19.07.2019

План-конспект занятия на тему: Конспект НОД "Вербное воскресенье". Занятие в старшей группе "Чудесное вербное воскресенье" воспитатель Нестеренко И.Е


Цель: приобщение детей к русской национальной культуре, знакомство с многообразием обычаев на Руси, праздником Вербное воскресенье; развитие творческих способностей детей; расширение знаний о фольклоре; развитие активности, любознательности, любви к истории своей страны; создание праздничного радостного настроения; формирование духовно-нравственного воспитания.

Действующие лица: Весна, скоморохи: Ероха и Митроха.

Зал оформлен под ярмарочную площадь: стоят расписные домики, прилавки. Стены украшены предметами народного прикладного искусства.

Ход сценария:

Дети заходят в зал, становятся полукругом, говорят слова:

Весна, весна красна,

Приди, весна, с радостью,

Великой милостью.

Входит Весна (в руках веточки вербы).

Здравствуйте, ребята!

Это я - Весна-красна,

Отворяйте ворота!

Месяц март прошел –

Белый снег сошел,

А за ними и апрель

Отворил окна и дверь.

Весна: Посмотрите на эти веточки, ребята. С какого они дерева?

Дети: это веточки вербы.

Весна: Правильно, это верба. С давних времен существует поверье, что расцветающее полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно сережки, распустившиеся почки считались целебными, наделенными особой силой. Поэтому существовал обычай вербными ветками выгонять скот на первый выпас весной. В Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и скармливали скотине: чтобы не болела. Маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, постегивали посильнее, но не больно, говоря: «Верба хлест, бей без слез» или «Бьем, чтобы быть здоровыми». Давайте и вам, ребята, придам здоровья, силы и красоты вот этими веточками.

Игра «Верба-вербочка»

(Дети вытягивают руки вперед, а Весна проводит по рукам веточками вербы.)

Даже в народной медицине не забывали о вербе - ее почки давали пожевать от зубной боли и лихорадки. С давних времен верба считалась символом жизненной силы. Вербное воскресенье – весенний праздник, отличают его перед Пасхой. В этот праздник было принято устраивать вербные базары или ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить, кроме вербы, всевозможные сладости и игрушки, свистульки, трещотки и другие детские забавы. Вербные базары устраивались на центральных площадях. Сюда приходили целыми семьями. Давайте, ребята, поиграем в такую ярмарку, сами будем и продавцами и покупателями. А чтобы товар быстрее продался, нужно лучше расхвалить его, зазывать покупателей.

Несколько детей становятся продавцами. Они зазывают покупателей:

У нашего Якова – товару всякого!

Нитки, катушки, селедочные кадушки,

Красивые платочки, мелкие гвоздочки!

Посуда наша – для щей и каши!

Не бьется, не ломается,

Порчи никакой не подвергается!

Пряники печатные, конфеты сахарные!

Как куснешь, так уснешь,

Как вскочишь, еще захочешь!

У нас без обману, материал без изъяну!

Дети покупают конфеты, пряники, яблоки (садятся на стулья).

Входят скоморохи Ероха и Митроха.

Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуй, люд чесной!

Милости просим на ярмарку!

Мы скоморохи ведущие,

Озорные и вездесущие,

На праздник необходимые,

Простым народом любимые!

Ярмарка открывается,

Праздничное веселье начинается!

Скоморохи исполняют плясовые напевки:

Прялку продам, веретешко продам,

Гармонь куплю – плясать пойду!

Ой, топни, нога, не жалей сапога,

Тятька новые сошьет или эти подошьет!

Гуляй, Еремей, не жалей лаптей,

Батька лыка надерет, лапти новые сплетет!

Весна: Наши ребята то же могут веселиться, послушайте скоморохи веселые частушки:

Снег последний с нашей крыши

Словно дождик льется,

Под весенними лучами

Веселей поется!

А на улице весна,

Первые проталины,

До свидания, зима!

До свидания, валенки!

Жарко солнце припекает,

Набухают почки,

В длинной сказке о зиме,

Мы поставим точку!

Полюбуйтесь на меня,

Милые подружки!

На щеках, как на полянах

Расцвели веснушки!

Скоморохи: А загадки вы умеете отгадывать?

Дети: умеем.

Скоморохи: Сейчас проверим:

У неё вся душа нараспашку,

И хоть пуговицы есть – не рубашка.

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается. (Гармошка.)

Бьют Ермилку по затылку,

Он не плачет, только носик прячет. (Гвоздь.)

Само с кулачок,

Красный бочок.

Потрогаешь – гладко,

Откусишь – сладко. (Яблоко.)

Не сеют, не сажают,

Они сами вырастают. (Волосы.)

Скоморхи: Молодцы, а теперь давайте поиграем.

Игра «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – Заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца отбивные –

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заменив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто остается без места, становится Зарей.

Митроха: Подходи не робей, говори скороговоркой скорей.

Дети выходят и соревнуются в произношении скороговорок:

Евсей, Евсей муку просей.

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

Наш Полкан попал в капкан.

От топота копыт пыль по полю летит.

Хорош пирожок внутри творожок.

Внимание! Внимание!

Начинается командное состязание!

Тот, кто силушкой богат,

Перетянет наш канат.

Митроха: До чего сильны ребята! Не порвали бы канаты!

Проводится игра «Перетягивание каната».

А теперь, друзья, начнет

Состязанье – бег вдвоем.

Парам свяжем ловко ноги

Да и пустим по дороге!

Первым кто к черте придет,

Тот подарок и возьмет.

Конкурс «Чья пара быстрее» (призы – леденцы на палочках).

Скоморохи:

Эй, шире круг, рукавички с рук.

Моя правая нога захотела трепака,

Пошел плясать свою барыню казать.

Исполняется народная плясовая «Барыня».

Скоморохи: Ой, да наплясались мы с вами на ярмарке. Молодцы, ребята. Вы очень веселые, ловкие, смелые, быстрые.

Но нам пора, до свидания.

Весна: Наша ярмарка закрывается. Всех поздравляю с праздником Вербное воскресенье и на память дарю веточки вербы.

Сценарий знакомит детей с православным праздником Вербное воскресенье. В гости к детям приход Весна. Она рассказывает о старинных обычаях отмечать этот праздник, о чудесной силе вербы. С давних времен существовало поверье, что расцветающее, полное сил дерево могло передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Детям предлагают побывать на ярмарке, которая устраивалась во время праздника. На ярмарке дети продают и покупают угощение, исполняют частушки, отгадывают русские народные загадки, участвуют в различных конкурсах, танцуют. Детей знакомят с русскими народными играми. Провести с интересом праздник им помогаю веселые скоморохи. Они поют, играют, соревнуются вместе с детьми. Праздник приобщает детей к истокам русской культуры, знакомит с многообразием обычаев на Руси, расширяет знания о фольклоре, воспитывает любовь к своей Родине, формирует духовно-нравственное развитие и воспитание.

Учителя начальных классов 1 квалификационной категории МБОУ «СОШ №7» г. Сафоново Смоленской обл.

Мерзликиной Надежды Николаевны

Вербное воскресенье празднуют на шестой неделе Великого поста, в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день православная церковь отмечает двунадесятый (один из двенадцати важнейших после Пасхи праздников в православии ) праздник – Вход Господень в Иерусалим.

Иисус Христос двигался со своими учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, для празднования Пасхи. Народ с радостным чувством приветствовал Иисуса Христа, причем приветствовал его с такой торжественностью, с какой в древние времена на Востоке встречали только царей. Люди устилали дорогу своими одеждами и пальмовыми ветвями и пели хвалебную песню: «Осанна (спасение )! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!»

Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в нём Царя, который пришёл освободить его. Двигался Иисус Христос на осле, показывая тем самым, что он появился в Иерусалиме с добрыми намерениями, ибо на Востоке въезжать на осле – знак (символ) мира.

« И вошёл Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: «Написано: дом Мой домом молитвы наречётся, а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, он вернулся в Вифанию ».

« Праздник Вход Господень в Иерусалим символизирует, с одной стороны, признание миссии Иисуса Христа, а с другой - прообраз входа Сына Человеческого в Рай ».

В Древней Руси вместо пальмовой ветви использовалась верба (ветка вербы - северный аналог пальмовой ветви - атрибута, которым приветствовали царей), которая и дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Цветоносная, Пёстрая ) неделя», «Вербница», «Вербич».

«Вербы »
Автор
: К. Бальмонт

Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.

Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят веселыми,
Шепчутся с пчелами.

Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны.

По традиции, верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Детишек хлестали веточками вербы, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», «Не я бью – верба бьёт». Освященные веточки хранили весь год или до Егорьева дня, когда ими подгоняли скот.

«Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресеньем. Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресенье Великого поста и воспевает».

Приблизительно к вербному воскресенью приурочивали также и встречу весны, кликали весну.

Заклички на весну.

«Крестьянские дети» Художник Д.Шмаринов

В былые времена в крестьянских семьях дети быстро обучались у своих сверстников различного рода закличкам (от слова заклик а ть – «приглашать, торопить, просить»). Заклички – это обращение к весне, солнцу, радуге, Масленице, птицам, дождю

Собираясь вместе, детвора повторяла слова закличек нараспев, хором. Заклички преисполнены веры во всемогущие силы природы: силы земли и неба, воды и ветра. Закличка наполняла детское сердце той же, что и взрослых, надеждой на обильный урожай.

Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистого.
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым,
Со просом, с гречею,
С калиной-малиною,
С чёрной, смородиною,
С грушами, со яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

Закличка - это “ослабленная” форма заклинания и заговора, жанр календарно-обрядового фольклора, небольшое стихотворение, песня, словесная приговорка, которой кликали, например, весну.

В старые времена дети рано вынуждены были распознать обилие и нужду, сырую погоду и засуху, тревогу и радость.

- Весна красна! На чем пришла?
- На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку.

Дай, весна, добрые годы,
Годы добрые, хлебородные!
Зароди жито густое,
Жито густое, колосистое

« Не попросишь – не получишь». По этому принципу жили многие крестьянские семьи. Поэтому и просили дети и взрослые у высших сил помощи и расположения.

Девчата водили хороводы с пением весенних песен, гуляли около берёз, качались на качелях.

Елена Васильева
Открытое занятие на тему «Вербное воскресенье»

[Непосредственная образовательная деятельность в средней группе на тему Вербное воскресенье

Васильева Е. А.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»детский сад №243 Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ,забайкальской железной дороги.

Программное содержание.

Прививать детям чувство любви и уважения к культурным традициям русского народа.

Развивать интерес к народным праздникам, понимать их смысл.

Воспитывать нравственные чувства путем приобщения детей к культуре русского народа.

Сцена украшена в русско-народном стиле (расписные деревянные ложки, русские платки, Петрушка.)

Дети под мелодию «Вербное воскресенье » входят в зал, встают полукругом.

Воспитатель задает вопрос :»Ребята, какое сейчас у нас время года? (Весна.) По каким признакам вы определили. Что наступила весна? (Тает снег, бегут ручьи, пригрело солнышко, прилетели птицы из теплых краев.) Молодцы! Давайте споем песенку про весну. (песня «звонко, капают капели.» Хорошо. дети садятся на стульчики. Воспитатель загадывает загадку :

Яростно река рвет

И разламывает лед

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель Кто же к нам пришел? (апрель)

Правильно! У нас сейчас идет месяц апрель. В это воскресенье все будут праздновать «Вербное воскресенье Сегодня я вам расскажу об этом празднике. Посмотрите, какие у меня в руках красивые веточки! Как вы думаете, с какого они дерева? (вербы ) Что на них вы видите? (пушистые почки.)

С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. (Дети встают и берут каждый по веточке вербы и проводят ею по щечке, ладошке, носику. Далее дети садятся на стульчики) Воспитатель продолжает.

Верба первая из деревьев в наших краях пробуждается от зимнего сна. Народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от болезней, а посевы от града. А еще в «Вербное воскресенье » веточкой вербы нужно касаться всех своих близких и родных, чтобы оберечь их от болезней и чтобы они были здоровыми. А когда касаешься веточкой, обязательно приговариваешь (проходит, дотрагивается веточкой до каждого ребенка)

Верба , верба

Верба хлест ,

Верба хлест-

Бьет до слез.

Верба красна

Бьет напрасно,

Верба бела

Бьет за дело,

Верба хлест

Бьет до слез!

Верба бьет !

Верба хлест-

Бьет до слез!

Далее детей приглашают к сцене на веселый базар, где лежат сладости, игрушки, расписные ложки, платки, матрешки. Воспитатель рассказывает детям о том, как раньше на Руси проходил базар на «Вербное воскресенье Представление начинал веселый Петрушка и сегодня он у нас в гостях. (Входит Петрушка, приветствует детей и просит рассказать закличку о весне)

Закличка :»Иди весна,

Иди красна,

Принеси ржаной колосок, Овсяной снопок,

Большой урожай в наш край!»

Петрушка приглашает детей на танец с ложками. После танца он угощает детей барашками и рассказывает о том, как в старину такими барашками угощали детей наши бабушки. Петрушка прощается с детьми и уходит.

Воспитатель рассказывает детям о том, что на вербное воскресенье принято делать бумажные цветы и дарить их тому, кому желаешь счастья. Приглашает детей к столу и предлагает сделать веточку счастья. Для этого вырезанные заранее бумажные цветочки нанизывают на прутик. Эту веточку счастья каждый ребенок забирает домой и подарит своим родным на счастье.

Текст песни6

Снова верба в наших руках

Господа славят дети

На осленке едет он сам

Мы его тоже встретим

Припев :

Вербное воскресенье

Жизнь земле, пробуждение

Божье благословение

Всем полям и лесам

Вербное воскресение

В Иерусалиме пение

Руки с ветвями вербными

Тянутся к небесам.

Далее дети садятся на стульчики и воспитатель подводит итог занятия , спрашивая детей о том, что им больше всего понравилось, что им больше всего запомнилось. (Петрушка, барашки, веточки счастья, танец с ложками.)

Конспект НОД «Вербное воскресенье».

Тема: «Вербное воскресенье».

Цель: Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы, традиций Вербного Воскресенья.

Задачи:

Дать представления о празднике Вербное Воскресенье.

Развивать познавательный интерес.

Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой.

Закреплять умение создавать изображение вербы.

Воспитывать и развивать в детях чувство патриотизма и уважение к своей Родине.

Прививать интерес к духовному наследию земли русской, к народному фольклору, уважение и любовь к обычаям наших предков.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие.

Оборудование:

Веточка вербы, иллюстрации вербы, музыкальный материал для слушания, сухие веточки деревьев, ватные палочки, пластилин, салфетки.

Ход занятия :

(беседа с детьми, сидящими на стульчиках на ковре)

Воспитатель:Наша Земля прекрасна во все времена года и каждое время года прекрасно по- своему. Но есть в природе время года, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся оживает, ожиданием тепла и солнца. Ребята, посмотрите в окошко. Как ярко светит солнышко, согревая нас своими лучиками. Скажите, пожалуйста, для какого времени года характерно такое солнышко?

Дети:Для весны.

Воспитатель:Какое нежное и ласковое слово «Весна»!Ребята, а какое дерево напоминает нам о приходе весны?

Дети:Правильно, верба.

Воспитатель: В феврале появляются на вербе почки, пухлые, закрытые коричневыми колпачками. В марте верба колпачки сбрасывает, и ее сережки становятся сначала серыми, а потом желтыми.

Воспитатель: Ребята, а какие праздники отмечают весной?

(Ответы детей)

Воспитатель: Весной все христиане празднуют Светлое Христово воскресенье. А за неделю до Пасхи - Вербное Воскресенье. В один из весенних дней Иисус Христос со своими учениками пришел к священному городу Иерусалиму. Его радостно встретили люди и бросали под ноги пальмовые ветви. Так в те времена встречали героев и победителей. Ведь Иисус Христос победил смерть. У нас в России пальмы не растут, а самой первой из деревьев распускается верба, поэтому и несут люди в храмы веточки вербы, чтобы выразить свою радость. Вербу освещают, а потом хранят целый год. Считается, что она имеет силу исцелять и оберегать людей. Вот поэтому в Вербное Воскресенье, ветками, принесенными из церкви, хлестали друг друга – и в первую очередь детей, приговаривая:

Верба, верба, верба хлест,

Верба хлест – бьет до слез,

Верба синя – бьет не сильно,

Верба красна – бьет напрасно,

Верба бела – бьет за дело,

Верба хлест – бьет до слез!

Будь здоров, как вода,

Будь богат, как земля!

Пришла верба из-за моря,

Принесла верба здоровья!

Я дотронусь до каждого из вас веточкой вербы, чтобы вы росли здоровыми, послушными и умными. Ребята, хотите поиграть с вербой?

Русская народная игра «Займи место»:

(Одного по считалке выбирают водящим, ему дают в руки веточку вербы. Остальные образуют круг. Водящий ходит за кругом и говорит:

С вербой, с вербой

Иду за тобой.

Коснусь вербой,

Беги за мной. Хоп!

Сказав «хоп», водящий ударяет веточкой по спине одного из игроков. Тот, кого ударили, бежит по кругу навстречу водящему. Кто раньше обежит круг, занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.

Воспитатель: Вот какая у нас верба веселая. А теперь давайте подойдем к столам, где вас ждут - веточки,ватные палочки и пластилин, из них каждый будет мастерить свою веточку вербы. Показ этапов работы.

Дети выполняют работу.

Воспитатель:Молодцы! Очень красивые работы получились у вас.

Воспитатель приглашает сделать круг.

Воспитатель:После этого воскресенья наступала Страстная неделя, в которой каждый день именуется «Великим». Например, «Великий понедельник», «Великий вторник» и так далее до Пасхи.

Воспитатель:

А теперь ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили?

Почему на Руси этот праздник назвали «Вербное воскресенье»?

Почему люди считали вербу чудодейственным растением?

Воспитатель:Наше занятие подходит к концу, но прежде чем расстаться, давайте поставим все веточки вербы в вазу. Дети ставят вербу в вазу.


"Вербное воскресенье" - рассказ о празднике для детей дошкольного возраста

Прежде, чем войти в весну-красну, окинем взглядом все колесо – круг русского года. Год – это не просто время, состоящее из двенадцати месяцев. Слово «год» говорит о том, что это годное, угодное, приятное, веселое время. Но таким его, годным для жизни, делаем мы сами, если умеем обращать дни жизни в праздник.
С древних времен на Руси весну считали началом земледельческого года. Приход весны для крестьян приносил радостные ощущения. «Увидел на вербочке пушок – и весна на шесток» - гласит народная мудрость. «Если верба распускается сначала на макушке – первый посев будет хороший, сеять пораньше нужно, если верба сплошная – к хорошему урожаю» (из весенних примет на урожай).

С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно сережки, распустившиеся почки, считались целебными. Поэтому существовал обычай – на пастбище скотину выгоняли вербными ветками. Бабушки запекали пушистые почки вербы в хлебцы и угощали ими всех, кто в гости приходил. А называли такие хлебцы по-разному: кто «барашками», а кто и просто хлебцами. Ели, угощались, силы набирались. А у кого этот хлебец с вербной шишечкой окажется, тому в следующем году суждено счастье. Маленьких детей шутливо стегали вербными ветками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». Тех, кто постарше постегивали посильнее, но не больно, говоря: «Верба бела – бьет за дело, верба красна – бьет напрасно, верба – хлест бьет до слез». Били, чтобы дети росли здоровыми.

Даже в народной медицине не забыли о вербе. Ее почки дают пожевать тем, у кого болят зубы. После этого боль ослабевает.
На вербное воскресенье на Руси устраивали вербные базары или ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить кроме вербы всевозможные сладости и игрушки, свистульки, трещотки и пищалки. Постепенно вербные базары становились любимым местом для гуляния целыми семьями. Их устраивали на больших площадях. Здесь же можно было увидеть выступления бродячих артистов.
В вербное воскресенье устраивались народные игры, где использовались жгуты, палочки, веточки. В этот день игры называли «вербными». Веселое хлестание друг друга ветками вербы проходило от всей души. Из игры выбывали те, у кого быстрее слетят с веточки пушистые вербные почки.
Интересно проходила игра «Малечина-калечина». У каждого игрока в руках веточка вербы. Выбирался ведущий, и все произносили следующие слова:
«Малечина-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера?»
Дети ставили веточки на свои ладони (или на любой палец руки). Пальцами другой руки нельзя было поддерживать калечину. Чтобы ветка не упала, необходимо было делать балансирующие движения рукой и всем телом. Как только дети ставили веточки, ведущий начинал считать: «Раз, два, три…».
Выигрывал тот, кто дольше продержал веточку. Ведущий мог давать детям разные задания: ходить, приседать, поворачиваться.
О народных праздниках говорили: «Всякая душа празднику рада», поэтому взрослые наравне с детьми выходили на улицу, шли на вербную ярмарку, веселились и радовались приходу весны. Такое оно – «вербное воскресенье».


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди