15.10.2019

Оренбургский пуховый платок история промысла. =Как вяжут настоящие оренбургские платки=. Как вяжутся классические воронежские платки


Оренбургская область всегда славилась вязанием платков из пуха. И по сей день он остается символом и визитной карточкой не только Оренбуржья, Урала, но и всей России. Вязаные платки из козьего пуха – древний промысел, зародившийся в Оренбургском крае ещё 250 лет назад. Платки ручной работы, связанные руками мастериц, легкие, как пушинка, и теплые как ладони матери. Пух оренбургских коз самый тонкий в мире. Поэтому изделия из оренбургского пуха – шали и паутинка особенно нежные и мягкие. Вместе с тем этот пух очень прочный – прочнее шерсти.

Оренбургские платки бывают трех видов: просто пуховый платок (шаль) - серые(редко белые) толстые теплые пуховые платки; «Паутинка» – тонкие ажурные платки; палантин – тонкий шарф, накидка.

Оренбургские пуховые платки не имеют себе равных по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки и способности сохранять тепло. Особым изяществом отличаются ажурные платки, так называемые «паутинки». Несмотря на большой размер, «паутинку» легко можно уложить в скорлупу гусиного яйца или пропустить через обручальное кольцо

Работа пуховязальщиц трудоемка и кропотлива. Хорошая мастерица за месяц может связать две «паутинки» среднего размера или три палантина.

На изготовление платка большого размера или платка с рисунком уходит месяц и более. Мастерицы, чтобы изготовить платок ручным способом, необходимо проделать ряд последовательных операций: очистить пух от волос, три раза прочесать его на гребне, выпрясть на веретене в нитку, стростить пуховую нитку с ниткой натурального шелка, смотать в клубки и, наконец, очистить готовый платок.

Тянется пряжа от петельки к петельке: «снежинки», «ёлочка», «ягодки», «лучик», «змейка», «кошачьи лапки», «шашечки». И рождается неповторимый, своеобразный платок, который хранит в себе не только ласковое тепло пуха, но и любовь к родному краю, чувство красоты, очарование души мастерицы. Оренбургский пуховый платок демонстрирует многообразие, красоту и загадочность. Изящество… Несмотря на большие трудности в вязании платок отличается высоким художественным качеством. Вязальщицы работают с вдохновением, вкладывают в дело много любви, вкуса, творчества и инициативы.

Такой платок – «паутинка» или шаль – изначально не выглядит пушистым. Изделие начинает пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.

Оренбургский пуховый платок – это изящество, элегантность, изысканность, красота. Он украсит любой костюм. Он оттенит очарование молодости и подчеркнет благородство зрелости. Он придаст женскому облику неповторимое своеобразие и загадочность. Это такое же чудо, как гжельская ваза или вологодское кружево.

Пуховые платки живут долго и передаются из поколения в поколения, согревая своим теплом и накопленной энергией предков.

В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машины при вязке « рубят пух» и изделие становится более грубым

Оренбургский пуховый платок – это такая же неотъемлемая часть русской души, как русская тройка или русская песня.

Это история русской культуры, обрядов и традиций, это память человеческого сердец.

Оренбургский пуховый платок", из Оренбурга, демонстрирует многообразие, красоту и загадочность платков, давно ставших визитной карточкой не только Оренбуржья, но всей России.

Это такое же чудо, как гжельская ваза или вологодское кружево, хохломская роспись или дымковская игрушка. Это такая же неотъемлемая часть русской души, как русская тройка или русская песня. Оренбургский пуховый платок - это история русской культуры, обрядов и традиций, это память человеческого сердца.

Тянется пряжа от петельки к петельке: "снежинки", "ягодки", "лучики", "кошачьи лапки"... И рождается неповторимый своеобразный платок, который хранит в себе не только ласковое тепло пуха, но и любовь к родному краю, чувство красоты, очарование души мастерицы…

, гжелью , палехом , вологодскими кружевами , дымковской игрушкой , ростовской финифтью , уральским малахитом - один из символов России.

Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест уже было до образования Оренбургской губернии . У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и ученые, исследователи, энтузиасты искусства. Первым, кто обратил своё внимание на оренбургские пуховые платки, был П. И. Рычков . В 1766 г. П. И. Рычков опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае. Впоследствии академик П. П. Пекарский составил описание жизни Рычкова, в котором назвал его «создателем того кустарного промысла в Оренбургском казачьем войске, который кормит не одну тысячу народа уже второе столетие».

За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г. На этом заседании А. Д. Рычкова была награждена золотой медалью «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха».

Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. Тем самым Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха».

Миф 1. Оренбургские пуховые платки всегда носили только женщины.
"По одному из преданий первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыкских и казахских джигитов, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха".
Так что, вполне возможно, что первыми, кто надел оренбургский пуховый платок, были мужчины. Однако платки в то время были "глухой вязки" без узоров. Женская эра оренбургского пухового платка началась с того времени, когда за дело взялись русские казачки, и изумительные узоры стали неизменным атрибутом оренбургского пухового платка.

Миф 2. Новые оренбургские пуховые платки - мягкие, теплые и пушистые.
Если новый платок - мягкий, теплый и пушистый, а пух словно свисает с изделия, в руках у вас, скорее всего, пуховый платок не самого высокого качества: пух может скоро весь вылезти, останутся только х/б-нитки, так как платок расчесан гребнем. Настоящий оренбургский пуховый платок - поначалу нераспушенный. Он словно бутон прекрасного цветка становится прекраснее только распускаясь. Его лучшие свойства проявляются во время его ношения, а не тогда, когда он только выходит со спиц.

Миф 3. Все оренбургские пуховые платки проходят через кольцо.
Пуховые платки бывают разные. Это могут быть пуховые шали с кистями, платки теплой или ажурной вязки. Шали рассчитаны в большей степени на практичность - если важно, насколько теплым будет изделие, нужно выбирать шаль: она однозначно не пройдет через кольцо, зато очень теплая. Через кольцо проходят только платки ажурной вязки. За свою изумительную легкость они получили название "паутинки". Они также могут сохранять тепло, но в первую очередь они ценны красотой, а не теплом. Также проходят через кольцо палантины. Например, палантин при размерах 170х55см может весить менее 50 грамм. Следует отметить, что не все палантины и паутинки проходят через кольцо - многое зависит от качества используемого пуха, мастерства вязальщицы и размера изделия.
Кстати, помимо прохождения в кольцо "шиком" у пуховязальщиц считается, чтобы изделие помещалось в гусиное яйцо.

Миф 4. Пуховые платки - только для пожилых женщин.
Многие думают, что оренбургские пуховые платки одевают только пожилые, нуждающиеся в тепле. На самом деле, это неверно: если пуховые шали действительно одевают в основном женщины в зрелом и пожилом возрасте, то оренбургские пуховые паутинки и палантины носят фактически только молодые девушки. Изумительно нежные, легкие и красивые палантины и паутинки подчеркивают женскую красоту. Как правило, выбирают паутинки и палантины белого цвета, которые смотрятся особенно хорошо.

Миф 5. Пуховые платки связаны из шерсти.
Откуда появился этот миф, неясно: даже само название "пуховый платок" говорит о том, что он связан из пуха. Конечно, используется не птичий, а козий пух - это особый подшерсток у коз, который получают, как правило, вычесыванием козы ("причеши козу - получи пух"). Козий пух обладает особыми свойствами и ценится намного выше, чем обычная шерсть.

Миф 6. Пуховые платки связаны на 100% из пуха.
Бывает, что люди, купившие пуховый платок и обнаружившие в нем вискозу или хлопчатобумажные нити, возмущаются, начинают утверждать, что это подделка, сплошь состоящая из синтетики. Однако особенность пухового платка в том, что на 100% из пуха его связать нельзя: изделие в этом случае "скатывается" и служит весьсма непродолжительный срок. Чтобы этого не произошло, пряжа должна состоять не только из пуховых нитей, но и из "основы", то есть хлопчатобумажных или вискозных нитей - в этом случае платок прослужит долго: основа придает изделию прочность, пух - тепло и изящность. Однако доля основы должна быть относительно небольшой.

Миф 7. Оренбургские пуховые платки - только из пуха оренбургских коз.
Действительно полтора века назад оренбургские пуховые изделия вязались исключительно из пуха оренбургских коз. Этот пух является возможно лучшим в мире и аналогов не имеет: иностранцы пробовали вывозить оренбургских коз и в Европу, и в Южную Америку, но козы, оказываясь вне морозного уральского климата, сразу теряют все свои лучшие свойства. Поэтому Оренбургский регион - фактически единственно возможная для них среда обитания. Особенность пуха - в его изумительной нежности. Другие виды пуха (например, волгоградский) имеют другие качества и также используются оренбургскими пуховязальщицами - как правило, теплые платки вяжутся с помощью него. Также используется ангорка. Однако неверно то, что волгоградский пуховый платок и оренбургский пуховый платок, связанный из волгоградского пуха, - одно и то же. Особенность оренбургского пухового платка - в самом вязании. Веками вяжут оренбургские вязальщицы пуховые изделия, и тонкость и качество пуховязания, а также сложность наносимых узоров - отличительные признаки оренбургского пуховязального промысла.

Миф 8. Все оренбургские пуховые платки - исключительно ручной работы.
70 лет назад в Оренбурге была основана Фабрика оренбургских пуховых платков, до сих пор являющаяся единственной в Оренбургском регионе. Среди мастеров цехов были вязальщицы с известных "пуховых" деревень, привнесшие лучшие качества в фабричное вязание изделий. Недаром, пуховязальщицы, как правило, с уважением относятся к фабричной продукции. Среди преимуществ отмечают сложность наносимых узоров, возможность вышивки на шалях, хорошо связанную серединку, тонкость палантинов и паутинок. Однако бесспорно и то, что фабричная работа уступает качественной ручной работе почти по всем параметрам, начиная от качества пуха, заканчивая качеством вязания.
Некоторые пуховязальщицы также, бывает, используют машииное прядение пуха и машинную вязку серединки платков. Настоящая ручная работа состоит из ручного прядения пуха, ссучивания пуха с основой и непосредственно ручного вязания. Такой процесс занимает от 2 недель до 1 месяца и больше. Естественно, такие платки имеют самое высокое качество.

Миф 9. Оренбургские пуховые платки вяжут только в Оренбурге.
Пуховые изделия вяжутся не только в Оренбурге, но и во всей Оренбургской области. Более того, лучшие вязальщицы живут, как правило, не в Оренбурге, а в деревнях с вековыми традициями пуховязания: "Да что с тебя взять? Ты даже платок связать не можешь!" - такие слова можно было услышать городской девушке в местных деревнях". Хотя в Оренбурге, конечно, тоже пуховязальный промысел не на последнем месте.

Миф 10. Настоящие оренбургские пуховые платки можно купить только в Оренбурге.
Стандартная картина: когда в Оренбург прибывают иногородние посетители, первое, о чем появляется мысль, - где бы купить оренбургский пуховый платок. Гостей ждут с радостью на вокзале, предлагая им мягкие пушистые платки. Если гость, выдержав соблазн, добрался до Центрального рынка, ему последует аналогичное предложение. Получается, что почти все гости покупают изделия ручной работы либо на вокзале, либо на базаре. Проблема - в том, что как раз в этих местах изделия продаются, как правило, низкого качества.
Лучше всего покупать пуховые платки в деревнях области или же в том же Оренбурге, но у тех пуховязальщиц, о которых отзываются хорошо, или же в магазинах, торгующих фабричной продукцией. В то же время в других регионах оренбургские пуховые платки купить тоже можно - для этого достаточно посетить выставку "Оренбургский пуховый платок", которая постоянно разъезжает по всей России. Можно также заказать платки через оренбургские интернет-магазины.

Уже не первый век является символом Оренбуржья и России. Его принято привозить в качестве памятного сувенира из нашего степного края, а также дарить гостям. Пуховый платок - это произведение народного искусства, в которого вложена душа и все мастерство, возможно еще и поэтому он такой теплый и ласковый. Хотите знать, как все начиналось? Как шли процессы зарождения, становления и развития пуховязального промысла? Каково положение дел в пуховязании сегодня? Мы с удовольствием поделимся с вами всей информацией!

Кто и когда придумал коз чесать и из их пуха вязать пуховые изделия?

А началось все более двух веков назад.

Есть несколько приданий на этот счет. Первое о том, что чабаны пасли свои отары коз, растили и кормили их ради молока, мяса и шерсти. О пухе ничего не знали. Казаки - переселенцы, общаясь с чабанами, вскользь заметили, что козы грязные и нечесаные. И предложили свою помощь. «Мы вам коз почешем, и даже все, что счешем с собой заберем». Чабаны подивились такой готовности помочь, и коз почесать дали. Но этот фокус сработал только один раз. В следующем году, весной, казаки уже были вынуждены менять счёсанный пух на продовольствие, потому как раскусили чабаны «бескорыстность» казаков. С тех пор чабаны стали чесать коз каждую весну и обменивать пух на деньги и продукты. А казаки завели своих коз.

По второму приданию прозорливые скотоводы сами догадались использовать пух коз. А казаки диву давались - как на таком лютом морозе не мерзнут калмыки и казахи, скачут на своих вороных, одеты легко. Потом присмотрелись к джигитам и поняли, что все дело в телогрейках и шарфах, которые те носили под верхней одеждой. Эти самые одеяния несли лишь одну функцию - сохранить тепло, согреть своего хозяина. Далеки они были от нынешних ажурных красивый платков. Грели суровых мужчин, а не украшали хрупкие женские плечи. Опять же казаки прознали, что пух используется козий, и развели своих коз в подсобных хозяйствах.

И уже казачки, не обремененные земледелием и особым подсобным хозяйством, из пуха коз стали вязать первые ажурные платки. Свойства пуха оренбургских коз натолкнули казачек на мысль о создании чисто женского элемента одежды. Ведь пух при прядении был невероятно тонким и мягким, ни в какое сравнение не шли с ним лен и шерсть. Также мягко, легко ложилась пуховая ниточка в узоры невероятной красоты.

Как зародился пуховый промысел?

Территориально местом зарождения пуховязального промысла является село Желтое, Саракташского района Оренбургской области. Именно там, впервые, из-под спиц казачек вышла первая ажурная паутинка!

На Южный же Урал казаков переселили для охраны государственной границы. А семьи - жены, дети, старики - были переселены вместе с ними. И пока казаки службу ратную несли, вся остальная семья на хозяйстве оставалась. К земледелию приучены не были. А рукоделием казачки владели, кружево и вышивание знали. Тогда и стали разводить тех самых коз, и из их пуха вязать платки. В основу узоров первых пуховых платков легли мотивы природы. Бескрайняя оренбургская степь, морозные узоры на окнах, гроздья рябины.

Зимними вечерами, сидя у лучины, вязали женщины платки потрясающей красоты. Сначала это был источник дополнительного заработка, а потом, когда платки стали востребованы, превратилось и в источник основного дохода.

Опыт первых пуховязальщиц передавался от дочери к матери. Мастерство оттачивалось и совершенствовалось. Знали ли они, что стоят у истоков легенды? Что платки будут блистать на выставках Парижа и Лондона? Что станут известны всему миру? Вряд ли, им просто надо было кормить своих детей, потому и вязали.

Пуховый платок покоряет мир

Посетивший в 60-х годах XVII века Оренбургские земли, Петр Иванович Рычков - исследователь и открыватель Оренбуржья - первым обратил внимание на коз, на их пух, и его особенности. Петр Иванович в числе первых и козами заинтересовался которые «около Яика; а особливо на Заяицкой степи табунами случаются и так резвы, что никакой собаке угнать невозможно». Он пообщался с пастухами, образцы пуховых изделий оценил и пуховязальный промысел открыть предложил!

А жена Рычкова, Алёна Денисовна, так прониклась идей создания пуховязального промысла, что сама стала работать над этим вопросом. Многие казачки собирались именно в доме Рычковых, осваивали новое мастерство, оттачивали навыки. Однажды взяла с собой в столицу Алена Денисовна белый пуховый платок. И покорил он столицу. Пуховязальщицам Оренбургской губернии благодарность выписали, а Алёне Денисовне медаль дали.

Подбодрило такое положение дел казачек, стали они пуще прежнего мастерство постигать, да изобретать новые узоры и технику вязания.

В 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне состоялось первое знакомство европейцев с Оренбургскими пуховыми изделиями. Разумеется, платки были удостоены внимания и отмечены наградами.

Уже в начале 19 века французы - законодатели моды, объявили пуховую шаль модным аксессуаром, дополнением для наряда. В 1857 году на Парижской международной выставке всех поразили и восхитили Оренбургские пуховые платки.

В 1858 году Большой серебряной медалью поощрили оренбургских мастериц за платки на выставке в Брюсселе.

А в 1862 платки из Российской глубинки блистали на второй Всемирной выставке в Лондоне! Связанные казачкой Марией Николаевной Усковой, они завоевали сердца чопорных англичан и не только. Прошение Марии Николаевны об участии в выставке в Англии губернатор удовлетворил, и мастерица отправила на выставку шесть своих платков. Все они были моментально раскуплены, как только выставка закончилась. Мастерица же получила медаль «За », диплом и 125 серебряников!

В 1897 году, на выставке в Чикаго, Оренбургские пуховые платки заработали заслуженные медали.

На московской выставке художественной промышленности в 1882 году также было представлено 6 платков из Оренбуржья. 2 из них были удостоены особым вниманием и денежным вознаграждением - платки Усковой М.Н. и Владимировой Н.Р. - по 100 рублей за каждый. Обычные платки тогда стоили от 18 до 35 рублей! Ни в какое сравнение с Оренбургскими платками не шли платки Пензенские, казалось бы, тоже козий пух, а вот мастерство исполнения не дотягивало.

Далее Оренбургские пуховые платки становятся постоянными участниками и фаворитами международных выставок: Всемирные выставки в Канаде в 1967году и в Японии в 1968 году, международные ярмарки в Алжире в 1969г., в Сирии в 1975г., в Греции в 1976г., во Франции в 1977 г., в Англии в 1979 г., в Испании в 1981 г., в Индии в 1982 г., в Германии в 1985 г.

Надо отметить, что ведущие мировые державы порой интересовали не пуховые платки, а сам козий пух. Пробовали предприимчивые американцы разводить у себя Оренбургских коз. Закупали их в Оренбургской губернии и везли к себе на родину в Англия, Австралидю, Францию, Эжную Америку. Но половина коз гибла в пути, а другая половина не давала в новых климатических условиях того ценного подшёрстка, ради которого их перевозили. Оказалось, что метеоусловия - решающий фактор в формировании козьего пуха с его уникальными свойствами.

Тогда англичане и французы решили сырье вывозить. В 1824 году Французская фирма «Бодиер» вязала шали с названием «каша». Английская фирма «Липнер и Кон» из Бирмингема на своем предприятии выпускали платки «имитация под Оренбург».

Но все же самые достойные и качественные платки вязались на Оренбургской земле. Да и сейчас вяжутся!

Оренбургская губерния - колыбель пуховязания

В 70-е годы 19 века пуховязанием занималось не больше 300 женщин. Но платок приобретал такую популярность, что не вязать его, умеючи, было глупо! Спрос рождает предложение, как говорится. И в 1900 году вязальщиц было уже 4000. В 1913-ом - 21000 мужчин и женщин вязали платки на продажу. В 1915 году появилась первая казачья пуховая артель!

Вторая половина 20-х годов 20 века ознаменована важным шагом для пуховязания - остро встала необходимость механизации труда пуховязальщиц. И в 1930-ом году, на окраине Оренбурга заработала первая в Союзе пуховязальная фабрика имени Первого мая! Создание фабрики, главным образом, должно было решить вопрос с удешевлением производимых платков. Потому как мягкость и пушистость изделий ручной работы невозможно было воссоздать никакими станками! Пух на фабрике по-прежнему чесали и пряли вручную, ажурную кайму тоже вязали мастерицы. Механизирована была вывязка середины платка. Каждый месяц фабрика давала стране 288 платков, 80 ажурных, остальные - теплые. Появился стандарт качества фабричного изделия - нитка пуховая должна быть одной толщины, цвет пуха должен быть однородным.

Однако механизация пуховязания состоялась не на базе этой фабрики. А на базе маленькой, но очень амбициозной «артели имени Парижской Коммуны». Именно из этой артели и выросла нынешняя Фабрика пуховых платков. Начинали девушки с вязания носков и варежек из отходов пуха. Перешли на платки. Освоили станки, придумали, как и кайму на них вязать. Словом, увеличили число выработки пуховых изделий в разы! В 1955 году артель выпустила аж 20800 платков! Оренбургский пуховый платок стал непревзойденным произведением всероссийского значения! В 1960 году артель переименовали в Фабрику. Новое здание фабрики было отстроено в 1966 году, на этом месте, на улице Расковой, она до сих пор и находится.

Сегодня все процессы на фабрике автоматизированы. И если мастерица вяжет один платок вручную 250 часов, то на фабрике за одну смену их производят более 20 штук! В 2004 году был связан уже 50-ти миллионный платок

Безусловно, с появлением пуховязальных машин, пуховязальщиц стало меньше. Потому что машинное производство снизило стоимость изделий, и значительно. Пуховые изделия ручной работы и вязались дольше, и стоили дороже. Но как же красивы и хороши платки ручной работы, сколько любви и тепла в них вложено! Платки для настоящих ценителей и сегодня вяжутся только вручную.

Пуховязание сегодня

Конечно же, не все так гладко в истории пуховязания. После колоссально взлета пуховой промышленности, в лихие 90-е начался ее спад, и даже кризис. Спрос на пуховые изделия упал. Однако, в последние годы Правительством Оренбургской области многое делается для возрождения многовековых традиций пуховязания! Созданы фонды, проводятся мероприятия, выделяются средства, ведется борьба с подделками.

Так, уже шесть лет, с 2009 года, в октябре принято праздновать «Дни Оренбургского пухового платка». Мероприятия, как правило, включают в себя выставки, флеш-мобы, праздничную и конкурсную программы.

Это праздник региональный, необходимость его проведения закреплена Губернаторским Указом. Цель фестиваля - возродить национальные традиции, поддержать оренбургских пуховяхальщиц и воспитать такую необходимую любовь к истории родного края у молодого поколения.

Самым красивым мероприятием является акция, проводимая в Покров День, она так и называется «В Покров День платок надень». В этот день мужчин призывают дарить, а женщин носить белоснежные платки.

13 октября 2013 года, в рамках фестиваля, был установлен мировой рекорд пуховязания- 699 вязальщиц (женщины, мужчины и даже дети) взялись за спицы одновременно. Съехавшиеся со всей области вязальщики, такие разные, но объединенные одной общей идей и любимым делом, 5 минут одновременно вязали каждый свое из козьего пуха!

12 ноября 2015 года состоялось тождественное открытие Центра народных художественных промыслов в Оренбурге. Это новый, ультрамодный дом Оренбургского пухового платка. Под одной крышей собрано все, что имеет отношение к пуховязанию - история и современность, технология производства, секреты мастериц, пряжа, узоры, сами пуховязльщицы, как опытные, так и начинающие, музеи и галереи на площади это 23 000 м²!

Появление и развитие интернет-магазинов, безусловно, вносит свою лепту в распространение, развитие Оренбургского пухового платка по всему миру, развитие и поддержку пуховязальщиц. Каждый день своей работой доказывая, что не перевелся промысел на Оренбургской земле, а платок год от года становится только краше!

Остается только выбрать - надежный интернет-магазин и изделие в нем! И стать обладателем платка родом действительно из Оренбурга, с превосходным качеством.

По одному из преданий первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыкских и казахских джигитов, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, сшитые из козьего пуха. Платки были сшиты без каких-либо узоров, выполняя лишь утилитарную функцию: сохранить тепло своему хозяину.
Такой подход к вязанию пуховых платков изменился, когда за дело взялись русские казачки, начавшие наносить узоры на пуховые изделия. Достаточно быстро такое новшество становилось все более распространенным, и оренбургские пуховые платки становились известными уже и за пределами региона. Необычайный пух оренбургских коз вместе с изумительными узорами завоевывали новых почитателей.

Настоящая слава к оренбургскому пуховому платку пришла в XIX веке. Деревенские рукодельницы стали получать международные награды. Интерес к региону возрос настолько, что заморские купцы приезжали в далекую российскую провинцию за пухом знаменитых коз. Иностранные компании пытались наладить производство в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства и приносили пух, мало отличающийся от пуха обычных коз. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку "имитация под Оренбург".

В XX веке войны и железный занавес советского времени означали окончание эпохи мировой известности Оренбургского региона. Однако это не означало окончания развития пуховязального промысла. Одним из новведений стало использование пуха как оренбургских, так и волгоградских коз. Пух волгоградских коз хорошо подходил для вязания белых платков, что оценили местные рукодельницы.

Другим изменением стало основание Оренбургской фабрики пуховых платков. Мастерами цеха становились рукодельницы знаменитых пуховязальных районов. Саракташские мастерицы по праву заняли видное место на Фабрике. Использование машин открыло широкие возможности для экспериментов: возможность наносить на пуховые изделия фактически любые узоры за короткое время открывало простор для фантазии. Серединка платка вязалась даже лучше, чем вручную.

Снова как и в XIX веке оренбургский пуховый платок оказался в центре внимания, на этот раз в пределах СССР. Прибыть из Оренбурга без пухового платка стало считаться неуважением. Отбывающие в Оренбург неизменно получали одно и то же задание: привезти знаменитое изделие домой.

Фабрика получала большое количество писем с одной и той же просьбой, но почти всегда с сожалением приходилось отказывать: Фабрика была не в состоянии удовлетворить спрос даже в Оренбургской области, о других регионах речь идти не могла. Оренбургский пуховый платок стал роскошью.

Изменения в политическом и экономическом курсе страны в начале 90-х принесли перемены пуховязальному промыслу. Дефицит оренбургских изделий в других областях привел к тому, что предприниматели стали возить пуховые платки в отдаленные регионы России, где спрос населения на оренбургскую продукцию был высок даже во время экономического спада.

Однако говорить о развитии промысла в последние 15 лет было бы неверным. Помимо ухудшившегося экономического положения промысла, появилась новая проблема: подделки, наводнившие российские рынки. "Настоящий оренбургский пуховый платок", от которого через месяц остаются только х/б-нитки, завоевал рынки куда быстрее настоящих изделий, портя имя Оренбургу. На "настоящие изделия с Оренбургской фабрики" наклеиваются такие же "настоящие" этикетки. О ручной работе и говорить не приходится: даже в Оренбурге отличить качественное вязание неспециалисту сложно.

Надеждой развития промысла является продажа в другие регионы и страны, ведь продукция продолжает изумлять. Одной из такой возможностью стали интернет-магазины. Приятно, когда есть уверенность в том, что любой житель страны может найти место, где он может купить пуховые изделия, происхождение которых не вызывает сомнений. Таким интернет-магазином стал Палантин.ру , представляющий изделия знаменитой Фабрики оренбургских пуховых платков.

То, что считалось еще совсем недавно роскошью, стало доступным всем. Надеемся, что у оренбургского пухового платка впереди большое будущее - будущее, основанное на вековых традициях.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди