02.07.2019

Переходный возраст у ребенка: когда начинается, признаки и симптомы, особенности развития, советы. Когда малыш начинает говорить первые слова: агу, мама. В каком возрасте у ребенка появляются первые фразы


Самый ответственный период для родителей – первый год жизни малыша. Именно в это время кроха совершает колоссальный рывок в развитии и познании окружающего мира.

Когда дети начинают сидеть и ходить

В первые 12 месяцев жизни малыша родители особое внимание должны уделять его физическому развитию. Ребенок учится наблюдать за всем происходящим, удерживать свою головку, сидеть и делать первые шаги.

Во сколько месяцев ребенок держит голову

Сразу после рождения и в первые месяцы жизни у малыша недостаточно пропорциональное тельце, слабые позвонки и мышцы. В положении лежа в 3 недели кроха уже пытается двигать головой, но все попытки остаются безрезультатными. Маленький ребенок начинает удерживать ее только тогда, когда шейные мышцы станут достаточно крепкими. Обычно это происходит не раньше, чем в 2 месяца, а устойчивое положение головы можно увидеть спустя еще 30 дней.

Родители обязательно должны помогать младенцу поддерживать голову, чтобы она не отклонялась назад при укачивании на руках.

Любое резкое движение может повлечь за собой опасные последствия в виде повреждения мышечных тканей или же шейных позвонков. Не стоит переживать, если к установленному сроку кроха не держит головку. Все дети развиваются индивидуально, к 5 месяцам малыш уверенно справляется с этой задачей.

Полугодовалые дети уже без труда поворачивают голову в разные стороны, рассматривают игрушки, находящиеся на расстоянии, наблюдают за движениями родителей.

Когда дети начинают переворачиваться и сидеть

Точную дату, когда ребенок начинает переворачиваться на живот и обратно на спину, установить практически невозможно. Однако есть приблизительные интервалы – от 4 месяцев до полугода. Родители должны забеспокоиться, если после этого срока кроха не делает попыток перевернуться. Причиной может послужить чрезмерный вес или отклонение в развитии, в этом случае стоит посоветоваться с педиатром. Возможно, малыш просто ленится, выбирая времяпрепровождение и отдых на руках у родителей.

Временных периодов, когда дети пытаются изменить положение и начинают сидеть, несколько:

  • Полгода. Кроха предпринимает попытки подняться, чтобы лучше рассмотреть окружающую его обстановку. У некоторых младенцев это получается сразу.
  • 7-ой месяц. Приподнимается из лежачего положения при помощи рук, прилагая достаточно много усилий. Может просидеть устойчиво довольно недолго.
  • 8-ой месяц. Без труда усаживается из любого положения. Сидя может играть.
  • 9-ый месяц. В положении сидя пытается дотягиваться до удаленных предметов.

В полугодовалом возрасте не следует пытаться усаживать кроху или подкладывать ему под спинку мягкие подушки и одеяла. Все должно проходить естественно, до 9 месяцев повода для беспокойства нет.

В каком возрасте ребенок ползает и ходит

Ползать ребенок начинает гораздо раньше, чем делать первые шаги. Это важный период познавательной деятельности, который некоторые дети пропускают. Кроха может научиться стоять, а также перешагивать от одного объекта к другому. Не стоит волноваться по этому поводу, однако со специалистом лучше проконсультироваться. Нельзя заставлять ребенка, стимул должен быть ненавязчивым и мягким.

Первые попытки к новым движениям дети совершают после полугода, а через 2 месяца уже перемещаются свободно. Чаще всего кроха ползает на животе, вперед по-пластунски или на четвереньках.

Считается, что девочки начинают перемещаться самостоятельно раньше, чем мальчики. Это зависит от индивидуальных особенностей младенца, развития его опорно-двигательного аппарата и телосложения.

Нормой для совершения первых шагов считается возраст от 9 до 18 месяцев. По статистике большинство малышей умеют передвигаться на ножках в год.

Кроха либо опирается на предметы, стараясь сделать шаг, либо практически сразу идет. Причем оба варианта приемлемы с медицинской точки зрения. Ранние шаги, до девятимесячного возраста, не должны вызывать бурной радости у родителей, ведь такая нагрузка опасна: неокрепшие мышцы могут не выдержать веса тела малыша.

Ребенок начал улыбаться и агукать

Физическое формирование – главная составляющая нормального роста новорожденного, но интеллектуальное и психоэмоциональное развитие не менее важны. На разных этапах жизни малыш учится познавать мир посредством органов чувств, а также общаться при помощи мимики и слов.

Когда ребенок может видеть и улыбаться

При рождении у малыша плохо развито зрение, единственное, что он видит – объемные предметы, располагающиеся не дальше 30 см. Более четко грудничок рассматривает окружающую обстановку в 1 месяц. Это период, когда ребенок различает черты лица родителей, их мимику.

В возрасте месяца ребенок начинает копировать положительные эмоции, улыбки. Однако они считаются неосознанными, на уровне рефлексов.

Кроха может показывать удовольствие, когда он не голоден, находится в тепле и уюте. В период, когда младенец начинает по-настоящему улыбаться, это становится сразу заметно. Он реагирует на конкретного человека или действие. Это явление может произойти в разные сроки – от 4 недель до 3 месяцев.

Слух формируется у младенца задолго до появления на свет: с 4-го месяца беременности. О том, что дети, находясь в утробе матери, реагируют на звуки, давно известно ученым.

По мере роста малыш оживляется: издает звуки, машет ручками, расплывается в улыбке и т.п. Это говорит о нормальном росте крохи, отсутствии отклонений со стороны нервной системы и органов чувств. В возрасте от 20 недель дети способны различать знакомых и незнакомых людей, хмуриться или радоваться при их виде.

Во сколько дети говорят первые слова

Развитие речевого аппарата у малыша – первостепенная задача родителей. Во время общения с крохой с самого его рождения нужно менять интонацию, рассказывая истории, читать больше сказок. Главное – говорить правильными фразами, не коверкая и не сокращая слова, ведь малыш изначально повторяет за взрослыми, а уже потом формирует свой лексический запас.

Этапы, когда ребенок начинает издавать определенные звуки и говорить:

  • 16-ая неделя и больше. Замечается оживление при общении со взрослыми. Основные звуки – «н» и «г».
  • 24-ая неделя. Кроха способен различить, кто именно из взрослых с ним общается, повторяет «ма» и «ба».
  • 32-ая неделя. Появляются в лексиконе новые звуки, хорошо проговариваются простые слоги, к примеру, «па-па-па», «ба-ба» и т. п.
  • 40-ая неделя. Малыш начинает без труда повторять слоги («ля-ля-ля», «ма-», «па-»).
  • 48-ая неделя. Понимает, когда родители что-то запрещают, способен проговаривать около 5 разных слогов.
  • Ближе ко второму году жизни дети умеют называть своих родителей, бабушек, дедушек. По мере познания мира словарный запас стремительно расширяется.

О том, что речевые мышцы начинают активно работать, а связки напрягаются, можно узнать по определенным признакам. В основном это шевеления губами и языком, сосредоточенность и легкое напряжение при прослушивании взрослой речи.

Когда у детей начинают резаться зубы

У каждого малыша сроки прорезывания зубов могут быть разными. На это явление влияют внешние факторы, наследственность, тип и качество питания. Начинают появляться зубки с полугода. Допустима задержка в 6 месяцев, в этом нет ничего необычного.

Временные зубки у мальчиков появляются позже, чем у девочек. В идеале – у годовалого ребенка должны сформироваться нижние и верхние резцы (по 4 шт.).

Ближе к 2 годам вырастают клыки и несколько коренных. Позже появляются и другие зубы (через 6 месяцев). Полностью процесс завершается, когда малышу исполняется 3 года (формируется ряд из 20 временных зубов). Их выпадение происходит в порядке прорастания. Если схема по каким-либо причинам нарушилась, не стоит беспокоиться, если не замечено серьезных отклонений.

Рождение малыша в семье – не только радостное, но ответственное событие. За первый год ему предстоит многому научиться, родители должны быть в этот период верными помощниками. От каждого этапа зависит развитие ребенка, его успешное становление как личности.

На первой неделе жизни новорожденный теряет до 8% от массы тела при рождении, затем его вес начинает расти. Примерно на 7-й день отпадает пуповинный остаток. До 3-й недели малыш воспринимает только громкие звуки, так как уши закрыты эмбриональной жидкостью. До конца месяца его кожа постепенно светлеет и приобретает естественный цвет. Мышцы у грудничка находятся в тонусе, именуемом педиатрами физиологическим, поэтому ручки и ножки все время согнуты, а ладошки – зажаты в кулачки. Ребенок может видеть предметы на расстоянии до 30 см, поворачивает голову на свет. В этот период чаще всего бывают колики и срыгивания. Ребенка нужно выкладывать на животик, при этом он приподымает головку и удерживает по несколько секунд. В первый месяц жизни является обязательным еженедельное посещение грудничка педиатром. Чтобы сообщить родителям о своих потребностях, малыш плачет, и успокаивается, когда его возьмут на ручки. За раз съедает 80-120 мл грудного молока или его заменителя — смеси. Частота кормлений – приблизительно каждые 2 часа. Средняя прибавка в весе – 1 кг, в росте – 2 см.

  • 2 месяц

Малыш уже издает различимые звуки, мурлычет, агукает. Тональность его голоса меняется. При виде родителей улыбается, начинает различать голоса, прислушивается к разговорам. В этот период он впервые улыбается, хоть и бессознательно. Чтобы малыш уверенно держал голову, нужно чаще выкладывать его на животик. Это же упражнение укрепит мышцы брюшного пресса и поможет избавиться от колик. Держит погремушку в ручке, трясет ею, внимательно наблюдает за игрушками. Поворачивается на бочок и спит на нем. Лежа на спине, выпрямляет ручки и ножки. Тянет в рот ручки, при этом обильно выделяется слюна. Во время плача появляются слезы. Самое время для развития зрительных навыков присоединить на кроватку мобиль. Для здоровья ребенка очень важны ежедневные прогулки на свежем воздухе, а также следует уделить внимание выработке режима сна и бодрствования. За второй месяц жизни ребенок набирает около 800 г и вытягивается на пару сантиметров.

  • 3 месяц

Малыш уже способен осязать окружающую обстановку, видит все больше предметов. Ему нравится, когда его носят столбиком, чтобы больше рассматривать окружающую обстановку. Изучает ладошки, пальчики. Поворачивает голову в разные стороны в поисках источника звука, четко различает лица окружающих. Начинает различать запахи. С этого месяца родителям нужно пристальней следить за малышом, ведь он начинает переворачиваться со спинки на животик. Еще одно достижение – он уже уверенно держит головку, находясь в вертикальном положении на руках или лежа на животе. Сейчас малышу понравится яркий развивающий коврик, укачивающий центр. Если положить перед ним разноцветную игрушку, он попытается дотянуться до нее и самостоятельно схватить. Тянет в рот погремушки. Средняя прибавка в весе – 800 г, в росте – 2 см.

  • 4 месяц

Период колик постепенно проходит, теперь малыш может спать немного дольше и просыпаться на кормления реже. Лежа на животике, он пытается подняться, опираясь на ручки. Он узнает среди других людей маму, улыбается ей, разговаривает. Прислушивается к музыке. Особый интерес вызывает его отражение в зеркале. Дольше может акцентировать внимание на предметах или каком-то процессе. Переворачивается со спинки набок и на живот. Пытается переворачиваться на спинку. Тянется к игрушкам, берет игрушку двумя ручками. Отталкивается ножками и ручками от опоры. Лежа на спинке, приподымает голову и прижимает подбородок к груди. Если его подтянуть за ручки, пытается присесть. Берет игрушку и трясет ее одной рукой, радостно реагирует на ту музыку, которая ему нравится. Активно пытается участвовать в разговоре, лепечет отдельные слоги с разной силой. Прибавка в весе – 700-800 г, в росте – 1-2 см.

  • 5 месяц

Малыш умеет легко переворачиваться на бочок, с живота на спинку и наоборот. Лежа на спине, приподымает голову, чтобы больше видеть. Упирается ножками в кровать и пытается встать на «мостик». Лежа на животе, вытягивает прямо ручки и ножки, держит одной ручкой игрушку. Все больше окружающих предметов вызывают у малыша интерес, особенно цветных. Перекладывает игрушки из одной ручки в другую. Наблюдает за падающей на пол игрушкой. Теперь он не только берет их в ручки и бросает, но и пытается тянуть в рот. Это может свидетельствовать о скором появления зубов. Малыш значительно реже плачет, больше улыбается и смеется; он интересный и веселый. Появление чужого человека может вызвать отрицательную реакцию и даже плач. Переводит взгляд с одного присутствующего собеседника на другого. За месяц ребенок в среднем прибавляет в весе 700 г и 1-2 см.

  • 6 месяц

Малыш научился уверенно сидеть без поддержки, хотя сам еще не садится. Некоторые детки все же совершают попытки сесть самостоятельно. Лежа на животике, опирается на вытянутые ручки и приподымается. При поддержке опирается на ножки и пытается стоять. Делает попытки приподняться на четвереньки. Дотягивается до отдаленных предметов. Выбирает понравившуюся игрушку из нескольких, предложенных на выбор. Рассматривает ручки, пальчики. В это время пора вводить первый прикорм. Чаще всего его начинают с приготовленных на пару овощей. Качество стула меняется, кормления грудью становятся все реже. Вырабатываются вкусовые предпочтения. Пьет из чашки-непроливайки. Поворачивается, когда его называют по имени. Начинает произносить слоги «ма», «ба», «да». Днем спит 2-3 раза. В этот период начинают прорезываться зубы. Это может сопровождаться болью, повышением температуры, повышением слюноотделения, беспокойством. Прибавка в весе – 650 г, в росте – 1-2 см.

  • 7 месяц

Малыш любит большую часть времени проводить, лежа на животике. Начинает ползать, самостоятельно принимает сидячее положение и удерживает равновесие. Некоторые детки в этом возрасте уже уверенно садятся. Малыш тянет к маме ручки, просит, чтоб его взяли на руки. Он обращается к окружающим, зовет их. Ребенок уже не засыпает после еды, он проводит больше времени за играми. Сидит с прямой спинкой, во время кормления крутится в разные стороны, пытается увильнуть. Много лепечет, старается имитировать звуки, издаваемые взрослыми. Берет погремушку и стучит ею по поверхности. Держит бутылочку. Можно предложить ему пить из чашки и пробовать держать ложку. В это время прорезываются два нижних зубика. Это может доставлять дискомфорт при кормлении грудью. Он уже не так быстро набирает вес, так как изменился характер пищи и он стал больше двигаться. Прибавка в весе – 600 г, в росте – 1-2 см.

  • 8 месяц

Малыш совершенствует свои умения садиться, поворачиваться. Лежа на животике, свободно вертит головой. Его интересуют все окружающие предметы, он легко преодолевает препятствия. Много лепечет новых слогов, пытается просить те или иные предметы. Отталкивает ручками мяч. Захватывает мелкие предметы при помощи двух пальцев. Ему нравится бросать игрушки на пол, чтобы вы их подымали. Ребенок пытается вставать у опоры, стоять по несколько минут, держась за поручни кроватки. Танцует, повторяет смех взрослых. Не любит оставаться один, переживает, когда мама уходит. Сейчас для малыша важно чтобы с ним разговаривали, озвучивали действия. Он уже понимает запреты. Пьет из «взрослой» чашки. С заметным удовольствием кушает кашки, мясо, печень, молочные продукты, фрукты, овощи, печенье. За этот месяц малыш прибавил в весе 500-600 г и вырос на 2 см.

  • 9 месяц

Малыш уже может играть некоторое время самостоятельно, складывать игрушки в кучку. Сидя на полу, поворачивает в стороны корпус. Он пробует залезть на стул или диван, стоит несколько минут у стены или держась за мебель. Его положение еще неустойчиво и он смешно падает на попу. Если его придерживать за ручки, кроха будет ходить в течение нескольких минут. Также он уверенно топает у опоры. Выдвигает нижние ящики мебели, достает из них все предметы. Стучит предметом по предмету. Очень быстро ползает, быстро передвигается в ходунках, пританцовывает. У малыша теперь появляются любимые игрушки, которые он везде берет с собой. Начинает играть кубиками и сортерами. Его голос имеет более четкий эмоциональный окрас и различные интонации. Самостоятельно тянет в рот еду. Малыш набирает за месяц 500 г и подрастает на 1-1,5 см.

  • 10 месяц

Ребенок опирается на ручки в сидячем положении, ползает на животике. Перекладывает мелкие предметы с места на место. Старается стоять без поддержки рук. Некоторые крохи на этом этапе жизни делают первые шаги. Реагирует на запреты, выражает обиду. Удивляется, услышав незнакомые звуки. Пытается копировать выражение лица и мимику взрослых. Пытается произнести слова «мама», «дай» и другие. Проявляет любовь к родителям, обнимает ручками, пытается поцеловать. Малыш старается привлечь к себе внимание взрослых, чему несказанно радуется. Он четко осознает настроение взрослых, распознает их радость или неодобрение. Поэтому важно правильно реагировать на его поступки, чтобы малыш понимал, что хорошо, а что – плохо. Самостоятельно пережевывает пищу. Прибавка в весе составляет 450 г, рост увеличивается на 1,5 см.

  • 11 месяц

Малыш уже уверенно топает, держась за мамину ручку и у опоры. Может сделать самостоятельно несколько шагов. Пританцовывает в такт музыке. Может щипать и кусаться. Выполняет движения по просьбе, бросает мячик в указанном направлении. Ребенок исследует квартиру, находит новые незнакомые предметы, стучит ими о другие предметы с особой силой. Поэтому родителям следует позаботиться о безопасном нахождении малыша в комнате, убрать опасные вещи из зоны досягаемости. Играет в ладушки, «ку-ку». Машет ручкой при прощании, показывает жестами «дай» и «ну-ну». Повторяет некоторые слова с соответствующей интонацией: «мама», «баба», «папа», «дай». Показывает, где у игрушки находятся глазки. Он понимает отдельные, часто повторяемые фразы. Кушает печенье, яблоко, хлеб. По истечению 11-го месяца ребенок набирает в весе 400 г, в росте – 1-1,5 см.

  • 12 месяц

Спустя 12 месяцев малыш уже многое умеет и понимает: самостоятельно ходит, строит пирамиды из кубиков, много лепечет, повторяет отдельные слоги или даже слова за взрослыми. Он знает свое имя и его сокращенную форму, реагирует на него с радостью. В большинстве случаев в этом возрасте малыш не только очень быстро ползает, но и достаточно уверенно ходит. Достает предметы из коробки, запоминает их месторасположение. Ребенок просит кушать, имитирует это соответствующими звуками. Хлопает в ладоши, просится на ручки. Показывает ручкой, в каком направлении хочет идти. Смеется при виде животных. Повторяет звуки некоторых животных, машин. Рассматривает картинки в книжках. Радуется, когда его хвалят. Днем спит один раз. Пьет и ест самостоятельно. Постепенно переходит на взрослую пищу, тянет из маминой тарелки. К концу первого года ребенок должен утроить тот вес, с которым он родился, а за последний месяц набрать 300 г и подрасти еще на 1 см.

В семье появился маленький человечек. Для родителей это огромная радость, но одновременно и большая забота. И самое главное в первый год жизни малыша – это его здоровье, которое в немалой степени зависит от состояния зубов ребёнка.

Когда начинают резаться зубки?

По данным статистики первые зубки начинают резаться, начиная с седьмого месяца жизни . Но, вообще-то, срок, когда режутся зубы у детей , достаточно индивидуален – это может произойти и в четыре и в десять месяцев.

На то, во сколько начинают резаться первые зубки, влияют многие факторы , в числе которых:

  • общее физическое состояние ребёнка;
  • болезни, которые перенёс ребёнок;
  • качество питания малыша;
  • характер питания ребёнка (грудное или искусственное вскармливание);
  • характер и качество питания кормящей мамы;
  • осложнения при родах;
  • климатические условия, в которых живёт ребёнок (считается, что в жарком климате зубы появляются раньше).

Сроки появления и состояние первых зубиков у ребёнка в большой мере также зависят от течения беременности мамы , а именно от следующих факторов:

  1. Как будущая мама питалась.
  2. Хватало ли в рационе витаминов и необходимых микроэлементов.
  3. Вела ли здоровый образ жизни.
  4. Какие были заболевания.
  5. Были ли осложнения во время беременности и их характер.
  6. Какие лекарственные препараты принимала будущая мама.

Примерно к трём годам у ребёнка должны прорезаться все молочные зубки (в общей сложности должно быть 20 зубов ). Первыми появляются два нижних передних зубика, а примерно через месяц – два верхних передних.

К 12 месяцам у малыша уже 8 зубиков – 4 нижних и 4 верхних резца. В следующие 6 месяцев режутся ещё 4 зубика и это уже первые коренные зубы – 2 нижних и 2 верхних. Следующие 4 зубика появятся месяца через два – это верхний и нижний клыки, а когда возраст ребёнка от двух до трёх лет, то появляются последние коренные зубы – по два верхних и нижних.

Сколько может резаться зубик? Обычно зуб режется 2-3 дня , но иногда этот срок увеличивается до недели и даже больше.

На заметку. Названные сроки достаточно приблизительны, и их можно рассматривать только в качестве некоего ориентира. Сдвиги сроков как в одну, так и в другую сторону никоим образом не влияют на состояние зубов.

Молочные зубки имеют одну характерную особенность – они настолько близко расположены друг к другу, что между ними нет даже маленьких зазоров . Зазоры между молочными зубами появляются со временем, когда начинают прорезаться постоянные зубы. Природой так задумано неспроста – постоянные зубы крупнее молочных, а, значит, им надо больше места на дёснах.

Особенности прорезывания молочных зубов

Самый первый зубик у малыша может появиться как в гордом одиночестве, так и в паре с другим зубом. Точно так же и с последующими зубками – они могут появляться и по одному и парами и даже сразу четыре одновременно.

Нередко меняется и порядок прорезывания зубов, например, первые коренные появляются позже клыков. Это тоже нормальное явление и родителям не стоит по этому поводу беспокоиться.

Волноваться родителям надо начинать тогда, когда ребёнку исполнился год, а ни один зубик у него ещё не прорезался. Причиной такой задержки может быть какая-нибудь болезнь, в том числе и рахит. Надо незамедлительно обратиться к лечащему врачу, чтобы он направил малыша на обследование.

Признаки прорезывания зубов у ребёнка

Основные признаки скорого начала прорезывания зубов :

По состоянию дёсен можно приблизительно определить, когда начнут резаться зубы – за две-три недели до этого дёсны немного опухают и краснеют.

В этот период ребёнок становится раздражительным и беспокойным , часто плачет, тянет разные предметы в рот и трёт дёсны, в которых появляются болезненные и зудящие ощущения. У малыша обильно выделяется слюна, способная вызвать раздражение кожи около рта. Чтобы этого не допустить, надо регулярно вытирать слюнки.

Насморк – это ещё один из возможных сопутствующих признаков начала прорезывания зубов. Он появляется из-за усиленного функционирования носовых желёз, в результате чего из носа малыша выделяется водянистая прозрачная слизь. Такой насморк обычно проходит быстро, и не требует лечения назальными каплями, надо только периодически очищать нос ребёнка от слизи, чтобы она не мешала дышать.

Боль в дёснах может отдавать в уши – ребёнок пытается засунуть пальчики в слуховое отверстие и почесать внутри уха.

В этот период почти у всех детей снижается или вообще пропадает аппетит. Не надо пытаться накормить ребёнка, лучше давать ему больше пить.

Нередко у малыша во время появления зубов появляется понос с частотой не более трёх раз в сутки, который, как правило, длится максимум два дня.

Отчего может быть понос ? Врачи называют такие вероятные причины возникновения поноса:

  • обильное слюноотделение у ребёнка, которое вызывает ослабление стула;
  • ускорение обменных процессов в организме малыша, что вызывает изменение микрофлоры кишечника;
  • ослабление иммунитета в период, когда режутся зубы.

В этот период у малыша может повышаться температура. Если температура поднялась не выше 38 градусов, то волноваться не стоит, а при температуре 38,5 или выше надо уже обращаться к доктору. Такая высокая температура может быть следствием не только прорезывания зубов, но и какой-либо инфекции. В этом случае надо немедленно обращаться к врачу.

Помощь ребёнку, когда режутся зубки

Самый простой способ, если ребёнка сильно беспокоят боли и зуд в дёснах – взять малыша на руки, говорить с ним, жалеть, ласкать, всячески отвлекая ребёнка от неприятных ощущений. Надо попытаться переключить внимание малыша на что-то интересное и новое.

Облегчить боль и снять неприятные ощущения в дёснах можно такими способами:

  • механическим воздействием на дёсны.
  • медикаментозными средствами.

Механическое воздействие на дёсны

Прорезыватели для зубок

Это резиновые или пластиковые кольца или игрушки, жуя которые ребёнок чешет дёсны, тем самым снижая зуд. Для большего эффекта ребёнку дают жевать прорезыватель с жидкостью внутри. Рекомендуется предварительно охладить прорезыватель для зубок в холодильнике – ведь, как известно холод действует как обезболивающее средство. Впрочем, прорезыватель для зубок можно заменить обычной сушкой или сухими корочками хлеба.

Охлаждённая пустышка

Сосание охлаждённой пустышки – это старый народный способ облегчения болезненных и неприятных ощущений в дёснах. Если ребёнок по каким-то причинам не хочет пустышки, то её можно заменить холодной металлической ложечкой. Главное, не забывать о правилах гигиены ротовой полости – в период прорезывания зубиков это важно как никогда.

Массаж дёсен

Массаж дёсен делают с помощью специальной щёточки. Эту щёточку надевают на указательный палец и аккуратно мягкими движениями массируют дёсны малыша.

Если нет массажной щёточки, то массировать десна ребёнка можно указательным пальцем, обёрнутым чистым марлевым тампоном. Тампон перед массажем надо намочить в холодной чистой воде, а затем отжать.

Массаж немного успокаивает зуд и прочие неприятные ощущения в дёснах.

Важно . Перед массажем надо тщательно вымыть руки и обработать их дезинфицирующим раствором. Нельзя повторно использовать тампоны. Массажную щётку необходимо тщательно продезинфицировать до и после массажа.

Медикаментозные средства

Успокаивающие гели

Успокаивающие гели предназначены для внешнего применения – ими мажут дёсны ребёнка , когда они его начинают беспокоить во время прорезывания зубиков. Эти препараты облегчают и снимают болезненные ощущения в дёснах благодаря содержанию в них обезболивающих средств, например, таких как лидокаин. Также в гели добавляют ментол (для охлаждения дёсен) и вяжущие средства.

Наиболее популярные в настоящее время гели – это «Мундизал», «Калгол», «Дентинокс». В случае аллергии на лидокаин надо применять «Доктор Бейби». Способ применения успокаивающих гелей – мазать дёсны четыре раза в день на протяжении трёх суток подряд.

Препарат «Дентокинд»

Прорезывание зубов – это серьёзная нагрузка на ещё неокрепший организм малыша. Как уже было сказано, ребёнок становится беспокойным и раздражительным, у него может повыситься температура, начаться диарея, пропасть аппетит и нарушиться сон. Для того чтобы уменьшить эти негативные явления рекомендуется давать малышу «Дентокинд». Этот препарат, который специально разработан для детей, снижает болевые ощущения, обладает противовоспалительным эффектом, а также снимает беспокойное состояние у малыша и улучшает сон.

Назначать «Дентокинд» и устанавливать способы его применения должен только лечащий врач.

Выводы

Прорезывание зубов – это событие, которое неизбежно происходит в жизни каждого ребёнка. Главное для родителей в период, когда у детей режутся зубки – не паниковать, не суетиться и точно выполнять все рекомендации лечащего врача.

И тогда все пройдёт так, как надо, и мамы, папы, бабушки и дедушки навсегда запомнят тот радостный день, когда у малыша прорезались первые зубки.

Все, что связано с развитием малыша, для молодых родителей представляется бесконечной чередой вопросов и сложностей: нужно уследить буквально за всем, убедиться в том, что ребенок абсолютно здоров и не имеет никаких отклонений. А начинаются эти моменты пристального внимания со дня, когда у детей начинают резаться зубки.

Причем, сначала выясняются предположительные даты, а затем родители ждут, будет ли их малыш следовать кем-то установленным нормам. Разумно ли ориентироваться на определенные сроки, и как распознать начало роста зубов?

Когда у ребенка начинают резаться зубки?

О том, в каком возрасте должен начаться этот процесс, спорят и родители, и врачи. Общие сроки, установленные специалистами, на самом деле не являются тем, на что нужно в обязательном порядке ориентироваться. Поскольку на то, во сколько у детей начнут резаться зубки, влияют не только генетические предпосылки от родителей и близких родственников, питание и климат, но и пол малыша: считается, что девочки в этом отношении «первопроходцы». Тем не менее, все врачи сходятся во мнении, что если у ребенка, достигшего годовалого возраста, все еще не появился хотя бы намек на первый зуб, стоит показаться стоматологу.

  • Однако во сколько режутся зубы у грудничков согласно общим нормам? Предполагается, что у девочек процесс должен начаться в 6 мес., у мальчиков — в 7-8 мес. И для обоих полов первые резцы должны проглянуть до того, как малышу исполнится 10 мес.
  • Очередность появления зубов у грудничка выглядит следующим образом: сначала пробиваются нижние центральные резцы, за ними верхние, после этого вырастают верхние боковые, а следом за ними и нижние. Потом очередь доходит до моляров (сначала сверху, затем снизу), клыков, и самыми последними показываются дальние моляры.
  • Принято считать, что в возрасте 2,5 лет у малыша должно быть 20 зубов, а к году — 8. При этом разница между их попарным появлением сначала составляет всего 1-2 мес. (все резцы), а после затягивается до 3-х и более месяцев. Дальние моляры после клыков могут показаться только через 5-10 мес.
  • Некоторые врачи предполагают, что раннее прорезывание зубов (в 3-4 мес.) говорит о сбоях в обменных процессах и нарушениях эндокринной системы, но научно эти тезисы еще не подтверждены. Куда важнее проследить за тем, чтобы зуб «выходил» в правильном направлении.

На качество зубов то, как долго проходил процесс их прорезания, и когда он начался, не оказывает никакого влияния, поэтому врачи советуют не обращать внимания на скорость развития «соседского малыша» и не думать о каких-либо отклонениях. Каждый ребенок развивается в собственном ритме, которому не следует мешать.

Как не пропустить начало прорезывания зубов?

Когда у грудничков начинают расти первые зубки, это всегда приносит немало тяжелых часов не только ребенку, но и его маме: малыш становится крайне беспокойным, плохо спит и ест, часто плачет. Однако, это все же не аксиома, и порой процесс проходит настолько незаметно, что готовая ко всем ужасам мама до последнего не знает, что у ее чада уже появился первый зубик. И все же, какие симптомы чаще всего сигнализируют о начале этого периода?

  • Сильное слюноотделение является основным признаком, по которому можно понять, что у грудничка начинают резаться зубки, даже если больше никаких намеков на это нет. Причем, от физиологического слюноотделения, свойственного малышам в таком возрасте, оно отличается большей интенсивностью, поэтому ошибиться практически невозможно.
  • Кашель нередко становится следствием предыдущего пункта — большое количество скапливающейся слюны стекает по задней стенке и, попадая в дыхательные пути, мешает малышу.
  • Повышение температуры тела объясняется тем, что пытающийся пробиться сквозь десну зуб создает воспалительный процесс. Но при этом температура держится на уровне 37-37,5 градусов, т.е. так называемая субфебрильная. Если градусник выдает более высокие цифры, стоит задуматься: вполне вероятно, что малыш подхватил вирус — в процессе роста зубов температуры в 39 градусов быть не должно. Также помните, что и субфебрильная температура не должна держаться более 3-х суток.
  • Покраснение десен, нередко сопровождающееся их набуханием, а в более тяжелых случаях даже увеличиваются щечки, как у взрослого при флюсе. Это явление недолгое, но очень неприятное: краснота, рыхлость, болевые ощущения — все способствует раздражительности малыша и частому плачу. Иногда диагностируется и появление сыпи, которая также проходит самостоятельно через несколько дней.
  • Проблемы с аппетитом и пищеварением. Зачастую идут рука об руку: ребенок отказывается от груди и бутылочки, либо ест очень мало и редко, стул становится нерегулярным, может появиться диарея. Если она становится постоянным спутником малыша на протяжении нескольких дней, стоит насторожиться, поскольку это может свидетельствовать о полученной ротавирусной инфекции. Подтверждением тому выступает и рвота, которой при росте зубов быть не должно.

И, конечно же, нельзя обойти вниманием самый яркий симптом, который дополняет любой из тех, что приведены в этом списке: плач, нарушение сна, капризы. Так ребенок реагирует на ухудшение своего состояния, беспокоящие его факторы, что может сделать весь период прорезывания зубов невыносимым для всех членов семьи. Врачи советуют отнестись к этому с пониманием: малыш не имеет возможности, как взрослый, сказать, что именно ему приносит неудобства, и просто потерпеть.

Многим родителям интересно развитие новорожденного по неделям. Самые основательные изменения происходят в первый месяц после родов. Появляются проблемы, которые беспокоят родителей, но с ними вполне можно справиться. Изменения в 1 год жизни происходят каждый день. Разберемся, как развивается малыш до года. Продемонстрируем примерный календарь появления у него различных навыков.

В первый год жизни ребенок развивается наиболее интенсивно

Изменения на 1 неделе жизни

Познавать мир человечек начинает с помощью обострившихся органов чувств. Он и раньше, в утробе матери, слышал неясные звуки извне. Теперь малыш может слышать, видеть окружающий мир, осязать и обонять его, познакомиться со своими родителями (рекомендуем прочитать: ).

У новорожденного зрение развито слабо, он видит только крупные предметы. Зрение пока не фокусируется и все выглядит расплывчатым - таким образом организм защищается от обилия впечатлений, появляющихся сразу после рождения. Зато слух и обоняние развиты хорошо. Они появились у зародыша еще у мамы в животе.

Самое значительное изменение происходит у новорожденного в способе питания. Если раньше он получал питательные вещества из организма мамы в любой момент, теперь придется ждать, пока его покормят. В первое время ребенок почти все время находится у матери на руках и постоянно требует грудь.

Он еще не научился хорошо сосать, да и молока у мамы маловато. Его выработка в достаточном количестве наладится постепенно. Самое же главное во время кормления грудью - малыш чувствует свою физическую связь с мамой. Это его успокаивает, а не только насыщает.

Наиболее волнительный момент для молодых родителей – первое купание младенца. Если вы все сделали правильно, вода в ванночке имеет нужную температуру, кроха лежит в ней так, как ему удобно, все будет хорошо. Малыш полюбит купаться и не будет капризничать.


Первое купание - экстрим для родителей, но при правильном подходе малыш полюбит водные процедуры

Поводы для беспокойства

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Многие дети в первое время часто срыгивают после кормления. В норме это может происходить, поскольку пищеварительный тракт еще плохо сформирован, неразвита нервная система и не совсем правильно происходит процесс кормления. Срыгивание присуще первым неделям жизни. Если ребенок при кормлении вместе с пищей заглатывает воздух, он может срыгнуть. Ничего страшного в этом нет. Постарайтесь поменять позу так, чтобы в рот крохи попадало меньше воздуха.

Вторая причина волнения родителей – небольшая потеря в весе новорожденного (рекомендуем прочитать: ). Тут не о чем беспокоиться. Когда у мамы начнет обильно вырабатываться молоко и процесс кормления наладится, ребенок начнет снова прибавлять в весе.

Часто на 2-3 день жизни ребеночек немного желтеет - это физиологически оправданное явление. В крови образуется большое количество билирубина, который и способствует пожелтению кожи. На 7-14 сутки цвет кожи должен нормализоваться.

Иногда у младенца в первые дни . Когда он рождается, тело покрыто природной смазкой для облегчения прохождения по родовым путям. Затем на воздухе смазка высыхает и начинает отшелушиваться. Это естественный процесс, беспокоиться не о чем.


Ребенок очень скоро восполнит небольшие потери веса, которые отмечаются в первые дни жизни

Вторая неделя жизни

Самая трудная неделя позади. Малыш начинает привыкать к новому способу существования. У мамы увеличивается количество молока и процесс питания становится более устойчивым. Привыкает к перевариванию желудок и кишечник. Ребенок стабильно испражняется по 3-4 раза в день. Заживает пупочек.

Малыш начинает прибавлять в весе. Он с возрастающим любопытством разглядывает окружающие его предметы. С расстояния 25-30 сантиметров ему видно даже некоторые детали. У человечка появляется мимика - он может скривить личико, если что-то пришлось не по вкусу, после еды порадует родителей милой улыбкой. Детские фото этого периода долго будут умилять маму с папой. Единственное, что омрачает жизнь здорового малыша – кишечные колики. Он выражает свое недовольство плачем и от боли сучит ножками. Врачи не пришли к единому мнению, почему колики начинаются и как с ними бороться. Вас может утешить, что это временное явление, которое постепенно пройдет.

Третья неделя жизни

К этому времени приурочены первые достижения малыша. Он старается поднять головку - хотя это получится только ненадолго, но наполнит родителей гордостью. Кроха с любопытством рассматривает игрушки, которые вы повесите перед ним поперек кроватки. Он пытается до них дотянуться ручкой.

Новорожденный реагирует на голос. Когда взрослый обращается к нему доброжелательным тоном, он в ответ начинает агукать и улыбаться. На малыша валом наваливаются новые впечатления. Их так много, что нервная система напряжена до предела. Перед сном малыш может плакать, чтобы снять напряжение. Некоторые плачут каждый раз по 20 минут. Меняется интонация плача, она становится требовательной.


На третьей неделе малыш уже улыбается, реагирует на маму и папу

Четвертая неделя жизни

Время летит очень быстро. Проходит первый месяц жизни. Это стадия перехода от статуса новорожденного к статусу младенца. У малыша укрепляется вестибулярный аппарат. Он осознает свое положение в пространстве. Вскоре это поможет ему научиться переворачиваться и хватать игрушки.

Ножки и ручки пока полусогнуты, поскольку сгибательные мышцы пока сильнее разгибательных. Гипертонус мышц у малыша первого месяца жизни – нормальное явление. Беспокоиться пока рано. Когда ребенку исполнится месяц, надо посетить педиатра, который определит степень его развития и соответствия возрастным нормам. В конце 4 недели:

  • ребенок способен сфокусировать взгляд на рассматриваемом предмете;
  • он поворачивает голову в сторону раздающегося неподалеку звука;
  • поднимает и недолго держит голову, лежа на животе;
  • узнает родителей и реагирует на их появление.

С 5 по 8 неделю

Если рассматривать развитие по неделям, про этот период можно сказать, что у ребенка устанавливается определенный режим. Он по-прежнему много спит, но теперь родители знают, когда примерно уснет и сколько проспит их чадо. Малыш начинает хватать ручками игрушки и другие предметы. Что еще умеет малыш в этот период:

  • он фокусирует взгляд как на неподвижных, так и на движущихся предметах;
  • переворачивается с бока на спину;
  • приподнимает голову, лежа на животе;
  • приподнимается на ручках и выгибает спину, поворачивает голову на звук;
  • если поставить его на твердую поверхность, придерживая, он отталкивается ногами от опоры;
  • доброжелательно реагирует на появление родителей – гукает, улыбается, машет ручками и ножками, поет.

С 5 по 8 неделю малыш учится переворачиваться, узнает голос родителей

С 9 по 12 неделю

Средний ребенок к 3 месяцам умеет переворачиваться со спины на живот, приподнимается на руках, держит такую позу в течение нескольких минут. Если ваш малыш еще этого не умеет, не стоит отчаиваться. Он всему научится через месяц или два (рекомендуем прочитать: ).

Ребенок набирает вес, у него появляется подкожный жир. На ручках и ножках появляются складки-перевязочки. Тельце приобретает округлые очертания. Малыш все тянет в рот, чтобы попробовать на вкус. В 3 месяца полагается пройти еще один осмотр у педиатра (рекомендуем прочитать: ). К умениям можно отнести:

  • перевороты со спины на живот;
  • поднятие корпуса на руках из положения лежа на животе, удерживание тела в такой позе непродолжительное время;
  • активизация реакции на появление взрослого – малыш пытается отвечать гуканьем на мамины и папины фразы.

С 13 по 16 неделю

К счастью родителей, кишечные колики в этом возрасте остаются позади. Передышка, тем не менее, будет недолгой - у некоторых малышей уже начинают резаться зубки, хотя трудно сказать по неделям, на какой именно начинается этот процесс. Этапы роста носят приблизительный характер.

Ребенок начинает избирательно относиться к окружающим, как правило, выделяя из всех маму. Речь у него немного меняется. Он вводит в употребление согласные звуки: «п, б, м». Может случайно сказать: «мама» или «папа», но это будет неосознанно. В этом возрасте ребенок:

  • удерживает ручками небольшие предметы, игрушки;
  • гукает и лепечет, произносит: «ба, па, ма»;
  • реагирует, когда кто-то произносит его имя;
  • на руках у взрослого сидит уверенно, удерживая голову в вертикальном положении;
  • хватает и пробует на вкус различные предметы;
  • пытается приседать.

В этот период ребенок уже уверенно держит головку, находясь на руках у мамы

С 17 по 20 неделю

Ребенок начинает активно двигаться. Ему уже не хватает кроватки, его тянет обследовать всю квартиру. После тщательной влажной уборки его можно выпустить на пол. За каждым движением необходимо следить, поскольку в квартире множество опасностей для несмышленыша. У среднего ребеночка начинают прорезываться первые зубки - этот процесс сопровождается беспокойством и обильным отделением слюны. Десны у ребенка чешутся и он пытается грызть разные предметы, чтобы их почесать. В этом возрасте ребенок:

  • может переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • приподнимает верхнюю часть тела на руках;
  • понемногу начинает ползать;
  • может сам себя занять, играя своими игрушками по 5-10 минут;
  • его лепет, состоящий из отдельных слогов, начинает походить на осмысленную речь.

С 21 по 24 неделю

У некоторых грудничков получается ползать. Они садятся в кроватке, но могут сидеть совсем недолго – позвоночник пока недостаточно развит. Зубки продолжают резаться и доставлять всем беспокойство. Если малыш капризничает - скорее всего, это из-за зубов. В полгода следует еще раз показаться педиатру. Навыки полугодовалого ребенка:

  • ребенок сидит некоторое время в коляске или на детском стульчике (можно подпереть его спинку подушками, чтобы помочь держать позу);
  • он успешно ползает;
  • он смеется, бормочет и лепечет, поет;
  • кроха любит прыгать, когда взрослый поддерживает его за подмышки.

С 25 по 28 неделю

Заметно проявляется интеллект грудничка. Его развитие проявляется в том, что человечек понимает слова, показывает пальцем на предметы, которые называет мама. Его труднее обхитрить – если спрятать за спину игрушку, он знает, где ее искать. Прогрессирует и психика. Ребеночек начинает испытывать беспокойство, когда мама уходит из комнаты.

Самые заметные изменения происходят в двигательной сфере. Кроха встает самостоятельно, держась за спинку кровати или за другую опору. Он передвигается, держа маму за руки или опираясь о мебель, хорошо ползает (хотя некоторые дети так и не начинают ползать, а сразу встают и передвигаются при помощи опоры).

С 29 по 32 неделю

У ребенка проявляется характер. Он учится добиваться от взрослых желаемого, понимает, что от него хотят, знает слово «нельзя». Это знание не доставляет ему удовольствия. Он разделяет людей на своих и чужих, не доверяет чужим.

У многих детей к этому возрасту во рту от 4 до 6 зубов. Если зубов нет, не стоит огорчаться – процесс их прорезывания индивидуален и у каждого грудничка происходит по своему графику.

Ребенок умеет:

  • садиться без помощи взрослых;
  • играет игрушками, перекладывая их из правой руки в левую и наоборот, швыряет кубики и погремушки из кроватки на пол;
  • делает первые шаги, держа маму за руку.

Умение самостоятельно сидеть появляется у ребенка с 29 по 32 неделю

С 33 недели по 36

Ребенок взрослеет, это бросается в глаза. Он старается делать все самостоятельно, хотя это не всегда получается. Самостоятельно садится и встает, ходит, держась за руку или за мебель. Становится более осмысленной речь. Человечек может первый раз сказать «мама» или «дай». Если ваш ребенок не начал говорить первые слова, не огорчайтесь – это произойдет позже (рекомендуем прочитать: ).

Чтобы донести до взрослого свое желание, кроха произносит слоги и короткие слова, помогает себе жестами и мимикой. В возрасте 9 месяцев снова надо пройти осмотр педиатра. В этом возрасте ребенок:

  • пытается постигнуть премудрость самостоятельного питания с помощью ложки;
  • умеет пить из кружки или поильника;
  • берет в ручки предмет, который называет мама или папа;
  • садится без помощи взрослого, сидит довольно долго;
  • ползает и ходит, держась за опору;
  • его лепет постепенно превращается в осмысленные слова.

С 37 недели по 40

Навыки, которые проявились к 9 месяцам, закрепляются и получают развитие. Их список стремительно пополняется. Кроха может:

  • играть игрушками согласно их назначению – кидает мячик, складывает кубики, гремит погремушкой;
  • постигать игру музыкальными игрушками, ударяет палочкой по клавесину, бьет ручкой по барабану;
  • кушать ложкой, пить воду из кружки либо поильника;
  • сидеть и стоять без поддержки; быстро ползать, ходить, держа маму за руку;
  • несколько смазано произносить отдельные слова.

Многие детки к 40 неделе уже делают первые неуверенные шажки с поддержкой мамы и папы

С 41 недели по 48

В этом возрасте ваше чадо закрепляет навыки, полученные в 9 -10 месяцев. Развитию навыков способствует укрепление мышц и активизация интеллекта. Формируется речь, координация движений руками и ногами, умение сидеть, стоять и ходить с поддержкой. Некоторые дети пытаются сделать самостоятельно первые шаги. Таблица навыков ребеночка к 1 году жизни может включать следующие пункты.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди