15.05.2019

Национальный молдавский праздник мэрцишор. Праздник Мэрцишор и Мартеница: история возникновения


Конкурс «Педагогический праздник в детском саду»

Программное содержание :

  1. Познакомить детей с традициями и обычаями молдаван, музыкой, танцами и костюмом.
  2. Воспитывать толерантное отношение к другим национальностям посредством перевоплощения в культуру этой народности.
  3. Дать представление об этом крае, жизни людей.
  4. Познакомить с новыми словами-молдаванизмами, объяснить детям их значение: Мэрцишор, Хора, мамалыга, плацинты, бунэ зиуа, ла реведере, бине аць венит, друм бун.

Предварительная работа :

  • просмотр презентации о Молдове,
  • чтение молдавских народных сказок, легенд,
  • прослушивание молдавских национальных песен и мелодий,
  • знакомство с произведениями молдавских писателей и поэтов,
  • знакомство с национальным костюмом и символикой Молдовы, с народными играми, традициями и обычаями, кухней, искусством, современными певцами,
  • знакомство с творчеством Е.Доги, Г. Виеру, Ю.Филипа,
  • выставка детских работ «Путешествие в Молдову»,
  • создание мини-музея «МОЛДОВА КРАЙ ЛЕГЕНД И СКАЗОК».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит молдавская песня «Хора дин Молдова» в исполнении Нелли Чобану. Дети, одетые в национальные костюмы, держась за руки, входят в музыкальный зал с ведущей, выполняя подскоки и ритмичные взмахи руками. Дети образуют круг и танцуют молдавский танец «Хора». В конце танца выстраиваются в полукруг.

Ведущая (воспитатель) приветствует гостей на молдавском: БУНЭ ЗИУА!

Дети хором переводят: Здравствуйте!

Гости здороваются.

Ведущая: БИНЕ АЦЬ ВЕНИТ ЫН МОЛДОВА!

Дети хором: ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МОЛДОВУ!

Ведущая вручает гостям хлеб да соль и мамалыгу с брынзей: В Молдове, как и в России, гостей встречают хлебом с солью. Но у молдаван второй хлеб - МАМАЛЫГА, это кукурузная каша, круто сваренная. Молдаване подают её как к основным блюдам, так и к сладким. В конце мероприятия Вы сможете попробовать еще одно блюдо - ПЛАЦЫНТЫ, БУЛОЧКИ С НАЧИНКОЙ.

А сегодня мы Вам расскажем о прекрасной весенней молдавской традиции - о МЭРЦИШОРЕ.

Каждый год 1 марта молдаване дарят друг другу небольшие красно-белые украшения - МЭРЦИШОРЫ. Мэрцишор от слова «мэрць» - март. Его дарят с пожеланиями любви и счастья, носят весь месяц, а 1 апреля украшают фруктовые деревья (чтобы богатый был урожай), дома как оберег. Откуда появилась эта традиция, вы узнаете из пантомимы «ЛЕГЕНДА О МЭРЦИШОРЕ».

Звучит мелодия Е. ДОГИ «МОЙ ЛАСКОВЫЙ И НЕЖНЫЙ ЗВЕРЬ». В центре зала сидит ПОДСНЕЖНИК.

Ведущая рассказывает: В конце зимы весна отправила подснежник узнать - скоро ли ее время правления? (Подснежник распускается, танцует под музыку).

Зима, увидев Подснежник - Вестник Весны, разозлилась (выбегает Зима, кружится вокруг Подснежника), завела сильную вьюгу, подняла ветер. Она ломала молодые деревца и вырывала засохшие колючки.

Вот и наш Подснежник оказался под колючками и горой снега. (Зима кружится под музыку вокруг Подснежника, выполняет танцевальные движения, иммитирующие вьюгу, накрывает подснежник белой вуалью) .

Весна, не дождавшись своего вестника, отправилась его искать. (Выбегает Весна и танцем передает заботу и поиски Подснежника).

Вдруг она заметила под сугробом зеленый листочек и поняла, что друг в беде. Весна, освобождая Подснежник, поранилась. Капли ее алой крови окрасили часть подснежника. Подснежник был освобожден и всем возвестил о приходе Весны. (Подснежник танцует вальс с Весной. В конце выбегает Зима и герои вальсируют вместе).

Занятие в детском саду «Молдова - страна легенд и музыки»

Составитель: СИНИЧКИНА ЕЛЕНА ВАЛЕНТИНОВНА, воспитатель, МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №41 «РАДУГА», г. Видное, Ленинский район, Московская область

Каждый год 1 марта празднуется один из наиболее любимых национальных праздников - Мэрцишор . Празднование начинается 1 марта и в этот день люди дарят друг другу маленькие красно-белые талисманы-бутоньерки (мэрцишоры), приговаривая: «Живите и цветите, как яблони в сердце весны».

Весна в Молдове приветствуется праздником под названием «Мэрцишор» . Название «мэрцишор» происходит от «martie», что в переводе с румынского означает «март».

В прошлом мэрцишор носили на самых чувствительных местах на теле, ребята носили на запястьях рук или ног, а девочки на шее. По обычаю мэрцишор должна была прикрепить мать утром до восхода солнца. Носили мэрцишор хотя бы 12 дней или до появления полной луны или до прилета аистов или до того когда начинали цвести деревья, иногда до (Русалий). Когда снимали мэрцишор, ставили его на цветущие деревья . Верили в то, что мэрцишор принесет счастье тому, кто достойно его носил. Первые дин марта напоминают нам о Новом Годе, который раньше отмечали весной.

В начале апреля во многих городах и селах Молдавии можно увидеть деревья, густо увешанные мэрцишорами. Существует поверье, что если в тот момент загадать желание, то оно обязательно сбудется. Считается, что этот талисман приносит счастье и удачу на целый год.

Символика нитей - белый и красный. Красная нить была когда-то черной, то был - Архаичный мэрцишор с белой и черной нитью. Он олицетворял единство противоположностей ‒ добра и зла. Белый означал чистоту, черный же цвет олицетворял силу, энергию жизни. Расшифруем более глубокий смысл этих двух цветов – белого, черного или красного, дошедшие до нас. Красный цвет имел и имеет особое влияние на людей. Считается что этот цвет имеет самый сильный эффект над чувствами, являясь символом красоты, молодости, здоровья и богатства. Он ассоциируется во многих архаичных культурах с наступлением весны, рождением и замужеством, то есть, является началом начал. Также считали, что он защищает малышей в период перехода от одного времени года к другому, и поэтому часто до сих пор завязывают красную нить новорожденным телятам, ягнятам, в особенности новорожденным детям.

Специалисты обращают наше внимание, что этот красный добрый цвет огня является основой, энергетическим принципом всей жизни, которая родилась из черной земли . Таким образом, отметим, что красное и черное являлись на протяжении веков взаимозаменяемыми субститутами, и что черному цвету предпочли более агрессивный – красный. В общих чертах мы описали вам символистику цветов мэрцишора.

Еще в народе знали, что если 1 марта погода хорошая, вся весна будет такой, а если день дождливый – то год будет богатым. В этот день необходимо оставить окна и двери широко открытыми, чтобы вошел весенний воздух, а те, кто хотят, чтобы у них не водились блохи, должны съесть много крапивы.

Легенда праздника рассказывает о том, что в первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она поспешила на помощь и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима же, увидев это, рассвирепела и призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить цветок. Но Весна прикрыла нежное растение руками и укололась терновником. Из ее пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так цвета мэрцишора символизируют ее красную кровь на белом снегу и победу Весны над Зимой.

Вот такая красивая легенда.

Встречаем весну!

Традицию праздновать “Мэрцишор” установили далекие предки молдаван, которые Новый год отмечали с приходом весны. В этот день люди дарят друг другу мэрцишор (символ ясности и счастья), это миниатюрное красно-белое украшение в виде всевозможных цветов, колокольчиков, бусинок, человечков, сердечек.


Согласно одной легенде, в первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на прогалинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму. Цвета мэрцишора символизируют её красную кровь на белом снегу.




Мэрцишоры носят на одежде весь месяц, а 31 марта снимают и развешивают на цветущих фруктовых деревьях. Считается, что благодаря этому людям будет сопутствовать успех в течение всего будущего года. По поверью, если загадать желание, вешая мэрцишор на дерево, оно обязательно исполнится.



В некоторых районах Румынии мэрцишоры носят не весь март, а только две первые недели. Считается, что это приносит здоровье и благополучие. В трансильванских сёлах мэрцишоры привязывают к дверям, окнам, рогам домашних животных, так как считается, что они отгоняют злых духов и придают жизненные силы. В жудеце Бихор есть поверье, что надо умыться дождевой водой, собранной 1 марта, чтобы стать красивее и здоровее. В Банате девушки собирают воду или снег с листьев земляники и умываются, чтобы быть любимыми. В Добрудже мэрцишор носят до прилёта аистов, а потом бросают его в небо, чтобы счастье было «большим и крылатым».

Древние мифы и легенды народов мира настолько разнообразны, вычурны и необычны, что порой их бывает сложно не только объяснить, но даже просто понять. Поэтому долгое время содержание любых преданий списывали на богатую фантазию «дремучих» доисторических людей, незнакомых с достижениями цивилизации. Но может быть нам просто не хватает знаний, чтобы понять наших предков? Давайте попробуем выяснить, что стоит за одним из самых почитаемых и древних обычаев на Балканах, о котором сложены легенды – празднике Мэрцишора.

Что мы знаем о Мэрцишоре?

Мэрцишор представляет собой амулет красного-белого цвета, его носят в марте и под конец месяца вешают на ветки деревьев. Как доказали археологические раскопки в Румынии, это древний языческий обычай, которому не меньше 8 000 лет. В ходе раскопок были найдены маленькие камешки, раскрашенные в белый и красный цвета, и носившиеся, как считается, на шее. Существует много различных легенд о том как появился праздник, но кроме того, что все их объединяет тема весны, сказать о мэрцишоре, казалось бы нечего.

Однако наука не стоит на месте и новые исследования позволяют приоткрыть завесу древней тайны. В научной литературе мэрцишор называют очень прозаично – мартовская нить. Это позволяет обобщить данные об обычае ее ношения у балканских народов. А сохранился он у молдаван, румын, болгар, македонцев, греков, албанцев и арумын .

Почему мэрцишор красно-белый?

Красный и белый цвета могут иметь различную семантику, но прежде всего это сакральные цвета. Белый цвет, помимо того, что это цвет чистоты и целомудрия, использовался в ритуальном костюме как символ потустороннего мира. Поэтому он присутствует в одежде новобрачных, новорождённых и умерших, символизируя переход человека в новую ипостась. Белый был цветовым символом неолитической богини неба или как принято ее называть в научной литературе – Великой богини.

Сочетание белого и красного цветов восходит к символизации двух верховных божеств раннеземледельческой религии и выражало пожелание связи бога и богини – связи, которая должна была обеспечить плодородие.

Сочетание белого и красного встречалось в различных древних культурах. У хеттов царь носил пояс, сплетенный из шерсти красного и белого цветов. В Древнем Иране царь носил красно-белую диадему и красную с белой полосой одежду. В Древнем Перу знатные лица определенной категории (возможно, священнослужители) носили накидки, раскрашенные в бело-красную шахматку. Она была идеограммой, выражающей представление о связи бога и богини. Во времена фараонов символами Верхнего и Нижнего Египта были красный и белый цвета или кобра и гриф: змея – как представитель земли, а птица, и в частности гриф, – представитель богини неба.

Почему мэрцишоры вешают на деревья?

Одним из главных воплощений неолитической Великой богини было дерево. Поэтому возник обычай вешать мэрцишоры в конце марта на деревья – так делают молдаване, румыны, болгары, греки и албанцы. Обычай приносить кусок ткани в дар богине, которая считалась пряхой, продолжает существовать и на Кавказе: во исполнение желаний или просто ради соблюдения традиции к ветвям дерева, которое считается священным, привязывают обрывок ткани. В Осетии даже существовал обычай вешать на дерево куски ткани именно белого и красного цвета. Делали это жрецы языческой богини Аларды.

Связь с деревом прослеживается даже в названиях Мэрцишор и Мартеница (болгарском аналоге мэрцишора). Этимологически они связаны с корнем *mara ‘дерево’ ностратического праязыка, от которого произошла макросемья языков, объединяющая несколько языковых семей и языков Европы, Азии и Африки.

Великая богиня и Баба Докия

К образу Великой богини восходят многочисленные мифологические персонажи различных народов, в том числе Баба Докия и баба Марта, связанные с Мэрцишором и Мартеницей.

Румынский исследователь И. Гиною напрямую связывает обычай ношения мэрцишора с легендой о мартовской старухе Бабе Докии, которая, поднимаясь со стадом в горы, пряла нить года, подобно тому как Мойры или Парки пряли нить человеческой жизни. В румынской культуре образ мартовской старухи действительно связан с прядением. Согласно вариантам легенды, известным на Буковине, в Трансильвании и на юго-востоке Румынии, Баба Докия отправилась в горы, заткнув за пояс прялку и взяв с собой кудель (этот мотив встречается также в сербских и греческих вариантах). В некоторых районах Румынии прядение считалось единственной работой, выполнение которой допустимо 1 марта.

У молдаван и румын число дней ношения мэрцишора часто бывало равно числу дней, в течение которых Баба Докия, поднималась в гору, и числу кожухов, которые она надела, отправляясь в путь – девяти или двенадцати. Эта традиция нашла отражение в рассказе «Mărţişor» Михая Садовяну, в конце которого скинувшая все свои кожухи Докия превращается в скалу.

Великая богиня, которую называют ещё Великой матерью или просто Богиней-матерью, была покровительницей деторождения, поэтому с мартовской нитью связывались поверья о плодовитости. Молдаване, румыны, болгары, македонцы часто носили мартовскую нить до прилета аистов, ответственных, как известно, за деторождение.

В южных областях Болгарии, в болгарской Добрудже и в юго-восточной Македонии встречается обычай прятать мартовскую нить под камнем и затем гадать по ней. Болгары, спрятав мартовскую нить под камень, на следующий день гадали о приплоде скота в текущем году. По поверьям из Пиринского края, появление муравьев на оставленном обереге означает приплод коз или овец, божьих коровок – приплод крупного рогатого скота, пауков – приплод ослов. В Софийском крае по появлению на мартовской нити насекомых, соломинок, щепочек девушки гадали также о замужестве.

Эти и многие другие данные указывают на то, что двоичный символ Мэрцишора уходит своими корнями в эпоху неолита и связан с культом богини неба или Великой богини, рудименты и пережитки которого сохранились в различной форме до наших дней.

Литература: Ариэль Голан. Миф и символ. Москва, 1994; Наталия Голант. Мартовский обрядовый комплекс румын и болгар в этнокультурной традиции Карпато-Балканского региона. Санкт-Петербург, 2007; Наталия Калашникова. Семиотика традиционного костюма. Кишинев, 2005; Doina Ruşti. Dicţionar de teme şi simboluri din literatura română. Bucureşti, 2002.

История праздника

Традиция Мэрцишора уходит глубоко в прошлое и, если верить историкам, возраст ее составляет не менее восьми тысяч лет. "Мэрц" по-румынски означает месяц-март, а "март", соответственно, происходит от латинского имени бога Марса.
В основе праздника лежит несколько красивых легенд: Одна легенда - о хрупком цветке с белоснежными лепестками по имени Гиочел, выжившем в противостоянии злобному вихрю по имени Кривэц. Цветок спасла добрая заступница Весна, которая оросила своей алой кровью лепестки Гиочела. В другой версии - это подснежник, выживший под злыми нападками старухи Зимы и возвестивший ее приход всему свету. Еще одна легенда, где Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки, но злой Змей выкрал ее и запер в своем дворце. После этого птицы перестали петь, дети забыли, что такое веселье и смех, и весь мир погрузился во тьму и печаль. И лишь один смелый юноша решился спасти Солнце. Целый год он искал злого Змея, а когда нашёл, то вызвал его на бой. В неравной битве Змей погиб, но успел ранить юношу. И вот, Солнце вернулось на небо, осветив весь мир своими лучами, и наступила весна. Но юноша не успел увидеть весну. Его рана оказалась смертельной и там, где теплая алая кровь юноши стекала на землю, таял снег и вырастали белые цветы - подснежники, предвестники весны. С той поры в честь освободителя мира от тьмы и печали люди сплетают два шнурка с белыми и красными цветами. Красный - символизирует любовь, красоту и память о погибшем юноше, а белый - здоровье и чистоту подснежника, первого весеннего цветка.

Традиции праздника

В этот день, первого марта, люди дарят друг другу красно-белые талисманы со словами любви и радости, произнося: “Живите, цветите, как яблони и груши в сердце весны”.
Мэрцишоры носят на груди весь март, а в начале апреля вешают на фруктовое дерево и загадывают желание, которое должно непременно исполниться. А молдавский Национальный музей природы и этнографии уже несколько лет коллекционирует и выставляет целые экспозиции этих замечательных символов весны и любви, изготовленных с народным умением и фантазией. Это и вязанные крючком ажурные цветочки, и солидные маковые коробочки, и двухцветные фонарики, и меховые зверушки.
Помимо Молдавии, приход весны подобным образом отмечают в Румынии, Болгарии, Македонии, Греции и Албании.

Этот замечательный праздник сопровождается международным музыкальным фестивалем «Мэрцишор», который в Молдавии проходит уже сорок первый раз. Фестиваль вмещает в себя все музыкальные жанры, от джаза до классики. Огромное количество гостей съезжается на этот праздник. Жителей Молдавии радуют своим искусством исполнители и ансамбли академической, эстрадной, народной, джазовой музыки из Австралии, Беларуси, Великобритании, Германии, Грузии, Израиля, Испании, Италии, Казахстана, Литвы, России, Румынии, Словакии, Турции, Украины и др.стран.

Приезжайте в Молдову на Праздник Мэрцишора и Вы никогда не забудете гостеприимство и дружелюбие молдавского народа!

(с)mdmoldova.narod.ru

От себя- это мой любимый праздник! На улице Кишинёва ещё лежит снег,солнышко светит,но не греет,мы кутаемся в свои тёплые одёжки,но город пестрит яркими красками праздника и уже чувствуется,что весна наступила.На лицах улыбки и у каждого к груди приколот цветочек,символ-весны!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди