22.09.2019

Одежда и головные уборы древний мир. История развития одежды. Древнейший мир. Одежда пришла к человеку из глубины веков. Тогда она состояла из шкур убитых древним человеком животных. Учёные


Оде́жда — совокупность изделий (чаще тканые или вязаные из различных материалов), которые люди надевают на себя для прикрытия тела.

Одежда бывает природного происхождения (у первобытных племён одежда изготавливается из листьев растений). Следует отметить, что одежда традиционно соответствует полу носителя одежды. Поэтому чаще всего по одежде можно опознать мужчину или женщину.

История костюма Древнего Мира
Необходимость в одежде появилась еще в первобытном обществе. Это обу-славливалось в основном климатическими условиями, а также развитием чувства эстетики и красоты у древнего человека. Каждая нация имеет свою историю, в том числе и костюма. Одежда древних говорит нам о многом. На-пример, с ее помощью можно определять к какому сословию принадлежал человек, или каким видом деятельности он занимался. Каждая народность имеет свои отличительные черты, которые отражаются и на их одеянии.

Древняя Греция
Расцвет Древней Греции припадает на VII - I века до н.э. Именно этот период принято считать началом существования древней империи.

По сравнению с другими государствами, Греция имела совершенно другое политическое устройство. Основой древнего государства была демократия - управление народного собрания, а также существовал рабовладельческий строй.

Характер греческого искусства можно назвать реалистичным или правдоподобным. Уже в те далекие времена людьми осознавалась вся красота и ценность человеческого существования. Люди верили в необъятные творческие способности людей, а язык художников был прост и доступен каждому. Картины отражали только правдивость действительности. И благодаря именно этим чертам древнего искусства, греческое искусство и стало таким важным для всей европейской культуры будущего.

Древний Рим
Рим всегда считался территорией настоящих воинов, а спустя несколько веков небольшой город стал центром могучего государства, власти которого покорились территории современного Египта, Европы и Малой Азии. Имея классовую дифференциацию, роскошь и богатство с одной стороны, бедность и бесправие с другой, ведя захватнические войны, Рим становится могучей державой, которая теряет все общие черты с античной Грецией.

Существует условное разделение римского искусства - искусство Республики (IV - I вв. до н.э.) и искусство Империи (I-V вв. н.э.). Греция была завоевана Римом в период Республики (II в. до н.э.) и с этого времени греческая культура и искусство оказывают значительное влияние на культуру и искусство римлян.

Древние Персы

Изначальное назначение персидской одежды было очень простым, она в основном играла роль защиты для тела. А так как древние персы являлись отличными скотоводами и охотниками, их одеждой были плащи, сделанные из шкур животных. Только спустя некоторое время, когда персам удалось добыть сказочные богатства, завоевать и поработить соседние народы, они смогли узнать что такое роскошь, а их наряды стали намного богаче и пестрее.
Из-за суровых горных условий и влияния континентального климата персы были вынуждены носить одежду, которая закрывала все тело. Древнеперсидская одежда была весьма удобной и выкраивалась она так же, как и у шумеров. В будущем это станет толчком в развитии европейской одежды.
Одежда персов - смесь культур

Мужской наряд древних персов составляли анаксариды - меховые или кожаные штаны и кожаный кафтан с поясом. В тех местностях, где климат был более мягким, кафтаны и анаксариды изготавливались из тугой шерстяной ткани.
И даже после того, как царем Киром была покорена Мидия, а при дворе была введена мода на мидийские костюмы (которые позже стали официальными), простые люди не прекращали одеваться в свои прежние одежды. Верхняя одежда мидийцев изготавливалась из тонких шелковых и шерстяных тканей, цвет которых зачастую был темно-красным или пурпурным. Еще одним отличием было то, что медийская одежда была весьма длинной и широкой. Один наряд состоял из штанов, кафтана-халата и накидки.

Кафтан медийцев имел очень длинные полы (их подбирали и подпоясывали), а также он был довольно широким. Рукава самого кафтана также отличались своей шириной, а в их внутренней части образовывались лучеобразные складки. В некоторых случаях складки рукавов выполняли из ткани иного цвета. Медийские костюмы позволялось носить только высшим придворным чиновникам и приближенным царя Кира. Также эту одежду царь мог жаловать низшим чинам в качестве награды за верную службу.

По свидетельству Геродота персидский народ подвергался влиянию сторонних нравов больше, чем какой либо другой народ. Цари Персии не остановились только на том, что позаимствовали у мидийцев костюм, они себе много чего перебрали от других народов. Также персы отдавали предпочтения костюмам вавилонян, лидийцев, ассирийцев и фригийцев.

Со временем кожаную одежду простолюдинов сменили костюмы, которые шились из мягкой шерстяной ткани, а узкие кожаные штаны были заменены на шаровары.

Медийская одежда членов царствующей династии и знатных придворных была пурпурного цвета, а головной убор украшала бело-голубая повязка, такая же, как и у самого царя. У придворных менее высокого сана, вид одежды был таким же, отличалась она только цветом.

Благодаря древнеперсидским и древнеассирийским барельефам можно четко проследить за видами мужской одежды, но, к сожалению, женщины на этих барельефах не изображались. Можно предположить, что у древних персов женщинам было запрещено публично показываться, поэтому изображения женских фигур также запрещались. Узнать хоть что-то о древнеперсидском костюме женщины можно по изображениям на древнегреческих вазах, конечно же, к костюму были добавлены греческие гиматии.

Знатные персиянки носили костюмы, которые очень были похожи на мужской мидийско-ассирийский костюм. Женские костюмы были весьма длинные и широкие. Они изготавливались из дорогих тонких тканей, имели рукава, расцветки были весьма пестрыми, а отделывалась такая одежда каймой. Жены царей носили затканные золотом, пурпурные одежды и царскую тиару.

Древнеперсидская обувь являла собой обыкновенные кожаные сапоги и высокие кожаные сапоги. На женской обуви была богатая вышивка.

Древний Египет

Крупные черты лица, высокий рост, узкие талия и бедра, широкие плечи - у древних египтян это были черты идеального образа, а схематические изображения египетского народа на стенах храмов и колонн тому подтверждение. В Древнем Египте женским идеалом красоты считалась грациозная и стройная женщина с узкими бедрами и талией, которая обладала тонкими чертами лица, огромными глазами и полными губами. Нефертити была именно такой женщиной, а ее имя в переводе означало - “Красавица пришла”. В Египте, еще в пятом тысячелетии до н.э. люди уже знали, что такое грим, а модницы тех времен обильно его использовали.

Изобретение белил, пудры, всевозможных притираний и мазей, принадлежит именно египтянам. Египетские женщины капали в глаза сок белладонны - это придавало глазам блеск. Краска из углекислой меди использовалась в качестве подводки для век, а также ей подрисовывали длинные и толстые брови.

Легендарная правительница династии Птолемеев - Клеопатра, отлично разбиралась в косметических средствах и даже написала трактат “О лекарствах для лица”. Но историки утверждают, что титул красавицы достался Клеопатре незаслуженно, все это благодаря картинам итальянского живописца Тьеполо и фламандца Рубенса. У “настоящей» же Клеопатры были тонкие и злые губы, а также довольно длинный нос.

Георг Эберс (немецкий египтолог XIX века) в своем романе “Уарда” описал внешность одной из героинь, по которой можно увидеть, что именно считалось признаком идеальной женской красоты в Древнем Египте: “В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами”.

Ассирийцы

Платье с разрезом сбоку - это классический вид костюма зажиточных ассирийцев. Сверху на рубашку солидный ассириец мог надеть цветную ткань из шерсти, вышитую и украшенную бахромой или дорогим пурпуром. Шеи ассирийцев были украшены ожерельями, на руках красовались мощные браслеты, золотые, бронзовые или серебряные запястья, а в ушах были серьги. Платья, которые носили ассирийцы, были очень длинными и доходили до пят, а вокруг талии обвивался широкий пояс.
У землевладельцев воинов и ремесленников одеяния были куда проще. Рубашка-туника по длине доходила до колена и, таким образом, не стесняла движений.

Ассирийский царь носил весьма богатую и роскошную парадную одежду. Зачастую она состояла из верхнего платья темно-синего цвета, которое было расшито красными розетками. На талии это платье стягивалось широким поясом, с правильно сложенными тремя складками. Нижний край пояса обшивался бахромой, окончанием на каждой кисточке которой были четыре нитки стеклянных бус. Сверху на тунику одевалось что-то похожее на епанчу - верхняя одежда с короткими рукавами или вовсе без них. Вся она расшивалась узорами так, что материю за ними и вовсе не было видно, по длине же она доходила до поясницы. Голову царя украшала тиара, которая имела форму усеченного конуса, и она плотно прилегала к вискам и очертаниям его лба. В руке царя находился большой скипетр высотой в человеческий рост, а за ним вслед рабы несли большое опахало из перьев и зонт.

Одежде соответствовали украшения из драгоценных металлов. Обычай носить серьги в ушах мужчины тщетно берегли. На каждую руку одевалось по два браслета, один из которых носился выше локтя. Каждое из украшений это шедевр искусства. Все рисунки размещены со вкусом, очень выразительны головки льва, а сочетания узоров довольно оригинальны.

Древние евреи

В то время, когда евреи были покорены Египтом, в их одежде нельзя было увидеть ничего роскошного. И даже, находясь на Земле обетованной, они на протяжении многих лет сохраняли простоту одеяния. Частые столкновения с противником для евреев, были куда важнее забот о внешнем виде их одежд. Ситуация оставалась неизменной даже во времена судей. Но как только началась эпоха царей, одежда стала выглядеть значительно богаче (это в зависимости от социального статуса человека конечно). Главным отличием бедных от богатых было качество одежды и внешний вид человека. У бедных слоев населения для женщин и мужчин был общий вид одежды, это была рубашка с короткими рукавами, плащ или накидка и сандалии, которые имели самую простую форму. Одежда для неимущих шилась из козьей, овечьей и верблюжьей шерсти, также использовали грубый посконный холст.

Одежда богатых и знатных людей значительно отличалась от одежды простолюдинов. Материалом для изготовления такой одежды зачастую были хлопчатобумажные или тонкие шерстяные ткани, которые производились в государстве или же привозились из других стран. Такие одежды зачастую имели либо снежно-белый цвет, либо пурпурный, в то время это стоило не малых денег. За время правления Давида, а уж тем более Соломона, еврейская одежда заметно преобразовалась, стали появляться роскошные образцы, которые были подвергнуты влиянию вавилонян, ассирийцев, а со временем римлян и греков. Пояс являлся одним из самых важных атрибутов еврейской одежды, нижняя одежда подпоясывалась именно поясом. Пояса знати изготавливались из льняной материи или шерсти, их вышивали золотом, а в некоторых случаях золотыми пряжками и драгоценными камнями. У людей рабочего класса пояса были сделаны из кожи или войлока. Зачастую богатые люди носили на поясах письменные приборы (писец и книжник), кинжал или нож, а также пояс выполнял функцию кармана. Чуть позже в обиход вошло пенулу - римское дорожное зимнее платье, а также хламида - легкий плащ. Интересным фактом является то, что штаны, которые были позаимствованы у вавилонян и ассирийцев, имелись практически в каждом гардеробе знати, но большой популярностью они никогда не пользовались. Зачастую их носили только те евреи, которые заседали высокие должности.

Право на ношение обуви было только у знати (вне дома конечно же). Обувь тогда представляла собой красивые сандалии и башмаки, которые шились в других странах. Хотя и знать нередко ходила босиком, а обувь за ними несли их слуги. Бедная часть населения была вынуждена ходить либо босой, либо в грубых башмаках из дерева и кожи. Головные уборы знатных людей, а тем более женщин, зачастую украшались большим количеством драгоценных камней и золотых изделий. Весьма большое внимание уделялось евреями украшениям. Женщины носили кольца, браслеты, ожерелья, серьги (как в ушах, так и в носу), брошки и др. Мужчины украшали свои руки золотыми перстнями-печатками.

Также у евреев в отдельных случаях одежда служила в качестве определенного символа. Так, например, женщина, которая изменила мужу, представала перед священником на суде в черном платье, которое подпоясывалось грубой веревкой.
Наряд царя значительно отличался от нарядов знати по своей пышности и роскошности. Царь Соломон и Давид позаимствовали у царей Тира манеру шитья одежды, их мантии и их одеяния пурпурного цвета, которые украшались драгоценными камнями и были пропитаны благоуханиями. А также были позаимствованы знаки царской власти - венец и золотой скипетр.

Очень четко было описано облачение первосвященника Иосифом Флавием: роскошная пурпурная риза, драгоценный эфод, наперсник. Переднюю половину эфода украшала самая дорогая и важная принадлежность первосвященника, и называлась она - “урим и гуммим”. Урим и гуммим - это коробочка, которая выполнена из чистого золота и украшена 12-ю драгоценными камнями. Камни идут в следующем порядке: рубин, топаз, изумруд, карбункул, сапфир, алмаз, яхонт, агат, аметист, кризолин, оникс, яспис. На каждом из выше перечисленных камней было вырезано название одного из 12 еврейских колен.

Внутри этой золотой коробочки находилось 12 алмазных жребиев, которые высыпались на скинию завета первосвященником, в зависимости от того какое они занимали местоположение, первосвященник выносил свое решение. Между прочим, данный обряд очень ярко описан в романе Лиона Фейхтвангера “Иеффай и его дочь”. Кидар - это головной убор первосвященника, который украшался диадемой. Свадьбы богачей и знати также отличались пышностью нарядов. Жених представал перед невестой в узорчатых одеждах, а на невесту надевалось длинное платье со шлейфом, поверх которого надевали дорогой кафтан. В сопровождении музыки и танцев, закутанную в пурпурное одеяло новобрачную отправляют в дом к мужу, где происходит пиршество, за все время празднования на голове у новобрачного находится венок.


Дополнительно

При ответе на вопрос "когда появилась одежда ?" мнения учёных расходятся. Согласно самой осторожной гипотезе, одежда появилась около 40 тысяч лет назад, что подтверждается археологическими данными, т.к. именно этим временем датируются самые древние найденные иголки для шитья. Согласно самым смелым гипотезам, появление одежды могло совпасть с утратой предками человека основной части волосяного покрова, что произошло около 1,2 млн. лет назад. Существует также гипотеза, что время появления первой одежды можно узнать исходя из того, когда появились платяные вши, которые обитают только на одежде. Генетики говорят, что платяные вши отделились от головных вшей как минимум 83 тысячи лет назад, а возможно, даже ранее 170 тысяч лет назад. Существуют и более смелые оценки времени появления платяных вшей - от 220 тыс. до 1 млн. лет назад.

Вероятнее всего, одежда возникла не столько как защита от холода (известны племена, которые обходились без одежды, даже проживая в суровом климате, например, индейцы Огненной Земли), сколько как магическая защита от угрозы извне . Амулеты, татуировки, раскраска на обнажённым теле первоначально играли такую же роль, как позднее одежда, защищая хозяина с помощью магической силы. Впоследствии узоры татуировки переносились на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.

Первыми материалами для одежды первобытного человека были растительные волокна и шкуры. Способы ношения шкур в виде одежды были различными. Это и обматывание вокруг торса, прикрепление к поясу, когда получалось хорошее укрытие для таза и ног; надевание на плечи через прорезь для головы (будущий нарамник), накидывание на спину и завязывание лап вокруг шеи, чтобы получалась теплая накидка в виде плаща. Чем больше человек усложнял свою одежду, тем больше на ней появлялось различных крепежных элементов и дополнений. Это когти, кости, перья птиц, клыки животных.

Одежда древних германцев каменного века:

На палеолитической стоянке Сунгирь (территория Владимирской области), предполагаемый возраст которой 25 тысяч лет, в 1955 году были найдены погребения подростков: мальчика 12-14 лет и девочки 9-10 лет. Одежда подростков была обшита бусами из кости мамонта (до 10 тысяч штук), что позволило реконструировать их одежду (оказавшуюся похожей на костюм современных северных народов). Реконструкцию одежды из стоянки Сунгирь можно увидеть на следующем рисунке:

В 1991 году в Альпах была найдена ледяная мумия первобытного человека "Эци", жившего 3300 лет до н.э. Одежда Эци частично сохранилась и её удалось реконструировать (см. рисунок).

Одежда Эци была довольно замысловата. Он носил плетёный соломенный плащ, а также кожаные жилет, пояс, ноговицы, набедренную повязку и башмаки. Помимо этого была обнаружена шапка из медвежьей шкуры с кожаным ремнём через подбородок. Широкие водонепроницаемые башмаки, судя по всему, были предназначены для походов по снегу. В них использовалась медвежья шкура для подошв, оленья кожа для верхней части и лыко в качестве шнуровки. Мягкая трава обвязывалась вокруг ноги и использовалась как тёплые носки. Жилет, пояс, обмотки и набедренная повязка делались из полосок кожи, сшитых вместе сухожилиями. К поясу был пришит мешочек с полезными вещами: скребком, сверлом, кремнём, костяной стрелой и сухим грибом, использовавшимся как трут.
Кроме того, на теле Эци было обнаружено около 57 татуировок из точек, линий и крестов.

«Владыки мира – народ, одетый в тоги»
Вергилий «Энеида»


Древний Рим в качестве фундамента для собственной культуры избрал культуру завоеванной им Древней Греции. У греков римляне переняли религию, лишь переименовав богов. Так, Афродита стала Венерой, а Зевс – Юпитером. У греков римляне научились строить храмы с колоннами и делать скульптуры из мрамора.


Главным же отличием римлян от греков была воинственность. Римляне еще во времена Римской Республики славились своими воинами, а Римская Империя включала в себя как территории Северной Африки, так и британские острова.


Статуя императора Августа
Одежда – туника, сверху доспехи и тога


Что касается одежды, то в основе традиционной одежды римлян лежали , преобразившийся в тунику, и греческий плащ-гиматий, ставший римской тогой.


Основными тканями, из которых была изготовлена одежда древних римлян, являлись шерсть и лен, также римлянам был известнее шелк, который привозили из другой империи – китайской.



Кадр из кинофильма «Цезарь и Клеопатра» 1945 года
Цезарь одет в тунику (белого цвета) и тогу


Одежду римляне шили дома, каких-либо ремесленников, занимавшихся пошивом одежды, в Римской Империи почти не было. Так, император Август, живший в I веке до н.э., гордился тем, что его туники и тоги были пошиты сначала его матерью, а затем и женой.


Туника – одежда прямоугольного покроя
из тонкой шерсти или льна,
надевалась под тогу как нижняя одежда
или использовалась в качестве домашнего платья.


Все мужчины римской империи носили туники. Туника сшивалась на плечах и надевалась через голову. Существовали различные виды туник. К примеру, туника колобиум имела короткие рукава и обязательно подпоясывалась.


Туника таларис имела длинные узкие рукава и ее носили люди знатного происхождения. Туника далматика была более длинной с широкими рукавами, которые в развернутом виде напоминали крест. Первые христиане, жившие в Римской Империи, часто носили именно данный вид туник.


Тога – верхняя одежда граждан Рима,
представляющая собой кусок белого шерстяного полотна
в три раза превышающего рост человека и
сложно драпирующегося вокруг тела.


Поверх туники носили плащи. Одним из которых была тога. Однако тогу могли носить лишь мужчины и при этом римляне по происхождению. Недаром сами римляне величали себя народом, одетым в тоги.


Тога - это плащ из большого куска шерстяной ткани (6 на 1,8 метров), прямоугольной, а чуть позже эллипсообразной формы. Тога оборачивалась вокруг фигуры и укладывалась складками. Надевать и драпировать тогу своему хозяину помогали рабы.



Цезарь упрекает Корнелия Цинну в предательстве.
Изображенные на картине одеты в туники и тоги


Большую роль в костюме римлян играл цвет. Цвета одежды могли быть самыми разными, но чаще всего одежда была однотонной. Цвету одежды в Риме придавалось и определенное значение. Так, пурпурный цвет считался цветом власти. Одежду пурпурного цвета могли носить лишь императоры и полководцы-триумфаторы (полководцы-триумфаторы, к примеру, носили тогу под названием пикте – пурпурная и расшитая золотом).


Полоски пурпурного цвета могли появляться на одежде сенаторов. Позже пурпурный цвет, как символ власти, сохраниться в мантиях европейских королей и облачении кардиналов католической церкви.


Ассоциация пурпурного цвета в одежде с властью, возможно, была связана и с дороговизной самой одежды, окрашенной в пурпур. Пурпурную краску смогли получить жители Финикии – народ, живший на побережье Средиземного моря. Они вылавливали и толкли в порошок определенных моллюсков, таким образом, получая пурпурную краску для ткани. Ткань такого цвета стоила очень дорого.


Помимо пурпура определенное значение было и у белого цвета. Белая одежда считалась одежой праздничной. Что же касается плащей, то кроме тоги, римляне также носили палудаментум, лацерну и пенулу.


Палудаментум – плащ императора и высшей знати, его набрасывали на спину и левое плечо, а на правом скалывали пряжкой. Также палудаментом могли носить в виде шарфа – обмотав несколько раз вокруг левой руки.


Лацерна – это плащ в виде прямоугольного куска ткани, закрывающего спину и оба плеча, и закрепленного застежкой спереди.


Пенула – кожаный или шерстяной плащ, в форме полукруга, к нему мог быть пришит капюшон. Такой плащ часто носили путешественники и пастухи.



Скульптура императрицы Ливии


Что касается женщин, то нижней одеждой римлянок также была туника, всегда длинная, в отличие от мужской. Поверх туники замужние женщины надевали столу – длинная одежда с рукавами или без них, подпоясанная под грудью поясом (завышенная линия талии). Снизу стола украшалась широкой плиссированной оборкой, а также каймой по воротнику и проймам. Столу не могли носить рабыни.



Плащ, который носили римлянки, назывался палла . Палла была похожа на греческий гиматий, драпировалась различными способами, с напуском у пояса, а верхним краем иногда покрывали голову. К слову, в отличие от гречанок римлянки на улицы городов вполне могли выходить с . Плащ палла скреплялся на плечах застежками, которые назывались аграфы.



Статуя молящейся Ливии
Одета в плащ паллу


Были известны римлянкам и купальники – это были тонкие полоски ткани, которые завязывались на груди и на бедрах. Также римлянки носили строфии - прообраз современных бюстгальтеров. Строфии (кожаные полоски) надевали под туники и их целью было поддерживать грудь снизу.



Древнеримская мозаика
Купальный костюм


Впрочем, костюм древних римлян разделялся не только на женский и мужской. Он также делился на гражданский и военный. Римские солдаты-легионеры имели надежную броню.


выражение «надеть сагум» у римлян означало «начать войну»



Кадр из фильма Астерикс и Обеликс против Цезаря, 2000 год


Так, в эпоху Империи солдаты носили сагум – короткий плащ из шерстяной ткани. Обязательным элементом была броня. Военоначальники носили чешуйчатые панцири. На ноги крепились кожаные или же металлические поножи. Также, после войн с племенами галлов, римские солдаты начнут носить шерстяные штаны длиной ниже колен – в основном для защиты ног.


Обувь легионеров – калиги – сапоги, которые удерживались на ногах прочными ремешками. Не могли обходиться солдаты и без шлемов. Римляне носили как кожаные, так и металлические шлемы самой разнообразной формы. Шлемы центурионов (командиры воинских подразделений) украшались посеребренным гребнем, а также султаном из конского волоса и перьев. Шлемы знаменосцев обтягивались звериной шкурой.




Древнейший мир. Одежда пришла к человеку из глубины веков. Тогда она состояла из шкур убитых древним человеком животных. Учёные считают, что первыми, кто надел шкуры животных в виде набедренной повязки были неандертальцы. Холод вынуждал древних людей согреваться шкурами животных.


Древний Египет. Костюмы знатных египтян отличались живописностью, богатством. мужчины носили набедренную повязку, так называемый «передник», а женщины – калазирис- задрапированное полотнище ткани, которое удерживалось двумя или одной лямкой. Костюм дополнялся различными украшениями: серьгами, браслетами для рук и ног, бусами, воротником – ожерельем.


Древняя Греция Искусство Древней Греции дало иной идеал прекрасного. Воплощением красоты считался человек сильный, мужественный. Это представление определило характер одежды, не скрывавшей, а наоборот, подчёркивающей прекрасные линии тела. Одежда мужчин и женщин состояла из прямоугольных кусков ткани, драпировавшихся на теле. Костюм мужчин был простым и удобным, а женский отличался богатством драпировок, подчеркивая красоту естественных пропорций тела. Длинные, красивые волосы женщины укладывали в узел, украшали диадемой, гребнями, шпильками.


Средние века. В период раннего средневековья женщины носили полностью скрывавшее тело платье с длинными рукавами, поверх которого надевали другое, несколько короче первого, с короткими рукавами. Замужние женщины поверх платья носили покрывала. А волосы собирали высоко на голове.




Эпоха Возрождения. В 17 веке в моду вошли огромные воротники и туго затягивающие талию корсеты. юбки платьев шили из самой дорогой ткани, украшали драгоценностями, кружевами, оборками. платья были очень тяжёлыми. Форма платьев менялась в зависимости от моды. Они были и полукруглыми, и прямоугольными, и конусовидными.


Век просвещения. Роскошные платья 19 века были по – прежнему пышными и огромными. Но и в них произошли изменения – каркас юбки был из обручей, затем - на каркасе из китового уса, после – на проволочном каркасе, а в середине века - поддерживался множеством юбок.


Век империализма. в 20 веке во многих странах создавались общества, которые пропагандировали новый образ жизни и новый костюм для женщины. Создавались самые разные формы одежды, в том числе и шаровары, и юбки – брюки. В конце 19 в, с появлением женщин – служащих, студенток, в моду вошел костюм «тальер» – юбка и длинный жакет. Под влиянием спорта создавались костюмы для прогулок, для занятий спортом. Большая реформа произошла во время первой мировой войны.


Крупные политические события 20 века, бурное развитие промышленности, новые веяния в искусстве, изменения условий жизни определили дальнейшее развитие моды. Мода начала XX века заявила о женщине как о сильной и волевой. В нашем веке носят и юбку, разной длины и считавшиеся раньше исключительно мужской одеждой брюки, и женственные платья и джинсы. Мода - это вечное изменение, постоянное стремление к новизне. Но при этом она не забывает о так называемом золотом фонде, или о вечных ценностях в мире моды. Чем сенсационнее новый всплеск, тем быстрее он проходит. Модельеры часто возвращаются к старым изысканным и бессмертным образам классики. Любая новая идея разбивается Кутюрье на сотни и даже тысячи элементов. И никто не берётся предсказать, что именно будет модно в следующем сезоне.

Одежда первобытного человека

С начала эпохи мезолита (десятое—восьмое тысячелетия до н.э.) на Земле начинают меняться климатические условия, и первобытные общины ущут новые источники пропитания и приспосабливаются к новым условиям. В эту эпоху происходит переход человека от собирательства и охоты к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству - «неолитической революции», ставшей началом истории цивилизации древнего мира. В это время зарождается первая одежда.

Одежда появилась в далекой древности как средство защиты от неблагоприятного климата, от укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов врагов в бою и, что не менее важно, как средство защиты от злых сил. О том, какой была одежда в первобытную эпоху, мы можем составить некоторое представление не только по археологическим данным, но и на основании сведений об одежде и образе жизни первобытных племен, до сих пор живущих на Земле в некоторых труднодоступных и далеких от современной цивилизации районах: в Африке, Центральной и Южной Америке, Полинезии.

Еще до одежды

Внешность человека всегда являлась одним из способов самовыражения и самосознания, определяющим место индивида в окружающем мире, объектом творчества, формой выражения представлений о прекрасном. Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, которые выполняли те же защитные функции, что и одежда, покрывающая тело. Об этом свидетельствует тот факт, что раскраска и татуировка распространены у тех племен, которые и в наше время обходятся без любых других видов одежды.

Раскраска тела также защищала от воздействий злых духов и от укусов насекомых и должна была наводить ужас на противника в бою. Грим (смесь жира с краской) был известен уже в каменном веке: в палеолите людям было известно около 17 красок. Самые основные: белила (мел, известь), черная (древесный уголь, марганцевая руда), охра, которая позволяла получать оттенки от светло-желтого до оранжевого и красного. Раскраска тела и лица была магическим обрядом, часто являлась признаком взрослого мужчины-воина и впервые наносилась во время обряда инициации (посвящения во взрослые полноправные члены племени).

Раскраска несла и информационную функцию — сообщала о принадлежности к определенному роду и племени, общественном положении, о личных качествах и заслугах своего обладателя. Татуировка (наколотый или вырезанный на коже узор), в отличие от раскраски, была постоянным украшением и также обозначала племенную принадлежность и социальное положение человека, а также могла быть своеобразной летописью индивидуальных достижений в течение жизни.

Особое значение имели прическа и головной убор, так как считалось, что волосы обладают магической силой, главным образом длинные волосы женщины (поэтому у многих народов существовал запрет для женщин показываться на людях с непокрытой головой). Все манипуляции с волосами имели магический смысл, так как считалось, что в волосах сосредоточена жизненная сила. Изменение прически всегда означало изменение общественного положения, возраста и социально-половой роли. Головной убор, возможно, появился как часть церемониального костюма при проведении ритуалов у правителей и жрецов. У всех народов головной убор был знаком священного достоинства и высокого положения.

Таким же древнейшим видом одежды, как и грим, являются украшения, которые первоначально выполняли магическую функцию в виде амулетов и оберегов. Одновременно древние украшения выполняли функцию обозначения социального положения человека и эстетическую функцию. Первобытные украшения изготавливались из самых разнообразных материалов: костей животных и птиц, костей человека (у тех племен, где существовал каннибализм), клыков и бивней животных, зубов летучих мышей, птичьих клювов, раковин, сушеных плодов и ягод, перьев, кораллов, жемчуга, металлов.

Таким образом, вероятнее всего, символическая и эстетическая функции одежды предшествовали ее практическому назначению — предохранению тела от воздействий внешней среды. Украшения могли нести и информационную функцию, являясь у некоторых народов своеобразными письменами (например, у южноафриканского племени зулу были распространены «говорящие» ожерелья при отсутствии письменности).

Возникновение одежды и моды

Одежда — одно из древнейших изобретений человека. Уже в памятниках позднего Палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для одежды, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора (например, тапа - материя из обработанного луба у жителей Океании). Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки.

С похолоданием во многих регионах возникла необходимость защиты тела от холода, что привело к появлению одежды из шкур — древнейшего материала для изготовления одежды у племен, занимающихся охотой. Одежда из шкур до изобретения ткачества была основной одеждой первобытных народов.

Охотники последнего ледникового периода были, вероятно, первыми людьми, носившими одежду.Одежду делали из шкур животных, сшитых вместе полосками кожи. Шкуры животных сперва закрепляли на колышках и выскабливали, затем мыли и туго натягивали на деревянную раму, чтобы они не стягивались при высыхании. Жёсткую сухую кожу после этого размягчали и разрезали, чтобы сделать из нее одежду.

Одежду вырезали, а по краям остроконечным каменным шилом делали дырки. Благодаря дыркам было гораздо легче протыкать шкуры костяной иглой. Доисторические люди делали булавки и иголки из осколков кости и оленьего рога, которые затем полировали, шлифуя их о камень. Выскобленные шкуры также использовали для изготовления палаток, сумок и спальных принадлежностей.

Первая одежда состояла из простых штанов, туник и плащей, украшенных бусами из крашенных камешков, зубов, ракушек. Носили также меховую обувь, привязанную кожаными шнурками. Животные давали шкуру - ткани, сухожилия - нитки и кости - иголки. Одежда, сделанная из шкур животных, уберегала от холода и дождя и позволяла первобытным людям жить на далёком севере.

Через какое-то время после начала земледелия на Ближнем Востоке из шерсти стали изготовлять ткань. В других частях света для этих целей использовали растительные волокна, как, например, лен, хлопчатник, луб и кактус. Ткань красили и декорировали растительными красителями.

Для получения красителей люди каменного века использовали цветки, стебли, кору и листья многочисленных растений. Цветки дрока красильного и пупавки красильной давали целый спектр цветов - от ярко-желтого до коричневато-зеленого.

Растения вроде индигоноски и вайды давали насыщенный синий цвет, тогда как кора, листья и скорлупа грецкого ореха обеспечивали красновато-коричневый цвет. Растения также использовались для выделки шкур: кожу размягчали, вымачивая в воде с дубовой корой.

И мужчины и женщины в каменном веке носили украшения. Ожерелья и подвески делались из всевозможных природных материалов - бивня слона или мамонта. Считалось, что ношение ожерелья из костей леопарда давало магическую силу. Ярко окрашенные камушки, раковины улиток, рыбьи кости, зубы животных, морские ракушки, яичная скорлупа, орехи и семена, бивни мамонтов и моржей, рыбьи кости и птичьи перья - использовалось все. О разнообразии материалов для украшений нам известно по наскальной росписи в пещерах и орнаментам, обнаруженным в захоронениях.

Позже стали также делать бусы - из полудрагоценного янтаря и жадеита, гагата и глины. Бусины нанизывали на тонкие полоски кожи или бечевки, сделанные из растительных волокон. Женщины заплетали волосы в косы и закалывали их гребнями и булавками, нитки ракушек и зубов превращали в красивые украшения для головы. Люди, вероятно, разукрашивали свои тела и подводили глаза красящими веществами, вроде красной охры, делали себе татуировки и пирсинг.

Шкуры, снятые с убитых животных, обрабатывали, как правило, женщины, с помощью специальных скребков, сделанных из камня, костей, раковин. При обработке шкуры сперва соскребали остатки мяса и сухожилий с внутренней поверхности кожи, затем удаляли волосы самыми разными способами, в зависимости от региона. Например, первобытные народы Африки зарывали шкуры в землю вместе с золой и листьями, в Арктике — вымачивали в моче (таким же способом обрабатывали шкуры в Древней Греции и Древнем Риме), затем кожу дубили для придания ей прочности, а также катали, выжимали, колотили с помощью специальных кожемялок для придания эластичности.

Вообще, способов дубления кожи известно немало: с помощью отваров коры дуба и ивы, в России, например, квасовали — вымачивали в кислых хлебных растворах, в Сибири и на Дальнем Востоке в кожу втирали рыбью желчь, мочу, печень и мозг животных. Кочевые скотоводческие народы использовали для этой цели кисломолочные продукты, вареную печень животных, соль, чай. Если с кожи жирового дубления удаляли верхний лицевой слой, то получали замшу.

Шкуры животных до сих пор являются важнейшим материалом для изготовления одежды, но, все-таки, великим изобретением стало использование состриженной (выщипанной, подобранной) шерсти животных. И кочевые скотоводческие, и оседлые земледельческие народы использовали шерсть. Вероятно, что самым древним способом обработки шерсти было валяние: древние шумеры в третьем тысячелетии до н.э. носили одежду из войлока.

Множество предметов из войлока (головные уборы, одежда, попоны, ковры, обувь, украшения повозок) найдено в скифских захоронениях в Пазырыкских курганах Горного Алтая (VI—V вв. до н.э.). Войлок получали из овечьей, козьей, верблюжьей шерсти, шерсти яка, конского волоса и т.п. Валяние войлока особенно широко было распространено у кочевых народов Евразии, у которых он служил и материалом для изготовления жилищ (например, юрты у казахов).

У тех народов, которые занимались собирательством, а затем стали земледельцами, была известна одежда из специально обработанной коры хлебного, тутового или фигового дерева. У некоторых народов Африки, Индонезии и Полинезии такая ткань из коры называется «тапа» и украшается разноцветными узорами с помощью краски, наносимой специальными штампами.

Возникновение ткачества

Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды труда сопровождалось и выделением ремесел. В земледельческих и скотоводческих племенах были изобретены веретено, ткацкий станок, орудия для обработки кож и шитья одежды из тканей и кож (в частности, иглы из костей рыб и животных или металла).

Научившись в эпоху неолита искусству прядения и ткачества, человек первоначально использовал волокна дикорастущих растений, но происшедший переход к скотоводству и земледелию позволил использовать для изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна культурных растений (льна, конопли, хлопка). Из них сначала плели корзины, навесы, сети, силки, веревки, а затем простое сплетение стеблей, лубяных волокон или меховых полосок превратилось в ткачество. Для ткачества требовалась длинная, тонкая и равномерная по толщине нить, свитая из различных волокон.

В эпоху неолита появилось великое изобретение — веретено (принцип его действия — скручивание волокон — сохраняется и в современных прядильных машинах). Прядение было занятием женщин, которые занимались и изготовлением одежды, поэтому у многих народов веретено было символом женщины и ее роли хозяйки дома.

Ткачество также было делом женщин, и только с развитием товарного производства оно стало уделом мужчин-ремесленников. Ткацкий станок сформировался на основе рамы для плетения, на которую натягивали нити основы, сквозь которые с помощью челнока затем пропускали нити утка. В древности было известно три вида примитивных ткацких станков:

1. Вертикальный станок с одним деревянным брусом (навоем), висящим между двумя стойками, в которых натяжение нити обеспечивалось с помощью подвешенных к нитям основы глиняных грузиков (подобные станки были у древних греков).

2. Горизонтальный станок с двумя неподвижно закрепленными брусьями, между которыми натягивалась основа. На нем ткали ткань строго определенного размера (такие станки были у древних египтян).

3. Станок с вращающимися валами-навоями.

Ткани изготавливали из бананового луба, волокон конопли и крапивы, льна, шерсти, шелка — в зависимости от региона, климата и традиций.

В первобытных общинах и обществах Древнего Востока существовало строгое и рациональное распределение труда между мужчинами и женщинами. Изготовлением одежды, как правило, занимались женщины: они пряли нити, ткали ткани, сшивали кожи и шкуры, украшали одежду вышивкой, аппликацией, рисунками, нанесенными с помощью штампов и т.д.

Виды одежды первобытного человека

Шитой одежде предшествовали ее прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. От плаща берет начало разного рода плечевая одежда; впоследствии из нее возникли тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т.п. От набедренного прикрытия произошла поясная одежда (передник, юбка, штаны).

Простейшая древняя обувь — сандалии, или кусок шкуры животного, обёрнутый вокруг ноги. Последний считается прототипом кожаных моршней (поршней) славян, чувяк кавказских народов, мокасин американских индейцев. Для обуви использовались также древесная кора (в Восточной Европе) и дерево (башмаки у некоторых народов Западной Европы).

Головные уборы, защищая голову, уже в древние времена играли и роль знака, указывавшего на социальное положение (головные уборы вождя, жреца и пр.), и были связаны с религиозно-магическими представлениями (например, изображали голову какого-либо животного).

Одежда обычно была приспособлена к условиям географической среды и в разных климатических зонах она различается по форме и материалу. Древнейшая одежда народов зоны тропического леса (в Африке, Южной Америке и т.д.) — набедренная повязка, передник, покрывало на плечи. В умеренно холодных и арктических областях одежда закрывает всё тело. Северный тип одежды подразделяется на умеренно северный и одежды Крайнего Севера (последняя — сплошь меховая).

Для народов Сибири характерны два вида меховой одежды: в приполярной зоне — глухая, т. е. без разреза, надеваемая через голову (у эскимосов, чукчей, ненцев и др.), в таёжной полосе — распашная, имеющая разрез спереди (у эвенков, якутов и др.). Своеобразный комплекс одежды из замши или дублёной кожи сложился у индейцев лесной полосы Северной Америки: у женщин — длинная рубаха, у мужчин — рубаха и высокие ноговицы.

Формы одежды тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека. Так, в глубокой древности у народов, занимавшихся кочевым скотоводством, сложился особый тип одежды, удобной для верховой езды, — широкие штаны и халат у мужчин и женщин.

В процессе развития общества различия общественного и семейного положения усиливали влияние на одежду. Начали отличаться одежды мужчин и женщин, девушек и замужних женщин; возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная и другие одежды. По мере разделения труда появились разнообразные виды профессиональной одежды, уже на ранних этапах истории одежда отражает этнические особенности (родовые, племенные), а в дальнейшем - и общенациональные.

В статье использованы материалы сайта www.Costumehistory.ru

Оценить материал:

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди