31.03.2019

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Воздух и его свойства. Конспект занятия в старшей группе" свойства воздуха". Эксперимент «поймай воздух»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №2083 СП «Родники Д/С «Семицветик»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы

Тема: «Свойства воздуха»

Конспект подготовила и занятие провела

воспитатель старшей группы

Вернер Светлана Владимировна

г.Москва

2016г.

Конспект занятия в старшей группе по теме:

Воздух и его свойства

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Оборудование и материалы:
столы, накрытые клеенкой, полиэтиленовые пакеты (по количеству детей), стакан, салфетка бумажная, пипетки, подкрашенная вода,одноразовые стаканчики, апельсиновые корки, лимоновые корки, чеснок, веер (по количеству детей), газированная вода, виноград (по количеству детей), два апельсина, два тазика, коктельные трубочки, 5 плакатов по свойствам воздуха, бумажные медали за любознательность (по количеству детей).

Рекомендации к проведению: перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей, необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок.

То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу, чтобы весь вечер было хорошее настроение.

Мы сегодня с вами отправимся в необычное место – лабораторию (это место, где работают ученые) и на какое-то время сами станем учеными. А кто из вас знает – кто такие ученые, чем они занимаются? (исследуют, проводят опыты, экспериментируют)
Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими учеными. А наша группа превратиться в лабораторию. А что мы будем исследовать мы мне скажите сами, отгадав загадку:
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами познакомимся со свойствами воздуха.

Воспитатель:

В лаборатории, ребята, надо соблюдать определенные правила:

  • соблюдать тишину,
  • не перебивать друг друга.
  • не мешать друг другу,
  • работать тихо, аккуратно, внимательно,
  • брать предметы только с разрешения старшего научного сотрудника,
  • без разрешения трогать оборудование и приборы,
  • запрещается засовывать что-либо в нос, рот и уши,
  • содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Понятно? Хорошо! Теперь ребята одеваем шапочки и бейджики. В лаборатории нужно быть одетым соответствующим образом. Готовы? Теперь пройдем в лабораторию к первому столу.

Опыт №1 (воздух можно увидеть)

Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.

Переходим ко второму столу .

Опыт №2 (Воздух занимает место)

Воспитатель:
Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.

Переходим к третьему столу.

Опыт №3 (воздух выталкивает жидкость)

Воспитатель: Ребята, возьмите в руки пипетки. Что в них находиться? Наберите в пипетку подкрашенную воду. В пипетке теперь не только воздух, но и вода. Воздух в пипетке сжался, его так и называют «сжатый воздух». Теперь, ребята, нажмите на резиновый колпачек. Жидкость капает из пипетки. Почему? Оказывается, сжатый воздух сильный, и он может выполнять разную работу!

Вывод: Например, воздух может выталкивать жидкость и передвигать ее.

Переходим к четвертому столу.

Опыт № 4(воздух не имеет запаха)


Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

Переходим к пятому столу.

Опыт №5 (воздух может двигаться)


Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас.Что вы чувствуете?(ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них.Что почувствовали?(теплый ветер)
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим .

А теперь, ребята, ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаём красивый веер –

Пусть прохладою повеет.

(Садитесь на свои места)

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз - наклон и два - наклон,
Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

Переходим к шестому столу.

Опыт №6 (воздух легче чем вода)

Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воздуха. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывает. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз пока воздух из воды не «выдохнется». По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.

Вывод: Воздух легче,чем вода.

Переходим к седьмому столу.

Опыт №7 (плавающий апельсин).

Воспитатель: Один апельсин положить в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удается. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод: В кожуре апельсина есть воздух.

Переходим к восьмому столу.

Опыт №8 (воздух жизненно необходим)


Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить.

Дорогие ребята! Наше занятие подошло к концу. Подведем итог наших опытов.

Итак, какими свойства обладает воздух:

*воздух - невидимка.

*воздух прозрачен

*воздух бесцветен.

*воздух не имеет запаха.

*воздух движется

*воздух занимает место

Ребята мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы.

Вы заслужили медали за любознательность (воспитатель награждает каждого ребенка медалью).


МБДОУ детский сад № 9

Г. Ярцево Смоленская обл.

НОД

«ВОЗДУХ ВОКРУГ НАС»


(старшая группа)

Воспитатель: Бессудова Наталья Александровна.

Цель: формировать знания детей о воздухе .

Образовательные: - Закрепить представление детей о воздухе , познакомить детей с его свойствами.

Формировать навыки и умения отвечать на вопросы; делать простейшие выводы;

Развивающие: - Развивать наблюдательность, речь, логическое мышление, память, внимание, интерес к исследовательской деятельности;

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Воспитательные: - Воспитывать любознательность, аккуратность, умение внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы.

Воспитывать интерес к экспериментированию.

Формировать навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов.

Коррекционные задачи: - Развитие мелкой моторики - Развитие координации слова и движения, слухового и зрительного восприятия.

Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

Методы и приемы: практический, словесный, игровой, наглядный, беседа, отгадывание загадки, рассказ, опыт, наблюдение.

Формы: НОД, физминутка, дыхательная гимнастика.

Предварительная работа: Беседа на тему: «Значение воздуха для жизни растений , животных, людей», дидактическая игра «Живая и неживая природа», отгадывание загадок, разучивание дыхательной гимнастики «Подуем на плечо», физминутки «Ветер», наблюдение на прогулке за ветром.

Оборудование: кукла Маша, сундучок, одноразовые стаканы по количеству детей, стаканы с водой по количеству детей, коктейльные трубочки по количеству детей, султанчики, кораблики (2 шт., стеклянная ваза, бумага, воздушные шарики , емкость с водой, 3 стола, салфетки, аудиозаписи (минусовки «Солнечные лучики», «Полет бабочки»).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны?

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. (Под музыку, дети проходят «по дорожке» и встречают Машу)

Машенька: Здравствуйте. Вижу, вы ребята умные, сообразительные . Помогите, пожалуйста, Мишкины загадки разгадать.

Дети: Загадывай, Машенька! А мы постараемся .

Вот первая загадка: Подарил мне Мишка ведёрко с ягодами. Ягоды велел высыпать, а что в ведёрке осталось - ему показать. Только что же ему показывать? В ведёрке-то пусто!

Воспитатель: Вот как раз об этом я сегодня хотела поговорить с ребятами, и я приготовила всё необходимое для нашего занятия. Ребята, и ты, Маша, проходите к этому большому столу и приготовьтесь слушать меня внимательно.

Воспитатель,- Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

(ответы детей)

А расскажу я вам сегодня о том, что всех нас окружает воздух . Он находится везде-везде: вокруг предметов , игрушек, строений.

Опыт №1 «Воздух существует»

Воспитатель: А сейчас давайте проведём опыт с этим стаканом, на дно которого я с помощью кусочка пластилина прикрепила кусочек салфетки. Обратите внимание , какие у неё края: они загнуты вверх, словно лепестки у ромашки. Как вы думаете, если я опущу этот стакан в воду, салфетка намокнет?

(Ответы детей)

Дети: Конечно, обязательно.

Воспитатель: Давайте проверим.

(ровно опускаю стакан вверх дном в воду)

И что же мы видим? Салфетка сухая.

Воспитатель: Интересно, как же это получилось?

(Ответы детей)

Дети: Мы знаем, почему салфетка не намокла! Потому что воздух был в стакане .

Воспитатель: Правильно, молодцы! Сейчас я снова проведу этот опыт, но немного по-другому. Сначала также опущу стакан в воду, а потом его наклоню. А вы наблюдайте.

(Провожу опыт)

Дети и Маша: Из стакана воздух вышел в форме больших пузырей.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Давай-ка, Маша, проведем опыт с твоим ведёрком.

(Провожу аналогичный опыт с комментариями детей)

Воспитатель: Вот тебе, Машенька, отгадка на первую загадку.

Вывод: в пустом ведёрке находится, воздух.

Воспитатель: Воздух заполняет все пустые места. Но мы его в обычной жизни не видим. Значит он какой? (невидимый)

Опыт №2. «Как поймать невидимый воздух

Первая наша задача поймать его, а вы умеете ловить воздух ? Чтобы воздух увидеть , его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух ? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его .

Пакет полон воздуха , он похож на воздушный шарик . Воздух занял всё место в мешке . Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух . Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха .

Вывод: Какой мы можем сделать вывод? Воздух невидим , бесцветный, прозрачный.

Маша: Вторая загадка: спрашивает меня Миша: без чего я не могу жить?

Воспитатель: А ты, Маша, попробуй не дышать.

Маша: Как, совсем?

Воспитатель: Хоть минуточку!

Маша: Никогда не пробовала. Ну-ка… (задерживает дыхание) Ой, не могу! Что такое?

Дети: Потому что всего нужнее человеку воздух !

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё сказали правильно. Вспомните, только ли человеку необходим воздух ?

Дети: Ещё воздух нужен птицам , рыбам, животным, деревьям, растениям, всей живой природе.

Д/и «Кому нужен воздух» (подбор картинок)

Вывод: Замечательно! Вот Маша ответ на твою загадку: человек не может жить без воздуха !

А чтобы убедиться в том, что воздух не только вокруг нас, предлагаю перейти к следующему опыту.

Опыт №3 «Воздух внутри нас»

Воспитатель: Давайте проверим, чем мы дышим. Для этого я буду вдыхать воздух через нос , а выдыхать через трубочку в стакан с водой. Смотрите, что у меня получается.

(Провожу опыт, дети комментируют увиденное)

Ребята, а может у меня стакан волшебный? Интересно, у вас получится этот опыт? Попробуйте самостоятельно провести его. Помните, как надо правильно вдыхать и выдыхать воздух ?

Воспитатель: Тогда начинайте.

(Проводится опыт с комментариями)

Как вы думаете, почему в воде оказались пузырьки? Можно ли сказать, что воздух был внутри нас?

Вывод: Воздух не только вокруг нас, но и внутри человека.

Дыхательная гимнастика: «Подуем на плечо»

Маша: Почему-то мне жарко? И это третья Мишкина загадка.

Воспитатель: Мы поможем её разгадать.

Опыт№4 «Тёплый - холодный»

Воспитатель: Что обогревает нашу комнату? (батареи, вентилятор)

Предлагаю убедиться в том, что согревает воздух в комнате и человек.

Дети вдыхают через нос и выдыхают на ладонь через рот.

Вывод: вдыхаем холодный воздух, а выдыхаем тёплый.

Опыт№5 «Движение воздуха»

Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?

Где это можно увидеть в природе?

Как вы догадались? Предлагаю убедиться в этом.

(На ладони снежинка-взмах веером и снежинка падает…)

Вывод: воздух двигается.

Маша: и ещё одна загадка от Мишки «Имеет ли воздух запах?»

Опыт№6 «Воздух переносит запах»

Воспитатель: Скажите, а у воздуха есть запах ? Вдохните (запаха нет). Правильно. Воздух действительно не имеет запаха. Как же мы чувствуем запахи? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет . (банка с апельсинами закрыта)Открываем баночку и воздух донёс до наших носиков запах апельсина.

Вывод: воздух не имеет своего запаха, но может передавать другие запахи.

Воспитатель. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает - не бывает». Правила следующие:

1. отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;

2.«да», «нет» говорить нельзя.

Проводится игра "Бывает - не бывает".

Воздух бывает теплый ? (Бывает).

. Воздух бывает чистый ? (Бывает).

. Воздух бывает пушистый ? (Не бывает).

. Воздух бывает легкий ? (Бывает).

. Воздух бывает грязный ? (Бывает).

. Воздух бывает сердитый ? (Не бывает).

. Воздух бывает холодный ? (Бывает).

. Воздух бывает полосатый ? (Не бывает).

Воспитатель Ребята, в завершение нашего занятия давайте вспомним, что нового и интересного вы сегодня узнали о воздухе .

(Ответы детей)

(Итог) Стихи

Воздух - это-то , чем дышим.

Через воздух звук мы слышим .

В воздух , в небо и в полет

Улетает самолёт

Птица в воздухе летает .

Разным воздух наш бывает ,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Тёплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз ,

Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял…

Воздух разный , он такой! Где найдём его с тобой?

Воспитатель: А знаете ли вы, что у воздуха есть одно удивительное свойство - с воздухом можно поиграть .

Маша благодарит и дарит детям шары.

Елена Свинцова

Открытый показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы . Тема : «Свойства воздуха »

Воспитатель : 1 квалификационной категории Свинцова Е. А. МКДОУ

Детский сад «Колокольчик»

Цель : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе .

Задачи :

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха ;

Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха ;

Развивать навыки проведения опытов;

Поощрять выдвижение гипотез;

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

Гипотезы :

- воздух постоянно нас окружает;

Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух , «поймать» в оболочку;

- воздух есть внутри людей ;

Без воздуха не возможна жизнь ;

- воздух не имеет запаха , но может передавать запах предметов;

Ветер - движение воздуха ,

Материал : Пустая посылка, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, стаканчики с водой по 1 на каждого ребенка, трубочки для коктейля на каждого ребенка, шарики воздушные на каждого ребенка , бумажные веер и музыкальные инструменты (дудочки, флейты, свистульки) на каждого ребёнка; киндеры с «запахом» и без запаха по одному на ребенка, миски с водой на каждого ребёнка, кружки из бумаги, по 1 зеленому и 1 красному на каждого ребенка. Для «Ракеты» шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка.

Изготовление «ракеты» :

1. Надуть воздушный шарик . Легко завязать его край.

2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам (я привязала к ручкам дверей)

3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.

Возрастная группа : старшая .

1. Организационный момент.

В. Ребята, сегодня Знайка передал нам, новое задание, оно вот в этой красивой шкатулке. Он хочет, чтобы мы с вами узнали что-то очень интересное. Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает шкатулку, она пустая)

Дети. Шкатулка пустая, в ней ничего нет.

В.: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку :

"Через нос проходит в грудь

и обратный держит путь.

он невидимый, но все же

без него мы жить не можем". (Воздух ) .

Основная часть.

В.: Правильно, это воздух ! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе , будем делать опыты, как настоящие учёные.

В.: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас ?

Дети : Нет, не видим.

В.: Раз мы его не видим, значит, какой воздух ?

Дети : Воздух прозрачный , бесцветный, невидимый.

В.: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть ! (Ответы детей)

В.: Чтобы воздух увидеть , его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух ?

Опыт 1. (Поймаем воздух )

В.: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети : В пакете ничего нет, он пустой.

В.: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его . Что случилось с пакетом?

Дети. Пакет стал толстый. Он полон воздуха , и похож на подушку.

Воздух занял всё место в пакете.

В.: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух . Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети : В нём нет воздуха , он весь вышел.

В.: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух ?

Вывод (делают дети) : воздух прозрачный , чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

Опыт 2 (Воздух в человеке )

В.: Чем мы с вами дышим? (воздухом ) . Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух ) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?

Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух .

В. А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?

Дети. Нет, без воздуха человек умрет .

В. Какой вывод можно сделать?

Вывод : Человек не может жить без воздуха .

Опыт 3 (Воздух можно услышать .)

В. Предлагаю вам услышать воздух . Давайте надуем шарики, где сейчас воздух ?

Дети : он внутри шариков.


В. Чтобы услышать воздух , спустите наши шарики Что происходит?

Дети : воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха .

В. Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? Дети. Звук. Мы выдыхаем струю воздуха , воздух дрожит , поэтому возникает звук.


Вывод : звук возникает, когда дрожит воздух , и тогда мы можем его услышать.

Опыт 4 (ветер – это движение воздуха )

В.: Итак, воздух окружает нас . Как вы думает, мы можем почувствовать воздух ? А как мы можем это сделать?

Дети. Можно помахать на себя рукой, листом бумаги, подуть на ладонь.

Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим.

В.: Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите.

Что чувствуете? (ТЕПЛО) А теперь помашите рукой. Что теперь вы чувствуете? (движение воздуха )

В : Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети : Веер движется и как бы подгоняет воздух . Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.

В.: Какой делаем вывод?

Вывод : когда воздух движется , получается ветер.

Опыт 5 (воздух не имеет запаха )

В. А имеет ли воздух запах ? Как вы думаете?

Дети. Если воздух чистый , то он не имеет запаха.

В.: Чем может пахнуть воздух ? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д.)

В.: Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.

Дети. У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.

В.: Какой мы можем сделать вывод?

Вывод : - Собственного запаха воздух не имеет . Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет . Запах ему придают окружающие его вещества.

Опыт 6 (воздух легче воды )

В. Ребята, у вас на столах лежат киндеры и разные игрушки попробуйте их "утопить". Почему они не тонут?


Дети. Внутри киндеров и игрушек есть воздух , поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.

Вывод : Воздух легче воды .

Опыт 7. (воздух может двигать предметы)

В. Посмотрите, у нас к старту готова «ракета» , давайте отправим её в полёт, начинаем отсчёт 5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).

В.: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела?

Дети. Внутри ракеты был воздух . Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался.

Вывод. Воздух может двигать предметы.

В. - Итак, что же такое ВОЗДУХ ?

Дети : воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха.

В. Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздух можно услышать .

Воздух прозрачный , поэтому мы его не видим.

Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запах предметов.

Человек может жить без воздуха .

Ветер – это движение воздуха .

Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух , «поймать» в оболочку.

Воздух может двигать предметы.

Воздух тяжелее воды .

Ребята, вы молодцы, хорошо работали. Предлагаю вам дома рассказать про нашего нового знакомого невидимку.

НОД по познавательному развитию «Где спрятался воздух?» в старшей группе Григорьева Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ Д/С №1 «Колосок». Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе. Задачи: - обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; - познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; - развивать навыки проведения опытов; - расширять и активизировать словарь детей; - поощрять выдвижение гипотез; - развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; - воспитывать аккуратность при работе с водой; Гипотезы: - воздух постоянно нас окружает; - способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; - воздух легче воды; - воздух есть внутри предметов; - воздух есть внутри людей; - без воздуха не возможна жизнь; - воздух не имеет запаха, но может передавать запах; - ветер - движение воздуха. Оборудование: - кукла Воздушинка - полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); - спасательные нарукавники; - миска (желательно стеклянная) - стакан; - игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; - стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей; - чеснок, чеснокодавилка; - веера по количеству детей; - песочные часы; - воздушные шары по количеству детей. Ход занятия. Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку: Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не сможем. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Дети: Воздух! Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Незнайка, появившись из-за ширмы: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать? Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе. Незнайка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята? Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? Дети: Нет, не видим. Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух? Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. Незнайка: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Воспитатель: Погоди, погоди, Незнайка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Кукла: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть! Воспитатель: Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Дети: Да. Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Дети: Он пуст. Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? Дети: В нём нет воздуха. Воспитатель: Смотри, Незнайка! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Незнайка: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим. Опыт 2. Подводная лодка. Незнайка: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок). Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика). Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли! Теперь ты знаешь, Незнайка, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Незнайка: Вот вы считаете, что воздух есть в каждом предмете, а я вам не верю! Докажите! Опыт 3. Камень. Воспитатель: А сейчас мы это проверим. (Достает камень и опускает в воду.) Что мы видим в воде? Дети: Из камня выходят пузыри. Воспитатель: А если есть пузыри, то значит, есть что? Дети: Воздух! Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем. Физкультминутка. Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой) Рукава засучим смело (засучиваем рукава) Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой) Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу) Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен) И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны) Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте) Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками). Незнайка: Так, так, так! Вот теперь я знаю, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух? Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим? Опыт 4. Воздух в человеке. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Дети: Выходят пузырьки. Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Кукла: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос? Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Вдохнем глубоко-глубоко, а затем выдохнем. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? Дети: Нет. Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его. Незнайка: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать. Воспитатель: Что ты, Незнайка! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут. Опыт 5. «Не дышу» Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Воспитатель: НЕзнайка, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер? Дети: Да. Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? Дети: В лицо дует ветерок. Кукла: Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Незнайка: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе! - что воздух постоянно нас окружает; - что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; - что воздух легче воды; - что воздух есть внутри предметов; - что воздух есть внутри людей; - что без воздуха не возможна жизнь; - что воздух не имеет запаха, но может передавать запах; - что ветер - движение воздуха. Воспитатель: НЕзнайка куда ты исчез? Что ты там делаешь? Кукла: Я тут! (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания! Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом! |

Макагонова Татьяна Васильевна

Город (населенный пункт):

город Нягань

Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)

Макагонова Татьяна Васильевна,

воспитатель МАДОУ МО г.Нягань

«Детский сад №11 «Ёлочка»

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте со всеми поздороваемся.

(Игра на общение)

Станем рядышком, друг с другом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? Дети: Дома, деревья, птицы, животные.

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнаем что-то очень интересное. У нас новое задание, оно вот в этой красивой шкатулке. Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает шкатулку, она пустая)

Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.

Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух!

Воздушный человечек: Ой, помогите, спасите, лечу!

Воспитатель: Кто это там кричит?

(В комнату залетает Воздушный человечек - сделан из голубых шариков).

Воспитатель: Здравствуй, Воздушный человечек! Как ты к нам попал?

Воздушный человечек: Здравствуйте ребята! Я гулял, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?

Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе. Воздушный человечек : О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, и никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Погоди, Воздушный человечек, я знаю, что воздух вокруг нас.

Воздушный человечек : Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Воздушному человечку что воздух действительно есть. Оставайся с нами, Воздушный человечек, и ты сам всё поймёшь!

Воздушный человечек : Хорошо, ребята! Я останусь!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории. А для большей таинственности всё приборы я спрятала в коробочки.

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что человек может прожить без еды – 30 дней, без воды – 15 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут. Давайте, проверим.

Эксперимент «ЗАДЕРЖКА ВОЗДУХА»

Воспитатель: Давайте вдохнём побольше воздуха, зажмём нос рукой и «нырнём», а как только воздух закончится, то «вынырнем» (проверяет с помощью песочных часов)

Вывод: человек не может жить без воздуха.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (Ответы детей)

Эксперимент «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Какого он цвета? (Бесцветный).

Вывод: воздух бесцветный.

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, можно ли воздух почувствовать? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух выходит).

Вывод: воздух можно почувствовать.

Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (Ответы детей)

Эксперимент «УВИДИМ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Воспитатель: В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? (Через нос).

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как мы дышим. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель: А вот зимой, когда выгуляете на улице и дышите, то вы можете увидеть воздух. Как?

Дети: Идёт пар.

Воспитатель: Мы с вами когда пойдём гулять, то подышим свежим морозным воздухом – это очень полезно для здоровья!

Воспитатель: Но мы ведь можем воздух почувствовать.

Эксперимент «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух - без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком). Вы замечательно справились. Но что-то сильно чесноком запахло? Как же исправить неприятные запахи, если они появились? (Духи, дезодоранты)

Воспитатель: Вот и мы сейчас сделаем воздух с приятным запахом. (Распыляет дезодорант)

Вывод: Воздух переносит запахи

Воспитатель : А сейчас у нас минутка для отдыха. Посмотрите, что я еще принесла (мыльные пузыри). Я буду дуть пузыри, вы должны, как можно больше их лопнуть.

Игра малой подвижности «Поймай мыльный пузырь» (запись «Мыльные пузыри»)

Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Возьмите по свистку и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук воздуха).

Воспитатель: (показывает музыкальные инструменты) А вот это что ребята? Попробуйте на них поиграть. Что вы слышите? (Звук). С помощью чего звучат инструменты? (С помощью воздуха). Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.)

Воспитатель : А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «л», «м», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Воспитатель : А как в природе мы слышим воздух? Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы) Звуки (запись)

Воспитатель : Мы с вами тоже можем сделать небольшой ветерок просто подув ртом (дуют) и при помощи веера (машут веерами)

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель : А имеет ли воздух вес, мы сейчас проверим.

Эксперимент «ВЕС ВОЗДУХА»

(На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины). Воспитатель : Давайте положим на весы кусочек резины и резиновую игрушку. Что тяжелее? Правильно, резиновая игрушка. Воспитатель : Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним произошло? (Он утонул). А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Что с ней произошло? (Она не тонет).Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (Воздух)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Воспитатель : Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу с помощью пипетки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети рисуют.

Воспитатель : Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!

Воспитатель : Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей).

Воспитатель : Ой, ребята, слышите, нас зовёт Воздушный человечек?

Воздушный человечек: Ребята, а скажите мне, я всё правильно понял или нет?

Воспитатель : Вот мы сейчас и проверим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на утверждения Воздушного человечка вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!

Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздух можно услышать.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

Человек может жить без воздуха.

Ветер – это движение воздуха. Воздух тяжелее воды.

Воздушный человечек : Молодцы, ребята! Я в подарок хочу подарить вам предмет с воздухом. Это воздушный шарик!

Дети: Спасибо!

Приложение

Стихотворение про воздух

Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой Он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.

СООБЩЕНИЕ О ВОЗДУХЕ

Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди