02.05.2019

Особенности физического и психологического состояния женщины после родов. Влияние матери на ребенка во время беременности


Связь между ребенком и любящей мамой сохраняется всю жизнь, а первые месяцы она особенно прочная . Не зря некоторые специалисты называют первые три месяца жизни малыша четвертым триместром беременности, настолько мать и дитя неразрывны , только теперь это не столько физическая, сколько эмоциональная связь . И вот тут могут возникать некоторые сложности.

Представьте себе, что вы устроились на новую работу в чужом городе, в абсолютно незнакомый коллектив и осваиваете новое направление деятельности. Вы пока плохо разбираетесь в рабочем процессе, у вас тут нет друзей, и вы с трудом понимаете, как себя вести себя с окружающими. Ощутили всю глубину проблемы? Примерно также чувствует себя в первые месяцы после родов молодая мамочка с ребенком на руках.

У женщины, примерившей на себя роль мамы в первый раз , еще совсем нет опыта в уходе за малышом , и если кроха часто кричит, плачет, плохо спит ночью, болеет или долго сосет грудь, у нее возникает чувство обеспокоенности и неуверенности. «Все ли я делаю правильно?» - обычный вопрос для молодых родителей, иногда пребывающих в панике от своей новой роли.

И таких вопросов в первое время будет очень много, ведь в современном обществе уже нет однозначных устоев прошлого: малыша можно или надевать ему трикотажные костюмчики, ребенка можно кормить , или установить ему режим, кроху можно постоянно носить с собой на ручках или при помощи слинга, а можно оставить в кроватке или коляске. Эти и множество других важных вопросов, например, таких как , и молодым родителям приходится решать ежедневно, опираясь на иногда абсолютно противоположные мнения специалистов-педиатров, различный опыт родных, близких, знакомых, друзей, посетителей профильных .

Растерянность, усталость, беспокойство и страх перед неизвестностью - все эти эмоции испытывает молодая мама в первые месяцы после родов. В связи с тем, что ее эмоциональная связь с ребенком очень тесная, все эти чувства начинает испытывать и малыш , становясь все более нервным и раздраженным. В результате получается замкнутый круг - мама не может расслабиться и отдохнуть, потому что ребенок постоянно плачет, а малыш плачет, потому что «считывает» эмоциональную обеспокоенность мамы.

Вывод напрашивается сам собой. Хотите, чтобы ваш малыш был спокойным и веселым, как можно меньше плакал и хорошо спал? В таком случае прямо с сегодняшнего дня начинаем приводить нашу нервную систему в порядок, учимся быть спокойными и настраиваемся воспринимать все позитивно . Ведь если мама чувствует себя комфортно и уверенно, то и ребенку передается чувство спокойствия и защищенности.

Предлагаем вам несколько простых советов, как молодой маме улучшить свое эмоциональное состояние:

Больше отдыхайте

Необходимо чтобы первое время у молодой мамы было достаточное количество времени на отдых и сон. Малыш уснул - спите вместе с ним, не отказывайте себе в расслаблении. Чем более спокойной и отдохнувшей будет молодая мама, тем больше у нее будет молока и тем спокойнее и счастливее будет ваш малыш. К тому же организму необходимо восстановиться после родов и перестроиться на новую систему жизни.

Пойте

Как бы это смешно не звучала, пение - отличная дыхательная гимнастика, которая улучшает работу сердечно-сосудистой и нервной системы молодой мамы, снижает усталость, возбудимость, снимает внутренние зажимы и расслабляет. Пойте новорожденному малышу колыбельные, подпевайте любимым хитам, которые звучат по радио, пойте в душе, под струями воды - все это подарит вам отличный релакс и замечательное настроение.

Радуйтесь мелочам

Конечно, в первые недели после родов у молодой мамы просто голова идет кругом от забот и хлопот. Вы еще только осваиваете свою новую роль и чувствуете себя в ней не совсем уютно. Чтобы немного отвлечься от постоянной суеты вокруг кормления и смены памперсов не забывайте радоваться мелочам. Малыш улыбнулся вам - улыбайтесь ему в ответ, за окном хороший солнечный день - значит, сегодня у вас и малыша будет хорошее настроение, с погодой не сложилось - тоже не беда, динамичная музыка, яркая кофточка и новая погремушка для малыша сделают ваш день позитивным и незабываемым. Во время прогулки вы обращаете внимание только на то, насколько холодно или жарко вашему малышу и пытаетесь не забыть, что нужно купить в магазине? Взгляните по сторонам и найдите вокруг что-то простое и милое, что может поднять вам настроение. Возможно, вы уже давно не замечаете, что в соседнем дворе обитает шикарная пушистая кошка, а на деревьях вот-вот распустятся листочки: улыбнитесь окружающему миру и ваше настроение обязательно улучшится.

Верьте себе

На время перестаньте читать различную литературу или интернет, перестаньте искать там ответы на волнующие вас вопросы и прислушайтесь к своей интуиции. Материнская интуиция - великая вещь и она редко ошибается. Верьте себе, делайте так, как вы хотите, а не так, как пишут в правильных книжках. Каждый ребенок индивидуален и именно вы чаще всего знаете (или даже подсознательно ощущаете) точно, что хорошо для вашего малыша, а не доктор, консультирующий по интернету, ваша мама или подруга. Если вы делаете то, во что верите - вы становитесь увереннее и спокойнее, а это именно то, чего мы хотим достичь.

Наша мама- Helga рассказывает : «После родов на меня просто вылился поток советов и поучений: как ребенка нужно купать, как пеленать, как кормить и все остальное. Моя мама и свекровь, подруги, у которых есть дети, а также девочки, с которыми мы гуляли вместе в парке - все пытались научить меня как нужно правильно ухаживать за ребенком. Притом, что я их абсолютно об этом не просила, возможно, окружающих смущало, что мне только 19 лет. Иногда от абсолютно разных мнений и советов у меня просто «ехала крыша». И вот когда я уже начала сомневаться в том, правильно ли я прикладываю малыша к груди, хотя раньше у меня никогда не возникало таких проблем, я подумала, нет, стоп, хватит. Я больше никого не буду слушать! Что сама решу - так и буду делать. Единственное кому я доверяла - слушала нашего педиатра и все. И вы знаете, мне стало гораздо проще, я стала намного спокойнее, когда начала больше верить себе и своим ощущениям».

Снижайте планку

Не случится ничего страшного, если вы не будете мыть пол в квартире ежедневно или обязательно гулять с ребенком по 3 часа в день. Пусть в доме не будет кристальной чистоты, а муж сам сходит в магазин и самостоятельно приготовит себе и вам ужин, так как сможет, это сейчас не самое важное. У вас нет на что-то сил и времени? Это нормально, делайте то, что можете и так, как можете, сейчас не время для рекордов, не вините себя ни в чем. Ведь в случае если молодая мама будет сильно уставать, а для ослабленного после родов организма много и не нужно, у нее могут возникнуть проблемы с лактацией.

Общайтесь

Конечно, для молодой мамы с кормлением «по требованию» совет «выйти в кафе с подружками» может звучать несколько несбыточно, но если все правильно рассчитать, то пока муж гуляет в парке с коляской, вы вполне можете минимум часик поболтать с подружкой в ближайшем заведении или просто прогуляться по магазинам. Не закрывайтесь в своем новом мире с головой, материнство это не монастырь. Конечно, некоторые ограничения и изменения в вашей новой жизни с малышом обязательно возникнут, но полностью отказываться от всего, что вам раньше нравилось, и было интересно, абсолютно не стоит.

Все эти, на первый взгляд, несложные советы, помогут молодой маме восстановиться, прийти в себя, успокоиться и расслабиться, ведь нельзя забывать, что от вашей эмоциональной стабильности и позитивного настроя напрямую зависит здоровье вашего ребенка.

Нужно осознавать, что волнения беременной женщины приводят к опасным изменениям ее организме, воздействуя на физическое состояние будущего ребенка. Нежеланные дети – это те, которых решили родить, но не захотели научиться любить.

Развиваясь, малыш адекватно воспринимает особенности маминого влияния на него слышит как бьется сердце, как шумит кровь в сосудах. Чувствует напряжение мышц, как меняются дыхание, голос. И учится анализировать разное состояние мамы в то или иное время, в той или иной ситуации.

Пример: женщина смотрите комедию – у нее хорошее настроение, вырабатываются эндорфины (гормоны удовольствия), попадающих с кровотоком в мозг ребенка, слышит музыку и мамин смех. Тело женщины расслабилось, она ровно дышит. В кровь попадает достаточно кислорода как для нее, так и для малыша. Женщина касается живота, мягко поглаживает. Ребенок фиксирует – музыка, смех, кислород. Мамино прикосновение – это хорошо.

Другой пример: женщина нервничает, ругается с мужем, ее тело напряжено, недостает кислорода, потому что его поглощает крик. Гормональная система вырабатывает гормон адреналин и другие стрессовые гормоны. У ребенка возникает гипоксия (не хватает кислорода), она слышит крик, испытывает напряжение, слышит голос отца. Фиксирует – когда я слышу этот голос, мне плохо.

Рассмотрим ситуацию, когда женщина не хочет ребенка. Психологически этот ребенок будет обделенной. Она развивается, не испытывая поддержки, не имея общения, постоянно вынуждена получать гормоны стресса и то учится реагировать на них. Поскольку все в человеке взаимосвязано, то нерешенные психологические проблемы, психологическая незрелость, неготовность влияют на работу репродуктивных органов и всей гормональной системы женщины. В конечном итоге возникает угроза выкидыша и вот почему.

При стрессе вследствие нежелания женщины вынашивать ребенка в первую очередь реагирует на нее кора головного мозга. Далее следует ответ гипоталамо-гипофизарной системы. В кровь попадает гормон стресса, который вырабатывают железы внутренней секреции. В ответ на уровень гормона в крови реагируют мышцы, которые провоцируют выработку адреналина. После этого уровень пролактина повышается, а прогестерона уменьшается – возникает угроза за счет реакции мышц матки. Чем больше и чем дольше сохраняется повышенный тонус матки, тем опаснее для ребенка.

Таким образом следует помнить, что мать и ребенок влияют друг на друга. Физическое состояние, эмоции, настроение они делят на двоих. Ребенок получает свой собственный опыт почти с первых дней существования. То, как женщина готовится к появлению малыша, как она воспринимает изменения, которые происходят с ней и в ней, как она относится к ребенку – все это имеет отражение на будущее.

Психологический симбиоз с матерью - это эмоционально-смысловое единство, которое служит исходным пунктом дальнейшего развития сознания и личности ребенка.

Возникновение психологического симбиоза обусловлено физиологической общностью матери и плода в пренатальном развитии. Развитию психологического симбиоза способствует появляющийся на рубеже первого и второго месяцев жизни ребенка комплекс оживления, упрочивающий эмоциональную связь матери и младенца.

Ребенок рождается неразвитым умственно и физически, полностью беспомощным. Он не знает ничего о мире, в который попал, и о правилах поведения в нем. Поэтому долгое время мама является его глазами и руками. Мама удовлетворяет все его потребности, физические и психические, мама же и показывает, как в этом мире себя ведут, что можно, а что - нельзя.

Мама в течение долгого времени является продолжением «я» ребенка. Это продолжение помогает ему выжить, но мама также - и представитель того нового мира, в который малыш попал. Мама - зеркало этого мира. Строя отношения с мамой, ребенок строит и отношения со всем миром.

В первые месяцы жизни младенца он находится с матерью в психологической симбиотической связи. В это время ребенок не отделяет себя от мамы, он воспринимает себя как двуединое существо, мама - это тоже он. Поэтому малыш необыкновенно чуток к внутренним состояниям матери, он буквально «считывает» её настрой и направление мыслей.

Если мама находится длительное время в стрессе, болеет, раздражительна или агрессивна - ребенок может даже начать физически недомогать, не говоря уж о том, что негативное состояние матери повысит его тревожность.

Особенности отношений в паре мама-младенец влекут за собой следующие важные моменты.

1.Практика показывает, что совсем маленький ребенок в своём поведении всегда воспроизводит мамины ожидания. Если мама спокойна и уверена в том, что её малыш будет спокойным, - он действительно оказывается уравновешенным.

Если малыш, например, капризничает перед сном, «требует» сложного ритуала укладывания в виде интенсивного укачивания или ношения на руках столбиком, - это, на самом деле, не малыш «предпочитает» - это он воспроизводит мамины ожидания.

Младенец первых месяцев жизни способен только чувствовать общие эмоции - хорошо ему или плохо. У него нет предпочтений, нет особых желаний - их и не может еще быть, ведь он ничего пока не знает ни о мире, ни о себе.

Как же формируются «требования» от мамы делать что-то определенным образом, которые якобы исходят от младенца? Алгоритм несложен. Большинство мам, оказавшись с новорожденным на руках, находятся в растерянности, не представляя себе, как правильно за ребенком ухаживать. Например, многие матери первенцев не знают, как уложить ребенка спать в соответствии с его врожденными потребностями. Они неуверенны, нервничают, допускают ошибки в уходе, приводящие к плачу малыша.

Вместе с мамой начинает нервничать и ребенок, он «считывает» её состояние. В результате он тревожится перед сном еще больше, ожидая от неё правильных действий, о которых она не подозревает. Мама методом «тыка» и по советам окружающих начинает пробовать разные варианты успокоения или «усыпления» ребенка, и один из вариантов срабатывает. Не потому, что он единственно правильный и соответствующий генетическим ожиданиям младенца, а потому, что он в определенный момент вызвал у малыша позитивные эмоции.

И с этого начинается формирование ритуала. Мама принимается воспроизводить этот вариант из раза в раз, закрепляя у ребенка привычку укладываться или успокаиваться только так, а не иначе. После этого мама говорит: «мой ребенок засыпает ТОЛЬКО при укачивании на мяче», «…при ношении столбиком», «…только с соской», «…только с папой», «…только в коляске на улице». И это не является неправдой. Малыш действительно засыпает спокойно только так, у него выработана самой мамой привычка. И мама вынуждена всегда поддерживать этот ритуал. Но это не сам ребенок предпочитает так, и никак иначе.

Не сам ребенок предпочитает брать только одну, «любимую» грудь, прикладываться к груди в определенном положении или не прикладываться перед сном вообще. Это - результат маминых действий. А раз это результат маминых действий, значит, мама вполне способна запустить обратный процесс, разрушить привычку и прийти к способу, отвечающему изначальным потребностям малыша.

Разрушение привычки происходит не сразу, и может поначалу встречать сопротивление со стороны ребенка: это нарушает его спокойствие, так как нарушает уже ставшую знакомой картину поведения мамы. Но бояться менять ситуацию не стоит - ведь мама движется в сторону природных ожиданий малыша, которые она сначала у ребенка по незнанию притупила. А то, что спланировано самой природой - всегда просто и требует от матери минимальных усилий. Чтобы уложить ребенка спать, ей всего лишь нужно приложить его к груди. К любой, по её выбору, и в любом положении (конечно, удобном и малышу), по её выбору.

Итак, ребенок всегда ведет себя так, как ожидает от него мама . Ожидание её может быть сознательным или бессознательным. Если она ожидает, что уже подросший малыш опять будет плакать и проситься на руки сразу после того, как она спустила его на пол - он будет это делать.

Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Во-первых, спокойствие, твердость, последовательность и позитивное мышление мамы является условием веры ребенка в доброжелательность и ясность того мира, в который он попал. А это уже - залог уравновешенности и здоровья психики младенца.

Во-вторых, основой нужного поведения со стороны ребенка является мамин настрой. Если мама уверена в том, что всё делает правильно, что нужно делать только так, если она последовательна и спокойна - рано или поздно, но ребенок начнет реагировать так, как маме нужно. Главное - терпение. Безусловно, мама не нанесет ребенку вред и сможет быть полностью уверена в своих действиях только в том случае, если эти действия не идут в разрез с психовозрастными особенностями малыша. Часто матери, будучи неуверенны в том, что они делают по отношению к младенцу, начинают перекладывать на него свои тревоги и опасения.

Очень распространена ситуация, когда мамы, какое-то время практиковавшие повсеместно распространенный «педиатрический» уход, почувствовали, что малышу будет намного лучше, если за ним наладить естественный уход, но, начав воплощать его в жизнь, наткнулись на сопротивление ребенка.

Например, ребенок не может заснуть ночью рядом с мамой, ему неудобно («тесно», «жарко» и другие объяснения, представляющие собой автоматический перенос ощущений, которые в подобной ситуации может испытать взрослый, на младенца). Или ребенок не хочет сидеть на руках лицом к маме. Или ребенок не хочет брать грудь на сон. Или ребенок ни в какую не хочет сидеть в эргономичной переноске. И тому подобное.

Означает ли это, что именно вот этот ребенок развивается как-то по-особому, вопреки законам психического и физического развития младенца? Конечно, нет. Это означает лишь две вещи. Во-первых, у ребенка уже самой мамой в ходе предыдущего ухода выработаны определенные привычки и ожидания определенных её действий в той или иной ситуации. А она вдруг начинает действовать по-другому, ломая устоявшиеся представления малыша. Даже если по-старому было плохо, новое - всё равно поначалу страшно. Поэтому малыша нескольких месяцев от роду не сразу удается, например, начать прикладывать к груди перед сном (особенно после пустышки!) или высаживать.

Кроме того, малыши, которые с рождения проводили на руках матери не так уж много времени (спали в кроватке, гуляли в коляске), имеют притупленную нужду в телесном контакте. Они в некоторой степени внутренне отстранились от матери. (Жесткий, но наглядный пример: дети из дома малютки вообще не могут заснуть рядом с другим человеком, некоторые очень не любят находиться на руках). Поэтому малышам требуется время для того, чтобы привыкнуть к маминым объятьям.

Во-вторых, именно неуверенность мамы в правильности своих действий, её подозрения, что выбранный уход вреден ребенку (например, что она может придавить малыша при совместном сне, «приучить» его к рукам, или что долгое кормление сделает ребенка зависимым, или что эргономическая переноска плохо влияет на позвоночник), - эта неуверенность передается и ребенку, и он протестует в ответ на новый уход.

Здесь может быть только одна рекомендация: подробнейшим образом изучить тот или иной элемент естественного ухода за ребенком, рассмотреть опыт других мам, найти статистику, прочитать результаты научных исследований. В этом случае мама либо отвергнет по каким-то причинам конкретный элемент ухода, либо уже полностью примет его, понимая, зачем это нужно ребенку.

2. Специфика отношений между матерью и младенцем такова, что «главной», «ведущей», «знающей, как надо» в этой паре является именно мама, а не малыш. Малыш приходит в этот мир абсолютно беспомощным, зависимым от взрослого и ничего не знающим о царящих в этом мире порядках. Он ждет от мамы, что она его будет определять, она будет показывать, что можно, а что - нельзя. Мама очень долго (до года - точно), решает за ребенка, что ему делать, и как. А ребенок уже следует за ней и учится тому, что она ему показывает. Если маме хорошо - то и ребенку хорошо.

В современном цивилизованном обществе сложилась обратная ситуация. Ребенок находится в центре внимания, и вся семья крутится вокруг него. Он - главный. Родители подстраивают под него свой быт, мама иногда уходит на три, а то и на семь лет с работы для того, чтобы ребенка развлекать и развивать. Взрослые перестают сами себе принадлежать. Мама по четыре часа в день независимо от погоды гуляет с коляской, а чуть позже специально подолгу играет с ребенком в «развивающие» игры.

Теперь модно считать, что правильным воспитанием является попустительство ребенку в его капризах и выполнение всех его желаний. Такая ситуация возникла из-за утери традиции взращивания детей и из-за незнания психовозрастных особенностей ребенка. Из-за незнания психологии младенца, во-первых, культ свободы и независимости личности, который существует в мире взрослых, автоматически переносится на малыша.

Во-вторых, мама из-за неуверенности и незнания того, как правильно обращаться с младенцем, пытается следовать за ребенком и удовлетворять его «предпочтения». Опять же, это происходит потому, что она не знает особенности возраста своего ребенка, не знает его реальные потребности, не знает, как за ним правильно ухаживать, - она его немного даже боится, поэтому невольно становится в заискивающую, попустительскую позицию.

Мама ждет, когда ребенок определится и покажет ей, как ему есть, спать, сколько гулять, как купаться так далее. А она методом «тыка» предлагает ему на выбор разные способы, ожидая, какой ему понравится. А ведь у ребенка до года нет своих предпочтений,- только те, которые мама неосознанно сама же и выработала. Ребенок ждет, что мама ему, а не он - маме, покажет всё-всё-всё и про этот мир, и про него самого. И если этого не происходит, он теряется, нервничает, становится тревожным, плаксивым, требуя «скандалами» показать ему правила жизни.

Мама - сильная, уверенная, где-то очень твердая, а где-то мягкая и бесконечно нежная, мама ведет ребенка по этой новой для него жизни. Она в центре. Она не меняет кардинально своей образ жизни ради малыша, она не отрывается надолго от своих занятий, чтобы развлекать и «тетешкать» младенца.

Создавая маму и ребенка, природа не ожидала, что мама откажется от привычной жизни, чтобы воспроизводить тот сложный, искусственный, требующий большого количества времени и сил способ ухода за младенцем, который на сегодня распространен повсеместно.

Если бы так было - не выжил бы в результате никто, ни мама, ни малыш. Ведь маме надо трудиться, чтобы есть и жить. А раз природа не ожидала, то значит, этого не ожидает и младенец.

Для того, чтобы гармонично и полноценно развиваться, ему не требуются ни бесцельные многочасовые прогулки на сомнительной чистоты воздухе, ни бесконечные походы в поликлинику, ни трудоемкое создание вокруг него стерильного колпака, ни длительные гигиенические процедуры, ни постоянное развлечение и специальное развитие во время бодрствования.

Гармоничный уход по природе незатейлив и отнимает у мамы минимум сил и времени. Уход, которого ожидает природа малыша, предполагает, что не мама крутится вокруг ребенка, а ребенок находится при маме. Как мама решила - так и будет.

На первый взгляд, парадоксально, но только в этом случае малыш спокоен, удовлетворен и чувствует надежность матери и мира. Мама показывает ребенку, как вести себя у груди, как «ездить» в эргономичной переноске, как укладываться спать. А не смиряется с тем поведением малыша, которое закрепилось в результате её растерянности и безынициативности.

А для этого она должна знать правила ухода. Авторитет мамы для ребенка должен быть непререкаем. Это - залог успеха в воспитании уже подросшего малыша. Если же мама непоследовательна в своих действиях, неуверенна, если ей при младенце указывают, как ей ухаживать за ребенком, оспаривают правильность её поведения, - ей не стоит удивляться впоследствии, почему ребенок её «не слушает» и «закатывает ей истерики».

При правильной позиции мамы у нее никогда не возникнет проблем с тем, что ребенок укладывается спать только каким-то определенным способом, предпочитает во время кормления определенную грудь или определенную позу, «кусается», а позже - не хочет слезать с рук и ест только определенную пищу, и так далее, и тому подобное. Ребенок четко знает границы дозволенного, нормы и правила поведения.

Тут нужно уточнить, что описанное распределение ролей в паре «мама-ребенок» ни в коем случае не равно деспотизму, маминому эгоизму и ущемлению желаний ребенка. Зная психовозрастные особенности малыша и его потребности, мама всегда действует с их учетом.

Это знание помогает, с одной стороны, быстро, чутко и в полной мере реагировать на «просьбы» грудничка, а с другой стороны, - сохранять привычный образ жизни и излишне не жертвовать собой.

осле того как все генетически заложенные нужды малыша удовлетворены, - на первое место всегда выходят мамины предпочтения и интересы. Например, если младенец справил естественные надобности, накормлен и одет по погоде - мама сажает его в эргономичную переноску в правильную позу и смело идет туда, куда ей нужно и настолько, насколько ей нужно.

Если в процессе этого «похода» ребенок захочет спать - он просигналит ей б этом. Мама даст ему грудь на сон, а сама спокойно продолжит заниматься тем, чем занималась до этого.

Знание о том, что абсолютно все потребности её ребенка удовлетворены, предохранит её от ненужных мучений по поводу того, что ребенок спит не в своей постельке, «на ровном», в тиши и покое, по поводу того, что он может на улице чем-то «заразиться», или по поводу того, что ему скучно, неудобно и его надо развлекать.

Если же ребенок в переноске устраивает «скандал», то мама понимает, что это не оттого, что именно её ребенку «не нравится» эргономичная переноска, а оттого, что сама она в чем-то была непоследовательна, приучая малыша к такой форме путешествий. Стоит ей изменить настрой и обрести уверенность в правильности своих действий - и через какое-то время ребенок перестанет устраивать «скандалы».

Описанное распределение ролей также не означает, что мама занимается своими делами, совсем не развлекая ребенка и не нежничая с ним. Конечно, ребенок должен купаться в маминой любви и ласке. Но мама играет с ребенком и ласкает его в основном параллельно со своей основной деятельностью. Естественный уход за малышом вполне это позволяет.

И еще один важный момент. Правильная и последовательно выдержанная позиция мамы способствует формированию в дальнейшем самостоятельной, независимой личности, умеющей при этом глубоко сопереживать.

Если же с рождения ребенка вся жизнь в семье «крутится» вокруг него, - он так и будет дальше считать себя «пупом земли», ставя на первое место свои желания и капризы и не умея самостоятельно справляться с проблемами.

При изучении послеродовой депрессии у матерей, приводился такой факт: 8 – 10 % женщин переживают хроническую депрессию.

Надо отметить, что особенности генотипа повышают вероятность депрессий, (описанный в предыдущей статье) показывает, что и социальные и культурные факторы играют в этом немаловажную роль.

Но, продолжая тему, поговорим о том, как же материнская депрессия, влияет на развитие ребенка.

Удовлетворяет ли мать, попавшая в сети такого состояния, как депрессия, потребности малыша?

А ведь наряду с простейшими потребностями в пище, тепле имеются такие, как потребность в новых впечатлениях, в эмоциональном контакте с взрослыми, прежде всего с матерью.

Именно эти потребности младенца чрезмерно утомляют женщин, страдающих этим недугом.

Молодым мамам надо обязательно помнить, что именно первые месяцы жизни – очень важный период восприимчивости, когда малыш особо чувствителен к недостаточным симуляциям органов чувств, и что у него в будущем будет мало шансов восстановить упущенное.

По результатам многих исследований, отзывчивое поведение близких людей, стимулирующее активные действия младенца, способствуют тому, чтобы ребенок изучал внешнюю среду. Соответственно они и приводят к ранним достижениям прогресса в развитии.

А с депрессивной мамой, малыш приобретает ранний негативный опыт.

Вот как описывает Жан Ванье состояние ребенка:

«Ребенок чувствует, что мать не любит и не ценит его. Что он, со всеми своими дарами и способностями, ей не нужен, если ее никогда нет рядом, или мысленно она где-то в другом месте, если она устала, подавлена, слишком занята или встревожена и не может ответить на крик своего ребенка и его нужды чем-либо, кроме гнева и раздражения»

Ребенок очень страдает, если его жажда общения остается без ответа, или, не объясняя причин, с ним отказываются общаться. Разрушенное общение – это мука, отчаяние, страх, это полная потеря доверия к себе.

Многие клиницисты знают, что дети, вскармливаемые грудным молоком депрессивных матерей, грустные, вялые или, наоборот, чрезмерно возбудимые, меньше проявляет яркие положительные эмоции, уровень активности низкий, бывают слишком погружены в себя с недостаточностью внимания, а для ребенка это заметные расстройства.

Как видите, речь идет о серьезной угрозе здоровью: ребенок матери, длительное время находившейся в депрессивном состоянии, во время рождения попадает в ситуацию риска и в дальнейшем, у него может развиться психическое расстройство.

Давайте продолжим рассуждения Жан Ванье, они обоснованы.

«В сердце ребенка, которое так уязвимо, эти страдания усиливаются еще и его собственной раздвоенностью и рождающимися в нем противоречиями. Он начинает сердиться на родителей. В нем может появиться чувство ненависти по отношению к ним. Ребенок ужасается этих агрессивных чувств, и они подтверждают ему, что он плохой. Он пугается сил разрушения, проявляющихся в нем, открывает “чудовище” в себе.

Действительно, как он может ненавидеть и злиться на маму и папу, которые для него – источник жизни, пищи, защиты? Как может он любить и ненавидеть одного и того же человека, желать для него жизни и смерти одновременно, хотеть его близости и отсутствия?

Для ребенка все это слишком тяжело. Эти противоречивые чувства, тоска и вина становятся невыносимыми. Нужно забыть их, подавить, спрятать в мир бессознательного, построить стену между ними и сознанием. Ребенок начинает отгораживаться от этих слишком мучительных эмоций. Если он может, то бросается в мечты, игры и развлечения. Он заполняет чем-нибудь другим сознание, чтобы поскорее забыть, и чтобы жить стало легче. Но эти подавленные, задушенные чувства, полные страданий и противоречий, остаются в глубине его существа, в памяти его плоти и сердца».

Конечно, спасибо господину Ванье за столь лирическое описание состояния ребенка. А я вспомню свои студенческие годы.

Перед началом занятий в нашу «обязанность» входило оказание посильной помощи среднему медперсоналу.

Мы, будущие педиатры, овладевали «секретами» ухода за ребенком: кормили, пеленали, старались создавать эмоциональный контакт.

И нам «практикантам» доставались дети, как принято было говорить – «отказные». Дети из социальных учреждений, таких как детские дома.

В нашу учебную программу не входило изучение психологии ребенка. У нас в фокусе внимания было физическое самочувствие.

И вот тогда меня поражало поведение малышей. Я не знала что именно, но они не совсем были похожи на детей в классическом понимании.

Как я сейчас понимаю, дети были с типичными проявлениями депрессивных состояний.

Жалкий внешний вид, страдальческое выражение лица, зачастую покорно – печальное, иногда застывшее, как маска. Редко кто из этих детей тянулся, или просился на руки.

Впечатление было, что они не слышат и даже не видят, застывший взгляд без моргания веками… Могли отвернуться при приближении, и даже если возьмешь на руки.

Видишь, только им понятное, однообразные и ритмичные движения раскачивания – головой и всем телом.

Некоторые дети были вялыми, тихо лежали в кроватке, не проявляя интереса к окружающему, худенькие, маленький живой комочек.

После посещения этих палат, заметно ухудшалось настроение, как будто я уносила их состояние бессилия и беспомощности…

Но преподавателям мы «рапортовали» не о тех чувствах жалости и тяжести по отношению к брошенным, нелюбимым, нежеланным малышам.

Мы обсуждали о дефиците веса, о температурной кривой, об опрелости и высыпаниях на коже, что у ребенка срыгивания и неустойчивый стул.

Да, все это было, так протекает младенческая депрессия.

Я понимаю, что привела, может быть, крайний вариант проявления этого недуга, в который попал малыш, но мама, если позволяет, ее состояние должна постараться осознать последствия для ребенка и принять меры.

P.S. Специально для вас мы разработали руководство “Как выбрать хорошего врача?”, которое вы можете бесплатно скачать здесь!

Роды индуцируются определенным соотношением нескольких гормонов. Женщина находится под воздействием своего рода «гормонального взрыва». Разумеется, изменяющееся гормональное состояние оказывает влияние также и на нервную систему.

Известно, что у рожающей женщины высок уровень окситоцина. Окситоцин - противострессовый гормон. Уровень окситоцина повышается от поглаживаний кожи, в процессе сексуальной активности, во время родов и в течение периода грудного вскармливания . Окситоцин - гормон благополучия. Если у человека все хорошо и спокойно, уровень окситоцина в его крови выше. Обычно кормящая мама спокойна и расслаблена. Это скорее свидетельствует о «правильном» течении послеродового процесса, чем о каких-то негативных изменениях в организме родившей женщины.

В регулировке лактации тоже принимает участие гормон пролактин. Пролактин отвечает за выработку молока, разумеется, его уровень в организме повышается в процессе лактации. Известен обезболивающий эффект пролактина, что способствует снижению чувствительности кормящей мамы к внешним раздражителям.

У психологов есть интересный термин - «послеродовый блюз» Это определенное адаптивное состояние психики, подстраивающегося под изменившиеся обстоятельства человека.

Согласно зарубежным исследованиям, вероятность блюза или даже послеродовой депрессии выше у тех мам, которые испытывают проблемы с грудным вскармливанием или вообще не кормят грудью. Если женщина испытывает боль при кормлении, ее психологическое состояние обоснованно сложное.

Поэтому так важно при проблемах и трудностях как можно раньше обращаться за помощью и поддержкой к опытным мамам и специалистам по лактации.

Исследование

В 2012 году белорусский психолог и консультант по грудному вскармливанию Ольга Бабаян провела работу по изучению эмоционального состояния кормящей женщины и степенью благополучия ее грудного вскармливания. Обнаружилась тесная связь. Чем выше субъективная оценка женщиной своего эмоционального состояния (настроения), тем ближе она к благополучию грудного вскармливания и наоборот, чем благополучнее грудное вскармливание, тем выше субъективная оценка женщиной своего эмоционального состояния.

Исходя из предположения о том, что благополучное грудное вскармливание и эмоциональное состояние женщины тесно взаимосвязаны, если помочь матери наладить лактацию, она сможет получать удовольствие от естественного вскармливания и ее эмоциональное состояние, ее настроение будут преимущественно положительными. А это, в свою очередь, будет способствовать гармоничному становлению и развитию полноценной личности ребенка.

Поскольку мы знаем, что кормить грудью естественно, при возникновении проблем и закономерного снижения настроения, может возникнуть еще и чувство вины. На помощь придут консультанты по ГВ, способные помочь с налаживанием кормлений. Есть альтернативные кормлению из груди способы - кормление сцеженным молоком, кормление донорским молоком. Вероятно, это будет решением текущего момента, а через какое-то время ситуация наладится.

Немедикаментозное лечение психологических проблем, рекомендуемое зарубежными специалистами по грудному вскармливания, состоит в следующем:

  1. Омега-3 жирные кислоты;
  2. Регулярные физические упражнения;
  3. Физиотерапия;
  4. Травы отдельно и в сборах (неоднозначный способ, так как не все лекарственные травы приемлемо употреблять при кормлении грудью).

Полина Лыкова
Врач, консультант по лактации, член АКЕВ
Преподаватель курса ВОЗ/ЮНИСЕФ по грудному вскармливанию


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди