Олеся Николаевна Рузманова
Перспективный план работы по экологическому воспитанию в первой младшей группе на 2013–2014 учебный год
Сентябрь
Работа с детьми .
Занятие «Овощи, фрукты»
Цель : учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.
Работа с родителями .
Совместная уборка листвы с участка группы
Цель : воспитывать у родителей желание участвовать в совместной трудовой экологической деятельности .
Совместная прогулка по участку детского сада. Цель : оптимизация адаптационного периода, знакомство с объектами живой и неживой природы участка.
Работа с детьми .
Проект по теме «Что нам Осень подарила» .
Цель : познакомить детей с признаками осени; углубить знания о живой и неживой природе; пополнять словарный запас детей; развивать память, мелкую моторику рук; воспитывать творческую активность и познавательный интерес.
Работа с родителями .
Конкурс «Дары Осени»
Цель экологического образования .
Совместная прогулка «Поход в лес» . Цель : совместный сбор листьев и изготовление гербария; активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования . Повысить эколого
Работа с детьми .
Занятие «Пернатые друзья»
Цель : познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синичка, голубь) . Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие , сопереживание детей по отношению к "братьям нашим меньшим"
Работа с родителями .
Экологическая газета на тему «Помогите птицам»
Цель : способствовать коммуникации родителей через обсуждение указанной темы. Уточнить и расширить представление родителей и детей о птицах родного края.
Работа с детьми .
Занятие «Поможем птицам зимой»
Цель : познакомить детей с зимующими птицами : воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Воспитывать у детей доброе , заботливое отношение к пернатым друзьям.
Работа с родителями .
Совместная поход в детский Центр «Адонис» . Цель : познакомить детей и их родителей с обитателями живых уголков Центра : птицами; активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования . Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.
Работа с детьми .
Проект по теме «Зима в гостях у деток»
Цель : обобщение знаний о временах года, зимних месяцах и зимних забавах; знакомство со свойствами снега; развитие логического мышления; формировать у воспитанников умение называть зимние природные явления, показывать их на календаре погоды; воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость; развивать у детей элементарные экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки; формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках.
Работа с родителями .
Конкурс самоделок «Маленькой елочке холодно зимой»
Цель экологического образования . Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.
Анкетирование родителей на тему «Экологическое образование в семье »
Цель : показать значимость экологического воспитания в ясельном возрасте , раскрыть цель и задачи. Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования . Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.
Работа с детьми .
Проект по теме «Юные олимпийцы - 2014» по плану опытно – экспериментальной работы на тему : «Неделя здоровья» .
Цель : сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно - гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о «здоровом образе жизни» .
Работа с родителями .
Совместное оформление информационного стенда на тему : «Растим детей здоровыми» .Цель : охраны здоровья детей;
Формирования основы культуры здоровья; активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах здоровьесберегющего образования.
Работа с детьми .
Экологический проект по теме «Зелёный лучок»
Цель : дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок) Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Дать понятие о том, чем лук полезен. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.
Занятие №1. «Мы посадим лук»
Работа с родителями .
Консультация на тему «Не причиняя вреда природе»
Цель : активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования . Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.
Работа с детьми .
Занятие №2. «Зелёные пёрышки»
Работа с родителями .
Акции «День Плюшкина» (сбор макулатуры, пластиковых бутылок, картона) и «Лучший участок» (уборка и оформление участочков к теплому периоду года) . Цель : познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью. Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования .
Работа с детьми .
Занятие по теме «Котенька-коток и его друзья»
Цель : дать первоначальное представления о домашних животных (корова, коза, лошадь) ; их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.
Игры-опыты с водой
Цель : показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока; что при низкой температуре может превратиться в лед.
Работа с родителями .
Папка - передвижка «Люби и охраняй окружающую природу»
Цель : познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью, активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования .
Анкетирование на тему : «Экология – мы - дети »
Цель : повысить эколого -педагогическую культуру родителей и их роль в воспитании социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир.
Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.
Экологическое воспитание дошкольников - приоритетное направление нашего дошкольного учреждения. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Реализуя программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», целью которой является воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания считаем, что задача воспитателя в работе с детьми раннего и младшего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Даем ребятам понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, птичке – зерна и вода, морской свинке – трава и вода, а воробьям зимой - крошки хлеба.
Учитывая возрастные особенности детей раннего и младшего возраста, построили свою работу по принципу «что вижу, то и познаю». Нашими помощниками здесь стали наглядные средства. Сделали бутафорские деревья по сезонам, знакомые и понятные детям такого возраста цветы, птиц, жучков. И теперь совместно с детьми совершаем прогулки к деревьям, цветам. Здороваемся с ними, узнаем, как у них дела, слушаем их настроение. А это музыка. С помощью красивой инструментальной музыки в сочетании со звуками природы учимся чувствовать красоту, доброту.
Занятия строим по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания этих занятий – нравственное поведение ребенка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай. Отправляясь в путешествие «на поляну» или «в лес», настраиваем детей на улыбку, на доброе, уважительное отношение ко всему, с чем или с кем мы повстречаемся. Так приятно, когда видишь, как у ребенка загораются глаза добрым блеском! Такие занятия создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания элементарного экологического сознания.
Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др.; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет.
Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Проводимые итоговые комплексные занятия дают возможность обобщить материал и оставляют яркий след в душе ребенка. Занимаясь вопросами экологического воспитания уже в раннем возрасте, перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме во второй младшей группе детского сада.
Предлагаем вниманию коллег перспективный план на каждый месяц по теме «Знакомство с неживой природой: песком, камнями, водой», куда включены наблюдения, игровые задания, эксперименты и занятия. Наиболее интересные, с нашей точки зрения, игры с песком и водой, конспект занятий прилагаются.
План занятий в группе раннего и младшего возраста по теме
«Знакомство с неживой природой: песком, камнями, водой»
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь |
1. Занятие «Домик из песка для черепашки».
Цель: знакомство со свойствами песка: сухой – сыплется, влажный – лепится. 2. Занятие «Солнышко для черепашки». Цель: знакомство со свойствами камней: твердые, тяжелее песка. |
1. Занятие «Дорожка для змейки».
Цель: закрепление знание свойств песка: сухой песок пропускаем через сито: сыплется, шуршит. На мокром песке остаются следы от змейки. 2. Игра «Что как плавает» Цель: закрепление знание свойств камней. |
1. Игра «Достань камешек».
Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания. 2. Наблюдение за водой в искусственном водопаде. Цель: знакомство со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают. Обсуждение вопроса о том, кому нужна вода: детям, рыбкам, птичкам. |
Декабрь | Январь | Февраль |
Цель: закрепление умения манипулировать сухим и влажным песком; стимулирование работы воображения, проявление творческих возможностей; обучение использования камней для украшения печенья. 2. Игра «Теплый – холодный». 3. Игра «Поймай льдинку». Цель: закрепление знаний свойств воды, развитие координации движений. |
1. Целевая прогулка «Волшебный снежный ком».
Цель: закрепление знаний свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду. 2. Игры – опыты с водой. Цель: показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока; что при низкой температуре может превратиться в лед. |
1. Занятие «Дом для рыбок».
Цель: ознакомление с устройством аквариума: дно засыпано песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, темные, большие и маленькие; вода прозрачная, чистая. 2. Игра – опыт «Зачем комнатным растениям вода?» Цель: формирование представления о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя. |
Март | Апрель | Май |
1. Игра «Найди шарик».
2. Наблюдение: как веточки пьют воду. Цель: объяснение детям, что веточка дерева живая, пьет водичку, на ней распускаются листочки. 3. Чтение произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр». |
1. Наблюдение за водой в природе.
Цель: дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разных состояниях: ручей, лужица – это вода, сосулька – тоже вода. 2. Чтение произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр». 3. Занятие «Волшебная сосулька». Цель: закрепление знаний свойств воды: чистая, теплая, холодная; свойств льда: холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода. |
1. Игры в песочнице с пасочками.
Цель: закрепление знаний свойств песка. 2. Развлечение «В гостях у Мойдодыра». Цель: закрепление знаний о роли воды: она нужна человеку, рыбам, животным, растениям; свойств воды. 3. Занятие «Все о воде». Цель: закрепление свойств воды: чистая, теплая, холодная; еще раз повторить вопрос о том, кому нужна вода. |
Игра «Достань камешек»
Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений.
Содержание.
На дно емкости с водой воспитатель выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.
Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому воспитатель может немного помочь малышу.
Игра «Теплый – холодный»
Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.
Содержание.
Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые и пластмассовые (например, небольшие мячики – желтые и красные, синие и зеленые, утята и рыбки, кораблики и т.д.). Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую - холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их искупаем». Малыш
опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.
Игра «Что как плавает»
Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.
Содержание.
Для игры – экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (скорлупка грецкого ореха, деревянная палочка, камешек, металлическая ложка, лоскуток ткани и др.).
Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры воспитатель обязательно просит малыша называть предметы и помогает комментировать действия.
Игра «Найди шарик»
Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой.
Содержание.
Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.
Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
Конспект познавательного занятия «Волшебная сосулька»
Программное содержание: Закрепить знание свойств льда: холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода; знание свойств воды: холодная, теплая. Учить детей рисовать сосульку, упражнять в изображении формы – треугольник.
Предварительная работа: наблюдение за сосульками на прогулке, рассматривание сосулек, иллюстраций о весне.
Материал: сосулька, пустая тарелочка, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, листы бумаги синего цвета.
Ход занятия.
В гости приходит Вини – Пух и приносит детям сосульку, которая лежит на тарелочке под салфеткой. (Дети не знают, что там). Вини – Пух загадывает загадку: «Что вниз вершиной растет?» (Дети отвечают: «Сосулька».)
Медвежонок показывает сосульку, дети рассматривают, сравнивают, трогают на ощупь; определяют, что сосулька холодная, прозрачная, от тепла в руке тает.
Вини – Пух рассказал детям потешки:
Солнце весело печет,
Снег водою с крыш течет.Ледоход, лед идет,
Вышел на берег народ,
Смотрит, как река играет.
Лед в кусочки разбивает.
Вини вместе с детьми, рассмотрев сосульку, определили, что она похожа на треугольник. Решили нарисовать ее на бумаге синего цвета белой гуашью. Медвежонок обращает внимание на то, что сосулька волшебная и пока дети будут рисовать ее, пусть она лежит на тарелочке.
Дети в это время рисуют на бумаге синего цвета белой гуашью, взяв в руки кисточку. Левой рукой придерживают лист бумаги, а правой стараются аккуратно нарисовать волшебную сосульку в виде треугольника, разукрашивают ее. Пока дети рисовали, сосулька растаяла и получилась прозрачная лужица воды.
Во время рисования Вини – Пух рассказывает детям стихотворения о весне:
Весенние воды.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят,
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Рассматривая друг у друга рисунки, дети вдруг увидели, что сосульки-то нет, а только вода. Они расстроились, но Вини их успокоил. Ведь сосулька волшебная, если водичку вынести на холод на улицу, то она превратится в сосульку или в льдинку.
Медвежонок предложил потрогать каждому ребенку водичку, определить какая она: холодная или теплая. Вини попрощался с ребятами, сказав, что к нему в гости должен прийти Пятачок.
Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.
2. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
3. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005.
4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
5. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001 – 2002 года. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.
6. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М.: Мозаика - Синтез, 2008.
7. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
Библиотека
материалов
Соколова Ольга Владимировна
Старший воспитатель
СП ГБОУ СОШ №6 г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад №14»
Перспективный план по экологическому воспитанию во второй младшей группе
Тема занятий
Цель наблюдений
Формы работы
СЕНТЯБРЬ
1. Овощи, фрукты
2. Цветы на клумбе
3.Травушка - муравушка
4. Солнышко лучистое
Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.
Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Познакомить детей с травами: травка-муравка, подорожник.
Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.
Беседа
Рассматривание овощей, фруктов
Чтение сказки "Спор овощей"
Дидактические игры:
"Что растёт на дереве, а что в земле",
" Чудесный мешочек",
" Угадай по запаху",
" Узнай по вкусу",
" Сбор урожая",
" Солнышко и туча"
Драматизация сказки " Репка"
Аппликация " Фрукты на тарелке"
Рисование " Яблоко", " Трава для зайчат"
Рассматривание луговых растений
Поделки из природно-бросового материала
Целевая прогулка в огород
Игровое упражнение " Солнечный зайчик"
Подвижная игра " Солнышко и дождик"
ОКТЯБРЬ
1.В гости к деревьям
2.Комнатные цветы в уголке природы
3. Дождик, лей, лей, лей!
Познакомить детей с деревьями (клён, берёза, ель), где они растут, зачем нужны; находить и называть ствол, ветки, листья, корень.
Расширить представления детей о комнатных цветах (фикус); упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомым (геранью). Познакомить с разными способами ухода за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям, деревьям.
Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы.
Экскурсия по экологической тропинке
Наблюдения за деревьями
Беседа о деревьях
Чтение стих-я Н. Саконской " В лесу"
Дидактические игры:
"Найди по листу дерево",
"Посадим дерево",
" Найди то, о чём расскажу",
"Покажем мишке уголок природы",
"От какого растения листья?" (с использованием моделей)
Слушание песни "Листопад", музыка Т. Попатенко
Труд в природе: сбор осенних листьев
Сравнение игрушечной ёлки с живой елью на участке
Чтение М. Пришвина " Листопад"
Слушание произведения " Грустный дождик", музыка Д. Кобалевского
Подвижная игра " Солнышко и дождик"
Рисование " Идёт дождь", " Ёлочка- зелёная иголочка"
Заучивание потешки " Радуга- дуга"
Закличка "Дождик, лей, лей, лей"
НОЯБРЬ
1.Золотая осень
2.Кто живёт в лесу
3. Ветер, ветер, ветерок
Расширить знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы; учить определять и называть состояние погоды.
Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк); учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнать о них.
Показать природное явление - ветер, учить определять ветреную погоду.
Загадывание загадок
Рассматривание картины " Золотая осень"
Беседа
Рисование " Листопад"
Рассматривание картин с изображением диких животных
Потешка "Идёт лисичка по мосту"
Чтение сказки Д. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост"
Драматизация р. н. с. "Теремок"
Сказка на фланелеграфе " Три медведя"
Чтение Е. Чарушина "Волчишко"
Зачем зайчику другая шубка?
Хороводная игра "Зайка беленький сидит"
Дидактические игры:
"Кто где живёт",
"Скажи ласково",
"Найди детёныша"
Аппликация " Колючий ёж"
Чтение стих-я А. С. Пушкина "Ветер, ветер"
Игры с султанчиками, бег с ленточками
ДЕКАБРЬ
1.Котенька-коток и его друзья
2..Зимний лес полон чудес
3.Водичка, водичка
Дать первоначальное представления о домашних животных (корова, коза, лошадь); их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.
Уточнять и расширять представления о диких животных; об их приспособленности к изменениям окружающей среды.
Воспитывать любовь и заботу к животным.
Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. . Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега -в воду.
Потешки "Котик, коток", " Ты собачка, не лай"
Лепка "Прянички" (по р. н. п. "Кисонька- мурысенька")
Настольный театр " Волк и 7 козлят"
Рассматривание картины с изображением домашних животных
Сказка " Бычок - смоляной бочок"
Дидактические игры:
"Чьи детки?",
"Что даёт корова",
"Кто живёт на бабушкином дворе"
Путешествие в Зимний сказочный лес
Зачем зайчику другая шубка?
Лепка "Зайка беленький сидит"
Загадки
Рассматривание картины " Зайцы в лесу"
Потешка "Водичка, водичка."
Беседа "Для чего нужна вода?"
Опыт "Таяние снега, замерзание воды"
Изготовление цветных льдинок
Узнаем, какая вода
ЯНВАРЬ
Курочка - Ряба и её соседи
2.Пернатые друзья
3. Воздух вокруг нас
Дать представление о домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как "разговаривают", чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детёнышей-птенцов). Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.
Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синичка, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к "братьям нашим меньшим"
Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами (прозрачный, лёгкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть.
Загадки о животных
Дидактические игры:
" На птичьем дворе",
"Чей детёныш",
"Кто как кричит",
" Назови ласково"
Рассказы Ю. Дмитриева " Дети всякие бывают", "Цыплята и воробьята", " Утята и цыплята". (см. Хрестоматия для маленьких. -М.: просвещение, 1987.-с. 339-340)
Сказка " Петушок и бобовое зёрнышко"
Рассказ А. Каралийчев " Маленький утёнок"
Песенка "Жили у бабуси:"
Рисование "Заборчик для петушка" (по илл. Ю. Васнецова к потешке "Петушок")
Аппликация "Жёлтый цыплёнок"
Подвижная игра "Воробышки и автомобиль"
Игра-забава "Наседка и цыплята"
Подвижная игра "Воробышки и кот"
Наблюдения за птицами на участке
Слушание песни "Птички", музыка Г. Фрида
Рассматривание картины "Таня и голуби"
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
Дидактическая игра "Найди пару"
Игра "Голуби и воробьи"
Аппликация "Скворечник"
Опыт "Что в пакете?"
Игры с воздушным шаром и соломинкой
Надувание мыльных пузырей
ФЕВРАЛЬ
Где живёт золотая рыбка
2.Волшебница- зима
3.Снеговичок
4. Посадка лука
Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Развивать умение видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками.
Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому.
Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.
Дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок); Формировать навык посадки луковицы. Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.
Беседа о рыбах
Наблюдения за рыбками
Рассматривание иллюстраций с рыбками
Игра "Хорошо- плохо"
Рисование "Рыбки в аквариуме"
Чтение И. Токмаковой "Где спит рыбка"
Чтение произведения Л. Воронкова "Снег идёт"
Стих-е В. Берестов "Снегопад"
Рисование "Вот зима- кругом бело"
-"Уж ты ты, зимушка- зима"
Подвижная игра "Снежинки и ветер"
Наблюдения за погодой на участке
Рассматривание картины с зимним пейзажом
Беседа о зиме
Игра "Когда это бывает"
Опыт со снегом
Постройка снеговика на участке
Загадки о луке
Рассматривание луковицы
Опыт с луком
Наблюдение за ростом лука
Рассматривание появившихся зелёных пёрышков
Беседа о впечатлениях со сверстниками и взрослыми
Сравнение вновь посаженой луковицы с раннее посаженой
МАРТ
1.Весна пришла
Я - человек
"Береги живое"
Какой песок, какая глина
Познакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрана и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств.
Рассказать детям о том, как люди помогают природе, вспомнить как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым, беззащитным, бережно относится к природе.
Познакомить со свойством и качеством песка, глины; создать условия для их выявления; учить делать логические выводы; на собственном опыте убеждать детей в изменениях свойств песка. Показать детям водопроницаемость песка и глины.
Чтение стих-я М. Клоковой "Зима прошла"
А. Плещеев "Весна"
А, Майков "Ласточка примчалась"
Л. Толстой "Птица свила гнездо"
Чтение произведений о животных
Аппликация "Весенняя сказка" (по стих-ю В. Берестова ДВ, 1993, N1 стр. 106)
Рисование "Сосульки длинные и короткие"
Дидактическая игра:
"Мир вокруг нас",
"Времена года"
Рассматривание книги "Моё тело", беседа
Дидактические игры:
"Валеология",
"Строение человека",
"Угадай на вкус",
"Запахи"
Игра "Кто я?"
Развлечение "Весёлые человечки играют"
Нарисуй свой портрет
-"Наши помощники"
Дидактическая игра "Хорошо- плохо"
-"Путешествие на полянку"
Чтение стих-я Моштаковой "Жил на свете один человечек"
Наблюдение
Беседа
Игра "Убери мусор на поляне"
Опыт с песком и глиной
Рассматривание песка и глины
Выставка глиняных игрушек
Игры с песком
Лепка пирожков и печенья
Лепка из глины "Лепёшки большие и маленькие"
АПРЕЛЬ
Экологическая тропинка
Насекомые -маленькие помощники
Посев семян гороха, лука в огород
Расширить знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе.
Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы.
Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ним.
Целевая прогулка по объектам экологической тропинки
Разучивание стихотворений о природе
Рассматривание картины "Весна"
Рисование "Одуванчики в траве", "Деревья на нашем участке".
Стих-е З. Александровой "Одуванчик"
Стих-е Е. Благининой "Яблонька"
Чтение потешки "Божья коровка", разучивание
Лепка "Червячки для цыплят"
Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых
Чтение рассказа "Пёстрые крылья" из книги Плиманова "Зелёные страницы"
Отгадывание загадок
Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек (сенчик)
Загадки
Чтение художественной литературы
Наблюдения за ростом и развитием посаженных семян
Зарисовки
МАЙ
1.Природа наш родной дом
2.Нужные вещи из ненужных вещей
3.Игрушки и предметы из бумаги и древесины
Учить на деле и в доступной форме помогать природе, учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.
Дать детям понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать интерес и желание узнать из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы.
Познакомить со свойством и качеством бумаги, древесины
Чтение притчи Л. Толстого
Рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы
Экскурсия по участку д/с
Наблюдения
Дидактическая игра "Береги природу"
Рассматривание игрушек, предметов
Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового и природного материала
Беседа
Дидактическая игра "Что из чего сделано"
Опыт с бумагой
Опыт с древесиной
Рассказ о бумаге и древесины
Рассматривание иллюстраций, предметов
Дидактическая игра "Найди и покажи"
Основные задачи экологического воспитания детей младшей группы :
формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях;
развитие познавательных интересов и наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы через художественную литературу.
СЕНТЯБРЬ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Прогулка по участку детского сада. Листопад. | Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету. | Порхая в танце странном Под птичий гам и свист, Щенку свалился на нос Осенний яркий лист. Щенок чихнул, залаял И посмотрел наверх. Там листья целой стаей Вниз падали, как снег. Огромные снежинки Горели янтарём, Раскрасили тропинки, Шептались с октябрём. Щенок, играя с чудом, Был удивлен и рад. Вокруг ходили люди, Вздыхали: "Листопад". (Т.Нестерова) |
2 | Осмотр цветника детского сада. | Познакомить детей с цветами, растущими в цветнике, показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы. Рассказать детям для чего нужены корень и стебель для цветка. | Ты должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. |
3 | Овощи. | Познакомить детей с овощами (морковь, капуста, огурец, помидор, кабачок, редис, репа, баклажан). Учить различать овощи по вкусу, виду, форме. Рассказать о значении овощей в жизни животных и человека. | Загадки и стихи о овощах. Е.Томилиной и др. |
4 | Фрукты. | Познакомить детей с фруктами и ягодами (яблоки, груши, виноград, черешня, абрикосы). Учить различать фрукты по вкусу, виду, форме. Рассказать о значении фруктов в жизни животных и человека. | Загадки и стихи о фруктах. Е.Томилиной и др. |
ОКТЯБРЬ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Комнатные растения. | Познакомить детей с комнатными растениями. Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для растений. Воспитывать желание ухаживать за растениями. | В нашей группе на окне, Во зеленой во стране, В расписных горшочках Подросли цветочки. Вот розан, герань, толстянка, Колких кактусов семья. Их польем мы спозаранку. Я и все мои друзья. |
2 | Аквариум. | Познакомить детей с мини-водоемом – аквариумом. Дать представление, что аквариум – это дом для рыбок и водных растений. Рыбы – дети. Рыбы – живые существа (они плавают, дышат, едят, растут, размножаются). У рыбок есть плавники. Без воды рыбы не смогут жить. | Это мой аквариум, маленькие джунгли. Это рыбки плавают, алые, как угли! Черные как сажа! Даже серебристые! Золотые даже! (В.Орлов) |
3 | Хомячок - хороший друг. | Познакомить детей с хомячком. Формировать представления о том, что все живые существа нуждаются в определенном уходе, условиях жизни, которые создает человек и делает их похожими на естественные природные условия, к которым хомячок приспособлен своим строением и поведением. | Хомячки бывают пушистые, Хомячки бывают ушастые. Хомячки очень шустро-быстрые И такие щекасто-глазастые. Хомячки умываются тщательно. Хомячки это так замечательно! |
4 | Покажем Мишке наш участок. | Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми; дать понятие, что для роста растений необходимы почва, вода, тепло, свет, воздух. Воспитывать желание заботиться о растениях и птицах. | Улетели птицы, Листьям на деревьях Тоже не сидится. Целый день сегодня Все летят, летят… Видно, тоже в Африку Улететь хотят (Т.Нищева) |
НОЯБРЬ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Водичка, водичка... | Познакомить детей с водой, дать понятие, для чего она нужна человеку. Познакомить со свойствами воды (не имеет запаха, прозрачная, течет, растекается, льется; бывает холодная, теплая, горячая). Рассказать о взаимосвязи воды и живых организмов. Воду надо беречь! | Водичка-водичка, Умой Кирюшкино личико, Кирюшка кушал кашку, Испачкал он мордашку. Чтобы мальчик был Самым чистеньким всегда, Помоги, водичка, Умыть Кирюшкино личико. |
2 | Домашние животные (собака). Шерри - славная собачка. | Познакомить детей с внешним видом собаки, с особенностями поведения; показать, что жизнь собаки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаживать за ними. | Собака, вас лаская взглядом, Исполнит, что ни прикажи: «Сидеть!», «Лежать!», «Гуляй!», «Служи!» И вечно будет с вами рядом. |
3 | Комнатные растения («огонек», «Ванька – мокрый») | Познакомить детей с комнатными растениями. Дать понятие, что у растения есть корень, листья, стебель, цветы. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Воспитывать желание помочь в уходе за растениями. | Стоит мокрый Ванёк, А в кудрях – огонёк. (Бальзамин) |
4 | Дикие животные. Что растет в лесу, кто живет в лесу? | Дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу?); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Прокатился шум лесной - Под кустом притих косой. Уши длинные прижал, Долго эхо провожал. Далеко ещё зима, Но не для потехи Тащит белка в закрома Ягоды, орехи... Знает маленький зверёк: Запасаться надо в срок. |
ДЕКАБРЬ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Как живут лесные звери зимой? | Познакомить детей с внешним видом, с некоторыми особенностями образа жизни зимой зайца, лисы, волка, медведя (что едят, как добывают корм, как спасаются от врагов); с моделью маскировки; воспитывать доброжелательное отношение к лесным зверям. | Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? |
2 | Попугай - веселый друг. | Познакомить детей с тем, что попугаи – живые существа. За попугаями ухаживает человек: чистит и моет клетку, выпускает их полетать, кормит их. Дать знания о внешнем виде птиц, функциях некоторых частей их тела. Воспитывать желание ухаживать за птицами. | Попугайчик-верный друг! Это знают все вокруг! Он в обиду Вас не даст, Он не бросит, не предаст. |
3 | У меня живет котенок... | Продолжать знакомство с домашними животными.Учить делиться полученными впечатлениями. Формировать умение правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать за котенком. Воспитывать доброе отношение к домашним питомцам. | Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине. Кот кататься не привык - Опрокинул грузовик. |
4 | Ели и сосны в лесу. | Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья. Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства. | Деревья ещё перед зимой Расстались со своей листвой. А вот она всё зеленеет - Менять наряд свой не умеет. (Ель, сосна, пихта.) Даже елки мы вначале От сосны не отличали: Раз торчат иголочки, Значит, это елочки. А когда на ветку ели Мы получше поглядели, Оказалось, что она Не такая, как сосна. (А.Барто) |
ЯНВАРЬ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | В январе, в январе много снега во дворе... | Уточнить знания о зимних явлениях природы (снег идет, намело сугробы, мороз на улице, лед на реке). Снег очень нужен природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. | Хлопья белые летят, Тихо падают, кружат. Стало всё кругом бело. Чем дорожки замело? (Снегом) Выпал снег чистейшей пробы, Из него везде … (Сугробы.)
|
2 | Поможем птицам зимой. | Познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям. | Чернокрылый, Красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды – С первым снегом тут как тут! (Снегирь.) В серой шубке перовой (Воробей.)
|
3 | Морская свинка живет у нас. | Познакомить детей с морской свинкой, ее внешним видом, характерными особенностями (грызун – наземные животные, приспособлены к жизни в норе); с тем, чем питается морская свинка (травой, овощами). | У меня морская свинка На полу в тазу живет То морковку, то травинку Целый день она жуёт. Свинка желтая такая, Глазки-бусинки блестят Без неё в саду скучаю, Брать с собою не велят. Посмотреть хотела зубы, Открывала свинке рот Больше делать так не буду - У меня на пальце йод. Я совсем не обижаюсь, Но ответьте мне друзья, Почему она "морская"? Ведь купать её нельзя! |
ФЕВРАЛЬ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Мы посадим лук. | Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным. | У меня есть друг, Он – от семи недуг! Это - вкусный и полезный, Желто - золотистый лук! |
2 | В гостях у бабушки. | Познакомить детей с тем, что курица – домашняя птица, куры дают человеку также мясо и пух. Человек выращивает кур, ухаживает за ними. Без человека домашняя птица жить не может. Рассказать о цыплятах (маленькие, беспомощные,громко пищат). Воспитывать у детей желание ухаживать за цыплятами. | Ищут зёрнышки подружки С хохолками на макушке. От крыльца недалеко Раздаётся: КО-КО-КО! |
3 | Экскурсия по участку детского сада. | Наблюдение за сезонными изменениями в природе (зима, снег, сугробы, лед) и наблюдение за воробьями. Дать понятие, что зимой птицам тяжело, холодно и голодно. Воспитывать у детей желание помогать птицам (подкармливать). | Ах, мороз, ах, лиходей! Бедных птичек пожалей! В сером платье Воробей. Видно, что не богатей, Сроду нищий и ничей. Липнет к людям как репей. Не теряйся, Воробей! Бросят хлеб, хватай скорей. Не грусти, будь веселей, Скоро лето, Воробей! |
4 | Поможем Незнайке. | Расширять представления детей о комнатных растениях. Познакомить с бальзамином. Закреплять умение поливать растение из лейки. Воспитывать желание ухаживать за растениями, радоваться их хорошему виду. | Трещит за окошком морозный денек. Стоит на окошке цветок-огонек. Малиновым цветом цветут лепестки. Как будто и вправду горят огоньки. |
МАРТ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Корова и коза. | Познакомить детей с домашними животными (коровой, козой), с их внешним видом, особенностями поведения, сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши.За домашними животными ухаживает человек. | Голодная мычит, Сытая жуёт, Всем ребятам Молоко даёт. (Е.Томилина) Бабушка козу доила - Молочком внучат поила. Колокольчиком звеня, Убежала от меня. Тает луг в вечерней тьме, Где искать её... МЕ-МЕ! |
2 | К деревьям в гости. | Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки - домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года. | Шепчет солнышко Листочку: Не робей, голубчик! И берет его из почки За зеленый чубчик. (Г.Новицкая) |
3 | Дикие животные (белка). | Познакомить детей с белкой: с особенностями ее внешнего вида, повадками, чем питается (семечками ели или сосны, орехами, желудями, ягодами, грибами). Запасая пищу на зиму, белка делает много кладовых. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных. | Зверька узнали мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубе серенькой зимой, А в рыжей шубке – летом. (Е.Томилина) |
4 | Неживая природа (знакомство с песком). | Познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка. Сухой песок сыпуч, из мокрого можно делать постройки. Вспомнить с детьми, какие постройки делали. Рассказать о значении песка для человека и животных. Воспитывать интерес к неживой природе. | Лежал песок, Скучал песок Сто тысяч лет, наверно. Он был ужасно одинок, И это было скверно. |
АПРЕЛЬ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Наблюдение за рыбками. | Уточнить и закрепить представления о внешнем виде и повадках рыб (тело покрыто чешуей; плавники имеются на спинке, брюшке, на боках и на хвосте; глазами рыбки смотрят, куда плыть, где корм; живут в аквариуме, в него налита вода, без воды жить не могут, в воде ныряют, плавают; рыбки живые - о них надо заботиться, кормить ее. Воспитывать бережное отношение к обитателям аквариума. | Спиралью водоросли вьются, Виляя плавно плавником Меж них скалярии снуются, Улитка тяжко тащит дом. |
2 | В гости к весеннему солнышку. | Знакомить детей с временами года используя мнемотаблицы . Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «весна». Развивать речевую активность. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы в любое время года. | Будит ласково весна Всю природу ото сна. Засветило солнце ярче, Заглянуло в каждый дом. Даже дышится иначе – Аромат весны кругом! |
3 | Аспидистра или дружная семейка. | Продолжать знакомить детей с комнатными растениями; познакомить с аспидистрой – особенностями ее строения (листья отходят от корня, длинные, блестящие, темно – зеленые); дать знания об уходе за этим растением (рыхлить землю, поливать, протирать листья, устраивать душ). Воспитывать желание ухаживать за растениями в группе. | В нашей группе на окне, Во зеленой во стране, В расписных горшочках Подросли цветочки. Аспидистра и герань, бальзамин, фиалка, традесканция и плющ, фуксия, толстянка. |
4 | День Земли (22 апреля) | Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала. Рассказать о том, что даже маленькие дети могут помочь Земле (не бросать фантики от конфет, не ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.) Прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле. | Вот апрель почти закончен, День земли уж на носу. Мой стишок пусть будет точен - Я земле его несу. В этот праздник на планете Расцветает красота, И желаем все мы дети: Пусть же будет так всегда! |
МАЙ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Рассказ воспитателя о жизни лесных зверей весной. | Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде взрослых животных и их детенышах (заяц, медведь, белка, лиса, волк), некоторых особенностях их образа жизни весной и летом; познакомить с двумя-тремя правилами поведения в лесу; формировать бережное отношение к лесным обитателям, выполнять правила поведения в лесу. | Из чащи леса вышел волк - Охотник знаменитый. И шум в лесу мгновенно смолк - Пусть зверь пройдет сердитый. (Наталья Томилина) и другие ее стихотворения о лесных обитателях |
2 | Огород на подоконнике. | Наблюдения за ростом и развитием фасоли, гороха, ухода за ними. Формировать представления детей о значимости ухода для растений. Прививать элементарные трудовые навыки по уходу за ними. Желание ухаживать за растениями. | Говорит ему фасоль: Ты, горох, у нас - король. Мы, бобовые, гордимся, Что для разных каш годимся, Что плоды у нас в стручках, Как в волшебных сундучках. Но полезные белки Мы не прячем под замки. Те, кто с детства дружат с нами, Те растут богатырями. (Е.Томилина) |
3 | Наблюдение за дождем и радугой. | Учить устанавливать простейшие связи: идет дождь - на земле лужи. Дождь нужен всему живому и растениям и животным. Без воды растения погибнут. Воспитывать умение радоваться дождю, любоваться радугой. | Загремел веселый гром… Дождь идет в лесу густом. Там сегодня банный день, Мойтесь все, кому не лень. (З.Александрова) |
4 | Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик | Уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья), об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Одуванчик придорожный Был, как солнце золотым, Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым. Зелёная травка У дома растет, Зелёный кузнечик На травке живет. (Е.Серова) |
ИЮНЬ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Зоопарк (экологическая игра) | Продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне). | Путешественник отважный, Он идёт пустыней важно. Не боится он жары, Два горба, как две горы. (Е.Томилина) Белый мишка на рыбалку Не спеша идёт, вразвалку. Чует старыйрыболов, Что богатый ждёт улов. |
2 | Шиповник и роза. | Познакомить детей с кустарником шиповником и розой (сравнить, выявить, чем похожи и чем отличаются друг от друга). Рассказать о целебных свойствах шиповника. Полюбоваться красотой цветков шиповника и розой. Воспитывать умение видеть прекрасное. | Роза и шиповник поселились рядом, Через подоконник обменялись взглядом. И сосед несмело протянул ей ветку, Робко, еле - еле помахал соседке... Роза улыбнулась, важность нахлобучив, Гордо отвернулась, выпустив колючки! |
3 | Ох, уж эти комары и мухи! | Рассказать детям о комарах. О их значении в живой природе (они являются пищей для многих животных). Мухи тоже имеют свое предназначение в природе. Воспитывать у детей сознание, что каждое насекомое приносит пользу. | Всю ночь зудел, зудел Комар: Я спать не мог, какой кошмар! Про этого зануду Стихов писать не буду! Назойливая Муха Кружа жужжит над ухом. Кружа жужжит над ухом Назойливая Муха. |
4 | Травы зеленые (подорожник). | Дать некоторые понятия о травах нашей страны (какие бывают, для чего нужны). Познакомить детей с подорожником. Рассмотреть его, выделить основные части. Рассказать о целебных свойствах подорожника. Воспитывать у детей экологичекое сознание. | Что за листик - подорожник? Странная трава! Что лечиться ею можно- Знает детвора! Ну и, кстати, подорожник Очень много где растёт. На полянке, в огороде, У дороги там и тут - Потому-то его люди Подорожником зовут! (Ю.Воронова) |
ИЮЛЬ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Гроза - это не страшно. | Объяснить детям суть этого явления природы, обратить их внимание на яркие сполохи молнии, прислушаться вместе с ними к громовым раскатам. До того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение. Обратить внимание ребенка, как внезапно и очень быстро темнеет небо, как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимая от земли. | Туча тучу повстречала, Туча туче прокричала: "Прочь с дороги, уходи! Прочь с дороги, дай пройти!" Отвечала туча туче: "Ты меня не трогай лучше, Если тронешь, проучу И тебя поколочу!" Туча тучу лбом, лбом! А по небу гром, гром! Бились тучи целый час, Слезы сыпались из глаз. (В. Орлов) |
2 | Знакомство с растениями родного края. | Познакомить детей с первыми цветами (Иван-чай), с особенностями внешнего вида и строения. | Ничего я не знаю нежней иван-чая! Своего восхищенья ни с кем не делю. Он стоит, потихоньку головкой качая, Отдавая поклоны пчеле и шмелю. |
3 | Наблюдение за бабочками и пчелами. | Познакомить детей с насекомыми (бабочками, пчелами), их внешним видом, образом жизни. Учить отличать бабочку от пчелы. Рассказать о пользе пчел, о красоте бабочек. Воспитывать бережное отношение к насекомым. | Вот Бабочка-красавица, Но мне она не нравится. Где Бабочка опустится, Капуста там скапустится. Только вишня расцвела- Прилетела в сад пчела. Я давно за ней слежу, Ищет мёд она: ЖУ-Жу! |
4 | Удачнинские ромашки. | Познакомить детей с ромашками, с особенностями их внешнего вида и строения. Рассказать о значении света (солнце), влаги (дождь) для цветов. Цветы - живые (растут). Вызвать радость от красоты цветов. | - Эй, ромашки, Дайте мне ответ: Вы откуда, Если не секрет? Не секрет, - Ответили ромашки, - Нас носило солнышко В кармашке! (Е.Серова) |
АВГУСТ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Ягоды наши северные. | Познакомить детей с ягодами (голубика, брусника). Рассказать о том, как и где они растут. Какую пользу приносят людям и животным. Рассказать о правилах поведения в тайге: не шуметь, не сбивать ногами растения, не бросать мусор. Воспитывать начала экологической культуры. | Я - красная,душистая.Все знают: брусника в огороде не растет. Все лето витамины собирая, дарю потом их людям целый год. Листья с глянцем, Ягодка с румянцем, А сами листочки Не больше кочки. (Брусника) |
2 | Жуки и муравьи. | Знакомить детей с насекомыми. Учить детей различать жука и муравья, умению наблюдать за насекомыми не принося им вреда. Воспитывать доброжелательное отношение ко всякой букашке. | Ж-Ж-Ж - запел рогатый жук; Вот как громко я жужжу! Весёлый жук. Он весел и счастлив От пят до макушки - Ему удалось Убежать от лягушки. |
3 | Маслята - желтые ребята. Маховики тоже наши грибы. | Продолжать знакомить детей с природой родного края. Учить узнавать грибы, отличать съедобные грибы от ядовитых. Рассказать о том, то в природе не бывает ничего лишнего, даже ядовитые грибы. Воспитывать любовь к родной природе, желание сохранять ее. | Моховик растет во мху седом, Подосиновик - в осиннике густом, Под березой - подберезовик на горке. Где растет лисичка? В лисьей норке? С есть на обед маслёнок манит нас прям в лесу за хвойным настом: Его ещё никто не жарит, а он уже помазан маслом! |
3 | Птицы на нашем участке. | Познакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, трясогузки), с их внешним видом и повадками. Рассказать чем питаются летом. Воспитывать у детей экологическую культуру. | Когда кончается лето, И птицы стремятся на юг. Лишь воробей на это Не тратит своих минут. |
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату,
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
А. Барто
Предложить детям посмотреть на небо, отметить какое оно (чистое, голубое), подставить ладошки лучам солнца и поиграть с солнечным «зайчиком». охарактеризовать погоду (хорошая, солнечная)
В дождливую погоду проводить наблюдения из окна.
Мокрой ножке
Дождик скачет
По дорожке,
А на лужице круги –
Это дождика шаги. З. Александрова
Предложить детям послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода по стеклам, какие на дорожках лужи. Отметить, какая погода (дождливая, ненастная).
Посмотреть, есть ли на небе солнышко, тучи. Что сделали тучи (закрыли солнце), отметить какое небо (хмурое).
Ветры буйные.
Ходят тучи,
Тучи темные. А. Кольцов
Наблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки, летят с деревьев листья. Спросить у детей, почему так неспокойно ведут себя деревья.
Дует, задувает,
Желтые листочки
С дерева срывает.
Обратить внимание детей на красоту расцвеченной листвы. Предложить им потрогать белый ствол березы. Обратить внимание, что дерево высокое и, чтобы его рассмотреть, надо высоко поднять голову. Понаблюдать, как, медленно кружась в воздухе листья падают на землю.
В нашем саду листопад
И желтые, красные листья
По ветру вьются – летят. М. Ивенсен .
Предложить детям побегать по опавшим листьям (в начале месяца они сырые, а в конце месяца – сухие). Рассмотреть опавшие листья: найти красные, зеленые, желтые, большой, маленький, круглый, удлиненный. Провести дидактические игры: «Найти самый красивый», «Найди самый большой», «Найди такой же» (по цвету, величине). Использовать листья в сюжетных играх , составлять букеты для украшения группы.
Обратить внимание детей на траву, спросить, что надо сделать, чтобы рассмотреть ее (низко опустить голову), что надо сделать, чтобы увидеть все дерево (высоко поднять голову). Порадоваться травам продолжающим цвести – подорожник, мокрица. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям (не рвать, не топтать).
Рассмотреть цветы на клумбах: настурцию, ноготки, бархатцы. Срезать несколько цветков для составления букета в группе. Учить детей различать стебель, листья, цветок.
Понаблюдать за появившимися на участке в солнечный день бабочками и летающими на паутинке паучками.
Посмотреть, как работают дети старших групп на клумбах (уборка сухих, листьев и побегов, сбор семян).
Наблюдать за работой взрослых по уборке опавших листьев и обрезании засохших ветвей на деревьях.
Наблюдать за птицами. Отметить их внешний вид, голоса, поведение (как передвигаются, клюют корм, пьют воду).
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошены,
Хвостик распушил. А. Барто