04.03.2019

Нужна ли грудничку. Давать ли воду новорожденному. Вскармливание грудного младенца


Вода - это главнейшая часть нашей жизни. Важность воды для человеческого тела неоспорима. Достаточное количество жидкости необходимо любому организму, в том числе и новорожденному крохе. Рассмотрим особенности питания младенца и поищем ответы на вопрос, насколько необходима, полезна и когда можно давать воду новорожденному?

Особенности грудного вскармливания

Материнское молоко – идеальное питание для младенца.

  • на 90% состоит из воды,
  • содержит оптимальное сочетание питательных веществ и микроэлементов, для роста и здорового развития вашего ребенка,
  • способствует постепенному щадящему заполнению пищеварительной системы новорожденного необходимыми ферментами,
  • поддерживает здоровый бактериальный баланс в кишечнике ребенка,
  • содержит антитела, поддерживающие иммунитет новорожденного во время болезней и вирусов,
  • при правильно налаженном грудном вскармливании вырабатывается в достаточных количествах, чтобы обеспечить ребенка питанием и жидкостью.

Грудное молоко и вода

Надеюсь, что в пользе грудного молока сомнений у вас не осталось. А теперь причины, которые позволят понять: стоит ли давать новорожденному воду?

  1. Новорожденный не отличает пока чувства голода от жажды.

Желудок младенца имеет размер примерно с его кулачок. Заполнение маленького желудка дополнительной водой помимо грудного молока не несет новорожденному никакой пользы.

  1. Когда маленький желудок новорожденного заполняется водой, в нем остается меньше места для материнского молока, а следовательно, сокращается объем питательных веществ поступающих в организм младенца.
  2. Вода даже самого хорошего качества не гарантирует безопасности для пищеварительной системы малыша. Если ребенка постоянно допаивать водой, риск дисбактериоза возрастает в три раза.
  3. Грудное молоко в отличие от воды - чистое, безвредное и укрепляющее иммунитет малыша.
  4. Дополнительная вода, предлагаемая грудному ребенку до 3-х месяцев, перегружает его почки. Солей в материнском молоке ровно столько сколько нужно малышу. Вода же выводит через почки те соли, которые поступают в организм ребенка с материнским молоком.
  5. Если давать воду грудничку вместо прикладывания к груди, то нарушается процесс выработки грудного молока.

Молоко вырабатывается в достаточных для ребенка объемах в ответ на стимуляцию. Когда ребенок сосет грудь, молоко прибывает.

Читайте также по теме увеличения лактации:

  • Что нужно делать, чтобы было много грудного молока? >>>

Трудно себе представить, что обыкновенная вода может быть настолько неполезной и даже вредной для неокрепшего организма младенца. Зная те факты, которые мы разобрали выше, вы сможете не совершать ошибок и успешно кормить грудью.

Когда допаивать грудничка нужно?

Вода появляется в питании грудного ребенка с началом введения прикорма. При хорошо налаженном грудном вскармливании младенцу не требуется никакое дополнительное питание кроме материнского молока до возраста 6 месяцев.

После введения прикорма малыша уже можно допаивать водой. Для дополнительного питья лучше всего выбрать не соки, а чистую воду, либо структурированную (талую) воду, которая лучше всего усваивается детским организмом.

Однако многие детки предпочитают пополнять запас жидкости, запивая твердую пищу материнским молоком. Активно пить из кружечки начинают после годовалого возраста.

Как убедиться, что младенец получает достаточно питания и жидкости?

Хватает ли ребенку грудного молока? Прежде чем в порыве беспокойства давать грудничку воду, следует объективно оценить, насколько правильно налажен процесс питания и как чувствует себя ребенок:

  • Общая прибавка в весе за месяц должна быть больше 500 грамм.
  • Количество мочеиспусканий 10-12 раз в день говорит о том, что малышу достаточно жидкости из материнского молока.

Если вы прикладываете ребенка к груди по требованию , не выжидая по несколько часов между кормлениями, то он получит достаточно питания и жидкости из грудного молока.
Смотрите видео по теме допаивания грудничка:

Дополнительная жидкость при болезни

Если у малыша поднялась температура, или произошло расстройство стула, ему обязательно нужна дополнительная жидкость.

Однако не спешите хвататься за бутылочку с водой. Нет более подходящей жидкости для грудничка при недомогании, чем мамино молоко.

Прикладывайте ребенка чаще к груди. Он получит из молока и так необходимую ему воду, и все нужные для противостояния болезни микроэлементы.

Если у ребенка при сильном поносе наблюдаются признаки обезвоживания, следует немедленно обратиться за неотложной медицинской помощью.

Признаки обезвоживания

По каким признакам определить, что новорожденному ребенку действительно не хватает жидкости:

  1. Мочеиспускания 6 и менее раз в сутки, небольшие по объему.
  2. Цвет мочи концентрированно-желтый.
  3. Ребенок вялый.
  4. Сухость глазок и губ.
  5. Может наблюдаться западение родничка.

При подозрениях на обезвоживание, следует незамедлительно обеспечить ребенку адекватную врачебную помощь.

Вода в жару

Жаркое время года или сухой воздух иногда считаются вескими аргументами для того, чтобы давать дополнительную воду грудничку.

Однако опыт жарких стран показывает, что предлагая ребенку в жару грудь вместо бутылочки с водой вы действуете более эффективно:

  • Грудное молоко богато всеми необходимыми ребенку солями и минеральными веществами, чтобы помочь организму новорожденного пережить жару.
  • Пережить жаркое время поможет соответствующая (более легкая) одежда.
  • Обтирайте тело ребенка водой и дополнительно увлажняйте воздух в помещении – такие действия будут более эффективны, чем давать пить воду новорожденному.

В сильную жару малыш будет чаще и активнее требовать прикладываться к груди. Грудное молоко в достаточных количествах, а не вода в жару помогают уберечь ребенка от обезвоживания.

Вода при искусственном вскармливании

Искусственные смеси для кормления младенца содержат большее количество белка, чем материнское молоко. Поэтому новорожденному «искуственнику» дают дополнительную воду.

Допаивать малыша можно из бутылочки или из ложечки.

Количество смеси не должно уменьшаться за счет предлагаемой ребенку водички. Допаивайте младенца между кормлениями.

Объем дополнительной воды для малыша на искусственном вскармливании составляет от 100 до 200 мл в сутки.

Для того, чтобы максимально обезопасить кишечную микрофлору малыша, предлагайте ребенку специальную воду для младенцев. Она продается в аптеках и содержит необходимый состав минералов, солей и микроэлементов.

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Первый месяц жизни малыша волшебный и одновременно беспокойный. Необходимо в первый месяц жизни новорождённого научиться кормить, укладывать спать и понимать его постоянные требования. А начало жизни новорождённого ими насыщены особо плотно.

Первые дни новорождённого довольно просты. Всё, что для него в действительности важно, — это есть каждые несколько часов, спать спокойно и часто, иметь сухой подгузник и получать много любви. Но для вас, как для новоиспечённого родителя, уход за новорождённым ребёнком может казаться значительно сложнее. Поэтому сосредоточьтесь только на главных моментах и основных потребностях ребёнка.

Развитие ребёнка 1 месяц жизни

Ваш новорождённый делает немного больше, чем ест, спит, плачет. Вы обнаружите реакцию ребёнка на такие вещи, как свет, шум и прикосновения. Вы увидите, что органы чувств напряжённо работают.

Зрение в первый месяц жизни ребёнка

Ваш малыш лучше всего видит вещи на расстоянии 20 — 25 см. Это идеальное расстояние для пристального взгляда в глаза мамы или папы.

Их глаза к яркому свету особенно чувствительны, поэтому младенцы с большей вероятностью могут открыть глаза при слабом освещении.

Не волнуйтесь, если ребёнок иногда скашивает или закатывает глаза. Это нормально, пока зрение вашего ребёнка не улучшится, а мышцы глаз не усилятся.

Дайте ребёнку рассматривать много привлекательных вещей. Лица людей, контрастные узоры, яркие цвета, движения — это то, что новорождённым нравится больше всего. Чёрно-белые фотографии или игрушки будут интересовать вашего ребёнка дольше, чем объекты или картины с множеством похожих цветов.

Ребёнок должен уметь следить за небыстрыми движениями лица или объекта.

Что ребёнок может услышать до 1 месяца?

Ребёнок слышал звуки ещё в матке. Сердцебиение матери, журчание её системы пищеварения и даже звуки голоса — это часть мира ребёнка до рождения.

Когда малыш рождается, звуки окружающего мира звучат громко и ясно. Ребёнок может поразиться неожиданному лаю собаки поблизости или успокаиваться при нежном жужжании фена.

Обратите внимание, какова реакция новорождённого на голос. Голоса людей, особенно родителей — любимая «музыка» для ребёнка. Если кроха плачет в люльке, посмотрите, как быстро успокаивает его ваш приближающийся голос.

Вкусовые и обонятельные ощущения новорождённого в первый месяц

Младенцы ощущают вкус и запах и будут расположены к сладким вкусам, а не к горьким. Например, новорождённый предпочтет сосать бутылку с подслащённой водой, но отвернётся или заплачет, если ему дадут что-нибудь горькое или кислое по вкусу. Аналогично, новорождённые обратятся к запахам, которые они предпочитают, и отвернутся от неприятных им запахов.

Исследования показали, что рацион мамы влияет на вкус грудного молока. Эти первые ароматы помогут сформировать предпочтения вкуса позже. Например, ребёнок, мать которого ела острую пищу во время кормления, скорее всего, будет благосклонен к острой пище.

Прикосновение важно для новорождённого. С каждым прикосновением новорождённый познаёт жизнь и своё окружение.

В утробе матери младенцы содержатся в тепле и защищённости, но после рождения они впервые ощущают холод, жар, жёсткие швы одежды.

Убедитесь, что новорождённый находит внешний мир успокаивающим местом. Предоставляйте много удобной одежды и мягких одеял, нежных поцелуев, ласк и утешительных объятий.

С момента рождения младенцы начинают реагировать на окружающий их мир. Их реакции на объятия матери или громкий звук являются примерами нормального развития ребёнка.

Врачи используют эти факторы, чтобы определить, идет ли развитие так, как ожидалось. Существует большой спектр того, что считается нормой, поэтому некоторые дети обретают навыки раньше или позже других.

Что должен уметь делать ребёнок в 1 месяц жизни?

Поведение новорождённого

  1. Поворачивает голову в сторону голоса родителей или других звуков.
  2. Плачет, чтобы сообщить о необходимости взять его на руки или покормить, поменять пелёнки или уложить спать.
  3. Перестаёт плакать, когда его желание удовлетворено (ребёнка взяли на руки, покормили или уложили спать).

Двигательное и физическое развитие ребёнка в первый месяц

С самого начала у ребёнка есть набор рефлексов, призванных защитить его и обеспечить необходимую помощь, даже если родительские инстинкты ещё не вступили в силу.

Эти ранние рефлексы включают поисковый рефлекс, который помогает определить местонахождение груди или бутылочки для кормления, рефлекс сосания (помогает есть), хватательный рефлекс (тот, который заставляет сжимать ваш палец, когда он вложен в ладонь ребёнка) и рефлекс Моро (нервная реакция, которую он испытывает, когда напуган).

Вы можете попробовать проверить своего ребёнка на рефлексы, но помните, что ваши результаты могут отличаться и, вероятно, будут менее надёжными, чем результаты проверки врача.

Эмоциональное и социальное развитие ребёнка до 1 месяца жизни

  • успокаивается от голоса и прикосновения родителей;
  • может кратковременно сосредотачиваться.

Когнитивные навыки (мышление и обучение)

  1. Смотрит на лица.
  2. Следит за выражением лица родителей.

Уход за новорождённым в первый месяц жизни

Если вы не проводили много времени около новорождённых, их хрупкость может быть пугающей.

Правила ухода за ребёнком в первый месяц жизни

  • обязательно вымойте руки, прежде чем брать младенца. Новорождённые ещё не имеют сильного иммунитета, поэтому они подвержены инфекции. Удостоверьтесь, что у всех, кто общается с ребёнком, чистые руки;
  • будьте осторожны, поддерживайте голову и шею младенца, когда носите его или кладете в кроватку;
  • не трясите новорождённого, будь то в игре или в расстройстве. Сильная встряска может вызвать внутричерепное кровотечение и даже смерть. Если нужно разбудить ребёнка, не делайте этого, встряхивая младенца. Вместо этого пощекочите ноги малышу или мягко погладьте по щеке;
  • необходимо удостовериться, что младенец в переноске, коляске или автокресле хорошо пристегнут. Ограничьте любую активность, которая может быть слишком грубой или энергичной для крохи.

Помните, что новорождённый в 1 месяц не подготовлен к грубой игре, такой как тряска или подбрасывание.

Как ухаживать за новорождённым в первый месяц?

Уход за новорождённым дома включает кормление, смену подгузника, переодевание, уход за пупочной ранкой, подстригание ногтей, купание, укладывание спать.

Кормление новорождённого

Как кормить своего новорождённого в первый месяц, грудью или бутылкой, решает мама.

Вы можете быть в замешательстве относительно того, как часто это делать. Как правило, рекомендуется кормить детей по требованию, то есть каждый раз, когда он кажется голодным. Ребёнок может подавать знаки с помощью плача, посасывания кулачка или почмокивающих звуков.

Новорождённого ребёнка надо кормить каждые 2 — 3 часа. Если кормите грудью, дайте ребёнку возможность сосать грудь примерно 10 — 15 минут с каждой груди. Если вы кормите смесью, давайте около 60 — 90 миллилитров на каждое кормление. Для каждого отдельно взятого малыша можно индивидуально высчитать разовый объём смеси.

Когда кормите смесью, то можете легко контролировать количество еды. Но если вы даёте младенцу грудь, это будет немного сложнее. Если младенец кажется удовлетворённым, у него около шести влажных подгузников и стул несколько раз в сутки, малыш хорошо спит и отлично набирает вес, то недостатка в пище нет.

Перед сменой подгузника удостоверьтесь, что все принадлежности в пределах досягаемости и вам не придётся оставлять младенца одного на пеленальном столе.

Для смены подгузника нужны:

После каждого акта дефекации, или если подгузник влажный, положите малыша на спинку и снимите грязный подгузник. С помощью воды, ватных дисков и салфеток аккуратно протрите половые органы ребёнка. Меняя подгузник у мальчика, делайте это с осторожностью, так как воздействие воздуха может спровоцировать мочеиспускание.

Вытирая девочку, протирайте промежность по направлению от половых губ к попе, чтобы избежать инфекции мочевыводящих путей. Для предотвращения и лечения сыпи нанесите мазь.

Всегда тщательно мойте руки до и после смены подгузника.

Сыпь в области подгузника — распространённая проблема. Как правило, она красная и выпуклая. Спустя несколько дней она исчезнет при купании в тёплой воде, использовании крема под подгузник и при небольшом количестве времени, проведённом без него. Большинство высыпаний возникает из-за чувствительности кожи, она раздражается мокрым подгузником.

Чтобы предотвратить или вылечить сыпь в области подгузника, попробуйте ряд способов:

  1. Почаще меняйте подгузник младенца и как можно быстрее после опорожнения кишечника.
  2. После подмывания нанесите «барьерный» крем. Цинковые кремы предпочтительнее, поскольку образуют барьер от влаги.
  3. Оставьте младенца без подгузника на некоторое время. Это дает коже возможность принять воздушную ванну.

Если сыпь в области подгузника продолжается более 3 дней или, по-видимому, ухудшается, обратитесь к доктору. Сыпь может быть вызвана грибковой инфекцией, требующей медикаментозного лечения.

Одежда

Вы будете переодевать ребёнка много раз за день.

Вот некоторые советы, которые помогут сделать работу приятнее — для крохи и для вас:

  • начните с удобной одежды. Ищите эластичные ткани; широкие горлышки; свободные рукава, манжеты и лодыжки; кнопки, защёлки или молнии на лицевой стороне одежды, а не на спине. Кружево может выглядеть очаровательно на вашей маленькой девочке, но оно может быть колючим или даже запутать пальцы малыша, поэтому сохраните его для особых случаев;
  • прикрепите нагрудник, если кроха регулярно срыгивает. Ведь его гораздо легче заменить, чем одежду.

Уход за пупочной ранкой и обрезанием

Ухаживать за пупочной ранкой очень важно. Специалисты предлагают протирать область спиртом, пока пупочный канатик не засохнет и не отпадёт.

Область пупка младенца нельзя погружать в воду, пока пупочный канатик не упадёт и область не заживёт.

Проконсультируйтесь с доктором, если область пупка покраснеет, чувствуется неприятный запах или появились выделения.

Если мальчику сделано обрезание, сразу после процедуры головку полового члена покрывают марлей, смазанной вазелином, чтобы рана не прилипла к подгузнику. Осторожно протрите головку после смены подгузника чистой тёплой водой, потом нанесите вазелин. Покраснение или раздражение пениса должно зажить через несколько дней, но если усилилось покраснение, припухлость или появились заполненные гноем волдыри, немедленно обратитесь к доктору.

Ногти росли ещё до рождения младенца, поэтому можно сделать маникюр в первую неделю жизни. Проводить эту процедуру следует каждые 2 — 3 дня в первый месяц, пока ногти не затвердеют и не перестанут расти так быстро.

При подстригании держите палец ребёнка, нажимая на кончик пальца вниз и в сторону от ногтя. Мягко отрежьте ногти, следуя естественной кривой ногтя. Следите, чтобы вы не состригли слишком низко и не делали резких движений. Придерживая крошечные пальцы на ногах, подстригайте ногти прямо, не закругляя к краям. Помните, что на ногах ногти медленнее растут и поэтому требуют меньше обслуживания.

Хотя вы почувствуете себя не очень хорошо, постарайтесь не беспокоиться, если пораните ребёнка. Это случается со всеми благонамеренными мамами. Зажмите ранку мягкой чистой тканью без ворса или марлевым тампоном, и кровотечение скоро прекратится.

Основы купания

Вы должны протирать ребёнка мягкой губкой до того, как пупочный канатик отпадет и пупок полностью заживет (1 — 4 недели).

Подготовьте следующие предметы перед купанием ребёнка:

  • чистая мягкая мочалка;
  • мягкое детское мыло и шампунь без запаха;
  • мягкая щётка для массажа кожи головы;
  • полотенце или одеяло;
  • чистый подгузник;
  • свежая одежда.

Обтирание

Для этого выберите плоскую безопасную поверхность в тёплой комнате. Заполните раковину, если она рядом, или чашу тёплой водой. Разденьте ребёнка и оберните его полотенцем. Протирайте глаза младенца чистыми ватными шариками, смоченной в воде. Движения должны быть направлены от внутреннего угла к внешнему.

Для каждого глазика используйте отдельный ватный шарик. Протрите уши и нос малыша влажной тканью. Затем снова промокните ткань и, используя чуть-чуть мыла, осторожно вымойте лицо и вытрите его насухо.

Затем вспените детский шампунь и осторожно вымойте голову малышу. Старайтесь смыть пену как можно тщательнее. Влажной тканью аккуратно протрите тело, особенно обращайте внимание на подмышечные складки, участки вокруг шеи, за ушами и в области гениталий. Затем необходимо высушить кожу, надеть подгузник и одежду.

Когда ваш ребёнок готов принять ванну, первые ванны должны быть кратковременными.

К перечисленным выше принадлежностям добавится младенческая ванна. Ванночка для младенцев — это пластиковая ванна, которая помещается в большой ванне. Это лучший размер для малышей, и купание с ней становится легче.

Удостоверьтесь, что в ванночке вода не более 5 — 7 см глубиной. Разденьте ребёнка в теплой комнате, затем сразу поместите его в воду, чтобы предотвратить озноб. Медленно опустите ребёнка по грудь в ванночку, придерживая одной рукой голову.

Мочалкой вымойте лицо и волосы. Аккуратно массируйте кожу головы кончиками пальцев или мягкой детской щеткой.

Когда вы ополаскиваете шампунь или мыло с головы малыша, положите руку на лоб, чтобы пена потекла по сторонам, и в глаза не попало мыло.

Осторожно вымойте остальную часть тела ребёнка водой.

В течение всего купания постоянно обливайте ребёнка водой, чтобы он не простудился. После купания немедленно оберните кроху полотенцем, удостоверьтесь, что оно закрывает его голову.

Детское полотенце с капюшоном отлично подходят для удержания свежевымытого ребёнка в тепле.

Купая ребёнка, никогда не оставляйте его одного. Если вам нужно покинуть ванную комнату, оберните малыша полотенцем и заберите с собой.

Основы сна

Новорождённый, который, кажется, нуждается в вас каждую минуту дня, фактически спит примерно 16 часов или больше. Новорождённые, как правило, спят в течение 2 — 4 часов. Не ждите, что он будет спать на протяжении всей ночи. Система пищеварения младенцев настолько мала, что им необходимо питание каждые несколько часов, и крохи должны пробуждаться, если их не кормили в течение 4 часов.

Положите ребёнка спать на спинку или на бочок, чтобы снизить риск синдрома внезапной детской смерти. Кроме того, удалите из постели все пушистые принадлежности, стёганые одеяла, овчинки, мягкие игрушки и подушки, чтобы удостовериться, что малыш не путается в них и не сможет задохнуться.

Также с целью предотвращения одностороннего уплощения головы не забудьте каждую ночь чередовать положение младенца.

У многих новорождённых дни и ночи «перепутаны». Они, как правило, бодрствуют ночью, а днём больше спят. Один из методов помочь им — свести ночное возбуждение до минимума. Держите свет на низком уровне, используя ночник. Разговаривайте и играйте с крохой на протяжении дня. Когда малыш просыпается днем, постарайтесь, чтобы он не спал ещё немного, разговаривая и играя.

Поощрение новорождённого к обучению

Поскольку родители заботятся о своем новорождённом, он учится распознавать прикосновение, звук голоса и вид лиц.

В первые недели вы можете завести несколько простых, адаптированных к возрасту игрушек, развивающие слух, зрение и тактильные ощущения.

  1. Погремушки.
  2. Детские игрушки.
  3. Музыкальные игрушки.
  4. Небьющиеся кроватные зеркала.

Попробуйте игрушки и мобили с контрастными цветами и узорами. Сильные контрасты (такие, как красный, белый и чёрный), изгибы и симметрия стимулируют развитие зрения ребёнка. Когда зрение улучшается и дети получают больше контроля над своими движениями, они будут всё больше взаимодействовать со своей средой.

Хотя внимание в эти дни, естественно, заключается в сохранении здоровья ребёнка, это становится намного сложнее, если мама не остается здоровой сама. Поэтому сделайте свое здоровье приоритетом в первый месяц после родов. Кратковременный пятнадцатиминутный сон позволит немного обновиться.

Храните запасы легкодоступных, но питательных продуктов, таких, как сырные палочки, яйца вкрутую, йогурт, творог, фрукты и готовые овощи, чтобы вы могли бы часто кушать. Знайте, что ваши потребности в питании будут выше, если вы даёте младенцу грудь.

Кормление

Когда исполнится 1 месяц ребёнку, его нужно кормить как минимум 6 раз в сутки. Старайтесь не слишком строго контролировать время кормления, дайте ребёнку определить, сколько и насколько часто он хочет есть.

Позвольте крохе в 1 месяц спать достаточно, будьте чувствительны к его сигналам.

Даже на этом раннем этапе старайтесь положить малыша в его кроватку, когда он устал, но ещё не спит. Большинство маленьких детей ложатся спать вскоре после кормления, и их «окно сна» может быть очень коротким.

Поведение

Возможно, вы будете наблюдать ранние улыбки, когда исполнится месяц новорождённому. Но вероятнее всего это будет связано с их рефлексами, а не с реакцией. Ближе к шести неделям ребёнок подарит истинную улыбку. У многих детей появляются колики в возрасте 1 месяца жизни.

Двигательные навыки ребёнка в 1 месяц

Ребёнок в 1 месяц будет сильнее, чем новорождённый. Он, возможно, сможет поднять голову на короткое время, когда держится прямо или лежит на животе. Возможно, он даже сможет поворачиваться её из стороны в сторону. Но вам всё ещё нужно будет оказать ему поддержку.

Ваш ребёнок также становится более выразительным и может начать агукать, когда видит родных. Обязательно откликнитесь на его усилия, чтобы поощрять эти коммуникационные навыки.

Как развивать ребёнка в 1 месяц?

  • обеспечьте ребёнку ежедневное выкладывание на животик. Это поможет развить мышцы в области шеи и в верхней части туловища;
  • включайте музыку и старайтесь не фильтровать мир своего ребёнка. Хотя может возникнуть соблазн ходить на цыпочках дома, когда ребёнок спит, это приведёт к тому, что малыш станет чувствительным к шуму окружающей среды. Младенцы, которые приходят в семьи, где уже много маленьких детей, не реагируют на домашний шум и учатся приспосабливаться, потому что они должны это делать.

Все дети уникальны и проходят этапы развития в своем собственном темпе. Рекомендации по развитию просто показывают, что кроха может реализовать. И если не в данный момент, то в самое ближайшее время.

Если у вас есть вопросы или проблемы, попросите врача подсказать возможные решения, которые помогут вам и вашему крохе расти вместе.


Новорожденный малыш с удовольствием сосет грудь или бутылочку, исправно отправляет свои естественные нужды, развивается соответственно своему возрасту. Вроде все в порядке, но практически у каждой мамочки возникает множество вариантов ситуаций «Все ли мы правильно делаем?». Одним их таких вопросов является проблема с «жаждой» младенца. Можно ли давать воду новорожденным детям, и нужна ли ли ему дополнительная жидкость, особенно в жаркое время года?

Потребность в питьевой воде ребенка зависит от метода кормления младенца: грудного, искусственного или смешанного.


Вода новорожденному малышу при грудном вскармливании

Дилемму с питьевой водой для малыша можно решить быстро, рассмотрев состав женского молока. Грудное молоко в своем составе содержит 90% воды, на оставшиеся 10% приходятся жиры, белки, углеводы, необходимые микроэлементы и витамины. Как видно, при грудном вскармливании новорожденный получает вполне достаточное количество воды.

Вопрос о том, нужно ли давать воду новорожденным при грудном вскармливании, имеет следующее решение: в воде малыш не нуждается. Ведь излишнее количество жидкости заполнит маленький объем желудка ребенка, и он недоест нужного количества грудного молока. В результате маме придется сцеживать излишки, иначе количество вырабатываемого молока в груди резко упадет.

До двух месяцев давать младенцу воду не стоит. На третьем месяце в жаркое время если ребеночек потеет или у него сохнет во рту можно предложить ему водички, но только из ложечки. Во-первых, использование бутылочки с соской чаще всего приводит к отказу от сосания груди (при сосании из бутылочки малыш прикладывает меньше усилий). Во-вторых, возникнет меньше проблем с прикормом в будущем, ведь малыш уже привыкнет использовать ложку.

Самое главное, воду надо только предлагать, но не поить насильно. Делать это надо между кормлениями в небольшом количестве (один-два глоточка). Ребенок лучше всех «знает», что ими нужно: захочет, попьет воды, а нет просто выплюнет. А лучше просто в жаркое время малыша чаще прикладывать к груди, ведь первая порция молока не очень жирная (она даже отличается голубоватым цветом) и ребенок вполне может обойтись без воды.


Читаем подробно:

  • Вода при грудном вскармливании - давать или нет
  • Грудное вскармливание
  • Ребенок не наедается грудным молоком

Нужна ли ребенку вода при искусственном и смешанном вскармливании

По сравнению с составом грудного молока адаптированные смеси содержат большее количество белка. Поэтому, при искусственном вскармливании малыша надо поить с первого дня между кормлениями. Объем выпитой воды не надо прибавлять к объему пищи, а поить малыша при необходимости. Малышей-искусственников можно поить из бутылочки или с ложечки.

При смешанном вскармливании можно поить малыша водичкой, но в несколько меньшем количестве . В среднем маленький ребенок может выпить за сутки 100-200 мл воды.

Вода при икоте

Икота - это внезапное сокращение диафрагмы и стенок гортани. Для детей до года икота явление обычное, так как функции диафрагмальной мышцы в этом возрасте легко возбудимы. У малышей причиной икоты может быть переохлаждение, попадание воздуха в желудок при кормлении, жажда, нервное возбуждение, скопление газов в кишечнике.

Чтобы избавиться от икоты надо просто устранить ее причину. При переохлаждении надо согреть малыша. Воздух из желудка уйдет, если поносить его вертикально. Причину икоты устранят несколько глотков теплой питьевой водички. Газы в кишечники поможет вывести настой семени укропа или, положенная на животик, теплая пеленка.


Итак, поить малыша при икоте можно. Вода поможет снять спазм диафрагмы, устранив причину икания.

Какую воду и когда давать новорожденному младенцу

Сейчас в аптеках и специализированных детских магазинах можно купить специальную бутилированную воду для новорожденных. Такая вода содержит сбалансированный состав солей и минералов для определенного возраста, который указан на упаковке. При невозможности купить такую воду, подойдет обычная прокипяченная и остуженная до комнатной температуры вода.

Грудничкам до полугода давать попить воды необходимо в двух случаях: когда у него повышенная температура или понос. Но даже при болезни и грудное молоко прекрасно справится с поставленными задачами. Оно восстановит недостаток жидкости, образующийся в результате потоотделения, и в нем можно растворить лекарство для больного ребенка. Дополнительную жидкость ребенок получает при коликах в животике когда вы поите малыша отваром семени укропа или фенхеля.


После шести месяцев вместе с прикормом можно начинать давать и воду. Лучше всего налить ее в личную кружечку малыша и поить из нее или, в крайнем случае, из ложечки. Не стоит для поения ребенка применять бутылочки с сосками.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: укропная вода для новорожденных

Давать ли воду новорожденному ребенку?

Нужно ли давать грудничку воду? Ответить на этот вопрос однозначно будет сложно. Всемирная Организация Здравоохранения еще в 1989 году приняла декларацию «10 принципов успешного грудного вскармливания». В ряду прочих был и пункт, который утверждал, что новорожденные не нуждаются в каком-либо другом питье кроме материнского молока - помимо тех исключительных случаев, когда это необходимо по врачебным показаниям.

Та же организация утвердила ранее, что новорожденным считается ребенок до возраста 28 дней (подробнее в статье: до какого возраста новорожденный ребенок считается таковым?). Российское Министерство здравоохранения рекомендует не допаивать ребенка водой вплоть до 5-6 месячного возраста, т.е. до введения прикорма. Среди сторонников и противников данных мнений давно ведутся споры, причем небезосновательные.

Многие педиатры и неонатологи считают, что дополнительно допаивать ребенка водой не нужно, поскольку материнское молоко полностью удовлетворяет потребности малыша не только в еде, но и в питьеРекомендации ВОЗ


Родители, которые пока не могут прийти к единому мнению относительно допаивания грудничка, должны учитывать возможные последствия каждого из решений для ребенка. ВОЗ выдвигает следующие весомые аргументы против дополнительного питья:

  • Дисбактериоз. Абсолютно стерильный кишечник малютки заполняется полезной микрофлорой, поступающей из материнского молока. Она помогает сохранять необходимый баланс в системе пищеварения у ребенка. Регулярное снабжение жидкостью ребенка на грудном вскармливании нарушает естественный баланс и способствует развитию дисбактериоза.
  • Нагрузка на почки. На протяжении первого триместра жизни у ребенка формируются почки. Их основной задачей является выведение соли из организма, а при дополнительном питье они получают дополнительную нагрузку.
  • Недоедание. Малыш, которому дают пить, по ошибке думает, что наелся, ведь его желудок получает за раз пищу объемом 1/6 массы тела. Следовательно, он недополучает питательного маминого молока.
  • Снижение лактации (уменьшение молока). При активном сосании груди у мамы вырабатывается большое количества молока, а при дополнительном питье объем съеденного грудного молока будет уменьшаться. Крайне нежелательно давать ребенку пить ночью. В это время при сосании груди будет вырабатываться гормон пролактин, именно он отвечает за выработку необходимого количества молока в дневные часы.
  • Отказ от груди. Мамы, допаивающие деток из бутылочки, рискуют получить отказ ребенка от груди. Жидкость из бутылочки течет без усилий, крохе нет надобности стараться и ребенок «выбирает» соску все чаще и чаще.

Отказ ребенка от груди после допаивания может быть обусловлен тем, что водичка из бутылки добывается очень легко. Если уж принято решение давать крохе дополнительное питье, лучше использовать ложечкуВода – обязательное условие питания новорожденного?

У принципов, выдвигаемых ВОЗ, есть свои противники, которые стараются убедить родителей в пользе допаивания. Они утверждают, что ребенку необходима вода уже с первого месяца жизни, но, как вы сами убедитесь, эти теории не выдерживают натиска противоположных доводов. Рассмотрим тезисы «за» и против».

Мифы и реальность:

  • Утверждают, что молоко – это пища, она не удовлетворяет потребности в питье. Однако, есть два вида молока: переднее и заднее. Переднее молочко на 90% состоит из воды и способно утолить любую жажду.
  • Говорят, что в жару просто необходимо пить воду. И это можно опровергнуть: проводились эксперименты, когда в Сахаре при температуре 50 градусов со знаком плюс помещались группы женщин и детей. Представительницам первой группы разрешалось кормить малюток только грудным молоком. Вторая группа деток была на искусственном типе вскармливания и получала дополнительно воду. В третьей же группе дети вместе с молоком матери получали воду. В результате только представительницы первой группы успешно закончили испытание, в то время как у остальных групп появились жалобы на расстройство желудка и инфекционные заболевания. Таким образом сделан вывод, что грудное молоко полностью утоляет жажду, так как на большую часть состоит из воды.
  • Есть мнение, что вода с примесью солей помогает восстановить водно-солевой баланс в организме, иначе есть вероятность обезвоживания. И это не так: грудное молоко – физиологический раствор, в котором особым образом сочетаются соли и минералы, необходимые для малыша.
  • Утверждается, что время болезни вода выводит все шлаки и вирусы из организма, а также это прекрасная среда для растворения медикаментов. В мамином молоке также много воды и оно справится с этой задачей ничуть не хуже. Лекарственные средства даже лучше растворять в грудном молоке, потому что потом они еще проще усваиваются и легче выпиваются карапузом.

Грудное молоко - лучший лекарь для ребенка!

  • Замечено, что питье воды из бутылочки успокаивает малыша. Это не совсем верно, ведь процесс сосания, являющийся при этом ключевым, может быть заменен пустышкой, пальцем мамы, предварительно хорошенько вымытым, или укачиванием.
  • Вода выводит желтуху, появляющуюся в первые дни жизни новорожденного. Нет, причина желтухи в билирубине, а он прекрасно растворяется в жирах, а не в воде. Грудное молоко, богатое жирами, лучше выводит билирубин из организма.

«Золотая середина»

Противоречивые мнения обеих сторон способны смутить любого родителя. Известный доктор Комаровский, в свою очередь, примиряет две враждующие стороны и предлагает применять принципы «золотой середины».

Единственные, кому категорически противопоказано допаивание – это дети первого месяца жизни. Как только крохе исполняется 28 дней, можно начинать давать ему водичку с помощью ложечки или из бутылочки, но не с соской, а с дозатором.


Позвольте ребенку самому решать, хочет он пить или нет, не настаивайте. Хорошее самочувствие – признак удовлетворенных потребностей. Дети, получающие прикорм или питающиеся адаптированной смесью, требуют воду в обязательном порядке.

Медицинские показания к дополнительному питью

Существует ряд медицинских показаний, когда воду нужно обязательно давать новорожденным:

При явных признаках обезвоживания непременно нужно поить малыша водой, а возможно и помещение его в стационар. Признаки обезвоживания организма:

  • повышенная температура;
  • вялость, сухость глаз и губ;
  • моча темная, концентрированная, периодичностью не чаще 7 раз в сутки;
  • западающий родничок.

Полезная вода

Решая вопрос, какую воду можно давать грудничку, многие родители единогласно выбирают питьевую бутилированную водичку - это оптимальный вариант, потому что в ней гармонично сочетаются необходимые соли и минералы, плюс она очень полезна для растущего детского организма.

Кипяченая вода из-под крана пригодна для питья только в крайних случаях. В ней очень много вредных микроорганизмов, а также большое содержание солей. Все это может негативным образом отразиться на здоровье ребенка или стать причиной аллергических реакций.

Установленная в квартире система высокой очистки позволяет давать воду прямо из-под крана. Учтите, нельзя кипятить одну и ту же воду два раза. Срок хранения кипяченой воды – сутки.

Необходимый объем жидкости

Решив поить кроху жидкостью, нужно определиться, сколько воды требуется ребенку. Средний объем необходимой жидкости (не только воды, но и в т.ч. компотов, соков, адаптированных смесей, материнского молока и т.д.) можно определить так: на 1 кг веса требуется 50 мл жидкости. Данная схема актуальна для детей от рождения и до 3 лет. Разумеется, эти показатели могут изменяться в зависимости от самочувствия ребенка и от условий окружающей среды.

Приведенная ниже таблица показывает, сколько водички надо выпивать в каждом возрастном периоде ребенка. Рассмотрите все нюансы.

Давать малышу воду или другие жидкости в неограниченных количествах нельзя, иначе водно-солевой баланс его хрупкого организма может быть нарушен. Необходимо высчитать норму по таблице и придерживаться медицинских предписанийПолезные советы

  1. Не заставляйте пить. Можно лишь ненавязчиво предлагать водичку, но решать все же должен сам ребенок. Малыш, получающий молоко матери, может не нуждаться в дополнительной жидкости вплоть до 7-8 месяцев.
  2. Воду предлагайте из ложечки или бутылочки с дозатором. Рожки с сосками провоцируют активное потребление жидкости, а это опасно для организма. Чрезмерная вода в почках будет причиной появления песка. Заметив, что ребенок утолил жажду, воду можно убирать.
  3. Вызовите интерес. Малыш, нуждающийся в жидкости, (кушающий смесь или получающий прикорм, но не желающий пить воду) просто не успел ее распробовать и полюбить. Можно предложить компот из сухофруктов или изюма в качестве альтернативы.
  4. Только качественная вода. Неочищенная вода для новорожденных может вызвать у крохи аллергию (сыпь, покраснения, кашель, затрудненное дыхание, кишечные расстройства).
  5. Вода после кормления. Не поите малыша перед едой - она имеет свойство утолять голод.
  6. Жара – не повод для воды. Можно сначала попробовать увлажнить воздух, побрызгав из пульверизатора, протереть малыша влажной тканью и проветрить комнату.
  7. Минеральная вода не предназначена для малышей. Чрезмерное содержание солей приведет к излишней нагрузке почек.
  8. Отвары изюма при запорах. Большое количество калия, содержащееся в таком отваре, прекрасно влияет на пищеварительный процесс. Приготовить отвар совсем просто: одна ложка изюма заливается стаканом кипятка, а затем нужно позволить настояться около 10 минут.

Принимать решение, когда можно и нужно давать новорожденному воду, будут только родители. Решение это должно быть взвешенным, учитывающим все положительные и отрицательные стороны допаивания. Разумеется, каждая мама лучше знает и чувствует, что требуется ее малютке для отличного самочувствия.

Нужно ли поить грудничка водой? На этот счет существует огромное количество мнений. Одни врачи утверждают, что малыша необходимо «допаивать», предлагая ему несколько чайных ложек между кормлениями. Другие эксперты, наоборот, говорят о том, что грудному ребенку не нужно давать воду до шестимесячного возраста. Однако существуют некоторые рекомендации, позволяющие разобраться, нужна все-таки вашему ребенку вода или нет.

Давать ли воду грудничку

Некоторые педиатры уверяют мамочку, что если она будет поить новорожденного водой, то ее молоко просто-напросто пропадет. Однако как показывают исследования, данная теория ошибочна.

В первые 28 дней своей жизни ребенок абсолютно не нуждается в воде, поскольку получает необходимое количество жидкости вместе с материнским молоком. Но по прошествии этого срока поить ребеночка водой просто обязательно.

Нельзя забывать о том, что материнское молоко уже само по себе более, чем на 80% состоит из воды. Но, к сожалению, полностью утолить жажду малыша с помощью молока невозможно. А ведь симптомы жажды достаточно тяжело переносятся и взрослым человеком, не говоря уже о маленьком ребенке!

Что же касается малышей, взращиваемых на искусственном питании, то дополнительное потребление жидкости им просто необходимо. Рекомендуемая норма потребления ребенком воды составляет около 60 мл в день. Вода для грудничка должна быть комнатной температуры или чуть теплее.

С месячного возраста ребенок пытается как можно больше двигаться, чем усиливает потоотделение своего организма. В связи с этим потеря жидкости неизбежна, поэтому восполнять ее просто необходимо.

Большинство родителей совершает одну и ту же распространенную ошибку. Они очень сильно переживают за качество жидкости, которой они поят своего ребенка. Поэтому перед тем как напоить ребенка, они ее кипятят. Однако кипяченая вода не поможет избавиться ребенку от жажды, а также наполнить организм необходимыми для здоровья микроэлементами - они разрушаются при термической обработке. В связи с этим ни в коем случае не кипятите воду перед тем как дать ее малышу.

Поить ребенка следует тщательно профильтрованной или специализированной бутилированной детской водой.

Бытует мнение, что вода может вызвать у новорожденного дисбактериоз. Но современная медицина доказала, что эта информация неверна. Поэтому не стоит бояться, что жидкость может навредить вашей крохе.

Решать, давать ли воду новорожденному или нет, конечно же, только его родителям. Но большинство педиатров считают, что она для грудничка жизненно необходима.

Когда давать воду малышу

Еще один спорный вопрос – когда давать воду грудничку? Здесь также существует несколько мнений. Одни считают, что жидкость можно дать попробовать ребенку только с годовалого возраста, другие не видят ничего страшного в том, чтобы начать поить ребенка после месяца жизни. Ответ прост: поить ребенка следует с 25-30 дней от его рождения. Ведь именно с этого возраста ему перестает хватать молока для утоления жажды.

Итак, при каких обстоятельствах обязательно необходимо давать воду малышу?

  • Чтобы избежать обезвоживания организма, давайте ее малышу в особо жаркие дни, а также зимой во время сезона отопления.
  • Следите за потоотделением ребенка, если оно повышено – дайте крохе чуть больше жидкости.
  • Воду необходимо давать при симптомах простуды, а также во время повышенной температуры у малыша. Скорее всего, он откажется от употребления грудного молока, поэтому утолить его жажду с помощью воды просто обязательно.
  • Если у малыша диарея, то спасти его от обезвоживания поможет только очищенная вода.
  • Если у ребенка обнаружилась желтуха, то с помощью воды избавиться от заболевания будет гораздо проще.

Большинство педиатров советуют молодым мамам давать воду малышам ночью. По их мнению, это поможет отучить ребенка от требования ночных кормлений. Он будет пить воду, успокаиваться и сразу засыпать. В конце концов, малыш вообще перестанет просыпаться по ночам. Однако не забывайте, что иногда ребенок не спит из-за нехватки внимания, поэтому родители обязательно должны проявлять свое тепло и заботу.

Ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не поите новорожденного водой против его воли. Если малышу не нужна жидкость и он не хочет пить, то он обязательно начнет кричать и плакать. Если же малыш нуждается в воде, то вы сразу же поймете это по его поведению и внешнему виду.

Сколько давать воды грудничку

Несомненно, детям обязательно нужна вода. Однако в таком маленьком возрасте они не могут определить, сколько именно жидкости им нужно потреблять. Поэтому родители обязательно должны учитывать дозировку . Если же мама с папой не будут этого делать, то в скором времени ребенок может отказаться от употребления грудного молока, выпивая воды больше нормы и наполняя ей свой желудок. Это приведет к тому, что малыш просто потеряет аппетит, а ведь в молоке содержится огромное количество витаминов, необходимых для роста и развития крохи.

Дневная норма потребления воды малышом не должна превышать более 60 мл. Не давайте малышу более 20 мл. за один раз, чтобы не перегрузить почки и мочевыводящие органы грудничка. Лучше всего поить ребенка с помощью ложечки, тогда родителям будет проще проконтролировать дневную дозу.

Допаивание ребенка водой

Допаивать ребенка просто необходимо, особенно в жаркую погоду. Для таких целей не забывайте всегда носить с собой небольшую бутылочку.

Чтобы малыш не выпил больше нормы, родители обязательно должны следить за дозировкой. Если родители определили, что ребенку необходимо попить между кормлениями, то количество жидкости не должно превышать 20-30 мл.

Ни в коем случае не поите ребенка перед тем, как приложить его к груди. Ведь так он выпьет меньше молока, что приведет к потери жизненно важных витаминов и микроэлементов.

Какую воду давать грудничку

Для новорожденных лучше всего использовать специальную детскую бутилированную воду. Такая вода тщательно очищена, она негазированная и полностью подходит для поения ребенка.

Помимо того, готовить еду для ребенка (супы, каши и т.д.) следует на той же воде. Детская вода уж точно не навредит грудничку.

Что касается воды из-под крана, то применять ее нужно с особой осторожностью, а предпочтительнее будет, все-таки, отказаться от ее использования. Дело в том, что в ней содержатся различные микроорганизмы и болезнетворные микробы, которые способны навредить организму малыша.

Однако если у вас дома имеется фильтр глубокой очистки, то за здоровье крохи можно не переживать. Такая вода для ребенка полезна и безопасна.

Особо полезной для здоровья считается талая вода. Для того чтобы ее приготовить, налейте в миску или кастрюлю очищенную холодную воду и поставьте ее в морозилку. Когда вода полностью замерзнет, вытащите ее из морозилки и поставьте в теплое место. Талая вода очень благотворно влияет на организм.

Не следует давать крохе слишком холодную или, наоборот, горячую воду. Следите за тем, чтобы температура жидкости, предлагаемой малышу, не превышала 23 - 25 градусов по Цельсию.

Малышам, не достигшим годовалого возраста, ни в коем случае не давайте жидкость с газом. Она может спровоцировать раздражение кишечника, что особо тяжело переносится детьми в таком возрасте.

Некоторые родители подслащивают воду для грудничка, добавляя в нее сахар. Однако это не приводит ни к чему хорошему. Сладкая вода в таком возрасте способна полностью нарушить обмен веществ, а также спровоцировать появление кариеса, даже если малыш еще не обзавелся зубами.

Как узнать, что вашему малышу не хватает воды

Существует ряд симптомов, которые позволяют понять, что ребеночку не хватает жидкости, а именно:

  • вялость, апатичность малыша;
  • сухость слизистых;
  • западание родничка;
  • недостаточное мочеиспускание (менее шести раз в сутки);
  • резкий запах мочи;
  • изменение цвета мочи.

Данные признаки свидетельствуют об обезвоживании организма малыша. Если симптомы недостатка жидкости обнаружены, то почаще прикладывайте малыша к груди. Между кормлениями допаивайте ребенка, давая ему не более 20 мл за один раз. Такие простые манипуляции помогут привести водный баланс в организме ребенка в норму.

И наконец о том, как поить водой грудничков. Здесь есть несколько вариантов:

  • Ложечка. Это специальные ложки с формой, подходящей для детского ротика;
  • Шприц. Впрыскивайте капли в рот малыша - пусть это сопровождается и элементами игры, чтобы ребенок не испугался;
  • Начиная с 5-6 месяцев можно использовать специальные поильники которые малыш сможет сам сможет удерживать ручками (есть так называемые «непроливайки»);
  • Бутылочка. Производители предлагают большой их ассортимент. Но не все крохи любят пить из бутылочки, им хочется попробовать что-то еще.

Вода для новорожденных (грудничков) - важное условие их нормального роста и развития.

Вода - это главнейшая часть нашей жизни. Важность воды для человеческого тела неоспорима. Достаточное количество жидкости необходимо любому организму, в том числе и новорожденному крохе. Рассмотрим особенности питания младенца и поищем ответы на вопрос, насколько необходима, полезна и когда можно давать воду новорожденному?

Особенности грудного вскармливания

Материнское молоко – идеальное питание для младенца.

  • на 90% состоит из воды,
  • содержит оптимальное сочетание питательных веществ и микроэлементов, для роста и здорового развития вашего ребенка,
  • способствует постепенному щадящему заполнению пищеварительной системы новорожденного необходимыми ферментами,
  • поддерживает здоровый бактериальный баланс в кишечнике ребенка,
  • содержит антитела, поддерживающие иммунитет новорожденного во время болезней и вирусов,
  • при правильно налаженном грудном вскармливании вырабатывается в достаточных количествах, чтобы обеспечить ребенка питанием и жидкостью.

Грудное молоко и вода

Надеюсь, что в пользе грудного молока сомнений у вас не осталось. А теперь причины, которые позволят понять: стоит ли давать новорожденному воду?

  1. Новорожденный не отличает пока чувства голода от жажды.

Желудок младенца имеет размер примерно с его кулачок. Заполнение маленького желудка дополнительной водой помимо грудного молока не несет новорожденному никакой пользы.

  1. Когда маленький желудок новорожденного заполняется водой, в нем остается меньше места для материнского молока, а следовательно, сокращается объем питательных веществ поступающих в организм младенца.
  2. Вода даже самого хорошего качества не гарантирует безопасности для пищеварительной системы малыша. Если ребенка постоянно допаивать водой, риск дисбактериоза возрастает в три раза.
  3. Грудное молоко в отличие от воды - чистое, безвредное и укрепляющее иммунитет малыша.
  4. Дополнительная вода, предлагаемая грудному ребенку до 3-х месяцев, перегружает его почки. Солей в материнском молоке ровно столько сколько нужно малышу. Вода же выводит через почки те соли, которые поступают в организм ребенка с материнским молоком.
  5. Если давать воду грудничку вместо прикладывания к груди, то нарушается процесс выработки грудного молока.

Молоко вырабатывается в достаточных для ребенка объемах в ответ на стимуляцию. Когда ребенок сосет грудь, молоко прибывает.

Вопрос – давать ли воду новорожденным детям воду встает практически у каждой молодой мамы. Мнения врачей о том — нужно ли давать воду грудничкам, разделяются.

Мнение первое:

В рекомендациях Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится о том, что новорожденным не следует давать ничего кроме грудного молока. Исключения составляют случаи, обусловленные медицинскими показаниями. В некоторых роддомах также придерживаются этого мнения. Аргументируется это следующим:

  1. Материнское молоко полностью возмещает пищевые потребности ребенка. В материнском молоке достаточно жидкости, чтобы утолить жажду младенца.
  2. В процессе сосания материнского молока грудничок тем самым усиливает и стабилизирует выработку молока у матери. Если же вместо материнской груди малыш будет получать водичку, то он может отказываться, в дальнейшем от сосания груди.
  3. Присутствие воды в желудки у новорожденного вызывает ложное чувство насыщения, в результате чего малыш недоедает и может потерять в весе.

Т. е. ребенок должен сосать и стимулировать выработку молока, чтобы не снизилась лактация у матери и молоко не исчезло.

Однако не стоит забывать, что в рекомендациях ВОЗ речь идет именно о новорожденных. А период новорожденности, по мнению той же ВОЗ, заканчивается при наступлении четырех недель (28 дней). А дальше, выходит, детей поить уже можно. Это значит, что после четырех недель от рождения грудничку можно предлагать воду. Но решение – пить или не пить, должен принять сам ребенок. Нельзя поить малыша насильно. Исключения составляют медицинские показания, к примеру, случаи, когда ребенок болеет и у него высокая температура. Здесь, во избежание обезвоживания иногда необходимо напоить ребенка водой, даже если он отказывается это делать. Из всего этого следует, что приведенные выше рекомендации подходят только для здоровых детей.

Мнение второе:

Существует также и другое мнение, которое гласит, что ребенка даже новорожденного нужно поить водой. И вот факты, которые выступают за поение водой детей грудничкового возраста:

  • вода активно участвует в обменных процессах организма;
  • регулирует температуру тела;
  • осуществляет доставку питательных и минеральных веществ тканям и клеткам;
  • с лишней жидкостью из организма выводятся вредные продукты обмена;
  • вода является источником многих необходимых минеральных;
  • дефицит воды может вызвать обезвоживание.

Что касается нормы поения, то давать воду грудничку можно столько, сколько захочет сам младенец. Во избежание привыкания малыша к соске, можно предлагать воду не в бутылочке, а поить малыша из чайной ложечки или поильника.

Поить ли ребенка при искусственном или смешанном вскармливании?

Если с первых дней своей жизни малыш находится на искусственном вскармливании, то вода для него просто необходима. Поить водой грудничка нужно, в первую очередь, с учетом его веса, но обычно это 50 мл в день. Поение необходимо разбить на несколько приемов и давать воду по 10 –15 мл между кормлениями. Консистенция молочной смеси также влияет на количество дополнительной для ребенка жидкости. Если смесь густая, то разрешается давать малышу до 70 мл воды ежедневно.

По мере роста ребенка доза потребляемой жидкости увеличивается и может доходить до 200 мл. в день.

Как и сколько нужно давать воду грудничку?

У всех младенцев потребности в питье разные. И зависят они от многих факторов: возраста, веса, питания, двигательной активности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей обмена веществ, температуры окружающей среды.

После месяца груднички должны потреблять жидкость ежедневно от 30 до 200 мл в зависимости от возраста. Оптимальная разовая доза составляет 15-20 мл. Большее количество жидкости приводит к увеличению нагрузки на почки. С возрастом норма потребления жидкости постепенно увеличивается.

Таблица нормы потребления воды для детей от 0 до 6 лет

Предлагать воду ребенку стоит не раньше, чем через 10-15 минут после кормления.

Не стоит доводить поение детей до фанатизма и высчитывать дозы до миллилитра. Когда ребенок подрастет и сможет выражать свои желания, он сам попросит пить, когда ему захочется. Главная задача мамы – не забывать предлагать водичку малышам, которые еще не могут выразить свои потребности. Если малыш отказывается от водички, не надо поить его насильно.

Существуют случаи, когда малыша, в том числе и новорожденного можно и даже нужно допаивать водой, например, в случае, когда возникает риск обезвоживания.

Вот несколько важных факторов, которые требуют поения новорожденного:

  • когда у ребенка высокая температура;
  • когда у матери не хватает молока, и оно не восполняет потерю жидкости грудничка;
  • при сильно сухости в помещении, где находиться ребенок;
  • когда у ребенка иные заболевания, требующие дополнительного поения водой;
  • когда ребенок по каким-то причинам отказывается от молока;
  • при искусственном или смешанном вскармливании;
  • при введении прикорма из твердой пищи;
  • в сильную жару.

Вода несет в себе жизнь, и, соответственно, роль этой жидкости в жизни людей не преувеличена. Давать ли воду новорожденному малышу или нет, решать самим мамам, однако всегда нужно руководствоваться здравым смыслом и действовать исходя из ситуации.

Мнение доктора Комаровского о том, надо ли поить новорожденных водой


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди