25.06.2019

Педагогический опыт воспитателя дошкольного образования. Обобщенный педагогический опыт воспитателя: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"


Все мы родом из детства. И, от того каким оно будет, зависит будущее человека. Сможет ли он стать личностью, реализоваться в жизни, получать радость и дарить её другим людям… Важно, чтобы в эти такие короткие, но определяющие годы рядом были мудрые, любящие взрослые. Одними из них являются воспитатели в детском саду.

В моем профессиональном развитии и становлении большую роль сыграл педагогический коллектив МБДОУ БГО Детский сад № 1комбинированного вида под руководством Т. П. Первушиной, где в атмосфере творчества и профессионального долга продолжается рост моего педагогического мастерства.

Сегодня обществу нужен педагог - компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности; педагог, владеющий педагогическим мастерством. На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности.

Детский сад, в котором я работаю, - стабильно функционирующий, развивающийся, работающий в поисковом режиме. Я выделила для себя актуальную проблему социальной зрелости дошкольников: детское дошкольное учреждение должно стать школой социального действия, в которой в ежедневной совместной работе детей и взрослых развиваются любознательность, воображение, коммуникативные умения. По моему мнению, основная задача воспитания и обучения детей состоит в физическом и интеллектуальном развитии детей и содержание обучения должно максимально предусматривать физическое, нравственное, эстетическое, эмоциональное и трудовое воспитание дошкольников. Но достичь всего этого можно только тогда, когда дети здоровы.

Мой каждый рабочий день начинается с утренней гимнастики с детьми. Регулярно на каждом занятии провожу физкультминутки, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, игры разной подвижности, обращаю внимание на правильную осанку детей. Различные спортивные соревнования, эстафеты, подвижные игры на свежем воздухе, ежедневные прогулки, экскурсии - это направления для укрепления здоровья, развития физических качеств. Недаром в народе говорят: «В здоровом теле - здоровый дух», а у ребенка со «здоровым духом» и познавательные способности, и знания, и умения будут высокими.

Главной целью в своей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Предпочтение отдаю игре, так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном периоде. Решение этой проблемы я осуществляю на основе внедренных в практику инновационных педагогических программ и технологий: «Играя учимся говорить» Р. К. Шаеховай, «Пособие для педагогов ДОУ Г. С. Швайко. На занятиях я помогаю детям в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность через игру. В каждом моем занятии главенствует дух «открытия» (ничего не сообщаю детям в готовом виде) ; при подготовке и проведении занятий предусматриваю вариативность ответов детей; не принимаю ответы детей без обоснования. При этом не оставляю без внимания ни одного ответа, учу детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину. При организации режима пребывания детей в детском саду непосредственная образовательная деятельность не является преобладающей формой организации обучения. В течение дня предусматриваю сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированную деятельность, свободного времени и отдыха детей. Использую в работе нестандартные формы организации занятий и инновационные технологии: занятия - путешествия, театрализованные, сюжетные, интегрированные занятия, которые строятся с учетом дифференцированного и индивидуального подхода к детям. Большое внимание уделяю нравственным проблемам, воспитанию в детях таких общечеловеческих ценностей, как доброта, порядочность, отзывчивость, милосердие.

Я уверена, что каждый человек, даже самый маленький, - творец. Развитие детского творчества играет важную роль в становлении полноценной личности, в выявлении способностей ребёнка, удовлетворении его потребностей в самовыражении. И потому, в своей многоплановой работе с детьми, я уделяю большое внимание продуктивным видам деятельности. Мои воспитанники очень любят рисовать, делать аппликации, конструировать. Я стараюсь учить детей не механическому копированию предметов, а пытаюсь дать им почувствовать радость творчества, возможность выразить в рисунках, поделках свои впечатления, своё отношение к тому или иному предмету или явлению. Для заинтересованности детей использую разные сюжеты и музыкальные образы, красочные рисунки, схемы, карточки с фигурами игровых персонажей, ИКТ.

На мой взгляд, наша цель не только в том, чтобы дать знания умения и навыки, а научить детей лучше понимать процесс жизни, уметь ориентироваться в ней и быть способным найти свое индивидуальное место. Главную же свою человеческую задачу вижу в том, чтобы помочь ребенку стать свободной, интеллектуальной, творческой и ответственной личностью, умеющий найти свое место в современном мире, ведь первые задатки для этого закладываем мы - воспитатели. Чем больше ребенок развивается через творчество, чем больше он впитывает, и начинает ощущать все богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Мое педагогическое кредо - большинство детей талантливы, творческими способностями наделен каждый. Творчеству во всем, как любой деятельности можно учиться и развивать. Для этого нужно изучить каждого ребенка, определить его талант и уровень его развития в той или иной области образовательного процесса. В этом мне помогает диагностическая работа, которая имеет прогностический характер, то есть помогает выявить перспективные линии развития дошкольника, а так же профилактический характер поскольку позволяет заметить факторы риска в развитии ребенка. Полученные мониторинговые данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных, образовательных потребностей каждого воспитанника группы.

В моей группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки и взаимопомощи. Положительно зарекомендовали такие формы работы, как "Дни открытых дверей", веб консультации, совместные исследовательские творческие проекты, спортивные, экологические и фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, пеших походах. Вместе с детьми посещают выставки в краеведческом музее. Они оказывают помощь в оформлении уголков природы, интерьера групп, в пошиве костюмов к фестивалям, в благоустройстве и озеленении территории детского сада.

Особую роль я уделяю наглядно-информационному направлению, которое включает в себя: родительские уголки, папки-передвижки, библиотека, выставки: "Из жизни группы", "Букет для мамочки моей", "Умелые руки мамы", "Мой папа самый, самый. ", "Виды транспорта", "Домашние животные", "Конкурс осенних букетов", "Конкурс новогодних игрушек". Активное участие родителей говорит о том, что эти формы работ являются востребованными и дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.

Постоянно повышаю уровень знаний путём изучения литературы, через курсов повышения квалификации, семинаров, самообразование. Продуктивно работаю в составе творческих групп в разработке дидактических и методических материалов. Разработала свою рабочую программу. Имею сертификаты за публикацию статей в международном электронном журнале Предметник», « Педагогическое мастерство», « Академия дошкольного образования». Свидетельство о создании в социальной сети работников образования свой персональный блог, сертификат о создании своего электронного портфолио на сайте работников образования. Награждена почетной грамотой за значительные успехи в совершенствовании учебно - воспитательного процесса, плодотворный труд в системе образования Борисоглебского городского округа.

При организации взаимодействия с детьми, стремлюсь к проявлению методического мастерства в своей деятельности. Мои воспитанники занимают призовые места на различных конкурсах.

В заключение хочу сказать, одна из самых важных профессий-это профессия воспитателя, любящего детей, прекрасно знающего свое дело и ясно представляющего себе, что любые потери в развитии ребенка дошкольного возраста невосполнимы.

Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Она взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро стояла перед педагогами и родителями. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые стимулируют работу речевых центров в коре головного мозга.

Для развития мелкой моторики рук в своей группе организовала сенсорный уголок, в котором расположились театр пальчиковых кукол, настольный театр, театр из бросового материала, рассматривая и играя, дети интересуются из чего изготовлена та или иная игрушка. Для развития мелкой моторики я использую нанизывание бусин на шнурочки, крышки, пособие «застежка», игры Мемори. Моя педагогическая копилка оснащена картотеками игр по развитию мелкой моторики рук: пальчиковые игры, игры с бусинами. Перспективу в этой деятельности вижу в создании проекта «Дом пуговки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством ручного труда через бумагопластику»

Составила: Глухарева Ольга Сергеевна

Воспитатель первая квалификационная категория

Отделение МА ДОУ Голышмановский

ЦРР - д/с №4 «Ёлочка» ЦРР д/с №1 «Алёнушка»

Р.п. Голышманово 2017 г

Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Она взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро стояла перед педагогами и родителями. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые стимулируют работу речевых центров в коре головного мозга.

Для развития мелкой моторики рук в своей группе организовала сенсорный уголок, в котором расположились театр пальчиковых кукол, настольный театр, театр из бросового материала, рассматривая и играя, дети интересуются из чего изготовлена та или иная игрушка. Для развития мелкой моторики я использую нанизывание бусин на шнурочки, крышки, пособие «застежка», игры Мемори. Моя педагогическая копилка оснащена картотеками игр по развитию мелкой моторики рук: пальчиковые игры, игры с бусинами. Перспективу в этой деятельности вижу в создании проекта «Дом пуговки».

Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики рук. Поэтому успешное развитие мелкой моторики необходимо для полноценного интеллектуального развития (воображение, память, внимание) ребенка и развития его речи. Для развития мелкой моторики рук, важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование, пальчиковая гимнастика. В процессе деятельности с детьми обратила внимание, что дети всегда с интересом занимаются продуктивной деятельностью, но детям моей группы, не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, плохо развита мелкая моторика рук. Это объясняется возрастными особенностями детей и недооценивание родителями влияния развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста на интеллектуальное развитие. Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами.

Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу . Изучив литературу в области психологии и педагогике (Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н.), по развитию творчества и бумагопластики (Шилкова Е.А., Пищикова Н.Г., Каминская Е.А.), перечитав множество публикаций в интернете, я увлеклась техникой бумагопластики, и пришла к выводу, что бумагопластика – есть средство развития мелкой моторики рук, поэтому тема моего исследования является «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством ручного труда через бумагопластику».

Цель моего исследования : развить мелкую моторику рук у дошкольников посредством ручного труда.

Задачи образовательной области художественно-эстетического развития в Федеральном государственном образовательном стандарте представлены на слайде, перед собой я ставлю следующие задачи :

Знакомить с различными техниками бумагопластики и приемами художественного творчества;

Развивать психические функции;

Развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность (активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми);

Развивать речь - умение логически излагать свои мысли;

Развивать мелкую моторику рук;

Совершенствовать творческие способности;

Расширять коммуникативные способности;

- воспитывать желание работать в коллективе;

Формировать самостоятельность и уверенность в себе, самооценку;

Формировать эстетическое отношение к окружающему миру, бережное отношение к предмету и материалу;

Формировать добрые чувства (дает возможность их выразить в подарках, изготовленных своими руками);

Воспитывать волевые качества (усидчивость, доводить начатое дело до конца).

Исследования по теме и возможность, данная нам Федеральным Государственным Образовательным Стандартом привело меня к написанию программы «Мастерилка» по ручному труду. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика, точные действия пальцев, развиваются творческие способности. Программа «Мастерилка» создана ан основе методических пособий «Цветные ладошки» Лыковой И.А., «Бумагопластика» Давыдовой Г.Н. Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, тридцать занятий в год. Время проведения занятия регламентируются санитарными правилами и нормами с учетом возрастных особенностей детей. Познавать мир никогда не рано, поэтому с детьми третьего года жизни, которых у меня в группе девятнадцать человек, я использую приемы техники бумагопластика. Новизна работы заключается во введении в образовательный процесс новых техник бумагопластики: скатывание, скручивание, торцевание, квиллинг, скрапбукинг. С первого занятия я поняла, что не ошиблась с выбором.

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо придерживаться следующих принципов и требований:

Работа должна быть систематичной и постоянной;

Соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;

Соответствовать возрастным требованиям;

Приносить ребенку радость.

Доступность бумаги, как материала, простота её обработки привлекают детей. Им нравится скручивать, скатывать бумагу, она сопровождает человека уже более 2000 лет.

Бумажная пластика – это художественное конструирование из бумаги, в котором новые целостности – художественные образы, конструкции, модели, создаются из достаточно «послушного» пластичного и к тому же доступного материала – бумаги. Принцип этого конструирования заключается в создании выпуклых, объёмных и полуобъёмных изображений на поверхности. Эта деятельность будит в детях интеллектуальную и творческую активность, учит планировать свою деятельность, осваивать новые технологии в изготовлении поделок. В результате каждая поделка приобретает индивидуальность. Работа над композициями из бумаги развивает мелкую моторику рук, глазомер, цветоощущение, способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, даёт детям новое средство самовыражения и создаёт основу для дальнейшего творческого развития. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов побуждают детей говорить, порождают речевой диалог, общение.

Первый год обучения – знакомство с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, скатывание из бумажных салфеток, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяли в них исследовательскую потребность, пробуждали чувство радости, успеха, развивали трудовые умения и навыки. Бумагопластика позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата, делает творчество более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Второй год обучения – знакомство с техниками торцевание из гофрированной бумаги, квиллинг. Торцевание - достаточно новая и интересная техника работы с гофрированной бумагой.

Упражняются в умении определять на ощупь свойства бумаги, дают словесную характеристику (определяют цвет, форму, количество). Развивают тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику.

Познакомила детей с разными видами торцевания:

Контурное (торцовки выкладывают по контуру изображения);

Плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка).

В начале дети работают в простой технике торцевания (по контуру), затем в более сложной (в плоскостной).

Квиллинг - это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Квиллинг развивает мелкую моторику у детей, стимулирует усидчивость, внимание, воображение зрительную память, самовыражение, образное мышление и речь. С детьми 4-5 лет учились скручивать элементы «свободная спираль» и «капелька» и приклеивать их на основу.

С детьми 5-6 лет учились скручивать элементы «глаз», «стрелка» и «треугольник», из них составлять различные композиции (от простых до сложных).

Третий год обучения – знакомство с техникой скрапбукинг. Скрапбукинг – это вид рукоделия, в котором основным материалом является бумага, вид рукотворного творчества оформления открыток, альбомов с помощью тактильных и визуальных приемов: газетных вырезок, записей, наклеек – неоформленный материал, умение организовать свою деятельность, открывает резерв для развития ребенка, повышает его креативность, успешность, которая так важна в дальнейшей жизни.

Дети учатся решать самостоятельно творческие задачи, самостоятельно выбирать необходимый материал для работы и формировать отношение к результатам деятельности. Создавая красивые поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, развить мелкую моторику, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Технику скрапбукинг представили на креатив- фестиваль «Надежда». Организовала мастер-класс на форуме «Большая перемена» и на районных методических объединениях.

На примере, техники торцевания, попытаюсь вам показать воздействие бумагопластики на развитие мелкой моторики и всестороннее развитие ребенка. Посмотрим, что мы можем развить и сформировать в целом:

Формируем математические способности (ребенку нужно отсчитать определенное количество торцовок);

Развиваем ручную умелость (так как стержень очень тонкий, размер бумаги 1см * 1см и нужно точным движением прокрутить и приклеить торцовку на основу. Работа несложная, но кропотливая);

Формируем волевые качества (усидчивость, желание довести начатое дело до конца);

Развиваем цветовое восприятие (подбирать нужный цвет бумаги для поделки);

Развиваем тактильные ощущения

И первая приклеенная торцовка, приносит огромную радость не только детям, но и взрослым (в этом я убедилась, проводя мастер - классы с педагогами и родителями).

Отсюда следует, что развитие мелкой моторики рук через бумагопластику влияет на всестороннее развитие ребенка.

У меня в руках основа – это программа «Мастерилка», реализуя ее, ребенок:

Овладеет основными культурными способами деятельности,

Положительным отношением к миру,

Будет обладать развитым воображением,

Он достаточно хорошо будет владеть устной речью,

У ребенка будет развита крупная и мелкая моторика,

Он будет способен к волевым усилиям,

И проявит любознательность.

И на этапе завершения дошкольного образования ребенок будет готов к школьному обучению.


Обобщенный педагогический опыт воспитателя

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №4 «Ромашка»

города Белева Тульской области

ДОСОВОЙ

ОЛЬГИ ЮРЬЕВНЫ

Тема: «Технология мониторного обучения в работе с дошкольниками»

Идея: включая ребёнка в процесс самореализации и персонализации, педагог побуждает к активной коммуникативной деятельности.

ИПМ 2. Условия формирования опыта.

Внедряя множество инноваций, за время работы в детском саду, я поняла, что инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими развитие только умственных способностей детей. Инноватика в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. На мой взгляд, на сегодняшний день, самое сложное нововведение заключается в сознании самого педагога. Необходимо переломить авторитарность образования в мышлении педагогов. Моя задача – поставить ребёнка на равный уровень с собой, дать ребёнку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром. Я думаю, что инновации в образовании должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех.

Освоение ребёнком позиции субъекта требует специальной педагогической технологии, суть которой в развёртывании перед ребёнком палитры разнообразной детской деятельности и перевод воспитанника на позицию субъекта детской деятельности. С этой целью я использую элементы мониторного обучения в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Как показывает анализ педагогической практики в современном образовании, за последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но всё же в учебном процессе сохраняются противоречия между:

- «фронтальными» формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ребенка;

Между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения,

Между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

Одним из важных направлений разрешения названных проблем является внедрение новых педагогических технологий.

На идею формирование опыта меня натолкнуло изучение теории С. Уильдерспина, который выступил организатором школ взаимного обучения (мониториальных школ) для маленьких детей.

В своей работе я попыталась модернизировать технологию мониторного обучения и адаптировать его к работе с детьми дошкольного возраста. Мы предположили, что его реализация в практике детского сада будет успешной при условии:

  • учета сенситивных периодов развития ребёнка;
  • учета разноуровневого развития детей;
  • налаженного социального взаимодействия: установления коммуникативных связей между участниками процесса (педагогами и детьми), диалоговой форме отношений;
  • мотивации деятельности ребёнка в процессе взаимодействия;
  • стимуляция детской активности;
  • создание атмосферы увлеченности.

Внедрение мониторного обучения потребует не только психологической готовности детей к новым способам обучения, но и кардинального изменения педагогической парадигмы - отношений воспитателя и воспитанника, стиля поведения педагога.

В ходе работы над проблемой мною было пройдено несколько этапов:

I ЭТАП

Подготовительный (Определение целей, задач исследования) – 2009-2010 учебный год

II ЭТАП

Формирующий (Изучение научно – методической литературы по проблеме, определение потенциальных возможностей ДОУ, выделение основных направлений в работе и т.д.) – 2009-2010 учебный год

III ЭТАП

Действующий (Планирование, регулирование, создание предметно – развивающей среды, методической базы и т.д.) 2010-2011 учебный год

IV ЭТАП

Диагностический (Подбор диагностического материала для детей, первая диагностика детей) 2010 – 2011 учебный год

V ЭТАП

Аналитический(Анализ работы в данном направлении, анализ диагностики детей) – 2011-2012 учебный год

VI ЭТАП

Заключительный (Обобщаются, формулируются выводы, проводятся консультации по работе в данном направлении) 2011 – 2012 учебный год

ИПМ 3. Теоретическая база опыта .

Отечественные и зарубежные психологи утверждают, что ребёнок – дошкольник стремиться к обретению целостности, однако само понятие целостности применительно к ребёнку дошкольного возраста трактуется далеко не однозначно. Так, М.В. Крулехт считает, что целостное развитие ребенка - это «единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоение ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности».

Исследования ученых последних лет убедительно доказывают, что интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, его благополучие и социальный статус в группе сверстников связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности. Эта позиция проявляется в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.

Исходя из того, что мотивация деятельности ребенка является одним из условий успешности и эффективности обучения, мы изучили наиболее общие мотивы, которые оказывают влияние на поведение каждого человека, опираясь при этом на исследования А.В. Петровского. «Основу побуждения человека как личности, - пишет А.В. Петровский, - следует искать не в биологической его природе и не в загадочном стремлении к «самоактуализации», а в реальных социальных отношениях, в его деятельности, в его общественной жизни». А. В. Петровский выделяет, прежде всего, потребность человека в его самовыражении одним из главных мотивов деятельности.

Другим мотиватором деятельности человека является его персонализация, то есть признание другими людьми как личности, значимой для них. Включая ребенка в процесс самореализации и персонализации, педагог побуждает каждого как бы к непроизвольной, но активной мыслительной деятельности и добивается решение поставленных задач. Реализацию этих мотивов мы нашли в более раннем опыте обучения школьников.

Английский педагог С. Уильдерспин (1792-1866) выступил организатором школ взаимного обучения (мониториальных школ) для маленьких детей. Работа в них строилась по методу взаимного обучения, предназначенного для обучения детей школьного возраста. Организация детей и среды заключалась в следующем: в каждом классе монитором назначался самый способный ребенок, и тогда учитель мог пользоваться его помощью, побуждая громко и ясно повторять свое объяснение, в то время как остальные дети так же громко и ясно воспроизводить это объяснение. Мониторам разрешалось ставить перед детьми вопросы на свое усмотрение. Мониторов задерживали после занятий и обучали отдельно. Вместе с тем, С. Уильдерспин отмечал, что необходимо «следить за тем, чтобы мониторы не слишком много о себе воображали, ибо так велика склонность к честолюбию уже в раннем возрасте».

Анализируя все вышесказанное, мы приходим к выводу, что проблеме развития интеллектуальных способностей детей уделялось и уделяется большое внимание и придаётся огромное значение.

ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта.

Дошкольные годы - период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становления основ самосознания и ценностных ориентации, проявления первых творческих способностей ребенка, его индивидуальности.

Как помочь ребенку войти в современный мир и познать его, приобщиться к его ценностям, научить быть самостоятельным и умелым, способным войти в реальные деловые связи со взрослыми и сверстниками, принимать решения и отвечать за их последствия - вот далеко не полный круг вопросов, которые задают себе вдумчивые воспитатели детских садов и родители дошкольников.

Современная модель образования предполагает высокие требования к развитию компетентности детей в коммуникативной сфере, сфере отношений к миру, к людям, к себе.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для фундаментального развития личности человека и очень важно подобрать такие педагогические технологии, которые будут ориентированы на осознание и установление гуманных взаимоотношений детей с окружающим миром и людьми. На мой взгляд, и менно технология мониторного обучения предполагает высокое развитие коммуникативности, гибкую организацию непосредственно образовательной деятельности с учетом разноуровневого развития детей. Организация обучения с использованием элементов данной технологии создаёт комфортную обстановку и ситуацию успеха, стимулирует познавательный интерес детей, способствует развитию у них общих учебных и коммуникативных умений и навыков.

Суть внедрения элементов мониторного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в решение общей задачи: идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Основная цель внедрения данной технологии – развитие свободного общения дошкольников с взрослыми и детьми.

Задачи :

  1. Развитие всех компонентов устной речи детей;
  2. Обогащение знаний и представлений детей об окружающем мире;
  3. Побуждение детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

Как известно, мотивы являются мощным активизатором человеческой деятельности. Отношение к делу, его результативность во многом определяется характером доминирующих мотивов. Мы изучили наиболее общие мотивы, которые оказывают влияние на поведение каждого человека, опираясь при этом на исследования А.В. Петровского. Он выделяет, прежде всего, потребность человека в его самовыражении одним из главных мотивов деятельности. Другим мотивом деятельности является его персонализация, то есть признание другими людьми как личности, значимой для них.

Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми является для ребенка тоже одним из наиболее значимых мотивов межличностного поведения в старшем дошкольном возрасте. Другим не менее важным мотивом выступает стремление к самоутверждению. В сюжетно-ролевых играх детей оно реализуется в том, что ребенок стремится взять на себя главную роль, руководить другими, не боится вступить в соревнование и во что бы то ни стало стремится в нем одержать победу. Наряду с мотивами данного типа заметную роль в поведении детей дошкольного возраста начинают играть просоциальные мотивы: сопереживание, стремление помочь другому человеку и некоторые иные.

Весьма заметным в дошкольном возрасте становится процесс развития личности и совершенствования поведения ребенка на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. Можно сказать, что данный возраст представляет собой сензитивный период в развитии личности на основе подражания, сопровождаемого закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем – в форме демонстрируемых качеств личности.

Поэтому идея опыта состоит в следующем: включая ребёнка в процесс самореализации и персонализации, педагог побуждает как бы к непроизвольной, но активной мыслительной и коммуникативной деятельности.

ИПМ 5. Новизна опыта

  • Адаптация мониторной технологии к условиям работы с детьми дошкольного возраста;
  • Выявлены особенности личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми (создание единой эмоционально-чувственной основы процесса взаимодействия; постоянное «обращение к ребенку» как к равному» и способности воспитателя встать на позицию ребенка и действовать в ней; обеспечение ведущей роли педагога, который одновременно организует совместную деятельность, в виде «сотворчества» педагога и ребенка, и участвует в ней, что порождает комплекс личностных проявлений обоих субъектов воспитательно-образовательного процесса);
  • Выделены структурные компоненты технологии мониторного обучения;
  • Выявлены особенности использования элементов мониторного обучении в работе со слабоуспевающими и одаренными детьми;

ИПМ 6. Адресность опыта

Опыт может применяться воспитателями и педагогами ДОУ, школ, учреждений дополнительного образования. Опыт доступен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Может быть использован при организации кружковой работы.

ИПМ 7. Трудоёмкость опыта

  1. В работу с детьми дошкольного возраста нельзя перенести все этапы и структурные компоненты мониторной технологии. В рамках детского сада некоторые компоненты технологии деятельности представляются бессмысленными. Приходится учитывать, что старший дошкольник, в силу возрастных ограничений, не обладает достаточным опытом, необходимым для их реализации.
  2. Реализация данной технологии требует от педагога большой подготовки как детей – мониторов, так и организации разнообразной предметно – развивающей среды.
  3. Велика вероятность переоценки детьми своих возможностей, так как у многих детей не сформирована адакватная оценка личности.
  4. Слабое развитие речи детей тормозит процесс общения.

ИПМ 8. Технология опыта.

Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, научить человека действовать можно только в процессе деятельности, научить ребёнка общаться со взрослыми и сверстниками можно только в процессе живого свободного общения.

Однако, важно, чтобы в нутренними мотивами такого общения стали приятные эмоции, связанные с удовлетворением от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважением. Мониторное обучение, как нельзя кстати, реализует все эти подходы.

Как мы внедряем данную технологию в ДОУ?

Я наблюдала, как старшие дошкольники играют с малышами. Они их пытаются учить, оберегать, подражать воспитателю. Но все равно в этом прослеживается детская непосредственность, поэтому малыши им доверяют больше, быстро принимают их правила, они более открыты со старшими детьми, чем с взрослыми, общаются как бы на одной волне, доверяя и раскрываясь друг другу.

И эта особенность легла в основу моей идеи - организовать творческие лаборатории, руководителями которых будут сами дети.

Например, реализуя в младшей группе проект «Книжкина неделя» в гости к малышам приходит Сказочница, это ребёнок, который на некоторое время взял на себя воспитателя. Сказочница интересна детям, как персонаж, но при этом она по-своему решает образовательные задачи: учит детей слушать, анализировать, делать выводы.

Дети – мониторы относятся к этому очень серьезно, готовятся. Воспитатель отрабатывает с ребёнком ход мероприятия, что-то заучивается наизусть, какой-то материал дети готовят дома с родителями. Но в основном, я опираюсь на знакомый детям старшего дошкольного возраста материал. Например, это проведение опытов, экскурсий, рассказывание знакомых сказок и т.д.

Важный момент – подготовка предметно – развивающей среды. Детские лаборатории не стационарны, мы их готовим по необходимости в той или иной группе, согласно тематики. В подготовке могут принимать участие все дети группы, внося свои предложения. Стараюсь, чтобы предметно – развивающая среда была насыщенной, яркой, мобильной.

В детском саду мы организуем такие лаборатории – исследовательские, творческие, юного читателя и т.д. Руководитель лаборатории может придумать своё название мероприятия, предложить сюжет. Руководителем может стать каждый ребёнок. Это зависит от желания, интересов детей, от знания материала. Но каждый обязательно пробует себя в той или иной деятельности. Ведь каждому хочется побыть в роли воспитателя.

Почему мы считаем, что воспитатель лучше справится с объяснением ? Младшие дети с огромным удовольствием ждут встречи со старшими товарищами и воспринимают их как настоящего воспитателя.

Данный прием позволяет решить задачи, которые особенно актуальны для детей и старшего дошкольного возраста: развитие коммуникативных, творческих способностей, формирование социально-личностной сферы.

Я даю возможность каждому ребёнку проявиться в той или деятельности. Кто-то работает в мастерской «Каля-Малямыча», кто-то заведует лабораторией, кто-то проводит экскурсии.

Дети, которые в обычно жизни скромны и не разговорчивы, раскрываются в роли воспитателя. Это поднимает их самооценку, они чувствуют уверенность в своих силах.

Для детей, которые отличаются слабыми способностями, стандартная схема занятия может вызвать необходимость уточнения. Я считаю, что именно для таких детей технология мониторного обучения является поддерживающим фактором. Суть подготовки таких детей - мониторов заключается в том, что новая информация выдаётся небольшими дозами в сочетании с индивидуальными заданиями и сопровождается детальным обсуждением каждого фрагмента самими детьми. Роль воспитателя в работе лаборатории несет координирующую функцию. Мониторное обучение выступает как один из видов поддержания активности детей, повышения самооценки. Дети со слабыми способностями больше других нуждаются в создании ситуации успеха.

Для одаренных детей и детей с хорошими способностями данная технология является не поддерживающей, а стимулирующей, активизирующей самостоятельную познавательную деятельность. С такими детьми готовится более сложный материал, роль воспитателя в работе лаборатории сводится к минимуму. Однако я придерживаюсь теории С. Уильдерспина, что необходимо «следить за тем, чтобы мониторы не слишком много о себе воображали, ибо та велика склонность к честолюбию уже в раннем возрасте».

Детей никто не принуждает работать в лаборатории, однако почти все дети выражают желание «побыть на месте воспитателя».

Дети могут работать в паре, которая объединяет по желанию двух воспитанников. Каждый ребенок в паре выполняет свою задачу. Например, в обучающей ситуации по изобразительной деятельности один ребёнок может рассказать об особенностях пейзажа, разнообразии пейзажей, а второй ребёнок рассказывает технику выполнения работы. Пары могут быть статическими и динамическими. Таким образом, каждый ребёнок пары может себя проявить в том или ином виде деятельности и поддержать друг друга в затруднительной ситуации.

Основные преимущества применения данной технологии:

  • в процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
  • каждый ребёнок и монитор и дети, которых они приглашают в свои лаборатории, чувствуют себя раскованно;
  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
  • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Внедрение мониторной технологии в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Младший дошкольный возраст - используются технологии: работа в парах и «хоровод».

Работа в парах - дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, ребёнок чувствует гордость за свои достижения и чувство собственного достоинства от выполнения задачи. Работа в парах положительно влияет на начальный этап формирования самооценки у ребёнка.

«Хоровод» - в этом возрасте взрослый является ведущим, так как дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью мяча или другого предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

Средний дошкольный возраст - добавляются технологии: «цепочка», а в конце года -«карусель» и «интервью».

«Цепочка» - начальным этапом работы была интерактивная технология «Хоровод». Используя технологию «цепочка», у детей продолжают формироваться навыки произвольного поведения, такие как: соблюдение правил очерёдности, умение работать в команде, подчинение своих желаний желанием команды. Но в отличие от других возрастов за соблюдением очерёдности следят сами дети.

«Карусель» - в этой технологии созданная динамическая пара стимулирует общение между всеми детьми. Каждый новый диалог формирует у ребёнка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества, умение принимать и понимать новый взгляд на проблему. Это достигается за счёт того, что каждый новый диалог чем-нибудь отличается от предыдущего (вопросами, интонацией), тем самым создаётся ситуация успеха, в процессе чего у ребёнка продолжает формироваться положительная самооценка. Воспитатель предлагает детям договориться, кто с кем будет в паре, кто из пары детей будет стоять во внешнем кругу, а кто во внутреннем. Дети внутреннего круга задают вопросы внешнему.

«Интервью» - благодаря этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает детей к взаимодействию «взрослый - ребёнок», «ребёнок - ребёнок». На начальном обучающем этапе воспитатель сам выбирает ребёнка, который будет брать интервью (считалочкой и т.д.). Вопросы используются не сложные, такие как: «Что понравилось?», «Что не понравилось?», «Что делали?» и т.д.

Старший дошкольный возраст - добавляются технологии: работа в малых группах (работа в тройках), «большой круг».

Малые группы (работа в тройках) - создаются для детей, которые боятся раскрываться в больших группах. За счёт того, что эти группы относительно устойчивые и небольшие по численности, создаются благоприятные условия для раскрытия таких детей. Детям предлагается договориться с кем бы они хотели встать в подгруппу и разрешается выбрать тех, с кем они бы себя чувствовали комфортно.

В этом возрасте дети создают малые группы по желанию, в которых они чувствуют себя комфортно и раскрывают свой потенциал.

Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную проблему. Воспитатель создает проблемную ситуацию или дает описание логической задачи и предлагает обсудить ее, побуждая детей к конструктивному взаимообщению.

Каждый ребенок в «Большом круге» высказывает свое мнение, затем передает право высказать свою мысль другому ребенку, взяв его за руку. Прослушав все высказывания, один из детей делает выводы из полученной информации.

В старшем дошкольном возрасте, благодаря внедрению данной технологии, ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивать элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.

Таким образом, совместная деятельность дошкольников в ходе мониторной технологии происходит в процессе доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет детям не только получать новые знания, но и развивать их коммуникативные навыки, переводит их на более высокие уровни сотрудничества.

ИПМ 9. Результативность опыта.

Применение данной технологии предполагает формирование УУД. Мониторинг формирования предпосылок универсальных учебных действий проводился по следующим показателям:

1. Формирование личностных предпосылок УУД :

Сформированость познавательной и социальной мотивации;

Сформированность адекватной самооценки;

Сформированность умения прийти на помощь другу;

Сформированность способности учитывать чужую точку зрения.

2. Формирование регулятивных предпосылок УУД :

Умение работать по инструкции взрослого;

Понимание указанной ошибки и ее исправления по просьбе взрослого;

Умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

Готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор.

3. Формирование коммуникативных предпосылок УУД:

Инициативное сотрудничество :

Умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

Предлагать помощь и сотрудничество;

Проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Планирование сотрудничества :

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие:

Умение формулировать собственное мнение и позицию;

Умение строить понятные для партнёра высказывания;

Умение строить монологичное высказывание;

Умение вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Умение слушать собеседника.

Управление коммуникацией:

Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Умение оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

Умение учитывать позицию собеседника при работе в паре, коллективе;

Умение принимать различные позиции во взаимодействии;

Активное и заинтересованное участие в совместной деятельности.




Г. курсы по программе «Радуга»; 2. Участие в семинарах МДОУ города; 3. Участие в семинарах МДОУ 24, 27 г. Зеленогорска; 4.Самообразование: а) работа с методической литературой; б) изучение опыта других педагогов МДОУ, города. 5. Обмен опыта работы с педагогами МДОУ города: а) взаимопосещение мастер – классов, семинаров; б) сетевое взаимодействие г. курсы «Основы информационных технологий». Условия становления опыта:




Развитие речи ребёнка имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Воспитание творческой личности в условиях детского сада возможно через создание развивающей среды, побуждающей детей к творческой деятельности. У детей младшего дошкольного возраста плохо развита речь, выразительность (интонационная речь), эмпатия (умение распознать эмоциональное состояние человека по мимике, движениям). Помочь им в этом можно через театрализованную деятельность, которая помогает у детей развивать речь, память, внимание, мышление, преодолевать робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Театрализованная деятельность творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, приковывает внимание, развивает умение сосредоточиваться. Она никого не оставляет равнодушным, потому что напоминает малышу те привычные игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни.




Цель: Создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность. Задачи: Изучить методическую литературу по данной теме; Создать развивающую среду; Подобрать картотеку игр – диалогов по театрализации; Привлечь родителей к совместной работе по развитию речи; Познакомить родителей с методикой обучения речевому творчеству.


Для успешного развития детской творческой активности в театрализации необходимы условия: Предметно – пространственная среда (наличие соответствующего оборудования для всех видов театрализованной деятельности); Дидактическое обеспечение; Методическое обеспечение; Учёт индивидуальных интересов детей, наклонностей, потребностей и предпочтений; Регулярное проведение занятий и постоянство участия каждого ребёнка в различных видах, формах театрализованной деятельности; Активная позиция родителей.








«Колобок» (Пальчиковый театр) Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе с воспитателем, он овладевает ценными навыками общения.Обыгрывание различных ситуаций с куклами развивает репродуктивное воображение ребёнка.




«Курочка ряба» (Кукольный театр) Кукольный театр! Когда дети слышат эти слова, в их глазах появляются радостные искорки, слышится весёлый смех, их сердца наполняет радость от предвкушения чуда. Ведь оживший персонаж в умелых руках – это действительно маленькое чудо, которое рождается на наших глазах.




Для малышей моей группы самый простой и доступный театр – это настольный театр кукол. Дети с большим интересом играют куклами настольного театра. В настольном театре фантазия не ограничивается, главное, чтобы куклы устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.








Театр шапочек Шапочки зверей дети используют в свободной деятельности. Малыши с радостью надевают шапочки. Это побуждает их изображать, с помощью жестов, изменения походки, повадки знакомых животных. Свой новый образ дети дополняют голосом, проговаривая звуки изображаемых животных.









-А. В. Артёмова «Театрализованные игры дошкольников» «Просвещение» 1991г. -Е. Соловьёва «Кукольный театр» «Ребёнок в детском саду» 2002г. -И. Зимина «Театр и театрализованные игры в детском саду» «Дошкольное воспитание» 2005г. -М. Маханёва «Театрализованная деятельность дошкольников» «Дошкольное воспитание» 1999г. -Н. Ф. Сорокина «Играем в куколный театр» АРКТИ 2002г. -Т. Н. Доронова программа «Радуга». Научно – теоретическое обоснование опыта:


СОЗДАЛА: - РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ (РАЗНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРА); - КАРТОТЕКУ ИГР – ДИАЛОГОВ ПО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ; - ФОТОАЛЬБОМ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; - СИСТЕМАТИЗИРОВАЛА МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗРАБОТАЛА: - ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ДЛЯ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА. Результаты деятельности педагога




Обучение детей умениям и навыкам в театрально – игровой деятельности стимулирует речевую активность детей и обеспечивает высокий уровень развития речевых способностей (развивается морфологическая сторона речи, совершенствуется синтаксический строй речи). (Дошкольное воспитание г «Театральные занятия в детском саду») Общая оценка результатов театрально – игровой деятельности детей 3 – 4 лет

Идея опыта: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

“Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

В.И. Сухомлинский

1. Условия формирования опыта

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении и в рамках городского методического объединения привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

  1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
  2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
  3. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

2. Теоретическая база опыта

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источниках

1. Е. Н.Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”

2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.

3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.

4. Мэри Энн, Ф. Колль “Рисование красками”.

5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”

6. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.

8. Перспективный план работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

3. Актуальность и перспективность опыта

На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

  • личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
  • коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
  • игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
  • педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Свою работу строю на следующих принципах:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

4. Новизна опыта

Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной технике рисования, после чего можно приступать к изучению других техник и приемов.

5. Адресность опыта

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.

6. Трудоемкость опыта

Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

Планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Подборе оборудования и материалов;

Применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

Разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

7. Технология опыта

Сущность опыта: процесс художественно-эстетического, экологического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  • от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
  • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования:

“Монотипия”

“Печатание листьями”

“Рисование нитками”

“Печатание бумагой”

“Рисование мыльной пеной”

“Рисование методом наката”

“Рисование ребром картона”

“Рисование с помощью соли”

Рисование методом напыления”

“Рисование кляксами”

“Клеевая техника”

“Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами”

“Рисование ногами”

“Рисование по кругу”

“Мятый рисунок”

“Рисование по клейстер”

“Рисование по стеклу”

“Рисование методом тычка”

“Печатание спичечным коробком”

“Оттиск поролоном”

“Пуантилизм”

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

“Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни” (М.М. Пришвин). Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Один из выходов это привить детям любовь к окружающему миру, рисовать с помощью бросового материала (коробки от духов, сока, пером от подушки, пластиковыми бутылками, палочками.). Через такие занятия раскрывается и показывается смысл этой идеи – в воспитании у юного поколения практичности, бережливости к окружающему миру, самостоятельности в выборе решений задач разными способами. Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Каждому человеку с детства необходимо научиться любить и оберегать нашу планету.

Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.

8. Результативность опыта

В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

Достижения детей.

В рамках МДОУ:

  • Конкурс детского изобразительного творчества “Моя любимая мамочка” (диплом за активное участие)
  • Выставка конкурс изобразительного искусства “Наши папы - бравые солдаты” (диплом за активное участие)
  • Конкурс фотогазет “Моя семья” посвященный Международному дню семьи (диплом в номинации “За оригинальность”)

На муниципальном уровне:

  • Конкурс рисунков Лабытнангского ТВ, посвященному 140-летию г. Лабытнанги (Благодарственное письмо)
  • Городской конкурс детских творческих работ “Осторожно, огонь” - I место

На региональном уровне:

  • Участие в окружном конкурсе детских рисунков “Ямал будущего”
  • Участие в III окружном конкурсе детских творческих работах юных натуралистов – экологов. Тема: “Экологическая катастрофа” Сергей Е.
  • Участие в окружном конкурсе детских рисунков “Лики победы” (диплом за участие)

Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.

В течение ряда лет наблюдается устойчивый рост количества детей с высоким уровнем освоения нетрадиционных техник рисования (с 36% до 70%) при отсутствии детей с низким уровнем освоения. Средний показатель освоения детьми данных техник с высоким уровнем за три года составляет 51% , со средним уровнем 49%.

Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.

Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и

эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.

Библиография

  1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.
  2. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008. – 64 с.
  3. Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008. – 96 с.
  4. Одинокова Г.Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом “Карапуз”, 2006. – 15 с.
  5. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с.
  6. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди