31.05.2019

Настоящее. Бесподобные фразы о настоящем. Дочка. Фельдшер — о тех, кто забывает в больнице стариков-родителей


Как давно она заболела? - фельдшер обращался к дочери пожилой женщины.

Вчера вечером температура поднялась. До 37.7.

Фельдшер взглянул на экранчик пульсоксиметра. Прибор показывал 90% насыщения крови кислородом. Слишком мало для суточной простуды. Даже с учётом возраста больной.

А точнее?

Я же говорю: вчера вечером.

А до этого всё было нормально? Женщина чувствовала себя хорошо?

Да. Ходила. Делала что-то. Разговаривала. Она, правда уже давно сама себя не обслуживает. Всё на мне. Я ей готовлю, стираю, убираться помогаю в квартире.

Вы с ней живёте?

Ну… - женщина помялась. - Я тут недалеко. Но каждый день прихожу. Мама неадекватна уже лет пять. После инсульта. Но в остальном здорова. Даже кардиограмма как у молодой.

Ясно, - фельдшер смотрел на выползающую из кардиографа ленту. - И правда, кардиограмма вполне сносная для её возраста.

Ну, вот видите? - женщина облегчённо вздохнула. - А вы мне не верите.

Я не верю, что заболела она вчера. Здесь пневмония. Причём двусторонняя. Давайте всё-таки начистоту: сколько дней она болеет?

Ну, может дня два…

Фельдшер смотрел на женщину в упор.

Ну… что-то около того. Дней…

Дней десять, - подытожил фельдшер. - Да?

Женщина промолчала.

Врачу показывали?

Нет. Мама не хотела никого беспокоить. Я тоже думала, что сами справимся.

Значит, не справились. Собирайтесь. Теперь маму придётся в больнице лечить. Ищите, кто носилки понесёт.

Дочь опять вздохнула и отправилась по соседям.

Странно она как-то вздыхает, - подумал фельдшер. - Как будто у неё гора с плеч свалилась. Ой, темнит она что-то!

Тётку ту помнишь? - врач стационара отловил фельдшера в приёмном отделении.

Я только молоденьких запоминаю. А что за тётка?

Ну, ты её месяц назад привозил. В реанимацию. Ну, с пневмонией!

А-а, - фельдшер наморщил лоб, припоминая. - Вроде помню. Дочь её сопровождала.

Во, во! Она самая. Объявилась сегодня. Месяц ни слуху, ни духу. На звонки не отвечала.

Понравилась?

Да иди ты! - врач вслед за фельдшером вышел на улицу и сунул в рот сигарету - Месяц! Ме-есяц! Я её уже дней двадцать назад должен был выписать! Звоню дочери - трубка не отвечает! Домой к ней заезжал - никого нет. Можно было б, конечно, выписать и домой отвезти, так ключей от квартиры у бабки нет, а сама она вообще в какой-то тьмутаракани прописана! И дверь в квартиру не вскроешь из-за этого. Заведующий рвёт и мечет, что тяну с выпиской. Ему ж не докажешь!

Ну, а дочка-то где была? Не спросил?

Спросил. Как увидел её в холле, аж обход бросил, сразу к ней. На курорте, говорит, отдыхала. Всё равно, говорит, мама в больнице лежит. И присмотр за ней, и лечение. И кормят. Можно, говорит, ещё на неделю оставить?

А ты что?

Выругался про себя, а дочке прайс показал. Можно, говорю. Но на платной основе. Она прайс посмотрела. Потом говорит, что подумает и завтра придёт. Ну, тут уж я решил, что хватит. Хрен её знает, придёт она завтра или опять на курорты уедет. Чуть не силой дамочку к маме в палату тащил. Вещи сёстры за минуту собрали, бабушку одели и "хором" до такси проводили. Я лично из окна проконтролировал, что такси уехало.

Согласен, - фельдшер выбросил окурок в урну. - С таким раскладом, "завтра" точно могло и не быть.

Прошлое - царь, настоящее и будущее - скоморохи, вынужденные плясать под его дудку.

Если сложить тёмное прошлое со светлым будущим, получится серое настоящее.

Настоящее - вот всё, чего можно лишиться, ибо только им и обладаешь, а никто не лишается того, чем не обладает.

Только настоящее и существенное всегда сияет настолько ярко, что способно даже больно ослеплять.

Истина находится в настоящем, а ум всегда расположен в прошлом или в будущем, поэтому истина и ум никогда не встречаются.

Не зная прошлого, невозможно понять подлинный настоящего и цели будущего.

Бесподобные фразы о настоящем

Сейчас - это и есть жизнь. Сегодня длится годами. Вчера - умершее сегодня, завтра - не рождённое. Любой наш день - это всегда сегодня.

Нет времени, кроме настоящего.

Для вконтакте бесподобные фразы о настоящем

Твое прошлое скрывается в твоем молчании, настоящее - в твоей речи, а будущее - в твоих ошибочных шагах.

Прошлое, настоящее, будущее... Растворились как сахар в чае.

Прошлое должно оставаться в прошлом, и не мешать настоящему, а настоящее не должно испортить будущее.

На самом деле, чтобы не расставаться со своим будущим, нужно просто не совершать ошибок в настоящем.

Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.

Освещённость нашего настоящего определяют наши и наши воспоминания. Они могут быть как тёмными, так и светлыми. Да будет свет! И в будущем, и в прошлом. Ведь он там есть...

Он помнит то ощущение, когда ты можешь заглянуть в будущее не более чем на пару часов вперёд, потому что каждый новый день мог сделать из тебя нового человека. Так жилось в детстве. Тогда он жил в настоящем и ощущал, что проходит не время, а он сам.

То, что ещё выпадает на твою долю, намного интереснее того, что уже выпадало. Не забывай этого.

Прошлое гибнет под копытами настоящего, но то, чего так и не случилось, умирает только вместе с нами.

Чтобы лучше понять что такое настоящее, я расскажу вам историю о путнике, который, поскользнувшись, упал в пропасть. На тропе прошлого его ждали тигры-людоеды, внизу в будущем - острые скалы, но ему в этом кратком настоящем удалось уцепиться за выступ и держаться за него изо всех сил. Возле него на выступе рос кустик земляники, а внизу и вверху ждала верная смерть. Что ему делать теперь?

Всё происходящее с нами сейчас - прямой результат того, что мы натворили в прошлом.

Прельстительные бесподобные фразы о настоящем

Иллюзия - это далеко не надежда, а надежда не всегда реальность. Это не пессимизм. Принимаю жизнь как она есть. В немецком языке есть слово "hassliebe". Если по словарю, то оно переводится как "чувство, колеблющееся между любовью и ненавистью". Вот такое чувство я испытываю к каждому своему "сегодня".

И каждый рисовал себе картину счастливого будущего по-своему, в зависимости от того, чего был лишён в настоящем.

Прошлое предназначено служить нам, но завладеть им мы можем только при условии его подчинения настоящему.

Есть три ловушки, которые воруют радость и мир: сожаление о прошлом, тревога за будущее и неблагодарность за настоящее.

Ненужных людей нужно оставлять в прошлом, не давая им никаких шансов, вернуться в ваше будущее.

Совершая проступки - мы определяем своё будущее.

Мы никогда не будем моложе, чем сегодня.

Народ, переставший гордиться прошлым, забывший прошлое, не будет понимать и настоящего. Он станет равнодушным ко всему, отупеет и в конце концов превратится в стадо скотов.

Превознесение прошлого за счёт настоящего - первый признак старости.

Для любви не существует вчера, любовь не думает о завтра. Она жадно тянется к нынешнему дню, но этот день нужен ей весь, неограниченный, неомрачённый.

Живи в настоящем так, чтобы твоё прошлое обзавидовалось твоему будущему!

Неизвестные бесподобные фразы о настоящем

Если небо затянут тучи, и на сердце лежит тревога, верю - завтра всё будет лучше, даже если сегодня плохо.

Пусть тебя не заботит будущее, пока ты отчетливо не увидишь настоящее.

Тот, кто живёт прошлым, лишает себя настоящего. Тот, кто забывает о прошлом, лишает себя будущего.

То, что высмеивалось как суеверие в одном столетии, в другом подчас принимают за основу наук, и то, что кажется мудростью сегодня, завтра, возможно, станут считать абсурдом.

Забудь и отпусти прошлое! Не дай ему стать хозяином твоей жизни, твоего времени. Станешь рабом прошлого, оно украдёт твое настоящее! Очнись и живи!

Мы можем действовать только здесь и сейчас. Перестаньте тратить столь важный и настоящий момент на беспокойства и сожаления и не откладывайте дела на завтра. Сегодняшний день, возможно, самый драгоценный подарок, который приготовила вам судьба. Не дайте ему "испортиться". Не позволяйте ему заполниться отрицательными эмоциями: чувством раздражения, одиночества, грусти, апатии, зарядите себя энтузиазмом. Согласитесь, что этот день потенциально наполнен успехом, счастьем, любовью и радостью. Всё это будет сегодня.

Что толку думать о будущем - ведь оно наступает каждую секунду:)

Прошлое не имеет значения, найди себя в настоящем и будешь править в будущем.

Мы пьём чай, мы слушаем новости, мы ходим на работу, мы плоть от плоти сегодняшнего дня, пропахшего историей и страшащегося будущего.

Чем чаще оглядываешься на прошлое, тем больше лишаешь себя жить в настоящем, и мечтать о будущем.

Поучающие бесподобные фразы о настоящем

Нельзя печалиться всю жизнь и слёзы горько лить. Что унесло рекой судьбы, назад не возвратить. Мгновенье каждое цени, люби и будешь рад! Прекрасен настоящим день, зачем смотреть назад?

Так как будущего у них не было, то жили они сегодняшним днём.

Нынешний мир слишком грязен для деликатных и благородных людей.

Полоса неудач будет длится до тех пор, пока ты будешь считать, что лучшее позади и всё ужасно. Сложно разглядеть, что перед тобой, когда голова всё время повёрнута назад!

Несколько дней, горсть минут - вот они, и это настоящее, наше с вами настоящее, которое мы зачастую упускаем, предпочитая вспоминать или загадывать. Прошлое уже закончилось, каким бы подробным оно ни казалось, а будущее еще не начиналось - и, пожалуй, никогда и не начнётся.

Настоящая забота о будущем состоит в том, чтобы отдать всё настоящему.

Прошлое не важно. Настоящее несущественно. Будущее не определено.

Нельзя цепляться за мечты и сны, забывая о настоящем, забывая о своей жизни.

Лучше всего забыть о прошлом и не искать его в бесконечном море настоящего.

Затеяв настоящего с прошлым, мы обнаружим, что потеряли будущее.

Стремление каждого - узнать, кто ты на самом деле, но ответ на этот вопрос кроется в настоящем, а не в прошлом.

Провозглашай прошлое, определяй настоящее, предсказывай будущее.

Пользуйтесь настоящими удовольствиями так, чтобы не повредить будущим.

КТО ЗАБЫВАЕТ О ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Теперь, наконец, мы можем точно указать, что так раздражает ACT в притязаниях социологии социального на объяснение асимметрий с целью остаться верными главной интуиции своей науки: они неосуществимы. Либо слово «социальный» обозначает локальные взаимодействия лицом-к-лицу, слишком быстротечные для объяснения с их помощью асимметрий, либо это магическое заклинание, обращенное к тавтологическим силам, но «социологи социального» никогда не готовы платить за это полную цену-цену груза-объекта.

Социальные объяснения рискуют скрыть от понимания то, что они должны раскрывать, ибо слишком часто остаются «без объекта». Большинство социологов в своих исследованиях рассматривают социальный мир как без-объектный,- и даже несмотря на то, что в повседневной рутине их, как и всех нас, могут озадачивать постоянное партнерство, непрекращающаяся близость, закоренелая дружба, страстная любовь, тесная привязанность приматов и объектов на протяжении последнего миллиона лет. Устанавливая критерии контроля качества исследований, проводимых в рамках ACT, мы должны очень тщательно проверять, объясняются ли власть и господство с привлечением множества объектов, которым приписывается главная роль, и переносятся ли они (власть и господство) эмпирически наблюдаемыми средствами. И мы не удовлетворимся, если власть и господство сами по себе окажутся таинственным вместилищем того, что приводит в движение множество участников действия.

Следовать за социальными связями даже когда они плетут свой путь через не-социальные объекты, может быть сложно по той причине, что теории здесь нечего делать. За потребностью социологов непрестанно патрулировать границу, отделяющую «символическую» сферу от «природной», кроются серьезные мотивы, а именно то, что это хороший,- а в действительности плохой - полемический аргумент. Выделив себе небольшую нишу, они уже в начале XIX века оставили вещи и объекты ученым и инженерам. Единственным способом отстоять для себя немного автономии было покинуть просторные территории, от которых они отказались, но крепко держаться за отданный им сокращающийся участок: «значение» - «символ» - «интенция» - «язык». Когда велосипед ударяется о камень, это не социальное явление. Но если велосипедист едет на знак «стоп», оно становится социальным. Когда на телефон устанавливается новое наборное поле, это не социальное явление. Но когда обсуждается цвет телефонных аппаратов, это уже социальное явление, потому что здесь, как говорят дизайнеры, присутствует «человеческое измерение». Когда молоток забивает гвоздь, в этом нет ничего социального. Но когда изображение молотка скрещивается с изображением серпа, молоток переводит в социальную сферу, поскольку включается в «символический порядок». Таким образом, каждый объект разделился надвое, причем ученые и инженеры взяли себе большую часть - действенность, причинность, материальные связи, оставив лишь крохи специалистам по «социальному» или «человеческому» измерению. Поэтому всякий намек сторонников ACT на «власть объектов» над социальными отношениями для социологов социального - болезненное напоминание о притязании других, «более научных», разделов на их независимость, не говоря уже о денежных грантах, и на те территории, свободно разгуливать по которым им уже не разрешается.

Но междисциплинарная полемика не приносит хороших идей, а лишь возводит баррикады, используя для этого любую рухлядь, какая есть под руками. Когда какое-либо положение дел расщепляется на материальный компонент и прибавленный к нему в качестве аппендикса социальный, ясно одно: это искусственное разделение, навязанное междисциплинарными дебатами, а не порожденное эмпирической необходимостью. Это просто означает, что большинство данных потеряно, что коллективное действие не отслеживалось. «Быть одновременно и материальным, и социальным» - это не способ существования объектов, это всего лишь способ искусственного разрезания объектов, делающий их специфическую силу предельно таинственной.

Справедливости ради следует сказать, что не только социологи в полемике ухватились за одну метафизику, выбрав ее из многих. Их «дорогие коллеги» из других, точных, наук тоже пытались утверждать, что у всех материальных объектов лишь «один способ» действовать, который сводится к «причинной детерминации» движения других материальных объектов. Как мы увидим в следующей главе, они отвели социальному только одну роль - проводника, без искажений «доставляющего» груз материальной причинности. Когда социальной сфере отводится столь жалкая роль, велик соблазн реактивно превратить материю в простого проводника, без деформаций «переносящего» или «отражающего» силу общества. Как это обычно бывает в междисциплинарной полемике, глупость порождает глупость. Чтобы избежать угрозы технического детерминизма, соблазнительно твердо встать на защиту детерминизма социального, который, в свою очередь, доходит до таких крайностей (паровой двигатель, к примеру, превращается в «простое отражение» «английского капитализма»), что даже самый свободомыслящий инженер превращается в ярого технического детерминиста и, стуча кулаком по столу, воинственно вопит о «весомости материальных ограничений». Единственный результат такого поведения инженера состоит в том, что оно заставляет даже умеренного социолога еще более страстно отстаивать значимость некоего «дискурсивного измерения».

Подобные дискуссии сомнительны, потому что выбор между этими позициями нереалистичен. Неправдоподобно, чтобы миллионы участников наших действий включались в социальные отношения в трех - и только в трех - модусах существования: «материальной инфраструктуры», «детерминирующей» социальные отношения, - как в марксистских типах материализма; «зеркала», просто «отражающего» социальные различия,- как в критической социологии Пьера Бурдье; или задника сцены, на которой человеческие социальные акторы играют главные роли,- как в интеракционизме Ирвина Гоффмана. Ни один из этих видов включения объектов в коллективность, конечно, нельзя назвать неправомерным, но все это только примитивные способы упаковки узла связей, образующих коллектив. Ни одного из этих способов не достаточно для описания множественных переплетений человеческих и не-человеческих акторов.

Не слишком помогли бы тут и разговоры о «материальной культуре», поскольку в этом случае объекты оказались бы просто связанными один с другим, образовав гомогенный слой, то есть еще менее подходящую конфигурацию, чем та, что изображает людей связанными друг с другом социальными отношениями. Объекты никогда не собираются вместе, образуя некую иную сферу (в этом случае они не были ни сильными, ни слабыми), просто «отражая» социальные ценности или присутствуя как простая декорация. Их действие, без сомнения, гораздо разнообразнее, влияние повсеместно, последствия их действия гораздо неопределеннее, их присутствие гораздо распределеннее, чем предписывают им эти урезанные репертуары. Лучшее доказательство этой множественности даст внимательный взгляд на то, что реально делают объекты в текстах упомянутых выше авторов: они раскрывают множество способов, посредством которых объекты действуют, отличных от тех, которые им приписывает авторская философия материи. Даже в качестве текстуальных реалий объекты обходят своих создателей, проводники превращаются в посредников. Но для того, чтобы мы могли усвоить этот урок, поле исследования должно быть с самого начала широко открыто, а оно не может быть открыто, если различие между человеческим действием и материальной каузальностью утверждается также категорично, как картезианское различие между мышлением и материей (res extensa и res cogitans) - доказательство научной, моральной и теологической добродетели. Но даже Декарт оставил между ними тонкую связующую нить шишковидной железы, а социологи социального обрезали и ее.

Однако есть и еще более важное основание решительно отвергнуть ту роль, которую отводит объектам социология социального: эта роль лишает ссылки на властные отношения и социальное неравенство какого бы то ни было реального смысла. Отодвигая в сторону практические средства, то есть посредников, благодаря которым производятся инерция, продолжительность, асимметрия, протяженность, господство, и объединяя все эти разнообразные средства в бессильную силу социальной инерции, социологи, беспечно пользующиеся социальными объяснениями, скрывают реальные причины социального неравенства. И если где-нибудь смешение причины и следствия порождает гигантское расхождение, то именно в этом сплаве и именно тогда, когда необходимо дать объяснение головокружительному эффекту господства. Конечно, ссылки на «социальное господство» могут быть удобны в качестве кода, но слишком соблазнительно пользоваться властью, вместо того чтобы ее объяснять, и именно в этом проблема большинства «социальных объяснителей»: не собственная ли жажда власти просвечивает в поиске сильных объяснений (powerful explanations)? Если, как говорят, абсолютная власть развращает абсолютно, то бесплатное использование понятия «власть» столь многими критическими теоретиками абсолютно их развратило, или, по крайней мере, сделало их дисциплину лишней, а их политику - бессильной. Подобно «снотворному действию опиума», высмеянному Мольером, «власть» не только повергает исследователей в спячку, что само по себе и не так важно, она пытается обратить в бесчувствие и акторов, а это - политическое преступление. Эта рационалистская, модернистская, позитивистская наука вынашивает в своем лоне самый допотопный и магический фантом: самопорождающееся, самообъясняющееся общество. Доступный изучению и изменению арсенал средств достижения власти социология, и особенно критическая социология, слишком часто подменяет невидимым, неподвижным и однородным миром власти «для себя». В социологии сильные объяснения нужно выявлять и находить им противовес.

Итак, прямо на дверях социологов социального надо повесить обвинение в том, что они забыли о «властных отношениях» и «социальном неравенстве». И социологи ассоциаций, если они хотят наследовать старую, почитаемую и вполне обоснованную интуицию социальной науки о неравномерном распределении власти, тоже должны объяснить, каким образом и какими такими особыми средствами господство становится столь действенным. Вполне понятно, что это для них единственный способ превратить господство в поддающееся изменению. Но для того, чтобы это сделать, надо признать четвертую неопределенность, открыть четвертую банку с червями,-а это ящик Пандоры.

Моя знакомая постоянно все забывает : ключи, документы, деньги… Она может оставить пакет с вещами на остановке, документы в холле на работе, ключи от дома или машины вообще где угодно. Она не помнит, что и где у нее лежит, поэтому покупает одни и те же вещи несколько раз. А один и тот же вопрос может задавать бесконечно.

Иногда, отвечая ей, раз уже третий, на один и тот же вопрос начинаешь выходить из себя. Но она ничего не может поделать, ведь и в третий раз она не запомнила ответа. Как бы ни было ей неудобно, но она вынуждена спросить в четвертый раз, и возможно нарваться на гневное: «Ну, сколько можно спрашивать одно и то же?». И это мы еще хорошие знакомые, а как тяжело ей приходится на работе или с незнакомыми людьми…

Причины забывчивости

Психологи предположили бы, что эти приступы забывчивости идут из раннего детства и формируют защитную реакцию на внешние обстоятельства. То есть мозгу проще что-то забыть, чем выполнять работу по запоминанию, что где лежит.

В действительности жертвами чужой забывчивости в наибольшей степени являются сами забывчивые. Ведь ели они что-то забыли сделать, то их переживания и чувство вины заставляет их постоянно себя недооценивать, ругать и подтверждать свою ненадежность.

Также, многие дела им приходится делать по несколько раз, потом переделывать, на что уходит дополнительное время. От этого забывчивые люди всегда куда-то спешат, потом забывают куда именно, торопятся за новым поручением, вспоминают про предыдущее, а к тому моменту нужно уже выполнить настоящее… И так постоянно.

Винить их в забывчивости не стоит, так как они и сами себя винят. Им требуется поддержка. Помочь упорядочить план действий, распорядок дня, распределить дела и их последовательность – вот задачи близкого человека. Но и сами «Забывчивые » должны себе помогать. Есть ряд упражнений, которые можно с легкостью выполнять в течение дня, а если есть дети, то делать задания вместе с ними в игровой форме.

Полезно тренировать память, вспоминая вечером весь прошедший день: что делал, что кушал, на каком автобусе добирался, сколько раз пил кофе и т.д. В качестве игры можно запоминать окружающие детали на остановке или в транспорте: сколько было человек, как они были одеты, сколько мужчин и женщин, детей и пожилых и т.д. Более того существуют целенаправленные методики для развития памяти, например, метод Шульте , состоящий из таблицы с цифрами, которые нужно запомнить и воспроизвести всю последовательность на чистом бланке.

Замечательная игра, в которой могут участвовать от 2 человек, заключается в повторении слов. Задается первое слово, например, «рыба», другой человек повторят первое слово, и называет свою ассоциацию на него, например, «река», далее участник повторят уже оба слова в точном порядке и на последнее называет свою ассоциацию. Таким образом, образуется ряд ассоциативных слов, которые нужно повторить в точном порядке.

Простая рассеянность или очевидное расстройство здоровья? Можем ли мы справиться со своей забывчивостью сами или стоит обратиться за помощью к специалистам?

У нарушений памяти может быть много причин. Наиболее сложные случаи связаны с неврологическими расстройствами. «И прежде всего с болезнью Альцгеймера, - рассказывает невролог Владимир Захаров. - Лишь в начальной стадии этого неизлечимого заболевания мы можем облегчить жизнь больных. Мы сохраняем их память с помощью трансмиттеров, препаратов, восполняющих недостаток ацетилхолина, вещества, при помощи которого информация передается от клетки к клетке. Другая распространенная причина забывчивости - сосудистое слабоумие. Оно развивается стремительно, и в этом случае память помогают сохранить препараты, нормализующие мозговое кровообращение».

Необходимо отличать эти серьезные нарушения от простой забывчивости, которая может быть вызвана стрессом, депрессией или давними травматическими переживаниями. И в этих случаях улучшить память вполне возможно. «Если, забыв фамилию актера, вы вспоминаете ее, услышав его имя, значит, нарушение не носит системного характера. В этом случае можно обратиться к психологу», - говорит Владимир Захаров.

Психологические причины

«Забывчивость нередко возникает в тот момент, когда у человека нарушается связь с самим собой, он перестает слышать свой внутренний голос, а жизнь воспринимает как трудное испытание, - уточняет психоаналитик Ксения Корбут. - Забвение оказывается спасительным выходом, правда, лишь на короткое время». Психодраматические тренинги, работа с психотерапевтом помогают внести ясность в отношения с собой и со своей семейной историей.

С точки зрения психоанализа

Все, что мы пережили когда-то, все, что вызывает у нас чувство дискомфорта, тревоги, страха, мы вытесняем в наше бессознательное. «Так действует один из способов психологической защиты, - поясняет Ксения Корбут. - «Забывая», мы избавляемся от амбивалентности своих чувств, защищаемся от негативных переживаний - словом, на время забываем о том, что вызывает душевную боль. Но одновременно отдаляемся от самих себя, ведь причина наших страданий остается неизменной».

«Я не мог вспомнить, сколько мне лет»

Николай, 51 год, сотрудник Министерства культуры

«Последние несколько лет я то и дело что-нибудь забываю. Например, мне что-то нужно найти в кабинете. Но, пока я туда иду, забываю, за чем шел. По долгу службы мне приходится вести много переговоров с самыми разными людьми. И зачастую я напрочь забываю наши предварительные договоренности. Какой-то внезапный провал, пелена… Такое происходит со мной все чаще, и это становится просто невыносимо. А на днях случилось нечто уже совсем из ряда вон: я не смог вспомнить, сколько мне лет! Все это здорово отравляет мне жизнь».

Все, что хранится в нашем бессознательном, периодически прорывается в символической форме, в виде сюжетных снов, ошибочных действий (описок, оговорок), провалов в памяти. 32-летний Александр постоянно забывает или теряет ключи от своей квартиры. Он рос в авторитарной семье, и родители очень рано дали понять, что ему нет места в их доме. С 18 лет Александр живет самостоятельно. Казалось бы, он забыл о пережитом в детстве, и беспокоит его, пожалуй, лишь такая странная забывчивость.

«Отверженность - сильное разрушающее чувство, с ним трудно совладать, - комментирует Ксения Корбут. - Неосознанно забывая ключи, Александр все еще пытается освободиться от этого переживания. Но каждый раз, сталкиваясь с запертой дверью, снова и снова чувствует свою брошенность». Забывание указывает на наличие проблемы, а то, что именно мы забыли, может подсказать, где искать причину страданий. Психоанализ помогает погрузиться в бессознательное, вновь пережить болезненные переживания и так освободиться от них.

Что делать?

Выполнять упражнения на развитие внимания

Купите красивую рамку, вставьте в нее лист с каким-нибудь стихотворением и повесьте на видном месте. Ваша цель - учить наизусть одно-два стихотворения в неделю.

Работать с телом

Запишитесь в танцевальную студию: занятия помогут максимально мобилизовать ваши память и внимание.

Не стремиться сделать все

Забывчивые люди часто думают о сотне вещей одновременно. Давайте себе отдохнуть и учитесь перекладывать какие-то дела на окружающих - тогда вам легче будет придерживаться главного.

Играть в ассоциации

Соединять одно представление с другим - прекрасный способ их запоминать. Ищите свои приемы запоминания.

Развивать чувственность

Чем больше включены ваши чувства во время какого-то занятия, тем больше шансов, что связанное с ним хорошо запомнится. Заходите в парфюмерный магазин, чтобы обогащать вашу обонятельную палитру, бросьте курить, чтобы лучше чувствовать вкус, и уделяйте внимание тактильным ощущениям.

Главные жертвы забывчивости - это сами забывающие! Поэтому не относитесь к ним слишком сурово. Если, забыв о договоренности, человек вновь вас подвел и пытается найти причину своей забывчивости, проявите терпимость. Подсказывайте, задавайте наводящие вопросы, относящиеся к конкретной ситуации. Именно так поступает психотерапевт во время сеанса. Помогайте вашему забывчивому близкому тренировать память: вместо того чтобы трижды повторять одно и то же, спросите его, помнит ли он то, что вы только что сказали. Такие «проверки» будут способствовать его большей сосредоточенности.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди