04.03.2019

От слова к звуку 4 5. Рабочая программа по развитию речи (средняя группа) на тему: Программа кружка "От слова к звуку"


Данное пособие продолжает систему работы по развитию познавательных способностей детей. Оно ориентировано на детей 9-10 лет и помогает им освоить программу 4 класса общеобразовательной школы. Упражнения, выполненные в определённой последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность» воображение; способствуют развитию сенсорной и двигательной сфер ребёнка, формируют нестандартное мышление.
В пособии использована авторская система упражнений, разработанная Н.К. Винокуровой. Рабочие тетради апробированы и успешно применяются в школах различного уровня.

Примеры.
В коробке конфеты трёх сортов. Сколько конфет нужно вынуть из коробки, не заглядывая в нее, чтобы среди них оказались хотя бы три конфеты одного сорта?

В корзине 12 пар перчаток одного цвета, размера и качества. Сколько перчаток нужно вынуть из корзины, не заглядывая в неё, чтобы среди них оказалось хотя бы одна пара перчаток?

Посмотри в течение одной минуты на ряд слов на доске и попытайся их запомнить вместе с порядковым номером. А теперь ответь на вопросы:
1) К какой части речи относится большинство слов?
2) На какой вопрос отвечает первое слово?
3) Можно ли первое слово заменить третьим?
4) Сколько букв в предпоследнем слове?
5) Какие слова были под нечётными номерами?
6) А под чётными?
7) Слово «зелень» является однокоренным существительным к слову под номером 2?

Может ли быть такое?
Одного человека спросили:
- Сколько вам лет?
- Не так уж много, но я старше своего внука в шестьсот раз.
- Неужели столько живут?
Как ты думаешь, не перепутал ли этот человек что-нибудь?

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Юным умникам и умницам, 4 класс, Рабочая тетрадь, Часть 1, Холодова О.А., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Юным умникам и умницам, 4 класс, Рабочая тетрадь, Часть 2, Холодова О.А., 2009
  • Збірник завдань для підсумкових контрольних робіт з української мови, Літературного читання, Математики, 4 клас, Пономарьова К.І., 2016
  • Юным умникам и умницам, Задания по развитию познавательных способностей, 1 класс, Рабочая тетрадь, Часть 2, Холодова О.А., 2012
  • Юным умникам и умницам, Задания по развитию познавательных способностей, 1 класс, Рабочая тетрадь, Часть 1, Холодова О.А., 2012

Следующие учебники и книги.

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы (блок математика)» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа(1 час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом

Актуальность выбора определена следующими факторами:

на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цель данного курса : ознакомить учащихся с основами мыслительных процессов (интеллектуальная компетентность) , помочь сформировать и развить познавательные процессы учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

А) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

Б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития , включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

«Мозговая гимнастика » (1-2 минуты

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Разминка (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления. (15минут)

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят , разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

Веселая переменка (3-5 минут)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

Построение предметных картинок, штриховка (15 минут)

На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты)

2. Разминка (3-5 минут)

3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (15 минут)

4. Веселая переменка (3-5 минут)

5. Логически-поисковые и творческие задания (10-15 минут)

Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать

В занятия включаются задания «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.

2. Разминка (3-5 минут)

1. «Мозговая гимнастика» (2 минуты)

2. Разминка (3-5 минут)

3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)

4. Гимнастика для глаз (1-2 минуты)

5. Логически – поисковые задания (10 минут)

6. Веселая переменка (2-3 минуты)

7. Нестандартные задачи (10-15 минут)

Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия.

Программа курса «Умники и умницы (блок развитие речи)» изучается в течение всего обучения по 1 ч в неделю, всего - 135 ч. В 1 классе 33 ч, во 2, 3. 4 классах по 34 ч.

4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне
  • одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться :

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • обоснованно делать выводы, доказывать;
  • обобщать математический материал;
  • находить разные решения нестандартных задач.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка

знаний и умений обучающихся.

Основные формы учета знаний и умений:

1. тестирование (проводится в начале и конце учебного года);

2. участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;

3. участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.)

4. участие в интеллектуальных играх (КВН; «Кенгуру», Брейн - ринги; Математические турниры и т.д.)

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
  • решать логически-поисковые задачи, нестандартные задачи;
  • находить несколько способов решения задач.

Развитие восприятия . Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти . Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания . Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие речи . Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Развитие мышления . Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля :

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • контрольные задания.
  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
  • Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносит в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия .

Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти .

Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания .

Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления .

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи .

Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование занятий "Умники и умницы" в 1 классе

№ занятия

Развиваемые способности

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

Развитие концентрации внимания. Графический диктант.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Тематическое планирование занятий "Умники и умницы" во 2 классе

№ занятия

Развиваемые способности

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Совершенствование воображения.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей

Развитие способности рассуждать. Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие аналитических способностей. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Тематическое планирование занятий "Умники и умницы" в 3 классе

№ занятия

Развиваемые способности

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей..Развитие умения решать нестандартные задачи

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы..Задания по перекладыванию спичек

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Развитие умения решать нестандартные задачи.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

Тематическое планирование занятий "Умники и умницы" в 4 классе

№ занятия

Развиваемые способности

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. . Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи. Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Колесникова Е.В.

4-е изд., доп. и перераб. - М.: 2016 - 64 с.

Рабочая тетрадь «От слова к звуку» - приложение к книге «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет», которая входит в авторскую программу «От звука к букве», содержание которой соответствует образовательной области «Речевое развитие». Система игровых обучающих ситуаций и упражнений, представленных в тетради, способствует формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылке обучения грамоте, развитию графических навыков. Система знакомит с основами моделирования, а также создает условия для формирования предпосылок учебной деятельности. Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в образовательных организациях, педагогам коррекционно-развивающего обучения, родителям для подготовки детей к школе.

Формат: pdf

Размер: 11,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Малышу исполнилось четыре года. Не торопитесь учить его читать и писать. Пусть ребенок сначала войдет в удивительный мир слов и звуков, научится произносить их правильно, управлять своими пальчиками и рисовать несложные предметы.
Прежде чем приступить к работе с тетрадью, внимательно изучите наши несложные советы и рекомендации и постарайтесь их выполнить.
1. Выделите место для активизированного общения с малышом.
2. Определите время для вашей совместной работы с тетрадью.
3. Не спешите охватить все материалы пособия за один день. Если почувствуете, что ребенок устал, переключитесь на другую деятельность.
4. Изучайте игровые обучающие ситуации, представленные в данном издании, последовательно.
5. В свободное время вспоминайте с малышом все интересное, что вы узнали из пособия.
6. В процессе совместной деятельности сохраняйте доброжелательный тон, с уважением относитесь к малышу, даже если у него что-то не получается.
7. Обращайтесь к материалам пособия только тогда, когда вы и ребенок находитесь в хорошем настроении.
8. Если малыш легко и быстро справляется с предложенными речевыми ситуациями, можете перейти к следующему этапу - развитию фонематического слуха.
Если к 5 годам ребенок не произносит некоторые звуки, советуем показать его логопеду.
Рабочая тетрадь «От слова к звуку» является приложением к учебно-методическому пособию «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет», поэтому их желательно использовать в комплекте.

Рабочая тетрадь «От слова к звуку» — приложение к книге «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет», которая входит в авторскую программу «От звука к букве», содержание которой соответствует образовательной области «Речевое развитие». Система игровых обучающих ситуаций и упражнений, представленных в тетради, способствует формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылке обучения грамоте, развитию графических навыков.

От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Колесникова Е.В.

Описание учебника

ТЕМА 1

рисование коротких, отрывистых линий_
Обведи только тех животных, которых Колобок встретил в лесу. Назови их. Ты назвал много слов, и все они звучат по-разному.
Подскажи слова в конце стихотворений (авторы Н. Полякова, В. Шульжик) и ответь на вопросы. Соедини прямоугольник с предметом, который назовёшь. Так мы будем обозначать слова.
Среди жирных голубей Прыгал ТОЩИЙ… (воробей).
Кто прыгал среди жирных голубей? (Тощий воробей.)
Уронила белка шишку, Шишка Стукнула… (зайчишку). Кто уронил шишку? (Белка.) Кого стукнула шишка? (Зайчишку.)
Дорисуй воду из душа мышке и лягушке.
ТЕМА 2
Знакомство с многообразием слов, моделированием,

Назови каждую картинку одним словом. Нарисуй по точкам прямоугольник под каждой картинкой. Так ты обозначил слова, которые назвал.
Нарисуй в прямоугольнике столько кружков, сколько найдёшь различий между картинками. (Четыре.) Назови различия.
Поиграй в игру «Встреча друзей». (По тексту ребёнок выполняет следующее упражнение: поочерёдно, начиная с мизинцев, соответственно тексту стихотворения, соединяет кончики пальцев левой и правой руки, а затем, изображая рога, выставляет вперёд мизинцы и указательные пальцы одновременно.)
Встретились два котёнка И поздоровались: «Мяу-мяу».
Встретились два щенка И поздоровались: «Гав-гав».
Встретились две лошадки И поздоровались: «И-го-го».
Встретились два тигрёнка И поздоровались: «Р-р-р».
Встретились два быка И поздоровались: «Му-у-у». Смотри, какие рога, Забодаю, забодаю!
ТЕМА З
Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие), моделированием, рисование иголок ёжикам

Расскажи, что может делать жук (летать, ползать, жужжать).

Послушай строчки из стихотворения М. Пляцковского и выполни задания.
Есть сладкое слово — конфета.
Назови «сладкие» слова. (Мороженое, торт, пирожное и т. д.)
Есть быстрое слово — ракета.
Назови «быстрые» слова. (Самолёт, поезд и т. д.)
Есть слово колючее - ёжик.
Назови «колючие» слова. (Иголка, ёлка, гвоздь и т. д.)
Есть слово пушистое — снег.
Назови «пушистые» слова. (Подушка, кошка, цыплёнок и т. д.)
Какое слово тебе запомнилось? (5Т| Дорисуй ёжикам иголки.
ТЕМА 4
Знакомство с многообразием слов и их звучанием звонко, громко, тихо; рисование солнышка_
Назови животных, которые живут в домиках. Слово «заяц» произносится звонко, «корова» — громко, «кошка» — тихо. Соедини с домиком зайки предметы, названия которых произносятся звонко (зонт, коза), с домиком коровы — предметы, названия которых произносятся громко (рубашка, барабан), с домиком кошки — предметы, названия которых произносятся тихо (петушок, котёнок).
Соедини предметы, названия которых звучат похоже.
Придумай разные слова к слову «морковка». Какая она? (Оранжевая, сладкая, твёрдая.)
Нарисуй в квадрате справа такое же солнышко, какое нарисовано в квадрате слева.
ТЕМА 5
Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на ёлках _
Раскрась овощи в характерные цвета.
Какого цвета морковь? (Оранжевого.) Какого цвета огурцы? (Зелёного.) Какого цвета капуста? (Зелёного.) Какого цвета помидоры? (Красного.) Какого цвета картошка? (Коричневого.)
Соедини предметы, названия которых звучат похоже.
Произнеси название каждого предмета по слогам. Хлопни в ладоши, как только произнесёшь часть слова. Сколько раз хлопнул, столько и слогов в слове. Раздели прямоугольник под каждой картинкой на столько частей, сколько слогов в названии нарисованного предмета.
Дорисуй иголки ёлкам. Какие иголки у ёлки? (Зелёные, короткие, колючие.)
ТЕМА 6
Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги,
нахождение различий в двух похожих рисунках_
Раздели прямоугольник на столько частей, сколько слогов в названии ЕЛ предмета.
Отгадай загадки. Обведи только те предметы, в названии которых один слог. Назови их. Это короткие слова. Назови предметы, которые не обвёл. Это длинные слова.
Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка.
(Матрёшка.)
Четыре братца
Под одной крышей живут.
(Стол.)
Бьют его, а он не плачет, Только выше, выше скачет.
(Мяч.)
Чёрен,а не ворон, Рогат, а не бык, С крыльями, А не птица.
(Жук.)
Сидит девица В сырой темнице, А коса на улице.
(Морковь.)
Скажи, у кого какие детки. У кита? (Китёнок.) У коровы? (Телёнок.) У белки? (Бельчонок.)

Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках
Соедини предметы, названия которых звучат похоже. Назови короткие слова. (Мак, рак.) Сколько раз надо хлопнуть при произнесении этих слов? (Один.)
Подскажи слово в конце стихотворения и обведи картинку-отгадку. Как одним словом назвать сороку, воробья, дятла, ворону? (Птицы.)
Птица чёрная кружится, «Кар-кар-кар» — кричит и злится Всем известная персона, А зовут её…
(ворона).
Чик-чирик! Не робей, Я бывалый…
(воробей)
Верещунья-белобока, А зовут её…
(сорока).
В лесу под щебет и под свист Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд-приятель!» И ставит подпись: …
(дятел).
Послушай небылицу. Скажи, чего не могло произойти на самом деле.
Уж как пёстрая свинья На дубу гнездо свила. Гнездо свила, детей вывела. Шестьдесят поросят По сучочкам висят. Поросята визжат, Полететь хотят. Полетели, полетели И на воздухе присели.
Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги, рисование дорожек, слушание отрывка из стихотворения Я. Козловского
Найди ошибки в стихах и в рисунках.
Как одним словом назвать лису, волка, собаку? (Животные.) Соедини животное со схемой, которая ему подходит.
Жучка будку (булку) не доела Неохота, надоело.
На островок налетел ураган, На пальме остался последний баран
(банан).
«Животное» — это короткое слово или длинное? (Длинное.)
Проведи дорожки от белочки и кошки к тому, что они едят. Скажи, что делает кошка? (Кошка лакает молоко.) Что делает белка? (Белка грызёт орешки.)
Послушай отрывок из стихотворения Я. Козловского и ответь на вопросы.
Бросил палку кверху мишка: Падай в шапку с ели, шишка!
Кто бросил палку кверху? (Мишка.)
Зачем он её бросил? (Чтобы в шапку упала шишка.)
ТЕМА 9
Звуки «С-СЬ» («песенка большого и маленького насоса»), знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на берёзе
Большой насос поёт свою песенку так: «С-с-с», а маленький - так: Ян «Сь-сь-сь». «С» и «СЬ» — это звуки. «С» - твёрдый согласный звук, «СЬ» — мягкий согласный звук.
Подскажи слово в конце стихотворения. Сколько слогов в словах «слон», «сушки», «лисица»? Назови длинное слово. (Лисица.) Короткое. (Слон.)
Динь-дон! Динь-дон! В переулке ходит…
(слон).
Часто к озеру напиться Ходит рыжая…
(лисица).
Лежит лентяй
на раскладушке, Грызёт, похрустывая,…
(сушки).
Раскрась листья на берёзе красками осени. Скажи, почему листья такого цвета?
Ответы на вопросы по картинке.
Составь рассказ по картинке. (Саша и Серёжа смотрят на который катается на самокате. Слонёнку очень весело, а удивились: разве так бывает?)
Кто и на чём катается? (Слонёнок катается на самокате.) Придумай имена мальчикам, чтобы в них были «песенки большого и маленького насоса». (Саша, Серёжа.) Назови предметы на картинке, в названии которых есть «песенка большого насоса». (Солнце, слон, самокат.)
слонёнка, мальчики
ТЕМА 10
Звуки «З-ЗЬ», знакомство с твёрдыми и мягкими согласными,
слушание чистоговорки, рисование ушей зайчикам_
Большой комар поёт свою песенку так: «З-з-з», а маленький — так: дД «Зь-зь-зь». «3» - твёрдый согласный звук, «ЗЬ» - мягкий согласный звук.
Назови предметы, в названии которых слышна «песенка большого комара». Обведи предмет, в названии которого есть «песенка маленького комарика». Назови короткое слово, длинные слова.
Послушай чистоговорку.
Зе-зе-зе, зе-зе-зе -Дали травку мы козе, За-за-за, за-за-за -Съела травку всю коза. Зу-зу-зу, зу-зу-зу -Мы погладили козу, За-за-за,за-за-за -Уходи домой, коза!
Дорисуй ушки зайчикам, как показано на рисунке. Что зайчики могут делать? (Прыгать, скакать, веселиться, мчаться.)
ТЕМА 11
Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твёрдые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках_
Раскрась крышу домика слева синим карандашом, а справа — зелёным. I Ж Проведи дорожки от домика с синей крышей к животным, в названии которых есть звуки «С» и «3». Проведи дорожки от домика с зелёной крышей к животным, в названии которых есть звуки «СЬ» и «ЗЬ».
Назови животных, которые живут в домике слева. (Лиса, коза.) Назови животных, которые живут в домике справа. (Обезьяна, поросёнок.) Что скажет поросёнок, когда подойдёт к домику? (Хрю-хрю.) Как блеет козочка? (М-ме.)
Раздели прямоугольник под каждым предметом на столько частей, сколько слогов в его названии. Вспомни и назови короткие слова. Сколько частей в каждом слове?
Нарисуй в прямоугольнике столько кружков, сколько найдёшь различий между картинками. (Пять.) Назови различия.

От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет.

I. Пояснительная записка.

II. Цель, задачи.

III. Учебно-тематический план.

VI.Организационно - педагогические условия реализации программы

VII. Планируемые результаты

  • Формы контроля
  • Условия реализации программы
  • Литература
  1. Пояснительная записка

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально- практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.

В исследованиях Г.И.Щукиной, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и др. доказано, что успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и, в частности, от уровня развития как общих способностей, от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности(В.С. Мерлин), так и частных способностей определенной направленности, в том числе и коммуникативных (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.)

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

С учетом психических и физических особенностей и строится работа кружка по обучению элементам грамоты и развитию фонематического слуха, с тем, чтобы недостатки устранить, если они имеются и подготовить ребенка к следующему этапу обучения - развитию звукобуквенного анализа.

Программа кружка основывается на авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой " Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет" (Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ Л.В. Ворошнина)

  1. Цель. Задачи.

Цель: комплексное развитие познавательно - речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.

Задачи:

Развивать умение говорить и слушать;

Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

Обогащать активный и пассивный словарь;

Развивать звуковую культуру речи детей;

Развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.

Развивать артикуляционный аппарат;

Совершенствовать интонационную выразительность речи;

Способствовать развитию графических навыков,

Формировать навыки самоконтроля и самооценки,

Развивать мелкую моторику;

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

  1. Учебно-тематический план

Тематическое планирование бесплатной образовательной услуги

кружка « От слова к звуку » для детей 4-5 лет

Месяц

Тема

Основное содержание

сентябрь

1."Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких отрывистых линий.

Игровое упражнение "Обведи правильно"

Физкультминутка. Игра с мячом "

Моделирование.

Игровое упражнение "Дорисуй картинку"

2." Знакомство с многообразием слов, моделированием".

Игровое упражнение " Назови правильно"

Игровое упражнение "Кто внимательный"

Физкультминутка.

Игра " Встреча друзей"

Игра "Загадки-обманки"

3.Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные, короткие).

Игра " загадки - отгадки"

Физкультминутка.

Игра "Встреча друзей".

Игра "Какие бывают слова".

Рисование " Иголки"

4. Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка.

Игровое упражнение "Кто в домике живет"

Физкультминутка "Зарядка"

Игра " Подскажи словечко"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Рисование "солнышко".

октябрь

5. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги.

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Игра " Раздели правильно".

6.Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках.

Игровое упражнение "Загадки и отгадки"

Физкультминутка "Игра с пальчиками"

Игровое упражнение "Кто кого".

7. Знакомство с многообразием слов, игра " Подскажи словечко", нахождение несоответствий в рисунках

Игровое упражнение"Соедини правильно"

Игра " Подскажи словечко"

Физкультминутке "Встреча друзей"

Игровое упражнение "Найди ошибку художника"

8. Деление слов на слоги. Рисование дорожек, Заучивание стихотворения Я. Козловского.

Игровое упражнение "Скажи правильно"

Физкультминутка "Зарядка"

Заучивание стихотворения Я. Козловского

ноябрь

9.Звуки "С-СЬ" (песенки большого и маленького насоса), знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листочков на березе, заучивание стихотворения Г. Сапгира.

Игровое упражнение "песенка насоса"

Игра " Подскажи словечко"

Физическая культура "Пальчики".

Рисование "Раскрась листья"

10.Звуки "З-Зь " (песенки большого комара и меленького комарика), знакомство с твердыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б.Заходера, рисование ушей зайчика

Игровое упражнение "Поймай комара"

Игра " Загадки и отгадки"

Физкультминутка. Игра "Зайке холодно сидеть"

Заучивание стихотворения Б. Заходера.

Игровое упражнение "Что забыл нарисовать художник".

11." Звуки "С-СЬ", "З-ЗЬ", твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках

Игровое упражнение

"Помоги животным найти домик"

Игра " Подскажи словечко"

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Физкультминутка. Игра "Зайке холодно сидеть".

Игра " Кто внимательный"

12.Звук "Ц", рисование огурцов, заучивание стихотворение Г. Сапгира.

Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цыпа"

Игра " Закончи предложение"

Физкультминутка Игровое упражнение "Цапля"

Рисование " Огурцы".

декабрь

13.Звук "Ш"(песенка "ветра"), рисование шариков, заучивание потешки.

Игра " Подскажи словечко"

Игровое упражнение "Будь внимательным"

Физкультминутка "Шарик"

Рисование "Шарики"

Заучивание потешки.

14. Звук "Ж"(песенка жука), моделирование, рисование желудей, заучивание стихотворения И.Солдатенко

Игра " загадки и отгадки"

Игровое упражнение "раздели правильно"

Физкультминутка " Жуки"

Рисование "Желуди"

15. Звуки "Ш-Ж", моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений.

Игровое упражнение

"Помоги животным найти свой вагон"

Игра "Подскажи словечко"

Физкультминутка

Игровое упражнение "Соедини правильно"

" Повторяем стихи"

16. Звук "Щ", моделирование разучивание стихотворения С.Михалкова рисование щеток.

Игра "Подскажи словечко"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Игра с мячом " Назови скорее"

Рисование " Дорисуй щетки"

Заучивание стихотворения.

январь

17. Звук "Ч", моделирование, рисование предметов

Игра " Загадки и отгадки"

Игровое упражнение " Будь внимательным"

Физкультминутка" часы"

Игровое упражнение "Помоги девочке"

18. Звуки "Ч-Щ", моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки.

Разучивание потешки.

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Физкультминутка. Игра " Черепахи"

Игра "Кто внимательный".

19. " Звуки "р-рь", закрашивание предметов, заучивание стихотворения О.Высотской.

Игровое упражнение "Как поет мотор"

Игра "загадки и отгадки"

Физкультминутка. Игра "Зарядка"

Игра " Кто внимательный"

Заучивание стихотворения

20. Звуки "Л-ЛЬ". Моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е.Александровой

Рисование " Неваляшка"

Игра "Подскажи словечко"

Физкультминутка. "Мы немножко рисовали"

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Заучивание стихотворения

февраль

21. Звуки "М

МЬ", рисование мишки. Заучивание стихотворения Т. Шорыгиной.

Заучивание стихотворения

Рисование "Мишка"

Физкультминутка

Игровое упражнение

"Раскрась правильно"

22. Звуки "Б-БЬ". Моделирование, заучивание стихотворения Г.Сапгира, рисование бус.

Игровые упражнения "Подскажи словечко"

"Раздели правильно"

Игра " Соедини правильно"

Физкультминутка. Игра " Буратино"

Заучивание стихотворения.

23. Звуки "К-КЬ", закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д.Хармса.

Игра " Подскажи словечко"

Физкультминутка, Игра "Пальчики"

Игра " Найди и раскрась"

Заучивание стихотворения.

24. Звук "Г", нахождение различий в похожих словах

Игра " Подскажи словечко"

Упражнение "Раздели правильно"

Физкультминутка. Игра"Зарядка"

Игра " Кто внимательный"

Заучивание стихотворения.

март

25. Звук "Г", нахождение различий в двух похожих рисунках

Игровое упражнение

" Раскрась и обведи правильно"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Физкультминутка. Игра "пальчики"

Игра "Скворечник"

26. Звуки "г-к", моделирование, закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной.

Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Физкультминутка "Пальчики"

Игра " скворечник"

Заучивание стихотворение.

27. Звуки "Д-ДЬ", штриховка, рисование кругов, заучивание стихотворения М. Дружининой.

Игра" Загадки и отгадки"

Игровое упражнение

"Раскрась правильно"

Физкультминутка. Игра "Птички"

Игра " Кто внимательный"

Заучивание стихотворения.

28. Звуки "Т-ТЬ". моделирование, рисование тучи и зонтика,заучивание стихотворения В. Берестова.

Игровое упражнение "Назови первый звук"

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Физкультминутка. Игра "Часы"

Рисование "Тучи и зонтик"

Заучивание стихотворения.

май

29. Звуки "Д-ДЬ", "Т-ТЬ", моделирование, рисование домика, повторение стихотворений.

Игровое упражнение " Обведи правильно"

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Физкультминутка

Рисование "домик"

Повторяем стихи.

30. Закрепление пройденного материала(звуки "З-ЗЬ", "ж", "С-СЬ")

Игра "Загадки-обманки"

Игра "Карусель"

Физкультминутка "Пальчики"

Игра "Кто в каком домике живет".

31" Закрепление пройденного материала. Звуки "Р-РЬ", "Ш", моделирование.

Игра "Звуки поменялись местами"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Физкультминутка

Игра "Загадки и отгадки"

32. Закрепление пройденного материала. Звуки "Л-ЛЬ","Б-БЬ".

Игра "Необычный цветок"

Игра "Раскрась и обведи правильно"

Физкультминутка

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Рисование "Березка"

Повторяем стихи.

33.Закрепление пройденного материала.

Игра " Звуки поменялись местами"

Игровое упражнение

"Необычный цветок"

Физкультминутка

Отгадывание загадок. Игровое упражнение "Раздели правильно"

Раздел I. Развитие фонематического слуха

Знакомство с терминами «слово» и «звук». Формировать умение различать на слух гласные, твердые и мягкие согласные; определять и изолированно произносить первый звук в слове; называть слова с заданным звуком. Ознакомление с делением слов на слоги, с моделированием - изображение слова в виде прямоугольника

Раздел II. Звуковая культура речи

Дифференциация звуков. Игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата.

Раздел III. Работа над словарем

Многообразие слов. Слова, похожие по звучанию. Слова, обозначающие действия, признаки. Слова – антонимы.

Раздел IV. Развитие мелкой моторики

Упражнения для рук, ног, туловища. Упражнения для пальцев и кистей рук.

Раздел V. Развитие графических навыков

Рисование горизонтальных и горизонтальных линии, округлых линии, предметов, сочетающих в себе прямые и округлые линии. Штриховка.

V.Годовой календарный учебный график

№ п/п

Наименование возрастных групп

Средняя группа

Количество возрастных групп

Начало занятий, дни недели, время проведения занятий

с 01.09.2015

Среда 15.00-15.20

Окончание занятий

31.05.2016

Каникулярное время

Новогодние каникулы

с 01.01.2016 по 11.01.2016

Летние каникулы

с 01.06.2015-31.08.

Продолжительность учебной нагрузки

1 занятие в неделю по 20 минут

Количество занятий в месяц

VI. Организационно - педагогические условия реализации программы:

Принципы создания программы

1.Доступность:

Учет возрастных особенностей;

Адаптивность материала к возрасту детей.

2. Систематичность и последовательность:

Постепенная подача материала от простого к сложному;

Частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.

3. Наглядность материала;

4 . Динамичность:

Интеграция программы в разные виды деятельности;

5. Дифференциация;

Учет возрастных особенностей.

В основе работы используется главный психологический принцип обучения по системе Д.Б.Эльконина - обеспечить практические, материальные действия ребенка со словом.

Структура занятий

Занятия носят комплексный характер и разделены на два этапа обучения, которые направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребёнка.

На 1этапе обучения - развитие звуковой культуры речи у детей, с использованием рабочей тетради Е.В. Колесниковой «Раз-словечко, два - словечко».

На 2 этапе обучения - развитие фонематического слуха, с использованием рабочей тетради Е.В. Колесниковой «От слова к звуку».

Усвоению материала способствуют: игровые упражнения, физкультминутки, весёлые рисунки, заучивание стихотворений, разгадывание загадок, нахождение различий в двух похожих рисунках и т.д.

Условия реализации программы

Последовательность.

Систематичность.

Форма занятий: Занятия проводятся 1 раза в неделю, в подгрупповой форме (8-10 человек) во второй половине дня. Среда 15.00-15.20.

Место проведения: изостудия.

Количество детей в подгруппе: 10 человек .

Материально-техническое оснащение, оборудование:

  • Наглядно - дидактический материал;
  • Игровые атрибуты;
  • Сюжетные картинки, иллюстрации для рассматривания;
  • Пространственно-предметная среда;
  • Ноутбук;
  • Проектор;
  • Экран, доска;
  • Колесникова Е.В. От слова к звуку (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет);
  • Колесникова Е.В. Раз-словечко, два - словечко (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет).

VII. Планируемые результаты.

Итогами 1 этапа обучения (звуковая культура речи) является :

Накапливание, уточнение и совершенствование словаря;

Точное употребление нужных по смыслу слов;

Выработка правильного произношения гласных а,о,у,ы,э,и и согласных п,б,т,д,к,г,м,в,ф звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз и подготовке детей к развитию фонематического слуха;

Развитие артикуляционного аппарата;

Умение понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно, развитие моторики, графических навыков;

Расширять знания о предметах окружающего мира: игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные;

Выполнять задания в рабочих тетрадях по развитию графических навыков.

Итогами 2 этапа обучения (развитие фонематического слуха) является:

Продолжать знакомство с терминами «слово» и «звук»;

Обращать внимание на длительность звучания слов;

Формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные;

Изолированно произносить первый звук в слове;

Познакомить с делением слов на слоги, с моделированием - изображением слова в виде прямоугольника;

Рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии;

Штриховать различные предметы;

Во время физкультминуток выполнять различные упражнения (для рук, ног, туловища, пальцев, кистей рук) используя веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соотвественно тексту.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Промежуточные результаты:

Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений дети опускают отдельные члены предложения. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований, которые порождаются словообразовательной системой языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребенку творческим освоением богатств родного языка.

VIII. Оценочные и методические материалы

Формы контроля

Наблюдение

Беседа, беседа с опорой на практический материал, объяснения дошкольников

Методики: «Покажи картинку», «Назови, что покажу», «Будь внимательным», «Назови одним словом», «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Покажи картинку», «Эхо».

Диагностика

Диагностика проводится 2 раза в год: вводная – сентябрь, итоговая – май. Для мониторинга результативности работы по программе «От слова к звуку» разработана диагностика в соответствии с задачами и возрастными особенностями детей.

Критерии отслеживания усвоения программы

Анализ производится по трём критериям:

  • [р]

    [р,]

    [л]

    [л,]

    [й]

    Возраст детей: 4-5 лет

    Срок реализации программы: года

    Продолжительность учебной нагрузки: 1 занятия в неделю

    Количество занятий в месяц: 4 занятий

    Общее количество занятий: 36 занятия

    Форма организации занятий: подгрупповая

    Место проведения занятий: изостудия

    Литература

    1. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: «Просвещение», 1985.
    2. Колесникова Е.В. От слова к звуку (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет). – М.: «Ювента»,2013.
    3. Колесникова Е.В. Раз-словечко, два - словечко (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет). – М.: «Ювента»,2013.
    4. Максаков Л.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: «Просвещение», 1988.
    5. Новоторцева Н.В. Артикуляционная (речевая) гимнастика. - Ярославль: Академия развития, 1996.
    6. Тумакова Г.Л. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.- М.: «Просвещение», 1991.
    7. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: «Лань», 1996.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди