02.05.2019

Основные тактики семейного воспитания


Воспитывать ребенка - не такая уж простая задача, как может показаться на первый взгляд. Существуют различные типы и Как разобраться в них? Какие методы семейного воспитания выбрать? Будем искать ответы вместе.

Семейное воспитание и семейная педагогика, в зависимости от того, как родители на эмоциональном уровне воспринимают ребенка и контролируют его, различают следующие стили воздействия:

  • авторитетный,
  • авторитарный,
  • либеральный,
  • индифферентный.

Авторитетный и авторитарный стили

При авторитетном воспитании мать и отец эмоционально тепло относятся к детям, но контроль за ними достаточно высок. Родители признают и всячески поощряют самостоятельность ребенка. Этот стиль характеризуется готовностью по мере взросления малыша пересматривать требования и правила для него.

Авторитарный стиль выражается низким уровнем эмоционального восприятия детей и высоким уровнем контроля. Общение таких родителей с ребенком больше напоминает диктат, когда все просьбы произносятся в форме приказов, а требования, запреты и правила ни под каким предлогом не меняются.

Либеральный и индифферентный стили

В семье, где детей принимают тепло эмоционально, а контроль за ними находится на низком уровне (вплоть до всепрощения и вседозволенности), царит либеральный стиль воспитания. Требований и правил при этом практически нет, а уровень руководства оставляет желать лучшего.

При индифферентном стиле родители очень мало принимают участия в воспитании, ребенка воспринимают эмоционально холодно, его потребности и интересы попросту игнорируют. Практически отсутствует контроль со стороны отца и матери.

Конечно же, каждый из описанных стилей воздействия отражается на ребенке определенным образом. Но главенствующую роль в формировании личности играют типы семейного воспитания. Их и рассмотрим подробнее.

Гармоничный тип

Типы семейного воспитания ребенка делятся на гармоничный и дисгармоничные. Первый подразумевает:

  • взаимную эмоциональную поддержку;
  • максимальное удовлетворение потребностей всех членов семьи, как взрослых, так и детей;
  • признание того факта, что ребенок - это личность, и он может сам выбирать свой путь развития;
  • поощрение самостоятельности детей.

Кроме того, в сложных ситуациях проявляется взаимное уважение и действуют равные права родителей и ребенка в принятии решений. Система требований к чаду здесь всегда обоснована его возрастом и индивидуальностью. Контроль со стороны родителей носит систематический характер, постепенно маленький член семьи привыкает к самоконтролю. Поощрения и наказания всегда заслужены и разумны. У родителей существует постоянство и непротиворечие в вопросах воспитания, но при этом у каждого сохраняется право на собственный взгляд на ситуацию. Мать или отец могут внести изменения в систему воспитания согласно возрасту детей.

Дисгармоничные типы семейного воспитания

Они очень разнообразны, но есть общие признаки, в разной степени соответствующие каждой семье этой категории. В первую очередь дисгармоничные типы семейного воспитания и характеризуются низким эмоциональным уровнем принятия ребенка и даже возможностью эмоционального отвержения. Конечно, взаимность при таком отношении отсутствует. Родители практически разобщены и не имеют единого мнения в вопросах воспитания. В отношениях с детьми они зачастую непоследовательны и противоречивы.

Дисгармоничные типы семейного воспитания характеризуются тем, что в разных сферах жизнедеятельности родители ограничивают ребенка, часто неоправданно. По части требований здесь может быть два полярных положения: либо они завышены, либо практически отсутствуют. В последнем случае царит вседозволенность. Контроль со стороны родителей не там, где нужно, и его недостаточно. Наказания незаслужены и слишком часты или, наоборот, они отсутствуют.

Дисгармоничные типы семейного воспитания ребенка отличаются тем, что в обыденном общении с дочерью или сыном наблюдается повышенная конфликтность. Потребности детей удовлетворяются либо недостаточно, либо чрезмерно. Наиболее часто встречаются такие типы:

Гипопротекция и гиперпротекция

Это два полярных варианта, когда заботы, внимания, контроля, интереса к ребенку и его потребностям или недостаточно (гипопротекция), или слишком много (гиперпротекция).

Противоречивый тип

Предполагает наличие у родителей разных взглядов на воспитание, которые они воплощают в жизнь. Воздействие на ребенка периодически меняется в зависимости от его возраста, но при этом воспитательные стратегии взаимоисключающие и несовместимые.

Повышенная моральная ответственность

К детям предъявляются высокие требования, зачастую несоответствующие возрасту и индивидуальности.

Гиперсоциализирующее воспитание

В этом случае на первое место выдвигаются успехи, достижения ребенка, отношение к нему сверстников, принцип долга, ответственность, обязанности. Все это делается без учета индивидуальных качеств и возраста детей.

Жестокое обращение

При таком типе воспитания наказания тяжелее проступков, а поощрения отсутствуют.

Культ болезни

К ребенку относятся как к слабому, больному, беспомощному, создавая особую атмосферу вокруг него. Это ведет к развитию эгоизма и ощущения своей исключительности.

Кроме стилей и типов, существуют методы семейного воспитания. О них пойдет речь ниже.

Методы воздействия на детей

Типы семейного воспитания и семейных отношений предполагают наличие следующих способов влияния: любовь, доверие, личный пример, показ, обсуждение, сопереживание, поручение, контроль, возвышение личности, юмор, похвала или поощрение, наказание, традиции, сочувствие.

Родители воспитывают детей не только словами и убеждением, но, в первую очередь, личным примером. Поэтому важно правильно организовать личное и общественное поведение матери и отца. Мама и папа не будут иметь положительного влияния на ребенка, если сами не стремятся стать лучше. Методы семейного воспитания работают, лишь когда родители занимаются и самовоспитанием.

Воздействие на детей младшего возраста

Семейное воспитание дошкольников необходимо организовать так, чтобы требования, предъявляемые к ребенку, были согласованы между родителями. Это поможет детям правильно себя вести, научит управлять своими эмоциями и поступками. Нужно говорить о требованиях ребенку в форме пожелания, просьбы или совета, так как приказной тон вызовет отрицательную реакцию.

В любом коллективе традиции являются отражением характера общения и уровня воспитанности. То же самое касается семьи. Складывающиеся обычаи и традиции оказывают благотворное влияние на детей. Кроме того, это сплачивает родителей и ребенка. При подготовке к праздникам малыши приобщаются к бытовой стороне жизни. Они помогают убирать и украшать дом, принимают участие в приготовлении еды и сервировке стола, готовят подарки и открытки для родных.

Главные составляющие семьи

Семейное воспитание дошкольников немногим отличается от воспитания детей других возрастов. Семья, в которой царит гармония, является защитой, опорой для ребенка, благодаря этому появляется уверенность и чувство нужности в этом мире, что и рождает душевный комфорт. Эмоциональная совместимость всех членов создает нужный тон в общении, например, это проявляется тогда, когда шутка матери или отца способна предотвратить назревающий конфликт, разрядить напряжение. Отсюда берет начало и развитие чувства юмора у ребенка, которое позволит ему быть самокритичным, уметь смеяться над собой и своим поведением, обрести стойкость в жизненных ситуациях, а не быть обидчивым и слезливым.

Лучшая модель отношений

Семейное воспитание и семейная педагогика направлены на создание условий, при которых у ребенка формируется модель отношений. По ней он будет строить всю свою жизнь дальше, будет создавать семью, воспитывать детей и внуков. Какой же должна быть эта модель? Семейное воспитание происходит в атмосфере доброжелательности, тепла, счастья и любви, а особенности детей при этом обязательно учитываются. Родители стремятся развить способности и лучшие качества ребенка, принимая его таким, какой он есть. Требования, предъявляемые к детям, основываются на взаимоуважении. Воспитание базируется на положительных качествах ребенка, а не на отрицательных. В противном случае малыш приобретет кучу комплексов.

В заключение

Таким образом, задумываясь о правильности воспитания ребенка, посмотрите сначала на себя со стороны. Ведь дети копируют родителей. Стремитесь стать лучше, и ребенок тоже начнет меняться. Гармонии вашей семье!

Методы семейного воспитания как основа становления гармонично развитой личности ребёнка

Семья как социальный институт выполняет в обществе уникальные функции, поскольку обеспечивает своим членам экономическую и социальную безопасность, духовную общность и является основной ячейкой развития и социализации детей. Повышение воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей содействует развитию всех ее членов. В то же время очень важным аспектом семьи являются отношения между родителями и детьми, которые принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и общее развитие ребенка. Знание основных стилей семейного воспитания поможет родителям скоординировать свои воспитательные воздействия и, возможно, избежать ряда серьезных проблем.

Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей очень существенно: от условий воспитания в семье зависит адекватность или неадекватность поведения ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться вследствие завышенной самооценки. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят за мелочи, а за достижения дарят подарки. Таким образом ребенок привыкает к материальному вознаграждению. Наказывают ребенка очень редко, в семье система требований очень мягкая.

Рассмотрим основные методы неправильного воспитания.

Воспитание по типу Золушки , когда родители чрезмерно придирчиво, враждебно или недоброжелательно относятся к своему ребенку, предъявляя к нему повышенные требования, не давая ему нужной ласки и теплоты. Обостренно переживая несправедливое отношение родителей, они нередко много фантазируют, мечтая о сказочном и необыкновенном случае, который избавит их от всех сложностей жизни. Вместо того чтобы активно относится к жизни, они уходят в мир фантазий.

Воспитание по типу кумира семьи . Выполняются все требования и малейшие капризы ребенка, жизнь семьи крутится только вокруг его желаний и прихотей. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не понимающими ограниченности материальных и иных возможностей родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отстрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим – вот следствия такого уродливого воспитания.

Воспитание по типу гиперопеки . Ребенок лишен самостоятельности, его инициатива подавлена, возможности не развиваются. Многие из таких детей с годами становятся нерешительными, слабовольными, неприспособленными к жизни, они привыкли, что за них все делают.

Воспитание по типу гипоопеки . Ребенок предоставлен сам себе, никем не контролируется, никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает пониманию «что такое хорошо, а что такое плохо».

Конечно же, приемлемых методов воспитания , дающих позитивный результат намного больше. К основным из них можно отнести следующие.

Убеждение . Убеждение – метод, при котором воспитатель обращается к сознанию и чувствам детей. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво, помнить, что убеждает каждое слово, даже случайно оброненное. Родители, умудренные опытом семейного воспитания, отличаются именно тем, что без окрика и паники умеют предъявлять требования к детям. Одна фраза, сказанная в нужный момент может оказаться более действенной, чем урок морали. Словесное убеждение – далеко не единственное средство убеждения. Убеждают и книга, и кинофильм, и радио, по-своему убеждают живопись и музыка, которые, как и все виды искусства, посредством воздействия на чувства учат жить «по законам красоты». Большую роль в убеждении играет хороший пример. И здесь огромное значение имеет поведение самих родителей. Дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Как ведут себя родители, так приучаются вести себя и дети.

Требование . Без требований нет воспитания. Уже к дошкольнику родители предъявляют совершенно определенные и категорические требования. Предъявлять требования необходимо с самого раннего возраста, постепенно увеличивая их круг, усложняя обязанности ребенка. Родители должны осуществлять не только постоянный контроль, но оказывать помощь и поддержку. В практике воспитания детей часто имеют место излишние разглагольствования и пустые разговоры. Отдавая распоряжения, запрещая что-нибудь, не всегда надо долго объяснять и доказывать, - разъяснять необходимо только то, что действительно непонятно.

Распоряжение – главная форма предъявления требований к детям. Его следует отдавать категорическим, но в то же время спокойным, уравновешенным тоном. Родители при этом не должны нервничать, кричать, злиться. Данное задание должно быть посильным для ребенка. Если перед ребенком поставлена чрезмерно сложная задача, то ясно, что она не будет выполнена. Это создает благоприятную почву для воспитания опыта непослушания. Родителям следует помнить, что если один из них далраспоряжение или запретил что-либо, то второй не должен ни отменять, ни разрешать то, что запретил первый.

Поощрение. Чаще всего мы используем такие методы поощрения как одобрение и похвала. Одобрение широко применяется в практике семейного воспитания. Одобрительное замечание – это еще не похвала, а просто подтверждение, что сделано хорошо, правильно. Человек, у которого правильное поведение еще только формируется, очень нуждается в одобрении, потому что оно является подтверждением правильности его действий, поведения. На одобрительные замечания и жесты не с следует скупиться.

Похвала это выражение удовлетворения определенными действиями, поступками воспитанника. Как и одобрение, она не должна быть многословной, но иногда одного слова «Молодец!» все-таки недостаточно.

Выбирая меры поощрения, нужно учитывать возраст, индивидуальные особенности, степень воспитанности, а также характер действий, поступков, которые являются основанием для поощрения. Родителям следует помнить, что чрезмерное захваливание также очень вредно.

Наказание . Наказание - это способ дополнительной мотивации через ограничения в чем-либо. Родителям не следует использовать наказание какспособ выпустить пар или выместить злость. Наказывая ребенка таким образом, можно научить его врать и изворачиваться.

Определим педагогические требования к применению наказания:

  • уважение к детям: родитель, наказывая ребенка должен проявлять к нему уважение и такт;
  • последовательность в действиях: на эффективность наказания влияет отсутствие закономерности в выборе их формы и степени серьезности, также сила, эффективность наказаний значительно снижаются, если они применяются часто и по незначительным поводам, поэтому не следует быть расточительными на наказания.
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности: за одинаковый поступок, например, за грубость к старшим, нельзя одинаково наказывать младшего школьника и юношу, того, кто допустил грубую выходку по недопониманию, и кто сделал это преднамеренно;
  • справедливость в наказании: нельзя наказывать «сгоряча». Прежде чем наложить взыскание, надо выяснить причины и мотивы поступка, т.к. несправедливые наказания озлобляют, дезориентируют детей, резко ухудшают их отношение к родителям;
  • умеренные наказания: можно понять желание наказывать в соответствии с проступком, но не в условиях формирования поведения. Если ребенок пришел домой позже установленного времени, и вы хотите забрать у него сотовый телефон, но не можете определить, на какое время: одну-две недели или только на пару дней. Очень часть родителям кажется, что пара дней представляется слишком мягкой карой. Однако именно пара дней окажет максимальное воздействие на формирование желательного поведения. Больший срок не будет лучшим наказанием и может спровоцировать нежелательные побочные эффекты. Умеренное наказание не потеряет своей силы, когда сравнивается с позитивным подкреплением;
  • твердость в решении: если наказание объявлено, то его не следует отменять, за исключением случаев, когда выясняется его несправедливость;
  • коллективный характер наказания: в воспитании ребенка принимают участие все члены семьи. Наказание, наложенное одним из ее членов, не отменяется другим.

Таким образом, чтобы сформировать у ребенка адекватное представление о себе и своих возможностях, нужна гибкая система наказания и похвалы. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с заниженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу.

И все же возникновение проблемных ситуаций в процессе семейного воспитания практически неизбежно. Перечислим часто встречающиеся поведенческие нарушения и методы их преодоления.

Капризы . Даже самые мягкие, самые послушные и спокойные дети иногда капризничают. И делают это в любом возрасте. Чем болезненнее ребёнок воспринимает отказ ему в чём-либо, тем более он склонен к капризам. Наиболее частая причина, из-за которой капризы повторяются, – наша неверная реакция на них.

Как же нужно лечить капризы?

  • Как только ребёнок начинает капризничать, откройте ему свои объятия, уверьте его в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза. Однако не вознаграждайте малыша ничем.
  • Если вам не удалось это сделать, оставьте ребёнка в покое, не обращайте на него внимание, дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия.
  • Самые эффективные способы лечения капризов те, которые «разоружают» ребёнка, вынуждают понять, что вы никогда не относитесь всерьёз к его причудам. Оставайтесь спокойными к его поведению, что бы он ни делал.

Непослушание . Надежный единственный способ «вылечить» непослушание – считать его проявлением несчастья. Прежде всего, нужно постараться понять, что именно вынуждает детей не слушаться. Ребёнок становится непослушным, когда родителям не удаётся уравновесить своё недовольство со своим одобрением. Если ребёнок ощущает наше нерасположение к нему, никакие упрёки и наказания, даже более ужесточённые, ни к чему не приведут.

Упрямство . Довольно часто родителям приходится сталкиваться с упрямством детей, когда они отвергают все авторитеты и ни за какие блага не желают слушаться старших. Если упрямство – явление повседневное, то, по-видимому, серьёзно нарушены взаимоотношения родителей с ребёнком. Очень упрямые дети обычно не сразу становятся такими, а постепенно, в силу многих причин. В таком случае нужно подумать об улучшении взаимоотношений с ребёнком, сделать так, чтобы он мог увидеть в родителях людей, которые всегда готовы поддержать его, всегда интересуются его жизнью, дорожат добрыми отношениями с ним. Однако не следует забывать, что родители настаивают на своем мнении, потому что имеют больший, нежели у малыша опыт. В таких случаях с ребёнком надо говорить твердо, не взрываясь от гнева, не обнаруживая своё плохое настроение. Твёрдость иной раз полезнее ласки.

Воровство относительно редкое явление среди маленьких детей, но и оно составляет проблемы хотя бы потому, что ребенок еще не имеет никакого понятия о собственности. Он знает разницу между «иметь» и «не иметь», у него есть желания, он может испытывать зависть. Это один из симптомов самоутверждения ребенка в жизни. Очень важно, чтобы между родителями и детьми сложились добрые отношения. Только тогда удастся внушить ребенку представление об истинной порядочности и честности.

Лживость . Большинство родителей вскипает гневом, когда уличает ребенка во лжи, при этом взрослые в это время, как правило, оказываются бессильными что-либо предпринять. Поэтому из всех способов пресечь подобное явление самый бесполезный и наименее рекомендуемый – это запугать детей. Следует быть готовым к тому, что рано или поздно это случится, давайте разберемся, когда и почему ребенок лжет.

Четыре основные причины, почему дети лгут:

  • чтобы добиться родительской похвалы или проявления любви;
  • чтобы скрыть свою вину;
  • чтобы избежать наказания;
  • чтобы выразить свою враждебность к родителям.

Первое, что необходимо сделать, чтобы отучить ребенка лгать, – постараться успокоить его, сделать так, чтобы он не испытывал никакой потребности говорить неправду. Также следует пересмотреть характер взаимоотношений родителей и ребёнка. Чем лучше будет ребёнок чувствовать себя в обществе взрослых, тем реже у него будет возникать потребность скрывать правду.

Агрессивность . Агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, болезненные и здоровые стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании, сопротивлении. Важно поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать ее отрицательным чертам. Для этого необходимо понять ее природу и происхождение.

Агрессия по своей сути – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворительности, протеста, злости и явного насилия, возникает при попытке ребёнка изменить положение вещей. Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребёнке – проявлять к нему любовь. Нет малыша, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.

Чрезмерная робость нередко возникает у детей, особенно в присутствии взрослых или среди незнакомых ребят. Они начинают стесняться, смущаться и выглядят более заторможенными, чем обычно. В крайних случаях ребёнок заранее показывает свой страх: слезами и криками протестует против визита к врачу или не желает идти в гости.

Чаще робость проявляется спонтанно. Дети становятся робкими после того, как их напугали взрослые хотя бы один раз. Каждый раз, когда родители требуют от детей чего-то, чего они не понимают или не в силах сделать, они оставляют в их сознании негативный след. Дети пугаются уже того, что не способны выполнить просьбу родителей и боятся утратить их любовь.

Лучший способ устранить робость – постараться избегать проявлений недовольства. Как только ребёнок поймет, что может положиться на родителей, он почувствует себя спокойнее и с другими людьми.

Эмоциональная неуравновешенность . Дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить и обидеть, так как они почти совсем еще не знают себя и не умеют владеть собой. Подобное поведение детей совершенно нормально. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра – живым и веселым. Если ребенок очень долго находится в подавленном состоянии или с ним происходят резкие и неожиданные перемены, лучше обратиться за советом к психологу.

Воспитание - это не просто передача готовых знаний, умений, навыков и стиля поведения, а это постоянный диалог взрослого с ребенком, в процессе которого ребенок все в большей мере осваивает способность к принятию самостоятельных решений, что поможет ему стать полноправным членом общества, наполнит его жизнь смыслом. Надеемся, что обозначенные нами основные характеристики различных типов семейного воспитания, наиболее частые поведенческие нарушения детей и предложения по их преодолению помогут нормализации отношений в семье.

Литература

1. Богословская В.С. В кругу семьи рождается душа. – Мн., 2001.

2.Куровская С.Н. Традиции в семейном воспитании детей // Праблемы выхавання. 2005, № 5.

3. Плахова Т.В. «Ты – семьянин» – Мн., 2006 г.

4. Классификация стилей воспитания / режим доступа: https://studme.org/53441/sotsiologiya/klassifikatsiya_stiley_vospitaniya

5. Почему детеныш не командует стаей, или как неправильным воспитанием не испортить ребенку жизнь / режим доступа:

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:
- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».
Рассмотрим влияние семьи на ребенка .
1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.
Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении.
У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

5. Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

Особенность семейного воспитания - органичное слияние со всей жизнедеятельностью растущего человека: включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно-значимых форм поведения.
Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.

Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:
- неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
- бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
- авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;
- безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
- отсутствие нормального психологического климата в семье;
- фанатизм в любых его проявлениях;
- безграмотность в педагогическом отношении, противоправное поведение взрослых.

Еще раз повторю, что среди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности.
Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.), четвертые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному - воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.

Понятие «воспитательный (иногда говорят - педагогический) потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка. Принимаются во внимание такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности.

Условно эти факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический (А.В.Мудрик). Рассмотрим их подробнее.

Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во мно¬гом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно.

Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон). Это является основой формирования позитивного самоощущения ребенка.

Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие во многом сопряжены с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране.

Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи.

Удобная и красивая среда обитания - это не дополнительное украшение в жизни, она оказывает большое влияние на развитие ребенка.
По воспитательным возможностям различаются сельские и городские семьи.

Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей.

Принципы семейного воспитания

Принципы воспитания – практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.
Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:
- дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;
- родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;
- воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
- диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
- личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;
- воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
- все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;
- оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие: целенаправленности, научности, гуманизма, уважения к личности ребенка, планомерности, последовательности, непрерывности, комплексности и систематичности, согласованности в воспитании. Рассмотрим их более подробно.

Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ.
Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.

Принцип научности. В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания.

Принцип уважения к личности ребенка – принятие ребенка родителями как данность, таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша.

Принцип гуманности – регламентация отношения взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, – его право на текущий час и сегодняшний день.

К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку – «стань таким, как я хочу». И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива.
Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка.
К сожалению, родители, особенно молодые, отличаются нетерпением, зачастую не понимая, что для формирования того или иного качества, свойства ребенка необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него, они желают видеть «продукт» своей деятельности «здесь и сейчас». Не всегда в семье понимают, что ребенка воспитывают не только и не столько слова, но вся среда родного дома, его атмосфера, о чем мы говорили выше. Так, ребенку говорят об аккуратности, предъявляют требования к порядку в его одежде, в игрушках, но одновременно он изо дня в день видит, как папа небрежно хранит свои бритвенные принадлежности, что мама не вещает в шкаф платье, а бросает его на спинку стула... Таким образом действует так называемая «двойная» мораль в воспитании ребенка: от него требуют то, что для других членов семьи оказывается необязательным.

Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д. Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. становится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга – необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. В противном случае получится, как в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, рак да щука». Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.

Методы семейного воспитания

Методы семейного воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие.

Выбор методов
В первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности. Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит:
от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители;
отношения в семье и образа жизни;
числа детей в семье;
родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность;
личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров;
опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей.

Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Наблюдения, анализ письменных и устных ответов детей показывают, что один и тот же метод многими родителями используется по-разному. Наибольшее количество вариантов наблюдается при применении методов убеждения, требования, поощрения, наказания. Одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения; вторая - воздействуя личным положительным примером; третья - назойливыми поучениями, упреками, окриками, угрозами; четвертая - наказаниями, в том числе физическими.

Реализация метода родительского требования
Непосредственное(прямое) родительское требование Опосредованное(косвенное) родительское требование
в виде поручения в виде показа образа
предупреждения пожелания
распоряжения совета
категорического приказа напоминания
другие виды переключения
другие виды

Основные условия действенности родительского требования

1. Положительный пример родителей
2. Благожелательность
3. Последовательность
4. Учет возрастных особенностей детей
5. Единство в предъявлении требований со стороны отца, матери, всех членов семьи, родственников
6. Уважение личности ребенка
7. Справедливость
8. Посильность
9. Учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей
10. Совершенство технологии предъявления требований (такт, осторожность, некатегоричность тона, неназойливость, привлекательность формы, отточенность, филигранность речевого общения)

1. Тема моего выступления: «Воспитание ребенка. Пять тактик семейного воспитания»

Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова знаменитого педагога В.А. Сухомлинского:

2. «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».

Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

Не он.… И этот не он.… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

Где же обещанный Путник Вечности?

(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

3. - Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

А потому что именно нашим детям жить в будущем.

4. Если воспользоваться приемом психологов, то можно представить себе, что душа ребенка – это полная чаша. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?

Наверное, каждый из вас мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, сильным, умным, честным, справедливым, благородным, заботливым. И никто из любящих родителей не пожелает ребенку стать лживым, лицемерным, подлым. …

Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! И все это – надежды и мечты его родителей.

А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.

Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

5. Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества , которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью.

6. Именно родители, могут дать ребёнку нежность, ласку, любовь, тепло, поддержку, понимание, одобрение, заботу, похвалу, улыбку.

Итак основные пять тактик мы применяем при воспитании наших детей: 1) диктат 2) опека, 3) конфронтация, 4) мирное сосуществование, 5) сотрудничество .

7 Диктат.

Диктат в семье, где одни ее члены подавляют у других самостоятельность, инициативу, чувство собственного достоинства, и сейчас может проявляться в формах, быть может, не столь резких, но достаточно определенных.

Никто не спорит - родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Но максимальная требовательность старших должна сочетаться с максимальным доверием и уважением к нему - в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением.

Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением объекта воспитания - ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы и другие жестокие меры воздействия своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнения ребенка, лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия катастрофической неудачи формирования его личности.

8. Опека.

Уже само название «опека» подчеркивает сущность метода, свидетельствуя о «сверхопеке» ребенка. Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней. Ведь то, что он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях Всем, можно бегать босиком - ему нельзя, наколет ножку; все дети едят мороженое - а он не может, оно холодное, и вдруг... ангина; всем разрешают купаться в речке, кроме него: там глубоко, вдруг захлебнется

Такие дети уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающаяся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста

  • Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых
  • Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем
  • Растет безвольным, трудности в общении

9.Конфронтация

И без того ясно, что вражда, война привычны в этой семье. Трудно рассчитывать на то, что здесь между поколениями наступит мир. Раздражение накапливается, растут взаимные обиды, постоянная конфронтация заставляет стороны подмечать и утрировать слабости друг друга. Возникает злорадство по поводу неудач, неприятностей, которые выпадают на долю другого.

Не приняли? Так тебе и надо. Балерина! Это с твоей-то осанкой, фигурой! Шить лучше научись, - с нескрываемым удовольствием выговаривает мать дочери, вернувшейся после неудачного дебюта в балетной студии.

Можете не сомневаться, что, когда у матери случатся неприятности на работе, она не найдет сочувствия у дочери - счет будет оплачен той же монетой.

Все как на войне. Однако на войне, как правило, сильнейший выигрывает. Здесь в проигрыше обе стороны - победы быть не может. "Холодная война", по мере того как дети взрослеют и начинают отрицать мораль послушания, переходит в "горячую". Силы сторон уравновешиваются: на грубость - грубостью, на злорадство - злорадством. Педагогический крах оборачивается крахом семьи.

10. Мирное сосуществование

Четвертый тип тактики семьи - мирное сосуществование с позиций невмешательства. Здесь все выглядит вполне благопристойно. У каждого свои дела, свои проблемы, свои трудности и успехи. Родители работают, дети учатся, у каждого своя сфера, своя отрасль деятельности. И казалось, такой тип отношений в семье надо только приветствовать.

Каков же результат? Став на путь формирования индивидуалиста, родители пожинают горькие плоды индивидуализма. Семья как центр притяжения, как эмоциональный магнит, как семейный очаг для ребенка не существует. Жизнь родных, их радости и невзгоды для него за семью печатями. И рано или поздно наступит критический момент - беда, болезнь, трудности, - когда от него потребуют и участия, и включения в общесемейные проблемы, и добрых чувств, и убедятся в его полной неспособности ко всему этому. Они будут горько сетовать по поводу несостоятельности юноши как сына, девушки как дочери, не отдавая себе отчета в том, что это - несостоятельность сложившейся системы семейных отношений.

11.Сотрудничество

Но ведь должен существовать и оптимальный вид тактики семейного воспитания. Да, это сотрудничество. Именно в ситуации сотрудничества преодолевается индивидуализм ребенка, формируются черты коллективиста. А это уже предполагает, что семья обретает особое качество, становится группой особого типа, превращается в коллектив.

Гармония семейных отношений предполагает взаимность в проявлении соучаствования. Конечно, родители, как правило, предлагая ребенку сотрудничество и поддержку в делах (помогая ему учиться, обучая трудовым и спортивным навыкам, разделяя с ним ответственность в затруднительных обстоятельствах и т. п.), обнаруживают "соучаствования". Однако всегда ли оно присуще адресату родительских эмоций? К сожалению, далеко не всегда ребенок отвечает взаимностью.

А вы задумывались, какой из этих типов используется Вами? Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их.

12. Когда размышляешь о типах воспитания детей, невольно приходят на ум слова Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!».

Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. Достоинство человека в том, что он признает свои недостатки и пытается их исправить.

Уважаемые педагоги и в этом же лице многие родители, помните о том, что ребенок – путник вечности, и именно в нем будет, как в зеркале, отражено ваше будущее.


Можно условно выделить пять линий развития семейных отношений, типов социально-психологического климата семьи и соответственно тактик семейного воспитания.

Родители борются за то, чтобы их дети выросли такими, какими они хотят их видеть, и эта борьба не против детей, а за них. Тактика такой борьбы может быть весьма и весьма различная: удачная или неудачная, правильная или ошибочная, умелая или неумелая, научно обоснованная или антинаучная. Эта тактика соответствует типу семейных отношений и, в конечном счете, ими порождается. Вот об этом и пойдет речь дальше.

Диктат

Диктат в семье, где одни ее члены подавляют у других самостоятельность, инициативу, чувство собственного достоинства, и сейчас может проявляться в формах, быть может, не столь резких, но достаточно определенных. Никто не спорит - родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Но максимальная требовательность старших должна сочетаться с максимальным доверием и уважением к нему - в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением объекта воспитания - ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы и другие жестокие меры воздействия своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление сломлено, победа оказывается пирровой. Вместе со сломленным упорством оказываются сломленными, растоптанными многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности.

Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнения ребенка, лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия катастрофической неудачи формирования его личности. Трудно предсказать судьбу молодого человека, оказавшегося жертвой подобной воспитательной системы. Может быть, вырастет подхалим, приспособленец, трус, может быть - циник, хам, деспот. Может случиться, и выправится под влиянием каких-либо вне семейных влияний, и все обойдется без тяжких последствий.

Существуют семьи, в которых ребенок является настоящим маленьким тираном. Вообще-то нередко это происходит в семьях, где ребенок долго болеет и родители, проникнутые жалостью и состраданием, готовы сделать все, чтобы компенсировать то, чего лишила его болезнь. Или это может быть долгожданный ребенок, родившийся в семье немолодых родителей, потерявших надежду на потомство. Как правило, отказа такому малышу не бывает ни в чем, любые его требования безоговорочно выполняются.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди