04.03.2019

Может ли малыш 8 месяцев. Развитие ребенка в восьмой месяц жизни. Что нужно знать родителям о лепете ребенка


В возрасте 8 месяцев малыш становится более активным и любознательным, его речь наполняется множеством новых звуков, а игры отличаются большим разнообразием – кроха интенсивно развивается. На этом этапе закладываются основы для дальнейшего формирования речи, моторики, психики и физиологии. Каждого заботливого родителя волнует вопрос: что должен уметь делать кроха? Все младенцы развиваются по-разному: кто-то к 8 месяцам уже пытается совершить первые самостоятельные шаги или произнести отдельные короткие слова, другие же продолжают передвигаться только ползком и лишь издают звуки. Однако существуют обобщенные нормы (обычно их описывают в специальных таблицах), характеризующие умения и развитие малышей.

В 8 месяцев ребенок активно развивает новые навыки и пытается копировать поведение взрослых

Активность и физические способности

К 8 месяцам мышечная система ребенка становится крепче, а двигательные навыки - совершеннее. Большинству малышей удается удерживать равновесие, они приподнимаются и могут стоять, придерживаясь за опору. Если кроха падает на пол, не стоит бояться – он просто еще не понимает, как аккуратно присесть, его придется этому учить. Некоторым малышам к 8 месяцам еще не удается вставать на ножки, они даже ползают неуверенно, но поводов для беспокойства не должно быть – после 9 месяцев кроха окрепнет и всему научится. Обычно мальчики активнее ведут себя и быстрее растут, чем девочки.

В 8 месяцев у ребенка сформированы следующие навыки:

  1. большинство детей активно и уверенно ползают, а некоторые встают, опираясь ручками на какой-то предмет, пытаются делать маленькие шаги;
  2. малыш должен самостоятельно садиться из положения лежа и возвращаться без посторонней помощи в исходное состояние;
  3. сами переворачиваются с животика на спинку и обратно;
  4. дети могут хлопать в ладоши, махать взрослому ручкой;
  5. могут брать небольшие предметы, игрушки двумя пальчиками и удерживать их в руке;
  6. тянутся ручками за игрушками, показывают на предметы пальчиком;
  7. бросив игрушку, обязательно следят за ее траекторией взглядом;
  8. у малыша получается ставить игрушки (например, кубики) друг на друга, толкать их и тянуть или катить к себе;
  9. ребенок самостоятельно способен снимать носок с ноги;
  10. малыш откусывает и пережевывает мягкую пищу, пьет из кружки.

Эмоциональное развитие и коммуникация

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

На 8 месяце жизни происходит большой скачок в развитии психики ребенка (подробнее в статье: ). Теперь кроха ярче проявляет свои эмоции, стремится к контактам с окружающими, лучше распознает интонацию и речь.

Основные навыки малыша:

  1. в этом возрасте роль мамы в жизни малыша значительно возрастает, он постоянно ищет ее глазами, остро переживает разлуку с ней, никто из родственников не способен заменить ее крохе;
  2. ребенок быстро идет на контакт с другими людьми, если видит их доброжелательность, улыбается им в ответ, тянется ручками;
  3. остро реагирует на громкие звуки, иногда даже пугается, услышав их;
  4. проявляет живой интерес к новым предметам, показывает на них пальчиком (если не получается дотянуться), пытается взять их, пощупать или погладить, стремится открыть шкафы, холодильник, окно;
  5. кроха теперь сам может находить себе занятия и уделять им некоторое время, если ребенка отвлечь, то через несколько минут он возвращается к прежней игре;
  6. малыш лучше отзывается на просьбы, различает интонации, может обижаться на запреты;
  7. способен видеть и узнавать предметы под разным углом зрения и на расстоянии;
  8. ребенку удается управлять и манипулировать предметами, игрушками, он с легкостью различает их по цвету, форме, фактуре;
  9. малыш с интересом смотрит на свое отражение в зеркале, улыбается ему;
  10. для ребенка на данном этапе важно чего-то добиться и достичь цели, он остро реагирует на неудачу или наоборот радуется своему успеху, задача родителей – поддерживать кроху и подбадривать его похвалой;
  11. появляются первые манипуляции близкими, но родителям необходимо правильно реагировать на них – не поддаваться и объяснять крохе, что существуют и запреты.

Малыш настойчиво требует сотрудничества от взрослого, не получив его, может обидеться и расплакаться

Уже в этом возрасте закладываются основы будущей личности, поэтому родителям стоит очень внимательно следить за своей речью и поведением. Ребенок замечает и понимает гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Сводная таблица базовых умений малыша в 8 месяцев

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Держась за опору, пытается вставать на ножки, сидит хорошо, не теряя равновесие. Подолгу ползает, изучая пространство вокруг.
Действия с предметами Подолгу играет с игрушками. Если обе ручки заняты, а взрослый дает малышу еще одну игрушку, то бросает ненужную, чтобы взять то, что дают. Любит вынимать детали, снимать крышечки, вынимать предметы из коробки. Знает и показывает такие действия, как «пока» и «ладушки».
Навыки Пьет из чашки, которую держит взрослый. При этом сам старается придерживать ее. Ест кусочек фрукта или хлеба, держа в его в руке.
Эмоции Расположение к окружающим пропадает. Наступает кризис 8-ми месяцев: обостряется чувство привязанности к близким членам семьи, других воспринимает настороженно и застенчиво (подробнее в статье: ). При этом от родных ждет сотрудничества: хочет, чтобы ему все показывали-рассказывали, подносили к интересующим вещам.
Речь Громко и четко произносит серии слогов (ай, аля, хэ, адять, адеде, бидеде, баба). Но соотнесения слогов с определенными понятиями еще нет.
Интеллект Действия носят целенаправленный исследовательский характер. Учится предвосхищать события. По несколько раз пробует сделать то, что не получилось. В 8 месяцев у малыша усиливается чувствительность к звуковому сопровождению: голосу мамы, музыке.

Освоение простых двигательных навыков осталось позади, теперь кроха сосредотачивается на мире предметов, старается стать более мобильным - делает первые попытки переступать, держась за опору

Как понять, что кроха развивается правильно?

С целью убедиться в том, что развитие ребенка соответствует нормам, родители могут провести тест:

  • младенец должен различать и узнавать на фотографиях родителей и близких, пытаться назвать их, произнося слоги;
  • если положить рядом с малышом небольшой предмет, тот должен ухватить его двумя пальчиками;
  • во время игры в прятки кроха, увидев лицо взрослого, обрадуется ему и рассмеется;
  • при попытке забрать игрушку, которую малыш держит в ручке, тот предпримет усилие, чтобы вернуть ее себе;
  • у ребенка в таком возрасте одинаково хорошо развиты обе ручки, когда он в одной руке держит игрушку, можно дать ему еще один предмет, и кроха попытается схватить его другой рукой;
  • если сидящего младенца накрыть пеленкой, он попытается снять ее с себя;
  • в 8 месяцев малыш умеет копировать действия других людей, повторяет за ними движения;
  • когда малыш лежит в кроватке, можно показать ему игрушку на расстоянии, он должен потянуться за ней, самостоятельно привстать и сесть;
  • если крохе назвать несколько знакомых ему предметов, тот начнет их искать глазами и указывать на них жестами.

Родителям обязательно стоит забеспокоиться и обратиться за помощью к специалистам, если в 8 месяцев малыш:

  • не стоит на ножках, когда его придерживают или под руками есть опора;
  • не садится, не ползает, не способен переворачиваться и не старается встать;
  • не произносит отдельные звуки, не «агукает», на лице не проявляются эмоции;
  • не тянется к предметам, которые ему дают, не удерживает их пальчиками, не умеет перекладывать их одной руки в другую.

Ребенок в этом возрасте должен узнавать привычные предметы и реагировать на них, уметь произносить по слогам соответствующие им слова

Подведение итогов

К возрасту 8 месяцев большинство малышей умеют пользоваться жестами для общения - например, показывают пальчиком на интересующую их вещь, тянутся за нужными им предметами. Кроха начинает проявлять повышенное внимание к окружающему пространству: активно ползает, хватает ручками все, что ему попадется, и засовывает это в рот. Родителям необходимо следить за безопасностью, обращая внимание на некрупные предметы, которыми ребенок может подавиться. У малыша хорошо получается удерживать мелкие вещи и игрушки, зафиксировав их между большим и другими пальчиками (противостояние большого пальца).

К этому возрасту ребенок способен узнавать родителей и других близких, отличать их лица, тогда как появление незнакомых может вызвать у него испуг или плач. К чужим людям младенцы относятся настороженно, но могут и улыбнуться, заметив хорошее отношение к себе. По отношению к каждому взрослому малыш уже выстраивает свою линию поведения.

В этот период нежелательно оставлять ребенка наедине с чужими (няней, подругой), если только он не успел ранее привыкнуть к человеку. В отсутствие мамы малыш все же испытывает определенный стресс, больше пугается и капризничает.

Речь ребенка обогащается новыми звуками, некоторые даже произносят слоги и подобия слов. Малышу нравится слушать сказки, стихотворения, потешки, песни. Родителям на этом этапе необходимо побольше общаться с ним, проговаривая каждое свое действие, рассказывая об окружающих вещах: игрушках, еде, одежде. Все слова должны произноситься правильно и полностью, так как кроха запоминает новую информацию. Эти же рекомендации дает в своих видео-беседах доктор Комаровский.

Считают, что в течение года ребенок преодолевает три этапа в развитии до достижения годовалого возраста. Первый - в три месяца: малыш держит уверенно голову, распознает родителей. Второй ключевой рубеж он преодолевает в полгода: его можно присаживать, вводится различный прикорм. И наконец, к году дети начинают пытаться ходить самостоятельно, вырастает большая часть .

Такой подход к воспитанию ошибочен : необходимо отслеживать развитие ребенка ежемесячно, чтобы избежать в будущем последствий. Давайте рассмотрим поведение восьмимесячного малыша: сколько и как он должен питаться, особенности физиологического и психологического развития и многое другое. Одни дети более быстро осваиваются в новом мире, другие немного запаздывают, поэтому если Ваш малыш в каких-то моментах не соответствует календарю, это не страшно.

Физиологические особенности развития

К восьмому месяцу у ребенка уже вырастает от четырех до шести : в некоторых случаях происходит отставание развитие ребенка по этому признаку. Наличие кальция в каждом организме индивидуально, поэтому количество зубов может колебаться.

Детский сон в совокупности по-прежнему остается в районе 15 часов : временные промежутки активного состояния становятся дольше, ребенок начинает спать больше ночью. Днем ребенка советуют укладывать 2 раза для двух-трех часового сна, остальное время, порядка 9-11 часов, приходится на ночь.

Показатели веса и роста детей весьма индивидуальны, на восьмом месяце жизни наблюдается снижение набираемой массы . Это связано с повышением активности, затратой энергии. Обращаем внимание, что обязательно хоть небольшое набирание массы тела, но если малыш теряет граммы, следует обратиться к педиатру. Ориентировочно, средний вес составляет 8-8,5 кг . Более подробную информацию можно увидеть в таблице.


и ребенка к этому возрасту уже окрепли, и малыш может пытаться вставать на ноги или колени. Взрослой должен помогать малышу, показывая какие действия ему необходимо совершать, чтобы принять желаемое положение.

Психологические аспекты развития ребенка на восьмом месяце жизни

В отличие от физиологического развития, малышей в основном схожа в возрасте восьми месяцев. Малыши познают мир, они дают ответную реакцию, узнают своих родителей и близких.

Восьмой месяц жизни ребенка может стать испытанием на прочность нервов мамы и папы. Он начинает манипулировать криками и капризами , если родители не найдут «золотую середину» в общении с ребенком, он может вырасти с истеричным характером. Важно последовательно и спокойно объяснять малышу, что можно, а что нельзя. Все опасные вещи лучше убрать от глаз ребенка, чтобы не искушать его. Если же он тянется к запретному предмету, старайтесь говорить ему «Нет» и отводите малыша или убирайте запретную вещь. Вскоре он научится понимать отрицательную реакцию родителей.


В этом возрасте формируются первые страхи : ребенок мгновенно выделяет незнакомого ему человека и может заплакать и испугаться. Со временем, при правильной реакции родителей, этот пройдет, и малыш будет дружелюбно реагировать на гостей.

Линия поведения родителей должно быть одинаковой : нельзя, чтобы мать что-то запрещала, а отец, наоборот, разрешал. В восемь месяцев, хотя ребенок еще толком не разговаривает и передвигается с трудом, его характер уже начинает формироваться.

Что умеет ребенок?

С полугода детей начинают присаживать, если они не сделали это ранее самостоятельно. В восемь месяцев малыши, находясь уже устойчиво сидячем положении, могут двигать руками : трясут игрушками, хватают близлежащие предметы. Он пользуется как левой, так и правой рукой в равной степени. Предпочтение движений только одной рукой не дает заключения, что это его окончательный выбор.

Малыши начинают ползать, некоторые уже способны передвигаться по всей квартире. Особо активные дети пытаются вставать на ноги, причем обратный процесс – опуститься на попу – дается им тяжелее. Поэтому зачастую ночью может раздаваться детский крик: встав, малыш не знает, как ему опуститься обратно, в кроватку.


Ребенка можно учить ходить : аккуратно придерживая сначала за две, затем за одну руку. Не следует торопить малыша, шаги он должен делать самостоятельно, необходимо просто создавать опору.

Восьмой месяц ознаменовывается формированием пространственного восприятия: он начинает принимать решения в сложных для себя ситуациях: останавливаться на крае кровати или дивана, замирать, если пролетает муха.

Ребенок начинает произносить различные звуки, невнятные слова . Напевайте малышу простые песенки, состоящие из отдельных слогов, рассказывайте скороговорки. Детским разумом хорошо усваиваются песни на военную тему, они ритмичные, и их легко повторять.

Питание и составление меню


Количество кормлений сокращается до 5-6 раз в сутки с четырёхчасовыми промежутками. Это время оптимально для отучения малыша от грудного вскармливания : следует ограничивать ночные кормления. То же самое и касается детей, питающихся молочной смесью. В 8 месяцев мать должна постепенно уходить от ночных кормлений. Для ускорения и облегчения этого процесса существуют следующие рекомендации :

За два часа до сна покормить ребенка сначала кашей, а затем, после приема вечерней - привычной порцией молока или смеси;
- В течение дня малыш должен получать большую часть суточного объема пищи;
- Замена водой или несладким ночных кормлений.


У восьмимесячного ребенка уже есть зубы, пищеварительная система практически сформирована, поэтому в прикорм вводятся печенье, макаронные изделия, мясо и филе рыбы. Доля молока в рационе не должна превышать 30% от суточного объема потребляемой пищи.

Разнообразить овощные пюре можно с помощью петрушки, укропа, салата. Специи отложите до тех, пока ребенок не подрастет. Порции пюре из фруктов увеличивают до 100 г в день. Старайтесь готовить самостоятельно всю еду для ребенка.

Гигиенические процедуры


Ежедневные гигиенические процедуры включают принятие перед сном, частое мытье рук в течение дня, а также подмывание интимных мест после акта дефекации. В этом возрасте маленькие детки активно изучают окружающую обстановку, трогает не только свои игрушки, но и вещи, принадлежащие родителям. Кроме этого малыши ползают по полу, собирая мелкие частицы пыли. Затем они начинают лезть руками в рот, поэтому их следует мыть с мылом хотя бы раз-два в час.

Кроме личной гигиены ребенка необходимо производить ежедневную влажную уборку, мыть с хозяйственным мылом два раза в день все пластмассовые предметы. Если есть плюшевые и мягкие игрушки, их также следует периодически стирать.

Вечерние ванны можно превратить в праздник для ребенка, включив различные игры. Одной из самых простых является пускание пузырей: если карапуз начинает капризничать в ванной, его внимание можно отвлечь разноцветными шарами.

В возрасте восьми месяцев ребенка приучают к горшку : этот процесс занимает не один день. Родителям следует запастись терпением и каждодневно присаживать ребенка на его туалет. Можно включать струю воды и сопровождать характерными звуками и словами. Так ребенку легче будет выражать свои желания в более позднем возрасте.


Прогулки на улице полезны для малышей любого возраста: ребенок восьми месяцев нуждается в большом объеме кислорода, это время усиленно развиваются клетки мозга. Кроме этого, дети начинают рассматривать окружающие предметы, поэтому гуляя с ребенком, поясняйте ему, где находятся машины, дома, цветы. Гулять следует утром и вечером.

Игры

В этом возрасте дети сами просят поиграть с ними, пока вербально : выбрасывают игрушки из кроватки или манежа, подползая и протягивая к вам ручки.


Ребенку можно предложить следующие развлечения :

Игра в «Ку-ку»;
- применение интерактивных плакатов и игрушек;
- игра с мячом;
- складывание пластмассовой пирамидки сначала совместными усилиями с родителями, затем карапуз начнет играть самостоятельно;
- уделяйте время на развитие мелкой моторики, приобретите малышу игрушки из дерева (например, цепочку из шариков, квадратиков, сердечек);
- игра в кубики с нарисованными фруктами, овощами, предметами и буквами;
- при покупке игрушек выбирайте предметы без мелких частей, которые может оторвать ребенок;
- с ребенком можно поиграть и без дополнительных атрибутов; посадите малыша на колени, трогайте поочередно его и себя за нос, ушки, лобик, обязательно проговаривая все слова;
- находясь в поликлинике, можно сыграть в интересную игру, которая сократит ожидание в очереди; на своих пальцах нарисуйте разные рожицы - разноцветными фломастерами, и, поочередно сгибая каждый, показывайте своему карапузу;
- тренируйте малыша, показывая ему цифры и буквы и проговаривая их вслух.


Восьмимесячный человек требует большого внимания, несмотря на это, вы можете заниматься своими делами, находясь с ним в комнате. Пусть малыш учится проводить время самостоятельно, но в то же время он должен ощущать одиночество.

Умственные способности, мышление человека в большей части формируются до года после рождения. Поэтому каждый месяц нужно вводить новые развивающие игры, проводить легкий ежедневный пальчиков ручек и ножек малыша, развивая мелкую моторику. В восемь месяц к ребенку можно начинать относиться как к взрослому человеку: разговаривать, показывать и пояснять, как пользоваться различными предметами.

Второе полугодие жизни у каждого новорожденного проходит по-разному, одни ведут себя спокойно и быстро набирают массу, другие стремятся познавать мир и отличаются чрезмерной активностью. Чтобы развитие ребенка в 8 месяцев проходило правильно, задачей родителей является обеспечить крохе положительный микроклимат в родном коллективе, как можно больше общаться с малышом, а также окружить маленького члена семьи лаской и заботой.

На восьмом месяце набор массы будет не таким значительным, как ранее. Это и неудивительно, ведь ребенок уже больше двигается, ползает, приподнимается, из-за чего тратит намного больше энергии. Вес восьмимесячного малыша в норме должен составлять 8-8,5 килограммов, однако это средний показатель, который может иметь отклонения вплоть до 2 кг. Тревогу стоит бить в том случае, если новорожденный за месяц вовсе не набирает веса, или, что еще хуже, теряет его. Это может быть следствием нехватки питания или же болезни – в любом случае ребенка следует показать педиатру.

Оптимальный режим питания для 8 месяцев – это прием пищи через каждые 4-5 часов. С этого времени можно начинать постепенно отучать кроху от груди, лучше всего вначале ограничить ночные кормления. Вместо привычных 2-3 раз попробуйте оставить 1-2 кормления. Чтобы ребенок не испытывал ночью чувства голода, перед сном наряду с грудным молоком предложите малышу кашку или молочную смесь (главное, давать прикорм перед прикладыванием к груди, иначе ребенок не станет его есть). Со временем аналогичным образом можно ограничивать количество дневных кормлений, постепенное отстранение от грудного питания поможет малышу спокойнее перенести этот период, а вам позволит избежать проблем с переполненными молочными железами.

В 8 месяцев у крохи обычно уже есть 4-6 зубиков, однако некоторые детки получают первый резец к году, если не позже. Позднее развитие зубного ряда не является отклонением или тревожным симптомом, но все же стоит показать малыша педиатру во избежание возможного заболевания.

Ножки и ручки восьмимесячного малыша уже не такие пухленькие, как раньше, локтевые и коленные суставы укрепляются, поэтому вскоре он сможет сам вставать на ножки. Поначалу, самостоятельно встав около опоры, ребенок может капризничать и плакать. Распространенная ошибка неопытных родителей в том, что они думают, будто малышу больно, на самом деле, у крохи просто не получается сесть обратно, что и вызывает панику. Помогите малышу присесть, после чего опять приподнимите и усадите обратно, проделав это несколько раз, малыш поймет, что ничего сложного нет, и успокоится.

Развитие пищеварительной системы на данном этапе практически завершено, поэтому организм готов к приему взрослой пищи. С 8 месяцев можно давать ребенку разнообразные продукты: каши, макаронные изделия, мясо и рыбу, овощи и фрукты. Табу лежит лишь на сладостях, солениях, копченых и жареных блюдах, а также ненатуральных продуктах.


Начиная с полугода новорожденные проявляют повышенный интерес к познанию окружающего мира, поэтому все незнакомые предметы и явления они стремятся попробовать на вкус и пощупать. Не нужно ограничивать малыша, ведь он осваивает новые для себя ощущения, предлагайте ему игрушки из разных материалов (резины, дерева, ткани и пр.) для развития моторики, знакомьте кроху с яркими цветами и новыми звуками, чтобы стимулировать память.

В 8 месяцев малыши уже могут лепетать, а некоторые произносят свои первые слова – мама, баба, ам-ам, дай и пр. Помогите развитию разговорных навыков ребенка – больше читайте, пойте малышу песенки, рассказывайте скороговорки. Приобщайте кроху к совместному диалогу, предложите повторять за вами слова или же попробуйте повторять лепетание малыша, он обязательно оценит ваши попытки.

Примерно в 8 месяцев кроха начинает проявлять характер, сейчас он может кричать и требовать вашего внимания наиболее активно. Попытки манипулировать вами должны мягко пресекаться, поскольку, предоставив сейчас полную свободу действий, перевоспитать непослушного активиста уже не получится.

  • Сразу обозначьте предметы, непозволительные для игр, и не отступайте от установленного правила;
  • Договоритесь с домашними, чего нельзя разрешать и давать ребенку, ведь если вы будете запрещать что-либо, а бабушки или дедушки станут это разрешать, воспитательного эффекта вы не добьетесь;
  • Не идите на поводу у вредины, если он капризничает без повода, – не спешите брать его на руки, поскольку вполне возможно, что малыш успокоится самостоятельно. Отвлеките его игрушкой, музыкой, а на руки берите только в том случае, если все успокоительные средства не помогают.

Развитие характера личности проходит на протяжении всей жизни, поэтому важно с самого начала обозначить позволительные рамки и правила поведения, благодаря которым ваш ребенок вырастет воспитанным человеком.


8 месяцев – возраст познания окружающего мира, сейчас малыш еще не совсем осознанно знакомится с новыми вещами и явлениями, однако все полученные на данном этапе знания станут основой для его дальнейшего развития. Важно в данное время показать крохе, что можно трогать, а что категорически запрещено. Так как кроха еще не понимает многих моментов, постарайтесь наглядно показать, что произойдет, если он, к примеру, дотронется до плиты или утюга. Проведите эту манипуляцию самостоятельно и изобразите, как вам больно. Предложите ребенку пожалеть вас и расскажите, что такое поведение принесет немало болезненных ощущений.

Разумеется, все опасные предметы в квартире должны быть надежно спрятаны, также во избежание травм постарайтесь зафиксировать ящики столов и шкафов так, чтобы ребенок не смог их открыть. Для дверей, подоконников и углов стола можно использовать силиконовые накладки, а электрические кабели и шнуры лучше спрятать под ковер или плинтус. Отдельно следует отметить опасность бытовой химии, так как кроха в 8 месяцев способен сам передвигаться по комнате ползком, ограничьте его доступ к ванной комнате, где обычно хранятся моющие средства и порошки. Любопытные детки все пробуют на вкус, а такое «лакомство» может стать причиной значительного отравления.

С полугода жизни для развития памяти малыша можно использовать самые разные игрушки. Крохи любят музыкальные предметы – надоевшие погремушки можно заменить интерактивными плакатами с буквами и музыкой или же музыкальным пианино. Мягкие кубики с цифрами, буквами, предметами и животными помогут не просто обучать кроху новым словам, они могут служить в качестве материала для постройки башен, а также прекрасно подойдут для кидания вместо мяча.

Выбирая занятия для ребенка, основывайтесь на его увлечениях: к примеру, если малыш очень активный, займите его спортивными занятиями, тренируйтесь с фитболом, покажите грудничку перекладины и кольца, приобретите детский боулинг и мягкие мячики. А спокойных деток могут заинтересовать менее активные игры: купите детское лото для развития памяти, мягкие пазлы или разнообразные пирамидки, которые помогут развитию мышления и укреплению маленьких пальчиков.

Время от времени всем нужно снова побыть детьми. Возможно, эта статья подскажет вам, как правильно общаться с малышом 8 месяцев от роду, как с ним заниматься и чем его можно занять, не выходя из дома. Для этого нужно определиться с умениями, которые вам хотелось бы развить у ребенка.

Восьмимесячный малыш готов бесконечно играть и исследовать окружающий мир, поэтому задача родителей - помочь ему в этом

Учимся взаимодействовать с предметами

Дайте малышу 8-ми месяцев возможность по-всякому манипулировать с предметами, изучая их качества. Нужно проводить такие занятия:

  • Развитие мелкой моторики.

Продолжаем работу с пальчиками, выбирая для манипуляций предметы разной формы размером 2-3 см. Это могут быть кубики, колокольчики, шарики и другие. Старайтесь подбирать учебные предметы так, чтобы они имели разную плотность, массу, фактуру и были изготовлены из различных материалов. Это поможет развить осязание 8-ми месячного малыша, тактильную чувствительность его ладошек и пальчиков.

  • Работаем с игрушками.

Стимулируем копирование действий взрослого (достать кубики из коробки, сложить их в линию, аккуратно прикрыть коробку, положить туда что-то). Обучаемся копированию двух связанных между собой действий: подойти и взять, открыть коробку и достать что-либо.

  • Башня из кубиков.
  • Игра «Что спрятано?».

Прикройте салфеткой звучащий предмет (колокольчик, погремушку, игрушку-пищалку). Не показывая предмет ребенку, приподнимите край салфетки и воспроизведите звук. После небольшого перерыва вновь проделайте эти действия, привлекая тем самым внимание малыша и стимулируя его к самостоятельным действиям.

  • Игра «Потяни за шнурочек».

Возьмите неваляшку и привяжите к ней шнурочек. Покажите малышу, что за него можно потянуть и подергать. Накройте эту игрушку салфеткой и снова повторите действия. Подражая вашим действиям, малыш будет обучаться соотношению выполненных действий и полученному результату, а также извлекать звук разными способами и правильно определять его источник.

Слуховое внимание играет значительную роль для адаптации малыша в окружающем его мире, а также напрямую связано с развитием активных зон мозга. Именно поэтому родителям рекомендуется не забывать об этом важном и полезном навыке.

Развитие речевого внимания

  • Игра «Найди мишку».

Это упражнение направлено на обучение малыша находить в разных местах комнаты одну и ту же игрушку. Для начала перемещайте ее так, чтобы ребенок это видел, а затем меняйте ее местонахождение, чтобы кроха не видел этого. Учим находить 2-3 знакомых игрушки в разных местах комнаты.

  • Игра «Ку-ку».

Любимая всеми детьми игра. Знакомая игрушка прячется под платочек (коробку, салфетку), при этом мама тревожно спрашивает: «А где мишка?», а потом радостно восклицает: «А вот же он!», сбрасывая платочек с игрушки. Так же можно прятать и членов семьи, набрасывая платочек им на лицо: «А где папа? А вот он!», «А где Коля? Вот!».

  • Вербальные игры.

Развиваем понимание элементарных движений и их копирование: «привет», «дай ручку», «ладушки».

Развитие активной речи

  • Произносим лепетные слоги.

Стимулируем ребенка произносить слоги и звуки, которые он произносил самостоятельно в течении прошлых месяцев, а также разучиваем новые звукосочетания, произносимые родителями. Дополняем перечень этих слогов: ля-ля-ля, ко-ко, та-та-та, ба-ба-ба.

  • Настраиваем на подражание.

Начинать упражнения по развитию речи следует с настраивания крохи на вербальную активность. Ее нарастание происходит достаточно медленно, поэтому важно, чтобы ребенок имел немного времени на подготовку артикуляционного аппарата к произнесению некоторых сочетаний звуков - для этого необходимо произнести эти звуки немного заранее.


Развитие речи - одно из приоритетных направлений развития малыша. Маме стоит как можно чаще разговаривать с ребенком и стимулировать его к запоминанию отдельных понятий

Чтобы малыш в течении 60-90 секунд сосредоточил свое внимание на артикуляции и мимике, старайтесь сделать произнесение слов и звуков более разнообразным: говорите то громким, то тихим, то нормальным, то почти беззвучным голосом, интонируйте звуки различными способами, но каждый раз подчеркивайте артикуляцию. В начале упражнения повторяйте уже знакомые ребенку звуки, а после добавляйте к ним новые сочетания.

  • Первые подражания звукам.

Последовательно показывайте малышу разные игрушки, упрощая их название или заменяя его ассоциативно схожим: машина (би-би), кошечка (мяу), кукла (ляля).

Воспользуйтесь при показе эффектом неожиданности: внезапного появления (из-под стола или одеяла, из-за спины) и исчезновения. Полезным будет выполнять с игрушкой какие-то действия: ляля ходит (топ-топ), машина едет и сигналит (би-би), птичка клюет крошечки (клю-клю) и поет песенку (чив-чив).

Сюжетные игры

Сюжетные игры для детей 8-9 месяцев носят пока сугубо ознакомительных характер. Вы знакомите ребенка с игрушкой, рассказываете о ее действиях, издаваемых звуках, обучаете примитивным навыкам игры.

Показывайте указательным пальчиком малыша, взяв его руку в свою, приговаривая: «Где котик? Вот. А где у котика хвостик, ушки, лапки, глазки?» Пускай ребенок сам попробует воспроизводить слова и сочетания звуков при произнесении названий игрушек и определении их действий (ляля топ-топ, собачка ав-ав).

Главное, чтобы родители произносили не только упрощенные названия и действия, но и полные: «мур-мяу кошечка», «би-бип машинка».

  • Учите ребенка словам, которые раскрывают действия : подойди, открой, возьми, закрой. Привлекайте его играть вместе с вами.

Ребенок в возрасте восьми месяцев становится намного активнее и подвижнее, он больше интересуется окружающим миром, проявляет интерес к новым людям и предметам. Немного изменяется его режим дня. Теперь малышу достаточно спать днем два раза по полтора – два часа. Кроха продолжает закреплять свои навыки и развивает новые умения.

Происходят изменения в физическом и психологическом развитии ребенка. Малыш подрос в высоту и набрал вес, возможно, появились первые зубы. Каждый день малыш узнает что-то новое и делает для себя интересные открытия.

Навыки восьмимесячного малыша

1. Ползание – является основным способом передвижения ребенка по квартире. Теперь он умеет ползать не только по-пластунски, но и на четвереньках. Он может продолжительное время посвящать изучению пространства и территории, ведь на пути встречается так много интересных предметов. Родителям необходимо позаботиться, чтобы этот путь был безопасным для крохи. Всевозможные опасные для ребенка предметы (например, ножи, ножницы, стеклянные предметы, провода и розетки, удлинители и лекарства, миски для кормления животных и даже мусорное ведро) должны быть на недоступном уровне.

2. Как только ребенок хорошо освоил умение ползать на четвереньках, то на очереди следующий этап – самостоятельное овладение положением сидя. Малыш, который долгое время ползал по комнате, устает и садится на несколько минут (обычно на 2-5 минут, не больше) отдохнуть, а затем продолжает свое путешествие дальше.

Такие самостоятельные тренировки приводят к уверенному удержанию тела в вертикальном положении. Усаживать малыша в подушки категорически не рекомендуется.

3. Продолжается овладение еще одним новым навыком – это вставание у опоры. Дети в этом возрасте умеют крепко хвататься ручками и подтягиваться к перилам детской кроватки, к ручке кресла или к стульям. Положение стоя длится недолго, так как мышцы ног и спины еще недостаточно окрепли.

Находясь в вертикальной позе по несколько минут за один прием, происходит своеобразная тренировка мышечной ткани. Постепенно малыш научиться стоять увереннее и дольше, его ножки окрепнут, а позвоночник сможет выдерживать нагрузки. Взрослым не нужно в это время предлагать свою помощь малышу или пытаться ставить его почаще и подольше.

Нагрузка на скелет, мышцы и суставы должна происходить очень осторожно, постепенно и без принуждения. Постановка ребенка на ножки в раннем возрасте может в будущем привести к проблемам с опорно-двигательным аппаратом или с позвоночником.

Если малыш старательно продолжает свои упражнения, то задача родителей – обеспечить ребенку доступ только к надежной, устойчивой и безопасной опоре.

4. Показателем полноценного развития мелкой моторики и психики в этом возрасте является умение ребенка брать мелкие предметы при помощи двух пальчиков. Он словно маленьким пинцетиком может захватывать хлебную крошку, горошинку, перышко и любые другие предметы и игрушки маленького размера.

5. Сформировавшимся навыком в 8 месяцев является удерживание и бросание игрушек. Ребенок понимает, что сначала нужно дотянуться до предмета, крепко его взять, а потом выбросить (например, из кроватки или коляски). Взрослые тоже должны «играть в эту игру» и возвращать выброшенные предметы на место.

6. Ребенок проявляет сообразительность и может складывать игрушки одна на другую, собирать маленькие предметы в коробку, нанизывать колечки на основание пирамидки или просто стучать одной игрушкой об другую. Так у малыша формируется умение соотносить предметы и действия. Такие игры рекомендуется постепенно усложнять и поощрять кроху за любые его маленькие достижения.

7. Происходят изменения в речевом развитии. Ребенок понимает многие слова, просьбы, тональность голоса и выражение эмоций. В этом возрасте малыши запоминают очень много слов, но пока еще продолжают «выражать свои мысли» простыми слогосочетаниями – ма или мама, па или папа, ба или баба, да и другими.

Можно попросить кроху дать игрушку, бросить ее, показать пальчиком на нужный предмет – и ребенок обязательно выполнит вашу просьбу. Дети в возрасте восьми месяцев знают, что такое «нельзя» или «нет», а также отличают строгие и ласковые интонации голоса.

У ребенка происходит пассивное накопление словарного запаса, поэтому рекомендуется как можно больше разговаривать с ним. Положительное воздействие на дальнейшее речевое развитие малыша оказывают детские стишки, песенки, сказки. Рекомендуется не использовать в общении с малышом сюсюканье. Необходимо сразу учить его говорить слова в правильной форме, чтобы потом не пришлось переучивать.

8. Начиная с семимесячного возраста дети начинают бояться всех новых людей. В восемь месяцев этот страх не только остается, но еще и усиливается. Малыш должен все время видеть свою маму, а особенно в присутствии посторонних. А еще спокойнее кроха будет чувствовать себя на руках у мамы. И это не каприз или привычка. Так как большую часть времени малыш находится с мамой, то развивается чувство привязанности к ней. Мама – это не только тепло, ласка и нежность, но еще и надежность, охрана и защита от всего и всех.

Оставаясь один в своей кроватке, ребенок ощущает себя беззащитным, ему становится неспокойно и страшно. Малознакомые люди, которые хотят взять малыша на ручки, только вызывают у ребенка отрицательные эмоции. Знакомить кроху с новыми людьми необходимо только в присутствии самого близкого человека. Малыш должен чувствовать себя в безопасности в любой ситуации. Родители должны уметь понимать своего ребенка без слов и вовремя его поддержать и приободрить.

9 Любознательному малышу нужно предлагать различные развивающие игры. Пользуйтесь тем, что ваш малыш – это чистый лист бумаги. Ему все интересно и ново. В качестве упражнений для развития мелкой моторики и творческих способностей предложите своему крохе порисовать пальчиковыми красками или цветными мелками. Дети обожают это полезное занятие.

Овладев многими навыками, малыш в следующем месяце перейдет к освоению новых и более сложных для него действий и умений.

Развитие ребенка в 8 месяцев (видео)


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди