07.06.2019

План-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему: "Потрет". Методы и приемы обучения лепке в подготовительной группе детского сада


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

у детей подготовительной к школе группы

по лепке жгутиками «Портрет»

Составитель: Жидких Елена Александровна, воспитатель.

2014г.

Воспитатель : Жидких Е.А.

Образовательная область : художественно-эстетическое развитие

Возрастная группа : подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Тема занятия: лепка жгутиками «Портрет»

Цель: Создать условия для формирования у детей организованности при подготовке и проведении своей деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Дать детям представления о жанре художественно-творческой деятельности «портрет», особенностях изображения людей: мужчина и женщина, взрослый и ребенок;

Учить детей использовать технику лепки «жгутик»: скатывать в круг, соединяя способом «примазывания», скручивать между собой жгутики;

Показать детям возможности использования дополнительных деталей для передачи задуманного образа.

Развивающие:

Развивать внешнюю организованность детей: при подготовке и проведения своей деятельности использовать опору на алгоритм деятельности;

Развивать умение следовать цели, сравнивать замысел с достигнутым результатом;

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Приобщать детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Оздоровительные:

Сохранение психического и физического здоровья детей.

Словарная работа:

Обогащение словаря детей словами, характеризующими художественно-творческую деятельность (жанр, овал лица, выразительный образ, дополнительные детали).

Материал и оборудование:

Репродукции картин художников с использованием проектора, изображающие портрет мужчины, женщины, взрослого, ребенка;

Карты-схемы: «алгоритм подготовки к занятию», «алгоритм деятельности»,

На каждого ребенка рамка для портрета из картона, покрытого пленкой;

Пластилин;

Доски для лепки;

Салфетки;

Музыкальное сопровождение С.Рахманинов «Мелодия»

Методы:

Игровая мотивация;

Моделирование;

Словесные;

Наглядные;

Практические.

1 часть. Организационный момент

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети стоят в кругу, выполняют движения со словами:

Вот так!

Работа детей с алгоритмом подготовки к деятельности.

Дети занимают места за столами.

Дети отгадывают загадки.

Ребята, давайте поиграем в игру «Как живете?».

Повторяйте со мной движения и слова.

Как живете?

Как идете?

Как бежите?

Как берете?

Как даете?

Как слушаете?

Сегодня нам предстоит интересное занятие в творческой мастерской. Для его выполнения нам необходимо подготовить место для работы.

Как вы думаете, что мы будем делать?

Посмотрите на карточку-помощницу и проверьте все ли у вас готово к деятельности.

Что сегодня мы будем лепить, подскажет нам картинка – загадка! За каждый правильный ответ открываем фрагмент картины.

1. Два соседа – непоседы.

День – на работе,

Ночь – на отдыхе. (Глаза)

2.Между двух светил

Я в середине один. (Нос).

3.Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы, зубы)

4.Ношу их много лет, а счету им не знаю. (Волосы)

Цель: настроить детей на активную совместную деятельность, создание эмоционального комфорта.

Приложение №1.

2.Основная часть занятия.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Прической, украшениями, у мужчин могут быть усы, борода и т.д.

Работа детей с алгоритмом деятельности.

Дети рассказывают, чей портрет они хотели бы изобразить и как будут действовать.

Лепка детьми портретов.

- Ребята, картина, изображающая человека: мужчину или женщину, взрослого или ребенка называется портрет. Портрет – это, прежде всего человеческое лицо. Художник изображает его так, как видит. Не просто передаёт внешнее сходство, но старается раскрыть и характер человека: добрый, скромный, весёлый и т. д.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется портрет.

Что общего в изображении человека на всех картинах?

Чем отличаются портрет мужчины и женщины? Ребенка и взрослого?

Сегодня мы будем изображать портреты людей с помощью пластилина в технике «лепка жгутами» Эта техника вам знакома. Лицо, волосы, дополнительные детали для передачи образа – все выполняется в данной технике.

Обратите внимание, какой цвет пластилина можно использовать для изображения лица?! У нас нет розового и телесного цвета. Как нам поступить?

Сейчас подумайте и составьте с помощью карточек - помощников: кого вы будете изображать, последовательность работы над портретом.

Можете приступать к работе.

Ребята, постарайтесь передать в своей работе настроение и характер человека: добрый, скромный, весёлый, грустный.

В этом вам поможет музыка.

Проблемная ситуация.

Показ воспитателем смешивание цветов:

бежевый (белый и коричневый), розовый (белый и красный).

Приложение № 2

Воспитатель обращается к детям с просьбой рассказать о задуманном образе.

Воспитатель обращает внимание, что каждый может свою деятельность организовать по разному:

1.Выбор героя

2. Выбор цвета пластилина

3. Последовательности деятельности изображения.

Карточки 2,3,4,5 могут меняться.

Включить музыку.

Приложение № 3,4.

3.Заключительная часть занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети дают самооценку своих работ.

- Вот и закончилось наша работа в творческой мастерской.

Посмотрите, ребята, как много получилось интересных портретов: мужчины и женщины, девочки и мальчики.

Вам было интересно работать сегодня в творческой мастерской?

Все ли задуманное у вас получилось?

Давайте вернемся к карточкам-помощницам.

Ребята, кому они помогли?

Какие трудности были в изображении портрета жгутиками?

Ребята, кто считает, что выполнил задуманное до конца, выберите красный шарик, у кого есть незначительные отклонения от карточек-помощников, возьмите желтый шарик. Кто считает, что совсем не справился с заданием, возьмите зеленый шарик.

Ребята, у нас получилась выставка портретов. На наш вернисаж вечером мы пригласим наших родителей. Пусть они порадуются вашим успехам!

Приложение № 5,6.

Воспитатель помогает в самооценке детских работ, задавая наводящие вопросы.

Приложение № 7,8,9.

Приложение № 1.

Приложение № 2.

Приложение № 3.

Изобразительная деятельность является для детей образной формой познания окружающего мира. Создавая изображения предметов, объектов и явлений действительности, ребёнок отображает своё видение и непосредственное отношение.

Одной из основных традиционных техник изобразительной деятельности считается лепка. Работать с пластичными материалами дети начинают с ясельного возраста, развивая и оттачивая навыки год за годом. Создание поделок из пластилина и солёного теста доставляет ребёнку позитивные эмоции, вылепленное объёмное изображение обладает меньшей условностью, чем рисунки и аппликации. В занятиях лепкой в подготовительной группе эффективно реализуется принцип организации обучающего процесса у дошкольников: основная форма обучения - игра. Дети получают задания в игровой форме, а вылепленные на занятии поделки, например, такие, как девочка играет в мяч, можно использовать в будущей игре.

Занятия лепкой в подготовительной группе детского сада

Занятия лепкой помогают в достижении главной цели дошкольного образования - воспитания всесторонне развитой личности. Расширяется кругозор ребёнка, обогащается словарный запас, активно развивается мелкая моторика рук, что способствует стимулированию мыслительной и речевой зон головного мозга. Исследователями неоднократно отмечалось, что у детей, с которыми качественно занимались развитием мелкой моторики, глубже развито пространственное мышление, чётче работает построение логических связей, хорошо развито грамотное построение устной речи.

У ребёнка 6–7 лет накоплен богатый образ зрительных образов и имеется желание создавать изображения, максимально достоверно отображающие действительность. Воспитанники подготовительной группы хорошо владеют основными приёмами лепки, умело используют при необходимости стеки и подручные материалы, стремятся дополнить готовый образ мелкими элементами из пластилина.

Занятие лепкой в подготовительной группе

В виде таблицы рассмотрим программные задачи обучения лепке в подготовительной группе и их связь с имеющимися у детей 6–7 лет знаниями и умениями в работе с пластичными материалами:

Возрастные особенности развития детей 6–7 лет Задачи обучения лепке Техники лепки, используемые на занятиях
Имеются знания об основных геометрических формах, в том числе трёхмерных, хорошо развито зрительной восприятие формы предметов. Обучение лепке предметов характерной формы. Лепка двух однородных предметов, отличающихся по форме. Отрабатывается на теме «Овощи и фрукты»: лепка огурцов разных сортов (длинные и короткоплодные), свёклы (шарообразная и цилиндрической формы), яблок (шарообразные и приплюснутые).
Активное воображение.
Богатая память зрительных образов.
Умение представлять геометрические фигуры, лежащие в основе предмета или объекта.
Лепка животных по представлению. Лепка из целого куска или вылепливание отдельных деталей с последующим соединением в единую модель. Использование различных инструментов для дополнения образа (заострённая палочка, стеки, фигурные колпачки для нанесения узоров вдавливание, шприцы без иглы или кондитерские с насадками для выдавливания элементов).
Способность создания подобного предмета с натуры (игрушки, куклы).
Продолжает развиваться мускульное восприятие формы.
Лепка человека с соблюдением пропорций частей тела и направления движения объекта. В работе с пластилином дети учатся передавать не только форму, но и действия.
Лепка осуществляет с натуры или по представлению.
Активное познание окружающего мира (любят рассматривать незнакомые предметы, задавать вопросы о назначении, способах изготовления и др.).
Интерес к приобщению культурным ценностям.
Декоративная лепка. Создание игрушек по мотивам народных промыслов (дымковская, абашевская, каргопольская, филимоновская игрушки). Лепка посуды из колец с последующим затиранием поверхности. Лепка из шарообразного или цилиндрического куска пластилины приёмом углубления при помощи стека и расширения внутренней части предмета. Украшение поверхности предмета пластилиновыми деталями или созданием узоров стеками.
Общение со сверстниками становится более конструктивным: в процессе подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр ребята позитивно взаимодействуют друг с другом (оговаривают тему, распределяют между собой роли и выполняемые действия, продумывают этапы деятельности). Развитие интереса к коллективной лепке. Выполнение общей композиции.
Формы коллективной деятельности на занятиях изобразительной деятельностью (лепкой):
- Фронтальная: каждому воспитаннику даётся индивидуальное задание по лепке предмета/объекта, в конце занятия работы объединяются в общую композицию.
- Комплексная: каждый выполняет своё задание, но на общей плоскости, то есть групповая работа создаётся с самого начала творческой деятельности.
- Коллективно-производственная (принцип конвейера): каждый воспитанник выполняет индивидуальное задание по лепке, передаёт следующему и получает новую деталь для доработки от предыдущего.

Разновидности лепки в подготовительной группе


Способы и приёмы лепки в подготовительной группе

  1. Конструктивный способ лепки. Этой техникой работы с пластичным материалом дети овладевают в возрасте 2–3 лет, иногда самостоятельно открывая для себя возможности пластилина. Название этой техники схоже с одним из основных видов изобразительной деятельности - конструированием. Ребёнок представляет модель будущей поделки в виде взаимосвязанных частей. Дети могут соединять фигуры одинаковые (бусы, гроздь рябины, гусеница), однородные (пирамидка, неваляшка, радуга) и различные (мухомор, птица, самолёт). В подготовительной группе воспитанники представляют предметы лепки в виде фигур различных форм.

    Технокарта (конструктивный способ лепки)

  2. Скульптурный (пластический) способ лепки - создание предмета или объекта путём вылепливания из одного куска. Ребёнок представляет образ того или иного предмета, животного, птицы и др., из куска пластилина создаёт простую форму, которая лежит в основе всего образа: для птицы - форма яйца, для вазы под фрукты - выпуклый диск, для лампы - лепёшка и т. д. Затем пластилиновая заготовка слегка разминается, материал становится податливым, и ребёнок моделирует образ по заданию. Приёмы скульптурной лепки разнообразны: вытягивание и оттягивание отдельных частей, скручивание, загибание, прищипывание, вдавливание, сплющивание и т. д.

    Технокарта лепки скульптурным способом

  3. Комбинированный способ - это сочетание конструктивного и скульптурного способов лепки. Как правило, старшим дошкольникам интереснее всего дополнять отдельно вылепленными деталями по замыслу созданную из цельного куска пластилина заготовку фигуры. Например, к заготовке фигуры петушка (вытянутая яйцеобразная форма) прикрепляются крылья, бородка, гребень, лапки-подставка.

    Технокарта лепки фигур птиц комбинированным способом

  4. Лепка на форме . Применяется для экономии времени при обучении приёмам декоративной лепки - налеп и барельеф. Пластилин или глину раскатывают и оборачивают пластичным пластом форму (в ход идёт бросовый материал: пластиковые бутылки, банки, стаканчики, картонные втулки). Излишки пластичного материала обрезаются, края следует соединить и сгладить шов. Заготовку формы украшают узором из вылепленных деталей и/или подходящими по замыслу инструментами.

    Лепка по форме (на пластиковой бутылке)

Композиции на тему «Человек в движении»

В подготовительной группе дети продолжают лепить фигуру человека. Сначала это задания по конструктивной лепке, какие выполнялись в старшей группе. Но задача обучения лепке человеческой фигуры в этой группе - более точно воспроизводить форму частей тела и соблюдений пропорций. Проводятся занятия по лепке с натуры (как правило, это - кукла). Воспитанники рассматривают объект изучают особенности формы каждой части тела, учатся считать, сколько раз голова укладывается во всём туловище куклы. Создание деталей для конструктивной лепки человека выполняются в следующем порядке:

  • Туловище (к нему будут крепиться другие части): форма закруглённого цилиндра или груши.
  • Голова и шея: шар и короткий узкий цилиндр.
  • Ноги и руки: колбаски. Ребята должны помнить, что длина ног равна длине туловище, руки по длине от плеча доходят до середины бедра. У рук вылепливаются кисти (обычно приёмом сплющивания конца колбаски), для ног отдельно вылепливаются сплющенные шарики - это будет стопа или обувь.

Ребята учатся передавать характерные движения человека. Создание фигуры в движении развивает конструктивное мышление и активизирует образное мышление и зрительную память. В методическом пособии Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа», разработанном для воспитателей в рамках ФГОС, для проведения занятий по лепке фигуры человека в движении рекомендуются такие темы, как «Девочка играет в мяч», «Папа гуляет с ребёнком по улице», «Ребёнок с собачкой», «Девочка и мальчик пляшут», «Лыжник», «Как мы играем зимой», «Пограничник с собакой», «Няня с младенцем» и др. Эти темы предполагают лепку по представлению. На таких занятиях для воспитанников открывается широкий простор для фантазирования, продумывания персонажей для изображения, выбора форм и приёмов лепки. В начале занятия дети рассматривают фигурки или картинки с изображениями скульптур, изучают положение частей тела человека, совершающего определённое действие. Также ребятам предлагается самим принять ту позу, которую они представляют по замыслу, и зафиксировать в памяти основные моменты: сгибы конечностей, наклон или поворот туловища и головы и т. д.

Фигуру человека дети могут создавать при помощи конструктивной лепки: создаются отдельные детали, соединяются, сгибаются и поворачиваются в соответствии с замыслом. Проблемой при использовании этой техники может стать то, что примазанные к туловищу конечности во время изменения их положения и сгибания могут отломиться. Поэтому педагогу необходимо продемонстрировать скульптурный способ лепки фигуры человека и обратить внимание, что созданная в этой технике модель обладает большей устойчивостью и конечности фигурки проще поддаются передаче нужного действия.

В рамках темы «Человек в движении» индивидуальный подход обучения реализуется в предложении самостоятельного выбора воспитанниками техники лепки (конструктивный, скульптурный или комбинированный способ), в свободе фантазии в моделировании фигурки, изображении движений тела. Одни воспитанники создадут простую сценку по заданию, другие смогут продумать более сложный сюжет. Ребятам разрешается по своему вкусу дополнять фигуру человека различными деталями, чтобы избежать условности изображения: при помощи налепа мелких деталей или прорисовки заострённой палочкой обозначаются черты лица, прикрепляются элементы, изображающие прическу или предметы одежды.

Мотивирующее начало занятия на тему «Человек в движении»

Создание фигуры человека, выполняющего определённые действия, подразумевает ясное представление воспитанниками положения туловища и частей тела в конкретном движении. Детям 6–7 лет может быть сложно вызвать в памяти подобные зрительные образы, поэтому в начале занятия воспитатель должен предоставить ребятам наглядные примеры. Это могут быть плакаты и картинки с изображением людей в различных позах. Активизирует внимание и вызывает интерес показ действий самими воспитанниками. При изучении положения туловища и конечностей в каждой конкретной позе воспитатель должен проводить с детьми беседу, концентрируя внимание на тех моментах, которые помогут детям в выполнении практической части занятия: есть ли у фигуры наклон (и в какую сторону), в каком положении находится голова, согнуты ли руки в локтях или кистях, согнуты ли ноги, одинаковое ли положение в пространстве занимают левая и правая ноги/руки и т. д.

Примеры использования мотивирующего материала

Тема занятия Мотивирующее начало
«Лыжник» Перед воспитанниками - макет горнолыжной трассы, на который по заданию они должны поместить фигурки лыжников. Воспитатель показывает картинки с изображением лыжников и проводит беседу:
- В каких видах спорта участвуют лыжники (спуск по трассе, прыжки с трамплина, битлон, слалом).
- Для чего лыжникам нужны палки (совершать поворот на трассе, отталкиваться, набирать скорость).
- Какое положение принимает тело спортсмена, когда он бежит на лыжах (наклонено вперёд).
Проводится физкультминутка (дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении):

Физкультурник на дорожке
Тренирует свои ножки.
Высоко их поднимает
Бодро. Весело шагает.
Руки в стороны развёл
И тихонечко пошёл.
Руки вниз, затем вперёд,
Прыгнул, сделал поворот.

Воспитатель называет ребятам тему и задание занятия. Предлагает ребятам по очереди продемонстровать , как можно играть в мяч, какие движения совершаются в процессе игры (подбрасывание мяча, игра в «лягушку», волейбольная подача мяча снизу и сверху, баскетбольный бросок мяча в корзину, чеканка мячом и т. д.).
Проведение игры «Непоседа мячик»:
Ребята становятся в круг лицом к середине, в центре - водящий с мячом. Тот, кто водит движением ноги пытается выкатить мяч за круг (участники отбивают мяч ногами). Тот, кто пропустил мяч за круг, становится водящим.
«Мама гуляет с ребёнком» В начале занятия проводится беседа на тему «Прогулка с мамой»: чем ребята занимают на прогулке с мамой (ходят за руку, изучают деревья в парке, кормят уток и др.), как мамы гуляют с младенцами (баюкают на руках, усаживают на бедре и показывают что-либо, подбрасывают в воздух и ловят, катают на плечах или спине).
Игровой элемент : ребятам предлагается пройти в игровую зону и при помощи кукол и пупсиков показать сценки с простым сюжетом на тему «Мама и сын/дочь на прогулке».

Составление конспекта на тему «Человек в движении»

Целью проведения занятий на тему «Человек в движении» является создание воспитанниками фигуры человека в действии. Задачи иставятся зависимости от конкретизации темы (кого, при какой ситуации и при осуществлении каких движений будут лепить ребята), на этом основании планируется и развитие определённых умений.

Примеры формулировки задач и отрабатываемых умений

Тема занятия Задачи Умения
«Мальчики и девочки пляшут» Закрепление умения лепки по представлению.
Обучение лепке фигуры по представлению.
Формирование умения передачи движений человека.
Развитие чувства пропорции и композиции.

Работа со стекой.
Планирование действий.
Работа в коллективе/в подгруппе.
«Детская зимняя площадка» Закрепление умения передавать в лепке характерные движения человека и их динамику.
Обучение видения и соблюдения пропорций фигуры.
Обучение пользования дополнительными инструментами.
Примазывание отдельных частей модели, сглаживание.
Работа со стекой: нанесение узора на одежду, обозначение частей лица.
Развитие умения анализировать предстоящую и проделанную работу.

Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Дети на прогулке зимой» (сюжетная лепка).
Обучение согласованной и позитивной работе в подгруппе.
Развитие умения передавать в фигурке характерные движения человека.
Воспитание ответственности и усидчивости. Коррекционные задачи Обогащение словарного запаса.
Развитие мелкой и общей моторики.
Активизация слухового и зрительного восприятия.
Расширение кругозора. Материалы Макет зимнего двора.
Сюжетный плакат с изображением зимних детских забав и игр.
Пластилин и дополнительных материал.
Картонные подставки для фигурок. Предварительная работа Чтение стихов о зиме, загадки о зимних месяцах, дидактические игры «Назови признаки зимы» и «Назови действия». Ход занятия Проведение беседы о зимних развлечениях и играх на улице.
Рассматривание плаката, обсуждение поз изображенных на картинке детей.
Демонстрация воспитателем действий по созданию фигурки ребёнка в движении из пластилина.
Физкультминутка на тему «Зиминие забавы».
Практическая часть занятия, в ходе которого воспитатель должен помогать устными комментариями и побуждать воспитанников к взаимодействию внутри подгрупп.
Объединение поделок в коллективную композицию. Анализ работ.

Поэтапный порядок выполнения поделок на тему «Человек в движении» из пластилина

В начале объяснения техники лепки фигур по теме «Человек в движении» воспитатель должен обозначить, какие способы помогают достичь передачи физических действий объекта. Для изображения характерных движений тела не рекомендуется использовать технику лепку по принципы «дымковской игрушки», когда из одного куска пластилина или глины вылепливается голова, шея, торс и руки, а из другого - оставшаяся часть фигуры в виде колоколообразной юбки. Дети должны стремиться передать положение в конкретной позе всех частей тела, поэтому туловище и ноги должны быть вылеплены.

«Мальчик делает гимнастику»

Для выполнения задания может быть выбран скульптурный (пластичный) метод лепки.

  • Для дальнейшего моделирования кусок пластилина скатывается в цилиндрическую форму.

    Этап пластичной лепки

  • Вылепливание головы и шеи.

    Этап пластичной лепки

  • Вытягивание рук фигуры.

    Этап пластичной лепки

  • Вытягивание ног.

    Этап пластичной лепки

  • Придание конечностям завершённого вида.

    Этап пластичной лепки

  • Прорисовка частей лица зубочисткой.

    Оформление фигурки

Примеры передачи характерных движений по теме «Мальчик делает гимнастику»

Разведение рук в стороны
Наклоны вбок
Наклон вперёд
Наклон вперёд в положении сидя
Махи ногами в положении лёжа
Наклоны вбок в положении сидя
Наклоны вниз и в сторону в положении сидя
Упражнение «Берёзка»
Упражнение «Ножницы»

Это задание можно выполнить показанным выше скульптурным способом. Для тех ребят, у кого возникают сложности с передачей движений в лепке, допускается создание фигуры девочки в юбке (нижняя часть туловища - колоколообразной формы):

Процесс лепки фигурки

Пример работы

Рассмотрим процесс лепки фигуры по заданию на примере использования конструктивного метода.

  • Вылепливание отдельных деталей для поделки.

    Детали для последующего моделирования фигуры

  • Сборка фигуры девочки путём прикрепления и привазывания частей тела.

    Процесс соединения частей фигуры

    Готовая модель тела: длина ног равна длине туловища, плечи покатые, длина рук доходит до середины бедра

  • Придание завершённого вида лицу девочки: оформление налепливанием мелких деталей и прорисовкой заострённой палочкой/зубочисткой.

    Дополнение модели деталями и прорисовкой

  • Придание конечностям и туловищу нужного положения в конкретном действии (примеры поз см. ниже).
  • Закрепление фигурки на картонной основе.

    Готовая работа по теме занятия

Примеры передачи характерных движений человека по теме «Девочка играет в мяч»

Девочка несёт мяч
Девочка поймала мяч, прижимает к себе
Девочка перебрасывает мяч правой рукой в левую
Девочка бросает мяч одной рукой
Девочка бросает мяч обеими руками из-за головы
Бросок мяча снизу
Бросок мяча снизу
Девочка подбрасывает мяч носком ноги

Девочка подбрасывает мяч коленом
Девочка приготовилась отбить мяч
Балансирование мячом на голове
Перекатывание мяча по туловищу Девочка прижимает мяч к бедру Чеканка мячом об пол Чеканка мячом Бросок мячом одной рукой из-за головы Перекатывание мяча за спиной Перебрасывание мяча над головой правой рукой в левую

Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения детей лепке в старшем дошкольном возрасте.

Обучение способам и средствам лепки идет постепенно и должно привести к более точному изображению формы. Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, - везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка».

В старшей группе воспитатель может предъявить детям более высокие требования. Он должен научить детей новым техническим и изобразительным приемам. Программа требует, чтобы дети 5-6 лет лучше, отчетливее лепили форму предметов, чем в средней группе, научились видоизменять эти формы - вытягивать, сдавливать, вдавливать, закруглять.
Новым в программе является требование прочного скрепления частей, замазывания глиной места соединения. Большие изменения возможны и в тематике лепки: у детей больший опыт и более отчетливое представление об окружающих предметах.
Детям старшей группы можно давать для работы большие куски глины, чем в средней группе.
Кусок глины может быть шаром диаметром 5-б см. Рука ребенка к 5-6 годам приобретает уже достаточную силу, движения пальцев дифференцируются. Наиболее эффективным приемом обучения лепке и в старшей группе является показ, однако здесь начинают играть большую роль и другие приемы - словесное объяснение, напоминание, непосредственное рассматривание на занятиях некоторых предметов искусства или народного творчества, используемых в качестве модели. В случае использования скульптуры или игрушки для работы детей по непосредственному наблюдению лучше ставить отдельную скульптуру на каждый стол, если нельзя подобрать предмет достаточно крупный, хорошо видный всем детям одновременно. Показывая детям процесс лепки какой-либо затрудняющей их детали, воспитатель берет примерно такой же кусок глины, какой нужно взять детям, в противном случае дети для лепки этой детали отделяют слишком много глины и у них не хватает материала на выполнение всей работы. Если игрушки или скульптуры даны на каждый стол, дети видят их со всех сторон, могут повернуть, чтобы видеть фигурку спереди, сзади, сбоку. Показ процесса лепки воспитатель ведет в том же материале, из которого лепят дети. Нельзя давать показ на пластилине, если дети лепят из глины, так как приемы работы с этими материалами разные. При сюжетной лепке, при работе по замыслу лучше использовать словесные напоминания, и лишь частичный показ. Указания в старшей группе воспитатель дает в целом, анализируя предмет, поясняя последовательность работы. Так, лепя на глазах у детей грибы, воспитатель дает указания:
- Разделите глину на части: одну маленькую часть для маленького гриба, остальной же кусок разделите пополам для большого гриба и подставки. Сначала слепите подставку и отложите. Потом будете лепить большой гриб. Глину для него опять разделите: кусочек побольше - для ножки, кусочек поменьше - для шляпки. Хорошо примажьте ножку к шляпке, а весь гриб к подставке. Для маленького гриба глину разделите пополам. Шляпку сильно не сжимайте, она у маленьких грибов еще не раскрылась. Помните, что нужно хорошо примазать шляпки, примазатъ грибы к подставке. Если дети размещаются на занятии не за двухместными столами, а по 6-8 человек вокруг стола, воспитатель с дежурными ставят стулья так, чтобы все дети сидели к нему лицом в продолжение указания, показа. Часть детей во время указания сидит спиной к столу, часть боком. Проведя анализ строения предмета, воспитатель дает указания о приемах лепки, о последовательности работы, иногда повторяет часть указания, (например, основные этапы работы), иногда спрашивает 2-3-х детей, в какой последовательности они собираются лепить. После этого воспитатель предлагает всем детям правильно сесть за стол, взять глину и начать работать.
Воспитатель должен так организовать начало занятия, чтобы в процессе указания не делать замечания. Он должен приучить детей спокойно, без шума занимать свои места, до конца указания не трогать ничего на столе, не прерывать указания, даже если на столе чего-либо не хватает. Важно, кроме того, с самого начала заинтересовать детей, достаточно эмоционально давать объяснения, привлечь все внимание детей. Такие указания запоминаются лучше, и дети в процессе лепки реже обращаются к воспитателю с вопросами, работая самостоятельно. Полный показ действий необходим, если дети впервые встречаются, с данным изображением. В этом случае воспитатель показывает всю последовательность лепки. Если тот же предмет дается в измененном положении, полный показ уже не обязателен, воспитатель может дать частичный показ с указанием, как изменить положение фигуры, и напоминанием приемов лепки всей фигуры или только некоторых деталей - в зависимости от сложности задания. В сюжетной лепке полный показ недопустим. Смысловые и композиционные положения ребенок должен решить сам. Если предмет, входящий в сюжет, не встречался на предыдущих занятиях, можно показать, лишь, как лепить именно этот предмет. Однако лучше давать сюжетные задания с включением только тех предметов, которые дети уже лепили: тогда внимание ребенка будет главным образом направлено на сюжетное расположение предметов. Воспитатель может иногда дать частичный показ, чаще же дает словесные указания о расположении предметов, например:
- Поставьте мальчика так, чтобы руки он положил на шар, чуть-чуть наклоните туловище, а ноги слегка расставьте, чтобы он лучше стоял. Не прилепляйте его к подставке близко к шару, пусть он только касается его ладонями, как будто катит.
В работе по замыслу указания воспитателя в основном относятся к применению тех или иных технических приемов. Воспитатель напоминает о необходимости работать аккуратно, иногда заглаживать поверхность, прочно присоединять отдельные части. Помимо этих указаний всему коллективу детей, воспитатель осуществляет индивидуальное руководство и помощь. Видя затруднения того или иного ребенка, ошибку, неверную последовательность в работе, воспитатель напоминает, советует, подсказывает верный ход работы, иногда показывает на отдельном куске глины, как пролепить основную форму, как вылепить, согнуть, изменить ту или иную форму, деталь, как лучше ее присоединить. Нужно соблюдать при этом определенный такт, оказывать помощь своевременно, в определенных пределах, не лишая ребенка инициативы, не решая все за него. Иногда необходима чисто техническая помощь, когда ребенок не может установить фигурку, когда сильно треснула глина, высохла небольшая деталь.
Воспитатель может помочь ребенку, если видит, что самому ему это не под силу. Основную работу сделал сам ребенок, и у него не хватает умения, сил довести ее до конца, ликвидировать затруднение. Не следует только снимать все трудности в работе ребенка, превышать объем необходимой помощи ему. Нужно приучать детей запоминать указание, самостоятельно работать, правильно использовать полученные ранее умения и навыки.
И чрезмерная, и запоздалая помощь одинаково вредны, так как при этом снижается интерес ребенка к лепке. Не следует воспитателю подправлять результат детской работы - примазывать отпадающие части, добавлять недостающие детали. Дети сами относятся к этому отрицательно, укоряя товарища, которому оказана такая действенная помощь:
- Это не твоя работа, тебе помогали!
В старшей группе указания не дробятся на этапы, построены значительно сложнее, чем в средней. Каждое указание нужно тщательно продумывать заранее. Хорошо, если воспитатель иногда будет для себя записывать наиболее сложные указания накануне занятия. В процессе словесного Общения воспитателя с детьми на занятии следует свести до минимума, а лучше совсем ликвидировать дисциплинарные замечания детям, они очень мешают работать, отвлекают, а работа с глиной требует большой сосредоточенности. Если нужно сделать ребенку замечание, воспитатель должен подойти к нему и очень тихо, не мешая другим детям, сказать все необходимое.
Указания детям следует давать в бодром тоне, живо, интересно, но без излишней развлекательности, без смеха, так как это возбуждает детей и отвлекает от основных задач - усвоения формы, последовательности действий, приемов. В начале года дети старшей группы повторяют часть работ, проделанных в предыдущей группе, упражняются в полученных навыках. Они снова лепят овощи и фрукты, но воспитатель предъявляет большие требования к тщательности детской работы, предлагает добиваться большего сходства с предметом. Лепить с натуры дети пяти лет еще не могут, но им полезно иногда иметь перед собой скульптурное изображение несложных по форме предметов в качестве «образца», которому дети могли бы подражать, следовать. Дидактизм такого «образца» заключается в том, что исполненный с большой степенью условности и обобщения, он облегчает детям изображение предмета. Условность и обобщение особенно характерны для игрушек. Игрушки керамические, гипсовые из папье-маше, фарфора, дерева, пластмасс, целлулоида часто имеют подставку, объединенные «сросшиеся» ноги, иногда даже совершенно не имеют ног и рук или имеют нарисованные, часто имеют нарисованное лицо, отличаются статичностью. Реалистическое изображение людей и животных недоступно детям старшей группы, и воспитатель чаще ориентирует детей на лепку игрушек. Игрушки, показанные на фотографиях и употребляющиеся для наблюдений в процессе лепки, для воспроизведения, для следования форме, образу, для напоминания деталей, более разнообразны и сложны. Воспитатель подбирает к определенному занятию такой скульптурный предмет или игрушку, которые помогли бы ребенку оживить представления, оставшиеся от наблюдений, напомнить форму, строение, характерные черты, были бы доступны в изображении и способствовали развитию приобретенных навыков или получению новых. Дети на занятии рассматривают яблоко, помидор, морковь, стараются вылепить не просто яблоко, каким они его себе представляют, а именно то, которое рассмотрели. В это же время вносится и очень простая игрушка, например матрешка, ванька-встанька, которую детям нетрудно изобразить достаточно сходно. Некоторые более трудные по форме игрушки воспитатель предлагает лепить в указываемой им последовательности, показывает ход работы, дает исходную форму, например: Лепка утки: Скатайте столбик, согните так, чтобы одна часть была немного больше другой, прижмите отогнутую вверх часть пальцами слегка вокруг, выделите шею, поверните голову вперед, оттяните пальцами клюв и хвост.
Лепка гуся: Скатайте столбик. С одной стороны сделайте потоньше, поднимите вверх более тонкую сторону, поверните голову, оттяните клюв, выделите лапы, оттяните хвост (та же последовательность и при лепке курицы, только вместо лап дети делают подставку, а хвост не оттягивают, а расплющивают по кругу сверху).
Лепка петуха: Скатайте столбик, согните его дутой, слегка отогните концы в стороны, хвост расплющивайте пальцами, слегка отгибая вниз, выделите гребень, клюв, прилепите с двух сторон от клюва бородку. Поставьте петуха на подставку.
Посуду дети лепят иначе, чем в младшей и средней группах, поэтому вначале нужно более пространное пояснение. Посуду лепите одновременно двумя руками, слегка поворачивая на подставке; ручку к чашке сначала прилепите у верха так, как ручку половника, согните ручку и прилепите к чашке.
Очень многие предметы дети лепят по представлению после недавних наблюдений. В зимние дни дети видят теплую одежду товарищей, наблюдают игры, играют со снегом, лепят из него снеговиков и другие фигуры, катают шары. Воспитатель учит детей добиваться наибольшего сходства простыми приемами, например: сделать полозья санок из тонких цилиндрических деталей, не лепить целиком шапку ребенку в зимней одежде, а обернуть голову тонким глиняным цилиндриком и примазать пальцем сверху по кругу.
Интересны для детской лепки яркие глиняные игрушки Дымкова. Воспитатель показывает простейшие приемы их воспроизведения - вылепить конус, выделить нажимом пальцев одновременно руки и талию, легким прищипыванием по кругу верхней части головы пролепить головной убор. Многие предметы дети, используя имеющиеся навыки, лепят достаточно охотно и в часы работы по замыслу создают интересные игрушки для своих творческих игр.
В старшей группе дети сами могут раскрасить некоторые игрушки - посуду, снежную бабу, птичку, петуха и т. д. Более сложные предметы и композиции помогает раскрасить и расписать воспитатель.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.

Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.

Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых для формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития о творческого воображения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

1.2 Методы и приемы обучения лепке в подготовительной группе детского сада

Основная цель работы по изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет – приобщение к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству.

К подготовительной группе у детей появляется необходимый зрительных образов. У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие получила речь, мыслительные процессы. Во время наблюдений дети 6 лет более полно воспринимают явления окружающей действительности и форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают понимать, как можно расположить предметы по отношению друг к другу. Изменения в развитии ведут к изменению характера изобразительной деятельности. У детей появляется желание точнее передавать форму, пропорции; их начинает увлекать изображение деталей и предметов, дополняющих образ.

Дети понимают, что руки и ноги фигур для изображения шага и других действий можно не только расставлять и поднимать, но и сгибать, в результате чего вылепленные фигурки делаются выразительнее. Кроме того, они могут сразу определить, в каком положении должен находиться изображаемый предмет и соответственно установить основную часть. Например, ребенок сразу определяет положение куска глины при изображении бегущего зайца, крадущейся лисы.

Значительно более высокие требования по технике лепки воспитатель предъявляет к детям подготовительной к школе группы. Здесь он должен научить детей передавать характерные признаки предмета» четко, правильно изображать объемную форму предмета, точнее соблюдать пропорции, прочно скреплять части предмета, вытягивать мелкие части из основного куска глины .

Дети должны научиться утяжелять нижнюю часть фигуры, прочно устанавливать фигуру на ногах, на подставке. Дети должны передавать в лепке некоторые позы, положения, движения фигуры, соблюдать соотношение предметов в сюжете по величине, располагать их по смыслу. Нужно подвести детей к иллюстрации в лепке несложных эпизодов из сказок или рассказов, научить их самостоятельно намечать содержание лепки. Чтобы обеспечить выполнение этих программных требований, воспитатель учит детей понимать характерные особенности строения предмета, объединять несколько предметов на одной подставке в определенных смысловых соотношениях.

Воспитатель учит детей, помимо установки фигур на ноги и на подставку, находить опору для вылепленной фигуры в дополнительных точках (лыжник опирается на палки, мальчик в зимней одежде - на снежный ком, дети держатся за руки).

Работу со стекой воспитатель вводит здесь с первых занятий. Сначала учит использовать стеку для прорисовки деталей острым концом, затем примазывать мелкие части, позднее - разрезать кусок глины для выделения частей фигуры (ноги, лапы), вырезать углубления, чтобы расширить его, вынимать лишнюю глину. С середины года он показывает детям, как делать украшающие насечки, каким концом стеки и как их наносить для получения красивого орнамента, узора.

В этой группе воспитатель дает указание целиком, не повторяет его, но иногда задает детям вопросы о приемах и последовательности работы. Одним из наиболее распространенных приемов обучения является словесное указание, напоминание, а также частичный показ - показ способа передачи движения, изменения позы, новых деталей, новых приемов работы.

В этой группе во время сюжетной лепки, при иллюстрации сказок воспитатель подбирает такие темы, чтобы детям встречались лишь хорошо знакомые образы, предметы, которые дети уже неоднократно лепили на занятиях. Фигуру человека, животного они учатся изображать в разнообразных позах, движении, что позволяет им достаточно выразительно передавать несложные сценки, иллюстрировать в лепке эпизоды из знакомых литературных произведений. В их работах персонажи сюжетной сценки приобретают характерные черты, объединяются в определенной ситуации, выраженной направлением, позой. Работа со стекой позволяет усилить выразительность, добиваться большего сходства, детализации, украшать ряд изделий.



Лепка в дошкольном возрасте является тем видом изобразительной деятельности, в котором ребенок с помощью мягких изобразительных материалов (глины, пластилина, пластика, легомассы, теста и др.) создает объемные образы полной или частичной трехмерности, которые имеют высоту, ширину, толщину.

О пользе изобразительной деятельности

Важными являются положения, обозначенные в исследовании А.Ю.Прищепка, который считает, что во время формирования графических навыков письма шестилетние первоклассники испытывают значительные трудности в плане анализа частей целого, сравнении их с подобными элементами, в определении пространственного расположения предмета относительно его основной части, в малой подвижности мелких мышц кисти руки.

Выводы исследования Н.Ф. Яришевой по развитию пространственных представлений у старших дошкольников в процессе обучения рисованию показали, что рисование является деятельностью, во

время которой ребенок этого возраста учится ориентироваться не только в пространстве, а и на плоскости листа бумаги.

Во время обучения рисованию возникает сочетание образа, слова и действия, что формирует группы пространственного воображения на предметной плоскости, развитие которых не обеспечивается другими видами деятельности. Во время рисования дети дошкольного возраста накапливают чувственный опыт в сравнении формы, протяженности, направлений.

Накопление такого опыта необходимое для подготовки малышей к школьному обучению.

Итак, изобразительное искусство, и в частности лепка в дошкольном возрасте, является эффективным средством для подготовки руки ребенка дошкольного возраста к письму, изучение формы предмета, его величины, строения, цвета, назначения.

Технология лепки

Под технологией лепки глиной мы понимаем владение детьми инструментом, способами лепки. Это понятие охватывает также и развитие глаза, руки, их согласованную работу.

Технология формируется приемами обследования предметов (игрушек) и техническими навыками лепки.

Обследование образа дает возможность детям самостоятельно находить приемы лепки. Технология лепки, которой предшествует обследование и изучение конструктивного строения образов, что слепятся, формируется как система двигательных умений, построенных на усвоении ряда навыков обследования натуры.

Исследования многих ученых (Н.С.Ващуленко, Есть.В.Гурьянов, А.Ю.Прйщепа, Г.М.Еременко, Г.М.Рыженко и другие) подтверждают: у шестилетних детей в школе часто возникают трудности из-за несовершенства зрительного и двигательного анализаторов.

Главной причиной недостатков письма у них есть скованность руки, неумение согласовывать действия, приходящихся на разные ее части в процессе изображения буквы. Лепка в дошкольном возрасте поможет исправить данные дефекты.

Точность движений рук, связана с деятельностью мелких мышц, еще не весьма совершенная, поэтому рука ребенка мало приспособлена к письму, рисованию.

Лепка в дошкольном возрасте — задачи и содержание

  1. Развитие эмоционального восприятия предметов
  2. Познания свойств и изобразительных возможностей материалов для лепки
  3. Стимулирования интереса
  4. Стимулирование проявлений игровой и моральной мотивации лепки
  5. Развитие перцептивных действий, тактильных ощущений, глазомера, мелкой мускулатуры пальцев рук, эстетических чувств, образной памяти, воображения для конкретного возраста
  6. Воспитание любознательности, сосредоточенности, самостоятельности, выдержки, аккуратности

Лепка в дошкольном возрасте — средняя группа

В средней группе малыши получают знания о форме, строении предметов с опорой на геометрическую основу, о некоторых пропорциях частей изображаемого и передаче их в лепке.

Особое внимание обращается на то, как дети определенного возраста пользуются приемами лепки: сплющиванием, вдавливаниям, загибанием краев, сглаживание, оттягивание небольших деталей, расплющиванием и тому подобное.

Малыши пользуются конструктивным способом лепки и изображают животных (рыбу, зайчика, ежика) из целого куска глины.

Вначале она имеет характер общей лепки педагога с детьми этого возраста, когда взрослый вылепливает самый большой и сложный предмет темы, а дети – меньшие и более простые («Курица с цыплятами»).

Далее дети могут объединять в общие тематические композиции индивидуально вылепленные предметы («Птичий двор»). В конце года детей индивидуально можно заинтересовать лепкой парных сюжетных композиций по сказкам «Колобок», «Заяц и Еж».

Сюжетная лепка в дошкольном возрасте

Сюжетная лепка открывает для ребенка большие возможности действовать самостоятельно, реализовать личный зрительный и художественный опыт, принимать собственные решения, рассказывать о своих замыслах и художественном опыте, принимать собственные решения, рассказывать о замысле и их реализацию.

Вместе с тем сюжетная лепка способствует совершенствованию качества изображения отдельных предметов и овладению специфическими средствами художественной выразительности в передаче сюжета (взаимодействие персонажей композиции, их размещение на подставке)

Во время лепки передается форма в двух и трех измерениях.

Сюжетная лепка в дошкольном возрасте проводится с детьми старших групп, хотя подготовительная работа начинается еще в предыдущих группах. Лепим те предметы, которые существуют в мире, а также отдельные определенные сюжеты.

Материалы для лепки

Основным материалом для изготовления игрушек являются глина и пластилин. Глиняные игрушки птиц и животных декоративно выразительны, в них четким пластичным силуэтом выделяются голова, туловище, шея. Дети лепят их с удовольствием.

Лепить игрушки можно и из пластилина. Как показывает практика, стоит учить детей работать и с глиной, и с пластилином, учитывая цель задачи и возрастные особенности малышей.

С чего начать обучение лепке

Изучение предмета при помощи руки и взгляда с анализом его частей, сравнением пропорций дает возможность ребенку расчленить сложную форму предмета на простые геометрические, выделить основную часть, соблюдая соотношение частей изображаемого.

Вместе с этим обогащается и развивается словарь ребенка, коммуникативные навыки, связную речь, ведь малыш называет форму предмета, описывает образ, уточняя его особенности, оценивает произведение народного мастера.

Изготовление детьми глиняных изделий в детском саду и в семье формирует образное мышление, развивает память, внимание, воображение и другие психические процессы, непосредственно влияющие на результативность овладения навыками письма в школе, способствует координации руки и глаза, укреплению мышц кисти руки, совершенствует пространственную ориентацию на плоскости листа.

Использование технологии лепка в дошкольном возрасте способствует общему развитию ребенка и подготовке его к школе.

Лепка в дошкольном возрасте через исследовательскую деятельность

Правильному воспроизведению изображаемого в глине должно предшествовать исследовательская деятельность ребенка. Она заключается в том, что воспитатель организует не простое созерцание, а систематическое тактильно-зрительное восприятие, наблюдение и познание основных особенностей изобразительной натуры.

Исследования О.В.Запорожца, Е.И.Игнатьева подтверждают, что любая деятельность имеет подготовительную и исполнительную части. К подготовительной части входит обучение детей тактильно-зрительному восприятию натуры во время ее обследования перед процессом лепки.

Малышей учат способам обследования натуры (игрушки, скульптуры и т. п), знакомят с простейшими геометрическими объемными фигурами (шар, цилиндр, конус, треугольник, круг, квадрат) во время дидактических игр и упражнений: «Найди предмет, похожий на эту фигуру», «Найди предмет, похожий на шар, куб, конус…», «Узнай на ощупь», «На что похож этот предмет?»

Что нужно для лепки

Чтобы хорошо вылепить предмет, нужно представить его образ. Это можно детально сделать с помощью руки, через прикосновение которой ребенок изучает пространственные признаки предмета (объем, форму, фактуру и т. п).

И.М.Сеченов называл руку «щупальцем» и подчеркивал важность ощупывающих движений рук и глаз в чувственном познании.

Форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, полнее.

Ими ребенок ощупывает предмет со всех сторон, и в этом определении большую роль играет изменение формы поверхности ладони, которая дает возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и тому подобное. Глаза учатся объемному видению при помощи руки (И.М.Сеченов).

Итак, прежде чем лепить натуру, дети должны выучить ее конструктивное устройство и разложить на отдельные части, определив форму, объем каждой с помощью осязательного и зрительного восприятия.

Что любят лепить дети

Кроме предметов окружающей среды, дети с удовольствием лепят фрукты, посуду, обобщенные народные игрушки, анималистическую скульптуру и прочее.

Натура, которая обследуется и используется на занятии по лепке, должно быть выразительной и отражать индивидуальные особенности внешнего вида животного (форму туловища, головы, лап, фактуру) с характерными чертами (хитрая, добродушная, зла). Игрушки должны иметь эстетичный вид и разное пространственное положение осанки (стоять, лежать, бежать, сидеть, подкрадываться, спать).

Знакомясь со скульптурой малых форм, дети узнают, какими средствами скульптор передал характерны индивидуальные внешние черты, повадки, позы животного.

Способы лепки

В детском саду для создания изделий из глины или пластилина используют три способа лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный.

Конструктивный способ

Конструктивный способ лепки - предмет изготавливается из отдельных частей. Дети изготавливают каждую часть изделия из отдельных кусочков глины, а затем скрепляют их между собой. Изделие начинают изготавливать из наибольшей части (животных - с туловища), а затем переходят к выполнению меньших (шея, голова, ноги, хвост и тому подобное).

Когда отдельные части для изделия заготовлены, их объединяют в одно целое, сравнивая по величине и форме, уточняют их пространственное расположение, плотно соединяют и прилепляют друг к другу, обобщают форму.

Скульптурный способ

Скульптурный способ лепки заключается в том, что изделие изготавливают из одного целого комка глины, применяя такие приемы, как вытяжение с целью удлинения формы (шея), оттягивание, прищипывание, разрезания стекою, сглаживания пальцами.

Такой способ лепки наиболее сложный и требует от детей любого возраста четкого представления о форме, пропорции, конструктивное строение изображаемого.

Комбинированный способ

Комбинированный способ лепки (из целого куска и отдельных частей) сочетает в себе приемы скульптурного способа, которым выполняют основные части предмета, с присоединением отдельно вылепленных частей.

Например, туловище и лапы животного лепят из целого куска глины, а другие части - отдельно и затем присоединяют к основной.

Кроме того, применяют приемы прищипывания, оттягивания. Прием рельефной лепки используют для создания шерсти животных, перьев птиц, чешуи рыб, крыльев птиц. Например, накладывают небольшие кусочки глины на основную форму, а пальцами и стекою оказывают им нужной формы.

Технические приемы лепки

Основные технические приемы лепки связанные с работой руки, в частности пальцев и ладони. В зависимости от формы предмета, действия рук во время лепки бывают разными. Поэтому очень важно научить детей основных технических приемов работы с глиной, пластилином.

Во время лепки используются такие технические приемы, как:

  • раскатывание валикоподобной формы для изготовления удлиненных, круглых, цилиндрических предметов, скреплять валикоподобные формы в виде кольца;
  • скатывание шарообразной формы для изготовления шарообразных предметов;
  • расплющивание шарообразной формы;
  • слепливание расплющенной формы; загибки краев расплющенной формы;
  • вдавливания шарообразной формы;
  • вдавливания валикоподобной формы;
  • обострение и закругления валикоподобной формы;
  • оттягивания глины с основного куска; прилепливания одного куска к другому; оттягивание деталей;
  • примазывания частей друг к другу, защипывания краев формы или отделки ее защипыванием (батон, пирожок).

Раскатывание осуществляют продольными движениями рук в противоположном направлении: правая - вперед, левая - назад и наоборот.

Скатывание - это одновременные круговые движения рук: правая - вправо по часовой стрелке, левая - влево, против часовой стрелки.

Пальцы обеих рук полусогнуты в форме чашечки.

Во время сдавливания и расплющивания руки движутся навстречу друг другу с одновременным нажимом на материал.

Для сдавливания глины надо нажать на нее меньше, для расплющивание - сильнее.

Чтобы получить более точную форму, можно прибегнуть к сплющиванию или расплющиванию глины или пластилина о поверхность доски.

Прием прищипывания близок к оттягиванию.

Тремя пальцами правой руки сдавливают. Тремя пальцами правой руки сдавливают глину, чтобы получить клюв птички или мордочку лисички.

Во время оттягивания кусок глины держат в левой руке, а правой оттягивают частичку.

Вытяжение выполняется движениями обеих рук (одновременно) в противоположные стороны с целью получения удлиненной формы.

Чтобы примазать один кусок глины к другому, сначала надо прижать их и выровнять место соединения пальцем. Сглаживания всей поверхности изделия делают пальцами, ладонью, смачивая пальцы мокрой резинкой.

Соединяют части таким образом: на одном куске глины делают ямку, на втором - прищипывают,чтобы получился, например, клювик птички, который вставляют в ямку, затем куски глины соединяют и пальцем выравнивают место соединения.

Лепка посуды

Дети с удовольствием лепят посуду (миски, блюдца, тарелочки, горшки, чашки) и используют такие изделия в играх.

Можно изготовить некоторые лепные изделия следующими способами: ленточным, выбором основной массы стекою-лопаткой из куска глины; лепкой кольцами.

Например, чтобы слепить чашку ленточным способом, нужно предварительно выяснить с детьми форму, пропорции изделия, определив последовательность работы.

Дно лепят приемом сплющування. Правильность формы глиняного круга уточняют и выравнивают стекою и пальцами.

Затем изготавливают стенки чашки, которые лепят приемом разбрызгивания с валика, длина которого равна длине окружности дна.

Подготовленный валик кладут на доску и раскатывают рукой до нужной ширины, которая и составит высоту чашки.

Полученную форму присоединяют к краям дна, замазывают с внутренней и внешней сторон. Завершается лепка чашки изготовлением ручки и сглаживанием пальцем поверхности.

Лепят посуду и выбиранием глины стекою. Стекою-лопаткой делают в заготовке углубление и выбирают основную массу глины. Затем заглаживают внутреннюю сторону изделия стекою-петлей.

Завершают лепки прикреплением ручки, отделкой внешних стенок и отделке посуды. Выбирать глину следует осторожно, чтобы не поломать, тонкие стенки посуды.

Декоративная пластика

Вызывает живой интерес у детей и мелкая декоративная пластика народных умельцев. Ознакомление старших дошкольников с декоративной пластикой дает им возможность лепить декоративные сосуды (вазы, подставки, сувенирные тарелочки, декоративные кувшины, куманцы), настенные украшения в виде декоративных пластинок, кашпо для цветов.

Прежде чем предлагать детям для изготовления декоративные пластинки с рельефным изображением, надо организовать выставку настенных пластинок с различным содержанием изображения, провести с малышами беседу о рельефные узоры на глиняных пластинах как вид скульптуры.

Рельеф - один из неполных видов скульптуры, в котором все изображение приобретает объемной формы и частично выступает над предметной плоскостью (пластинкой).

Разновидности рельефа - барельеф и горельеф.

Технология лепки из глины

Для изготовления глиняной пластинки нужна дощечка, которую обтягивают бумагой, чтобы не пристала глина. Кусок глины кладут на доску и ладонью прижимают так, чтобы получился пласт толщиной 1-1,5 см, а затем один-два раза хлопают по нему ладонью. Приплюснуть глину нужно еще и для того, чтобы из нее вышел воздух.

После этого стекою ровняют края пластинки, сглаживают поверхность влажной тряпкой и наносят на глину изображения.

Согласно рисунка заготавливают кусочки глины, придают им нужную форму, а затем готовые формы накладывают на рисунок. Края рельефа примазывают к пластинке пальцами или стекою.

Если, например, на пластинке изображен цветок с четырьмя лепестками, то заготовкой серединки будут лепестки, которые прижимаем к рисунку и примазываются пальцами.

Когда декоративная пластинка высохнет, ее снимают с дощечки и в часы самостоятельной художественной деятельности раскрашивают.

Полезно дать детям возможность украшать узором объемные и плоскостные изделия, вылепленные собственными руками. Для этого воспитателю необходимо подобрать простые элементы узора, которые размещаются в композиции с многократным повторением.

Усвоив варианты элементов с величиной, цветом и композицией, дети легко ими пользуются и самостоятельно создают орнамент, чередуя элементы по форме, цвету и содержанию. Лепка в дошкольном возрасте с декорированием открывает безграничные возможности детского декоративного творчества.

Декоративная лепка в познавательном развитии

Декоративная лепка и отделка способствует эстетическому, познавательному развитию детей, привлекает их к активному восприятию произведений народных умельцев.

Декоративная лепка в дошкольном возрасте имеет выполняться из глины, потому что этот пластичный материал можно раскрашивать ангобом и выжигать в печи. Если ангоба нет, то после обжига изделие можно раскрашивать гуашью.

Ангоб - цветная глина, которая используется в технологии художественной керамики. Ангобы изготавливаются из глины и воды.

Глина ангобовых цветов может быть белой, красной, желтой, синей, зеленой, коричневой и черной.

Белый ангоб изготавливается из белой глины, доведенной до консистенции сметаны. Для получения более светлых тонов примешивается мел. Синий, зеленый, коричневый, черный цвета ангоба получают добавлением к белому специальных красителей.

Красный цвет изготавливают из природной глины - красной, а желтый - из природной желтой глины.

На подвяленное глиняную поверхность изделия ангоб наносят кистью путем примакивания. Делают это несколько раз до тех пор, пока ангоб покроет всю шершавую поверхность изделия.

Перед нанесением ангоба изделие нужно подвялить. Повышенная влажность приводит к раскисанию изделий.

Нанесение ангоба на сухие и полусухие поверхности стенок может повлечь за собой отскакивание его во время сушки и обжига.

Излишне разбавленный водой ангоб ложится слишком тонким слоем и не дает желаемого цвета, а очень густой неравномерно покрывает поверхность.

Гуашью раскрашивают высушенные изделия, ангобом - подвяленные. Сначала раскрашивают верхнюю часть изделия, а затем - нижнюю. Когда просохнет первый слой краски, наносят следующий.

Обучение лепке младших дошкольников

Малышей второй младшей группы знакомят со свойствами глины и закрепляют навыки, приобретенные в первой младшей группе.

Обучают таким приемам лепки, как скатывание комка глины прямыми движениями рук, раскатывание куска глины кругообразными движениями рук, деления комка глины на две части, отрывание от большого маленького куска, соединение частей изделия способом придавливания, уточняют понятие «круглый».

Лепка в дошкольном возрасте носит простой конструктивный характер - дети лепят предметы, образы из отдельных кусков глины, соединяя их между собой.

Игрушки животных и птиц подбираются по их характерными особенностями, их основные части (туловище, голова) имеют форму шара разного размера. Итак, дети «составляют» изделие из разных по величине шаров и овалов.



3 votes, average: 5,00 out of 5)


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди