23.06.2019

От кого ребенок наследует интеллект. Генетики доказали: интеллект передается от мамы


Многие встречали в интернете заметки, что интеллект передается только от матери, а гены отца в этом никак не участвуют. Команда а решила разобраться с этой дискриминацией и выяснить, что такое интеллект, можно ли его измерить, и как он наследуется.

Мама Альберта Эйнштейна Паулина была образованной женщиной и талантливой пианисткой. Когда Альберту исполнилось 5 лет, Паулина пригласила в дом учительницу музыки, чтобы научить мальчика игре на скрипке.

Что такое интеллект

Интеллект - способность мозга обрабатывать поступающую информацию. К ней относится логика, память, обучаемость, креативность, умение распознавать эмоции, планировать и решать проблемы.

Важно понимать, что это не отдельный навык, а комбинация когнитивных и психологических процессов, которая позволяет человеку приспособиться к окружающей среде. Например, школьник учит параграф, чтобы получить хорошую оценку на уроке, или врач, столкнувшись со сложным случаем, перечитывает и анализирует информацию, чтобы вылечить пациента - всё это проявления интеллекта.

Различают также эмоциональный интеллект (EI) - способность человека понимать эмоции, мотивы и желания других людей. Этот параметр был введен потому, что традиционные тесты на интеллект не оценивали способность человека взаимодействовать с другими людьми.

Как измеряют интеллект

Интеллект многогранен, поэтому измерить его - непростая задача. С помощью тестов можно только оценить несколько отдельных способностей, таких как логика или память, но результат не покажет полной картины.

IQ (intelligence quotient) или коэффициент интеллекта - значение, которое используется для оценки интеллектуальных способностей. Это отношение умственного возраста человека к биологическому, умноженное на сто. Если у ребенка в возрасте 10 лет умственные способности 12-летнего, то его IQ будет 120.

Средние или низкие значения IQ (в пределах нормы, то есть не ниже 70 в большинстве тестов) по результатам тестирования детей ничего не говорят о будущих успехах или неудачах. Стандартные тесты подразумевают стандартные ответы, и если человек мыслит необычно и креативно, он может выполнить задания «неправильно» и получить неадекватно низкий балл.

Бывает также, что дети из-за волнения и тревоги теряются и не справляются с простыми для них заданиями. Результаты тестов нужно тщательно интерпретировать, учитывая индивидуальные особенности человека.

Наиболее известный тест для определения IQ - тест Айзенка . Чаще используют тесты американского психиатра Дэвида Векслера : они считаются наиболее объективными. На сегодня нет единого стандарта тестов IQ.

Какие гены влияют на интеллектуальные способности

На данный момент ученые прогенотипировали 78 000 людей европейского происхождения и выделили 52 гена, которые влияют на умственные способности. Три из них связаны с формированием и работой нейронов - клеток нервной системы.

Ген SHANK3 участвует в формировании синапсов (место контакта между двумя нейронами). Ген DCC отвечает за направленный рост аксонов, по которым импульс проходит к другим клеткам нервной системы или органам, а ген ZFHX3 регулирует образование нейронов. Изменения в работе этих генов могут приводить к замедленной или ускоренной передаче сигнала в головном мозге.

Есть также гены, которые связаны с конкретными способностями. Люди с определенным типом гена KIBRA лучше запоминают информацию, чем остальные.

С уверенностью нельзя сказать, что определяет интеллект ребенка - наследственность или факторы окружающей среды. Исследования на близнецах показали, что существуют механизмы наследования уровня интеллекта. При этом факторы внешней среды могут развивать или тормозить генетический потенциал.

Ген FADS2 определяет связь между грудным вскармливанием и уровнем интеллекта. Один вариант этого гена делает грудное вскармливание фактором развития более высокого IQ. Другой вариант гена не дает никаких преимуществ, вне зависимости от типа питания младенца.

Чтобы оценить наследование эмоционального интеллекта и эмпатии, ученые проанализировали гены 89 000 человек и предложили им пройти тест на чтение психического состояния по взгляду. Женщины справлялись с заданием лучше. Причем с ростом уровня образования точность женщин, с учетом генетических факторов, повышалась. Генетический вариант, связанный с эмпатией у женщин, находится вблизи гена LRRN1. Этот ген экспрессируется в участке мозга человека, который и отвечает за распознавание эмоций.

Как эти гены наследуются

Гены наследуются по одной копии от каждого родителя. По материнской линии передаются только гены митохондриальной ДНК и иногда Х-хромосомы. Однако 52 гена, связанные с интеллектом, расположены не в них, а в так называемой ядерной ДНК.

Эти гены показывают только верхушку айсберга. На умственные способности влияют тысячи генов, работу которых ученым только предстоит изучить. Поэтому не стоит верить тем, кто говорит, что интеллект передается только от одного родителя, через X-хромосому, и в другие сенсационные заявления.

Вероятность, что у ребенка уровень IQ будет таким же, как у его родителей в том же возрасте, составляет 25–40%. Для взрослых влияние генетики становится еще более сильным: с вероятностью 80% коэффициент интеллекта будет таким же, как у родителей.

Мы не можем изменить гены, которые передались ребенку от родителей. Однако раскрыть способности поможет правильная обстановка:

  1. Физическая активность и правильное питание
    Доказано, что спорт и диета положительно связаны со способностью ребенка к обучению.
  2. Самоконтроль
    Вспомним знаменитый зефирный эксперимент, где детям предлагали либо съесть сладость сразу, либо подождать и получить вторую. Те, кто справился с ожиданием, в подростковом возрасте имели более высокие оценки. Развивать самоконтроль у детей можно личным примером и небольшими тренировками - каждый следующий раз с «зефирным тестом» будет справиться проще.
  3. Близкие и доверительные отношения
    Открытое и честное общение с детьми располагает к проявлению эмоций и чувств, что способствует развитию эмоционального интеллекта и высокой мотивации. И наоборот, неудовлетворенные психологические потребности ребенка приводят к тревожности и неуверенности: малыш переживает об опасном окружении и удовлетворении эмоциональных нужд, из-за чего не может сконцентрироваться на учебе.
  4. Творчество
    Чтение, рисование, изучение языков, игра на музыкальных инструментах и различные головоломки задействуют разные области мозга и тренируют его. Только не стоит заставлять малыша делать то, что ему неинтересно. Вместо этого позвольте ему выбрать занятия по душе и поддерживайте его начинания.

Подробнее о том, как спорт и творчество влияет на интеллект и процесс обучения расскажет в следующем материале.

Источники:
Genome-wide association meta-analysis of 78,308 individuals identifies new loci and genes influencing human intelligence . Nature, 22 May 2017.

Genes influence ability to read a person’s mind from their eyes . University of Cambridge, 7 June 2017.

The relationship between physical activity and diet and young children’s cognitive development: A systematic review . NCBI, 22 Apr 2016.

Вокруг этой темы столько споров, домыслов и ожиданий, что хочется узнать мнение специалистов. Мифы о выращивании интеллектуалов комментирует Надежда Зырянова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психогенетики МГУ имени М. В. Ломоносова .

Миф первый

Ум передается по наследству, а «плохие» гены не изменить. На самом деле интеллект ребенка зависит как от генов, так и от среды, в которой он растет. Это доказали исследования интеллектуального уровня однояйцовых близнецов, которые волею случая были разделены и воспитывались в разных семьях, в разной культурной среде. Генотип у этих близнецов одинаковый, а уровень интеллекта получился разным.

Насколько ребенок одарен интеллектуально, определить трудно, особенно когда он совсем маленький, да и изменить генотип нельзя. А вот создать богатую среду для развития всех его природных способностей можно. Важность среды доказывает и такой факт: когда детей, чьи родные родители не отличались умом и способностями, усыновляли семьи, которые могли предоставить этим детям все условия для развития, интеллектуальный уровень приемышей после общения со своими новыми умными родителями значительно возрастал.

Любопытный эксперимент провели наши психологи. Они наблюдали группу шестилеток с одинаковым IQ. Часть из них осталась еще на год в детском саду, часть пошла в школу. Через год уровень интеллекта тех, кто пошел в школу, был выше уровня интеллекта «детсадовцев». Оно и неудивительно: школа предлагает более богатую среду для развития.

Миф второй

Главное – дать толчок развитию интеллекта в раннем возрасте, дальше все пойдет само собой. Неправда. В одном исследовании американские психологи отобрали маленьких детей, чьи матери имели очень низкий уровень интеллекта, и занялись их умственным развитием и подготовкой к школе. За несколько лет занятий психологам удалось значительно повысить интеллект этих крошек: у некоторых IQ стал выше на 30 баллов! При поступлении в школу они опережали в развитии многих сверстников. Но когда специальные занятия закончились, дети вернулись в мир своих малоразвитых родственников, стали учиться в обычных школах, их интеллектуальный уровень постепенно снижался и стал не выше среднего уровня ровесников.

Американцы говорят об интеллекте: «Use it or lose it» – используй, а то потеряешь. Тренировать мозг надо постоянно.

Миф третий

Развивает ребенка только общение со взрослыми. Это утверждение верно для младенцев. Да, ребенок учится говорить, думать, общаясь со взрослыми. Родители объясняют ему значения новых слов, учат новым выражениям, поправляют, когда он что-то произносит неправильно. А младенцы, предоставленные сами себе, близнецы, погодки, которых родители надолго оставляют в компании друг друга, начинают отставать от сверстников в умственном развитии.

Но позже, в школьные годы, общение со сверстниками так же необходимо, как и общение со взрослыми. Во время президентства Джона Кеннеди в США возникла ситуация, которой не преминули воспользоваться ученые. Кеннеди решил объединить школы для черных и белых детей. До этого дети белых и черных американцев учились порознь. Белые родители штата Джорджия – потомки южноамериканских плантаторов – были категорически против такого нововведения. Они перестали водить своих детей в школы, и школы на два года закрылись. Дети, а были они в основном из вполне благополучных, состоятельных семей, занимались с нанятыми учителями дома. Когда через два года конфликт утрясли и дети вернулись в школы, оказалось что их IQ (в США постоянно замеряют уровень интеллекта школьников) был значительно ниже IQ детей из других штатов, которые не прерывали учебы в школе и продолжали общаться со сверстниками. И это отставание удалось ликвидировать только через 4 года.

Миф четвертый

Чтобы получить умного ребенка, надо развивать у него логическое мышление. Сотрудники кафедры психогенетики психологического факультета МГУ провели многолетнее наблюдение за развитием интеллекта группы людей с 6-летнего возраста до 24 лет. И увидели, что уровень логического мышления был выше у тех подростков и молодых людей, кто в 6 лет отличался богатым наглядно-образным мышлением.

Так что не спешите решать с дошколятами логические задачки. У малышей надо развивать фантазию, воображение, образное мышление, больше с ними сочинять, рисовать, играть. Игра – очень важный этап в развитии ребенка. Наш известный психолог, исследователь мира детства Д. Б. Эльконин говорил: если ребенок недоиграл в дошкольном возрасте, это скажется на его дальнейшем развитии.

Миф пятый

Люди разных народов различаются по интеллекту. В США постоянно изучали и сравнивали интеллект представителей белой и черной рас. И раньше все время получалось, что у белых IQ в среднем примерно на 15 баллов выше. Из этого делали вывод, что черные – генетически ущербная раса. Но более поздние исследования показали, что причина различия в уровне IQ – не гены, а среда. А 15 баллов – это типичная разница в уровне интеллекта привилегированных слоев населения и ограниченных в правах групп независимо от национальной принадлежности. Когда определили уровень интеллекта представителей черных и белых групп, равных по положению в обществе, образованию, доходу, по количеству детей в семье, по духовным ценностям родителей, оказалось, что IQ у них был одинаковый.

А в Германии сравнивали интеллект детей от смешанных браков и детей этнических немцев. И также в единых социальных группах различий не было.

Кстати

Американский ученый Дж. Р. Флинн подсчитал, что за вторую половину ХХ века уровень интеллекта всех жителей планеты возрос примерно на 20 баллов. Мы стали умнее. Объясняется это улучшением условий жизни, развитием здравоохранения, изменением структуры питания: мы стали больше есть белков и витаминов… И нашей богатой информационной средой: число образованных людей увеличивается, общая информированность населения растет.

Наша справка

Философы под интеллектом понимают способность мыслить и рационально познавать мир. Психологи трактуют этот термин шире: включая в него не только логическое мышление, но и способность быстро обучаться, находить выход из проблемных ситуаций, накапливать практический опыт.

Опыт мормонов. Интеллектуальный уровень детей из многодетных семей тоже очень сильно зависит от образования и социального статуса родителей. В образованных семьях, где с детьми занимаются, уровень интеллекта у первых четырех не ниже, чем у сверстников из однодетных и малодетных семей. И только у пятого может быть хуже. Видно, на пятого у наших родителей уже не хватает сил. В многодетных семьях, где родители сами не блещут ни умом, ни образованностью, падение интеллекта уже наблюдается у второго ребенка, не говоря обо всех последующих.

Однако в многодетных семьях мормонов и квакеров, которые традиционно очень много занимаются своими детьми, интеллект их наследников не снижается, независимо от того, какими по счету они родились.

Прочла сейчас очень интересную статью. Согласна с ней, и даже если дело не в хромосомах, огромная доля истины в этом есть. Много раз подмечала, что мальчики по характеру похожи больше на мам, а девочки на отцов и т.д. Остальное поймете в статье! рекомендую!!! Ссылку где взяла, писать понятное дело не буду, а то за спам меня «закроют». X-хромосома - вместилище ума и характера
X-хромосома - вместилище ума и характера (отрывок из статьи доктора биологических наук Н.Ю.Сахаровой «Чем мы обязаны маме», опубликованной в журнале «Химия и жизнь» N4, 2001). И вот тут-то в социальные вопросы вмешиваются биологические поправки. Я попробую рассказать об удивительных и пока еще до конца не понятых вещах, которые происходят на уровне генома, но при этом определяют основу нашей умственной и социальной деятельности. Поговорим о хромосомах и о таком поразительном явлении, как хромосомный, или, лучше сказать, геномный, импринтинг. Для того чтобы родилась девочка, в оплодотворенной яйцеклетке должны быть две Х-хромосомы (одна от матери, другая от отца), мальчик же получает в наследство от матери X- хромосому, а от отца Y-хромосому. Группа британских ученых из Института здоровья детей во главе с доктором Д.Скьюзом исследовала умственные и социальные возможности Стрессы могут наследоваться негенетически, а свойства ума и характера закодированы в генах больных с нарушением строения Х- хромосом. Им удалось определить, в каком именно локусе (участке) X-хромосомы находятся гены, определяющие познавательные способности человека и его социальное поведение. В мужской Y-хромосоме этих генов нет. Так как сын получает только одну Х-хромосому, от матери, получается, что умственные и социальные возможности мужчины определяются в первую очередь его материнской наследственностью. То, на что способен сын, чего он достигает в своей жизни, - это воплощение нереализованных возможностей матери. Горькая истина - женщина никогда не сможет стать гением. На протяжении всей истории человечества не было ни одной женщины, способной сравниться с Ньютоном, Лобачевским, Леонардо да Винчи. По-видимому, женские гормоны не позволяют полностью реализоваться всем генетическим программам; но, как только эти программы переходят в мужской организм, они получают возможность для реализации. Таким образом, наличие у мужчин одной Х-хромосомы автоматически означает, что многие свойства мужского ума и характера наследуются от матери. А как обстоит дело с дочерьми, которые в дополнение к материнской Х-хромосоме получают еще и отцовскую? Ведь в обоих Х-хромосомах находятся гены, ответственные за ум и характер! Логично предположить, что если мама «глупая», а папа «умный», дочка будет не такой «глупой», как мама, но и не такой «умной», как папа. Или если у мамы спокойный характер, а у папы взрывной, то характер дочери будет представлять собой нечто среднее? Вероятнее всего, это не так. Здесь в силу вступает механизм геномного импринтинга: одна из копий генов, определяющих интеллект и социальное поведение, будет «выключена» в зависимости от того, пришла ли она от отца или от матери. Этот механизм сейчас активно изучается. Есть доказательства, что «работающие» копии генов, определяющих социальное поведение девочек, находятся на отцовской Х-хромосоме, а материнские копии в дочернем организме «молчат». Это очень ярко проявляется при такой болезни, как синдром Тернера. У девочек с синдромом Тернера лишь одна Х-хромосома. Если она получена от матери, девочка среди других аномалий социально не контактна, ее поведение более характерно для маленького мальчика. (Согласно результатам тестов, нормальные мальчики в возрасте от 6 до 18 лет менее контактны, чем нормальные девочки.) По утверждению Скьюза, если предполагаемый локус экспрессирует ген (или гены) с Х-хромосомы отцовского происхождения, мы можем ожидать, что нормальные женщины обладают более высоко развитой способностью к социальной адаптации, чем мужчины («Nature», 1997, т.387, с.705-708). Если же девочка получает Х-хромосому от отца, ее поведение близко к нормальному поведению девочки. Как пишет сотрудник британского Университета зоологических и микробиологических наук Марк Пейджел в своей статье «Мать и отец в удивительном генетическом согласии», «маленькие девочки - действительно „папенькины“ дочки» («Nature», 1999, т.397, с.19-20). Оказалось, что организм девочки выключает гены на одной из хромосом. Информация о социальном поведении женщины должна храниться в отцовской Х-хромосоме, которая всегда передается дочерям. Информация же, которая хранится в материнской Х-хромосоме и проявляется у сыновей, не будет «считываться» в организме дочери. А вот интеллект, по-видимому, и девочки, и мальчики получают от матери. Показано (E.B.Keverne et al., «Proc.R. Soc. Lond.», 1996, т. 262, с.689-696), что материнские копии некоторых генов активируют рост коры головного мозга, а отцовские гены, напротив, замедляют. Возможно, именно материнские гены обеспечили быстрое увеличение мозга млекопитающих в ходе эволюции: наследование материнского интеллекта могло быть благоприятным условием выживания детенышей у социальных видов животных (млекопитающих) и залогом того, что их познавательные способности помогут им лучше приспособиться к той среде, где жила их мать, и они сами смогут выжить до того времени, когда у них самих появится потомство. (Ведь детеныши у большинства видов живут, пока не вырастут, с матерью, а не с отцом.) Исходя из этих данных, можно поразмышлять о том, какими должны быть взаимоотношения мужчин и женщин, биолого-социальных существ, образующих единое общество, в высоком смысле - Человечество. Женщина не может полностью реализовать заложенные в ней способности, но это не значит, что женщина - существо второго сорта. Просто надо смотреть правде в глаза. Женщина не может быть настоящей женщиной, если она не отдает часть себя своим близким. И как высшая награда или как высшая справедливость, а может, просто потому, что это необходимо для человечества как вида, - свои умственные способности она передает детям и более далеким потомкам. А мужчина, получив от матери ее наследственные качества, может реализоваться как творческая личность гораздо полнее. Но вряд ли его сыновья будут точной его копией в отношении интеллекта и социального поведения. Они, не получив от отца соответствующих генов, не передадут их и своим потомкам. (Напомним, что сын получает от отца Y-хромосому, а в ней этих генов нет.) Зато общие привычки и взаимопонимание у отца с дочерью - это вполне реально. Может быть, в механизме наследственной передачи этих качеств и кроется объяснение факта, который образно определяется фразой «природа отдыхает на детях гениев». Зачастую у великих мужей сыновья - обыкновенные люди; но вот среди их потомков по женской линии появление знаменитостей вполне возможно. Хорошо известно, что матери многих великих людей были незаурядными женщинами и дочерьми замечательных отцов. Если бы нам удалось дополнить генетическое согласие, о котором пишет Марк Пейджел, еще и социальной гармонией, быть может, возникло бы общество без социального неравенства и противопоставления по половому признаку, такое общество, где мужчины реализуют свои творческие возможности, отдавая себе отчет, что этим они обязаны женщинам, а женщины не страдают комплексом неполноценности, не стремятся доказать, что они не хуже мужчин, а живут согласно своему представлению о счастье, в душевном комфорте, который обеспечил бы рождение здоровых детей. А значит, и появление новой генерации человечества.

Да, конечно. Все наши признаки в той или иной степени передаются по наследству - даже такие, казалось бы, полностью приобретаемые, как загар и французский язык*.


Чтобы не заканчивать статью прямо здесь, давайте попробуем конкретизировать вопрос.

От чего сильнее зависит интеллект - от наследственности или от воспитания?

Все наши признаки зависят частично от наследственности и частично от условий среды. Но сила влияния среды у разных признаков разная. Например, животноводы знают, что даже от совершенно беспородной коровы можно получить больше молока за счет хорошего кормления и ухода (воздействий среды). Но повысить жирность молока таким же образом нельзя - этот параметр практически полностью зависит от наследственности.


Интеллект человека, как и жирность коровьего молока, зависит в основном от наследственности. В 1996 году Американская психологическая ассоциация оценила влияние наследственности/воспитания на уровень интеллекта как 75/25**, в 2004 году анализ нескольких десятков научных работ в этой области выдал 85/15. (Википедия, англ.)

Передается ли гениальность по наследству?

Нет, не передается. Гениальность - это уникальное, один на миллион раз получающееся сочетание генов. При образовании половых клеток происходит перекомбинация генов, уникальное сочетание разрушается, и дети гениев получаются совершенно обычными людьми.


Тяжелее всего это жестокое правило бьёт, опять-таки, по животноводам - дети самых красивых, самых вкусных и толстых свиней сильно уступают родителям. - Вот бы размножать их вегетативно, как землянику! Именно для этого (для стопроцентного сохранения признаков гениального родителя) в сельскохозяйственную практику пытаются ввести клонирование, но что-то пока не очень получается.

Может ли у умных родителей родиться глупый ребенок?

Может, почему нет. Комбинации из предыдущего вопроса случайны - работают как в хорошую, так и в плохую сторону. Но. Из большого количества случайностей рождается статистика, и она говорит нам, что у умных родителей, скорее всего, родятся умные дети***.


Глядя на своего оболтуса, вы начинаете думать, что вот на нём-то статистика и отдохнула? - Возможно, в этот момент вы являетесь героем пословицы «дураку полработы не показывают». Детский мозг еще не сформирован; с возрастом ребенок все больше и больше будет походить на вас по своему интеллекту. (Та же самая американская ассоциация, что выдала нам 75/25 для подростков и старше, для детей показала 45/55.)

Действительно ли старший ребенок умнее следующих?

Все, наверное, читали в сказках, что первый ребенок в семье - умный детина, второй "и так и сяк", а третий - дурачок. Фишка в том, что это не только сказка, но и суровая быль: факт снижения уровня интеллекта у второго и последующего детей подтвержден статистически и никем сейчас не оспаривается. (Для вторых детей: да, старший действительно умнее, но разница небольшая, порядка трёх пунктов IQ.)


В 2007 норвежские ученые попытались объяснить это явление и измерили интеллект детей в семьях, где первый ребенок умер в раннем возрасте. С точки зрения биологии старший ребенок в таких семьях был вторым, с точки зрения воспитания - первым; выяснилось, что такие дети были умными, как первые. Следовательно, понижение интеллекта с ростом порядкового номера ребенка объясняется не биологическими факторами (наследственностью), а исключительно воспитанием****.

Передается ли интеллект от матери сыновьям?

Эта сказка в русскоязычных источниках гуляет в таком виде: "Гены интеллекта находятся в Х-хромосоме, которую мальчик получает только от матери - следовательно, интеллект сына зависит от матери", при этом дается ссылка на исследования британских ученых. Это сразу настораживает: хорошо известно, что "британские ученые" в половине случаев значат "злой редактор велел нам срочно написать заметку, и мы немножечко высосали из пальца".


Поиск по британским сайтам подтвердил мои опасения. Да, действительно, мальчик получает Х-хромосому только от матери (от отца он получает Y-хромосому). Гены, отвечающие за интеллект, существуют, их несколько десятков, некоторые из них, возможно, находятся в Х-хромосоме. Из-за этого ребенок получает от матери чуть больше генов интеллекта, чем от отца - скажем, 18 от матери и 16 от отца (цифры высосаны из пальца).


===============
* Белокожие люди (рыжие, с веснушками) не могут загорать так же, как все остальные; люди, восприимчивые к языкам, при одинаковом обучении будут владеть французским языком лучше, чем все остальные.
** Уточнение: наследуемость показывает долю генотипической изменчивости в фенотипической изменчивости, т.е. берет разброс признака в популяции и считает, какую долю от этого разброса составляют гены, а какую - среда. Заявление «доля наследственности в формировании интеллекта составляет 75%» - это упрощение.
*** Если родители шибко умные, то им нужно еще раз прочитать пункт про гениальность.
**** а) родители занимаются с последующими детьми меньше, чем с первым; б) примером для первого ребенка является родитель, а для второго - первый ребенок.

Экологичное родительство. Дети: Результаты научных исследований говорят о том, что уровень интеллекта человека в основном определяется материнскими, а не отцовскими генами. Это означает, что для того, чтобы родить умного ребенка, совершенно не нужно «охотиться» за Нобелевскими лауреатами.

Результаты научных исследований говорят о том, что уровень интеллекта человека в основном определяется материнскими, а не отцовскими генами. Это означает, что для того, чтобы родить умного ребенка, совершенно не нужно «охотиться» за Нобелевскими лауреатами.

У матерей больше шансов передать по наследству гены, отвечающие за умственные способности, так как эти гены сцеплены с Х-хромосомой, которая у женщин представлена в двух копиях, в то время как у мужчин – в одной, пишет The Independent.

Мало того, как предполагают исследователи, опираясь на последние научные данные, «интеллектуальные» гены, полученные от отца, могут у потомства автоматически деактивироваться.

Дело в том, что гены, отвечающие за интеллект, входят в категорию генов, контролируемых полом, которые ведут себя по-разному в зависимости от своего происхождения. Некоторые проявляют активность только если они унаследованы от отца, а некоторые – только если они унаследованы от матери.

«Интеллектуальные» гены как раз относятся к последней разновидности.

Как показали исследования, проведенные на генетически модифицированных лабораторных мышах, у особей с избыточной дозой материнских генов вырастает большой мозг, а тело развивается слабо. И наоборот, у мышей с излишком отцовских генов тело вырастает большое, а мозг остается маленьким.

Изучая распределение клеток, содержащих только материнские и только отцовские гены, в головном мозге мышей, ученые установили, что клетки с отцовскими генами превалируют в древней лимбической системе мозга и отвечают за такие базовые вещи как секс, пища и агрессия. В то же время ни одной «отцовской» клетки не было найдено в коре больших полушарий, отвечающей за наиболее продвинутые когнитивные функции – мышление, речь, память, планирование своих действий.

То, что эти данные верны и для людей, подтвердили исследователи из Университета Глазго (Великобритания). Они ежегодно, начиная с 1994 года, тестировали умственные способности почти 13 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет. Анализ показал, что даже приняв во внимание множество факторов, от уровня образования до социально-экономического статуса участников исследования, точнее всего предсказать их интеллектуальный уровень можно по уровню IQ их матерей.


В то же время наука говорит о том, что умственные способности определяются наследственностью лишь на 40-60%. Все остальное связано с внешними условиями, в которых растет и развивается человек, но и эта часть вклада в интеллект ребенка в огромной степени зависит от матери.

Как выяснили исследователи из Вашингтонского университета (США), именно тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком является ключевым фактором для нормального развития некоторых областей его мозга. Ученые проанализировали, как группа мам общается со своими детьми в течение семи лет после их рождения.

Оказалось, что у детей, получавших хорошую эмоциональную и интеллектуальную поддержку от матерей в возрасте 13 лет, размер гиппокампа – области мозга, связанной с памятью, обучением и реакцией на стресс, – был на 10% больше, чем у тех детей, которых матери держали на расстоянии.

Это Вам будет интересно:

Сильная связь с матерью обеспечивает ребенку чувство безопасности, и дает возможность свободно исследовать окружающий мир, считают ученые. Преданные, внимательные мамы помогают ребенку преодолеть все трудности и реализовать свой потенциал. В то же время, папам тоже не надо отчаиваться – они передают своим детям и с помощью генов, и участвуя в их воспитании, множество других важнейших качеств, помогающих развитию не только интеллекта, но и личности в целом. опубликовано


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди