05.05.2019

Может ли цыган жениться на русской девушке. И вы так спокойно об этом говорите? Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье


11 , 11:24 am

Мы уже не ходим в национальных одеждах. Во-вторых, мы забыли многие слова из цыганского словаря. И в
нашей речи уже присутствует русский язык. Ведь у нас нет школ или даже отдельных классов по изучению нашей истории, культуры, танца. На это, с одной стороны, нет денег, с другой - нет преподавательских кадров. Хотя всех детей в семьях учат двум языкам - русскому и цыганскому.

А в плане обрядовой стороны праздников?

Цыганские обряды не многим отличаются от русских. Единственное условие - девушка должна быть чистой. Это номер один,
и простыня показывается всем.

Это сохранилось до сих пор или это просто формальность?

Это сохранилось до сих пор и обязательно на каждой свадьбе. Только песни и танцы цыганские. Все без исключения цыгане
поют, особенно, когда выпьют. И еще у нас мужчины сидят отдельно, а женщины отдельно.

Мужчина есть мужчина, а женщина - это женщина. О чем ты можешь разговаривать за столом с женщинами? Ты с мужчинами
должен общаться. Дома для жены есть время.

Брак цыгана и нецыганки не приветствуется…

Растворение крови. Если такое происходит, она должна принять цыганские законы целиком и полностью и жить по цыганским
обычаям. Женщины у нас не ходят в брюках. Женщина не говорит, когда говорит мужчина. Когда к цыгану в гости приезжают цыгане,
женщина только подает угощение, она не имеет право сидеть за столом. Мужу она подчиняется душой и телом.

Женщина отлучается от общества, если она изменила. Чаще всего она уезжает в другой город, где ее не знают.

А как с женским образованием?

На нижайшем уровне. Если ребята сейчас начинают поступать в учебные заведения, то девочек совсем мало. Отношение примерно
один к девяти.

И вот ваша организация выступает за повышение уровня образования цыган с одной стороны, а с другой вы обязаны подчиняться
национальным законам, по которым женщина не может противоречить мужу…

Да, есть такой парадокс. Вот нам такая европейская организация Центр по защите прав цыган говорит: вы не имеете права
женить детей в пятнадцать-шестнадцать лет, это противоречит демократии. А как же мы не имеем права, если это входит в наши
законы? Что может решить девушка в шестнадцать-семнадцать лет? За кого ей выйти замуж, решают ее родители, и в 90 процентах
без ее согласия.

А зачем девушку так рано отдавать замуж?

Чем раньше это произойдет, тем лучше, тем быстрее она привыкнет. А когда ей 20-25, у нее уже сформированы какие-то
увлечения, которые могут завести не в ту сторону, мы от этого оберегаемся. Бывает, что молодые, которые полюбили друг
друга, убегают. Потом возвращаются, но что ж уже сделать - приходится их женить. Но это не приветствуется.

А детям, может, по каким-то правилам даются имена?

Нет, имена нам даются православные. Правда, лет 30-40 назад была мода называть детей как в индийских фильмах - Артуры,
Раджи. На самом деле я немного знаю цыганских имен - пять-шесть. Мерикла от слова «бусы», Патрина от слова «картина»,
мужские Забаро, Лачо, Гожо. Мы их сейчас редко применяем, потому что нет их в церковном словаре, чтобы крестить ребенка.

Чаще всего цыганский народ ассоциируется с гаданием…

Гадание - исконно народное цыганское занятие, несмотря на то, что по христианским законам узнавать будущее - это грех.
Секреты гадания передаются из поколения в поколение по женской линии. Это у нас в крови. И ведь в большинстве своем цыганки
угадывают многое. А насчет гадалок на улице… Женщин чаще всего подводит собственное любопытство и желание кого-нибудь
приворожить.

А какие черты характера Вы можете назвать национальными?

Номер один - цыган в доме хозяин. Из этого следует наша устойчивая семейная жизнь, и меньше от этого разводов. А в целом,
можно сказать, что цыгане - горячий народ.

Лидия Калдарар

«А я поздно или рано выйду замуж за цыгана, очень даже хороша мне цыганская душа..» – поется в одной из песен знаменитой цыганки Анжелики Руты. Вам кажется, что такого просто не может случиться в нашей жизни? Вы ошибаетесь. Историю о том, как простая русская девушка влюбилась в настоящего цыгана, рассказывают Лидия Павловна Калдарар и две ее дочери – Наталья и Мария.

Лидия Павловна, как вы познакомились с Федором?
Лидия Павловна: Мы познакомились в Париже. Ну, вы знаете, есть такое село в Чесменском районе – Париж (смеется), мы там урожай собирали. Я тогда работала на челябинской табачной фабрике, а он – в монтажной организации. Вообще он родом из Молдавии, отучился там в техникуме, а когда стали набирать работников на Урал, он согласился. Нас отправили на уборку урожая, каждого от своей организации. Спустя два месяца мы вернулись с уборки и расписались.
Сколько вам тогда было?
Лидия Павловна: Мне было 22, а ему – 20.
Что вас так привлекло в нем?
Лидия Павловна: Федор всегда был в центре внимания, очень общительный, компанейский, настоящий тамада в любой компании. Он обладал удивительной энергетикой, будто притягивал к себе людей.
Мария: Он ведь был еще очень симпатичный.
Лидия Павловна: Не просто симпатичный – красивый.
А как ваши родители отреагировали? Шутка ли – выйти замуж за настоящего цыгана.
Лидия Павловна: Мама была очень умной женщиной и далекой от предрассудков, и Федор как-то сразу завоевал ее доверие. Мне кажется, она его любила больше даже, чем родного сына. После свадьбы мы какое-то время жили в Челябинске, но тогда было очень сложно с жильем, а Федор все вспоминал свою родную Молдавию. Ну, в Молдавию, так в Молдавию. Приехали туда, в настоящее цыганское поселение. А там, знаете – если цыган женился на русской, это считалось очень престижно.
Я думала, наоборот, с русской невестки спрашивали больше.
Лидия Павловна: Что вы, его родители ходили задрав нос кверху от гордости, что у них невестка русская. И приняли меня там очень хорошо.
Расскажу вам одну историю, баба Мария – моя свекровь – очень вкусно пекла куличи на Пасху. У цыган такой обычай – в каждой семье пекутся куличи и в праздник все ходят в гости друг к другу и обмениваются кусочками этих куличей. А моя свекровь была большая мастерица, и куличи у нее получались очень вкусные. Настал праздник, она напекла и ушла. Я осталась дома за старшую и за хозяйку. Одни пришли, принесли какой-то простой серый кулич, как хлеб. Вторые так же, третьи. Думаю – я все куличи так раздам, а сами мы будем есть этот серый хлеб? И стала отдавать в обмен то, что мне принесли раньше. Вижу, бежит моя свекровь: Лида, что вы делаете? (Она всегда звала меня на «вы») Вы меня опозорили на все селение! Мне говорят, что у меня в этом году плохие куличи получились.
Но она больше сама расстроилась, чем ругала меня всерьез.
Наталья: На цыган всегда были гонения. И, возможно, такой брак был для них возможностью реабилитироваться в глазах общества. Кроме того, они ведь очень уважительно относятся к выбору своих детей.
Правда, что у цыган культ детей и стариков?
Наталья: Почему цыганские семьи не отдают детей в школу? Они просто не могут оценивать ребенка с помощью балловой системы, ведь каждый ребенок
уникален, а уравнивание вредно для личности. С самого рождения они дают ребенку практически полную свободу, направляя его своим примером, разговорами. Я на себе почувствовала такое отношение – ко мне как взрослой, очень серьезно. Для меня это было шоком.
Лидия Павловна: Культ детей и огромное почитание к старшим в семье, практически раболепное и безмолвное. Только это ни в коем случае не страх – это огромное уважение. Если взрослый человек, например, начинает говорить, он будет говорить, сколько ему нужно, его просто никто не посмеет перебить или остановить.
Лидия Павловна, а своих дочерей вы воспитывали по каким законам?
Лидия Павловна: По русским (смеется), очень строго.
Наталья: А папа был очень мягкий, позволял вообще все.
Как вы думаете, почему к цыганам такое не совсем хорошее отношение в обществе?
Мария: Раньше было очень много таборных цыган. Они переезжали с места на место, и, конечно, за тот короткий срок, что они были на каком-то месте, им нужно было быстро обогатиться и уехать. Где-то ворожили, где-то крали, конокрадство было. Но вы знаете, что по статистике кочующих – таборных – цыган от числа оседлых, к которым мы принадлежим, всего 1%. У цыган, так же как в Индии, существует очень четкое подразделение на касты.
Наталья: В нашем роду, может быть, кто-то и кочевал когда-то, но уже много поколений клан Калдарару ведет оседлую жизнь, держит собственное хозяйство.
Я слышала, что такие цыгане достаточно плохо относятся к кочующим цыганам?
Наталья: А как вы относитесь к русским, которые пьют, торгуют наркотиками и воруют?
Мария: Несколько лет назад я была в Москве в гостях у Бузылевых (один из самых древних цыганских родов в России – прим. ред.), мы пошли прогуляться, спускаемся в метро, и стоит вот такая типичная цыганка – длинная юбка, платок, украшения. Она обратилась к нам с желанием погадать, на что моя спутница ответила ей что-то по-цыгански.
Та сразу отошла. Я спрашиваю: что ты ей сказала? – моя спутница мне пояснила: Знай свое место. И это внутренний закон цыган, который они до сих пор строго соблюдают.
А с какими еще законами там столкнулись?
Мария: Однажды, я была еще очень маленькая, на улице выскочила дворовая собака и бросилась на меня. Мой дед схватил свой цыганский кнут и замахнулся хлестнуть эту собаку. Мама, недолго думая, выхватила у него этот кнут и сгоряча сломала его об колено. Вы просто не представляете, что значит выхватить у цыгана из рук кнут и тем более сломать его! Ни одна цыганка так бы не посмела сделала, а если бы сделала – ее бы очень жестко наказали. Но он маме и слова не сказал.
Вам пришлось там менять какие-то свои привычки, подстраиваться под образ жизни новой семьи?
Лидия Павловна: Нет, особо учиться не пришлось ничему. Нас все приняли и все любили.
И даже если что-то приходилось делать там по хозяйству, по дому, это было не в тягость – никто не заставлял. И нас принимали такими какие есть. Правда, у них же мужчина в семье главный, а у нас с Федором было не совсем так, свекровь, конечно, это раздражало, она морщилась, но замечаний нам не делала.
И я была очень деятельная, помню, когда мы только приехали в Молдавию, я смотрю, а в доме везде полы земляные. Ковры, конечно, лежат везде, но ведь земля. А я устроилась работать машинисткой в Райисполкоме и на работе услышала, что местный Роспотребсоюз принимает куриные яйца, а взамен выдает талон на тес. Я думаю, это ж сколько нужно ждать, пока наши куры столько яиц снесут, лет 5-10! Собрала всю свою цыганскую семью, говорю – идем на базар. Скупили там все яйца, хорошие у нас приняли, плохие отбраковали, мы плохие снова продали и на эти деньги еще яиц купили. Таким образом я все три комнаты в доме за лето застелила.
Каким Федор был по характеру?
Лидия Павловна: Очень вежливым и доброжелательным, иногда даже чересчур – мог идти по улице и просто здороваться с прохожими, улыбаться им. Открытый очень, добрый. Был очень интересным рассказчиком, даже лекции читал, эмоционально так. Умел выразить свои чувства.
Наталья, Мария, вы сами чувствуете, что в вас течет цыганская кровь?
Наталья: Конечно, и мне это всегда помогало. Во-первых, я очень хорошо чувствую человека. Незнакомый человек садится около меня, и у меня идет информация о нем. Мы очень общительные, разговорчивые.
Мария: Хоть и говорят, что цыгане просто тонкие психологи и просто технически умеют читать линию руки или карты, но у них действительно есть какое-то тонкое чутье. Когда цыганка начинает говорить, она уже половину знает о вас, даже если вы молчите. Я и про вас уже что-то знаю (улыбается).
Вы сами гадаете?
Наталья: Да.
А кто вас этому учил?
Наталья: Никто не учил, наверное, это то, что в крови передается, наша бабушка была самой лучшей гадалкой в районе.
Лидия Павловна, а вам гадала цыганка?
Лидия Павловна: Никогда не хотела этого. Я в себе и так была уверена.
Каково это – принадлежать к народу, создавшему цыганский романс, фламенко и джаз-мануш?
Лидия Павловна: У любви ведь нет национальности, Федор был замечательным мужем, отцом, другом. У нас вполне обычная семья – только один цыган затесался (смеется).

В конце 1970-ых годов в Слуцке, как и на большей территории Союза, началась эпоха индийского кино, когда наши слуцкие девчонки, рыдая в кинотеатрах, представляли себя в объятиях Митхуна Чакроборти или Амитабха Баччана. Далёкие корни и внешнее сходство звёзд Боливуда с простыми цыганами делали связи с последними привлекательными. В числе таких почитательниц индийского кино была и моя собеседница Светлана.

Мы познакомились с ней недавно. Голубые глаза, курносый нос, светлое лицо. Но я сразу обратила внимание на её акцент и стиль одежды. Что-то не белорусское было в манерах общения этой уроженки Случчины. Через некоторое время я узнала, что Светлана много лет была женой цыгана и жила в его семье. После долгих уговоров она согласилась дать интервью газете «Кур"ер» и рассказать о жизни слуцких цыган.

Любовь с первого взгляда
— Света, как случилось, что ты вышла замуж за цыгана? В Слуцке не нашлось белорусских парней?
— Да нет, парней хватало. Но однажды пошли мы с подружкой в Дом офицеров (в 11 в/г) на танцы. Там я увидела его и сразу влюбилась. Было мне тогда 18 лет. Он тоже обратил на меня внимание и пригласил на танец. Познакомились, начали встречаться.
Мы тогда с матерью жили в 12-м военном городке. В один из дней, когда её не было дома, мой цыган пришёл ко мне. Всё случилось само собой. Как только он понял, что был у меня первым, предложил выйти за него замуж.
Моя мать была не против нашего брака. Его родители тоже отнеслись спокойно к выбору сына. Свадьбу сыграли по-русски.

— Как это — «по-русски»?
— Это значит, без цыганских свадебных традиций.
По цыганской традиции после свадьбы надо было его тёткам простыню показывать, на которой молодые провели первую брачную ночь. А этого, естественно, нельзя было делать, так как мы с ним её до свадьбы провели.

— И что бы это изменило?
— По их законам, если простыня окажется чистой, то родители невесты должны будут выплатить родителям жениха сумму денег, о размере которой сами договорятся. Иногда родители невесты, уверенные в непорочности своей дочки, могут обратиться к врачу, слово которого и будет последним в этом споре. Цыганских девушек рано отдают замуж, тогда и проблем с этим меньше.

Моя семейная жизнь в «таборе»
— Какой была твоя семейная жизнь? Какие обязанности у цыганской жены?
— В круг моих обязанностей входили обычные женские дела: стирка, уборка, приготовление еды и т. д. Но, кроме этого, что меня особенно вывело из равновесия, я должна была ходить вместе с другими цыганками по деревням и просить милостыню. Как оказалось, женщины — это основные добытчицы в семье. Если принесёт жена мужу что-нибудь вкусное поесть, она хорошая жена, если мало принесёт — плохая. За это муж может и побить.
В то время, когда я была женой цыгана, многие цыганские семьи жили куплей-продажей. Некоторые женщины зарабатывали, гадая на картах или предсказывая судьбу, находились и такие, кто был не прочь что-нибудь стащить.
Что касается гадания, то я не знала цыганок, которые гадают правдиво, и порчу тоже их никто снимать не учил. Такой вот вид заработка на наивных людях.
О наркотиках я не слышала, и, по-моему, тогда цыгане ими не промышляли.
…Через год у меня родилась дочь. И хотя свекровь нормально относилась ко мне и любила внучку, я всё равно должна была наравне со всеми добывать деньги и пропитание.
В один прекрасный день я отказалась идти с цыганками, а пошла и устроилась на завод. Родители мужа спокойно отнеслись к моему поступку. А вот супруг пилил меня, мол, почему работаю, а не хожу, как хорошая жена по деревням. После того, как он избил меня за отказ уволиться, я забрала дочь и ушла к своей матери.

— На этом и закончилась твоя цыганская жизнь?
— Если бы… Поселилась я у своей мамы. От мужа ни слуху, ни духу. И вот через какое-то время ко мне пришла свекровь. Мы с ней поговорили, она пообещала, что муж меня больше никогда не ударит и что всё будет хорошо. Я вернулась назад.
Но жизни уже не было. Муж стал изменять. Не мало цыганских мужчин, кстати, этим грешат, пока женщины добывают семье хлеб. Прожили мы так ещё несколько лет, и я снова ушла от него и подала на развод.
Всё было спокойно до знакомства с моим вторым мужем-белорусом. Как только мы с ним расписались, бывший стал преследовать меня. Сначала уговаривал вернуться к нему, потом угрожал. Было дело, даже подрался с моим супругом.
Хорошо, что я второму мужу всё рассказала про свою цыганскую жизнь, и он принял меня такой, какая есть. Вскоре я родила ему дочь.
Однажды, когда я была дома одна, бывший муж ворвался в комнату с ножницами и, схватив мои волосы, собранные в хвост, обрезал их. Этот акт по цыганским понятиям означает, что я теперь падшая непотребная женщина.

— Как дальше сложилась твоя жизнь и жизнь твоих дочерей?
— После этого случая я испугалась не на шутку. Я бежала из Слуцка, бросив всё. Забрала младшую дочь и уехала в Москву. Старшая же выбрала жизнь с отцом-цыганом. О ней знаю только понаслышке. Младшую я воспитываю как положено, в наших традициях.

Их нравы и традиции
— Правда, что среднее образование у цыган — это 4 класса?
— В большинстве своём это так. Но сейчас, насколько я знаю, есть семьи, где дети учатся, оканчивают школу и идут дальше. Здесь многое зависит от матери. Если цыганка захочет, чтобы её дети учились, они будут учиться. Ведь в цыганских семьях дети подчиняются только матери, отец очень редко принимает участие в воспитании детей. Мать для них и кормилица, и воспитательница, и хозяйка. Как она поведёт по жизни, так и будет. Некоторые семьи живут за счёт детей: милостыню малышам скорее дадут, да и в других делах они очень смышленые и юркие.

— Какие праздники принимают цыгане? Как отмечают?
— Из праздников, по-моему, отмечают только Новый год. Ходят друг к другу в гости, поздравляют. Но вот украшенных ёлок я ни у кого не видела. Нет у цыган и таких праздников как 8 Марта, 23 февраля и т. д. День рождения ещё могут отметить.
На праздниках цыгане отдают предпочтение водке. Еду готовят с большим количеством мяса. Они его очень любят. Если варят борщ, к примеру, то в нём мяса больше, чем остальных продуктов.

— Как относятся цыгане к семьям, которые отказываются от цыганской жизни, устраиваются на работу?
— Раньше такие семьи презирали. Хотя их и принимали, как должное, но потом тихо ненавидели за то, что те предали цыганские традиции. Встречала я цыганских детей, которые не хотели жить по-цыгански, думали о работе, но потом всё равно шли дорогой своих родителей. Уж больно сильны традиции в крови цыган.

— Цыганские песни и танцы — это только по телевизору или слуцкие цыгане тоже кое-что умеют?
— Ещё как умеют! Примечательно, что цыгане нигде не учатся, не берут уроки пения, но им с рождения присущи грация, хорошо поставленные голоса. Как они танцуют! Танцы мужчин особенно красивы. Всё это я видела на развесёлых цыганских свадьбах. Кстати, живя с ними, выучила много цыганских песен и тоже неплохо их пела на свадьбах.

— С цыганским языком были проблемы?
— Язык я выучила примерно за полгода и могла свободно общаться. И сейчас знание цыганского языка помогает мне. Дело было на рынке. Стою я у прилавка зимней одежды, прицениваюсь, с продавцом торгуюсь. И тут краем глаза вижу: мимо проходят две цыганки, и одна другой говорит, естественно, на цыганском языке, мол, ты меня прикрой, а я шапку сниму. Я разворачиваюсь и на цыганском языке: «Я вам сейчас такую шапку сниму!» В общем, без цыганского мата не обошлось. Они на меня глаза вытаращили и ходу от прилавка. А продавец мне очень благодарен был и хорошую скидку сделал. Так что пригодился язык.

Краткий русско-цыганский словарь
Цыгане — ромэлы
Муж — ром
Жена — ромны
Возлюбленный — лубано
Замуж — палором
Дом — кхэр
Деньги — лавэ
Жизнь — джеибэ
Несчастье — бибахт
Счастье — бахт
Свадьба — бияв
Гадание — драбакирибэ
Дурак — дылэно
Воровать - чорэс
Обманывать — хохавэс
Продать — бикнэс
Кушать — хава
Просить — мангэла
Карты — патря
Песня — гилы
Правда — чячо
Непотребная женщна — лубны
Да — исы
Нет — нанэ

Записала Жанна Авдеева

Мы продолжаем знакомить читателей с бытом, традициями и обычаями разных народов Крыма. Сегодня речь пойдет о цыганах. Об этом свободолюбивом народе сложилось множество стереотипов. Дескать, кочуют цыгане по городам и весям, гадают, танцуют да подворовывают… Чтобы отделить правду от вымысла и узнать, как живут ромы в Крыму, «Газета» встретилась с цыганским бароном, а по совместительству руководителем общественной организации «Ромский культурно-просветительный союз» Германом Филипповым.

- Герман Петрович, кто такой цыганский барон? В чём заключаются ваши обязанности?

Барон - это руководитель группы людей или племени (как это было раньше). Этот титул достался мне от отца, ему - от его отца. Барон - это вроде верховного судьи. Я могу наказывать нарушителей по нашим законам. Есть законы российские, а есть и наши внутренние - законы предков, законы ромов. Самое страшное наказание - это изгнание человека из цыганского общества. Но есть и другие. Например, раньше было так: провинился человек, что-то украл - кнутом его били. Да и сейчас это практикуется, просто очень редко. Уже перестали воровать, грабить, заниматься плохими делами. А раньше я помню, как мой дед брал кнут и при обществе бил им человека до потери сознания, и тот больше никогда в жизни этим не занимался.

Слово барона все должны беспрекословно выполнять. Если кто ослушается, то уже другие цыгане будут смотреть на него косо и общение с ним прекратят, вплоть до того, что выгоним его из нашей общины. Ну а если я вынесу приговор изгнать человека, то это распространится по всему миру - не только по России, но и по Америке, Франции, Италии, Югославии… Это очень жестокое наказание. Цыган лучше согласится в тюрьме 10 лет отсидеть, чем на этот приговор.

- А правда, что есть «нецыганские» профессии, которые для ромов под запретом?

Нет, такого нет. Просто есть профессии, которые исторически большинству людей ромской национальности знакомы. Это кузнечное дело, допустим. Кузнецами они, можно сказать, родились - ковали коней, подковы делали, мечи… А современные люди занимаются чем угодно: кто-то металлоломом, кто-то оборудованием, есть и журналисты, и доктора наук, и писатели… Даже президент был один. Николя Саркози. Он чистокровный цыган, хотя уже давно в изгнании. Потому-то он и мстил цыганам вплоть до их депортации из Франции. Много было известных цыган, взять хотя бы актёра Чарли Чаплина.

- А есть ли какая-то особая традиция, объединяющая всех цыган?

Если приедет цыган, с которым я не знаком, скажем, из Румынии или из Москвы и он будет беден - у него не будет ни денег, ни еды, ни крыши над головой - мы обязаны ему помочь. И морально, и материально - и деньгами, и продуктами, и жильём.

- И часто такие «гости» приезжают?

В последнее время часто. Как началась война на Украине - беженцы из Донецкой области поехали. Мы им помогаем по мере возможности - собираем деньги, продукты, одежду. Наша общественная организация занимается этим уже более года. И на квартиры им собираем деньги, кто-то своё жильё им предоставляет, если уезжает куда. Мы всем помогаем - не только цыганам, но и русским. Для нас нет особой разницы в национальности. Если человеку плохо, если он беден и обратился за помощью - мы просто обязаны ему помочь.

- Все наслышаны о «цыганской магии» - это просто способ заработка или некий особый дар?

Это ни в коем случае не способ заработка. Это действительно есть в генах. Но некоторые недобропорядочные люди используют свою магию для наживы. Этого делать нельзя, через какое-то время такой человек потеряет свой дар. Верьте только тем людям, которые могут вам предсказать будущее или помочь без денег, которые не назовут цены. Если вы уже сами решите отблагодарить, то, конечно, можете принести продукты или дать два-три рубля. А если вам называют конкретную стоимость - не верьте, это шарлатаны, мошенники и аферисты.

Я вам больше скажу, есть и гипноз цыганский. Люди, которые обладают магией, владеют и гипнозом. Порой гипнозом владеет человек нехорошей души. Среди нашей нации таких много. Встретит она вас на улице, посмотрит в глаза и скажет: «Сними цепочку, сними кольцо!» И вы это сделаете. Это мошенница. Если мы таких видим, сразу же изгоняем. Если не слушаются - обращаемся в милицию. Мы в Крыму живём уже 52 года, нас знают с хорошей стороны, как добропорядочную семью. Знали моего отца, моего деда. Противозаконного мы ничего не делаем, живём своей жизнью, занимаемся немножко бизнесом… Но воровать - такого у нас нет.

- Я слышала, что цыгане к кражам относятся лояльно и даже считают, что им сам бог позволил воровать…

Это просто красивая легенда. Говорят, что когда казнили Иисуса Христа, то пятый гвоздь цыганка украла и спрятала в волосах. Поэтому Иисусу его не забили, а бог в награду за это разрешил цыганам воровать. Я в это не верю и воровство осуждаю. Но ведь в каждой нации - не только у цыган - есть воры и жулики.

- А как распределяются обязанности в цыганской семье?

Женщина должна быть хранительницей очага, а мужчина - зарабатывать. Конечно, и женщина не должна оставаться в стороне, если она молодая. Вы наверняка видели, что на Центральном рынке стоят цыганские девочки, продают обувь, одежду… Это их бизнес, так они зарабатывают. Кто-то продавщицей работает, кто-то парикмахером, кто-то яблоки собирает.

Женщина, конечно, должна слушать мужчину. Она не может без разрешения мужа уйти куда-то, даже к подруге. Даже если муж изменит, а женщина об этом узнает, она должна молчать и не перечить. То есть мужчинам можно всё, а женщинам ничего.

- Вашим женщинам это не кажется несправедливым?

Они считают, что это очень справедливо, и осуждают тех, кто вытворяет что им вздумается. Наши женщины рассуждают так: у меня есть муж, у меня есть семья. Так почему на меня кто-то должен смотреть? Почему я должна быть в таком месте или в таком обществе, где на меня будет кто-то смотреть? Нашим женщинам от одних таких мыслей становится не по себе. Они очень верные и нам не изменяют. А мы изменяем.

- И вы так спокойно об этом говорите?

Да, а что тут такого? Я и прессе, и кому угодно могу это сказать, даже своей жене. У нас это нормально, даже двух жён можно иметь. Но это только с моего разрешения. Я таких случаев мало знаю. Может, одному или двоим разрешил. Но только тем, кто способен обеспечить семью, дать знания детям… Не всякий на это пойдёт. В наше время и одну жену тяжело прокормить, не то что двоих.

- А сколько детей в обычной цыганской семье?

По-разному, бывает и по одно-му-два, но чаще по пять-семь-восемь… Даже по двенадцать есть. Но детей мало наплодить. Надо дать им знания, культуру, образование, урок жизни… Есть семьи, которые с этим не справляются. Мы с этим боремся. Наша общественная организация (и я сам) ездит по Крыму. Порой заходим к семье, в которой много детей, а они все неграмотные сидят - ни читать, ни писать не умеют. Иногда нет денег на то, чтобы ребёнка в школу собрать, иногда их одноклассники обижают. Если денег нет - одеваем этих детей, покупаем им тетрадки, учебники. С директорами школ общаемся, чтобы класс такой дали, где не будут обзывать и обижать… Бывает, что родители сами не хотят детей в школу отправлять. Жили раньше своей кочевой жизнью - вот и привыкли, что в мире можно и неграмотному прожить. Мол, вырастет ребёнок - пойдёт картошку продавать, и ничего ему не надо знать, кроме этой картошки да денег… Но ведь это чушь! Приходится объяснять людям, что сейчас время другое, что нужно давать детям образование.

■ На территории Крыма проживает около 17 тысяч цыган.

■ В XVIII-XIX вв. из чешской области Богемия во Францию переселилось множество цыган. Французы стали называть их богемцами. Поскольку творческая часть высшего общества Франции вела такой же шумный, эксцентричный и разгульный образ жизни, как цыгане, её окрестили богемой.

■ Есть мнение, что именно цыгане придумали танец живота и распространили его в арабских странах. Учёные до сих пор не могут ни подтвердить, ни опровергнуть эту теорию.

■ Необъяснимый, но очень интересный факт: цыгане никогда не болеют проказой. Причину этого загадочного феномена современная медицина пока не установила.

Фото: oldro.me; личного архива Германа Филиппова

Хоть мы частенько сталкиваемся с цыганами в повседневной жизни, знаем мы о них не так много. Этот народ до сих пор живет по законам, сложившимся много веков назад, а их женщины, хоть и выглядят довольно раскрепощенно, не имеют в таборе практически никаких прав.

Замуж в 16

Остаться старой девой в цыганской общине вряд ли получится - девушек выдают замуж в 16-17 лет, при этом парни вступают брак в 18-19. Разводиться, разумеется, нельзя - брак должен быть один и на всю жизнь. Те женщины, которые все же решаются на развод, «оскверняют» общину и бросают тень не только на себя, но и на своих дочерей. И ни о каких новых отношениях не может быть и речи.

Девушка-цыганка, выходящая замуж, непременно должна быть девственницей. В противном случае невесту ждет позор - ее объявят грязной, осквернившей общину. Лишившись девственности до свадьбы, цыганка рискует навсегда остаться одной - мужчина-цыган ни за что не пойдет против законов табора и не возьмет в жены девушку, которая отдалась другому.

Что касается брака с представителями других национальностей, то это среди цыган не приветствуется. Пришельцев называют Gorger, и девушки в крайне редких случаях соглашаются на такой брак. Дело в том, что цыгане очень ценят собственную культуру и всячески пытаются ее сохранить. Для этого браки заключаются даже между двоюродными братьями и сестрами.

Родители - главные

Конечно, во многих культурах девочки должны неукоснительно следовать воле родителей, но в цыганских семьях они имеют особенно высокий авторитет. Дочь делает все, что ей скажут. И выходит замуж за того, на кого покажут.

Бывает, конечно, что девушка участвует в выборе будущего мужа, но браки по договоренности родителей очень частое явление. После того как цыганка выходит замуж, она должна слушаться мужа точно так же, как слушалась родителей.

Кстати, незамужняя цыганка не может выходить из дома без сопровождения - рядом должны быть родители, братья, сестры или другие родственники. А вот у парней свободы куда больше - они самостоятельно выходят из дома и сами выбирают невесту.

Яркие наряды

В общине цыганки тише воды, ниже травы, но их наряды на публике прямо кричат об обратном. Вообще, именно яркая одежда помогает им привлечь будущих мужей, потому как подойти и заговорить первой цыганка не имеет права.

Особенно увлечены блестками и стразами американские цыгане - они каждый день одеваются как на праздник. А если уж в общине намечается свадьба или день рождения, то от сияния их нарядов можно ослепнуть.

«Скверна»

Хоть мы и живем в XXI веке, у цыган до сих пор распространено понятие так называемой скверны. Это означает, что нижняя часть тела замужней половозрелой женщины «нечистая». Прикоснуться к ее юбке или даже к обуви - все равно что запачкать себя. К девочкам и незамужним девушкам это не относится.

Из-за «скверны» женщинам запрещено подниматься на второй этаж, они могут жить только на первом этаже. Если же в цыганском доме первый этаж нежилой и вся семья обитает на втором, то другие цыгане говорят, что семья «опоганилась».

По этой же причине застолья у мужчин и женщин проходят отдельно. Отдельно в дом приходят и гости: мужчины - к мужчине, женщины - к женщине.

Бьет - значит любит

В цыганских общинах невероятно высокий процент домашнего насилия. В Великобритании даже проводилось исследование, согласно которому 61% проживающих там замужних цыганок признались, что регулярно попадают под горячую руку мужа. И женщины вынуждены с этим мириться.

Участница одного из британских шоу цыганка Мелли рассказала, что однажды супруг запер ее в трейлере, а когда женщина выбралась, избил ее. Семья уговорила ее принять мужа обратно, и она подчинилась, объяснив это тем, что подобное поведение - часть цыганских традиций, а их нужно чтить.

После свадьбы только юбка

Девочки и незамужние девушки могут носить штаны или джинсы, а вот замужним дамам полагается ходить только в длинных юбках.

В современном обществе девушки-цыганки так привыкают носить джинсы, что после свадьбы носят юбки прямо поверх них.

Домашнее рабство

Цыганки обязаны быть домохозяйками и не имеют права лениться по части готовки и уборки. В европейской культуре принято считать цыган замарашками, но в их домах царит чистота.

Женщина должна регулярно все мыть, а еще ей нельзя ни с кем делиться своей посудой и столовыми приборами, даже с мужем. Вся посуда моется несколько раз: под проточной водой, в отдельной чаше с кипятком и снова под проточной водой.

Стирать женскую и мужскую одежду также нужно отдельно. А еще отдельно нужно стирать одежду выше и ниже пояса - ввиду «грязи» на последней. Ну и нижнее белье - его тоже стирают отдельно.

Амнистия во время беременности

Беременность для цыганской женщины - прекрасное время. Она освобождается от домашних обязанностей, а готовкой и уборкой занимается супруг.

А еще беременным женщинам запрещены любые физические контакты. Они не могут спать в одной постели с мужем и моются только освященной водой. Однако многие американские цыганки не следуют этим правилам, они добились определенной независимости.

Никакой полиции

Если у цыган возникает недопонимание, то разборки проходят шумно и ярко - с драками и проклятьями рода до седьмого колена. Но это их личное дело. Обратиться в полицию - все равно что пойти против традиций.

Может дойти до того, что семья отречется от родственника, обратившегося в органы правопорядка. Мужчины это прекрасно понимают, но некоторые современные девушки все же пытаются цивилизованно решать конфликты.

Серьги - только для женщин

В фильмах нам часто показывают лихих цыган с сережкой в ухе, но на самом деле серьги в общине могут носить только женщины. Цыганки вообще любят украшения, и чем они крупнее и ярче, тем лучше.

Как вы понимаете, жить среди цыган совсем непросто. А еще, если в семье рождаются одни девочки, цыгане не проклинают судьбу, а идут в приют и усыновляют мальчиков - они верят, что важна не столько кровь, сколько воспитание.

Именно поэтому в таборе частенько можно встретить светловолосую или рыжую ребятню - отсюда и слухи о том, что цыгане воруют детей.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди