30.06.2019

На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не заплетает: традиции, приметы, суеверия. Птичка гнездышка не вьет, а девка косу не плетет


Сегодня Благовещение. Самый большой у Бога праздник и один из самых больших праздников весны, в который нельзя работать.

Считается, что на Благовещение птица гнезда не вьет, а завьет, так делается на все лето пешей. Говорят: «Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещение», «В какой день Благовещение, в тот, во весь год, никакого дела снова не начинать».

По народному поверью в этот день весна-молодуха борет злюку-зиму. С этого дня начинаются многие весенне-полевые работы. Обычно до этого дня зимний путь рушится или за неделю, или неделю спустя.

«С Благовещения жди первого грома». «Каково Благовещение, такова и светлая неделя» (перед пасхой). «Каково Благовещение проведешь, таково и весь год».

Исстари на Руси заведено, чтобы в этот день освобождать птиц на волю. «Благовещение — птиц на волю отпущение». В Москве и сейчас этот обряд совершается против Охотного ряда. Сюда с утра приходит народ, покупает птиц и своими руками выпускает на волю. Если в этот день курица или гусь снесет яйцо, из последнего высиживается урод или калека.

В старину под Благовещенский вечер крестьяне приходили в подвал с кочаном капусты и клали его на землю, скрытно от всех. Этот кочан должен быть первый, сорванный осенью с гряды. На другой день, возвращаясь с обедни, рассматривают кочан. Говорят, будто счастливцы находят в нем семена, от которых выросшую капусту никакой мороз не убивает. Накануне Благовещения сеют горох.

В этот день пожилые женщины пережигают соль в печи. Эта соль, по поверью, оказывает чудеса при разных болезнях, особенно кожных. Золу с печи в этот день хранят для капусты и других огородных растений: когда они портятся, их посыпают этой золой. Под Благовещение огней в домах всю ночь не тушили — лучше уродится лен, иначе молния все выжжет.

В ночь на Благовещение выставляют с водой ложку: если замерзнет вода в ложке, то яровые родятся хорошие. Если на Благовещение замерзнет в ложке вода, то будет сорок утренников (т. е. утренних заморозков), если не замерзнет, скоро коренная весна будет или вся весна теплая будет. «Если на Благовещение небо безоблачно и Солнце яркое — быть лету грозовому». «Весна до Благовещения — много морозов впереди», «Благовещение без ласточек — холодная весна», «Если на Благовещение дождь или пасмурная погода, лето будет дождливое». Установившаяся ранняя весна до Благовещения отзовется холодом на весь месяц. «Если в этот день холодный ветер — будет лето холодное, а если ветер теплый, южный — то и лето будет теплое». Если праздник приходил с теплом, ждали морозную осень, и наоборот, снег, залежавшийся до этой поры, обещал теплую осень. В народе считали, что такая же погода, как на Благовещение, должна повториться на Пасху.

По этому дню пытались определить урожай. Если на Благовещение снег сойдет — овса не будет. Если на Благовещение дождь — соберешь много хлеба и уродится рожь, будет много грибов; если сухо, то летом возможна засуха. Умеренная погода — умеренными будут лето и урожай. Если в этот день ветер, иней и туман — к урожайному году. Если в этот день мороз — урожай на овес и грузди. Красные круги вокруг Солнца в этот день — к урожаю. А вот гроза в этот день предвещает теплое лето и урожай орехов. Красный день на Благовещение предопределяет урожай яровых, груздей и других грибов, очевидно, намекая на дождливое время в начале лета. Если звезд на небе мало, то и яиц будет мало. После этого дня разрешалось возделывать землю под новые посевы (до этого времени земля спит и трогать ее нельзя). Накануне Благовещения сеют горох. «Благовещенскую капусту мороз не бьет».

Коли ночь теплая, то весна будет дружная. Если в Благовещение утренник, то после него сорок утренников еще будут. Вёдро в этот день — к летним пожарам. Коли на Благовещение снег на крышах, то на Егория (6 мая) он будет еще на полях, и лето обещает быть неурожайным. Туманное утро предвещает большие разливы рек.

У православных христиан 7 апреля — Благовещенье Пресвятой Богородицы. Благовещение, значит благой день, когда архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о грядущем рождении Сына Божьего Иисуса Христа и о том, что Она избрана стать матерью Сына Божьего.

В народе в этот День говорят, что «в Благовещеньев день — птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает». Доказательство (по старинной легенде) у всех на глазах: кукушка не имеет своего гнезда, она не умеет его строить и потому старается положить яйца в чье-либо чужое и готовое. Она несет такое божеское наказание за то, что дерзнула в Благовещеньев день свить себе гнездо, когда даже глупая курица на такую работу не пускается. Говорят также, что «крота Бог ослепил за то, что он копал землю на Благовещенье».


На Благовест на Руси было заведено отпускать птиц на волю. Существовал обычай ночью сжигать соломенные постели, чтобы истребить болезни, а женщины пережигали в печи соль и верили, что теперь она будет творить чудеса в лечении всех болезней.

Согласно писанию известно, что Пресвятая Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне за их непрестанные и слезные молитвы. По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена праведному восьмидесятилетнему старцу Иосифу, бедному плотнику из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство.

Переселившись в Назарет, в дом Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме. Дева Мария однажды читала Книгу пророка Исаии и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой. В тот благословенный день начала человеческого спасения, явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».

И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего…и Царству Его не будет конца. - Мария же сказала Ангелу; как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим… Тогда Мария сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1, 28-38).

Так в чреве Пресвятой Девы Марии возник Благословенный Плод - Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира. Сын Божий становится Сыном Человеческим, воспринимает человеческую природу, чтобы Своим воплощением, искупительными страданиями и Воскресением обновить и обожить ее.

Как правило, Праздник Благовещения всегда выпадает на великий пост. Исключение составляет лишь очень ранняя Пасха. По уставу церковному, учитывая что, идет строгий пост, но на Благовещение разрешается вкушать православным и рыбу. Надо отметить, что рыбу вкушают православные и в Вербное воскресенье и этот День также приходится на дни Великого поста.


7 апреля мы празднуем Благовещение. Православная церковь в этот день вспоминает возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении от неё Иисуса Христа. А весь народ радуется приходу весны. Интересно посмотреть, чем отличается церковный праздник от народного. И в чём сходство этих праздников.

Согласно евангелисту Луке, дело было так: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его». Мария удивлена: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» На что Гавриил (кто такие ангелы, я , рассказывая об архангеле Михаиле) ответил: «Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Богословы говорят, что тем самым ангел обещает бессеменное зачатие, без нарушения девства. На что успокоенная девушка отвечает: «Да будет Мне по слову твоему». Считается, что именно в момент согласия свершается зачатие.

До Петра в Москве в этот день практиковали шествие на осляти. Патриарх на лошади, ряженой в осла, пересекал Красную площадь и въезжал через Спасские ворота в Кремль. Сам царь вёл осля под уздцы. Около Лобного места заранее устанавливали вербу, украшенную искусственными цветами, грецкими орехами, изюмом, финиками, яблоками. Деревце на специальных санях ввозили в Кремль и ставили у дверей Успенского собора. После службы патриарх раздавал яблоки. И ветви наряженной вербы тоже раздавались.

Таковы реалии христианского Благовещения. К этому можно добавить, что Мария родилась в семье двух престарелых иудеев Иоакима и Анны из Назарета. За 50 лет совместной жизни они не могли родить и очень страдали от этого. Соплеменники издевались над бедным Иоакимом, Анна плакала и молилась. Однажды ей явился ангел и сказал, что у неё будет дочь, которую надо назвать Мария, и от неё будет спасение миру. Обрадованная Анна тут же поклялась, что отдаст свою дочь на служение богу. Когда Марии исполнилось три года, она была отдана в Иерусалимский храм.

О том, какие функции выполняли девушки в этом храме, говорить не принято. Ясно, что вышивали, подметали пол, помогали по хозяйству. Однако известно, что в древности на всём Ближнем Востоке (и не только там) женщины, посвящённые богам, иеродулы, занимались священной проституцией. То есть должны были отдаваться приходящим за плату, которая шла на нужды храма. Смысл этого служения был освящён древнейшими обрядами аграрной магии. Понятно, что любой из тех неизвестных, которым отдавались храмовые блудницы, мог оказаться каким-нибудь богом. Это примерно то же самое, что распространённый до сих пор у многих народов обычай ублажать неизвестного гостя, ведь он может оказаться кем угодно. Есть даже пословица: принимая незнакомца, принимаешь бога.


Но всё это вовсе не значит, что Мария занималась в Иерусалимском храме религиозной проституцией. Такая практика была уже давно запрещена еврейским законом. Во Второзаконии сказано: «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых. Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету» (Втор. 23:17). Конечно, этот закон нарушался, поскольку послужить великой Астарте всегда находилось много охотников. Но с ними боролись, поскольку бог евреев хотел быть единственным богом. Например, царь Аса «изгнал блудников из земли и отверг всех идолов, которых сделали отцы его, и даже мать свою Ану лишил звания царицы за то, что она сделала истукан Астарты». (3 Цар. 15:12). Ещё позднее царь Иосия «разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты» (4 Цар. 23:7). Во времена, когда жила Мария, храмовая проституция уже не существовала как таковая, от неё остался лишь символизм посвящения девочек богу и некоторые термины, например, «сын божий».

А теперь отправимся в далёкую северную варварскую землю Россию. Все вышеописанные терзания не имеют к нам почти никакого отношения. И дева Мария лишь постольку считается русской Богородицей, поскольку развитие народов, живущих на Русской равнине, было насильственно деформировано принятием христианства. В результате людям пришлось приспосабливаться, вливать свою душу в чуждые религиозные формы (Шпенглер назвал это псевдоморфозом). Однако исконные (кто-то скажет: посконные) смыслы никуда не исчезли, они продолжают жить. Так под спудом христианского Благовещения скрыт старый языческий праздник начала весны, пробуждения земли. Зима уходит, и земля просыпается от зимней спячки, как медведь (с ним как раз связаны некоторые благовещенские обряды и предания). Считается, что именно на Благовещенье из земли выходят змеи, лягушки, насекомые, мыши… А также нечистая сила, которая зимой, конечно же, тоже спит (по крайней мере некоторая её часть). Из Вырия (райской страны) прилетают птицы, скорее всего, с их прилётом связан прекрасный обычай выпускание птичек из клеток.

С Благовещения начинается настоящая жизнь, весеннее брожение. Но сперва надо всё-таки проводить зиму, которую олицетворяет чучело, сжигаемое на Масленицу. И тут, как говорит герой Достоевского, запятая. Когда у нас Масленица и когда Благовещение? Благовещение сегодня, а Масленица была бог знает когда, сходу и не упомнишь. Она потеряла самостоятельное значение, оказалась приурочена к началу Великого поста, который, будучи привязан к Пасхе, может начинаться 15 февраля (самая ранняя дата), а может 18 марта (самая поздняя). Но ведь и дата Благовещения сдвинулась. По церковному календарю это 25 марта, но из-за отставания Юлианского (церковного) календаря от Григорианского празднуется 7 апреля. И вот мы видим бессмыслицу, которая путает не только мозги, но и физиологические ритмы природы.


Между тем, некогда масленичные и благовещенские обряды составляли единую систему празднования ухода зимы и прихода весны. И были привязаны к весеннему равноденствию, 20 или 21 марта. К этой дате приурочено множество праздников во всём мире. Например, Новруз, который во многих странах мусульмане отмечают как начало весеннего времени роста и процветания. В переводе с фарси «Новруз» означает «новый день» (в Иране 21 марта - первый день календаря). Собственно, этот праздник не совсем мусульманский, скорее уж зороастрийский, поскольку в этот день жгут костры, устраивают факельные шествия, прыгают через огонь в надежде таким образом получить удачу, здоровье, хороший урожай и защититься от джинов и прочих напастей. И, конечно, в это время поминают умерших предков.

Мусульманские попы никогда не приветствовали языческие игрища, но и (речь не о фундаменталистах) не слишком мешали народу приобщаться к естественной религии. К общечеловеческой. Дело в том, что подобного рода обычаи, приуроченные к весеннему равноденствию, были и есть везде. В Китае к сезону весеннего равноденствия приурочен праздник Божества Земли, а на пятнадцатый день после равноденствия приходит сезон Чистоты и ясности, Цин Мин. Этот праздник максимально приближен к нашему Благовещению, начинается 4-6 апреля. Первый день посвящён поминовению умерших. Весь Китай приходит на кладбища и поправляет могилы родных (у нас один из таких поминальных дней Радоница, бывает во вторник второй недели после Пасхи). Китайцы на кладбищах жгут деньги (не настоящие, а специально произведённые, жертвенные), белый пепел сожжённой бумаги летит над землёй. А накануне повсюду гасят (гасили) огонь, чтобы с наступлением праздника зажечь новый, посредством трения дерева. Для этого использовали иву, которая особо почиталась.

О магической силе вербы (разновидности ивы), я писал в прошлый раз, в тексте , посвящённом Вербному воскресенью и весенним потокам. Здесь добавлю, что ивовую ветку обычно держит в руках бодхисатва Гуанинь. В Индии этот бодхисатва известен как Авалокитешвара, бодхисатва милосердия, а в Китае его почитают в основном как женщину, богиню, спасающую от бед, подательницу детей, покровительницу женщин, великую печальницу за всех. И это возвращает нас к русской Богородице, которая, конечно, жила среди нас и в дохристианские времена, любила своих детей, свой народ, помогала ему как могла. И её любили. И ей поклонялись. Формы этого поклонения в период весеннего равноденствия были примерно такие же, как и по всему миру. Во всяком случае, Кормчая книга 1282 года содержит запрет против тех, кто на Благовещенье «перед храмины своими, или враты домов своих, пожар запаливше, прескакуют по древнему некоему обычаю».

«Пожар» здесь - просто костёр (огонь для которого, правда, лучше добывать трением). Прыгают через такой костёр и китайцы, и зороастрийцы. А истинно православным русским людям нельзя, попам это, видите ли, не нравится. Ладно, пойдёмте, друзья, попрыгаем в другом месте. Как говорится: «Пушкин! Тайную свободу пели мы вослед тебе!» Всегда пели и тайно скакали. Мы к этому до того привыкли, что иногда поём и скачем в тайне даже от самих себя.

Не секрет, русские боги бывают очень суровы. Вот Масленица (старая): «Зима недаром злится, прошла её пора»... Зиме надо помочь уйти. Для этого, в частности, жгут чучело, которое не только «ведьма злая», но и трепетная Снегурочка. А когда-то на месте чучела был человек (например, Иисус). В наше время людей в жертву уже не приносят. Боги сами берут себе жертвы. Как? Да воздействуя на людей через их подсознание.

Например, каждый год по весне тысячи одержимых выходят на лёд и, делая вид, что ловят никому не нужную рыбу, ждут, когда их льдину оторвёт и понесёт. И вот лёд тронулся. Вместе с рыбаками. Дальше их спасают, но не всех. Это уже почти официальный ритуал. Его каждый год показывают по телевизору, на него тратятся большие деньги, спасатели заранее готовятся… Нет, конечно, никто не думает, что участвует в обряде жертвоприношения. Но чуя в себе неясный порыв, люди выходят на лёд. Как у Багрицкого в антихристианской поэме «Смерть пионерки»: «Нас бросала молодость на кронштадтский лёд». Молодость - это весна, обострение: «Но в бреду горячечном поднимались мы». И были громадные жертвы. Именно в человеческих жертвах карнавальный смысл революций и прочей весны человечества.

Подобного рода эксцессы случаются потому, что богов угнетают, то есть налагают запреты на человека. А Масленица (и Благовещение) - это когда человек в рамках праздника отпускает себя на волю. И таким образом даёт действовать в себе (и через себя) божеству. Карнавальные маски, масленичное ряженье - лишь внешняя форма, вот именно обряд, помогающий освободиться от условностей. А в душе в это время брожение, боги толкают на подвиги (многих на лёд). При этом вовсе не обязательно ясно понимать, что с тобой происходит и кто тобой движет. Главное - освободиться от искусственных ограничений, дать свободу стихийным порывам, воспарить.

Благовещенский обычай выпускать птиц на волю - прекрасный символ того, что происходит весной: душа получает свободу, кровь бурлит, земля просыпается... И тут интрига. Как , в сказке «Конёк-горбунок» пойманная Иваном Кобылица с золотой в землю гривой (хлеба), говорит: «Дай мне место для покою да ухаживай за мною сколько смыслишь. Да смотри, по три утренней зари выпущай меня на волю погулять по чисту полю». «По три утренней зари» - это не только «на третий день», но и «на третий год». Точнее, на третью весну, ибо Кобылица (кстати, Деметра отдалась Нептуну в облике кобылицы) излагает Ивану схему трёхполья.


О божествах трёхпольной системы речь шла в связи с праздниками Успения и Рождества Богородицы (последний бывает 21 сентября, то есть практически накануне осеннего равноденствия). Однако трёхполье кроме ярового и озимого полей предполагает ещё и паровое поле: землю, выпущенную на волю, как птица из клетки. Для чего? Говорят: земля истощилась, ей надо дать отдохнуть. Но это лишь агрономия. А сакральная суть в том, что поле, возделываемое человеком, периодически должно возвращаться богу. Оставить поле под пар - значит позволить Небу совокупиться с Землёй. Уверяю, небесная сперма гораздо полезней навоза и суперфосфата. Но главное - сладостней. Мать Земля, лежащая под паром (и одновременно скачущая молодой кобылицей по собственной поверхности), с замиранием сердца ждёт приближения бога.

Конечно, отнюдь не того, которому молятся в церкви. Этот пришелец из Синайской пустыни брезгует Матушкой Землёй, придумал какой-то безопасный секс на расстоянии. А наш молодец! Это видно даже на христианских иконах, поскольку они изображают не только историю того, что было в городе Назарете, но и то, что всегда есть и будет: глобальный мистический акт соития небесного Бога (как бы он ни звался у разных народов) и Матери Сырой Земли.

Историческая Параскева жила в малоазиатском городе Иконии во времена великого Диоклетиана. Её родители настолько чтили день страданий Иисуса, пятницу, что назвали свою дочь Параскевой, что и означает «пятница». Родительское программирование (в частности, при помощи имени) - дело, так сказать, амбивалентное. Житие говорит, что девушка всем сердцем возлюбила чистоту и высокую нравственность, дала обет безбрачия, желала посвятить всю свою жизнь Богу. Это, конечно, хорошо. Но «на этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своём память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки». За упорство в вере злые язычники истязали Параскеву, а потом отсекли ей голову.

Давайте посмотрим, что изображено на иконе Благовещения. Попы говорят: «Гавриил сообщает Марии, что она родит сына от бога Ягве». Пусть так. Но что на иконе видит китаец, индус или русский, которому ещё не повредили мозги на уроках православной культуры? К богине (она всегда с нимбом) приближается крылатое существо, а в небесах мощный уд извергает ток спермы. Это и есть «погулять по чисту полю», божий оргазм, сопровождаемый хором стихийных духов: «Мы не сеем и не пашем, а валяем дурака. С колокольни…» Чем машут, разгоняя облака над невспаханным и незасеянным (паровым) полем, прекрасно видно на иконе Благовещения, которая (с точки зрения аграрной религии) есть символическое изображение парового поля. Как икона Успения Богородицы - изображение ярового поля, а икона Рождества Богородицы - озимого. На всех трёх иконах изображено одно и то же божественное поле, но только в разных его состояниях. Три ипостаси единой Деметры.


Вообще, композиция Благовещения варьирует. Например, греки с XIV века начинают рисовать на иконе нескромную служанку, подглядывающую за соитием богов. На русских иконах между ангелом и Богиней с средины ХV века появляется прядущая девица, одетая как Параскева Пятница. Тут надо заметить, что Пятница-Мокошь (Параша) ближе других богинь к изначальной Матери (Сырой Земле). Можно уточнить: это божество подсечной системы земледелия, дотрёхпольная богиня урожая. На иконе парового поля этой Параше самое место, поскольку земля под паром - как бы возврат к целинному состоянию. Например, на иконе, писанной для Сольвычегодского Благовещенского собора (ХVI век), между ангелом и Богородицей изображена уже и не Параша, а горы и чёрный провал, на котором написано: «Рождество Христово». Логично: дева зачинает. Однако горы и пропасти земли - это уже не столько дева, сколько девственная природа. Та самая, на лоно которой приходит человек, вырубает лес, сжигает его, сеет, жнёт. В первый год урожайность при этом бывает даже повыше, чем при трёхполье. Во многих местах Архангельской области такая система сохранялась вплоть до ХХ века.

А в душах людей она жива и по сей день. Поезжайте прямо сегодня за город, оглянитесь вокруг, и вы увидите, как горит земля: поля, обочины, лесополосы. Дым, гарь. Едешь будто в тумане, трудно дышать. Это люди жгут прошлогоднюю траву. Заодно выжигают и лес. Кто эти пироманы? Огнепоклонники-зороастрийцы? Или это китайцы в русских полях жгут свои жертвенные юани? Да нет, это русские люди, у которых по весне обострилась, с позволения сказать, масленично-благовещенская архетипика. Наши предки в районе весеннего равноденствия жгли чучела, а заодно старые вещи и траву. А теперь форма стихийного богослужения изменилась. Провожая зиму, одни выходят на лёд, а другие встречают весну, кадя божеству подсечного земледелия. Ай-люли!



В православном церковном календаре:

1 апреля - начало 3-й седмицы Великого поста. День памяти праведной Софии, княгини Слуцкой.

Накануне Благовещения отмечался праздник Камаедзiца. Название его идет от основного блюда, которое готовилось в этот день, - гороховых комов, это распаренный в печке до состояния пюре горох, приправленный часто жареным луком, оформленный в виде шариков-комов и затем запеченный до образования хрустящей корочки. Комы готовились как любимое лакомство самого сильного зверя наших лесов - медведя. Отношение к нему у наших предков всегда было особое, уважительное, даже с некоторым оттенком страха и боязни. Медведя чаще всего величали иносказательно - Гаспадар. Он символизирует здоровье, силу, мощь, плодородие, плодовитость, достаток, благополучие и богатство не только у белорусов, но и у многих народов. Считалось, именно в день накануне Благовещения медведь потягивается, переворачивается и просыпается в своей берлоге. Чтобы помочь ему, чтобы не рассердился и встал в добром здравии и настроении, и полагалось обедать комами. После обеда в семьях все ложились и, повторяя движения просыпающегося зверя, перекатывались с боку на бок, чтобы помочь медведю окончательно скинуть оковы сна.

На Благовещение - большой праздник. В церквах проходят торжественные службы в честь Благой вести о непорочном зачатии Девой Марией Христа. В народе с этим праздником также связан целый ряд примет, обычаев и запретов. Он настолько почитаем, что, как говорили, в этот день "птица гнезда не вьет, девица косы не плетет", а значит, все не работают. Люди считали, что до Благовещения земля беременна, ее нельзя копать, вбивать в нее колья, даже просто ударить по ней чем-либо запрещалось, потому что "нельга чапаць матухны-зямлiцы". Она, набрякшая после зимы талыми водами, как бы ждет оплодотворения солнцем и теплом. Как живой организм готовится к тому, чтобы в дальнейшем дать зеленые всходы и родить добрый урожай. Но прежде должна полностью освободиться от зимних оков, то есть от снега, льда, всякого мусора, накопившегося за время холодов, очиститься. В Дзержинском районе даже в годы войны на Благовещение на восходе солнца трижды совершали обход вокруг "своей" земли - своего надела с колесом от телеги, которое держали над головой. После чего коршун не нападал на цыплят и кур, более того, оставлял их в покое и хорек. Обход проводился только женщинами и в тайне от всех. Таким образом описывался магический круг, известный всем народам. К Благовещению старались загодя поместить на крыше дома или где-нибудь рядом с ним на дереве старую борону или просто сколоченные доски, чтобы привлечь чудесную божью птицу-аиста. А еще внимательно вглядывались в небо, надеясь увидеть там его полет. Заприметил - это принесет здоровье и исцеление от болезней суставов ног. Прилет аиста до Благовещения обещает скорое тепло и добрый урожай.

Еще в этот день пристально наблюдали за всеми погодными явлениями. Теплый день обещал морозную осень, небольшой, слегка залежавшийся снежок - наоборот, теплую осеннюю пору, дождь, даже чуть моросящий, - хороший урожай хлебов, "сухое надвор`е" - засуху, в меру теплое - сулило такие же умеренные лето и осень. А еще считалось: какая погода на Благовещение, такая будет и на Пасху.

Наш колорит!

Накануне Благовещения только у нас в Беларуси отмечался праздник Камаедзiца.

7 апреля по народному календарю – Благовещение, третья встреча весны. Народные названия этого дня - Освобождение птиц. Капуста. Сжигание постелей. День бросания саней, весенний базар.

По обычаю в этот день давали волю птицам. «Птичий охотник» выносил клетки с птицами на Красную горку, позднее стали устраивать птичьи базары. И девушки шли выкупать птиц, давать им волю.

Под Благовещение, ночью сжигали свои соломенные постели, чтобы истребить болезни; прыгали через огонь, чтобы избавить себя от призора; окуривали платья, чтобы предостеречь себя от обаяния.

С вечера под Благовещение молодежь переселялась с новыми постелями в холодные клети, а в избах оставались старики, больные и дети. Пожилые женщины на Благовещение пережигали в печи соль, которая оказывает чудеса в разных болезнях. С пережженной солью пекли из хлебного теста бяшки (небольшие булки) для излечения скота.

В этот день, по народному поверью, птицы гнезд не вьют, девки кос не плетут. Коли птица на Благовещенье гнездо завьет, то крылья у нее ослабнут, и тогда не летать, не порхать ей. Век свой по земле ходить.

Благовещение - важная дата для земледельца. С этого дня начинались весенне-полевые работы.

С Благовещением связано много примет на предстоящую погоду. Если в этот день на крышах лежит снег, то окончательно сугробы исчезнут лишь в начале мая. Ну, а если сегодняшний день будет теплым, то таким окажется и лето. Если же холодно, мороз - жди сорок каленых утренников, сорок морозов по утрам. Говорили: «Покров не лето, а Благовещенье - не зима. Солнышко с утра до вечера - об яровых тужить нечего: благая весть - будет что поесть».

Приметы:

На Благовещение идет дождь - родится рожь, год будет грибной, а рыболовы надеются на удачный улов рыбы. Также мокрое Благовещение к урожаю орехов.

Как Благовещение проведешь, таков и весь год.

На Благовещение мороз - урожай на грузди.

На Благовещение гроза - к теплому лету, к урожаю орехов.

На Благовещение солнечный день - пшеница уродится, а если звезд мало на небе, то яиц мало будет.

Ночь теплая на этот день - весна дружная.

Если небо безоблачно и солнце ярко - быть лету грозному.

Каков день, таков и конец месяца.

Если ветер, иней и туман - к урожайному году.

Если ветер холодный - будет холодное лето, а если ветер теплый, южный - то и лето будет теплое.

Если первые грибы вырастают на пригорке - к летним дождям, поселились в ложбинке - к суше.

Если Благовещение без ласточек, то оставшиеся дни весны будут холодными.

Журавли летят высоко - к ненастью.

Прилет кряков (кряковых уток) и куликов - на скорое тепло.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди