17.05.2019

О христианском отношении к собаке


Начнем с истории: каково было отношение к «четвероногому другу» в античную эпоху?

Греки собак любили и окружали заботой. Достаточно почитать Гомера. Римляне одевали на боевых собак даже броню.

Но вот у народов, чтивших Библию как священную Книгу, отношение было прямо противоположным. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки, лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея, эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом – верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию – «в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим » (Втор. 23: 18). Но коль собаку продавали, значит, при себе ее все-таки держали.

Скотоводу овчарка совершенно необходима, иначе стадо не уберечь. А у древних евреев скотоводческий труд – фактически основной. И, тем не менее, это не влияло на их отношение к четвероногим «караульщикам»: «ныне смеются надо мной младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих » (Иов 30: 1). Но в качестве домашних животных собаки, согласно Библии, появляются поздно, причем с той же охранной функцией: когда Товия начинал держать путь к Рагуилу, его сопровождал Ангел «и собака юноши с ними » (Тов.5: 17). Знаменательно звучит восклицание Авенира: «разве я - собачья голова ?» (II Царств. 3: 8). Смысл его почти идентичен афоризму Соломона: «псу живому лучше, нежели мертвому льву » (Еккл. 9: 14). Тут настолько сказано ясно, что всякие комментарии излишни.

Ко времени земной жизни Иисуса Христа четвероногих сторожей нередко стали держать при домах, о чем свидетельствует ответ хананеянки на отказ ей Спасителя в помощи: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их » (Мф. 15: 27). И в христианстве собака не становится львом. Апостол Павел предупреждает: «Берегитесь псов! » (Филипп. 3: 2), имея в виду лжеучителей. Ап. Петр выражается еще крепче, когда обличает грешников старой пословицей: «пес возвращается на свою блевотину » (II Петр. 2: 22).

Христиане первой половины V века считали, что предводитель гуннов Аттила родился в результате «преступной связи девушки с собакой» – настолько он был ненавидим.

Назиданием на все времена звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас » (Мф.7: 6). Речь здесь, конечно, о людях: о невозможности проповеди Евангелия перед гордыми, нераскаянными, ожесточенными, ибо такая проповедь была бы искушением Господа Бога нашего.

В словах Спасителя заключено также понятие об иерархии человека и животных. Эту мысль он проводит неоднократно, а при исцелении сухорукого фарисеям говорит прямо: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! » (Мф. 12: 11, 12). Говорит и ученикам: «сколько же вы лучше птиц? » (Лк. 12: 24).

Поэтому, когда речь заходит об уничижительном отношении к собакам, то воспринимать его за злое – напрасно. Было бы нелепо, если б всеблагой Творец ненавидел свое ничем не провинившееся создание. Библия указывает нам исключительно на иерархию, нарушение которой и «есть мерзость перед Господом Богом твоим ». Человек психически и духовно здоровый, естественно, любит создания, сотворенные Богом. Поэтому смерть домашних животных вызывает у людей печаль. Однако она бывает подчас явно чрезмерной. В таких случаях есть основание задуматься о правильности нашей духовной жизни. Господь заповедал нам прежде всего любить своего Небесного Родителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим » (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая «подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя » (22:39). Если человек научится это соблюдать, то любовь к животным в его душе займет свое иерархически подобающее место.

Вопрос классификации на «чистых и нечистых» животных в Православии пересмотрен. Св. Патриарх Фотий писал: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми - не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда - ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился».

Библейское понимание иерархического места собаки было свойственно и нашим предкам. А ведь обилие лесов на Руси, казалось бы, повышало роль четвероногого помощника куда значительней, нежели в древней Палестине. Если там «собачье дело» ограничивалось пастушьей и караульно-сторожевой функциями, то на русской земле, помимо охраны, оно включало в себя любительскую и промысловую охоту (домашних животных избегали резать в пищу, потребляли преимущественно дичь), а на Крайнем Севере к охоте прибавлялось тягло. И все-таки даже холодный климат бессилен был разжалобить русича-христианина: в самые лютые морозы собака не смела ступить дальше сеней; поселение ее в жилом помещении – примета размытого религиозного сознания, плодом которого является выведение декоративных пород собак.

Сегодня можно слышать: «Живя в городе, мы не можем держать свою собаку где-то вне квартиры, хотя в деревнях обычно их, как и раньше, держат в конуре во дворе. Вот, видимо, из таких чисто практических и традиционных соображений и появилось мнение, что собаку нельзя держать в доме. Нет и не может быть запретов на это».

Запретов нет на многое в нашей жизни, чего всякий порядочный человек себе не позволит, но с «перестройки» стали твердить: «Что не запрещено, то разрешено». Вот так, разрешая что не запрещено, мы уже третий раз после Гражданской войны затопили Россию волной детской беспризорности. Если есть необходимость держать собаку в городской квартире, то разумно же отвести ей место в прихожей, однако она почему-то лежит на диване или ласкается к хозяевам прямо в постели. Сколько раз приходилось слышать признания, что собака стала еще одним «членом семьи». Нет, расхожую поговорку «собака – друг человека» христианину следует понимать не буквально, а условно, помня о Библейских ценностях. Животные ведь не имеют образа Божия. Из земных творений только человек создан по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души. Но души у животных смертны, как учил Палама. Да и св. Василий Великий предупреждал: «Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою». Всю пошлость очеловечивания четвероногого «друга» ярко показал М. А. Булгаков в некогда запрещенной повести «Собачье сердце».

Вполне возможно, что вошедшее в русский язык слово «собака», употребляющееся как ругательство, имеет татарское происхождение, но не это объясняет его уничижительный оттенок, как думают некоторые. Татарского происхождения и «халат», и «сарай», и «башмак», и еще много других бытовых слов, однако никто ведь их не употребляет с уничижительным оттенком. А вот матерная брань это «песья брань», язык псов, их речевое поведение. В качестве бранного, в славянских языках существует выражение «песья вера», относящееся к иноверцам.

Внимание к животным, забота о них не должны отвлекать нравственное сознание от внимания непосредственно к самому человеку. Иногда кто-нибудь из нас раздражается на людей, наносит им оскорбления, а свою собаку всегда ласкает. Это говорит лишь о бесспорной ущербности духовно-нравственной жизни. «Вникни, возлюбленный, в умную сущность души; и вникни не слегка. Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд. Смотри, как велики небо и земля, и не о них благоволил Бог, а только о тебе. Воззри на свое достоинство и благородство, потому что не Ангелов послал, но сам Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама».

Когда снова сказывалось на Руси язычество, тогда заявлял о себе и «народный оккультизм». Так на Святки девушки загадывали: «Гавкни, гавкни, собаченька, где мой суженый!». А сколько самых невероятных примет связывали люди со своими дворовыми сторожами, начиная от их воя и кончая походкой! Та же матерщина широко была представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, земледельческих, т.е. в обрядах, связанных с плодородием. Мат являлся необходимым компонентом данных обрядов и носил, безусловно, ритуальный характер.

Поучителен случай со старцем Паисием Святогорцем. Однажды его спросили:

– Отец, помешают ли радости этой жизни и привязанность к ним нашей души тому, чтобы преуспевать по-христиански?

– Нет, если сумеешь иерархически правильно относиться к вещам. Например, детей своих будешь любить как детей, жену свою как жену, родителей своих как родителей, друзей своих как друзей, святых – как святых, Ангелов – как Ангелов, Бога – как Бога. Нужно каждому воздавать честь и уважение, которые ему надлежат, – ответил старец.

Сегодня раздаются голоса: «“дискриминация” собак православными христианами не имеет под собой основания». Правильно, «дискриминация» – не имеет, но иерархическое сознание должно православных христиан не покидать. Иначе надо примириться с такими случаями, подобными тому, что произошел в Великобритании, когда в роли подружки невесты на свадьбе выступила собака. Как соглашаться с присвоением собакам человеческих имен, а людям – собачьих кличек? Писать о чем уже стало банальностью, но все же необходимо напомнить, что подобное есть ни что иное, как святотатство. Имена ведь берутся из святцев. А это – поругание Христа в человеке и оскорбление Царя Небесного на Престоле, плевок в святых – друзей Сына Человеческого. Чем тогда надеемся на Суде оправдаться?

Здесь поневоле хочется привести крылатую фразу М. Скотта: « Не смотрите на своих собак как на людей, иначе они станут смотреть на вас как на собак ».

Несмотря на символику, иерархическое сознание и поставило под запрет изображения св. мученика Христофора с собачьей головой. С «песьеголовостью» у славян-язычников, например, по данным письменных источников, связаны религиозно-магические комплексы – поедание женских грудей, кормление щенков женщинами, ритуальное убийство младенцев.

Хотя в раннехристианские времена собака была символом верности церковным вероучениям и бдительности по отношению к ересям (изображения собаки часты у подножия могильных памятников, на что обращал внимание А. С. Уваров, считавший данные изображения символом самого христианина ).

Тем не менее, то, что было позволительно на заре христианства, не дает разрешения на его применение сегодня.

Мы должны уяснить одну простую истину: без иерархически верного понимания мира нет спасения человеку.

И отношение к собаке – одно из звеньев этого понимания.


Жельвис В.И. Человек и собака (Восприятие собаки в разных этнокультурных традициях) // Советская этнография. 1984. № 3. С. 136.

Цит. по: Моисеев Дмитрий, свящ. Мешает ли собака благодати? // Библиотека форума “Православная беседа”.

Христианство

Текст раздела пока написан только на основе Библии.

Допотопная эпоха

От сотворения мира Господь дал человеку в пищу растения: Быт.1:29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу. До Потопа существовало деление животных на чистых и нечистых, но не по пищевым критериям (ибо животных в пищу не употребляли), а по пригодности к жертвоприношению Господу: Быт.8:20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.

Времена язычников

После Потопа Бог также разрешил помимо растений употребление в пищу любых животных: Быт.9:3 Все движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все.

Эра Закона

Давая Закон Моисею, Господь запретил употреблять в пищу нечистых животных: Лев.11:8 мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.

Христианская эра

С приходом Христа деление пищи на чистую и нечистую упразднено, оставлен лишь запрет воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины (Деян.15:29) . Слова Христа: Мк.7:15 Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека (также - Мк.7:19).

Из посланий Апостолов: Рим.14:20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Тит.1:15 Для чистых все чисто. Евр.13:9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Кол.2:14-16 Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие. Рим.14:2-3,6 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его… Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

Ветхозаветный перечень нечистых животных

  1. Все бескопытные звери.
  2. Грызуны (заяц , тушканчик , мышь , даман).
  3. Все хищные птицы (орёл , гриф , ястреб , сокол , коршун , филин , сова).
  4. Птицы-рыболовы (цапля , пеликан , чайки).
  5. Воронья порода.
  6. Все водные животные без чешуи.
  7. Все беспозвоночные, кроме разных видов саранчи .

(Лев.11:1-47)

Если сравнивать библейский список нечистых животных с русскими традициями [источник? ] , то предпочтения русского народа [источник? ] сходны с библейскими лишь отчасти: так, в России широко употребляют в пищу свинину, зайчатину и крольчатину, всевозможных ракообразных, сомов и осетровых рыб, иногда - мясо нутрий (которых, правда, нередко ошибочно причисляют к «крысам» и потому употреблять их мясо избегают), традиционно весьма редко - конину и лебедей и вовсе не употребляют саранчу [источник? ] .

Иудаизм

В Талмуде

Различие между чистыми и нечистыми четвероногими животными, указанное в Библии, полнее разбирается в галахе. К двум отличительным признакам чистого животного - отрыганию жвачки и раздвоению копыт (Лев., 11, 3) - Талмуд присоединяет третье - отсутствие верхних зубов, признак, всегда сопутствующий первым двум . Отличительным признаком является также строение поясничной мышцы (Musculus Psoas) у той и другой категории: у чистых животных под крыловидным отростком крестца мышечные волокна имеют двоякое направление: продольное и поперечное, свободно разрываются вдоль и поперек; нечистые животные имеют лишь продольные мышечные волокна ).

Дикие животные разделяются на обе категории по тем же признакам, но необходимо различать между дикими и домашними на том основании, что жир первых годен к употреблению, а домашних нет; у первых надо дать вытечь крови и покрыть её землей, у домашних нет. Чтобы отличить чистых домашних животных от чистых диких, надо обратить внимание на рога: у диких рога вилообразны или, по крайней мере, без трещин, имеют зазубрины и округлены ). Законоучители Талмуда испытывали некоторое затруднение при определении отличительных признаков чистой и нечистой птицы, ибо в Библии (Лев., 11, 13-19) дается лишь перечисление нечистых птиц, без всякого указания на их признаки; к названиям видов добавляются слова «лемино» и «лиминегу», то есть «с породой их», что заставляет искать характерные черты обеих категорий. Талмуд установил следующие правила для отличия чистых от нечистых птиц. Чистая птица не должна быть хищной, один палец у неё сзади других (если только таково значение слова ענצא). Три передние пальца у чистых птиц находятся на одной стороне, а задний на другой; у нечистых на каждой стороне по два пальца . Далее, чистые птицы имеют зоб, желудки с легко отделяемой слизистой оболочкой; брошенную им пищу они хватают на лету, выбрасывают наземь и раздирают клювом прежде, чем проглотить; напротив того, нечистые птицы сразу проглатывают пойманную на лету пищу или же, поддерживая её одной ногой, отрывают от неё куски клювом (Хул., 59а, 61а, 63а). Так как это различие не имеется в Библии, то мнения законоучителей по этому вопросу расходились. Следуя Библии, Талмуд запрещает 24 вида птиц; если какие-нибудь птицы не подходят по своим признакам под эти виды, то их можно есть; если относительно какой-нибудь птицы возникает сомнение, то нужно анализировать второстепенные признаки. Раввины позднейших времен, например германские, полагали, что чисты только те породы, которые издревле традицией допущены к употреблению в пищу (תרוםמ). В казуистической литературе по этому предмету существуют разные мнения: так, Менахем-Мендель Крохмаль (Zemach Zedek, № 29) считает дикого гуся нечистой птицей, а Эйбеншютц - чистой (Kereti u-Peleti, § 82).

По отношению к рыбе Мишна (Нидда, 51б), толкуя определение Библии в Лев., 11, 9, говорит, что все рыбы, имеющие чешую, имеют также и плавники. Согласно этому определению, если в редких случаях чешуйчатые рыбы не имеют плавников, то принимается, что последние очень малы или рудиментарны, так что не могут быть замечены. С другой стороны, рыба с плавниками, если не имеет чешуи, признается безусловно нечистой. Дополнительные признаки дает устройство спинного хребта или головы: чистые рыбы имеют вполне развитый спинной хребет и более или менее плоскую голову, нечистые не имеют спинной кости, а голова у них заострена (Аб. Зара, 39б, 40а). Резко различаются между собой у обеих категорий рыб икра и пузырь: у чистых рыб пузырь имеет один конец заостренный, а другой тупой, у нечистых края или оба заостренные или оба тупые. Авторитеты прежнего времени много спорили по вопросу ο том, имеют ли эти второстепенные признаки значение в рыбах без чешуи и плавников, или же только в тех случаях, когда по внешнему виду рыбы нельзя судить, имела ли она чешую и плавники (ср. Яков бен-Ашер, Tur Jore Deah, 83). Интересен спор между Аароном Хорином и ортодоксами по вопросу об осетрине, которую первый, вопреки общераспространенному мнению, отнес к категории чистых рыб.

Моисеев закон допустил к употреблению четыре вида саранчи (Лев., 11, 21-22); Мишна дает следующие признаки чистой саранчи: четыре ноги, из них две для прыгания, и четыре крыла, достаточно широкие для покрытия всего тела (Хул., III, 8). Дальнейшие законы ο саранче признали годным только один вид её, известный под именем נגח, и кроме того, требовали авторитетного признания древних раввинов, чтобы допустить её к пище. Впоследствии саранча была запрещена (ср. Самуил бен-Давид га-Леви, комментарий к Иоре Деа, 85). Особенной строгостью отличались постановления законоучителей относительно червей (Лев., 11, 41): они не считали грехом съесть червяка, который находится в мясе, плодах, рыбе, питьевой воде и т. п.; но и в этих случаях они запрещали его, если он был удален с того места, где он находился первоначально, или если он сам ушел от того места и потом вернулся назад (Хул., 67а, б); на практике это повело к полному запрещению всякой пищи, содержащей червяков. Позднейшие законы ο червяках отличаются своею крайней запутанностью (ср. Иоре Деа, 84). Плоды и овощи должны быть тщательно осмотрены, не содержат ли они червяков, и если после варки в них обнаружатся червоточины, то такая пища должна быть признана негодной (ср. Данциг, Хохмат Адам, 22, 35).

Толкования подразделения животных на чистых u нечистых

В послании Аристея (144-154) говорится, что «эти законы даны в интересах справедливости, чтобы вызвать чистые мысли и воспитать характер»; подчеркивается, что хищные животные запрещены с той целью, чтобы люди научились быть справедливыми и помнили, что не следует прибегать к насилиям в расчете на свои собственные силы. Отличительные черты чистых животных получают аллегорическое объяснение: разделенные копыта должны напоминать ο добрых и злых последствиях, могущих проистекать из всякого действия: мученик Элеазар в IV Мак., 5, 25, в ответ на насмешки царя над еврейскими законами ο пище, говорит: «Бог позволил нам есть, что подходит к нашей душе, и запретил вредное мясо». Здесь выражена та же мысль, которая содержится в словах испанского талмудиста Самуила Царцы: «Все эти вещи портят кровь и делают её легко восприимчивой ко всяким болезням; они оскверняют тело и душу» (Мекор Хаим, Тазриа). Филон дал пространные аллегорические толкования этих законов (ср. De Agricultura Noe ХXV-XXXI), такого же рода толкования их держались и отцы церкви (Иреней, Клеменс Александрийский, Ориген).

Ортодоксальное еврейство неблагосклонно относилось ко всяким таким объяснениям: ортодоксы говорили, что они не потому не кушают свинины, что она вредная пища, а потому, что Бог её запретил (ср. Сифра, Кедошим, конец). Талмудическо-мидрашитская литература вообще отказывается мотивировать эти законы: опасались, что толкования их вызовут сомнения в их целесообразности, и решили довольствоваться тем, что они обязательны, как данные в Торе (Танхума, Лев., издание Бубера, Шемини, III, 29). Со времени Саадии-гаона еврейские комментаторы пытались найти для этих законов рационалистическую или мистическую основу. Замечательно, что теория Саадии почти аналогична с современной тотемистической теорией: он говорит, что некоторые животные, почитавшиеся божественными, разрешены были в пищу в целях противодействия обожествлению животных, и по той же причине другие животные были объявлены нечистыми (Китаб аль-Аманат 117; евр. перевод, III, 2, изд. Слуцкого, стр. 61).

Ибн-Эзра полагает, что мясо нечистых животных запрещено потому, что оно нечисто и вредно, и что вместе с мясом переходят в плоть и кровь человека хищные черты животного (комментарий к Лев., 11, 93; ср. Царца, l. с.). Маймонид (Море Небухим, III, 48) видит в основе этих законов причины гигиенического и отчасти эстетического характера. Таковы же взгляды великого экзегета Самуила бен-Меира в его комментарии к Левиту. Нахманид лишь отчасти соглашается с этими теориями и приводит один гигиенический мотив по отношению к рыбам. Чистая рыба держится ближе к поверхности, и поэтому она содержит некоторую теплоту, которая отнимает у неё влажность, тогда как нечистые живут глубоко в воде и особенно в стоячей и болотистой воде, они содержат много холода и влажности, что делает их вредными для употребления в пищу. По отношению к четвероногим Нахманид колеблется между этическими и гигиеническими мотивами и ссылается на христианских врачей для доказательства непригодности свинины (комментарий к Лев., 9, 13; ср. его Дераша, издание Иеллинека, стр. 29). Объяснения Бахии бен-Ашера ο нечистых животных взяты преимущественно у Нахманида. Он добавляет, что эти законы представляют дальнейшее развитие законов ο жертвенном культе, ибо все, что не допущено в качестве жертвоприношения, не должно употребляться в пищу (ком. к Лев., 11, 163d). Исаак Арама признает только этические мотивы и отвергает гигиенические (Акедат Ицхак, III, 33б, издание Поллака). Прοтив рационалистических толкований Маймонида выступает также и Витербо (Таам Зекеним, изд. Ашкенази, стр. 42-43).

По каббалистической теории, нечистые животные происходят от отрицательных сефирот, создавших зло в мире (Зогар, Шемини, III, 41б); с пришествием Мессии, когда все очистится, и эти животные будут допущены в пищу (Ялк. Хадаш, Ликкутим, 36, 79). Таким путем мистика объясняет мысль, выраженную в Мидраше Тегилим к Пс., 146, что в будущем Бог провозгласит нечистых животных чистыми. Этот Мидраш смущал Абрабанеля и других талмудистов, которые полагали, что эта фраза представляет позднейшую вставку христиан.

Ислам

Буддизм

В буддизме нечистых животных нет. Наоборот, все животные считаются священными. Однако это приводит к тому же результату - ограничению в употреблении в пищу.

Другие религии

В индуизме нечистых животных нет. Корова считается священным животным, потому что считается созданной Богом для человека, чтобы давать каждый день ему пищу в виде молока (самой корове и телятам столько молока не надо). Поэтому убивать коров и есть их мясо запрещено. Ограничение в употреблении в пищу мяса других животных связано с возможностью выхода из-под влияния гун материальной природы (главным образом, невежества и страсти), т.е. возможностью духовного совершенствования человека и его приближения к святости, к Богу.

Мир живой природы очень разнообразен. Среди животных очень много чистоплотных существ, поэтому лидера по чистоте выделить трудно. В этой статье мы расскажем о самых чистоплотных животных в мире .

Муха

Ученые ставят её на первое место. Это надоедливое насекомое, оказывается, имеет одно положительное качество – страсть к гигиеническим процедурам. Муха – самое чистоплотное животное в мире. Как только она прекращает свой полет, тут же начинает умываться.

Муха способна выполнять около 100 умываний в минуту. Она лишена век, поэтому грязь и пыль оседают ей на глаза. По этой причине умывание для мухи является необходимостью. Однако в результате гигиенических процедур насекомое избавляет себя от микробов, которые представляют опасность для других живых существ. Исследователи выяснили, что муха сбрасывает с себя возбудителей брюшного тифа, гельминтоза, дизентерии, туберкулеза и др. Таким образом, она способствует распространению опасных заболеваний.

Мухи быстро перемещаются с помоек, свалок, навозных куч в те места, где хранятся пищевые продукты. Кровососущие виды мух с помощью укусов могут привести к заражению крови и распространению сибирской язвы, бруцеллеза и других опаснейших болезней. Кроме того, мухи откладывают микроскопические личинки на продуктах. Попадая в желудок человека, личинки вызывают спазмы кишечника. Поэтому, хотя муха и считается одним из самых чистоплотных животных в мире, контакта с ней надо избегать.

Ленивец

Это самое чистоплотное животное в мире , если рассматривать частоту и количество испражнений. Ленивец практически всю свою жизнь проводит на дереве, в висячем положении.

На землю он спускается довольно редко. Чтобы очистить организм от отходов жизнедеятельности, он покидает дерево 1 раз в неделю. Свои экскременты он оставляет в ямке возле корней дерева, на котором обитает.

Мочевой пузырь у ленивца огромный, что позволяет ему очень редко ходить по малой нужде. Закопав свои отходы, животное снова поднимается на прежнее место. Таким образом, ленивец удобряет растение, вступая с ним в своеобразный симбиоз.
Интересно, что животное не любит умываться. Поэтому ленивца можно признать самым чистоплотным только в силу вышеназванной особенности.

Свинья

Это удивительно, но среди всех домашних животных именно свинья является самой чистоплотной. Она никогда не оставляет экскременты там, где спит или принимает пищу. К тому же, свинья умеет избавляться от блох, в отличие от кошек и собак. Для этого животное использует грязь – свинья не так просто там валяется. После засыхания грязные комочки отваливаются от её шкуры вместе с назойливыми насекомыми.

Свинья для людей – это само воплощение нечистоплотности. Но грязные хрюшки обычно встречаются у тех хозяев, которые ленятся вовремя чистить хлев. Если свинье просто некуда лечь, то она вынуждена отдыхать прямо в нечистотах и грязи. Если хлев удобный, то свинки испражняются в одном углу и отдыхают в другом. Они никогда не гадят прямо под ноги, как это делают коровы или куры. А привычка валятся в грязи – это своеобразное и полезное очищение кожи. Слоны, например, тоже так поступают. Однако люди по привычке продолжают считать свинью самым грязным животным.

Единственной нацией, которая с уважением относится к свинкам, является французское население. В этой стране свиней используют для поисков деликатесных трюфелей. Хрюшки превосходно их чувствуют благодаря врожденной страсти к этому грибу.

Несмотря на качества свиньи, она обладает неприятным запахом. Поэтому нельзя однозначно заявить, что хрюшка – это самое-самое чистоплотное животное в мире.

Муравьи

Миниатюрные строители и ответственные работники – муравьи, умеют утилизировать отходы. Канализация в муравейниках продумана до мелочей. Удивительные насекомые делают камеры, куда поступают отходы. В муравейниках есть свои мусорщики – особые муравьи. Кроме того, каждый муравей вырабатывает специальное вещество, которое имеет дезинфицирующие свойства. Это муравьиная кислота и ферменты.

Барсук

В дикой природе есть еще одно животное, которое поддерживает гигиену. Барсук – самое чистоплотное животное в мире, как полагают некоторые ученые. В своей норе барсуки очень часто меняют подстилку. В отдалении от норы они делают яму, которую всё семейство использует, как отхожее место.

Японские макаки

В гористой местности Хонсю (Япония) обитают макаки, претендующие на звание самых чистоплотных животных в мире. Это умные, любопытные и очень аккуратные представители дикой природы. Японские макаки живут стаями от 20 до 100 особей. Чистота у них обязательна. Свою еду животные обязательно моют. Помимо этого они постоянно купаются сами.

На острове расположены горячие источники, которые пользуются успехом у макак. Водные процедуры и чистка занимают у них большую часть дня. Макаки чистят друг друга, а также других животных – оленей и косулей, случайно забредших к источнику.

Список самых чистоплотных животных в мире можно продолжать еще долго . Например, еноты всегда моют свою пищу, кошки умываются, воробьи и голуби моются в лужах, собаки трут спину о кору деревьев, чтобы вычесать шерсть. Можно сказать, что все животные в той или иной степени поддерживают свою чистоту.


Чистые и нечистые животные

המהנ, האמט המהנ הרוהט - так различаются животные в законе Моисеевом в отношении допустимости к употреблению в пищу. Из четвероногих животных чистыми считаются те, которые имеют раздвоенные, т. е. совершенно расщепленные, копыта и отрыгают жвачку; все остальные, у которых нет ни одного или имеется только один из этих признаков, считаются нечистыми и не должны употребляться в пищу. Дозволены в пищу десять видов четвероногих: рогатый скот, мелкий скот, олень (ליא см.), антилопы или собственно газели (ינצ), каменный баран (רומחי) и еще четыре вида газели: акко, дишон, тео и земер (Второз., 14, 5), которых нельзя определить с точностью. Нечистыми являются осел, верблюд, заяц, даман или тушканчик (ןפש также хищныe и дикиe животныe. Заяц (תננרא) и даман (Hyrax syriacus - ןפש) не отрыгают жвачки, как это можно было бы вывести из Лев., 11, 5 и Втор., 14, 7, но они зубами производят такие движения, по которым наблюдателю кажется, что они пережевывают жвачку. Свинья (вепрь) нечиста: хотя она имеет раздвоенные копыта, но не жует жвачки. Пресмыкающиеся животные считаются нечистыми, как то: лисица (דלח), мышь, многие ящеровидные, лягушки и кроты. Из водных животных чистыми признаются имеющие плавательные перья и чешую. Из птиц нечистыми считаются многие хищные птицы, как то: вороны, орлы, коршуны, соколы, ястребы, аисты, страусы, летучие мыши и др. Голуби, как и куры, гуси и утки (не упоминающиеся в Библии) дозволены в пищу, так же крылатые пресмыкающиеся, имеющие длинные голени. Гады (змеи, черви), "ползающие на брюхе", - запрещены в пищу. Подробно перечислены Ч. и нечистые животные в Лев., 11, 1-30 и во Второз., 14, 4-20 (пропущено перечисление дозволенных в пищу 4 видов саранчи). Трупы нечистых животных делают того, кто к ним прикасается, ритуально нечистым, даже если их зарезали. Прикосновение к ним прямо воспрещено (см. соотв. статью). Все животные, допускаемые к жертвоприношению, должны быть чистыми, но из Ч. животных некоторые не допускаются к жертвоприношению, напр.: олень, газель, курица. Рыба, даже чистая, не годна для жертвоприношения. См. соотв. статью. См. также Зоология.

Ср.: Dillmann-Ryssel, Exodus und Leviticus, 1897; В. Baentsch, Exodus-Leviticus, 1900; C. Steuernagel, Deuteronomium, 1898; Alf. Bertholet, Deuteronomium, 1899; H. Schurtz, Die Speiseverbote, ein Problem der Völkerkunde, Гамбург, 1893.

В Талмуде. - Различие между Ч. и нечистыми четвероногими животными, указанное в Библии, полнее разбирается в галахе. К двум отличительным признакам чистого животного - отрыганию жвачки и раздвоению копыт (Лев., 11, 3) - Талмуд присоединяет третье - отсутствие верхних зубов, признак, всегда сопутствующий первым двум (ср. Аристотель, Hist. Naturalis). Отличительным признаком является также строение поясничной мышцы (Musculus Psoas) у той и другой категории: у Ч. животных под крыловидным отростком крестца мышечные волокна имеют двоякое направление: продольное и поперечное, свободно разрываются вдоль и поперек; нечистые животные имеют лишь продольные мышечные волокна (ср. Л. Каценельсон, "Анатомия в древнееврейской письменности", СПб., 1889, стр. 58). Дикие животные разделяются на обе категории по тем же признакам, но необходимо различать между дикими и домашними на том основании, что жир первых годен к употреблению, а домашних нет; у первых надо дать вытечь крови и покрыть ее землей, у домашних нет. Чтобы отличить чистых домашних животных от чистых диких, надо обратить внимание на рога: у диких рога вилообразны или, по крайней мере, без трещин, имеют зазубрины и округлены (תורודכ; по мнению других, надо читать תודודח - заострены. См. Хул. Мишна, III, 59а, б). Законоучители испытывали некоторое затруднение при определении отличительных признаков Ч. и нечистой птицы, ибо в Библии (Лев., 11, 13-19) дается лишь перечисление нечистых птиц, без всякого указания на их признаки; к названиям видов добавляются слова "лемино" и "лиминегу", т. е. "с породой их", что заставляет искать характерные черты обеих категорий. Талмуд установил следующие правила для отличия Ч. от нечистых птиц. Чистая птица не должна быть хищной, один палец у нее сзади других (если только таково значение слова ענצא). Три передние пальца у чистых птиц находятся на одной стороне, а задний на другой; у нечистых на каждой стороне по два пальца (Toc. Хул., III, 22, Раши к Хул., 59а и Ниссим бен-Реубен к соответственной Мишне). Далее, чистые птицы имеют зоб, желудки с легко отделяемой слизистой оболочкой; брошенную им пищу они хватают на лету, выбрасывают наземь и раздирают клювом прежде, чем проглотить; напротив того, нечистые птицы сразу проглатывают пойманную на лету пищу или же, поддерживая ее одной ногой, отрывают от нее куски клювом (Хул., 59а, 61а, 63а). Так как это различие не имеется в Библии, то мнения законоучителей по этому вопросу расходились. Следуя Библии, Талмуд запрещает 24 вида птиц; если какие-нибудь птицы не подходят по своим признакам под эти виды, то их можно есть; если относительно какой-нибудь птицы возникает сомнение, то нужно анализировать второстепенные признаки. Раввины позднейших времен, например германские, полагали, что чисты только те породы, которые издревле традицией допущены к употреблению в пищу (תרוםמ). В казуистической литературе по этому предмету существуют разные мнения: так, Менахем-Мендель Крохмаль (Zemach Zedek, № 29) считает дикого гуся нечистой птицей, а Эйбеншютц - чистой (Kereti u-Peleti, § 82). По отношению к рыбе Мишна (Нидда, 51б), толкуя определение Библии в Лев., 11, 9, говорит, что все рыбы, имеющие чешую, имеют также и плавники. Согласно этому определению, если в редких случаях чешуйчатые рыбы не имеют плавников, то принимается, что последние очень малы или рудиментарны, так что не могут быть замечены. С другой стороны, рыба с плавниками, если не имеет чешуи, признается безусловно нечистой. Дополнительные признаки дает устройство спинного хребта или головы: чистые рыбы имеют вполне развитый спинной хребет и более или менее плоскую голову, нечистые не имеют спинной кости, а голова у них заострена (Аб. Зара, 39б, 40а). Резко различаются между собой у обеих категорий рыб икра и пузырь: у чистых рыб пузырь имеет один конец заостренный, а другой тупой, у нечистых края или оба заостренные или оба тупые. Авторитеты прежнего времени много спорили по вопросу ο том, имеют ли эти второстепенные признаки значение в рыбах без чешуи и плавников, или же только в тех случаях, когда по внешнему виду рыбы нельзя судить, имела ли она чешую и плавники (ср. Яков бен-Ашер, Tur Jore Deah, 83). Интересен спор между Аароном Хорином и ортодоксами по вопросу об осетрине, которую первый, вопреки общераспространенному мнению, отнес к категории Ч. рыб. Моисеев закон допустил к употреблению четыре вида саранчи (Лев., 11, 21-22); Мишна дает следующие признаки чистой саранчи: четыре ноги, из них две для прыгания, и четыре крыла, достаточно широкие для покрытия всего тела (Хул., III, 8). Дальнейшие законы ο саранче признали годным только один вид ее, известный под именем נגח, и кроме того, требовали авторитетного признания древних раввинов, чтобы допустить ее к пище. Впоследствии саранча была запрещена (ср. Самуил бен-Давид га-Леви, комментарий к Иоре Деа, 85). Особенной строгостью отличались постановления законоучителей относительно червей (Лев., 11, 41): они не считали грехом съесть червяка, который находится в мясе, плодах, рыбе, питьевой воде и т. п.; но и в этих случаях они запрещали его, если он был удален с того места, где он находился первоначально, или если он сам ушел от того места и потом вернулся назад (Хул., 67а, б); на практике это повело к полному запрещению всякой пищи, содержащей червяков. Позднейшие законы ο червяках отличаются своею крайней запутанностью (ср. Иоре Деа, 84). Плоды и овощи должны быть тщательно осмотрены, не содержат ли они червяков, и если после варки в них обнаружатся червоточины, то такая пища должна быть признана негодной (ср. Данциг, Хохмат Адам, 22, 35).

Толкования подразделения животных на Ч. u нечистых. В послании Аристея (144-154) говорится, что "эти законы даны в интересах справедливости, чтобы вызвать чистые мысли и воспитать характер"; подчеркивается, что хищные животные запрещены с той целью, чтобы люди научились быть справедливыми и помнили, что не следует прибегать к насилиям в расчете на свои собственные силы. Отличительные черты чистых животных получают аллегорическое объяснение: разделенные копыта должны напоминать ο добрых и злых последствиях, могущих проистекать из всякого действия: мученик Элеазар в IV Мак., 5, 25, в ответ на насмешки царя над еврейскими законами ο пище, говорит: "Бог позволил нам есть, что подходит к нашей душе, и запретил вредное мясо". Здесь выражена та же мысль, которая содержится в словах испанского талмудиста Самуила Царцы: "Все эти вещи портят кровь и делают ее легко восприимчивой ко всяким болезням; они оскверняют тело и душу" (Мекор Хаим, Тазриа). Филон дал пространные аллегорические толкования этих законов (ср. De Agricultura Noe ХXV-XXXI), такого же рода толкования их держались и отцы церкви (Иреней, Клеменс Александрийский, Ориген). Ортодоксальное еврейство неблагосклонно относилось ко всяким таким объяснениям: ортодоксы говорили, что они не потому не кушают свинины, что она вредная пища, а потому, что Бог ее запретил (ср. Сифра, Кедошим, конец). Талмудическо-мидрашитская литература вообще отказывается мотивировать эти законы: опасались, что толкования их вызовут сомнения в их целесообразности, и решили довольствоваться тем, что они обязательны, как данные в Торе (Танхума, Лев., изд. Бубера, Шемини, III, 29). Со времени Саадии-гаона еврейские комментаторы пытались найти для этих законов рационалистическую или мистическую основу. Замечательно, что теория Саадии (см.) почти аналогична с современной тотемистической теорией: он говорит, что некоторые животные, почитавшиеся божественными, разрешены были в пищу в целях противодействия обожествлению животных, и по той же причине другие животные были объявлены нечистыми (Китаб аль-Аманат 117; евр. перевод, III, 2, изд. Слуцкого, стр. 61). Ибн-Эзра полагает, что мясо нечистых животных запрещено потому, что оно нечисто и вредно, и что вместе с мясом переходят в плоть и кровь человека хищные черты животного (ком. к Лев., 11, 93; ср. Царца, l. с.). Маймонид (Море Небухим, III, 48) видит в основе этих законов причины гигиенического и отчасти эстетического характера. Таковы же взгляды великого экзегета Самуила бен-Меира в его комментарии к Левиту. Нахманид лишь отчасти соглашается с этими теориями и приводит один гигиенический мотив по отношению к рыбам. Ч. рыба держится ближе к поверхности, и поэтому она содержит некоторую теплоту, которая отнимает у нее влажность, тогда как нечистые живут глубоко в воде и особенно в стоячей и болотистой воде, они содержат много холода и влажности, что делает их вредными для употребления в пищу. По отношению к четвероногим Нахманид колеблется между этическими и гигиеническими мотивами и ссылается на христианских врачей для доказательства непригодности свинины (ком. к Лев., 9, 13; ср. его Дераша, изд. Иеллинека, стр. 29). Объяснения Бахии бен-Ашера ο нечистых животных взяты преимущественно у Нахманида. Он добавляет, что эти законы представляют дальнейшее развитие законов ο жертвенном культе, ибо все, что не допущено в качестве жертвоприношения, не должно употребляться в пищу (ком. к Лев., 11, 163d). Исаак Арама признает только этические мотивы и отвергает гигиенические (Акедат Ицхак, III, 33б, изд. Поллака). Прοтив рационалистических толкований Маймонида выступает также и Витербо (Таам Зекеним, изд. Ашкенази, стр. 42-43). По каббалистической теории, нечистые животные происходят от отрицательных сефирот, создавших зло в мире (Зогар, Шемини, III, 41б); с пришествием Мессии, когда все очистится, и эти животные будут допущены в пищу (Ялк. Хадаш, Ликкутим, 36, 79). Таким путем мистика объясняет мысль, выраженную в Мидраше Тегилим к Пс., 146, что в будущем Бог провозгласит нечистых животных чистыми. Этот Мидраш смущал Абрабанеля и других талмудистов, которые полагали, что эта фраза представляет позднейшую вставку христиан. О взглядах реформистских раввинов и современных библейских экзегетов см. также ст. Пища, Реформа, Ритуальная чистота, Тотемизм.

Ср.: Torat Kohanim, Schemini, Сифре ко Второз. 100-104; Шулхан-Арух, Иоре Деа, 79-86; Lewysohn, Zoologie des Talmuds, 14-18; Wiener, Speisegesetze, 298-328; Л. Каценельсон, "Институт рит. чистоты", книжки "Восхода", 1897. .

Вконтакте

Нечистые животные в более общем смысле - животные, не употребляемые в пищу или нелюбимые конкретным народом в силу традиций и предубеждений.

Допотопная эпоха

От сотворения мира Господь дал человеку в пищу растения:

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу». Быт.1:29

До Потопа существовало деление животных на чистых и нечистых, но не по пищевым критериям (ибо животных в пищу не употребляли), а по пригодности к жертвоприношению Господу:

«И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике». Быт.8:20

Времена язычников

После Потопа Бог также разрешил помимо растений употребление в пищу любых животных:

«Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все». Быт.9:3

Эра Закона

Давая Закон Моисею, Господь запретил употреблять в пищу нечистых животных:

«мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас». Лев.11:8

Христианская эра

С приходом Христа деление пищи на чистую и нечистую упразднено, оставлен лишь запрет воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины (Деян.15:29). Слова Христа:

«Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека». Мк.7:15 , также - Мк.7:19.

Из посланий Апостолов

«Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн». Рим.14:20

«Для чистых все чисто». Тит.1:15

«Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими». Евр.13:9

«Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие». Кол.2:14-16

«Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его… Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога». Рим.14:2-3,6

Полезная информация

Нечистые животные

Ветхозаветный перечень нечистых животных

  1. Все бескопытные звери, рептилии, амфибии.
  2. Верблюд, лошадь.
  3. Свинья.
  4. Грызуны (заяц, тушканчик, мышь, ).
  5. Землеройки (крот).
  6. Летучие мыши.
  7. Все хищные птицы (орёл, гриф, ястреб, сокол, коршун, филин, сова).
  8. Птицы-рыболовы (цапля, пеликан, чайки).
  9. Воронья порода.
  10. Зуй, ибис, .
  11. Страус.
  12. Лебедь.
  13. Все водные животные без чешуи.
  14. Все беспозвоночные, кроме разных видов саранчи. (Лев.11:1-47)

Если сравнивать библейский список нечистых животных с русскими традициями, то предпочтения русского народа сходны с библейскими лишь отчасти: так, в России широко употребляют в пищу свинину, зайчатину и крольчатину, всевозможных ракообразных, сомов и осетровых рыб, иногда - мясо нутрий (которых, правда, нередко ошибочно причисляют к «крысам» и потому употреблять их мясо избегают), традиционно весьма редко - конину и лебедей и вовсе не употребляют саранчу.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди