23.05.2019

Отстаньте с вашей школой! Подросток не хочет учиться


Переходный возраст - штука сложная. Любимое чадо становится замкнутым, агрессивным, непослушным. Так хочется знать, что происходит в душе у любимого человечка, и как до него достучаться. Есть несколько гарантированных способов наладить контакт со взрослеющим ребенком.

Все средства хороши?

Способ первый. Твердая рука. Не хочет учиться? Отлично. Не выполняет своих обязанностей - пусть познакомится с темной стороной родительской заботы. Если подросток не хочет учиться, и мирным путем разрешить конфликт не удается, в ход идет мощная психологическая атака. Без криков, без упреков, нужно просто перестать выполнять свои родительские обязанности. По крайней мере, некоторую их часть. Сказать, что ребенок уже, видимо, повзрослел, раз сам принимает такие ответственные решения, как отказ от учебы. Перестать давать деньги на карманные расходы. Не убираться в его комнате, не стирать его вещи, еду готовить только для себя. При это оставаться ласковым родителем и говорить подростку, что он просто замечательный. Не каждый отец и тем более мать способны выдержать такое. Но, пройдя через вспышку ярости, подросток угомонится и пересмотрит свои взгляды на учебу.

Способ второй. Взятки гладки. Многие родители и педагоги выступают против денежных поощрений подростка, аргументируя это тем, что такой подход прививает излишнюю привязанность к материальном благам и воспитывает корыстность. Но это не совсем так, нужно просто делать все с умом. Ни в коем случае нельзя платить подростку за выполнение работы по дому - это его обязанность, которую он должен выполнять в любом случае. Можно установить определенную плату за отсутствие троек или четверок, и "штрафовать" ребенка за прогулы или неудовлетворительное поведение. Такое соглашение воспитывает ответственность и помогает подростку понять, что всего нужно добиваться своим трудом.

Способ третий. Великий диктатор. Как заставить подростка учиться методом силы? Следить за каждым его шагом, "стоять над душой" во время выполнения домашнего задания, не выпускать никуда из дома, если учеба по прежнему не становится для него приоритетом. Этот метод не очень хорош. Он, конечно, поможет достичь некоторого внешнего послушания, и то ненадолго. Доверие между родителями и ребенком будет подорвано. Это во-первых, а во-вторых, подросток будет ощущать себя, как в тюрьме, что только усилит глубину его внутренних противоречий. Ежовые руковицы можно применить только в том случае, если любимое чадо переходит все границы.

Способ четвертый. Пора взрослеть. Стоит попробовать внушить подростку, что его будущая репутация и успешность зависит от того, как он относится к учебе в настоящий момент.

Важно понять, что с подростком нельзя обращаться, как с ребенком. Нужно говорить с ним, как с равным. В переходный период взрослеющий человек ищет себя, это состояние часто сопровождается ощущением безысходности, одиночества и позицией "весь мир против меня". Прежде чем переходить в наступление, нужно разобраться с чувствами бунтующего дитяти.

Нестандартный подход

Способ пятый. Разговор по душам. Можно попробовать выяснить истинную причину неприязни к учебе. Возможно, в школе ему что-то не нравится, либо не складываются отношения с одноклассниками или преподавателями. Здесь нужно быть больше другом, нежели родителем. Начать разговор мягко и издалека, выбрать момент, когда подросток пребывает в хорошем настроении. Убедить его, что в его мыслях и чувствах нет ничего смешного или постыдного. Разобравшись в том, что гложет ребенка, поняв, что стоит за его вызывающим поведением, будет легче направить его на истинный путь. Возможно, отказ от учебы - это завуалированный крик о помощи. Взрослые быстро забывают, как это тяжело - быть подростком. Нужно дать понять ребенку, что родители всегда на его стороне и готовы оказать помощь в любой ситуации.

Способ шестой. Показательное выступление. Можно прибегнуть к помощи посторонних. Отыскать в окружении необразованного человека, жизнь которого не является образцом для подражания. Пусть это будет одинокая соседка, подвыпивший сантехник или продавец в магазине. Если удастся убедить этого человека выдать при ребенке тираду вроде "А ведь мама говорила - учись! Надо было слушаться, не пришлось бы теперь трубы чинить/за прилавком стоять/дворником работать". На впечатлительных детей действует безотказно. В то же время, можно подыскать молодого, успешного человека из числа знакомых, и пригласить его в гости, как бы просто для дружеского визита. Пусть восхищенный подросток наблюдает за привлекательной личностью и впитывает секреты ее или его успеха.

Способ седьмой. Клуб по интересам. Вполне возможно, что подросток сам не знает, почему он не хочет учиться. Ему просто не интересно. В период полового созревания, когда организм перестраивается и испытывает значительный стресс, очень часто наблюдаются симптомы хронической усталости, периоды необъяснимой апатии. Если ребенку ничего не интересно, надо это исправить, раскрыть его скрытые творческие способности, выявить интерес и склонность к чему-либо. Предложить варианты совместного досуга, спросить, чем бы ему хотелось заняться, куда сходить. Найдя малейшую зацепку, надо развивать то, что вызывает у подростка энтузиазм (конечно, в пределах разумного) . Данный подход имеет смысл применить только в случае с интровертными, застенчивыми подростками, дабы не стать жертвой манипуляции собственного ребенка.

Как известно, многие великие люди плохо учились в школе. Это не должно служить оправданием для всех делать то же самое. Но если у ребенка есть какое-то сильное увлечение, на это стоит обратить внимание и поддержать его начинание. Элвису Пресли его первую гитару подарила тетка со словами "Музыка - это хорошо, но на ней денег не заработать". Спустя годы, став миллионером и легендой, король рок-н-ролла преподнес ей шикарное блюда, на котором были выгравированы эти слова.

Только родительское сердце может почувствовать, как мотивировать подростка улучшить свое поведение и академическую успеваемость. Важно помнить, что это борьба в первую очередь не за оценки в аттестате, а за счастье ребенка и его доверительное отношение к родителям.

Период с 13 по 16 лет психологи называют трудным возрастом. В это время ребенок переходит на новый этап в физическом и моральном развитии. Он начинает анализировать свою жизнь, и чаще всего полученные выводы становятся для него разочарованием. Ребенок сталкивается с проблемами, с которыми не может справиться сам.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Подросток не хочет учиться, замыкается в себе, становится грустным и агрессивным. Неспособность объективно оценить ситуацию и самостоятельно найти выход заводит ребенка в тупик. Родители должны помочь ему преодолеть этот путь и уверенно войти во взрослую жизнь.

    Показать всё

    Физиологические особенности

    Подростковый период характеризуется значительными изменениями в организме ребенка. Его физическое состояние неразрывно связано с эмоциональным настроем. Это касается всех аспектов его жизни. Бывают случаи, когда ребенок словно берет тайм-аут и закрывается ото всех.

    Подобного рода апатия пугает родителей, поскольку подросток не хочет учиться. Взрослые люди понимают, что от образованности зависит его дальнейшая жизнь. Чтобы разобраться в причинах такого поведения, необходимо рассмотреть особенности подростковой физиологии:

    • Половое созревание. В этот период подросток слишком быстро входит в состояние возбуждения, поскольку происходит активный выброс гормонов. Именно поэтому в переходном возрасте дети становятся особо вспыльчивыми и агрессивными.
    • Активный рост. Процесс физического развития сопровождается огромными энергетическими затратами. Это приводит к быстрой утомляемости и хронической усталости.
    • Сердце. В период переходного возраста дети часто жалуются на боли в сердце. Это обусловлено замедленным ростом органа. Оно не успевает снабжать кислородом мозг, отвечающий за умственные способности.
    • Неуправляемые эмоции. Физическое развитие влияет на эмоциональный фон, что приводит к резким перепадам настроения. Заинтересованность сменяется полным равнодушием ко всему окружающему при малейшей неудаче.

    В подростковом периоде у девочек происходит формирование менструального цикла. Существенным изменениям подвергается внешность, ухудшается самочувствие, повышается возбудимость. Девочка становится ранимой, обидчивой, остро воспринимает каждое слово, сказанное в ее адрес. На данном этапе родители должны уделять дочери максимум внимания. Со стороны мамы требуется отношение доброй подруги, папы – галантного кавалера.

    Причины нежелания учиться

    Опытные психологи рекомендуют углубиться в суть проблемы, почему ребенок не хочет учиться. Есть большая разница в том, хорошо ли он учился до подросткового возраста или это был не более чем поверхностный интерес. Если сын или дочь и раньше не отличались хорошей успеваемостью, а сейчас и вовсе перестали заниматься учебой, значит, родители уделяли им мало внимания. Стоит срочно подружиться с ребенком.

    Если подросток резко перестал учиться (хотя до этого у него были потрясающие успехи), возникла более глубокая проблема, в которой необходимо тщательно разобраться.

    Перегруженность

    До 13 лет ребенок был активным во всех направлениях. Учился в школе на «хорошо» и «отлично», посещал множество кружков, имел дополнительные увлечения. Его режим дня был долгие годы одинаков: день расписан по минутам, небольшое количество или отсутствие выходных. Не было никаких видимых проблем, поскольку дети все успевали, иногда даже без помощи родителей. Ситуация переменилась, когда подростку исполнилось 13 лет. В первую очередь пострадала учеба.

    Причиной этого могли стать нагрузки, постоянно повышаемые на всех направлениях. С каждым годом квалификация ученика поднималась за счет введения дополнительных требований:

    • в спорте – быстрее, выше, сильнее;
    • в рисовании, пении, танцах, моделировании и других направлениях – больше профессионализма, почти на уровне взрослых;
    • в школе – дополнительные предметы, больше информационного материала, домашних заданий и т. д.

    Подросток не в силах держать такую высокую планку, и в итоге он решит пожертвовать учебой ради других увлечений.

    Главный совет для родителей в таком случае - побеседовать с ребенком. Тщательно проанализировать, что ему больше нравится из его увлечений и что лучше всего получается. От многих занятий придется отказаться, оставив самое главное. Не исключено, что это будет отличная учеба в школе. Но если более перспективным окажется занятие спортом и т. п., для школьных предметов достаточно будет оценки «удовлетворительно». Допустимо дистанционное или домашнее обучение.

    Усталость

    Бывают случаи, когда нормальный ребенок, который не был особо перегружен дополнительными заданиями, полностью перестает учиться. Он особо ничем не увлекается, не засиживается в интернете, не пропадает на улице, просто предпочитает ничего не делать. И если другие увлечения остались на прежнем уровне, то школа с ее домашними заданиями практически забыта. Подросток прогуливает уроки, врет родителям и т. д.

    Причиной такого поведения может быть эмоциональная и физическая усталость. Перепады настроения и легкое постоянное недомогание расшатывает детский организм. Ребенок понимает, что так делать нельзя, его мучает совесть (поскольку он вынужден лгать, чтобы оправдаться), но он пытается себе внушить, что ему все равно.

    Родителям не стоит думать, что они воспитали безответственного, равнодушного лгуна, который ничего не хочет делать. На самом деле подросток переживает по поводу своего поведения.

    Не надо заострять внимание на том, почему ребенок не хочет идти в школу. Скорее всего, он и сам этого не знает. Нужно тактично переключить его на другое направление. Рекомендуется смена распорядка дня, обстановки.

    Гиперактивность

    Переходный период характеризуется тем, что наряду с нехваткой энергии у одних детей, наблюдается ее переизбыток у других. Подростки с гиперактивностью постоянно находятся в возбужденном состоянии. Они просто не могут усидеть на месте и заставить себя сделать домашнее задание. Находясь в школе, они своим поведением срывают уроки, поскольку заданный темп для них слишком медленный.

    Принуждать ребенка садиться за книжки, когда он с удовольствием гоняет мяч с друзьями, абсолютно бесполезно. В этом случае поможет спортивная секция или интересные подростку физические нагрузки. Возможно, ребенок возьмется за ремонт квартиры или обустройство дачи, помогая родителям.

    Если за целый день он потратит достаточное количество энергии – с удовольствием станет отдыхать за выполнением домашнего задания. Чередование физического и умственного труда является прекрасным режимом для развития подрастающего организма. Если следовать рекомендациям психологов, вскоре последуют и успехи в учебе.

    Бесполезность учебы

    Юноши и девушки в возрасте 15 лет часто приходят к выводу, что учиться не нужно. Дети начинают постепенно вступать во взрослую жизнь и сталкиваются с ее несправедливостью. Анализируя опыт старших, легко отследить тенденцию, что чаще всего троечники живут лучше отличников. В зависимости от того, как они устроились в жизни, могут различаться зарплаты и условия труда.

    Причиной отказа от учебы являются неудачные примеры родителей (друзей), неправильно расставленные приоритеты в семье. Ребенок не хочет учиться (это естественно для переходного возраста) и ищет себе оправдания. Он знает, что эти объяснения неправильные, но переубедить его некому. Родители, имеющие несколько высших образований и получающие мизерный оклад, грустно кивают головой.

    Самая большая ошибка родителей – это открытый пессимизм. Даже если в жизни все получилось не так, как хотелось, не стоит озвучивать подобные сетования при детях. Ведь каждый взрослый человек хочет, чтобы его ребенок прожил счастливую жизнь. Рассказывая о своей бесполезной учебе или несбывшихся надеждах, родители программируют детей на повторение ошибок. После таких «откровений» не стоит рассчитывать, что подросток сам найдет выгоду от учебы в школе.

    Психологи рекомендуют родителям провести беседу со своим взрослеющим ребенком, используя только положительные примеры. Их достаточно среди известных людей, знакомых и родственников. Если есть человек из близкого окружения, который сумел разбогатеть, будучи двоечником, рекомендуется вспомнить о его негативных качествах или моментах его жизни.

    Лучшим примером для ребенка будет рассказ о себе. «Благодаря моему старанию в школе, судьба подарила мне такого замечательного сына (дочку), как ты. Я очень рад(а), что могу всегда тебе помочь своими знаниями и опытом».

    Отсутствие интереса

    В начальной школе ребенок ходит на занятия чисто автоматически, поскольку слушает родителей и потому, что так надо. В средней и старшей школе учатся почти взрослые люди, которых сложно удивить чем-то новым в эпоху развития интернета и компьютерных технологий. Подача материала в школе им не нравится, учителя не соответствуют идеалу.

    Подросток не хочет учиться, поскольку учебный процесс перестает быть для него увлекательным и познавательным. Аргументом является фраза: «Я умею читать и писать, что меня интересует – найду в интернете». Если возник такой разговор, стоит акцентировать внимание на том, что школа дает общее образование, а взрослый человек должен быть всесторонне развитым. Чтобы найти ответ в интернете, необходимо знать, что искать.

    Родителям рекомендуется самостоятельно подбирать информацию для обучения, которая будет интересной и поучительной. Нужно посоветовать ребенку воспринимать школьный материал как план к обучению. В дальнейшем подросток будет получать домашнее задание и самостоятельно находить дополнительную информацию по интересующему предмету. Такой принцип несомненно улучшит его успеваемость.

    Проблемы с учителями

    Это очень распространенная причина, при которой подросток не хочет учиться. Каждый взрослый человек может вспомнить учителя, который является педагогом с большой буквы. К сожалению, есть и обратные примеры. Если ребенок перестал интересоваться учебой, не хочет идти в школу, придумывает различные поводы, чтобы не делать задание, – необходимо понять суть проблемы.

    С большой долей вероятности у ребенка возник скрытый или открытый конфликт с учителем. Возможно, когда-то он не выучил урок, грубо ответил, неудачно пошутил и пр. Специфика общения учителей между собой предполагает передачу негативной информации, которая быстро распространяется на весь педагогический коллектив. Часто случается, что конфликт с одним из них становится причиной реальной травли ребенка со стороны и других преподавателей.

    Задача родителей – выяснить, на каком этапе и кто из учителей мог обидеться и спровоцировать такое отношение подростка к школе. Расспросить ребенка нужно максимально корректно, не обвиняя, не возмущаясь. Этот разговор должен быть в форме спокойного диалога, где главным рассказчиком будет сын или дочь. Затем пойти в школу, тактично поговорить с учителем, желательно послушать мнение одноклассников. Если ситуация не прояснилась и каждая из сторон доказывает свою правоту, необходимо сменить класс или даже школу.

    При затянувшемся конфликте, когда подобная атмосфера мешает ребенку учиться, необходимо принимать решительные меры и прощаться с учителем. Не рекомендуется унижать подростка, устраивая очные ставки для выяснения истины. Учитель и ученик могут иметь различные точки зрения. Главное – убедить ребенка, что родители всегда придут на помощь и примут его сторону.

    Отношения с одноклассниками

    Эта ситуация аналогична, но имеет более тяжелый характер. В первом случае подросток перестает учиться, поскольку его оппонентами являются люди, непосредственно связанные с преподаванием. Отношения накаляются во время уроков, но благоприятная атмосфера при общении со сверстниками разряжает обстановку.

    Конфликты с одноклассниками могут повлиять не только на учебу, но и на общее психологическое состояние подростка.

    Чувство одиночества в коллективе, когда весь негатив направлен на одного ребенка, морально угнетает несформировавшуюся личность. Подросток чувствует себя изгоем и находится в состоянии постоянного стресса. Последствия могут быть трагическими: в лучшем случае это заниженная самооценка и неспособность существования в социуме, в худшем – попытка суицида.

    Родители должны проанализировать ситуацию, побеседовав с ребенком и выяснив причину конфликта. Обязательно оказать ему моральную поддержку. Если подросток виноват, стоит максимально корректно объяснить ему ошибку и попытаться вместе ее исправить. Разумным решением будет попросить прощение у обиженных сверстников. Ничего страшного, если будет присутствовать один из родителей и тоже извинится за своего ребенка.

    Если уладить конфликт по-хорошему не удалось, стоит сменить место учебы или проживания. Сделав выводы, рекомендуется забыть о неприятной ситуации и помочь ребенку правильно выстроить отношения с новыми друзьями.

    Взаимоотношения в семье

    Для того чтобы подросток хорошо учился, в семье должны быть созданы для этого необходимые условия. Причиной плохой успеваемости может быть:

    • аморальное поведение родителей (распитие спиртных напитков, нетрезвые гости);
    • постоянные ссоры между отцом и матерью;
    • наличие младших детей, которым уделяется все внимание;
    • проживание на маленькой площади большого количества людей;
    • вынужденные подработки ребенка, поскольку не хватает денег;
    • предоставление полной свободы.

    Все эти факторы являются важными в построении личности ребенка. Ему необходимо собственное пространство, где бы он смог выполнить домашнее задание и нормально отдохнуть. Если таких условий нет, дети уходят из дома и ищут их в других местах. Но там уж точно будет не до уроков.

    Родителям необходимо подумать о своем поведении, внимательней отнестись к интересам подростка. Даже в самой маленькой квартире нужно найти место для его учебы. На время приготовления уроков забрать младших членов семьи и проконтролировать, чтобы они не мешали.

    Распитие спиртных напитков, наркотики, шумные компании и прочие атрибуты аморальной жизни создадут модель дальнейшего поведения во взрослой жизни.

    Плохая компания

    В 14 лет дети получают паспорт. Это время выбрано не случайно. Подросток уже прочно занимает свое место в социуме, но опыта у него слишком мало. Он сам начинает выстраивать шкалу жизненных ценностей, выбирает себе кумиров и пытается им подражать. Это не только звезды экрана, но и ребята с соседнего двора. Бывают случаи, когда стремление к взрослой свободной жизни настолько велико, что ребенок попадает в плохую компанию.

    Новые друзья ведут себя развязно, увлекаются сомнительными вещами, и учеба в школе уходит на второй план. Пытаясь быть на уровне в такой компании, подросток даже не станет вспоминать об уроках, поскольку его за это поднимут на смех. Такое подражание и стремление соответствовать очень опасно. Самый хороший, воспитанный ребенок, попав в дурную компанию, может сделать множество непоправимых ошибок в жизни.

    Самой главной задачей для родителей будет найти точки соприкосновения со своим ребенком. Необходимо стать хорошим, понимающим другом. Ежедневно беседовать на тему «как прошел день», познакомиться с друзьями, пригласить их в гости. Психологи рекомендуют постоянно быть на связи с подростком и каждую минуту знать, где и с кем он находится. Выключенный телефон – это табу в отношениях детей и родителей. Необходимо объяснить, что только так ребенок будет чувствовать себя в безопасности.

    Гаджеты

    В современном мире дети с младенчества приучены к использованию гаджетов. Подростки не отрываются от экранов сутками, проводя все свободное время в интернете. Увлечение играми, общение с друзьями, поиск новой информации является основным их занятием. Учеба в школе уходит на второй план, затем и вовсе игнорируется. Ребенок выбирает то, что ему интересно, а не то, что необходимо делать.

    Рекомендуется постараться максимально отвлечь чадо от игры, предложив ему альтернативный вариант. Если у родителей есть интересные увлечения – самое время приобщить к ним подростка. Поможет смена обстановки, новые впечатления. Это будет первым шагом, и только потом пытаться заинтересовать его учебой.

    Если самостоятельно справиться с зависимостью от гаджета не получается, необходимо обратиться за помощью к специалистам. Подобное пристрастие порождает множество проблем с психикой, вызывает нездоровые реакции и неадекватное поведение. Советы опытных специалистов помогут исправить ситуацию. Чем раньше родители обнаружат зависимость, тем легче будет ее лечить.

    Подсказки для родителей

    Самое главное, что должен дать своему ребенку родитель – это любовь. Искренние чувства всегда помогут разобраться в самой сложной ситуации, поскольку они идут от самого сердца. Каждый из родителей был на месте ребенка, он уже прошел эту школу. Новое поколение порождает новые взгляды на жизнь, но принципы остаются неизменными.

    Тем, кто немного забыл свои детские ощущения во время учебы, пригодятся советы психологов. Эти правила помогут сохранить самое ценное – доверие своего ребенка.

    Не ругать за оценки

    Многие родители считают, что их чадо обязано быть круглым отличником. А если успехи были в начальной школе, а в подростковый период оценки стали хуже, начинают ругать и наказывать.

    Необходимо выяснить причины плохой успеваемости и помочь справиться с ситуацией. Нужно понимать, что специально добиваться плохого результата он точно не хотел, ведь никому не нравится, когда его ругают.

    Не наказывать при друзьях и учителях

    Родители должны запомнить, что ребенка нельзя наказывать на глазах у чужих людей: при друзьях, преподавателях, знакомых. Подросток находится в том возрасте, когда стыд перед посторонними станет страшным унижением достоинства. Одноклассники и учителя перестанут уважать его, а ребенок не сможет больше доверять родителям и чувствовать их защиту. Разбираться в ситуации и принимать воспитательные меры нужно только дома.

    Не сравнивать с другими

    Специфика подросткового периода такова, что каждое слово занижает подростку самооценку. Если его сравнивать с более успешными сверстниками, у него возникнет комплекс неполноценности.

    Детство пройдет, а идея, что "я хуже всех", останется. Необходимо поставить себя на место маленького человека. Наверняка он хотел бы родиться в семье популярной звезды, но он же об этом молчит.

    Не заставлять учиться

    Самое неблагодарное занятие – принуждать подростка к учебе, в какой ситуации он бы ни находился. Это ошибка многих родителей, которые мотивируют принуждение тем, что он никуда не денется.

    Подросток найдет себе новое увлечение, но помощь родителей ему уже будет не нужна. Если обычная средняя школа категорически не устраивает ребенка, можно рассмотреть вариант колледжа или вечерней школы.

    Не запугивать

    Многие родители имеют привычку рассказывать ребенку о его нелегкой судьбе, если он не будет учиться. Примером выступает работа дворника. Этот распространенный метод воспитания является неправильным по следующим причинам:

    • любой труд должен быть уважаем;
    • подросток поймет, что можно скептически относиться к вахтерше в школе, уборщице в столовой и т. д.;
    • родители тоже попадают в этот список, если у них что-то пойдет не так;
    • не стоит программировать ребенка на неудачу;
    • многие звезды начинали с аналогичных профессий.

    Чаще хвалить

    Постараться чаще хвалить ребенка, не пропуская ни одного его достижения. Это очень важный стимул для дальнейших успехов.

    Убеждать, что все получится, если не с первого раза, то обязательно со второго. В мальчике подчеркивать его мужские качества, девочку хвалить за женственность и скромность.

    Не разрушать авторитеты

    Не рекомендуется ругать и обвинять школу и весь педагогический коллектив при ребенке (даже если они этого заслуживают). Это правило относится и к родителям, которые по очереди рассказывают друг о друге разные гадости. У подростка должны быть авторитеты, иначе он поймет, что всегда прав. Необходимо искусственно вызывать уважение к учителю. Пример: «Ты умный, молодой парень (девушка) с крепкими нервами, а Клавдия Ивановна – пожилая учительница, которая всю жизнь отдала своим ученикам. Это подорвало ее нервную систему, и она немного вспылила».

    Не оставлять без контроля

    Не стоит повсеместно контролировать ребенка и заставлять его жить по своей указке. Но и без присмотра оставлять его нельзя. Подросток, который предоставлен сам себе, недополучает общение со старшими людьми (он, по сути, еще ребенок) и ищет его на стороне. Будет здорово, если у него появятся хорошие друзья или он найдет себе достойное увлечение. Но так бывает редко. Когда все можно, появляется множество соблазнов, перед которыми нет сил устоять.

Здравствуй, Светлана. Помогите и спасите!!! Я просто в тупике. У меня огромная проблема с сыном. Ему 16 лет, учится в 11-ом классе, достаточно коммуникабельный парень, но не со мной. Крайне редко удается поговорить просто "по душам" То минимальное общение дома почти всегда заканчивается ссорой, повышением голоса, обидами, непониманием.. К школе отношение просто никакое, целыми днями компьютер и гулянки; вроде бы понимает, что в этом году нужно поступать, но абсолютно ничего для этого не делает, да и не только для поступления, он просто посещает школу, не более того.Глядя на него создается впечатление, что ему просто все равно.. Стыдно сказать, я забрала у него шнур от компьютера,в 16 лет и наказание.. И еще одна проблема - это отношение ко мне. Чтобы ни попросила, в результате: а) ты ничего не говорила; б) не успел; в) забыл. И когда пытаюсь развить одну из этих тем, то начинаем ругаться. Пыталась не обращать внимание, надеялась проснется совесть..Ничего не просыпается ((С мужем мы развелись 6 лет назад, к Алексею-сыну он спокоен был всегда. Мои просьбы повлиять на Алексея не оставлял без внимания, разговаривал, но так, чтобы остаться хорошим для него. И когда говорила сыну, что обращусь к отцу, слышала ответ: "Обращайся, он меня все равно поймет" И еще, когда пытаюсь отстоять свою точку зрения или добиться желаемого результата от него, а делать это приходится путем запретов, потому что по-хорошему он меня не слышит, слышу от него: "Ну и что ты этим добьешься?!" И я понимаю что НИ-ЧЕ-ГО, ни по-хорошему, ни по-плохому...Остается просто закрыть глаза на все..
Я знаю, что выход есть в любой ситуации. И очень надеюсь, что наш случай не исключение.. Но, увы, я его не вижу..
Очень надеюсь на Вашу помощь.
Заранее спасибо.

Евгения, Иркутск, россия, 33 года

Ответ детского психолога:

Здравствуйте, Евгения.

В этом возрасте невозможно действовать запретами и угрозами, они уже должны научиться нести ответственность за свою жизнь, скоро они будут в ней. Поэтому вам необходимо научиться говорить с ним правильно и отдать ему в руки ответственность за свою жизнь. 1. В конфликте говорите о своих ощущениях и чувствах в этот момент - это называется "Я-высказывание".Ни в коем случае не произнесите ТЫ и ДОЛЖЕН. 2. Скажите ему о том что хорошее вы чувствуете к нему, о своей любви и т.д. Только очень искренние вещи говорите. 3. Теперь можете говорить о своих страхах, о последствиях и т.д 4. И в конце отдайте ему ответственность за ту ситуацию о которой говорили. И никогда не берите её назад, даже если он начнет вас провоцировать. Полюбите себя. займитесь собой. своим личностным ростом, своей успешностью и тогда он сам вернется к вам после 22 лет с любовью и благодарностью.

С уважением, Крисько Светлана, Психологический Центр «Мой Тренинг».

Как заставить подростка учиться? Этот вопрос задают себе многие родители, у которых дети вступили в возраст тринадцати - шестнадцати лет. Подростки становятся неуправляемыми и непредсказуемыми, порой проявляя немотивированную агрессию. Мы часто не можем понять, что с ними происходит и как следует реагировать на внезапное нежелание выполнять свои школьные обязанности. Большинство заботливых мам и пап хватаются за голову, когда любимое чадо вдруг отказывается придерживаться привычного распорядка дня, и не знают, как заставить учиться подростка. Советы психолога помогут разобраться в этом непростом вопросе.

Истоки проблемы

Главное отличие молодого человека, только готовящегося вступить в самостоятельную жизнь, от взрослого заключается в том, что он ко всему относится слишком серьезно. Физиологические изменения, происходящие в организме, подросток воспринимает как нечто сверхъестественное. Некоторые психологические затруднения в этот период жизни способны вызвать у него настоящий приступ паники.

Агрессия служит своеобразным способом защиты молодого человека от «недружелюбного» внешнего мира. Немаловажным моментом в это время становится вопрос о том, как заставить подростка учиться. Психология юношей такова, что они все советы старших рассматривают с точки зрения собственного неустойчивого внутреннего мира. Воспринимая любую проблему сквозь призму своих представлений о том, как устроена жизнь, они нередко страдают от излишней впечатлительности.

Доверительное общение

Это первая задача, на решение которой должен направить свои усилия родитель, если заметил существенное снижение успеваемости. Подумайте о том, чем вызвано такое изменение в поведении вашего сына или дочери. Следует в первую очередь размышлять не о том, как заставить подростка учиться, а обратить внимание на его настроение, с которым он садится выполнять домашнее задание. Помните о том, что уроки в школе могут быть невероятно утомительными, и не нужно требовать от ребенка, чтобы он учился только на «хорошо» и «отлично». В конце концов, оценки ничего не решают в жизни. Важны сами знания и, конечно, умение их применить.

Доверительное общение между родителями и детьми начинается в тот момент, когда они отказываются от необходимости в чем-либо друг друга обвинять. Делитесь с собственным сыном или дочерью своими тревогами, мыслями, чувствами, переживаниями. Не следует думать, что подросток настолько эгоистичен, что не в состоянии обращать внимание на эмоции окружающих. Надо сказать, он, напротив, сильно зависит от реакции близких родственников, друзей на те или иные события. Рассказывайте ребенку о том, что произошло за день, тогда и у него возникнет потребность делиться с вами наболевшим.

Организация места для занятий

Многим детям не хватает личного пространства в семье. Индивидуальные границы должны иметься у каждого человека. Только в этом случае он будет чувствовать себя комфортно и свободно. Если ребенок лишен возможности уединения в собственной комнате и постоянно вынужден взаимодействовать с толкающимися туда-сюда домочадцами, это утомляет всех. Сын или дочь могут сделаться раздражительными. Здесь не может и речи идти о том, как заставить подростка учиться.

Правильная организация места для занятий - это необходимое условие для успешного обучения. Вот увидите, ребенок станет намного дисциплинированнее, если будет знать, что у него дома имеется отдельный уголок для приготовления уроков. Такой подход к учебе поможет привести в конечном итоге к весьма неожиданным результатам. Нередки случаи, когда юноши и девушки в старших классах начинали глубже осваивать предметы только потому, что у них были в квартире соответствующие условия. Если для вас актуален вопрос о том, как заставить подростка хорошо учиться, примите к сведению сей нехитрый совет.

Индивидуальность

Ваш ребенок ленивый, стеснительный или, напротив, чрезвычайно активный? Каким бы он ни был, постарайтесь не давить на него своими требованиями в отношении учебного процесса. Обучение в школе - задача непростая, результат зависит от многих факторов. Не следует думать о том, как заставить подростка хорошо учиться в школе, если вы не интересуетесь его внутренним состоянием. Обращайте в первую очередь внимание на воспитание индивидуальности. Поверьте, ребенок будет вам за это невероятно благодарен. Не нужно смотреть на собственных детей, как на людей, которые обязаны оправдывать ваши ожидания.

Практика показывает, что чем больше вы возлагаете надежд на собственное чадо, тем меньше у него остается шансов действительно реализовать их. Гордитесь детьми в любом случае, а не только тогда, когда они получают хорошие оценки или побеждают на школьных олимпиадах. Развитие индивидуальности начинается с осознания того, что ребенок сам по себе является большой ценностью. Как заставить подростка учиться? Просто не мешайте ему быть самим собой, раскрывать собственный внутренний мир.

Своевременная похвала

Она придется кстати, когда возникают определенные трудности с пониманием той или иной темы. Помните, что не всегда школьные предметы даются легко. Доброе слово способно исцелить душу, направить на нужный путь, попробовать сделать первый робкий шаг. Чтобы постоянно не задаваться вопросом о том, как заставить подростка учиться в школе, лучше больше хвалите собственное чадо. Вы удивитесь тому, как ребенок начнет расцветать прямо у вас на глазах. Такой подход поможет сформировать у него адекватную самооценку и достичь в будущем больших побед.

Мотивирующая беседа

Иногда предпринимать определенные шаги в отношении ребенка и его успеваемости все же необходимо. Как заставить ребенка - подростка учиться? В том случае, когда он всячески отвергает процесс получения новых знаний, следует запастись терпением. Проявите твердость характера, проведите соответствующую беседу. Объясните, почему так важно получить в жизни хорошее образование, что может дать умение усваивать нужную информацию.

Отказ от нотаций

Большинство родителей грешат тем, что постоянно осыпают собственное чадо упреками. Этого нельзя делать. Помните о том, что подросток больше всего на свете ценит свободу и независимость. Конфликта с родителями нельзя избежать, когда они предъявляют слишком жесткие требования. Даже если ребенок допустил существенный промах, не стоит постоянно напоминать ему об ошибке. Отказ от нотаций позволяет добиться большего эффекта, нежели постоянное желание поучать.

Заинтересовать предметом

Вспомните: наверняка и у вас в школе имелся нелюбимый урок, с которого так и хотелось сбежать, оставив позади все волнения? Поверьте в то, что и современный ученик способен испытывать те же самые чувства. Не всем легко дается изучение математики или русского языка. Однако стоит помнить о том, что любой предмет можно сделать интересным, если подключить фантазию. Предложите ребенку свою помощь.

Взгляните с другой стороны на изучаемый объект, возможно, удастся найти для себя что-то полезное. Прочитайте вместе скучное и неинтересное (как кажется) литературное произведение и убедитесь в том, каким увлекательным оно станет в глазах подростка. Главное, чтобы он смог получить больше свежих впечатлений.

Расставить приоритеты

Проблема в обучении многих детей заключается в том, что у них отсутствует навык четкого распределения нагрузки. Придя после школы домой, они сразу первым делом садятся за компьютер. Не все умеют вовремя отвлечься и переключиться на выполнение домашних заданий. Некоторые учащиеся в результате приходят в класс с невыполненными уроками. Стоит ли говорить о том, что учителя все чаще остаются ими недовольными? Именно так и падает успеваемость, а ребенок теряет интерес к учебе.

Помогите подростку Девочка или мальчик в тринадцать - шестнадцать лет обладают уже достаточно развитым сознанием и волей для того, чтобы суметь себя организовать. Им требуется только четко понимать, зачем делать тот или иной урок и почему именно сейчас. Объясните ребенку, почему вначале необходимо выполнять самые сложные задания: голова еще свежая, легко усваивать материал. Пусть в сутках найдется время и общению с друзьями, походам в кино, а не только бесконечному просиживанию за учебниками. Когда день будет расписан по часам, он сам удивится тому, что станет больше успевать, а оценки тем временем станут значительно выше.

Позитивный настрой

В любом случае важно сохранять бодрость духа и оптимизм. Ребенок должен усвоить, что неразрешимых проблем не существует. На собственном примере продемонстрируйте, что любые сложности можно преодолеть, если браться за их решение с улыбкой. способствует повышению концентрации внимания, вдумчивому изучению учебного материала.

Таким образом, существует множество способов, как заставить подростка учиться. изложенные в данной статье, направлены в первую очередь на установление личного контакта, формирование взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Проблемы с детьми подросткового возраста были, есть и будут. Бурный физический рост и половое созревание вызывают кризис, порождающий трудности в обучении и воспитании подростка. Как же быть родителям, если ребенок наотрез отказывается учиться? Ведь данный период приходится на важный этап обучения. Подростки должны определяться с будущей профессией, делать первые важные шаги будущей взрослой жизни.

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.

Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Как же половое созревание влияет на обучение детей?

В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.

Стремительный физический рост подростка

Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.

Причина усталости кроется иногда в сердце

Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг. Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая.

Эмоциональная неустойчивость подростков

На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с .

В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога . Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.

Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?

Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.

У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы.

Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.

Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.

Как определить родителям, почему подросток не желает учиться?

Итак, родители столкнулись с проблемой: «не хочу учиться». Как действовать?

Для начала нужно выяснить, а что является главной причиной:

  • А зачем нужно учиться?

Очень часто причина лежит на поверхности, а мы ее порой не видим или не хотим видеть. Подросток не понимает, зачем ему нужно учиться. В самом деле, мама такая умная, два высших образования имеет, а работает за нищенскую зарплату в школе. Зато тетя Маша, знакомая из соседнего коттеджа, ездит на иномарке, каждый год летает в Париж, в школе была – двоечница. Немного утрированная картинка, но все же.

Родители должны планомерно, на живых примерах объяснять ребенку выгоду обучения, рисовать ему будущие перспективы: возможность посмотреть на мир, изучить культуру, языки, сделать великие открытия, иметь интересную профессию.

  • Взаимоотношения с учителями и сверстниками

Нежелание учиться может быть связано с взаимоотношениями со сверстниками или учителями. Все дети разные по характеру, темпераменту, уровню воспитания. В школе им предстоит не только усваивать предметы, но и нормы поведения, учиться жить в коллективе, устанавливать контакт с окружающим миром. К сожалению, не у всех это получается гладко. Естественно, если учащийся чувствует себя в школе неуютно, его обижают, над ним смеются или не замечают, желания учиться у него не возникнет .

  • Семейное благополучие

Неизбежно на успеваемость ребенка в школе влияет семейное благополучие или его отсутствие.

Ссоры между родителями, аморальное поведение взрослых членов семьи негативно влияет на поведение школьника, его восприятие окружающей действительности.

«Плохая компания» может стать причиной понижения успеваемости подростка и . Происходит это потому, что стать своим в уличной компании можно только при условии «забивания на учебу» (извините за сленг).

  • Гиперактивность у подростка

Ребенок проявляет крайнюю нетерпимость к учебе, не может сосредоточиться на уроках при гиперактивности.

  • Зависимость от гаджетов

Одной из причин угасания интереса к школе становится чрезмерное увлечение средствами современной техники.

Зависимость подростков (и не только) от всевозможных гаджетов, погружение в виртуальный мир, пресыщенность ненужной информацией извне отгораживает его от неинтересного процесса обучения в школе.

Что делать, если подросток 13-15 лет не желает учиться: советы психолога

Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.

Все очень ясно и просто, главное, следовать правилам регулярно:

  • Обеспечьте своему чаду такой режим труда и отдыха , чтобы он мог ежедневно проводить время на свежем воздухе. Это может быть прогулка, пробежка или езда на велосипеде. В это время мозг получает кислород, ребенок заряжается позитивной энергией, а тело получает необходимую ему норму физической нагрузки.
  • Сон- главный помощник . Установите за правило спать не менее 8-9 часов в сутки. Ничто так не восстанавливает память и внимание, как полноценный сон.
  • Распределите школьную нагрузку . Ребенок не должен переутомляться. Если ребенок только что пришел со школы, не нагружайте его уроками, дайте 1-1,5 отдохнуть.
  • Ваш ребенок вырос, он хочет казаться взрослым , часто дерзит, показывает свой крутой нрав. Но он все равно остается вашим ребенком и нуждается в простом дружеском общении. Контакт не должен сводится к дежурным вопросам: «Как дела?», «Хочешь есть?» и пр. Отложите дела и поговорите. Покажите, что вы интересуетесь жизнью сына (дочери) как полноправного члена семьи и не считаете его неразумным малышом. Даже в ответ на его дерзости проявляйте такт и выдержку. Именно этим и отличаемся мы, взрослые, сформированные личности.
  • Дети в этом возрасте хорошо запоминают интересный материал . Поэтому совет психологов как родителям, так и учителям: заинтересуйте ребенка предметом. И тогда он будет с радостью ходить на уроки, а учеба превратится для него в увлекательное путешествие в мир наук.
  • Если причина в конфликте с одноклассниками, учителем , и конфликт не разрешается положительно, лучше поменять по возможности учителя или школу, дабы не усугублять ситуацию.
  • В случае проблем именно с усвоением конкретного предмета можно нанять репетитора или самостоятельно помочь ребенку ликвидировать пробелы.

Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.

Дети очень остро чувствуют отношение взрослых . Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.

Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди