11.10.2019

Оружейная палата. (культура руси). Московский кремль презентация к уроку по английскому языку на тему Блюдо царицы марии темрюковны. мастерские московского кремля xvi в



ШАПКА МОНОМАХА. XIII- XIV вв. О событиях, связанных с созданием централизованного государства и ростом его политического могущества, свидетельствует шапка Мономаха. Это наследственный венец русских царей. Изготовлена шапка на Востоке. Золотую тулью покрывает ажурный сканый узор. Драгоценные камни и соболий окол дополняют великолепие царского венца.


Трон царя Бориса Годунова. Конец XV века. Трон был привезен в Россию в числе других богатых даров царю Борису Годунову от иранского шаха Аббаса-I. Форма трона типична для Востока. Деревянный остов облицован золотыми пластинками, с травным узором, драгоценные камни – бирюза, турмалин, белый и черный жемчуг в большом обилии для его украшения.


БЛЮДО ЦАРИЦЫ МАРИИ ТЕМРЮКОВНЫ. Мастерские Московского Кремля XVI в. Блюдо было свадебным подарком царя Ивана Грозного молодой жене, черкесской княжне. По древнему обряду на Руси невесте подносили на блюде женский головной убор – кику. Массивное блюдо выковано из куска золота весом около трех кг. Тонкий графический узор оттеняет простоту и благородство формы блюда.




ДОСПЕХ РЫЦАРСКИЙ ТУРНИРНЫЙ. XVI в. Металлические пластинчатые доспехи на Руси практического применения не имели. Привезенные из Европы как диковинка, они украшали залы в царских дворцах и боярских палатах. Доспех закрывает все тело воина, оставляя лишь узкие прорези для глаз и рта. Все детали выкованы из железа, соединены кожаными ремнями.


Ч А Ш А. конец XVII в. В XVII в. Своими искусными расписными эмалями прославился далекий северный город Сольвычегодск. Мастера украшали эмалью предметы быта: чаши, тарелки, стаканы, шкатулки, ларцы. Поверхность металлического предмета покрывалась белоснежной эмалью, на которую наносился тонкой штриховкой многоцветный эмалевый узор. Любимыми мотивами росписи были крупные яркие цветы.


ГРЕБЕНЬ И ФУТЛЯР. XVII в. Сделан гребень из слоновой кости и горного хрусталя, оправа из серебра с позолотой. Футляр из зеленого бархата украшен вышивкой. Стилизованный цветочный орнамент выполнен тонкой золоченой ниткой, по краю футляра проложен шнур из крученой серебряной нити.














ЛЕТНЯЯ КОЛЯСКА «ГОНДОЛА» 1770 г. Принадлежала Екатерине-II. Это одни из лучших экипажей в собрании Оружейной палаты. Элегантная. Изящная карета почти сплошь покрыта декоративной резьбой по дереву и позолотой. На золоченом кузове кареты роспись, выполненная мастером школы французского художника Антуана Ватто.

Слайд 1 Ступенек звонкий перескок,
Сквозь времена один подскок.
И вот он - Кремль! Палата,
Оружейная. Открытием богата.
Что есть на свете чудеса,
Изделий вечная краса!
Всё это сделано однажды,
И не повторено многажды.
Всё в дар царям поднесено,
Как исстари заведено.
Всему прекрасному на свете,
За это мастера в ответе!
Хранили люди удивленье,
Прочь отгоняли наважденье.
И грех великий не свершился,
Никто к дарам не подступился!
Всё уцелело в нашу честь,
И мы глядим на это здесь.
В тиши палаты Оружейной,
Благословеннейшей! Музейной.
И нет нужды уже роптать,
Что не пришлось вот так узнать.
Всю красоту вещей земных,
Воистину ценимых и живых.
При жизни,
Воочию!

Оружейная палата - музей-сокровищница - является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном. Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлевских казнохранилищ.

Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлевских казнохранилищ.

Оружейная палата хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства.

В музее представлено около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV - начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность

Оружейная палата состоит из девяти залов:

Не березы, не рябины
и не черная изба -
всё топазы, всё рубины,
всё узорная резьба.

Оружейная палата хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров.

Коллекция государственных регалий и предметов придворного церемониала занимает в собрании Музеев Кремля особое место. Этот уникальный комплекс сложился на базе древней великокняжеской сокровищницы и составил основу будущего музейного собрания. Большинство экспонатов относится к XVI-XVII столетиям. Особая ценность коллекции заключается в том, что она объединила уникумы и шедевры русского и иностранного ювелирного искусства конца XIII-XVIII века. В настоящее время собрание древних государственных регалий России - самое значительное в Европе, коллекция тронов - уникальна.

Одежды с бармами Петра Алексеевича

Мастерские Московского Кремля,
конец XVII века.
Аксамит - Венеция, золотное кружево - Западная Европа.

Коронационное платье Анны Иоанновны

Россия, 1730.
Парча, шелк, золотное кружево, тесьма; ткачество, шитье.
Принадлежало императрице Анне Иоанновне

Коронационное платье Елизаветы Петровны

Россия, 1742. Серебряный глазет, шелк, золотный позумент;
ткачество, шитье.

Коронационное платье Марии Александровны

Россия, 1856.
Глазет, серебряные нити;
вышивка.
Принадлежало императрице Марии Александровне, супруге императора Александра II

Оружейная палата – музей-сокровищница – является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном. Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлевских казнохранилищ.

Оружейная палата хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства.

В музее представлено около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV – начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.

Слайд 2 Первый зал: Русские золотые и серебряные изделия XII – начала XVII веков;

В первом зале представлена древнейшая часть собрания Оружейной палаты. На протяжении многих столетий эти драгоценные реликвии составляли основное ядро великокняжеской и царской казны, бережно хранились в Патриаршей ризнице и кремлевских храмах. Здесь можно увидеть уникальные произведения декоративно-прикладного искусства Византии IV–XV веков, декоративное искусство Киева, Чернигова, Рязани, Суздаля, Новгорода и других городов, более древних, чем Москва.Русские ювелирные изделия XVI в. отличаются изысканной простотой и спокойной логикой форм. Орнамент, как правило, образован из стилизованных растительных элементов, исключительно изящных по рисунку.

Слайд 3 Второй зал: Русские золотые и серебряные изделия XVII – начала XX века;

Во втором зале Оружейной палаты, в витринах представлены драгоценные произведения русских мастеров XVII - начала XX века; века. Основу экспозиции составляют изделия Золотой и Серебряной палат Кремля, которые к концу XVII века достигли своего расцвета. Экспонируются также работы лучших провинциальных художественных центров: Сольвычегодска, Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Устюга Великого.

В витринах можно увидеть произведения мастеров Москвы, Санкт-Петербурга и местных художественных центров XVIII и первой половины XIX века, искусство крупнейших русских ювелирных фирм XIX – начала XX века: Карла Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Курлюкова, Семенова. Многообразие ювелирных техник и художественное совершенство исполнения принесли мастерам этих фирм и их работам заслуженные высокие награды на всероссийских и международных выставках

    Слайд 4 Третий зал : Европейское и восточное парадное вооружение XV–XIX веков;

Собрание вооружения Музеев Московского Кремля относится к числу наиболее известных европейских «исторических арсеналов» и оценивается специалистами как лучшее в мире по своей репрезентативности. В этом зале экспонируется западноевропейское и восточное вооружение, которое специально закупалось за границей или привозилось русским самодержцам послами и торговыми представителями разных стран. Уникальные образцы оружия и доспеха демонстрируют их национальные особенности и высочайшее мастерство исполнения.

    Слайд 5 Четвертый зал: Русское вооружение XII– начала XIX века;

В Оружейной палате Московского Кремля сформировалась уникальная коллекция русского защитного, холодного и огнестрельного вооружения. Наиболее ранние, редкие образцы XII–XV столетий практически не имеют аналогов в других музейных собраниях. Оружие XVI–XVII веков представлено, в основном, произведениями прославленных мастеров Государевой Оружейной палаты. Его отличают прекрасные боевые качества и высокое искусство исполнения. Многие предметы, входившие в состав «Большого наряда» русских государей, участвовали в торжественных воинских церемониалах.

Русское боевое и парадное оружие XVIII – начала XIX века кремлевского собрания, в основном, изготовлено на оружейных заводах Тулы, Сестрорецка, Олонца, Златоуста.

    Слайд 6 Пятый зал : Западноевропейское серебро XIII–XIX веков;

Одна из крупнейших коллекций Оружейной палаты – предметы, изготовленные иностранными мастерами в XIII–XIX столетиях. Большинство из них попало в Россию в качестве посольских даров. Коллекция представляет собой большую ценность, так как дает возможность познакомиться с национальными особенностями декоративно-прикладного искусства многих стран мира и относится к крупнейшим в мире собраниям западноевропейского серебра

    Слайд 7 Шестой зал : Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV–XVIII веков. Светский костюм в России XVI – начала XX века;

В зале представлена коллекция церковных облачений русских митрополитов и патриархов, парадной светской одежды и коронационного костюма.

Облачения русского духовенства и произведения художественного шитья, основная часть которых поступила в собрание Оружейной палаты из Патриаршей ризницы Московского Кремля, московских церквей и монастырей, выполнены из драгоценных тканей ручной работы стран Востока, Западной Европы и России XIV–XVIII веков и представляют исключительную историко-культурную и художественную ценность.

Жемчужина коллекции светской одежды XVI–XVII веков – парадное платье Петра I: становые кафтаны, роскошное платно и знаменитый «черный голландский костюм» – наглядно демонстрирует резкий переход на рубеже XVII–XVIII веков от одежды национального русского покроя к европейскому костюму.

Коронационные платья русских императоров и императриц, являвшиеся неотъемлимой частью официального придворного церемониала, напоминают о важнейших событиях в истории Российской империи XVIII–XIX веков и позволяют проследить развитие придворного костюма

    Слайд 8 Седьмой зал : Древние государственные регалии и предметы парадного церемониала XIII–XVIII веков;

Государственные регалии и предметы церемониала XIV–XVII вв. представляют уникальный историко-культурный комплекс, сложившийся на базе великокняжеской и царской сокровищниц.

Венцы, бармы, скипетры, державы и другие знаки верховной власти постоянно использовались в официальных придворных церемониях – венчании на царство, дипломатических приемах, выходах и выездах русских царей. Многие из них стали родовыми наследственными реликвиями и постепенно приобрели значение политических символов.

Каждый из памятников этой коллекции, редких по красоте и мастерству исполнения, по праву входит в сокровищницу мирового искусства.

    Слайд 9 Восьмой зал : Предметы парадного конского убранства XVI–XVIII веков;

Коллекция предметов парадного конского убранства, хранящаяся в Оружейной палате, по своей величине и художественной ценности не имеет аналогов в других музеях мира. Она сформировалась в XVI–XVII столетиях, составив так называемую Конюшенную казну. Основой коллекции являются предметы, выполненные в мастерских Конюшенного приказа Московского Кремля.

Государева Конюшенная казна занимала особое место в царской сокровищнице. В ней хранилось драгоценное конское убранство, выполненное кремлевскими мастерами. Сюда же поступали конские уборы, привозимые в Россию в качестве дипломатических даров и торговых привозов. В зале экспонируются седла, стремена, оголови, паперсти, попоны работы русских мастеров и мастеров Ирана, Турции, Польши и Германии.

На протяжении XVI–XVII вв. сокровища Конюшенной казны использовались в оформлении торжественного придворного церемониала – царских походов, парадов и военных смотров, встреч и проводов иностранных послов.

Сохранением и пополнением Конюшенной казны, организацией царских походов и всем конским хозяйством ведал Конюшенный приказ – древнее и самое многочисленное дворцовое учреждение, штат которого в XVII в. превышал семьсот человек. На государевых конюшнях содержалось более ста пятидесяти верховых, каретных и санных лошадей, предназначенных для царя; пятьдесят – для царицы и царевен; сто – для послов; три тысячи лошадей для парадных выездов и свыше сорока тысяч – для военных походов. Здание Конюшенного приказа, его мастерские и казнохранилища находились в Московском Кремле на том самом месте, где ныне находится здание Оружейной палаты.

    Слайд 10 Девятый зал : Экипажи XVI–XVIII веков

Коллекция экипажей Государственной Оружейной палаты – одна из самых значительных в мире по высочайшему уровню исполнения памятников, разнообразию форм и широте хронологических рамок. В коллекции представлены произведения мастеров крупнейших художественных центров России и Западной Европы: Москвы, Петербурга, Вены, Берлина, Парижа и Лондона. Это дает возможность проследить за развитием формы, конструкции и декора экипажей на протяжении XVI–XVIII столетий на памятниках мирового уровня. Экипажи принадлежали правителям России XVI–XVIII столетий. Они использовались во время важнейших государственных церемоний – царских походов, встреч иностранных послов, коронационных процессий.

Открытая колымага английской работы конца XVI века - самый древний экипаж Оружейной палаты и единственно сохранившийся в мире экипаж подобного типа. Он был подарен царю Борису Годунову в 1603 году королем Яковом I Стюартом сразу после его вступления на английский престол. Столь знаменательный дар нового короля говорит о стремлении Англии, после некоторого охлаждения в конце XVI века, укрепить с Россией дипломатические и торговые отношения. Исследователи единодушно относят этот древний экипаж к шедеврам мирового искусства. Его кузов подвешен на ременных поясах и закрыт занавесками. Ступеньки с откидными полами заменяют дверцы. В обивке использован дорогой и редкий итальянский бархат. Экипаж пышно декорирован резьбой и скульптурой со сценами охоты и битвы христиан и мусульман.

Само слово «колымага» - тюркского происхождения и означает - «большая повозка». Чтобы управлять таким экипажем, кучер должен был идти рядом или сидеть на одной из ведущих лошадей. Для разворота нужна была большая площадь или приходилось вручную заносить задние колеса, поэтому поездка занимала очень много времени.

ТЕМА 2. ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ

Тема урока «Оружейная палата»

Цель урока: познакомить с Оружейной палатой - одним из главных музеев России.

Дать представление о музеях, как хранилищах предметов культуры. Познакомить с названием, местонахождением Оружейной палаты и её некоторыми экспонатами. Формировать интерес к культуре, мотивацию к её изучению. Способствовать воспитанию у учащихся эстетического восприятия предметов и явлений культуры, уважения к прошлому народа, бережное отношение к предметам старины. Расширять историко-культурологический словарь.

Новые имена, названия и понятия: Оружейная палата. Государственный музей. Евангелие.

Ход урока.

1. Вступительная беседа. Повторение изученного.

О чём шла речь на предыдущих уроках? (О красоте.)

Какая бывает красота?

Что составляет нерукотворную красоту? (красота природы)

Кто является создателем нерукотворной красоты?

Что относится к рукотворной красоте? (предметы культуры)

Кто является созидателем культурных ценностей?

Приведите примеры культурных ценностей.

Что объединяет предметы культуры? (Являются рукотворным творением и значимы для всего народа)

Культура пополняется произведениями искусств, иконами, храмами, которые создавались, как правило не ради славы, но именно бескорыстно, в результате служения Господу и как сопровождение молитвы.

2. Сообщение темы и задач урока.

Как люди относятся к тому, что представляет для них особую ценность?

Люди с любовью и благоговением относятся к тому, что ценно и значимо для них. Дома мы храним в самых лучших, надёжных местах ценные предметы: фотографии, подарки … Это тоже наша культура - умение дорожить памятью о близких, хранить ценные вещи. Это ценности семьи. Но у всех россиян есть общая культура, история, память. Как сохранить эти сокровища, если у каждого - свой дом?

Растащить по кусочкам, по отдельным предметам? Так поступают только неразумные и алчные (очень жадные) люди. Если все так будут поступать, то общее исчезнет, от культуры ничего не останется.

Как же быть с предметами - историческими и культурными ценностями народа? Где их можно разместить, чтобы их красотой могли наслаждаться все люди России и других стран?

Что же является хранилищем культуры? Разгадайте ребус.

Сегодня речь пойдёт о всемирно известном и одном из самых популярных музеев в мире.

Узнайте, как он называется. Зачеркните нерусские буквы и прочитайте, что получилось.

У детей карточка для индивидуальной работы:

YRОGZРУYUЖЕЙLGНАZGЯJIDYWGПАWFЛАNGТАW

Сегодня на уроке мы познакомимся с Оружейной палатой - одним из старейших музеев мира.

3. Изучение нового материала.

а) Знакомство с местоположением и назначением Оружейной палаты.

Полное название музея Государственная Оружейная палата. Почему он так называется?

Что значит «Государственная»?

Музей является достоянием государства, государство берёт на себя обязанности его сохранения.

Посмотрите на иллюстрацию. Скажите, в каком городе находится этот музей? Что ещё можно сказать о месте его расположения? (учебник стр. 18)

Святыня Древнего Кремля-

Надежда, крепость, сила наша.

Какими думами украшен

Сей холм давнишних стен и башен,

Бойниц, соборов и палат.

Здесь наших бед и нашей славы

Хранится повесть.

Эти главы святынь сиянием горят.

Н.М. Языков

Московский Кремль. Здесь за этими стенами есть особый музей - сокровищница сокровищ. Всё, что веками собиралось московскими и русскими правителями передавалось из поколения в поколение - и собрано в сокровищнице музея. Как и весь Московский Кремль Оружейная палата хранит память об истории русского государства.

Оружейная палата ведет свое начало из далекой старины.

При Иване III для хранения сокровищ русского государства между Архангельским и Благовещенским соборами в 1485 году строится специальное хранилище «Казённый двор» (от слова «казна»)

Предки наши очень любили оружие и особенно дорожили "праотеческим" оружием, то есть перешедшим к ним от их предков. В 1511 г. великий князь Василий III учреждает особую оружничью палату, во главе которой ставится особое лицо - оружничий боярин. В палате этой изготовлялось и боевое, и парадное оружие, для производства которого приходилось прибегать к мастерам - художникам разных отраслей. Благодаря этому оружничья палата разрослась в сложный Оружейный приказ, в который входили Оружейная, Постельная, Золотая, Серебряная палаты. Но общее заведование всеми работами лежало на Оружейном приказе. А так как он помещался тоже в особой палате, то его и стали называть Оружейной палатой.

Со временем кладовые Московского Кремля пополнялись: Москва становилась крупным городом, в нее съезжались русские и иностранные мастера, создававшие всё новые и новые произведения искусства. Иностранные послы привозили в дар московским князьям дорогие подарки: серебряные кубки, драгоценные ткани, воинское снаряжение, парадную конскую упряжь. В Оружейной палате постепенно сосредоточились изготовление, закупка и хранение оружия, драгоценностей, предметов дворцового обихода.

Где находится Оружейная палата?

Для чего она была создана? Как первоначально называлось хранилище государственных ценностей?

Как попадали предметы в это хранилище?

Долгое время специального здания для хранения ценностей не было. Вещи портились от сырости и постоянных перемещений, страдали от частых пожаров. Александр I приказал отстроить для Оружейной палаты специальное здание на месте бывшего двора Бориса Годунова, и в 1806-1812 г.г. это здание построили. Но в 1812 г. палату увозили в Нижний Новгород, спасая от Наполеона, и вновь потеряли много ценного. И лишь в 1851 г. по распоряжению императора Николая I и по проекту архитектора Константина Андреевича Тона было построено новое здание Оружейной палаты у Боровицких ворот Кремля, в котором её коллекции размещаются до настоящего времени.

Виртуальная экскурсия по Кремлю. Оружейная палата.

Старейшим музеем Москвы является Государственная Оружейная палата в Кремле.

"Оружейная палата кажется настоящей пещерой Алладина... Она производит ошеломляющее и волшебное впечатление и делает вполне ясным, что древнерусские мастера ни в коей степени не уступали лучшим мастерам Востока и Запада," - так писал один из английских журналов.

б) Знакомство с экспонатами Оружейной палаты

Давайте совершим экскурсию по Оружейной палате.

Зал русского оружия и парадного вооружения

Вот мы в зале, где выставлена коллекция древнего оружия, брони, щиты, шлемы. Сабля и колчан царя Алексея Михайловича. Парадная сабля была подарена царю константинопольским купцом Иваном Булгаковым в 1656 г. Украшен колчан мастерски выполненным сложным чеканным узором, в который введены драгоценные камни, дополняющие богатое убранство.

Парадная сабля выполнена в 1829 г. замечательным мастером из Златоуста Иваном Бушуевым в память о славной победе русских войск в русско-турецкой войне 1823-1829 гг. На клинке сабли изображены сцены сражений - взятие укрепленной турецкой крепости Варны.

Древнерусские доспехи, XVII в. После появления огнестрельного оружия кольчуги, байданы и другие доспехи выходят из употребления и становятся парадными. С этого времени Оружейная палата - крупнейший центр по производству парадного оружия и брони. Русские мастера - оружейники полировали металлическую поверхность доспехов и украшали изящным узором.

Шлемом иранской работы является шапка ерихонская царя Михаила Федоровича, изготовленная из булатной стали.Золотое подвершие покрыто цветной эмалью и алмазами.. К шлему прикреплены два науша, богато украшенные золотом, драгоценными камнями и жемчугом. Это работа мастеров Оружейной палаты 1621г.

Русское огнестрельное оружие XVII в. отличается изысканностью украшения и мастерством исполнения. Мастера - оружейники тщательно продумывали и прорабатывали каждую деталь. Замки часто напоминали по форме фантастических животных или обитателей морских глубин, а приклады украшались инкрустацией из перламутра.

Какие предметы искусства можно увидеть в первом зале Оружейной палаты?

Зал золотых и серебряных украшений.

Идем дальше. Перед нами ценнейшее собрание русских золотых и серебряных изделий XII-XVII веков. Здесь можно видеть самые разнообразные предметы дворцового и церковного обихода: золотые и серебряные чаши, ковши, стаканы, блюда, потиры - церковные чаши для причастия, кресты, евангелия, иконы в роскошных окладах. Золотое кадило - вклад Ирины Годуновой в Архангельский собор Московского Кремля в 1598 г.

В форме чего изготовлено это кадило?

Кадило изготовлено в виде небольшого храма с луковичной главкой, увенчанной крестом. Красота изделия была оценена современниками столь высоко, что его использовали только в особо торжественных случаях.

Евангелие напрестольное в золотом окладе - подарок Ивана Грозного в Благовещенский собор Московского Кремля. Это одно из лучших произведений русского декоративно - прикладного искусства XVI в. Евангелие - в переводе с греческого «благая весть» (радостная весть о спасении и Спасителе). Это Священная книга верующих людей.

Золотой потир (церковная чаша для причастий) - вклад Ирины Годуновой в Архангельский собор в 1598 г. - был выполнен в то время, когда техника черни в русском золотом и серебряном деле достигла совершенства.

В коллекции широко представлены братины - заздравные чаши. Во время пира наполненная медом или пивом братина передавалась из одних рук в другие, как бы объединяя этим всех сидящих за столом в одну семью, превращая их в друзей и братьев. Отсюда и пошло название братина. Братины употреблялись только на Руси.

Вот перед нами драгоценные бармы - ожерелье, которое надевалось поверх богатых одежд и было знаком великокняжеской власти.

Бармы состоят из круглых медальонов, украшенных сканью (это туго скрученные золотые и серебряные нити), жемчугом и самоцветами. На трех их них изображения святых: Варвары, Богоматери и Ирины.

Что общего для предметов второго зала? Из чего они сделаны?

Какие предметы этого зала вы запомнили?

Зал древних государственных регалий

В зале древних государственных регалий представлены царские троны, венцы, скипетры, державы, посохи и другие вещи, употреблявшиеся в пышном дворцовом церемониале.

Одной из них является шапка Мономаха (учебник стр. 21) - самый древний венец русских царей.Первым венчался на царство этим венцом в 1498 г. внук Ивана III Дмитрий, а последнее венчание было совершено в 1682 г. , когда на трон всходили два брата Иван Алексеевич и Петр I. Появление шапки Мономаха в России связано с легендой о присылке царских регалий от византийского императора Константина Мономаха своему внуку киевскому князю Владимиру Мономаху, что отражало идею о преемственности власти от одного князя к другому. Шапка украшена 8 золотыми пластинами, завершающихся полушарием с четырехконечным крестом. Драгоценные камни дополняют украшения. Первоначально низ шапки имел жемчужные подвески, а затем оторочку из соболя. Вес шапки - 698 гр.

В 1721 г. Россия была провозглашена империей, т.к. стала великой европейской державой, обряд венчания на царство был заменен обрядом коронации. Изменились и формы регалий. Вместо шапки Мономаха стали употреблять короны и венцы, которые хранятся в Оружейной палате. (учебник, стр. 20)

Зал. Собрание одежд.

Огромный исторический интерес представляет собрание одежд XVI - XIX веков. Платья царя и его свиты приводили в изумление иностранных послов, они были покрыты драгоценными камнями, изумительными пуговицами, которые иногда были дороже самого платья: "... цена- то шубе три тысяч, а пуговки в семь тысячей." Одним из излюбленных украшений одежды высших классов были кружева, плетеные сначала из золотых и серебряных нитей, а позднее из ниток. Иногда кружево украшалось жемчугом, перьями, пухом, шелком, мишурой.

Вот перед вами платье Екатерины II, выполненное из серебряного глазета. Тонкое изящное кружево и шитые накладные орлы подчеркивают его парадный характер.

Замечательные русские золотошвеи работали в царицыной мастерской палате Московского Кремля и достигли совершенства в украшении привозных тканей.

Излюбленным украшением русских мастериц был жемчуг. наивысшего расцвета шитье жемчугом достигло в XVII в. Здесь представлено церковное облачение: фелонь из золотного турецкого атласа, епитрахиль, украшенная орнаментом из золота, жемчуга и драгоценных

камней и оплечье фелони, выполненное в виде изящных растительных побегов, эффектно сочетающихся с крупными изумрудами и алмазами.

Сакос (церковная одежда патриарха, митрополита) из шелковой камки с золотом, перегородчатой эмалью, жемчужными узорами и фелонь из золотой парчи французского производства, на оплечье - шитье жемчугом по вишневому бархату.

Зал предметы парадного конского убранства

В Оружейной палате имеется редкая коллекция предметов парадного конского убранства, так называемая конюшенная казна, которая служила для оформления царских выездов, посольских встреч и т.д. Таким процессиям придавалось огромное политическое значение. Они должны были демонстрировать перед иноземцами блеск царского двора и богатство русского государства, а также внушать народу трепет перед царской властью. Поэтому конский наряд был произведением искусства.

Парадное убранство коня. XVI -XVII вв. Убор состоит из попоны, искусно украшенной жемчугом, седла с рельефным золотым узором, подшейной кисти из тончайших шелковых нитей с жемчугом, золотой узды, стремян, украшенных эмалью и драгоценными камнями, цепи, издававшей при передвижении мелодичный звук.

А какие здесь экспонируются образцы экипажей!

Зал. Экипажи XVI - XVIII веков.

Вот летний и зимний детские возки Петра I. В возки впрягались пони. Летний возок имеет поворотный круг, в окна вставлена слюда. Кожа, которой обтянуты возки, украшена золотым узором из фантастических птиц, человеческих фигур и стилизованных деревьев.

А вот великолепная летняя коляска Екатерины II типа гондолы - двухместная, в виде ладьи с крышей и откидным фартуком. Кузов ее украшен гирляндами цветов, листьями,знаменами, козлы поддерживаются орлами с распростертыми крыльями. На задке фигуры всадников, поражающих копьем дракона, между ними большая раковина, образующая запятки. Под раковиной голова Посейдона с веслом и головы дельфинов. Золоченая лавровая ветвь, обрамляющая крышу гондолы, кажется отлитой из металла. По кузову, на золоченом фоне - живопись школы художника Буше. На спинке кузова в овале изображен Аполлон среди муз, ниже императорский герб, цепь ордена Андрея Первозванного, трофеи; на правой стенке - Фортуна на коленях у сидящей женщины, на левой стенке - Амфитрита со свитой, плывущая по морю, а также летающие амуры. Крыша, намет, ремни, внутренняя обивка кареты из зеленого бархата, с галуном, бахромой и кистями.

4. Закрепление изученного.

С экспонатами какого музея познакомились?

Какие экспонаты представлены в этом музее?

Практическая работа. Работа с раскраской.

Раскрасьте предметы, которые могут быть представлены в музее Оружейная палата.

5. Итог урока.

Что является хранилищем культуры?

С каким музеем познакомились?

Где находится этот музей?

Почему он так называется?

Какие предметы культуры можно увидеть в Оружейной палате?

6. Рефлексия.

Какие экспонаты музея вам больше всего запомнились?

Что было интересно узнать?

Какое у вас настроение после урока?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнил ученик 6 «А» класса Коротких Никита Оружейная палата

Оружейная палата на Древней Руси Оружейная палата упоминается впервые как Оружейный приказ в 1547 году - хранилище оружия в Московском Кремле. С 1560-х годов окончательно входит в употребление название «Оружейная палата »

Предшественником мастерских Оружейной палаты была мастерская палата Ивана Грозного. Во 2-й пол. XVII века Оружейная палата становится центром общерусского изобразительного искусства, в стенах которой объединились художественные силы, существовавшие до этого на Руси лишь в виде разрозненных местных художественных школ и направлений. Из-за разнообразия растущих заказов внутри Оружейной палаты создается целый ряд различных подсобных художественных мастерских Мастерские

Подсобные художественные мастерские Оружейной палаты: оружия и знамен золочения по дереву и кости столярного дела бронного наводного резного по железу Иконная палата Каждый вид производства размещался в особых специальных мастерских, палатах или светлицах. Мастерские

По указу Петра I была образована Мастерская Оружейной Палаты. Заведовал Мастерской Сенат. Мастерской Оружейной Палаты было поручено хранить ценности и управлять московскими дворцами и волостями. По указу Сената 1732 года полагалось передавать в Мастерскую все старинные диковинные и курьёзные вещи из разных коллегий. Во время пожара в Кремле 1737 года сгорела Оружейная палата. Погибла часть трофеев (в том числе шведские знамена, взятые в Полтавской битве) и оружия. Царская казна в пожаре не пострадала. XVIII век

В 1812 году сокровища оружейной палаты были вывезены в Нижний Новгород В 1824 году они вернулись в Москву, их начали размещать в новом здании. В 1831 году Николай I ликвидировал самостоятельное присутствие («Мастерскую Оружейной палаты») и передал палату в ведение Московской дворцовой конторы. В 1849 году Московская дворцовая контора начала строительство нового здания Оружейной палаты по проекту архитектора К. Тона на месте бывшего Конюшенного приказа. XIX век

В собрании Оружейной палаты представлены уникальные произведения: русских злато-кузнецов и серебряников XII - начала X X века; коллекции западноевропейского художественного серебра XIII - XIX веков; памятники оружейного мастерства XII-XIX веков; военные награды России; роскошные драгоценные ткани; древнерусская светская и церковная одежда; парадный костюм XVIII-XX веков; государственные регалии; парадное конское убранство и редчайшая коллекция старинных экипажей XVI-XVIII столетий Музей

Современная Оружейная палата

Первый зал: Первый зал: Русские золотые и серебряные изделия XII - начала XVII веков.

Первый зал: Второй зал: Русские золотые и серебряные изделия XVII - начала XX века.

Первый зал: Третий зал: Европейское и восточное парадное вооружение XV-XIX веков

Первый зал: Четвертый зал: Русское вооружение XII - начала XIX века

Первый зал: Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII-XIX веков

Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV-XVIII веков. Светский костюм в России XVI - начала XX века

Седьмой зал: Древние государственные регалии и предметы парадного церемониала XIII-XVIII веков

Первый зал: Восьмой зал: Предметы парадного конского убранства XVI-XVIII веков

Девятый зал: Экипажи XVI-XVIII веков

Спасибо за внимание


и географии Быкова Н.Д.

Слайд 2

Государственная Оружейная палата - один из старейших музеев нашей страны. Коллекция ее

состоит из предметов декоративно-прикладного искусства X-XIX веков работы лучших русских и иностранных мастеров

Слайд 3

ШАПКА МОНОМАХА. XIII-XIV вв.

О событиях, связанных с созданием централизованного государства и ростом его политического могущества, свидетельствует шапка Мономаха. Это наследственный венец русских царей. Изготовлена шапка на Востоке. Золотую тулью покрывает ажурный сканый узор. Драгоценные камни и соболий окол дополняют великолепие царского венца.

Слайд 4

Трон царя Бориса Годунова. Конец XV века.Трон был привезен в Россию в числе других богатых

даров царю Борису Годунову от иранского шаха Аббаса-I. Форма трона типична для Востока. Деревянный остов облицован золотыми пластинками, с травным узором, драгоценные камни – бирюза, турмалин, белый и черный жемчуг в большом обилии для его украшения.

Слайд 5

БЛЮДО ЦАРИЦЫ МАРИИ ТЕМРЮКОВНЫ. Мастерские Московского Кремля XVI в.Блюдо было

свадебным подарком царя Ивана Грозного молодой жене, черкесской княжне. По древнему обряду на Руси невесте подносили на блюде женский головной убор – кику. Массивное блюдо выковано из куска золота весом около трех кг. Тонкий графический узор оттеняет простоту и благородство формы блюда.

Слайд 6

СЕДЛО. XVI в.Седло подарено царю Федору Иоанновичу иранским шахом АббасомI в 1590 г.

Седло в золотой оправе обтянуто бархатом. Затканным золотом. Луки седла усыпаны рубинами, изумрудами, нежно-голубой бирюзой.

Слайд 7

ДОСПЕХ РЫЦАРСКИЙ ТУРНИРНЫЙ. XVI в.Металлические пластинчатые доспехи на Руси

практического применения не имели. Привезенные из Европы как диковинка, они украшали залы в царских дворцах и боярских палатах. Доспех закрывает все тело воина, оставляя лишь узкие прорези для глаз и рта. Все детали выкованы из железа, соединены кожаными ремнями.

Слайд 8

Ч А Ш А. конец XVII в.В XVII в. Своими искусными расписными эмалями прославился далекий

северный город Сольвычегодск. Мастера украшали эмалью предметы быта: чаши, тарелки, стаканы, шкатулки, ларцы. Поверхность металлического предмета покрывалась белоснежной эмалью, на которую наносился тонкой штриховкой многоцветный эмалевый узор. Любимыми мотивами росписи были крупные яркие цветы.

Слайд 9

ГРЕБЕНЬ И ФУТЛЯР. XVII в.Сделан гребень из слоновой кости и горного хрусталя, оправа из

серебра с позолотой. Футляр из зеленого бархата украшен вышивкой. Стилизованный цветочный орнамент выполнен тонкой золоченой ниткой, по краю футляра проложен шнур из крученой серебряной нити.

Слайд 10

КОВШ ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА. Мастерские Московского Кремля 1624 г.Золотой ковш –

русская парадная посуда. Во время торжественных пиров из ковшей пили медовый напиток. Выкован из листа золота, украшен драгоценными камнями.

Слайд 11

КАФТАН И КАМЗОЛ ПАРАДНЫЕ. XVII в.В 1700 г. специальным указом Петр-1 обязал русское

дворянство носить платье западноевропейского образца. Данный костюм принадлежал 15-летнему Петру-II . Украшено серебряной нитью.

Слайд 12

Ковчег-складень с иконой «Богоматерь умиление». XVII в.Принадлежал складень думному дьяку

Посольского приказа Ивану Грязеву. Золотой оклад иконы украшен рельефным растительным орнаментом, драгоценными камнями.

Слайд 13

ШЛЕМ БУЛАТНЫЙ («ШАПКА ИЕРИХОНСКАЯ») 1621 г.Шлем выполнен знаменитым кремлевским

златокузнецом, оружейником Никитой Давыдовым для царя Михаила Романова. Стальная поверхность шлема украшена золотым узором. Декорации составляют алмазы.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди