход мероприятия.

    Организационный момент.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! День у нас сегодня совсем необычный! День, наполненный добротой, нежностью и лаской, потому что у нас День Доброты! Очень доброй традицией для многих стран стало ежегодное празднование 13 ноября Всемирного дня Доброты. Впервые День Доброты прошел в нашей стране в 2009 году – тогда в Москве на Манежной площади состоялся флешмоб, в котором приняли участие все желающие. Пришедшие на площадь ровно в 11-00 часов взялись за руки, образовав большой круг, в центре которого оказался Глобус Часов Мира.(Показ слайда) - Давайте тоже начнём наше мероприятие с доброго флешмоба. (Под песню «Что такое доброта?» Группа «Барбарики». Дети повторяют движения за учителем).

    Работа с понятием. «Что такое доброта?»

Доброта…. Что означает это слово? (высказывание детей)

Это все хорошее, доброе, красивое.

- «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Сергей Ожегов дал такое определение этому слову и отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный.

Какого человека можно назвать добрым? (высказывание детей)

Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных, который готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми.

Конечно, доброта, милосердие, радость переживание за других людей создают основу человеческого счастья.

    Памятники Доброты.

Учитель: Ребята, а теперь я хочу вам немного рассказать о том, какие существуют в нашем мире памятники Доброты. (Показ на слайдах).

- Известный современный скульптор и художник Григорий Потоцкий решил сказать людям: «Будьте добрыми!» И создал символ доброты, установленный им в разных странах. Памятник "Одуванчик" был открыт 20 октября 2007г. в Таллине. Это символ Доброты, Любви, Дружбы, Единения. Это нежный бронзовый цветок, шапочка которого составлена из множества раскрытых детских ладошек.

- 17 февраля 2010 года в Нескучном саду, на Андреевском мосту в Москве открыли памятник доброте. Ее символом организаторы выбрали одуванчик. Памятник окружают скамейки с выгравированными надписями "счастье", "любовь", "радость", "мечта".

- 4 февраля 2009 года в Пензе был торжественно открыт памятник «Добрый ангел мира». Памятник «Добрый ангел мира» предназначен для охраны города, он олицетворяет собой защиту, доброту и любовь.

В Одессе на улице Торговый есть дом с чудесной табличкой «Мир спасет доброта!». Есть еще много памятников Преданности, Верности, Дружбе.

    Загадки о доброте.

Учитель: Какое слово согревает в самый лютый мороз? (доброе).

Не нужно хвалиться серебром, а чем нужно хвалиться… (добром).

Когда жалеешь добра, что нужно делать? (добро).

Какие слова дороже богатств? (добрые).

Какое дело скрытности не любит? (доброе).

Жизнь дана на какие дела? (добрые).

  1. Сказка - притча для детей "Труба доброты".

Два друга много работали и много доброго сделали за свою жизнь. Когда они попали на Небеса, к ним подлетел ангел и сказал:
- Ваше добро отворило перед вами двери в чертоги рая. Господь поручил мне одному из вас вручить трубу доброты. Музыка этой трубы будет попадать в сердца людей, живущих на земле, и рассказывать им о доброте.
Обрадовались друзья и переглянулись. Кому же из них достанется труба.
- Я всегда по-доброму относился к своим родителям, детям и жене. Я часто помогал соседям без всякой платы и давал деньги беднякам, - сказал один.
- Мой друг не раз выручал меня, - подтвердил его товарищ. – Слава Богу, мне повезло встретить в жизни множество добрых людей. Моя мать была ангелом доброты, я просто обязан был хотя бы частицу этого добра вернуть людям.
Ангел жестом остановил его и вручил ему огромную сияющую трубу.
- Почему вы решили вручить трубу моему товарищу? – обиженно спросил первый друг. Я был богаче и больше помогал людям.
- Уподобляйся трубе, когда говоришь о добре, полученном от другого. Будь подобен могиле, когда говоришь о добре, оказанном тобою, - ответил ангел.

Вопросы и задания по притче - сказке:

Почему люди чаще рассказывают о своих добрых делах, чем о делах других людей?
- Как научиться делать добрые дела и никому не хвалиться о том, что вы сделали?
- Нарисуйте трубу доброты. (Дети рисуют)
- Расскажите о самом добром человеке в вашей жизни и его добрых поступках.

    По дорогам сказок.

А теперь давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Вам нужно догадаться, о ком идёт речь.

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из «Цветик- семицветик» Катаева)

5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах).

6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни. (Тотошка).

Чем же отличаются эти сказочные хорошему делу, мешают злому.

А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?

7 . Поиграем в «Ассоциации» . Перед вами на листочках слова:

Сказочный герой

Поступок

Напишите, какой цвет, слово, чувство, сказочный герой, поступок у вас ассоциируется с добротой.

    Правила доброты.

Учитель: А сейчас давайте назовём правила доброты, которые должны выполнять все люди и тогда на земле будет всегда мир, радость и ласковое солнышко.

1. Будь приветлив, вежлив.

2. Будь внимателен к людям.

3. Делай добрые дела.

4. Не отвечай злом на зло.

5. Помогай слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.

6. Прощай ошибки других.

7. Не жадничай.

8. Не завидуй.

9. Жалей других.

9. Итог классного часа.

Делать добро – совсем несложно. Ещё раз скажем, что творить добрые дела – невероятно просто, добро не измеряется деньгами, порой – не требует много времени и сил, главное – начать. Даже просто добрая улыбка незнакомому человеку – уже способна творить чудеса, в том числе и для самого человека, кто это Добро делает. Ведь помимо того, что добрые дела повышают всем настроение, они ещё и как нельзя лучше влияют на самочувствие, повышают жизненный тонус. Ведь это так просто – улыбнитесь прохожему, обнимите родителей или друга, подарите цветы, позвоните друзьям и скажите им какие они замечательные, переведите через дорогу бабушку, смастерите и повесьте на улице кормушку для птиц, накормите бездомного котёнка или щенка. И этот список можно продолжать долго. Ежегодно 17 февраля в мире отмечается День спонтанного проявления доброты.

Добрым быть совсем непросто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

В конце нашего классного часа Доброты хочу вам зачитать замечательные слова известного педагога Шалвы Александровича Амонашвили:

    Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его – Твори добро.

    Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его – Твори добро

    Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его – Твори добро

    Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом – Твори добро

    Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,

    Ибо никто не властен над твоим Добром.

(Памятку со словами Ш.А.Амонашвили получает каждый ученик)


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди