03.07.2020

Методика ознакомления дошкольников с часами. Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного взраста. Знакомство с часами. Как научить ребенка определять время по часам и закрепить полученный результат


Советы для родителей.

Как дошкольнику подружиться с математикой.

Часто слышу от родителей сетование на то, что ребёнок не хочет учить цифры, решать задачи, работать в прописях. На что мне всегда хочется задать вопрос, а часто ли маме, например, хочется сшить себе какую-либо вещь или связать что-нибудь? На что, я уверенна, многие скажут, что это ни к чему или не умею, нет времени и тому подобное. То же самое происходит и с ребёнком. У него в дошкольном возрасте очень много своих дел, которые интересны, нужны и важны. А учиться он будет в школе!

И он прав. Ведь ведущая основная деятельность ребёнка-дошкольника, впрочем, как и ребёнка-первоклассника это игра!

Способности к счету, как и умение читать, можно развивать, используя игру или игровые приемы. Каждый малыш хочет научиться писать своё имя, ведь для этого вы не давали ему задания выучить все буквы, вы просто ему напечатали на листке, и ему было это интересно, и он это запомнил уже на всю жизнь. Точно так же подойдите и к вопросу о том, сколько ему лет, а как это выглядит на бумаге? Так, уже с трёх лет ребёнок может легко усвоить цифры в пределах своего возраста, номера дома, квартиры, численности семьи и т.д. Пусть он научится счету, скажем, от единицы до пяти, а затем - до десяти. На это даже не надо выделять никакого специального времени.

Вот вы пошли на прогулку. Одновременно с шагами проговаривайте любую считалочку:

Раз-два, три-четыре, Три-четыре, раз-два, Кто идет? Мы идем. Кто поет? Мы поем.

Посчитайте число ступенек на пролете вашей лестницы.В дальнейшем можно увеличить количество перечисляемых цифр в считалочке, напевая ее на мотив музыкальной гаммы и исполняя ее в ритм собственным шагам. Ребенок должен выучить не только счет от единицы до десяти, но и в обратном порядке - от десяти до единицы. Это можно сделать, когда вы находитесь дома. Скажем, вы убираетесь в комнате, а ребенок считает, сколько сначала стульев вы должны были протереть, а потом - сколько их остается. Обратный счет можно повторять перед тем, как ребенок укладывается спать: учеными замечено, что информация, получаемая человеком непосредственно перед сном, обычно хорошо запоминается. Сейчас тебе пять лет, а когда ты был поменьше, то тебе было… четыре годика, а ещё поменьше – три, два, один.Помогая вам на кухне, посчитайте, сколько кастрюлек стоит на плите, сколько ковшиков висит на стене, и сколько ложек лежит в мойке. Из яблок, картофелин или фасолинок, из которых готовится еда, ребенок может выложить цифры, обозначающие их число. Обратите внимание, на что похожи отдельные цифры: двойка - на лебедя с длинной шеей, пятерка - на перевернутую двойку, а шестерка и девятка - цифры-акробатки. С привычными предметами легко освоить простейшие приемы сложения и вычитания. «Было у нас на столе три кружечки, а пришел папа, и одну кружку добавили. Сколько стало?» «В вазе утром лежало четыре яблока, а теперь осталось одно. Сколько же яблок мы съели?». Хороший тренинг счета - поочередное называние четных и нечетных чисел. Ребенку предлагается игра, в ходе которой он попеременно со старшим должен называть числа «через одно». Упражняться в счете можно даже в процессе игры в конструкторы. Считаем автомобили, фигурки, сортируем и подсчитываем одинаковые детали. Дети очень любят настольные игры, о чём родители часто забывают или не знают, а ведь это очень хороший материал для счёта, где всякий раз надо считать необходимое число ходов.

Так много интересного вокруг .

Окружающие ребёнка предметы и деятельность взрослых могут значительно расширить математические представления. Необходимо только заинтересовать малыша тем, что находится вокруг, и помочь ему увидеть необычное в обыденном, направить внимание на осмысление процесса и результатов действий: измерения, увеличения или уменьшения подсчётов, установления соответствия, определения времени, нахождения маршрута движения и многого другого.

Нужно расширить границы самостоятельности ребёнка, предоставить ему возможность с помощью практических действий подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании протяжённости, численности, тяжести, равенства, изучить свойства предметов, поэкспериментировать.

Ваше внимание должно быть направлено на то, чтобы ребёнок научился преодолевать трудности, не боялся ошибок, стремился рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач. Нередко в семье взрослые не позволяют ребёнку изучать свойства предметов, так как боятся, что он замочит рукава рубашки, испачкает стены или стол, насорит, разобьёт что-то, порежется и т.д. Все опасения обоснованы, однако они не должны стать препятствием для детского экспериментирования.

Иногда вопросы, которые возникают у дошкольника, требуют наблюдения в специально созданных ситуациях. Такое наблюдение помогает изучению свойств предметов, позволяет увидеть изменения, происходящее с ними под нашим воздействием.

Например , с прогулки принесли ослепительно белый снег, самый чистый, какой нашли во дворе. Он лежит на блюдечке и постепенно сереет, темнеет. Через некоторое время превращается в воду, а в ней плавают чёрные крупинки и частички. Вода не такая прозрачная, как предполагалось.

Или другой опыт со снегом. На одно блюдечко положили рыхлый снег, на другое крепкий снежок, на третье - кусок льда. Кладём на стол секундомер и наблюдаем за происходящим, затем объясняем увиденное. Отвечаем на вопрос: почему лёд сохранялся дольше и растаял позднее, чем снег?

Ещё один пример постановки опытов. «Не тяни время», - часто повторяет мама ребёнку. Наконец у маленького философа появляется вопрос: как это - тянуть время? Его можно взять руками и растянуть, как резиновый шарик? Такое явление как субъективность восприятия времени может быть проверено опытным путём.

Опыт 1. Ребёнку предлагается сесть удобно на стульчик и закрыть глаза. Мама включает секундомер. Когда, по мнению ребёнка, пройдёт минута, он должен поднять руку. С помощью секундомера отмечается, сколько времени прошло на самом деле. Мама и ребёнок могут поменяться ролями. По завершении опыта они обмениваются впечатлениями.

Опыт 2. Ребёнку предлагают рассмотреть парные картинки и найти в них отличия. По истечении минуты мама просит ребёнка закончить работу, но не сообщает, сколько времени прошло. Ребёнок высказывает предположение о том, сколько времени прошло, пока он рассматривал картинки.

Необходимо подвести дошкольника к пониманию того, что при занятии интересным делом человек как бы не замечает времени, а при выполнении неинтересной, скучной работы или её отсутствии ему кажется, что время тянется медленно. Делать что-то медленно, тратить попусту время - это и означает «тянуть время».

Можно провести подобные опыты, используя другие задания, выбрав иную продолжительность времени, привлечь к участию в опытах других членов семьи.

Места проведения опытов могут быть самыми традиционными. Например, очень подходит для этого кухня: здесь ребёнка ожидает много интересного (если у мамы есть время и у неё хорошее настроение). Малышу рядом с самым близким человеком очень нравится постигать новое. Разрезали сыр. Какой формы получились кусочки? Треугольные, квадратные, прямоугольные? Можно сравнить квадратные и прямоугольные кусочки сыра и определить, чем они различаются, а чем похожи. Если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, можно подвести его к догадке. (Скажи, сколько сторон у четырёхугольного и у прямоугольного кусочка; одинаковой ли длины стороны? Сколько углов у каждого из этих кусочков?)

Большой интерес вызывает у ребёнка процесс приготовления печенья. При помощи специальных приспособлений тесту можно придать самую разную форму С помощью стаканов (большого и маленького) из теста можно сделать кружочки. Когда печенье будет готово, предложите ребёнку сначала сосчитать, сколько штук печенья получилось всего, а затем определить, сколько выпечено штук печенья каждой формы, чем различается печенье круглой формы (размером). Усложните задание. Попросите ребёнка условно разделить печенье между членами семьи, определить, сколько всего понадобится печенья, если каждый получит по две или по три штуки, если каждый получит по половинке печенья.

Дошкольники любят делать покупки вместе с родителями. В магазине или на рынке можно показать ребёнку много интересного. Электронные весы, на которых взвешиваются продукты в магазине, сравнить с весами, которыми пользуются на рынке, и бытовыми весами. Обратить внимание на то, что иногда на рынке количество ягод определяют с помощью стакана. Яйца в магазине упаковывают в коробочки по одному десятку, т.е. по десять штук. На ценнике указывается их стоимость именно за один десяток. Сок в пакетах и бутылках может быть разного объёма: по двести или по пятьсот миллилитров, по одному, по полтора или по два литра. Любимое детьми мороженое тоже может быть упаковано по-разному. В каждой упаковке - разное количество граммов. Коробки с шоколадными конфетами тоже различаются по весу - он указан на коробке. Её величина при этом может не зависеть от веса: иногда в большой коробке лежит совсем мало конфет, так как каждая конфета лежит в своём гнёздышке, далеко одна от другой.

Познавательное общение дошкольника со взрослым и сверстником имеет огромное значение для всего последующего детского развития. Ребёнок уточняет представления об окружающем, сталкивается с новыми свойствами и признаками предметов, познаёт взаимосвязь явлений. Он проявляет завидное упорство, ему всё интересно, но не всё доступно. Многое находится за пределами его непосредственного восприятия. Благодаря содержанию, насыщенному интересной и полезной для ребёнка информацией, познавательное общение расширяет кругозор ребёнка, помогает построить в сознании целостную картину мира.

Примеры задач на сообразительность и задач-шуток:

Папа-гусь и мама-кошка купили для своих деток по восемь тапок. Сколько деток у каждого?

Бабушка купила внучкам пять конфет и три порции мороженого. Съели все порции мороженого и столько же конфет. Сколько осталось конфет?

Какие камни в море? (Мокрые)

Назови число больше пяти, но меньше двух? (Такого числа не существует)

И напоследок, мне хочется сказать родителям, что всё вышеизложенное возможно, легко и просто, но только в том случае, если вы будете общаться с ребёнком не по расписанию и от случая к случаю, а ежечасно и ежедневно и положительный результат будет непременно!

Советы для родителей.

Как дошкольнику подружиться с часами.

Педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Иванчикова Татьяна Николаевна

Для закрепления ребенком успехов в математике обязательно научите его разбираться, который настал час.С приходом ребенка в школу для него начинают особую роль играть временные указатели. Мама будит его поутру словами «пора вставать», торопит с завтраком - «а то опоздаешь», волнуется, ожидая из школы, а дома встречает вопросом «почему вас задержали?» Часы учебы ребенка подчинены школьному звонку. Во время урока он ни за что не подаст голос раньше, чем хотелось бы, зато и не удлинит веселую перемену.Знаете, какая народная загадка существует про часы: «Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу - когда обедать, когда спать, когда учебу начинать». Очень точная загадка, все детали в ней подмечены. Пошел ребенок в школу - должен научиться сам, без посторонней помощи, определять, который настал час. Пора уроки делать или время спать ложиться. Задача родителей - показать дошкольнику, как ориентироваться по циферблату, ведь такое познавательное приобретение станет насущно необходимым в течение всей жизни.Обучить этому несложно - типовые циферблаты есть в каждом доме.Сначала выясните, умеет ли ребенок считать до двенадцати и знает ли он цифровые обозначения каждого из чисел. Закрепите эти знания, указав на циферблате каждое число. Пусть ребенок вместе с вами вслух посчитает до двенадцати, переставляя палец от числа к числу. Посмотрите, сколько часов имеется в вашем доме, каковы их внешние различия и предназначение - ручные, настенные, будильник и т.д.Затем расскажите о назначении стрелок. Короткая (маленькая) стрелка показывает, как движутся часы, эта стрелка чуть потолще своей подружки. А длинная (большая) стрелка - минутная. У каждых часов есть свои звуки - они тикают, звенят, попискивают, наконец, бьют. Пусть ребенок попытается передать голосом механические звуки часов.Объясните, что на циферблате расположены указатели двенадцати часов. А каждый час отдельными черточками разделен на 60 минут. Часы и минуты показываются разными стрелками - большой и маленькой. То, что часовая стрелка – маленькая, а минутная - большая, принято на любых часах во всем мире - и на крошечных наручных. Кроме того, все часы в мире ходят в одном направлении. Есть даже такое выражение - двигаться по часовой стрелке, то есть ходить по кругу так, как действительно ходят стрелки- указатели времени. Понаблюдайте за часами, пусть ребенок убедится, что маленькая стрелка двигается медленно, а минутная ее обгоняет. Пока часовая проходит расстояние от одной цифры к другой, большая успевает обежать целый круг.Начать обучение восприятию часового циферблата лучше с наблюдения за движением часовой стрелки. К примеру, если маленькая часовая стрелка находится на цифре восемь, это означает восемь часов утра - пора идти в школу. Если на цифре двенадцать – то пора возвращаться из школы домой и так далее. А если стрелка расположена на переходе от одной цифры к другой, значит и время находится на переходе от одного часа к другому. Поиграйте с ребенком в своеобразную игру - в течение дня несколько раз спросите его: «Который час?». Если ребенок не знает пока чисел до шестидесяти, пусть он не называет вам, сколько минут показывает минутная стрелка, а говорит лишь, сколько часов показывает часовая. А про минутную стрелку он может говорить, сообщив ее местонахождение - на какой цифре она расположена. Постепенно с практикой придет навык определения времени по циферблату.Изображение часов можно нарисовать, причем стрелки на них хорошо сделать движущимися, прикрепив в центре на кнопку, кусок проволоки или винтик с гаечкой.С умом играем - знаний набираем. А вот с приобретением настоящих наручных часов для первоклассника лучше не торопиться – они будут отвлекать его внимание от других более прозаических моментов урока

Родители и детские психологи соглашаются в том, что сложней всего объяснять малышам абстрактные понятия. Научить понимать время не всегда просто даже ученика начальной школы, не говоря о детях младшего возраста. Но между тем это необходимый практический навык, и освоить его придется каждому. Специально для вас, дорогие родители, наша статья о том, как научить ребенка понимать время по часам.

Формирование понятия времени

При нормальном развитии ребенок с младенчества замечает смену дня и ночи. Вы будете удивлены, но даже совсем крохи действительно осознают режим дня. Маленький ребенок легко приучается засыпать и просыпаться примерно в одинаковое время. При этом малыш еще не может понять, что спать положено ложиться в 21:00, он просто чувствует желание поспать.

Примерно после первого дня рождения ребенка можно начинать ненавязчиво знакомить с понятием времени. Используйте в повседневной речи обозначения: «утро», «день», «вечер» и «ночь». Малышам старше двух лет можно рассказывать о днях недели.

Как научить ребенка пониманию времени без труда? С дошкольниками можно смело составлять планы на день. Начните с определения основных занятий отдельно на утро, день и вечер. Если родители чаще в разговорах с ребенком указывают какие-то временные промежутки: «пойдем гулять через два часа» или «ты должен убраться за 10 минут» - малыш совсем скоро запомнит эти слова. Но не забывайте о том, что из-за абстрактности понятия одно знание наименований единиц его измерения не научит чувствовать время.

Когда пора знакомиться с часами?

Педагоги советуют приступать к занятиям с часами только тогда, когда ребенок достаточно хорошо знает цифры и умеет считать. Примерный возраст для наглядного знакомства с ходом времени - 6 лет. Прежде чем понимать время по часам, проверьте его знания. Для изучения механических часов малышу необходимо уметь считать как минимум до 100 и совершать такие математические операции, как сложение и вычитание. Также ребенок не должен путать цифры. Очень хорошо, если малыш знает, что такое половина, четверть, и свободно оперирует временными понятиями "до" и "после".

Теоретически знакомить ребенка с часами можно и раньше, в возрасте 4-5 лет. Достаточно будет кратких рассказов о делении циферблата, ходе часовой стрелки и основных принципах определения времени. Только не требуйте от малыша, чтобы он сразу научился называть точное время с минутами или выполнял упражнения, рассчитанные на первоклассников. Проводите занятия ненавязчиво и в игровой форме.

Механические и электронные часы

В наш век высоких технологий традиционные часовые приборы с циферблатом и стрелками имеются далеко не в каждом доме. Возникает логичный вопрос: «Следует ли вовсе учить ребенка понимать время по механическим часам?» Ответ на него однозначно утвердительный. Только классические часы с циферблатом помогут понять ход времени и наглядно продемонстрируют количество часов в сутках. Не волнуйтесь, со временем вы с легкостью объясните, как понять, который час по электронным дисплеям. И намного проще это будет сделать, если ребенок уже знаком с классическими часами. Обязательно приобретите настенный прибор для определения времени с циферблатом. Отличная идея - дополнительно подарить ребенку личные красивые наручные классические часы. Также вам понадобится наглядное пособие для обучения и игр.

Изготавливаем часы своими руками

Как научить ребенка понимать время по часам, спросите вы? Очень полезно для обучения этой премудрости использовать игрушечные часы. Вы можете приобрести их в отделе игрушек или сделать своими руками. Возьмитесь за изготовление этой поделки вместе с ребенком. Из плотного картона вырежьте большой циферблат. Разметьте его, как настоящие часы, по желанию можно добавить декоративные украшения на фон. Из картона контрастного цвета вырежьте две стрелки, важно, чтобы они отличались по длине и ширине. Прикрепите их к циферблату при помощи кнопки. Закрепите конструкцию таким образом, чтобы стрелки легко двигались.

В процессе работы объясните ребенку основные принципы работы настоящих часов, если вы не говорили об этом раньше. Для того чтобы успешно взаимодействовать с данным прибором, следует знать, что каждый час состоит из 60 минут, а сутки - из 24 часов.

Первое знакомство с часами

С чего же начать обучение? Во время первого урока, посвященного ходу времени, расскажите ребенку о делении циферблата и стрелках. Минутную стрелку поставьте на 12 и покажите «ровные часы» (1:00, 2:00 и т. д.). Ребенку будет сложно сразу осознать ход времени, подкрепляйте свой рассказ понятными ему ассоциациями. Например, напомните, что 3:00 - это время обеда, а в 5:00 начинаются его любимые мультики. Попросите ребенка самостоятельно выставить какое-то время в пределах «ровных часов». Добившись успехов на этом этапе, можно смело переходить к следующему. Расскажите о том, что минутная стрелка совершает полный круг за 1 час. Попробуйте выставлять разное время и просите ребенка определять его.

Скажи, который час?

Для того чтобы научить ребенка определять время по часам, необходимо регулярно обращать его внимание на циферблат. Надеемся, что в вашей гостиной уже висит классический хронометр. Помимо регулярных «уроков» заведите привычку между делом спрашивать: «Сколько времени?» - или просить: «Засеки 10 минут». Ни в коем случае не ругайте ребенка за ошибки и не ленитесь лишний раз повторить с ним азы часовой грамоты.

Как научить ребенка понимать время по часам во время тематических занятий? Возьмите игрушечный циферблат. Попросите малыша выставлять определенное время. Если ребенок хорошо считает, можно усложнить задачу. Предложите показать, где окажутся стрелки через 10, 15, 20 минут от установленного времени.

Составляем распорядок дня по часам

Как научить ребенка понимать время по часам? Игра в таком непростом деле может помочь добиться невероятных успехов. Сомневаетесь? Проверьте лично. Настало время усовершенствовать самодельное пособие для Вместе с ребенком вырежьте из плотной бумаги карточки небольшого размера. Выберите главного героя и на каждом бумажном квадрате нарисуйте определенный момент из его дня. Пускай это будет забавный человечек, сказочный персонаж или какое-то милое животное. Подключите фантазию и постарайтесь придумать дело для каждого часа. Пускай на одной карточке герой чистит зубы, на другой гуляет, на третьей обедает. Как только комплект картинок будет готов, можно приступать к игре. Выставляйте время на циферблате, а ребенок пускай подбирает соответствующую картинку.

Второй вариант игры - нарисовать собственный распорядок дня. Вечером или утром разложите карточки вокруг циферблата, планируя последовательность действий на день. Желательно картинки как-то закрепить и проверять себя в течение дня, не забывая двигать стрелки.

Четверть и половина

В использовании для определения времени классических часов сложно обойтись без таких понятий, как «четверть часа» или «половина часа». Как только ваш малыш достаточно близко познакомится с циферблатом, стрелками и числами, самое время объяснить и эти условные единицы времени. Как научить ребенка пользоваться часами и понимать время, поделеное на половинки и четвертинки часа? Помните о том, что дети любые объяснения лучше всего воспринимают при совмещении аудио- и графической подачи информации. Нарисуйте на листе бумаги несколько циферблатов. Пускай на одном из них часы показывают 15 минут, а на другом - 30. Для наглядности можно заштриховать отрезки от цифры 12 до той, на которой остановилась стрелка. Объясните ребенку и значение таких распространенных выражений, как «без двадцати час» или «без пятнадцати минут».

Знакомство ребенка с любой новой глобальной темой лучше проводить в формате ежедневных мини-уроков. Не требуйте от малыша школьной дисциплины, лучше ненавязчиво приглашайте его поиграть с часами. Если ребенок не в настроении или занятие проходит непродуктивно, закончите раньше, чем планировали. Помните: обучение чтению, письму или часовой грамоте не будет продуктивным, если станет неприятной обязанностью. Самый полезный совет о том, как научить ребенка пониманию по часам, - поддерживать интерес к этой теме. Старайтесь регулярно говорить о времени. Рассказывайте о видах часов, покажите и секундомер. Учите ребенка чувствовать время и изобретайте собственные единицы. Например, вы можете напоминать малышу, что прогулка длится 1,5 часа, а его любимый мультфильм - 15 минут.

Как научить ребенка определять время по часам и закрепить полученный результат?

Для того чтобы качественно закрепить новые знания, их требуется регулярно использовать на практике. Позвольте ребенку самостоятельно следить за временем и объясните ему, насколько важно быть пунктуальным. Пускай малыш время от времени напоминает, во сколько нужно выйти из дома. Вместе можно засекать продолжительность каких-то процессов. Подобное занятие обязательно увлечет ребенка. Предложите засечь по часам, как долго готовится еда, набирается ванна, идет телепередача. Это простое упражнение замечательно учит чувствовать время. Совсем скоро ваш малыш научится самостоятельно планировать свой день и, глядя на часы, сверяться с выполнением этого плана. Ведь зная, что процесс сборов на прогулку длится 10 минут, он сможет вовремя убрать игрушки и подготовиться к прогулке.

Надеемся, что наши советы о том, как научить ребенка времени на часах, вам помогут и будут полезны.

Елена Евсеева
НОД «Знакомство с часами» для детей 6–7 лет

НОД в подготовительной группе

«Знакомство с часами » .

Задачи :

Обучающие : познакомить детей с историей часов и их назначением, расширить представление о часах (устройство, виды часов,определять время по часам ; закреплять умение изображать разные часы.

Развивающие : развивать умение ориентироваться во времени, зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику, логическое мышление детей .

Воспитательные : воспитывать умение беречь свое время и время окружающих людей.

Предварительная работа : Чтение сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени» , рассматривание часов, разучивание пословиц о времени и часах (всему свое время; всякое семя знает свое время; делу - время, потехе – час; скучен день до вечера, коли делать нечего) с объяснением значения.

Материалы : разные часы, картинки с изображением часов, цветные карандаши, набор цифр – наклеек (по набору на ребенка) .

Мотивационный момент.

В гостях у детей Незнайка . Он просит помощи. Вот уже несколько раз его приглашали на праздники друзья. Но, когда он приходил, то было уже поздно – все гости разошлись.

Ребята, как вы думаете, почему Незнайка опоздал? (не знал, когда выходить из дома; нет часов; проспал)

Вы все говорите правильно. А как же узнать, что уже пора выходить из дома? (посмотреть на часы)

А у Незнайки есть часы? (нет)

Как вы думаете, часы были всегда?

Беседа об истории возникновения часов.

Раньше люди время определяли по солнцу.

Солнышко вставало, и люди просыпались; солнышко садилось – ложились спать.

А когда люди спали дольше, летом или зимой? (зимой день короткий, а ночь длинная)

Позже люди поняли, что по солнцу можно очень точно определять время. Утром и вечером тень от деревьев длиннее, чем днем. Утром с одной стороны, а вечером с другой. Человек понял это и придумал солнечные часы

Как вы думаете, удобны были такие часы? (нет)

Они были очень большими, нельзя взять их с собой, в дождливую погоду не было солнца.

После этого появились песочные часы, которые ничем не отличались от современных песочных часов (показ картинки) .

Они могли показать, сколько прошло времени : 1 минута, 5 минут, 1 час, но только тогда, когда просыплется весь песок. Можно точно сказать, сколько прошло времени, но они тоже были не практичны – их всё время нужно переворачивать.

Вот песочные часы, они рассчитаны на 1 минуту.

Это много или мало?

Сейчас мы это проверим.

Игра «Что можно сделать за 1 минуту» .

Нарисовать круг;

Полить цветы;

Одеться;

Накрыть на стол.

Затем человек придумал механизм.

Были изготовлены разные механические часы (показать картинки) :

Игра «Какой, какая, какое?»

Как называются часы, которые висят на стене? (настенные) ;

Которые стоят на полу (напольные) ;

Которые стоят на столе (настольные) ;

Которые человек носит на руке (наручные) .

Но и у всех этих часов были недостатки. Их надо было часто заводить. Если забудешь завести, то они остановятся. Поэтому придумали электронные часы, которые работают на батарейках. Это самые удобные часы из всех созданных (показать изображение) .

Ребята, а как устроены часы?

Внутри есть механизм, который приводит в движение стрелки. Большая стрелка показывает часы, маленькая – минуты, есть еще секундная стрелка. В1часе-60 минут, в 1 минуте-60 секунд. В одних сутках 24 часа .

Вы, знаете как определяют время?

Показ воспитателем на макете.

Ребята, скоро вы пойдете в школу и должны уметь определять время по часам , чтобы не опоздать на урок.

Установите время, когда мы встаем по утрам? (7 :00)

Во сколько мы идем на зарядку? (8 :00)

Во сколько мы обедаем? (12 :00)

Во сколько ложимся спать вечером? (21 :00)

Работа с раздаточным материалом :

Игра «Определи который час» (по карточкам)

Физкультминутка :

Тик – так, тик – так,

Все часы идут вот так (наклоны головы влево - вправо)

Тик – так, тик – так, тик – так

Смотри скорей, который час? (наклоны туловища влево – вправо)

Тик – так, тик-так, тик-так,

Налево – раз, направо – раз (повороты туловища влево – вправо)

Мы тоже сможем так :

Тик-так, тик-так, тик-так (наклоны туловища вперед – назад)

А теперь я хочу проверить, как Вы научились определять время!

Логические задачи :

Маша с мамой идут до школы 10 минут. Сколько минут ей понадобится, чтобы дойти до школы одной?

1 яйцо варится 7 минут. Сколько варятся 5 яиц?

Кто в семье самый старший папа, Алеша или дедушка? Кому из них может быть 6 лет, 27 лет,70 лет.

Игра : «Назови, не ошибись» .

Какая стрелка показывает минуты? Какая стрелка показывает часы?

Сколько часов в сутках? Сколько минут в одном часе? Что длиннее один час или одна минута?

А Вы знаете пословицы о времени?

Всему свое время.

Всякое семя знает свое время.

Делу- время, потехе- час.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Какая пословица, из тех, что мы учили, подходит лучше? (скучен день до вечера, коли делать нечего) .

Правильно, время долго тянется, если делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро.

А сейчас я предлагаю вам нарисовать для Незнайки любые часы, которые вам понравились или придумать свои, а цифры уже готовые их только нужно приклеить. А потом мы с вами подарим их Незнайке и его друзьям, чтобы они определяли по ним время и никуда не опаздывали.

Дети читают стихотворения :

1. Говорят : часы стоят,

Говорят : часы спешат,

Говорят : часы идут,

То немножко отстают,

Мы смотрели с вами вместе,

А часы стоят на месте.

2. Часы секундам счет ведут,

Ведут минутам счет,

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

За часом час, за годом год,

Часы всегда идут вперед.

Все надо делать по часам

Тогда доволен будешь сам.

Как Вы думаете, помогли мы Незнайке?

Зачем Незнайке часы?

Ребята, что нового Вы сегодня узнали?

Какие задания Вам показались самыми трудными?

Какие часы вам понравились больше всего?

Вы все сегодня старались!

Наш друг Незнайка говорит Вам «Спасибо!»

Публикации по теме:

Соленое тесто чисто экологический материал для детей дошкольного возраста. Очень часто стали применять на занятиях с детьми. Наша задача.

Буклеты: «ФЭМП у детей 3–4 лет», «Знакомим детей с часами», «ФЭМП детей 3–4 лет по методике Л. Венгера» Что же такое время? Чем его измерить? Что такое минута, секунда, год? Для 6-7 летнего ребенка очень сложно научиться определять время по.

Цель: Приобщение детей к истории и традициям русского народа, через знакомство с календарно - обрядовыми праздниками. Программные задачи:.

Конспект НОД по ФЭМП (подготовительная группа) «Ознакомление с прибором учета времени - часами» Конспект НОД по ФЭМП (Подготовительная группа) Тема: «Ознакомление с прибором учета времени - часами» Программные задачи. Продолжать.

Надежда Корвякова

Основная образовательная область «Познание»

]Интеграция: «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество».

Предварительная работа : рассматривание с детьми иллюстраций с изоб-ражением разных часов, рассказ воспитателя о временных представлениях, обучение детей ориентироваться во времени по часам на занятиях по математическому развитию.

Цель:

развитие временных отношений у детей подготовительной к школе группы с целью использования времени рационально и точно.

Задачи: Закрепить умение детей ориентироваться во времени по часам (с точ-ностью до часа);

Познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидно-стями;

Развивать основы речевого этикета, обогащать словарь детей за счет слов: часовщик, водяные, солнечные, масляные, механические, элек-тронные часы;

Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Воспитывать способность и умение беречь время.

Закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части).

Совершенствовать приемы вырезывания ножницами (разрезание по прямой, кривой линиям, закругление углов).

Формировать у детей художественно-практические умения и навыки (подбирать соединения цветов, аккуратно пользоваться ножницами, наклеивать изображения).

Развивать творчество, фантазию.

Материал: Мягкая игрушка – щенок;

Карточки с цифрами от 1 до 12;

Слайды с изображением разнообразных часы (солнечные, масляные, водяные, песочные, механические, наручные, напольные, настенные, настольные, «ходики» с кукушкой, куранты, электронные, уличные, будильник).

Листа белой бумаги, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки.

I. (Дети рассаживаются на стульчики полукругом, слышится плач. Воспитатель выходит за дверь и заносит щенка (мяг-кую игрушку». Щенок «всхлипывает».)

Воспитатель: Что ты плачешь, наш щенок?

Щенок: Опоздал вчера я на урок!

Из-за опоздания

Пропустил задание.

И теперь я не пойму:

Что? Зачем? И почему?

Воспитатель: (гладит щенка)

Ну ладно, не плачь. Ты еще маленький и, наверное, не знаешь, что опаздывать нельзя. Посиди у нас в группе и послушай, что надо делать, чтобы никуда не опаздывать, а ребята тебе подскажут. А как же узнать, что уже пора выходить из дома? – посмотреть на часы.

Воспитатель: На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

Стрелка та не для красы -

Время скажут вам. (Часы )

Конечно, именно часы нам подскажут:

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

Что такое часы? (прибор, который показывает время ).

Проводится игра “Ходят стрелочки по кругу”

(На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова).

Мы – часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

(Дети садятся на корточки рядом с бли-жайшей карточкой.)

Воспитатель.

Часы пробили ровно пять часов! (Встают дети,

сидящие с цифрой 5 и 12.)

(Игра повторяется).

Воспитатель:

Ребята, а хотите, я вам расскажу историю проис-хождения часов? Когда - то, давным-давно люди определяли время по солнцу. Встало солнце – все проснулись, за работу принялись. Над головой, оказалось – обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы, пришло время идти на покой. И вот однажды заметил человек, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу. Как такие часы назывались? (Солнечные). А придумали такие часы в Древнем Риме.

(Воспитатель показывает на слайде изображение солнечных часов)

А как вы думаете, всегда ли можно определить время по таким часам?

Всегда ли мог человек ими воспользоваться? Летом мы сделаем такие часы на участке, а почему нельзя сделать такие часы зимой? Кто догадался? (Ответы детей).

Затем люди изобрели масляные часы. Как они устроены? Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени. Как вы думайте, а удобны ли эти часы?

(Нет. Часы могут упасть, и возникнет пожар ).

(Показ слайда с изображением масляных часов).

Затем люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло.

(Показ слайда с водяными часами ).

Как вы думайте, удобны ли эти часы?

(Нет, так как в них надо постоянно подливать воду).

Воспитатель: Не случайно с тех пор говорят о времени: “Сколько воды утекло!” А где можно встретить такие часы в наше время? (Домашний водяной фильтр).

Похоже, устроены и песочные часы.

(Показ слайда с изображением песочных часов ).

Песочные часы состоят из двух колбочек, которые соединены между собой узким горлышком. Внизу одной колбочки находится мелкий песок. Если песочные часы перевернуть, то песочек сыплется. Песочные часы используют в больнице, в поликлинике, когда делают процедуры.

В-ль: Какое время могут отсчитывать песочные часы? (1 мин., 3 мин., 5мин, 10 мин.).

Физминутка

Часы нам время измеряют (дети показывают руками 3часа, 9 часов)

Стоят на месте, но шагают (шагают на месте)

Шагают часики все в такт

Тик-так, тик-так, тик-так (руки на пояс, наклоны головы вправо, влево)

И стрелки вертятся вперед (круговые движения руками) За часом час, за годом год.

(Дети проходят на свои места).

Воспитатель: Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Появились механические часы.

(Показ слайда с изображением механических часов).

Первые механические часы были изготовлены в Китае. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. При таких часах был мастер. Как вы думайте, его называли?

(Часовщик).

Воспитатель: часовщик – это человек, который ремонтирует часы. Часы имели сначала одну – часовую стрелку. Позже появилась минутная стрелка, а еще позже – секундная.

Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали. Сейчас существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы сами сможете рассказать о них.

(Показ слайдов с изображением наручных, напольных, настенных, настоль-ных, «ходиков» с кукушкой, курантов, электронных, уличных, будильника).

Рассказы детей о часах.

Воспитатель: Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы. В каких современных приборах вы встречали электронные часы?

(В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере, мульти варке и др.).

Воспитатель: Чем отличаются механические часы от электронных?

(У электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы рабо-тают от батареек, электрического тока).

Воспитатель: - Да, часы бывают разные, но все они показывают время. По часам люди определяют, когда вставать, когда идти на работу, когда обедать, когда ложиться спать.

Ну, вот, щенок теперь ты понял, что тебе поможет, чтобы никуда не опаздывать?

Что такое часы? (Часы это прибор для определения времени).

На циферблате часов есть стрелки, как они называются? (Минутная и часовая стрелки).

Что показывает маленькая стрелка? (Маленькая стрелка показывает часы).

Что показывает большая стрелка? (Большая стрелка показывает минуты).

Воспитатель: - Из каких частей состоят часы? (корпус, циферблат, меха-низм, кнопки).

III.Аппликация на тему «Разные часы»

Воспитатель:

А сейчас, ребята, давайте пройдем за столы и выполним аппликацию на тему «Разные часы». (Воспитатель напоминаем детям о способах вырезывания ножницами - разрезание по прямой, кривой линиям, закругление углов. (Дети проходят за столы, выбирают необходимый для работы материал и выполняют аппликацию). В конце занятия работы выставляются на стенд. Дети дают им оценку.

Воспитатель: Какие интересные часы у нас получились. (Дети рассказывают о своих работах ). Ребята, а давайте мы все свои работы подарим нашему щенку на память о нашем занятии. Надеюсь, что теперь он знает о том, что опаздывать нельзя, и наши часы ему помогут в этом. (Дети дарят щенку свои работы, он благодарит их, прощается и уходит).

Транскрипт

1 Советы для родителей. Как дошкольнику подружиться с математикой. Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Иванчикова Татьяна Николаевна Часто слышу от родителей сетование на то, что ребѐнок не хочет учить цифры, решать задачи, работать в прописях. На что мне всегда хочется задать вопрос, а часто ли маме, например, хочется сшить себе какую-либо вещь или связать что-нибудь? На что, я уверенна, многие скажут, что это ни к чему или не умею, нет времени и тому подобное. То же самое происходит и с ребѐнком. У него в дошкольном возрасте очень много своих дел, которые интересны, нужны и важны. А учиться он будет в школе! И он прав. Ведь ведущая основная деятельность ребѐнка-дошкольника, впрочем, как и ребѐнка-первоклассника это игра! Способности к счету, как и умение читать, можно развивать, используя игру или игровые приемы. Каждый малыш хочет научиться писать своѐ имя, ведь для этого вы не давали ему задания выучить все буквы, вы просто ему напечатали на листке, и ему было это интересно, и он это запомнил уже на всю жизнь. Точно так же подойдите и к вопросу о том, сколько ему лет, а как это выглядит на бумаге? Так, уже с трѐх лет ребѐнок может легко усвоить цифры в пределах своего возраста, номера дома, квартиры, численности семьи и т.д. Пусть он научится счету, скажем, от единицы до пяти, а затем до десяти. На это даже не надо выделять никакого специального времени. Вот вы пошли на прогулку. Одновременно с шагами проговаривайте любую считалочку: Раз-два, три-четыре, Три-четыре, раз-два, Кто идет? Мы идем. Кто поет? Мы поем. Посчитайте число ступенек на пролете вашей лестницы. В дальнейшем можно увеличить количество перечисляемых цифр в считалочке, напевая ее на мотив музыкальной гаммы и исполняя ее в ритм собственным шагам. Ребенок должен выучить не только счет от единицы до десяти, но и в обратном порядке от десяти до единицы. Это можно сделать, когда вы находитесь дома. Скажем, вы убираетесь в комнате, а ребенок считает, сколько сначала стульев вы должны были протереть, а потом сколько их остается. Обратный счет можно повторять перед тем, как ребенок укладывается спать: учеными замечено, что информация, получаемая человеком непосредственно перед сном, обычно хорошо запоминается. Сейчас тебе пять лет, а когда ты был поменьше, то тебе было четыре годика, а ещѐ поменьше три, два, один.

2 Помогая вам на кухне, посчитайте, сколько кастрюлек стоит на плите, сколько ковшиков висит на стене, и сколько ложек лежит в мойке. Из яблок, картофелин или фасолинок, из которых готовится еда, ребенок может выложить цифры, обозначающие их число. Обратите внимание, на что похожи отдельные цифры: двойка на лебедя с длинной шеей, пятерка на перевернутую двойку, а шестерка и девятка цифры-акробатки. С привычными предметами легко освоить простейшие приемы сложения и вычитания. «Было у нас на столе три кружечки, а пришел папа, и одну кружку добавили. Сколько стало?» «В вазе утром лежало четыре яблока, а теперь осталось одно. Сколько же яблок мы съели?». Хороший тренинг счета поочередное называние четных и нечетных чисел. Ребенку предлагается игра, в ходе которой он попеременно со старшим должен называть числа «через одно». Упражняться в счете можно даже в процессе игры в конструкторы. Считаем автомобили, фигурки, сортируем и подсчитываем одинаковые детали. Дети очень любят настольные игры, о чѐм родители часто забывают или не знают, а ведь это очень хороший материал для счѐта, где всякий раз надо считать необходимое число ходов. Так много интересного вокруг. Окружающие ребѐнка предметы и деятельность взрослых могут значительно расширить математические представления. Необходимо только заинтересовать малыша тем, что находится вокруг, и помочь ему увидеть необычное в обыденном, направить внимание на осмысление процесса и результатов действий: измерения, увеличения или уменьшения подсчѐтов, установления соответствия, определения времени, нахождения маршрута движения и многого другого. Нужно расширить границы самостоятельности ребѐнка, предоставить ему возможность с помощью практических действий подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании протяжѐнности, численности, тяжести, равенства, изучить свойства предметов, поэкспериментировать. Ваше внимание должно быть направлено на то, чтобы ребѐнок научился преодолевать трудности, не боялся ошибок, стремился рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач. Нередко в семье взрослые не позволяют ребѐнку изучать свойства предметов, так как боятся, что он замочит рукава рубашки, испачкает стены или стол, насорит, разобьѐт чтото, порежется и т.д. Все опасения обоснованы, однако они не должны стать препятствием для детского экспериментирования. Иногда вопросы, которые возникают у дошкольника, требуют наблюдения в специально созданных ситуациях. Такое наблюдение помогает изучению свойств предметов, позволяет увидеть изменения, происходящее с ними под нашим воздействием. Например, с прогулки принесли ослепительно белый снег, самый чистый, какой нашли во дворе. Он лежит на блюдечке и постепенно сереет, темнеет.

3 Через некоторое время превращается в воду, а в ней плавают чѐрные крупинки и частички. Вода не такая прозрачная, как предполагалось. Или другой опыт со снегом. На одно блюдечко положили рыхлый снег, на другое крепкий снежок, на третье кусок льда. Кладѐм на стол секундомер и наблюдаем за происходящим, затем объясняем увиденное. Отвечаем на вопрос: почему лѐд сохранялся дольше и растаял позднее, чем снег? Ещѐ один пример постановки опытов. «Не тяни время», часто повторяет мама ребѐнку. Наконец у маленького философа появляется вопрос: как это тянуть время? Его можно взять руками и растянуть, как резиновый шарик? Такое явление как субъективность восприятия времени может быть проверено опытным путѐм. Опыт 1. Ребѐнку предлагается сесть удобно на стульчик и закрыть глаза. Мама включает секундомер. Когда, по мнению ребѐнка, пройдѐт минута, он должен поднять руку. С помощью секундомера отмечается, сколько времени прошло на самом деле. Мама и ребѐнок могут поменяться ролями. По завершении опыта они обмениваются впечатлениями. Опыт 2. Ребѐнку предлагают рассмотреть парные картинки и найти в них отличия. По истечении минуты мама просит ребѐнка закончить работу, но не сообщает, сколько времени прошло. Ребѐнок высказывает предположение о том, сколько времени прошло, пока он рассматривал картинки. Необходимо подвести дошкольника к пониманию того, что при занятии интересным делом человек как бы не замечает времени, а при выполнении неинтересной, скучной работы или еѐ отсутствии ему кажется, что время тянется медленно. Делать что-то медленно, тратить попусту время это и означает «тянуть время». Можно провести подобные опыты, используя другие задания, выбрав иную продолжительность времени, привлечь к участию в опытах других членов семьи. Места проведения опытов могут быть самыми традиционными. Например, очень подходит для этого кухня: здесь ребѐнка ожидает много интересного (если у мамы есть время и у неѐ хорошее настроение). Малышу рядом с самым близким человеком очень нравится постигать новое. Разрезали сыр. Какой формы получились кусочки? Треугольные, квадратные, прямоугольные? Можно сравнить квадратные и прямоугольные кусочки сыра и определить, чем они различаются, а чем похожи. Если ребѐнок затрудняется ответить на вопрос, можно подвести его к догадке. (Скажи, сколько сторон у четырѐхугольного и у прямоугольного кусочка; одинаковой ли длины стороны? Сколько углов у каждого из этих кусочков?) Большой интерес вызывает у ребѐнка процесс приготовления печенья. При помощи специальных приспособлений тесту можно придать самую разную форму С помощью стаканов (большого и маленького) из теста можно сделать кружочки. Когда печенье будет готово, предложите ребѐнку сначала сосчитать, сколько штук печенья получилось всего, а затем определить, сколько выпечено штук печенья каждой формы, чем различается печенье

4 круглой формы (размером). Усложните задание. Попросите ребѐнка условно разделить печенье между членами семьи, определить, сколько всего понадобится печенья, если каждый получит по две или по три штуки, если каждый получит по половинке печенья. Дошкольники любят делать покупки вместе с родителями. В магазине или на рынке можно показать ребѐнку много интересного. Электронные весы, на которых взвешиваются продукты в магазине, сравнить с весами, которыми пользуются на рынке, и бытовыми весами. Обратить внимание на то, что иногда на рынке количество ягод определяют с помощью стакана. Яйца в магазине упаковывают в коробочки по одному десятку, т.е. по десять штук. На ценнике указывается их стоимость именно за один десяток. Сок в пакетах и бутылках может быть разного объѐма: по двести или по пятьсот миллилитров, по одному, по полтора или по два литра. Любимое детьми мороженое тоже может быть упаковано по-разному. В каждой упаковке разное количество граммов. Коробки с шоколадными конфетами тоже различаются по весу он указан на коробке. Еѐ величина при этом может не зависеть от веса: иногда в большой коробке лежит совсем мало конфет, так как каждая конфета лежит в своѐм гнѐздышке, далеко одна от другой. Познавательное общение дошкольника со взрослым и сверстником имеет огромное значение для всего последующего детского развития. Ребѐнок уточняет представления об окружающем, сталкивается с новыми свойствами и признаками предметов, познаѐт взаимосвязь явлений. Он проявляет завидное упорство, ему всѐ интересно, но не всѐ доступно. Многое находится за пределами его непосредственного восприятия. Благодаря содержанию, насыщенному интересной и полезной для ребѐнка информацией, познавательное общение расширяет кругозор ребѐнка, помогает построить в сознании целостную картину мира. Примеры задач на сообразительность и задач-шуток: 1. Папа-гусь и мама-кошка купили для своих деток по восемь тапок. Сколько деток у каждого? 2. Бабушка купила внучкам пять конфет и три порции мороженого. Съели все порции мороженого и столько же конфет. Сколько осталось конфет? 3. Какие камни в море? (Мокрые) 4. Назови число больше пяти, но меньше двух? (Такого числа не существует) И напоследок, мне хочется сказать родителям, что всѐ вышеизложенное возможно, легко и просто, но только в том случае, если вы будете общаться с ребѐнком не по расписанию и от случая к случаю, а ежечасно и ежедневно и положительный результат будет непременно!

5 Советы для родителей. Как дошкольнику подружиться с часами. Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Иванчикова Татьяна Николаевна Для закрепления ребенком успехов в математике обязательно научите его разбираться, который настал час. С приходом ребенка в школу для него начинают особую роль играть временные указатели. Мама будит его поутру словами «пора вставать», торопит с завтраком «а то опоздаешь», волнуется, ожидая из школы, а дома встречает вопросом «почему вас задержали?» Часы учебы ребенка подчинены школьному звонку. Во время урока он ни за что не подаст голос раньше, чем хотелось бы, зато и не удлинит веселую перемену. Знаете, какая народная загадка существует про часы: «Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу когда обедать, когда спать, когда учебу начинать». Очень точная загадка, все детали в ней подмечены. Пошел ребенок в школу должен научиться сам, без посторонней помощи, определять, который настал час. Пора уроки делать или время спать ложиться. Задача родителей показать дошкольнику, как ориентироваться по циферблату, ведь такое познавательное приобретение станет насущно необходимым в течение всей жизни. Обучить этому несложно типовые циферблаты есть в каждом доме. Сначала выясните, умеет ли ребенок считать до двенадцати и знает ли он цифровые обозначения каждого из чисел. Закрепите эти знания, указав на циферблате каждое число. Пусть ребенок вместе с вами вслух посчитает до двенадцати, переставляя палец от числа к числу. Посмотрите, сколько часов имеется в вашем доме, каковы их внешние различия и предназначение ручные, настенные, будильник и т.д. Затем расскажите о назначении стрелок. Короткая (маленькая) стрелка показывает, как движутся часы, эта стрелка чуть потолще своей подружки. А длинная (большая) стрелка минутная. У каждых часов есть свои звуки они тикают, звенят, попискивают, наконец, бьют. Пусть ребенок попытается передать голосом механические звуки часов. Объясните, что на циферблате расположены указатели двенадцати часов. А каждый час отдельными черточками разделен на 60 минут. Часы и минуты показываются разными стрелками большой и маленькой. То, что часовая стрелка - маленькая, а минутная большая, принято на любых часах во всем мире и на крошечных наручных. Кроме того, все часы в мире ходят в одном направлении. Есть даже такое выражение двигаться по часовой стрелке, то есть ходить по кругу так, как действительно ходят стрелки указатели времени. Понаблюдайте за часами, пусть ребенок убедится, что маленькая стрелка двигается медленно, а минутная ее обгоняет. Пока часовая проходит расстояние от одной цифры к другой, большая успевает обежать

6 целый круг. Начать обучение восприятию часового циферблата лучше с наблюдения за движением часовой стрелки. К примеру, если маленькая часовая стрелка находится на цифре восемь, это означает восемь часов утра пора идти в школу. Если на цифре двенадцать - то пора возвращаться из школы домой и так далее. А если стрелка расположена на переходе от одной цифры к другой, значит и время находится на переходе от одного часа к другому. Поиграйте с ребенком в своеобразную игру в течение дня несколько раз спросите его: «Который час?». Если ребенок не знает пока чисел до шестидесяти, пусть он не называет вам, сколько минут показывает минутная стрелка, а говорит лишь, сколько часов показывает часовая. А про минутную стрелку он может говорить, сообщив ее местонахождение на какой цифре она расположена. Постепенно с практикой придет навык определения времени по циферблату. Изображение часов можно нарисовать, причем стрелки на них хорошо сделать движущимися, прикрепив в центре на кнопку, кусок проволоки или винтик с гаечкой. С умом играем знаний набираем. А вот с приобретением настоящих наручных часов для первоклассника лучше не торопиться - они будут отвлекать его внимание от других более прозаических моментов урока


Использование игровых и занимательных форм работы с детьми по формированию математических знаний и умений дошкольников в условиях семейного воспитания Малыхина Светлана Владимировна, воспитатель МБ ДОУ

1. Полезный навык Часть 1 Как научить ребенка определять время? Чтобы ребенок смог научиться пользоваться часами, он должен овладеть некоторыми навыками: отличать числа от 1 до 12; иметь представление

Развитие первоначальных математических представлений у детей Начальные математические представления малышу просто необходимы. Это и способность ориентироваться в пространстве, и такие понятия, как размер

Ежеквартальная газета для родителей МДОУ «Детский сад 212» Январь 2016г. Выпуск 2 В этом выпуске: математика это интересно Формированию у дошкольников элементарных математических представлений отводиться

10 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАШКИ (КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ) 1.НЕ ПИЧКАЙТЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ЗА ОСТАВШЕЕСЯ ВРЕМЯ НИКАКИХ «ХВОСТОВ» ВЫ НЕ ПОДТЯНЕТЕ. А ЕСЛИ БУДЕТЕ НАСЕДАТЬ НА РЕБЕНКА С ЧТЕНИЕМ И СЧЕТОМ,

Консультация для родителей: «Математику в детском саду» Формирование математических представлений у детей в детском саду и дома В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 49. Консультация для родителей «Как научить ребенка определять время?» Тема: Игры с часами

Консультация для родителей по теме: «Использование возможностей математического развития в повседневной жизни» Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Центр развития ребенка-детский сад 14 Конспект непосредственно образовательной деятельности «В часовой мастерской у Фиксиков» Воспитатель:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 17 города Липецка Консультации для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников» Подготовила воспитатель

1 Привет, заботливые и активные родители! Ваш ребёнок вступает в удивительный период своей жизни, когда дружба только-только начинается. Ещё вчера ваш малыш предпочитал играть только с игрушками, а уже

Букина Надежда Степановна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8» ЯНАО, г. Новый Уренгой 1. Класс: 1класс КОНСПЕКТ УРОКА ПО

СЦЕНАРИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА «ПУТЕШЕСТВИЕ НА МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОЛЯНЫ» Цель: - доставить детям радость, закрепить умение соотносить число с цифрой; - уточнить знания о геометрических фигурах; - называть

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска ДС 61 «Соловушка» Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников» Воспитатель: Никитина

Советы родителям будущих первоклассников Подготовил материал педагог высшей категории Длужевская Елена Николаевна Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет

Конспект урока по учебнику И. И. Аргинской «Математика. 2 класс» (1-4) Учитель Шульженко Ольга Игоревна г. Москва ГБОУ «Школа с углублённым изучением иностранных языков 1900» Тема: Равнобедренные треугольники.

Автор: Ищук Марина Александровна Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы по теме: «Счёт до 6. Цифра 6» Цель: 1) сформировать

Консультация для родителей: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Составила: Носова Юлия Викторовна Воспитатель МАДОУ 21 «Искорка» г. Бердск, Новосибирская

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников» Выполнил: Годованик. О. В. Воспитатель 2018г. Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает Внимание, тренирует

Родительское собрание 5 класс «Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника» Эпиграфом собрания на тему "Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника" может быть высказывание

Как помочь ребёнку запомнить графическое изображение цифр? Очень часто бывает так, что ребёнок прекрасно считает от 1 до 10, но самостоятельно найти цифру, изображённую на картинке, никак не может. Графический

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных

КОНСПЕКТ Структурная единица комплексного интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие домовенка Кузи» («Желания сбываются») Педагог: Бухтоярова Л.К. Мамонтовский район с. Островное МБДОУ «Солнышко»

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой

Цветные палочки Кюизенера Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «ДС 35» Полетаева Н.В. Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к

Консультация для родителей: «Формирование математических представлений у детей, имеющих задержку психического развития в игровой деятельности.» Особенности математического развития дошкольников с ЗПР.К

Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях. Все родители любят повторять: «Спички детям не игрушка». Правильно, конечно. Но если ребенок находится

Консультация для родителей «Учим математику дома» (5-6лет). «Учиться можно только весело» Французский романист Анатоль Франс. Начинать надо с воспитания у ребенка внимания умения сравнивания и наблюдать.

Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера. Игровые задачи цветных палочек Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие

ЗАНЯТИЯ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ Г.Ф. Гасанова Россия, г. Москва В статье представлены варианты заданий для занятий в группах продленного дня в начальной школе.

Как выучить с ребенком цифры? Едва ли кто-то из взрослых способен восстановить в памяти то, как впервые научился узнавать цифры. Однако это вовсе не умаляет значимости данного процесса. Обучение цифрам

Материал для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Игры: 1. Сначала ребенку больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с малышом, что внутри кто-то есть. Следующий

Познавательное развитие. Логические игры Воспитатель: Щербакова Н. Л. Китайскаяголоволомка «Танграм» «Волшебный круг» «Колумбово яйцо» «Вьенамская игра» «Монгольская игра» «Головоломка Пифагора» Этапы

Для вас, родители! Игры на развитие мелкой ручной моторики «Красивые бусы» Предложите ребенку сделать подарок для бабушки, лучшего друга, подруги. Дайте малышу бусины разного размера, разноцветный бисер,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 6 имени Н.И. Сирина» Родительское собрание «Организация учебного труда школьника» Классный руководитель Назаренко

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВОЩАМИ И ФРУКТАМИ С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако

Конспект урока математики в 1 классе. Учебник «Математика». Авторы Т.Е.Демидова, С. А. Козлова. Тема урока: «Число 8. Цифра 8» Составила конспект учитель МАОУ «СОШ 96» Оборина Светлана Геннадьевна Основные

Вторая младшая группа Мы хотим поговорить о предматематическом образовании дошкольников: с чего начинать, объяснить некоторые методы работы родителей с детьми. Большинство родителей в первую очередь стремятся

Первый класс! Для всех родителей это очень важное и запоминающееся событие, поскольку ваш кроха, который ещё вчера практически ничего не умел делать без вашей помощи, сегодня уже достаточно самостоятельная

Памятка для родителей КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СЧИТАТЬ Памятка разработана учителем - дефектологом ТПМПК Шматенок Н.Н. Любое обучение проходит три этапа: привыкание, понимание и осмысленное запоминание. При

Статья ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ, КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Локшина А.В, учитель начальных классов МБОУ Гимназия 44г. Иркутска XXI век вносит свои изменения в жизнь и уклад современной семьи. Ведущее место

1 Уважаемые неравнодушные, заинтересованные, умные взрослые! Это ещё одна книга из серии «Психология для мамы», которая поможет взрослым сформировать самооценку малыша. Что это такое? Самооценка есть не

Логические игры для дошкольников Как сделать математику интересной для ребенка? Как поиграть в нее? Как развить у малыша логическое мышление? У многих взрослых математика ассоциируется с числами и операциями

«Математика это интересно» Часто слышишь, как ребёнок одобряемый взрослым заявляет, что умеет считать до 10, до 20. Начиная считать, он торопиться, пропускает числительные. Взрослые ему подсказывают, а

Е. М. Кац Варианты логических заданий для детей лет МЫШЕМАТИКА от Жени Кац Москва, издательство МЦНМО, 2017 2 Предисловие В моей книге «Математика вприпрыжку. Программа игровых занятий математикой с детьми

24 3 х 8 4 х 6 6 х 4 8 х 3 Природа Умножения А.В. Шевякова А. В. Шевякова - «Домашняя школа» Учебник + рабочая тетрадь для детей 7-10 лет Введение. Дорогие родители! Предлагаем вашему вниманию учебник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 79 КОМБИНИРОВАНОГО ВИДА» КОНСПЕКТ занятия по математическому и сенсорному развитию в старшей группе на тему: «Сложение» Подготовила: воспитатель

1 Лепбуки математического содержания Лепбук 1 «Геометрические фигуры» Описание игр. Собери пирамидку Задачи: Формирование положительного эмоционального фона. Развитие внимания, зрительного восприятия,

Конспект занятия в старшей группе «Как устроено тело человека» Цель: Ознакомить детей, с тем, как устроено тело человека. Закрепить названия частей лица, их назначения. Научить измерять рост, размер ноги.

Уважаемые родители! В группе «Развиваемся, играя» мы будем знакомить Вас с практическими заданиями и тренажерами для развития памяти, внимания, воображения и мышления. Вы сможете подобрать необходимые

КОНСУЛЬТАЦИЯ ТЕМА: Логопедические игры на развитие связной речи Работа по развитию связной речи у детей неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря ребенка, работой

Психологическая готовность Мотивационная готовность Волевая готовность Интеллектуальная готовность Социальная готовность Мотивационная готовность желание учиться, получать знания умение слушать учителя

«ЗВУК И БУКВА» Учитель-логопед И.А.Павлычева Как избежать ошибок при обучении чтению (советы родителям) Ваш ребёнок уже совсем взрослый и скоро в его и вашей жизни произойдёт важное событие: ваш малыш

Почему дети пропускают буквы при письме? Одна из центральных проблем, возникающих у детей на начальной стадии обучения письму это пропуск букв. Как правило, это случается потому, что - недостаточно развит


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди