22.09.2019

Неверующий муж освящается верующей женой. Верю, что все будет хорошо. А теперь святы


Спасти мужчину!

В 1998 году на экраны вышел фильм Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана», удостоенный пяти премий «Оскар». Фильм основан на реальных событиях и без всяких прикрас показывает войну во всей ее омерзительной жестокости. Одновременно он иллюстрирует евангельскую истину «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Идея кинокартины проста: капитан Джон Миллер получил приказ командующего американской армии Джорджа Маршалла доставить в штаб для отправки на родину Джеймса Райана, парашютиста 101-й воздушно-десантной дивизии. Трое его братьев погибли на поле боя, и по закону он подлежал демобилизации, чтобы утешать скорбящую мать.

Отряд, которому было поручено разыскать рядового Райана, пережил много трудностей и лишений, и в конечном итоге успех миссии стоил жизни почти всем ее участникам. В финале состарившийся Райан, придя с детьми и внуками на могилу капитана Миллера, сквозь слезы докладывает, что старался жить достойно, чтобы оправдать великие жертвы, принесенные отрядом ради его спасения. Это был весомый ответ на просьбу умершего капитана: «Джеймс, будь достоин этого…».

Спасти человека в пламени войны, несомненно, благородное дело. Но спасти его душу от вечной гибели настолько благородней, насколько вечное выше временного. Такого взгляда придерживались Христос и апостолы, и все истинные христиане. Особая роль в этом священном подвиге отведена женщинам — к ним обращает апостол Петр свои наставления.

«Так же и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сара повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети её, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1Петр. 3:1-6).

Апостол привел самый тяжелый случай, который может выпасть на долю верующей женщины: неверующий муж. Для многих христианок это было сродни приговору к пожизненной каторге. Неверующий муж мог быть иудеем-законником, которому легче выгнать жену-еретичку на все четыре стороны, чем пытаться построить с ней отношения. Книга Деяний свидетельствует, что инициаторами гонений на апостола Павла выступали чаще всего иудеи. Они клеветали на него перед народом и властями, избивали до полусмерти и руками язычников бросали в грязные тюрьмы.

Муж христианки мог оказаться также язычником- идолопоклонником. В те времена мало кто причислял себя к атеистам: все поклонялись каким-либо богам. Казалось, с толерантным язычником-мужем ужиться было проще. Он мог добродушно утешить жену: «У тебя Бог Иисус, у меня Посейдон. Как говорится, «одна голова хорошо, а две лучше»! Верь себе на здоровье!» Однако поклонение идолам на деле было не столь безобидным, как кажется на первый взгляд: «…язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10:20). Совсем не просто жить с человеком, общающимся с бесами, и день за днем испытывать их тлетворное влияние на семью!

Неверующий муж, к тому же, был чужд Божьего закона, чужд моральной узды. Его жизнь соответствовала описанию апостола Павла: «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» (Тит.3:3) Стоило ли удивляться вечно скверному настроению, непомерной требовательности и грубости такого «главы семейства»? Был ли муж законником или идолопоклонником, он все равно не покорялся Божьему слову и крайне враждебно относился к нему. Он закрывался от света истины, не позволяя жене цитировать Писание и молиться.

Как тяжело было христианке жить в такой семье! Но одно дело, если жена пришла ко Христу первой, а муж продолжает противиться вере. Намного хуже, если девушка-христианка решает связать свою жизнь с неверующим человеком и сознательно навлечь на себя тяжелые проблемы. Брак делает людей одним целым, как сказано в Писании: «Двое становятся одной плотью». Все нечистое, что есть в муже: все его скверные привычки, все его оккультные отношения будут негативно влиять на верующую половину. Брак должен связывать людей в сфере поклонения, в сфере души и духа. Если духовная составляющая отсутствует, он становится крайне ущербным.

Какой же совет могли ожидать жены от апостола Петра? Возможно такой: «Поскольку вы святые и принадлежите Христу, бросьте этих нечестивых неверующих мужей! Вам с ними не по пути — они идут в ад, а вы устремляетесь в вечную жизнь!»? Или: «Не прикасайтесь к неверующим мужьям, не готовьте им пищу, не разговаривайте с ними, пока они не уверуют!»? Нет и нет! Совет святого Петра прост: «Жены! попробуйте спасти ваших мужей!». Своим повелением Петр подтверждает незыблемость и богоугодность брачных отношений, даже если одна сторона противится Божьему слову.

Он убеждает святых жен, что положение неверующих мужей вовсе не безнадежно. Не следует пророчить им адскую бездну. Даже мужья-законники или язычники, отвергающие Божье слово, могут быть приобретены для вечной жизни, если увидят в жизни жены христианство в действии. Как спасатели рядового Райана в силу своих бойцовских качеств оказались способны его спасти, так и жены-христианки могут содействовать спасению мужей, проявляя удивительные качества христианской души.

1. Повиновение

«Вы, жены, повинуйтесь своим мужьям».

Многие женщины воспринимают этот призыв с плохо скрываемым неудовольствием: «Почему я должна быть рабой неверующего мужчины?» и начинают подбирать «библейское» основание плотскому произволу:

  • Наши отношения начались с греха, и чтобы по-настоящему раскаяться, я должна их разорвать!
  • Мы ни в коем случае не должны жить вместе, ибо не венчаны в церкви!
  • Мы только умножаем зло и неприязнь и калечим души детей. Если мы разойдемся, детям будет лучше!
  • Не к свободе ли призвал меня Господь? Вот если бы муж был добрый, мудрый, богатый как Христос, тогда с повиновением не было бы проблем. Но зачем повиноваться черствому эгоисту и рабу сатаны?

Автором этих идей является сатана. Он не стеснялся цитировать Священное Писание во время искушения Христа в пустыне: «…если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Матф.4:6,). Сатана использовал Библию для нечестивых целей, Христос же использовал ее для Божьей славы: «Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Матф.4:7). Так и нам следует обходиться с Писанием. Нужно прислушаться к его высокой оценке повиновения и постараться претворить в жизнь Божьи заповеди.

  • Повиновение заповедано Богом

Петр не придумал повеления о повиновении. Он напоминает женам сказанное Еве Богом: «… к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:17). О повиновении говорит и апостол Павел: «Жена да учится в безмолвии, со у покорностью, а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1Тим.2:11-14). Если христианкам удается без значительного внутреннего сопротивления повиноваться придирчивым начальникам, корыстолюбивым властям, непреклонным военкомам, то как же им отказать в повиновении любящему Небесному Отцу?

  • Повиновение было в характере Христа

Сын Божий повиновался во всем Отцу Небесному, повиновался закону Моисея, повиновался несовершенным земным родителям, повиновался властям. Никто не мог упрекнуть Его в бунтарстве или непокорности. Христианки носят имя Христа не ради его красивого звучания, но чтобы засвидетельствовать, что они Его последователи и поступают в этом мире, как Он.

  • Повиновение есть проявление уважения к мужу

Муж создан Богом для лидерства. Если жена признает и поддерживает его лидерство, он чувствует себя на седьмом небе от счастья, а если она ни в грош его не ставит, он зол на весь белый свет и готов бежать из семьи, куда глаза глядят. Почему подвыпивший мужичок нередко допытывается у собутыльников: «Ты меня уважаешь?» Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Этот вопрос свидетельствует об испытываемом мужчинами дефиците уважения в семье, который восполняется на стороне: во дворе, на стадионе, на рыбалке или в отношениях «на стороне». Как ни крепок физически мужчина, пренебрежение и неуважение способно его раздавить.

В одной из церквей один из её членов оставил свою жену и женился на другой. Естественно, его из церкви изгнали с формулировкой «Отлучить до пришествия Христа». Он несколько раз приходил к братьям с просьбой его выслушать, но встречал неизменный отказ. После его неожиданной смерти вторая жена принесла на братский совет предсмертное письмо, в котором он описывал свою жизнь с первой супругой. Та «верующая» женщина никогда не готовила ему пищу, не стирала и не гладила белья, не сказала ему ни одного доброго слова. Она в резком тоне приказывала ему: «Рыжая скотина, убери в доме, рыжая скотина, сходи за продуктами»… Он терпел этот моральные издевательства долгие годы, пока вдруг добрая женщина не сказала ему: «Какой же вы хороший человек!» И он оказался в плену её доброты, и даже страх отлучения не удержал его от развода.

Служители плакали, читая это письмо. Они в запоздалом раскаянии укоряли себя в черством отношении к человеку. Но прошлого не вернешь!

  • Повиновение сохраняет семью

Если вы будете уважать своего мужа, то у вас будет меньше конфликтов. В соперничестве за последнее слово в споре женщина оказывается в самом большом проигрыше. Ее семья может разрушиться, дети — остаться без отца, а впереди справедливый Божий суд, на котором Господь призовет женщину к ответу за ее поведение, а не за поведение ее мужа. Одна верующая женщина возмущенно говорила мне: «Мы опять с мужем ругались!». Я сказал: «Война прекращается, если одна сторона капитулирует. Кто из вас должен капитулировать: глава или помощник? Почему ты не поднимаешь белый флаг? Он найдет себе другую, и ты навсегда потеряешь мужа!»

Почему женщина противится мужскому руководству? Я думаю, самая главная причина в том, что, по ее мнению, повиновение может стать причиной моральных или физических страданий.

…если я соглашусь с его идеей приобрести ту запущенную дачу, мы выбросим деньги на ветер, а потом будем тратить много сил на ее обработку;

…если я позволю его друзьям собраться у нас, то мне, при моем слабом здоровье, придется после них целый день наводить порядок в доме;

…если он хочет, чтобы я тратила на хозяйство столько, сколько он считает достаточным, мы ноги протянем;

…если его не пилить, он так и будет пренебрегать воспитанием детей, и они вырастут лоботрясами…

Женщина думает, что неповиновение спасет ее от ненужных страданий. Но оказывается: «угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр. 2:19-21).

Посмотрите, какой сильный аргумент приводит Петр. Да, повиновение мужу может привести к страданиям – порой несправедливым, — но все же оно угодно Богу! Петр как бы говорит: «Женщины, посмотрите на Христа! Он страдал справедливо? Нет! Но было ли это благословенно? Да! Желает ли Христос вам зла? Нет! Оставил ли Он вам добрый пример? Да! Тогда подражайте Ему! «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (ст. 22,23).

Герой «Судьба человека» Андрей Соколов с огромной любовью вспоминал свою жену, погибшую при бомбежке! Нет, она не была евангельской верующей, но обходилась с мужем по-евангельски:

«Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ. Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий кусок тебе сготовить. Смотришь на нее и отходишь сердцем, а спустя немного обнимешь ее, скажешь: «Прости, милая Иринка, нахамил я тебе. Понимаешь, с работой у меня нынче не заладилось».

И опять у нас мир, и у меня покой на душе. А ты знаешь, браток, что это означает для работы? Утром я встаю как встрепанный, иду на завод, и любая работа у меня в руках кипит и спорится! Вот что это означает - иметь умную жену-подругу.

Приходилось кое-когда после получки и выпивать с товарищами. Кое-когда бывало и так, что идешь домой и такие кренделя ногами выписываешь, что со стороны, небось, глядеть нестрашно. Тесна тебе улица, да и шабаш, не говоря уже про переулки. Парень я был тогда здоровый и сильный, как дьявол, выпить мог много, а до дому всегда добирался на своих ногах. Но случалось иной раз и так, что последний перегон шел на первой скорости, то есть на четвереньках, однако же добирался. И опять же ни тебе упрека, ни крика, ни скандала. Только посмеивается моя Иринка, да и то осторожно, чтобы я спьяну не обиделся. Разует меня и шепчет: «Ложись к стенке, Андрюша, а то сонный упадешь с кровати». Ну, я, как куль с овсом, упаду, и все поплывет перед глазами. Только слышу сквозь сон, что она по голове меня тихонько гладит рукою и шепчет что-то ласковое, жалеет, значит…».

В свете примера этой язычницы Ирины, довольно жалко выглядят некоторые христианки, вечно недовольные своими мужьями. «Если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев — не войдете в царство Небесное» , — учил Христос,. Если бы Он произносил эту проповедь в наше время, возможно, Он бы добавил и «праведность Ирины Соколовой».

  • Повиновение освящает

Женщины могут извлечь из повиновения огромную пользу для души. Повиновение отсекает своеволие, усмиряет гордое «я». А чем смиренней человек, тем ближе он к Богу. Молитвы его действенней, вера дерзновенней, сердце чище. Нельзя отказываться от этого благословения! Вначале «я» смиряется с трудом, но если вы будете настойчивы, его противление будет ослабевать. Ведь чем больше вы отказываете себе, тем больше возможностей представляете Богу для воздействия на вас и на вашего мужа.

2. Проповедь с закрытым ртом

Писание не позволяет женщине учить с церковной кафедры, но предоставляет ей другую «кафедру», недоступную мужчинам. Это кафедра практической жизни. И только женщине-христианке дано овладеть искусством безмолвной проповеди.

«чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» (ст.1а).

Проблемой современного христианства является заполнение жизненного пространства словами без дел - «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин?» (Пс.11:5). Неверующие люди устали от потоков слов, льющихся через различные СМИ. Их научили никому и ничему не верить. В начале девяностых годов к нам приезжал немецкий пастор Бускис. Я пошел на кафедру иностранных языков одного вуза и попросил заведующую кафедрой разрешить немецкому пастору выступить перед студентами. Но профессор запротестовала: «Я не хочу, чтобы меня агитировали, да и студентов тоже. Я по горло сыта. Я была коммунисткой, и наш генеральный секретарь всех нас обманул. Я никому больше не верю!». Слова действительно обесценились и превратились из пропаганды дел в пропаганду пропаганды. Хрущев обещал к 1980 году построить коммунизм… и не построил. Горбачев обещал к 2000 году каждой семье квартиру… а миллионы людей так и ютятся в коммуналках, общежитиях и бараках. Геращенко обещал руки дать на отсечение, если будет девальвация. Девальвация вскоре грянула, а руки остались на своем месте. Ельцин обещал лечь на рельсы, если реформы не удадутся, да так и не отважился выполнить свое обещание. Кириенко обещал не допустить дефолта — дефолт грянул. Чубайс обещал по две «Волги» за ваучер, но в лихие 90-е люди продавали их, чтобы купить всего лишь … две «сезонки» на автобус.

Люди перестали верить политикам, министрам, мэрам, полиции, и даже церкви. Но они не могут не поверить святой жизни. Апостол Петр пишет: «Когда увидят ваше чистое… житие» (ст.2). Святость видна сразу как свежевыпавший снег на грязной земле. Она является отражением в человеческом сердце характера Иисуса Христа, привлекавшего людей Своей непорочностью. Люди верили Его словам, потому что за ними стояла чистота и любовь.

В мире есть немного порядочных, интеллигентных людей, умеющих хорошо относиться к своим собратьям, однако их нельзя и рядом поставить с Иисусом. Они подобны красивым изваяниям в сравнении с живыми людьми. Они не имеют в себе Божьей святости. Святость Христа заключалась в том, что, будучи абсолютно непричастным греху, Он так возлюбил грешников, что отдал Себя на смерть ради их спасения. Праведный за неправедных. Творец за тварь. Если бы у Христа была любовь без святости, Он был бы грешником. Обладая святостью без любви, Он был бы одиноким ледяным Божеством. Однако сочетание святости и любви сделало Христа нашим Спасителем.

Покажите своему мужу святость, соединенную с любовью, покажите, что вы свободны от пороков, свойственных мирским женщинам. В книге Притчи Соломона несколько раз упоминается один из распространенных пороков: «Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба (Прит. 19:13). Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме (Прит. 21:9; 25:24). Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою» (Прит. 21:19). Сварливая женщина недовольна тем, что муж мало зарабатывает, не поддерживает порядка в гараже, не уделяет внимание детям, не преуспевает в духовном и т.д. Ее постоянный рефрен: «Ты не…». Сварливость разрушает семейные отношения до основания. В Притчах Соломона, 14:1 сказано: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками». Найти довольную женщину в нашем мире очень трудно. Премудрый Соломон пытался найти настоящего мужчину, и нашел одного среди десяти тысяч. Когда же он попытался найти святую женщину, из такого же числа, то не нашел.

Ему бы дожить до времени Нового Завета! В церкви Христовой он нашел бы немало святых жен.

Святой образ жизни — мощное орудие приведения мужчин ко спасению. В семье моего друга сначала покаялась жена, потом он сам. Однажды я спросил, что подвигло к покаянию преуспевающего инженера, спортивного и красивого человека, без вредных привычек, при деньгах и благополучных детях? Неужели какое-то тайное горе? Мой друг развеял мои опасения, ответив: «Когда моя жена покаялась, я почувствовал, что теряю её. Мы всегда были едины во всем. А тут я заметил, что она на уровень стала выше меня, а я застрял где-то внизу. У нее было то, чего я был лишен. Меня это потрясло, и я понял, что мне её нужно догонять». Так он покаялся, и уже много лет они живут христианской жизнью.

Пусть ваш муж увидит, что вы умеете прощать, умеете пропускать его обидные и колкие замечания мимо ушей. Он удивится и задумается: «Что произошло с моей женой? Почему она так изменилась к лучшему?». Совесть подскажет ему дальше: «Таких женщин, как моя жена, днем с огнем не найти, за что же я ее обижаю! Только Бог может дать ей силы оставаться святой с таким, как я. В такого Бога и я должен поверить!».

3. Богобоязненность

Когда увидят ваше… богобоязненное житие» (ст.2)

Женщина в силу своей природы – боязливое существо. Она может упасть в обморок при виде мыши или паука, страшится остаться в одиночестве, впадает в панику при нехватке средств. Она боится насилия, несчастий, подстерегающих ее детей, мучительной смерти. Список женских страхов можно продолжать и продолжать. Однако один великий и благородный страх должен вытеснить все иные – страх перед Богом.

Муж невольно будет уважать убеждения жены, если увидит, что жена по-настоящему боится Бога и ни при каких условиях не купит ему выпивку или сигареты, не пойдет на обман электросетей путем махинаций со счетчиком, не отменит своего обычая молиться, читать Библию и посещать церковь. Она не побоится ни пьяных угроз «разведусь!», ни словесных оскорблений. Страх огорчить Бога позволит ей твердо ответить на неразумные приказы своего главы пойти на сделку с совестью: «Дорогой, если бы это не было грехом, я бы сделала, о чем ты меня просишь. Но я не могу разорвать отношений с Богом, не могу огорчить Владыку и причинить боль Его сердцу. Я люблю тебя и хочу с тобой жить. Я не хочу, чтобы ты уходил, но если ты ставишь вопрос: «я или Бог», то знай, что я вас не разделяю. Мне нужен Бог и нужен ты!»

Когда муж увидит, что вы цените Бога выше своего благополучия и даже собственной жизни, — он возлюбит и вас! Но если этого и не произойдет, все равно в его сердце останется память о преданной Богу жене: «Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них» (Иез.2:5).

Во время культурной революции в Китае один молодой человек вступил в ряды хунвэйбинов (последователей Мао Цзе Дуна), а его мать была христианкой. В большой злости на свою мать он вывесил рукописную газету, в которой поносил ее за христианскую веру и отрекался от неё. Мать, узнав о ненависти сына, наложила на себя двадцатидневный пост. И своей молитвой она вырвала его из оков неверия. Сын покаялся и стал впоследствии Божьим служителем. Если вы боитесь Бога, вас будут бояться демоны.

4. Духовная красота

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет.3:3-5)

Это наставление не означает полного запрета украшений, как слова «старайтесь не о пище тленной» (Иоан. 6:27) не запрещают походы на кухню. Все же Бог сотворил женщину женщиной и вложил в нее потребность хорошо выглядеть и поддерживать красоту своего лица, одежды, жилища.

Через пророка Иезекииля Бог напомнил израильским женщинам, что Ему они были обязаны украшениями: «…И надел на тебя узорчатое платье, и обул тебя в сафьяные сандалии, и опоясал тебя виссоном, и покрыл тебя шелковым покрывалом. И нарядил тебя в наряды, и положил на руки твои запястья и на шею твою ожерелье. И дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим и на голову твою прекрасный венец. Так украшалась ты золотом и серебром, и одежда твоя [была] виссон и шелк и узорчатые ткани; питалась ты хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и елеем, и была чрезвычайно красива, и достигла царственного величия. И пронеслась по народам слава твоя ради красоты твоей, потому что она была вполне совершенна при том великолепном наряде, который Я возложил на тебя, говорит Господь Бог». (Иез.16:10-14).

Много лет назад одному богослову в Германии переселенцы из СССР задали вопрос о допустимости ношения украшений. Он ответил, что согласно Библии, Бог давал украшения в качестве дара милости и благоволения и повелевал снимать их, если народ жил нечестиво. «Если ваша жизнь святая — носите скромные украшения, если нет – немедленно снимите».

Апостол Петр не мог идти против Бога — автора украшений, — запрещая их вообще. Он выступал против излишеств. Епископ Кассиан дает более точный перевод этого текста: «Отличием вашим да будет не внешнее украшение: плетение волос и обвешивание себя золотом или ношение нарядных одеяний». Женщина-христианка не станет демонстрировать безоглядную привязанность к материальному. Она не будет гнаться за самыми дорогими платьями, «крутым» машинам, самой лучшей мебелью и «гламурными» украшениями. У нее есть богатство, неведомое мирским женщинам, но имеющее великую ценность пред Богом и людьми — кротость и молчаливость. Эти важные слова апостола не всегда правильно понимают. «Кроткий» не значит «забитый», и «молчаливый» — не значит «бессловесный». Если вы заглянете в словарь Стронга, дающий все значения греческих слов на русском языке, то обнаружите, что «кроткий» имеет значения «нежный, мягкий, ласковый», а молчаливый означает «спокойный». Когда жена относится к мужу нежно, ласково, мягко, спокойно, ему будет не так просто променять ее на «кинозвезду» или «топ-модель». Мужчины – народ практичный и способны вовремя сообразить: «Красивых бездушных кукол полно на каждом шагу, но где я еще найду женщину с таким золотым сердцем, как у моей жены?». А где есть общение, там и возможность посеять в сердце святое, доброе, вечное.

Миссионерку среди цыган Гертруду Вейль однажды сильно задела фраза из прочитанной книги: «то любит комфорт, тот не может быть использован Богом». Она просила Господа удалить от нее любую привязанность к комфорту. Прошло немного времени, и она получила нежданное предложение быть миссионеркой среди цыган. Все содрогнулось у нее внутри: цыгане жили тогда в походных условиях, в жуткой грязи и антисанитарии. Они занимались колдовством и воровством. «Неужели я должна быть среди них?» Но вспомнив слова из книги: «Кто любит комфорт, тот не может быть использован Богом», Гертруда дала согласие на служение. Если бы она была привязана даже к тем скромным благам жизни, которые имела, она не могла стать орудием Бога по спасению сотен цыган.

5. Подражание святым

«Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином.

Недостаточно провозглашать хорошие идеи в теории. Практические истории из жизни помогают поверить в то, что и ты можешь достигнуть чего-то, что удалось достигнуть другим. Путь к быстрому пониманию всегда лежит через примеры. Петр советует верующим женам: обратите внимание на библейских женщин, пример которых будет служить вам верным компасом в бурном житейском море. Вот некоторые имена:

  • Сарра – 1 Пет.3,5,6.
  • Жена Маноя – Суд.13:10.
  • Орфа и Руфь - Руф.1:4,8.
  • Авигея – 1Цар. 25:3.
  • Есфирь – Есф.2:15-17.
  • Елизавета — Лк.1:6.
  • Прискилла – Деян. 18:2,26

В вашей церкви наверняка есть женщины, с которых можно взять пример. Я всегда восхищался женой нашего пастора Андрея Евтихиевича Клименко Евдокией Степановной. Должно быть, она очень внимательно читала текст, который мы сейчас рассматриваем, потому что исполняла его буквально, называя мужа «господинушка». Гостю в их доме было приятно слышать диалог: «Господинушка, будешь чай пить?» «Сейчас, иду, Дусёк!». Я помню, как Клименко расспрашивал меня о планах по устройству семьи. Выслушав, он сказал: «Семейная жизнь — это или ад на земле, или рай. Третьего не дано». Потом у него навернулись слезы на глаза: «Знаешь, Витя, моя Дуся для меня — ангел Божий!».

Дорогие сестры, будьте и вы такими ангелами для своих мужей. Ваша жизнь будет благословенной, если вы спасете своего мужа, если поможете ему состояться как главе семьи. Короля делает свита, мужа — жена. Вам не стыдно будет отправиться в вечную жизнь, потому что вы выполняли с Богом одну работу – спасение гибнущего мужа.

6. Бескорыстие

Вы – дети её, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (ст. 5,6).

Сарра была героиней веры. Конечно, никто не сможет повторить ее подвига доверия Богу - обретения славного потомка наперекор почтенному возрасту. Но любая женщина может подражать ей в добрых делах. Назваться ее детьми — великая честь!

Вы должны делать добро в первую очередь своему мужу, а уж потом кому-то еще. По его виду и настроению люди будут судить о вашей доброте. В уже упомянутой «Судьбе человека» Михаила Шолохова рассказчик, вступив в разговор с незнакомцем, обратил внимание на его внешний вид: «прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука… Еще тогда я подумал: «Или вдовец, или живет не в ладах с женой»».

Без женской доброй руки мужчина — пропащий человек! Без нее дом обрушится, сад не зацветет. Писание очень высоко превозносит женщину, проповедующую добрыми делами:

«Кто найдет добродетельную жену? Цена её выше жемчугов; уверенно в ней сердце мужа её, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает ещё ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие её хорошо, и – светильник её не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты её берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья её одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда её. Муж её известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота – одежда её, и весело смотрит она на будущее» (Пр. 31:10-25).

Вся проповедь этой женщины состоит только из бескорыстных добрых дел, как для семьи, так и для людей с улицы. И вслед за многими делами идут немногие слова: «Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке её. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают её, — муж, и хвалит её» (Пр. 31: 26-28).

Вера добрым делам все еще не выветрилась из сердец. Люди открывают сердца навстречу тем, кто делает добро. Вот почему Христос говорил: «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (Иоан.10:37,38). Он указывал на силу добрых дел: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:16).

…В христианском семейном лагере я видел забавную инсценировку, показанную корейскими гостями. Молодая парочка с пятилетним стажем совместной жизни заявилась к пастору с ужасной просьбой:

Вы нас сочетали, вы и разведите! Мы абсолютно чужие люди и непрестанно портим жизнь друг другу!

Хорошо, я вас разведу, но только по-библейски! – ответил пастор.

В назначенный день он встретил несчастную пару, держа в руках Библию внушительных размеров.

Встаньте на колени, возьмите друг друга за руки! – приказал пастор. Как только супруги опустились на колени, на их головы обрушились удары увесистой Библии.

Что вы делаете? Вы же нас убьете! – возопили муж с женой.

Вы обещали пред Богом быть верными друг другу, доколе смерть не разлучит вас. И как по-другому я теперь могу вас развести? – ответил пастор.

Нет, нет, нам еще рано умирать, уж лучше мы жить будем вместе!

Ах, вот как? Тогда развод отменяется!

Учение Писания о роли жены может казаться таким же болезненным, как упомянутый «библейский развод», но, тем не менее, мы не имеем права отклониться от него ни направо, ни налево. Если Библия стала для нас авторитетом, то у нас нет другого выхода, как согласиться с ней и просить у Господа силы жить по ее предписаниям.

Вам так же может быть интересно:

  • павел говорит:
    Июль 21st, 2016 в 15:44

    о сексе лишь,… все думают о сексе. о Боге думать будем после ста. Но доживём ли, — без любви на сердце, успеем ли принять в душе Христа?

  • Анна говорит:
    Май 2nd, 2016 в 11:59

    Виктор Семенович, здравствуйте! Спасибо Вам за проповедь о том какие должны быть жены. Хочу задать Вам вопрос по части послушания мужу. В моей семье муж знает Бога но не хочет ходить в церковь, и против того чтобы я и дети ходили в церковь. Также он не приветствует мое общение с верующими подругами. Если я настаиваю на своем то можно представить что происходит — ненависть по полной программе, гнев, начинает мне мстить всеми способами. Что мне нужно делать чтобы угодить Богу? С уважением, Анна

  • Ольга говорит:
    Январь 11th, 2016 в 22:16

    А я,прочитав эту статью,еще больше расстроилась…Замужем я неполных три месяца,и выходила замуж,как я думала,за верующего,а он оказался мирским во всех смыслах этого слова.И с первого дня своего брака я ничего.кроме оскорблений,унижений и порабощения не видела и не слышала….В результате стала убегать жить у мамы,т.к.муж практически каждый раз выгонял меня из дому и идти мне было некуда.В последний свой приезд,5января 2016,муж поднял на меня руку и ударил…Я собрала вещи и уехала.И теперь,читая эту статью,я понимаю,что или я себя положу на алтарь служения ему,но при этому буду морально уничтожена как человек,или Господь даст нам выход из этой проблемы такой,какого я даже себе представить не могла.Я одна молюсь и пощусь,ищу от Бога помощи и ответа,а ему все равно.И я тоже,читая приведенное в статье,ну очень хотела бы жить с таким мужем,но ведь если он начал бить меня,то не остановится.И детей от него я не хочу-он будет бить и их.

  • Linka говорит:
    Сентябрь 14th, 2015 в 02:00

    Мир Вам! Не совсем понравился ваш последний ответ Ольге:) Статья ведь действительно немного «тяжелая» местами сумбурная, непривычно читать такие холодные статьи акцентирующие внимания на слепому подчинению мужу. Цель вашей проповеди понятна — развод не есть воля Божья! Но вы пишите это абсолютно без любви, без слов утешения женщинам, без вдохновляющих примеров:) Вспомнился «кимвал звучащий…» Хотелось бы утешить Ольгу и сказать, что очень много нежных слов написано в Библии о женщине и есть наставления мужчинам, например,:»Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…» (1Петра 3:7). Не забываем, друзья, когда пишем статьи для верующих братьев и сестер — их могут читать неверующие (и еще как могут!;) Пусть все будет с любовью!
    P.S. Ваша фраза: «Ваши оскорбления меня не задевают, вы их выплескиваете потому что несчастны» меня вообще смутила — дежавю — такое обычно пишут мирские на мирских форумах, когда спорят Итог: статья о очень важном! Но, скажем, своим подружкам я ее бы не перепостила в назидание, перепощу другую, где мудрость Божья и любовь просветляет. Слава Богу!
    Успехов и благ в вашем нелегком труде!
    С уважением, Лина

  • Рягузов ВС говорит:
    Февраль 4th, 2015 в 21:54

    Ольга! Эта статья не для вас, неверующей женщины. Она для верующих, обеспокоенных не получением оргазма, а спасением неверующего мужа. Что касается вашей проблемы- дайте мужу почитать хорошие книжки об интимности и объяснитесь с ним, уважая его как человека, что бы вы от него хотели. Но самое главное: примиритесь с Богом. Ваши оскорбления меня не задевают, вы их выплескиваете потому что несчастны. И никто вас не сделает счастливой, кроме Бога.

  • Ольга говорит:
    Февраль 1st, 2015 в 16:41

    Хотелось верить, что не все так однобоко в Библии…Мужьям хоть какие-то поучения по отношению к женщине есть там или нет?!Может мне ещё за мужчинами ухаживать начать,цветы дарить?!даже в постели должна взять на себя мужскую обязанность,игнорируя тот факт,что оргазм женщины зависит от мужчины!!!Разве я его не уважаю когда прошу быть мужчиной,а мне позволить оставаться женщиной?! Бредовая у вас статья…и вообще с таким положением дел мне легче деньги брать-пусть за унижение хотя бы платят!!! И пошли вы все к черту!!! Ненужна мне ваша церковь и любовь эта гребанная больше не нужна!!! Нету близости без эмоций,а физиологически можно себя иначе удовлетворить да еще и за деньги!!!…аривидерчи!!!

Когда и жена и муж не верят в Бога, не являются приверженцами какой-либо религии, то у них на эту тему и конфликтов не возникает. А что, если женщина идет по пути духовного развития, а муж неверующий атеист? Неужели такой брак не имеет шансов на счастливую и гармоничную жизнь?

Скажу однозначно – имеет. Но только при правильном поведении жены. Редко какой атеист будет доказывать верующему человеку, что Бога нет. Ему обычно такие разговоры не интересны, ведь они «не о чем», отнимают силы и время, они пусты и бессмысленны. Какой резон спорить о том, чего нет? А вот верующий в большинстве случаев во что бы то ни стало пытается доказать заблуждающемуся, насколько он слеп. В итоге, если в семье жена верующая, а муж неверующий, то она увидит смысл жизни и своего предназначения убедить мужа в своей правоте. И начинается навязывание веры, духовные проповеди и уговоры сходить в церковь. Естественная реакция мужа на это – агрессия и отторжение. Сначала этой темы, а потом и самой жены. Итог такого поведения женщины – ссоры и скандалы в семье.

Поверьте, неверующий муж вовсе не приговор для отношений, если вы с уважением отнесетесь к его выбору. Ведь тогда и он не будет против ваших ежедневных молитв и воскресных посещений церкви. Только без него. И если вы примите мужа таким, какой он есть, вот такого бездуховного и неверующего, поверьте, пройдет время и он задумается. О том, прав ли он в своей теории безбожности. Если вы дадите ему свободу и не станете осуждать, а будете для него примером духовно развивающегося человека, он рано или поздно тоже начнет идти по этому пути. Возможно не говоря об этом никому, но в мыслях он перестанет быть атеистом.

Ничего не вдохновляет лучше, чем пример перед глазами. Без чтения моралей, без принуждения, без ультиматумов или настойчивых просьб. Для мужчины крайне важна свобода. Свобода во всем. И если мы, женщины, по какой-то причине не хотим дать ему эту свободу, он категорично останется при своем мнении. Из принципа. Защитить свои взгляды и отстоять границы для мужчины – дело чести. Даже если это касается выбора вероисповедания. Даже если на это границы посягает его любимая жена. Кстати, если настаивать слишком сильно, то этим можно добиться того, что муж окажется против духовного развития супруги. Тоже из принципа.

Поэтому когда женщина, которая изучает священные писания, посещает храм, ездит на семинары и духовные встречи по всей стране, жалуется на бездуховность своего супруга, я стараюсь помочь ей посмотреть на своего супруга другими глазами. Ведь он принимает ее такую, какая она есть. Вместе с ее религией, верой, ритуалами и традициями. Он дает ей возможность развиваться и двигаться дальше. Он оплачивает ее семинары и отпускает на встречи. То есть он способствует ее духовному развитию. Разве можно такого человека назвать бездуховным?

Неверующий муж, находящийся по ее мнению на примитивном уровне духовного развития, принимает свою жену такой, какая она есть. А она, вся такая возвышенная, не может смерится с его атеизмом. И кто после этого более духовный человек? Ведь принятие и смирение – основные духовные качества любой религии.

Тем более не нужно забывать об одном очень важном моменте. Когда вы выходили замуж за этого человека, верил ли он в Бога? Придерживался ли какой-то религии? Скорее всего нет. И тем не менее вы вышли за него замуж. Значит, вы приняли его мышление и образ жизни. Почему же теперь вы так рьяно стараетесь это изменить? Ведь это нечестно! Это обман! И заметьте, его совершаете вы, духовно развивающаяся женщина! А неверующий муж остается честным с вами, каким и был изначально. Так кто из вас более духовный?

Я все это к тому, что не нужно вешать ярлыки, не нужно стараться менять и переделывать мужа, а тем более заставить его поверить в высшие силы. Если вы примете его, неверующего, и будете любить его таким, то обеспечите гармонию в ваших отношениях. И кто знает, возможно таким смиренным поведением откроете для мужа дверь к вере. Точнее дадите ему ключик, а откроет он эту дверь сам, по своему желанию.

Свт. Феофан Затворник

Святится бо муж неверен о жене верне, и святится жена неверна о мужи верне: иначе бо чада ваша нечиста были бы, ныне же свята суть

Это место не совсем понятно. Как святятся неверные супруги ради верных? Благодатного освящения конечно разуметь здесь нельзя, ибо к сему освящению один путь – вера и принятие таинств крещения и миропомазания. Неверный муж и неверная жена, желая жить с верною женою и с верным мужем, несмотря на веру во Христа Господа, хотя показывают скрытное благорасположение, или благоволительное снисхождение к сей вере, но в этом можно предполагать только зародыш будущей личной веры и вследствие ее имеющего быть освящения, но не самое освящение. Как же понять: святится ? – Надо понимать: святится муж, яко муж, и жена, яко жена, то есть в брачном отношении. Иначе сказать: брак твой, верная жена, с мужем неверным не превратился в незаконное сожительство от того, что ты уверовала; напротив, твое уверование освятило сей брак (святится – ηγιασται освятился уже) и мужа твоего в брачном отношении. То же да содержит в уме и муж верный, у которого жена остается неверною. Цель у Апостола успокоить смущение совести от непонимания, как поступать, и та еще, чтоб предотвратить разделения и распадения семейств, могущие много наделать шума и вредно повлиять на дело проповеди, и особенно та, что коль скоро муж и жена неверные не отвращаются от жены и мужа верных, то есть надежда, что и они со временем обратятся, как ниже он говорит о сем прямо.

Святой Златоуст говорит: «Так сказал Апостол для того, дабы жена (верная) не опасалась сделаться нечистою от сожития с таким мужем (неверным, и обратно). Напротив, чистота жены верной превозмогает нечистоту мужа неверного, равно как и чистота верного мужа превозмогает нечистоту неверной жены. Идолослужитель нечист, но жена его от этого не нечиста. Если б она участвовала с ним в том, в чем он нечист, то есть в нечестии, то и сама стала бы нечистою; а теперь в ином нечист идолослужитель, а в ином участвует с ним жена, в чем он не нечист, ибо в браке и совокуплении они взаимно участвуют. Притом здесь есть надежда, что жена неверного обратит его, ибо она для него своя. Притом с неверным она живет не просто, а по его желанию. Итак, есть ли, скажи мне, какой вред от того, что они остаются в соединении, когда и благочестие сохраняется в целости, и остается благая надежда на обращение неверного, и избегаются поводы к напрасным ссорам? Святится муж неверен . Как, неужели язычник свят? – Нет он не сказал: свят, но святится о жене , сказал это не для того, чтобы признать язычника святым, а для того, чтобы как можно более успокоить жену и в муже возбудить желание истины. Нечистота заключается не в телах сочетавшихся, а в произволении и помыслах». Феодорит полагает, что в видах успокоения совести и сохранения мира семейного «Апостол употребил усиленный образ речи, убеждая не оставлять сожительства». В подобном же смысле и дети от таковых браков святы. Не в том смысле святы, как святы христиане, ибо дети и от христиан освященных рождаются в таком состоянии, что требуют освящения таинствами,– но в том, что не суть нечистые, незаконнорожденные, непотребные дети. Святой Златоуст говорит: «Святы , то есть не нечисты. Называет их святыми для того, чтобы таким названием еще сильнее отогнать опасение супругов».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы

Если же верующий муж подумает, что незаконен будет брак его ради неверующей супруги, то да знает, что свято семя мужа неверующего в утробе верующей матери; подобным же образом и плод жены неверующей свят ради мужа верующего. А если бы то, что я сказал, было не так, то следовательно дети их, если следовать мнению их, были бы нечисты; но теперь они чисты, если пребудут в вере, которую я предал им.

Толкование на послания божественного Павла.

Прп. Анастасий Синаит

Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы

Божественный апостол изрек это не о неженатых, но о тех, которые сочетались браком друг с другом и родили детей еще до того, как один из двоих уверовал. Он законоположил это для того, чтобы если один [из супругов] крещен, а другой нет, то уверовавший не желал бы разлучиться [с еще неверующим], не принуждал бы [его к крещению] и не добивался бы этого.

Вопросы и ответы.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим

То есть изобилием чистоты верующей половины преодолевается нечистота неверующей. Это значат слова апостола, а не то, будто язычник делается святым. Ибо апостол не сказал: бывает свят, но: освящается , то есть побеждается святостью верной половины. А говорит об этом для того, чтобы верующая жена не опасалась сделаться нечистой, если будет иметь сожительство с таким мужем. Но спрашивается: совокупляющийся с блудницею, делаясь одним с нею телом, становится нечистым (ср. 6:16); очевидно, и совокупляющийся с язычницею становится одним с нею телом. Если первый нечист, то как же не делается нечистым последний? Что касается блудодеяния, в нем бывает точно так. Когда имеют общение между собой блудники, то их смешение имеет нечистоту, и потому они оба нечисты. Но иначе это дело при сожительстве верующей половины с неверующей. Неверующий муж - нечист по его неверию. Но жена имеет с ним общение не в неверии, а в ложе. В этом общении не оказывается никакой нечистоты. Ибо оно есть законный брак. Посему-то верующая половина и не делается нечистой.

Иначе дети ваши были бы нечисты

Если бы неверная половина не побеждалась чистотой верной, то дети их были бы нечисты, или только наполовину чисты.

А теперь святы

То есть не нечисты. Излишним выражением святы апостол изгоняет страх подобного подозрения.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Ориген

Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы

Да будут муж и жена одной плотью, подобно вину и воде. И как верующий муж передает жене-язычнице освящение, или наоборот, верующая жена - неверующему мужу, так неверующий передает осквернение верующей жене или неверующая жена верующему мужу… Поэтому человеку хорошо до брака тщательно поразмыслить не только об этом, но и о будущем и, все взвесив, или не жениться [вовсе], или жениться в Господе.

Фрагменты.

Тертуллиан

Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы

Дети верующих в определенном смысле были предназначены к святости и спасению, и залогом этой надежды Павел видел браки, которые, как он хотел, должны продолжаться.

О душе.

Севериан Габальский

Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы

Святы дети чистые и не оскверненные неверием. Ибо в них скорее побеждает вера родителей, чем неверие.

Фрагменты.

Лопухин А.П.

Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы

Причина, по которой Апостол дозволяет такие смешанные браки, заключается в освящающей силе христианской религии, которая (сила) же только не дает возможности неверующей стороне запятнать верующую, но даже оказывает известное освящающее действие на неверующего супруга. - Освящается (ηγίασται) - точнее: «освящен» или «посвящен». Нехристианская сторона уже освящена в христианской чрез свое согласие жить с христианскою. Это согласие есть тоже, что вера в отношении верующего ко Христу. Нехристианин-супруг уже посвящен Богу чрез внутреннее и внешнее общение с супругою-христианкою [По Ph. Bachmann"y здесь речь идет о святости супруга язычника для Церкви, т. е. для всех других членов Церкви, которые смотрят на такого человека как на своего , не боятся оскверниться, напр., за трапезою его присутствием]. - Чтобы доказать действительность такого освящения и посвящения Ап. ссылается на общеизвестный в Церкви факт: дети ваши святы . Ап. хочет этим сказать следующее. Если мать-христианка признает, что дети ее святы, хотя отец их язычник, то тем более она должна верить в освящающее значение свое по отношению к мужу-язычнику. Дети имеют на себе прирожденную нечистоту, они не могут еще выразить и согласия своего оставаться с матерью-христианкою, однако же они действительно святы (άγια сильнее выражения ηγίασται), действительно освящены и посвящены Богу в силу внутреннего общения с родителем или родительницей-христианами. Тем более могут быть освящены взрослые люди, неверующие во Христа супруги, в силу своего общения с супругами христианами. - По всему вероятию, Ап. имеет здесь в виду таинство крещения, которое, по свидетельству Оригена (comment. in epiet. ad. Kor. t. V:9), было совершаемо при Апостолах и над детьми. Впрочем, он здесь приписывает детям святость не в силу совершаемого над ними крещения, но самое это крещение, по контексту речи, являлось для него знамением и фактическим доказательством того святого состояния, в котором находились дети христиан. Так евреи не потому становились потомками Авраама, что принимали обрезание, но самое их происхождение от Авраама давало им право на получение обрезания. Все дело заключается здесь в тесном внутреннем общении детей с родителями христианами, благодаря которому они состоят в благодатном союзе со Христом.


Константин Пархоменко

Как жить с неверующим супругом?

По благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира

Часто встречаются семьи, в которых один из супругов - верующий, церковный человек, адругой - нет. И эта ситуация становится источником постоянных скорбей, противоречий, ссор. Мы много раз видели слезы женщин, которым мужья запрещают ходить в храм. Видели и смущение мужчин, жены которых подсмеиваются над их «фанатизмом» и «старушечьей богомольностью».

Как жить вместе супругам, душевно близким, но далеким духовно?..

Об этом наша небольшая книга, которую мы построили в виде простых человеческих свидетельств и коммментариев священника.

ISBN 5-7373-0301-2

© Священник Константин Пархоменко, текст, 2003.

© Издательство «Сатисъ», оригинал-макет, оформление, 2003.

ВВЕДЕНИЕ

Как жить супругам, если один из них неверующий? Так просто можно сформулировать тему нашей брошюры.

Отправной точкой всех рассуждений должно быть Священное Писание Нового Завета. Именно здесь мы находим исчерпывающее и лаконичное утверждение: А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам (1 Кор. 7, 10-17).

Эти слова апостола Павла как нельзя лучше характеризуют подход Православной Церкви к проблеме семей, в которых кто-то из супругов является неверующим. Такой брак - возможен! Но как возможен? Как

вести себя мужу или жене, если другой не приемлет его веры?..

Бог обращается к каждому из людей. Он Сам говорит: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Бог, через стечение обстоятельств, через скорби, болезни стучится в сердце каждого из людей. Наша задача - услышать, понять, что это именно Бог обращается к нам. И тогда рождается вера.

Но если вера, как следствие слышания, чувствования Бога родилась у тебя, это не значит, что вера родилась в ком-то из близких тебе людей. Хорошо, если в семье есть взаимопонимание и уважение к интересам и внутренней жизни друг друга. Тогда верующий супруг может молиться, соблюдать посты и церковные праздники, ходить в храм и читать церковную литературу. Страшно, когда кто-то из супругов претендует на авторитарное правление. Тогда жизнь «второй половины» жестко регламентируется. Храм, посты, молитвы запрещаются. Зато разрешаются насмешки и издевательства.

Я много раз видел слезы женщин, которым мужья запрещают ходить в храм. Видел и смущение мужчин, жены которых презрительно третируют мужа за его «фанатизм» и «старушечью богомольность».

Что делать им, людям, внутренняя жизнь которых распланирована за них?.. И как сосуществовать людям, душевно близким, но далеким духовно?..

Об этом наша небольшая книга, которую мы построили в виде простых человеческих свидетельств и комментариев священника.

БРАК В ПОНИМАНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

В библейском рассказе о сотворении мира описание каждого дня священный автор заканчивает словами и увидел Бог, что это хорошо. Те же слова звучат и после творения человека. Однако во второй главе, когда говорится о сотворении жены, основание этому заключается в словах: Не хорошо быть человеку одному... Потому что человек не должен быть одиноким. И далее Господь продолжает: «...сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18). Еврейское слово, переведенное у нас как «соответственного», вернее было бы перевести как «восполняющего». Таким образом, существование женщины необходимо было для восполнения бытия Адама (мужчины).

Далее Библия в коротких, но емких словах говорит о том, что входящие в тайну супружества становятся одним существом: оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2, 24). «Плоть» (по-еврейски басар) означает некое целокупное существо, с едиными мыслями, чувствами... Как в Святой Троице Три Лица (Отец, Сын, Святой Дух) являются Единым Богом, так и в супружестве две личности - одна плоть, одно существо. «Когда муж и жена соединяются в брак, они не являются образом чего-то неодушевленного или чего-то земного, но образом Самого Бога», - пишет свт. Иоанн Златоуст (Беседа 26 на 1 Кор. 2).

Она ездила трудничать.

В Почаевскую ездила, когда муж давал денег. В Оптину. Но особенно любила Печоры.

Мужу это не очень нравилось. Но смирился. Он как-то научился сам всё успевать. В церкви он не бывал. Работа-дом, дом-работа. Дети, хозяйство.

Мы все вместе много лет дружили. Он спокойный был. Женился когда-то по любви. Он молодой, она молодая. Он большой, медведеобразный. Она стройненькая такая была, загляденье, как стебелек. Он и влюбился.

Чего-то они строили, делали, работали, радовались, детей рожали. Гости, встречи, путешествия, друзья. Всё как у людей.

А потом чего-то перещелкнуло. После тридцати пяти она в Церковь пошла. Она поняла, что без этого нельзя, что она не одна, есть еще Бог, и без Церкви никак. А он не понял.

Она ему книжки тыкала под нос, про чудеса рассказывала, маслом мазала лицо, водой святой кропила:

– Ну, ты ж не нехристь, пойди, исповедуйся. Пойди, причастись.

Он спокойно так – не кричал, не сердился:

– Ну, ходишь – ходи. А мне не надо. Может, не готов пока, а может, не знаю. Но я тебя люблю и… И люблю даже такую.

А там расцвет был православного женства во всей красе. Чесать голову она, конечно же, сразу перестала. Красить волосы – разумеется. Длинные вот эти седеющие патлы из-под темно-серого платка. Юбки по щиколотку темные, глухие. И свитера длинные темные, поверх юбок. И лицо из-под волос – землистого цвета.

И значит, он с работы пришел, продукты купил, детей забрал, на ужин чего-то сготовил, посуду потом помыл, детей уложил, и она приходит – в Москве много монастырей, а в монастырях службы вечерние длинные, как ее некрашеные волосы.

А он не сердился. Не сердился. Только:

– Лиз… А, Лиз… Иди ко мне.

– Ой, Петь, да голова болит.

– Ну, Лиз…

– Ой, да ты что? Куда со своими глупостями? Сегодня ж вторник. Во вторник нельзя.

– А когда можно? Или никогда нельзя?

– Только в среду можно, в пятницу и в воскресенье, когда венчаются. Духовник сказал, по Уставу только три раза в неделю можно. Я же тебе говорила. А ты не можешь запомнить.

– Ну, хоть поешь чего-нибудь, гляди, смотреть на тебя страшно. Заморила себя. Я котлеты сделал.

– Петь, какие котлеты? Вторник – вечер.

– Так ведь пост – в среду.

– Уже среда, Петечка. Вечерню отслужили во вторник, и сразу среда началась. Церковный календарь, ты пойми. Я картошечку вон съем. И огурчик. Ты картошку-то варил, или жарил? А то сегодня без елея.

И он ничего. Я поражался всегда – он ничего. В лоб ее поцелует, и пошел в другую комнату телевизор смотреть. В спальню-то ему нельзя. Она там правило читает.

Там у нее икон по всей стене десятка три. Да лампады горят. И она, значит, сначала вечернее правило читает. Потом акафисты всем святым, которых сегодня праздник. Потом она сразу и утреннее правило читает, потому что утром к семи уже надо на монастырскую службу, и утром прочитать не успеть. И еще в конце по четкам, сколько и чего, этого он разобрать не мог, подглядел пару раз только, что на пол на коленки валилась. Да.

* * *

Она к нам приехала, помню, в Петербург на богомолье. Зашла, платком вся завязанная, скулы торчат, щеки впалые. За спиной – рюкзачок, и пахнет мылом дегтярным. Рюкзачок свой бросила в прихожей. Икону в комнате увидела, перекрестилась, поклонилась, пальцами пол потрогала.

– Я к Ксении побегу.

– Дай, – говорю, – подвезу тебя.

– Нет, – говорит, – не надо. Я ж на богомолье. Я пешком дойду. Да тут и недалеко, минут сорок.

– Ну, хорошо, а когда ждать-то тебя?

– Ой, не знаю. Я там еще полы останусь помою. Я всегда, как к Ксеньюшке, так полы после службы мою и в часовне, и в храме. Это милость, милость Божия, чтобы потрудиться в Божием Храме. И не смотри на меня так. Ты смотришь на меня, как Петька мой на меня смотрит. Я же молиться иду. К Господу Богу иду молиться. Ну, что ты смотришь? Ты-то чем недоволен? Ты ж не такой нехристь, как он.

– А с детьми кто остался? Нехристь?

– Он. А кому еще? Не хочет молиться, пускай делом занимается. Может, хоть так спасется.

– Понятно, – иду за ней дверь закрыть, – скажи, а дегтярное мыло бесов гонит по какому принципу? Черное – черным?

Вечером сидим, чай пьем.

– Слушай, – говорю, – неудобно спрашивать. Но по старой дружбе… А чего детей-то больше не рожаете? Ты, вроде, не старая. Сорока еще нет. Двое для православной бабы – не маловато?

– Ага… Чего еще… Сговорились, что ли? Я ему уже всё сказала. До тридцати восьми дожили, и хватит. Хватит этими глупостями заниматься. Всё. Будем жить, как брат и сестра. Я кровати раздвинула. Он у одной стенки. Я – у другой. А чего? Чего ты на меня опять смотришь? Я ему сказала: не нравится – отпусти меня в монастырь. Я в монастыре спасаться буду. За вас всех молиться буду. Будет у вас своя молитвенница – хорошо же.

– Погоди, какой монастырь, у тебя ж дети.

– Что дети? О детях не надо молиться? Я своими молитвами им больше помогу, чем он своими обедами или прогулками. А он еще им мультики поганые включает. Да фильмы всякие. Это ведь тоже отмаливать нужно. Я телевизор хотела на помойку вынести. Не дал. Теперь мне только молиться осталось.

– Ну да, я понимаю. Для них ничего не изменится. Всё равно Петька ими занимается. От тебя толку не много.

– То есть как это не много. А кто за них молится? Ты сам-то пытался когда-нибудь молиться, но только так, чтобы по-настоящему?

– Это как «по-настоящему»?

– Вот ты и не знаешь. А всё туда же, лезешь…

– Так. Хорошо. Ты – в монастырь. А кто… кто?.. – оглядываюсь по сторонам, – кто будет детей в храм водить, ты мне скажи?

– Так он же и будет. Он уже и сейчас водит.

– Петька?

– Петька. Я ему поручила. Он водит. Они там причащаются.

– Я не знаю. Станет он? Ему это далеко. Он неверующий. Ему на Бога наплевать.

– Ага, он, значит, неверующий, ему наплевать, но он водит их в храм. А ты почему сама не водишь?

– Я? Ты соображаешь вообще? Как они в монастыре службы отстоят? Там службы по четыре часа. Бегать будут. Капризничать будут. Никакой благодати. Когда дети, благодать уходит. Одна беготня. Как тут молиться, когда одна беготня?

– Так ты не ходи в монастырь. Ходи на приход.

– Ты что? – испугалась. – Как без монастыря? В монастырях-то самая вера! Монахи же все неженатые. Непорченые. Они же только и молятся на этом свете. У них молитва! У них и благодать! А на приходе что? Ерунда одна. Я ходила как-то в простой храм. Нет. Там не то. Нету благодати. И исповедь там не умеют принимать.

Я исповедалась, говорю: «Муж мой неверующий, Бога не признает, правил святых не признает. Что делать?» Я его спрашиваю, священника: «Как надо поступить?» А он: «Как хотите, так и поступайте». Я говорю: «Послушание выше поста и молитвы. Как благословите, батюшка, так и поступлю». А он: «Хорошо. Благословляю вас, матушка. Благословляю с мужем вашим жить, всякий раз, как он этого от вас потребует». «Что значит всякий раз? А если во вторник или в четверг? А если Великим Постом?» «Всякий раз, как потребует».

Ну, я ему и сказала: «Если вы Устав нарушаете, то никакой вы не священник. Благодать священства Господь у вас забрал. Вам Устав никто не разрешал отменять. А вы так говорите, потому что вы такой же кобель, как и все мужики. У вас у всех одно на уме!» И ушла.

– Ушла. В аду они там все сгорят. Туда и дорога! А я в Печоры уехала. Трудничать.

– А чего ты там делаешь? Ты ж там месяцами живешь.

– Я трудничаю. Работаю. Где благословят. Как спастись-то иначе? Вот во Славу Божию будем трудиться и спасемся. Я там и на коровнике. И в трапезной. И в просфорной. И территорию убираю. Где благословят… Послушание – первое дело! Труд и послушание.

* * *

Я некоторое время назад был в Москве. Стояло лето. Мне нужно было отдать им кое-какие книжки. До Лизы я не дозвонился. А Петя с детьми оказался на море. Он мне прислал сообщение, чтобы я книжки занес Лизиной маме, Лидии Семеновне, как раз это было недалеко от трех вокзалов.

Я шел между домов, по дворам и любовался необыкновенной московской растительностью. Над головой у меня, под высоким ярким, совершенно непетербуржским небом тянулись к нему ветки деревьев с невиданными для северного человека листьями. Листья имели очертания, которых в Петербурге не встретишь. Вроде бы клены, и не клены. Вроде бы каштаны, и не каштаны. Это был юг. Это было буйство зеленого цвета, вперемежку – зелень и небо. И воздух пряный, южный. И тут я поискал глазами и вошел в подъезд. Поднялся на третий этаж. Позвонил. Звонка не было. Еще позвонил, собрался постучать, но дверь подалась и открылась.

Я позвал. Никто не ответил. Я сделал шаг, еще, снова позвал. Молчание. Я огляделся.

В прихожей было серое небольшое окно. Напротив окна – вешалка. На ней, возле нее, под ней – всюду были свалены какие-то вещи. Женское драповое пальто. Зеленое кашне в огурцах. Серая легкая шляпа из хрущевских времен. Болоньевый плащ. Коричневый старый чемодан разбитый, перетянутый черным ремнем.

Я посмотрел на окно, оно было серым от грязи. На подоконнике пыль сворачивалась пухом.

– Лидия Семеновна!

Я вошел в комнату. Там было так же серо. От серого грязного окна и серой жирной пыли на всём. Серый старый шкаф. Серый стол. Серые много месяцев не мытые чашки на нем. Серые стулья с набросанными на них тряпками. Серая тахта и серый человеческий силуэт на тахте.

– Лидия Семеновна!

Силуэт оторвался от подушки и попытался присесть. Я кинулся на помощь.

Женщина. Старая совсем бесформенная женщина в захудалом халате, таком же просаленном, как и всё вокруг, немного поднялась. Вокруг нее были засаленные простыни и мятое засаленное одеяло. Подушка под головой была в разводах и бурых пятнах.

Волосы ее были немыты и спутаны. Лицо было дрябло. Кожа, неровная, как апельсиновая корка, на щеках висела. Подбородок, покрытый редкой длинной седой растительностью, дрожал.

И запах. Сладко-горький густой запах висел в теплом спертом воздухе. И было от него не укрыться.

– Лидия Семеновна! – я закашлялся. – Петя сказал, что я могу оставить вам книжки для Лизы. Я тут проездом, из Питера, по делам, – посмотрел по сторонам, – я положу их тут, на стол. Для Лизы книжки, вы слышите?

– Д-да… Д-для Лизы? – голова ее тряслась.

– Для Лизы, Лидия Семеновна, вот здесь, на столе. А мне нужно бежать. У меня поезд.

– Д-для Лизы? Вы п-простите. Речь не очень слушается меня. Т-такая вот ст-тарость… В-вы Лизин д-друг?

– Я, Лидия Семеновна, их общий друг. Вы слышали, возможно… – я назвал себя.

– Н-не… н-не п-помню, – ей никак было не справиться с дрожанием головы, отчего тряслись подбородок и губы, – я м-мало п-помню. Т-такая ст-тарость, – повторила она. – Не м-могли бы в-вы п-подать мне чашку со стола?

Я положил книжки и взял чашку. Пальцы мои покрылись жиром.

– Позвольте, я ее помою.

– Пом-моете? Зач-чем? Но, впрочем, если хотите… Кухня справа, но т-там воды нет. Вы мож-жет-те сходить в ванную. Это слев-ва.

Приклеенный пальцами к чашке, я отворил указанную мне дверь, нащупал выключатель и зажег свет. Раковина тоже была серого цвета, покрыта серой жирной пленкой, и все шкафчики и стены тоже. Лишь унитаз отличался черно-коричневой ржавой сердцевиной, обрамленный деревянным коричневым стульчаком. Да еще серая ломаная трещина пронзала его из конца в конец. Воды в нем не было.

Чашку мыть было всё равно нечем, просто мочить ее под краном было бессмысленно, я вернулся в комнату.

Лидия Семеновна уже сидела достаточно уверенно на краю тахты и пыталась нащупать ногой лежавший возле нее тапок. Голова ее всё так же тряслась.

– Вы, может быть, не будете сразу убегать? – говорила она медленно, певуче, с трудом справляясь с некоторыми звуками. – Оставайтесь. Я с радостью напоила бы вас чаем. Мой зять, – она поморщилась, – перед отъездом завез мне продукты. И у меня есть даже кусочек вафельного тортика, – она вздохнула, посмотрела на меня и грустно улыбнулась. – Знаете, старушкам такие тортики покупают. И еще конфеты-подушечки. Это мой зять, – она снова поморщилась, – это он так меня снабжает. Без выдумки. Яйца, молоко, хлеб, сыр, колбаса, мясо какое-то. Вафельный тортик, – она пожала плечами.

– А ведь, знаете, – она что-то вспомнила, – а ведь я была категорически против, чтобы Лизанька выходила замуж за этого Петю. Он мне казался каким-то совершенно неблагона…– она с трудом выговорила, – неблагонадежным, – потом задумалась и глухо засмеялась и закашлялась, – ненадежным, вот как правильно. Ненадежным, как Лизанькин папа.

Мы недолго прожили. Я рассталась с ним, когда Лиза была еще совсем мала. Всё равно бы из него не было толку. Он был человек скучный… Этот Петя тоже ничем особенным себя не показал. Что это за мужчина? Ни жара в крови. Ни стремлений. Он даже жену не ревнует! Мужчина, который подчинил себя быту: дети, хозяйство, посуда, продукты. «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв!» А что это за мужчина? «Лидия Семенна, я вам тортик вафельный купил…»

Ай… Не хочу про него. Скучно. Бедная моя Лиза! Как же ей тяжело!

Ну что, останетесь попить чаю?

– Нет-нет, спасибо, – живо представил я себе возможное чаепитие, – спасибо! У меня поезд. Я побегу. Всего вам… Всего доброго… – принялся я отступать из комнаты, – всего доброго, – уже дойдя спиной почти до двери, остановился. – А что же Лиза? Лидия Семеновна! Лиза-то ведь бывает у вас, наверное? Помогает?

– Ах, что вы? При чем тут Лиза?! Лизанька трудничает сейчас в Печорах. У Лизаньки такая интересная жизнь. Она нашла себя. Она трудничает. Она молится. Она читает. Ах, она путешествует по монастырям! Что вы… Она молится… Она путешествует… Она трудничает… Она молится… Она трудничает… Что вы… Она трудничает…

Я выбежал по лестнице на улицу. Пряный дух густых московских пестрых платанов понес меня из двора к вокзалу.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди