20.06.2019

Мероприятия с подростками группы риска. Программа «Дети группы риска


Актуальность.

В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Специфический способ преобразования социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним получил название девиантного поведения, которое характеризуется использованием собственных приемов самовыражения.

Часто подростки, с которыми мы работаем, напоминают слепых котят, живущих на ощупь. Основная задача при работе с подростками, имеющими эмоционально-поведенческие нарушения, -- это содействие их адаптации в окружающем мире, подведение к осознанию зеркальности мира и выбора безопасных моделей взаимодействия с ним.

  • Гармонизация эмоциональной сферы подростков;
  • Реабилитация "Я": идентификация с положительными образами, формирование адекватной самооценки;
  • Переориентация поведения.

При проведении тренинговых занятий на педагога-психолога возлагаются следующие функции:

  • Создание безопасной среды.
  • Структурирование хода занятий.
  • Сбор и интерпретация информации.
  • Развертывание групповой дискуссии.
  • Убеждение и переубеждение.
  • Побуждение к активности.

Тема занятия

1 Игры с историями. Содействие переориентации поведения. Содействие формированию адаптивного поведения.

Развитие навыков рефлексии.

1
2 Мое состояние. Актуализация, проживание и трансформация различных эмоциональных состояний. Актуализация и проживание упрямства. 1
3 Эмоциональная тропинка. Демонстрация значимости эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение. 1
4 Пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что. Актуализация и осознание личностных ресурсов. Позитивизация образа "Я".

Развитие навыков рефлексии.

1

При составлении программы использовалась литература:

"Я - подросток" психологический тренинг, А.В. Микляева;

"Игры в тигры" сборник игр с агрессивными детьми и подростками, Н.А. Сакович.

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 1.

"Игры с историями".

"Недобрые" зачины.

Цель : содействие переориентации поведения. Содействие формированию адаптивного поведения.

Материалы: карточки с "недобрыми" зачинами, "добрые" и "злые" истории.

Ход работы

Правила работы в группе.

Ведущий предлагает подросткам карточки, на которых написаны "недобрые" зачины. Зачин - это начало истории или сказки. "Недобрый" зачин - это не очень хорошее начало, начало, в котором есть зло, обида, агрессия и другие недобрые чувства. Продолжение может быть разным.

Каждый берет себе произвольно одну карточку (при необходимости - работа в парах или подгруппах). Задача подростков придумать два варианта продолжения "недоброго" зачина. Один с плохим концом, другой -- с хорошим.

Подростки в паре по очереди зачитывают свой зачин и продолжение к нему.

По согласованию с подростками выбирается один из "недобрых" зачинов. Зачин зачитывается для всей подгруппы. Эта группа делится на две подгруппы, и одна из них получает негативное продолжение, а другая - позитивное. Задача - проиграть свой вариант зачина в любом театральном жанре. 10-15 минут подготовки. Подгруппы по очереди показывают свои варианты.

Обсуждение:

  1. В чем суть "недоброго" зачина?
  2. Менялась ли она в зависимости от хорошего или плохого окончания истории?
  3. Какой вариант продолжения зачина придумывать легче - хороший или плохой?
  4. А может быть "средний" вариант? Приведи пример.
  5. Если рассматривать зачин как начало жизни человека, начало его жизненной истории, как вам кажется, что нужно делать, чтобы получилось позитивное продолжение?

Ведущий рассказывает о том, что мир имеет двойственный характер, есть день и ночь, темное и белое, тепло и холод, жизнь и смерть, добро и зло и т.д. Истории, которые отражают наш мир, так же бывают "добрые" и "злые". У каждого из нас есть возможность переписать любую историю, потому что через человека отражается двойственность мира.

Каждый подросток произвольно получает "добрую" или "злую" историю, которую необходимо полярно заменить. Все добрые герои должны стать злыми, все хорошие поступки должны стать плохими, и наоборот.

Группа делится на пары, и внутри пар каждый по очереди рассказывает переписанную историю.

Обсуждение:

  1. Может ли мир быть только добрым или только злым?
  2. Что нам дает двойственность мира?
  3. Что происходит с историей (сказкой, мифом), если она теряет двойственность и становиться только злой или только доброй?
  4. Если рассматривать сюжет как историю жизни человека, она может быть только злой или только доброй?
  5. Что необходимо сделать, чтобы изменить свою историю, если она приобретает злой характер?
  6. Есть ли люди, обладающие только добрыми чертами характера или только злыми?
  7. Как вам кажется, что такое внутренняя двойственность? Может ли внешне добрый человек переживать сильную агрессию и злость внутри и наоборот?

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 2.

"Мое состояние".

ЦЕЛЬ: актуализация, проживание и трансформация различных эмоциональных состояний; актуализация и проживание упрямства.

Материалы: магнитофон, музыкальные композиции, музыкальные инструменты.

Ход работы

Эксперимент.

Ведущий предлагает провести эксперимент.

Сейчас мы все вместе вспомним какое-нибудь состояние. Кто хочет еще раз прожить свое состояние?

Один из подростков рассказывает о своем состоянии. Желающие его показывают. Затем ведущий предлагает подростку-зрителю принять участие в пластикодраме своего состояния.:

Сейчас ты можешь сделать что-то, чтобы изменить свое состояние. Ты можешь взаимодействовать с ним, менять музыку, вводить новых персонажей, делать что-то еще.

Эксперимент при наличии небольшого количества участников проводится со всеми. После окончания, состояние изменено или дополнено, проводится обсуждение:

Как изменилось состояние?

Что вы делали, чтобы его изменить?

Если ваши действия по изменению состояния перевести на реальную жизнь, что это за шаги? Что необходимо сделать, чтобы изменить состояние постоянной тревоги (злости, агрессии, страха и т.д.).

Ведущий говорит: "Еще Насредин говорил: "Можно подвести осла к ручью, но не один Шайтан не заставит его напиться!". Иногда мы становимся упрямыми, упираемся, нас сложно сдвинуть с выбранной позиции. Иногда мы сталкиваемся с "ослиной" позицией других и не знаем, что же сделать, чтобы сдвинуть человека с мертвой точки. Предлагаю поиграть с этим состоянием".

Группа делится на пары. По очереди каждый в группе будет то Ослом, то Насреддином. Задача Осла - упираться и не двигаться с места. Задача Насреддина - сдвинуть Осла. Подростки становится друг против друга. Осел, расставив ноги, упирается, заняв удобную позицию. Насреддин всеми возможными способами должен его сдвинуть. По сигналу роли меняются.

Монологи. Подростки в паре договариваются, кто Осел, кто Насреддин. Затем каждый, исходя из своей роли, должен произнести монолог. Содержание монолога каждый определяет сам. Что хотелось бы сказать Ослу, которого пытаются сдвинуть с места? Что хотелось бы сказать Насреддину, затратившему столько сил на упрямого Осла?

Диалоги (на этом этапе ролями можно поменяться).

Между Ослом и Насреддином должен состояться диалог. В процессе этого диалога Осел и Насреддин должны договориться: что может помочь или заставить осла сделать шаг, то есть, что должэен сделать Насреддин, чтобы справиться с упрямством?

Обсуждение.

  1. В каких ситуациях вы проявляете упрямство?
  2. Что чувствует Осел по отношению к Насреддину?
  3. А Насреддин по отношению к Ослу?
  4. Какие шаги необходимо сделать, чтобы сдвинуться с мертвой точки, уйти с "ослиной" позиции?
  5. В каких случаях и в какой ситуации человек ни за что не изменит позиции?

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 3.

"Эмоциональная тропинка"

Цель: создание условий для развития у учащихся способности анализировать свое эмоциональное состояние на различных этапах развития конфликта; демонстрация значимости эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение.

Материалы: картинки для упражнения "Сюжет".

Ход занятия

Мини-лекция "Эмоции".

Упражнение "Алфавит эмоций". Работа в тетради. Нужно написать названия эмоций и чувств в алфавитном порядке:

А - агрессия

Б - безразличие

Г - горе и т.д.

Упражнение "Сюжет". Ребятам показываются набор мимических изображений (два человека в разных эмоциональных состояниях). Учащиеся делятся на пары. Каждая пара придумывает сюжет о неком конфликте между этими людьми, в котором удалось бы связать как минимум шесть картинок. Рассказ иллюстрируется соответствующими картинками. В итоге получается, что в конфликте мы всегда испытываем не одну, а несколько эмоций.

Упражнение "Эмоциональная тропинка".

Ребята работают индивидуально в тетрадях. Им предлагается начертить "эмоциональную тропинку". Первая точка этой тропинки обозначает момент до начала конфликта (все хорошо), последняя - разрешение конфликта (все снова хорошо). Промежуточные точки обозначают различные этапы конфликта.

Нужно проанализировать какой-либо недавно произошедший конфликт. Для описания конфликта подростку необходимо выделить в нем различные этапы, на которых изменялось их эмоциональное состояние. На "Тропинке" изменение эмоциональных состояний обозначается значками и краткими высказываниями, выражающими их суть.

все хорошо

меня все бесит

я обиделся

я пожалел

все опять хорошо

Индивидуальная работа в тетради:

Как изменение эмоций в конфликте повлияло на его завершение?

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 4.

"Пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что"

Цель: актуализация и осознание личностных ресурсов. Позитивизация образа "Я".

Материал: бумага, ручки, карандаши.

Ход работы

Ведущий говорит: "Многие герои отправлялись в путешествие, не зная цели (Федот-стрелец). Так случалось в их жизни, что они попадали во власть других людей и под страхом смерти отправлялись "туда, не знаю куда, принести то, не знаю что". Сегодня мы с вами отправимся в такое путешествие. Каждый из вас представит, что ему необходимо пойти "туда, не знаю куда, принести то, не знаю что". Наше путешествие будет проходить по школе. Задача каждого из вас - вернуться из путешествия с тремя вещами. Это могут быть надписи, которые вы увидели где-то и запомнили или переписали, реальные предметы или что-то, что вы увидели и запомнили. Главное, эти три вещи должны иметь для вас какое-то значение. Время путешествия 10 минут".

Возвращение с путешествия. Подростки садятся в круг. Ведущий предлагает по очереди рассказать о своем путешествии и о том, с чем они пришли.

  1. Что значит "пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что"?
  2. Были ли у вас такие ситуации?
  3. Что вы принесли из своего путешествия? Какое значение имеет для вас каждая вещь?
  4. В чем смысл путешествия без цели?

Придумывание истории (сказки). Психолог предлагает подросткам придумать историю, используя три найденные в путешествии вещи.

Обсуждение:

  1. О чем твоя история?
  2. Какое значение имел каждый предмет в твоей истории?
  3. Какие моменты из твоей реальной жизни отражает придуманная история?

Цель: формирование и развитие установку на самопознание и саморазвитие, развитие личностно-значимых качеств.

Задача:

Осознание того, как тебя видят другие;

Отработка навыков сотрудничества и формирование умения нравиться, сопереживать;

Формирование адекватной самооценки.

Вступительное слово ведущего

Для каждого важно, как его видят и понимают другие. Что в нем хорошего и плохого? Как показать хорошее и что делать с плохим? Сегодня на занятии мы попробуем это выяснить.

Упражнение «Мой друг сказал мне, что я...»

Цель: отработать умение положительной самопрезентации.

Участники садятся в круг, каждый по очереди называет свое имя и говорит фразу, которая начинается со слов: «Мой друг сказал мне, что я...». Высказываются все, начиная с ведущего.

Упражнение «Правила работы в группе»

Цель: вспомнить правила работы в группе. Ведущий предлагает назвать одно правило и объяснить его, при этом правую руку ставит на левое плечо соседа справа.

Правила работы в группе:

Активное участие детей в занятии;

Один говорит - остальные слушают;

Правило поднятой руки;

Конфиденциальность;

Не оценивать друг друга;

Придерживаться принципа «здесь и теперь»;

Уважать мнение друг друга.

Упражнение «Ожидание»

Цель: определить, что участники ожидают от занятия. Участникам раздают небольшие листы бумаги. Психолог просит написать на них, чего именно подростки ожидают от занятия. После этого листы вывешиваются на доске.

Упражнение «Животное»

Цель: определение личностных особенностей каждого участника.

Материалы: листы бумаги А4. Каждому участнику на бумаге предлагают написать имя, не обязательно настоящее. Под именем рисуют животное и называют его. После индивидуальной работы участники по очереди называют свое имя и характеризуют свое животное. Все животные представляются.

Упражнение «Белое и черное»

Цель: развивать умение критически относиться к себе. Участники на листе белой бумаги записывают положительные черты характера, а на черном - отрицательные.

Обсуждение:

Что чувствовали участники при выполнении этого задания?

Какие черты характера было труднее выделить?

Упражнение «Супермаркет»

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Цель: формирование навыков самоанализа, самопознания, углубления знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника. Ведущий рассказывает подросткам, что они находятся в супермаркете, где можно продавать и покупать черты характера. После этого он раздает им по 2 полоски бумаги. Участники на одной полоске записывают черту характера, которую хотели бы продать, а на другой - черту характера, которую хотели бы купить. Далее все участники по очереди зачитывают то, что написали на полосках бумаги, и бросают их в картонную коробку. Тренер перемешивает полоски, не глядя, вытаскивает по 2 полоски и раздает подросткам.

Обсуждение:

Какие черты характера вы вынуждены вытащить?

Можете ли вы принять такие черты характера?

Для чего, по вашему мнению, была это упражнение?

Упражнение «Другое мнение»

Цель: развитие нравственных качеств личности, возможность увидеть себя глазами друзей.

Материалы: листы бумаги А4, список личностных качеств. Дети называют по очереди все времена года и соответственно объединяются в 4 группы. Один участник из каждой группы выходит за дверь. Каждая группа составляет характеристику своего представителя. Дети приглашаются в класс, и представитель группы зачитывает их характеристики. Упражнение заканчивается, когда каждый участник получил характеристику.

Обсуждение:

Что дало вам это упражнение?

С чем вы согласились?

С чем не согласны?

Упражнение «Незаконченное предложение»

Цель: осознание значимости своей роли в формировании социально-психологического климата в группе.

Участники продолжают предложения:

Мне присущи такие черты характера...

Я хотел бы, чтобы в нашем классе все были...

Мне нравятся такие качества в людях...

В будущем я...

Обсуждение:

Трудно было говорить о присущих вам чертах характера?

Что дало эта упражнение?

Упражнение «Результат»

Ведущий спрашивает:

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Изменили отношение друг к другу?

Занятие с элементами тренинга для детей группы риска "Подросток и конфликт"

Место занятия в учебном процессе: внеклассное мероприятие

Форма занятия: занятие с элементами тренинга

Тема мероприятия: «Подросток и конфликты»

Цель: формирование и развитие навыков разрешения конфликтов у подростков в школе, в семье, при общении со сверстниками.

«Все конфликты в мире и в душе человека
проходят через его сердце и возвращаются
к нам осмысленными и понятными.
А то, что понятно, уже не так страшно.».
немецкий психолог, Фромм Э.

Ход занятия

Психолог . Здравствуйте ребята. Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Каждый из вас когда-нибудь ссорился, а если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора. Сегодня мы рассмотрим понятие «конфликт», причины возникновения конфликта, а также основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях, определим свой уровень конфликтности.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию просмотреть мультфильм

Вопросы письменного анализа конфликта:

    Что произошло в данной ситуации

    Где произошёл конфликт?

    С кем?

    Из-за чего?

    Чего добивались оппоненты?

    Чем закончился конфликт?

    Можно ли было избежать конфликта?

Психолог . С точки зрения психологии конфликт – это результат столкновения интересов, взглядов, мнений двух и более людей. Конфликты естественны и неизбежны. А почему же в нашей жизни возникают конфликты?
Это мы с вами попытаемся выяснить с помощью упражнения «Эксперимент».

Упражнение «Эксперимент» : сейчас мы будем выполнять определенные действия с бумагой (салфетка), ваша задача точно следовать инструкции, так, чтобы у всех результат был одинаковый.

    Сгибаем лист пополам.

    Сгибаем еще раз пополам.

    Отрываем верхний правый угол.

    Отрываем нижний правый угол

Что получилось?

Психолог . Получились различные узоры. Возможно, если очень внимательно присмотреться, можно найти похожие «творения», но одинаковых мы не встретим, хотя инструкция звучала для всех одинаково. Так происходит и с людьми, общаясь друг с другом, они воспринимают информацию по разному, что ведет к непониманию друг друга, появляется напряжение в отношениях, а значит, возникает опасность конфликта.

Упражнение «Конфликт или компромисс»

Участникам в парах предлагается решить конфликтные ситуации

Конфликтные ситуации:

    Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возник конфликт.

    На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт.

    Ты любишь слушать громкую музыку, а соседи предпочитают тишину. Возник конфликт.

    На перемене одноклассник пробежал мимо и задел тебя, замарал твой костюм. Возник конфликт.

В конце данного тренинга подростки пожимают друг другу руки - знак удачно завершённых ситуаций

Психолог . Итак, сейчас я предлагаю вам просмотреть ролик « Пути разрешения конфликтов»

Психолог . Психологи выделяют пять стратегий поведения в конфликте:

Конкуренция – ориентация на себя и активностью.
- избегание - пассивность.
- приспособление - ориентация на другого, пассивность.
- компромисс - средний уровень активности и пассивности, ориентация на себя и другого.
- сотрудничество - активность и ориентация на себя и другого.

А как Вы думаете, какой у Вас стиль решения конфликтов? Хотите узнать?

Анкетирование

Инструкция : Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации, для этого выберете один из трех предложенных вариантов ответа и поставьте: цифру 1 если вы так поступаете редко, цифру 2 если от случая к случаю и цифру 3 если часто.

    Угрожаю или дерусь.

    Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.

    Ищу компромисс.

    Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

    Избегаю противника.

    Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

    Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.

    Иду на компромисс.

    Сдаюсь.

    Меняю тему.

    Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.

    Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

    Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.

    Предлагаю мир.

    Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка и интерпретация результатов теста

Посчитайте сумму баллов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.

Интерпретация результатов теста

    А – жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.

    Б – примиренческий стиль. Ориентирован на “сглаживание углов” с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.

    В – компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.

    Г – мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.

    Д – уходящий. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Психолог . В каждом из нас существует некий свин, который постоянно портит нам жизнь. Каждый его хорошо знает, но говорить о нем не желает. Например: Это не я не помыла посуду – это свин, Это не я грублю взрослым и тд… При взаимодействии с окружающими взрослыми и сверстниками некий свин, иногда старается нам помешать. Давайте попробуем его перевоспитать. А сделаем мы это выполнив упражнение.

Упражнение “Раскрась своего свина”

Оборудование: нарисованные на картоне фигурки свинок.

Инструкция: Сейчас я Вам раздам свинок , но эти свинки, только хорошее, что у Вас есть. Каждый человек изначально добр. Поэтому раскрасьте их, так как Вам захочется. И пускай эта Свинка будет вашим амулетом, который будет хранить вас от “ядовитых ягод” и “пеньков”.

Психолог . Что нового и полезного вы сегодня узнали? Можно ли избежать конфликтов? В завершении хотелось бы сказать словами:

Завершить наше мероприятие я бы хотела словами:

Бланк для ответов

Бланк для ответов

Фамилия имя _____________________________________________кл.

Вариант ответа: 1-если так поступаете редко; 2- если от случаю к случаю; 3- если часто.

Памятка «Как выйти из конфликтной ситуации»

    Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

    Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

    В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

    Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

    Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

    Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

    Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

    Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

    Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

    Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

МКОУ «Первомайская СОШ»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

« Дети группы риска »

на 2014 -2016 учебный год

Пояснительная записка

Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей, происходит дистанцирование школы от детей с трудной судьбой. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях, их проблемам стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в образовательных учреждениях.

Три категории детей (дети-инвалиды, дети-сироты, дети «группы риска») характеризуются тем, что их положение законодательно и нормативно регулируется государством, существуют специальные органы и ведомства, которые выявляют таких детей, устанавливают их статус, а также специальные учреждения для них. Однако есть еще одна категория детей «группы риска», к которой обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д. Эта категория детей является «неофициальной», но внимание к ней значительно возросло.

Вот поэтому, уже в течение 5 лет в школе работает психолого-педагогическая служба. Педагогическая деятельность воспитателей ГПД и учителей-предметников отделения направлена на компенсацию недостатков воспитания и образования, коррекцию и педагогическую поддержку обучающихся, консультативно-методическую и просветительскую работу с родителями. Вся работа направлена на преодоление педагогической запущенности и социальной адаптации учащихся.

Цели программы :

1. формирование культуры здорового образа жизни, общей культуры подростков;

2. воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека;

3. создание основы для выбора и освоения профессиональных программ.

Основные направления:

Совершенствование образовательной системы школы в интересах развития каждого ребенка (обеспечение многовариантности образовательных программ, возможности выбора образовательной программы в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка, своевременной диагностики проблем детей);

Организация социальной и медико - психолого-педагогической помощи и поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

Обеспечение реальных мер по защите прав и законных интересов детей.

Основные исполнители:

Администрация МКОУ «Первомайская СОШ»

- педагогический коллектив;

Социальный педагог;

Психолог;

Логопед

Методическое объединение классных руководителей

Инспектор ПДН ОВД «Киясовское»

Совет по профилактике правонарушений.

Ожидаемые результаты:

Снижение уровня безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

Совершенствование гражданско-патриотического воспитания;

Укрепление физического, психологического и духовного здоровья молодого поколения;

Повышение социальной активности и заинтересованности молодых людей;

Сроки реализации Программы:

2014-2016 годы

Особенности работы с обучающимися и семьями «группы риска»

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в нейребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.

Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

Отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет ;

Незнание их интересов и потребностей;

Политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

Усиление влияния псевдокультуры;

Неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

Отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

Чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

Сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;

"эпидемия" разводов;

Потеря эмоциональных контактов с детьми.

Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.

Типы "трудных" семей: I


  1. Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, ; которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье
характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.

2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.

3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.

4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.

5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

Проблемы родителей:

1. Социально-медицинские:

о физические недостатки, патологии самих родителей;

о физические недостатки, патологии ребенка;

о психические растройства одного из родителей;

о алкоголизм, наркомания и т.п. ;

о нарушение санитарно-гигиенических норм питания.

2. Социально-педагогические: о гиперопека ребенка;

о ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей;

о расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;

о языковый барьер (двуязычие).

3. Социально-психологические:

о недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;

о конфликты в семье.

4. Социально-экономические:

о низкий материальный уровень семьи;

о плохие жилищные условия;

о низкая предметная обеспеченность.

5. Социально-юридические:

о незнание своих прав и обязанностей как родителей;

о юридическая некомпетентность.

Этапы работы с семьей:

1. Диагностика проблем семьи.

2. Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.

3. Содействие в получении социальной помощи.

4. Диагностика результатов работы.

Динамика роста количества учащихся школы употребляющих алкогольные напитки

Кроме того, существуют проблемы, решение которых назрело давно, среди них:

Насилие в семье (20% опрошенных учащихся школы считают, что отношения в семье сложные и достаточно напряженные).

Банк «Сироты и опекаемые»

Банк «Дети - инвалиды» *

Банк «Дети - правонарушители»

Банк «Дети «группы риска»:

1. дети с проблемами в развитии;

2. дети, оставшиеся без попечения родителей;

3. дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5. дети с проявлениями социальной и психологической

дезадаптации


Сроки и этапы реализации Программы

Программа будет выполняться в течение двух лет (2012-2014 г.) поэтапно:

I этап (2012-2013 учебный год):

Совершенствование нормативно - правовой базы школы, направленной на защиту прав и поддержку несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

Создание школьного банка данных о различных категориях учащихся школы;

Укрепление материально - технической базы школы, направленной на социально - педагогическую поддержку учащихся;

Организация работы родительского лектория;

Дальнейшее развитие форм ученического самоуправления;

Организация работы школьного инспектора, взаимодействие с КДН;

- организация занятости и досуга несовершеннолетних подростков.

П этап (2013-2014 годы учебный год):

Создание в школе условий и системы дифференцированной помощи семьям и детям, нуждающимся в социальной поддержке;

Подключение родительской общественности для решения проблем по защите прав детей;

Подготовка классных руководителей и воспитателей для работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию,

Контрольная диагностика детей «группы риска». Анализ и оценка работы с точки зрения эффективности, внесение необходимых коррективок;

Создание в школе эффективной системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних обучающихся.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди