14.05.2019

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста


Альфия Зиннурова
Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста

Ведение 3

ГлаваI. Обзор методик и научно методической литературы по применению пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи младших дошкольников 4

Глава II. Описание опыта работа по использованию пальчиковых игр в игр для развития мелкой моторики и речи младших дошкольников 10

Глава III. Результативность опыта работы 13

Заключение 15

Список литературы 16

Введение

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения с взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове. Жизненная обстановка для развития ребенка должна быть создана в соответствии с его возрастом . Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легко установить контакт, чаще и в большем объеме проявляется речевая реакция . Одной из задач ФГОС является - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия.

ФГОС направлен на решение такой задачи, как обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей.

Ведь самые чуткие, самые близкие ребёнку люди - родители, они всегда находятся рядом, и только они помогут создать максимально благоприятные условия для развития ребёнка . Поэтому - налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности ребёнка .

Вторым условием развития речевой активности является организация совместной деятельности ребёнка со взрослым доступной по форме и средствам.

детей раннего возраста .

В наше время, всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей , поэтому воспитатели очень заинтересованы этой проблемой. Для этого в нашем дошкольном учреждении имеются разные виды направлений для развития речи детей . Один из них – это развитие мелкой моторики рук . Данное направление выбрано мною не случайно, т. к. считаю очень важным уделять большое внимание пальчиковым играм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Целью данной работы является : исследование возможностей использования «пальчиковых игр » в речевом развитии детей младшего возраста .

Задачи : 1. Изучить методы и методическую литературу по применению пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста

2. Дать описание опыта по речи и мелкой моторики детей младшего возраста .

3. Показать результативность своего педагогического опыта.

ГлаваI. Обзор методов и научно методической литературы по использованию пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи младших дошкольников .

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев »

В. А. Сухомлинский

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга . Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз , снижает психическое напряжение

Специальными исследованиями было доказано, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук . Эти выводы были подтверждены исследованиями отечественных учёных Е. И. Есениной, Л. В. Фоминой. Еще В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев . Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Вот почему так важно с раннего возраста развивать мелкую моторику пальцев рук у детей .

Таким образом, сенсомоторное развитие является одним из ведущих факторов развития ребенка . Активное взаимодействие его с окружающей средой (персептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены.

По данным исследований проведенных Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики . Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Необходимо отметить, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной , волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики , как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий.

Отечественные специалисты Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Г. С. Комарова, Н. И. Сакулина и другие утверждают, что процесс развития мелкой моторики у учащихся, представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Процесс обучения требует от учащихся умение произвольно организовать свою деятельность, определенную сформированность основных мыслительных операций и достаточный уровень развития мелкой моторики рук .

Таким образом, при работе с детьми следует помнить о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук . Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту , то и речевое развитие находится в пределах нормы. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием руки пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» , «Ладушек» и других) проводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.

Исследования и отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга . Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи .

Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова пишет : «Движения пальцев рук исторически , в ходе развития человечества , тесно связанными с речевой функцией ».

Правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста .

При его организации необходимо следовать требованиям дидактики. Предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию .

Установлено, что лучшим временем для занятий с ребенком является первая часть бодрствования, когда малыш находится в состоянии оптимальной возбудимости и не сразу после еды, а спустя минут 30. Не рекомендуется проводить с детьми занятия в неблагоприятное для этого время : сразу после сна, когда ребенок еще находится в несколько заторможенном состоянии, сразу после прогулки, когда ребенок уже несколько утомлен, или непосредственно перед едой и перед сном, что снижает качество проведения следующего процесса.

Игры-занятия с детьми проводятся небольшими подгруппами (7-8 человек) или индивидуально.

Воспитатель обязан точно определить программное содержание, куда включаются воспитательные, образовательные, оздоровительные и развивающие задачи . Продумать, какой материал давать детям, как эффективней его преподносить. Предусмотреть варианты и способы размещения детей , чтобы им было удобно : все видно и слышно, и каждый ребенок принимал активное участие в меру своих сил и возможностей.

Игры-занятия с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.

Стремление к познанию окружающего мира пронизывает все сферы детской деятельности в раннем возрасте . Важно обратить внимание на развитие сенсорного восприятия : зрительного, слухового, кинестетического. Большое значение для развития познавательной активности детей имеет стремление рассматривать предметы и действовать с ними : соединять, расстегивать и т. д. Под влиянием предметной деятельности развивается восприятие , память, речь. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования всей личности.

ГлаваII. Описание педагогического опыта по использованию пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи младших дошкольников

В своей практике я использую пальчиковые игры , фольклорные песенки, потешки, которые помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза» . Эти игры имеют развивающее значение , так как дают детям возможность «прочувствовать» свои пальцы , ладони, сформировать схему собственного тела. Для системы в работе, я классифицировала пальчиковые игры , на :

Игры с пальчиками

Игры с мелкими предметами

Игры с речевым сопровождением

Фольклорные песенки, потешки, благодаря своей напевности и мелодичности развивают у детей чувство языка . Они содержательны, увлекательны, грамотны по-своему дидактическому наполнению.

Самой первой пальчиковой игрой у детей была игра

«Знакомство с пальчиками » ,где дети выполняли определенные движения с проговариванием слов :

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Постучался на порог!

Вместе пальчики – друзья !

Друг без друга им нельзя!

Играя в эту игру, дети узнали, что у каждого пальчика на руке есть свое имя. Развивая у детей умение сгибать пальчики в порядке очередности на правой и левой руке, выполнять действия в соответствии с текстом, координировать движения пальцев , я использую следующие пальчиковые игры : «Это пальчик хочет спать » , «Дружат наши дети» , «Пальчики в лесу » , «Капуста» ,

«Улитка – улитка» , «Солнышко – ведрышко» , «Мой мизинчик» , «Водичка – водичка» , «Дождик» и др.

Все эти игры я применяю на занятиях, физкультминутках, прогулках, в свободной деятельности детей . Для меня важно, чтобы у ребенка работали все пальчики , движения выполнялись легко и доставляли ему радость, а для этого обучение я превращаю в игру.

Многие дети моей группы еще учатся соотносить слова с действиями, поочередному сгибанию пальчиков , что доставляет им большое удовольствие. Малыши подражают взрослому, учатся вслушиваться и понимать смысл речи. Пальчиковые игры создают положительный эмоциональный фон, особенно если они сопровождаются короткими стихотворными строчками. Ведь овладев упражнениями, ребенок сможет «рассказывать руками» целые истории.

Пальчиковые игры развивают способность сосредоточиться на своих пальчиках , активизируют слуховую, речевую и зрительную память , укрепляют опорно – двигательный аппарат.

Создать условия для продуктивной речевой деятельности и воспитать полноценную личность ребенка, моя главная задача как педагога. Как развивать речевое общение ? Это учить ребенка говорить. Говорить- значит владеть определенным запасом слов, активно им пользоваться, понимать речь окружающих, слушать их. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем полноценнее взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

В настоящее время в моей младшей группе 26 детей . Пока еще у большинства детей маленький словарный запас, есть дети понимающие речь взрослого, но у некоторых плохо развита мелкая моторика рук , наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус. Этих детей отличает скованность, медлительность в выполнении упражнений. Для таких детей в своей работе я опираюсь на пальчиковые упражнения для всей кисти руки.

Использование игр и упражнений с водой, таких как :

«Водичка – водичка,

Благодаря этим играм у детей снижается тонус и уменьшается напряжение пальцев , повышается работоспособность.

Проведение пальчиковых игр и упражнений во время утренней гимнастики, физкультминуток, режимных моментов, после сна по 2-3минуты, в день каждый ребенок занимается по 7-10минут. Упражнения подбираются с разнообразными движениями и словесностью.

Благоприятное воздействие на развитие всей кисти и пальцев оказывают игры с предметами : мозайка, застегивание пуговиц, кнопок, приклеивание липучек, нанизывание колец разной величины. Для поддерживания интереса у малышей, я использую такие игры как :

«Ищем снеговичка» - катание карандаша между ладонями.

Игры на расслабление кисти рук.

«Белка» – дети проводят пальчиками по кусочкам меха .

Игры с крупой, орехами, с бусинками.

Для формирования движений указательного и большого пальцев , я планирую и провожу занятия по следующим темам :

«Ромашка» , «Украсим наш мячик» , «Снеговик» , «Ягодки в корзинке» , «Колобок» , «Морковка для зайчика» , «Овощи и фрукты» , «Угощения к чаю» , «Сыр для мышонка» .

В группе я оформила уголок на развитие мелкой моторики рук , где детям предоставлена возможность складывать картинки, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать коробки, нанизывать кольца, бусы, заниматься шнуровкой.

В работе с родителями по этой проблеме, я провожу консультации на темы : «Пальчиковая гимнастика для развития речи » , «Взаимосвязь развития речи с мелкой моторикой рук» , индивидуальные беседу на тему : «Роль семьи в развитии речи ребенка » .

ГлаваIII. Результативность опыта работы

Играя в эти игры на занятиях и в повседневной жизни, можно сделать следующий вывод :

У детей стали хорошо активизироваться познавательные процессы, расширяется и обогащается словарь детей , лучше развивается чувствительность пальцев .

Пальчиковые игры оказывают тонизирующее и оздоравливающее действие, поэтому я включаю их систематически на занятия по изодеятельности / лепке, рисованию, аппликации/

Пользуясь на занятии по лепке пластилином, соленым тестом, глиной приносят большую пользу общему развитию детей .

Дети учатся катать округлые формы, раскатывать пластилин, соединять различные формы, скатывать и вдавливать пальцем .

У детей становятся пальчики более ловкими , движения координированными, активизируются мыслительные процессы детей - воображение , память, внимание.

Использование пальчиковых игр способствует развитию речи , мышления, внимания, памяти, повышают мышечный тонус. В результате проводимой работы наблюдаются

положительные результаты :

Обогащается словарь детей и повышается уровень речевого развития .

Через игру дети осваивают умение – сжимать пальцы в кулак и разжимать , сгибать и разгибать пальчики .

Складывать пальцы и раскрывать ладони .

Держать ладони на поверхности стола. Повысилась коммуникативность детей , радость взаимопонимания со словами и без слов.

Пальчиковые игры дают детям возможность управлять своими руками, пальцами , чувствовать себя увереннее, что предотвращает возможность возникновения неврозов.

Заключение.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры ". Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи , творческой деятельности. "Пальчиковые игры " как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр " дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Вывод : Пальчиковые игры детям нравятся , дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек.

Дети научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков , совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.

Я выбрала именно это направление не случайно, т. к. считаю очень важным уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр , что способствует улучшению развития речи детей .

Пальчиковая гимнастика

Список литературы

Из фонда Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки

Книги

1. 74.200.54 ; Д76 Дружить со спортом и игрой: поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки / Изд-во "Учитель" ; сост. . - Волгоград: Учитель, 20с. : ил. ; 22 см. - (В помощь преподавателю начальной школы). - Библиогр.: с. назв.). (1689369 - ЧЗ; 1689370 – АБ)

2. 74.102 ; Е72 Ермакова, С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет / . – М. : РИПОЛ классик, 20с. : ил. - (СУПЕРразвивающие игры для детей). (М – ЧЗ )

3. 74.9 ; К29 Катина, Ю. Л. Развиваюшие занятия для самых маленьких: [от года до 3 лет: развиваем пальчики: лепим из теста, мастерим из пластилина, рисуем по шаблону, делаем аппликации] / . – СПб. : Азбука-Классика, 20с. : ил. - (Раннее развитие). (Ф - АБ)

4. 74.9 ; М21 Мальцева, И. В. Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет: [массаж., тактил., гимнаст., предмет., твор.] / . – СПб. : Азбука-Классика, 20с. : ил. - (Раннее развитие). (Ф - ХР; Ф – АБ)

5. 74.3 ; Н73 Новиковская, О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: практ. пособие для педагогов и родителей / . - 2-е изд. – СПб. : КОРОНА Принт, 2009. – 269 с. : ил. - (Рекомендовано логопедам и родителям). (1678377 – МЕД)

6. 74.9 ; П14 Пальчиковые игры: [развиваем мышление, речь, мелкую моторику: для совмест. досуговой деятельности детей и родителей / авт.-сост. Е. Шарикова; худож. Т. Чижкова]. – М. : Стрекоза, 20с. : цв. ил. (1691595 - АБ; 1691596 – АБ)

7. 74.9 ; Т34 Теплякова, О. Н. Практическая энциклопедия развивающих игр : [уник. методика обучения в игре, все аспекты развития детей от рождения до трех лет, одноврем. развитие различных умений и навыков, советы по орг. игр и примеры диалогов с ребенком] / , . – М. : РОСМЭН, 20с. : цв. ил. - (Раннее развитие) (Журнал Мама и малыш рекомендует). (1660299 – ЧЗ)

8. 74.9 ; Т80 Трясорукова, Т. П. Вместе с мамой играем пальчиками / . – Ростов на/Д: Феникс, 20с. : ил. - (Серия "Школа развития"). (1701459 – ЧЗ)

9. 74.9 ; У54 Умные ручки: пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет: [практ. пособие] / авт.-сост. Андрей Хвостовцев. - Новосибирск: Сибир. университет. изд-во, 2008. – 151 с. : ил. - (Умница: для детей и взрослых). (1669205 - ЧЗ)

10. 74.200.54 ; Ф50 Физкультминутки / Изд-во "Учитель". - Волгоград: Учитель, 20В помощь преподавателю начальной школы).

[Вып. 1] / авт.-сост.: , . (1689202 – АБ)

Вып. 2 / авт.-сост.: , . (1689203 – АБ)

11. 74.3 ; Ц28 Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / . - СПб. : Лань, 19с. : ил. (Бр – ЧЗ)

Статьи

12. Архипова, Г. Н. Пусть расправит крылья птица: занятие по ознакомлению с окружающим миром в сред. группе / // Воспитатель дошкольного образовательного учрежденияN 11. - С. 53-57.

13. Зотова, Л. Л. Музыкальные занятия с использованием артикуляционной и пальчиковой гимнастики / , // Воспитатель дошкольного образовательного учрежденияN 10. - С. 40-48. - Библиогр.: с.назв.).

14. Колодина, М. С. В гостях у Бабушки-Загадушки: занятие по сенсор. воспитанию во второй мл. группе / // Воспитатель дошкольного образовательного учрежденияN 11. - С. 66-70

15. Туркина, В. И. Развитие мелкой моторики рук для подготовки детей к школе / // Воспитатель дошкольного образовательного учрежденияN 10. - С. 64-67: 6 ил.

16. Мартынова, Е. С. Осень золотая и серебряная: досуг в подгот. к шк. группе / // Воспитатель дошкольного образовательного учрежденияN 9. - С. 89-92: фот.

17. Панкратова, И. В. Лепим ежика: интегрир. занятие в сред. группе / , // Воспитатель дошкольного образовательного учрежденияN 9. - С. 44-46.

18. Воронина, Л. П. В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи? / // Дошкольная педагогикаN 7. - С. 67-69.

19. Гавришева, Л. Б. Сценарий праздника "День семьи" для детей раннего возраста: из опыта работы группы ран. развития для детей с 1 года до 3 лет, не посещающих ГДОУ / , // Дошкольная педагогикаN 6. - С. 29-31. - Библиогр.: с.назв.).

20. Шербакова, Н. А. Формирование общих речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) / , // Дошкольная педагогикаN 6. - С. 40-43.

21. Грудилова, М. С. Программа "Я, мама и музыка" : конспект интегрир. музык. занятия для детей второго года жизни (совместно с мамами) / // Дошкольная педагогикаN 5. - С. 34-37. - Библиогр.: с.назв.).

22. Березняк, Л. Н. Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ / // Инструктор по физкультуреN 3. - С. 55-62.

23. Юртаева, С. В. Детская художественная литература в развитии и коррекции речи дошкольников / // Воспитатель дошкольного образовательного учрежденияN 3. - С. 55-56.

24. Леонова, О. А. Конспект интегрированного логопедического занятия "Путешествие в сказочную страну" / // Дошкольная педагогикаN 2. - С. 14-15.

25. Ледкова, С. В. Физминутки и пальчиковые гимнастики / // Детство. Отрочество. ЮностьN 1/2. - С. 75-86.

26. Карасюк, Н. Н. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников: практикум для родителей / // Дошкольная педагогикаN 1. - С. 63-67.

27. Смирнова, Л. П альцы превращаются / Л. Смирнова // Дошкольное образование нояб. (N 21). - С. 11-14 ; 16-30 нояб. (N 22). - С. 11-14 ; 16-31 дек. (N 24). - С. 11-14.

28. Смирнова, Л. Говорите правильно: терминология положений и движений рук, кистей и пальцев / Л. Смирнова // Спорт в школе нояб. (N 21). - С. 16-20.

29. Ягур, Г. А. Роль предметно-развивающей среды в развитии речи дошкольников / // Воспитатель дошкольного образовательного учрежденияN 9. - С. 51-54.

30. Веселова, С. С. Занятия по формированию звуковой стороны речи с детьми с ОНР старшей логопедической группы на тему "Звуки С и З" / // Логопед в детском садуN 6/7 (49/50). - С. 102-105.

31. Гуськова, А. А. Развитие компонентов речевой системы у детей с ОНР на материале стихотворений о родной природе / // Логопед в детском садуN 6/7 (49/50). - С. 82-89.

32. Смирнова, Л. Упражнения для пальцев / Л. Смирнова // Дошкольное образование мая (N 9).-С. 11-14 ; 16-31 мая (N 10). - С. 9-10, 15-16 ; 1-15 июня (N 11). - С. 7-8, 17-18.

33. Кондрашова, И. Э. Играем пальчиками / // Воспитатель дошкольного образовательного учрежденияN 6. - С. 40-50. - Библиогр.: с.назв.).

34. Кривко, Л. И. Игры со снеговиком / // Музыкальная палитраN 6. - С. 31-33.

35. Сиканова, Н. С. Коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни детей / , // Коррекционная педагогикаN 5 (41). - С. 82-86.

36. Корниенко, Ж. А. Конспекты подгрупповых занятий логопеда в старшей группе для детей с ОНР: лексическая тема: овощи / // Дошкольная педагогикаN 3. - С. 52-55.

37. Николашина, И. В. Физкультурные занятия по ознакомлению старших дошкольников с организмом человека / // Инструктор по физкультуреN 3. - С. 101-112.

38. Фоминых, Е. Н. Развиваем речь детей: семинар-практикум для воспитателей / // Ребенок в детском садуN 3. - С. 37-39.

39. Абрамов, Э. Пальчиковая гимнастика: как составлять комплексы? / Э. Абрамов // Спорт в школе: метод. газ. для учителей физкультуры и тренеров февр. (N 3). - С. 44-45.

40. Рогожина, Н. Н. Математика и экология: занятия в ст. группе / // Воспитатель дошкольного образовательного учрежденияN 12. - С. 32-36.

41. Золотых, И. Уроки для пальчиков: "зуб дракона" в предшк. образовании / И. Золотых // Дошкольное образование: Изд. дом "Первое сент."1 июля (N 24). - С. 19.

42. Белоусова, Л. Е. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Пересказ сказки "Гадкий утенок". Конспект занятия по развитию речи / // Дошкольная педагогикаN 7. - С. 17-22.

43. Павленко, Л. А. В космос полететь готовы? Значит будем все здоровы! : занятие по физкультуре в сред. группе по программе "Са-фи-дансе" / // Воспитатель дошкольного образовательного учрежденияN 7. - С. 16-20.

44. Нищеева, Н. В. Конспект занятия по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста / // Дошкольная педагогикаN 5. - С. 15-17.

45. Косинова, Е. М. Новые подходы к построению системы упражнений по развитию сложнокоординированных движений кистей и пальцев рук: (с использованием пальчиковой гимнастики) / // Воспитание и обучение детей с нарушениями развитияN 4. - С. 59-65: ил. - Библиогр.: с. 65.

46. Гавришева, Л. Б. Пальчиковая гимнастика и подвижная игра "Семья" / , // Дошкольная педагогикаN 3. - С. 68.

47. Стогова, В. А. Программа дополнительного образования (для детей с ДЦП, ЗПР и легкой умственной отсталостью). Студия художественно-эстетической направленности " Волшебная ниточка" : сообщение 2 / // Коррекционная педагогикаN 1 (31). - С. 52-65: ил. - Библиогр.: с.назв.).

48. Варакина, Т. Пальчиковая гимнастика / Т. Варакина // Спорт в школе: метод. газ. для учителей физкультуры нояб. (N 21). - С. 12.

49. Туманова, Е. Н. Организация физкультминуток на уроке / // Физика в школеN 8. - С. 8-11: 6 рис. - Примеч. в сноске. - Библиогр.: с.назв.).

50. Сидоренко, Л. "Мои пальчики расскажут" / Л. Сидоренко // Дошкольное воспитаниеN 7. - С. 67-70.

51. Яблинская, Т. А. Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка / , // Ребенок в детском садуN 2. - С. 42-46: табл.

52. Шулика, Е. А на ручках пальчики - девочки и мальчики... : занятие для детей ран. возраста / Е. Шулика, В. Пикина // Дошкольное воспитаниеN 12. - С. 122-123.

53. Пронина, Э. Легко ли быть попугаем? / Э. Пронина // Обруч: образование, ребенок, ученик– N 5. - C. 16-17.

54. Манапова, Е. Н. Логопедическая разминка / // Ребенок в детском садуN 4. - С. 40-42.

55. Моисеева, Л. О подготовке руки к письму / Л. Моисеева, Е. Рахманова, Н. Фунтикова // Дошкольное воспитаниеN 12. - С. 33-44.

56. Жданова, Л. В. Упражнения для рук - для кистей и пальчиков / // Ребенок в детском садуN 4. - С. 6.

57. Киселева, В. Развитие тонкой моторики / В. Киселева // Дошкольное воспитаниеN 1. - С. 65-69.

58. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет / Е. Плутаева, П. Лосев // Дошкольное воспитаниеN 3. - С. 28-35 ; N 5. - С. 43-53 ; N 6. - С. 36-45.

59. Тумакова, Н. Артикуляционная гимнастика / Н. Тумакова, А. Мицкевич // Дошкольное воспитаниеN 6. - С. 86-88.

60. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитаниеN 1. - С. 60-64.

61. Леонова, Е. Поможем себе!: пальчиковая гимнастика: коррекц.-пед. проблемы дошк. образования / Е. Леонова // Дошкольное воспитаниеN 3. - С. 51-53.

Из фонда Российской государственной библиотеки

Книги

62. Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика: для развития речи школьников: пособие для родителей и педагогов: [программа обучения в дет. саду] / . – М. ; Владимир: АСТ [и др.]. - с. : ил. - (Родничок).

63. Баринова, Е. В. Уроки вежливости и доброты: пособие по дет. этикету для воспитателей дет. садов и шк. ран. развития: тренинги, физминутка, подвиж. игры, материалы для занятий, пальчиковая гимнастика / . – Ростов на/Дону: Феникс, 20с. : ил. - (Серия "Сердце отдаю детям"). - Библиогр.: с. 252.

64. Лазаренко, О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика: комплекс упражнений: [метод. пособие] / . – М. : Айрис-пресс, 20с. : ил. - (Популярная логопедия). - Библиогр.: с. 31.

65. Пальчиковая гимнастика: [для детей от 6 мес. до 6 лет. Подгот. руки к письму. Развитие речи / авт.-сост. ]. - М. : Б-ка Ильи Резника: ЭКСМО, 20c., л. цв.

66. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика) : ст. группа / авт.-сост. . - Волгоград: Корифей, 20с. - (Детский сад).

67. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). Подготовительная группа / авт.-сост. . - Волгоград: Корифей, 20с. : ил. - (Детский сад).

68. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). Младшая и средняя группы / авт.-сост. . - Волгоград: Корифей, 20с. : ил. - (Детский сад / Издательско-торговый дом "Корифей").

69. Тимофеева, Е. Ю. Пальчиковая гимнастика: упражнения на развитие мелкой моторики: пособие для занятий с детьми дошк. возраста / , . - СПб. : КОРОНА принт; М. : Бином-Пресс, 20с. : ил. - (В помощь логопедам, воспитателям, родителям). - Библиогр. в конце кн.

70. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика / , ёдова. – М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 20с. : ил. - (Начальное обучение).

Из фонда Российской национальной библиотеки

Книги

71. Ермакова, И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей: [игры, занятия и упражнения. Пальчиковая гимнастика и массаж рук, Советы и рекомендации родителям: для детей 0-4 лет] / . – СПб. : Литера, 20с. : ил. - (Серия "Готовимся к школе") (Заботливым родителям для занятия с детьми).

72. Развиваем мелкую моторику руки у детей 3-4 лет: пальчиковая гимнастика, рисование по контуру, раскрашивание / , . - Ярославль: Акад. развития, 20с. : ил., цв. ил. - (Уроки для дошколят).

Составитель: , гл. библиограф ЦСС.

Известно, что развитию интеллекта и речи ребенка, подготовке к обучению в школе, а также положительному воздействию на весь организм малыша в целом способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков. Именно поэтому важно предоставить ребенку как можно больше возможностей для развития пальчиков.

Конечно, каждая заботливая мамочка должна знать пальчиковые игры, показывать их своему малышу и играть вместе с ним.

Предлагаем список литературы, которая поможет глубже познакомиться с данной темой и выбрать необходимые для Вашего ребенка упражнения.

Книги

Диченскова, А.М. Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 220 с.: ил. - (Мир вашего ребенка).

В книге - развивающие пальчиковые игры и упражнения, забавные стихотворения. Эти игры, как правило, сопровождаются массажем, который тонизирует весь организм малыша, поднимает иммунитет и улучшает настроение и ребенку, и его маме.

В конце книги содержатся сценарии для коротких спектаклей, которые помогут в игровой форме развить мелкую моторику ребенка.

Новиковская, О.А. 1000 забавных пальчиковых игр. - М.: Астрель; СПб: Сова; Владимир: ВКТ, 2011. - 224 с.: ил.

Пальчиковые игры - самая эффективная игровая методика развития мелкой моторики. Книга адресована родителям, воспитателям, гувернерам.

Лебедева, А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: коррекционно - развивающая программа. - М.: Школьная пресса, 2002. - 32 с.

Пособие содержит различные задания и упражнения, направленные на развитие двигательных умений и способностей ребенка, а также свойств психики. Они способствуют общему оздоровлению и укреплению организма детей.

Ращупкина, С.Ю. Пальчиковые развивалки: развивающие игры для детей. - М.: Эксмо, 2010. - 320 с. - (Ребенок. Развивающие игры).

Развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком. Игры с пальчиками часто нравятся малышам, стимулируют творческие способности, фантазию и речь, помогают ускорить процесс овладения словами, а впоследствии - избежать проблем с письмом в школе.

Ткаченко, Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М.: Из-во Эксмо, 2005. - 104 с.: ил.

Если вы хотите, чтобы речь ребёнка стала более чёткой и правильной, его работоспособность, внимание и умственная активность повысились, общая и мелкая моторика оказались совершеннее, — эта книга для вас!

Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб: «Лань», 2000. - 32 с.

Занятия, содержащиеся в данном пособии, способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, воображение). Пособие знакомит детей с геометрическими фигурами, со счетом.

Черенкова, Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXIвек», 2008. - 186с. - («Учимся играючи», «Азбука развития»).

Эта книга, в которой собраны лучшие "пальчиковые" игры, станет незаменимым подспорьем, надежным помощником в воспитании вашего ребенка, позволит ему сформировать необходимые навыки мышления и речевого общения, подготовить руку к письму, вырасти восприимчивым к новой информации и смышленым.

Статьи из журналов

Александрова, Т.В. Сказки на кончике пальцев: пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок // Дошкольная педагогика. - 2008. - №7. - С. 33-37.

Примеры игр на основе сказок.

Анучина, Н.А. «Таланты детей - на кончиках их пальцев» // Ребенок в детском саду. - 2006. - №2. - С. 45-48.

Приемы, которые можно использовать при проведении игр.

Воронина, Ф.А. Пособия для развития мелкой моторики рук // Ребенок в детском саду. - 2009. - №4. - С. 19-22.

Дидактические игры для детей раннего возраста.

Делюкина, А. Пальчик- мальчик, где ты был? // Игра и дети. - 2009. - №1. - С. 8-9.

Значение пальчиковых игр и примеры некоторых из них.

Деникеева, Ф. Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц / Ф. Деникеева, Ф. Галиева, К. Ахунова, Ф. Стрелкова, В. Сычугова, С. Коновалова // Дошкольное воспитание. - 2013. - №2. - С.69-72.

Конспект занятия для детей с нарушением интеллекта 3-го года обучения «Путешествие в Пуговичную страну».

Дорошкевич, Н. Развиваем речь ребенка // Воспитание дошкольников. - 2009. - №6. - С. 61-63.

Игровые упражнения и физкультминутки для развития общей моторики детей.

Дьяконова, Т. Потешки для пальчиков // Обруч. - 2009. - №5. - С. 22-25.

Сопровождение гимнастики рифмованными сказками и потешками, которые сочинили воспитатели г. Перми.

Завгородняя, О.И. Развитие тонких движений пальцев у детей с нарушениями речи // Дошкольная педагогика. - 2012. - №9. - С. 56-58.

Карасюк, Н.Н. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников: практикум для родителей // Дошкольная педагогика. - 2011. - №1. - С. 63-67.

Моисеева, Н.П. Игры-занятия по кулинарии как средство развития моторики рук старших дошкольников / Н.П. Моисеева, Н.Я. Андрианова // Дошкольная педагогика. - 2009. - №6. - С. 20-24.

Нетрадиционная форма развития моторики рук - знакомство с секретами кухни.

Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет / Е. Плутаева, П. Лосев // Дошкольное воспитание. - 2005. - №3. - С. 28-35; №5. - С. 43-53.

Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. - 2005. - №1. - С. 60-64.

Из опыта работы ДОУ г. Дмитрова. Примеры пальчиковых упражнений, разделенные на группы по определенному назначению.

Савельева, А. Заиграю вновь в дуду, только дух переведу // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки - 2008. - №9. - С. 4-8.

Статья о том, как научить ребенка не только правильно говорить, но и развивать мелкую моторику.

Сидоренко, Л. «Мои пальчики расскажут» // Дошкольное воспитание. - 2008. - №7. - С. 67-70.

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.

Фирилева, Ж.Е. Танцы пальчиками // Дошкольная педагогика. - 2005. - №3. - С. 26-27.

Упражнения пальчиковой гимнастики: классификация и примеры.

Шперлинг, Е. Развитие мелкой моторики средствами декоративно - прикладного искусства // Дошкольное воспитание. - 2011. - №7. - С. 45-48.

Занятие по аппликации для детей старшей группы.

Юматова, Д.Б. Здоровье на кончиках пальцев // Дошкольная педагогика. - 2013. - №1. - С. 42-46.

Развитие мелкой моторики рук у детей с речевой патологией с применением ортобиотических методов и приемов.

Яблинская, Т.А. Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка / Т.А. Яблинская, Е.М. Силантьева // Ребенок в детском саду. - 2008. - №2. - С. 42-46.

Комплекс упражнений по сопряженной гимнастике для пальцев и языка. Упражнения можно использовать как психогимнастику или разминку.

Интернет- ресурсы

Пальчиковые игры [Электронный ресурс] // Чудесная страна: [детский сайт для родителей] - Режим доступа: http://www.chudesnayastrana.ru/palchikovie-igri.htm (10.04.2013).

Пальчиковые игры [Электронный ресурс] // Мама в сети: чтобы знать больше о малышах: [сайт] - Режим доступа : http://maminsite.ru/early.files/early8.html (10.04.2013).

Пальчиковые игры [Электронный ресурс] // Солнышко: [сайт] / Т. Евтюкова. - Режим доступа : http://www.solnet.ee/parents/p13_00.html (10.04.2013).

Пальчиковые игры [Электронный ресурс] // Умные детки: сайт для заботливых пап и мам: [сайт] - Режим доступа : http://www.umnyedetki.ru/palchik_igry.html (10.04.2013).

Пальчиковые игры [Электронный ресурс] // Маленький человечек: [сайт] - Режим доступа: http://littlhuman.ru/522/ (10.04.2013).

Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев до 2 лет [Электронный ресурс] // Карапузики: [сайт] - Режим доступа : http://www.karapuziki.kz/palchikovye_igry/palchikovye_igry_02.html (10.04.2013).

Пальчиковые игры [Электронный ресурс] // Раннее развитие детей: [сайт] - Режим доступа : http://www.razumniki.ru/palgames.html (10.04.2013).

Пальчиковые игры с потешками[Электронный ресурс] // Все для детей: [сайт] - Режим доступа : http://allforchildren.ru/kidfun/poteshki18.php (10.04.2013).

Пальчиковые игры для детей [Электронный ресурс] // Жирафик.ру: [сайт] - Режим доступа: http://www.zhirafik.ru/palchikovye-igry (10.04.2013).

Представленные в списке книги и журналы Вы можете взять в зале педагогического общения городской детско-юношеской библиотеки (ул.Дзержинского, д. 53, тел. 2-09-21).

Составитель Н. Н. Малыхина.

Быховец Любовь Александровна

Воспитатель, МДОУ д/с № 179 о.в, г. Магнитогорск

Быховец Л.А. Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста // Совушка. 2018. N1(11)..03.2019).

Заказ № 71991

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. В ходе этих игр развиваются следующие движения:

  • хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие - двумя руками);
  • соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек - пирамид, матрешек и др.;
  • подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
  • движения кистей и пальцев рук.

Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

По своей сути пальчиковые игры — это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом веселые стихи, которые помогут детям стать добрее. Можно просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят. На основе исследований современных педагогов: Л. П. Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е. А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С. О. Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”. Я выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование создала картотеки пальчиковых игр, провожу кружок «Игралочка».

Пальчиковые игры это - дидактический и развивающий материал, который мы активно используем в работе с малышами. Все пальчиковые игры проводятся тремя способами: 1. Взрослый сам выполняет движения - ребёнок смотрит. 2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка. 3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.

Перспективный план работы кружка «Игралочка»

Цель: Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Задачи:

  1. Закрепить знакомые пальчиковые игры,
  2. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений.
  3. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
  4. Развивать творческое воображение.
  5. Развивать чувства ритма, темпа, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом

Тема/срок

Программное содержание

Методическая литература

Сентябрь

Тема недели

«Детский сад»

«В детский сад идти пора»

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 26)

Тема недели

«Дары осени»

«Капустка»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 14)

Тема недели

«Краски осени»

«Дождик, дождик»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 2)

Октябрь

Тема недели

«Я в мире человек»

«Человечки»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 33)

Тема недели

«Я вырасту здоровым»

«С добрым утром!»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 50)

Тема недели «Животные птицы»

«Лошадки»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 15)

Тема недели «Транспорт»

«Пароход»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 5)

Ноябрь

Тема недели

«Дружба» (День народного единства)

«Дружат наши дети»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 20)

Тема недели

«Наш быт»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 3)

Тема недели «Наш дом Южный Урал»

«Ладушки, ладушки»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 7)

Тема недели

«Кто как готовится к зиме?»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 30)

Декабрь

Тема недели «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 23)

Тема недели

«Город мастеров»

«За работу»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 39)

Тема недели

«Новый год шагает по планете»

«Ёлочка»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 64)

Январь

Тема недели

«В гостях у сказки»

«Обед у слона»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 65)

Тема недели

«Этикет»

«Повстречал ежонка ёж»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 38)

Февраль

Тема недели

«Азбука безопасности»

«Пальцы в гости приходили»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 44)

Тема недели

«Наши защитники»

«Вася, Петя, Миша, Боря»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 47)

Тема недели

«Мой дом, мой город, моя страна, моя планета»

«На полянке дом стоит»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 25)

Март

Тема недели «Женский день»

«Колокольчики»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 17)

Тема недели

«Народная культура и традиции»

«Сорока»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 27)

Тема недели «Волшебница вода» (Всемирный день земли, всемирный день водных ресурсов)

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 8)

Тема недели «Книжкина неделя»

«Из-за леса, из-за гор»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 28)

Апрель

Тема недели «День смеха», «Цирк», «Театр»

«Улитка, улитка»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 31)

Тема недели «Приведём планету в порядок», «Космос»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 45)

Тема недели «Встречаем птиц»

«Полетели птички»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 37)

Тема недели

«Весна шагает по планете»

«Пришла весна»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 13)

Тема недели

«Праздник весны и труда»

«На лужок»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 22)

Тема недели

«День победы»

«Еду к деду, еду к бабе»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 10)

Тема недели

«Моя семья»(Международный день семьи)

«Моя семья»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 57)

Тема недели

«Вот какие мы большие»

«Ноги ходят по дороге»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 9)

Июнь

Тема недели «Международный день защиты детей»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 18)

Тема недели

«Моя родина Россия» (День независимости России)

«Пальчики»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 52)

Тема недели

«Краски лета» (травы, цветы, насекомые)

«Хоровод среди цветов»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 16)

Тема недели

«Наш город- наша гордость»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 61)

Июль

Тема недели

«Моя семья» (День семьи, любви и верности)

«Пальцы - дружная семья»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 59)

Тема недели «Уральские писатели -детям»

«Утро настало»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 56)

Тема недели

«Город металлургов» (День металлурга)

«Пять пальчиков»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 58)

Тема недели

«Малые олимпийские игры»

«Пошли пальчики гулять»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 60)

Август

Тема недели

«День физкультурника»

«Скорее, мышка, домой»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 54)

Тема недели

«Мы построим город наш» (День строителя)

«Мы рисуем бегемота»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 43)

Тема недели

«Мой огород» (Витаминная неделя)

«У Лариски - две редиски »

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 66)

Литература:

  1. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет. М.: РИПОЛ классик 2007.
  2. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. М.: Издательство АСТ, 1999.
  3. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года): методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  4. https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10045/

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди