13.10.2019

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с культурой, бытом и традициями коренных жителей Прибайкалья – бурят. Проект этнокультурной направленности Рисунок на стене в доу бурятские мотивы


приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений. Одно из направлений воспитания нравственно-патриотических чувств – национально-культурное выражается в знании подрастающим поколением своей национальной культуры, её самобытных и благотворных традиций и обычаев, в основе которых лежит уважительное отношение к культуре народов Прибайкалья – бурят.

В нашем многонациональном крае, отличающимся многообразием традиций и обычаев, буряты как коренной народ Прибайкалья занимает стержневое место в соцветии культуры. Поэтому образовательный процесс и строится на тесном сопряжении, единстве и взаимосвязи с историей бурят. Дошкольники – это особый национальный колорит. Научив сейчас быть толерантным к детям разных национальностей, а особенно к коренным жителям, ребёнок сможет стать настоящим патриотом своей малой родины… Это будет способствовать пробуждению в ребёнке национального самосознания. Самое главное – дети приобщаются к истокам национальной бурятской культуры.

Бадмаева Оксана Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Хуртагинский детский сад "Одохон"
Населённый пункт: село Хуртага
Наименование материала: образовательный проект
Тема: "Сагаалган - священный праздник бурят"
Дата публикации: 27.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Хуртагинский детский сад «Одохон»
Образовательный

проект

«Сагаалган

священный

праздник

бурят»
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях средствами ознакомления с бурятским народным фольклором. Музыкальный руководитель: Бадмаева Оксана Александровна Февраль 2016 год.
СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Описание хода реализации

 Актуальность темы  Проблема  Новизна проекта  Цели и задачи 
Механизм реализации проекта
 Предварительная работа  Работа с воспитателями  Роль родителей в организации проекта  Продукт проектной деятельности  Предполагаемый результат 
План реализации проекта

Результат работы по проекту

Приложения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Название проекта:
«Сагаалган – священный праздник бурят». Работа по теме «Искусство исполнения песни и ёхора (бурятского танца) – как средство приобщения детей к традиционной бурятской культуре».
Участники

проекта:
воспитанники ДОУ (младшая и старшая группы), воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Вид проекта:
творческо-информационный, коллективный.
Продолжительность проекта:
краткосрочный (3 недели).
Направление развития:
художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка».
Области

интеграции:
художественное творчество, коммуникация, социализация, здоровье, труд, познание, чтение художественной литературы.
ОПИСАНИЕ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ
«Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее»
Актуальность
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам бурятской
культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории бурятского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами. В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать искренние «искания высокой радости детской народной массы» (Г. С. Виноградов). В художественно-эстетическом образовании и воспитании детей значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной культуре. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок обладал какими-нибудь способностями – художественными, математическими, музыкальными и т.д. Стремясь их обнаружить и развить, мамы и папы ведут ребятишек в различные кружки, школы. А какие способности можно развивать дома? К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями. Почему именно ёхор (бурятский танец)? Ёхор был и остаётся одним из наиболее популярных у бурятского народа национальных танцев. Ёхор - это отражение самобытности нашей бурятской культуры и ее культурных традиций. Ёхор пришёл к нам из глубины веков, очаровывая всех своим изяществом. В настоящее время песня и танец ёхор – обязательный элемент народных фольклорных ансамблей.
Проблема
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций бурятского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной фольклорной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребёнок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство (в том числе и песенный жанр) под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Его уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощённое, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обуславливает её высокую художественную ценность. Можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки. Вход в мир народной музыки и инструментов, ребёнок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребёнок осознаёт, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям бурятской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня к проектной деятельности. Я считаю, что включение народной музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.
Новизна проекта:
гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности. Проект направлен на формирование духовно-нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.
Цели:
 обогащение духовной культуры детей через исполнение песен и танцев ёхора  привести дошкольников через знания к умению осознанно воспринимать и передавать ритмический рисунок ёхора.
Задачи:
1. Научить детей владению элементарными движениями ёхора; 2. Приучать детей согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных партий; 3. Создать условия для самовыражения ребёнка, актуализации его личностных качеств; 4. Развивать у ребёнка слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, память, внимание, организованность, также желание исполнять ёхор; 5. Расширять и обогащать знания детей (о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках..): 6. Воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям родного края.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Предварительная работа
1. Подбор CD и DVD дисков для просмотра и слушания с детьми ёхора, народных песен в грамзаписи. 2. Подбор художественной литературы «Культура и обычаи бурятского народа», «Бурятский национальный праздник». 3. Подбор для рассматривания с детьми иллюстраций, альбомов с изображением бурятских народных инструментов. 4. Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении бурятских ансамблей. 5. Подбор методической литературы для знакомства детей с бурятским народным костюмом мужчин и женщин, с промыслами. 6. Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен и танцев. 7. Составление конспектов непосредственно-образовательной деятельности по музыкальному воспитанию. 8. Составление рекомендаций для родителей по изготовлению бурятских узоров для шитья костюмов.
Работа с воспитателями
 Презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете;  Консультация «Роль фольклора в развитии детей» (музыкальный стенд);  Мастер-класс «Искусство исполнения ёхора»

Продукт проектной деятельности
 бурятские игры, фотографии досугов, модели непосредственно-образовательной деятельности, папки-передвижки с консультациями, музыкальные произведения на CD и DVD дисках, презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете.
Роль родителей в реализации проекта
 Презентация проекта на родительском собрании;  Консультации: «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка» (папка- передвижка), «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях» (папка-передвижка), «Рекомендации по изготовлению бурятских узоров для шитья костюмов» (папка-передвижка).  Выступление детей на празднике, посвященному дню Белого месяца.
План проектной деятельности
Сроки проведения Название мероприятия Цель мероприятия 1 неделя Беседы «Новый год по лунному календарю», «Звериный календарь», «Как встречать Сагаалган». Загадывание бурятских загадок. Подвижные игры «Юрта», «Ловля тарбаганов». НОД. Художественное творчество. Лепка «Бурятская национальная пища». Чтение бурятских народных сказок. Заучивание пословиц, поговорок. Просмотр картин, иллюстраций на тему «Сагаалган». Формировать у детей представления о Новом годе по лунному календарю. Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение. Развивать ловкость, быстроту, формировать умение действовать по сигналу. Продолжать знакомить детей с национальной пищей бурят – позами; развивать мелкую моторику пальцев. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. Закреплять полученные знания, развивать внимание, речь, память, воображение. 2 неделя Беседы «Молочная пища», «Цвета хадака», «Значения бурятских имён». Формировать представления о полезности молочной пищи, значениях бурятских имён,
Заучивание благопожеланий, в том числе на бурятском языке. Подвижные игры «Иголка, нитка, узелок», «Прятание колечка». Народная игра «Шагай наадан» («Игра в кости») Театрализованная деятельность. Подготовка к драматизации сказки. Сюжетно-ролевые игры «Семья». Тема «Приход гостей». Создание книжек-малышек по бурятским сказкам. Чтение бурятских сказок. значениях цветов хадака. Развивать память, образную речь. Развивать ловкость, быстроту, умение действовать по правилам игры. Знакомить с разными видами игры в лодыжки; развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев. Воспитывать умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации сказки, подбирать атрибуты. Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме. Привлекать родителей, развивать творчество, любовь к художественной литературе. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. 3 неделя Беседы: «Бурятская национальная одежда», «Пять видов домашних животных». НОД «Сагаалган – священный праздник бурятского народа». Продолжение знакомства с загадками. Народная игра «Шагай наадан» («Игра в кости»). Знакомить с элементами бурятской национальной одежды, с пятью видами домашнего скота. Продолжить знакомство с праздником, историей, традициями, обычаями; прививать патриотизм к родной республике. Формировать умение понимать образный смысл загадок, развивать логику, мышление, воображение. Знакомить с разными видами игры в лодыжки, развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев,
Драматизация сказки. Подвижные игры «Белый шаман», «Верблюд и верблюжонок». Прослушивание народной музыки. Заучивание песни «Сагаалган», заучивание элементов ёхора (бурятского танца). Создание альбома «Сагаалган» («Праздник Белого месяца») Итоговое развлечение «С праздником Белого месяца!» совместно с родителями. развивать ловкость, меткость, глазомер. Развивать актёрские способности, монологическую и диалогическую речь. Развивать ловкость, быстроту, формировать умение действовать по правилам игры. Подготовка к развлечению «Сагаалган». Привлекать родителей к проекту, развивать творчество.
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего и старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности и предпосылок развития музыкальных способностей: - отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами народных музыкальных инструментов, бурятским народным костюмом, промыслами. - возросла речевая активность детей на музыкальных занятиях по слушанию музыки и в певческой деятельности;
2.
Отмечается активное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта: - родители создают условия в семье для экспериментирования со звучащими игрушками и свободного музицирования; - с удовольствием приняли участие в подборе пословиц, поговорок, стихов и загадок по теме;
3.
Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с бурятским народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре бурятского народа. Поэтому сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к фольклору.

Бурятский фольклор
– это кладезь народной мудрости, своеобразная энциклопедия духовной жизни бурятского народа, животворительный родник, способный исцелить и очистить человека от бездуховности, от внутренней пустоты. Поэтому необходимо как можно быстрее вернуть детей к утраченным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к народному искусству. Ведь если с самого раннего возраста ребенку сделана прививка на красоту, на творчество, это останется уже на всю жизнь.

Конспект нод в средней группе по художественному творчеству

Конспект НОД в средней группе по теме «Волшебный орнамент»

Руссова Татьяна Валерьевна, воспитатель изодеятельности МАДОУ комбинированного вида детский сад "Солнышко", посёлка Каменск.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме "Волшебный орнамент". Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект занятия по приобщению детей к культуре бурятского народа.
Конспект НОД в средней группе по теме «Волшебный орнамент»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Цель: приобщение детей к культуре бурятского народа.
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить детей с элементами бурятского национального орнамента;Учить детей рисовать новый элемент бурятского орнамента – круг, создавать орнамент – по предложенному образцу, соблюдая симметрию в данной композиции;
Развивающие: Развивать творческие способности детей;
Воспитывающие: Воспитывать уважение к самобытности региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям бурятского народа.
Оборудование и материалы: сундучок, шаблоны рукавичек (по количеству детей), музыкальный центр, аудиозаписи с этнической музыкой, образцы элементов бурятского орнамента (демонстрация на мультимедийном оборудовании), карта-схема с изображением элементов бурятского орнамента, набор шаблонов геометрических фигур (круг и овал) на каждого ребёнка, салфетки, гуашь, кисти, баночки с водой, образцы рукавичек с элементами бурятского национального орнамента, пара рукавиц с бурятским орнаментом, одна из которых предназначена для сюрприза.
Предварительная работа:
1) Разработка проекта «Мой край у Байкала»;
2) Оформление выставки фотографиями и репродукциями «Таёжная, озёрная, степная Бурятия моя»;
3) Чтение русской народной сказки «Рукавичка»;
4) Дидактическая игра «Найди пару».
Методические приёмы: игровая ситуация, лексическое упражнение, игра, сюрпризный момент, применение ТСО (мультимедийное оборудование), работа по картам-схемам, физминутка «Солнышко», продуктивная деятельность детей, дыхательное упражнение, анализ, подведение итогов.
Обогащение словаря: «угалза», линия круга.
Активизация словаря: орнамент, узор, элемент орнамента, рукавичка.Перед занятием, по дороге в изостудию, в главном холле детского сада, дети «находят» большую рукавицу, украшенную бурятским орнаментом.
Педагог: Дети, может, кто из вас потерял рукавицу?
Дети: Нет.
Педагог: Почему нет? Какие у вас рукавички?
Лексическое упражнение «Скажи, какая?». Ответы детей.
Педагог: Да, тогда точно не ваша. Эта рукавичка украшена бурятским орнаментом.
Что мне с ней делать? Придумала!
Давайте поиграем в игру.
Проводится бурятская игра «Рукавичка».


В центр круга выходит водящий, по команде 1,2,3, дети передают рукавичку, а водящий пытается ее перехватить. Игрок, у которого водящий отнимет рукавицу выходит в круг, а водящий занимает его место.
По окончанию игры, предложить детям пройти в изостудию, может там откроется тайна найденной рукавички.
I основная часть
Дети входят в помещение, присаживаются за столы. Отдельно стоит большой сундучок. Для чего он, и какую тайну скрывает. Поступает предложение от детей заглянуть в него.
Педагог: Сундучок волшебный наш, помоги нам в трудный час! 1,2,3 - смотри!
Открывается сундучок (в сундучке шаблоны рукавичек, карты-схемы с изображением уже известных детям («бараний рог», «дорога жизни», «волны») и нового (круг) элементов бурятского орнамента, шаблоны геометрических фигур (круг и овал) на каждого ребёнка).
Педагог: Что нам с этим делать?
Дети: Эти рукавички нужно раскрасить.
II основная часть
Раздается стук в дверь. Педагог выходит за дверь и вносит большой конверт, оставленный кем – то. В конверте ноутбук. Педагог включает ноутбук и открывает нужную папку. На экране презентация.
Показ иллюстраций с бурятским орнаментом. Что это?
Ответы детей.
Педагог: Орнаменты мы видим везде. Орнамент обозначает узор, украшение. В древние времена человек разрисовывал себе лицо, тело, различные предметы, одежду, чтобы уберечься от злых духов. У каждого народа сложены свои орнаменты. Человек “подсмотрел” орнаменты у природы. Всевозможными узорами расписала она спинки гусениц и змей, создала листья и цветы, симметричными узорами покрыла крылья бабочек). (Показ слайдов)
У бурят есть много узоров, которые приносят радость, удачу. (Показ слайдов)
Узор по-бурятски звучит так - «угалза».
Педагог: А сейчас, ребята, узнаем значение нового для вас элемента бурятского орнамента. (Показ слайдов)
«Круг» - это солнце. Солнце почитали все народы мира. Поклонялись Солнцу и буряты. Круглыми бывают украшения, круглая юрта, круглая посуда, главный танец бурят ёхор – круг. (Показ слайдов)
Детям предлагается набор шаблонов геометрических фигур (круг и овал). Из этих геометрических фигур нужно выбрать элемент бурятского орнамента (круг).
Педагог: Дети, а сейчас вы будете работать по карте-схеме, на которой нарисован круг. Нужно поставить палец на точку, и провести слитным, безостановочным, неотрывным движением руки линию по кругу, возвращаясь снова к точке. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала.
Показ способа рисования элемента бурятского орнамента в центре рукавички, т.е. располагая элемент узора (круг) ровно посередине, а дополнительные (бараний рог) элементы орнамента симметрично, относительно друг друга и круга.
Показ образцов рукавичек с элементами бурятского национального орнамента.
Проговорить с детьми правила работы с краской и кистями (мочить кисть, осушать о салфетку, набирать краску, окуная кисть в краску ворсом до железного наконечника, лишнюю краску снимая о край баночки, кисть ставить вертикально для получения более тонкого изображения элементов орнамента, по окончании работы тщательно ополаскивать кисть в воде и осушать о салфетку).
Физмину тка


Солнышко
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)
Педагог: А сейчас, дети, подвиньте к себе шаблоны рукавичек и приступайте к работе.
Практическая часть
Самостоятельная работа детей.
Во время самостоятельной работы детей негромко звучит аудиозапись с этнической музыкой.
В процессе самостоятельной деятельности детей следить за правильными приёмами рисования элемента, правильным использованием изоматериалов, осанкой детей. По мере необходимости оказывать помощь.

Детям, закончившим раньше других, раздать папки с картами-схемами, и предложить найти в папке знакомые элементы бурятского орнамента, и понравившимися украсить края рукавички, соблюдая симметрию в данной композиции.
После того, как дети раскрасят рукавички, попросить их подуть на рукавички, чтоб они быстрее подсохли.
Дыхательное упражнение «Холодный ветерок». Дети дуют на рукавички.
III заключительная часть
Анализ, подведение итогов
После того, как работы детей подсохнут, выставить их на стенд. Обратить внимание детей на то, какие красивые получились рукавички, и они очень понравились гостям.


Получив согласие детей, предложить подарить гостям в подарок рукавички самые красивые и аккуратные. Но, гости затрудняются в выборе, ведь замечательных рукавичек так много. Дети сами делают выбор, кому подарить свою рукавичку.
Педагог: Ну, ребята, а теперь пришла пора нам попрощаться с вами.
- А что вам понравилось сегодня? Чем занимались?
(Ответы детей) .
Вбегает запыхавшийся, расстроенный дедушка. Что - то ищет.
Дедушка: Здравствуйте, дети, вы не видели здесь рукавичку, я её где-то потерял?
Дети и педагог: Здравствуй дедушка. Да, мы нашли чью – то рукавичку, но не уверены что она твоя.
Дедушка, расскажи нам про неё: какого она цвета (белая, как молоко), чем украшена (узором). Вопросы детей. Ответы дедушки.
Педагог: Дедушка, а как называется узор на твоей рукавичке (бурятский орнамент); а как по-бурятски называется узор («угалза»); какими элементами бурятского национального орнамента она была украшена (круг, бараний рог, волны); как был расположен узор (симметрично).
Ответы дедушки.
Дети: Теперь мы точно знаем, что это твоя дедушка рукавичка.
Дедушка: Спасибо, ребятки, что нашли мою рукавицу. Вот моя первая рукавичка, которую вы нашли (показывает её). А вот и вторая рукавичка (показывает).

Орнамент – одно из проявлений народного творчества. В переводе с латинского языка означает «узор, украшение». Каждая национальная культура разработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. По орнаменту можно сразу определить к какой национальной культуре относится произведение искусства. Следует отметить, что орнамент как явление культуры нашел свое наибольшее воплощение в народном творчестве. Постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения узора, во многом определившие национальные художественные особенности традиций разных народов. Главной особенностью орнамента считается то, что он не является самостоятельным видом творчества, а служит оформлением и украшением произведений декоративно-прикладного искусства. Помимо зрительного, эмоционального воздействия, орнамент имеет глубокое символическое значение.

Бурятский народный орнамент имеет много общих черт с орнаментом кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.

Бурятский орнамент по виду изобразительного элемента или мотива разделяется на виды:

1. Геометрический: точки, линии (ломанные, прямые, зигзагообразные), круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты и пр.

2. Анималистический, зооморфный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных (бараний рог, орел и т.д.)

3. Растительный, стилизующий листья, плоды, цветы, деревья и т.д.

Предлагаемая классификация орнаментов носит условный характер, так как многообразие существующих мотивов орнамента не всегда поддается точному определению.

Геометрический орнамент характеризуется не столько разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения и является самой многочисленной по разнообразию группой, состоящей из палочек, крестов, ромбов и зубцов. Большинство бурятских геометрических орнаментов построено по закону ритмического ряда.

Орнаментальный мотив «зубцы» часто используют для украшения боковых краев крышек сундуков. «Зубцы» часто украшают и лицевые стенки сундуков. «зигзаг» часто встречается в виде вышивки на шубах, голенищах унтов, носков.

В украшении художественных изделий буряты часто используют символику круга – знака, обозначающего солнце, луну, небо.

Известно, что образы солнца и луны имеются на онгонах-священных изображениях божеств у бурят-шаманистов. Изображения солнца и луны часто встречаются в декоре колчанов кочевых народов., в том числе и бурят.

Особый интерес представляет орнамент на некоторых экземплярах украшения нархинсаг ритуальное украшение бурятской невесты)– изображение креста и круга, семантика которых связана с культом огня. Огонь, по-представлению бурят, был добрым божеством и покровителем того или иного рода. Крест понимался как символ огня и был связан с понятием начала новой жизни (брачующейся пары), с пожеланием благополучия и плодовитости вновь создаваемой семье. Стрела на украшениях невесты означает луч солнца. Таким образом, украшения у бурят рассматривались как талисманы, оберегающие счастье и благополучие молодой семьи.

Геометрические узоры


Данная группа наиболее обширна и представлена четырьмя видами узоров:

  • молоточный;
  • плетенка;
  • круг;
  • свастика.

Молоточный орнамент

«Алхан хээ» («молоточный орнамент») чем-то похож на греческий меандр, однако, он имеет огромное количество разновидностей. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Молоточный орнамент наносился на предметы из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали только очень дорогостоящие предметы, однако, сейчас «молоточный» орнамент встречается повсюду. Ниже представлены шаблоны данного орнамента.

Плетенка


«Улзы» («плетенка») - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Этот очень почитаемый и распространенный в наше время узор имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Улзы наносится в центре композиции в виде клетчатого или криволинейного переплетения и иногда дополнительно оплетается растительными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала в том случае, если изготовитель хочет показать свои добрые намерения и пожелания. В данном случае улзы необычайно похож и по внешнему виду, и по значению на кельтский узор.


«Дугуй хээ»(круг) - еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, цикличность бесконечность. Цикл смены событий человек «подсмотрел» в природных явлениях чередования времен года и эта аналогия переносится на общественную жизнь. Все время от рождения до смерти - это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын хγрдэ). Канун празднования Сагаалгана - встречи Нового года у бурят – называется «бγтγγ γдэр» (глухой, закрытый вечер). Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу. В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.

В большой группе анималистических, зооморфных орнаментов широко представлен роговидный орнамент, изображающий бараний рог – хусын эбэр хээ. Образуя многочисленные вариации он символизирует плодородие, богатство, изобилие и процветание. В культуре кочевых народов, в том числе и бурят, изображения животных играли роль оберегов. «Бараний рог» часто встречается в сочетании с изображением солнца и луны, тем самым усиливая энергетику украшения.

В народном творчестве часто встречаются символические изображения орла и оленя.

На вещах различного рода, задействованных в быту бурят, можно увидеть орнамент, включающий рисунки пяти ключевых животных «табан хушуу мал», разводимых в регионе. Это связано с тем, что в Бурятии издавна скотоводство имело очень важное значение. Помимо собственно изображений козлов и баранов популярен орнамент в виде их рогов эбэр угалза (в буквальном переводе это слово и означает «рогатый орнамент»), который наносился на предметы с пожеланиями богатства и плодородия. Само слово «угалза» означает не только «рог», это еще и название самца горного барана, которого можно встретить в Окинском районе Бурятии, а также в соседней Монголии. У этих баранов вырастают очень красивые спиралевидные рога, поэтому витки рогов и стали прообразом орнамента для древних охотников.

Зооморфные узоры можно разделить на группы:

  • Табан хушуу мал. Данный рисунок наносится наиболее часто и представляет собой домашних животных, которых издревле разводят кочевники. К ним относятся верблюды, коровы, козы, бараны и лошади.
  • Животные бурятского календаря. До сегодняшнего дня восточный календарь, который используют монголоязычные племена, а в частности буряты, отличается от принятого в Азии. Каждое животное здесь имеет свое название и призвано призвать в дом определенные блага. Например, бишэн (обезьяна) поспособствует развитию творческих способностей, а могой (змея) подарит мудрость.
  • Эбере угалза. Этот орнамент часто называют "роговидный" и он считается одним из самых часто используемых.

В основе орнаментов растительного происхождения лежит живая природа., при этом символы очень сдержаны и лаконичны. Растительный орнамент в целом – это символ красоты и жизни.


Растительный узор получил широкое распространение на кузнечных работах в орнаментации колчанов, налучников, конской упряжи, поясов, онив, женских украшений. Стилизованные украшения деревьев часто используют в декоре рукавиц.

  • лиственные;
  • цветочные;
  • лотосовые.

Элементы из последней группы часто встречаются в буддийской культуре. С цветком лотоса изображаются монахи и божества. Для бурятов лотос - это символ возрождения и победы жизни над смертью.

Цвет бурятского орнамента прежде всего определялся цветом минеральных красителей, которые существовали в природе. Прежде всего, это синие, красные, черные цвета. Впоследствии стали применять более яркие и разнообразные цвета, что усиливало энергетику изображения.

Современный бурятский орнамент не теряет своей глубокой связи с народной традицией. Он развивается, принимает новые формы, насыщается богатой цветовой гаммой, но по-прежнему имеет глубокий смысл и несет сильную энергетику бурятского народа.

Давным-давно это было. Тот, кто рассказывал мне эту сказку, слышал ее от деда, а тот в свою очередь тоже от деда своего.

В распадке меж острых скал и высоких гор, около реки Уды, жил кочующий охотник-тофалар. Звали его Кууламай.

Имел Кууламай лук и стрелы, хранил их в деревянном кобыре, который носил за спиной.

[Кобыр - колчан. ]

Была у охотника жена Маймаяк. Долго они жили вместе, но детей не было, а чужих растить никого не взяли.

Жили в стойбище Кууламая Мунго и Халяй. Мунго вместе с Кууламаем на охоту ходил, дичь приносил, соболя промышлял. А Халяй за оленями смотрела, шила из шкур изюбря и лося покровы к чуму, а при перекочевке вместе с Маймаяк вьючила оленей и вела караван.

Кууламай часто горевал, что нет у него детей. Однажды он обратился к шаману:

Скажи, глубокопочитаемый Мээркпан, почему у меня детей нет? При камланиях ты много видишь, посещаешь верхний, средний и нижний миры. Попроси у Бурхана для меня ребенка. Я ему в жертву оленей отдам...

Надел Мээркпан свой плащ со множеством жгутов, вышитый оленьим волосом и перьями птиц, надел головной убор с перьями от черного гуся, взял бубен, колотушку и начал шаманить. Долго бил Мээркпан колотушкой, прыгал вокруг костра, а потом упал, обессилев. А когда отдышался шаман, стал говорить Ку-уламаю:

Найди крыло молодого орла. Из этого крыла я сделаю ээрэн, тогда у вас будут дети.

[Ээрэн - шаманский пояс. ]

Кууламай знал две скалы, где жили орлы. С отвесной стороны этих скал были пещеры. Кууламай говорит Мунго:

Сегодня мы возьмем длинные ремни, залезем на скалу с пологой стороны, а потом ты спустишь меня в пещеру к орлам.

Взяли они ремни и пошли. Поднялись на скалу. Привязался ремнями Кууламай крепко и велел Мунго понемногу спускать его. Так, цепляясь за острые выступы скалы, пробирался охотник до пещеры, где было орлиное гнездо.

Как только ослабли ремни, Мунго почувствовал, что Кууламай добрался до места. Тогда Мунго бросил ремни, а сам спустился со скалы и пошел к стойбищу.

Давно он хотел погубить Кууламая, забрать его оленей и жениться на Маймаяк, - с ней был уже в сговоре, но все никак не мог решиться. Теперь надеялся, что Кууламай умрет в пещере без пищи и воды.

Пришел Мунго на стойбище и рассказал, что сорвался Кууламай в пещеру и разбился.

Вскоре Маймаяк вышла замуж за Мунго, а мужа совсем забыла и вспоминать о нем не хотела. Только одна Халяй не верила словам Мунго и чувствовала сердцем что-то неладное.

Наступило лето. Жара донимала и оленей, и людей. Мунго перекочевал в горы, где летом всегда бывает прохладно.

Кууламай в это время жил в пещере с орлицей и тремя маленькими орлятами. Сначала орлица хотела сбросить его вниз, ведь она знала, зачем пришел сюда этот человек, но посмотрела ему в глаза и раздумала. Она приносила кабаргу, зайцев, глухарей. Кууламай разрывал их на куски и делил на равные части. Во время дождя он подставлял ладони под скалу, собирал капли и пил их. А в сильную жару, когда скала была суха, он лизал пот, который появлялся у носа орлят. Орлица приносила в клюве капли речной воды, но их было мало, и Кууламай всегда хотел пить.

Знакомство детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор.

- Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии

Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной республике и гордость за нее;

Привлечение детей к активному участию в бурятских национальных играх, ритуалах; развивать познавательную и двигательную активность

Совершенствование творческих навыков детей;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:

Знакомство детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор.

Задачи:

- Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии

Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной республике и гордость за нее;

Привлечение детей к активному участию в бурятских национальных играх, ритуалах; развивать познавательную и двигательную активность

Совершенствование творческих навыков детей;

Участники проекта : старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители, Детско- юношеская библиотека.

Актуальность проекта:

При всем разнообразии культурных традиций, в мире не так много праздников, которые бы отмечались повсеместно, по всей России. Сагаалган относится к тем праздникам, которые отмечается не во всех уголках нашей Родины, поэтому многие дети мало знакомы с праздником Белого месяца и не знают, что он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.

Подготовительная работа:

  1. Подобрать художественную литературу, демонстрационный материал, фотографии;
  2. Разработать тексты бесед, папки-передвижки, занятий.

Работа с родителями:

  1. Папка- передвижка на тему « Детям о праздновании Сагаалгана»
  2. Участие родителей в подготовке к празднику Сагаалган в детском саду.
  3. Участие родителей в подготовке презентации на итоговом занятии.
  4. Беседы с родителями о помощи в проведении мероприятий в рамках празднования Сагаалган.

Ожидаемый результат:

  • Разработка системы занятий для старших дошкольников по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями бурятского народа;
  • Оформление центров бурятской культуры во всех группах сада;


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди