26.05.2019

Образ кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе. Про себя в образе кошки ()


Изображение дикой и по-домашнему ласковой, хитрой и простодушно изумленной кошки – излюбленная тема многих мастеров. Невозможно обойти вниманием эту грациозную красавицу, не заметить плавных изгибов ее тела, таинственного мерцания глаз, блеска шелковой шерсти. Картины с изображением кошекзанимают целые залы в известных галереях и частных коллекциях, кошачьи скульптуры украшают улицы городов по всему миру. Кошка «гуляет» по открыткам, маркам, календарям, всевозможной домашней утвари, одежде и аксессуарам.

Кошка прокралась в большое искусство лишь в XVIII столетии, однако еще в Древнем Египте хвостатых богинь ваяли из камня, рисовали на стенах и посуде, лепили из глины. Ювелирные изделия, гравюра, мозаика, фигурки из металлов, инкрустированные сердоликом, бирюзой и лазуритом – всюду были кошки. Один из храмов Гелиополиса украшала скульптура кошки – бог Ра в обличии хищного зверя. В зависимости от времени суток глаза кошки сужались или расширялись (видимо, жрецы применяли особый механизм для изменения диаметра зрачков). Каждый час изо рта священного животного струилась вода. Однако поклонение кошке было лишь частью религии. Египтяне славили не саму кошку, а богов, говоря с небесными правителями через священных животных.

Экспонат Лувра: Древний Египет, эпоха ранних династий, глиптика. В центре – око Ра, символ Солнца. По краям – усатые помощницы верховного божества. Нижняя часть – ночь (кошки убивают змея Апопа, символизирующего тьму и мрак), верхняя – утро (ибис в центре – священная птица, символ возрождения, обновления и мудрости).

Расселившись по миру и завоевав любовь самых почтенных особ, для масс кошка все еще оставалась только полезным зверем, оберегающим амбары от грызунов. В средние века, в эпоху религиозных культов, инквизиции и борьбы с надвигающимся на мир дьявольским хаосом, кошка оказалась неугодной человечеству. Изображение кошки в искусстве XVII века – незначительная деталь, скромный фоновый элемент «на задворках».

Экспонаты Лувра

Луи Ленен «Счастливая семья», выставлена в Лувре, написана в 1642 году. Отражает настроение людей того времени: кошка признается частью семьи, вхожа в дом, но держится в стороне.


В конце XVII и начале XVIII веков картины с кошками, искусно дополняющими основной сюжет, обретают все большую популярность: сельские сценки, иллюстрации, игривые кошки в компании детей, ласковые питомицы нежных дам. В середине XVIII века анимализм как самостоятельный жанр начинает покорение Европы. В начале пути это был жанр «второго сорта», существующий скорее ради развлечения, чем ради прибыли. Однако с этого момента сомнений не остается – кошки займут свое место в мире живописи. В XIX веке портер кошки уже не был странностью или блажью богачей – усатая питомица идеально вписалась в быт человека, превратившись из крысолова в нежно любимого члена семьи. Девятнадцатое столетие подарило миру Льюиса Уэйна, Фрэнка Пэтона, Эмиля Брунье и других талантливых живописцев.

Читайте также: Почему в доме не приживаются кошки: разбираемся в реалиях и народных приметах

Работы Барбера

Charles Burton Barber (1845-1894) – почетный член художественного института Великобритании. Его работы украшали дворец Королевы Виктории. Реалистичные, наполненные смыслом картины пользовались невероятным спросом еще при жизни автора. Образ усатых в искусстве, предлагаемый Барбером, абсолютно соответствует истинному облику этих животных. Возможно, в этом и кроется секрет успеха картин британского художника.

Юная девушка и молодая кошечка мраморного окраса. Обе красавицы полны еще несмелой грации, в позах уже отчетливо просматривается изящество, присущее женскому полу. Сакральный смысл – покорись или умри. Взирающий сверху вниз крошечный котенок олицетворяет союз человека и усатой питомицы: лояльная к человеку кошка позволила приручить себя, но осталась непобежденной. Куда более сильный хищник погиб, отказавшись идти на компромисс, и его шкура, брошенная к ногам человека, теперь украшает пол гостиной.

Работы из Голландии

Henriette Ronner-Khip (1821-1909) – потомственная художница из Голландии. Увлеклась написанием кошек в 1870х годах, как раз в то время, когда в ее доме поселилась усатая непоседа. Получала заказы от королей Бельгии, Пруссии, Португалии.

Картина кошка с котятами: теплые тона и мягкие линии, очень «домашняя», умиротворяющая работа.


Charles H. Van den Eycken II (1859-1923) – популярнейший бельгийский художник-реалист. Один из ведущих анималистов XIX века.

Классическая персиянка солнечного черепашьего окраса в окружении книг. Игривая поза, теплая позитивная энергия. Символизирует любознательность кошек и их отношение к жизни – тяга к знаниям похвальна, но через игру и веселье мир познавать куда интереснее.

Читайте также: Кошка как способ избавления от одиночества

Современное искусство

Художники XX века не перестают любить кошек. Картины с изображением кошек становятся максимально реалистичными, мастера добиваются почти фотографического сходства. Многие художники решаются отступить от привычных клише – завоевывают популярность работы, на которых кошка наделена антропоморфическими чертами или выполненные в жанре абстракции, фантазии, карикатуры.

Потрясающая детализация и сочные оттенки приковывают взгляд: медовые глаза, блестящие шерстинки, кокетливая обводка носика, шикарные усищи. Природа показала себя настоящим художником, раскрасив шубку кота Леонардо, Geoffrey Tristram запечатлел великолепие мраморного окраса при помощи кистей и красок.


Mi Chunmao является членом правления Союза Художников Китая. Его работы известны не только на родине, но и во всем мире. Полотна выставляются в престижных галереях, многие работы пополнили частные коллекции. Работакошка с котятами, созданная по технике гохуа – письмо тушью на шелке или бумаге, существует более пяти веков.


Глядя на работы Суэллен Росс, с трудом верится, что картины написаны вручную без помощи компьютерных программ. Суэллен пишет акварелью, использует чернила и цветные карандаши. Ниже – фантастически красивый кот, изумрудные глаза которого полны жизни.


Портрет кошки работы Герберт Сьюзен. Британская художница-самоучка пишет картины, повторяющие сюжеты работ известных мастеров. Прекрасная «дама» в платье небесного тона в оригинале – принцесса Елизавета.

Художники XXI века

Художники рисующие кошек в XXI веке, продолжают экспериментировать не только с жанрами, но и с техникой: принты, компьютерная графика и др. Антропоморфизм процветает: многие мастера делают акцент на сходстве домашних питомцев и их владельцев, по сути – всех людей в целом. На пике популярности легкие, позитивные сюжеты, полные веселья или светлой грусти. Растет интерес к восточным мотивам.

Картины Дебби Кук излучают положительную энергетику, кошки Дебби – ласковые, добродушные, любопытные и веселые. Ее мотивы можно встретить по всему миру на салфетках, кружках, одежде, аксессуарах, посуде. Работает пастелью, акварелью, акрилом, карандашами.

Московский художник Алексей Долотов рисует разных зверушек в собственном, хорошо узнаваемом стиле. Особенно популярны картинки художника Ксенопуса (ник, под которым Алексей общается с пользователями в своем блоге). Романтика, легкость, почти невесомость, нежность.




кошка одомашнивание

Кошки богато представлены в европейском и русском фольклоре. Общий сюжет -- объяснение вражды кошки с собакой (кошка и собака добывают для хозяина волшебную вещь, унесенную неверной женой, но на обратном пути кошка прибегает первая, чтобы хозяин подумал, что она сделала все сама). Из некоторых сказок (например, в сказке «Котофей Котофеевич») следует, что кот -- сравнительно новое животное, незнакомое большинству обитателей леса. В итальянской сказке кошка выступает в роли Золушки.

В старой европейской литературе подчеркивается кошачья хитрость. В басне Ж. Лафонтена «Кот, горностай и кролик» рассказывается о том, как горностай и кролик попросили кота разрешить их спор. Кот нашел «мудрое» решение -- с помощью хитрости задушил обоих, тем самым разрешив спор. Но далеко не всегда кошки изображались с негативной стороны. В самой, пожалуй, известной сказке Шарля Перро «Кот в сапогах» это животное предстает умным, находчивым, приносящим удачу его владельцу. В немецком переложении этой сказки, сделанной Людвигом Тиком Кот в сапогах-- главный герой, настоящий человек из народа, деятельный и неунывающий. Немецкий романтик Э. Гофман сделал своего собственного любимого кота героем и автором «Житейских воззрений кота Мурра». Мурр, конечно, прямой наследник Кота в сапогах: человеческого, избыточно земного, в нем отнюдь не меньше, чем кошачьего. Господствовавший в 19 веке реализм дал чудесную вереницу образов «настоящих» кошек, например, Королевская Аналостанка у Э. Сетон-Томпсона. Но загадочная улыбка Чеширского Кота из «Алисы в стране чудес» Л. Кэрролла -- это улыбка самой Природы, смеющейся над тщетностью человеческих усилий постигнуть таинства естества. Эта таинственность и непостижимость кошачьей натуры, существа, казалось бы такого близкого и домашнего, засверкала новыми гранями в прославленной сказке Р. Киплинга «Кот, который гулял сам по себе». Отголоски средневековых убеждений о связях кошек с силами Зла чувствуются в Кошке «Синей птицы» М. Метерлинка, тесно связанной с Ночью, противницей героев.

Новая жизнь кошек началась в искусстве 20 века, с возникновением кино и мультипликации. Грациозные создания с успехом играют роль положительных и отрицательных персонажей. Том из сериала «Том и Джерри», Кот Феликс, первые мультики о котором появились еще на заре мультипликации, диснеевский цикл «Аристокоты» (Aristocates; игра слов), Felidae с котом-детективом Фрэнсисом, злой противник Чипа и Дейла Толстопуз раскрывают различные грани кошачьей и человеческой природы. Изящество, аккуратность и грациозность кошек вызывают у подавляющего большинства людей ассоциации между кошками и женщинами. По традиции на показах ювелирных новинок модели одевают в кошачьи маски и трико. На Бродвее в Нью-Йорке вот уже больше 10 лет с неизменным успехом идет мюзикл Э. Л. Вебера «Кошки» по мотивам произведения Т. Эллиота.

Образ кошки в русской культуре

В русской литературе череду кошачьих образов открывают велеречивые пушкинские строки: «... И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом, идет налево -- песнь заводит, направо -- сказку говорит...». Кот-Мурлыка -- псевдоним Н. П. Вагнера, зоолога и писателя, автора романтических и фантастических произведений.

В советский период кошка стала любимым персонажем детских писателей и поэтов: С. Я. Маршака («Кошкин дом», «Кот и лодыри»), Д. Хармса, Б. Заходера. Главный литературный кот 20 века -- это, несомненно, «не очень-то кот» Бегемот, герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Прямой наследник средневековых помощников ведьм и гофмановского Мурра несет в себе подлинно живое начало, напоминает о непредсказуемости жизни, ломающей любые искусственные рамки, врывающейся в несвободный мир несчастных строителей светлого будущего. И Бегемота, и пушкинского Кота Ученого напоминает забывчивый Василий из раннего бестселлера братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

Как и на Западе, множество мультипликационных удач связано с кошачьими персонажами. Герой одноименного сериала Леопольд с его призывом: «Ребята! Давайте жить дружно» как бы полемизирует с Томом сериалов Ханна-Барбара. Практичный и изобретательный кот Матроскин из книг и мультфильмов Э. Н. Успенского всегда найдет выход из любой, самой затруднительной ситуации, многие его выражения стали уже пословицами.

Пословицы

А Васька слушает, да ест.

Борода не в честь, а усы и у кота есть.

Доброе слово и кошке приятно.

Драный кот на ярмарке.

Живуч, как кошка.

Зарекалась кошка на стол лазить.

Знает кошка, чье мясо съела.

Знай, кошурка, свою печурку.

И кошке поклонишься в ножки.

Как кот вокруг горячей каши ходит.

Как кот мартовский орет.

Как кот наплакал.

Как кот на сметану облизывается.

Как кошка с мышкой играет.

Как кошка с собакой живут.

Кот в мешке.

Кот из дома - мыши в пляс.

Коту под хвост.

Кошка в дом - радость в нем.

Кошка гуляет сама по себе.

Кошки на душе скребут.

Напала на кошку спесь - не хочет и с печки слезть.

Не все коту масленица.

Ночью все кошки серы.

Отольются кошке мышкины слезки.

Сильнее кошки зверя нет.

Тише, мыши - кот на крыше.

Тянуть кота за хвост.

У кошки девять жизней.

Черная кошка дорогу перебежала

Кот видит молоко, да у него рыло коротко.

Кот Евстафий покаялся, постригся, посхимился, а все мышей во сне видит.

Кот охотник до рыбы, да воды боится.

Кота в мешке покупать нельзя.

Кошачья лапка мягка, да коготок востер.

Кошачьи глаза дыму не боятся.

Кошка мышей ловить не устанет, а вор воровать не перестанет.

Кошка на мышей храбра.

Кошка не могла достать мяса и говорит: сегодня пятница (пост).

Кошка с собакой дружно не живут.

Кошке игрушки, а мышке - слезки.

Кошке тура не родить.

Кошки нет дома - мышам воля.

Кошки - со двора, а мыши - по столам.

Кошку бьют, а невестке наветы дают.

Кошку против шерсти не гладят.

Кошачьи мифы

Сфинксы, грифоны, Химера

Египетский сфинкс с головой фараона и телом льва в древности был символом бога солнца Ра. Самое знаменитое его изображение высотой около 20 метров находиться в пустыне посреди пирамид близ Гизы. Этот сфинкс был воздвигнут в III тысячелетии до нашей эры, в царствование фараона Хефрена.

В мифах древних греков сфинкс в значительной мере утратил прямую связь со львом и превратился просто в чудовище. В греческой мифологии были еще два фантастических существа, которые имели некоторое отношение ко льву:

Крылатые грифоны с туловищем льва и головой орла. Хранители сокровищ, иногда они служили владыке Олимпа Зевсу в качестве гончих во время охоты.

Химера - чудовище с львиной грудью, телом козы и хвостом змеи. Так описал это злобное уродливое создание великий Гомер. Химера обитала на вершине горы в Ликии, где ее и сразили стрелы героя Беллерофонта, которому удалось оседлать крылатого коня Пегаса.

Львы - стражи ворот и фонтанов

Широкое распространение в древности получили изображения львов - хранителей городов, ворот и фонтанов. Не потому ли, что, согласно легендам, львы спят с открытыми глазами? Так или иначе эта традиция уже встречается у хеттов, живших некогда в Центральной Анатолии, и в греческом городе Микены - с его знаменитыми «Львиными вратами», сооруженными еще в бронзовом веке. В Китае львы охраняли входы в священные храмы и дворцы. В центре Пекина, в так называемом Запретном городе, большинство ворот украшают каменные или бронзовые изваяния огромных львов.

Любопытно, что в средневековой Греции, главным образом эпохи Возрождения, появился обычай устанавливать статуи льва у источников или фонтанов. До наших дней сохранилось не мало фонтанов, украшенных головой льва, из пасти которого бьет струя воды. Этот обычай распространился потом по всему Средиземноморью, включая и мусульманский мир. Свидетельством тому служит, например, «львиный дворик» дворца Альгамбра в Гренаде (Испания) с центральным фонтаном: его чаша покоится на спинах двенадцати львов.

Тигр - «река хищника»?

Греческий бог вина и виноделия Дионис страстно полюбил прекрасную юную нимфу Алфесибею, но она была совершенно равнодушна к нему. Тогда Дионис решил обратиться в тигра. Завидев его, нимфа в ужасе бросилась бежать, но путь ей преградила бурная азиатская река Солакс. И нимфа в конце концов уступила притязаниям влюбленного бога, обратившегося в тигра. От этого союза родился сын Мед, он-то позднее и решил назвать реку Тигром.

Рысий глаз

Рысь легко узнать по ушам, на кончиках которых необычные черные кисточки. Этот зверь отличается необыкновенно острым зрением. Его латинское название Lynx, сохранившееся во всех романских языках, происходит от имени греческого героя Линкея, участника похода аргонавтов: он слыл человеком, способным видеть сквозь стены. В скандинавской мифологии богиня любви и красоты Фрейя часто представлялась верхом на рыси.

Черная кошка приносит удачу!

В Великобритании долгое время считалось, что, если черная кошка пересекает ваш путь или входит в ваш дом, это значит, вас ждет удача. У этого суеверия есть два первоисточника.

Первый отсылает нас назад, в Древний Египет, где считалось, что священная кошка осеняет благодатью тот дом, в котором она живет и хозяева которого ухаживают за ней. Реальным благом, конечно же, было уменьшение количества мышей в этом доме. Но, благодаря бесчисленным мифам и легендам, положительная роль кошки распространялась куда дальше этой реальности и стала рассматриваться как нечто абсолютное. Надписи на древних могилах говорят нам, что "кошка дарует жизнь, благополучие и здоровье, она делает это каждый день и обеспечивает спокойную старость". Кошка должна быть в каждом доме. По тончайшим нитям эта древняя традиция передавалась из века в век, даже тогда, когда христианская церковь устраивала гонения на кошек, считая их слугами дьявола.

Второй источник исходит из средневековья, когда "кошку-дьявола" боялись и ненавидели. Именно тогда зародилось поверье: если кошка пересекла ваш путь, и вы впоследствии не пострадали, значит, вам невероятно повезло. Отсюда и ассоциация между кошкой и удачей. Если кошка приходит в ваш дом, то вы, проявляя доброту и сочувствие к ней, тем самым ублажаете ее господина, то есть дьявола, и ограждаете себя от его гнева. Поэтому, когда кошка входит в ваш дом и находит там хороший прием, вы получаете взамен удачу и расположение сатаны. Другие могут пострадать от него, но не вы.

Черный цвет во всех этих случаях считается особенно счастливым, поскольку ассоциируется с оккультной практикой, однако по другую сторону Атлантики, в Америке, все наоборот: там считается, что удачу приносит белая кошка, а от черной - одни неприятности. Это происходит оттого, что во времена пионеров, первых переселенцев, черная кошка ассоциировалась с дьяволом так сильно, что безоговорочно стала олицетворением зла и злых сил. Никто не хотел иметь с ними дела, никто даже не пытался умиротворить их. Белая же кошка, ввиду своего явного контраста с черной, рассматривалась как сила света, противостоящего тьме, и, таким образом, превратилась в знак удачи.

Приметы и суеверия

Говорят, не повезет -

Если черный кот дорогу перейдет.

А пока наоборот -

Только черному коту и не везет.

Из песенки "Черный кот".

О старинных преданиях, поверьях и суевериях, связанных с кошками, написано очень много. Например, фольклор, бытующий в горах Озарка (США). Если девушка не уверена, стоит ли ей принять предложение руки и сердца, она доверяет решение кошке. Что правда, то правда, кошки прекрасно разбираются в людях. Однако, в соответствии с этой традицией, разборчивая невеста не просто задает вопрос кошке - она берет три волоска из кошачьего хвоста, завертывает их в бумажку и кладет этот пакетик под порог. На следующее утро она развертывает бумажку и смотрит, что стало с волосками за ночь. Если они приняли форму буквы «Y» (начальная буква слова «yes», то есть «да» по-английски), то предложение принимается, а если волоски сложились в букву «N» («no» - «нет»), то поклонник получает отказ.

Из Таиланда пришло к нам другое суеверие по поводу кошек. Оно говорит, что для того, чтобы брак был счастливым и плодовитым, новобрачные должны запустить в спальню в первую брачную ночь кота - желательно большого, матерого, с длинными усами.

Согласно фольклорным источникам, кошки могут также предсказывать приход гостей или незнакомцев. Например, если кошка умывается или приглаживает свои усы вечером, вскоре в дом придет друг. Если кошка протягивает лапы к очагу - к дому приближаются незнакомцы.

Таинственная, смыленная, ловкая кошка вдохновила людей на множество примет и суеверий за время долгой совместной жизни с ними. Хотя некоторые связанные с кошками суеверия отличаются жестокостью и основаны на страхе и невежестве, другие полны любовью.

Американская народная мудрость из XIX века учит: «Хотя считается, что черные кошки приносят несчастье, бродячий кот, особенно если он черный, обязательно предвещает удачу. Если черный кот пришел к вашей двери, впустите его и будьте к нему добры».

Недалека беда, если черная кошка перебежит дорогу. Особенно плохо, если кошка бежит "за пазуху", т.е. по направлению к застежке на одежде. Несчастье можно предотвратить, если трижды сплюнуть через левое плечо и продолжить путь, сложив кукиш в кармане или держась за пуговицу, но лучше остановиться и подождать, пока пройдет кто-нибудь другой.

Русская народная примета

Появление чужого черного кота в доме - предвестье беды.

Русская народная примета

Прежде чем войти в новую избу, пускают туда на первую ночь черного петуха и курицу, на вторую - черного кота и кошку.

Старинное русское народное поверье

Убийца кота станет убийцей человека.

Народная примета

Человек, который в ночь перед Рождеством увидит во сне черную кошку, опасно заболеет в этом году.

Русская народная примета

Демоны искушают святых, являясь им в образе черных кошек.

Сочинения средневековых монахов

Подлинный смысл выражения "Между ними кошка пробежала" состоит в том, что под кошкой подразумевается черт-оборотень, который становится между людьми и вызывает ссору.

Современное толкование народных поговорок

Если кот чихнул, надо сказать - "Здравствуй!", тогда зубы не заболят.

Современная японская примета

Во время грозы надо обязательно выкинуть черного кота из дома, иначе он притянет к себе молнию.

Русское народное поверье

Из черной кошки можно извлечь кость, которая сделает человека невидимым, или получить в обмен на черную кошку у нечистой силы шапку-невидимку и неразменный червонец.

Старинное русское поверье.

С помощью черного кота можно получить неразменный рубль. Для этого нужно, поймав черного кота без единой белой отметины, встать с ним безлунной ночью на перекрестке четырех дорог, одна из которых ведет на кладбище, и щипать кота так, чтобы он мяукал. Когда подойдет незнакомец и попросит продать кота, надо требовать за кота один рубль - этот рубль и будет неразменным: сколько бы раз его не отдавали, он будет возвращаться к вам.

Народное поверье

Кот, пес и петух черной масти предохраняют дом от воров.

Русская народная примета.

Если черного кота во время плавания выбросить за борт, на море разыграется страшная буря.

Примета английских моряков.

Если дома черный кот (кошка), в нем не переведутся любовники.

Старая английская пословица.

Если на корабле есть черная, без единого белого волоска, кошка, то плавание будет удачным.

Поверье моряков.

Если черная кошка чихнет недалеко от невесты - молодым счастье.

Английское поверье.

Новую ведьму приводят в "синагогу" и представляют Дьяволу, который является в образе "порочного человека" или животного, обычно черного кота.

Обряд посвящения в ведьмы, трактат "Errores Gazaiorum", Савойя, середина XV в.

Если утром в день свадьбы кошка появляется в комнате невесты, то семейная жизнь будет богата ссорами.

Американская примета.

Если перед венчанием у алтаря сидит кошка, то брак будет несчастливым.

Немецкая примета.

Приблудная кошка - к скорой свадьбе.

Примета западного побережья Индии.

Если мужчина опустошил бутылку до дна и при этом под столом сидела кошка, то женится он в этом же году.

Бретонское поверье.

Черная кошка всегда ложится на больное место.

Современная пословица.

Если у кошки родились черный и рыжий котята, то рыжего надо отдать, а черного оставить себе - на удачу.

Современная примета.

Больной умрет, если черная или белая кошка войдет в его комнату.

Русская народная примета

Если из дома, где находится тяжелобольной человек, убегает кот, больной скоро умрет.

Современная примета.

В пятницу, 13-го числа, всем черным котам хозяева обязаны надевать колокольчики, выпуская их на улицу.

Закон в Лик-Спрингсе, штат Индиана, США.

В Париже на Монмартре существовало кафе "Черный кот", в котором собирались любители повеселиться. Постепенно слово "кот" стало символом ночной жизни. Когда моду на гулянки переняли в Берлине, немецкое название кота "катер" стало синонимом слова "похмелье".

Исторический факт.

Черный кот на крыльце - достаток в доме.

Шотладнская примета.

У английского короля Карла 1 была черная кошка, которая, как он считал, благотворно влияла на его судьбу. Он так боялся потерять любимое животное, что заставлял стражу сторожить ее. Но однажды кошка все таки умерла. "У меня больше не будет счастья!" - воскликнул король. На следующий день его арестовали и через несколько месяцев отрубили голову.

Исторический факт.

Остерегайтесь людей, которые не любят котов.

Ирландская пословица.

Дом без кота или собаки - это дом скряги.

Португальская пословица.

Кошка дарует жизнь, благополучие и здоровье, она делает это каждый день и обеспечивает спокойную старость.

Надпись на древних могилах.

Современная книга по астрологии "Звезды и судьбы".

Хотя считается, что черные кошки приносят несчастье, бродячий кот, особенно если он черный, обязательно предвещает удачу. Если черный кот пришел к Вашей двери, впустите его и будьте к нему добры.

Американская народная мудрость XIX века.

Поздравляют вас с Днем кота и желают приятного чтения.

Домашние кошки на Руси завелись в далекую старину. По легенде, одного из первых котов привезла в Херсонес из Византии принцесса Анна, невеста, а потом и жена князя Владимира Красно Солнышко. Благодаря этому кошка стала восприниматься как животное христианское. Её можно в отличие от собаки называть христианским именем, ей можно заходить в алтарь. До сих пор во Владимире, Суздале и многих других древнерусских городах можно увидеть в храмовых воротах отверстия, проделанные специально для удобства кошек.


Кот Алабрыс. Лубок, конец XVII века .

Протоирей Сергей Правдолюбов в своей книге "Что запомнилось из прошедшего" вспоминает, что однажды c Патриархом Алексием I произошел забавный случай.
"В какой-то большой праздник отворяются Царские врата, а откуда-то сбоку вдруг выходит красивый откормленный кот, хвост трубой, и медленно и торжественно шествует впереди Патриарха на литию. Кота отловили, привели к Святейшему, посадили на стул, и Святейший совершенно серьезно обратился к коту: “Кот, а кот! Что же ты Устава не знаешь?! Разве можно выходить на литию впереди Патриарха? Ты должен выходить позади всех, после протоиереев и иереев. Чтобы этого больше не повторялось”. Все вокруг смеялись, но так и не поняли, усвоил кот урок литургики или нет."



Николай Локотьков. Кот новгородский

Древнерусское государство не знало судебных процессов над животными, тут ни кому не приходило в голову называть котов слугами дьявола и сжигать на кострах. И кошки отплатили жителям Руси сторицей - эпидемия "черной смерти", охватившая в четырнадцатом веке Западную Европу из-за великого множества крыс обошла древнерусские земли стороной.
В это время кошку на Руси ценили на вес серебра. Она приравнивалась по стоимости к пахотному животному - волу и стоила три серебряных гривны (гривна - слиток серебра весом 205 граммов). Большой штраф (гривна) взимался за убийство кошки, потому что сохранить зерно и сбрую от грызунов, главным из которых была мышь, не мог никто, кроме нее. "Мышь есть плюгава и пакости деет человеческому роду, порты грызёт и иныя вещи; сице и человек, аще поганию учинится сиречь отступит от веры угрызует от божественного писания словеса..." - писали в старину.


Андрей Кузнецов

Звали кошку тогда иначе - котка. Затем на смену этому слову пришло немного подправленное - коша, а после добавления буквы «к» получилось привычное слуху - кошка. В знаменитой книге шестнадцатого века - "Домострое" - подробно рассказывается, что делать при укусе "зверя, именуемого кот". Побывавшие в России в шестнадцатом-семнадцатом веках иностранцы не раз рассказывали о кошках как домашних любимцах. В XVIII о кошке стали упоминать в специальных ученых книжках (например, «Лечебнике домашних животных»).


Марина Русанова

Со временем кошки широко распространились в русских городах. Горожане всегда ценили и любили кошек. В патриархальной Москве они считались атрибутом благополучия и достатка в доме. В. А. Гиляровский писал, что когда в начале ХХ века в торговом Охотном ряду было решено навести порядок, «первым делом было приказано иметь во всех лавках кошек. Но кошки и так были в большинстве лавок. Это было вроде спорта - у кого кот толще. Сытые, огромные коты сидели на прилавках».


Вячеслав Шварц. Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы). 1865

Отдавали должное кошкам и царские особы. В Эрмитаже и поныне хранится работа голландского художника Фредерика Мушерона — портретное изображение кота царя Алексея Михайловича (1661 год). В одном из указов Петра I содержится высочайшее повеление «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». У него же жил привезенный из Голландии кот. Дочь его, государыня Елизавета Петровна, в 1745 году приказывала выписать из Казани специально для Зимнего дворца как особо искусных охотников котов-крысоловов местной породы. При дворе Екатерины Великой жили красавицы кошки пепельно-голубого окраса, короткошерстные, с ярко-зелеными глазами. Голубой кот по прозвищу Васька жил у императора Николая I.


Один из любимых котов царя Алексея Михайловича.
Гравюра Холлара с рисунка Фредерика де Мушерона. 1661

На первый взгляд может показаться, что русская классическая живопись небогата кошачьими образами. Среди русских художников не было так называемых "кошачьих Рафаэлей", как в шутку называли живописцев, которые посвятили свое искусство бесчисленным изображениям кошек. Русское искусство было слишком серьезно, социально ориентировано для того, чтобы интересоваться котами как таковыми. Однако коты и кошки - постоянные участники повседневной домашней жизни - появляются на многих картинах и рисунках.

Кот и его хозяйка


Алексей Венецианов. Девочка с котенком. 20-е годы XIX в.
(местонахождение неизвестно, в Третьяковской галерее сохранился черно-белый негатив)

Павел Федотов. Девушка с чёрной кошкой на коленях. 1849

Мурка, не гляди, там сыч
На подушке вышит.
Мурка, серый, не мурлычь,
Бабушка услышит.
Няня, не горит свеча
И скребутся мыши.
Я боюсь того сыча.
Для чего он вышит?
Анна Ахматова



Павел Федотов. Вася и няня. 1848-1850
Авторская надпись: Няня, которого Васю ты больше любишь - меня или брыську?



Иван Крамской. Девушка с кошкой (Портрет Софьи Крамской). 1882

Кот поет, глаза прищуря;
Мальчик дремлет на ковре.
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.

"Полно тут тебе валяться, -
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай".

Мальчик встал, а кот глазами
Проводил и все поет;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.
Афанасий Фет


Борис Кустодиев. Девушка у окна. 1923


Борис Григорьев. Женщина с котом. Первая четверть 20 в.

Они приходят к нам, когда
У нас в глазах не видно боли.
Но боль пришла - их нету боле:
В кошачьем сердце нет стыда!
Смешно, не правда ли, поэт,
Их обучать домашней роли.
Они бегут от рабской доли.
В кошачьем сердце рабства нет!
Как ни мани, как ни зови,
Как ни балуй в уютной холе,
Единый миг - они на воле:
В кошачьем сердце нет любви!
Марина Цветаева


Николай Тархов. Девочка с черной кошкой. 1908


Николай Тархов. Кошки у окна. 1909 .

Мой зверь - не лев, излюбленный толпою,-
Мне кажется, что он лишь крупный пёс.
Нет, жёлтый тигр, с бесшумною стопою,
Во мне рождает больше странных грёз.

И символ Вакха, быстрый, сладострастный,
Как бы из стали, меткий леопард;
Он весь - как гений вымысла прекрасный,
Отец легенд, зверь-бог, колдун и бард.

Ещё люблю я чёрную пантеру,
Когда она глядит перед собой
В какую-то нежизненную сферу,
Как страшный сфинкс в пустыне голубой.

Но если от азийских, африканских
Святых пустынь мечту я оторву,
Средь наших дней, и плоских и мещанских,
Моей желанной кошку назову.

Она в себе, в изящной миньятюре,
Соединила этих трёх зверей.
Есть искры у нее в лоснистой шкуре,
У ней в крови - бродячий хмель страстей.

Она проходит в комнтатах бесшумно,
Всегда свою преследуя мечту,
Влюбляется внезапно и безумно,
И любит ведьм, и любит темноту.

В её зрачках - непознанная чара,
В них фосфор и круги нездешних сфер,
Она пленила страшного Эдгара,
Ей был пленён трагических Бодлер,-

Два гения, влюбленные в мечтанья,
Мои два брата в бездне мировой,
Где нам даны безмерные страданья
И беспредельность музыки живой.
Константин Бальмонт. Мои звери.



Владимир Милашевский. Портрет Ирины Одоевцевой. 1921

Ни дня без кота!

В картинах Павла Федотова именно кот придает произведению дополнительный смысл, глубину и остроту.


Павел Федотов. Сватовство майора или поправка обстоятельств женитьбой. 1847

Внизу картины,
Около середины,
Сидит сибирская кошка.
У нее бы не худо немножко
Нашим деревенским барыням поучиться —
Почаще мыться:
Кошка рыльце умывает,
Гостя в дом зазывает.

Павел Федотов


Павел Федотов. Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крест). 1846

Не ворчи, мой кот-мурлыка,
В неподвижном полусне:
Без тебя темно и дико
В нашей стороне;
Без тебя все та же печка,
Те же окна, как вчера,
Те же двери, та же свечка,
И опять хандра...
Афанасий Фет


Павел Федотов. Офицер и денщик.
1850


Иван Горохов. У постели выздоравливающей. 1886

Чаепитие с котищем

Без кота, так же как без самовара, не обойдется ни одно чаепитие! Сюжет традиционного русского
чаепития с котом прослеживается в живописи вплоть до сегодняшних дней.


Владимир Маковский. "Утренний чай" .1891



Константин Маковский. Разговоры по хозяйству. 1868

Сизо-дымчатый кот,
Равнодушно-ленивый скот,
Толстая муфта с глазами русалки,
Чинно и валко
Обошел всех, знакомых ему до ногтей,
Обычных гостей...
соблюдая старинный обычай
Кошачьих приличий,
Обнюхал все каблуки,
Гетры, штаны и носки,
Потерся о все знакомые ноги...
И вдруг, свернувши с дороги,
Клубком по стене -
Спираль волнистых движений, -
Повернулся ко мне
И прыгнул ко мне на колени.
Я подумал в припадке амбиции:
конечно, по интуиции
Животное это
во мне узнало поэта...
Кот понял, что я одинок,
Как кит в океане,
Что я засел в уголок,
Скрестив усталые длани,
Потому что мне тяжко...
Кот нежно ткнулся в рубашку -
Хвост заходил, как лоза, -
И взглянул мне с тоскою в глаза...
"О, друг мой! - склонясь над котом,
Шепнул я, краснея, -
Прости, что в душе я
Тебя обругал равнодушным скотом..."
Hо кот, повернувши свой стан,
вдруг мордой толкнулся в карман:
Там лежало полтавское сало в пакете.
Hет больше иллюзий на свете!
Саша Черный. Чуткая душа


Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918


Борис Кустодиев

Раньше всех проснулся кот,
Поднял рыжий хвост столбом,
Спинку выпятил горбом
И во весь кошачий рот
Как зевнёт!
"Мур! умыться бы не грех..."
Вместо мыла - язычок,
Кот свернулся на бочок
И давай лизать свой мех!
Просто смех!
А умывшись, в кухню шмыг;
Скажет "здравствуйте" метле
И пошарит на столе:
Где вчерашний жирный сиг?
Съел бы вмиг!
Насмотрелся да во двор -
Зашипел на индюка,
Пролетел вдоль чердака
И, разрыв в помойке сор, -
На забор!..
В доме встали, кот к окну:
"Мур! на ветке шесть ворон!"
Хвост забился, когти вон,
Смотрит кот наш в вышину -
На сосну.
Убежал, разинув рот...
Только к вечеру домой,
Весь в царапках, злой, хромой.
Долго точит когти кот
О комод...
Саша Черый


Борис Кустодиев. Московский трактир. 1916.

Белолапка - серокошка
Раз уселась на окошко,
А по улице идет
Очень важный тигрокот.
Скок! И сразу хвать в охапку,
Серокошку - белолапку,
Под себя ее подмял,
Тигрокот, ну и нахал!
Тэффи


Борис Кустодиев. Осень в провинции. Чаепитие. 1926

Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня -
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.

Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.
Сергей Есенин


Светлана Бердник. Чаепитие . 2010


Екатерина Качура-Фалилеева. Первая пол. 20 в.


Василий Нестеренко. Конфетки, бараночки. 1997

Попробуем определить, какие функции выполняет кошка в мифах, сказках, народных верованиях и художественной литературе. Кот по древнему поверью связан с потусторонним миром, с миром снов и видений. По преданию, он сотворён из рукавицы Девы Марии, "носит сон в рукаве", бережет малых деток и гонит прочь нечисть. Именно поэтому так много колыбельных песен о котах.
При этом кошка в русской мифологии - одно из самых загадочных животных. Например, по уральским поверьям, таинственная земляная кошка охраняет клады. Ее можно узнать по горящим ушам, которые торчат из-под земли, тогда как саму кошку не видно. Земляную кошку боятся волки, когда она показывает уши, а людям она не страшна, хотя может напугать. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники Хозяйки Медной Горы.
С кошкой связано множество суеверий: черная кошка перебежала дорогу - иди другим путем, трехцветная кошка отгоняет нечистую силу, ведьмы могут превращаться в чисто белых или черных кошек.



Колыбельная про котика

Можно сказать, что в славянской мифологии кошка выполняет четыре функции: "кошка-демон", "кошка-домовой", "кошка-творец - кошка-разрушитель", "кошка-проводник". В мифологии кошка нередко выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В ряде случаев кошка выступает в роли ведьмы, а результатом действия чёрной кошки чаще всего становится болезнь, порча, сглаз, смерть.
У наших предков, есть цикл сказок об Иване-Кошкине сыне. Кот (иногда - добрый Кот Котович, брат Ивана Царевича) предстаёт в наших сказках так же и в виде страшного, зловещего "Котища-вытаращи глазища", угрожающего съесть героя. Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович и др.
Ко второй группе можно отнести те примеры, в которых кошка выступает в роли домового. Все случаи, которые мы относим к этой группе, связаны с устройством дома, с жизнью в нём и с хозяйством. На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить "хозяйку" - кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать.
Во Владимирской области издавна в этот обряд вкладывали ещё один смысл: тот, кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А поскольку кошка имеет девять жизней, а не одну, как человек, её и пускали в первую очередь - она возродится к жизни ещё раз. Кошка настолько связана со своим хозяином, что сама может выполнять некоторые его обязанности, а именно: играть роль покровителя дома и скота. В этом ей могут помогать и другие животные.

Татьяна Маврина. Кот Баюн

Третья группа представлений о кошке связана с тем, что фигура кошки всегда казалась загадочной и мистической. Образ кошки в славянских легендах неоднозначен - это кошка-творец и кошка-разрушитель. Так, существует польская легенда о том, что с тех пор, как коты перевернули возок с ласточкой и поломали ей ножки, ласточка не умеет ходить, а только летает.
В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного кота.Многие из нас с симпатией и нежностью относится к кошкам, поэтому словосочетание «кот-Баюн» мы воспринимаем однозначно - как описание уютного, мурлыкающего, убаюкивающего, мягкого и тёплого животного. Даже небезызвестный успокоительный препарат для животных так называется. Но не ошибаемся ли мы? Кто такой этот кот Баюн? Оказывается, в русском фольклоре этот зверь далеко не столь безопасен и мил.
Пушкинский учёный кот, ходящий "по цепи кругом" - трогательное и безобидное существо по сравнению с его фольклорным прототипом - чудовищным Котом Баюном, который сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и "побивает весь люд".


Игорь Тихонов. Кот Баюн

В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя.
Само имя кота Баюн - происходит от русского слова «баять» — рассказывать (слово «убаюкивать» имеет тот же корень, однако в значении «усыплять» стало использоваться намного позже). Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Устоять и не заснуть оказывается очень сложно. В одной сказке умная жена напутствует мужа, которому надо добыть кота: «Трёх вёрст не дойдёшь, как станет тебя сильный сон одолевать - кот Баюн напустит. Ты смотри - не спи, руку за руку закидывай, ногу за ногой волочи, а инде и катком катись; а если уснёшь, кот Баюн убьёт тебя!». Или вот еще «сказочная» цитата: «Кот свои когти точит, на царя их ладит; хочет у него белу грудь раздирать, из живого сердце вынимать».
Однако зачем же идут к такому страшному и коварному зверю люди, герои сказок? Оказывается, если кота должным образом смирить и взять в союзники, его сказки и пение становятся целебными. Во многих историях они спасают смертельно больных друзей, давая возможность героям сказок жить долго и счастливо. Да и просто дружба замирённого кота Баюна - вещь полезная! Образ волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А. С. Пушкиным.


Константин Кузнецов. Кот Баюн

Мудрость издавна приписывалась кошке, и это нашло отражение в образах сказочных учёных и сообразительных котов. О ценности кошки свидетельствует и то, что она часто бывает наградой герою сказки за труд или полезным помощником, подсказывающим в беде и избавляющим от несчастий; например, в одной из сказок кот даже учит героя добывать огонь.
В следующей, четвёртой группе кошка играет роль проводника между миром людей и потусторонним миром. В фольклорных представлениях кошка является и связующим звеном между мирам. Наши предки считали, что все слепорожденные животные видят злых духов. К этой категории, безусловно, относится и кошка, которая стоит на границе миров и приводит в "наш" мир существ из "иного" мира.
В русских сказках что бы ни делала кошка, она всё равно старается помочь хозяину. В качестве примера бескорыстной помощи можно привести сказку "Мудрая жена", где человек продаёт кошку на корабль, отправляющийся в далёкую страну, где кошки не водятся. Там она помогает "корабельнику", к которому успела привязаться, убив угрожающих ему крыс только из чувства преданности, не руководствуясь корыстными соображениями. Потом новый хозяин - "корабельник" - продаёт кошку за большую сумму денег. Эта сказка отличается ещё и тем, что здесь кошка не говорит по-человечески, а является просто животным, в то время как в большинстве других сказок она действует как человек.
Но кошка - не безупречная героиня фольклора. Плутовские свойства кошки сближают её с лисой. В сказке "Кот и лиса" кот даже женится на лисе, что делает эту пару очень значительной и сильной среди других животных.

"У мужика был шкодливый кот. Он надоел мужику, и тот бросил кота в мешке в лесу. Кот стал в лесу жить, и вскоре познакомился с лисой. Он назвался ей Котофеем Ивановичем, и они поженились. Медведь и волк захотели на диковинного зверя посмотреть и принесли коту мясо быка и барана. Сами они рядом схоронились. Кот разодрал всю еду (т.е. съел). При этом он мяукал, да так, что волку и медведю слышалось "мало". Вскоре у волка мышцы болеть стали, и он пошевелился. Кот подумал, что это мышь, и бросился на несчастного. Волк в испуге удрал, а кот прыгнул на дерево. Там медведь сидел. Медведь тоже испугался и убежал, а кот с лисой вместе жить стали припеваючи.


Сказка "Кот и лиса"

Отметим еще, что кошка совершает все свои поступки обдуманно. Она очень хитра и устраивает всё так, как ей удобно. И это вновь сближает её с лисой. Но иногда лиса становится врагом кошки. Это видно из сказки "Кот, петух и лиса", где лиса всё время пытается украсть и съесть петушка, а кот всё время спасает его и в конце концов наказывает лису.
В сказке "Баба Яга" кот, принадлежащий самой бабе Яге, помогает героине, попавшей в беду, за её доброту. Несмотря на это, он всё же является личным демоном хозяйки, что в славянской культуре не встречается нигде, кроме сказок. Кошка может принадлежать злым существам (например, ведьме, бабе Яге), красть что-либо у хозяев, врать, но она всё равно будет помогать или совершать разные другие положительные поступки. Цвет кошки в сказках может быть любым, но если предпочтение оказывается чёрному окрасу, это свидетельствует о мистических чертах кошки.
Итак, кошка приобретает ещё одну, свойственную ей функцию - "кошка-помощник". Несмотря на это, кошка продолжает оставаться таинственной, непостижимой, так как мотивы её поступков далеко не всегда ясны.
В целом можно сказать, что фольклорный кот несет в себе целый набор черт трикстера - т.е. существа, не подчиняющегося общим правилам поведения, вносящего в жизнь в негативном случае хаос, а в позитивном - игру. Маленький пушистый Локи.



Иван Вилибин. Кот ученый. 1910

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Пойдёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит...
Руслан и Людмила


Иван Билибин. Пир у царя Салтана. 1904

Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости.
Евгений Онегин

Рисунки А.С. Пушкина

Так иногда лукавый кот,
Жеманный баловень служанки,
За мышью крадётся с лежанки:
Украдкой, медленно идёт,
Полузажмурясь подступает,
Свернётся в ком, хвостом играет,
Разинет когти хитрых лап
И вдруг бедняжку цап-царап.
Граф Нулин

Рисунки А.С. Пушкина

Уж тёмна ночь объемлет
Брега спокойных вод;
Мурлыча, в келье дремлет
Спесивый старый кот.
Послание к Галичу


Рисунки А.С. Пушкина

«В сию минуту новое явление привлекло его внимание; кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть, — со всех сторон окружало её пламя. Бедное животное жалким мяуканием призывало на помощь. Мальчишки помирали со смеху, смотря на её отчаяние. «Чему смеётеся, бесенята, — сказал им сердито кузнец. — Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», — и, поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. Она поняла его намерение и с видом торопливой благодарности уцепилась за его рукав. Полуобгорелый кузнец с своей добычей полез вниз. «Ну, ребята, прощайте, — сказал он смущённой дворне, — мне здесь делать нечего. Счастливо, не поминайте меня лихом».
Дубровский


Владимир Румянцев

Продолженiе будетъ!

Эпиграф урока:
Домашний дух иль божество, Всех судит этот идол вещий, И кажется, что наши вещи – Хозяйство личное его.

Слово учителя:

Кошка – удивительное животное, которое живёт рядом с человеком более пяти тысяч лет. Это гордое и независимое, но чуткое и отзывчивое на доброту существо. Именно поэтому кошка не только вошла в мифологию разных народов, но и стала героем многих фольклорных и литературных произведений.

Чтобы более полно исследовать роль кошки в русской культуре, выделим три составляющих: образ кошки в системе народных верований, в народных сказках, в литературных произведениях.

Кот по древнему поверью связан с потусторонним миром, с миром снов и видений. По славянской мифологии, сотворён из рукавицы Девы Марии, "носит сон в рукаве", бережет малых деток и гонит прочь нечисть. Именно поэтому так много колыбельных песен о котах.

Учащийся 6 класса:

У кота ли, у кота
Колыбелька золота,
У дитяти моего
Есть покраше его.
У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.
У кота ли, у кота
Одеяльце хорошо,
У дитяти моего
Есть получше его.
У кота ли, у кота
Зановесочка чиста,
У мого ли у дитяти
Есть почище его,
Есть почище его
Да покраше его.

Учитель:

А сколько загадок, потешек, прибауток, считалок, скороговорок!

Немало примет, связанных с кошками. Ведь кот всегда жил рядом с человеком, и человек всегда мог наблюдать за ним, замечать свойственные только этому животному особенности поведения.

Какие приметы знаете вы?

Ну вот, например: "Кошка чешется (умывается) – гостей зазывает (намывает)", "Кошка на человеке тянется – к обнове", "Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать", "Кто кошек любит – будет жену любить", "Гордому кошка на грудь не вскочет". А еще почему-то в XIX веке русские считали, что если кошка поест вареного гороху, то оглохнет. При помощи кошек пытались предсказывать и погоду: "Кошка крепко спит – к теплу", "Кошка морду хоронит – к морозу или к ненастью", "Кошка скребет пол – на ветер, на метель", "Кошка стену дерет – к непогоде", "Кошка лежит брюхом вверх – к теплу", "Кошка моется, лижет лапу – к хорошей погоде", "Кошка лижет хвост, прячет голову – к ненастью".

Еще в России с кошками связано много пословиц и поговорок: "Кошка да баба – в избе, мужик да собака – на дворе", "Стар кот, а масло любит", "Ложка не кошка, рта не оцарапает", "Сболтнул бы коток, да язык короток", "Не все коту масленица, будет и Великий Пост", "Взяло кота поперек живота", "Что поп, что кот – не поворча, не съест", "Рано пташка запела – как бы кошка не съела", "Кошки грызутся – мышам приволье". (Пословицы в виде раздаточного материала на партах).

Учащийся 11 класса:

Кошка в русской мифологии – одно из самых загадочных животных. По уральским поверьям, таинственная земляная кошка охраняет клады. Ее можно узнать по горящим ушам, которые торчат из-под земли, тогда как саму кошку не видно. Земляную кошку боятся волки, когда она показывает уши, а людям она не страшна, хотя может напугать. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники Хозяйки Медной Горы. С кошкой связано множество суеверий: черная кошка перебежала дорогу – иди другим путем, трехцветная кошка отгоняет нечистую силу, ведьмы могут превращаться в чисто белых или черных кошек.

Попробуем же определить, какие функции выполняет кошка в мифах, сказках, народных верованиях и художественных произведениях.

В славянской мифологии кошка выполняет четыре функции: "кошка-демон"; "кошка-домовой"; "кошка-творец" и "кошка-разрушитель"; "кошка-проводник".

Учащийся 10 класса:

Условно первую группу назовём "кошка-демон". В мифологии кошка выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В ряде случаев кошка выступает в роли ведьмы. В славянской народной культуре результатом действия чёрной кошки чаще всего становится болезнь, порча, сглаз, смерть.

У наших предков, есть цикл сказок об Иване-Кошкине сыне. Кот (иногда – добрый Кот Котович, брат Ивана Царевича) предстаёт в наших сказках так же и в виде страшного, зловещего "Котища-вытращи глазища", угрожающего съесть героя. Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота, как и его следствие – наличие форм, совмещающих элементы кота и человека. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович и др.

Ко второй группе можно отнести те примеры, в которых кошка выступает в роли домового.

Все случаи, которые мы относим к этой группе, связаны с устройством дома, с жизнью в нём и с хозяйством.

На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить "хозяйку" – кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать.

Во Владимирской области издавна в этот обряд вкладывали ещё один смысл: тот, кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А поскольку кошка имеет девять жизней, а не одну, как человек, её и пускали в первую очередь – она возродится к жизни ещё раз. Кошка настолько связана со своим хозяином, что сама может выполнять некоторые его обязанности, а именно: играть роль покровителя дома и скота. В этом ей могут помогать и другие животные.

Учащийся 11 класса:

Третья группа: фигура кошки всегда казалась загадочной и мистической.

Особую функцию имеют кошки, о которых рассказывается в легендах. Образ кошки в славянских легендах достаточно специфичен – это кошка-творец и кошка-разрушитель. Так, существует польская легенда о том, что с тех пор, как коты перевернули возок с ласточкой и поломали ей ножки, ласточка не умеет ходить, а только летает.

В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного кота.

Пушкинский учёный кот, ходящий "по цепи кругом" – милое и безобидное существо по сравнению с его фольклорным прототипом – чудовищным Котом Баюном, который сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и "побивает весь люд".

Кот Баюн – персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя. Образ волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А.С.Пушкиным. Образ кота ученого – неотъемлемого представителя сказочного мира – он ввел в Пролог поэмы "Руслан и Людмила". (учащийся 6 класса читает пролог из поэмы).

Учащийся 11 класса:

Мудрость издавна приписывалась кошке, и это нашло отражение в образах сказочных учёных и сообразительных котов. О ценности кошки свидетельствует и то, что она часто бывает наградой герою сказки за труд или полезным помощником, подсказывающим в беде и избавляющим от несчастий; например, в одной из сказок кот даже учит героя добывать огонь.

В следующей, четвёртой группе кошка играет роль проводника между миром людей и потусторонним миром.

Кошка является и связующим звеном между мирами, и одновременно жертвой. Считается, что злого духа видят все слепорождённые животные. К этой категории, безусловно, относится и кошка. Не видя и не ощущая вокруг нас злых духов, мы никак не связаны с иным миром, в отличие от кошки, которая стоит на границе этих миров и приводит в "наш" мир существ из "иного" мира.

Мир зверей может быть интересен и сам по себе, но в сказках он "одухотворён и домыслен человеческим воображением".

Что бы ни делала кошка, она всё равно старается помочь хозяину. В качестве примера бескорыстной помощи можно привести сказку "Мудрая жена", где человек продаёт кошку на корабль, отправляющийся в далёкую страну, где кошки не водятся. Там она помогает "корабельнику", к которому успела привязаться, убив угрожающих ему крыс только из чувства преданности, не руководствуясь корыстными соображениями. Потом новый хозяин – "корабельник" – продаёт кошку за большую сумму денег. Эта сказка отличается ещё и тем, что здесь кошка не говорит по-человечески, а является просто животным, в то время как в большинстве других сказок она действует как человек.

Плутовские свойства кошки сближают её с лисой. В сказке "Кот и лиса" кот даже женится на лисе, что делает эту пару очень значительной и сильной среди других животных.

Учащийся 6 класса:

У мужика был шкодливый кот. Он надоел мужику, и тот бросил кота в мешке в лесу. Кот стал в лесу жить, и вскоре познакомился с лисой. Он назвался ей Котофеем Ивановичем, и они поженились. Медведь и волк захотели на диковинного зверя посмотреть и принесли коту мясо быка и барана. Сами они рядом схоронились. Кот разодрал всю еду (т.е. съел). При этом он мяукал, да так, что волку и медведю слышалось "мало". Вскоре у волка мышцы болеть стали, и он пошевелился. Кот подумал, что это мышь, и бросился на несчастного. Волк в испуге удрал, а кот прыгнул на дерево. Там медведь сидел. Медведь тоже испугался и убежал, а кот с лисой вместе жить стали припеваючи.

В данном случае мотив помощи кошки кому-либо отсутствует. Какой бы ни была кошка, она совершает все свои поступки обдуманно. Она очень хитра и подстраивает всё так, как ей удобно. И это вновь сближает её с лисой. Но иногда лиса становится врагом кошки. Это видно из сказки "Кот, петух и лиса", где лиса всё время пытается украсть и съесть петушка, а кот всё время спасает его и в конце концов наказывает лису.

В сказке "Баба Яга" кот, принадлежащий самой бабе Яге, помогает героине, попавшей в беду, за её доброту. Несмотря на это, он всё же является личным демоном хозяйки, что в славянской культуре не встречается нигде, кроме сказок.

Кошка может принадлежать злым существам (например, ведьме, бабе Яге), красть что-либо у хозяев, врать, но она всё равно будет помогать или совершать разные другие положительные поступки. Цвет кошки в сказках может быть любым, но если предпочтение оказывается чёрному окрасу, то это свидетельствует о мистических чертах кошки.

Итак, кошка приобретает ещё одну, свойственную ей функцию – "кошка-помощник". Несмотря на это, кошка продолжает оставаться таинственной, непостижимой, так как мотивы её поступков далеко не всегда ясны.

Учащийся 11 класса:

Древнейший литературный жанр, в котором издавна "поселились" кошки, – это басни, начиная с Эзопа. В России басни приобрели популярность со второй половины XVIII века.

Басенные коты олицетворяли такие людские пороки, как хитрость, жадность, коварство: "Свирепый тот мучитель-кот!" (А. Сумароков. "Кот и Мышь"), ":под видом кротости он враг наш" (И. Дмитриев. "Петух, Кот и Мышонок"), ":коты и все умны, но только лицемерны" (А. Измайлов. "Чёрный Кот"), "Что тягостно уму, того не нужно знать" (В. Жуковский. "Кот и зеркало"), "Известных я врагов всегда предпочитаю Друзьям, которые царапать мастера" (В. Пушкин. "Кот и Моська"), "Худые песни соловью в когтях у кошки" и "А Васька слушает да ест" (И. Крылов. "Кошка и Соловей", "Кот и Повар").

Инсценирование басни С. Михалкова "Коты и мыши" учащимися 6 класса:

Кот Тимофей – открытая душа,
Коту Василию принес в зубах мыша:
Кот Васька отмечал день своего рожденья
И принимал преподношенья.
Увидев дичь, что гость ему принес,
Хозяин проурчал, брезгливо морща нос:
"Спасибо, брат! Но только зря старался!
Давно прошли те дни,
Когда мышами я питался...
Уж ты меня, дружище, извини!"
Смущенный гость был удивлен безмерно:
Чтоб кот не ел мышей? Ослышался, наверно!
Хотел переспросить, но... подали обед:
Сметану, масло, сыр, печенку и паштет,
Колбасы всех сортов и даже
Такую колбасу, которой нет в продаже!..
К столу все новые закуски подносили.
Тимошка-кот наелся до ушей.
"Вот так, брат, и живем... – мурлыкал кот Василий, –
Обходимся, как видишь, без мышей!"
Когда бы у меня читатели спросили,
О чем завел я в этой басне речь,
Я им ответил бы, что данный кот Василий
Жрал то, что должен был стеречь!
А этаких котов, не ловящих мышей,
Из кладовых пора бы гнать взашей!

Учащийся 10 класса:

В повестях Н.В. Гоголя "Вечер накануне Ивана Купала" и "Майская ночь, или Утопленница" нечистая сила сама перевоплощается в кошку для нанесения вреда другим. "Привез сотник молодую жену в новый дом свой. Хороша была молодая жена. Румяна и бела собою была молодая жена; только так страшно взглянула на свою падчерицу, что та вскрикнула, ее увидевши... Настала ночь: ушел сотник с молодою женой в свою опочивальню; заперлась и белая панночка в своей светлице. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, – кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, – кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит ее. С криком оторвавши от себя, кинула ее на пол; опять крадется страшная кошка. Тоска ее взяла.

На стене висела отцовская сабля. Схватила ее и бряк по полу – лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в темном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена; на третий день вышла с перевязанною рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха ее ведьма и что она ей перерубила руку".

Кошку-демона мы видим и в повести "Вечер накануне Ивана Купала":
"Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая чёрная собака выбежала навстречу и с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. "Не бесись, не бесись, старая чертовка!" – проговорил Басаврюк: Глядь, вместо кошки старуха, с лицом, сморщившимся как печёное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щёлкают орехи".

В другой гоголевской повести "Старосветские помещики" кошка не является самостоятельным носителем зла, но она предвещает смерть тем, кто привязан к ней. Идиллическая картина поместного быта, споры Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича о достоинствах животных, казалось бы, не предвещают драмы. Н.В. Гоголь подытоживает спор стариков развёрнутой справкой о хищниках-котах, заманивших серенькую кошечку. Символическое значение кошечки связано с мотивом смерти.
"Пульхерия Ивановна заметила пропажу кошки, послала искать ее, но кошка не находилась. Прошло три дня; Пульхерия Ивановна пожалела, наконец, вовсе о ней позабыла. В один день: слух ее был поражен самым жалким мяуканьем. Она, как будто по инстинкту, произнесла: "Кис, кис!" – и вдруг из бурьяна вышла ее серенькая кошка, худая, тощая; заметно было, что она несколько уже дней не брала в рот никакой пищи.
:Пульхерия Ивановна протянула руку, чтобы погладить ее, но неблагодарная выпрыгнула в окошко, и никто из дворовых не мог поймать ее.
Задумалась старушка. "Это смерть моя приходила за мною!" – сказала она сама в себе, и ничто не могло ее рассеять".

Здесь кошка выступает в роли проводника из одного мира в другой.

Таким образом, "в мифопоэтике Гоголя приход – уход животного означает раздел мира на живое и мёртвое".

Сильнейшее развитие в XX веке образ кошки получил в романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова: речь идет о коте Бегемоте. Образ Бегемота – библейский, он появляется в Книге Иова в качестве чудовища, воплощающего Материю. Булгаков дает понять, что за образом сравнительно невинного шута стоит сила, куда более могущественная.

Вообще, образ шута в литературной традиции – фигура непростая и довольно страшная, восходящая к средневековому изображению сатаны. Шут не имеет смысла существовать, поскольку у него нет собственного "Я", нет личности. Он старается продлить свою жизнь за счет пародирования (подражания) другим, но на деле его самость – это только ворох масок.

Собственно, Бегемот (в конце романа он и заявлен как паж, развлекающий Воланда) в "Мастере и Маргарите" только шутит, паясничает, скоморошничает.

Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда.

После просмотра фрагмента фильма реж. Бортко "Мастер и Маргарита" анализ эпизода учащимся 11 класса:

Стихия Бегемота – огонь. В сцене перестрелки в квартире №50 автор ярко указывает на магические умения кота: он вводит в заблуждение сотрудников НКВД, притворяясь мертвым, перед этим Бегемот предостерегает их: "Сижу, никого не трогаю, починяю примус:", когда же они его не слушают, устраивает скоморошью перестрелку, после чего, по стандартной схеме, пожар.

Отдельного разговора заслуживают взаимоотношения Геллы и Маргариты с котом. Издавна русская мистическая мысль приписывает ведьме обладание черным котом как обязательным магическим агентом: кот помогает готовить отвары, охраняет пленников (как и в русских народных сказках; иногда кот помогает пленнице вырваться), добывает нужные травы и грибы.
Бегемот постоянно крутится вокруг Геллы, а на балу – вокруг Маргариты. Булгаков не отходит от русского фольклора в этом вопросе, т.е. используется древний тип "Ведьма с Черной Кошкой".
В последнем полёте перевоплощение этого весельчака-балагура очень необычно (как и большинство сюжетных ходов в этом фантастическом романе): "Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире".
Я думаю, "Московские главы" романа – это репетиция Страшного суда в представлении Булгакова. И Бегемот – мелкий хулиган, превращающийся в жестокого разрушителя – будет на нем не лишним:

Учащийся 11 класса:

Осмыслив роль образа кошки в художественной литературе, приходим к выводу о том, что он не только повторяет известные мифологические и сказочные функции, но и приобретает новую, более значимую, так как становится для человека проводником в жизни, указывающим верный путь. Ни одному другому животному такая роль до сих пор не отводилась. Кошка, выступая в произведениях русской и мировой литературы как олицетворение уюта, тепла и покоя домашнего очага, как воплощение игривости, мудрости или коварства, заставляет нас задуматься о самих себе.
Всмотревшись в образ кошки внимательнее, мы обнаруживаем сходство с человеческим миром.
Поэтому становится понятно, почему в литературе появляются женская и мужская "кошачья" темы. Тем не менее, образ самой кошки всё-таки остаётся таинственным и загадочным.


Прочитала тут ассоциацию =) приятно. Особенно что с сиамской. В детстве я любила животных, возилась с ними, но кота хотела только сиамского. они мне казались аристократическими животными. я прочитала про древность их породы, вообще про их историю - и зажглась. Купили кота, назвали Бермудом. Я его выдрессировала так, что он, как собака прибегал по зову и реагировал на команду "Взять". =) отличное было животное. друзья-школьнички его боялись, а я обожала. потом мы его, правда, в деревню отвезли. и он ходил с войной на лису, хорька и отдубасил всех окрестных котов. так что все правильно.

02/05/03, Серый Кардинал
Неплохо быть в образе кошки. Неплохо нести на себе историю кошачьего рода, быть талисманом древнего египтянина и петь в мюзикле. Неплохо иметь девять жизней в запасе. И неслышно ходить. И видеть в ночи. И смотреть на короля, и гулять самой по себе (это уже кошка Мебиуса получается:)… А ещё неплохо иметь уникальное строение грудной клетки, мурлыкать, шипеть, плеваться через усы, втягивать коготки… Неплохо иметь чутье – и находить свой дом. Плохо одно: если бы я была кошкой, время от времени приходилось бы вылизывать себе зад…

22/08/03, Koroleva
Темные джинсы, черная облегающая тонкая мягкая кофточка... Кошечка. Маленькая черная гибкая кошка - с недоброй и неприятной улыбкой и неулыбающимися хитрыми глазами. Для Хитрой Дряни такое перевоплощение лучше всего. Черная кошка, кошки всегда красивы... И коварны. Жаль, не обладаю зелеными глазами. Черная кошка, которая может перебежать дорогу любому, кто ей не по нраву. Мррр...

10/12/03, Таблетка
У меня будут длинные лапы. Я буду гордой и может по этому меня выгонят из дому. Я буду гулять по улицам, дружить с собаками и иметь кучу поклонников. Я буду шипеть на злых людей и тереться об ноги добрых. Я буду сидеть на подоконнике и смотреть на звёзды, искать на небе знак рыбы и облизываться. Я не буду есть "Китикат" и колбасу. Я буду есть морковку=) Я буду кошкой, которая гуляет сама по себе. Я не буду зависима.

21/12/03, Туу-тикки
Да… Я была бы черным пушистым кошаком, с огромными зелеными глазищами и, может быть, с белой отметиной на кончике хвоста… Маленьким, хулиганистым мяучером. Я любила бы своего хозяина так, как может любить кошка – нежно и преданно, но с достоинством, без собачьего самоотречения. Я бы с благосклонной симпатией относилась бы к друзьям своего человека, но тем кто мне не нравится я гадила бы в ботинки. Я бы любила сидеть на подоконнике и смотреть на уличную суету. А иногда бы мне становилось скучно в четырех стенах и тогда бы я уходила гулять по крышам, но всегда бы возвращалась домой. Я бы любила когда мне чешут пузо и была бы очень разговорчивой кошкой.. Мда...

10/01/05, Natalie Di
А я знаю ту, которая вас ассоциировала... Себя же приодится самой - и могу сказать, я кошачья кошка! Я могу быть Гризабеллой-красавицей и привередой Рам-Там-Тягой, я могу быть мягкой, как Дженнивточку и неуловимой бестией вроде Рыскатиски. И главное для НЕГО я всегда - лапушка-кошка, а это дорогого стоит.

11/01/05, Zwitter
Кошка - это одна из половинок моей "звериной" ипостаси. Я уже писала про это под другим ником - черный котенок с белой отметиной на лбу и кончике хвоста. И это не капризное девичье помешательство на семействе кошачьих. Это - моя сущность. Я мяукаю как кошка, я фыркаю как кошка, я хожу как кошка, я люблю как кошка, я обижаюсь как кошка. Я привязываюсь к человеку как кошка и царапаю тех, кто мне противен как кошка. Я своенравна и непосредственна как кошка. Я ласкова и пушиста как кошка. Я по-кошачьи легко могу влезть куда угодно, а вот спускаться всегда боюсь - как кошка, влезшая на дерево. Я умею плавать, но ненавижу воду и "мокрое" ощущение. Даже друзья мои называют меня кошкой... Вот такая вот шиза...

26/06/06, Лапкин
Гордая, самовлюбленная мявка - хотелось бы быть ею в следующей жизни! Мурчать, когда тебе хорошо, шипеть и царапать врагов, а если большой ахтунг, то сразу на дерево! Кошаки спят, скока хотят и я тоже люблю много спать! Ну почему я не кошка-оборотень, а? Так бы было мне хорошо!

07/07/06, 3 Sofia 3
Именно такой, с ловностью и пластикой пантеры, я себя и вижу. Изящная брюнетка, почему бы и нет? Один мальчик в колледже называет меня именно Киской, а иногда хищнйо Кошкой. Кошки по сути хамелеоны, они умеют меняться - то ласковые, пушистые, труться о ногу, а то дикие, с поднятым хвостом и шерсткой дыбом. Шипят, кусаются, царапают. Я считаю, что тоже могу быть разной. Если сравнивать с животным, то только Кошка!

07/07/06, LasMay
Нет, не мистическая чёрная кошка с изумрудными глазами и с её гибкими движениями. Драная дворовая чёрная кошка. Выйдешь - идёт за тобой следом, привязчивая, заррраза. Ждёт теб, только тебя; смотрит из-под подворотни жёлтым глазом - когда пройдёшь, когда мимо пройдут твои ноги. Пнул её ногой - взвизгнула, отлетела в сторону; а всё равно завтра с утра будет тебя ждать, узнавая по шагам, по запаху. по колыханию листьев и дуновению ветерка, что это идёшь именно ТЫ. Никому не нужная, грязная (кошка ли? собака? фиг поймёшь иногда), в мечтах представляющая тебя своим хозяином; а скажешь, проходя в хорошем настроениии "кис-кис" - год вспоминать будет. Даже мысли тебе в голову не придёт взять её домой; дворовая - она и есть дворовая, а у тебя там ламинат, ковры... Я тебе именно такую кошку напоминаю, правда? Никогда в твоих глазах я не стану домашней кошечкой, могущей тереться о твои ноги, когда ты вечером усталый приходишь с работы... Сорри, понесло.

08/02/07, Darksoul
Какой интересно здесь образ, если с моим случаем меня можно назвать натуральной кошкой: независимый, самодостаточный и самостоятельный гот, который знает, что ему нужно в жизни и практически не спит по ночам, живет и учиться одна в чужом городе. Реально, все в твоих руках, в основном, жизнь, которую можно превраить в сказку любого жанра. Я лучше предпочитаю приключенческий и темный. А лучше практичеки полностью спуститься с небес на землю и наслаждаться жизнью. Она действительно прекрасна, и кто говорил о том, что готы отрицают жизнь и уходят в себя? А насчет кошки, это самые таинственные, ласковые, ловкие и хитрые животные. Так я привыкла слышать от однокурсников:"Кошка". Впрочем, у меня на самом деле чем-то похожие повадки, хотя парня у меня нет, я не интересуюсь ими,но думаю, может я и гетеро. А когда есть самость и деньги, ты свободен, как ветер.

21/04/08, NovemberRain
Кошек любила всегда, хотя в детстве была больна собаками. Кошка - очень аристократичное животное, - гибкое, складное, красивое, независимое. Не зря ведь в Египте их боготворили. Вспомнить хотя бы Басту. Себя ассоциирую с кошкой очень давно, и этот образ пришелся мне по вкусу. Я такая же независимая и элегантная (себя не похвалишь - никто не похвалит:))

21/04/08, ЖИЗНЬ
Даже не представляла. Вообще я кошек люблю, а вот женщин-кошек... Что-то у меня к ним не самое лучшее отношение. Хотя если пофантазировать то почему бы и нет?

08/04/09, trashy
Я похожа на кошку.не внешне конечно.очень люблю рыбу,боюсь собак.я могу сказать человеку то что думаю о нем,и делаю то что захочу.мне иногда это нравится но в основном пугает...

13/11/10, Kitty Catwoman Nya
Потому что я на них очень похожа. Я просто копия женщины-кошки и анимешных нек. Я такая же как и они! Ловкая,сильная,хитрая и милая. Я одеваюсь и крашусь как кошка. А насчет того, что это банальщина я не согласна. Кто сказал, что те, кто говорят что они женщины-кошки, действительно такие? Я наверно единственная,кто на самом деле похож на кошку,остальные себе льстят... Не спорьте со мной))


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди