07.04.2019

Называют феминисткой. Женщины тоже люди? Что такое феминизм и можно ли с ним заняться сексом. Феминизм - это когда женщины главнее мужчин


2 В наше время многие считают, что их явно недооценили, причём некоторые из этих индивидуумов начинают устраивать истерику на ТВ и интернете. Я имею в виду всех меньшинств, которые ведут себя словно свиньи. Однако, педерасты , занимающиеся общественной деятельностью, это пол беды, сейчас поднимают голову женщины, которые уверены, что их притесняют и обижают. Подобное состояние дел приводит к публичным холиварам , где люди разного пола пытаются убедить всех в своей правоте. Ну, а поскольку истина где-то рядом, но где точно никто не знает, возникает много проблем и печальных ситуаций. Сегодня мы поговорим об особо одарённых личностях, которые стали называть себя Феминистками, что значит вы можете прочесть немного ниже. Добавьте наш популярный ресурс сайт к себе в закладки, чтобы всегда быть в курсе последних веяний, а так же узнавать расшифровки сложных терминов.
Однако, перед тем, как я продолжу, мне хотелось бы указать вам на ещё парочку интересных новостей по тематике прекрасного пола. Например, что значит Скинни , кто такая Фифочка , как понять слово Шаути , что означает термин Шмонька и т. п.
Итак, продолжим, Феминистка, значение? Этот термин был заимствован из французского языка "féminin ", что можно перевести, как "женский " происходит от слова "femininus ", затем от "femina " (женщина).

Феминистка - это женщина с радикальной, лицемерной и корыстной философией, которая гласит, что девушка, не просто равна, но бесконечно превосходит мужчину.


Синоним слова Феминистка : суфражистка.

Феминизм - это политическое движение связанное с борьбой женщин за равноправие, и устранение дискриминации.


Феминистки используют обман, сомнительную статистику, манипуляции, агрессию и даже угрозы, для устранения порядочного и взвешенного отношения к мужчинам. Пожелания по искоренению гендерных различий и ролей (унисекс-ванные, мальчики должны играть в куклы, в то время, как девочки должны играть с машинками ) повсеместно пропагандируются и рекламируются. Они допускают развод, аборты, совместное проживание (жить вместе без брака, но используя все его преимущества), гомосексуальный брак, а так же враждебное отношение к нормальной семье и воспитанию детей. На феминистках лежит ответственность за исчезновение галантности и "рыцарства ", а мужчины теперь путаются в отношении своей гендерной принадлежности. Например, им больше не нужно открывать дверь или подавать руку, теперь женщины стараются полностью взять на себя главенствующее положение в браке, заменяя отца.
Феминистки, как саранча опустошают цивилизованный мир, и являются причиной для проявлений радикальной гомосексуальности, абортов, трансгендерности , трансвестизма, смерти традиционной семьи и её ценностей. Феминизм весьма разрушителен для нормального общества, и способен привести к печальным результатам.

В то же время многим мужчинам не совсем понятен тот шум, который поднимают женщины, крича о своих притеснениях. Ведь факты таковы, что сегодня именно они являются хозяевами мира, поскольку на Западе и частично Востоке, полностью матриархальное общество. Мужчины в нём, как бессловесные рабы, исполняют все прихоти и желания представительниц прекрасного пола, причём не получая ничего взамен. Подобное положение проявилось только в начале 20-го века, и именно в то время женщины обрели права, и даже более того, стали доминирующими особями.
Глобальным корпорациям очень выгодно современное положение дел, поскольку женщины в большинстве своём глупы и внушаемы. Они запрограммированы делать то, на что им указывают СМИ и интернет, и поэтому именно эти существа являются безумными потребителями, "пожирая " всё, до чего могут дотянуться.
Правда со временем появилась небольшая такая проблема - это деньги. Я имею в виду, что денежные средства, это такая субстанция, что им свойственно очень быстро заканчиваться. Однако женщинам нашептали на ушко, что ведь есть мужчины, которые станут оплачивать все их прихоти, и теперь об этом говорят с утра до ночи по ТВ. Девушки уже с самого детства прекрасно понимают, кто будет оплачивать их "банкет ", и их главная цель, найти себе "Оленя " пожирнее, чтобы его хватило подольше.
Кроме того, государство так же на стороне женщин, все законы и указы направлены на их защиту. Вот вы когда-нибудь слышали, что наши чиновники разрабатывают проект по защите мужчин? Вот то-то и оно, получается мужчины - это рабы, смазка для винтиков корпораций, которых выжимают досуха с помощью своих надзирательниц.

Однако, подобное положение вещей сильным мира сего показалось недостаточно экстремально, и тогда был придуман Феминизм , который позволяет полностью закабалить мужчину, превратить его в ничтожество и придаток для женщины. И он активно продвигается в массы, особенно на Западе, и я уверен, что через несколько поколений мужчины превратятся в бессловесных рабов, которые станут работать на заводах и фабриках для удовлетворения и кормления своих хозяек. Вы думаете это смешно? На наших глазах происходит очередная революция, которая закончиться полным поражением мужчины в его правах. И теперь, когда вы увидите безмозглых баб, которые визжат про свои права, помните, они хотят получить всё - ваше здоровье, свободу, молодость, жизнь.
Просто подумайте об этом!

Прочтя эту статью, вы узнали, что значит Феминистка , и теперь не попадёте впросак , если вдруг услышите данное словечко снова.

У большинства людей при упоминании о феминистках сразу же в сознании всплывает образ мужеподобной дамы, которая принципиально не хочет принимать помощь от мужчин и требует таких же, как у них, прав.

Это мнение является отчасти ошибочным, ведь такое явление, как феминизм, следует рассматривать с нескольких ракурсов. Давайте вместе разбираться с тем, что же это за направление, какую идею оно несет в массы и какую цель преследует феминистка.

Как понять, с чем имеешь дело

В настоящее время есть немало общественных движений, которые собирают огромное число последователей. И именно к таким относится направление феминизм. Что это такое? Ответ на данный вопрос банально прост: феминизмом принято считать социальное течение, главной идеей которого является равноправие мужчин и женщин.

Часто люди, которые слышат этот термин, несколько неточно понимают его значение. Обусловлено это в большей мере сложившейся в стране обстановкой, когда права представителей обоих полов не имеют четко поставленных границ.

Проблема под названием «феминизм» — одна из наиболее распространенных. Ее можно встретить не только в странах третьего мира, где гендерное неравенство сохранилось еще с античных времен, но даже в современных, хорошо развитых западных странах.

«Тогда что такое феминизм?» — спросите вы. Говоря простым языком, это направление, последователи которого борются за сохранение равных прав между женщинами и мужчинами в нескольких сферах жизнедеятельности человека (в политике, чтобы дамы имели право голоса и могли занимать должности политических руководителей; в экономике, социальной и прочих сферах).

Уточняя, что значит понятие «феминизм», нужно понимать, за что выступают последователи движения. Помимо равных прав в главных сферах жизни страны, они добиваются отсутствия дискриминации при трудоустройстве. То есть чтобы любая женщина могла выбрать любую профессию, как и мужчина, а работодатель при этом не мог отказать ей в трудоустройстве, ссылаясь лишь на половую принадлежность. Тем более если кандидаты обладают одинаковыми навыками и имеют равный опыт.

Если изучить статистику, то в некоторых государствах сохраняется положение, при котором сотрудники с одинаковой квалификацией могут получать разную заработную плату. Проще говоря, государство отдает предпочтение мужчинам, поощряя их труд финансово значительно больше, чем женский.

Вернемся к истокам

Интересуясь понятием и значением слова «феминизм», не лишним будет узнать историю возникновения направления. Появилось это движение, соединившее в себе сразу целый спектр идеологий, в XVIII столетии. Как показывает история феминизма, причиной зарождения идеологического социально-политического направления стало стремление женщин получить избирательное право.

Так, в 1792 году основоположница направления, француженка Олимпия де Гуж, заявила, что если женщина может взойти на помост эшафота, то она также может взойти на трибуну. Слова этой женщины стали решающими для многих представительниц женского пола, которые уже на тот момент считали себя достойными избирательного права. Другие известные феминистки, которых история феминизма увековечила благодаря их решительным действиям и очень смелым публичным высказываниям:

  • Абигейл Смит Адамс – американка, которую считают первой, кто выступил за права женщин в США.
  • Мадам де Гакон-Дюфур – одна из первых сторонниц движения во Франции.
  • Мэри Уоллстонкрафт – еще одна американская феминистка и автор книги о защите женских прав.
  • Мэри Вигман – немецкая активистка.

Феминистический вектор развивался стремительно, и движение быстро становилось одним из наиболее масштабных. У него появилось множество последовательниц в разных странах. Со временем его первоначальная форма видоизменилась, и появились различные виды феминизма. Каждая из групп, представляющих определенную разновидность течения, следовала своей конкретной идеологии. В то же время цель феминизма осталась неизменной – это равноправие полов.

Какие есть направления

На сегодняшний день насчитывается около нескольких десятков разновидностей данного направления. Объединенные общей идеей, представительницы рассматриваемого течения образуют группы.

Что интересно, у женщин, представляющих различные разновидности феминизма, нет взглядов, противоречащих идеям других групп. А популярность движения и его широкое распространение по всему миру объясняется наличием сходных проблем у жительниц разных стран, связанных с гендерным неравенством мужчин и женщин.

Самыми известными направлениями феминизма являются:

  • Лесбийский – как понятно из названия, это культурное направление, отстаивающее равноправное положение лесбиянок в социуме.
  • Исламский – разновидность феминизма, представительниц которой не устраивает положение женщины в исламе.
  • Феминизм радикальный – это форма феминизма, рассматривающая систему патриархата как инструмент для внушения обществу идеи мужского превосходства. Представительницы этого движения настроены на то, чтобы свергнуть патриархат, избавить женщин от гендерного угнетения и изменить структуру современного общества.
  • Феминизм либеральный – это индивидуалистический тип культурного течения, который акцентирует внимание на способностях представительниц «слабого» пола самостоятельно бороться с неравенством мужчин и женщин посредством своего выбора и принимаемых решений.
  • Мужской – тип феминизма, где активистки поддерживают позицию о равноправии женщин во всем мире и выступают против угнетения слабого пола представителями сильного. Простыми словами, участницы это движения уверены в том, что все мужчины – угнетатели, и стремятся изменить свое положение.

Помимо перечисленных, существуют также эко- , социалистический, интерсекциональный, анархический и другие типы феминизма. И все они оказывают непосредственное влияние на общество, особенно в странах Запада. Результатом их деятельности являются первые изменения на законодательном уровне, позволившие женщинам почувствовать себя более свободными и равноправными.

Последователи и участники течения

Итак, мы разобрались с тем, что означает слово «феминизм» и каковы основные разновидности данного направления. Давайте же теперь посмотрим, кого считают феминистками. Прочитав все изложенное выше, можно сделать предположение, что приверженками направления являются женщины, отстаивающие свои права во всех сферах жизнедеятельности. Проще говоря, это последовательницы движения, которые согласны с его идеологией и принимают непосредственное участие в жизни группы.

Однако не любая женщина может отнести себя к представителям движения. Если активная феминистская позиция и ревностное стремление изменить свое положение не свойственны женщине, то она вряд ли может называть себя феминисткой. Чтобы стать участницей сообщества, нужно принимать участие в проводимых митингах, бывать на собраниях групп единомышленниц и предлагать собственные пути решения проблем, связанных с дискриминацией на фоне гендерного неравноправия.

Сейчас в Сети есть немало узкопрофильных блогов и форумов, посвящающих свою деятельность развитию феминистической субкультуры. Вступив в подобное сообщество, феминистка должна не только высказывать словесную поддержку единомышленницам, но и проводить просветительскую деятельность в социуме, выступать публично.

Обычно примкнуть к субкультуре стремятся женщины, которые каждый день сталкиваются с ущемлением своих прав. А гендерное неравенство наблюдается и дома, и на работе (особенно если женщина стремится построить свою карьеру посредством продвижения по службе), и даже на улице.

В настоящее время феминистка – это женщина, которая финансово не зависит от мужчины и заводит семью только тогда, когда становится обеспеченной благодаря собственным достижениям и продвижению в карьере. Сейчас среди феминисток – активные участницы шоу-бизнеса и политические деятельницы. Знаменитые феминистки нашего времени:

  • Анджелина Джоли.
  • Кейтли Моран (журналистка).
  • Жермен Грир (ученый, ведущая на британском ТВ и писательница).
  • Кара Делевинь (модель).
  • Бейонсе, Шарлотта Черч и многие другие.

На публичном уровне феминистки ежедневно отстаивают свои права и борются за то, чтобы гендерного неравенства и дискриминации не ощущали на себе и другие женщины. Автор: Елена Суворова

Феминизм - это общественно-политическое движение, принцип которого основан на равенстве полов. Возникло движение в 18 веке. Первая волна феминизма приходится на 19 и первую половину 20 века. В это время происходила активная борьба за юридическое равноправие мужчин и женщин. Со второй половины 20 века начинается следующая волна. Активистки требуют не только юридического, но и фактического равноправия. В конце семидесятых годов движение становится массовым. Все больше женщин начинают поддерживать идею феминизма, регулярно проводятся акции и митинги, создаются объединения и группы. В восьмидесятых годах ажиотаж вокруг движения немного спадает.

Наверно, не существует ни одного общественного явления, которое вызывает столько разногласий, как феминизм. Что это за движение и какова его цель? Как утверждают активисты, цель заключается в том, чтобы развивать женскую духовность.

Если раньше понятие феминизм и все, что с ним связано, казалось нашим гражданам чем-то далеким и несбыточным, то после поднятии «железного занавеса» это общественное явление ворвалось и в нашу жизнь.

Феминистка, кто это?

Мнение о том, кто такие феминистки, давно разделились. Конечно, вполне логично, что феминистка - это женщина, которая поддерживает идею о полном равноправии между слабым и сильным полом.

Девушки-феминистки ни в чем не хотят быть зависимы от мужчин. Кто-то их осуждает за это. А многие мужчины так и вовсе не понимают смысла в этом движении, и их пугают рассуждения активисток.

Из данных проведенного опроса у сильной половины человечества о том, что значит феминистка, большинство ответили, что общими чертами таких дам является агрессия по отношению к представителям противоположного пола. Девушки специально идут на конфликт, доказываю свою правоту. Помимо этого, дамы пытаются во всем занять лидирующую позицию, как на работе, так и дома. Навязчиво диктуют своё мнение всем вокруг них, убеждая в своей правоте. Ведут себя бестактно. Если же вы попытаетесь высказать какую-то критику в их адрес, то можете нарваться на бурю эмоций. Феминистки любую критику воспринимают, как личное оскорбление своей персоны. Во всех жизненных неудачах они также винят мужчин.

Следующей чертой, которая отличает феминисток от других дам, является мужеподобное поведение. Девушки во многом подражают мужскому населению. Это прослеживается в одежде, в манере поведения, и даже походка у них становится какая-то «мужская».

Сфера интересов у феминисток тоже в основном «мужская». Женщины пытаются самоутвердиться и доказать противоположному полу, что они ничуть не хуже, а то и лучше могут справляться с обязанностями, которые традиционно считаются мужскими.

То, что интересует обычных девушек (семья, быт, рукоделие, воспитание детей), им неинтересно, и даже вызывает презрение с их стороны.

Одной из черт многих активисток является мужененавистничество. Девушки не желают выходить замуж, рожать детей и часто остаются одинокими.

Феминизм - что это значит, и хорошо это или плохо, ответить сложно. Сама идея этого движения была хорошей и, не будем кривить душой, феминистки добились многого. Однако хоть и многие сторонницы данного движения это отрицают, роль женщины - быть матерью и хранительницей очага. Это заложено природой. Зачем воевать с мужчинами и пытаться доказать им, кто лучше? Давайте относиться друг к другу с уважением, и тогда наша жизнь станет намного счастливее.

Содержание статьи

ФЕМИНИЗМ – (от латин. femina - женщина) – 1). Социально-политическая теория, в которой анализируется угнетение женщин и превосходство мужчин в историческом прошлом и настоящем, а также осмысляются пути преодоления мужского превосходства над женщинами. 2). Широкое социальное движение за равенство прав и возможностей для женщин, противостоящее социальной системе, в которой положение людей разных полов не равноправно. 3). Идеология, противостоящая всем женоненавистническим теориям и действиям. 4). Философская концепция социокультурного развития, альтернативная по отношению к существующей европейской традиции, выявляющая неучтенность женского социального опыта в представлениях о мире и обществе. 5). Методология исследований, являющая собой сумму исследовательских практик, основанных на артикуляции женского взгляда на мир и женской системы ценностей.

Общепринятого определения понятия «феминизм» нет. В литературе содержится более 300 толкований этого термина; феминизм именуется «этикой и методологией» (А.Рич), «политикой, направленной на изменение соотношения сил» (К.Видон), «конструированием социально-экономических и политических обязательств по искоренению доминирования, основанного на разделении людей по полу» (Б.Хукс) и др.

Слово «феминизм» сконструировано социалистом-утопистом Шарлем Фурье в конце 18 в., полагавшим, что «социальное положение женщин является мерилом общественного прогресса». Он именовал феминистами сторонников женского равноправия.

Предыстория феминистских идей.

Споры о роли женщины в обществе, содержащие определенно феминистскую перспективу, прослеживаются от эпохи так наз. «высокого средневековья».

Социальные предпосылки распространения феминистских идей можно наблюдать в расшатывании сословной организации феодального общества в условиях зарождения буржуазных отношений, которое повлекло за собой вовлечение женщин в работу по найму и превращение их в собственниц своих рабочих рук. Интеллектуальные предпосылки феминизма были созданы процессами секуляризации общественного сознания, возникновением критических по своей направленности утопических теорий социального равенства. В некоторых исследованиях по истории феминизма истоки феминистской концепции связывают с возникновением плеяды женщин-еретичек в странах Европы, объявивших в конце 13–14 вв. о своем праве на особую интерпретацию Учения Христа, который понимался ими как божественная сущность, не имевшая пола и даже как скорее женщина, нежели мужчина (Юлиана Нориджская, 14 в.). Более распространена точка зрения, связывающая истоки феминизма с культом человека в эпоху Возрождения . В связи с этим обычно называются имена первых итальянских женщин-писательниц – Изотты Ногароллы, Лауры Череты и, в особенности, венецианки по рождению, творившей во Франции, Кристины Пизанской (1364–1430), автора Книги о Граде Женском . В 1405 она описала в ней идеальный город-убежище всех достойных женщин, ощущающих гнет и несправедливость по отношению к ним окружающих мужчин и общества. В начале 16 в. среди защитников прав женщин оказался обвиненный в еретичестве философ Корнелиус Агриппа (1486–1535), автор Декламации о благородстве и превосходстве женского пола над мужским , полагавший, что лишь «тирания мужчин лишает женщину свободы, полученной ею при рождении».

К ярким проявлениям раннефеминистского протеста относится творчество английских пафлетисток 17 в. – Афры Бенн (1640–1689), Мэри Эстел (1666–1731), которых часто именуют первыми защитницами женских прав в Британии. Они защищали право женщины считать себя равной мужчине и считаться такой же свободной и полноправной. К их выступлениям примыкает творчество писателей-мужчин, прежде всего француза Пулена де ля Бара с его эссе 1673 О равенстве обоих полов . В нем он обосновывал тезис о том, что неравноправное положение женщины есть результат подчинения ее грубой мужской силе, а вовсе не «предписание природы». Это был аргументированный ответ на споры тогдашних интеллектуалов о положении женщины в обществе, ее праве определять себя как самостоятельную личность.

Рождение феминизма и феминистского движения.

Начало XVIII века – период некоторого отступления от идей женской рациональности и равенства с мужчинами. Особую популярность в среде привилегированных классов получила тогда идея культивирования женской «слабости» (появилось выражение «слабый пол»). Но уже к середине столетия критические голоса французских просветителей способствовали разоблачению мифа о женщине как неравном мужчине существе «второго сорта». Вольтер обличал несправедливость женской доли; Дидро полагал, что униженное существование женщины есть «следствие определенных гражданских законов» и обычаев; Монтескье писал, что женщина может и должна участвовать в общественной жизни; Гельвеций доказывал, что гражданская «непросвещенность женщин есть только следствие ее неполного и неправильного воспитания». При явной критической направленности высказываний просветителей о феодально-сословном браке, они воздержались от признания за женщинами прав на полную гражданскую состоятельность, способность выступать субъектами истории. Развив идею «естественного права» по отношению к женщинам, Ж.-Ж.Руссо включил в ее состав миф о «природном предназначении» мужчин и женщин, надолго закрепив в общественной мысли взгляд на природно-физиологическую обусловленность общественного разделения труда по половому признаку.

На протяжении всего 18 века женщины европейских стран принимали активное участие в жизни общества. Масса женщин работала на себя и обладала экономической независимостью; простолюдинки были вольны посещать публичные места, а светские дамы, организуя свои салоны, пытались вмешиваться через их посетителей – своих друзей – в политику. В общем хоре требований свободы от деспотизма женщины просили признания их прав на гражданскую жизнь – на образование, на труд, на уважение в семье и обществе.

В США свой голос в защиту женских прав первой подняла Абигейл Смит Адамс (1744–1818), которую считают первой американской феминисткой. Она вошла в историю феминизма знаменитой фразой: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776).

В предреволюционной Франции поборницы женских прав (мадам де Суаси, мадам де Гакон-Дюфур) также обращали внимание на женское бесправие. Однако главный документ Великой Французской революции, провозгласившей в 1789 лозунг свободы, равенства и братства всех людей независимо от их происхождения, – Декларация прав человека и гражданина – был принят все же без учета женских требований и объявил свободными и равными только мужчин. Они же были названы позже «активными» гражданами. Как ни резок был появившийся вслед за Декларацией Протест французских женщин против созыва парламента (Генеральных Штатов) без их участия, французская Конституция 1791 отнесла женщин к «пассивным» членам общества, не дав им права избирать и быть избранными. Отказ включить женщин в категорию «свободных» и «равных» и привел к возникновению во Франции движения в защиту женских гражданских и политических прав – феминизма. Инициативу женского движения в этой стране и славу первой французской феминистки приписывают Олимпии де Гуж, составившей в 1791 Декларацию прав женщины и гражданки . В Декларации содержались требования предоставления женщинам политических, в том числе избирательных прав, возможности занимать государственные посты. Недовольство женских масс во Франции, быстро организовавшихся в женские клубы и собрания, подстрекательства к «походам» и бунтам, пыталось ввести в правовые рамки «Общество женщин революционных республиканок» – первая женская политическая организация, также возникшая в 1791. Однако ее деятельность была в 1793 запрещена Конвентом, а вскоре и автор Декларации Олимпия де Гуж была отправлена по ложному доносу на гильотину. Вскоре революция во Франции пошла на спад. В 1795 женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 император Наполеон издал Указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины

Практически одновременно с О. де Гуж, в 1792, свою книгу Защита прав женщины опубликовала в Англии и, одновременно, в США Мэри Уоллстонкрафт (1759–1797), поставив ряд актуальных вопросов эгалитарной социальной философии. Писательница полагала, что способность к рациональному мышлению не связана с полом, не зависит от него, а женская «слабость» и готовность покоряться есть ничто иное, как следствие мужского стремления воспитать их в женщинах. Впервые в истории и задолго до современных дебатов об экономической роли домашнего хозяйства, М.Уолстонкрафт сделала вывод о том, что в обществе, где домашние обязанности не оплачиваются, будет сохраняться экономическая зависимость женщины от мужа. Домашние дела и материнство М.Уолстонкрафт именовала «формой разумного гражданства», рассматривая их как общественные обязанности, а не как источник личного удовлетворения или страдания женщины.

В том же 1792 в Германии вышла книга Теодора Готтлиба фон Гиппеля (1741–1796) – Об улучшении гражданского положения женщины . С ее публикации началась история феминистской мысли в его стране. В своей книге фон Гиппель требовал равных прав для обоих полов и настаивал на том, что достижение этой цели должно быть уделом просвещенных мужчин, поскольку «женщинам внушили, что они неспособны к независимой политической деятельности».

К началу 19 в. формирование феминистских теорий оказалось подкреплено развитием социально-философских концепций социалистов-утопистов – Сен-Симона и Шарля Фурье во Франции и британца Роберта Оуэна, полагавших, что личным примером и с помощью образования и просвещения можно положить конец неравенству полов. В многочисленных, но недолговечных социалистических коммунах, возникших под влиянием их идей, роль женщин была одной из самых обсуждаемых тем. Общим во взглядах социалистов-утопистов на проблему полов была убежденность в том, что равноправия мужчин и женщин невозможно достичь в существующей общественной системе, что нужно радикальное ее изменение, в частности – уничтожение частной собственности. Строя предположения о возможности создания идеального общества, эти теоретики полагали, что в будущем не только женщине должна быть предоставлена возможность участвовать в общественном производстве, но и мужчине необходимо будет иметь обязанности по дому и воспитанию детей (Ш.Фурье был поборником этого, настаивая на полном отказе от разделения труда не только в семье, но и в обществе – однако даже в его коммунах все обычные женские обязанности лежали по-прежнему на женщинах). Семью социалисты-утописты считали источником мужской власти над женщинами, бастионом эгоистического индивидуализма, ограничивающим свободу выбора. Свободу любви и смены партнера, равное право на которую должны были иметь оба пола, рассматривали как необходимую основу свободного общества,.

Реализация этих задач на практике была малоуспешной; женщины – и в Англии, и во Франции – заинтересовались ими даже меньше мужчин. Некоторое распространение теории Фурье и Оуэна получили в низшем слое образованной части английского и французского общества. В рабочей же среде сохраняла популярность идея о семье, в которой муж является добытчиком, а жена – домохозяйкой. Участие работниц в общественных организациях первой половины 19 в. (чартистских, профсоюзных и др.) служила лишь подкреплением мужским инициативам, не имея феминистской направленности. К 50-м г 19 в. политическое участие женщин из рабочей среды в них резко снизилось, а неприятие феминизма усилилось.

Социализм (утопического толка) и феминизм были объединены менее полувека. Их связывала общая идея о том, что через воспитание личности нового типа можно достичь политических и социально-экономических изменений. Последним выражением объединения двух социально-философских теорий было творчество последователя Р.Оуэна британца Уильяма Томпсона, написавшего в сотрудничестве с Анной Уиллер, ведущей феминисткой 1820–1830-х Воззвание одной половины человечества, женщин, против претензий другой половины человечества, мужчин (1824). Воззвание вскрывало наличие взаимосвязи политической, экономической и личной власти, демонстрировало множественность способов закабаления женщин. Однако приемлемых путей преодоления неравноправия оно не предлагало, так как авторы считали, что интересы обоих полов совпадут, едва только женщины станут свободными и «радость партнерства превзойдет радость деспотизма».

Феминизм «первой волны». Начало противостояния либерального феминизма и марксизма в XIX в.

Во второй четверти 19 в. требования феминисток в разных странах стали облекаться в форму общественных компаний и акций. Поначалу на первом месте в Европе и США стоял вопрос о доступе женщин к высшему образованию (в Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке, где было мало грамотных женщин, вопрос о женском образовании поднимался мужчинами). Далее встал вопрос о законодательных реформах. Всюду женщины боролись против двойных стандартов в отношении полов, за реформы в области права собственности, развода, возможности работать. Следующим этапом была постановка вопроса о праве голоса для женщин как средстве для обеспечения законодательных реформ.

Во Франции борьба женщин за право голоса заставила их присоединить свои требования к общей критике социального порядка: в ходе революции 1848 там была сделана новая неудачная попытка включить требование женского равноправия в общий список демократических преобразований. В Германии выразительницей идей женского равноправия в это время стала Луиза Отто-Питер – одна из основательниц «Всеобщего германского женского союза» (1847). В своих выступлениях ее сторонницы требовали для женщин политических свобод, права на образование и работу, экономической независимости, права голосовать. После поражения революции 1848 здесь тоже наступило время реакции, женщины Германии отошли от политики, их общества запрещались, а газеты подвергались цензуре. В Англии феминистскому движению повезло больше: в 40-е гг. в Шеффилде и Манчестере – центрах радикальной оппозиции – появились организации, требовавшие предоставления женщинам равных с мужчинами прав и продолжавшие свою деятельность до конца 19 в.

Самым же успешным оказалось феминистское движение в США. В 1848 в городе Сенека Фолз (штат Нью-Йорк) 68 женщинами и 32 мужчинами, участниками Движения против рабства, была подписана Декларация позиций и резолюций , касавшаяся положения женщин. Она начиналась словами: «Все женщины и мужчины созданы равными…». Заявив требования предоставления женщинам прав на собственность, образование, оплачиваемый труд и участие в политической и религиозной жизни общества, Декларация стала поворотным пунктом в истории американского и мирового феминизма, положив начало формированию его либерально-реформистского направления. Участницы и участники встречи в Сенека Фолз не отрицали существующего общественного порядка, но желали расширить правовую защиту женщин и дать им равные с мужчинами права, в частности – и избирательные.

Рождение либерального феминизма в Старом Свете связано с именами Марион Рейд (Мольба за женщину , 1845) и жены известного писателя Д.С.Милля, сохранившей свою фамилию, – Гарриет Тейлор (Избирательные права для женщин , 1851). Одну из самых известных своих книг – Подчиненность женщины (1851) – Д.С.Милль написал под влиянием и при участии жены. Вслед за Г.Тейлор, Д.С.Милль считал брак «единственным видом рабства, признаваемым новейшими законами», так как воспитание женщины и выработка в ней ожидаемых «слабостей», считал он, ограничивают свободу ее жизненного выбора и обрекают на роль сексуального объекта. Книга формулировала цели феминистской пропаганды, чтобы «женщина могла подняться из положения прислуги до положения партнера».

Социальную базу либерального феминизма середины – второй половины 19 в. составляли представительницы привилегированной части общества, образованной и интеллектуальной части среднего и высшего классов. С середины 19 в. они стали создавать кружки и группы (особенно успешным был «Комитет женской собственности» в Лондоне, 1855), придавая большое значение «респектабельности» своих действий. Подчеркивая общность интересов всех женщин и свое противостояние интересам мужчин, реформистки считали, что с помощью новых законов помогут решить свои проблемы женщинам всех социальных слоев. Некоторое своеобразие имел либеральный феминизм в США, где викторианские религиозные идеалы о женских добродетелях оказались в странной смеси с либеральными положениями о правах личности и равенстве, ее правовой, экономической и социальной независимости.

С середины 19 в. берет начало противостояние либерального европейского и американского движения за права женщин и марксизма. К.Маркс и Ф.Энгельс не считали тему угнетения по признаку пола важным аспектом своей теории, поэтому их взгляды не включали анализа женского социального опыта. Их последователи, развернув широкую пропаганду в середине – второй половине 19 в., считали себя выразителями интересов всех угнетенных без различия пола. Они открыто критиковали либеральных феминисток как выразительниц интересов лишь образованной и сравнительно обеспеченной части женского населения и рассчитывали привлечь на свою сторону тех, чьи интересы оказались обойдены либералками – прежде всего женщин из рабочей среды. Вынужденные нести двойное бремя – семейных забот и работы на фабрике, – работницы и жены рабочих оставались в то время социально пассивными. Улучшение своего положения они видели не в приобретении гражданских и политических прав, а в возможности оставаться в семье и спокойно вести хозяйство. Марксисты обещали им единовременное решение этой и всех других проблем в случае, если женщины-работницы и жены рабочих поддержат подготавливаемый ими социальный переворот, который ликвидирует угнетение всех социальных групп. Эти обещания основывались на представлении о невозможности существования патриархата и внеэкономического угнетения женщин в обществе, свободном от частной собственности и эксплуатации.

Взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса положили начало развившимся позже социалистическому и марксистскому направлениям в феминизме. В центре внимания марксистов всегда была тема женского труда. Высокая оценка значимости экономического фактора в обеспечении самостоятельности и равноправия, историзм (рассмотрение прав и привилегий лишь в определенном историческом контексте) и, следовательно, понимание историчности любой идеологии (в том числе идеологии мужского превосходства) обогатили феминизм теоретически и методологически. Марксизм первым в мировой истории идей рассмотрел проблему принуждения не как однонаправленный процесс, но как процесс взаимодействий, в которых участвуют и угнетаемые (в классическом марксизме – пролетарии, а марксистском феминизме – женщины).

В 19 – начале 20 в. феминистки с марксистскими взглядами составляли меньшинство. Либеральный же феминизм быстро развивался, сторонники его преобладали. Самыми массовыми либерально-феминистские организации были в США и Великобритании; менее массовыми – в Германии, Швеции, Дании, Исландии и Японии; средние – в Канаде, Франции, Голландии, на Кубе и в Мексике. Масштаб движения был связан с его целями (политические права); с долей в населении городского, образованного среднего класса; с поддержкой, оказываемой другими слоями населения и организациями (например, влиятельными политиками – мужчинами); с политикой, которую проводило правительство (лояльность; ограничения права женщин участвовать в организациях; прямое подавление женского движения); с культурными особенностями (более развитым движение было в протестантских странах).

Суфражизм – движение за политическое равноправие. Милитантство.

С середины 19 в. и в Старом, и в Новом Свете образованные женщины привилегированного класса стали активнее включаться в общественную жизнь, требуя политического равноправия. Основные центры борьбы за него оказались во второй половине 19 в. в Англии и США, отчего английский термин «суфражизм», означающий избирательное право вообще, вошел в историю как определение политического направления в феминизме.

Первая постоянная группа сторонников и сторонниц предоставления женщинам права голоса (англ. suffrage) в Британии – Шеффилдская ассоциация за предоставление права голоса (Sheffield Association for Female Suffrage) была создана в 1851. К 1867 в Манчестере при активном участии Лидии Беккер и Ричарда Панкхерста было создано «Общество женского избирательного права». Активистки общества во главе с Л.Беккер развернули бурную пропагандистскую деятельность, начав издание «Женского суфражистского журнала», приобретя в довольно короткий срок известность и авторитет. В 1868 общество было преобразовано в Национальную федерацию суфражистских обществ (НФСО), которая в течение года объединила 5000 членов и по примеру которой в 1869 была создана женская суфражистская ассоциация в США. Благодаря беспримерной активности ее членов в ряде американских штатов женщины оказались допущены к голосованию (в 1869 об этом объявил Вайоминг, в 1893 – Колорадо, в 1896 – Айдахо и Юта).

Когда в 1888 феминистки разных стран объединились в «Международный совет женщин», сторонницы борьбы за право голоса составили в нем самую значительную часть. Входившие в нее члены британской НФСО (около 50 000) организовывали демонстрации, шествия, банкеты и пикники, туры по стране, приемы, встречи с религиозными и женскими организациями. К рубежу веков под ее давлением английский парламент принял законы, предоставляющие право незамужним состоятельным женщинам поступать в университеты, медицинские школы, владеть собственностью и управлять ею (с 1882), а с 1894 дал женщинам право голоса на местных выборах.

Обзаведясь своим штатом сотрудников, издавая газету «Общее дело» («The Common Cause»), НФСО старалась распространить идеи суфражизма в Уэльсе, Ирландии и Шотландии, опираясь на дух независимости этих земель. Ярким примером достижимости целей для американских и английских суфражисток служили Новая Зеландия, где имущие женщины получили активное избирательное право (хотя и не могли быть избранными) в 1893, и Австралия, где в 1902 женщины получили и активное, и пассивное избирательные права.

Однако в Англии принятие закона о праве женщин участвовать не только в местных, но и в парламентских выборах все откладывалось. Это привело к разочарованию ряда членов НФСО в либеральных методах борьбы. Недовольные объединились вокруг радикальной феминистски Эммелин Панкхерст (жены Р.Панкхерста) и ее дочерей Эвелин и Кристабель. Руководимое ими Манчестерское отделении НФСО в 1903 заявило о своем преобразовании в Женский социально-политический союз (ЖСПС), который породил новое направление в суфражизме: милитантство (от militant – воинственный).

Если интересы суфражисток были представлены в программных требованиях Лейбористской партии (создана в 1900), что укрепляло сотрудничество женщин и мужчин в политике (в 1904 был создан «Международный альянс за избирательные права женщин», объединившего и мужские, и женские организации), то «милитантки» (которых в США именовали «суфражетками», противопоставляя умеренным суфражисткам) твердили о своей внепартийности и отказывались сотрудничать с мужчинами. Их организация признавала только женское членство. Пропагандировались воинственные методы привлечения внимания к требованию права голоса для женщин: милитантки/суфражетки разбрасывали листовки с гостевой галереи парламента, приковывали себя наручниками к перилам в общественных местах, устраивали несанкционированные митинги и шествия, разбивали камнями окна правительственных зданий, а оказавшись в тюрьме – объявляли голодовки в знак гражданского неповиновения. В отличие от НФСО, в ЖСПС принимались и женщины-работницы, что существенно расширило социальную базу движения за женское избирательное право. Переход милитанток к открытым покушениям на собственность ведущих политиков (поджоги, разгромы, воздействие кислотой), т.е. усиление террористических приемов борьбы, дискредирировало организацию и дало новые аргументы противникам женского равноправия. Перспективы получения женщинами права голоса без применения радикальных средств (как случилось во входившей в состав Российской империи Финляндии в 1905) заставили суфражисток и НФСО публично порвать с милитантками и добиться предоставления женщинам права голоса без их помощи в 1928.

Другие течения в феминистском движении первой половины XX в.

Тем организациям, которые боролись за политическое равноправие женщин в конце 19 – начале 20 в., в европейском и американском феминизме «первой волны» противостояли сторонники идеи обеспечения для женщин не равных, а «особых прав», что породило позже т.наз. «феминизм государственного обеспечения» (welfare feminism). Позиция сторонников «феминизма особых прав» основывалась на убеждении в том, что женщины обладают иной, и более высокой моралью, которая объясняется женской природой (одна из теоретиков, Ш.П.Гилман, 1860–1935, полагала, что «женские ценности связаны с прогрессом человечества», а отношения полов – главный «мотор» развития). Сторонницы «феминизма особых прав» видели женщин не похожими на мужчин, отличными от них своей склонностью к кооперации, миролюбию (в то время как мужчины – к соревновательности и агрессивности). Эти феминистски полагали, что если дать женщине больший доступ к общественной жизни, то она привнесет в нее большую справедливость.

Своеобразным течением в феминизме начала 20 в. были анархо-феминистские организации. Теоретиком анархо-феминизма считается американка Эмма Голдман («Красная Эмма»), полагавшая, что женщину освобождает не право голоса или право выбора работы, а личная самостоятельность, психологическая независимость и свобода от норм «общепринятой нравственности». Анархистская критика Э.Голдман распространялась на семью и материнство: их она считала основными ограничителями сексуальной свободы женщины.

В период Первой мировой войны 1914–1918 феминистские организации повсюду прекратили свою деятельность. Большинство лидеров суфражизма поддерживало свои правительства. Феминистки в социал-демократических партиях готовились к социальному перевороту. Небольшая часть пацифистски настроенных женщин с обеих воюющих сторон образовала в 1915 «Женскую международную лигу за мир и свободу» (существует и сейчас).

Возобновление феминистского активизма в межвоенный период (1918–1941) было направлено, главным образом, на достижение политического равноправия. После предоставления женщинам права голоса в предвоенный и военный период в ряде стран Европы (в Норвегии – в 1913, в Дании и Исландии – в 1915, в России – в 1917, в Канаде – в 1918), суфражистки других стран удвоили свои усилия. Право голосовать было вырвано феминистками Австрии, Германии, Нидерландов, Польши, Швеции, Люксембурга, Чехословакии в 1919, США – в 1920, Ирландии – в 1922, Испании и Португалии – в 1931. Ко второй половине 30-х г главная цель европейского и американского суфражистского движения была, в целом, достигнута, и оно пошло на спад.

После завоевания права голоса женщины разных стран добились и выполнения ряда других феминистских требований, касающихся брака, опеки над детьми и права на профессиональную карьеру. Однако разногласия между приверженцами «феминизма равенства» и «феминизма различий», ранее объединенных общей борьбой за право голоса, резко обострились. Дебаты сторонниц «ф. особых прав» со сторонниками женского равноправия в Британии и США способствовали привлечению внимания общества к протекционистскому законодательству, ориентированному на защиту прав женщин, в частности – инициировали принятие законов о женщинах, работающих на вредных для здоровья производствах. Сотрудничая с лейбористами в Англии, феминистки заставили поставить на общественное обсуждение идею государственной помощи женщинам, в частности – через выплаты пособий по беременности, родам и на воспитание детей (кампания за «семейные пособия» Элионор Рэтбоун 1929 в Британии). В 30-е годы феминистские организации ряда европейских стран вели активную пропаганду противозачаточных средств, заставив поставить на общественное обсуждение и другие вопросы репродуктивных технологий (об абортах, о финансировании государственных гинекологических клиник и др.). Это является основанием для приписывания феминисткам славы зачинательниц сексуальной революции 20 столетия.

Феминистская мысль и движение после 2 Мировой войны. Феминизмы «второй волны».

Во второй половине 20 в. противостояние «феминизма равенства» и «феминизма различий» сохранилось, надолго определив отличия западноевропейской и американской феминистской традиций: если в Европе большая часть феминисток более тяготела к идеям равноправия, то в США в борьба за признанное равенство женщин с мужчинами стала чаще рассматриваться как пройденный этап, за которым должно последовать признание за женщинами особых женских прав.

Общие социально-политические условия послевоенного времени не способствовали развитию феминизма (нехватка мужского населения, усталость от социальных потрясений, возобновление культа семейного очага), который ожил как теория и как политическое движение лишь к началу 1960-х (т.наз. «вторая волна феминизма»). Родоначальница и крупнейший теоретик феминизма «второй волны» – французский философ-экзистенциалист, автор книги Второй пол (1949) Симона де Бовуар – не считала себя феминисткой. Но именно она рассеяла догму о естественности сексуального разделения труда, поставила проблему историчности существующего стереотипа, соотносящего «природное» (женское) с «культурным» (мужским), показав, что эта проблема не взаимодополнения (природного – культурным, женского – мужским), но иерархии и власти (мужского над женским). Конфликт между способностью быть субъектом и навязанной ролью объекта (права, политики, чужой власти) определяет, согласно ее теории, содержание понятия «женская сущность» и особенности «женского удела».

В начале 60-х пробуждение социального женского самосознания привело к возникновению «второй волны» феминизма. Оно было связано с подъемом леворадикальных движений (студенческой революцией 1968) и формированием новых социальных теорий. Общее требование феминисток «второй волны» – борьба за право не только избирать, но войти самим во властные структуры. Во время подъема «второй волны» различные направления в феминизме окончательно разделились, после чего феминистки поставили вопрос о признании плюральности самого понятия («феминизмы»), которое стало употребляться вместо термина «направления в феминизме». По мнению аналитиков феминистской теории, наименование «феминизмы» созвучно демократическому плюрализму и является вызовом любой тоталитарности, отражая невозможность создания единой для всех женщин теории освобождения, поскольку социально-культурный опыт и статус разных женщин определяется разными факторами (класс, раса, возраст, конфессия, эпоха и проч.)

Феминизмы различаются географически (американский, европейский, третьего мира, постсоветский и постсоциалистический), этнически (феминизм «белых», «черных» и «цветных»), конфессионально (христианский, формирующийся исламский), по методам и направленности действий (экофеминизм, пафицистский, сепаратистский), по идеологии (либеральный, социалистический и марксистский, радикальный), по принадлежности к направлениям в философии и психологии (модернистский, основанный на концепции социального конструирования; постмодернистский и постструктуралистский, психоаналитический), по сексуальной ориентации и индентичности приверженцев (лесбийский, садомазохистский, а также объединяющий всех непризнанных обществом индивидов нетрадиционной сексуальной ориентации квир-феминизм). На рубеже 20–21 вв. в США можно было найти представителей почти всех течений, в Британии и Австралии более распространен социалистический феминизм, во Франции – постмодернистский.

Либеральный феминизм

по-прежнему имеет наибольшее число приверженцев. Возрождение его связано с книгой американской феминистки Бетти Фридан Мистика женственности (1963), доказывающей, что современные белые американки среднего класса не обладают равными с мужчинами возможностями реализации прописанных в законах прав. Вскоре после выхода книги в США возникла Национальная Организация Женщин, объединившая за короткий срок более 300 000 членов и провозгласившая своей целью борьбу за создание равных возможностей для самореализации обоих полов, в том числе равных стартовых условий для детей разного пола. Неолиберальные феминистки (Э.Росси, Дж.Ричардс, С.Оукин) по-прежнему апеллируют к белым женщинам среднего класса, ориентируя их на достижение высоких профессиональных целей, но не освобождая от выполнения традиционных социальных ролей (любовницы, жены, матери, домашней служанки и проч.). Вслед за Б.Фридан, неолибералки в Европе и США – как сторонницы «феминизма равенства» – увидели проблему не в отсутствии прав, а в инертности женщин, их неумении пользоваться тем, что уже дано законом или может быть осуществлено в легитимном порядке (особенно в юридической и образовательной области). Государство для неолиберальных феминисток – выражение неперсонифицированого разума. В центре их тактики – процесс социального научения пользованию легальными методами исполнения феминистского требования равенства полов. Сосредоточенность неолибералок на стремлении сделать женщину во всем равной мужчине, по мнению критиков неолиберального феминизма, стирает природные особенности женщин, не оставляет ей места как женщине, ведет к тенденции стирания половых различий в профессиональной области, одновременно перегружая женщину семейными и домашними обязательствами, которые остаются на ее плечах.

Марксистский и социалистический феминизм.

Последовательницы классического марксизма в современном феминистском движении сравнительно немногочисленны. Они по-прежнему лишь «добавляют» женщину (как ранее К.Маркс , Ф.Энгельс, А.Бебель и др.) к существующей критике капитализма, считая подавление женщин мужчинами менее важным, чем классовое угнетение.

В отличие от них, социалистические феминистки (социалфеминистки) – З.Айзенстайн (Капиталистический патриархат и вариант социалистического феминизма , 1979) и, особенно, М.О"Брайен (Политика репродукции , 1981) полагают, что смогли уйти от этой ограниченности. В отличие от марксисток, не считающих эффективным особое женское движение (отделенное от общепролетарского), социал-феминистки настаивают на его возможности и выделении женских проблем из проблем классовых и общесоциальных. Дискриминация женщины и противоречия между полами детерминированы антагонизмами общества, основанного на частной собственности, считают они, а патриархат и капитализм есть «дуальные системы» (А.Янг, Социалистический феминизм и пределы теории дуальных систем , 1980), которые взаимно укрепляют друг друга.

Критикуя либералок за попытки выстроить мир, состоящий из изолированных индивидов с абстрактными правами, социал-феминистки поначалу видели путь к равенству в превращении домашней работы в часть общественного производства. Позже, после дискредитации этого пути в СССР и странах народной демократии, социал-феминистки сосредоточили внимание на критике систем социализации (А.Джаггар) и привычных приемов найма на работу. По мнению ряда теоретиков (С.Кокбёрн, М.Эванс), именно они формируют те практики труда, которые дискриминируют женщин. Благодаря социал-феминисткам в современную социальную теорию была введена категория домашнего труда как «критической формы труда» – т.е. «неоплачиваемого, малоценного и почти невидимого». Государство для феминисток марксистского толка – носитель материальных интересов определенного класса, средство доминирования, которое узаконивает идеологию. Благодаря социал-феминисткам и марксисткам и их борьбе против дискриминации женщин в сфере труда, в США с начала 1970-х отменена пометка «пол» в автобиографиях, необходимых при приеме на работу, введено формализованное тестирование как форма отбора способных работников. Однако, облегчая участь работающих женщин, социал-феминистки в малой степени затрагивают социальную организацию повседневной жизни, быт женщин. Марксистский и социалистический феминизм не может помочь женщинам в нетипичных семьях – семьях разведенных, с одним родителем, иммигрантов (пытающихся закрепиться в стране), гомосексуальных – то есть тех, где нет распределения социально-половых ролей.

Радикальный феминизм.

Сформировавшийся в 20 в., радикальный феминизм представляет сейчас самое яркое направление в феминизме. Радикальные феминистки рассматривают женщин как дискриминируемый и эксплуатируемый биологический «класс», являющийся концептуальной моделью для изучения других форм угнетения» (А.Джаггар и П.Розенберг). Патриархат в их концепции – автономная социальная и историческая сила. Как и неравенство полов, он уничтожим, полагают К.Миллет (Сексуальные политики , 1970), С.Файерстоун (Диалектика пола , 1970), А.Дворкин (Порнография . Мужчины обладают жещинами , 1975), К.Дельфи и др., если женщины захватят в свои руки все средства воспроизводства человека, все репродуктивные права и, главное, воспитание (так как пока что мужчины согласны «помогать» женщинам в воспитании, лишь воспроизводя в сыновьях себе подобных – тех, кто будет в будущем угнетать женщин).

Для радикалок характерно обсуждение таких сюжетов, как мужская монополия в культуре и знании, половая дискриминация в повседневной, в особенности – в сексуальной жизни. Государство для радикальных феминисток – инструмент контроля прежде всего за женской сексуальностью, мужчины – социальная группа, вынуждающая женскую сексуальность к постоянному обслуживанию своих нужд и желаний (поэтому радикальные феминистки критикуют законы об абортах, ограничении использования контрацептивов, стрерилизации, указы против однополых, особенно – лесбийских семей как «антиженские»).

Лесбиянство у радикалок – признак внутреннего отрицания патриархатных форм сексуальности, путь переосмысления последней. При всех «перекосах», именно радикальный феминизм, более чем другие направления феминизма, внес вклад в современную культуру, породив феминистское искусство и феминистскую философию, «заставил женщин гордиться своим полом» (Дж. Грант). Показав, как женское тело и сексуальность подавляются и используются при патриархате, радикальный феминизм вынес на общественное обсуждение ранее запретные темы – сексуальных домогательств, домашнего насилия, женского сексуального удовольствия. Радикальный феминизм критикуется и слева, и справа за евроцентризм, претензию на универсализм (попытки найти и описать вневременной и внекультурный общий женский социальный опыт), за эссенциализм и романтизм, которые способствуют распространению стереотипного представления о биологическом неравенстве полов, традиционного понимания мужественности и женственности, хотя и считает женственность и ее составляющие базисом социальных отношений будущего).

Психоаналитический феминизм

возник в конце 20 в. До этого апелляция к бессознательному , характерная для психоанализа , считалась в феминизме инструментом утверждения женской подчиненности. Опубликование психологом из США Джулиет Митчел книги Психоанализ и феминизм (1974), а следом работ Нэнси Чодоров (Воспроизводство материнства , 1978), Дороти Диннерстайн (Сирена и Минотавр , 1977), эссе Мелани Клян породило новый тип психоаналитического мышления – феминистский. Он поставил в центр исследования не особую роль отца и не эдипальность (как то было у основоположника психоанализа З.Фрейда), а доэдипальный период, когда ребенок особым образом соединен именно в с матерью. Воображаемый страх перед матерью, заложенный в детстве – вот, что определяет, с точки зрения феминисток-психоаналитиков, мотивацию поведения взрослых индивидов. Французский психоаналитический ф. (Люс Иригари) потребовал отказаться от фрейдистского представления о женщине как кастрированном мужчине, страдающей от зависти к пенису, приписав мужчинам зависть к матке и способности рожать. Поставив в центр не мужскую сексуальность, но женскую, феминистские психоаналитики назвали ее «множественной, проникающей, избыточной, не скованной границами». Приверженцев психоаналитического феминизма, как и радикалок (С.Хардинг с ее концепцией эссенциальной сущности женщины, К.Гилигэн с идеей «женской морали», особых типов и стилей мышления, П.Гримшоу с концепцией «женской этики»), обвиняют в эссенциализме (обосновании тезиса о вечном сущностном доминировании женского над мужским), фокусировании на внутренних психических механизмах, недооценке влияния внешних, в том числе социальных факторов, влияющих на процесс воспроизводства мужского доминирования. Значимость психоаналитического феминизма для социальной теории заключается в привлечении внимания к социальной природе не только отцовства, но и материнства, постановке проблем воспитания (в особенности – женщинами женщин).

Постмодернистский феминизм

возник в последней четверти 20 в., превратив феминизм в методологию, которая критикует прежнюю научную рациональность и объективность, объявляя их обслуживающими мужскую науку. Ставит проблему ограниченности знания, представленного в социальной теории исключительно мужчинами, их системой ценностей, мужским взглядом на мир («адроцентричная картина мира»), мужскими средствами выражения знания («фаллогоцентризм»). Отрицая прежнюю рациональность, постмодернистский феминизм предлагает учитывать особенности субъекта познания определенного пола, его (ее) ценностные ориентации. Методология такого феминизма направлена против позитивистского тезиса об «объективном факте», подчеркивает влияние мировоззрения ученого как представителя определенного пола на задачи исследования и выводы из него.

В центре большинства работ философов-феминисток этого направления стоят вопросы подавления женщин через языковые практики (дискурсы). Благодаря философам-постмодернисткам феминистской ориентации в науку введены понятия «женского письма» и «женского чтения». Источниками «женского письма» как особой формы самовыражения является, с точки зрения постмодернистских философов, женское тело и женская сексуальность.

Отношения постмодернистского феминизма с самим постмодернизмом противоречивы. Часть теоретиков (Моника Виттиг, Кристин Дельфи, а особенно Л.Ирригарэ с ее книгой Зеркало другой женщины , 1974) настроены против идеи признания Другого, сосуществования с Другим, «ненавязывания» концептов, которые являются для постмодернистской парадигмы центральными. Во всех индивидах феминистки-постмодернистки видят нестабильность, противоречивость, зависимость от набора внушенных убеждений. Проблематичны и отношения постмодернистского феминизма с другими феминизмами. Ряд теоретиков постмодернистского феминизма (Х.Сиксу, Ю.Кристева) именуют себя постфеминистками, открещивается от борьбы за женские права, отрицает возможность создания единой феминистской теории. Радикалки-постмодернистки (Х.Сиксу, Ю.Кристева, Л.Ирригарэ) не хотят внимать призыву ведущего американского философа, феминистски и постмодернистки Джудит Батлер «сделать феминизм более самокритичным» и признать, что любые социальные и философские категории, с их точки зрения, в том числе и используемые феминизмом в политической борьбе (включая категорию «женщины») могут оспариваться и переопределяться.

Созданный и развивающийся в столкновении с другими социальными концепциями, феминизм как философская теория и методология остается незавершенным. Теории постмодернистского феминизма и феминистского психоанализа далеки от задач современного женского движения, мало востребованы им. Деятельницы женских организаций остаются к его идеям равнодушными (в отличие от идей либерального и социалистического феминизма).

Наталья Пушкарева

Литература:

Eisenstein H. Contemporary Feminist Thought . L., 1985
Feminism and Political Theory . L., 1986
Feminism and Methodology . Bloomington, 1987
Feminism as Critique. Essay on the Politics of Gender in Latecapitalist Society . Cambridge, 1987
Айвазова С. К истории феминизма / Общественные науки и современность. 1992. № 6
Феминизм: перспективы социального знания . М., 1992
Пушкарева Н.Л. Между тюрьмой и хаосом: феминисткая эпистемология, постмодернизм и историческое знание / Шорэ Э., Хайдер К. (ред.) Пол. Гендер. Культура. М., 2000. С. 221–231
Пушкарева Н.Л. Что такое феминизм ? / Женская история. Гендерная история (Теория и исследования. Учебное пособие). Калуга, 2001



Феминизм – политическое движение, направленное на достижение равенства между мужчинами и женщинами. Распространяется на политическую, административную и другие виды деятельности.

История феминизма

Зарождение движения по борьбе за равенство полов возникло по причине дискриминации женщин. Мужчина считался более достойным членом общества, который имеет право решать важные вопросы и занимать главенствующее положение. Женщина представлялась в образе домохозяйки без права голоса.

В разных странах история феминизма складывалась по-разному. Например, в Америке начало было положено во время войны за независимость (1775-1783). Во Франции первые шаги по борьбе за женское право были совершены в 1789 году. Женщины хотели добиться равных возможностей. В 1804 году Наполеон запретил любые феминистские движения и сказал, что женщина должна находиться под опекой мужа.

После гражданской войны в Америке возник новый всплеск активности женщин. Это связано с тем, что вся оплата за женский труд принадлежала мужчине. И только после 1884 года женщины получили финансовую независимость.

После окончания второй мировой войны была организована конвенция ООН по правам женщин. В 1979 году официально были запрещены любые формы дискриминации и проявления неравенства к женщинам.

Теперь главной задачей становится фактическое соблюдение законодательства. Выдвигаются требования не только голосовать, но и получить право занять место в правительстве. Предводительницей и идейной вдохновительницей считается Симона де Бовуар.

Феминизм в СССР

Как такого движения по борьбе за права женщин в истории СССР не наблюдается. Урегулирование конфликтов между мужчинами и женщинами произошло автоматически.

Войны и революции забрали большую часть мужского населения. Поэтому женщинам пришлось осваивать мужские профессии и получать необходимое образование. Это позволило доказать свою значимость среди мужчин.

Существовавшие женские движения были направлены на достижение общей коммунистической идеи. Т.к. слабый пол обладал многими правами, то и выступать за равенство не было необходимости.

Феминистские движения

Несмотря на то, что все женщины должны быть объединены одной целью, существует множество подгрупп этого движения. Они направлены на достижение различных целей и предполагают различные методы достижения желаемого.

  • Борьба с рабством;
  • Борьба с тяжелыми условиями труда;
  • Борьба с гендерным неравенством;
  • Борьба за сохранение окружающей среды.

Также феминистические движения были замечены и в расистских организациях – ку-клукс-клан и скинхеды.

Радикальный феминизм

Был наиболее популярен в 20 веке. Пропагандирует полное отделение мужчин и женщин во всех сферах жизни. Обычно считают, что основной причиной всех бед является патриархат. Преувеличивается угнетение женщин и проявление неравенства, акцентируется на этом внимание.

Образ феминистки

По итогам социологических опросов был составлен наиболее распространенный образ среднестатистической феминистки. По мнению мужчин такие женщины проявляют излишнюю неприязнь по отношению к сильному полу. Считают, что мужчины являются причиной всех проблем.

Любое замечание или негативное высказывание воспринимается как личное оскорбление, направленное на унижение личности человека. Такие женщины никогда не согласятся, что они не правы. Будут провоцировать конфликтные ситуации и идти напролом.

Из повседневной одежды исключаются женственные наряды. Внешний вид направлен на то, чтобы доказать, какие они сильные и независимые. Презирают такие занятие как воспитание детей, домашние заботы, т.к. считают их унизительными. В манере поведения приближаются к мужчинам, стараются показать во всем свое превосходство.

Многие являются мужененавистницами. Считают браки неприемлемыми, т.к. не хотят зависеть от мужчины и заниматься домашними делами.

Изначально борьба за равенство мужчин и женщин была жизненно необходима. Факт угнетения невозможно оспорить. Но, к сожалению, со временем многие идеи доводятся до абсурда.

В современном мире женщины не чувствуют какого-либо унижения. Достойных представительниц женского пола можно встретить в различных сферах деятельности:

  • Политика;
  • Искусство;
  • Образование;
  • Наука.

К сожалению, изначально правильная идея, благодаря некорректному поведению современного общества приобретает отрицательные краски. Для многих феминистка – это неадекватная, неконтролирующая свои эмоции женщина, которая пытается увидеть проблему там, где ее нет и привлечь к себе лишнее внимание.

Не стоит отрицательно относиться к феминистскому движению из-за отдельных, отрицательных представительниц этого направления.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди