03.03.2019

От слова к звуку 4 5 лет. Рабочая программа по развитию речи (средняя группа) на тему: Программа кружка "От слова к звуку"


От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Колесникова Е.В.

4-е изд., доп. и перераб. - М.: 2016 - 64 с.

Рабочая тетрадь «От слова к звуку» - приложение к книге «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет», которая входит в авторскую программу «От звука к букве», содержание которой соответствует образовательной области «Речевое развитие». Система игровых обучающих ситуаций и упражнений, представленных в тетради, способствует формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылке обучения грамоте, развитию графических навыков. Система знакомит с основами моделирования, а также создает условия для формирования предпосылок учебной деятельности. Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в образовательных организациях, педагогам коррекционно-развивающего обучения, родителям для подготовки детей к школе.

Формат: pdf

Размер: 11,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Малышу исполнилось четыре года. Не торопитесь учить его читать и писать. Пусть ребенок сначала войдет в удивительный мир слов и звуков, научится произносить их правильно, управлять своими пальчиками и рисовать несложные предметы.
Прежде чем приступить к работе с тетрадью, внимательно изучите наши несложные советы и рекомендации и постарайтесь их выполнить.
1. Выделите место для активизированного общения с малышом.
2. Определите время для вашей совместной работы с тетрадью.
3. Не спешите охватить все материалы пособия за один день. Если почувствуете, что ребенок устал, переключитесь на другую деятельность.
4. Изучайте игровые обучающие ситуации, представленные в данном издании, последовательно.
5. В свободное время вспоминайте с малышом все интересное, что вы узнали из пособия.
6. В процессе совместной деятельности сохраняйте доброжелательный тон, с уважением относитесь к малышу, даже если у него что-то не получается.
7. Обращайтесь к материалам пособия только тогда, когда вы и ребенок находитесь в хорошем настроении.
8. Если малыш легко и быстро справляется с предложенными речевыми ситуациями, можете перейти к следующему этапу - развитию фонематического слуха.
Если к 5 годам ребенок не произносит некоторые звуки, советуем показать его логопеду.
Рабочая тетрадь «От слова к звуку» является приложением к учебно-методическому пособию «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет», поэтому их желательно использовать в комплекте.

I. Пояснительная записка.

II. Цель, задачи.

III. Учебно-тематический план.

VI.Организационно - педагогические условия реализации программы

VII. Планируемые результаты

  • Формы контроля
  • Условия реализации программы
  • Литература
  1. Пояснительная записка

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально- практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.

В исследованиях Г.И.Щукиной, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и др. доказано, что успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и, в частности, от уровня развития как общих способностей, от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности(В.С. Мерлин), так и частных способностей определенной направленности, в том числе и коммуникативных (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.)

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

С учетом психических и физических особенностей и строится работа кружка по обучению элементам грамоты и развитию фонематического слуха, с тем, чтобы недостатки устранить, если они имеются и подготовить ребенка к следующему этапу обучения - развитию звукобуквенного анализа.

Программа кружка основывается на авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой " Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет" (Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ Л.В. Ворошнина)

  1. Цель. Задачи.

Цель: комплексное развитие познавательно - речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.

Задачи:

Развивать умение говорить и слушать;

Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

Обогащать активный и пассивный словарь;

Развивать звуковую культуру речи детей;

Развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.

Развивать артикуляционный аппарат;

Совершенствовать интонационную выразительность речи;

Способствовать развитию графических навыков,

Формировать навыки самоконтроля и самооценки,

Развивать мелкую моторику;

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

  1. Учебно-тематический план

Тематическое планирование бесплатной образовательной услуги

кружка « От слова к звуку » для детей 4-5 лет

Месяц

Тема

Основное содержание

сентябрь

1."Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких отрывистых линий.

Игровое упражнение "Обведи правильно"

Физкультминутка. Игра с мячом "

Моделирование.

Игровое упражнение "Дорисуй картинку"

2." Знакомство с многообразием слов, моделированием".

Игровое упражнение " Назови правильно"

Игровое упражнение "Кто внимательный"

Физкультминутка.

Игра " Встреча друзей"

Игра "Загадки-обманки"

3.Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные, короткие).

Игра " загадки - отгадки"

Физкультминутка.

Игра "Встреча друзей".

Игра "Какие бывают слова".

Рисование " Иголки"

4. Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка.

Игровое упражнение "Кто в домике живет"

Физкультминутка "Зарядка"

Игра " Подскажи словечко"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Рисование "солнышко".

октябрь

5. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги.

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Игра " Раздели правильно".

6.Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках.

Игровое упражнение "Загадки и отгадки"

Физкультминутка "Игра с пальчиками"

Игровое упражнение "Кто кого".

7. Знакомство с многообразием слов, игра " Подскажи словечко", нахождение несоответствий в рисунках

Игровое упражнение"Соедини правильно"

Игра " Подскажи словечко"

Физкультминутке "Встреча друзей"

Игровое упражнение "Найди ошибку художника"

8. Деление слов на слоги. Рисование дорожек, Заучивание стихотворения Я. Козловского.

Игровое упражнение "Скажи правильно"

Физкультминутка "Зарядка"

Заучивание стихотворения Я. Козловского

ноябрь

9.Звуки "С-СЬ" (песенки большого и маленького насоса), знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листочков на березе, заучивание стихотворения Г. Сапгира.

Игровое упражнение "песенка насоса"

Игра " Подскажи словечко"

Физическая культура "Пальчики".

Рисование "Раскрась листья"

10.Звуки "З-Зь " (песенки большого комара и меленького комарика), знакомство с твердыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б.Заходера, рисование ушей зайчика

Игровое упражнение "Поймай комара"

Игра " Загадки и отгадки"

Физкультминутка. Игра "Зайке холодно сидеть"

Заучивание стихотворения Б. Заходера.

Игровое упражнение "Что забыл нарисовать художник".

11." Звуки "С-СЬ", "З-ЗЬ", твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках

Игровое упражнение

"Помоги животным найти домик"

Игра " Подскажи словечко"

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Физкультминутка. Игра "Зайке холодно сидеть".

Игра " Кто внимательный"

12.Звук "Ц", рисование огурцов, заучивание стихотворение Г. Сапгира.

Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цыпа"

Игра " Закончи предложение"

Физкультминутка Игровое упражнение "Цапля"

Рисование " Огурцы".

декабрь

13.Звук "Ш"(песенка "ветра"), рисование шариков, заучивание потешки.

Игра " Подскажи словечко"

Игровое упражнение "Будь внимательным"

Физкультминутка "Шарик"

Рисование "Шарики"

Заучивание потешки.

14. Звук "Ж"(песенка жука), моделирование, рисование желудей, заучивание стихотворения И.Солдатенко

Игра " загадки и отгадки"

Игровое упражнение "раздели правильно"

Физкультминутка " Жуки"

Рисование "Желуди"

15. Звуки "Ш-Ж", моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений.

Игровое упражнение

"Помоги животным найти свой вагон"

Игра "Подскажи словечко"

Физкультминутка

Игровое упражнение "Соедини правильно"

" Повторяем стихи"

16. Звук "Щ", моделирование разучивание стихотворения С.Михалкова рисование щеток.

Игра "Подскажи словечко"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Игра с мячом " Назови скорее"

Рисование " Дорисуй щетки"

Заучивание стихотворения.

январь

17. Звук "Ч", моделирование, рисование предметов

Игра " Загадки и отгадки"

Игровое упражнение " Будь внимательным"

Физкультминутка" часы"

Игровое упражнение "Помоги девочке"

18. Звуки "Ч-Щ", моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки.

Разучивание потешки.

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Физкультминутка. Игра " Черепахи"

Игра "Кто внимательный".

19. " Звуки "р-рь", закрашивание предметов, заучивание стихотворения О.Высотской.

Игровое упражнение "Как поет мотор"

Игра "загадки и отгадки"

Физкультминутка. Игра "Зарядка"

Игра " Кто внимательный"

Заучивание стихотворения

20. Звуки "Л-ЛЬ". Моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е.Александровой

Рисование " Неваляшка"

Игра "Подскажи словечко"

Физкультминутка. "Мы немножко рисовали"

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Заучивание стихотворения

февраль

21. Звуки "М

МЬ", рисование мишки. Заучивание стихотворения Т. Шорыгиной.

Заучивание стихотворения

Рисование "Мишка"

Физкультминутка

Игровое упражнение

"Раскрась правильно"

22. Звуки "Б-БЬ". Моделирование, заучивание стихотворения Г.Сапгира, рисование бус.

Игровые упражнения "Подскажи словечко"

"Раздели правильно"

Игра " Соедини правильно"

Физкультминутка. Игра " Буратино"

Заучивание стихотворения.

23. Звуки "К-КЬ", закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д.Хармса.

Игра " Подскажи словечко"

Физкультминутка, Игра "Пальчики"

Игра " Найди и раскрась"

Заучивание стихотворения.

24. Звук "Г", нахождение различий в похожих словах

Игра " Подскажи словечко"

Упражнение "Раздели правильно"

Физкультминутка. Игра"Зарядка"

Игра " Кто внимательный"

Заучивание стихотворения.

март

25. Звук "Г", нахождение различий в двух похожих рисунках

Игровое упражнение

" Раскрась и обведи правильно"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Физкультминутка. Игра "пальчики"

Игра "Скворечник"

26. Звуки "г-к", моделирование, закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной.

Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Физкультминутка "Пальчики"

Игра " скворечник"

Заучивание стихотворение.

27. Звуки "Д-ДЬ", штриховка, рисование кругов, заучивание стихотворения М. Дружининой.

Игра" Загадки и отгадки"

Игровое упражнение

"Раскрась правильно"

Физкультминутка. Игра "Птички"

Игра " Кто внимательный"

Заучивание стихотворения.

28. Звуки "Т-ТЬ". моделирование, рисование тучи и зонтика,заучивание стихотворения В. Берестова.

Игровое упражнение "Назови первый звук"

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Физкультминутка. Игра "Часы"

Рисование "Тучи и зонтик"

Заучивание стихотворения.

май

29. Звуки "Д-ДЬ", "Т-ТЬ", моделирование, рисование домика, повторение стихотворений.

Игровое упражнение " Обведи правильно"

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Физкультминутка

Рисование "домик"

Повторяем стихи.

30. Закрепление пройденного материала(звуки "З-ЗЬ", "ж", "С-СЬ")

Игра "Загадки-обманки"

Игра "Карусель"

Физкультминутка "Пальчики"

Игра "Кто в каком домике живет".

31" Закрепление пройденного материала. Звуки "Р-РЬ", "Ш", моделирование.

Игра "Звуки поменялись местами"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Физкультминутка

Игра "Загадки и отгадки"

32. Закрепление пройденного материала. Звуки "Л-ЛЬ","Б-БЬ".

Игра "Необычный цветок"

Игра "Раскрась и обведи правильно"

Физкультминутка

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Рисование "Березка"

Повторяем стихи.

33.Закрепление пройденного материала.

Игра " Звуки поменялись местами"

Игровое упражнение

"Необычный цветок"

Физкультминутка

Отгадывание загадок. Игровое упражнение "Раздели правильно"

Раздел I. Развитие фонематического слуха

Знакомство с терминами «слово» и «звук». Формировать умение различать на слух гласные, твердые и мягкие согласные; определять и изолированно произносить первый звук в слове; называть слова с заданным звуком. Ознакомление с делением слов на слоги, с моделированием - изображение слова в виде прямоугольника

Раздел II. Звуковая культура речи

Дифференциация звуков. Игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата.

Раздел III. Работа над словарем

Многообразие слов. Слова, похожие по звучанию. Слова, обозначающие действия, признаки. Слова – антонимы.

Раздел IV. Развитие мелкой моторики

Упражнения для рук, ног, туловища. Упражнения для пальцев и кистей рук.

Раздел V. Развитие графических навыков

Рисование горизонтальных и горизонтальных линии, округлых линии, предметов, сочетающих в себе прямые и округлые линии. Штриховка.

V.Годовой календарный учебный график

№ п/п

Наименование возрастных групп

Средняя группа

Количество возрастных групп

Начало занятий, дни недели, время проведения занятий

с 01.09.2015

Среда 15.00-15.20

Окончание занятий

31.05.2016

Каникулярное время

Новогодние каникулы

с 01.01.2016 по 11.01.2016

Летние каникулы

с 01.06.2015-31.08.

Продолжительность учебной нагрузки

1 занятие в неделю по 20 минут

Количество занятий в месяц

VI. Организационно - педагогические условия реализации программы:

Принципы создания программы

1.Доступность:

Учет возрастных особенностей;

Адаптивность материала к возрасту детей.

2. Систематичность и последовательность:

Постепенная подача материала от простого к сложному;

Частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.

3. Наглядность материала;

4 . Динамичность:

Интеграция программы в разные виды деятельности;

5. Дифференциация;

Учет возрастных особенностей.

В основе работы используется главный психологический принцип обучения по системе Д.Б.Эльконина - обеспечить практические, материальные действия ребенка со словом.

Структура занятий

Занятия носят комплексный характер и разделены на два этапа обучения, которые направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребёнка.

На 1этапе обучения - развитие звуковой культуры речи у детей, с использованием рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Раз-словечко, два - словечко».

На 2 этапе обучения - развитие фонематического слуха, с использованием рабочей тетради Е.В. Колесниковой «От слова к звуку».

Усвоению материала способствуют: игровые упражнения, физкультминутки, весёлые рисунки, заучивание стихотворений, разгадывание загадок, нахождение различий в двух похожих рисунках и т.д.

Условия реализации программы

Последовательность.

Систематичность.

Форма занятий: Занятия проводятся 1 раза в неделю, в подгрупповой форме (8-10 человек) во второй половине дня. Среда 15.00-15.20.

Место проведения: изостудия.

Количество детей в подгруппе: 10 человек .

Материально-техническое оснащение, оборудование:

  • Наглядно - дидактический материал;
  • Игровые атрибуты;
  • Сюжетные картинки, иллюстрации для рассматривания;
  • Пространственно-предметная среда;
  • Ноутбук;
  • Проектор;
  • Экран, доска;
  • Колесникова Е.В. От слова к звуку (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет);
  • Колесникова Е.В. Раз-словечко, два - словечко (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет).

VII. Планируемые результаты.

Итогами 1 этапа обучения (звуковая культура речи) является :

Накапливание, уточнение и совершенствование словаря;

Точное употребление нужных по смыслу слов;

Выработка правильного произношения гласных а,о,у,ы,э,и и согласных п,б,т,д,к,г,м,в,ф звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз и подготовке детей к развитию фонематического слуха;

Развитие артикуляционного аппарата;

Умение понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно, развитие моторики, графических навыков;

Расширять знания о предметах окружающего мира: игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные;

Выполнять задания в рабочих тетрадях по развитию графических навыков.

Итогами 2 этапа обучения (развитие фонематического слуха) является:

Продолжать знакомство с терминами «слово» и «звук»;

Обращать внимание на длительность звучания слов;

Формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные;

Изолированно произносить первый звук в слове;

Познакомить с делением слов на слоги, с моделированием - изображением слова в виде прямоугольника;

Рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии;

Штриховать различные предметы;

Во время физкультминуток выполнять различные упражнения (для рук, ног, туловища, пальцев, кистей рук) используя веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соотвественно тексту.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Промежуточные результаты:

Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений дети опускают отдельные члены предложения. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований, которые порождаются словообразовательной системой языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребенку творческим освоением богатств родного языка.

VIII. Оценочные и методические материалы

Формы контроля

Наблюдение

Беседа, беседа с опорой на практический материал, объяснения дошкольников

Методики: «Покажи картинку», «Назови, что покажу», «Будь внимательным», «Назови одним словом», «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Покажи картинку», «Эхо».

Диагностика

Диагностика проводится 2 раза в год: вводная – сентябрь, итоговая – май. Для мониторинга результативности работы по программе «От слова к звуку» разработана диагностика в соответствии с задачами и возрастными особенностями детей.

Критерии отслеживания усвоения программы

Анализ производится по трём критериям:

  • [р]

    [р,]

    [л]

    [л,]

    [й]

    Возраст детей: 4-5 лет

    Срок реализации программы: года

    Продолжительность учебной нагрузки: 1 занятия в неделю

    Количество занятий в месяц: 4 занятий

    Общее количество занятий: 36 занятия

    Форма организации занятий: подгрупповая

    Место проведения занятий: изостудия

    Литература

    1. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: «Просвещение», 1985.
    2. Колесникова Е.В. От слова к звуку (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет). – М.: «Ювента»,2013.
    3. Колесникова Е.В. Раз-словечко, два - словечко (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет). – М.: «Ювента»,2013.
    4. Максаков Л.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: «Просвещение», 1988.
    5. Новоторцева Н.В. Артикуляционная (речевая) гимнастика. - Ярославль: Академия развития, 1996.
    6. Тумакова Г.Л. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.- М.: «Просвещение», 1991.
    7. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: «Лань», 1996.

    Рабочая тетрадь «От слова к звуку» — приложение к книге «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет», которая входит в авторскую программу «От звука к букве», содержание которой соответствует образовательной области «Речевое развитие». Система игровых обучающих ситуаций и упражнений, представленных в тетради, способствует формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылке обучения грамоте, развитию графических навыков.

    От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Колесникова Е.В.

    Описание учебника

    ТЕМА 1

    рисование коротких, отрывистых линий_
    Обведи только тех животных, которых Колобок встретил в лесу. Назови их. Ты назвал много слов, и все они звучат по-разному.
    Подскажи слова в конце стихотворений (авторы Н. Полякова, В. Шульжик) и ответь на вопросы. Соедини прямоугольник с предметом, который назовёшь. Так мы будем обозначать слова.
    Среди жирных голубей Прыгал ТОЩИЙ… (воробей).
    Кто прыгал среди жирных голубей? (Тощий воробей.)
    Уронила белка шишку, Шишка Стукнула… (зайчишку). Кто уронил шишку? (Белка.) Кого стукнула шишка? (Зайчишку.)
    Дорисуй воду из душа мышке и лягушке.
    ТЕМА 2
    Знакомство с многообразием слов, моделированием,

    Назови каждую картинку одним словом. Нарисуй по точкам прямоугольник под каждой картинкой. Так ты обозначил слова, которые назвал.
    Нарисуй в прямоугольнике столько кружков, сколько найдёшь различий между картинками. (Четыре.) Назови различия.
    Поиграй в игру «Встреча друзей». (По тексту ребёнок выполняет следующее упражнение: поочерёдно, начиная с мизинцев, соответственно тексту стихотворения, соединяет кончики пальцев левой и правой руки, а затем, изображая рога, выставляет вперёд мизинцы и указательные пальцы одновременно.)
    Встретились два котёнка И поздоровались: «Мяу-мяу».
    Встретились два щенка И поздоровались: «Гав-гав».
    Встретились две лошадки И поздоровались: «И-го-го».
    Встретились два тигрёнка И поздоровались: «Р-р-р».
    Встретились два быка И поздоровались: «Му-у-у». Смотри, какие рога, Забодаю, забодаю!
    ТЕМА З
    Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие), моделированием, рисование иголок ёжикам

    Расскажи, что может делать жук (летать, ползать, жужжать).

    Послушай строчки из стихотворения М. Пляцковского и выполни задания.
    Есть сладкое слово — конфета.
    Назови «сладкие» слова. (Мороженое, торт, пирожное и т. д.)
    Есть быстрое слово — ракета.
    Назови «быстрые» слова. (Самолёт, поезд и т. д.)
    Есть слово колючее - ёжик.
    Назови «колючие» слова. (Иголка, ёлка, гвоздь и т. д.)
    Есть слово пушистое — снег.
    Назови «пушистые» слова. (Подушка, кошка, цыплёнок и т. д.)
    Какое слово тебе запомнилось? (5Т| Дорисуй ёжикам иголки.
    ТЕМА 4
    Знакомство с многообразием слов и их звучанием звонко, громко, тихо; рисование солнышка_
    Назови животных, которые живут в домиках. Слово «заяц» произносится звонко, «корова» — громко, «кошка» — тихо. Соедини с домиком зайки предметы, названия которых произносятся звонко (зонт, коза), с домиком коровы — предметы, названия которых произносятся громко (рубашка, барабан), с домиком кошки — предметы, названия которых произносятся тихо (петушок, котёнок).
    Соедини предметы, названия которых звучат похоже.
    Придумай разные слова к слову «морковка». Какая она? (Оранжевая, сладкая, твёрдая.)
    Нарисуй в квадрате справа такое же солнышко, какое нарисовано в квадрате слева.
    ТЕМА 5
    Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на ёлках _
    Раскрась овощи в характерные цвета.
    Какого цвета морковь? (Оранжевого.) Какого цвета огурцы? (Зелёного.) Какого цвета капуста? (Зелёного.) Какого цвета помидоры? (Красного.) Какого цвета картошка? (Коричневого.)
    Соедини предметы, названия которых звучат похоже.
    Произнеси название каждого предмета по слогам. Хлопни в ладоши, как только произнесёшь часть слова. Сколько раз хлопнул, столько и слогов в слове. Раздели прямоугольник под каждой картинкой на столько частей, сколько слогов в названии нарисованного предмета.
    Дорисуй иголки ёлкам. Какие иголки у ёлки? (Зелёные, короткие, колючие.)
    ТЕМА 6
    Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги,
    нахождение различий в двух похожих рисунках_
    Раздели прямоугольник на столько частей, сколько слогов в названии ЕЛ предмета.
    Отгадай загадки. Обведи только те предметы, в названии которых один слог. Назови их. Это короткие слова. Назови предметы, которые не обвёл. Это длинные слова.
    Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка.
    (Матрёшка.)
    Четыре братца
    Под одной крышей живут.
    (Стол.)
    Бьют его, а он не плачет, Только выше, выше скачет.
    (Мяч.)
    Чёрен,а не ворон, Рогат, а не бык, С крыльями, А не птица.
    (Жук.)
    Сидит девица В сырой темнице, А коса на улице.
    (Морковь.)
    Скажи, у кого какие детки. У кита? (Китёнок.) У коровы? (Телёнок.) У белки? (Бельчонок.)

    Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках
    Соедини предметы, названия которых звучат похоже. Назови короткие слова. (Мак, рак.) Сколько раз надо хлопнуть при произнесении этих слов? (Один.)
    Подскажи слово в конце стихотворения и обведи картинку-отгадку. Как одним словом назвать сороку, воробья, дятла, ворону? (Птицы.)
    Птица чёрная кружится, «Кар-кар-кар» — кричит и злится Всем известная персона, А зовут её…
    (ворона).
    Чик-чирик! Не робей, Я бывалый…
    (воробей)
    Верещунья-белобока, А зовут её…
    (сорока).
    В лесу под щебет и под свист Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд-приятель!» И ставит подпись: …
    (дятел).
    Послушай небылицу. Скажи, чего не могло произойти на самом деле.
    Уж как пёстрая свинья На дубу гнездо свила. Гнездо свила, детей вывела. Шестьдесят поросят По сучочкам висят. Поросята визжат, Полететь хотят. Полетели, полетели И на воздухе присели.
    Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги, рисование дорожек, слушание отрывка из стихотворения Я. Козловского
    Найди ошибки в стихах и в рисунках.
    Как одним словом назвать лису, волка, собаку? (Животные.) Соедини животное со схемой, которая ему подходит.
    Жучка будку (булку) не доела Неохота, надоело.
    На островок налетел ураган, На пальме остался последний баран
    (банан).
    «Животное» — это короткое слово или длинное? (Длинное.)
    Проведи дорожки от белочки и кошки к тому, что они едят. Скажи, что делает кошка? (Кошка лакает молоко.) Что делает белка? (Белка грызёт орешки.)
    Послушай отрывок из стихотворения Я. Козловского и ответь на вопросы.
    Бросил палку кверху мишка: Падай в шапку с ели, шишка!
    Кто бросил палку кверху? (Мишка.)
    Зачем он её бросил? (Чтобы в шапку упала шишка.)
    ТЕМА 9
    Звуки «С-СЬ» («песенка большого и маленького насоса»), знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на берёзе
    Большой насос поёт свою песенку так: «С-с-с», а маленький - так: Ян «Сь-сь-сь». «С» и «СЬ» — это звуки. «С» - твёрдый согласный звук, «СЬ» — мягкий согласный звук.
    Подскажи слово в конце стихотворения. Сколько слогов в словах «слон», «сушки», «лисица»? Назови длинное слово. (Лисица.) Короткое. (Слон.)
    Динь-дон! Динь-дон! В переулке ходит…
    (слон).
    Часто к озеру напиться Ходит рыжая…
    (лисица).
    Лежит лентяй
    на раскладушке, Грызёт, похрустывая,…
    (сушки).
    Раскрась листья на берёзе красками осени. Скажи, почему листья такого цвета?
    Ответы на вопросы по картинке.
    Составь рассказ по картинке. (Саша и Серёжа смотрят на который катается на самокате. Слонёнку очень весело, а удивились: разве так бывает?)
    Кто и на чём катается? (Слонёнок катается на самокате.) Придумай имена мальчикам, чтобы в них были «песенки большого и маленького насоса». (Саша, Серёжа.) Назови предметы на картинке, в названии которых есть «песенка большого насоса». (Солнце, слон, самокат.)
    слонёнка, мальчики
    ТЕМА 10
    Звуки «З-ЗЬ», знакомство с твёрдыми и мягкими согласными,
    слушание чистоговорки, рисование ушей зайчикам_
    Большой комар поёт свою песенку так: «З-з-з», а маленький — так: дД «Зь-зь-зь». «3» - твёрдый согласный звук, «ЗЬ» - мягкий согласный звук.
    Назови предметы, в названии которых слышна «песенка большого комара». Обведи предмет, в названии которого есть «песенка маленького комарика». Назови короткое слово, длинные слова.
    Послушай чистоговорку.
    Зе-зе-зе, зе-зе-зе -Дали травку мы козе, За-за-за, за-за-за -Съела травку всю коза. Зу-зу-зу, зу-зу-зу -Мы погладили козу, За-за-за,за-за-за -Уходи домой, коза!
    Дорисуй ушки зайчикам, как показано на рисунке. Что зайчики могут делать? (Прыгать, скакать, веселиться, мчаться.)
    ТЕМА 11
    Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твёрдые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках_
    Раскрась крышу домика слева синим карандашом, а справа — зелёным. I Ж Проведи дорожки от домика с синей крышей к животным, в названии которых есть звуки «С» и «3». Проведи дорожки от домика с зелёной крышей к животным, в названии которых есть звуки «СЬ» и «ЗЬ».
    Назови животных, которые живут в домике слева. (Лиса, коза.) Назови животных, которые живут в домике справа. (Обезьяна, поросёнок.) Что скажет поросёнок, когда подойдёт к домику? (Хрю-хрю.) Как блеет козочка? (М-ме.)
    Раздели прямоугольник под каждым предметом на столько частей, сколько слогов в его названии. Вспомни и назови короткие слова. Сколько частей в каждом слове?
    Нарисуй в прямоугольнике столько кружков, сколько найдёшь различий между картинками. (Пять.) Назови различия.

    От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди